Поэтика романа-антиутопии: На материале русской литературы XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.08, кандидат филологических наук Козьмина, Елена Юрьевна

  • Козьмина, Елена Юрьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.08
  • Количество страниц 222
Козьмина, Елена Юрьевна. Поэтика романа-антиутопии: На материале русской литературы XX века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.08 - Теория литературы, текстология. Москва. 2005. 222 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Козьмина, Елена Юрьевна

Введение

Глава 1. Роман-антиутопия как жанр (опыт построения теоретической модели).

§ 1. Жанр романа-антиутопии как научная проблема.

1.1. Роман-антиутопия во внелитературном контексте.

1.1.1. Отражение исторической действительности

1.1.2. Отражение идеологии (философских и других научных теорий).

1.2. Роман-антиутопия в литературном контексте.

1.2.1. Интегрирующий подход к изучению романа-антиутопии.

1.2.2. Дифференцирующий подход к изучению романа-антиутопии.

1.2.3. Теоретическая модель романаантиутопии

1.2.4. «Антижанр».

§ 2. Инвариант жанра романа-антиутопии: «жанровый гибрид».

2.1. Концепция жанра. 2.2. Роман и утопия.

2.3. Эпопея и идиллия.

Глава 2. "Антиэпопейный" вариант романа-антиутопии: жанровая структура романа

Е.И. Замятина "Мы".

§ 1. Субъектно-речевая структура и композиция.

§ 2. Мир героя.

1. Тип главного героя и система персонажей.

2. Сюжет романа в связи с пространством и временем.

§ 3. «Зона построения литературного образа».

§ 4. Роман-антиутопия и эпопея.

Глава 3. "Антиидиллический" вариант романа-антиутопии: жанровая структура романа В.В.

Набокова «Приглашение на казнь.

§ 1. Субъектно-речевая структура.

§ 2. Герой и его мир.

1. Пространство-время и сюжет романа.

2. Главный герой в системе персонажей.

§ 3. «Зона построения литературного образа».

§ 4. Роман-антиутопия и идиллия.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика романа-антиутопии: На материале русской литературы XX века»

Романы-антиутопии стали появляться в XX веке. К одной из характеристик этого времени применимы слова H.A. Бердяева, послужившие эпиграфом к роману О. Хаксли «О, дивный новый мир»: «Но утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления. <.> Утопии осуществимы. <.> Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее "совершенному" и более свободному обществу»1.

Реальное масштабное воплощение утопических проектов преобразования общества и первые результаты этого воплощения вызвали реакцию, в том числе и литературного порядка. Характерно, однако, что первые романы-антиутопии долгое время считались в России жанром "буржуазной литературы", порочившим идеалы и действительность Советского государства. Однако дальнейшее развитие социального эксперимента в стране не сгладило противоречий между идеалом и действительностью, и история жанра романа-антиутопии несет в себе отражение этих противоречий. Наиболее острые ключевые моменты общественно-политической жизни в России XX века сразу вызывают подъем интереса к жанру. Так, О.В. Лазаренко выделяет три узловых этапа в процессе развития романа-антиутопии: первый из них приходится на 19001920-е годы; второй - на 60-е годы; третий - на 80-е годы XX столетия2.

В связи с этими обстоятельствами жанр антиутопии и утопии изначально - предмет исследования философии, истории, социологии, политологии. Характерно, что в справочных изданиях по философии

1 Хаксли О. О дивный новый мир // Хаксли О. О дивный новый мир. Через много лет: Романы. СПб., 1999. С. 5.

2 Лазаренко О.В. Русская литературная антиутопия 1900-х - 1-й половины 1930-х гг. (Проблемы жанра). Автореф. лис. . канд. филол. наук. Воронеж, 1997. С. 3. существует статья «Антиутопия», тогда как не во всех литературных энциклопедиях она есть (нет такой статьи, в частности, в «Краткой литературной энциклопедии»).

Яркое отражение этой ситуации в науке - книга Э.Я. Баталова «В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах», в которой проблемы утопии и антиутопии обсуждаются с точки зрения "ролевых" персонажей: философа, социолога, филолога, политика, историка и критика.

После опубликования в России произведения Е.И. Замятина «Мы» (журнал «Знамя», 1988 год) расширяется круг исследований романа-антиутопии. Сюда добавляется публицистическое и "собственно читательское" осмысление поднятых в этом жанре проблем (см., например, подзаголовок статьи Вл. Новикова «Возвращение к здравому смыслу. Субъективные заметки читателя антиутопий»).

Широта откликов свидетельствует об актуальности темы.

Однако, последние два десятилетия изучение антиутопии становится все более специализированным, на первый план выходят проблемы поэтики о антиутопии . В русле этой тенденции находится предлагаемая работа.

В специальной литературе существует два основных направления исследований романа-антиутопии: 1) рассмотрение этого жанра во

3 См., например: Чаликова В.А. Утопический роман: жанровые и автобиографические источники современных антиутопий // Социокультурные утопии XX в. Реф. сб. ИНИОН. Вып. 3. М., 1985. С. 92-166; Бегалиев А.Т. Современная советская литературная утопия: герой и жанр. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Алма-Ата, 1989; Морсон Г. Границы жанра // Утопия и утопическое мышление. М., 1991. С. 233-251; Арсентьева II.II. Становление антиутопического жанра в русской литературе. М., 1993; Лании Б.А. Русская литературная антиутопия. М., 1993; Ланин Б.А., Боришанская М.М. Русская антиутопия XX века. М., 1994; Быстрова О.В. Русская литературная антиутопия 20-х гг. XX в. Проблемы жанра. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1996; Лазаренко О.В. Русская литературная антиутопия 190U-X - 1-й половины 1930-х гг. (Проблемы жанра). Автореф. дис. . канд. филол. наук. Воронеж, 1997; Коломийцева Е.Ю. К вопросу о жанровом статусе литературной антиутопии // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. В 10-ти кн. Кн. IX. Тамбов, 2000. С. 54-63; Любимова А.Ф. Жанр антиутопии в XX веке: содержательные и поэтологические аспекты. Пермь, 2001 и др. внелитературном контексте как отражение исторической действительности или идеологии; 2) анализ соотношения романа-антиутопии с другими литературными явлениями; 3) исследования, цель которых - создание теоретической модели жанра, т. е. такой характеристики типа художественного целого, которая объясняла бы его функционирование.

Предлагаемая работа сосредоточена на решении третьей задачи, хотя попутно затрагивается и вторая группа вопросов. Создание теоретической модели романа-антиутопии предполагает учет всех аспектов художественного целого и ответ на вопрос о взаимосвязи их структурных особенностей. Если иметь в виду это методологическое требование, то такая задача до сих пор должным образом не поставлена и, следовательно, пока не решена.

Роман-антиутопия не всегда отграничивается от других жанрон, в частности, от утопии. В результате это обозначение прилагается к произведениям, которые в действительности не являются образцами этого жанра (например, «Повелитель мух» У. Голдинга, «Жидкое солнце» А.И. Куприна и т.д.). Не различаются антиутопии, которые входят в состав авантюрной фантастики второй половины XX века (как, например, «451° по Фаренгейту» Р. Бредбери или «Возвращение со звезд» С. Лема) и классические антиутопии Е. Замятина и О. Хаксли, которые отнюдь не требуют от читателя допустить полную реальность происходящего в действительности иной, не подвластной существующим законам. Зато они вынуждают читателя к «иносказательному», «непрямому» прочтению своих историй. Наконец, не определены разновидности романа-антиутопии и не изучены их соотношения, т. е. не разработана типология жанра.

Все эти задачи не могут быть решены, пока мы не располагаем ответом на вопрос о константных структурных особенностях этого типа художественного целого. Иначе нам придется сравнивать разные произведения не в аспекте поэтики, а лишь по их тематике. Искомая теоретическая модель рассматривается как вариация модели жанра вообще («трехмерного конструктивного целого», «типического целого художественного высказывания»4), предложенной М.М. Бахтиным на основе исследования именно романа. Методологическим проблемам теории романа-антиутопии посвящена первая глава диссертации.

Проверкой гипотезы о константной структуре жанра может быть лишь сравнительный анализ наиболее репрезентативных его образцов. Вторая и третья главы содержат систематический анализ и типологические характеристики произведений Е.И. Замятина «Мы» (1920) и В.В. Набокова «Приглашение на казнь» (1935-1936). Кроме того, привлекаются и другие произведения, которые в литературоведении признаны антиутопиями5, с целью выявить важнейшие варианты изучаемой жанровой структуры. Построение типологии жанра создает новые возможности сравнений, конкретизации предложенной теоретической модели и расширения сферы ее применения.

