Поэтика "городских" романов Хаймито фон Додерера 1950-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Балаганина, Анна Валерьевна

  • Балаганина, Анна Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 196
Балаганина, Анна Валерьевна. Поэтика "городских" романов Хаймито фон Додерера 1950-х гг.: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Санкт-Петербург. 2012. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Балаганина, Анна Валерьевна

Введение

Глава I. «Городские» романы Хаймито фон Додерера 1950-х гг. и урбанистическая литература XX века

1. Проблемы рецепции прозы Додерера в 1950-1970-х гг

2. Традиция австрийского романа о городе: «венский» роман

3. Феномен города в XX веке. Проблемы изучения

4. Романная теория Хаймито фон Додерера

4.1. «Тотальный» роман Додерера в контексте своего времени

4.2. Пространственный реализм Хаймито фон Додерера

Глава II. Центр и периферия: роман «Штрудльхофская лестница»

1. «Штрудльхофская лестница» в романном творчестве X. фон Додерера

2. Поэтика пространства в романе «Штрудльхофская лестница»

2.1. «Периферийный» центр романа

2.2. Пространственные мотивы

2.3. Поэтика движения в пространстве: принцип «окольного пути»

3. Штрудльхофская лестница: пространство вне истории

Глава III. «Демоны»: тотальность жизни в форме романа

1. «Тотальный» роман «Демоны»: история и замысел

1.1. Генезис романа

1.2. «Демоны» Додерера и «Бесы» Достоевского

2. Тотальность как принцип пространственно-временной организации романа «Демоны»

2.1. «Тотальная локальность» романа

2.2. Город и его «демоны»

2.3. «Тотальная» композиция романа: история письма

3. Тотальная история: центр и периферия

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика "городских" романов Хаймито фон Додерера 1950-х гг.»

Введение

Начало романного творчества Хаймито фон Додерера (Heimito von Doderer, 1896-1966), одного из крупнейших австрийских прозаиков XX века, приходится на 1920-е годы, отмеченные значительными достижениями романной литературы Австрии (произведения Йозефа Рота, Роберта Музиля, Германа Броха). В эти годы вышли в свет романы «Пролом. Происшествие, длившееся двадцать четыре часа» («Die Bresche. Ein Vorgang in vierundzwanzig Stunden», 1924), «Тайна империи» («Das Geheimnis des Reiches», 1930), «Окольный путь» («Ein Umweg», 1940), оставшиеся практически незамеченными. Лишь детективно-психологический роман «Убийство, которое совершает каждый» («Ein Mord, den jeder begeht», 1938) на короткое время привлёк к австрийскому прозаику внимание критики. Писателю словно не нашлось места в довоенной литературе Австрии. Однако и после Второй мировой войны его прежние книги остались цочти незамеченными современниками.

Успех австрийскому автору принесли объёмистые «венские» романы «Штрудльхофская лестница» («Die Strudlhofstiege», 1951) и «Демоны» («Die Dämonen», 1956). Несмотря на то, что замысел этих произведений возник ещё в 1930-е гг., к тому же отдельные фрагменты были написаны тогда же, произведения эти, несомненно, относятся уже к следующей главе истории австрийской литературы - к 1950-м годам1.

После успеха «Штрудльхофской лестницы» у немецкоязычной публики второй «венский» роман, «Демоны», принёс Додереру и международное признание. Журнал «New York Times Book Review» назвал его «самым выдающимся немецкоязычным писателем-романистом на сегодняшний

1 Ситуация позднего издания произведений Додерера - типичный случай в немецкоязычной литературе после Второй мировой войны. Подобные трудности с изданием сопровождали романы А. Дёблина, последний из которых, «Гамлет, или Долгая ночь подходит к концу», написанный в 1945-1946 гг., был опубликован лишь в 1956 году. Таким образом, оказалось, что немалая часть немецкоязычной послевоенной прозы была представлена в большой степени старшим поколением авторов, книги которых нередко ждали своего выхода не одно десятилетие. См. об этом: Honsza N. Zur literarischen Situation nach 1945 in der BRD, in Österreich und in der Schweiz. Wroclaw, 1974. S. 9.

день»1. В 1958 году он получил Австрийскую государственную премию по литературе. «В поиске наследника осиротевшего трона немецкой литературы - Томаса Манна не стало в 1955, Готфрид Бенн и Бертольд Брехт умерли в 1956 году, - взор немецкой читающей публики явно устремляется в Вену» -так начиналась статья о писателе в журнале «Der Spiegel» в 1957 г.

Творчество Додерера в зарубежном литературоведении долгое время связывали с литературными традициями реалистической прозы XIX века. Его объёмистые, тяготеющие к эпосу романы 1950-х гг. не стремятся, в противоположность актуальным литературным тенденциям XX . века, «разрушить» действительность, подвергнув её сомнению, а, напротив, словно бы воссоздают глубокую веру в неё. Объективизм и беспристрастность Додерера-повествователя, его стремление к «тотальному» воссозданию действительности в форме романа, пристальное внимание к «вещам» и деталям изображаемого мира, всё это, безусловно, отражает приверженность писателя традициям реализма.

В 1950-1960 гг. исследовательский интерес к творчеству писателя в основном был сформирован желанием критиков увидеть в Додерере мастера «старой школы», некого завершателя прежней эпической традиции: с одной стороны, «традиции реалистического романа XIX века»3, с другой - типично австрийских литературных традиций (повествовательной техники Штифтера, Броха и Музиля, традиции афоризма у И. Нестроя, Г. Гофмансталя, К. Крауса). Отношение к Додереру как к продолжателю традиционного повествования определило внутритекстовой характер исследований его творчества. В основу анализа прозы писателя была положена система понятий и теоретических наблюдений Додерера (сам автор предоставил

1 Цит. по: Bachem М. Heimito von Doderer. Boston, 1981. S. 92.

2 "Der Spätzünder" // Spiegel. 5.06.1957. S. 53. Ср. высказывания прозаика Герберта Айзенрайха о Додерере: «Среди великих мастеров прозы от Сервантеса до Жан-Поля и Толстого Додерер кажется мне новой абсолютной вершиной». См.: Eisenreich Н. Reaktionen. Wien, 1964. S. 175.

3 По мнению Д. Вебера, было «совершенно очевидно», что Додерер, «если не брать во внимание современную форму его прозы, продолжает традицию реалистического романа XIX века». См.: Weber D. Heimito von Doderer // Deutsche Literatur seit 1945 in Einzeldarstellungen. Hg. v. D. Weber. Stuttgart, 1970. S. 102.

исследователям довольно обширный интерпретационный инвентарь)1 с целью её сопоставления с повествовательным материалом его произведений. Примером тому служит комплексное исследование Д. Вебера «Хаймито фон Додерер. Исследования его романного творчества» (1963) , в котором впервые выявлены характерные черты прозы писателя на основе анализа его

о

дневников и романов . Подобные интерпретации прозы Додерера затрагивали преимущественно отдельные аспекты его творчества: структуру повествования (Л-В. Вольф), стиль и язык (Э. Штенгель, У. Лиден)4.

В 1970-е годы исследование творчества Додерера приобретает отчётливо выраженную идеологически-критическую направленность. Знаковые для этого периода работы А. Райнингера и X. Шрёдера5 отличает более широкий, многоаспектный подход к изучению австрийского автора, который, впрочем, приводит исследователей к довольно негативным оценкам

концепции творчества Додерера, базирующейся, согласно исследователям, на

б

крайне консервативной идеологии .

1 С этим связано замечание Р. Хельмштеттера о характере рецепции и критического анализа произведений писателя: «порой создаётся впечатление, что скорее это сам Додерер пишет о своих читателях и интерпретаторах, нежели они о нём». См.: Helmstetter R. Das Ornament der Grammatik in der Eskalation der Zitate: "Die Strudlhofstiege", Doderers moderne Poetik des Romans und die Rezeptionsgeschichte. München, 1995. S. 53.

2 Weber D. Heimito von Doderer. Studien zu seinem Romanwerk. München, 1963.

3 Работы, посвященные теоретическим аспектам творчества писателя, занимали в критической литературе о Додерере особое место. Интерес к теоретическим сочинениям автора вполне понятен. Додерер занимался разработкой вопросов, связанных с жанром романа. Потому вряд ли.можно исследовать прозу писателя, не учитывая при этом его теоретические взгляды. Однако нередко исследователи настолько увлекались взглядами Додерера-теоретика, что главенствующим принципом анализа становился поиск соответствий между теоретическими постулатами писателя и его реальным творчеством. При этом сам Додерер признавался: «Никто не уличит меня в том, что я что-то сказал. Я совершенно ничего не сказал. Я лишь использовал язык так, как скульптор использует глину, а художник цвет. И больше ничего». См. интервью Додерера в книге: Schaffgotsch X. (Hg.) Erinnerungen an Heimito von Doderer. München, 1967. S. 38.

4 Wolff L.-W. Wiedereroberte Aussenwelt. Studien zur Erzählweise Heimito von Doderers am Beispiel des "Romans No 7". Göppingen, 1969; Stengel E. Die Entwicklung von Heimito von Doderers Sprachstil in seinen Romanen. Phil. Diss. Wien, 1962; Liden U. Der grammatische Tigersprung. Studien zu Heimito von Doderers Sprachterminologie. Stockholm, 1990.

5 Reininger A. Die Erlösung des Bürgers. Eine ideologiekritische Studie zum Werk Heimito von Doderers. Bonn, 1975; Schröder H. J. Apperzeption und Vorurteil. Untersuchungen zur Reflexion Heimito von Doderers. Heidelberg, 1976.

6 Консерватизм Додерера, по мнению X. Шрёдера, состоит в некоей аристократической пассивности, во враждебности прогрессу и историческим катаклизмам, что проявляется в его произведениях как призыв к «тотальной иммобильности». См.: Schröder Н. J. Apperzeption und Vorurteil. S. 417.

Таким образом, долгое время картина творчества и личности австрийского писателя слагалась под влиянием двух противоположных установок: с одной стороны, были восторженные отзывы его почитателей, с другой - весьма негативные позиции его критиков1. Лишь в 1980-е гг. намечается определённый поворот в исследовании творчества австрийского прозаика, чему в немалой степени способствовала вышедшая в 1988 году работа Р. Коха, определившая новые вопросы в изучении творческого наследия Додерера . Во-первых, Р. Кох впервые предложил отойти от достаточно узкого и клишированного определения додереровских романов как неких монументальных эпических полотен, дающих широкую панораму жизни и общества Австро-Венгрии начала XX века3. Во-вторых, автор поставил вопрос о необходимости выявления специфики всего додереровского творчества, изучения его поэтики, что представляется невозможным, пока исследователи концентрируются исключительно на отдельных аспектах и деталях прозы писателя, связанных, как правило, со структурными и стилевыми особенностями повествования4.

