П.И. Мельников-Печерский как собиратель и исследователь фольклора Нижегородской мордвы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат наук Пивкина, Светлана Васильевна

  • Пивкина, Светлана Васильевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Саранск
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 202
Пивкина, Светлана Васильевна. П.И. Мельников-Печерский как собиратель и исследователь фольклора Нижегородской мордвы: дис. кандидат наук: 10.01.09 - Фольклористика. Саранск. 2013. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Пивкина, Светлана Васильевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Мифологическая система эрзян и мокшан в представлении П.И.Мельникова-Печерского

1.1. П.И. Мельников-Печерский как исследователь истории, культуры и фольклора эрзян и мокшан

1.2. Мифы о сотворении мира и человека

1.3. Мордовский пантеон

1.4. Богиня Анге-патяй

Глава 2. Обрядовая и эпическая поэзия мордвы в

«Очерках мордвы» и других работах П. И. Мельникова-

Печерского

2.1.Керемет и

2.2. Общественные и семейные моления

2.3. Эрзянская и мокшанская свадьба

2.4. Эпические песни, легенды, сказания

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «П.И. Мельников-Печерский как собиратель и исследователь фольклора Нижегородской мордвы»

Введение

Актуальность исследования. Павел Иванович Мельников-Печерский один из первых собирателей и интерпретаторов эрзянского и мокшанского фольклора, инициировавший во второй половине XIX века научный и общественный интерес к финно-угорским народам, проживавшим в Нижегородской и других губерниях России. Сегодня, когда российские финно-угры вообще и эрзя и мокша в частности переживают безусловный этнический ренессанс, пребывают в поисках собственной идентичности, работы П. И. Мельникова-Печерского, рассмотренные в обозначенном проблемном ключе, дают ответы на многие вопросы современности. Благодаря его книгам организуется столь важный для российской ментальности диалог между прошлым и настоящим. На рубеже XX - XXI веков в эпоху тотальной глобализации и унификации у эрзи и мокши сработал инстинкт самосохранения, сподвигший их на реанимацию внимания к национальному языку, культуре, литературе и к пониманию своей роли в истории России. В этой связи обострённый интерес вызвали исследования П. И. Мельникова-Печерского, в которых эрзяне и мокшане не противопоставляются другим народам, в первую очередь русскому, а представляются как равные среди равных.

Этнообраз эрзи и мокши, сформировавшийся у П. И. Мельникова-Печерского, и его конститутивные взгляды на эти народы прежде всего нашли отражение в работе «Очерки мордвы», впервые опубликованной в 1867 году в журнале «Русский вестник» (№ 6, 9, 10), созданной на основе материалов, собранных из разных (устных, рукописных и книжных) источников. Значимыми в аспекте настоящего исследования представляются и другие этнографические работы ученого, касающиеся мордвы: «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь» (1839-1840), «Исторические известия о Нижнем Новгороде» (1840), «Нижегородская мордва», «Общественные моления эрзян», «Эрзянская свадьба», «Мокшанская свадьба» (1851).

Вклад П. И. Мельникова-Печерского в фольклористику в качестве собирателя и экспликатора устно-поэтического творчества Нижегородской мордвы, несмотря на его важность и значимость, до настоящего времени в полной мере объективно не оценён, поскольку литературоведы основное внимание, как правило, сосредоточивают на его романном наследии, а историки толкуют зафиксированный им материал в историческом контексте. Специфика фольклористического подхода к «Очеркам мордвы» заключается в универсальной презентации текста, выявляющей в нем литературные, исторические, философские, психологические, культурологические и пр. пласты.

Степень изученности проблемы. Внимание научного мира к «Очеркам мордвы» было постоянным в XIX - XX вв. и сохраняется в XXI столетии. Заметим, что на протяжении этого времени качество восприятия произведения П. И. Мельникова-Печерского менялось от полного его неприятия и обвинения автора в недостоверности представленного материала до придания ему статуса хрестоматийного текста. «Очерки мордвы», безусловно, выступили в роли навигатора для фольклористов, историков, литературоведов, культурологов, исследующих эрзяно-мокшанскую проблематику, и шире - финно-угорскую. По следам «Очерков...» появились специальные работы К. Митропольского, А. Примерова, М. Иллюстрова и др. о религиозных воззрениях и обрядовых праздниках эрзи и мокши.

В. Н. Майнов в «Les restes de la muthologie Mordwinen» («Остатки мордовской мифологии», 1889) создает модель научного диалога со своим предшественником. Он существенно расширяет и углубляет контекст разысканий П. И. Мельникова-Печерского, получив в ходе полевых исследований новые данные об эрзяно-мокшанском пантеоне, обычаях и обрядах.

В конце XIX века И. Н. Смирнов выступает с критикой мифологической системы, представленной в «Очерках мордвы» П. И. Мельникова-Печерского: «При всем интересе, который возбуждает схема Мельникова-Майнова, мы не

можем не отнестись к ней с известной долей осторожности. Она слишком отдает классическими теогониями, мало вяжется с мордовскими воззрениями на богов и финской теогонией вообще» [188; с.267]. По И.Н.Смирнову, в эрзянской мифологии патриархальной иерархии нет, языческие эрзянские божества выступают как автономные антропоморфные персонажи, так как каждый двор, колодец, озеро, роща имеют своих, не зависимых друг от друга, покровительниц. Он полагает, что автор «Очерков мордвы» ошибался, представляя эрзянский Олимп в виде рода, происшедшего от богини Анге-Патяй. Сомнительным ему представляется имя Анге-Патяй, которое он не встречал в эрзянской и мокшанской лексике. В этот сложный вопрос внес ясность А. И. Маскаев: «Наше личное знакомство с архивными фольклорными материалами, на основе которых Мельников-Печерский делал заключение о системе мордовской мифологии, дает нам право на защиту писателя. Эта система не выдумана автором «Очерков мордвы», а взята, как и имя богини Анге-Патяй, из фольклорных материалов, записанных в мордовском селе Сиухи Нижегородского уезда Нижегородской губернии» [95; с. 130].

Точки зрения И. Н. Смирнова и П. И. Мельникова-Печерского пытается примирить Б. А. Латынин: «Мельников и Майнов констатировали у мордвы присутствие развитого пантеона божеств явлений природы, объединенных сложной системой кровного родства. Смирнов видит лишь отдельных духов-покровителей, а схему Мельникова - Майнова считает сочиненной по шаблону классической мифологии. Если же обратиться непосредственно к самому подлинному материалу, то нетрудно заметить, что правы обе стороны: у мордвы налично и то и другое» [79; с.217]. Вывод Б. А. Латынина уточняет А. И. Маскаев: «Различные мифологические системы существовали одновременно не у одних и тех же групп, а у разных; общемордовского единства в мифологии нет; она различна у эрзи и мокши, у этнографических групп терюхан, каратаев, шокшан. Эрзяне Теньгушевского района Мордовской АССР знают Шки паза или Шким паза, которому подчиняются все отраслевые богини-покровительницы, держательницы стихии. Соседняя Темниковская

мокша этого бога не знает и главного своего бога называет Шкаем» [95; с. 130131].

М. Е. Евсевьев считал, что исследователь искажённо записал некоторые названия богов [57; с.477-478].

Свое сомнение в верности представленного П.И.Мельниковым мифа о Чам-Пасе, Шайтане и сотворении мира выразил известный финский этнограф середины XX века У. Харва, которого поддерживают современные мордовские фольклористы и этнографы. Так, Н. Ф. Мокшин полагает, что П. И. Мельников-Печерский «сочинил миф о некоем Чам-пасе, Шайтане и сотворении мира, который с его легкой руки стал затем кочевать по страницам многих работ как отечественных, так и зарубежных авторов» [128; с.99]. По К. Т. Самородову, система мордовской мифологии П. И. Мельникова-Печерского «более чем сомнительна: она не совсем соответствует подлинной мордовской мифологии» [180; с.8].

