Персональность как текстообразующая категория художественного текста: на материале русского и английского языков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат филологических наук Стратийчук, Елена Юрьевна

  • Стратийчук, Елена Юрьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ10.02.19
  • Количество страниц 186
Стратийчук, Елена Юрьевна. Персональность как текстообразующая категория художественного текста: на материале русского и английского языков: дис. кандидат филологических наук: 10.02.19 - Теория языка. Ростов-на-Дону. 2006. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Стратийчук, Елена Юрьевна

Введение.

Глава 1. Персональность как текстообразующая категория.

1.1. Лингвистические особенности текста.

1.1.1. Понятие «текст» в современной лингвистике.

1.1.2. Соотношение понятий «дискурс» и «текст».

1.2. Понятие текстовой категории.

1.3. Категория персональное™.

Выводы к главе 1.

Глава 2. Языковые средства выражения категории персональности (на материале русского и английского языков).

2.1. Лексико-семантические средства и их функция в формировании образа автора в произведениях А.П. Чехова и У.С. Моэма.

2.2. Грамматические средства и их функция в формировании образа автора в произведениях А.П. Чехова и У.С. Моэма.

2.3. Прагматический аспект художественного текста как источник изучения категории персональности.

Выводы к главе 2.

Глава 3. Субъектоцентризм как речевое условие репрезентации категории персональное™ в художественном тексте.

3.1. Феномен субъектоцентризма в нарративной структуре художественного дискурса.

3.2. Проблема субъективации авторского повествования.

3.3. Речевые способы реализации явного авторского присутствия на сверхфразовом уровне.

3.4. Проблема скрытого авторского присутствия в художественном тексте

Выводы к главе 3.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Персональность как текстообразующая категория художественного текста: на материале русского и английского языков»

Язык - это один из обязательных и неотъемлемых атрибутов человека. Характерной чертой современной лингвистики является поиск языкового моделирования человека в тесной объективно существующей взаимосвязи с другими сопредельными науками о человеке.

Язык пронизан субъективностью, поэтому субъективный, человеческий фактор все больше и больше перемещается в центр современных лингвистических исследований. Становление антропологической лингвистики свидетельствует о смещении фокуса лингвистических исследований в направлении от «язык в человеке» к «человек в языке».

Являясь выражением «человека в языке», текстовая категория персональности представляет огромный интерес для современного исследователя. Это объясняется потребностью углубления и конкретизации лингвистических представлений о принципах и закономерностях использования языка человеком.

Актуальность настоящего исследования определяется существующей в современной лингвистике необходимостью системного описания концептуальной категории персональности, имеющей статус сверхкатегории и проявляющейся в художественном тексте авторского или личностного начала и выявления всего спектра разнообразных средств выражения данной категории.

Несомненный интерес представляет исследование категории персональности в текстах на русском и английском языках в прагматическом ключе. Наряду с этим, очевидна необходимость более подробного исследования понятий, связанных с категорией персональности, таких как авторская модальность, субъективация повествования и др., для получения всестороннего представления о данной проблеме.

Объектом исследования в предлагаемой диссертации является текстообразующая категория персональности в современной лингвистике.

Предметом исследования служат лексические и грамматические средства выражения и текстообразующая функция категории персональное™ в русскоязычных и англоязычных художественных текстах писателей двадцатого века.

Целью данной работы является исследование специфики языковых средств выражения текстообразующей категории персональности и особенностей их функционирования в художественных текстах на русском и английском языках.

В соответствии с поставленной целью предполагается реализация следующих задач: выявить и описать характерные особенности текстообразующей категории персональности и связанных с ней понятий;

- определить специфические лексические и грамматические средства выражения текстообразующей категории персональности как основные показатели вербальной репрезентации позиции автора в художественных текстах на материале русского и английского языков; рассмотреть особенности средств выражения категории персональности в русскоязычных и англоязычных художественных текстах с позиции прагматического подхода, предполагающего включение в исследование фоновой информации о субъекте;

- систематизировать стратегии реализации субъектоцентризма в художественных текстах на русском и английском языках.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концептуальная категория персональности имеет статус сверхкатегории и проявляется в художественных русско- и англоязычных текстах авторского или личностного начала, что объясняется тем, что автор текста организует повествование на основе своей точки зрения на экстралингвистическую действительность. Текстовая категория персональности формирует художественный текст, являясь, таким образом, и текстообразующей.

2. Текстообразующая категория персональное™ имеет универсальный характер, так как присуща текстам, созданным на разных языках, в частности, на русском и английском, но система и нормы русского и английского языков обусловливают различия в конкретном языковом выражении текстообразующей категории персональное™.

3. Средства выражения текстообразующей категории персональное™ обладают значительным прагматическим потенциалом и в русском и английском языках, что обусловлено языковыми свойствами и особенностями речевой реализации данных средств. Отличия наблюдаются на уровне логического мышления и, как следствие, на уровне языковых феноменов: русский язык характеризуется преобладанием, по сравнению с английским, оценочно окрашенной лексики, в английском же для выражения текстовой категории персональное™ используются модальные глаголы. Существенными характеристиками средств выражения текстообразующей категории персональное™ является их оценочность, образность и информативность.

4. План содержания функционально-семантической категории персональное™ органически взаимодействует с авторской модальностью, формирующей как антропоцентричность художественного текста, так и его субъектоцентричность, которая реализуется с помощью определённых речевых тактик и приёмов, позволяющих выразить динамику образа персонажа.

В качестве методологической основы исследования следует рассматривать основные положения материалистической диалектики о всеобщей связи явлений в природе, обществе и сознании; об отношении языка к действительности и мышлению, о единстве и борьбе противоположностей; о единстве формы и содержания, а также представления о диалектических антиномиях общего и частного, конкретного и абстрактного, материального и идеального; индуктивные и дедуктивные методы познания.

Общенаучными предпосылками исследования послужили идеи В.В. Виноградова (1971) о творческом сознании субъекта в его отношении к объективной действительности, а также теоретические исследования текста И.Р. Гальперина (1981), З.Я. Тураевой (1986), Н.С. Валгиной (1998), Р. Барта (1989, 2005), МЛ. Дымарского (2001), Н.В. Шевченко (2003), исследования дискурса Н.Д. Арутюновой (1990), Т.В. Милевской (2003) и др., труды по функциональной грамматике и теории поля А.В. Бондарко (2001, 2002), Г.А. Золотовой (1998), Ю.Н. Власовой (1998), работы по прагматике И.В. Арнольд (1984), И.В. Якушевой (1983), Т.А. ван Дейка (2001), Г.Г. Матвеевой (1980,1990).

Частнонаучными основами для данного исследования стали работы по исследованию образа автора М.М. Бахтина (1979, 2000), В.Б. Катаева (1966), Н.А. Кожевниковой (1977), Н.В. Малычевой (2003) и др., а также труды по субъектоцентризму Г.Ф. Гавриловой (2004, 2005), Г.В. Колшанского (1975), Т.Н. Красновой (2002), В.В. Гуревич (1998).

В соответствии с целью и задачами в диссертации были комплексно использованы различные методы исследования: описательно-аналитический метод, метод сопоставления, метод наблюдений и моделирования, элементы методов трансформации, лингвистического эксперимента и количественной оценки, а также контекстуальный и интерпретационный методы. Следует отметить, что данные методы использовались не изолированно друг от друга, анализ проводился комплексно, с привлечением на каждом этапе работы тех приёмов и методов, которые более всего удовлетворяют поставленным целям и задачам исследования.

Научная новизна предлагаемой диссертации состоит в том, что в ней впервые предпринято комплексное исследование языковых средств выражения текстовой и текстообразующей категории персональное™ на материале русскоязычных и англоязычных художественных текстов, уточняется система средств выражения данной категории в английском и русском языке. Это позволяет систематизировать и объективировать имеющиеся в лингвистической науке знания о категории персональности как ведущей текстовой и текстообразующей категории.

Достоверность полученных результатов обеспечивается репрезентативной выборкой фактического материала, непротиворечивостью избранных методологических позиций, адекватностью методов исследования изучаемому материалу, ссылками на авторитетные научные источники.

Теоретическая значимость работы. Многоаспектный анализ, проведённый в исследовании, позволил выявить и систематизировать специфические, характерные только для художественных текстов на русском и английском языках, средства выражения текстовой и текстообразующей категории персональности. Данное исследование относится к одному из перспективных, на наш взгляд, направлений в лингвистике -коммуникативному - и представляет собой разработку одной из проблем данного направления, вносит вклад в теорию текста.

