Поэтика тургеневской повести 1850-х годов: К проблеме взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе тема диссертации и автореферата по ВАК 10.01.01, кандидат филологических наук Мовнина, Наталья Савельевна

Диссертация и автореферат на тему «Поэтика тургеневской повести 1850-х годов: К проблеме взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 82657
Год: 
2000
Автор научной работы: 
Мовнина, Наталья Савельевна
Ученая cтепень: 
кандидат филологических наук
Место защиты диссертации: 
Санкт-Петербург
Код cпециальности ВАК: 
10.01.01
Специальность: 
Русская литература
Количество cтраниц: 
156

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Мовнина, Наталья Савельевна

Введение.

Глава 1. Мотивы лирики А.А.Фета в прозе И.С.Тургенева

Переписка").

Глава 2. Идеальный топос русской поэзии конца XVIII -первой половины XIX века (Г.Р.Державин, К.Н.Батюшков, В.А.Жуковский,

А.С.Пушкин).:.

Глава 3. Структура поэтического пространства в повестях

И.С.Тургенева 1850-х годов .:.

1 .Тургеневское повествование ("Затишье", Переписка",

Фауст") и идеальный топос русской поэзии.

2.Воспоминание у И.С.Тургенева: поэтика и метафизика

Затишье", "Переписка", "Фауст", "Ася", "Первая любовь").

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Поэтика тургеневской повести 1850-х годов: К проблеме взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе"

О поэтической природе прозы И.С.Тургенева написано много. Уже А.В.Дружининым была высказана мысль о главенстве поэтического начала в его творчестве.1 Это представление очень скоро - по мере того как уходила в прошлое актуальность социальной проблематики тургеневских романов, а достижения психологической прозы обрекали манеру Тургенева на "устаревание"- было упрочено критикой ( С.А. Андреевским, М.О.Гершензоном, Ю.И.Айхенвальдом )2 и переросло в устойчивый литературный миф. В восприятии читателей укоренилось своего рода тургеневское "настроение"(М.П.Алексеев)3, покоящееся на сочетании декораций старинной усадьбы с "поэзией душевных и сердечных утрат"4. Мифологизация тургеневской "поэтичности" совершила неизбежную подмену Тургенева - "тургеневским"5 и по существу затмила собой явление, требующее, на наш взгляд, пристального исследования.

В широком круге литературы о Тургеневе на сегодняшний день лишь намечен ряд аспектов, имеющих непосредственное отношение к проблеме поэтической природы тургеневского повествования в неметафорическом ее понимании. Так, многочисленные работы посвящены поэтическим цитатам и реминисценциям у Тургенева, перекличкам между тургеневскими произведениями и творчеством разных поэтов (в частности работы

1 Дружинин A.B. "Повести и рассказы" И.С.Тургенева//Дружинин A.B. Собр.соч. Т.7. СПб., 1865. С.286-374.

2 Андреевский С.А. Тургенев //Андреевский С.А. Литературные очерки. СПб., 1913. С.231-279; Айхен-вальд Ю. Тургенев //Силуэтырусских писателей. Вып. II. М., 1913. С.182-195; Гершензон М. Мечтай мысль И.С.Тургенева. М., 1919.

3 Алексеев М.П. Материалы к Тургеневской библиографии (1918 г.) //Тургенев и его время. Первый сб. под ред.НЛ.Бродского. М.; Пг., 1923. С.322.

4 Сакулин П.Н. На грани двух культур: И.С.Тургенев. М., 1918. С.85.

5 Ср. слова Ю.Айхенвальда: "Можно отвергнуть Тургенева, но остается тургеневское" (Айхенвальд Ю. Указ.соч. С.194).

А.Лаврецкого, Т.А.Никоновой, Л.М.Лотман, Н.Н.Мостовской)1. С другой стороны, выделяются исследования (Ж.Зельдхейи-Деак, В.М.Марковича)2, в которых рассматриваются признаки, характеризующие сближение тургеневской прозы с поэзией в плане текстовой организации: сгущение символической образности, отмечающей моменты наивысшего лирического напряжения, и ритмизация синтаксического строения.

Однако, несмотря на эти частные выходы к проблеме, вопрос о поэтических структурах, лежащих в основании тургеневского повествования, остается в целом нерешенным. Специфика явления, скрытого за традиционным образом тургеневской "поэтичности", по-прежнему нуждается в определении и анализе, что обуславливает актуальность предпринятого исследования.

В теоретическом плане поставленная проблема требует обращения к фундаментальному вопросу о разграничении поэзии и прозы как типов художественной речи и изучении их взаимопроникновения. Как известно, типологии поэзии и прозы посвящены классические работы А.А.Потебни, Д.Н.Овсянико-Куликовского, Б.В.Томашевского, Р.О.Якобсона, Б.М.Эйхенбаума, Ю.М.Лотмана, Т.И.Сильман и других3. Сравнительно меньше внимания литературоведение уделяло непосредственному взаимодействию поэзии и прозы. На современном этапе явление поэтизации про

1 См: Лаврецкий А. Тургенев и Тютчев //Творческий путь Тургенева. Сб.ет. под ред. Н.Л.Бродского. М., 1923, VII. С.244-276; Никонова T.A. П.Полонский и И.С.Тургенев //Третий межвузовский тургеневский сб. Орел, 1971. С.148-161; Лотман Л.М. Тургенев и Фет //Тургенев и его современники. Л., 1977. С.25-47; Мостовская H.H. "Пушкинское" в творчестве Тургенева //Русская литература. 1977. N1. С.28-37.