Исследователь истории Поволжья А. А. Гераклитов в статье «Раздача мордвы «по жеребью» боярам «для крещенья»» говорит об «искажении исторического факта», который, якобы, преднамеренно допустил П. И. Мельников-Печерский. Речь идет о политике Ивана Грозного по отношению к мордве: «Искажая содержание документа, знаменитый «этнограф-беллетрист» хотел показать кому следует пример того, как в старину власть, ни перед чем не останавливаясь, шла к великой цели насаждения православия и народности. Политика Грозного выставляется здесь как образец для подражания» [37; с. 103]. Историк упрекает П. И. Мельникова-Печерского в исследовательском легкомыслии: «Автор знаменитых романов из старообрядческого быта хвастался своей необыкновенной памятью... При спешной работе из-за куска хлеба писатель, быть может, рискнул и свои «Очерки мордвы» написать по памяти и в этом случае, как бы ни была она надежна, невольно сделал промах» [37; с. 102]. Впрочем, А.А.Гераклитов допускает, что сам П. И. Мельников-Печерский мог стать жертвой досадного недоразумения.

XIX столетие корреспондировало интерес к П. И. Мельникову-Печерскому XX веку. Сегодня подлинность фольклорно-мифологических материалов, зафиксированных в «Очерках мордвы», не вызывает сомнений. Она подтверждается текстами, вошедшими в «Mordwinische Volksdichtung» X. Паасонена [228-235], очевидными параллелями в сюжетах о сотворении мира и человека коми, марийской, удмуртской мифологии, более поздними (середина XX в.) записями соответствующих мифов в Арзамасском районе Горьковской области и в Республике Мордовия.

Г. С. Виноградов, 3. И. Власова, Л. М. Лотман, В. Ф. Соколова [31, 34, 84, 193] преимущественно анализировали литературное творчество П. И. Мельникова-Печерского, но в контексте его фольклорной ориентации. Последнее позволило В. П. Боченкову высказаться следующим образом: «Один из критиков в начале XX века называл П. И. Мельникова «русским Гомером». Сравнение может показаться довольно смелым, но, как нам кажется, оно в какой-то степени отражает масштаб писателя и предполагает, что П. И. Мельников не может быть зачислен в ряды «второстепенных писателей-этнографов», к каковым его относили когда-то. Значение этого писателя, его место в литературе нам ещё предстоит открывать, осознавать. Не писатель «второго ряда», а скорее мало изучаемый писатель» [21; с. 285].

Одним из первых оценил своеобразие авторского стиля П. И. Мельникова-Печерского М. Горький, назвав его «одним из богатейших лексикаторов наших» [174; с. 30], на опыте которого следует учиться искусству использовать неиссякаемые богатства народного языка. К числу выдающихся русских литераторов середины XIX века причислял П. И. Мельникова-Печерского П. Усов [196], автор очерка о жизни и творчестве писателя.

Н. М. Фортунатов замечает, что «Мельников пытался проследить историю мордвы в её отношении к русской истории, начиная с древних летописных сводов, делая акцент на том, что его больше всего интересовало как писателя. Помимо свидетельств летописей, Мельников особое внимание уделял народным преданиям, как русским, так и мордовским, которые

нередко переходят из исторических штудий в его литературные произведения. В прославленной дилогии («В лесах» и «На горах») он широко использовал русские и мордовские народные легенды. Особенное внимание Мельников уделял обычаям и верованиям русского и мордовского народов и находил, что некоторые древние мордовские сказания поразительно совпадают с русскими, в первую очередь религиозной тематики, например, о смерти Спасителя, Николае Чудотворце» [212; с.23].

Известный специалист по П. И. Мельникову-Печерскому Н. В. Морохин настаивает на том, что он стал первым на нижегородской земле фольклористом и историком: «Это один из крупнейших отечественных финно-угроведов XIX в., его работы заложили основу этой науки в Поволжье, начали формирование русского научного взгляда на финно-угорские народы» [139; с. 5-6].

Положительно оценивает вклад ученого в изучение эрзи и мокши В. И. Рогачёв, отмечая, что П. И. Мельников-Печерский «сделал немало ценных наблюдений за жизнью мордовского народа, описал его религиозные верования, свадебные обряды и традиции, дал объективную картину жизни эрзи и мокши, в числе первых ввел в литературу и науку материалы, рассказывающие о его духовной жизни, позволяющие понять национальную психологию и философию, морально-нравственные нормы, по которым живёт наш народ» [165; с. 14].

Значителное внимание «Очеркам мордвы» П. И. Мельникова-Печерского уделено в монографиях А. М. Шаронова [215] и Н. Г. Юрченковой [223].

В названных работах анализируются мифы о сотворении мира и человека, пантеон, обрядовая поэзия, отмечается вклад русского писателя в исследование мифологии и фольклора эрзи и мокши.

Ю. А. Мишанин сосредоточивается на рассмотрении литературно-публицистического творчества П. И. Мельникова-Печерского, которое видит в эстетическом и в историко-познавательном ракурсе [125;с. 152].

Авторы кандидатских диссертаций также стремятся расширить проблемное поле творческого наследия П. И. Мельникова-Печерского.

А. Н. Посадский [162], размышляя о точках соприкосновения писателя с мордовским краем, касается «Очерков мордвы», не совсем правомерно, на наш взгляд, относя их к историко-документальному жанру. В. И. Рученькин [175], актуализируя подходы исторической науки к работам П. И. Мельникова-Печерского, замечает, что он не ограничивался изучением эрзяно-мокшанского бытового и обрядового материала, но перерабатывал его в своей поэтической созерцательности и художественно постигал самую природу этого быта.

Универсальность работ П. И. Мельникова-Печерского открывается и через вклад в музыкальную фольклористику. Как отмечает, JI. Б. Бояркина [22; с. 99], он привёл развёрнутые свидетельства о многовековых традициях мордовского ансамблевого пения и игры на ритуальных музыкальных инструментах (озкс пувама - обрядовая волынка), дал их описания, рассказал о манере игры на них, о характере бытования древних форм вокальной и инструментальной музыки. В «Очерках мордвы» содержатся ценные сведения о хоровом пении - пазморот. Изыскания П. И. Мельникова-Печерского вдохновили мордовского композитора Г. И. Сураева-Королёва на создание первого струнного квартета, имеющего программное название - «По мотивам «Очерков мордвы» П. И. Мельникова-Печерского». Материалы «Очерков мордвы» нашли литературно-художественное воплощение в эпосе А. М. Шаронова «Масторава» [214] (мифы о сотворении мира, человека, Анге-патяй, грехопадении) и в иллюстрациях к нему народного художника Республики Мордовия Н. С. Макушкина.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём исследуются фольклорно-этнографические работы П. И. Мельникова-Печерского как определённая концептуально оформленная система, в которой даётся культурно-духовный, художественно-эстетический и социально-исторический образ народов эрзя и мокша, обосновывается подлинность представленного им материала, оценивается его непреходящее научное значение, показывается несостоятельность критики так называемой «мифологической системы П. И. Мельникова».

Объект исследования - обобщающий труд П. И. Мельникова-Печерского «Очерки мордвы» и другие его публикации об эрзе и мокше.

Предмет исследования - эрзяно-мокшанская космогония, теогония и обрядовая поэзия, представленные в «Очерках мордвы» П. И. Мельникова-Печерского.

Материалы исследования: работы П. И. Мельникова-Печерского: «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь», «Исторические известия о Нижнем Новгороде», «Нижегородская мордва», «Общественные моления эрзян», «Эрзянская свадьба», «Мокшанская свадьба», «Очерки мордвы».

Цель исследования - раскрыть вклад П. И. Мельникова-Печерского в собирание и изучение эрзяно-мокшанской мифологии и фольклора в совокупности достижений современной гуманитарной науки (фольклористики, истории, этнографии, литературоведения).

Реализация поставленной цели осуществляется путём решения следующих основных задач:

- выявить вклад П. И. Мельникова-Печерского в изучение истории, культуры и фольклора эрзи и мокши;

- осуществить анализ эрзяно-мокшанской мифологии, отраженной в литературно-этнографических работах П.И.Мельникова-Печерского;

- показать на основе анализа «Очерков мордвы» фольклорность сюжетов о сотворении мира и человека;

- обосновать истинность представленного пантеона и его структуры;

- выявить сходство и общность представленной П. И. Мельниковым-Печерским мифологии эрзи и мокши с мифологией коми, мари, удмуртов и русских;

- проанализировать обрядовую поэзию в контексте русско-эрзяно-мокшанских фольклорных отношений;

- рассмотреть мокшанскую и эрзянскую свадьбы, описанные

П. И. Мельниковым-Печерским, в контексте национальной свадебной культуры вообще.