Практическая ценность диссертации заключается в том, что её результаты могут быть использованы в учебных курсах по теории языка, лингвистике текста, функциональной грамматике, стилистике, риторике, литературоведению, переводоведению, филологическому анализу текста. Материалы работы могут использоваться при создании коммуникативно-прагматически ориентированных руководств, призванных усовершенствовать владение языком. В частности, материалы работы могут стать частью содержания спецкурсов и спецсеминаров по проблемам текста. Эмпирический материал может быть использован при составлении сборников упражнений по дисциплинам лингвистического цикла.

Материалом исследования явились тексты художественных произведений авторов конца XIX - начала XX века А.П. Чехова и У.С. Моэма. Выбор этих авторов обусловлен некоторым сходством стилей, которое наблюдается в последовательном развитии повествования, глубоким проникновением этих авторов во внутренний мир персонажа и многогранном психологическом взгляде на человеческую природу. Общий корпус примеров, полученных методом сплошной выборки, составил около 3000 текстовых фрагментов.

Основные теоретические положения диссертации, фрагменты её содержания получили апробацию на Международной научной конференции «Язык. Дискурс. Текст», посвященной юбилею В.П. Малащенко (Ростов-на-Дону, 2004), региональной конференции «Русский язык в молодежной субкультуре» (Ростов-на-Дону, 2005), II Международной научной конференции «Язык. Дискурс. Текст», посвященной юбилею Г.Ф. Гавриловой (Ростов-на-Дону, 2005), Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы современной лингвистики», посвященной юбилею А.Я. Загоруйко (Ростов-на-Дону, 2005), Международной научной конференции «Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность» (Ростов-на-Дону, 2006). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры русского языка и культуры речи лингвистического института Ростовского государственного педагогического университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Библиографический список включает 288 наименований работ по исследуемой теме.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория языка», Стратийчук, Елена Юрьевна

Выводы к главе 3

Субъектоцентризм является одним из важнейших условий личностного понимания художественного текста, организующим всю образную систему текста, воплощающим также общее художественно-стилистическое значение произведения и определяющим использованные в нем авторские тактики. Под субъектоцентризмом понимаем факт абсолютизации субъектом художественного повествования своей собственной духовной, мыслительной позиции. Таким образом, субъектоцентризм является определяющим аспектом художественного текста и выступает в качестве речевого условия репрезентации категории персональности в тексте. В какой бы форме не выражалась авторская позиция в художественном тексте, стоящий «за» текстом автор-творец является «всезнающим» относительно созданного им художественного мира и обладающим даром непрямого говорения.

Общая диалогическая стратегия авторского дискурса реализуется в каждом конкретном случае создания зоны контакта определенным набором речевых тактик, прослеживаемых в выборе средств диалогизации. Этот выбор диктуется сменой литературных масок, и каждой маске соответствует та или иная диалогическая тактика. Так, анализ материала показал, что можно выделить режиссерские тактики, с помощью которых автор объясняет и уточняет ход повествования; судейские тактики, к которым автор прибегает при выражении критического отношения к изображаемому; философские тактики, позволяющие выявить суть изображаемых событий, явлений, характеров; лирические тактики, используемые автором для создания эмоциональной атмосферы в зоне контакта; лингвистические тактики, привлекающие внимание к выбору того или иного слова, выражения, образного языкового средства.

В соответствии со степенью авторского присутствия можно говорить о разной степени субъективации повествования. Нейтрализация субъективного авторского присутствия может служить раскрытию художественного замысла не хуже, чем его явное присутствие.

Приём остранения выступает в качестве одного из способов субъективации повествования. Наиболее продуктивным этот способ субъективации оказывается в художественных текстах, где речь идёт от лица ребёнка или животного.

К речевым авторизаторам художественного текста можно отнести: отбор автором способов выражения модусных рамок, характеризующих речевую личность псевдоавтора в ее динамике, с одной стороны, и дополнительные речевые авторизаторы, неизбежно выступающие в самом повествовании (в частности, это относится и к способам выражения интенсификации), с другой. Авторское слово служит сигналом появления автора на страницах своего произведения в одной из литературных масок, которая задает тон - общий характер дискурса и, соответственно, его язык.

В целом, авторское слово, выделяющееся в рамках авторского дискурса как отдельное сверхфразовое высказывание, может быть проанализировано как композиционно-речевая форма классической художественной прозы, которая закрепляет власть автора над повествованием, присутствующего в разных ипостасях, управляющего ходом событий, манипулирующего читательским восприятием и контролирующего речевое взаимодействие внутри и вне изображаемого мира.

Как структура диалогический дискурс автора в художественном тексте - это знаковый комплекс, который представляет собой единство формы, содержания и функций. Явное авторское присутствие, как правило, реализуется на уровне высказывания сверхфразового уровня. Скрытое авторское присутствие оформляется вставкой, частью предложения или отдельным предложением сентенционного характера. Поскольку основная функциональная нагрузка диалогического дискурса связана не с композицией текста, а с его вкладом в процесс смыслопорождения, в его организации и структура, и семантика, и прагматика выполняют важную роль. При этом можно отметить некоторый перевес прагматики над другими аспектами, так как благодаря ей уточняется роль семантического и структурного компонентов в организации этого дискурса.

Заключение

Исследование средств выражения текстообразующей категории персональности в художественных текстах на русском и английском языках потребовало углубленного рассмотрения самых различных аспектов проблемы текстовых категорий, дискурса, прагматики, лексической и грамматической семантики, системных связей, субъектоцентризма и других вопросов современной лингвистики.

Изучение категории персональности в системе других текстовых категорий позволило сделать вывод о том, что категория персональности занимает главенствующее место в иерархии текстовых категорий и является отправной точкой для таких категорий текста, как модальность, темпоральность, последовательность и др. Она является ведущей текстообразующей категорией. Это обусловлено тем, что текст целиком выстраивается и организуется автором, подчиняясь его замыслу.

Автор является организующим центром текста независимо от языка, на котором это произведение создаётся. Это позволило нам высказать предположение, что категория персональности присуща текстам не только на русском, но и на других языках. В частности, это предположение нашло подтверждение в английском языке. Проведённое нами исследование показало наличие сходств и различий выражения категории персональности в русскоязычных и англоязычных художественных текстах. Это обусловлено системой и нормами русского и английского языков и объясняется тесной взаимосвязью между языком и менталитетом носителей языка. Таким образом, мы полагаем, что текстообразующая категория персональности является универсальной категорией.

Текстообразующая категория персональности представляет особый интерес с точки зрения лексико-семантических и грамматических средств выражения. Это определило две основные линии исследования данной категории.

Анализ средств выражения текстообразующей категории персональности показал, что необходимо учитывать прагматический аспект художественного текста, который акцентирует внимание не только на конкретном вербально выраженном тексте, но прежде всего на фоновой информации о субъекте, его намерениях, условиях и целях общения. Особенность средств выражения категории персональности заключается в том, что они обладают значительным прагматическим потенциалом. При этом, как показал анализ текстовых фрагментов, существенными характеристиками данных средств является их оценочность, образность и информативность.

Необходимым речевым условием репрезентации категории персональности в художественном тексте является субъектоцентризм. Он является одним из важнейших условий личностного понимания художественного текста, организует всю образную систему текста, воплощает общее художественно-стилистическое значение произведения и определяет использованные в нем авторские тактики. Опираясь на анализ языкового материала, выделяем режиссерские тактики, с помощью которых автор объясняет и уточняет ход повествования; судейские тактики, к которым автор прибегает при выражении критического отношения к изображаемому; философские тактики, позволяющие выявить суть изображаемых событий, явлений, характеров; лирические тактики, используемые автором для создания эмоциональной атмосферы в зоне контакта; лингвистические тактики, привлекающие внимание к выбору того или иного слова, выражения, образного языкового средства.

Результаты анализа текстов художественной литературы показали, что приём остранения выступает в качестве одного из способов субъективации повествования и наиболее продуктивным этот способ субъективации оказывается в художественных текстах, где речь идёт от лица ребёнка или животного. Субъективации повествования способствуют также речевые авторизаторы, к которым можно отнести отбор автором способов выражения модусных рамок, характеризующих речевую личность псевдоавтора в ее динамике, и дополнительные речевые авторизаторы, неизбежно выступающие в самом повествовании (в частности, это относится и к способам выражения интенсификации).

Диалогический дискурс автора в художественном тексте представляет собой единство формы, содержания и функции. Явное авторское присутствие, как правило, реализуется на уровне высказывания сверхфразового уровня. Скрытое авторское присутствие оформляется вставкой, частью предложения или отдельным предложением сентенционного характера.