Таким образом, первая задача диссертации заключается в описании инвариантной структуры романа-антиутопии и выработке гипотезы о ее разновидностях. Вторая задача — проверка гипотезы на конкретном материале путем всестороннего изучения и сравнительного анализа текстов.

Задачи определяют структуру работы. Она состоит из введения, трех глав и заключения. В заключении подводятся итоги исследования и делаются выводы.

4 Бахтин М.М. Формальный метод в литературоведении // Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М., 2000. С. 186-348.

5 Например, произведения С. Лема «Возвращение со звезд», О. Хаксли «О дивный новый мир», Д. Оруэлла «1984», К. Воннегута «Механическое пианино», В. Войновича «Москва 2042», А. Дотеля «Остров железных птиц», А. и Б. Стругацких «Обитаемый остров», Г. Франке «Игрек минус», Ф. Кафки «В исправительной колонии», Т. Толстой «Кысь» и др.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория литературы, текстология», Козьмина, Елена Юрьевна

Заключение

В нашем исследовании были поставлены две основные задачи. Первая из них них - создание теоретической модели романа-антиутопии.

В диссертации была впервые сформулирована гипотеза, согласно которой этот тип художественного целого представляет собою «жанровый гибрид», своеобразный симбиоз утопии и романа. При этом утопия становится предметом изображения, тогда как роман - изображающим жанром. Такого рода гибридный тип произведения как целого относится к «пародийно-травестирующим» (М.М. Бахтин) жанрам.

Систематический сравнительный анализ произведений Е. Замятина и В. Набокова с привлечением параллелей из других романов-антиутопий показал продуктивность этой гипотезы. Она позволила определить несколько важнейших устойчивых и взаимосвязанных структурных особенностей этого жанра. А именно:

1. В субъектно-речевом аспекте: а) главный герой - либо доминирующий субъект речи, т. е. рассказчик (как в «Мы»), либо исключительно близкий повествователю субъект видения (отсюда роль несобственно-прямой речи); б) изображение колеблется между предельно внешней и предельно внутренней точкой зрения; описание государственного устройства, в частности, определенных ритуалов, на одном полюсе уравновешивается снами главного героя на другом; в) то же противоречие проявляется в соотношении двух видов вставных текстов: государственных (бюрократических) документов и продуктов литературного творчества главного героя.

2. В изображении мира героя: а) двоемирие, сосуществование «утопического» (готового, замкнутого) пространства и остановленного времени с окружающим миром, разомкнутым и включенным в исторический поток, жизнь природы и индивидуальную биографию; отсюда сочетание «остановки истории» с историческим, биофафическим и природпо-циклическим временами; б) внутренняя двойственность героя и соответствующая ей двуплановость сюжета, развитие которого строится на противоречии между личностью и государством; в) организующая роль в сюжете идеи испытания героя и мира, в связи с чем его развертывание представляет собой преодоление границ государства, а центральные и взаимосвязанные события в нем - кризис (или катастрофа) социума и идеологический выбор героя.

3. В изображении границы между миром героя и действительностью автора и читателя - сочетание «зоны контакта» и «далевого образа»: а) герой и его мир, с одной стороны, причастны к незавершенной (исторической) современности читателя, выглядят результатами экстраполяции некоторых знакомых черт и признаков социального устройства и развития, а также личности; б) но с другой стороны, главный предмет изображения - мир, стремящийся быть осуществленной целью исторического развития и потому изолирующийся от реальной истории — неизбежно дистанцирован от читателя как во временном, так и в ценностном отношении; в) это противоречие выражается в противоположности внешней и внутренней точек зрения повествователя (рассказчика) и героя, оно преодолевается переходом читателя на внутреннюю точку зрения героя, конфликтующего со своим миром и с самим собой.

В результате взаимодействия и взаимовлияния разнородных структур, слагающих гибридный жанр, происходит деформация и утопии, и романа. Утопия, включенная в историческое время, предстает в спародированном, перевернутом виде, а роман, в свою очередь, приобретает черты повести или

328 новеллы .

Выявление инвариантной структуры романа-антиутопии дало возможность отграничить его от других жанров, прежде всего, от утопии, а также от фантастических в точном смысле слова романов-антиутопий, т. е. таких, в которых изображенный мир и сюжет не имеют иносказательного значения, воспринимаются читателем как вполне реальные — при заданных условиях - и, с такой точки зрения, не менее вероятные, чем его (читателя) собственная действительность.

Всесторонний сопоставительный анализ жанровой структуры произведений Замятина и Набокова и сравнения с некоторыми другими образцами романа-антиутопии привели не только к выявлению общей для них модели жанра, но также обнаружили специфические особенности этих романов.

В романе В.В. Набокова «Приглашение на казнь» преобладает внутренняя точка зрения на мир и происходящие в нем события, а в романе «Мы», даже при наличии такого субъекта речи, как герой-рассказчик, мы обнаруживаем значительно большую степень объективации.

Ритуалы в романе Замятина призваны регулировать внешнюю жизнь граждан, тогда как у Набокова они внедряются во внутреннюю жизнь человека. Изображенное в романе «Мы» государство отделено от другого мира физически выраженной границей (Зеленой Стеной), а в «Приглашении на казнь» границы оказываются психологическими, связанными с внутренним состоянием героя и других персонажей.

Герои сопоставляемых романов обнаруживают типологическую близость (как романные героя, не совпадающие с собой), но в то же время и

328 Не случайно определение жанровой принадлежности антиутопий, как правило, затрудняет исследователей. Вот один из многих примеров: «Однако, самое сильное из всего , что им написано, - это романы. Недаром центральное место в нашем сборнике занимает небольшой роман (скорее повесть) "Игрек минус"». Брандис Е. Герберт Франке // Франке Г. Игрек минус. М„ 1986. С. 449-450. различаются. У Замятина изображен процесс рождения личности, а у Набокова - противостояние уже готовой личности окружающему миру. Функция двойственности героя и в том, и в другом романе - воплощение авторской концепции человека, однако эти концепции различны. В романе «Мы» герой делает попытку соединить в себе два мира - рациональный и "природный", что, с точки зрения автора, должно быть условием полноценной человеческой личности. В «Приглашении на казнь» Цинциннат ощущает себя не объединяющим два противоположных мира в некую целостность, а живущим на грани миров, которую он и переходит в финале. Духовный мир героя стремится к автономному существованию, к отделению от внешней оболочки, принадлежащей окружающей среде.

В романе «Мы» сюжет строится по циклической схеме, в «Приглашении на казнь» - по кумулятивной. Испытание мира и героя, характерное для обоих произведений, имеет, однако, различные итоги. В «Мы» мир подтверждает свое тождество, а Д-503 гибнет как человеческая личность. В романе Набокова, напротив, герою удается сохранить себя, в то время как мир вокруг него разрушается. Различие финалов обусловлено тем, какой именно выбор совершает каждый из героев.

Что касается способа создания границы между художественной и нехудожественной действительностью («зоны построения образа», по М.М. Бахтину), то и в этом аспекте жанровой структуры проанализированные произведения различаются. Если в романе «Мы» легко угадываются реалии 20-х годов XX века, то соотношение мира, созданного В.В. Набоковым, с исторической реальностью оказывается более тонким и сложным.

Наиболее существенны для жанра различия в основной сюжетной ситуации, связанные со структурой пространства. Природа в романе «Мы» отделена от подчеркнуто индустриального Единого Государства, а в «Приглашении на казнь» она является частью изображенного города. Таким образом, противостояние человека и государства, характерное для романа-антиутопии, реализуется в разных вариантах. В «Мы» человеку противостоит машинное, технизированное государство, в «Приглашении.» - безличная сила, способная легко обездушить и обезличить человеческую массу, но пасующая перед глубинной духовностью, которая неразрывно связывает подлинную личность с иной, высшей действительностью.

В связи с этим существенно различается воплощение темы семьи: у Набокова она играет важную роль, становясь средоточием наиболее абсурдных и тягостных для героя межчеловеческих связей; у Замятина же семья полностью отрицается, дабы не препятствовала превращению человека в функцию государственной Машины. Обратное соотношение мы наблюдаем в реализации темы войны: в «Приглашении.» эта тема совсем не затрагивается, в «Мы» война и подготовка вооруженного захвата других планет становится одним из сюжетообразующих мотивов. Характерно, что возникновение Единого Государства связано с военной катастрофой, тогда как в «Приглашении на казнь» эта сторона истории государства не рассматривается совсем.