2 Зельдхейи-Деак Ж. К проблеме реминисценций в "малой прозе" И.С.Тургенева //Проблемы поэтики русского реализма XIX века. Л., 1984. С.99-111; Маркович В.М. "Русский европеец" в прозе Тургенева 1850-х годов //Памяти Григория Абрамовича Вялого: К 90-летию со дня рождения. СПб., 1996. С.24-42.

3 См.: Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М., 1976; Овсянико-Куликовский Д.Н. Теория поэзии и прозы (теория словесности). М., Пг., 1923; Томашевский Б.В. О стихе. Л., 1929; Якобсон P.O. Лингвистика и поэтика //Структурализм: "за" и "против". М., 1975. С. 193-230; Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969; Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972; Сильман Т.И. Лирические вставки в прозаическом тексте //Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л., 1977. С.190-205. См. также: Тынянов Ю. Проблемы стихотворного языка. Л., 1924; Виноградов В.В. О теории поэтической речи //Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. С.130-163; Жирмунский В.М. О ритмической прозе //Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975. С.569-586; Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М., 1982; Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории. Воронеж, 1991. В ином аспекте данная проблема рассматривается М.М. Бахтиным, см.: Бахтин М.М. Слово в поэзии и прозе //Вопросы литературы. 1972. N 6. С.54-86. 4 заического текста убедительно рассмотрено немецким ученым В.Шмидом1. По мысли исследователя, в поэтически организованной прозе парадигма-тизация текста наблюдается как в плане выражения, так и в плане изображения: внепричинные связи мотивов господствуют над синтагматической упорядоченностью (смежностью слов и временно-причинной мотив-ной связью). Повышается также значимость словесных и тематических мотивов в силу их включенности в различные межтекстовые связи. Это делает продуктивным внимание к мотивному строю прозаического текста, ощущающегося как "скрыто" поэтический. На эти концептуальные представления о природе поэтического мы опираемся, обращаясь к феномену тургеневской повести.

В диссертации взаимодействие поэзии и прозы в творчестве Тургенева впервые исследуется как важнейший механизм построения символической системы тургеневского повествования (повестей 1850-х годов) , его глубинной "метафизики". С привлечением широкого поэтического контекста устанавливается генетическая природа и проясняется значение ряда основных поэтических структур в малой прозе Тургенева. Этим определяется научная новизна исследования.

Цели и задачи работы состоят в следующем:

- определить важнейшие поэтические структуры, заложенные на разных уровнях тургеневского повествования (малой прозы 1850-х годов);

- проследить процесс их формирования и обретения собственных значений в соответствующих контекстах русской поэзии конца XVIII -первой половины XIX веков;

- выявить характер трансформации поэтической традиции у Тургенева и проанализировать функционирование этих структур в прозаическом универсуме тургеневской повести.

Материалом исследования являются повести Тургенева 1850-х годов "Затишье"(1854), "Переписка"(1854), "Фауст" (1856), "Ася" (1858), "Первая

1 Шмид В. Проза как поэзия. Статьи о повествовании в русской литературе. СПб., 1994. 5 любовь" (1860), рассмотренные как в современном Тургеневу контексте (поэзия А.А.Фета), так и в контексте предшествующей поэтической традиции конца XVIII - первой половины XIX века (Г.Р.Державина, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, Е.А.Баратынского). 1850-е годы - время активного взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе, осуществлявшегося, в особенности, в малых прозаических жанрах и сыгравшего значительную роль в становлении нового прозаического романа второй половины XIX века.1

Обращение к малой тургеневской прозе 1850-х годов обосновано уже ее исключительной репрезентативностью в плане этого взаимодействия как в творчестве Тургенева, так и в более широкой исторической перспективе.

Методологической основой работы является комплексный подход, объединяющий сравнительно-исторический и теоретико-типологический методы.

Тургеневская проза апеллирует к очень широкому пласту поэтической традиции, имеющему свою логику развития, что потребовало пристального внимания непосредственно к поэтическому контексту, к анализу процессов, которые в тургеневской прозе затем выразились и сошлись воедино на качественно новом уровне. Соответственно, определилась общая логика исследования - логика расширения.

В первой главе взаимодействие поэтического и прозаического начал исследуется на мотивно-тематическом уровне. Рассматриваются способы вовлечения поэтического мотива в прозаическое повествование Тургенева и выявляются принципы трансформации мотивных комплексов в тургеневской поэтике. Анализ осуществляется на материале повести "Переписка" в ее соотнесении с мотивной системой лирики Фета - ближайшим и наиболее очевидным контекстом тургеневских повестей.

1 См. об этом, например,: Кожинов В.В. О "поэтической эпохе" 1850-х годов ( К методологии истории русской литературы) //Русская литература. 1969. N3.0.24-35. Эта же проблема поднимается и в статье Л.С.Гейро в связи с романом "Обрыв": Гейро Л.С. Роман Гончарова "Обрыв" и русская поэзия его времени //Русская литература. 1974. N 1. С.61-73.