Думается, что проведенный анализ открывает новые области, требующие специализированного исследования. Так, возможно дальнейшее исследование лексико-семантических и грамматических средств выражения категории персональности с целью уточнения структуры функционально-семантического поля текстовой категории персональности и средств его выражения.

Текстовая категория персональности и текстообразующая различаются по набору средств выражения, следовательно будут отличаться и функционально-семантические поля, основывающиеся на этих категориях. Важным и перспективным представляется дальнейший анализ данных категорий. Также необходимо сопоставить функционально-семантические поля текстовой и текстообразующей категории персональности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Стратийчук, Елена Юрьевна, 2006 год

1. Агапова, С.Г. К проблеме функционально-прагматических полей / С.Г. Агапова // Единицы языка: функционально-коммуникативный аспект. - Ростов н/Д: РГПУ, 2002. - С. 145-148.

2. Акимова, Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка / Г.Н. Акимова. М.: Высшая школа, 1990. - 168 с.

3. Акимова, Г.Н. Экспрессивные свойства синтаксических структур / Г.Н. Акимова // Предложение и текст: семантика, прагматика и синтаксис. -Л.: Изд-во Лен. Унив., 1988. С. 15-20.

4. Александрова, О.В. Когнитивная лингвистика как часть филологии / О.В. Александрова // Личность в пространстве языка и культуры. М.; Краснодар: АПСН. 2005. - С. 235-241.

5. Александрова, О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса / О.В. Александрова. М.: Высш. шк., 1984. - 211 с.

6. Алефиренко, Н.Ф. Дискурс как смыслопорождающая категория (дискурс и вторичное знакообразование) / Н.Ф. Алефиренко // Язык. Текст. Дискурс. Ставрополь; Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2005. -Вып. 3. - С. 6-14.

7. Андреева, Е.В. Речь героя и позиция автора в поздних рассказах Чехова: Дис. . канд. филол. наук / Е.В. Андреева. СПб., 2004. -189 с.

8. Антропологическая лингвистика: Концепты. Категории. Под ред. Ю.М. Малиновича. М.- Иркутск, 2003. - 251 с.

9. Арнольд, И.В. Интерпретация художественного текста: типы выдвижения и проблемы экспрессивности / И.В. Арнольд // Экспрессивные средства английского языка. Ленинград, 1975. - С. 11-20.

10. Арнольд, И.В. Коммуникативно-прагматическая функция авторских комментариев / И.В. Арнольд // Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции «Коммуникативные единицы языка». М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1984.-С. 16-19.

11. П.Арутюнова, Н.Д. Дискурс. Лингвистический энциклопедический словарь, гл. ред. В.Н. Ярцева / Н.Д. Арутюнова. М.: Сов. Энцикл., 1990.-685 с.

12. Арутюнова, Н.Д. Предложение и его смысл / Н.Д. Арутюнова. М.: Наука, 1976.-382 с.

13. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1999. - 895 с.

14. Бабайцева, В.В., Николина, Н.А., Чеснокова, Л.Д. и др. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова. М.: Академия, 2002. - 704 с.

15. Балли, Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / Ш. Балли. М.: Иностранная литература, 1955. - 416 с.

16. Балли, Ш. Французская стилистика. Под ред. Е.Г. Эткинда. Вступит, ст-я Р.А. Будагова / Ш. Балли. М.: Иностранная литература, 1961. -392 с.

17. Баранов, А.Г. Динамическая стилистика (контекстуализм vs актуализм) / А.Г. Баранов // Разновидности текста в функционально-стилевом аспекте. Ред. М.Н. Кожина. Пермь, 1994. - С. 37-42.

18. Баранов, А.Н. Дискурс как модификация смысла / А.Н. Баранов // Текст: пространство и время. М., 2003. - С. 5-14.

19. Барт, Р. От произведения к тексту / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика: Поэтика. -М.: Прогресс, 1989. С. 413-424.

20. Барт, Р. Смерть автора / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Вагриус, 2003. - 590 с.

21. Барт, Р. Философия текста/Р. Барт. -М., 2005.-350 с.

22. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М.М. Бахтин // Работы 20-х годов. Киев, 1994. - 590 с.

23. Бахтин, М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин. СПб., 2000. - 333 с.

24. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. М., 1975.-502 с.

25. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. М.: Наука, 1986. - С. 250-296.

26. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М., 1979.-424 с.

27. Бельчиков, Ю.А., Карпов, E.J1. Наблюдения над стилем авторского повествования в рассказах А.П. Чехова / Ю.А Бельчиков, E.J1. Карпов // Русский язык в школе, 1960. №1. - С. 39-43.

28. Белянин, В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста / В.П. Белянин. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 122 с.

29. Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. М.: Едиториал УРСС, 2002.-448 с.

30. Биссималиева, М.К. О понятиях «текст» и «дискурс» / М.К. Биссималиева // Филол. науки, 1999. №2. - С. 78-85.

31. Блох, МЛ. Вопросы изучения грамматического строя языка / М.Я. Блох. -М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1976. 107 с.

32. Блох, М.Я. Диктема в уровневой структуре языка / М.Я. Блох // Вопр. языкозн. М., 2000. - №4. - С. 56-57.

33. Блох, М.Я. Теоретические основы грамматики / М.Я. Блох. М.: Высш. школа, 2002. - 160 с.

34. Богуславская, В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Монография /В.В. Богуславская // ЮО РАО. Ростов н/Д, 2003.-272с.

35. Болотнова, Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня /Н.С. Болотнова. -Томск, 1989.

36. Большакова, А.Ю. Теория автора в современном литературоведении / А.Ю. Большакова // Известия АН СССР. СЛЯ. Том 57,1998. № 5. - С. 15-24.

37. Бондарко, А.В. Категории и разряды славянской функциональной морфологии (Морфологические категории и лексико-грамматические разряды) / А.В. Бондарко // Славянское языкознание. VII Международный съезд славистов. М., 1973. - С. 39-44.

38. Бондарко, А.В. Лингвистика текста в системе функциональной грамматики / А.В. Бондарко // Текст. Структура и семантика. Т.1. М., 2001.-С. 4-13.

39. Бондарко, А.В. Теория морфологических категорий / А.В. Бондарко. -Л.: Наука, 1976.-255 с.

40. Бондарко, А.В. Теория значения в системе функциональной грамматики: На материале рус. языка / А.В. Бондарко. М.: Языки славянской культуры, 2002. - 736 с.

41. Бонецкая, Н.К. "Образ автора" как эстетическая категория / Н.К. Бонецкая // Контекст 1985. Отв. ред. Н.К. Гей. М.: Наука, 1986. - С. 241-272.

42. Бурвикова, Н.Д. К вопросу о лингвистических единицах текста / Н.Д. Бурвикова // Синтаксис текста. М.: Наука, 1979. - С. 276-280.

43. Бычкова, Т.А. Языковая личность и текст: На материале науч.-художеств. повести М. Зощенко «Перед восходом солнца» / Т.А. Бычкова // Учен. зап. Казан, ун-та, 2000 . Т. 140. С. 34-37.

44. Валгина, Н.С. Теория текста: Учебное пособие. / Н.С. Валгина. М., Изд-во МГУП «Мир книги», 1998 // http://www.hi-edu.ru/x-books/xbook029/01/index.html?part-015 .htm

45. Васильева, В.В. О слушающем как говорящем / В.В. Васильева // Проблемы функционирования языка в разных сферах речевой коммуникации. Пермь: ПТУ, 2005. - С. 8-15.

46. Васильева, JI.B., Денисова, O.K. К Вопросу об изучении некоторых категорий текста (на материале англоязычных рассказов) / JI.B. Васильева, O.K. Денисова // Совр. Лингвист, парадигмы: Тезисы докладов и сообщений. -Ирк.: ИГГШИЯ, 1993. С. 8-10.

47. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая. М., 2001. - 288 с.

48. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. М.: Русские словари, 1997. - 411 с.

49. Виноградов, В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке / В.В. Виноградов // Труды ИРЯ. М.-Л., 1950. - Вып. 2. -228 с.

50. Виноградов, В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. -М.: Высшая школа, 1986. 640 с.

51. Виноградов, В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов. -М.: Высш. школа, 1971.-240 с.

52. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы / В.В. Виноградов. М.: Гослитиздат, 1959. - 654 с.

53. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы: Избр. тр. / В.В. Виноградов. М.: Наука, 1980. - 360 с.

54. Витковская, Л.В. Триада «язык художественное познание - текст» в сфере когнитивно-коммуникативной парадигмы / Л.В. Витковская //

55. Вестник Пятигорского лингвистического университета, 2001. №4. -С. 10-14.

56. Вихрян, О.Е. Языковые средства выражения авторской модальности в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева»: Автореф. дис. . канд. филол. наук / О.Е. Вихрян. М., 1990. - 16 с.

