Поэтика дневниковой прозы И.А. Бунина тема диссертации и автореферата по ВАК 10.01.01, кандидат филологических наук Федотова, Валентина Владимировна

Диссертация и автореферат на тему «Поэтика дневниковой прозы И.А. Бунина». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 402569
Год: 
2010
Автор научной работы: 
Федотова, Валентина Владимировна
Ученая cтепень: 
кандидат филологических наук
Место защиты диссертации: 
Казань
Код cпециальности ВАК: 
10.01.01
Специальность: 
Русская литература
Количество cтраниц: 
182

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Федотова, Валентина Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ДНЕВНИК КАК ЖАНР ХУДОЖЕСТВЕННО-ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Проблемы изучения жанра дневника. Дневник и другие жанры.

1.2. Специфика литературного дневника и его развитие в XIX - начале XX веков

1.3. Соотношение документального и художественного в художественно-документальных жанрах

1.4. Художественность дневника.

1.5. Принципы анализа дневникового текста.

ГЛАВА ВТОРАЯ. СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ ДНЕВНИКОВОЙ ПРОЗЫ И.А. БУНИНА.

2.1. Жанр дневника в творчестве И.А.Бунина.

2.2. Фрагментарность как основной структурный принцип построения дневниковой прозы И.А. Бунина.

2.3. Взаимодействие жанровых структур.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДНЕВНИКОВОЙ ПРОЗЫ И.А.БУНИНА.

3.1. Память как структурообразующая категория в дневниках И.А. Бунина

3.2. Хронотоп природы.

3.3. Хронотоп дороги.

3.4. Хронотоп дома.

3.5. Хронотоп России и хронотоп эмиграции.

3.6. Онейрический хронотоп.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Поэтика дневниковой прозы И.А. Бунина"

Актуальность исследования. Неотъемлемую часть литературного процесса XX века составляют тексты его участников «о себе»: исповеди, летописи, автобиографии, письма, воспоминания, записные книжки и другие эго-документы. Особое место в этом ряду занимают дневники. Дневниковое начало является важным для таких художников слова, как А.Блок, В.Розанов, Б.Пастернак, М.Кузмин, К.Чуковский, М. Пришвин, И.Бунин.

Значение и актуальность дневниковой литературы сейчас признаны многими исследователями. Известен общий интерес современных ученых к художественно-документальным жанрам. Об этом свидетельствует не только большое количество работ, посвященных изучению художественно-документальных жанров, но и проведение научных форумов: «Дневники русских писателей: литературный и исторический контекст» (Варшава, 2005)1, «Синтез документального и художественного в литературе и искусстве» (Казань 2006, 2008)", «Литература и документ: теоретическое осмысление темы» (Москва, ИМЛИ РАН, 2008)3.

В настоящее время наметилась тенденция к системному изучению автодокументальной литературы, основанному на опыте западных и отечественных исследователей. Ученые сосредоточены на вопросах о том, что есть «истина» и «вымысел», «документ» и «художественное произведение». Много нерешенных проблем скопилось и в области методологии изучения документальной литературы и ее терминологии. «Одной из насущных задач современного литературоведения является См.: Dzienniki pisarzy rosyjskich. Kontekst literacki I historyczny. Studia Rossica XVII / Red. naukowa A. Wol-odzko-Butkievvicz, L. -Lucewicz. Warszavva, 2006. - 598 е.; [Электронный ресурс]. URL: http://eo.mail.ni/search?mailruH&q=Ego-dokuinent+I ^ literature (дата обращения: 12.01.2010). " Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сборник статей и материалов международной научной конференции (3-6 мая 2006г.) - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2007. - 488с.; Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сборник статей и материалов второй международной научной конференции (5-9 мая 2008 г.). - Казань: Риц «Школа», 2009. - 460 с. 3Литература и документ: теоретическое осмысление темы (материалы «круглого стола», 27 мая 2008).

Электронный ресурс]. URL: http://www.imli.ru/structure/theory/krual stol.php (дата обращения: 15.01.2010). изучение жанровых разновидностей документально-художественной литературы на конкретном литературном материале»4. Очевидно, что это — путь, который решает, с одной стороны, задачи изучения творчества того или иного писателя и особенностей художественного процесса его эпохи, с другой — вносит вклад в целостное осмысление феномена литературы с главенствующим документальным началом. В этой связи исследование дневников И.А. Бунина позволяет не просто прикоснуться к творческой лаборатории одного из выдающихся писателей XX века, выявить новые штрихи его почерка, но и приблизиться к пониманию той закономерности литературного процесса, которую можно назвать «слитностью» документального и художественного. Таким образом, актуальность настоящего исследования связана с осмыслением жанровой специфики дневниковой прозы как одной из важнейших проблем современного литературоведения и определяется необходимостью представить целостный анализ поэтики дневниковой прозы И.А. Бунина.

Степень разработанности проблемы. Художественное творчество И.А. Бунина привлекает внимание многих литературоведов. Его изучению посвящены научные работы О.Н. Михайлова, Ю.В. Мальцева, JI.A. Колобаевой, О.В. Сливицкой, И.П. Карпова и др., в то время как документально-художественная проза писателя освоена наукой явно недостаточно. Объяснить это можно тем, что исследование дневниковой прозы до сих пор было затруднено слабой разработанностью как теории дневникового жанра вообще, так и самого термина «дневник»». Более того, до недавнего времени русский дневник изучался в основном как фактографический источник. Лишь с повышением внимания к эго-документам, возросло и количество работ, посвященных жанру дневника. Последние же работы, посвященные дневниковой прозе, подтверждают, что

4Громова А. Литература и документ: теоретическое осмысление темы (материалы круглого стола). [Электронный ресурс]. URL: http//lych.ru/online/index.php/0ainmenu-65/40—S32009/365 (дата обращения: 15.03.2010). дневник обладает свойственной только ему структурой, функциональной направленностью и другими отличительными характеристиками.

Жанровая специфика литературного дневника стала предметом исследования в статьях Н.А. Богомолова, С.В. Рудзиевской, Е.П. Гречаной, К.Р. Кобрина, A.M. Колядиной, A.M. Новожиловой и др3. Особое внимание обращает на себя научная работа О.Г. Егорова «Литературный дневник XIX века. История и теория жанра»6, в которой дан анализ жанровой структуры дневника XIX века и ее становление в историческом развитии: определено функциональное и сюжетно-композиционное своеобразие дневника XIX в., пространственно-временная организация, композиция образов, типология и жанровое содержание, метод и стиль, сущность взаимодействия с художественной прозой. Отдельно следует отметить диссертацию Ю.В. Булдаковой «Дневник писателя как феномен литературы русского зарубежья 1920-1930-х гг. (Типология и поэтика жанра)» , посвященную изучению жанрового своеобразия и типологических особенностей литературного дневника в контексте дискурсивных характеристик жанра, типов авторского сознания, сформированного онтологией эмиграции.

Дневник в качестве пред-текста художественного произведения рассматривается в монографии М.Ю. Михеева «Дневник как эго-текст о

Россия, XIX - XX)» , к женским дневникам обращается И. Савкина в книге «Разговоры с зеркалом и Зазеркальем: Автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века»9.

5 Богомолов Н.А. Дневники в русской культуре начала XX века // Тыняновский сборник: Четвертые Тыняновские чтения. - Рига: «Зинатне», 1990. - С. 148-157; Рудзиевская С.В, Дневник писателя в контексте культуры XX века// Филологические науки. - 2002. - №2. - С. 12-19; Кобрин К.Р. Дневники: между текстом и жизнетворчеством. Похвала дневнику // Новое литературное обозрение, 2003. - №61. - С. 288 - 295; Новожилова A.M. Петербургские дневники Зинаиды ГиппиусСиняя книга», «Черные тетради», «Черная книжка», «Серый блокнот»): проблемы поэтики жанра: автореф. дис. канд. филол. наук. - Санкт-Петербург, 2004. -22с.

6 Егоров О.Г. Литературный дневник XIX века. История и теория жанра: дис. докт. филол. наук. - М.: 2003. - 360 с.

7 Булдакова Ю.В. Дневник писателя как феномен литературы русского зарубежья 1920 - 1930-х гг. (Типология и поэтика жанра): автореф. дис. канд. филол. наук. - Киров, 2010.-25 с.

8 Михеев М.Ю. Дневник как эго-текст (Россия, XIX - XX) - М.: Водолей Publishers, 2007. - 264 с.

9 Савкина И. Разговоры с зеркалом и Зазеркальем: Автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 416 с.