Во второй главе расширяется поэтический контекст и увеличивается масштаб анализа. Мотивный анализ первой главы подводит к актуальнейшему для тургеневской поэтики явлению, которое можно обозначить как идеальный топос русской поэзии. Его формирование прослеживается на материале русской поэзии конца XVIII - первой половины XIX века (Державина, Батюшкова, Жуковского, Пушкина).

Анализу собственно тургеневского материала посвящена третья глава. В первом параграфе главы выявляются основания "метафизики" тургеневского повествования (повести "Затишье", "Переписка", "Фауст") в их сопряжении с поэтическими моделями, рассмотренными в предыдущем разделе. Во втором параграфе анализируется роль воспоминания у Тургенева и восстанавливается элегическая модель, лежащая в основании поэтики тургеневских повестей ("Затишье", "Переписка", "Фауст", "Ася", "Первая любовь").

Материал всех трех глав призван последовательно, с переходом на все более глубокие уровни тургеневского повествования и с привлечением самого широкого поэтического контекста, прояснить значение важнейших поэтических структур в поэтике повестей и таким образом конкретизировать представление о поэтической природе прозы Тургенева.

В заключении делаются общие выводы из приведенного анализа.

Практическое значение работы. Результаты исследования могут найти свое применение в лекционных курсах по истории русской литературы, в спецкурсах и семинарах по творчеству Тургенева и русской поэзии первой половины XIX века, по проблеме взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе, а также при дальнейшем исследовании тургеневской поэтики.

Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертации изложены в докладах на Международной конференции "Пушкин и Тургенев"(СПб. - Орел, 1998), на конференции "Пушкин: историко-литературный, лингвистический и культурный аспекты"(СПб., 1999), на семинарах кафедры русской литературы РГПУ имени А.И.Герцена и отражены в опубликованных тезисах и статьях.

Заключение диссертации по теме "Русская литература", Мовнина, Наталья Савельевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ повестей Тургенева 1850-х годов с привлечением поэтической традиции конца XVIII - первой половины XIX века позволяет сделать ряд выводов относительно характера взаимодействия поэзии и прозы в тургеневской поэтике.

Тургеневское повествование организует поле взаимного притяжения поэтических контекстов, в котором сентиментально-идиллическая и романтическая установки взаимодействуют с пафосом зрелого элегизма, проблематизирующим утрату пространственно-временного "центра" в бытии и непоправимую "периферийность" человеческого существования.

Освоение и трансформация этих контекстов обнаруживается на разных уровнях тургеневского повествования. При этом выявляются коррелирующие друг с другом поэтические структуры - мотивный комплекс, идеальный топос, элегическая модель, - которые в тургеневской прозе обладают общим принципом функционирования. Поэтическое у Тургенева утверждается как содержательно пустая, но неупразднимая форма субъективного универсума, "деформирующая" содержание опыта и рефлексирующего сознания, распределяющая элементы прозаического "реального" в соответствии с "параметрами" глубинной (элегической) модели.

Как выясняется в итоге всей проделанной работы, в поэтике Тургенева создается такой художественный "механизм", в котором поэзия "опустошается" изнутри, но не разрушается и не развенчивается, оставаясь всепроникающим началом тургеневской прозы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Мовнина, Наталья Савельевна, 2000 год

1. Баратынский Е.А. Полн. собр. стихотворений. Л., 1989.

2. Батюшков К.Н. Полн. собр. стихотворений. М.; Л., 1964.

3. Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1957.

4. Дмитриев И.И. Полн. собр. стихотворений. Л., 1967.

5. Жуковский В.А. Сочинения: В 3 т. М., 1980. Т.1.

6. Жуковский В.А. Стихотворения. М.} 1956.

7. Карамзин Н.М. Полн. собр. стихотворений. М.; Л., 1966.

8. Муравьев М.Н. Стихотворения. Л., 1967.

9. Пушкин A.C. Полн. собр. сочинений: В 10 т. М.; Л., 1949. Т.1, Т.З, Т.5. Ю.Тургенев И.С. Полн. собр. сочинений и писем: В 28 т. Письма в 13 т. М.;1. Л., 1960-1968.

10. П.Тургенев И.С. Полн. собр. сочинений и писем: в 30 т. Сочинения в 12 т.

11. М., 1978 1982 . 12.Фет A.A. Стихотворения и поэмы. Л., 1986.1. Научная литература

12. Айхенвальд Ю. Тургенев // Силуэты русских писателей. Вып. U.M., 1913. С.182-195.

13. Алексеев М.П. Материалы к Тургеневской библиографии (1918) г.) И Тургенев и его время. Первый сб. под ред. Н.Л.Бродского М.; Пг., 1923. С.322.

14. Альми И.А. Элегия Е.А.Баратынского 1819-1824 годов (К вопросу об эволюции жанра) // Лен.гос.пед. ин-т им. А.И.Герцена. Уч.зап. Т.219, 1961. С.23-50.

15. Андреевский С.А. Тургенев. Его индивидуальность и поэзия //Андреевский С.А Литературные очерки. СПб., 1910. С.262-318.

16. Анненский И. Избранные произведения. Л., 1988.

17. Антонова Г.Н. "Лишние люди" в оценке Тургенева и Герцена в 40-е годы XIX века // Филологические науки. 1962. №1. С.108-117.

