Поэтика твердых форм в якутской лирике: особенности освоения восточных и европейских художественных традиций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Васильева, Татьяна Ниловна

  • Васильева, Татьяна Ниловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Якутск
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 172
Васильева, Татьяна Ниловна. Поэтика твердых форм в якутской лирике: особенности освоения восточных и европейских художественных традиций: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Якутск. 2007. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Васильева, Татьяна Ниловна

Введение.

Глава 1. Твёрдые формы в лирике. Теоретические аспекты изучения.

1.1. Поэтика рубай и газели.

1.2. Особенности поэтики танка и хокку.

1.3. Теоретические аспекты жанровой формы сонета.

Глава 2. Своеобразие восточных жанровых форм в якутской лирике.

2.1. Мотивы восточных жанровых форм в лирике С.Данилова и А.Старостина.

2.2. Поэтика рубай (М. Ефимов, К. Уткин).

2.3. Художественное своеобразие газели (М. Ефимов, А. Парникова).

2.4. Танка и хокку как жанровая форма якутской поэзии (И. Баишев, Н.Герасимов, К. Уткин).

Глава 3. Европейские твёрдые формы в якутской лирике. Поэтика сонета.

3.1. Становление жанровой формы сонета в якутской лирике (С.Р.Кулачиков-Элляй, И. Артамонов, Р. Багатайский, С. Руфов).

3.2. Особенности сонета в якутской лирике. Сонеты И. Гоголева.

3.3. Венок сонетов в якутской поэзии. Темы и образы (Р.Багатайский, М.Ефимов, В. Миронов, В. Сивцев).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика твердых форм в якутской лирике: особенности освоения восточных и европейских художественных традиций»

Актуальность исследования и степень изученности. Твёрдые формы в поэзии представляют одно из ярких проявлений творческого мастерства автора. В них многовековой традицией определены устойчивый объём и строфическое строение стихотворения. По предсказуемости формальных элементов они близки к строфам, но в строфах повторение тождественных форм совершается внутри одного стихотворения, а в изучаемом материале - между разными стихотворениями одной традиции (М.Л.Гаспаров). Существуют также и другие определения твёрдых форм, которые органически дополняют друг друга. Например, С.И.Кормилов выделяет их как один из типов «формальной композиции» стихотворной речи [92, с. 114], З.И.Плавскин называет «строго канонизированными и устойчивыми строфическими комбинациями» [110, с. 4]. А по определению О.И.Федотова, «твёрдые, или канонические, строфы» - это один из разрядов собственно строфических образований, основным свойством которых является закрепление определенной структуры, канонизация их в качестве легкоузнаваемой строфической формы. Исследователь также указывает, что такие формы получают распространение в ту или иную эпоху, в той или иной национальной традиции [134, с. 12, 16-17]. Так, по происхождению большинство твёрдых форм европейской поэзии восходит к романскому средневековью (сонет), меньшинство заимствовано с Ближнего Востока (газель, рубай) и Дальнего Востока (танка, хокку).

Твёрдые формы, как интеллектуальные, философско-психологические жанры, способны отражать всё многообразие мира и поэтического мировидения в их диалектической сложности и противоречивости. Они получили широкое распространение, как в европейской, так и в восточной поэзии и свободно применяются в любовной, пейзажной, философской лирике. Эти формы приемлемы для выражения самых разнообразных мыслей и чувств, чему способствуют именно строгие законы их создания, основанные на уникальных возможностях лирической поэзии.

Литература является непрерывно развивающейся и меняющейся художественной системой. Идея о том, что каждая самобытная национальная литература не может развиваться в замкнутом пространстве, не испытывая влияния и взаимодействия с другой, была выдвинута ещё в эпоху Возрождения, при этом она не теряет своего исконного своеобразия.

А само изучение литературных связей как предмета исследования возросло в к. XVIII - нач. XIX вв. Великий мыслитель Гете провозгласил лозунг «всеобщей мировой литературы», которая должна преодолеть рамки национальной ограниченности, включив в свой состав самое ценное, что было создано всеми народами на всех ступенях исторического развития [97, с. 126]. В XX в. концепции сравнительного литературоведения разработаны в трудах Д.Дюришина, С.Вольмана, А.Дима, Э.Бойтара и др. известных исследователей.