Особую значимость имеют работы, посвященные изучению художественно-документальной прозы в целом. Исследование автодокументальной литературы на Западе связано с такими именами, как А. Барр, Г. Миша, Ж. Гусдорф, Р. Паскаль, Ф. Лежен и др. В центре внимания этих ученых оказываются вопросы о том, относится ли мемуарно-автобиографическая литература к художественной либо документальной литературе, каково соотношение документального и вымысла в ней. Кроме того, поднимаются проблемы достоверности и целостности авторского образа, адресата и др. В частности, Филипп Лежён делает попытку определить границы и объем автодокументальной литературы и вводит термин «контракт с читателем» (своеобразный договор между книгой и читателем, который требует особых кодов чтения — других, чем в случае художественной литературы или биографии)10.

В России изучение авто документальных жанров начинается в 1920-е годы, когда формалистами (прежде всего, Ю.Н. Тыняновым) ставятся вопросы о месте и роли мемуаров, записок, воспоминаний, дневников в литературном процессе11. Как и на Западе, исследовательский интерес к автодокументальным жанрам возрастает в I960-1970-е годы. Особое место в их изучении занимают статьи и книги Л. Гинзбург, которая пытается определить эстетическую специфику документальной литературы и связывает ее своеобразие с характерной «установкой на подлинность», претензией на особую достоверность отражения действительности12. В современном литературоведении исследование художественно-документальных жанров представлено в трудах Т.М.Колядич, Г.Г.Елизаветиной, Н.А.Николиной, Т.И.Голубевой, Е.П.Гречаной,

10 Савкина И. Разговоры с зеркалом и Зазеркальем: Автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - С. 27.

11 1) Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. - С. 225 -270.; 2) Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции // Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977.-С. 270-281.

12 1)Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. — Л.: Художественная литература, 1976. - 448с;

2) Гинзбург Л.Я. Вяземский и его «Записная книжка» // Гинзбург Л.Я. О старом и о новом. — Л.:Сов.писатель, 1982.-С. 60-91.

Е.Г.Местергази и др13. Монография Е.Г.Местергази «Литература нон-фикшн / non-fiction: Экспериментальная энциклопедия» представляет собой первый отечественный опыт систематизации терминологии и проблематики, связанной с феноменом «невымышленной» литературы»14. По замечанию исследователя, для обозначения литературы с главенствующим документальным началом15 в современном литературоведении и критике употребляются такие сходные по содержанию понятия, как «документальная литература», «литература факта», «литература нон-фикшн (non-fiction», «художественно-документальная литература», «историко-документальная проза», «эго-документ», «автодокументальный текст». В то же время дневники, письма, мемуары, исповеди современные исследователи относят либо к мемуарной литературе (мемуаристике), либо автобиографическим произведениям.16 Существует также термин «внехудожественные жанры», к ним причисляют дневники, мемуары, публицистику, частную переписку, эссе.17 Естественно, отсутствие терминологической упорядоченности в этой области создает сложности при исследовании конкретных текстов, в число которых входят и литературные дневники.

Проблема художественности документальных текстов, которая имеет непосредственное отношение к теме нашего исследования, является сегодня одной из самых дискуссионных. Дневники И.А. Бунина с полным основанием можно считать художественно-документальным произведением (имеющим не

13 Колядич T.M. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра. Монография. - М.: Мегатрон, 1998. -276 с; Елизаветина Г.Г. Становление жанра автобиографии и мемуаров // Русский и западноевропейский классицизм: Проза. - М.: Наука, 1982. - С. 235 - 263; Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 424 с.

14 Местергази Е.Г. Литература нон-фикшн / non-fiction: Экспериментальная энциклопедия. Русская версия. -М.: Совпадение, 2007. - 327 с.

15 Местергази Е.Г. Литература нон-фикшн / non-fiction: Экспериментальная энциклопедия. Русская версия. -М.: Совпадение, 2007. - С. 17.

16 1) Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества-2-е изд. - М.: Искусство, 1986.-445 е.; 2)Новожилова A.M. Петербургские дневники Зинаиды Гиппиус («Синяя книга», «Черные тетради», «Черная книжка», «Серый блокнот»): проблемы поэтики жанра: автореф. дис.канд. филол. наук. - Санкт-Петербург, 2004. - 22с.; 3) Dzienniki pisarzy rosyjskich. Kontekst literacki I historyczny. Studia Rossica XVII / Red. naukowa A. WoI-odzko-Butkiewicz. L. -Lucevvicz. Warszawa, 2006. - 589 c.; 4) Автобиографическая практика в России и во Франции: Сб. статей под ред. Катрин Виоле и Елены Гречаной. - М.: ИМЛИ РАН, 2006. - 278 с.

17 Скороботова О.В. Жанрово-тематическое многообразие «внехудожественного» творчества И.А. Бунина 1917-1923 гг: дневники, публицистика: автореф. дис. канд. филол. наук. - Елец, 2006. - С.4. только документальную, но и художественную основу). В связи с этим, из всех существующих определений литературы с главенствующим документальным началом для нашего исследования особое значение имеет термин «художественно-документальная литература». В данном названии содержится указание на эстетическую, художественную организацию текста, основанного на реальных событиях. Термин стал использоваться во второй половине XX века и изначально употреблялся по отношению к мемуарам, дневникам, записным книжкам авторов, чьи сочинения были ценны как в фактографическом, так и эстетическом планах. Позже сюда стали относить и другие произведения, в которые вводились подлинные документы и в

18 художественной форме описывались реальные события . В связи с темой нашего исследования необходимо также отметить, что термин «дневниковая проза» может использоваться в работах исследователей в различных значениях. Так, М.Ю. Михеев, не имея в виду литературный дневник, подводит дневниковую прозу «под более широкое понятие - пред-текста, или даже перво-текста, куда вместе с собственно дневниками попадут и записные книжки, и разного рода альбомы, блокноты <.> а также многие другие микрожанры письменности для себя, а иначе эго-текста»19. Говоря о дневниковой прозе И.А. Бунина, мы имеем в виду литературные дневники писателя, которые впервые были опубликованы за рубежом в 1977 - 1982 гг. владелицей бунинского архива М.Э. Грин, а через некоторое время изданы в дополненном виде в России.

Литературные дневники И.А.Бунина являлись предметом внимания таких исследователей жизни и творчества писателя, как А.К. Бабореко, О.Н. Михайлов, Л.К. Долгополов, Ю.М. Мальцев, А.А. Саакянц и др. и изучались в основном в качестве фактографического материала. Отдельные работы посвящены дневникам писателя как литературному явлению. Близкими нашей теме являются диссертации Н.Г. Крюковой «Дневники И.А.Бунина в

18 Местергази Е.Г. Литература нон-фикшн / non-fiction: Экспериментальная энциклопедия. Русская версия. -М.: Совпадение, 2007. - С. 42.

19 Михеев М.Ю. Дневник как эго-текст (Россия, XIX - XX) - М.: Водолей Publishers, 2007. - С.6. контексте жизни и творчества писателя»20, Е.В. Снежко «Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И.А.Бунина эмигрантского периода»21, О.В. Скороботовой «Жанрово-тематическое многообразие внехудожественного творчества И.А. Бунина 1917-1923 гг.: дневники, публицистика»22. В названных работах рассмотрены некоторые жанрово-тематические особенности литературных дневников И. Бунина, выявлены типологические связи с художественной прозой автора, показано, как в художественно-документальной прозе отражаются нравственно-эстетические, философские представления автора. Однако внимание исследователей сосредоточено либо на всем разнообразии художественно-документальных жанров, к которым обращался писатель, либо ограничено определенным периодом творчества писателя. При этом исследователями не затрагивается такая важная область изучения поэтики дневникового текста, как его пространственно- временная организация.

Объектом диссертационного исследования являются литературные дневники И.А.Бунина (1881-1953 гг.).

Предметом исследования выступают особенности поэтики литературных дневников И.А.Бунина, что подразумевает выявление устойчивых приемов организации их повествовательной структуры, изучение взаимодействия дневников с другими жанровыми структурами и определение специфики пространственно-временной организации дневников.

Эмпирической базой диссертации выступают дневники И.А.Бунина разных периодов жизни, художественная проза, переписка и воспоминания. Кроме того, привлекаются дневники З.Н. Гиппиус, М.И. Цветаевой, М.М. Пришвина, Г.Н. Кузнецовой, М.А. Кузмина и др.

20 Крюкова Н.Г. Дневники И.А.Бунина в контексте жизни и творчества писателя: дис. канд. филол. наук. -Елец: Елецкий гос. педагог, ун-т, 2000.-215 с.

21 Снежко Е.В. Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И.А.Бунина эмигрантского периода: дис. канд. филол. наук. - Москва, 2005. - 173 с.