57. Власова, Ю.Н. Функционально-семантические и словообразовательные поля в лингвистике / Ю.Н. Власова. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1998. - 360 с.

58. Волков, О.В. Художественный текст и символика авторских проекций (на материале романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита») / О.В. Волков // Семантика и структура художественного текста: Доклады VII Международной конференции. М., 1999. - С. 29-41.

59. Волошинов, В. Слово в жизни и слово в поэзии / В. Волошинов // Звезда, 1926. -№ 6. С. 264-265.

60. Вольф, Е.М. Субъективная модальность и семантика пропозиции / Е.М. Вольф // Прагматика и проблемы интенсивности: Сб. научн. тр. Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. -М., 1988. С. 7-9.

61. Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки / Е.М. Вольф. М.: Едиториал УРСС, 2002. - 280 с.

62. Воркачёв, С.Г. Лингвокульторология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С.Г. Воркачёв // Филол. науки, 2001. №1. - С. 64-72.

63. Воробьева, О.П. Лингвистические аспекты адресованности художественного текста: Дис. . д-ра филол. наук / О.П. Воробьева. М., 1993.-382 с.

64. Воробьёва, О.П. О средствах делимитации составляющих текста / О.П. Воробьева // Лингвистика текста и методика преподавания иностр. языков (сб. статей). Киев: Вища школа, 1981. - С. 14-19.

65. Воробьева, О.П. Текстовые категории и фактор адресата / О.П. Воробьева. Киев: Вища школа, 1993. - 199 с.

66. Гаврилова, Г.Ф., Малычева, Н.В. Об авторизации и субъективации повествования в художественном тексте / Н.В. Малычева, Г.Ф. Гаврилова // Текст. Структура и семантика. Доклады VIII Международной конференции. T.l. -М., 2001. С. 14-21.

67. Гаврилова, Г.Ф., Малычева, Н.В. Сложное синтаксическое целое с сочинительным союзом в антропоцентрическом аспекте / Н.В. Малычева, Г.Ф. Гаврилова // Филол. науки, 2000. №5. - С. 46-57.

68. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. М.: Наука, 1981. - 138 с.

69. Глушак, Т.С., Семенова, С.К. К проблеме обоснования статуса функционально-семантических категорий в языке / Т.С. Глушак, С.К. Семенова // Вопросы языкознания, 1980. № 2. - С. 73-79.

70. Гончарова, Е.А. Пути лингвистического выражения категории «автор-персонаж» в художественном тексте / Е.А. Гончарова. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. - 149 с.

71. Гончарова, Е.А. Расширение категориального аппарата в современных исследованиях текста / Е.А. Гончарова // Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы. -М.: Изд-во МГУ, 1995. -Т.1. -С. 130-131.

72. Гончарова, Е.А. Тип повествования прагматическая перспектива -адресованность художественного текста: сб. науч. тр. / Е. А. Гончарова // Studia Linguistica 5. - СПб., 1997. - С. 10-14.

73. Гришунин, А.Л. Автор как субъект текста / А.Л. Гришунин // Изв. Рос. АН, Сер. лит. и яз, 1993.-Т. 52.-№4.-С. 12-19.

74. Грушевская, Т.М. Концептуальная картина мира как дискурс (особенности содержания и структуры) / Т.М. Грушевская, И.Г. Щепкина, И.А. Хаман // Текст и дискурс: полифония языков и культур. -Краснодар: КубГУ, 2004. С. 37-43.

75. Гуревич, В.В. О «субъективном» компоненте языковой семантики / В.В. Гуревич // Вопросы языкознания, 1998. №1. - С. 27-35.

76. Гуревич, П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. М.: Аспект Пресс, 1995.-314 с.

77. Гузь, Н.А. Способы выражения авторской позиции Гончарова и Чехова / Н.А. Гузь // А.П.Чехов (проблемы жанра и стиля). Ростов н/Д, 1986.-С. 40-51.

78. Гюббенет, И.В. Основы филологической интерпретации литературно-художественного текста / И.В. Гюббенет. М.: Изд-во МГУ, 1991. -205 с.

79. Давыдова, К.В. Гипертекстуальность как свойство художественного текста (на примере современного английского языка) / К.В. Давыдова. -Армавир, 2005.- 188 с.

80. Дейк, ван Т.А. Вопросы прагматики текста / Т.А. ван Дейк // Текст: аспекты изучения семантики, прагматики и поэтики. Сб. статей. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - С. 90-168.

81. Дейк, ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация: Пер. с англ./ Т.А. ван Дейк. М.: Прогресс, 1989. - 310 с.

82. Демьянков, В.З. Прагматические основы интерпретации высказывания / В.З. Демьянков // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз., 1981. Т. 40. -№ 4. - С. 268-277.

83. Денисова, С.П. Специфика интимизации художественного текста в произведениях А.П. Чехова / С.П. Денисова // Русское языкознание. -Киев, 1990. Вып. 20. С. 114-120.

84. Денисова, С.П. Текстовые средства интимизации в художественной прозе А.П. Чехова / С.П. Денисова // Языковое мастерство А.П. Чехова. Ростов н/Д, 1995.-С. 3-11.

85. Диалектика текста: В 2т. Т.2 / А.В. Зеленщиков, О.В. Емельянова, Л.П. Чахоян и др.; Отв. ред. А.И. Варшавская. СПб.: Изд-во С-Петерб. унта, 2003. - 220с.

86. Диброва, Е.И. Категории художественного текста / Е.И. Диброва // Семантика текста. М., 1998.-С. 12-19.

87. Диброва, Е.И. Пространство текста в композиционном членении / Е.И. Диброва // Структура и семантика художественного текста: Докл. VII Междунар. конф. -М., 1999. С. 34-39.

88. Дымарский, М.Я. О лингвистическом статусе сложного синтаксического целого / М.Я. Дымарский // Текстовый аспект в изучении синтаксических единиц. Межвуз. сб. научн. трудов. Л.: ЛГПИ, 1990.-С. 70-86.

89. Дымарский, М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст / М.Я. Дымарский. М., 2001. - 328 с.

90. Дымарский, М.Я. Эстетическая функция сверхфразовой организации текста / М.Я. Дымарский // Материалы международной филологической конференции. СПб., 2002. - С. 44-48.

91. Заика, В.И. Повествователь как компонент художественной модели /

92. B.И. Заика // Говорящий и слушающий: языковая личность, текст, проблемы обучения. «Материалы Международной научно-методической конференции». СПб., 26-28 февраля 2001. - С. 381-390.

93. Залевская, А.А. Понимание текста: психолингвистический подход / А.А. Залевская. Калинин, 1992. - 177 с.

94. Заметалина, М.Н. К проблеме описания функционально-семантического поля в синхронии и диахронии / М.Н. Заметалина // Филол. науки, 2002. №5. - С. 89-93.

95. Звегинцев, В.А. Язык и лингвистическая теория / В.А. Звегинцев. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. 248 с.

96. Зильберт, Б.А. Системно-функциональное исследование текстов массовой информации и пропаганды (прессы, радиовещания, телевидения): Автореф. дис. . докт. филол. наук / Б.А. Зильберт. -М., 1988.-39 с.

97. Золотова, Г.А. Говорящее лицо и структура текста / Г.А. Золотова // Язык система. Язык - текст. Язык - деятельность. - М., 1995.1. C. 120-133.

98. Золотова, Г.А., Онипенко, Н.К., Сидорова, М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка / Г.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова. М., 1998. - 542 с.

99. Золотова, Г.А. О модальности предложения в русском языке / Г.А. Золотова // Филол. науки, 1962. № 4. - С. 65-79.

100. Золотова, Г.А. Текст как главный объект лингвистики и обучения языку / Г.А. Золотова // Конгресс МАПРЯЛ «Русское слово в мировой культуре» пленарное заседание: сборник докладов, т 1. - СПб., 2003. -С. 101-109.

101. Зорина, Е.С. Авторская модальность как организующая категория художественного повествования: На материале сборника рассказов В. Набокова «Весна в Фиальте»: Дис. . канд. филол. наук / Е.С. Зорина. -СПб., 2005.- 195 с.

102. Иванчикова, Е.А. Категория «образ автора» в научном творчестве

103. B.В. Виноградова / Е.А. Иванчикова // Изв. АН СССР, сер. лит. и яз. -1985. Т. 44. - № 2. - С. 123-135.

104. Иванчикова, Е.А. Синтаксис текстов, организованных авторской точкой зрения / Е.А. Иванчикова // Языковые процессы современной русской художественной литературы.-М., 1977.-С. 198-240.