Источниковедческую базу исследования составили: 8-томное собрание «Mordvinische Volksdichtung» X. Паасонена, книга И.Н.Смирнова «Мордва», исследование У. Харвы «Die Religiösen Vorstellungen der Mordwinen», монографии - А. И. Маскаева «Мордовская народная эпическая песня», К. Т. Самородова «Мордовская обрядовая поэзия», Н. Ф. Мокшина «Религиозные верования мордвы», А. М. Шаронова «Мордовский героический эпос: Сюжеты и герои», Н. Г. Юрченковой «Мифология мордовского этноса: генезис и трансформации», работы других фольклористов и этнографов.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методологические принципы и методы, применяемые в фольклористике: принципы историзма, развития, всеобщей связи, конкретности истины; сравнительно-сопоставительный, культурно-исторический, историко-типологический, историко-генетический методы. Научно-теоретической основой диссертации послужили труды выдающихся российских фольклористов А. Н. Веселовского, Д. С. Лихачёва, Н. И. Кравцова, В. Я. Проппа, Е. М. Мелетинского, Б. Н. Путилова, В. П. Аникина, В. К. Соколовой, Э. В. Померанцевой, Ф. М. Селиванова, Ф.И.Урманчеева, М. X. Бакирова, Д. В. Абашевой, А. М. Шаронова, Т. П. Девяткиной, В. И. Рогачева и др.

Хронологические границы исследования охватывают вторую половину XIX века, когда П. И. Мельников-Печерский собирал исторические, фольклорные и этнографические материалы об эрзе и мокше и публиковал их, и XX - начало XXI века - время изучения и научного освоения фольклорно-мифологических произведений, записанных нижегородским писателем и учёным.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём впервые на основе современного научного знания показывается

концептуальность «Очерков мордвы», в основе которых глубокие познания П. И. Мельникова-Печерского в области мордовской истории, мифологии и фольклора, снимаются сомнения относительно верности понимания им природы высших богов Чам-Паса, Анге-Патяй и Шайтана, отношений их с низшими божествами, доказывается теоретическая состоятельность воззрений писателя и фольклориста, что позволяет обосновать их подлинный научный статус.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации, полученные выводы закрепляют тезис о подлинности фольклорных произведений, использованных П. И. Мельниковым-Печерским в своих работах; результаты проведённого исследования могут быть использованы в практике вузовского и школьного преподавания при раскрытии региональных аспектов фольклорно-этнографической культуры мордовского народа; возможно их использование при написании диссертационных, дипломных и курсовых сочинений.

Положения, выносимые на защиту.

1. П. И. Мельников-Печерский первый исследователь, написавший обобщающую историко-этнографическую и фольклористическую работу об эрзя и мокша народах с представлением важнейших сфер их жизнедеятельности, отразившихся в обычаях, традициях, обрядах, в целостном виде изложил эрзяно-мокшанскую мифологию, в которой центральное место занимают мифы о сотворении земли и человека.

2. П. И. Мельников-Печерский показал сходство эрзянских и мокшанских мифов о сотворении мира и человека с аналогичными мифами русских, чувашей, марийцев, коми, удмуртов, положил начало концептуальному изучению мифологии и фольклора мордовского народа не как «инородческого», а как равноправного субъекта российской истории.

3. П. И. Мельников-Печерский опубликовал материалы об эрзяно-мокшанском пантеоне, устроенном в виде патриархальной семьи, где имеет место определённая иерархия божеств, подразделяющихся на высших и

низших, небесных и земных, осуществил комментированное описание эрзянской и мокшанской свадьбы.

4. Подлинность фольклорных материалов «Очерков мордвы» подтверждается текстами собрания Х.Паасонена «Mordwinische Volksdichtung», параллелями в русском, марийском, удмуртском, чувашском и коми фольклоре.

5. П. И. Мельников - один из основоположников мордовской фольклористики и этнографии, работы которого не потеряли своей источниковедческой значимости до настоящего времени.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена в Отделе литературы и фольклора государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия». Основные положения, содержание и выводы диссертации отражены в двенадцати публикациях.

Статьи, опубликованные в реферируемых научных журналах, входящих в перечень ВАК

1. Пивкина С. В. Свадебная обрядность мордвы-мокши // Вестник НИИГН. 2011. № 4. С. 134-139. (0,5 пл.).

2. Пивкина С. В. Боги - покровители жизнедеятельности мордвы // Вестник НИИГН. 2012. № 2. С. 148-151. (0,4 пл.).

3. Пивкина С. В. Мордовский фольклор в творческом наследии П. И. Мельникова-Печерского // Регионология. 2012. № 3. С. 213-217. (0,5 пл.).

4. Пивкина С. В. Мордовский миф о сотворении человека // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 1. С. 150-153. (0,4 пл.).

Статьи в других изданиях

5. Пивкина С. В. Анге Патяй в мифологической системе П. И. Мельникова-Печерского // Од вий. 2006. № 2. С. 129-132. (0,4 пл.).

6. Пивкина С. В. Мордовская свадьба в записи П. И. Мельникова // Од вий. 2007. № 2. С. 110-114. (0,5 пл.).

7. Пивкина С. В. О мордовском пантеоне в «Очерках мордвы»

П.И. Мельникова-Печерского // Од вий. 2007. № 1. С. 129-130. (0,3 пл.).

8. Пивкина С. В. Проблема образа Анге Патяй в литературе конца XX- начала XXI в. // VII конгресс этнографов и антропологов России. Доклады и выступления. Саранск, 2007. С. 364-365. (0,1 п.л.).

9. Пивкина С. В. Кият тон, Анге Патяй // Сятко. 2007. № 9. С. 105-107. (0,3

п.л.).

10. Пивкина С. В. П. И. Мельников-Печерский о мордовских кереметях // Од вий. 2008. № 3. С. 133-137. (0,5 п.л.).

11. Пивкина С. В. Велень озкс в традиционной обрядности мордвы // Вестник НИИГН. 2009. № №1(11). С.229-235. (0,5 п.л.).

12. Пивкина С. В. Мордовская свадьба в творчестве П. И. Мельникова-Печерского // Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы семьи у финно-угорских народов». М.: ГБУ «МДН», 2013. С. 87-93. (0,5 п.л.).

Результаты работы излагались в форме докладов на научно-практических конференциях различного уровня, в том числе всероссийском VII конгрессе этнографов и антропологов России (9-14 июля 2007 г., Саранск), на международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы семьи у финно-угорских народов» (10 декабря 2012 г., Москва-Саранск).

Структура диссертационного исследования определяется логикой раскрытия темы и решения поставленных проблем. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Общий объем диссетрации - 202 страницы. Библиография включает 235 наименований.

Глава 1. Мифологическая система эрзян и мокшан в представлении П. И. Мельникова-Печерского

1.1. П. И. Мельников-Печерский как исследователь истории, культуры и фольклора эрзян и мокшан. Российская наука к изучению этнической истории, традиций, культуры народов, населяющих Россию, впервые обратилась в XVIII веке. Финно-угорские народы Поволжья оказались в поле зрения ряда экспедиций. Российская академия наук организовала экспедиции под руководством П. С. Палласса, информацию об этих народах собирал и фиксировал И. И. Лепехин, исследовательскую работу осуществляли И. Г. Георги, П. И. Рычков. Попытку обозначить место финно-угров в исторической судьбе государства Российского предпринял Г. Ф. Миллер. В начале XIX века над воссозданием картины истории культуры финно-угорских народов работали финские исследователи А. И. Шёгрен, М. А. Кастрен, А. Регули.