22 Скороботова О.В. Жанрово-тематическое многообразие «внехудожественного» творчества И.А.Бунина 1917 - 1923 гг.: дневники, публицистика: автореф. дис. канд. филол. наук. - Елец, 2006, - 19 с.

Цель исследования - изучение особенностей поэтики дневниковой прозы И.А.Бунина. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- выявить актуальные теоретико-методологические проблемы изучения жанра дневника в контексте специфики художественно-документальной литературы; разработать методику анализа поэтики дневниковой прозы И.А.Бунина;

- рассмотреть проблематику и жанрово-тематическое содержание дневниковой прозы И.Бунина, ее связь с философско-эстетическими взглядами автора;

- охарактеризовать повествовательную структуру дневниковой прозы писателя и выявить устойчивые способы и приемы ее организации;

- исследовать взаимодействие жанровых структур в литературных дневниках И.А. Бунина; проанализировать особенности пространственно-временной организации дневниковой прозы И.А. Бунина.

Теоретическую и методологическую базу диссертации составили:

- исследования в сфере изучения автодокументальных жанров М.М.Бахтина, Ю.М. Лотмана, Б.М. Эйхенбаума Л.Я. Гинзбург, Ю.Н.Тынянова, Т.М. Колядич, Н.А. Богомолова, О.Г. Егорова, Е.Г. Местергази, Н.А.Николиной, Н.Л.Лейдермана, С.В.Рудзиевской, М.Ю.Михеева, И.Савкиной, Ю.В. Булдаковой, Ф. Лежена, К. Вьолле, К.Ошар, К. Эберт и др. Особое значение для обоснования теоретических положений диссертационного исследования имеет опыт изучения проблем, касающихся документальной и художественной прозы, в работах Л.Я.Гинзбург, Т.А.Касаткиной, Н.А.Богомолова, С.В.Рудзиевской.

- труды по теории хронотопа М.М.Бахтина М.М, Ю.М.Лотмана и др. исследования, посвященные художественному творчеству И.А.Бунина: Ю.И. Мальцева, О.Н. Михайлова, О.В. Сливицкой, Г.Ю. Карпенко, И.П. Карпова, JI.A. Колобаевой, Дж. Вудворда и др.

- работы, предметом которых является художественно-документальная проза И.А.Бунина, Е.М.Болдыревой, О.В.Скороботовой, Н.Г. Крюковой и др.

Методология диссертационного исследования строится, в основном, на сочетании системно-целостного и структурно-семантического подходов к произведению.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней

- поэтика дневников И.А Бунина изучена как целостное литературное явление в тесной связи с теоретической проблемой подвижности границ между художественной и документальной литературой; выявлена система пространственно-временных отношений, позволяющая увидеть связь различных содержательных пластов дневниковой прозы писателя и обогатить представление об образе автора;

- рассмотрены особенности поэтики жанра дневника как отражение специфики творческого мышления Бунина, его философских представлений,

- обоснована органичность данного жанра в творчестве писателя.

Положения, выносимые на защиту:

1. Литературные дневники И.А. Бунина представляют собой сложное художественное единство со специфической внутренней организацией: пространственно-временной системой, жанрово-стилевыми и структурными особенностями.

2. В поэтике дневниковой прозы И.А. Бунина прослеживаются как общие тенденции развития жанра литературного дневника в XX веке, так и индивидуальные особенности, связанные со спецификой творческого мышления писателя, его философско-эстетическими представлениями.

3. Отличительной особенностью дневниковой прозы И.А. Бунина является ее неисчерпаемый художественный потенциал, заложенный не только в наличии большого количества эстетически организованных фрагментов, но и в использовании такого приема и важной составляющей творческого метода писателя, как непосредственная передача впечатлений от столкновения с действительностью.

4. Структурной характеристикой дневников И.А. Бунина является фрагментарность повествования, выраженной в бессистемной фиксации событий, впечатлений, воспоминаний и т.д. Являясь признаком, присущим дневнику как жанру, фрагментарность повествования в дневниках И. Бунина обусловлена в то же время и авторскими философско-эстетическими представлениями.

5. Дневниковая проза И.Бунина включает в себя такие разнообразные жанровые структуры, как письма, воспоминания, вставные рассказы, портретные зарисовки, элементы литературной критики, стихотворения и пр.

6. Специфика пространственно-временной организации дневников И.А. Бунина определяется сложным взаимодействием различных типов хронотопа: хронотопа природы, дороги, дома, России, эмиграции, онейрического хронотопа и др. Важным фактором в формировании пространственно-временной системы дневников является категория Памяти.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования связана с теоретическим углублением понимания жанра дневника и специфики его эволюции. Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы при изучении истории русской литературы, творчества И.А.Бунина, а также при разработке спецкурсов по методике анализа автодокументальной прозы.

Апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры русской литературы Казанского государственного университета, были представлены на конференциях Казанского государственного университета («Синтез документального и художественного в литературе и искусстве», 2008), Самарского государственного университета («Коды русской классики: «Дом», «домашнее» как смысл, ценность и код. Аспекты семантической актуализации», 2009), Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета («Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день»), 2010), филиала Казанского государственного университета в городе Набережные Челны («Наука, технологии и коммуникации в современном обществе», 2010), и изложены в следующих публикациях.

Статьи в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК:

1.Федотова В.В. Фрагментарность в дневниковой прозе И.А.Бунина / В.В. Федотова // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. - Т. 151. - кн. 3. - 2009. - С. 83 - 90.

2. Федотова В.В. К вопросу о художественности дневниковой прозы И.А.Бунина / В.В. Федотова // Вестник Чувашского университета. - 2010 -№1. - С. 296-300.

Публикации в научных изданиях:

3. Федотова В.В. К проблеме подвижности границ между литературой и нелитературой / В.В. Федотова // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: сборник статей и материалов II международной конференции (5-9 мая 2008 года). - Казань: РИЦ «Школа», 2009. - С. 158 — 163.

4. Федотова В.В. К вопросу о жанровых особенностях дневниковой прозы И.А.Бунина / В.В. Федотова // Альманах современной науки и образования. № 8 (27). Часть I: Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии и методика преподавания языка и литературы. -Тамбов: Грамота, 2009. - С. 164 - 168.

5. Федотова В.В. Образ дома в дневниках И.А.Бунина /В.В. Федотова // Коды русской классики: «дом», «домашнее» как смысл, ценность и код: материалы III международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня основания и 40-летию со дня возрождения первого классического Самарского университета в Самарском крае (20 ноября 2009 г.): в 2 ч. - Самара: СНЦ РАН, 2010. - Ч. II. - С. 29 - 34.

6. Федотова В.В. Дневники И.А.Бунина: особенности поэтики / В.В. Федотова // Наука, технологии и коммуникации в современном обществе: материалы республиканской научной практической конференции. (8-12) февраля 2010 г., Набережные Челны): в 2 ч. / сост.Э.Ф. Назмиев; редкол. А.Н.Макаров [ и др.]. - Наб. Челны: Лаб. операг. полиграфии, 2010. - Ч. II -С. 71-72.

Структура работы обусловлена внутренней логикой исследования в соответствии с поставленными целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы, включающего более двухсот наименований. Общий объем работы составляет 182 с.

Заключение диссертации по теме "Русская литература", Федотова, Валентина Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литературные дневники И.Бунина представляют собой сложное художественное единство с особой внутренней организацией: пространственно-временной и образной системой, жанрово-стилевыми и структурными характеристиками.

Характерной структурной особенностью дневников И.Бунина является фрагментарность повествования, выраженная в бессистемной фиксации разнообразных фактов действительности, событий, впечатлений, воспоминаний и т.д. Данный композиционный прием, предполагает прерывистость повествования, логические нарушения между фрагментами, усиление дистантных семантических связей между частями текста. Единство текста дневников определяется движением семантических рядов, все фрагменты в дневниках сложно соотносятся друг с другом посредством ассоциаций, мотивов, повторов ключевых слов.

Фрагментарность повествования как прием и особенность дневниковой прозы И. Бунина необходимо рассматривать в контексте общих тенденций развития литературы XX века. Фрагментарность повествования прослеживается и в дневниковой прозе многих других писателей, однако она часто является лишь признаком данного жанра.

Авторами дневников конца XIX - начала XX века двигала потребность выразить личное, индивидуальное, вследствие чего важной составляющей дневниковых текстов становятся рассуждения авторов на различные темы и описание процесса рефлексий. Фрагментарный принцип повествования текста дневников отражает направленность авторского сознания от бытового к бытийному, от образам к понятиям. Это своеобразно проявляется во взаимодействии бытовых фрагментов и разного рода обобщений.