1 Наличие в этот период в критике резко противоположных позиций по отношению к книгам Додерера отмечает также Г. Айзенрайх, говоря о «пылких поклонниках» и «холодных критиках» творчества австрийского писателя. См.: Eisenreich G. Heimito von Doderer // Deutsche Dichter der Gegenwart. Ihr Leben und Werk. Hg. v. B. v. Wiese. Berlin, 1973. S. 62.

2 Koch R. Die verdunkelten Fenster (Fragen an die Doderer-Forschung) // Internationales Symposien Heimito von Doderer. Ergebnisse. Wien. o.J. (1988). S. 50-58.

3 К. Хёбингер, в частности, характеризует роман Додерера как «великий роман венской эпохи», «эпическое полотно эпохи между двумя мировыми войнами». См.: Höbinger К. „Der große Roman einer Wiener Epoche. Heimito von Doderer's gobelinhaftes Epos der Zeit zwischen beiden Weltkriegen" // Die Presse. 5.10.1956. - В. Поллак оценивает прозу писателя как «венский эпос о человеке этой эпохи». Pollak W. Ein Wiener Epos vom Menschen in dieser Zeit // Oberösterreichische Nachrichten. 30.4.1957. - С отказом от старых клише Р. Кох связывает надежду на объективную оценку додереровского творчества. , ,

4 Следует отметить, что к концу 1980-х гг. появилось уже весьма много значительных работ, посвященных генезису некоторых произведений писателя (Р. Фишер, Э. Хэссон, М. Лёв-Кадонна), а также отдельным аспектам его творчества: структуре повествования (М. Хауер, Э. Майнгасснер, А. Дэвис), языку (Э.Като), аспекту счастья (Р. Кох), образу технически-современного мира (К. X. Шнайдер). См.: Fischer R. Studien zur Entstehungsgeschichte der "Strudlhofstiege" Heimito von Doderers. Wien, Stuttgart, 1975; Hesson E. Twentieth Century Odyssey. A Study of Heimito von Doderer's «Die Dämonen». Columbia, S.C., 1982; Löw-Cadonna M. Zug um Zug. Studien zu Heimito von Doderers Roman "Ein Mord den jeder begeht". Wien, 1991; Hauer M. Studien zum Aufbau von Heimito von Doderers Roman "Die Dämonen". Phil. Diss. Wien, 1975; Meingassner E. Wirklichkeitsdimensionen im kurzepischen Werk Heimito von Doderers. Studien zur Struktur der Kurzepik und ihren Zusammenhängen mit der Wirklichkeitspragmatik. Phil. Diss. Wien, 1972; Davis А. А Study of Structure, Narrative Technique, and Imagery in Heimito von Doderer's "Die Strudlhofstiege".

Справедливо замечание Р. Коха о том, что характер предыдущих исследований Хаймито фон Додерера в какой-то степени повлиял и на рецепцию автора в целом. Исследователи его творчества в своих критических работах лишь способствовали тому, чтобы изучение Додерера стало некоей «специфической» частью австрийского литературоведения, что привело к ещё большему непониманию и непринятию додереровского письма1. В романах Додерера видели «рафинированное цитирование» традиций и нравов, атмосферу некоей аристократической литературы2.

Потому так важно было по-новому взглянуть на проблематику додереровских произведений и на вопрос об отношении авторской рефлексии в дневниках 1940- 1960-х гг. к писательскому вымыслу в романах, потому как тексты автора представляют собой более сложные образования, не сводимые напрямую к теоретическим концепциям Додерера-теоретика. В этом, по сути, состоял один из основных недостатков исследований додереровской прозы, авторы которых долгое время пытались выстроить из противоречивого и неоднозначного творчества писателя картину гармоничную и законченную3.

При этом писательская личность Додерера и его литературное творчество не были развёрнуто представлены в историях австрийской литературы4. Литературная история видела Додерера как правило представителем того поколения писателей, которое придерживалось строгого канона ценностей, направленных на реставрацию повествования, с крепкой верой в коммуникативную силу языка, и вследствие активизации молодой литературы, а также её политизации (прежде всего в ФРГ) Додерер

Phil Diss. University College London, 1982; Katö E. Grammatischer Kosmos. Sprachen und Sprache bei Heimito von Doderer. Phil. Diss. Wien, 1985; Koch R. Die Verbildlichung des Glücks. Untersuchungen zum Werk Heimito von Doderers. Tübingen, 1989; Schneider К. H. Die technisch-moderne Welt im Werk Heimito von Doderers. Frankfurt а. M.; Bern; New York, 1985.

1 Koch R. Die verdunkelten Fenster. S. 51.

2 Magris C. Der habsburgische Mythos in der modernen österreichischen Literatur. Wien, 2000. S. 351.

3 Ср.: Koch R. Die verdunkelten Fenster. S. 52.

4 В ряде книг, посвященных проблемам австрийской литературы этого времени, имя Додерера лишь упоминается либо в паре с австрийским художником и писателем А.П. Гютерсло, либо в контексте австрийской традиции дневниковой прозы (Ф. Грильпарцер, Р. Музиль, Ф. Кафка, Э.Канетти). См.: Szell Z. Ichverlust und Scheingemeinschaft. Gesellschaftsbild in den Romanen von Franz Kafka, Robert Musil, Hermann Broch, Elias Canetti und George Saiko. Budapest, 1979. S. 111; Kaszynski S. H. Identität. Mythisierung. Poetik. Beiträge zur österreichischen Literatur im 20. Jahrhundert. Poznan, 1991. S. 180

окончательно утрачивал репрезентативную роль в современном культурном контексте.

Венский литературовед В.Шмидт-Денглер опровергает сложившиеся установки в определении места писательской личности Додерера в истории австрийской литературы1. Исследователь настаивает на новом «прочтении» Додерера уже в контексте современности и размышляет о перспективах исследования типичного читателя додереровской прозы. В 1996 году, в 100-летний юбилей писателя, стало очевидно, что видимо «только сейчас пришло время говорить о Додерере» (В.Шмидт-Денглер) , с дистанции, позволяющей отделить творчество писателя от прежних критических установок, не допускавших изучение его произведений в более широком литературном контексте.

Важно отметить, что материал исследования додереровского творчества существенно расширился. С одной стороны, наряду с традиционным интересом исследователей к интерпретации поздних романов писателя3,

^ ~ 4 «

появился интерес к малоизученной малой прозе автора , выявляющей важные черты повествовательного метода Додерера. С другой стороны, в центре внимания оказались новые аспекты, которые в немалой степени прояснили специфику додереровской прозы: музыкальные принципы повествования (работы Т. Буххольца, В. Шмидт-Денглера, Р. Тремля)5, поэтика

1 Schmidt-Dengler W. Tangenten an die Moderne. Zur Poetik der kleinen Form: Heimito von Doderer und "Wiener Gruppe" // Sommer G., Luehrs-Keiser K. (Hg.) "Schüsse ins Finstere". Zu Heimito von Doderers Kurzprosa. Würzburg, 2001. S. 53-62.

2 Schmidt-Dengler W. "Was schärfer wird" // Die Presse. 31.08.1996.

3 В последние два десятилетия интерес исследователей в особенности был сконцентрирован на повествовательных, структурных, идейных аспектах романа «Демоны». Несомненно, значимым вкладом во всестороннее исследование романа следует считать третий том научных трудов додереровского общества (2004), в котором не только рассматриваются самые различные аспекты «Демонов», но и публикуются некоторые важные письма и документы, раскрывающие сложные этапы генезиса романа. См.: Gassen und Landschaften. Heimito von Doderers "Dämonen" vom Zentrum und vom Rande aus betrachtet. Hg. v. G. Sommer. Schriften der H. v Doderer-Gesellschaft. Bd. 3. Würzburg, 2004.

4 См. 2-ой том научных трудов додереровского общества: «Schüsse ins Finstere». Zu Heimito von Doderers Kurzprosa (2001).

5 Buchholz T. Musik im Werk Heimito von Doderers. Frankfurt а. M., 1996; Schmidt-Dengler W. Posaunenklänge: Lautes und Leises bei Doderer // „Erst bricht man Fenster. Dann wird man selbst eines": zum 100. Geburtstag von Heimito von Doderer. Riverside, 1997. S. 93-106. Treml R. Doderers Sonatine: "List" des Erzählers und Tiefe der Jahre//„Erst bricht man Fenster". S. 121-135.

1 2 воспоминаний (К. Луерс-Кайзер) , символика запахов (К. Дитц) , гротеск (X.

Кершер, В. Шмидт-Денглер) .

На сегодняшний день многочисленные работы и исследования, переиздания произведений автора свидетельствуют об интересе к личности австрийского прозаика и его эстетическим взглядам. Что касается представленности автора в литературном каноне последнего десятилетия, ситуация и впредь остаётся весьма противоречивой. М. Мозебах указывает на весьма неоднозначную ситуацию, сложившуюся в издательстве «Beck Verlag»4. Именно здесь были впервые изданы почти все значительные произведения писателя, однако в вышедшем здесь же втором томе «Истории немецкой литературы» (1997) имя Додерера всплывает лишь в связи с творчеством К. Вольф и вообще не упоминается в «Истории литературного модерна» (2004), опубликованной в том же издательстве5. При этом в 2002 г. ведущий немецкий литературный критик М. Райх-Раницки включает «Штрудльхофскую лестницу» в романный канон немецкой литературы6.

Противоречивое отношение к творчеству Додерера на родине в какой-то степени повлияло и на интерес к прозе писателя за рубежом. Нашему читателю австрийский прозаик знаком не слишком широко: по однотомнику, вышедшему в серии «Мастера современной прозы» (1981) , коротким

о

рассказам, опубликованным в журнале «Иностранная литература» (2003) и

1 Luehrs-Keiser К. Das Werden der Vergangenheit. Erläuterungen und Interpretationen zur Erinnerung als Erzählproblem bei Robert Musil, Heimito von Doderer und Hans Henny Jahnn. Phil. Diss. Berlin, 1999.

2 Dietz Ch. "W«r nicht riechen will, muss fühlen". Geruch und Geruchssinn im Werk Heimito von Doderers. Wien, 2002.

3 Kerscher H. Zweite Wirklichkeit: Formen der grotesken Bewußtseinsverengung im Werk Heimito von Doderers. Frankfurt а. M., 1998; Schmidt-Dengler W. Tangenten an die Moderne.

4 См.: Mosebach M. Die Kunst des Bogenschießens und der Roman. Zu den „Commentarii" . München, 2006. S. 21.

5 Störensen В. A. Geschichte der deutschen Literatur Bd. II. München, 1997; Kiesel H. Geschichte der literarischen Moderne. Sprache, Ästhetik, Dichtung im zwanzigsten Jahrhundert. München, 2004.

6 Reich-Ranizki M. Der Kanon. Die deutsche Literatur. Romane. Frankfurt а. M., 2002.

7 Додерер X. фон. Слуньские водопады. Окольный путь. Повести и рассказы. Пер. с нем. М., 1981.