Родоначальник сравнительного литературоведения в русской науке А.Н.Веселовский («Историческая поэтика», 1940) заложил основы теоретического сопоставления материалов западно-европейских, славянских и восточных литератур и наметил закономерности единого процесса литературного развития в его общей культурно-исторической обусловленности.

В 60-ые гг. XX в. вопросы международных литературных связей и влияний нашли отражение в работах отечественных учёных М.П.Алексеева, А.И.Белецкого, В.М.Жирмунского, Н.И.Конрада, И.Г.Неупокоевой. В них утверждалось, что расцвет, подъём национальной литературы, как и культуры в целом, трудно представить без «живого общения с культурами других народов», без «восприятия накопленных ими ценностей» [42, с. 86]. В настоящее время вопросами контактно-типологических связей в литературе занимаются А.В.Григорьев, П.А.Николаев, М.Ю.Коренева и др. исследователи.

В этом аспекте можно утверждать, что в якутской поэзии более углубленными и утончёнными становятся контактно-типологические связи с мировой литературой в аспекте твёрдых жанровых форм. Появляются заимствованные лирические формы, яркими примерами которых можно считать сонеты, танка, хокку, рубай и газели. В последние десятилетия отмечается популярность обращения к твёрдым формам, в особенности к сонету, венкам сонетов. Этому явлению в первую очередь способствуют авторитет данных форм как жанров высокой квалификации философско-психологической поэзии, а также эстетические и духовные искания современных поэтов.

Изучением истории и теории твёрдых форм в разное время занимались

B.Брюсов «Опыты по метрике и ритмике, по эвфонии и созвучиям, по строфике и формам» (1918), Г.Шенгели «Техника стиха» (1960), В.Шишмарёв «Лирика и лирики позднего средневековья» (1911), В.Е.Холшевников «Основы стиховедения: русское стихосложение» (1962). Вопросам теории твёрдых стихотворных форм посвящены концептуальные труды современных исследователей М.Л.Гаспарова («Очерк истории русского стиха», «Русский стих начала XX века в комментариях» и др.), О.И.Федотова «Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха» (2002).

Более конкретное и углубленное раскрытие теории твёрдых форм в лирике находим в трудах, посвящённых определённой стихотворной форме. История развития и изучения данных жанровых форм представляет самостоятельный вопрос, охватывающий большой материал и в перспективе представляющий специфику дальнейшего исследования.

Так, о сонете можно узнать из сравнительно большого количества источников: обобщающих монографий и статей, кандидатских и докторских диссертаций, сборников материалов научных семинаров, конференций и т.д. История изучения сонета охватывает широкий диапазон исследования: истоки возникновения в лирической поэзии (М.Л.Гаспаров); содержательные возможности и закономерности развития (И.-Р.Бехер, К.С.Герасимов,

C.И.Кормилов, О.И.Федотов). Актуальность изучения, интерес к проблемам сонета подтверждает всё большее количество диссертационных исследований. В последние годы, например, появились работы Н.А.Атнабаевой «Жанр сонета в удмуртской поэзии», 2004; Н.В.Коноплкж «Своеобразие художественной природы сонетного цикла (на примере цикла Джорджа Мередита "Современная любовь")», 2005; Н.Л.Костаревой «Сонетное искусство Андреаса Грифиуса (к проблеме немецкого барокко и истории сонета в Германии)», 2006 и др.