Специфика фрагментарного повествования в дневниках И. Бунина связана с особенностями художественного метода писателя, используемого им и в художественной прозе, его пониманием творческого процесса и философско-эстетическими представлениями. Дневники И. Бунина связаны не с углублением их автора в себя и отражением собственного сознания, а с фиксацией действительности. Их отличительной особенностью является почти полное отсутствие элементов самоанализа, развернутых размышлений. Философский подтекст дневников И. Бунина, как и художественной прозы автора, раскрывается через изображение внешнего без углубления во внутреннее. Искренность (предполагаемую особенность дневниковой литературы) Бунину заменяла та внутренняя достоверность повествования, которая проявляется в выработанном писателем способе отображения действительности — воссоздании жизни, ее феноменов в непосредственном виде, во всех противоречиях, без разложения анализом и синтезом. Трансформация документального факта в образ, знак, символ в дневниках И. Бунина совершается не косвенным путем осмысления, а путем непосредственного изображения и одновременного проживания изображаемого.

Принцип фрагментарности напрямую связан с такими философско-мировоззренческими установками писателя, как представление о том, что «мир - это бытие, а не становление», а также мыслью о принципиальной непознаваемости мира. Форма фрагмента соответствует фрагменту бытия, сохраняющего в себе единство Мгновения и Вечности. В форме фрагмента воплощается также особенно важная для И.Бунина идея самодостаточности единичного и в то же время бесконечности и разнообразия мира. Особое значение приобретает пауза - точка соприкосновения фрагментов текста: именно здесь происходит «выражение невыразимого», понимание чего-то важного для самого автора дневника.

В этом контексте рассмотренное нами понимание художественности слова как его онтологичности, в связи с интенцией писателя постигнуть слово, а не попыткой выразить себя в слове, дает основание считать дневники И.Бунина художественным произведением. Художественный потенциал дневников И.Бунина кроется в непосредственности передачи впечатлений от столкновения с действительностью, воссоздания жизни без ее анализа. Фрагментарный принцип организации дневникового текста дает в этом I направлении большую свободу.

Дневники И.Бунина содержат большое количество записей, рассчитанных не только на повествование, но и на выражение и отличающихся концентрированной образностью - характерной чертой фрагментарной прозы. В дневниках писателя находит отражение и такая особенность художественной техники Бунина, как монтажные переходы от панорамы к средним и крупным планам, к сверхкрупным деталям, к микродеталям. Эстетическое воздействие дневниковой прозы И.Бунина усиливается благодаря использованию автором приема монтажа.

О художественной стороне дневников говорит также наличие в них эстетически значимых фрагментов, содержание которых связано с творческими замыслами автора.

Фрагментарный принцип построения дневниковых записей соответствует другим жанровым особенностям дневников. Дневники писателя включают такие разножанровые структуры, как письма, воспоминания, стихи, вставные рассказы, портретные зарисовки, элементы литературной критики.

На протяжении всей жизни Бунин постоянно включает в дневники отрывки из писем, принадлежащих как ближайшему окружению, совершенно не знакомым людям, так и собственных. Одна из специфических жанровых особенностей дневников писателя — использование шуточных стихов. Известно, что Буниным написано множество эпиграмм, экспромтов, шуточных стихов, которые он не публиковал и не сохранял. В дневники же он их включает.

Дневники Бунина дают развернутое представление о круге чтения писателя. Наличие в них большого количества заметок на тему творчества в целом и творчества отдельных писателей является их важнейшей жанровой особенностью. Цепочки межтекстовых связей устанавливаются благодаря введению в текст дневника цитат, отсылающих к отдельным «чужим» произведениям, реминисценций и аллюзий, включению диалогов с конкретными собеседниками и просто пересказов чужих текстов.

Использование писателем всевозможных информационных источников, упоминание названий кафе, ресторанов, различных общественных заведений формирует в дневниках общую картину культурно-исторических событий времени и связано с документальной основой дневников. Исторические события в России и во всем мире представлены через включение в повествование множества цитат из газе т.

Введение в дневник различных жанровых структур размыкает пространство и время дневников и расширяет спектр возможных точек зрения на изображаемые события, создает дополнительные смысловые связи. В свете философских представлений И.Бунина взаимодействие жанров создает в тексте целостную картину бесконечности мира, Времени и Пространства.

Специфика пространственно-временной организации дневников И.Бунина определяется сложным взаимодействием различных типов хронотопа: бытового, онейрического, хронотопа Природы, циклического хронотопа, хронотопа России, эмиграции, дороги, творческого замысла. Каждый из указанных видов хронотопа занимает определенное место в пространственно-временной системе дневников.

Внутри пространственно-временной системы дневников мы также выделяем хронотоп сада и хронотоп города, которые могут выступать в качестве составляющих хронотопа эмиграции, хронотопа России, хронотопа Природы.

Своеобразие пространственно-временной организации дневников писателя определяет также направленность авторского сознания в прошлое. Это отличает дневники Бунина от прочих литературных дневников, организация пространственно-временной системы которых связана с логикой причинно-следственных связей. Важным фактором в формировании пространственно-временной системы дневников является Память как философская категория и как особое «внутреннее» время, расширяющее сферу психологического и пространственно-временного изображения, замещающее причинно-следственную логику повествования ассоциативными связями и соответствующее фрагментарной организации текста. Образы памяти и воображения расширяют пространственно-временные границы повествования.

Отбор и организация материала в дневниках И.Бунина ведется в соответствии с авторской предрасположенностью восприятия действительности, что и отражается во внимании писателя к природному миру. Явления Вечной природы часто становятся тем звеном, которое соединяет разные временные и пространственные планы. Хронотоп природы непосредственно связан и соотносится с циклическим хронотопом. Его символами являются пространственно-временные картины природных циклов. Пространственно-временные картины природы приобретают особый смысл в связи с важнейшими для Бунина темами смерти, скоротечности жизни.

Хронотоп России является основным в записях, которые писатель ведет во время февральской и октябрьской революций. Дневники этих периодов i содержат большой документально-исторический материал, подробно воссоздают атмосферу времени, представляют картину гибели старой России. Хронотоп дороги становится основным структурно-образующим принципом в путевых дневниках 1907 года.

Таким образом, в поэтике дневниковой прозы писателя прослеживаются как общие тенденции развития жанра литературного дневника в XX веке, так I и индивидуальные черты, связанные со спецификой творческого мышления , ' писателя, его мировоззрением. Проведенный анализ жанровых особенностей дневников И. Бунина, являющихся формой выражения индивидуального : авторского сознания, позволяет расширить представление об основных характеристиках художественного мира писателя. Дальнейшие перспективы исследования могут быть связаны со сравнительным анализом поэтики е дневников И. Бунина и писателей русского зарубежья (З.Гиппиус, В.Ходасевича и др.), а также изучением механизмов трансформации дневников И.Бунинна в художественный текст.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Федотова, Валентина Владимировна, 2010 год

1. Бунин И.А. Собр. соч. В 9 т. / И.А. Бунин; под общ. ред. А.С. Мясникова, Б.С. Рюрикова, А.Т. Твардовского; вступ. Ст. А.Т. Твардовского М.: Худ. лит., 1965- 1967.

2. Бунин И.А. Собр. соч. В 13т./ И.А.Бунин; под рук. Г.В. Пряхина, науч. ред. Д.Г. Горбунцов и И.И. Жуков М.: Воскресенье, 2005 -2007.

3. Бунин И.А. Собр. соч. В 9 т. Т.4. Рассказы / И.А.Бунин; под общ. ред. А.С. Мясникова, Б.С. Рюрикова, А.Т. Твардовского; вступ. ст. А.Т. Твардовского М.: Худ лит., 1965. - Т.4. - 296 с.

4. Бунин И.А. Собр. соч. В 9 т. Т.6. Жизнь Арсеньева / И.А.Бунин; под общ. ред. А.С. Мясникова, Б.С. Рюрикова, А.Т. Твардовского; вступ. ст. А.Т. Твардовского М.: Худ лит.,. - М.: Худ. лит., 1966. - Т.6. - С.7 - 339.

5. Бунин И.А. Публицистика 1918 1953 годов / И.А.Бунин - М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. - 640 с.

6. Бунин И.А., Бунина В.Н. Устами Буниных. Дневники. В 2 т. Т.1. / И.А.Бунин, В.Н.Бунина; сост. М.Грин, предисл. Ю.Мальцева. М.: «Посев»,2004. —304 с.