8 Додерер X. фон. Рассказы. Пер. с нем. В. Седельника // Иностранная литература. 2003. №2. С. 204-211.

роману «Убийство, которое совершает каждый» (2006) вышедшему отдельным изданием.

Работ о Додерере в отечественном литературоведении также немного. Тем не менее, российские германисты, исследующие национальную специфику австрийской литературы, так или иначе, затрагивают творчество австрийского прозаика. Во втором томе «Истории австрийской литературы

Л

XX века» (2010) Додереру, «последнему (по времени) из славной плеяды

з

выдающихся австрииских эпиков двадцатого столетия» , посвящена отдельная глава в контексте австрийской прозы после 1945 года. В основном внимание исследователей занимает возможность рассмотрения додереровского творчества в более широком литературном контексте, поиск литературных связей, просматриваемых в творчестве австрийского писателя. В. Топоров видит в творчестве Додерера отдельные линии сходства со многими значительными авторами XIX и XX веков4. В работе Е. Широковой предпринимается попытка сопоставить прозу писателя с немецкоязычной художественной традицией «омузыкаливания» прозы (Т. Манн, Г. Гессе)5, Н.С. Павлова рассматривает творчество Додерера в контексте традиционного внимания австрийской литературы к «вещи»6, а A.B. Ерохин обращается к романной теории австрийского автора в сравнении её с теоретическими

Додерер X. фон. Убийство, которое совершает каждый. Пер. с нем. С. Шлапоберской. СПб., 2006.

2 История австрийской литературы XX века. В двух томах. Т. 2. 1945-2000. М., 2010.

3 Архипов Ю. И. Хаймито фон Додерер // История австрийской литературы XX века. Т. 2. С. 46.

4 Топоров В. Творить добро // Литературное обозрение 1983, №8, С. 75. Автор рецензии, в частности, находит в прозе Додерера параллели с творчеством У. Блейка и Д.Г. Лоуренса (в отношении двух действительностей), Э. Хемингуэея (сходство событийного ряда отдельных произведений) и О. Уайльда (лейтмотив баллады Уайльда в названии романа «Убийство, которое совершает каждый»).

5 На примере «Семи вариаций на тему Иоганна Петера Хебеля» Додерера Е. Широкова рассматривает вопрос о том, «каким художественным целям призвано служить обращение литературы к музыкальным принципам». См.: Широкова Е. «Семь вариаций» Додерера // Академия, 1994, №3, С. 121.

6 Павлова Н.С. Природа реальности в австрийской литературе. Москва, 2005. С. 36-41. Стойкий интерес к «вещи» всегда отличал австрийскую литературу и культуру: стихи-«предметы» P.M. Рильке, переход от «вещей» к душевным состояниям у Гофмансталя, «трепетная» вещная реальность Штифтера и Грильпарцера, «вещи» как сгустки человеческих страхов в романах Кафки или «вещи», будто «вбирающие» в себя людей, в «Ослеплении» Канетти. В рамках этого контекста Н.С. Павлова обращается и к романам Додерера, где «каждое мгновение дышало полнотой». Эту полноту создавали именно вещи, в то время как сам мир вокруг них рушился. См.: Там же. С. 40.

воззрениями Г. Броха1. В очерке Д.В. Затонского, посвященном Додереру, наряду с другими аспектами, анализируется сходство многослойных «венских» романов писателя с «Человеческой комедией» Бальзака2.

На фоне работ, в которых обращение к творчеству Додерера связано с более широким литературным контекстом, особый интерес вызывает исследовательский подход, направленный в большей степени на выявление своеобразной концепции именно додереровской прозы. Так, особая историчность и пространственность додереровской прозы исследуются исходя из специфического метода чувственного постижения

■у

действительности (A.B. Михайлов) или из особого автобиографического, «русского» опыта писателя, сформировавшего его видение пространства и времени (A.B. Белобратов)4.

Роману Додерера «Слуньские водопады» в контексте эстетической теории автора посвящено диссертационное исследование E.H. Куликовой5. Основу работы составляет сопоставительный анализ теоретических взглядов писателя и их художественного воплощения в романе «Слуньские водопады». В исследовании обстоятельно представлены основные мировоззренческие позиции Додерера (теории «двух действительностей» и «апперцепции») и повествовательные принципы его позднего творчества. Однако, несмотря на подробный анализ стилистических и структурных особенностей романа, основной ход исследования сосредоточен на постулате о реалистическом

1 Ерохин A.B. Романная теория Г. Броха и X. фон Додерера // Вестник Удмуртского университета. Вып. 4., 1994. С. 39-48.

2 Затонский Д.В. Хаймито фон Додерер // Затонский Д.В. Австрийская литература в XX столетии. М., 1985. С. 308-345.

3 Михайлов A.B. Варианты эпического стиля в литературах Австрии и Германии // Михайлов A.B. Языки культуры. Москва, 1997. С. 372-376.

4 Belobratow A.W. Diese Einheit allen Lebens, dort und hier: Doderer in Russland und Russland bei Doderer // „Erst bricht man Fenster". S. 81-91. - К теме России, к её образу в творчестве Додерера обращаются также О.В. Козонкова и А.Б. Ботникова. См.: Ботникова А.Б. Образ России у Хаймито фон Додерера // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. Вып. 5. Воронеж, 1995. С. 139 - 153; Ботникова А.Б. Хаймито фон Додерер о революции 1917 года в России // Нестор: Ист.-культ. исслед.: Альманах. Вып. 3. История на перепутье: Поворотные точки и альтернативные пути. Воронеж, 1995. С. 227 -238; Козонкова O.B. Rußlandbild im Frühwerk Heimito von Doderers // Россия - Австрия: Этнос и культура в зеркале языка и литературы. М., 2003. С. 69-72.

5 Куликова E.H. Эстетические взгляды Хаймито фон Додерера и его роман «Слуньские водопады»: Автореф. дис. ...канд. филол. наук. Л., 1984.

характере додереровской прозы, который, на наш взгляд, лишь отчасти раскрывает своеобразие поэтики его романов.

Обращение автора к опыту реалистической литературы отражает лишь одну из сторон поэтики его произведений. Нам представляется, что романы Додерера 1950-х гг. не сводимы к традиции реалистической прозы XIX века. С одной стороны, они представляют собой своеобразный романный эксперимент, в котором автор стремился реализовать свои теоретические взгляды на роман, с другой - обнаруживают некоторые любопытные связи с модернистским романом 1920 - 1930-х гг.

В контексте ведущих тенденций литературы первой половины XX века проза австрийского писателя интересна, прежде всего, обращением к пространству города и его ролью в художественном тексте. Город как объект художественного изображения, как своеобразный литературный конструкт привлёк Додерера ещё в романах 1930-х гг, однако максимальное развитие темы города осуществляется в его послевоенных произведениях «Штрудльхофская лестница» и «Демоны». При этом способы творческого освоения образа города у Додерера имеют мало общего с основными тенденциями урбанистической литературы предшествующих десятилетий. С одной стороны, это связано с «антигородским» характером австрийской литературы в целом, с другой - отражает специфику именно додереровского взгляда на пространство.

«Городские» романы Додерера не просто выделяются на фоне урбанистической литературы XX века, они не вписываются и в современный им литературный контекст у себя на родине. Полиперспективная событийная панорама австрийской городской жизни первой трети XX века, неспешно разворачивающаяся на двух тысячах страниц романов «Штрудльхофская лестница» и «Демоны», хронологически относится к первому десятилетилетию после Первой мировой войны. При этом никакие значимые

1 Schmidt-Dengler W. Die Stadt wird ergangen: Wien bei Schnitzler, Musil, Doderer // Belobratow Alexander W. (Hg.) Jahrbuch der Österreich-Bibliothek in St.Petersburg. Bd. 4/1, 1999/2000. S. 52.

исторические события (Первая мировая война, падение монархии в Австрии, революция) словно бы не затронули повседневное течение жизни города у Додерера. Городской эпос, который создаёт писатель, представляет собой специфическое, сложное образование, в котором преимущественное значение отдаётся не развитию действия, а форме и строго выверенной композиции текста, весомо преобладающей над содержанием.

Подобное построение произведения отдаляет прозу австрийского писателя от традиций литературы XIX века и позволяет рассматривать её в качестве своеобразного художественного эксперимента автора с жанровой формой урбанистического романа. Таким образом, научная новизна данного исследования определяется обращением к самобытной концепции творческого освоения пространства города у Додерера, позволяющей раскрыть специфику авторского видения истории.

Актуальность работы заключается в том, что на современном этапе творчество Хаймито фон Додерера в российском литературоведении практически не изучено, при этом работы, исследующие самый значительный его период - романную прозу 1950-х г., отсутствуют. Вместе с тем изучение додереровского эксперимента с жанровой формой «городского» романа вписывается в современный контекст актуальных урбанистических исследований в отечественном и зарубежном литературоведении.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Балаганина, Анна Валерьевна, 2012 год

Список использованной литературы:

1. Doderer Н. v. Die neuen Russophilen // Wiener Allgemeine Zeitung. 25. 06.1921. S. 5.

2. Doderer H. v. Skizzenbuch (5 Nov. 1929) // Австрийский литературный архив (Вена): ÖNB, S.n. 14.177.

3. Doderer H. v. Notizbuch (1951)// Австрийский литературный архив (Вена): ÖNB, S.n. 14.207.

4. Doderer H. v. Grundlagen und Funktionen des Romans. - Nürnberg: Glock&Lutz, 1957. - 189 S.

5. Doderer H. v. Die Strudlhofstiege oder Melzer und die Tiefe der Jahre. München: Biederstein, 1966. - 908 S.

6. Doderer H. v. Unter schwarzen Sternen. München: Biederstein, 1966. - 238 S.

7. Doderer H. v. Frühe Prosa. Die Bresche - Jutta Bamberger - Das Geheimnis des Reichs. Hg. u. Nachwort v. H. Flesch-Brunningen. -München: Biederstein, 1968. - 393 S.

8. Doderer H. v. Die Erzählungen. Hg. v. W. Schmidt-Dengler. - München: Biederstein, 1972. - 85 S.

9. Doderer H. v. Commentarii 1951-1956. Tagebücher aus dem Nachlass. Hg. v. W. Schmidt-Dengler. Bd 1. - München: Biederstein, 1976. - 596 S.

10. Doderer H. v. Die Wiederkehr der Drachen. Aufsätze. Traktate. Reden. Hg. v. W. Schmidt-Dengler. - München, 1977. - 326 S.

11. Doderer H. v. Die Merowinger oder die totale Familie. - 3. Aufl. -München: Deutscher Taschenbuch- Verlag, 1981. - 307 S.

12. Doderer H. v. Die Dämonen. Nach der Chronik des Sektionsrates Geyrenhoff. Roman. - München: Biederstein, 1985. - 1345 S.