Основное внимание обращалось на изучение семейного быта и религиозно-магических обрядов народа. Многие этнографы, языковеды, миссионеры, священники, земские чиновники записывали главным образом молитвы, заговоры, суеверные обычаи, поверья и т. д. Лишь немногие собиратели фиксировали календарные, свадебные и другие обрядовые и необрядовые песни, сопровождая некоторые записи примечаниями. В течение XIX века опубликовано около 200 фольклорно-этнографических статей и очерков в губернских (начиная с 1834 г.) и епархиальных (начиная с 1864 г.) «Ведомостях» Пензенской, Саратовской, Нижегородской, Казанской, Самарской, Симбирской и др. губерний, а также в различных газетах и журналах: «Русский вестник», «Волжский вестник», «Русское слово», «Сын отечества», «Этнографическое обозрение», «Живая старина», «Отечественные записки», «Северный архив» и др. Работы, опубликованные в названных изданиях, носили познавательный характер, были посвящены отдельным вопросам быта и верований мордвы. Часть их была издана в

печатных органах научных обществ: в «Записках императорского русского географического общества», в «Известиях общества археологии, истории и этнографии» при Казанском университете. В них печатались научные доклады, статьи и исследования членов указанных обществ. «В последнее время, - писал Н. Орлов, - возникли у нас два научных общества, которые в стремлении к осуществлению высочайше одобренных целей своих, обратились к общественному сочувствию в размерах, мало до того употребительных. Императорское географическое общество одною из целей своей деятельности поставило собрать, насколько это возможно, этнографические особенности народа русского и обитающих в России инородцев, в том виде, как тот и другие существуют ныне, и в дополнение к тому - все остатки и отголоски их древнего быта, домашнего и общественного, сохраняющиеся как в произведениях народной словесности: песнях, сказках, пословицах, преданиях, так и в живых еще обычаях и поверьях... Оба общества осознали, что означенные цели не могут быть достигнуты усилиями одних членов их и корреспондентов, для осуществления поставленных задач нужно было содействие более обширное и вот оба они пригласили к делу собирания почти все, что можно считать на Руси более грамотным, способным понять ученые стремления их, сочувствовать им и, по мере сил, содействовать... Призыв этот встретил повсюду, во всех классах народа, такое сочувствие и, что еще неожиданнее, такое понимание дела, как едва ли можно было рассчитывать» [147].

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Пивкина, Светлана Васильевна, 2013 год

Библиографический список

1. ЦГАРМФР-267, on. 1,д. 89. Л. 52.

2. Из личного архива с. Пермиси Болынеберезниковского района Республики Мордовия. Аброськина Мария.

3. Из личного архива с. Пермиси Болынеберезниковского района Республики Мордовия. Ларькина Мария.

4. Из личного архива г. Самара. Самарская область Ракшин Олег.

5. Абашева Д.В. Из истории фольклористики России. В. К. Магницкий / Д. В. Абашева. - Чебоксары, 2004. - 150 с.

6. Абрамов В. К. По следу времени: исторические очерки / В. К. Абрамов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - 304 с.

7. Акцорин В.А. Современные фольклорные материалы о происхождении марийского народа / В.А. Акцорин // Вопросы марийского фольклора и искусств. - Йошкар-Ола, 1977. - Вып.1. - С.3-15.

8. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия / В.П.Аникин. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 1970. -122 с.

9. Апполов А.Г. Удмурт-Вотяки / А.Г.Апполов // Религиозные верования народов СССР: в 2 т.-М. : 1931.-Т.2. -С. 216-217.

10. Ауновский В. Этнографический очерк мордвы-мокши / В. Ауновский // Памятная книжка Симбирской губернии на 1869 г. Симбирск, 1869.-23 с.

11. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи / А.Н. Афанасьев. -М.: Современник, 1982.- С.214-215.

12. Ахметьянов Р.Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья / Р.Г. Ахметьянов. - М.: Наука, 1981. - 144 с.

13. Багин С. Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда / С. Багин // Этнографическое обозрение. - М.: 1897. - Кн.ХХХШ. - № 2. - С. 59-92.

14. Бажов П.П. Публицистика. Письма. Дневники / П.П.Бажов.

- Свердловск. 1955. - 272 с.

15. Бакиров М.Х. Феномен паралеллизма древнейших мифологических теонимов. / М.Х Бакиров // Филология и культура. - Казань. 2012. № 1 (27). -С. 13-17.

16. Барминский Н. Некоторые обряды мордвы в Саратовской губернии / Н. Барминский // Сарат. справоч. листок. 1869. -№ 53, 54.

17. Белицер В. Н. Традиционные черты общемордовской культуры в обрядах и фольклоре терюхан / В. Н. Белицер // Вопросы финно-угорского фольклора. - Саранск, 1974. С. 23-34. - (Тр. МНИИЯЛИЭ; Вып. 50).

18. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. - М.: 1989. -1217 с.

19. Богданович А. И. Полное собрание сочинений П.И.Мельникова / А.И.Богданович // Годы перелома (1895-1906). Сборникъ критическихъ статей.

- СПб .: Мир божий, 1908. -С. 261-272

20. Борисов А. Г. Мордовская свадьба как историко-этнографический источник / А. Г. Борисов // Этногенез мордовского народа. - Саранск, 1965. - С. 389-395.

21. Боченков В. П. И.Мельников (Андрей Печерский): Мировоззрение, творчество, старообрядчество / В.П. Боченков. ТГУ, Научно-исследовательский центр церковной истории и православной культуры им. В.В. Болотова. - Ржев, Маргарит, 2008. - 348 с.

22. Бояркина JI. Б. Хоровая культура Мордовии / Л.Б.Бояркина. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006. - 272 с.

23. Бурмистрова Л.П. Провинциальная газета в эпоху русских просветителей: Губернские ведомости Поволжья и Урала Г840-1850 гг. / Л.П. Бурмистрова. - Казань: Изд. Казанского ун-та, 1985. -144 с.

24. Буслаев Ф.И. Русский богатырский эпос / Ф.И. Буслаев - Воронеж: Центрально-чернозёмное кн. изд-во, 1987. - 255 с.

25. Бутузов Ф. Верования и культ мордвы (эрзи) с. Сабанчеева Алатырского уезда Симбирской губернии / Ф.Бутузов // Известия общества

археологии, истории и этнографии (ИОАИЭ). Казань, - 1893. Т. XI. Вып. 4. -С. 381-384.

26. Бутузов Ф. Из быта мордвы села Живайкина Симбирской губернии / Ф.Бутузов // Известия Общества археологии, истории и этнографии (ИОАИЭ). - Казань, 1893. Т. XI. Вып. 5. - С. 485 - 488.

27. Брыжинский В. С. Народный театр мордвы / В. С. Брыжинский. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. - 168 с.

28. Васильев В.М. Верования и обряды мари / В.М.Васильев // ИОАИЭ. - Казань, 1920. - Т.31, вып.1. - С. 49-70.

29. Ведина Т. Тайны псевдонимов. Словарь для любознательных / Т. Ведина. - М.: Русский язык, 2003. 232 с.

30. Венгеров С.А. П. И. Мельников (Андрей Печерский): краткая справка / С.А.Венгеров // Сборник в память П.И.Мельникова (Андрея Печерского) - Нижний Новгород. 1910.

31. Виноградов Г.С. Фольклорные источники романа П. Й.Мельникова-Печерского «В лесах» / Г.С.Виноградов. - М.: Академия, 1936. - 247с.

32. Владыкин Е. В. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / Е.В.Владыкин. - Ижевск, 1994. - 384 с.

33. Власова З.И. Фольклор о Грозном у П.И.Мельникова и Н.К.Миролюбова / З.И.Власова // Русский фольклор. Фольклор и историческая действительность. Под ред. Горелова. Т.20. - Л.: Наука 1981. -С.107- 123

34. Власова З.И. П.И. Мельников / З.И.Власова // Русская литература и фольклор (Вторая половина XIX века). - Л.: 1982. - С. 94-130

35. Гейкель А. Одежда и орнамент мордвы / А. Гейкель. 1899. - 312 с.

36. Георги И. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обычаев, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей / И. Георги. - СПб.: Тип. при Императ. АН, 1799. -Ч. 1.-178 с.+100ил.

37. Гераклитов А. А. Раздача мордвы «по жеребью» боярам «для

крещенья» / А.Гераклитов // Избранное. В 2 частях. Ч. 1. НИИ Гум. наук при Прав. РМ. под ред. В. А. Юрчёнкова. - Саранск, 2011, - С.99-103

38. Горький A.M. О литературе: Лит.- крит. ст./ А.М.Горький // Собрание сочинений. Т. XXV - М.: Сов. писатель, 1953. - 868 с.