На основании данных различий была сформулирована идея о двух типологически значимых вариантах романа-антиутопии - "антиэпопейном" и "антиидиллическом" (первый из них включает в себя - в ироническом и пародийном освещении — комплекс мотивов эпопеи, второй — идиллии). Эта идея подтверждается не только рассмотренными двумя произведениями, но ее достаточно подробная и убедительная разработка - дело дальнейших исследований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Козьмина, Елена Юрьевна, 2005 год

1. Бержерак С. де. Государства Луны / Пер. с франц. Е.А. Гунста //

2. Утопический роман XVI-XVII веков. М.: Худож. лит., 1971. - С.227-306. - (Библиотека всемирной литературы. Сер. первая. Т. 34).

3. Богданов A.A. Красная Звезда // Русская литературная утопия. — М.:

4. Изд-во Московского ун-та, 1986. С. 200-305.

5. Брэдбери Р. 451° по Фаренгейту // Миры Рэя Брэдбери. Собр.фантастических произведений: В 7 т. — Т. 2 / Пер. с англ. — Полярис,1997.-С. 5-140.

6. Брюсов В.Я. Республика Южного Креста // Русская литературнаяутопия. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1986.-С. 170-185.

7. Бэкон Ф. Новая Атлантида / Пер. с англ. 3. Александровой //

8. Утопический роман XVI-XVII веков. М.: Худож. лит., 1971. -С. 191-224. - (Библиотека всемирной литературы. Сер. первая. Т. 34).

9. Вельтман А.Ф. MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задекаотрывок) // Русская литературная утопия. М.: Изд-во Московского ун-та, 1986.-С. 99-101.

10. Верас Д. История севарамбов // Утопический роман XVI-XVII веков. —

11. М.: Худож. лит., 1971. С.307-448. - (Библиотека всемирной литературы. Сер. первая. Т. 34).

12. Войнович В.Н. Москва 2042. -М.: Вагриус, 2000. -С. 7-374.

13. Вольтер. Кандид // Вольтер. Собр. соч.: в 3 т. Т. 1: Орлеанскаядевственница. Философские повести. / Пер. с франц. Вступит, статья С. Артамонова. М.; Литература, РИК Русанова, «Сигма-Пресс»,1998.-С. 384-466.

14. Ю.Воннегут К. Механическое пианино: Роман / Пер. с англ. М. Брухнова. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2004. - 348 с.

15. Голдинг У. Повелитель мух: Роман / Пер. с англ. Е. Суриц. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 253 с.

16. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. // Достоевский Ф.М. Поли, собр. соч.: В 30 т.: Т. 14. Кн. 1-Х. Л: Наука (Ленингр. отд-ние), 1976. -512с.

17. З.Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т.: Т. 15. Кн. Х1-ХП. Эпилог. Л: Наука (Ленингр. отд-ние), 1976. - 624 с.

18. Достоевский Ф.М. Записки из подполья // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 5. - Л: Наука ( Ленингр. отд-ние), 1973. - С.99-179.

19. Достоевский Ф.М. Сон смешного человека // Достоевский Ф.М. Собр. соч.: в 12 т.-Т. XII. -М.: Правда, 1982.-С. 502-521.

20. Дотель А. Остров железных птиц // Пришельцы ниоткуда: Сборник научно-фантастических произведений французских писателей. М.: Мир, 1967.-С. 314-383.

21. П.Ефремов И.А. Час Быка. М.: АСТ, 2005. - 494 с.

22. Замятин Е.И. Мы // Замятин Е.И. Избранное. М.: Правда, 1989. -С. 305-462.

23. Кампанелла. Город Солнца / Пер. с лат. Ф. Петровского // Утопический роман ХУ1-ХУП веков. М.: Худож. лит., 1971. - С.141-190. (Библиотека всемирной литературы. Сер. первая. Т. 34).

24. Кафка Ф. В исправительной колонии // Кафка Ф. Процесс. Замок: Романы. Новеллы и притчи. Афоризмы. Письмо отцу. Завещание / Пер. с нем. М.: НФ «Пушкинская библиотека», ООО «Издательство АСТ», 2004. - С. 503-526.

25. Кремнев Ив. (Чаянов А.) Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. Нью-Йорк: Серебряный век, 1981.-93 с.

26. Куприн А.И. Жидкое солнце // Храм снов: Русская фантастика 10-30 годов XX века. / Ред.-сост. М. Латышев М.: ТЕРРА, 1993. - С. 109204.

27. Кюхельбекер В.К. Европейские письма (отрывки) // Русская литературная утопия. М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. - С. 9298.

28. Лем С. Возвращение со звезд / Пер. с польск. Г.А. Гудимовой, В.М. Перельман. М.: ДО «Глаголь», 1991.-251 с.

29. Лем С. Магелланово облако / Пер. с польск. Л.И. Яковлева, Т.П. Агапкиной // Лем С. Собр. соч. Т. 11. - М.: Текст, 1995. - 346 с.

30. Мор Т. Утопия / Пер. с лат. А. Малеина и Ф. Петровского // Утопический роман XVI-XVII веков. М.: Худож. лит., 1971- С.39-140. - (Библиотека всемирной литературы. Сер. первая. Т. 34).

31. Набоков В.В. Приглашение на казнь // Набоков В.В. Русский период. Собр. соч.: В 5 т. Т. 4. / Сост. Н. Артеменко-Толстой. Предисл. А. Долинина-СПб.: «Симпозиум», 2002. - С. 44-187.

32. Одоевский В.Ф. 4338 год // Русская литературная утопия. М.: Изд-во Московского ун-та, 1986.-С. 102-126.

33. Одоевский в.Ф. Город без имени // Русская литературная утопия. М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. - С. 127-138.

34. ЗО.Оруэлл Д. 1984 // Оруэлл Д. 1984: Роман; Скотный Двор: Сказка-аллегория / Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - С. 5-278.

35. Платон. Государство // Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 3. / Пер. с древнегреч.; Общ. Ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1994. - С. 79-420.

36. Платонов А.П. Котлован. М.: Изд-во ACT: Люкс, 2005. - 300 с.

37. Ренэ Каду. Атлантида под водой // Ренэ Каду. Атлантида под водой: Роман; А. Конан Доил. Маракотова бездна: Повесть / Пер. с англ. Л.: Худож. лит.; СКФ «Человек», 1991.-С. 11-218.

38. Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. СПб.: Азбука, 2000. -347 с.

39. Свифт Д. Путешествие Гулливера // Свифт Д. Сказка бочки. Путешествие Гулливера / Пер. с англ. М.: Правда, 1987. - С. 155457.

40. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Обитаемый остров // Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Обитаемый остров: Фантаст. Роман. М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Издательство Сталкер», 2004. - С. 3-403.

41. Сумароков А.П. Сон «Счастливое общество» // Русская литературная утопия. М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. - С. 33-36.

42. Толстая Т.Н. Кысь: Роман. М.: Подкова. Иностранка, 2001.-384 с.

43. Улыбышев А.Д. Сон // Русская литературная утопия. М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. - С. 87-91.

44. Уэллс Г. Машина времени / Пер. с англ. К. Морозовой // Уэллс Г. Избранные научно-фантастические произведения: В 3 т. — Т. I. — М.: Молодая гвардия, 1956. С. 39-140.

45. Уэллс Г. Первые люди на Луне / Пер. с англ. Под ред. М. Зенкевича // Уэллс Г. Избранные научно-фантастические произведения: В 3 т. -Т. II. М.: Молодая гвардия, 1956. - С. 315-499.

46. Федоров Н.Д. Вечер в 2217 году (в сокращении) // Русская литературная утопия. М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. - С. 186199.

47. Франке Г. Игрек минус // Франке Г. Игрек минус: Сб. научно-фант. Произведений / Пер. с нем. / Сост. Ю.С. Новиков; Предисл. Э. Араб-Оглы; Послесл. Е. Брандиса. М.: Мир, 1986. - С. 243-396.

48. Хаксли. О дивный новый мир // Хаксли О. О дивный новый мир. Через много лет: Романы / Пер. с англ. О. Сороки, В. Бабкова. Примеч. Т. Шишкиной, В. Бабкова. СПб.: Амфора, 1999. - С. 5-226.

49. Чернышевский Н.Г. Что делать? М.: Правда, 1962. - 456 с.

50. Щербатов М.М. Путешествие в землю Офирскую (в сокращении) // Русская литературная утопия. М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. -С. 37-79.1. Справочная литература

51. Аверинцев С.С. Притча // Литературный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 305.