13. Doderer H. v. Commentarii 1957-1966. Tagebücher aus dem Nachlass. Hg. v. W. Schmidt-Dengler. Bd. 2. - München: Biederstein, 1986. - 570 S.

14. Heimito v. Doderer / Albert Paris Gütersloh: Briefwechsel 1928-1962, Hg. v. R. Trempl. - München: Biederstein, 1986. - 315 S.

15. Doderer H. v. Die Sibirische Klarheit. Texte aus der Gefangenschaft. - 2. Aufl. - München: Biederstein, 1992. - 159 S.

16. Doderer H. v. Der Grenzwald. - 2 Aufl. - München: C.H. Beck, 1995. -272 S.

17. Doderer H. v. Die erleuchteten Fenster oder Die Menschwerdung des Amtsrates Julius Zihal. Ein Umweg. - München: C.H. Beck, 1995. - 301 S.

18. Doderer H. v. Tagebücher 1920-1939. Hg. v. W. Schmidt-Dengler, M. Löw-Cadonna und G. Sommer. 2 Bde. - München: C.H. Beck, 1996. - 784 S.

19. Doderer H. v. Tangenten. Tagebuch eines Schriftstellers 1940-1950. -München: Biederstein, 1996. - 845 S.

20. Doderer H. v. Repertorium. Ein Begreifbuch von höheren und niederen Lebens-Sachen. Hg. v. D. Weber. -2.Aufl. - München: C.H. Beck, 1996. -285 S.

21. Doderer H. v. Von Figur zu Figur: Briefe an Ivar Ivask über Literatur und Kritik. Hg. v. W. Fleischer u. W. Schmidt-Dengler. - München: C. H. Beck, 1996.-98 S.

22. Heimito von Doderer / Hermann Swoboda. «Briefwechsel 1936-1963». Hg. u. komm. v. Sommer G. // Keiser-Luehrs K., Sommer G. (Hg.) Flügel und Extreme. Aspekte der geistigen Entwicklung Heimito von Doderers. -Würzburg: Königshausen und Neumann, 1999. - S. 11-47.

23. Doderer H. v. Aide-mémoire zu „Die Dämonen der Ostmark". Hg. und kommentiert von G. Sommer // Sommer G. (Hg.) Gassen und Landschaften. Heimito von Doderers "Dämonen" vom Zentrum und vom Rande aus betrachtet. Schriften der Heimito von Doderer-Gesellschaft. Bd. 3. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 2004. - S. 73-86.

24. Додерер X. фон. Слуньские водопады. Окольный путь. Повести и рассказы. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1981. - 591 с.

25. Додерер X. фон. Основы и функции романа. Пер. с нем. Ю. Архипова // Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров зарубежной литературы XX века. - М.: Прогресс, 1986. - С. 382-389.

26. Додерер X. фон. Освещённые окна, или превращение действительного советника Юлиуса Цихаля в человека. Пер. с нем. С. Фридлянд // Повести австрийских писателей. - М.: Радуга, 1988. - С. 71-202.

27. Додерер X. фон. Рассказы. Пер. с нем. В. Седельника // Иностранная литература. 2003. № 2. - С. 204-211.

28. Додерер X. фон. Убийство, которое совершает каждый. Пер. с нем. С. Шлапоберской. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. - 501 с.

29. Бар Г. Нервные люди. Столица. Пер. с нем. Р. Маркович. - СПб: Т-во Хронос, 1912.-32 с.

30. Борхес X. Л. Вавилонская библиотека. Пер. с исп. В. Кулагиной-Ярцевой // Борхес Х.Л. Коллекция. - СПб.: Северо-Запад, 1992. - С. 142-150.

31. Дос Пассос Дж. Манхэттен. Пер. с англ. В. Стенича. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1992. - 384 с.

32. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. СПб.: Лениздат, 1999. - 739 с.

33. Достоевский Ф.М. Бесы. СПб.: «Азбука-классика», 2008. - 704 с.

34. Канетти Э. Ослепление. Пер. С. Апта. - М.: Худ. лит-ра, 1988. - 496 с.

35. Манн Т. Волшебная гора. (Главы 1-У). Пер. с нем. В. Станевич // Манн Т. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 1. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2009.-С. 77-485.

36. Манн Т. Искусство романа. Пер. с нем. Е. Эткинда // Манн Т. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 8. -М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2009.-С. 244-257.

37. Музиль Р. Человек без свойств. Пер. с нем. С. Апта. - М.: Эксмо, 2007. - 1088 с.

38. Раабе В. Летопись Птичьей слободы. Пер. Вс. Розанова // Раабе В. Повести и новеллы. - М., 1959. - С. 333-468.

39. Рильке P.M. Записки Мальте Лауридса Бриге. Пер. с нем. Е. Суриц. -М.: FreeFly, 2005. - 192 с.

40. Флобер Г. Воспитание чувств. Пер. с фр. А. Федорова. - М.: Худ. литра, 1977.-430 с.

41. Bartsch R. Hans. Die Verfurerin. Eine Wiener Geschichte. - Leipzig: L. Staackmann, 1930. - 182 S.

42. Bernhard Th. Drei Tage // Bernhard Th. Der Italiener. - Salzburg: Residenz Verlag, 1971.-S. 144-163.

43. Bettauer H. Die freudlose Gasse. Ein Wiener Roman aus unseren Tagen. -Wien u. Leipzig: Gloriette, 1924. - 290 S.

44. Broch H. Briefe von 1929 bis 1951 // Broch H. Gesammelte Werke. Bd. 8. - Zürich: Rhein, 1957. - 457 S.

45. Broch H. Schriften zur Literatur I // Broch H. Kommentierte Werkausgabe. Hg. v. P.M. Lützeler. Bd. 9 / 1. - Frankfurt: Suhrkamp, 1976. - 422 S.

46. Canetti E. Das Gewissen der Worte. - 2. erw. Aufl. - München: Hanser, 1976.-270 S.

47. Canetti E. Die Fackel im Ohr. Lebensgeschichte 1921-1931. - München: Hanser, 1980.-408 S.

48. Eisenreich H. Auch in ihrer Sünde. - Hamburg: Schröder, 1953. - 253 S.

49. Eisenreich H. Reaktionen. - Gütersloh: Siegbert Mohn, 1964. - 357 S.

50. Gütersloh A.P. Sonne und Mond. Ein historischer Roman aus der Gegenwart. - München: Piper, 1962. - 819 S.

51. Handke P. Ich bin ein Bewohner des Elfenbeinturms. - Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1972. - 233 S.

52. Hohlbaum R. Zukunft. - Leipzig: Staackmann, 1922. - 306 S.

53. Musil R. Gesammelte Werke in neun Bänden. B. 8. (Musil-Studien). Hg. v. A. Frise. - Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 1978. - 289 S.

54. Paumgarten K. Repablick. Eine galgenfröhliche Wiener Legende aus der Zeit der gelben Pest und des roten Todes. - Graz; Leipzig: L. Stocker, 1924. - 282 S.

55. Saiko G. Der Mahn im Schilf. - Wien; Frankfurt; Zürich: Büchergilde Gutenberg, 1968. - 323 S.

56. Strobl K. H. Gespenster im Sumpf. Ein phantastischer Wiener Roman. -Leipzig: Staackmann, 1920.-407 S.

57. Архипов. Хаймито фон Додерер // Современная художественная литература за рубежом. - М., 1971. № 6. - С. 9-11.

58. Архипов Ю. И. Хаймито фон Додерер // История австрийской литературы XX века. В двух томах. Т. 2. 1945-2000. - М.: ИМЛИ РАН, 2010.-С. 46-65.

59. Барт Р. Удовольствие от текста // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. Г. Косикова. - М.: Прогресс, 1994. - С. 462-518.

60. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. -М.: Худож. лит., 1975. - С. 121-290.

61. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Сов. Россия, 1985.-320 с.

62. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. -М.: Наука, 1986. - С. 80-160.

63. Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. Пер. с нем. и франц. - СПб.: Симпозиум, 2004. - 478 с.

64. Беньямин В. Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма. Пер. С. Ромашко // Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе.

- СПб.: Симпозиум, 2004. С. - 47-234.

65. Беньямин В. Сюрреализм: последняя моментальная фотография европейской интеллигенции. Пер. Е. Крепак // Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. - СПб.: Симпозиум, 2004. - С. 263-282.

66. Беньямин В. К Портрету Пруста. Пер. Е. Зачевского // Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. - СПб.: Симпозиум, 2004.. - С. 243-262.

67. Ботникова А.Б. Образ России у Хаймито фон Додерера // Филол. зап.: Вестник литературоведения и языкознания ВГУ. 1995. Вып. 5. - С. 139

- 153.

68. Ботникова А.Б. Хаймито фон Додерер о революции 1917 года в России //Нестор: Ист.-культ. исслед.: Альманах. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1995. Вып. 3. История на перепутье: Поворотные точки и альтернативные пути. - С. 227 -238.

69. Бютор М. Город как текст // Бютор М. Роман как исследование. Пер. с фр. Н. Бунтман. - М.: МГУ, 2000. - С. 157-164.

70. Венедиктова Т., Боровинская Т., Кулик Е. Дискуссии. Город как дискурс // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2004. №3.-С. 98-111.

71. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

72. Гайда A.B., Любутин К.Н. Категория "тотальность" и "марксологическая" философия // Философские науки. 1987. № 4. - С. 70-79.

73. Днепров В. Марсель Пруст, секреты стиля // Литературное обозрение. 1974, №7.-С. 92-94.

74. Есин А.Б. Время и пространство // Есин А.Б. Введение в литературоведение. - М.: Высшая школа, 1999. - С. 47-62.

75. Ерохин A.B. Романная теория Г. Броха и X. фон Додерера // Вестник Удмуртского университета. 1994. Вып. 4. - С. 39-48.

76. Затонский Д.В. Австрийская литература в XX столетии. - М.: Худож. лит., 1985.-С. 442.

77. Ингарден Р. Исследования по эстетике. Пер. с польск. А. Ерилова и Б. Фёдорова. -М.: Издательство иностранной литературы, 1962. - 572 с.

78. История австрийской литературы XX века. В двух томах. Т. 2. - М.: ИМЛИ РАН, 2010. - 576 с.

79. Калныня Д. Е. Современный западно-германский роман. Автореф. дисс. канд. филол. наук. - М., 1969. - 19 с.

80. Козонкова O.B. Rußlandbild im Frühwerk Heimito von Doderers // Россия - Австрия: Этнос и культура в зеркале языка и литературы. Сборник научных трудов. - М., 2003. - С. 69-72.

81. Куликова E.H. Эстетические взгляды Хаймито фон Додерера и его роман «Слуньские водопады»: Автореф. дис. канд. филол. наук. - Л., 1984.- 18 с.

82. Куликова E.H. Эстетические взгляды Хаймито фон Додерера и его роман «Слуньские водопады». Дис. канд. филол. наук. - Л., 1984. - 236 с.

83. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. II. - Таллин: Александра, 1992. -С. 9-22.

84.

85.

86,

87,

88

89,

90

91

92

93

94

95

96

Лотман Ю.М. Текст в тексте // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры. - Таллин: Александра, 1992. - С. 148-153. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М, Об искусстве. - СПб.: Искусство, 1998. - С. 14-285.

Лукач Д. Теория романа. Опыт историко-философского исследования

форм большой эпики. Пер. с нем. Г. Бергельсона // Новое

литературное обозрение. 1994. № 9. - С. 13-78.

Михайлов А. Варианты эпического стиля в литературах Австрии и

Германии // Языки культуры. - М., 1997 - С. 372-376.

Мокроусов А. В поисках Вены. А был ли город? // Новое время. 2005.

№11.-С. 44.

Павлова Н.С. Типология немецкого романа: 1900-1945. - М.: Наука, 1982.-277 с.

Павлова Н.С. Природа реальности в австрийской литературе. - М.:

Языки славянской культуры, 2005. - 312 с.

Поршнева А. С. Образ провинциального города в романе Э. М.

Ремарка «Черный обелиск» // Известия Уральского государственного

университета. 2004. № 33. - С. 112-121.

Роднянская И. Б. Художественное время и пространство //

Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А. Н.

Николюкина. М., 2001. - С. 1174-1177.

Рымарь Н. Т. Современный западный роман. Проблемы эпической и лирической формы. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1978. - 128 с.

Тороп П.Х. Проблема интертекста: текст в тексте // Учен. зап. Тартуского ун-та. 1981. Вып. 567. - С. 33-44.

Топоров В. Творить добро // Литературное обозрение. 1983. № 8. - С. 74-77.

Топоров В.Н. Пространство и текст // Топоров В.Н. Текст: семантика и структура.-М., 1983.-С. 227-284. *

97. Широкова Е. «Семь вариаций» Додерера // Академия. 1994. №3. - С. 120-123.

98. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т. 1. Пер. с нем. Ю. Попова. - М.: Искусство, 1983. - 479 с.

99. Шорске К. Э. Вена на рубеже веков. Политика и культура. Пер. с англ. М. Рейзина - СПб.: Издательство им. И. Н. Новикова, 2001. - 520.с.

100. Achbeger F. Republikbezogene Literatur in Österreich 1919-1927. -Madison, Wis., phil. Diss. 1977. - 267 S.

101. Achleitner F. Von der Unmöglichkeit, Orte zu beschreiben. Zu Heimito von Doderers "Strudlhofstiege" // Luehrs K. (Hg.) "Excentrische Einsätze": Studien und Essays zum Werk Heimito von Doderer. - Berlin; New York: de Gruyter, 1998. - S. 126-135.

102. Adorno Th. W. Standort des Erzählers im zeitgenössischen Roman // Adorno Th. W. Noten zur Literatur I. - Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1958. -S. 61-72.

103. Adorno Th. W. Noten zur Literatur. - Frankfurt, a. M.: Suhrkamp, 1981. — 708 S.

104. Albes C. Der Spaziergang als Erzählmodell: Studien zu Jean-Jacques Rousseau, Adalbert Stifter, Robert Walser und Thomas Bernhard. -Tübingen, Basel: Francke, 1999. - 332 S.

105. Bachem M. Heimito von Doderer. - Boston: Twayne, 1981. - 161 S.

106. Barker A. Das Romanschaffen Heimito von Doderers im Bannkreis des Faschismus // Internationales Symposion Heimito von Doderer. Ergebnisse (1986). - Wien; Wolkersdorf: Niederösterreichische Gesellschaft für Kunst und Kultur, 1986.-S. 15-27.

107. Barthes R. Semiology and the Urban // Rethinking Architecture. - N.Y.: Ed. By N. Leach. 1997.-S. 166-171.

108. Bartmann Ch. Der totale Konservative // Merkur 40, 2. 1986. - S. 989-996.

109. Batt K. Die Exekution des Erzählers // Revolte intern. Betrachtungen zur Literatur in der Bundesrepublik Deutschland. - München: Beck, 1975. - S. 123-179.

110. Belobratow A.W. Diese Einheit allen Lebens, dort und hier: Doderer in Russland und Russland bei Doderer // „Erst bricht man Fenster. Dann wird man selbst eines": zum 100. Geburtstag von Heimito von Doderer. -Riverside: Ariadne Press, 1997. - S. 81-91.

111. Benjamin W. Das Paris des Second Empire bei Baudelaire // Benjamin: Gesamelte Schriften. Bd. 1.2. - Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1980. — S. 511604.

112. Benjamin W. Das Passagen-Werk. 2. Bde. - Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1982.- 1084 S.

113. Benjamin W. Die Wiederkehr des Flaneurs // Benjamin: Gesammelte Schriften. Bd. 3. - Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1980. - S. 194-199.

114. Bense M. Einfuhrung in die informationstheoretische Ästhetik. Grundlegung und Anwendung in der Texttheorie. — Reinbek b. Hamburg: Rowohlt, 1969. - 147 S.

115. Bense M. Urbanismus und Semiotik // Konzept 1: Architektur als Zeichensystem. Hg. v. A. Carlini, B. Schneider. - Tübingen: Wasmuth, 1971.-S. 99-104.

116. Binder D. A. Die Dämonen der Ostmark. Bemerkungen zur kulturellen Situation der Zwischenkriegszeit // Köhler Th., Mertens Ch. Justizpalast in Flammen - ein brennender Dornbusch. Das Werk von Manes Sperber, Heimito von Doderer und Elias Canetti angesichts des 15. Juli 1927. -Wien: Verlag für Geschichte und Politik, 2006. - S. 55-69.

117. Blauhut R. Der Metaphysiker des Staatsbeamten. Eine Studie zu Heimito von Doderer // Wort in der Zeit. 1960. H. 8. - S. 23-30.

118. Blöcker G. Die neuen Wirklichkeiten. Linien und Profile der modernen Literatur. - Berlin: Argon, 1957. - 371 S.

119. Bombitz A. Brüchige Welten von Doderer bis Kehlmann. Einzelinterpretationen. - Szeged: JATEPress [u.a.], 2009. - 263 S.

120. Broch H. Das Weltbild des Romans [1933] // Schriften zur Literatur 2. -Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1981. - S. 89-118.

121. Buchholz T. Musik im Werk Heimito von Doderers. Europäische Hochschulschriften Bd. 1573. - Frankfurt a. M.: P. Lang, 1996. - 258 S.

122. Bürger J. Heimito von Doderer und der Kirchheimer Tunnel in Lauffen a.N. Deutsche Schillergesellschaft. - Marbach am Neckar, 2008. - 16 S.

123. Busek E. Wien - Versuchsstation für Weltuntergänge. Justizpalastbrand und die Zukunft Europas // Justizpalast in Flammen - ein brennender Dornbusch. - Oldenburg: Wissenschaftsverlag, 2006. - S. 167-179.

124. Certeau M. Kunst des Handels. - Berlin: Merve Verlag, 1988. - 384 S.

125. Chevrel E. Die Dämonen: Doderer und der Fall Dostojewski(s) // Sommer G. (Hg.) Gassen und Landschaften. Heimito von Doderers "Dämonen" vom Zentrum und vom Rande aus betrachtet. Schriften der Heimito von Doderer-Gesellschaft. Bd. 3. - Würzburg: Königshausen und Neumann, 2004.-S. 141-168.

126. Csäky M. Das Gedächtnis der Städte. Kulturelle Verflechtungen - Wien und die Urbanen Milieus in Zentraleuropa. - Wien; Köln; Weimar: Böhlau, 2010. - 417 S.

127. David-Freihsl R., Fischer Ch. Rückkehr zur Strudlhofstiege. Literarische Spaziergänge durch Wien. - Wien: Kremayr & Scheriau, 2006. - 191 S.

128. Davis A. A Study of Structure, Narrative Technique, and Imagery in Heimito von Doderer's Die Strudlhofstiege. Phil Diss. - University College London, 1982.-305 S.

129. "Der Spätzünder" // Spiegel. 5.06.1957. S. 53-60.

130. Deutsches Schriftstellerlexikon von den Anfängen bis zur Gegenwart. Hg. v. G. Albrecht. - Weimar: Volksverlag, 1960. - 613 S.

131. Dietz Ch. "Wer nicht riechen will, muss fühlen". Geruch und Geruchssinn im Werk Heimito von Doderers. - Wien: Edition Praesens, 2002. - 139 S.

132. Döblin A. Bemerkungen zum Roman // Die Neue Rundschau 28. 1917. - S. 410-413.

133. Düsing W. Erinnerung und Identität. Untersuchungen zu einem Erzählproblem bei Musil, Döblin und Doderer. - München: W. Fink, 1982 -261 S.

134. Egger I. "Den Faden aus dem Gewebe": Zur Grossstadtwahrnehmung in den Wiener Romanen Heimito von Doderers // "Erst bricht man Fenster. Dann wird man selbst eines": zum 100. Geburtstag von Heimito von Doderer. - Riverside: Ariadne Presse, 1997. - S. 23-33.

135. Eisenreich H. Eine Geschichte erzählt sich selbst // Eisenreich H. Böse schöne Welt. - Stuttgart: Scherz & Goverts , 1957. - S. 166-173.

136. Eisenreich H. Der Roman. Keine Rede von der Krise // Eisenreich H. Reaktionen. Essays zur Literatur. - Gütersloh: Sigbert Mohn, 1964. - S. 2438.

137. Eisenreich H. Heimito von Doderer // Wiese B. v. (Hg.) Deutsche Dichter der Gegenwart. Ihr Leben und Werk. - Berlin, 1973. -- S. 46-63.

138. Fetz B., Kastberger K. (Hg) Der literarische Einfall. Über das Entstehen von Texten // Profile. Magazin des österreichischen Literaturarchivs. -Wien: Paul Zsolnay Verlag, 1998. - S.l 16-127.

139. Fischer R. Studien zur Entstehungsgeschichte der "Strudlhofstiege" Heimito von Doderers. - Wien, Stuttgart, 1975. - 315 S.

140. Fleischer W. Das verleugnete Leben. Die Biographie des Heimito von Doderer. - Wien: Kremayr & Scheriau, 1996. - 573 S.

141. Freisfeld A. Das Leiden an der Stadt: Spuren der Verstädterung in deutschen. Romanen des 20. Jh. - Köln; Wien: Böhläu, 1982. - S. 89-91.

142. Frick W. (Hg) Orte der Literatur. - Göttingen: Wallstein, 2003. - 336 S.

143. Frenzel. E. Stoff-, Motiv- und Symbolforschung. - Stuttgart, 1963. - 112 S.

144. Fried E. Einige Worte zu Österreichs kultureller Eigenart // Fried E. "Nicht verdrängen - nicht gewöhnen". Texte zum Thema Österreich. Hg. v. M. Lewin. - Wien: Europaverlag, 1987. - S. 43-58.