39. Грузинские народные предания и легенды. - М. : Наука, 1973. -

367 с.

40. Девяткина Т. П. Народные приметы мордвы (мокши и эрзи) / Т.П. Девяткина. - Саранск, 1994. - С. 42.

41. Девяткина Т. П. Мокша и эрзя-мордовские свадебные песни: уровни общности, субэтническая специфика: Восточно-финно-угорский контекст: науч. доклад на соиск. дисс... д-ра филол. наук. На правах рукописи. / Т. П. Девяткина. Йошкар-Ола, 1994. - 81 с.

42. Девяткина Т.П. Мифология мордвы / Т. П. Девяткина. - Саранск, 1998.-332 с.

43. Девяткина Т.П. Мифология мордвы: энциклопедия. / Т. П. Девяткина - Саранск, 1998. - 336 с.

44. Драницын Н.И. Библиографический указатель сочинений П.И.Мельникова / Н. И. Драницын // Сборник в память П.И.Мельникова (Андрея Печерского) - Нижний Новгород. Типо-Лит. Т-во И.М. Машистова, 1910.-С. 307-313.

45. Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. 1. -Саранск: МНИИЯЛИ, 1940. -С.192-193.

46. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. -М.: 1938. №4.-С.48.

47. Дубасов Н. И. Очерки из истории Тамбовского края / Н. И. Дубасов. - Тамбов: Тип. губерн. правл., 1890. Вып. 1. - 225 с.

48. Евсевьев М. Е. Мордовская свадьба / М. Е. Евсевьев // Новости и биржевая газета. СПб.: 1891. - № 299.

49. Евсевьев М. Е. Мордовская свадьба / М. Е. Евсевьев // Живая старина. — СПб.: 1892. Кн. 2, вып. 2. - С. 98 - 117; 1893. - Кн. 3, вып. 2. - С. 211-219.

50. Евсевьев М. Е. Мордовская свадьба / М. Е. Евсевьев. - М.: Центриздат, 1931.-311 с.

51. Евсевьев М. Е. Мордовская свадьба / М. Е. Евсевьев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1959. -268 с.

52. Евсевьев М.Е. Народные песни мордвы. Избранные труды в 5 т. / М.Е. Евсевьев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, Т. 1. 1961. - 384 с.

53. Евсевьев М. Е. Народные песни мордвы. Избранные труды в 5 т. / М. Е. Евсевьев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, Т. 2. 1963. -528 с.

54. Евсевьев М.Е. Мордовские народные сказки и загадки. Избранные труды в 5 т / М.Е.Евсевьев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, Т.З. 1964. -412 с.

55. Евсевьев М. Е. Мордовская свадьба / М. Е. Евсевьев // Избр. тр.: в 5 т. — Саранск, Мордов. кн. изд-во, 1966. Т. 5. - С. 7-341.

56. Евсевьев М. Е. Мордва Татреспублики / М. Е. Евсевьев // Избр. тр.: в 5 т. — Саранск, 1966. - Т. 5. - С. 385^108.

57. Евсевьев М.Е. Историко-этнографические исследования Избранные труды в 5 т / М.Е. Евсевьев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. - 552 с.

58. Евсевьев М. Е. Мордовская свадьба / М. Е. Евсевьев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. - 384 с.

59. Евсеев В. Я. Связи фольклора мордвы и других финно-угорских народов в свете их истории / В. Я. Евсеев // Этногенез мордовского народа. -Саранск, 1965. - С. 272-280.

60. Ефимова О. Горная мордва-молокане / Сельская газета // 2012. -№ 44. - С. 12.

61. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография / Д.К.Зеленин.- М.: 1991.-512 с.

62. Зерновский Ф. Бабань каша. Очерк мордовского моляна /

Ф.Зерновский // Газета «Современный листок», изд. при духовном журнале «Странник». Под ред. А. Поповицкого. 1869 г, № 75. 17 сентября. - С. 7-8.

63. Зорин Н. В. Русская свадьба в Среднем Поволжье / Н. В. Зорин. -Казань, Изд-во Казан., ун-та, 1981. - 200 с.

64. Иванцев С. Из быта мордвы деревни Дюрки Паранеевской волости Алатырского уезда Симбирской губернии / С.Иванцев // ИОАИЭ. - Казань, 1893.- Т. XI. - вып. 6. - С. 571 - 575.

65. Измайлов А.А П.И.Мельников-Печерский. Критико-биографический очерк /А.А.Измайлов // Полное собрание сочинений П.И.Мельникова (Андрея Печерского). В 7 т. Т.1 - СПб.: Издание т-во А.Ф.Маркса. 1909. - С. 3-26.

66. Из обрядности мордвы Оркинской Саратовского уезда. Свадебный обряд // Саратовские губернские ведомости. 1886. - № 63.

67. Ильминский Н.И. Образцы мордовской народной словесности. Вып.1 / Н.И.Ильминский. - Казань. 1882 - 232 с.

68. Иссинский В. Браки - «самокрутки» среди мордвов / В. Иссинский // Пензенские епархиальные ведомости. 1889. -№ 12.

69. Кагаров Е. С. Состав и происхождение свадебной обрядности / Е. С. Кагаров // Сборник музея антропологии и этнографии. - JL: 1929. - С. 152-193.

70. Калевала: карельские руны / собр. Э. Леннрот; пер. с фин. А. И. Вельский. - М.: Госиздат; Худ. лит., 1956. - 286 с.

71. Карабельников Д.В. «Откуда есть пошла земля» терюшевская... Образование и расселение мордвы-терюхан «на горах» Нижегородчины / Д.В. Карабельников // «Нижегородский музей» общество, история, культура. -Нижний Новгород. № 2010.-№ 18.-С. 10-15

72. Кемаль М. Кизэнь вастома / М. Кемаль / / Сятко. 2012. - № 5. -С.104-106.

73. Корнишина Г. А. Свадебная обрядность мордвы как историко-этнографический источник (тезисы) / Г. А. Корнишина // Узловые проблемы современного финно - угроведения: материалы I Всерос. конф. финно-

угроведов. -Йошкар - Ола, 1995. - С. 135-137.

74. Корнишина Г. А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования / Г. А. Корнишина. Саранск: МГПИ, 2000.- 150 с.

75. Корнишина Г. А. Традиционная обрядовая культура мордвы / Г.А. Корнишина // Учебное пособие. - Саранск, 2007. - 116 с.

76. Краилина Н.П. Удмуртские народные сказки, мифы и легенды / Н. П. Краилина. - Ижевск. Удмуртия. 2008. - 160с.

77. Криничная H.A. Персонажи преданий: Становление и эволюция образа / Н.А.Криничная. - JL: Наука, 1988. - 122 с.

78. Кулемзин В. М. Человек и природа в верованиях хантов. - Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1984. - 201 с.

79. Латынин Б.А. Архаический эквивалент мифа о Тристане и Исольде в мордовском фольклоре // Тристан и Исольда. - Л., 1932. - С.217-218.

80. Лачплесис. Латышский эпос, воссозданный по народным преданиям. - М.: Наука, 1975. - 350 с.

81. Лебедева Н.И. Современное состояние Волжской засеки // Вестник рязанских краеведов. 1925. № 4. - С.5.

82. Лепехин И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, 1 768 и 1769 году / И. Лепехин. - СПб.: Тип. при Императ. АН, 1771.-538 с.

83. Липовецкий A.C. Страницы Нижегородской жизни П. И. Мельникова-Печерского. Записки краеведов. / Сост. Н.И.Куприянова, Л. И. Шиян - Нижний Новгород. 1991. - С.71 -81

84. Лотман Л.М. История русской литературы / Л.М.Лотман. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 1956. - 328с.

85. Майнов В. Н. Один день среди «Мокши» / В. Н. Майнов // Древняя и новая Россия.-СПб.: 1878.-Т. 3, № 10. - С. 117-134.

86. Майнов В. Н. Очерк юридического быта мордвы / В. Н. Майнов. -СПб. Тип. М-ва внутр. дел, 1885. -267 с. (Зап. РГО: т. XIV, вып. 1.).

87. Макарий. Суеверия и обычаи мордвы-мокши Нижегородской губернии / Макарий // Нижегородские губернские ведомости. 1849. - № 47-51.