18. Батюто А.И. Тургенев романист. Л., 1972.

19. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.

20. Бахтин М.М. Слово в поэзии и в прозе // Вопросы литературы. 1972 . № 6. С.54-86.

21. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики Исследования разных лет. М., 1975. С.234-407.

22. Белоусов А. Акклиматизация сирени в русской поэзии // Сб. статей к 70-летию проф. Ю.М.Лотмана. Тарту, 1992. С.311-322.

23. Белый А. Пушкин, Тютчев, Баратынский в зрительном восприятии природы // Белый А. Поэзия слова. Пг., 1922. С.7-19.

24. Бем А.Л. Мысли о Тургеневе // Бем А.Л. Письма о литературе. Прага, 1996. С.123-127.

25. Бергсон А. Материя и память // Бергсон А. Собр. соч.: В 4 т. T.l. М., 1992. С. 160-325.

26. Битюгова И.А. Повесть Тургенева "Фауст" и "Фауст" Гёте // Res traductorica: Перевод и сравнительное изучение литератур. СПб., 2000. С.216-225.

27. Благой Д.Д. Мир как красота. О "Вечерних огнях" Фета. М., 1975.

28. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.

29. Брюсов В.А. А.А.Фет. Искусство и жизнь // Мир искусства. 1903. № 1-2. С.25-30.

30. Бухштаб Б.Я. А.А.Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1974.

31. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. М.; Л., 1962.

32. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. "Элегическая школа". СПб., 1994.

33. Вацуро В.Э. Русская идиллия в эпоху романтизма // Русский романтизм. Л., 1978. С.118-138.

34. Венгеров С.А. Русская литература в ее современных представителях. Критико-биографический этюд. И.С.Тургенев. СПб., 1875.

35. Вершинина Н.Л. Жанрообразующая роль сентиментально-идиллической миниатюры в беллетристических стилях 1830-1840-х годов // Жизнь и судьба малых литературных жанров: Иваново, 7-10 февр. 1995 г. Иваново, 1996. С.39-52.

36. Веселовский А.Н. В.А.Жуковский. Поэзия чувства и "сердечного воображения". СПб., 1904.

37. Виницкий И.Ю. Русская "меланхолическая школа" конца XVIII начала XIX веков и В.А.Жуковский : Автореф. канд. дис. М., 1995.

38. Виноградов В.В. О теории поэтической речи // Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. С.130-163.

39. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.

40. В окрестностях Москвы. Из истории усадебной культуры XVII-XIX веков. (Текст В.С.Турчина и В.И. Шеридеги). М., 1979.

41. Врангель Н. Старые усадьбы: Очерки истории русской дворянской культуры. СПб., 1999.

42. Габель М. "Песнь торжествующей любви (опыт анализа)" // Творческий путь Тургенева. Сб. статей под ред. Н.Л.Бродского. Пг., 1923. С.202-225.

43. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996.

44. Гаспаров Б., Паперно И. К описанию мотивной структуры лирики Пушкина // Russian Romanticism. Studies in the Poetic Codes. Stockholm, 1979. № 10. P.9-44.

45. Гаспаров M.J1. Колумбово яйцо и строение новеллы // Сб. статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. С. 130-132.

46. Гаспаров М.Л. Фет безглагольный: Композиция пространства, чувства и слова // Гаспаров М.Л. Избранные труды. М., 1997. Т.2. С.21-32.

47. Гейро Л.С. Роман Гончарова "Обрыв" и русская поэзия его времени // Русская литература. 1974. № 1. С.61-73.

48. Гершензон М. Мечта и мысль И.С.Тургенева. М., 1919.

49. Гершензон М.О. Статьи о Пушкине. М., 1926.

50. Гинзбург Л.Я. О лирике . М.; Л., 1964.

51. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1976.

52. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М., 1982.

53. Гитлиц Е.А. Традиции романтизма в лирической повести Тургенева (формирование жанра) // Проблемы литературных жанров. Томск, 1972. С.21-22.

54. Гольцер C.B. Рецепция онегинских мотивов сна и гадания в романе И.С. Тургенева "Накануне" // Пушкин и русская культура. М., 1998. С.83-91.

55. Горбачева В.Н. Молодые годы Тургенева. Казань, 1926. (Тургенев и его время. Сб.2).

56. Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. Н.Новгород, 1994.

57. Григорьев Н.Г. Подробный разбор романа И.С.Тургенева "Рудин" в связи с характеристикой главных героев. СПб., 1911.

58. Григорьян К.Н. Пушкинская элегия. Л., 1990.

59. Гроссман Л.П. Этюды о Тургеневе // Гроссман Л.П. Собр.соч.: В 5 т. Т.З. М., 1928. С.7-114.

60. Грюбель Р. Воспоминание и повторение. Две модели повествования на примере повестей "Первая любовь" Тургенева и "Выстрел" Гиппиус // Русская новелла. Проблемы теории и истории: Сб. статей. СПб., 1993. С.171-194.

61. Гуковский Г.А. Пушкин и русский романтизм. М., 1965.

62. Гутьяр Н. И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов // Русская старина.1903. № 1. С.73-93.

63. Гутьяр Н. И.С.Тургенев и А.А.Фет // Вестник Европы. 1989. №11. С.314-336.