145. Fritz W. H. "Anatomie des Augenblicks" // Christ und Welt. 20.9.1956.

146. Germ E. Das Nachkriegswien im modernen Roman. - Wien, phil. Diss. 1933.-283. S.

147. Görner R. Doderers tangentiales Schreiben. Zum Umriß einer Ästhetik // „Erst bricht man Fenster. Dann wird man selbst eines". - Riverside: Ariadne Press, 1997. - S. 69-80.

148. Haslinger A. Heimito von Doderer heute // Luehrs K. (Hg.) „Exzentrische Einsätze": Studien und Essays zum Werk Heimito von Doderers. - Berlin; New York: de Gruyter, 1998. - S. 1-11.

149. Hauer M. Studien zum Aufbau von Heimito von Doderers Roman "Die Dämonen". Phil. Diss. - Wien, 1975.-283 S.

150. Hawthorn J. Grundbegriffe moderner Literaturtheorie: ein Handbuch. Übers, v. W. Kolb. - Tübingen; Basel: Francke, 1994. - S.100-101.

151. Heger R. Der Österreichische Roman des 20. Jahrhunderts. T. 2. Untersuchungen zur österreichischen Literatur des 20. Jahrhunderts. -Stuttgart: Wilhelm Braumüller, 1972.-288 S.

152. Helmstetter R. Das Ornament der Grammatik in der Eskalation der Zitate: "Die Strudlhofstiege", Doderers moderne Poetik des Romans und die Rezeptionsgeschichte. - München: Fink, 1995. - 428 S.

153. Hesson E. Twentieth Century Odyssey. A Study of Heimito von Doderer's «Die Dämonen». - Columbia, S.C., 1982. - 158 S.

154. Hinck W. Bühne des Lebens. Eine Wien-Legende. Heimito von Doderer: „Die Strudlhofstiege oder Melzer und die Tiefe der Jahre" (1951) // Hinck W. (Hg.) Romanchronik des 20. Jahrhunderts. Eine bewegte Zeit im Spiegel der Literatur. - Köln: DuMont 2006. - S. 119-126.

155. Höbinger K. Der große Roman einer Wiener Epoche. Heimito von Doderer's gobelinhaftes Epos der Zeit zwischen beiden Weltkriegen // Die Presse. 5.10.1956.

156. Höhne H. Die Stadt der Romantiker. Paradoxien einer Hassliebe. -Frankfurt a. M.: Peter Lang, 2005. - 356 S.

157. Hoffmann G. Raum, Situation, erzählte Wirklichkeit. Poetologische und historische Studien zum englischen und amerikanischen Roman. - Stuttgart, 1978.-867 S.

158. HonszaN. Zur literarischen Situation nach 1945 in der BRD, in Österreich und in der Schweiz. - Wroclaw: PWN, 1974. - 239 S.

159. Hopf K. Von der Strudlhofstiege zum Grenzwald. Die Funktion der Topographie in den Romanen Heimito von Doderers // Österreich in Geschichte und Literatur 16. 1972. H.8. - S. 436-457.

160. Hotz K. Bedeutung und Funktion des Raumes im Werk Wilhelm Raabes. -Göppingen, 1970.-217 S.

161. Huyssen A., Scherpe, K.R. (Hg.) Postmoderne. Zeichen eines kulturellen Wandels. - Reinbeck b. Hamburg: Rowohlt, 1986. - 347 S.

162. Ingarden R. Das literarische Kunstwerk. - Halle: Niemeyer, 1962. - 214 S.

163. Jambor W. Das Österreichbild in unserer zeitgenössischen Literatur. -Wien: Österreichischer Buchclub der Jugend, 1962. - 153 S.

164. Japp U. Das Buch im Buch. Eine Figur des literarischen Hermetismus // Neue Rundschau 86. 1975. H. 4. - S. 651-570.

165. Jung W. Der Augenblick und die Leere. Heimito von Doderer: Die Strudlhofstiege. // Jung W. Zeitschichten und Zeitgeschichten. Essays über Literatur und Zeit. - Bielefeld: Aisthesis, 2008. - 'S. 123-135.

166. Kaszynski S. H. Identität. Mythisierung. Poetik. Beiträge zur österreichischen Literatur im 20. Jahrhundert. - Poznan; UAM, 1991. - 198 S.

167. Katö E. Grammatischer Kosmos. Sprachen und Sprache bei Heimito von Doderer. Phil. Diss. - Wien, 1985. - 366 S.

168. Kayser W. Entstehung und Krise des modernen Romans. - Stuttgart, 1954. -36 S.

169. Kerscher H. Zweite Wirklichkeit: Formen der grotesken Bewußtseinsverengung im Werk Heimito von Doderers. - Frankfurt a.M. u.a.: Lang, 1998.-557 S.

170. Ketzler H. Die journalistische Tätigkeit H. von Doderers in den 1920 bis 1934 // Relation: Medien, Gesellschaft, Geschichte - Media, Society, History. 1995. Jg. 2. № 2. - S. 41-45.

171. Kiesel H. Geschichte der literarischen Moderne. Sprache, Ästhetik, Dichtung im zwanzigsten Jahrhundert. - München: C.H. Beck, 2004. - 640 S.

172. Kindlers Literaturgeschichte der Gegenwart. Hg. v. H. Spiel. - Frankfurt a. M.: Fischer Taschenbuch, 1980. - 758 S.

173. Kindlers Literatur Lexikon, Bd. 6. - Stuttgart: Metzler 2009. - 807 S.

174. Kleinlercher A. Zwischen Wahrheit und Dichtung. Antisemitismus und Nationalsozialismus bei Heimito von Doderer. - Wien u. a.: Böhlau, 2011. - 472 S.

175. Klotz V. Die erzählte Stadt. Ein Sujet als Herausforderung des Romans von Lesage bis Döblin. - München: Carl Hanser, 1969. - 576 S.

176. Koch R. Sieben Variationen über Heimito von Doderer // Text + Kritik. Hg. v. H.L. Arnold. Heft 150. - München: edition text + kritik, 2001. - S. 2229.

177. Koch R. Die Verbildlichung des Glücks. Untersuchungen zum Werk Heimito von Doderers. - Tübingen: Stauffenburg, 1989. - 234 S.

178. Koch R. "Die verdunkelten Fenster. Fragen an die Doderer-Forschung" // Internationales Symposion Heimito von Doderer. Ergebnisse (1986). -Wien; Wolkersdorf: Niederösterreichische Gesellschaft für Kunst und

JS.U11.U1, -L K)\J. O. JU JO.

179. Kohl St. Realismus: Theorie und Geschichte. - München: Fink Verlag, 1977.-290 S.

180. Köhler Th., Mertens Ch. Justizpalast in Flammen. Ein brennender Dornbusch. Das Werk von Manes Sperber, Heimito von Doderer und Elias Canetti angesichts des 15. Juli 1927. - Oldenburg: Wissenschaftsverlag, 2006.-208 S.

181. Köhn E. Strassenrausch: Flanerie und kleine Form: Versuch zur Literaturgeschichte des Flaneurs von 1830 - 1933. - Berlin: Arsenal, 1989. -339 S.

182. Koller M. Die zweite Wirklichkeit. Politik als Realitätsverweigerung bei Heimito von Doderers Die Dämonen. II Bartenstein H. (Hg.) Politische Betrachtungen einer Welt von Gestern. Öffentliche Sprache in der Zwischenkriegszeit. - Stuttgart: Heinz, 1995. - S. 313-336.

183. Kracauer S. Straßen von Berlin und anderswo. - Berlin: Das Arsenal, 1987. - 130 s.

184. Kraus K. Die Fackel № 415/416. (1911).

185. Krusche D. Zeigen im Text. Anschaulige Orientierung in literarischen Modellen von Welt. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 2001. - 382 S.

186. Ledanff S. Bildungsroman versus Großstadtroman // Sprache im technischen Zeitalter 78. 1981. - S. 85-114.

187. Lehmann J., Liebau E. (Hg.). Stadt-Ansichten. - Würzburg: Ergon, 2000. -330 S.

188. Leinkauf S. Diarium in principio ... Das Tagebuch als Ort der Sinngebung. Untersuchungen zu Leitbegriffen im Denken Heimito von Doderers anhand seiner veröffentlichten und unveröffentlichten Tagebücher. - Frankfurt a.M. u.a.: Lang, 1992.-287 S.

189. Liden U. Der grammatische Tigersprung. Studien zu Heimito von Doderers

m • A 1 rvn mrt o-f jCV W T

iVo*>11 1QQH _071 <2

CtV'lll.WXllXlXlV^lV/^lW. LVJV/iViiVilii. ^XilllV^VlOt UC VV livOV^llj LyJ\J* — Zr / i O.

190. Lipinski K. Wie das Vergangene Zukunft wird oder Über das Werden von Büchern und Menschen: Zum Verhältnis von Beobachtung und Konstruktion in der Prosa Heimito von Doderers // „Erst bricht man Fenster. Dann wird man selbst eines": zum 100. Geburtstag von Heimito von Doderer. -Riverside: Ariadne Press, 1997. - S. 35-46.

191. Lipperheide Ch. Vermittelte Selbsterkenntnis. Strukturen der vermittelten Unmittelbarkeit im Frühwerk von Heimito von Doderer // Keiser-Luehrs

K., Sommer G. (Hg.) „Flügel und Extreme". Aspekte der geistigen Entwicklung Heimito von Doderers. - Würzburg: Königshausen und Neumann, 1999. - S. 171-182.

192. Löffler H. Doderer-ABC. Ein Lexikon für Heimitisten. - München: Beck, 2000,-478 S.

193. Loew-Cadonna M. Zug um Zug. Studien zu Heimito von Doderers Roman "Ein Mord, den jeder begeht". Wiener Arbeiten zur Deutschen Literatur. Bd. 15. - Wien: Braumüller, 1991. - 366 S.

194. Loew-Cadonna M. (Hg.) Heimito von Doderer 1896-1966. Selbstzeugnisse zu Leben und Werk. - München: C. H. Beck, 1995. - 112 S.

195. Luhers K. Fledermausflügel im Bücherkasten // „Erst bricht man Fenster. Dann wird man selbst eines": zum 100. Geburtstag von Heimito von Doderer. - Riverside: Ariadne Press, 1997. - S. 107-120.

196. Luehrs-Keiser K, Sommer G. Nach Katharsis verreist. Heimito von Doderer und der Nationalsozialismus // Dichtung im Dritten Reich? Zur Literatur in Deutschland 1933-1945. Hg. v. Ch. Caemmerer, W. Delabar. - Opladen: Westdeutscher Verlag, 1996. - S. 53-75.

197. Luehrs-Keiser K. Das Werden der Vergangenheit. Erläuterungen und Interpretationen zur Erinnerung als Erzählproblem bei Robert Musil, Heimito von Doderer und Hans Henny Jahnn. Phil. Diss. - Berlin, 1999. -460 S.