88. Малюков В. Эрзянь свадьба / В. Малюков // Сятко. 2000. — № 8. — С. 97-104.

89. Маранда П., Кенгас Э. Структурные модели в фольклоре. Зарубежные исследования по семиотике фольклора. Сб. ст. / П. Маранда, Э. Кенгас. - М.: Наука, 1985. - 320 с.

90. Маризь Кемаль. X. Паасоненень сермадовксонзо / Кемаль Маризь // Сятко. 2001. -№ 4.-С. 72-84.

91. Маркелов М. Т. Саратовская мордва: этнографические материалы / М. Т. Маркелов // Саратовский этнографический сборник. Саратов, 1922. -Вып. 1.-С. 51-238.

92. Маркелов М. Т. Культ умерших предков в похоронном обряде волго-камских финнов (мордва, мари, вотяки) / М. Т. Маркелов // Религиозные верования народов СССР. - М.: 1931. - Т. 2. - С. 673-698.

93. Маркелов М.Т. Избранные труды / М.Т.Маркелов. - Саранск, 2009. -284 с.

94. Марр Н.Я. Основные вопросы истории языка. Избранные труды. В 5 т. Т.4. / Н.Я. Марр. - М.; Л. 1933. - 328 с.

95. Маскаев А. И. Мордовская народная эпическая песня / А. И. Маскаев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964. - 440 с.

96. Маскаев А.И. Эпические песни / А.И.Маскаев // Мордовское народное устно-поэтическое творчество. Очерки. - Саранск, 1975. - С.215.

97. Масленников Н. Из быта мордвы села Кученяева, Алатырского уезда Симбирской губернии / Н.Масленников // Известия Общества археологии, истории, этнографии при Императорском Казанском университете. 1916, Т. 29. Вып.4. - С. 188 -195.

98. Махабхарата: Андипарва. - М.: -Л.: АН СССР, 1950. - 739 с.

99. Мельников П.И. Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь / П.И.Мельников // Отечественные записки. 1839 (тома VI и VII), 1840 (тома IX, XI, XII и XIII).

100. Мельников П.И. Исторические известия о Нижнем Новгороде / П.И.Мельников // Отечественные записки. Т.11, отд. 2. - СПб.: 1840. - С. 1-30. (Мордва до конца XIV в.)

101. Мельников П. И. Нижегородская мордва / П.И.Мельников // Симбирские губернские ведомости. 1851. -№ 25, 26.

102. Мельников П. И. Эрзянская свадьба / П.И.Мельников // Неофициальная часть Симбирских губернских ведомостей. 1851. - № 25 С.1-9

103. Мельников П. И. Мокшанская свадьба / П.И.Мельников // Неофициальная часть Симбирских губернских ведомостей. 1851- № 26. -С.3-5.

104. Мельников П. И. Лысково / П.И.Мельников // Неофициальная часть Нижегородских губернских ведомостей. 1861. № 51, 52; 1862, № 1, 2, 3.

105. Мельников П.И. Полное собрание сочинений П.И.Мельникова (Андрея Печерского), Т. 12. - СПб. - М.: Издание товарищества М.О.Вольф, 1898.-С .1-138.

106. Мельников П. И. Очерки мордвы / П. И. Мельников // Собр. соч.: в 7 т. Издание товарищества А.Ф.Маркса. - СПб.: 1909. Т. 7. - С. 410-486.

107. Мельников П. И. Автобиография П.И. Мельникова / П.И.Мельников // Сборник Нижегородской ученой Архивной комиссии. -Нижний Новгород. 1910. - С. 76-85 .

108. Мельников А.П. Несколько слов, сказанных А.П.Мельниковым на заседании Нижегородской Архивной комиссии, посвященной памяти П.И.Мельникова 1 февраля 1908года / А.П.Мельников//Сборник Нижегородской ученой Архивной комиссии. - Нижний Новгород. 1910. - С. 3 -66.

109. Мельников П.И. На горах. Продолжение рассказов «В лесах» /

П.И.Мельников. В 2-х книгах. Кн.1. -М.: Гос. изд. худож. литературы, 1956. -644 с.

110. Мельников П.И. Очерки мордвы / П.И.Мельников. - Саранск, 1981. -136 с.

111. Мельников П.И. Путь Иоанна Грозного / П.И.Мельников // Русский фольклор. Фольклор и историческая действительность Т.20. Под ред. Горелова.-Л.: Наука 1981.-С.124- 137.

112. Мельников. П.И. Повести и рассказы / П.И.Мельников. - М.: Современник, 1985. - 509 с.

113. Миллер К. В. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, верований, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей / К. В. Миллер. Ч. 1. - СПб.: Тип. при Императ. АН, 1776.-89 с.

114. Миллер В. Ф. Русские и инородческие предания о Казанском походе Ивана Грозного / В.Ф.Миллер // ЭО. 1913. 1 - 2. - С. 16.

115. Милькович К. Быт и верования мордвы в конце XVIII столетия / К. Милькович // Тамбовские епархиальные ведомости. 1876. № 12.

116. Милькович К. Быт и верования мордвы в конце XVIII столетия // К.Милькович // Тамбовские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1905. № 18. - С.825-890.

117. Милюков А.П. Характеристика творческой деятельности П.И.Мельникова (Андрея Печерскаго) // Мельников П.И. (Андрей Печерский). Полное собрание сочинений. - СПб., - М.: 1897. - 324 с.

118. Минх А. Н. Моляны и обряды мордвы Саратовской губернии / А. Н. Минх // ЭО.-М.: 1892.- Кн. XV, № 4. - С. 116-128.

119. Миролюбов Н.К. Сказание о последнем походе Иоанна Васильевича Грозного против Казани в 1552 г. чрез Ардатовский и Арзамасский уезды Нижегородской губернии, с примечаниями о походах его чрез другие уезды. Основано на предании / Н.К. Миролюбов // Русский фольклор. Фольклор и историческая действительность Т.20. Под ред.

Горелова. - Д.: Наука 1981. - С. 139-157.

120. Митропольский К. Мордва: Религиозные воззрения, их нравы и обычаи / К. Митропольский // Тамбовские епархиальные ведомости. 1876. — № 12, 13.

121. Митропольский К. Мордва: Мировоззрения их, нравы и обычаи / К. Ми-тропольский // Мирское слово. 1877. - № 3-5, 8-15.

122. Мифология Коми / Энциклопедия Уральских мифологий. В 2т. -М.: Изд-во ДИК, 1999. - 480 с.

123. Мифология мордвы // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ. - Саранск, 2011. № 4; - 256 с.

124. Мифология хантов / Энциклопедия Уральских мифологий. -Томск, Изд-во Томского университета, 2000. - 310 с.

125. Мишанин Ю. А. Этнокультура мордвы в журналистике России XIX

— начала XX века / Ю. А. Мишанин. - Саранск: Изд-во мордов. ун-та, 2001. -168 с.

126. Можаровский А. Инородцы-христиане Нижегородской епархии сто лет тому назад / А. Можаровский // Нижегородские епархиальные ведомости. 1886.-№ 1.

127. Можаровский А. Руссо-мордвы на Нижегородской почве / А. Можаровский // Нижегородские губернские ведомости. 1893. - № 36.

128. Мокшин Н. Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников. / Н. Ф. Мокшин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. - 240 с.

129. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы: историко-этнографические очерки / Н. Ф. Мокшин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. -248 с.

130. Мокшин Н.Ф. Мельников Павел Иванович - писатель, ученый / Н.Ф.Мокшин // Мордовия: энциклопед. в 2 т. - Саранск, 2003. Т.1. - С. 534

131. Мокшин Н.Ф. Мифология мордвы: Этнограф, справ / Н.Ф. Мокшин.

- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. - 320 с.

132. Мордовское народное устно-поэтическое творчество: очерки. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. - 432 с.

133. Мордва: Историко-этнографические очерки. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981.-336 с.

134. Мордва: историко-культурные очерки / редкол.: В.А.Балашов, B.C. Брыжинский, И.А. Ефимов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. - 624 с.

135. Мордовская свадьба (в Алатырском уезде): Этнографический очерк // Волжский вестник. 1879. - № 12, 13. - С. 3-5, 4-6.

136. Мордовская свадьба // Нижегородские епархиальные ведомости. -1887. -№ 13.