64. Данилевский Р.Ю. Шиллер в русской лирике 1820-1830-х годов // Русская литература. 1976. № 4. С. 139-149.

65. Данилевский Р.Ю., Тиме Г.А. Германия в повестях "Ася" и "Вешние воды". // И.С.Тургенев. Вопросы биографии и творчества. Л., 1982. С.80-95.

66. Дарский Д. Радость земли. Исследование лирики Фета. М., 1915.

67. Дружинин A.B. "Повести и рассказы" И.С.Тургенева // Дружинин A.B. Собр. соч. Т.7. СПб., 1865. С.286-374.

68. Евлахов A.M. И.С.Тургенев поэт мировой скорби // Русское богатство. 1904. №6. С. 1-45.

69. Жилякова Э.С. К вопросу о традициях сентиментализма в творчестве

70. B.А.Жуковского // Проблемы метода и жанра. Вып. 12. Томск, 1986.1. C.21-36.

71. Жилякова Э.С. Традиции сентиментализма в творчестве И.С.Тургенева 1850-х годов ("Дворянское гнездо"): Учеб. пособие. Томск, 1999.

72. Жирмунский В.М. О ритмической прозе //Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975. С. 569-586.

73. Замотин И.И. Сороковые и шестидесятые годы. Очерки по истории русской литературы XIX столетия. Пг.; М., 1915.

74. Западов A.B. Мастерство Державина. М., 1958.

75. Зельдхейи-Деак Ж. К проблеме реминисценций в "малой прозе" И.С.Тургенева // Проблемы поэтики русского реализма XIX в. Л., 1984. С.99-111.

76. Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971.

77. Иванов Г.В. Из комментария к произведениям русских писателей // Русская литература. 1972. № 3. С. 183-186.

78. Иностранная критика о Тургеневе: Сб. СПб., 1909.

79. Ионин Г.Н. Анакреонтические стихии Карамзина и Державина // Державин и Карамзин в литературном движении XVIII начала XIX века. Л., 1969. (XVIIIвек. Сб.8). С.162-178.

80. Истомин К.К. Старая манера И.С.Тургенева (1834-1855). СПб., 1913.

81. Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб., 1997.

82. Каждан Т. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997.

83. Карташова И.В. Тургенев и немецкие романтики // И.С.Тургенев и современность. М., 1997. С.20-27.

84. Ковач А., Логиновская Е. Структура литературного мотива и мировые образы в поэтике И.С.Тургенева // Romano-Slavica. Т. XXI. Extras. Bucuresti, 1983. С.225-237.

85. Ковыршина С.А. О стихопрозаических границах в русской литературе первой трети XIX века // Традиции в контексте русской культуры. Череповец, 1995. С.49-57.

86. Кожинов В.В. О "поэтической эпохе" 1850-х годов (К методологии истории русской литературы) // Русская литература. 1969. № 3. С.24-35.

87. Козубовская Г.П. Поэзия А.Фета и мифология: Учеб.пособие. Барнаул; Москва, 1991.

88. Коковина Н.З. Поэтика воспоминаний в художественном мире А.Фета // А.А.Фет: Проблемы изучения жизни и творчества. Сб. науч. статей и материалов XIII фетовских чтений. Курск, 1998. С.20-27.

89. Кочеткова Н.Д. Тема "золотого века" в литературе русского сентиментализма//XVIII век: Сб. 18. СПб.,1993. С.172-186.

90. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. СПб., 1994.

91. Кошелев В.А. Лирика Фета и русская "усадебная поэзия". К постановке проблемы // А.А.Фет. Проблемы изучения жизни и творчества. Курск, 1994. С.10-23.

92. Кошелев В.А. В предчувствии Пушкина. К.Н.Батюшков в русской словесности начала XIX века. Псков, 1995.

93. Краснокутский B.C. О некоторых символических мотивах в творчестве И.С.Тургенева // Вопросы историзма и реализма в русской литературе XIX-начала XX века. Л., 1985. С.135-150.

94. Кросс А. Разновидности идиллии в творчестве Карамзина //Державин и Карамзин в литературном движении XVIII начала XIX века. Л., 1969. (XVIII век. Сб. 8). С.210-228.

95. Кукулевич A.M. Русская идиллия Н.И.Гнедича "Рыбаки" // Уч. зап. Л.У. 1939. Вып.З. № 46. С.284-320.

96. Кулакова Л.И. Поэзия М.Н.Муравьева И Муравьев М.Н. Стихотворения. Л., 1967. С.5-49.

97. Купреянова E.H. Дмитриев и поэты карамзинской школы // История русской литературы. М.; Л., 1941. Т.5. С. 112-137.

98. Курляндская Г.Б. И.С.Тургенев и русская литература. М., 1980.

99. Курляндская Г.Б. Структура повести и романа И.С.Тургенева 1850-х годов. Тула, 1977.

100. Курляндская Г.Б. Тургенев и Фет // A.A. Фет. Традиции и проблемы изучения. Курск, 1985. С.46-63.

101. Кутателадзе Н. К истории классицизма в России. Анакреонтические песни в русской литературе XVIII столетия: (Историко литературный этюд) // Филологические записки. 1915. Вып.З. С.361-413.

102. Лаврецкий А. Тургенев и Тютчев // Творческий путь Тургенева. Сб. ст. под ред. Н.Л.Бродского. Пг., 1923. VII. С.244-276.