198. Luehrs K. "Fassaden-Architektur". Zur Struktur der Wiener Romane Heimito von Doderers // Zeitschrift für deutsche Philologie, 114. 1995. H. 4.-S. 560-579.

199. Luehrs-Keiser K. «Schnürlzieherei der Assoziationen». Doderer als Schüler Freuds, Bühlers und Swoboda // Sommer G. (Hg.) Gassen und Landschaften. Heimito von Doderers "Dämonen" vom Zentrum und vom Rande aus betrachtet. Schriften der Heimito von Doderer-Gesellschaft. Bd. 3. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 2004. - S. 279-292.

200. Magris C. Doderers erste Wirklichkeit // Heimito von Doderer 1896-1966. Symposium anlässlich des 80. Geburtstages. Wien 1976. - Salzburg: Neugebauer, 1978. - S. 41-60.

201. Marginter P. «Doderer & Gütersloh - Metaphern en gros» // Luehrs K. (Hg.) «Exzentrische Einsätze». Studien und Essays zum Werk Heimito von Doderers. - Berlin; New York: de Gruyter, 1998. - S. 319-334.

202. Marius St. «Ein Mord, den jeder begeht». Der schwierige „Fall Gütersloh" // Text+Kritik. Zeitschrift für Literatur. Hg. v. H.L. Arnold. Heft 150. - S. 57-68.

203. Meingassner E. Wirklichkeitsdimensionen im kurzepischen Werk Heimito von Doderers. Studien zur Struktur der Kurzepik und ihren Zusammenhängen mit der Wirklichkeitspragmatik. - Wien: Univ. Diss, 1972.-167 S.

204. Menasse R. Es gibt ein Leben nach dem Doderer // Grundbücher der österreichischen Literatur seit 1945 (Lfg. 1). - Wien: Zsolnay Profile. - S. 148-151.

205. Milletich H. St. 1927 in der Literarur // 1927 als die Republik brannte. Von Schattendorf bis Wien. Hg. v. N. Leser u. P. Sailer-Wlastis. - Wien u. Klostenburg: Edition VA BENE, 2002. - S. 143-162.

206. Mosebach M. Die Kunst des Bogenschießens und der Roman. Zu den „Commentarii". - München: Carl Friedrich von Siemens Stiftung, 2006. -73 S.

207. Mosebach M. Die stumme Musik der Geometrie. // Luehrs-Keiser K., Sommer G. (Hg.) „Flügel und Extreme" Aspekte der geistigen Entwicklung Heimito von Doderers. Schriften der Heimito von Doderer-Gesellschaft. Bd. 1. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 1999. - S. 208-219.

208. Mumford L. The City in History. - N.Y.: Harbinger, 1961.-657 p.

209. Mitscherlich A. Unwirtlichkeit unserer Städte. - 1. Aufl. - Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 2008.-214 S.

210. Neubert W. Geschichtsteleologie im Zeitroman oder: Tradition und Ordnung. Vom Wiener Gassen- zum Grosstadtroman // Zeman H. (Hg.) Die österreichische Literatur. Eine Dokumentation ihrer literarhistorischen Entwicklung. Teil 2: Ihr Profil von der Jahrhundertwende bis zur Gegenwart (1880-1980). - Graz: Akademische Druck - und Verlagsanstalt, 1989. -S. 1051-1075.

211. Neumeyer H. Der Flaneur. Konzeption der Moderne. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 1999. - 420 S.

212. Niccolini E. Der Spaziergang des Schriftstellers. - Stuttgart; Weimar: Melzer, 2000. - 242 S.

213. Nickel E. Flaneur - Die Ermöglichung der Lebenskunst im Spätwerk Thomas Bernhards. - Heidelberg: Manutius, 1997. - 194 S.

214. Opitz M., Plath J. (Hg.) "Geniesse froh, was du nicht hast". Der Flaneur Franz Hessel. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 1997. - 220 S.

215. Opitz M. Überlegungen zum Spazier- und Wegekonzept in Tiecks Peter Lebrecht. Ein Anlauf // Honold A., Koppen M. (Hg.) «Die andere Stimme»: das Fremde in der Kultur der Moderae. Festschrift für Klaus R. Scherpe zum 60. Geburtstag. - Köln; Weimer; Wien: Bühlau, 1999. - S. 37-50.

216. Österreich. Bilder seiner Landschaft und Kultur. Aufnahmen v. T. Schneiders. Einleitung v. H. von Doderer. - Zürich: Atlantis Verlag, 1.958. -35 S.

217. Papior J. (Hg.) Untersuchungen zum Werk Heimito von Doderers. -

Dmnnn- TTAA/T 1QQ1 _1/I£C

± \J Allein . L J J i. OU U.

218. Paulsen W. Deutsch-österreichischer Zeitroman: Zu Doderers Roman «Die Strudlhofstiege». // Symposium: A Quarterly Journal in Modern Literatures, Volume 10, Issue 2. - Routledge, 1956. - S. 217-230.

219. Petutsching H. Th. Ist er die Mitte? Anmerkungen zu Funktion und Bedeutung der Figur Leonhard Kakabsa in Heimito von Doderers Roman „Die Dämonen". - Wien: Praesens Verlag, 2007.-243 S. .

220. Polheim K. K. Das Bild Wiens im Werk Robert Musils // Literatur und Kritik, Heft 191/192, Februar/März 1985. - S. 37-48.

221. Politzer H. Heimito v Doderer's Demons and the Modern Kakanian Novel // The Contemporary Novel in German. - Berkeley, 1967. - S. 37-63.

222. Politzer H. Zeit, Wirklichkeit und Musik im Werk Heimito von Doderers // Merkur 22. Jg. 1968. H.5. - S. 426-432.

223. Pollak W. Ein Wiener Epos vom Menschen in dieser Zeit // Oberösterreichische Nachrichten. 30.4.1957.

224. Preisinger A., Winterstein St. Die erleuchteten Fenster - ein „Wiener Roman"? Über Raum und Ort in Doderers Zihaliade // Winterstein St. (Hg.) „Er las nur dieses eine Buch". Studien zu Heimito von Doderers Die erleuchteten Fenster. Schriften der Heimito von Doderer-Gesellschaft. Bd. 5. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 2009. - S. 189-212.

225. Reber U. Pista und Puszta. Eine kleine Imagologie der kakanischen Nationalitäten bei Doderer.

http://www.kakanien.ac.at/beitr/fallstudie/UReberl.pdf

226. Reich-Ranizki M. Der Kanon. Die deutsche Literatur. Romane. -Frankfurt a. M.: Insel Verlag, 2002. - 90 S.

227. Reininger A. Die Erlösung des Buergers. Eine ideologiekritische Studie zum Werk Heimito von Doderers. - Bonn: Bouvier, 1975. - 233 S.

228. Rieser H. Doderer und Gütersloh. Metaphorik und „totaler" Roman. Phil. Diss. - Salzburg, 1986. - 263 S.

229. Robbe-Grillet A. Über ein paar veraltete Begriffe // Nef K. (Hg.) Plädoyer für eine neue Literatur. - München: dtv, 1969. - S. 95-113.

230. Rölleke H. Die Stadt bei Stadler, Heym, Trakl. - Berlin: E. Schmidt, 1966. - 274 S.

231. Rutschky M. Die Stadt als Roman. Exkurs eines Wien- und Dodererfremden // Luehrs-Keiser K., Sommer G. (Hg.) „Flügel und Extreme": Aspekte der geistigen Entwicklung Heimito von Doderers.

Schriften der Heimito von Doderer-Gesellschaft. Bd. 1. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 1999. - S. 189-198.

232. Schaffgotsch X. (Hg.) Erinnerungen an Heimito von Doderer. - München: Biederstein, 1972. - 195 S.

233. Schärf Ch. Der Roman im 20. Jahrhundert. - Stuttgart; Weimar: Metzler, 2001.-229 S.

234. Scherpe K. R. (Hg.) Die Unwirklichkeit der Städte. Großstadtdarstellungen zwischen Moderne und Postmoderne. - Reinbek b. Hamburg: Rowohlt, 1988.-332 S.

235. Scherpe K.R. Ausdruck, Funktion, Medium. Transformationen der Grossstadterzählung in der deutschen Literatur der Moderne // Lämmert E. (Hg.) Literatur in einer industriellen Kultur. - Stuttgart: Cotta, 1989. - S. 139-162.

236. Scherpe K.R. Beschreiben, nicht Erzählen! Beispiele zu einer ästhetischen Opposition // Zeitschrift für Germanistik. N. F. 2. 1996. - S. 368-383.

237. Scherpe K. R. Stadt. Krieg. Fremde: Literatur und Kultur nach den Katastrophen. - Tübingen; Basel: Francke, 2002. - 353 S.

238. Schmid G. Doderer lesen. Zu einer Theorie der literarischen Praxis. Essai. -Salzburg: Neugebauer, 1978. - 195 S.

239. Schmidt-Dengler W. Nachwort des Herausgebers // Doderer H. v. Erzählungen. Hg. v. W. Schmidt-Dengler. - München: Biederstein, 1972. -S. 497-505.

240. Schmidt-Dengler W. Die Erste Republik in der Literatur. "Wiener Roman" und Feuilleton // Aspetsberger F. (Hg.) Staat und Gesellschaft in der modernen österreichischen Literatur. - Wien: Bundesverlag, 1977. - S. 6578.

241. Schmidt-Dengler W. „Schluss mit dem Erzählen". Die Polemik gegen das Prinzip des Erzählens in der österreichischen Literatur der Gegenwart // Traditionen in der neueren österreichischen Literatur. Schriften des Instituts für Österreichkunde: 37. - Wien: Bundesverlag, 1980. - S. 98-111.

242. Schmidt-Dengler W. Auch eine Schule des Sehens. Wien in den Romanen Heimito von Doderers // Hirt E., Gronner A. (Hg.) Dieses Wien. Ein Führer durch Klischee und Wirklichkeit. - Wien: Junius, 1986. - S. 297-299.

243. Schmidt-Dengler W. Das Ende am Anfang. Zu unbekannten Texten Doderers aus der Frühzeit // Internationales Symposion Heimito von Doderer. Ergebnisse (1986). - Wien; Wolkersdorf: Niederösterreichische Gesellschaft für Kunst und Kultur, 1986. - S. 99-109.

244. Schmidt-Dengler W. Heimito von Doderer 1896-1966 // Loew-Cadonna M. (Hg.) Heimito von Doderer 1896-1966. Selbstzeugnisse zu Leben und Werk. - München: C. H. Beck, 1995. - S. 7-34.

245. Schmidt-Dengler W. Bruchlinien. Vorlesungen zur österreichischen Literatur. - Salzburg; Wien: Residenz Verlag, 1995. - 559 S.