137. Мордовская свадебная обрядность и поэзия (по фольклорно-этнографическим материалам Шугуровского брачного округа) / сост. В. И. Рогачев. - Саранск: МГПИ, 2004. - 115 с.

138. Морохин Н.В. Незнакомый Павел Мельников (Андрей Печерский) / Н.В. Морохин, Д. Г. Павлов, - Нижний Новгород. Книга, 2011. - 544 с.

139. Морохин Н.В. Некоторые архаичные элементы в традиционной культуре современной нижегородской мордвы / Н.В.Морохин // Незнакомый Павел Мельников (Андрей Печерский). - Нижний Новгород. Книга, 2011. - С. 405-449

140. Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем / Н.А.Некрасов. - М.: 1952. -Т.8. - 527 с.

141. Никитенко А. В. Дневник: в 3-х томах / A.B. Никитенко. -М.: 1955. -2 т. -652 с.

142. Никонова Л.И. Мордва Западной Сибири: в 2 ч. Часть 1. Село Калиновка: сибирская история и мордовские традиции / Л.И. Никонова, Л.Н. Щанкина, Ж.В.Щерстобитова; под. ред. В.А.Юрченкова. - Саранск, 2009.112 с.

143. Никонова Л.И. Традиционная культура сохранения здоровья народов, проживающих в Республике Мордовия: историко-этнографический аспект: монография / Л.И. Никонова, И.А. Кандрина, Л.Н. Щанкина; под.ред. В.А.Юрченкова, Л.И.Никоновой. -Пенза, 2010.-528 с

144. Никонова Л.И. Мордва Дальнего Востока / Л.И. Никонова, Л.Н.

Щанкина, Н.Н.Авдошкина, В.П.Савко; под. ред. В.А.Юрченкова. - Саранск, 2010. -312 с

145. Образцы мордовской народной словесности: песни на эрзянском и некоторые на мокшанском наречии / сост. А. Ф. Юртов. - Казань: Тип. губерн. правл., 1882. Вып. I. - 231 с.

146. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов. - М.: Русский язык, 1987.-797 с.

147. Орлов Н. П. Мордва-мокша / Н. П. Орлов // Пензенские губернские ведомости. 1876.-№ 106, 108, 110, 112.

148. Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи / П. С. Паллас. - СПб.: Тип. при Императ. АН, 1809. - Ч. 1. - 773 с.

149. Петрухин В. Мифы финно-угров / В.Петрухин. - М.: Транзиткнига, 2003,-464 с.

150. Пивкина C.B. Кият тон, Анге Патяй / С.В.Пивкина / / Сятко. 2007. №9.-С. 105-107

151. Пивкина C.B. Проблема образа Анге Патяй в литературе конца XX-начала XXI в. / С.В.Пивкина / / VII конгресс этнографов и антропологов России. 9-14 июля 2007 г. - Саранск. 2007. - С. 364.

152. Пиотровский М.Б. Адам / М.Б. Пиотровский // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. - М.: 1998. Т. 1. - С. 41.

153. Письма родителей и родственников к П.И.Мельникову за период его студенчества в Казани (1834-1836) / Сборник в память П.И.Мельникова (Андрея Печерского). - Нижний Новгород. Типо-Лит. Т-во И.М. Машистова, 1910.-С. 150-166.

154. Письма П.И.Мельникова к A.A. Краевскому / Сборник в память П.И.Мельникова (Андрея Печерского). - Нижний Новгород. Типо-Лит. Т-во И.М. Машистова, 1910.-С. 110-150.

155. Письма П.И.Мельникова к М.П.Погодину / Сборник в память П.И.Мельникова (Андрея Печерского). - Нижний Новгород. Типо-Лит. Т-во И.М. Машистова, 1910. - С. 150-160.

156. Платон. Пир / Мыслители Греции. От мифа к логике: соч. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс; - Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. - С. 53-54.

157. Плесовский Ф.В. Свадьба народов коми / Ф.В. Плесовский. -Сыктывкар, 1968. - 320 с.

158. Повесть временных лет / Повести Древней Руси. XI-XII века. -JL: Лениздат, 1983. -547 с.

159. Повесть временных лет / Повести Древней Руси. XI-XII века. -Л.: Лениздат, 1983. -547 с.

160. Попов Н.С. Марийский народный праздник «Кугече» / Н.С.Попов // Полевые материалы Марийской этнографической экспедиции 80-х годов. -Йошкар - Ола, 1981. - С.70.

161. Посадский А. П. Художник и бытописатель мордвы ( К90-летию со дня смерти П.И.Мельникова-Печерского) / А.П.Посадский // Солнцестояние: литер. - худ. сб. - Саранск, 1974. - С. 179-181.

162. Посадский А. П. П. И. Мельников (Андрей Печерский) и мордовский край: дис. канд. филолог, наук / А. П. Посадский. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. - 96 с.

163. Примеров А. Религиозные обряды мордвы / А. Примеров // Пензенские епархиальные ведомости. 1870. — № 16.

164. Прокопьев К.П. Брак у чуваш / К.П.Прокопьев // ИОАИЭ. - Казань, 1903а-XIX. Вып. 1.-С. 1-63.

165. Рогачев В. И. Вопросы изучения мордовской национальной культуры: этнология, фольклор, литература (вторая половина XIX первая четверть XX вв.)/ В. И.Рогачев. -Саранск: МГПИ, 1998.-87с.

166. Рогачев В. И. Вечксь тиринь масторонзо: П.И.Мельниковонь чачома чистэ 180 иетненень / В.И.Рогачев // Эрзянь правда. 1998. - № 45.-С.4

167. Рогачев В.И. История и культура мордовского народа в исследованиях П.И.Мельникова (А.Печерского) / В.И. Рогачев // Вопросы изучения мордовской национальной культуры: этнология, фольклор,

литература (вторая половина XIX-первая четверть XX в.) Учебное пособие по спецкурсу. - Саранск, 1998. - С. 5-15

168. Рогачев В.И. Эрзянь койтне «Очерки мордвы» книгастонть / В.И.Рогачев // Сятко. 1999. - № 12. - С. 82-87

169. Рогачев В.И. П.И.Мельников (А. Печерский) мокшэрзятнень ётай пингснон и культураснок колга // Мокша. 2000. -№ 9. - С. 123-128.

170. Рогачев В. И. Эрзятнень венчамонь-урьвакстомань кезерень койтнеде ( О древних обрядах женитьбы и выдачи замуж у эрзян) / В. И. Рогачев // Сятко. 2003. - № 2. - С. 115-116.

171. Рогачев В.И. Свадьба мордвы Поволжья / В.И.Рогачев. -Саранск, 2004. - 384 с.

172. Рогачев В. И. Свадьба и боги. Небесные и земные покровители в свадебной обрядности и фольклоре / В. И. Рогачев // Народное образование Республики Мордовия. 2004.-№ 2-3.- С. 159-173.

173. Российский энциклопедический словарь: В 2-х кн. / Гл. ред. A.M. Прохоров. — М.: Большая российская энциклопедия, 2001. - 1023 с.

174. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 ч. 4.2. -М.: Под. ред. П.А.Николаева. 1990.-446 с.

175. Рученькин, В. И. П. И. Мельников (А. Печерский) и этнография мордвы: автореф. дис. канд. ист. наук / В. И. Рученькин. - Д., 1977. -28 с.

176. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А.Рыбаков. - М.: Наука, 1988. -784 с.

177. Саввин Н. П.И.Мельников в оценке русской критики / Н.П. Саввин // Сборник в память П.И.Мельникова (Андрея Печерского). - Нижний Новгород. Типо-Лит. Т-во И.М. Машистова, 1910. - С. 295-306.

178. Салмин А.К. Народная обрядность чувашей / А.К.Салмин II-Чебоксары: Чуваш. НИИГН, 1994. - С.44-45.

179. Салтыков-Щедрин М.Е. Полное собрание сочинений / М.Е.Салтыков-Щедрин. - М.: 1941. - Т.5. - С.375.

180. Самородов К.Т. Мордовская обрядовая поэзия / А.К. Самородов.

- Саранск: мордов. кн. изд-во, 1980. -168 с.

181. Самородов К.Т.Мордовские пословицы, присловицы и поговорки / А.К.Самородов. - Саранск, 1986. - 280 с.