7. Бунин И.А. Новые материалы. Вып. 1. / И.А.Бунин; сост., ред. О.Коростелева и Р.Дэвиса. М.: Русский путь, 2004. - 584 с.

8. Бунин И.А., Бунина В.Н. Устами Буниных. Дневники. В 2 т. Т.2 / И.А.Бунин, В.Н.Бунина; сост. М.Грин, предисл. Ю.Мальцева. М.: «Посев»,2005.-432 с.

9. Ю.Адамович Г.В. Бунин. Воспоминания // Бунин И.А.: pro et contra / Сост.

10. A.Б.Аверин, Д.Риникер, К.В.Степанов. Спб.: РХГИ, 2001.-С. 216-237. П.Бахрах А.В. Бунин в халате. По памяти, по записям / А.Б.Бахрах; сост., вступ. ст., коммент. Ст. Никоненко - М.: Вагриус, 2006. - 592 с.

11. Блок А.А. Из дневников и записных книжек // Блок А.А.Собр. соч. В 6 т. Т.6 / А.А.Блок. Л.: Худ. лит., 1980- 1983. - С.77 - 280.

12. И.Брюсов В. Дневники 1891-1910 / В.Я. Брюсов; подгот. к печати И.М.Брюсова, прим. Н.С.Ашукина М.: Издание М. и С.Сабашниковых, 1927.-203 с.

13. Н.Вернадский В.И. Дневники: Март 1921- август 1925. 2-е изд. /

14. B.И.Вернадский М.: Наука, 1999. - 214 с.

15. Волошин М.А. История моей души // Волошин М.А. Автобиографическая проза. Дневники /М.А.Волошин. -М.: «Книга», 1991.-С. 187-316.

16. Волошин М.А. Журнал путешествия // Волошин М.А. Автобиографическая проза. Дневники / М.А. Волошин М.: «Книга», 1991. —1. C. 7 89.

17. Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. В 11 т. Т.8. Дневники: 1893 1919 / З.Н.Гиппиус. - М.: Русская книга, 2003. - 576 с.

18. Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. В 11 т. Т.9. Дневники: 1919 1941 / З.Г.Гиппиус. - М.: Русская книга, 2003. - С. 5 - 280.

19. Мережковский Д.С. Было и будет. Дневники. 1910 1914; Невоенный дневник. 1914- 1916/Д.С. Мережковский - М.: Аграф, 2001. -512 с.

20. Кузмин М.А. Дневник 1934 года / М.А. Кузмин. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2007.-415 с.

21. Кузнецова Г.Н. Грасский дневник / Г.Н.Кузнецова М.: «Издательство Олимп», «Издательство ACT», 2001. - 416 с.

22. Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью / В.Н. Муромцева-Бунина. М.: Вагриус, 2007. - 512 с.

23. Одоевцева И.В. На берегах Сены / И.В.Одоевцева М.: Худ. лит., 1989. -333с.

24. Пришвин М.М. Собр. соч. В 8 т. Т.8. Дневники, 1905 -1954 / М.М.Пришвин. М.: Худ. лит., 1986. - 759 с.

25. Пришвин М.М. Дневники. 1914 1917 / М.М. Пришвин. - М.: Моск. рабочий, 1991.-432 с.

26. Ходасевич В.Ф. Колеблемый треножник: Избранное / В.Ф.Ходасевич. -М.: Советский писатель, 1991. 683с.

27. Цветаева М.И. Из дневниковых записей // Цветаева М.И. Сочинения: в 2 т. / М.И.Цветаева М.: Худ. лит., 1988. - Т.2. - 275 - 326.

28. Чуковский К.И. Дневник, 1930 1969 / К.И.Чуковский - М.: Соврем, писатель, 1995. - 560 с.1. Теоретическая литература

29. Александрова Т. Жанровые и текстовые признаки мемуаров / Т. Александрова., М. Билинкис, С. Зуева и др. // Поэтика. История литературы. Лингвистика: Мат-лы XXII науч. студ. конф. / Тартуский гос. ун-т. Тарту, 1967.-С. 127- 133.

30. Бабушкин С.А. Пространство и время художественного образа / С.А.Бабушкин // Проблемы этики и эстетики. Вып.2. Природа искусства и механизмы художественной деятельности. Л.: Ленинград, гос. ун-т., 1975. -С.114.

31. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. / Р. Барт; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 616 с.

32. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1975.-502 с.

33. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. М.: Искусство, 1979. - С. 281 - 307.

34. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи М.М. Бахтин М.: Худож. лит, 1986. - С. 121 - 290.

35. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин; сост. С.Г.Бочаров; текст подгот. Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; примеч. С.С.Аверинцева и С.Г.Бочарова. 2-е изд. -М.: Искусство, 1986. - С. 250 - 296.

36. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. М.Худ. лит., 1986.-543 с.

37. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б.Борев. М.: Русь-Олимп: ACT: Астрель, 2005. - 829 с.

38. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский. М.: Педагогика, 1987.-334с.

39. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. М.: изд-во «Наука», 1981. - 137 с.

40. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе / Л.Я.Гинзбург. Л.: Худ. Лит., 1976.-448 с.

41. Гинзбург Л.Я. Вяземский и его «Записная книжка» // Гинзбург Л.Я. О старом и о новом / Л.Я. Гинзбург. Л.: Сов. писатель, 1982. - С. 60 - 91.

42. Доманский Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте: пособие по спецкурсу / Ю.А.Боманский. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - 94с.

43. Есин А.Б. Время и пространство // Есин А.Б. Литературоведение. Культурология: Избранные труды / А.Б. Есин. М.: Флинта. Наука, 2002. -С.82 - 97.

44. Заманская В.В. Русская литература первой трети XX века: проблема экзистенциального сознания / В.В. Заманская. Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та; Магнитогорск, 1996. - 409с.

45. Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки / М.С. Каган // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. -Л.: Наука, 1974. С. 26 - 39.

46. Калл ер Дж. Теория литературы: краткое введение / Джонатан Кал л ер: пер. с англ. А.Георгиева. М.: Астрель: ACT, 2006. - 158 (2) е.: ил.

47. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра: монография / Н.Л. Лейднрман. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. - 256 с.

48. Лейдерман Н.Л. К вопросу о художественности в документальном повествовании / Лейдерман Н.Л. // Художественно-документальные жанры (вопросы теории и истории): Тезисы докладов на Межвузовской Научной конференции.- Иваново, 1970. С. 12-16

49. Лотман Ю.М. Семиосфера / Ю.М.Лотман. Спб.: «Искусство - Спб», 2000. - 704с.

50. Лотман Ю.М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты // Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера - история / Ю.М.Лотман. -М., 1996.-С. 163- 176.

51. Лотман Ю.М. О русской литературе / Ю.М. Лотман. Спб.: «Искусство -Спб», 2005. - 842 с.

52. Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. / Ю.М.Лотман. Таллинн: Александра, 1992.-Т. 1.-С. 248-268.

53. Мейлах Б.С. Проблемы ритма, пространства и времени в комплексном изучении творчества / Б.С.Мейлах // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. - С. 3-10.

54. Паперно И.А. Об изучении поэтики письма / И.А.Паперно // Ученые записки Тартуского ун-та. 1977. - Т. 420. - Вып. 2. - С. 105 - 111.

55. Савельева В.В. Пространственно-временная организация художественного мира // Савельева В.В. Художественный текст и художественный мир: проблемы организации / В.В.Савельева. Алматы: ТОО «Дайк-Пресс», 1996. -С.86- 126.

56. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII первой половины XIX в. / А.Г. Тартаковский. - М.: Наука, 1991. - 288 с.

57. Теоретическая поэтика: Понятия и определения: Хрестоматия для студентов / Авт.-сост. Н.Д. Тамарченко. М.: РГГУ, 2001. - 467с.

58. Теория литературы. Литературный процесс / ИМЛИ им. A.M. Горького РАН. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. - Т. IV. - 623 с.

59. Тодоров Ц. Понятие литературы / Ц. Тодоров // Семиотика: Антология / | Сост. Ю. С. Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический Проект;

60. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. С. 376 - 391.1,г; '

61. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Б.В Томашевский; вступ. статья Н.Д. Тамарченко; комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. М.: Аспект Пресс, 2003. - 334 с.

62. Топоров В.Н. Пространство и текст / В.Н.Топоров // Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983. - С.227 - 285.

63. Тынянов Ю.Н. Литературный факт / Ю.Н.Тынянов // Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. - С 225 - 270.

64. Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции / Ю.Н.Тынянов // Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. - С 270 -281.

65. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Вопросы типологии / В.И.Тюпа. Красноярск: изд-во Красноярского ун-та, 1987. -224с.