103. Лаврецкий А. Проблема "лишних людей" в русской литературе // Литература в школе. 1936. №3. С.8-19.

104. Лебедев Ю.В. Тургенев. М., 1990 (Серия ЖЗЛ).

105. Левин Ю.Д. Английская поэзия и литература русского сентиментализма // От классицизма к романтизму: Из истории международных связей русской литературы. Л., 1970. С.195-268.

106. Лимонова Е.А. Особенности поэтики повестей И.С.Тургенева 1840 -1850-х годов // Актуальные проблемы филологии и ее преподавания. Саратов, 1996. ч.1. С.6-8.

107. Лихачев Д.С. Поэзия Садов. К семантике садово-парковых стилей. СПб., 1991.

108. Лотман Л.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972.

109. Лотман Ю.М. Тургенев и Фет // Тургенев и его современники. Л., 1977, С.25-47.

110. Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении // Wiener Slawistischer Almartach. Band 16. Wien, 1985. S.5-9.

111. Лотман Ю.М. Проза Тургенева и сюжетное пространство русского романа XIX века // Slavica, XXIII. Debrecen, 1986. С.5-24.

112. Лотман Ю.М. Роман в стихах Пушкина "Евгений Онегин". Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста. Лотман Ю.М. Пушкин. СПб. 1995.

113. Ю2.Ляпушкина Е.И. Русская идиллия XIX века и роман И.А.Гончарова "Обломов". СПб., 1996.

114. ЮЗ.Магина P.P. Особенности романтического стиля А.А.Фета. Научн. докл. высш. шк. Филологические науки. М., 1985. № 6.

115. Ю4.Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет. М., 1989.

116. Ю5.Макогоненко Г.П. Анакреонтика Державина и ее место в поэзии начала XIX века // Державин Г.Р. Анакреонтические песни. М., 1986. С.265-298.

117. Юб.Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987.

118. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.

119. Ю8.Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30-50-е годы). Л., 1982.

120. Маслов B.C. Некрасов и Тургенев. К вопросу о литературных взаимоотношениях ("Саша" и "Рудин") // О Некрасове. Статьи и материалы. Вып. 3, Ярославль, 1971. С. 136-154.

121. Матюшенко Л.И. О соотношении жанров повести и романа в творчестве И.С.Тургенева // Проблемы теории и истории литературы. М., 1970. С.315-326.

122. Махов А.Е. Любовная риторика романтиков. М., 1986.

123. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990.

124. Мережковский Д.С. Поэт вечной женственности // Мережковский Д.С. От войны к революции. Пг., 1917. С 65-77.

125. Мостовская H.H. "Некрасовское" в романе Тургенева "Новь" // Русская литература. 1996. № 3. С.115-125.

126. Мостовская H.H. Повесть Тургенева "После смерти (Клара Милич)" в литературной традиции // Русская литература. 1993. № 2. С.137-148.

127. Мостовская H.H. "Пушкинское" в творчестве Тургенева // Русская литература. 1997. № 1. С.28-37.

128. Муратов А.Б. Тургенев новеллист (1870-1880-е годы). Л., 1985.

129. Неверова Э.Н. Проблематика и поэтика повестей -воспоминаний И.С.Тургенева (1867-1875 гг.): Автореф. канд. дис. Алма-Ата, 1974.

130. Нигматуллина Ю.Г. О характере психологического конфликта в повести воспоминании Тургенева 60-70-х годов // Учен. зап. Казанск. ун-та. Т.115. Сер. филол., 1965. С.93-127.

131. Никонова Т.А. П.Полонский и И.С.Тургенев // Учен. зап. Курск. Пед. ин-та. Т.74. Третий межвузовский тургеневский сб. Орел, 1971. С. 148у

132. Новикова Е.Г. Повести и рассказы И.С.Тургенева второй половины 60-х начала 80-х годов в ряду произведений "малой прозы" писателя (к постановке проблемы жанра) // Проблемы метода и жанра. Томск, 1979. С.69-81.

133. Овсянико-Куликовекий Д.Н. Этюды о творчестве И.С.Тургенева. Харьков, 1896.

134. Овсянико-Куликовский Д.Н. История русской интеллигенции. 4.1. М., 1907. С. 109-110.

135. Овсянико-Куликовский Д.Н. Теория поэзии и прозы (теория словесности). М.; Пг., 1923.

136. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории. Воронеж, 1991.

137. Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1997.

138. Панофский Э. "Et in Arcadia ego": Пуссен и элегическая традиция // Новое литературное обозрение. 1998. № 33. С.30-59. ^

139. Петровский М.А. Таинственное у Тургенева // Творчество Тургенева. М., 1923. С.70-97.

140. Петухов Е.В. О пессимизме И.С.Тургенева//Учен. зап. Юрьевского Ун-та. 1896. № 4. С.29-48.

141. Пинчук А.Л. Гораций в творчестве Г.РДержавина // Учен. зап. Томского ун-та. 1955. № 24. С.71-86.

142. Погорельцев В.Ф. Проблема "лишних людей" в русской литературе XIX века. Т.1.М., 1997.

143. Полякова Л.И. Поэтика эпилога тургеневской повести Н И.С.Тургенев и современность. М., 1997. С.92-97.