182. Сасунский Д. Армянский народный эпос / Д.Сасунский. - JL: Сов. писатель, 1982. -360 с.

183. Седова JI.B. Легенды и предания / Л.В.Седова. - Саранск, 1982. -

120 с.

184. Седова Л.В. Из глубины веков: легенды, предания, былинки и устные рассказы мордовского края / Л.В.Седова. - Саранск: Мордов. книжн. Изд-во 2011.-328 с.

185. Сепеев Г.А. Традиционная пища луговых марийцев / Г.А. Сепеев // Материальная и духовная культура марийцев. Археология и этнография Марийского края. - Йошкар-Ола, 1981, - С. 110.

186. Словарь античности. М.: Прогресс, 1989.-704 с.

187. Смирнов И.Н. Мордва / И.Н.Смирнов // Известия общей археологической истории и этнографии Т.ХИ, Вып. 4. - Казань, 1895. - С. 274306.

188. Смирнов И.Н. Мордва: ист.-этногр. очерк / И.Н.Смирнов. -Казань, 1895.-291с.

189. Смирнов И.Н. Мордва: ист.-этногр. очерк / И.Н.Смирнов. -Саранск, 2002. -296 с.

190. Снежницкий А. Мордовский праздник «Вермавы» (Вербного воскресения) и «Вирявы» (Заметка из дневника приходского священника) / А. Снежницкий // Пензенские Епархиальные ведомости, № 19-20, 1871,-С. 558597, 627-634.

191. Советская историческая энциклопедия // Гл. ред. Е.М. Жуков. - М.: Советская Энциклопедия, 1964. - 960 столб.

192. Соколова В.К. Русские исторические предания / В.К.Соколова. -М.: Наука, 1970.-288 с.

193. Соколова В.Ф. П.И.Мельников-Печерский как исследователь

народных религиозных исканий. // Религия и общество: актуальные проблемы современного религиоведения: сборник научных трудов / Под общей редакцией В. В. Старостенко. - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2006. - С.249-252.

194. Токарев С.А. Мифы народов мира / С.А.Токарев / Советская энциклопедия: В 2 т. - М.: 1992. Т.2. - 719 с.

195. Топоров В.Н. Мифы народов мира / В.Н.Топоров // В 2 т. - М.: 1982. Т.2. - С. 6-9

196. Усов П.С. Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский), его жизнь и литературная деятельность / П.С.Усов // Полное собрание сочинений П.И.Мельникова (Андрея Печерского), Т.1.-СП6, -М.: Издание товарищества М.О.Вольф, 1897.-С.1-316.

197. Удмуртская мифология / Под. ред. В.Е.Владыкина. Ижевск, 2003. -

196 с.

198. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 8 т. Т. 7. Ч. 1. Эрзянские причитания-плачи. Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1972. 374 с.

199. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 18 т. Т.6, ч.2. Мокшанская свадебная поэзия. Саранск: Мордов. кн.изд-во, 1975. - 400с.

200. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 18 т. Т. 1. Исторические песни ХУП-ХУШ веков. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. -352 с.

201. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 18 т. Т. 7, ч. 2. Мокшанские причитания. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1979. - 360 с.

202. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 18 т. — Т. 7, ч. 3. Календарно-обрядовые песни и заговоры. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981.-304 с.

203. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 18 т. Т.9. Мордовские песни Заволжья и Сибири. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. -352 с.

204. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т.9. Мордовские народные песни Завольжья и Сибири. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982.-352с.

205. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 18 т. Т. 10. Легенды. Предания. Былички. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. - 255 с.

206. Федосеева Е.А. Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция / Е.А.Федосеева. Саранск, 2007. - 212 с.

207. Федянович Т. П. Свадебные обряды русских и мордвы Мордовской АССР (сравнительная характеристика). Труды МНИИЯЛИЭ. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974.-Вып.45.-С 110-121.

208. Федянович Т. П. Семейные обычаи и обряды финно-угорских народов Урало-Поволжья (конец XIX-1980-е годы) / Т.П.Федянович. - М.: 1997. - С.10-12.

209. Фольклор и историческая действительность / Русский фольклор. Т. XX. -Л.: Наука, 1981.-С.124-137.

210. Фортунатов Н.М. Проблемы комплексного исследования этноса и литературы (из опыта П.И.Мельникова) / Н.М.Фортунатов // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийской конференции. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. - С.23.

211. Фукс К. Поездка из Казани к мордве Казанской губернии в 1839 г. / К.Фукс. Журнал М-ва внутр. дел. - СПб, 1839. - Ч. XXXIV, № 10. - 18 с.

212. Фортунатов Н.М. Проблемы комплексного исследования этноса и литературы (из опыта П.И.Мельникова) / Н.М.Фортунатов // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийской конференции. - Саранск: Изд-во Морд. Универ-та, 1992. -224 с.

213. Христолюбова Л.С. Обрядность и мифология / Л.С.Христолюбова // Удмуртская мифология под.ред. В.С.Владыкина. - Ижевск, 2003. -196с. С. 103-110.

214. Шаронов A.M. Масторава / А.М.Шаронов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. - 496 с.

215. Шаронов A. M. Мордовский героический эпос: сюжеты и герои /А.М.Шаронов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. - 207 с.

216. Шахматов A.A. Мордовский этнографический сборник / А.А.Шахматов. - СПб.: 1910. - 848 с.

217. Шешунова C.B. Мельников-Печерский / С. В. Шешунова // Русские писатели 1800-1917: Биографический словарь / Под ред. П.А.Николаева. Т.З. - М.: 1994. - С. 578-582

218. Штернберг JI. Я. Первобытная религия в свете этнографии / JI. Я. Штернбер. - Л.: Ин-т народов Севера ЦИК СССР, 1936. - 571 с.

219. Элиаде М. Аспекты мифа / М.Элиаде. - М.: Инвест-ППП, 1995. -

240 с.

220. Элиаде М. История веры и религиозных идей [Электронный ресурс] // http://www.eliade.rU/sotvorenie-i-zhertvoprinoshenie.html#more-303

221. Эрзянь фольклор. Под ред. Л.С.Кавтаськина // Саранск: Мордов. госуд. изд-во, - 1939. - 402 с.

222. Юрченков В. А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории / В. А. Юрченков. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. -368 с.

223. Юрченкова Н. Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса / Н. Г. Юрченкова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - 156 с.

224. Юрченкова Н. Г. Мифология мордовского этноса: генезис и трансформация / Н. Г. Юрченкова. - Саранск: НИИГН при Правительстве РМ, 2009.-412 с.

225. Янчук H.A. П.И.Мельников (А.Печерский) / H.A. Янчук // История русской литературы. - М.: 1910. - Т. 4. - Ч. 4. - С. 194-207.

226. Harva U. Die Religiösen Vorstellungen der Mordwinen / U. Harva. -Helsinki, 1952. -456 s.

227. Mainov W. Lez restes de la mythologie Mordvine / W. Mainov // Yournal de la Société Finno-Ougrienne. Helsingissa, 1889. - S. 4-291.

228. Paasonen H. Mordowinische Volksdishtung / H. Paasonen. Bd. I. -Helsinki, 1938. - XXIV+2+509 p.

229. Paasonen H. Mordowinische Volksdishtung / H. Paasonen. Bd. II. -Helsinki, 1939. - IV+2+574 p.

230. Paasonen H. Mordowinische Volksdishtung / H. Paasonen. Bd. III. -Helsinki, 1941. - IX+343 p.

231. Paasonen H. Mordowinische Volksdishtung / H. Paasonen. Bd. IV — Helsinki, 1947. - VI+2+897+1 p.

232. Paasonen H. Mordowinische Volksdishtung / H. Paasonen. — Bd. V. — Helsinki, 1977. - VII+525 p.

233. Paasonen H. Mordowinische Volksdishtung / H. Paasonen. Bd. VI. -Helsinki, 1977. - XIV+236 p.

234. Paasonen H. Mordowinische Volksdishtung / H. Paasonen. Bd. VII. -Helsinki, 1980. - X+471 p.

235. Paasonen H. Mordowinische Volksdishtung / H. Paasonen. Bd. VIII. -Helsinki, 1987. - V+499 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.