О теории хокку и танка можно узнать в трудах И.А.Борониной, Т.И.Бреславец, А.Е.Глускиной, В.Н.Горегляда, Т.П.Григорьевой, А.А.Долина, Н.И.Конрада и др. Известным учёным Н.И.Конрадом написаны одни из первых исследовательских работ о поэтике японского стиха (стиль, приемы и средства художественного изображения, ритмика, строфика и т.д.). Особый интерес в изучении твёрдых форм представляет монография И.А.Борониной «Поэтика классического японского стиха. VIII-XIII вв.» (1978). Не менее значимы и выполненные исследователем предисловия и научные комментарии ко многим антологиям классической японской поэзии. Стилистические особенности древнеяпонской поэзии изучались А.Е.Глускиной (1967). Поэтике танка посвящены работы Л.М.Ермаковой (1973, 1983), стилистическим приёмам японской поэзии - исследования И.А.Борониной, А.Е.Глускиной, Т.П.Григорьевой. О некоторых теоретических особенностях данных твёрдых форм можно узнать в работах В.Н.Горегляд, посвящённых, например, японской литературе VIII-XVI вв., классической культуре Японии. Большой интерес представляют статьи Т.И.Бреславец об эстетической концепции поэта Басё (1974, 1975, 1979), монографии «Теория японского классического стиха (XXVII вв.)» (1984), «Традиция в японской поэзии (классический стих танка)» (1992), «Очерки японской поэзии IX-XVII веков» (1994). Раскрытию теории танка, хокку и особенностей развития японского стиха посвящены многие работы А.А.Долина (1973, 1978, 2007).

В теории восточных литератур значительным вкладом восприняты работы Е.Э.Бертельса о персидской поэзии в Бухаре X века (1935), где приводятся сведения о разных поэтических формах и жанрах; об истории персидско-таджикской литературы, имеются замечания о жанрах газели и * рубай (1960). Исследования И.С.Брагинского касались проблем возникновения газели (1958), также этот вопрос разрабатывается в работе М.Л.Рейснер (1989).

М.-Н.Османов раскрывает проблемы стиля персидско-таджикской поэзии (1974), анализирует структуру бейта Хафиза (1973), Б.Я.Шидфар - образную систему арабской классической литературы и арабскую философскую лирику (1974, 1985). Поэтике узбекской газели посвящены работы С.Н.Иванова (1977, 1978). Монографические исследования, касающиеся традиционной и средневековой арабской поэтики, эволюции стиля принадлежат А.Б.Куделину (1983, 1988). Ценные сведения о теории восточных жанровых форм можно узнать из работ, посвященных творчеству отдельных авторов (А.Афсахзод, И.В.Стеблева) и поэтике определённых жанров (А.С.Аминов, А.К.Козмоян и др.). Особый интерес представляют научные статьи (З.Н.Ворожейкина, Н.И.Пригарина, М.Л.Рейснер, И.В.Стеблева и др.), диссертационные исследования (например, А.А.Гаджиева «Типологическая общность восточного рубай и четверостиший дагестанских поэтов второй половины XIX-начала XX века», 2005).

В национальных литературах народов Российской Федерации в последнее время также наблюдается возросший интерес к различным видам твёрдых строфических форм. Об этом утверждают, например, в алтайском литературоведении Н.М.Киндикова в работах «Эволюция образной системы в алтайской лирике» (1989), «Алтайская лирика: этно-эстетический генезис, поэтика, искусство перевода» (2001), Т.К.Шутина в диссертации «Современная алтайская лирика: тематика, жанры, стихосложение (1960-2000)» (2006); в башкирской литературе Р.Н.Баимов в исследовании «Великие лики и литературные памятники Востока. Ирано-индо-тюрко-арабоязычные литературные взаимосвязи с древнейших времен» (2005). О возникновении и развитии некоторых видов твёрдых форм в хакасской литературе находим в работе К.Ф.Антошина «У истоков жизни» (1982), монографии А.Л.Кошелевой «Хакасская поэзия 1920-1990-х годов: типология и закономерности развития» (2001), в диссертации Н.Н.Таскараковой «Развитие хакасской поэзии 1940-90-х годов: традиции и новаторство» (1996); в бурятской - в коллективном труде «История бурятской литературы. T.III. Современная бурятская литература

1956-1995)» (1997), в исследованиях Е.Е.Балданмаксаровой «Бурятская поэзия XX века: истоки, поэтика жанров» (2003), Л.С.Дампиловой «Восточные художественные традиции в современной бурятской поэзии» (1997), Т.М.Дугаржаповой «Бурятская поэзия: проблемы поэтики и стиля» (2004), М.К.Шобоевой «Жанровое развитие бурятской лирической поэзии в 60-80-е годы» (1987); в тувинской - в работе У.А.Донгак «Тувинское стихосложение» (2001), в диссертации Л.С.Мижит «Триада в тувинской словесности: поэтический жанр ожук дажы (трехстишие)» (2007). Появление рубай, газели, танка и хокку отмечает И.В.Софронова в работе «Традиции восточной поэзии в чувашской лирике 20-90-х гг. XX в.» (2004).