52. Ауэр А.П. Гротеск // Литературоведческие термины: материалы к словарю. Коломна: Коломенский пед. ин-т., 1997. - С. 8-10.

53. Библиография // В.В. Набоков: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1999. -С. 927-967. - (Русский путь).

54. Богданов В.А. Роман // Литературный энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 329-333.

55. Вершинина Н.Л. Идиллия // Литературоведческие термины: материалы к словарю. Коломна: Коломенский пед. ин-нт., 1997. - С. 10-13.

56. Владимир Набоков: личность и творчество (материалы к библиографии) / Сост. С.А. Антонов // В.В. Набоков: pro et contra. — Т. 2. СПб.: РХГИ, 2001. - С. 972-1027. - (Русский путь).

57. Гаспаров М.Л. Буколическая поэзия // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. -С. 59.

58. Гиленсон Б.А. Утопия // Краткая литературная энциклопедия. Т. 7. -М.: Советская энциклопедия, 1972. - Стлб. 854-855.

59. Грицанов А.А. Антиутопия // Новейший философский словарь. — Минск: Изд-во В.М. Скакун, 1998. С. 31.

60. Грицанов A.A. Утопия // Новейший философский словарь. Минск: Изд-во В.М. Скакун, 1998. - С. 743-744.

61. Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. — М.: Высшая школа, 1999. С. 47-62.

62. Захаров В.Н. Фантастическое // Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник. — Челябинск: Металл, 1997. С. 53-56.

63. Идиллическое // Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. - С. 49-50.

64. Кожинов В.В. Жанр литературный // Краткая литературная энциклопедия. Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - Стлб. 914-917.

65. Кожинов В.В. Жанр литературный // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. -С. 106-107.

66. Краснов Г.В. Сюжет, сюжетная ситуация // Литературоведческие термины: материалы к словарю. Коломна: Коломенский пед. ин-нт., 1997.-С. 47-49.

67. Ланин Б.А. Антиутопия // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАГ. М.: НПК «Интелвак», 2001. - Стлб. 38-39.

68. Ланин Б.А. Утопия // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАГ. М.: НПК «Интелвак», 2001. - Стлб. 1118.

69. Левинтон Г.А. Инициация и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. -Т. 1. А К. - М.: Сов. энциклопедия, 1991-С. 543-544.

70. Миров U.C. Идиллия // Краткая литературная энциклопедия. Т. 3. -М.: Советская энциклопедия, 1966. - Стлб. 58-59.

71. Михайлов O.II. Замятин, Евгений Иванович // Краткая литературная энциклопедия. Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - Стлб. 987.

72. Муравьев B.C. Антиутопия // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 29-30.

73. Муравьев B.C. Фантастика // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 461-463.

74. Муравьев B.C. Утопия // Литературный энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 459-460.

75. Нудельман Р.И. Фантастика // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 7. - М.: Советская энциклопедия, 1972. - Стлб. 887-895.

76. Патрикеев С.И. Исповедь // Литературоведческие термины: материалы к словарю. Коломна: Коломенский пед. ин-т, 1997. - С.14-15.

77. Приходько Т.Ф. Мениппея // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.- С. 217.

78. Свительский В.А. Полифонизм художественный // Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник. Челябинск: Металл, 1997. -С. 107-108.

79. Тамарченко Н.Д. Жанр литературный // Литературоведческие термины (материалы к словарю). Вып. 2. - Коломна: Коломенский пед. ин-т, 1999.-С. 29-33.

80. Тамарченко Н.Д. Историческое время // Литературоведческие термины: материалы к словарю. Коломна: Коломенский пед. ин-т, 1997. -С.16-17.

81. Тамарченко Н.Д. Повествователь // Литературоведческие термины: материалы к словарю. Коломна: Коломенский пед. ин-т., 1997. — С.27-30.

82. Тамарченко Н.Д. Система персонажей // Литературоведческие термины: материалы к словарю. Коломна: Коломенский пед. ин-т., 1997. — С.36-38.

83. Тамарченко Н.Д. Событие // Литературоведческие термины (материалы к словарю). Вып. 2. — Коломна: Коломенский пед. ин-т, 1999. — С. 79-81.

84. Тамарченко Н.Д. Точка зрения // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные термины и понятия. — М.: Высшая школа, 1999. С. 425^32.

85. Шикин В.Н. Дневник // Литературный энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 98.

86. Эпштейн М.Н. Новелла // Литературный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 248.

87. Юрченко Т.Г. Идиллия // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАГ. М.: НПК «Интелвак», 2001. - Стлб. 287-290.

88. Anti-Utopie // Wilpert Gero von. Sachwörterbuch der Literatur. 7., verarb. u. erw. Aufl. - Stuttgart: Kröner, 1989. (Kröners Taschenausgabe; Bd. 231). - S. 40.

89. Kollner R. Utopischer Roman // Metzler Literatur Lexikon: Begriffe und Definitionen. / hrsg. Von Günther u. Irmgard Schweikle. 2., Überarb. Aufl. - Stuttgart: Metzler, 1990. - S. 482-483.

90. Max F.R. Die Idylle // Formen der Literatur: in Einzelndarstellungen / hrsg. Von Otto Knörich. 2, Überarb. Aufl. - Stuttgart: Kröner, 1991. - S. 192201.

91. Staatsroman // Best O. F. Handbuch literarischer Fachbegriffe: Definitionen und Beispiele. Überarb. u. erw. Ausg. - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1982. - S.492.

92. Utopie // Best O. F. Handbuch literarischer Fachbegriffe: Definitionen und Beispiele. Überarb. u. erw. Ausg. - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1982. - S.548.

93. Utopie // La culture générale de A à Z / C. Roux-Lanier, D. Pimbe, F. Lanot, A. Ropert. Paris: Hatier, 1998. - P. 391-392.

94. Utopie // Wilpert Gero von. Sachwörterbuch der Literatur. 7., verarb. u. erw. Aufl. - Stuttgart: Kröner, 1989. (Kröners Taschenausgabe; Bd. 231). - S. 986-989.

95. Weidhase H. Utopie // Metzler Literatur Lexikon: Begriffe und Definitionen.hrsg. von Günther u. Irmgard Schweikle. 2., Überarb. Aufl. - Stuttgart: Metzler, 1990.-S. 481-482.

96. Научная и критическая литература

97. Исследования общего характера

98. Арсентьева H.H. Становление антиутопического жанра в русской литературе. Ч. 1-2. - М.: Изд-во МИГУ им. В.И. Ленина, 1993. — 355 с.

99. Баталов Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М.: Изд-во политической литературы, 1989. - 319 с.

100. Батыгин Г.С. Метаморфозы утопического сознания // Квинтэссенция. Филос. альманах, 1991.- М.: Политиздат, 1992.-С. 263-292.

101. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Собр. соч. Т.1.: Философская эстетика 1920-х годов. -М.: Издательство «Русские словари», «Языки славянской культуры», 2003.-С. 69-263.

102. Бахтин М.М. Из предыстории романного слова // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. — С. 408446.

103. Бахтин М.М. Марксизм и философия языка // Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М.: Издательство «Лабиринт», 2000. - С. 349-486.

104. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979.-318 с.

105. Бахтин М.М. Сатира // Бахтин М.М. Собр. соч. Т.5: Работы 1940-х — начала 1960-х годов. - М.: «Русские словари», 1997. - С. 11-38.

106. Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. -М.: Худож. лит., 1975. С. 72-233.

107. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и ренессанса. М.: Худож. лит., 1965. - 528 с.

108. Бахтин М.М. Формальный метод в литературоведении // Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М.: Издательство «Лабиринт», 2000. - С. 195-348.

109. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. - С. 234407.

110. Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. - С. 447-495.

111. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - 444 с.

112. ПО.Бегалиев А.Т. Современная советская литературная утопия: герой и жанр. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Алма-Ата, 1989. - 22 с.

113. Белорусец А. Интерес к бесконечности: Категории времени и пространства в современной художественной прозе // Новый мир. — 1986.-№3.-С. 266.

114. Борисенко Ю.А. Риторика власти и поэтика любви в романах-антиутопиях первой половины XX века. (Дж. Оруэлл, О. Хаксли, Е. Замятин). Автореф. дис. . канд. филол. наук. Ижевск, 2004. - 22 с.

115. ИЗ.Брандис Е. Герберт Франке // Франке Г. Игрек минус: Сб. научно-фант. Произведений; Пер. с нем. / Сост. Ю.С. Новиков; Предисл. Э. Араб-Оглы; Послесл. Е. Брандиса. М.: Мир, 1986. - С.439-452.

116. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М.: РГТУ, 2001. - 320 с.

117. Быстрова О.В. Русская литературная антиутопия 20х гг. XX в. Проблемы жанра. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1996. — 18 с.

118. Виппер Р.Ю. Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX века. Иваново-Вознесенк: «Основа», 1925. - 196 с.

119. Волкова Т.Н. Вводный жанр // Дискурс. 2003.-№11.- С. 23-28.

120. Воробьев Л. Утопии и действительность // Утопический роман XVI-XVII веков. М.: Худож. лит., 1971. - С. 5-38. - (Библиотека всемирной литературы. Сер. первая. Т. 34).

121. Гальцева Р., Роднянская И. Помеха человек // Новый мир. - 1988. -№ 12.- С. 217-230.

122. Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. — М.: Наука, 1992.-208 с.

123. Гегель Г.В.Ф. Эпическая поэзия // Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. — Т. 3. М.: Искусство, 1971. - С. 422-492.

124. Гончаров С.А. Жанровая поэтика литературной утопии // Проблемы литературных жанров. Материалы VI научной межвузовской конференции 7-9 декабря 1988 г. Томск: Издательство Томского университета, 1990. - С. 25-26.

125. Гумбольдт фон В. Эстетические опыты. Первая часть. О "Германе и Доротее" // Гумбольдт фон В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.-С. 160-278.

126. Гюнтер Г. Жанровые проблемы утопии и "Чевенгур" А. Платонова // Утопия и утопическое мышление. — М.: Прогресс, 1991. — С. 252-276.

127. Егоров Б.Ф. Жанр антиутопии у О.И. Сенковского на фоне русских утопий 1820 30-х гг. // Феномен русской классики: Сборник статей / Отв. Ред. Ф.З. Канунова. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2004. — С. 222-226.

128. Егоров Б.Ф. Утопии В.И. Крыжановской-Рочестер // Памяти профессора В.П. Скобелева: Проблемы поэтики и истории русской литературы Х1Х-ХХ веков: Международный сборник научных статей

129. Под ред. С.А. Голубкова, Н.Т. Рымаря. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. - С. 226-234.

130. Есаулов И.А. Идиллия и идиллическое (К разграничению типа художественности и жанра) // Проблемы литературных жанров. Материалы VI научной межвузовской конференции 7-9 декабря 1988 г. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1990. - С. 30-31.

131. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 176 с.

132. Еськов К. Наш ответ Фукуяме («Конец истории?» «Не дождетесь!.») // Фантастика 2001: Повести, рассказы, критика, публицистика. - М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - С. 450-482.

133. Живолупова Н.В. Ф.М. Достоевский и Е.И. Замятин. Исповедь парадоксалиста ("Записки из подполья" "Мы") // Достоевский и современность: Тез. выступлений на «Старорусских чтениях». — Ч. 1. -Новгород: Б.и., 1991.-С. 56-61.

134. Жолковский А.К. Замятин, Оруэлл и Хворобьев: о снах нового типа // Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М.: Издат. фирма «Восточная литература», 1994.-С. 166-190.

135. Замятин Е.И. Герберт Уэллс // Замятин Е.И. Избранные произведения: В 2 т. Т.2. / Сост., примеч. О. Михайлова. - М.: Худож. лит., 1990. - С. 296-322.

136. Замятин Е.И. Генеалогическое дерево Уэллса // Замятин Е.И. Избранные произведения: В 2 т. Т.2. - / Сост., примеч. О. Михайлова. - М.: Худож. лит., 1990. - С. 322-328.

137. Замятин Е.И. Новая русская проза // Замятин Е.И. Избранные произведения.-М.: Советская Россия, 1990. С. 418-431.

138. Замятин Е.И. О синтетизме // Замятин Е.И. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. - М.: Худож. лит., 1990. - С. 378-387.

139. Захарова Т.В. "Сон смешного человека" Ф.М. Достоевского ("Три пророка") // Достоевский и современность: Тез. выступлений на «Старорусских чтениях». Ч. II. - Новгород: Б.и., 1991. - С. 79-82.

140. Зверев А. Зеркала антиутопий // Антиутопии XX века. М.: Книжная палата, 1989. - С. 337-350.

141. Ионин JI. То, чего нигде нет. Размышления о романах-антиутопиях // Новое время. 1988. - № 25. - С. 39-41.

142. Кагарлицкий Ю. Реализм и фантастика // Вопросы литературы. -1971.-№ 1.-С. 101-117.

143. Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? — М.: Худож. лит., 1974. -352 с.

144. Калинин И.А. Русская литературная утопия XVIII-XX вв.: проблемы поэтики и философии жанра. Автореф. дис. . канд. филол. наук. — СПб., 2002.-23 с.

145. Ким Сонг Иль. Русская литературная утопия 1-й четверти XX века. Автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб., 1996. - 25 с.

146. Ковтун E.H. Поэтика необычайного: художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (На материалеевропейской литературы первой половины XX века). М.: Изд-во МГУ, 1999.-308 с.

147. Ковтун E.H. Типы и функции художественной условности в европейской литературе первой половины XX века. Автореф. дис. . докт. филол. наук. М., 2000. - 58 с.

148. Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы: В 3 кн. Кн. 2. - М., 1964. - С. 39-49.

149. Кожинов В.В. Роман эпос нового времени // Теория литературы: В 3 кн. - Кн. 2. - М., 1964. - С. 97-172.

150. Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и "Утопия". М.: Наука, 1991.-287 с.

151. Кузнецов С. 1994: юбилей неслучившегося года (К 10-летию «года Оруэлла»)//Иностранная литература. 1994. -№ 11. — С. 244-248.

152. Лазаренко О.В. Русская литературная антиутопия 1900-х первой половины 1930х гг. (Проблемы жанра). Автореф. дис. . канд. филол. наук. — Воронеж., 1999. - 19 с.

153. Ланин Б.А. Русская литературная антиутопия. М., 1993. Монография. - 200 с.

154. Ланин Б.А., Боришанская М.М. Русская антиутопия XX века. М., 1994.-247 с.

155. Латынина Ю. В ожидании Золотого Века. От сказки к антиутопии // Октябрь.-1989.-№6.-С. 177-187.

156. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Введение в литературоведение. -Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 1996. 60 с.

157. Литературное произведение: проблемы теории и анализа. Вып 2. / Тамарченко Н.Д., Белянцева A.A., Лучников М.Ю., Фуксон Л.Ю. -Кемерово, 2003. 194 с.

158. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. - № 8. - С. 74-87.

159. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. - 623 с.

160. Любимова А.Ф. Жанр антиутопии в XX веке: содержательные и поэтологические аспекты: Учеб. пособие по спецкурсу. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2001.-91 с.

161. Ляликов Д.Н. Габель Ж. Утопия и психопатология (обзор) // Социокультурные утопии XX века. Реф. сб. ИНИОН. Вып. 1. - М., 1979.-С. 273-280.

162. Ляликов Д.Н. Гриффтс Дж. Три завтрашних дня. Американская, английская и советская научная фантастика // Социокультурные утопии XX века. Реф. сб. ИНИОН. Вып. 3. - М., 1979. - С. 199-224.

163. Малкина В.Я. Поэтика исторического романа: Проблема инварианта и типология жанра. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2002. - 140 с. — (Литературный текст: проблемы и методы исследования; Приложение).

164. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. M.: Coda, 1996. - 474 с.

165. Маркович В.М. Дыхание фантазии // Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820-1840 гг.): Сб. произведений. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1999. - С. 5-47.

166. Морсон Г. Границы жанра // Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы. М.: Прогресс, 1991. - С. 233251.

167. Пахсарьян Н.Т. "Пасторальный век" во французской поэзии XVIII столетия // Пастораль в системе культуры: Метаморфозы жанра в диалоге со временем: Сборник научных трудов. Отв. Ред. Ю.Г. Круглов. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 1999. - С. 36-47.

168. Песков А. Идиллия // Литературная учеба. 1985. -№ 2. - С. 224-227.

169. Пинский J1.M. Ренессанс. Барокко. Просвещение. Статьи. Лекции. — М.: РГТУ, 2002. 829 с.

170. Полякова Е.А. Поэтика драмы и эстетика театра в романе: "Идиот" и "Анна Каренина". М.: Российск. гос. гум. ун-т, 2002. - 328 с.

171. Рабинович B.C. Олдос Хаксли: эволюция творчества. — Екатеринбург: УрГУ, 1998.-280 с.

172. Рабинович B.C. Разрушители утопий // Урал. 1989. - № 8. - С. 161167.