144. Поплавская И.А. Формирование теории жанра послания в русской эстетике и критике // Проблемы метода и жанра. Вып. 13. Томск, 1986. С. 104-119.

145. Поспелов Г. "Евгений Онегин" как реалистический роман // Пушкин. Сб.статей. М., 1941. С.75-154.

146. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М., 1976.

147. Потемкин В. Душа Тургенева // Ежемесячный журнал литературы, науки и общественной жизни. 1914. № 4. С.50-54.

148. Пумпянский Л. Тургенев новеллист // Тургенев И.С. Сочинения под ред. К.Халабаева и Б.Эйхенбаума. М.; Л., 1928-1934. Т.7. С.5-24.

149. Ревелли Д. Гораций и русская литература XVII начала XIX века // Труды отдела древнерусской литературы. Т.50. СПб., 1997. С.698-707.

150. Роднянская И.Б. Слово и "музыка" в лирическом стихотворении // Слово и образ. Сб. статей. М., 1964. С. 195-233.

151. Розанов И.Н. Кн. Вяземский и Пушкин. (К вопросу о литературных влияниях) // Беседы. Сб. Общества Истории Литературы в Москве. М., 1915. С 57-77.

152. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. Л., 1973.

153. Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып.1(17). М.-Рыбинск, 1994; вып.2(18). М., 1996.

154. Сакулин П.Н. На грани двух культур: И.С.Тургенев. М., 1918.

155. Самарин М. Тема страсти у Тургенева // Творчество Тургенева. Сб. статей. М., 1920. С.126-134.

156. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975.

157. Сендерович С. Алетейя. Элегия Пушкина "Воспоминание" и проблемы его поэтики. Wiener Slawistischer Almanach. Sond.8. Wien, 1982.

158. Сендерович С. Мир мимолетных видений // М.Сендерович, С.Сендерович. Пенаты: Исследования по русской поэзии. Russian Language Journal. East Lansing, Michigan, 1990. C.9-28.

159. Сендерович С. Пушкинская повествовательность в свете его элегизма //Там же. С.82-99.

160. Сенчина Л.Т. Идиллические мотивы в творчестве Г.Державина // Творчество Г.Р.Державина. Специфика. Традиции. Тамбов, 1993. С.81-87.

161. Серман И.З. Державин. Л., 1967.

162. Сильман Т.И. Лирические вставки в прозаическом тексте // Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л., 1977. С.190-205.

163. Скатов H.H. Лирика Афанасия Фета (Истоки, метод, эволюция). Далекое и близкое // Скатов H.H. Литературно-критические очерки. М., 1981. С.119-149.

164. Скворцова Б. И.С.Тургенев о современных ему поэтах ff Уч.зап. Каз. ун-та. 1929. Т. LXXXIX, кн.2. С.381-393.

165. Смирнов И.П. О специфике художественной (литературной) памяти // Wiener Slawistischer Almanach. Band 16. Wien, 1985. S.11-27.

166. Смирнов И.П. О смысле краткости // Русская новелла. Проблемы теории и истории. Сб.статей . СПб., 1993. С.5-13.

167. Смирнов И.П. Психодиахронологика . Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М., 1994.

168. Стенник Ю.В. Пушкин и русская литература XVIII века. СПб., 1995.

169. Стеффенсен Э. Гете и Тургенев (анализ рассказа Тургенева "Фауст") // Славянские культуры и мировой культурный процесс. Минск, 1985. С.226-229.

170. Страхов Н. Критические статьи об И.С.Тургеневе и Л.Н.Толстом. T.I. Киев, 1901.

171. Страхов H.H. Заметки о Пушкине и других поэтах. Киев, 1913.

172. Строганов М.В. Сирени и акации: К истории образа дворянской усадьбы у И.С.Тургенева // Традиции в контексте русской культуры. Череповец, 1995. С.57-60.

173. Сухова И. Жанры лирики Фета: Автореф. канд. дис. М., 1975.

174. Тетени М. Роль античной поэзии в русском литературном развитии XVIII века: (К вопросу восприятия поэзии Горация) // Hungaro-Slavica. 1978. №23. С.353-365.

175. Тойбин И.Л. Фет и пушкинская традиция // А.А.Фет. Традиции и проблемы изучения. Курск, 1985. С.14-46.

176. Томашевский Б.В. О стихе. Л., 1929.

177. Томашевский Б.В. Пушкин. Т.1. М., 1990.

178. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: Семантика и структура. М., 1983. С.227-284.

179. Топоров В.Н. Пушкин и Голдсмит в контексте русской Goldsmithiana'bi. К постановке вопроса. Wiener Slawistischer Almanach. Sond 29. Wien, 1992.

180. Топоров В.Н. Странный Тургенев (Четыре главы). М., 1998.

181. Турьян М.А. К проблеме творческих взаимоотношений В.Ф.Одоевского и И.С Тургенева ("Фауст") // И.С.Тургенев. Вопросы биографии и творчества. Л., 1982. С.44-55.

182. Тынянов Ю. Проблемы стихотворного языка. Л., 1924.

183. Усадебное ожерелье Юго-Запада Москвы. М., 1996.

184. Усадьба в русской культуре XIX начала XX веков: (Материалы на-уч.конф. 22-24 нояб. 1994 г. Пушкинские горы). М., 1996.