105. Иванчикова, Е.А. Парцеллированные конструкции в современном русском языке / Е.А. Иванчикова // Морфология и синтаксис современного русского языка. Русский язык и советское общество. -М.: Наука, 1968. С. 277-302.

106. Ильенко, С.Г. Текстовый аспект в изучении синтаксических единиц /

107. C.Г. Ильенко // Текстовый аспект в изучении синтаксических единиц. Межвуз. сборник научн. трудов. Ленинград: ЛГПИ, 1990. - С. 4-18.

108. Ильенко, С.Г. Текстовая реализация и текстообразующая функция синтаксических единиц / С.Г. Ильенко // Текстовые реализации и текстообразующие функции синтаксических единиц (межвуз. сб. научн. трудов). Л., 1988. - С. 7-21.

109. Исакова, И.Н. О субъектной организации и системе персонажей в лирике / И.Н. Исакова // Филол. науки, 2003. №1. - С. 27-36.

110. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С. Иссерс. М.: Изд-во УРСС, 2002. - 285 с.

111. Карасик, В.И. Культурные доминанты в языке / В.И. Карасик // Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. тр. Волгоград -Архангельск: Перемена, 1996. - С. 3-16.

112. Карасик, В.И. Статус лица в значении слова: учебное пособие по спецкурсу / В.И. Карасик. Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989.- 112 с.

113. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, Дискурс / В.И. Карасик. Волгоград: Перемена, 2002. - 280 с.

114. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. -М.: Наука, 1987.-264 с.

115. Касевич, В.Б. Семантика. Синтаксис. Морфология / В.Б. Касевич. -М.: Наука, 1988.-311 с.

116. Катаев, В.Б. «К постановке проблемы образа автора» / В.Б. Катаев // Филол. науки, 1966. -№1. С. 29-40.

117. Катаев, В.Б. Образ автора в пьесе Чехова: автореф. дисс. . канд. филол. наук / В.Б. Катаев. -М., 1966. 17 с.

118. Катаев, В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации / В.Б. Катаев. -М.: Изд-во МГУ, 1979. 327 с.

119. Кибрик, А., Паршин, П. Дискурс. Энциклопедия Россия-On-Line / А. Кибрик, П. Паршин //http://www.krugosvet.ru/articles/82/1008254/1008254al.htm

120. Ковсан, М. Един в трех лицах: автор, повествователь, рассказчик / М. Ковсан // Литературная учеба. 1987. №2. - С. 149-154.

121. Кожевникова, Н.А. О соотношении речи автора и персонажей// Языковые процессы современной русской художественной литературы / Н.А. Кожевникова. М., 1977. - С. 7-98.

122. Кожина, М.Н. О функциональных семантико-стилистических категориях текста / М.Н. Кожина // Филол. науки, 1987. №2. - С. 3541.

123. Кожина, М.Н. О функциональных семантико-стилистических категориях в аспекте коммуникативной теории языка / М.Н. Кожина // Разновидности и жанры научной прозы. Лингвостилистические особенности. М., 1989. - С. 54-65.

124. Кожина, М.Н. Интерпретация текста в функционально-стилевом аспекте / М.Н. Кожина // Stylistyka, I. Red. S. Gajda. Opole, 1992. - С. 39-50.

125. Кокина, И. А. Языковые средства выражения семантики интенсивности в произведениях А.П. Чехова о детях и для детей: Дис. . канд. филол. наук / И.А. Кокина. Ростов н/Д, 2003. - 163 с.

126. Колшанский, Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке / Г.В. Колшанский. М, Наука, 1975. - 231 с.

127. Корет, Э. Основы метафизики. Пер. с нем. / Э. Корет. Киев: «Тандем», 1998.-248 с.

128. Корман, Б.О. Целостность литературного произведения и эскпериментальный словарь литературоведческих терминов / Б.О. Корман // Проблемы истории критики и поэтики реализма. -Куйбышев, 1981.-С. 39-54.

129. Корниенко, А.А. Рассказчик как текстообразующая категория// Лингвистика текста. Тезисы / А.А. Корниенко. Пят.: ПГЛУ, 1995. -С. 108-109.

130. Коротченко, М.А. Образ автора в исторических повестях Смутного времени (на материале «Временника» Ивана Тимофеева) / М.А. Коротченко // Филол. науки, 1998. №2. - С. 14-23.

131. Костомаров, В.Г., Бурвикова, Н.Д. Субъективная модальность как начало дискуссии / В.Г. Костомаров, Н.Д. Бурвикова // Международная юбилейная сессия, посвященная 100-летию со дня рождения акад. В.В. Виноградова: тезисы докладов. М., 1995. - С. 238-240.

132. Костомаров, В.Г. Текст / В.Г. Костомаров // Синергетика образования. Вып. 3. М., 2005. - С. 48-75.

133. Котюрова, М.П. Функционально-стилистический аспект анализа целого текста / М.П. Котюрова // Функционирование языка в различных типах текста: межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 1989. - С. 15-22.

134. Кошляк, А.Б. Категории художественного текста / А.Б. Кошляк // Стилистика текста: языковые средства экспрессивного текста. Уфа, 1989.-С. 47-54.

135. Краснова, Т.И. Субъективность-модальность (материалы активной грамматики) / Т.И. Краснова. СПб., 2002. - 158 с.

136. Красных, В.В. От концепта к тексту и обратно (к вопросу о психолингвистике текста) / В.В. Красных // Вестник Московского университета, серия 9, Филология, 1998. №1. - С. 53-70.

137. Кручевская, Г.В. «Образ автора» в художественном и публицистическом тексте / Г.В. Кручевская // Проблемы местной печати, радиовещания и телевидения. Томск, 1989. - С. 112-124.

138. Кубрякова, Е.С. Языковое сознание и языковая картина мира / Е.С. Кубрякова // Филология и культура: Материалы П-й Международной конференции. Отв. ред. Н.Н. Болдырев.: в 3 ч. Ч. III. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999. - С. 6-13.

139. Кузневич, З.А. Языковая личность в литературно-художественном дискурсе Эрнеста Хемингуэя: Автореф. дис. . канд. филол. наук / З.А. Кузневич. Иркутск, 1999. - 22 с.

140. Кузнецова, Э.М. Роль прагматической установки в организации смыслового взаимодействия сверхфразовых единств / Э.М. Кузнецова // Прагматические аспекты функционирования языка. Барнаул: Изд-во АГУ, 1983.-С. 125-132.

141. Кузьмин, В.Ф. Объективное и субъективное. Анализ процесса познавания / В.Ф. Кузьмин. М.: Наука, 1976. - 216 с.

142. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста / В.А. Кухаренко. Л.: Просвещение, 1979. - 327 с.

143. Левина, И.Н. Структура чеховского текста и теория игры / И.Н. Левина // Лингвистика текста. Тезисы. Пят.: ПГЛУ, 1995. - С. 116117.

144. Левина, С.Д. Модально-референциальные аспекты модернистского текста. (На материале произведений М.А. Булгакова и В.В. Набокова): Дис. . канд. филол. наук / С.Д. Левина. СПб., 2001. - 28 с.

145. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. М., 1998.-287 с.

146. Леонтьев, А.А. Понятие текста в современной лингвистике и психологии / А.А. Леонтьев // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Киев, 1979.-С. 7-18.

147. Леонтьев, А.А. Языковое сознание и образ мира / А.А. Леонтьев // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М., 1993. - С. 1621.

148. Лихошёрст, Н.И. Соотношение структуры и значения грамматических форм в тексте (на материале вопросительных предложений современного английского языка) / Н.И. Лихошёрст //

149. Лингвистика текста и методика преподавания иностранных языков. -Киев: Вища школа, 1981. С. 97-101.

150. Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Изд-во «Индрик», 1999. -422 с.

151. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст -семиосфера - история / Ю.М. Лотман. - М.: Языки русской культуры, 1999.-447 с.

152. Лотман, Ю.М. Текст в процессе движения: автор аудитория, замысел - текст / Ю.М. Лотман // Семиосфера. - СПб., 2000. - С. 203220.

153. Лукин, В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа / В.А. Лукин. М., 1999. - 192 с.

154. Лунева, В.П. Синтаксис связной речи (ССЦ) / В.П. Лунева. Пермь, 1982.- 180 с.

155. Максимова, Н.В. Функционирование «чужой» речи в ответном типе текста / Н.В. Максимова // Филол. науки, 2005. №3. - С. 33-42.

156. Малинович, Ю.М. Семиосфера культуры в антропологической лингвистике / Ю.М. Малинович, М.В. Малинович // Номинация. Предикация. Коммуникация. Сб. статей к юбилею проф. Л.М. Ковалевой. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002. - С. 30-34.