173. Рабинович B.C. Утопия и антиутопия XX века: опыт интерпретации (К проблеме изучения в старших классах) // Филологический класс. —2003. № 9. - Екатеринбург. - С. 50-55.

174. Ревич В.А. Не быль, но и не выдумка: Фантастика в русской дореволюционной литературе. М.: Знание, 1979. - 64 с.

175. Роднянская И.Б. Морсон Г.С. Границы жанра: "Дневник писателя" Достоевского и традиции литературной утопии // Социокультурные утопии XX в. Реф. сб. ИНИОН. Вып. 3. - М., 1979. - С. 59-91.

176. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989. - 272 с.

177. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. Куйбышев: Изд-во Саратовского унта (Куйбышевский филиал), 1990. - 255 с.

178. Рымарь Н.Т. Реалистический роман XIX века: поэтика нравственного компромисса // Поэтика русской литературы: К 70-летию профессора Юрия Владимировича Манна: Сборник статей. М.: Российск. Гос. гуманит. ун-т, 2001. - С. 9-21.

179. Свентоховский А. История утопии. — М.: Типография В.М. Саблина, 1910.-428 с.

180. Святловский В. Русский утопический роман. — Пг.: Госиздат, 1922. — 53 с.

181. Святославский В.В. Каталог утопий. М.; Пг.: Госиздат, - 1923. -100 с.

182. Северова Н.Г. Проза братьев Стругацких: Библиотечный лекторий. — Екатеринбург: Свердл. Обл. б-ка для дет. и юнош., 2003. 194 с.

183. Сербиненко В. Три века скитаний в мире утопий // Новый мир. -1989.-№5.-С. 242-255.

184. Сербиненко В.В. Диалектика утопических жанров в философской прозе В.Ф. Одоевского: "4338 год": (Обзор) // Социокультурные утопии XX века: Реферативный сборник. Вып. 4. - М.: ИНИОН, 1987.-С. 229-259.

185. Скороспелова Е.Б. Жанровые аспекты развития русской советской прозы 20-30-х гг. (Судьбы романа). Автореф. дисс. . док. филол. наук. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 37 с.

186. Солодкий Б.С. Русская утопия XVIII века и нравственный идеал человека//Философские науки. 1975.-№ 5.-С. 92-101.

187. Стеблин-Каменский М.И. Миф. — Л.: Наука (Ленингр. отд-ние), 1976. -104 с.

188. Стругацкий Б. Комментарии к пройденному. "Обитаемый остров" // Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.II. Обитаемый остров. М., 2004. -С. 404-414.

189. Тамарченко Н.Д. Жанр литературный // Тамарченко Н.Д. "Эстетика словесного творчества" М.М. Бахтина и русская религиозная философия. М.: РГГУ, 2001. - С. 171 -178.

190. Тамарченко Н.Д. Реалистический тип романа. Учебное пособие. -Кемерово: КемГУ, 1985. 92 с.

191. Тамарченко Н.Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика. — Тверь: Тверской гос. ун-т, 2001. 72 с. - (Литературный текст: проблемы и методы исследования. Приложение. Сер. «Лекции в Твери»).

192. Тамарченко Н.Д. Эпика // Теория литературы. Т. III: Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). - М.: ИМЛИ РАН, 2003.-С. 219-244.

193. Тамарченко Н.Д. Эстетика гротеска и поэтика романа (о значении системы идей и понятий М.М. Бахтина для современной науки) // Гротеск в литературе: Материалы конференции к 75-летию проф. Ю.В. Манна. М., Тверь, 2004. - С. 7-12.

194. Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. — Т. 1.: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. 512 с.

195. Тодоров Цветан. Введение в фантастическую литературу / Пер. с франц. Б. Нарумова. М.: Рус. феноменол. общ-во, Дом интеллект, книги, 1997.- 136 с.

196. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Вступ. Статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. М.: Аспект Пресс, 2001. - 334 с.

197. Топоров В.Н. Вещь в антропоцентрической перспективе (апология Плюшкина) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М.: Издательская группа «Прогресс» «Культура», 1995. - С. 7-111.

198. Тюпа В.И. Аналитика художественного: Введение в литературоведческий анализ. М.: Лабиринт: РГГУ, 2001. - 192 с.

199. Тюпа В.И. Семиотический статус гротеска // Гротеск в литературе: Материалы конференции к 75-летию проф. Ю.В. Манна. М., Тверь, 2004. - С. 6-7.

200. Тюпа В.И. Художественный дискурс: (Введение в теорию литературы). Тверь: Тверской гос. ун-т, 2002. - 80 с.

201. Уэллс Г. Современная утопия // Завтра: Фантаст, альманах. Вып. 1. -М.: Текст, 1991.-С. 120-130.

202. Франк С.Л. Ересь утопизма // Квинтэссенция. Филос. альманах, 1991.- М.: Политиздат, 1992. С. 378-395.

203. Фрейденберг О.М. Утопия // Вопросы философии. 1990. — № 5. — С. 148-167.

204. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высш. шк., 2000. - 398 с.

205. Харитонов Е.В., Пищенко В.И. Литература о необычайном // Фантастика и приключения: В 2 т. Т.1. - М.: Дрофа; Вече, 2002. -С. 5-24.

206. Харитонова О.Н. "Золотой век мечта самая невероятная из всех, какие были.". О русской социальной утопии // Литература в школе.- 1998.-№3.- С. 108-114.

207. Хорунжий С.С. Вюарне Ж.-Н. Утопия и атопия (обзор) // Социокультурные утопии XX века. Реферативный сборник. Вып. 1. -М., 1979.-С. 265-272.

208. Цымбал Я. Гротеск, ирония, алогизм как способ видения мира в литературе 20-30-х годов XX века // Гротеск в литературе: Материалы конференции к 75-летию проф. Ю.В. Манна. М., Тверь, 2004. -С.152-153.

209. Чаликова В.А. Встреча с Джорджем Оруэллом // Антиутопии XX века: Сб. произведений. М.: Книжная палата, 1989. - С. 327-336.

210. Чаликова В.А. Гюнтер Д., Гюнтер Г. "Сиддхарта" и "Механический апельсин": два образа человека в современной литературе и кино (Обзор) // Социокультурные утопии XX века. Реф. сб. ИНИОН. — Вып. 1.-М., 1979.- С. 281-286.

211. Чаликова В.А. Предисловие // Утопия и утопическое мышление. — М.: Прогресс, 1991.-С. 3-20.

212. Чаликова В.А. Страна Утопия. Где она сегодня на карте реальности? // Знание сила. - 1989. - № 9. - С. 65-70.

213. Чаликова В.А. Утопический роман: жанровые и автобиографические источники современных антиутопий и дистопий // Социокультурные утопии XX века: Реф. сб. ИНИОН. М., 1985. - Вып. 3. - С. 92-166.

214. Чаликова В.А. Утопия и свобода. М.: Весть-ВИМО, 1994. - 184 с.

215. Чернухина И.Я. Очерк стилистики художественного прозаического текста (факторы текстообразования). Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. - 208 с.

216. Чернышева Т.А. Природа фантастики. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1984.-331 с.

217. Шестаков В.П. Социальная антиутопия Олдоса Хаксли миф и реальность // Новый мир. - 1969. - № 7. - С. 230-247.

218. Шестаков В.П. Эволюция русской литературной утопии // Русская литературная утопия. М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. - С. 5-32

219. Шмалько А. Кто в гетто живет? (Писатели-фантасты в джунглях современной словесности) // Фантастика 2001: Повести, рассказы, критика, публицистика. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. -С. 437-449.

220. Эткинд Е.Г. Ф.М. Достоевский // Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь: Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX вв. М.: Школа «Языки культуры», 1998. - С. 215-269.

221. Clowes E.W. Russian Experimental Fiction. Resisting ideology after Utopia. Prinston, New Jersey. - 236 p.

222. McGuire Patrick. L. Russian SF // Anatomy of Wonder. A Critical Guide to Science Fiction. Third Edition. Edited by Neil Barron. R.R. Bowker Company. - New York & London, 1987. - P. 441-472.

223. Morson G. S. The Boundaries of Genre. Dostoevsky's Diary of a Writer and the Traditions of Literary Utopia. Austin, 1981. - 198 P.1. Специальная литература

224. О романе Е.И. Замятина «Мы»

225. Ануфриев А.Е. Образ Тэйлора и его система в романе Е.Замятина "Мы" // Творческое наследие Е. Замятина: взгляд из сегодня: Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В 6 кн. Кн. VI. -Тамбов: Изд-во Тамбовского ун-та, 1997. - С. 66-67.