66. Урбан А. Автодокументальна проза / А.Урбан // Звезда. 1970. - №10. - С. 4 -77.

67. Урбан А. Художественная автобиография и документ / А.Урбан // Звезда. -1977.-№2.-С. 192-208.

68. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы / Б.А.Успенский. М.: Искусство, 1970. -225 с.

69. Фаликова Н.Ф. Хронотоп как категория исторической поэтики / Н.Ф.Фалихова// Проблемы исторической поэтики. Вып. 2. Художественные и научные категории. Сборник научных трудов / Петрозавод. гос. ун-т.

70. Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ун-та, 1992. С.45-57.

71. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время / Ф.П.Федоров; Даугавпилс. пед. ин-т им. Я.Э. Калнберзиня. Рига: Зинатне, 1988.-454 с.

72. Фромм Э. Душа человека / Э.Фромм. М.: Республика, 1992. - 430 с.

73. Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. 2-е изд. / В.Е.Хализев. М.: Высш. шк., 2000. - 398 с.

74. Юнг К. Человек и его символы / под ред. К. Г. Юнга; пер. с англ. В Зеленского, А. Руткевича, К. Бутырина; под общ. ред. В. Зеленского. Спб.: Б, С, К., 1996.-454с.

75. Научно-критическая литература

76. Аверин Б.В. Жизнь Бунина и жизнь Арсеньева: Поэтика воспоминания / Б.В.Аверин // И.А.Бунин: pro et contra / Сост. Б.В. Аверин, Д.Риникер, К.В.Степанов. Спб.: РХГИ, 2001. - С. 651 - 677. - (Русский путь).

77. Айхенвальд Ю.И. Иван Бунин // Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей: в 2 т. / Ю.И.Айхенвальд. М., 1998. - Т. 2. - С. 115 - 132.

78. Алексеев А.Н. Дневник и письмо как формы социальной коммуникации / А.Н.Алексеев // Философские науки. 2008. - №8. - С. 31-47.

79. Арлаускайте Н., Михайлова Г. OPUS для любителей собеседований (Коллоквиум «Опус № 1. Русский мемуар», Вильнюсский университет, 29 -30 апреля 2004 г.) // Новое литературное обозрение. 2004. - № 64. - С. 439 -443.

80. Банк Н. Нить времени. Дневники и записные книжки советских писателей / Н.Банк. Ленинград: «Советский писатель», 1978. - 248 с.

81. Беранже К. Записные книжки в творчестве Марины Цветаевой / К.Беранже; пер. Е.П.Гречаной // Автобиографическая практика в России и во Франции: Сб. статей под ред. К. Виоле и Е. Гречаной. М.: ИМЛИ РАН, 2006.-С. 243-251.

82. Богомолов Н.А. Дневники в русской культуре начала XX века / Н.А.Богомолов // Тыняновский сборник: Четвертые Тыняновские чтения / Отв. ред. М.О. Чудакова Рига: «Зинатне», 1990. - С. 148-157.

83. Болдырева Е.М. Автобиографический метатекст И.А.Бунина в контексте русского и западноевропейского модернизма: автореф. дис. докт. филол. наук / Е.М.Болдырева. Ярославль, 2007. - 46 с.

84. Бочаров А. Законы дневникового жанра / А.Бочаров // Вопросы литературы. 1971. - №6. - С. 64-69.

85. Брагина Н.Г. Память и прошлое: языковые образы, культурные практики / Н.Г. Брагина // Известия РАН. Сер. лит-ры и языка, Т. 62, №5. М.: Наука. -2003.- С. 3-13.

86. Булдакова Ю.В. Дневник писателя как феномен литературы русского зарубежья 1920 1930-х гг. (Типология и поэтика жанра): автореф. дис. канд. филол. наук / Ю.В. Булдакова. - Киров, 2010. - 25 с.

87. Васильева JI.A. Пространственно-временная точка зрения в лирике И.А. Бунина / J1.A. Васильева // Пространство и время в литературе и искусстве. Методические материалы по теории литературы. Даугавпилс: Даугавпилский пед. ин-т, 1984. - С. 72 - 73.

88. Володина Л.Э. Жанр «Жизни Арсеньева» И.Бунина как литературоведческая проблема / Л.Э.Володина // Дергачевские чтения. -1998. Екатеринбург: изд-во УРГУ, 1998. - С. 69 - 72.

89. Воскресенская М.А. Символизм как мировидение Серебряного века: Социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX XX веков / М.А.Воскресенская; науч. ред. А.Н.Жеравина. - М.: Логос, 2005. - 236 с.

90. Вознесенская И.М. Языковые особенности дневникового текста / И.М. Вознесенская // Русское зарубежье духовный и культурный феномен: Материалы межд. науч. конф.: В 2 ч. - 4.1. - М., 2003. - С. 281 - 287.

91. Волгин Г.А. Самое заветное. Записные книжки писателей / Г.А. Волгин. -Воронеж.: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1974. 112 с.

92. Вьолле К. Параллельное письмо: французские путевые дневники молодых русских аристократок / К.Вьолле; пер. Е.П.Гречаной // Автобиографическаяпрактика в России и во Франции: Сб. статей под ред. К. Вьолле и Е. Гречаной. -М.: ИМЛИ РАН, 2006.-С. 128-147.

93. Ганцева Д.В. Память как жанрообразующая категория в ранних рассказах И.А.Бунина / Д.В.Ганцева // Дергачевские чтения 1998. - Екатеринбург: изд-во УРГУ, 1998. - С. 72-73.

94. Гаретто Э. Мемуары и тема памяти в литературе русского зарубежья / Э. Гаретто // Русская литература XX века: метрополия и диаспора / Тарт. ун-т; ред. А.А.Данилевский. Тарту, 1996. - С. 101 - 109.

95. Гитович И. Случай Чехова: «Антидневниковость» как тип психологического и языкового самоощущения / И.Гитович // Dzienniki pisarzy rosyjskich. Kontekst literacki I historyczny. Studia Rossica XVII / Red. naukowa

96. A. Wol-odzko-Butkiewicz, L. -Lucewicz. Warszawa, 2006. -C. 196 205.

97. Головко B.M. Герменевтика жанра как проблема теоретической поэтики /

98. B.М.Головко // Вестник Ставр. гос. пед. ун-та. Вып. 1. Ставрополь, 1995.1. C.115- 125.

99. Голубева Т.И. Темпоральная структура дневников и воспоминаний (на материале английских и американских авторов XIX и XX веков): дисс. канд. . филол. наук / Голубева Т.И. М„ 1990. - 207 с.

100. Горалик Л. Собранные листья / Л.Горалик // Новое литературное обозрение, 2002. № 54. - С. 236 - 245.

101. Гречаная Е.П. Автобиографизм русской прозы / Е.П.Гречаная // Новое литературное обозрение, 2003. № 63. - С. 342 - 345.

102. Гречаная Е.П. Адресат женских дневников к. XVIII п. XIX вв. и процесс письма / Е.П.Гречаная // Вопросы филологии. - 2001. - №3. - С. 9093.

103. Громова А.В. Жанровая система творчества Б.К.Зайцева: литературно-критические и художественно-документальные произведения: автореф. докт. филол. наук / А.В.Громова. Орел, 2009. - 46 с.

104. Долгополов JI.K. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX -начала XX века / JI.K. Долгополов. JL: Сов. Писатель. Ленингр. отделение, 1985.-351 с.

105. Егоров О.Г. Литературный дневник XIX века. История и теория жанра: дис. . докт. филол. наук / О.Г.Егоров. М.: 2003, - 360 с.

106. Егоров О.Г. Русский литературный дневник XIX века. История и теория жанра: Исследование / О.Г.Егоров. М.: Флинта, Наука, 2003. - 280 с.

107. Егоров О.Г. Русский литературный дневник XIX века. История и теория жанра: автореф. дис. . докт. филол. наук / О.Г.Егоров. М.: 2003. - 29 с.

108. Елизаветина Г.Г. Становление жанра автобиографии и мемуаров / Г.Г.Елизаветина // Русский и западноевропейский классицизм: Проза. М.: Наука, 1982. - С. 235 - 263.

109. Елизаветина Г.Г. «Последняя грань в области романа.» (Русская мемуаристика как предмет литературоведческого исследования) / Г.Г.Елизаветина // Вопросы литературы. 1982. - №10. - С. 147-171.

110. Едина Е.Г. К теории эпистолярия / Е.Г.Елина // Поэтика и стилистика. -Саратов: изд-во Саратовского ГУ, 1980. С. 26 — 34.

111. Заманская В.В. Русская литература первой трети XX века: проблема экзистенциального сознания / В.В. Заманская. Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та; Магнитогорск, 1996. - 409с.