157. Малычева, Н.В. Текст и сложное синтаксическое целое: системно-функциональный анализ / Н.В. Малычева. Ростов н/Д: АПСН, 2003. -180с.

158. Малычева, Н.В. Художественный текст в аспекте категории персональности / Н.В. Малычева // Совр. рус. яз.: коммуникативно-функциональный аспект: Учебное пособие. Ростов н/Д.: РГПУ, 2003. -С. 213-223.

159. Масленникова, А.А. Лингвистическая интерпретация скрытых смыслов / А.А. Масленникова. СПб., 1999. - 261 с.

160. Матвеева, Г.Г. Исследование прагматического компонента текста / Г.Г. Матвеева // Психолингвистические исследования развития речи и обучения второму языку. М., 1980. - С. 81-89.

161. Матвеева, Г.Г. К вопросу о речевых стратегиях скрытого воздействия отправителя текста на его получателя / Г.Г. Матвеева // Личность, речь и юридическая практика. Вып.6 Ростов н/Д: ДЮИ, 2003.-С. 122-129.

162. Матвеева, Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Синхронно-сопоставительный очерк / Т.В. Матвеева -Свердл., 1990.-172 с.

163. Мегентесов, С.А. Эволюция образа-Я в картине восприятия мира / С.А. Мегентесов, С.А. Голубцов // Лингвистические и психолингвистические основы изучения сущностей. Краснодар: КубГУ, 1997.-С. 181-188.

164. Милевская, Т.В. Грамматика дискурса / Т.В. Милевская. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003. - 312 с.

165. Милевская, Т.В. Дискурс и текст: проблема дефиниции / Т.В. Милевская // http://www.teneta.rinet.ru/rus

166. Моргулёва, О.М. Формы авторского повествования в прозе А.П. Чехова конца 80-х 90-х г.г.: Дис. . канд. филол. наук / О.М. Моргулёва. - М., 2005. - 184 с.

167. Мороховский, А.Н. Некоторые основные понятия стилистики и лингвистики текста / А.Н. Мороховский // Лингвистика текста и методика преподавания иностр. языков (сб. статей). Киев: Вигца школа, 1981.-С. 6-18.

168. Москальская, О.И. Грамматика текста / О.И. Москальская. М.: Высшая школа, 1981. - 183 с.

169. Москвин, В.П. Цитирование, аппликация, парафраз: к разграничению понятий / В.П. Москвин // Филол. науки, 2002. №1. - С. 63-70.

170. Наер, В.Л. Прагматика текста и её составляющие / В.Л. Наер // Сб. науч. трудов «Прагматика и стилистика». -М.: МГЛУ, 1986. С. 4-13.

171. Никитина, Т.Г. Лингвопоэтический анализ авторской модальности в произведении художественной литературы (на материале рассказов Дж. Джойса "Дублинцы"): Автореф. дис. . канд. филол. наук / Т.Г. Никитина. Самара, 2003. - 22 с.

172. Николаева Е.С. Междометия в прагмалингвистическом аспекте (на материале русского и английского языков): Дис. . канд. филол. наук / Е.С. Николаева. Ростов н/Д, 2006. - 164 с.

173. Николина, Н.А. Приемы остранения в художественном тексте (на материале произведений о детстве) / Н.А. Николина // Русский язык в школе, 1989. № 5. с. 66-73.

174. Николина, Н.А. Филологический анализ текста / Н.А. Николина. -М., Академия, 2003. 256 с.

175. Новиков, А.И. Семантика текста и ее формализация / А.И. Новиков. -М.: Наука, 1983.-215 с.

176. Новиков, J1.A. Единица эстетической коммуникации / JI.A. Новиков // Труды по русской и славянской филологии. Лингвистика. Новая серия. VIII. Языковые функции: семантика, синтактика, прагматика. -Тарту, 2002.-С. 134-147.

177. Новиков, Л.А. Художественный текст и его анализ / Л.А. Новиков. -М.: Русский язык, 1988. 301 с.

178. Новикова, М.Л. Остраннение как языковая структура текстового поля / М.Л. Новикова // Филол. науки, 1999. №6. - С. 37-44.

179. Новикова, М.Л. Художественный предмет в аспекте остранения / М.Л. Новикова // Филол. науки, 2005. №5. - С. 8-16.

180. Норман, Б.Ю. Субъект говорения: автор и соавтор / Б.Ю. Норман // Русский язык на рубеже тысячелетий. Материалы Всероссийской конференции 26-27 октября 2000 г., т. 1. СПб, 2001. - С. 138-151.

181. Одинцов, В.В. Стилистика текста / В.В. Одинцов. М.: Наука, 1980. - 263 с.

182. Олейник, М.А. Адресатный план и динамическая языковая картина мира / М.А. Олейник. СПб.: Филол. фак. СПбГУ; Краснодар: КубГУ, 2006.- 164 с.

183. Онипенко, Н.К. Грамматические категории в тексте / Н.К. Онипенко // Лингвистика на рубеже эпох. Идеи и топосы. Сборник статей. М., 2001.-С. 89-117.

184. Онипенко, Н.К. Идея субъектной перспективы в русской грамматике / Н.К. Онипенко // Русистика сегодня, 1994. № 3. - С. 74-83.

185. Откупщикова, М.И. Синтаксис связного текста / М.И. Откупщикова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. - 103 с.

186. Падучева, Е.В. В.В. Виноградов и наука о языке художественной прозы / Е.В. Падучева // Изв. РАН. Серия литературы и языка, т. 54, 1995. -№3.- С. 39-48.

187. Падучева, Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью (Референциальные аспекты семантики местоимений) / Е.В. Падучева. -М.: Наука, 1985. 271 с.

188. Падучева, Е.В. Говорящий: субъект речи и субъект сознания / Е.В. Падучева // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1992.-С. 164-169.

189. Панфилов, В.З. Категория модальности и ее роль в конструировании структуры предложения и суждения / В.З. Панфилов // Вопросы языкознания, 1977. № 4. - С. 37-48.

190. Плеханова, Т.Ф. Текст как диалог / Т.Ф. Плеханова. Мн.: МГЛУ, 2002.-253 с.

191. Попова, Е.А. Авторская модальность как средство выражения антропоцентричности текста: Автореф. дис. . канд. филол. наук / Е.А. Попова. Липецк, 1996. - 22 с.

192. Попова, Е.А. О лингвистике нарратива / Е.А. Попова // Филол. науки, 2001.- №4.-С. 87-90.

193. Попова, Е.А. Человек как основополагающая величина современного языкознания / Е.А. Попова // Филол. науки, 2002. №3. - С. 69-77.

194. Попова, Л.Г. Внутренняя и внешняя речь автора и персонажа в немецких и русских художественных текстах / Л.Г. Попова // Филол. науки, 2002. № 4. - С. 93-100.

195. Постовалова, В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека / В.И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988. - С. 8-69.

196. Проблемы функциональной грамматики: Полевые структуры / Отв. ред. А.В. Бондарко, С.А. Шубик. СПб.: Наука, 2005. - 480 с.

197. Прозоров, В.Г. Основы теории и практики перевода с английского языка на русский / В.Г. Прозоров // http://kspu.ptz.ru/structur/kafedry/kafangljaz/translation.shtml

198. Прокопович, Е.Н. Стилистика частей речи / Е.Н. Прокопович. М.: Просвещение, 1969. - 143 с.

199. Романова, Т.В. Модальность как текстообразующая категория в современной мемуарной литературе: Дис. . докт. филол. наук / Т.В. Романова. СПб., 2004. - 418 с.

200. Рудакова, О.В. К проблеме сложного синтаксического целого в русском языке / О.В. Рудакова // Вопросы грамматики и лексики современного русского языка. М., 1975. - С. 223-237.

201. Руднев, В.П. Теоретико-лингвистический анализ художественного дискурса: Автореф. дис. . докт. филол. наук / В.П. Руднев. -М., 1996. -47 с.

202. Русская грамматика. Т.2. Синтаксис / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Наука, 1980.-705 с.

203. Рымарь, Н.Т., Скобелев, В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности / Н.Т. Рымарь, В.П. Скобелев. -Воронеж: Логос-Траст, 1994.-240 с.

204. Рябцева, Н.К. Ментальный модус: от лексики к грамматике / Н.К. Рябцева // Логический анализ языка. Ментальные действия. М.: Наука, 1993.-С. 51-57.

205. Садецкий, А. Архитектоника слова (О дискурсивной позиции М.М. Бахтина и о проблемах передачи ее в переводе) / А. Садецкий // Изв. АН, сер. Лит и яз., т. 54, 1995. № 6. - С. 13-33.