226. Бугров В. Колокола тревоги // Замятин Е., Хаксли О., Оруэлл Д. Мы. О дивный новый мир. 1984: Романы. Свердловск, 1991. - С. 582588.

227. Васильев В.Е. «Серапионовы братья» и Е.И. Замятин // Русская литература. 1997. - № 4. - С. 119-122.

228. Геллер Л. Апология беспорядка. Е.И. Замятин и постмодернистские теории хаоса // Евгений Замятин и культура XX века: Исследования и публикации. СПб.: Изд-во Рос. нац. б-ки, 2002.-С. 156-167.

229. Голубков М. К разрушению равновесия // Наше наследие. 1989. № 1.- С. 105.

230. Голубков С.А. Поэтика комического в русской прозе первой трети XX века. Автореф. дис. . докт. филол. наук. Воронеж, 1994. - 37 с.

231. Гольдт Р. Последнее убежище личности. Записки Д-503 и психология личности в подлинных дневниках межвоенного периода // Евгений Замятин и культура XX века: Исследования и публикации. — СПб.: Изд-во Рос. нац. б-ки, 2002. С. 37-63.

232. Давыдова Т.Т. Антижанры в творчестве Е. Замятина // Новое о Замятине. Сб. материалов под ред. Л. Геллера. М.: Изд-во «МИК», 1997.- С. 20-35.

233. Давыдова Т.Т. Образность и язык романа Е.И. Замятина «Мы» // Русская словесность. — № 1. — С. 9-14.

234. Давыдова Т.Т. Творческая эволюция Е. Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века. М.: Изд-во МГУП, 2000. - 364 с.

235. Доронченков И.А. Об источниках романа Е. Замятина "Мы" // Русская литература. 1989. - № 4. - С. 188-203.

236. Дубин Б.В. Литература как фантастика: письмо утопии // Дубин Б.В. Слово — письмо литература: Очерки по социологии современной культуры. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - С. 20-41.

237. Евсеев В.Н. О стиле прозы Е.И. Замятина // Творческое наследие Е. Замятина: взгляд из сегодня: Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В 10 кн. Кн. VII. - Тамбов: Изд-во Тамбовского унта, 2000.-С. 148-150.

238. Евсеев В.Н. Художественная проза Евгения Замятина: проблемы метода, жанровые процессы, стилевое своеобразие. — М.: Прометей, 2003. -224 с.

239. Зюлина О.В. Специфика формы повествования в романе Е. Замятина "Мы" // Творческое наследие Е. Замятина: взгляд из сегодня: Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В 6 кн. Кн. VI. — Тамбов: Изд-во Тамбовского ун-та, 1997. - С. 67-69.

240. Иванова Т.Е. О характере заглавий художественной прозы Е.И. Замятина // Творческое наследие Е. Замятина: взгляд из сегодня: Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В 10 кн. — Кн. VII. Тамбов: Изд-во Тамбовского ун-та, 2000. - С. 118-129.

241. Клейман Н.Э. Роман Замятина "Мы" и карнавально-мениппейная традиция // Творческое наследие Е. Замятина: взгляд из сегодня: Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В 6 кн. Кн. VI. -Тамбов: Изд-во Тамбовского ун-та, 1997. - С. 71-73.

242. Кольцова Н. Роман Евгения Замятина "Мы" и "Петербургский текст" русской литературы // Вопросы литературы. 1999. - № 4. - С. 65-76.

243. Лакшин В.Я. Антиутопия Евгения Замятина // Знамя. 1988. - № 4. -С. 126-130.

244. Лахузен Т., Максимова Е., Эндрюс Э. О синтетизме, математике и прочем. Роман "Мы" Е.И. Замятина. СПб.: АО «Астра-Люкс»: Сударыня, 1994. - 120 с.

245. Максимова Е. Символика "Дома" "Антидома" (В творчестве Е. Замятина) // Аврора. - 1994. - № 9/10. - С. 70-75.

246. Михайлов О.Н. Гроссмейстер литературы // Замятин Е.И. Избранные произведения в 2-х т. Т. 1. - М.: Худож. лит., 1990. - С. 3-30.

247. Можейко И. Еретик или антиутопия // В мире книг. 1988. — № 9. — С. 21-24.

248. Муриков Г. Они и "Мы" // Звезда. 1989. - № 1. - С. 187-191.

249. Мущенко Е. "Я" и "Мы"//Подъем. 1989.-№ 4.-С. 134-138.

250. Нянковский М.А. Антиутопия. К изучению романа Е. Замятина "Мы" // Литература в школе. 1998. - № 3. - С. 97-107.

251. Павлова-Сильванская М. Это сладкое "мы", это коварное "мы" // Дружба народов. 1988. - № 11. - С. 259-262.

252. Петере Й.-У. Я и мы. Трансформация авторского "Я" в автора дневника в романе Е. Замятина "Мы" // Автор и текст: Сб. статей / Под ред. В.М. Марковича и Вольфа Шмида. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - С. 429-444.

253. Попова И.М. «Чужое слово» в творчестве Е.И. Замятина (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский). Тамбов: Тамбовский гос. техн. ун-т, 1997. - 152 с.

254. Потанина Н.Л. Роман Е. Замятина "Мы": К проблеме антиутопизма // Творческое наследие Е. Замятина: взгляд из сегодня: Научныедоклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В 6-ти кн. Кн. V. -Тамбов: Изд-во Тамбовского ун-та, 1997. - С. 50-58.

255. Примочкина H.H. М. Горький и Е. Замятин (к истории литературных взаимоотношений) // Русская литература. 1987. - № 4. — С. 148-160.

256. Романов С.С. Антиутопические традиции русской литературы и вклад Е.И. Замятина в становление жанра антиутопии. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - Курск, 1998. - 198 с.

257. Сафронов A.B. Антиутопия 90-х годов и традиция Замятина // Творческое наследие Е. Замятина: взгляд из сегодня: Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В 6 кн. — Кн. VI. — Тамбов: Изд-во Тамбовского ун-та, 1997. С. 94-96.

258. Скалон Н.Р. Будущее стало настоящим (роман Е. Замятина "Мы" в литературно-философском контексте). Тюмень: Изд-во Тюменского ун-та, 2001.- 114 с.

259. Скалон Н.Р. Дуальные оппозиции в романе Е. Замятина "Мы" // Творческое наследие Е. Замятина: взгляд из сегодня: Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В 10 кн. Кн. VII. — Тамбов: Изд-во Тамбовского ун-та, 2000. - С. 184-185.

260. Скороспелова Е.Б. Возвращение // Замятин Е.И. Избранные произведения. М.: Советская Россия, 1990. - С. 3-14.

261. Скороспелова Е.Б. Замятин и его роман "Мы". М.: Изд-во МГУ, 1999.-80 с.

262. Скороспелова Е.Б. Комментарии // Замятин Е.И. Избранные произведения. М.: Советская Россия, 1990. - С. 505-509.

263. Супа В. Антиутопия Е. Замятина Мы в контексте западноевропейской мысли и литературы // Дидакт. 1998. - № 2. - С. 50-58.

264. Тынянов Ю.Н. Литературное сегодня // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. - С. 150-166.

265. Фигуровский H.H. К вопросу о жанровых особенностях романа Е. Замятина "Мы" // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология.- 1996.-№2.-С. 18-25.

266. Фролова Н.В. Поэтика романа Замятина "Мы". Самара: Самарский ун-т, 2003.- 16 с.

267. Чаликова В.А. Крик еретика (Антиутопия Евг. Замятина) // Вопросы философии.-1991.-№ 1.- С. 16-27.

268. Чернышова O.E. Зигзаги конфликта личности с обществом в прозе Замятина // Творческое наследие Е. Замятина: взгляд из сегодня: Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В 10 кн. Кн. VII. -Тамбов: Изд-во Тамбовского ун-та. - С. 48-56.

269. Шайтанов И.О. Евгений Замятин и русская литературная традиция // Русская словесность. 1998. -№ 1-2. - С. 27-35.

270. Шайтанов И.О. Мастер // Вопросы литературы. 1988. - № 12. -С. 32-76.

271. Шишкина Л.И. Литературная судьба Евгения Замятина. СПб.: С-Петербургская орг-ция общ-ва «Знание» России, 1992. - 16 с.

272. Шишкина Л.И. Петербург и «Петербургский текст» Е. Замятина // Творческое наследие Е. Замятина: взгляд из сегодня: Научныедоклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В 10 кн. Кн. VII. — Тамбов: Изд-во Тамбовского ун-та, 2000. - С. 53-63.