112. Зверев A.M. Монтаж / А.М.Зверев // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М. ИМЛИ РАН, 2002. - С.507 - 522.

113. И.А.Бунин: pro et contra / Сост. Б.В. Аверин, Д.Риникер, К.В.Стспанов. -Спб.: РХГИ, 2001.- 1016 с. (Русский путь).

114. Иван Бунин и литературный процесс начала XX века (до 1917 года) // Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград, 1985. - 130с.

115. Иезуитова Л.А. В поисках выражения «самого главного, самого подлинного, что есть в нас» «счастья жизни»: Бунин в работе над рассказами: По материалам рус. арх. в Лидсе (Великобритания) / Л.А. Иезуитова // Рус. лит. - 1996. - №3 - С. 214 - 226.

116. Иезуитова Л.А. Творчество Бунина единая книга о «себе»: ( об одной функции бунин. метатекста) /Л.А. Иезуитова // Автоинтерпретация: сб. статей / С.-Петерб. гос. ун-т; под ред. А.Б. Муратова, Л.А.Иезуитовой. - Спб., 1998. -С. 97-133.

117. Ильин И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев / И. Ильин М.: Скифы, 1991. - 216 с.

118. Каменецкая Т.Я. Эволюция повествования в произведениях И.А.Бунина 1910 1920-х годов: автореф. канд. филол. наук / Т.Я.Каменецкая -Екатеринбург: 2008. - 33 с.

119. Карпеева Т.А. Русская литература XIX начала XX вв. в восприятии И.А.Бунина (по материалам «Дневника писателя») / Т.А.Карпеева;

120. Н.Мокушева // Критика и ее исследователь: сборник, посвященный памяти профессора Валерия Николаевича Коновалова (1938 1998). - Казань: Казанский гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2003. - С. 90 - 98.

121. Карпенко Г.Ю. Творчество И.А.Бунина и религиозно-философская культура рубежа веков / Г.Ю. Карпенко. Самара: изд-во Самарской Гуманит. Академ., 1998. - 113 с.

122. Карпов И.П. Проза Ивана Бунина: учебное пособие / И.П.Карпов. М.: Флинта. Наука, 1999. - 334 с.

123. Карпов И.П. Структура бунинского повествования: знаки авторства / И.П.Карпов // Филол. науки. 1997. - №3. - С. 96 - 105.

124. Келдыш В.А. На рубеже художественных эпох: (О русской литературе к. XIX н. XX в.) / В.А.Келдыш//Вопр. лит. - 1993. - №2. - С. 92-105.

125. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление / Д.И.Кирнос. -М.: Типография ГА ВС, 1992. 172 с.

126. Клинг О. Серебряный век через сто лет («Диффузное состояние» в русской литературе начала XX века) / О.Клинг // Вопросы литературы. -2000. -№6.-С.83- 114.

127. Кобрин К.Р. Рассуждение о фрагменте / К.Р. Кобрин // Новое литературное обозрение, 2002. № 54. - С.229 - 235.

128. Кобрин К.Р. Дневники: между текстом и жизнетворчеством. Похвала дневнику / К.Р. Кобрин // Новое литературное обозрение, 2003. № 61. - С. 288-295.

129. Колобаева Л.А. Иван Бунин и модернизм / Л.А.Колобаева // Научные доклады филол. фак-та МГУ. М., 1998. - С. 173 - 188.

130. Колядич Т.М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра. Монография / Т.М. Колядич. М.: Мегатрон, 1998. - 276 с.

131. Крылов В.Н. Русская символистская критика (1890 1910-е гг.): генезис, типология, жанровая поэтика: дис. докт. филол. наук / В.Н. Крылов. - Казань, 2007. - 508 с.

132. Крюкова Н.Г. Дневники И.А.Бунина в контексте жизни и творчества писателя: дис. канд. филол. наук / Крюкова Н.Г. Елец: Елецкий гос. педагог, ун-т, 2000. - 215 с.

133. Кулабухова М.А. Факт и вымысел в романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» / М.А. Кулабухова // Актуальные проблемы современного литературоведения: Материалы межвуз. науч. конф. / Моск. гос. открытый пед. ун-т. М., 1997. - с. 46 - 48.

134. Латухина А.Л. Цикл «путевых поэм» И.А.Бунина «Тень птицы». Проблема жанра: автореф. дис. канд. филол. наук / Латухина А.Л. Ниж. Новг., 2004, - 22 с.

135. Лежен Ф. Когда кончается литература? Беседа с Еленой Гальцовой от 28 октября 2000 г. / Ф.Лежен // Автобиографическая практика в России и во Франции: Сб. статей под ред. К. Виоле и Е. Гречаной. М.: ИМЛИ РАН, 2006.-С. 261-275.

136. Лежен Ф. «Я» молодых девушек (пер. Е.П.Гречаной) / Ф.Лежен // Автобиографическая практика в России и во Франции: Сб. статей под ред. К. Виоле и Е. Гречаной. М.: ИМЛИ РАН, 2006. - С. 13 - 29.

137. Лежен Ф. «Я» Марии: рецепция дневника Марии Башкирцевой (18871899) / Ф.Лежен; пер. Е.П.Гречаной // Автобиографическая практика в России и во Франции: Сб. статей под ред. К. Виоле и Е. Гречаной. М.: ИМЛИ РАН, 2006.-С. 161-181

138. Лежен Ф. В защиту автобиографии. Эссе разных лет / Ф.Лежен // Иностранная литература, 2004. №4. - С. 108 - 122.

139. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина / В.Я. Линков. М.: изд-во МГУ, 1986. - 174с.

140. Литературные архетипы и универсалии / Под ред. Е.М. Мелетинского. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. - 433 с.

141. Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Н.В. Гоголя // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М.: Просвещение, 1988. - 352 с.

142. Луцевич Л. Дневники серебряного века / Л. Луцевич // Dzienniki pisarzy rosyjskich. Kontekst literacki 1 historyczny. Studia Rossica XVII / Red. naukowa A. Wol-odzko-Butkiewicz, L. -Lucewicz. Warszawa, 2006. C. 239 - 273.

143. Мальцев Ю.И. Иван Бунин, 1870 1953 / Ю.И.Мальцев. - М.: Посев, 1994. - 432 с.

144. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. / М. Мамардашвили; сост. и предисл. Ю.П.Сенокосова. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

145. Медарич М. Автобиография /Автобиографизм / М.Медарич //Автоинтерпретация / Под ред. А.Б. Муратова и Л.А.Иезуитовой. Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. - С. 5 - 32.

146. Местергази Е.Г. Литература нон-фикшн / non-fiction: Экспериментальная энциклопедия. Русская версия / Е.Г. Местергази М.: Совпадение, 2007. - 327 с.

147. Милевская Т.Е. Мемуары: Человек и время. Время и текст. Текст и человек / Т.Е.Милевская // Русское зарубежье духовный и культурный феномен. Мат. межд. науч. конф.: В 2 ч. - 4.2. - М., 2003. - С. 272 - 279.

148. Минц З.Г. Структура «художественного пространства» в лирике А. Блока / З.Г. Минц // Труды по русской и славянской филологии. Уч. зап. ТГУ. Вып. 251. Тарту: ТГУ, 1970. - С.203 - 293.

149. Михайлов О.Н. И.А.Бунин. Жизнь и творчество: литературно-критический очерк / О.Н. Михайлов. Тула: Приокс. кн. изд-во, 1987. - 317с.

150. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья / О.Н. Михайлов. М.: Просвещение, 1995. - 432 с.

151. Михеев М.Ю. Фактографическая проза или пред-текст / М.Ю. Михеев // Человек. 2004. - №3. - С. 132 - 143.

152. Михеев М.Ю. Фактографическая проза или пред-текст / М.Ю. Михеев // Человек. 2004. - №2. - С. 133 - 142.

153. Михеев М.Ю. Дневник как эго-текст (Россия, XIX XX) / М.Ю. Михеев. - М.: Водолей Publishers, 2007. - 264 с.

154. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX вв. / М.Г. Неклюдова. - М: Искусство, 1991. - 396 с.

155. Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы: учебное пособие / Н.А. Николина. М.: Флинта: Наука, 2002. - 424 с.

156. Николина Н.А. Филологический анализ текста: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.А. Николина. М.: издат. центр «Академия», 2003. - 256 с.

157. Ничипоров И.Б. Поэзия темна, в словах не выразима. Творчество

158. И.А.Бунина и модернизм. Монография / И.Б.Ничипоров. М.: Метафора,2003.-256 с.