246. Schmidt-Dengler W. "Was schärfer wird" // Die Presse. 31.08.1996.

247. Schmidt-Dengler W. Lautes und Leises bei Doderer // Sommer G., Schmidt-Dengler W. (Hg.) „Erst bricht man Fenster". Dann wird man selbst eines: zum 100. Geburtstag von Heimito von Doderer. - Riverside: Ariadne Press, 1997.-S. 93-106.

248. Schmidt-Dengler, Wendelin: Heimito von Doderer (1896 - 1966): Die Strudlhofstiege und Die Dämonen II Fetz B., Kastberger K. Der literarische Einfall. Über das Entstehen von Texten. - Wien: P. Zsolnay, 1998. - S. 116-127.

249. Schmidt-Dengler W. Die Stadt wird ergangen: Wien bei Schnitzler, Musil, Doderer // Belobratow Alexander W. (Hg.) Jahrbuch der ÖsterreichBibliothek in St.Petersburg. Bd. 4/1, 1999/2000. - St. Petersburg: Peterburg. XXI vek. - S. 52-64.

250. Schmidt-Dengler W. Tangenten an die Moderne. Zur Poetik der kleinen Form: Heimito von Doderer und "Wiener Gruppe" // Sommer G., Luehrs-Keiser K. (Hg.) "Schüsse ins Finstere". Zu Heimito von Doderers Kurzprosa. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 2001. - S. 53-62.

251. Schmidt-Dengler W. Drei Misogyne: Doderer, Bernhard und ich // Geschlechter. Essays zur Gegenwartsliteratur. Hg. v. F. Aspetsberger, K. Fliedl. - Innbruck: Studien Verlag, 2001. - S. 114-130.

252. Schmidt-Dengler W. Doderers Sibirien. // Beutner E., Rossbacher K. (Hg.) Ferne Heimat - nahe Fremde. - Würzburg: Königshausen & Neumann 2008.-S. 148-156.

253. Schneider K. H. Die technisch-moderne Welt im Werk Heimito von Doderers. - Frankfurt a. M.; Bern; New York: Lang, 1985. - 332 S.

254. Schröder H. J. Apperzeption und Vorurteil. Untersuchungen zur Reflexion Heimito von Doderers. - Heidelberg: C. Winter, 1976. - 474 S.

255. Schröder H. J. Kritische Überlegungen zum Wirklichkeitsverständnis Doderers // Heimito von Doderer 1896-1966. Symposium anlässlich des 80. Geburtstages. - Wien: Neugebauer, 1978. - S. 61-82.

256. Schupp U. Ordnung und Bruch. Antinomien in Heimito von Doderers Roman Die Dämonen. Hamburger Beiträge zur Germanistik. Bd. 18. -. Frankfurt a. M., u. a.: Lang, 1994. - 320 S.

257. Sengle F. Wunschbild Land und Schreckbild Stadt // Studium Generale 16, 1963.-S. 619-631.

258. Simmel G. Die Gross-Städte und das Geistesleben (1903) // Das Individuum und die Freiheit. Essais. - Berlin: Wagenbach, 1984. - S. 192204.

259. Smuda M. (Hg.) Die Grossstadt als Text. - München: Fink, 1992. - 295 S.

260. Sommer G. Vom "Sinn aller Metaphorie". Zur Funktion komplexer Bildgestaltungen in Heimito von Doderers Roman "Die Strudlhofstiege" -Dargestellt anhand einer Interpretation der Entwicklung der Figuren Mary K. und Melzer. - Frankfurt a. M.; Berlin; Bern: Lang, 1994. - 200 S.

261. Sommer G. Doderer und Weininger. Anmerkungen zur produktiven Rezeption höchst fragwürdiger Ideologeme // Luehrs K. (Hg.) "Excentrische Einsätze": Studien und Essays zum Werk Heimito von Doderers. - Berlin; New York: de Gruyter, 1998. - S. 292 - 301.

262. Sommer G., Luehrs-Keiser K. (Hg) "Schüsse ins Finstere". Zu Heimito von Doderers Kurzprosa. Schriften der Heimito von Doderer-Gesellschaft. Bd. 2. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 2001. - 527 S.

263. Sommer G. Heimito von Doderer: "Technische Mittel". Fragmente einer Poetik des Schreibhandwerks (Zur neueren Literatur Österreichs; 21). -Wien: Braumüller, 2006. - 262 S.

264. Stanzel. F.K. Typische Formen des Romans. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1964. - 77 S.

265. Steinecke H. Zur Romantheorie in Österreich zwischen 1930-1960 // Steinecke H. Von Lenau bis Broch. Studien zur österreichischen Literatur -von außen betrachtet. - Thübingen; Basel: Francke Verlag, 2002. -S. 195208.

266. Stengel E. Die Entwicklung von Heimito von Doderers Sprachstil in seinen Romanen. Phil. Diss. - Wien, 1962. - 241 S.

267. Stieg G. Frucht des Feuers. Canetti, Doderer, Kraus und Justizpalastbrand. - Wien: Edition Falter im ÖBV, 1990. - 237 S.

268. Störensen B. A. (Hg.) Geschichte der deutschen Literatur Bd. II. Vom 19. Jahrhundert bis zur Gegenwart. - München: C. H. Beck, 1997. - 507 S.

269. Swoboda H. Die kritischen Tage des Menschen und ihre Berechnung mit dem Periodenschieber. - Leipzig u. Wien: Deuticke, 1909. - 63 S.

270. Swoboda H. Das Siebenjahr. Untersuchungen über die zeitliche Gesetzmäßigkeit des Menschenlebens. Bd. 1. Vererbung. - Wien u. Leipzig: Orion, 1917. - 579 S.

271. Szell Z. Ichverlust und Scheingemeinschaft. Gesellschaftsbild in den Romanen von Franz Kafka, Robert Musil, Hermann Broch, Elias Canetti und George Saiko. - Budapest: Akademiai Kiado. 1979. - 140 S.

272. Treml R. Doderers Sonatine: "List" des Erzählers und Tiefe, der Jahre // Sommer G., Schmidt-Dengler W. (Hg.) „Erst bricht man Fenster". Dann wird man selbst eines: zum 100. Geburtstag von Heimito von Doderer. -Riverside: Ariadne Press, 1997. - S. 121-135.

273. Treml R. Venerabiiis Magister! - Dilecte Doctor! Die Ideenwelt des Psychologen Hermann Swoboda und ihre Rezeption durch Heimito von Doderer // Luehrs-Keiser K., Sommer G. (Hg.) „Flügel und Extreme". Aspekte der geistigen Entwicklung Heimito von Doderers. Schriften der Heimito von Doderer-Gesellschaft. Bd.l. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 1999. - S. 48-85.

274. Trommler F. Österreich im Roman. Eine Untersuchung zur dargestellten Wirklichkeit bei Joseph Roth, Robert Musil und Heimito von Doderer. -München: Phil Diss. 1965. - 123 S.

275. Voyat R. Der Topos von Stadt und Land in Heimito von Doderers "Kurz-und Kürzestgeschichten". Aus der Sicht eines Übersetzers // Sommer G. (Hg.) Gassen und Landschaften. Heimito von Doderers "Dämonen" vom Zentrum und vom Rande aus betrachtet. Schriften der Heimito von Doderer-Gesellschaft. Bd. 3. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 2004.-S. 383-391.

276. Voss D. Die Rückseite der Flanerie // Scherpe K. Unwirklichkeit der Städte. - Reinbek b. Hamburg: Rowohlt, 1988. - S. 37-60.

277. Warren J., Zitzlsperger U. (eds) Vienna Meets Berlin. Cultural Interaction 1918-1933. - Oxford, Bern u. a.: Lang, 2005. - 298 p.

278. Weber D. Heimito von Doderer. Studien zu seinem Romanwerk. -München: C.H. Beck, 1963. - 320 S.

279. Weber D. Heimito von Doderer // Weber D. (Hg.) Deutsche Literatur seit 1945 in Einzeldarstellungen. - Stuttgart: Kröner, 1970. - S. 102-127.

280. Weber D. Auetor in Fabula und andere Literaturwissenschaftliche Unterhaltungen. Hg. v. U. Ernst. - Wuppertal: Wuppertaler Broschüren zur allgemeinen Literaturwissenschaft 8, 1995. - 252 S.

281. Weber D. „Welch ein gewaltiger Apperzipierer!" Zu einigen GoetheZitaten bei Heimito von Doderer. // Ensberg P. (Hg.) Klassik-Rezeption. Auseinandersetzung mit einer Tradition. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 2003. - S. 161-165.

282. Weber M. Gesammelte Politische Schriften. - Tübingen: Mohr, 1958. - 593 S.

283. Weiss W. "Zur Thematisierung der Sprache in der Literatur der Gegenwart" // Festschrift für Hans Eggers zum 65.Geburtstag. Hg. v. H. Backes. -Tübingen: Niemeyer, 1972. - S. 669-693.

284. Winterstein St. (Hg.) Die Strudlhofstiege. Biographie eines Schauplatzes. -Wien: Bibliophile Ed., 2010. - 175 S.

285. Wittgenstein L. Philosophische Untersuchungen. Werkausgabe Bd. 1. -Frankfurt a.M.: Surkamp, 1984. - 621 S.

286. Wolff L.-W. Wiedereroberte Aussenwelt. Studien zur Erzählweise Heimito von Doderers am Beispiel des "Romans No 7". - Göppingen: A. Kümmerle, 1969.-288 S.

287. Wolff L.-W. Heimito von Doderer. - Reinbeck by Hamburg: Rowohlt, 1996.- 156 S.

288. Wolff L.-W. Auf dem Weg zur Strudlhofstiege // Text+Kritik. Zeitschrift für Literatur. Hg. v. H.L. Arnold. H. 150. - München, 200L - S. 3-16.

289. Wolf Y. Selbstreflexität, Metanarration und Metafiktion in Heimito von Doderers Roman Die Merowinger II Deupmann Ch., Luehrs-Keiser K. (Hg.) „Die Wut des Zeitalters ist tief. Die Merowinger und die Kunst des Grotesken bei Heimito von Doderer. Schriften der Heimito von Doderer-Gesellschaft. Bd.4. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 2010. - S. 221-240.

290. Wuthenow R-R. Im Buch die Bücher oder der Held als Leser. - Frankfurt a. M.: Europäische Verlagsanstalt, 1980. - 197 S.

291. Ziolkowski Th. Berlin Alexanderplatz // Schuster I. (Hg.) Zu Alfred Döblin. - Stuttgart: Klett, 1980. - S. 128-148.

292. Zirnbauer Th. Lesen - Schreiben - Sprache. Poetologische Aspekte in Heimito von Doderers Roman Die erleuchteten Fenster II Winterstein St. (Hg.) Studien zu Heimito von Doderers Die erleuchteten Fenster. Schriften

der Heimito von Doderer-Gesellschaft. Bd.5. - Würzburg: Königshausen & Neumann. -S. 73-188.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.