В якутском литературоведении отдельные вопросы литературных связей стали предметом последовательного изучения начиная с 1940-х гг. Нужно отметить, что эти работы в основном касались русско-якутских связей и влияний на этапе становления и развития якутской письменной литературы. В этом плане примечателен труд А.Кюндэ «Художественные формы якутской поэзии» (1931), где система народного стиха и якутская поэзия впервые рассмотрены в сопоставлении с другими системами стихосложения. Вопросы исследования якутского стиховедения углубили и систематизировали Н.Н.Тобуроков в монографии «Якутский стих» (1985), М.Н.Дьячковская в монографии «Аллитерация и рифма в якутской поэзии: проблемы эволюции и классификации» (1998). В этих работах проведено комплексное исследование особенностей якутского стиха как основной ритмической единицы поэтической речи. Рассматриваются проблемы звуковой организации и рифмы, приводятся характеристики строфы, анализируются строфические композиции в единстве их функций с учётом исторического движения и взаимодействия различных форм стиха. Значительным вкладом в развитие якутского стиховедения является монография Н.Н.Тобурокова «Проблемы сравнительного стиховедения (на материале советской поэзии тюркоязычных народов Сибири)» (1991), где проведён сравнительно-типологический анализ развития стихосложения тюркоязычных народов Сибири.

Изучение якутской поэзии в контексте мирового литературного процесса находим в статьях А.А.Бурцева «Интернациональные связи якутской литературы», «Якутская литература в контексте мирового литературного пространства» и в работе «Диалоги в едином пространстве мировой литературы» (2004). Проблемы и аспекты типологических схождений и влияний отмечаются в работах З.К.Башариной «Взаимодействие русской и якутской литератур» (1992), «Содружество литератур» (2002) и Н.П.Канаева «Русско-якутские литературные связи» (1965), «Из истории русско-якутских литературных связей (20-30-е годы)» (1973), некоторые вопросы затрагиваются в исследованиях А.А.Билюкиной, Д.Е.Васильевой, М.Н.Дьячковской, М.Г.Михайловой, А.Н.Мыреевой, В.Б.Окороковой, М.П.Поповой, Л.Н.Романовой, Е.С.Сидорова и др.

В изучении истории якутской поэзии вопросы твёрдых форм рассматриваются П.В.Максимовой в монографии «Жанровая типология якутской поэзии» (2002) и М.П.Поповой в работе «Современная якутская поэзия (1980-2000-е гг.)» (2007), где даны описания и анализ форм, заимствованных из классической европейской и восточной поэзии, что является одной из тенденций развития современной якутской лирики.

Анализ указанных работ позволяет сделать вывод о том, что твёрдые формы, как явление в лирике наиболее полно и разносторонне изучены в истории русской и мировой литературы. В якутском литературоведении они представлены, можно сказать, в виде постановки проблемы и как формы лирики.

Таким образом, в якутском литературоведении заложены основы для дальнейшего изучения твёрдых стихотворных форм, как пример контактно-типологических связей якутской поэзии с мировой и русской литературой. В этом отношении данный вопрос требует дальнейшего исследования. Это позволяет считать тему работы «Поэтика твёрдых форм в якутской лирике: t особенности освоения восточных и европейских художественных традиций» актуальной и обусловливает целесообразность и правомерность изучения твёрдых форм в указанных рамках.

Объектом исследования являются твёрдые формы лирики в якутской поэзии.

Предмет исследования - особенности поэтики, виды и формы влияния и освоения твёрдых форм - рубай, газели, танка, хокку и сонета - в якутской лирике.