206. Селезнев, А.В., Шаклеин, В.М. О структурно-смысловой модели текстопорождения / А.В. Селезнев, В.М. Шаклеин // Русский язык и культура (изучение и преподавание). М., 2000. - С. 98-103.

207. Серебренников, Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление / Б.А. Серебренников. М.: Наука, 1988. - 244 с.

208. Серио, П.В. В поисках четвёртой парадигмы / П.В. Серио // Философия языка: В границах и вне границ. Харьков: ОКА, 1993. - С. 37-52.

209. Серио, П. Как читают тексты во Франции / П. Серио // Вступительная статья в сб. Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. Общ. ред. П. Серио. М.: Прогресс, 1999. - 416 с.

210. Серкова, Н.И. Сверхфразовое единство как функционально-речевая единица: Автореф. дис. . канд. филол. наук/Н.И. Серкова. -М., 1968. -17 с.

211. Сидорова, М.Ю. Грамматическое единство художественного текста (проза и поэзия): Автореф. дис. . докт. филол. наук / М.Ю. Сидорова. -М., 2000.-54 с.

212. Сильман, Т.И. Проблемы синтаксической стилистики / Т.И. Сильман. Л.: Просвещение, 1969. - 152 с.

213. Сковородников, А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка / А.П. Сковородников. -Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1981 . 255 с.

214. Скороденко, В. Предисловие. Моэм С. Луна и грош. Роман. Пер. с англ. / В. Скороденко. М.: Терра, 1998. - С. 5-12.

215. Собенников, А.С. Чехов и христианство / А.С. Собенников. -Иркутск, 2001 // http://www.ponimanie.paideia.ru/archives/2004/01/000127.html

216. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М.: Высш. школа, 1979. - 799 с.

217. Солганик, Г.Я. О текстовой модальности как семантической основе текста / Г.Я. Солганик // Структура и семантика художественного текста: Доклады VII-й Международной конференции. М., 1999. - С. 364-372.

218. Солганик, Г.Я. Синтаксическая стилистика (Сложное синтаксическое целое) / Г.Я. Солганик. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1991. - 181 с.

219. Солганик, Г.Я. Стилистика текста / Г.Я. Солганик. М.: Флинта: Наука, 2001.-256 с.

220. Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр. -Екатеринбург: изд-во Урал, ун-та, 1999. 432 с.

221. Старикова, Е.Н. Содержательные аспекты предложения и текста / Е.Н. Старикова // Межвуз. тематич. сборник. Калинин, КГУ, 1983. -С. 25-29.

222. Степанов, Г.В. К проблеме единства выражения и убеждения (автор и адресат) / Г.В. Степанов // Контекст. 1983: Литературно-теоретические исследования. М., 1984. - С. 20-37.

223. Степанов, Г.В. Литературоведческий и лингвистический подходы к анализу текста / Г.В. Степанов // Язык. Литература. Поэтика. М., 1988.-С. 41-55.

224. Степанов, Г.В. Единство выражения и убеждения (автор и адресат) / Г.В. Степанов // Язык. Литература. Поэтика: Сб. работ. М.: Наука, 1988.-С. 106-124.

225. Степанов, С.П. Организация повествования в художественном тексте (языковой аспект) / С.П. Степанов. СПб., 2002. - 188 с.

226. Степанов, С.П. Субъективация повествования и способы организации текста (на материале повествовательной прозы Чехова): Автореф. дис. . докт. филол. наук / С.П. Степанов. СПб., 2002. -40 с.

227. Степанов, Ю.С. Язык и Метод. К современной философии языка / Ю.С. Степанов. М.: Языки русской культуры, 1998. - 784 с.

228. Сусов, И.П. Когнитивные процессы и язык / И.П. Сусов // Введение в теоретическое языкознание. Модуль 1. Язык как объект языкознания. Тверь: Изд-во ТГУ, 2002. - С. 4-24.

229. Татаринов, В. Вступительная статья. Моэм. С. Луна и грош, Пироги и пиво или Скелет в шкафу, Театр: Романы. Рассказы. Пер. с англ. Н. Манн, И. Иорданского, Г. Островской и др. / В. Татаринов. М.: Изд-во Эксмо, 2004. - С. 7-22.

230. Текучева, И.В. Субъективные формы порядка слов в рассказах А.П. Чехова от первого лица / И.В. Текучева // Проблемы языка и стиля Чехова А.П. Ростов н/Д, 1983. - С. 71-81.

231. Тимошенко, З.В. Персональность/ имперсональность текста как стилеобразующий фактор / З.В. Тимошенко // Лингвистика текста и обучение иностранным языкам (сб. статей). Киев: Вища школа, 1978.- С. 76-82.

232. Тодоров, Ц. Грамматика повествовательного текста / Ц. Тодоров // Текст: аспекты изучения семантики, прагматики и поэтики: Сб. статей.- М.: Прогресс, 2001. С. 61 -67.

233. Трикозенко, И.В. Художественная проза С. Моэма в контексте английской литературы XIX XX в.: Слагаемые успеха: Дис. . канд. филол. наук / И.В. Трикозенко. -М., 2003. - 181 с.

234. Тураева, З.Я. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / З.Я. Тураева. М.: Просв-е, 1986.- 127 с.

235. Тураева, З.Я. Лингвистика текста и категория модальности / З.Я. Тураева//Вопросы языкознания, 1994.-№3.-С. 105-114.

236. Тураева, З.Я. Опыт описания категорий текста / З.Я. Тураева // Анализ зарубежной художественной и научной литературы. Межвуз. сб. Л., 1982, вып. 3.-С. 3-8.

237. Туранский, И.И. Об отражательных и выразительных категориях текста и о парадигматике на разных уровнях языка / И.И. Туранский // Совр. лингвист, парадигмы: Тезисы докладов и сообщений. Ирк.: ИГПИИЯ, 1993.-С. 117-119.

238. Успенский, Б.А. Поэтика композиции / Б.А. Успенский. М.: Исскуство, 1970. - 226 с.

239. Федосюк, М.Ю. Неявные способы передачи информации в тексте / М.Ю. Федосюк. М.: Изд-во МГПУ, 1988. - 85 с.

240. Фридман, Л.Г., Бутко, В.Г. Текст как иерархическая система / Л.Г. Фридман, В.Г. Бутко // Структура и семантика сверхфразовых единиц в германских языках. Межвуз. сб. научных трудов. Пятигорск, 1983. -С. 1-12.

241. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. -СПб.: A-cad, 1994.-406 с.

242. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. СПб.: Наука, 2000. - 377 с.

243. Хализев, В.Е. Автор и его присутствие в произведении / Хализев В.Е. // Теория литературы. М., 2000. - С. 54-68.

244. Чалый, В.В. Зевгма как средство проявления авторской модальности / В.В. Чалый // Речь. Речевая деятельность.

245. Текст. Таганрог, 2000. - С. 170-171.

246. Чернухина, И.Я. Имплицитные смыслы в прозе А.П. Чехова / И.Я. Чернухина // Языковое мастерство А.П. Чехова. Ростов н/Д, 1990. -С. 106-110.

247. Чернявская, В.Е. От анализа текста к анализу дискурса: немецкая школа дискурсивного анализа / В.Е. Чернявская // Филол. науки, 2003. №3.-С. 68-76.

248. Чувакин, А.А. Смешанная коммуникация в художественном тексте / А.А.Чувакин. Барнаул: Изд-во АТУ, 1995. - 126 с.

249. Шевченко, Н.В. Основы лингвистики текста: Учебное пособие / Н.В. Шевченко. М.: «Приор-издат», 2003. - 156 с.

250. Шефтсбери, А.Э.К. Солилоквия, или совет автору / А.Э.К. Шефтсбери // Эстетические опыты. М.: Искусство, 1975. - С. 331-456.

251. Шкловский, В.Б. Искусство как приём / В.Б. Шкловский // О теории прозы. -М.: Сов. писатель, 1983. С. 9-25.

252. Щеликова, Н.А. Реализация комплексного подхода к изучению художественного текста / Н.А. Щеликова // Мир на Сев. Кавказе через языки, образование, культуру. Симпоз. VI. Теоретич. и практич. (ч. II). -Пят.: ПГЛУ, 2001.-С. 6-7.

253. Щербина, Э.Ф. К проблеме об основных категориях текста / Э.Ф. Щербина // Структура синтаксиса словосочетания и предложения в германских языках. Пятиг., 1990. - С. 52-57.

254. Щирова, И.А. Текст и интерпретация: взгляды, концепции, школы / И.А. Щирова, З.Я. Тураева. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. -156 с.