159. Новожилова A.M. Петербургские дневники Зинаиды Гиппиус («Синяя книга», «Черные тетради», «Черная книжка», «Серый блокнот»): проблемы поэтики жанра.: автореф. дис. канд. филол. наук / Новожилова A.M. СПб.,2004. 22с.

160. Новоселова И. Жанровое своеобразие дневников М.М.Пришвина / И.Новоселова // Dzienniki pisarzy rosyjskich. Kontekst literacki I historyczny.i Studia Rossica XVII / Red. naukowa A. Wol-odzko-Butkiewicz, L. -Lucewicz.i j; Warszawa, 2006. C. 473 - 483.

161. Ошар К. «Окаянные дни» как начало нового периода в творчестве

162. И.Бунина / К.Ошар//Русская литература, 1996. - №4. -С. 101 - 105.

163. Палиевский П.В. Документ в современной литературе // Палиевский П.В. Из выводов XX века / П.В.Палиевский. СПб.: «Владимир Даль», «Русский остров», 2004. - С. 376 - 401.

164. Палиевский П.В. О структурализме в литературоведении // Палиевский \ П.В. Из выводов XX века / П.В.Палиевский. СПб.: «Владимир Даль»,

165. Пивоварова J1.M. Дневник как литературная форма / Л.М. Пивоварова // Ученые записки Казанского гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки, Т. 149, кн.2. Казань: Типография Казан, гос. ун-та. 2007. - С. 144 - 151.

166. Пигров К.С. Скриптизация авось-бытия, или апология интимного дневника / К.С.Пигров // Философские науки, 2008. №8. - С. 98 - 106.

167. Ринникер Д. «Окаянные дни» как часть творческого наследия И.А.Бунина / Д. Ринникер // И.А.Бунин: pro et contra / Сост. Б.В. Аверин, Д.Риникер, К.В.Степанов. Спб.: РХГИ, 2001. - С. 625 - 650. - (Русский путь).

168. Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского / Л.М. Розенблюм .-М.: Наука, 1981.-367 с.

169. С.Д. Титаренко. Спб.: Филологический факультет СПбГУ, 2008. - С. 28 -39.

170. Рудзиевская С.В. Дневник писателя в контексте культуры XX века / С.В. Рудзиевская // Филологические науки. 2002. - №2. - С. 12-19.

171. Русская литература XX века. Типологические аспекты изучения. X Шешуковские чтения. Часть II. Раздел 3-4 / Федеральное агентство по образованию. Москов. педагог, гос. ун-т. Москва, 2005. - С. 427 - 730.

172. Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х годов). Кн. 2. - М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. - 768 с.

173. Савельева В.В. Пространственно-временная организация художественного мира / В.В. Савельева // Савельева В.В. Художественный текст и художественный мир: проблемы организации. Алматы: ТОО «Дайк-Пресс», 1996. - С. 86 - 126.

174. Савкина И. Разговоры с зеркалом и Зазеркальем: Автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века / И. Савкина. М.: Новое литературное обозрение, 2007. — 416 с.

175. Сайко Е.А. Образ культуры серебряного века: культур-диалог, феноменология, риски, эффект напоминания: Монография / Е.А. Сайко. М.: Изд-во «Проспект», 2005. - 264.

176. Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сборник статей и материалов международной научной конференции (3-6 мая 2006г.) Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2007. - 488 с.

177. Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: сборник статей и материалов второй международной научной конференции (5-9 мая 2008 г.). Казань: Риц «Школа», 2009. - 460 с.

178. Скороботова О.В. Жанрово-тематическое многообразие «внехудожественного» творчества И.А.Бунина 1917 1923 гг.: дневники, публицистика: автореф. дис. канд. филол. наук / Скороботова О.В. - Елец, 2006. - 19 с.

179. Сливицкая О.В. Проза И.А.Бунина 1914 1917: авгореф. дис. канд. филол. наук / Сливицкая О.В. - Харьков, - 1970. - 23с.

180. Сливицкая О.В. О природе бунинской «внешней изобразительности» / О.В. Сливицкая // Русская литература. 1994. - №1. - С. 72 - 80.

181. Сливицкая О.В. Сюжетное и описательное в новеллистике И.А.Бунина / О.В. Сливицкая // Русская литература. 1999. - №1. - С. 89 - 110.

182. Сливицкая О.В. «Повышенное чувство жизни»: мир Ивана Бунина / О.В. Сливицкая М.: Российск. гос. гуманит. ун-т., 2004, - 270 с.

183. Смирнова А.И. Поэтика прозы об «окаянных днях» России: (И. Бунин, И.Шмелев) / А.И. Смирнова // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2. Филология. -1997. №2.-С. 149- 153.

184. Снежко Е.В. Поэтика мемуарного и автобиографического повествования И.А.Бунина эмигрантского периода: дисс. канд. филол. наук /Е.В. Снежко-М., 2005. 173 с.

185. Тартаковский А.Г. Мемуаристика как феномен культуры / А.Г. Тартаковский // Вопросы литературы. январь - февраль. - С. 35 - 55.

186. Теоретическая культурология. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005. - 624 с. - сер. «Энциклопедия культурология».

187. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Культура», 1995. - 624 с.

188. Спивак Р.С. Русская философская лирика. 1910-е годы. И.Бунин, А.Блок, В.Маяковский: учебное пособие / Р.С. Спивак. М.: Флинта: Наука, 2003.-408 с.

189. Фоменко И.В. Введение в практическую поэтику: учебное пособие / И.В. Фоменко. Тверь: Лилия Принт, 2003. - 180 с.

190. Хазанкович Ю.Г. Хронотопы и хронотопические ценности в прозе народов Севера / Ю.Г. Хазанкович // Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. - № 4. - С. 173 - 176.

191. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Хейзинга Й.; пер. с нидерл. В.В. Ошиса. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 352 с. - (Серия «Психология без границ»).

192. Чулюкина М.Г. Дневник как жанр публицистики: предметно-функциональные особенности: дис.канд. филол. наук. Казань, 2009. - 175 с.

193. Шкловский В.Б. Воскрешение слова // Шкловский В.Б. Гамбургский счет / В.Б. Шкловский М.: Сов. писатель, 1990. - С. 36 - 42.

194. Эберт К. Образ автора в художественном дневнике Бунина «Окаянные дни» / К. Эберт // Русская литература. 1996. - № 4 . - С. 106 - 110.

195. Эйхенбаум Б.М. Молодой Толстой / Б.М. Эйхенбаум. Пг., Берлин: Изд-во З.И. Грпебина, 1922. - 154 с.

196. Эйхенбаум Б.М. Литература и литературный быт / Б.М. Эйхенбаум // На литературном посту. -1927. № 9. - С. 45 - 52.

197. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной.»: Система пейзажных образов в русской поэзии / М.Н. Эпштейн. М.: Высшая школа, 1990.-302с.

198. Юрченко J1.H. Поэтика «Окаянных дней» И.А.Бунина / Л.Н.Юрченко // Иван Бунин: филологический дискурс: коллективная монография. Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2005. - С.205 - 222.

199. Якушкина А.В. Дневник / А.В. Якушина // Новый мир. №12. - С. 152 — 159.

200. Connolly J.W. Ivan Bunin / J.W.Connolly. Boston: Twaine, 1982. - 159 p.- (Twine World Authors Ser.; N 666).

201. Marullo Th. G. If you see the Buddha: Studies in the fiction of I.Bunin / Th. G. Marullo. Evanston: Northwestern Univ. press, 1998. - 208 p.

202. Woodward. J. B. Ivan Bunin: A study of his fiction / J. B. Woodward. -Chapel Hill.: The Univ. of North Carolina Press, 1980 275 p.1. Справочная литература

203. Бабореко A.K. И.А. Бунин: Материалы для биографии с 1870 по 1917 гг. -2-е изд. / А.К. Бабореко М.: Худож. лит., 1983. - 351 с.

204. Кордуэлл М. Психология. А Я. Словарь-справочник / М. Кордуэлл. -М.: ФАИР-Пресс, 2000. - 448с.

205. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАН. М.: НПК «Интелвак», 2003. - 1600 с.

206. Психологический словарь. Москва.: «Педагогика - Пресс», 1997. -440с.

207. Руднев В.П. Словарь культуры XX века / В.П. Руднев. М.: Аграф, 1999. -384 с.

208. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры / Ю.С. Степанов.- М.: Академический проект, 2001. 990с.

209. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра - М, 1997. - 575 с.

210. Шикин В.Н. Дневник / В.Н. Шикин // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 98.

211. Энциклопедия искусства XX века / Автор -сост. О.Б. Краснова. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 352 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 402569