Цель исследования: на основе изучения влияния мировой и русской классической поэзии на якутскую лирику выявить особенности поэтики твёрдых форм в якутской литературе: своеобразие тематики, образов и стиховой организации.

Гипотеза исследования: изучение особенностей поэтики твёрдых форм в якутской лирике предполагает, что:

- твёрдые формы, сохраняя канонические признаки, могут изменяться, вбирая в себя те особенности (лексические, ритмические, аллитерационные и др.), в которых наблюдается наибольшее совершенство национальной поэзии;

- с другой стороны, во второй половине XX в. твёрдые формы в якутскую поэзию входят самостоятельными жанровыми формами;

- в освоении форм классической поэзии особое значение имеют время создания, различные аспекты влияния иноязычной литературы, начиная с появления мотивов, элементов и подражаний, а также видов и форм перевода с русского языка.

Поставленной в работе целью предопределен круг конкретных задач:

1. Освещение истории и основных аспектов изучения твёрдых стихотворных форм в мировом и русском литературоведении;

2. Выявление своеобразия восточных твёрдых строфических форм на основе исследования их становления и развития в якутской лирике;

3. Изучение поэтики жанровой формы сонета как основной европейской твёрдой формы в якутской поэзии;

4. На основе текстуального анализа проследить рецепции твёрдых форм в якутской лирике, выявить степень соответствия классическим канонам и допустимость отклонений от него в творчестве известных якутских поэтов;

5. Проанализировать своеобразие звуковой организации твёрдых форм в активе лирики якутских авторов с целью определения роли и функций аллитерации, начальной и конечной рифмы как характерных национальных особенностей якутского стиха.

В качестве материала исследования в данной работе рассмотрены произведения якутских писателей 1930 - 2000 гг. В.Алексеева, И.Артамонова, Р.Багатайского, И.Баишева, Н.Герасимова-Айталына, И.Гоголева, С.Данилова, М.Ефимова, В.Миронова, А.Парниковой, С.Руфова, В.Сивцева, А.Старостина-Сиэн Кынат, К.Уткина-НуЬулгэн, С.Кулачикова-Элляя и др. На данном этапе изучено более 2000 стихотворений, что позволяет с достаточной объективностью выявить характерные особенности твёрдых форм в якутской поэзии.

Теоретической основой диссертации являются научные положения, выдвинутые в работах И.И.Андреевой, А.С.Аминова, И.Р.Бехера, И.А.Борониной, И.С.Брагинского, Т.И.Бреславец, З.Н.Ворожейкиной,

A.А.Гаджиевой, М.Л.Гаспарова, К.С.Герасимова, Л.П.Гроссмана, А.А.Долина, З.С.Зарипова, Н.И.Конрада, С.И.Кормилова, Я.Рипка, И.В.Стеблевой, О.И.Федотова, Л.В.Чернец и др.

Методологической основой исследования выступают принципы сравнительно-типологического изучения литературы, раскрывающие художественно-эстетические основы литературного процесса, что отражено в работах М.П.Алексеева, М.М.Бахтина, Е.Э.Бертельса, А.Н.Веселовского, Д.Дюришина, В.М.Жирмунского, И.Г.Неупокоевой, М.-Н.Османова, Г.Н.Поспелова, Н.Н.Тобурокова, Ю.Л.Тынянова, В.Е.Хализева,

B.Е.Холшевникова и др.

Научная новизна исследования:

1. Впервые предпринимается попытка целостного изучения твёрдых стихотворных форм в якутской поэзии, а именно рубай, газели, танка, хокку и сонета как видов и форм влияния мировой поэзии на национальную литературу;

2. Предпринимается попытка системного теоретического изучения поэтики восточных твёрдых форм в якутской лирике в аспекте сравнительно-типологического исследования их классической характеристики;

3. Изучается история освоения формы сонета в якутской лирике на основе многоуровневого анализа его поэтики в контексте классической сонетологии;

4. Уточняются особенности сохранения в национальной поэтике параметров твёрдых форм как соответствие канонам, так и мотивированные и не имеющие художественных мотиваций отклонения от норм и канонов классической поэзии.