255. Якимец, Н.В. Категория авторской модальности в функциональном аспекте (на материале «Театрального романа» М. Булгакова): Автореф. . канд. филол. наук / Н.В. Якимец. Нижний Новгород, 1999. - 20 с.

256. Якобсон, Р. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений / Р. Якобсон // Теория метафоры: Сб./ Вступ. Ст. и сост. Н.Д. Арутюновой; Общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. М.: Прогресс, 1990.-С. 110-132.

257. Ярмоленко, Г.Г. Особенности синтаксической структуры предложения во внутренних монологах (на материале англоязычной прозы) / Г.Г. Ярмоленко // Проблемы синтаксиса словосочетания и предложения в совр. англ. языке. Пятигорск, 1987. - С. 157-163.

258. Allen, G.A. Walt Whitman: The Search for a "Democratic" Structure / G.A. Allen // Discussions of Poetry: Form and Structure. Ed. Francis Murphy. Boston, 1965. - P. 30-42.

259. Beaugrande, R.-A. de, Dressier, W. Introduction to text linguistics / R.-A. de Beaugrande, W. Dressier. L.; N.Y., 1981. - XVI.-270 p.

260. Blokh, M.Y. A Course in Theoretical English Grammar / Теоретическая грамматика английского языка / M.Y. Blokh. M.: Высш. школа, 2006.-423 с.

261. Brinker, К. Linguistische Textanalyse. Eine Einfuhrung in Grundbegriffe und Methoden / K. Brinker. Berlin, 1992. - 163 S.

262. Coseriu, E. Bedeutung, Bezeichnung und sprachliche Kategorien /Е. Coseriu // Sprachwissenschaft. Bd. 12. - 1987. - Heft 1. - Heidelberg: Car - Winter -Universitatsverlag. - 120 p.

263. Cupitt, Cathy. To Author or not to Author / Cathy Cupitt // www.geocities.com/Area51/Hollow/2405/author.html

264. Dijk, T.A. van. Cognitive psychology and discourse: Recalling and summarizing stories / T.A. Dijk van, Kintsch W. // Dressier W.U. (ed.). Current Trends in Textlinguistics. Berlin: Walter de Gruyter, 1978. -P. 45-75.

265. Galperin, I.R. Stylistics / I.R. Galperin. M.: Higher School, 1977. -334 p.

266. Hall, E.T. The Hidden Dimension / E.T. Hall. New York: Anchor, 1969. -132 p.

267. Halliday, M.A.K. System and Function in language: Selected Papers / M.A.K. Halliday / Ed. Kress, G. London: Oxford Univ. Press, 1976. -260 p.

268. Halliday, M.A.K. Text as Semantic Choice in Social Context / M.A.K. Halliday // Text as Semantic Choice // http ://english.ttu. edu/kairos/3.1 /reviews/eiler/semantic .html

269. Heinemann, W. Textlinguistik: eine Einfuhrung / Wolfgang Heinemann; Dieter Viehweger. Tubingen: Niemeyer, 1991. - 290 p.

270. Hutto, D.D. The Story of The Self: The Narrative Basis of Self-development / D.D. Hutto // http://www. herts.ac.uk/humanities/philosjphy/Rodopi.html

271. Kneale, W. Modality de dicto and de re / W. Kneale // Logic, Methodology and Philosophy of Science: Proceedings of the 1960 International Congress / Ed. Nagel E. Stanford: Stanford Univ. Press, 1962.-P. 27-35.

272. Kristeva, J. Bakhtine, le mot, le dialogue et le roman / J. Kristeva // Critique 23, 1967.-S. 11-33.

273. Krylova, I.P., Gordon, E.M. A Grammar of Present-day English. Practical Course / I.P. Krylova, E.M. Gordon. M.: Высшая школа, 2003. - 448 с.

274. Palmer, F.R. Mood and modality / F.R. Palmer. Cambridge, 1984. -236 p.

275. Riceur and Merleau-Ponty on Narrative Identity // http://www25.brinkster.com/marcsgalaxy/merlric.htm

276. Sitta, H. Pragmatisches Sprachverstehen und pragmatikorietierte Sprachgeschichte / H. Sitta // Ansatze zu einer pragmatischen Sprachgeschichte. Sitta H. (Hrzg.) Tiibungen: Niemeyer, 1980. - S. 132134.

277. Sociolinguistics / Edited by J. B. Pride and J. Holms. Baltimore, 1972. -307 p.1. Словари и справочники:

278. Кубрякова, Е.С., Демьянков, В.З., Панкрац, Ю.Г., Лузина, Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац. М., 1996. - 245 с.

279. Новый большой англо-русский словарь. В 3 т. / Ю.Д. Апресян и др. -М.: Рус. яз., 2000. 832 с.

280. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. М., 1970. -900 с.

281. Hornby, A.S., Gatenby, E.V., Wakefield, Н. The Advanced Learners Dictionary of Current English / A.S. Hornby, E.V. Gatenby, H. Wakefield. -M., 1996.- 1200 p.

282. Источники языкового материала:

283. Моэм, С. Луна и грош, Пироги и пиво или Скелет в шкафу, Театр: Романы. Рассказы. / Пер. с англ. Н. Манн, И. Иорданского, Г. Островской и др. / С. Моэм. М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 879 с.

284. Чехов, А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 тт. Сочинения в 18 тт., т.1 / А.П. Чехов. -М., 1983. 607 с.

285. Чехов, А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 тт. Сочинения в 18 тт., т.2 / А.П. Чехов. М., 1983. - 576 с.

286. Чехов, А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 тт. Сочинения в 18тт.,т.З/ А.П. Чехов.-М., 1983.-623 с.

287. Чехов, А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 тт. Сочинения в 18 тт., т.4 / А.П. Чехов. М., 1984. - 544 с.

288. Чехов, А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 тт. Сочинения в 18 тт., т.5 / А.П. Чехов.-М., 1985.-703 с.

289. Чехов, А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 тт. Сочинения в 18тт.,т.6/А.П. Чехов.-М., 1985.-735 с.

290. Чехов, А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 тт. Сочинения в 18 тт., т.7 / А.П. Чехов. М., 1985. - 734 с.

291. Чехов, А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 тт. Сочинения в 18 тт., т. 8 / А Л. Чехов. М., 1986. - 527 с.

292. Чехов, А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 тт. Сочинения в 18 тт., т.9 / А.П. Чехов. М., 1986. - 543 с.

293. Чехов, А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 тт. Сочинения в 18 тт., т.Ю / А.П. Чехов.-М., 1986.-491 с.

294. Чехов, А.П. Повести и рассказы / А.П. Чехов. М.: МИД «Синергия», 2000.-464 с.

295. Чехов, А.П. Рассказы. Повести. Пьесы. Библиотека всемирной литературы. Серия вторая, т. 123 / А.П. Чехов. М.: Худож. лит., 1974. -751 с.

296. English Story. Сборник 1 / Составитель Н.А. Самуэльян. М.: Менеджер, 1999.-288 с.

297. English Story. Сборник 2 / Составитель Н.А. Самуэльян. М.: Менеджер, 1999.-320 с.

298. Maugham, W.S. Cakes and Ale or the Skeleton in the Cupboard / W.S. Maugham. M.: Менеджер, 2004. - 256 с.

299. Maugham, W.S. Collected Short Stories. Vol. 1 / W.S. Maugham. Great Britain: Cox & Wyman Ltd, 1980. - 476 p.

300. Maugham, W.S. Collected Short Stories. Vol. 2 / W.S. Maugham. Great Britain: Cox & Wyman Ltd, 1980. - 478 p.

301. Maugham, W.S. Collected Short Stories. Vol. 3 / W.S. Maugham. Great Britain: Cox & Wyman Ltd, 1979. - 238 p.

302. Maugham, W.S. Collected Short Stories. Vol. 4 / W.S. Maugham. Great Britain: Cox & Wyman Ltd, 1980. - 478 p.

303. Maugham, W.S. Selected Prose / W.S. Maugham M.: Менеджер, 2004. -288 с.

304. Maugham, W.S. Selected Short Stories / W.S. Maugham. M.: Менеджер, 2005.-320 с.

305. Maugham, W.S. Theatre / W.S. Maugham. M.: Менеджер, 2005. - 304 с.

306. Maugham, W.S. The Moon and Sixpence / W.S. Maugham. СПб.: КОРОНА принт, KAPO, 2005. - 384 с.

307. Maugham, W.S. The Painted Veil / W.S. Maugham. M.: Менеджер, 2000. - 272 с.

308. Maugham, W.S. The Razor's Edge / W.S. Maugham. M.: Менеджер, 2005.-320 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.