185. Фарыно Е. "Я помню ( чудное мгновенье.)" и "Я (слово.) позабыл"// Wiener Slawistischer Almanach. Band 16. Wien, 1985. S.29-36.

186. Фаустов A.A. Авторское поведение в русской литературе: Середина XIX века и на подступах к ней. Воронеж, 1997.

187. Фаустов A.A. Язык переживания русской литературы: На пути к середине XIX века. Воронеж, 1998.

188. Фишер В. Повесть и роман у Тургенева // Творчество Тургенева. Сб. статей. М., 1920. С.3-40.

189. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. М., 1971.

190. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра: Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. М., 1973.

191. Хаев Е.С. Идиллические мотивы в "Евгении Онегине" // Болдинские чтения. Горький, 1981. С.82-104.

192. Халфина H.H. XVIII век на страницах И.С.Тургенева // Писатель и жизнь: Сб. историко-литературных, теоретических и критических статей. М., 1981. С.106-121.

193. Халфина H.H. Поэтика культурно-исторического у И.С.Тургенева. // И.С.Тургенев и современность. М., 1997. С.51-55.

194. Хомич Э.П. Диалог культур в поэтике тургеневской повести // Культура и текст. СПб.; Барнаул, 1997. Вып. 1: Литературоведение. 4.1. С.108-110.

195. Хетеши И. О построении повести И.С.Тургенева "Ася" // От Пушкина до Белого: Проблемы поэтики русского реализма XIX начала XX века. СПб., 1992. С.136-145.

196. Цивьян Т.В. Дом фольклорной модели мира (на материале балканских загадок) // Семиотика культуры. Труды по знак.системам. Вып.У. Тарту, 1978. (Учен. зап. гос. унив. Вып. 463). С.65-85.

197. Цивьян T.B. Verg. Georg. IV, 116-145: к мифологеме сада // Текст: семантика и структура. М. 1983. С. 140-152.

198. Чередниченко В.И. Поэтика художественного времени А.А.Фета: Ав-тореф. канд. дис. Тбилиси, 1982.

199. Черемисинова Л.И. А.А.Фет и Л.М.Толстой. Творческие связи: Авто-реф. канд. дис. Л., 1989.

200. Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии // Шиллер Ф. Собр.соч.: В 8 т. Т.6. М.; Л., 1950. С.412-497.

201. Шкляева А.Е. Лирическое начало в прозе И.С.Тургенева // Литературоведение. Метод, стиль, традиции. Пермь, 1970. (Учен. зап. Перм. унта, № 241). С.230-241.

202. Шеншина В. А.А.Фет Шеншин. Поэтическое миросозерцание. М., 199$.

203. Шмид В. Проза как поэзия. Статьи о повествовании в русской литературе. СПб., 1994.

204. Штерн М. Эпическое содержание и жанровая структура повестей И.С.Тургенева // Проблемы литературных жанров. Томск, 1972. С.22-25.

205. Щукин В. Миф дворянского гнезда. Геокультурологическое исследование по русской классической литературе. Краков, 1997.

206. Щукин В. К эволюции жанра усадебной повести в русской литературе XIX века. (Тургенев и Чехов) // Slavica XXIII. Debrecen, 1986. С.277-303.

207. Эйхенбаум Б. Артистизм Тургенева ff Эйхенбаум Б. Мой временник. Л., 1929. С.93-100.

208. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы, Л., 1960.

209. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969.

210. Энгельгардт H.A. Мелодика тургеневской прозы (опыт анализа и обобщений) // Творческий путь Тургенева. Сб. статей под ред. Н.Л.Бродского. Пг., 1923, VII. С.9-63.

211. Яворская О.М. О роли символических мотивов в прозе И.С.Тургенева // И.С.Тургенев и современность. М., 1997. С. 142-147.

212. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: "за" и "против". М., 1975. С. 193-230.

213. Янушкевич A.C. Этапы и проблемы творческой эволюции Жуковского. Томск, 1985.

214. Beltrame F. И cammino dell' "uomo inutile" verso il "sottosuolo". L'evoluzione storico-culturale di un personaggio della letteratura russa. Trieste, 1996.

215. Bush W. Horaz in Russland: Studien und Materialen. München, 1964.

216. Curtius E.R. Europjtfsche Literatur und lateinisches Mittelalter. Bern, 1948.

217. Koschmal W. Von Realimus zum Symbolismus: Zu Genese und Morphologie der Symbolsprache in den Späten Werken I.S.Turgenevs. (Studies in Slavic lit. a. poetics; vol. 5). Amsterdam, 1984.

218. Lachmann R. Memory and Literature: Intertextuality in Russian modernism. Minneapolis London, 1997.

219. Neuh,nuser R. Towards the Romantic Age: Essays on sentimental and preromantic literature in Russia. The Hagues, 1974.

220. Roosevelt P. Life on the Russian Country Estate. A social and cultural history. Jale University, 1995.

221. Schmid W. Narratives Erinnern und poetisches Gedächtnis in realistischer und omamentaler Prosa // Wiener Slawistischer Almanach. Band 16. Wien, 1985. S.99-110.

222. Stierle K. Werk und IntertextualitaX // Dialog der Texte: Hamburger Kolloquium zur Intertextualitat. Wiener Slawistischer Almanach. Sond.l 1. Wien, 1983. S.7-26.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 82657