273. Шошура С.Н. Трагическое в романе Е. Замятина "Мы" // Творческое наследие Е. Замятина: взгляд из сегодня: Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В 6 кн. Кн. VI. - Тамбов: Изд-во Тамбовского ун-та, 1997. - С. 69-71.

274. О романе В.В. Набокова «Приглашение на казнь»

275. Александров В.Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика / Пер. с англ. Н.А. Анастасьева. СПб.: Алетейя, 1999. -313 с.

276. Анастасьев Н.А. Феномен Набокова. М.: Советский писатель, 1992.- 316с.

277. Арьев А. Вести из вечности (О смысле литературно-философской позиции В.В. Набокова ) // В.В. Набоков: pro et contra. Т. 2. — СПб.: РХГИ, 2001.-С. 169-193.-(Русский путь).

278. Бабиков А. «Событие» и самое главное в драматической концепции В.В. Набокова // В.В. Набоков: pro et contra. Т. 2. - СПб.: РХГИ, 2001.- С. 558-586. - (Русский путь).

279. Барабтарло Б. Очерк особенностей устройства двигателя в "Приглашении на казнь" В.В. Набокова // В.В. Набоков: pro et contra.- СПб.: РХГИ, 1999. С. 439-453. - (Русский путь).

280. Бицилли П. В. Сирин "Приглашение на казнь". Его же. "Соглядатай". Париж, 1938 // В.В. Набоков: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 1999. - С. 251-254. - (Русский путь).

281. Бицилли П.М. Возрождение Аллегории // Русская литература. 1990. №2.-С. 154.

282. Бло Ж. Набоков / Пер. с франц. В. и Е. Мельниковых. СПб.: Блиц,2000. 239 с.

283. Бойд Б. Владимир Набоков: русские годы: Биография / Авториз. пер. с англ. Г. Лапиной. М.: Независимая Газета; СПб.: Симпозиум,2001.-695 с.

284. Букс Н. Эшафог в хрустальном дворце: О русских романах Вл. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 1998. - 198 с.

285. Буренина О. Литература «остров мертвых» (Набоков и Вагинов) // В.В. Набоков: pro et contra. - Т. 2. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 471-484. -(Русский путь).

286. Варшавский B.C. Незамеченное поколение. М.: ИНЭКС, 1992. -384 с. - (Репринтное издание. Нью-Йорк, 1956).

287. Геллер Л. Художник в зоне мрака: "Bend Sinister" Набокова // В.В.Набоков: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1999. - С. 578-589. -(Русский путь).

288. Давыдов С. «Тексты-матрешки» Владимира Набокова. СПб.: Кирцидели, 2004. - 158 с.

289. Давыдов С. «Гносеологическая гнусность» В. Набокова //

290. B.В.Набоков: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1999. - С. 476-490. -(Русский путь).

291. Давыдов С. Набоков: герой, автор, текст // В.В. Набоков: pro et contra. Т. 2. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 315-327.

292. Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина: Работы о Набокове. — СПб.: Академический проект, 2004. 400 с.

293. Долинин А. Цветная спираль Набокова // Набоков В. Рассказы. Приглашение на казнь. Эссе, интервью, рецензии. М.: Книга, 1989. —1. C. 438-469.

294. Долинин A.A. Истинная жизнь писателя Сирина: две вершины -"Приглашение на казнь" и "Дар" // Набоков В.В. Русский период. Собр. соч.: В 5 т. Т. IV. - СПб.: Симпозиум, 2002. - С. 9-43.

295. Ерофеев В. Русская проза Владимира Набокова // Набоков В.В. Собр. соч.: В 4 т.-Т. 1.-М.: Правда, 1990.-С. 3-32.

296. Есаулов И.А. Поэтика литературы русского зарубежья (Шмелев и Набоков): два типа завершения традиции) // Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. - С. 238-266.

297. Есаулов И.А. Праздники. Радости. Скорби. Литература русского зарубежья как завершение традиции // Новый мир. 1992. - № 10. — С. 232-242.

298. Книга о русско-американском писателе // Иностранная литература. — 1987.-№4.-С. 253.

299. Козлова С. Гносеология отрезанной головы и утопия истины в "Приглашении на казнь", "Ultima Thüle" и "Bend Sinister" В.В. Набокова // B.B. Набоков: pro et contra. T. 2. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 782-809. - (Русский путь).

300. ЗИ.Конноли Дж. В. "Terra incognita" и "Приглашение на казнь" Набокова: борьба за свободу воображения // В.В. Набоков: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1999. - С. 354-363. - (Русский путь).

301. Конноли Дж. В. Загадка рассказчика в "Приглашении на казнь"

302. B. Набокова / Пер. с англ. // Русская литература XX века: Исследования американских ученых. СПб.: Петро-РИФ, 1993.1. C. 446-457.

303. Кузнецов П. Утопия одиночества. Владимир Набоков и метафизика // Новый мир. 1992. - № 10. - С. 243-250.

304. Левинг Ю. Раковинный гул небытия (В. Набоков и Ф. Сологуб) // В.В. Набоков: pro et contra. Т. 2. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 499-519. -(Русский путь).

305. Лекманов О.А. Как Владимир Набоков детскую книжку читал // Литература (Приложение к газете "Первое сентября"). — 2004. — № 2. -С. 29-31.

306. Липовецкий М.Н. «Нет, ребята, все не так!»: Гротеск в русской литературе 1960-1980х годов. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т; Научно-исследовательский центр «Словесник»: Изд-во АМБ, 2001.- 60 с.

307. Медарич М. Владимир Набоков и роман XX столетия // В.В. Набоков: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1999. - С. 454-475. - (Русский путь).

308. Милевская Л. Поэтика сновидений в романе В. Набокова "Приглашение на казнь" // Культура. Коммуникация. Искусство. Текст. Доклады научных студенческих конференций. 1999 — 2000 гг.- М.: РГГУ, 2001.- С. 31-35.

309. Пило Бойл Ч. Набоков и русский символизм (история проблемы) // В.В. Набоков: pro et contra. Т. 2. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 532-550.

310. Полищук В. Жизнь приема у Набокова // В.В. Набоков: pro et contra.- СПб.: РХГИ, 1999. С. 815-828. - (Русский путь).

311. Рягузова Л.Н. Гротеск в творческой интерпретации В.В. Набокова // Гротеск в литературе. Материалы конференции к 75-летию проф. Ю.В. Манна. М.; Тверь, 2004. - С. 91-95.

312. Савельева Г. Кукольные мотивы в творчестве Набокова // В.В. Набоков: pro et contra. Т. 2. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 345-354. -(Русский путь).

313. Семенова Н.В. Цитата в художественной прозе: (На материале произведений В. Набокова): Монография. — Тверь: Тверской гос. ун-т,2002. — 200 с. (Литературный текст: проблемы и методы исследования; Приложение).

314. Семенова С. Два полюса русского экзистенциального сознания. Проза

315. Георгия Иванова и Владимира Набокова-Сирина // Новый мир.1999. №9.- С. 183-205.

316. Сконечная О. Примечания // Набоков В.В. Русский период. Собр. соч.: в 5 т. — Т.4. / Сост. Н. Артеменко-Толстой. Предисл.

317. A. Долинина СПб.: «Симпозиум», 2002. - С. 603-634.

318. Смирнова Т. Роман В. Набокова "Приглашение на казнь" //

319. B.В.Набоков: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1999. - С. 829-841. -(Русский путь).

320. Федунина О.В. Поэтика сна в романе ("Петербург" А. Белого, "Белая гвардия" М. Булгакова, "Приглашение на казнь" В. Набокова) : Дис.канд. филол. наук. -М., 2003.-236 с.

321. Хасин Г. Между микро и макро: повествование и метафизика в романе В. Набокова "Король, дама, валет" // В.В. Набоков: pro et contra. T. 2. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 619-649. - (Русский путь).

322. Ходасевич В.Ф. О Сирине // Ходасевич В.Ф. Колеблемый треножник: Избранное. -М.: Советский писатель, 1991. С. 458-462.

323. Шатин Ю.В. Стиль как модель авторского поведения в тексте В. Набокова // Дискурс. 2002. - № 10. - С. 14-17.

324. Шаховская З.А. В поисках Набокова. Отражения. -М.: Книга, 1991. — 316с.

325. Шульман М.Ю. Набоков, писатель: Манифест. М.: Изд-во А и Б, 1998.-224 с.

326. Pifer Е. Nabokov and the Novel. Cambridge, Mass.: Harvard University1. Press, 1980.- 197 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.