Положения, выносимые на защиту:

- существует национальная специфика восприятия строфических форм мировой литературы, а также индивидуально-авторские особенности обращения отдельных поэтов к определённому их виду;

- твёрдые формы в якутской поэзии являются одним из показателей развития якутской поэзии, интеллектуализации лирики. В этом заключается одно из главных значений твёрдых форм в развитии и обогащении строфики и в целом образной системы национальной поэзии;

- твёрдые формы как результат контактно-типологических связей якутской литературы с русской и мировой классической поэзией вносят в историю лирической поэзии новые жанровые направления.

Методы исследования. В диссертации использованы сравнительно-типологический, стиховедческий и текстологический методы, ориентированные на изучение внутренней организации художественного произведения.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что изучение твёрдых стихотворных форм в якутской лирике может способствовать более глубокому конкретному исследованию процесса освоения национальной поэзией опыта мировой литературы через ее жанровые (строфические) формы.

Практическая значимость. Диссертация может представлять интерес для специалистов, занимающихся вопросами поэтики лирических произведений. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при изучении особенностей развития якутской поэзии, чтении курса лекций, спецкурсов, организации практикумов по анализу поэтического текста в высших и средних учебных заведениях.

Апробация работы. Материалы диссертации были положены в основу докладов на научных конференциях: международных («Интеллигенция и взаимодействие культур» Улан-Удэ, 2007; «Язык. Культура. Общество», Москва, 2007), всероссийских («Художественное наследие национальных литератур XX века в общероссийском культурном пространстве: проблемы взаимодействия», Якутск, 2006; «Писатели и эпоха: феномен братьев Даниловых», Якутск, 2007), региональных (конференция молодых ученых, аспирантов и студентов, Нерюнгри, 2003; «Пути и проблемы развития литератур народов Сибири», Кызыл, 2005), республиканских (Якутск, 20002007). Основные положения работы нашли отражение в результатах научно-исследовательских проектов гранта Якутского госуниверситета (2006), президента PC (Я) (2007), РГНФ (2007). Опубликовано 11 научных статей и 2 тезиса.

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, степень разработанности в мировом, отечественном и якутском литературоведении, формулируются цель, задачи, предмет, объект и методы исследования, указываются теоретические и методологические основы, научная новизна и основные положения диссертации, выносимые на защиту.

В первой главе «Твёрдые формы в лирике. Теоретические аспекты изучения» освещаются особенности поэтики рубай, газели, танка, хокку и сонета. В исследовании истории их возникновения и развития особое внимание уделяется творчеству поэтов, чьи произведения определяют наибольшее совершенство данных твёрдых форм как примеры мировой классической поэзии. Теория рубай изучается на примере выявления основных художественных характеристик четверостиший Хайяма и Рудаки, газели - на примерах произведений Саади и Хафиза. Теория танка и хокку основывается на истории поэтических школ и антологий, раскрытии особенностей художественных приёмов и категорий. Приводится характеристика основных вариативных форм сонета: итальянского, английского, французского, а также исследуется история русского сонета и различные варианты отклонений из сложившихся правил. Рассматриваются пути типологической классификации сонетов, канонические особенности, формальное и композиционное своеобразие венков сонетов.

Во второй главе «Своеобразие восточных жанровых форм в якутской лирике» исследуется динамика становления и развития восточных твёрдых форм в якутской лирике. Рассматривается появление заимствованных лирических форм и стихотворений по мотивам восточной литературы, которые являются творческим восприятием опыта мировой поэзии. Изучаются особенности рубай, газели, танка и хокку на основе анализа типологических схождений (темы, идеи проблематики), рифмы, ритмики и композиции, с точки зрения классических канонов и национальной специфики.

Третья глава «Европейские твёрдые формы в якутской лирике. Поэтика сонета» посвящена истории становления и развития жанровой формы сонета, начиная с первых обращений и переводов классических произведений. На примере поэтического наследия И.Гоголева изучается поэтика сонета в якутской лирике: композиционные и ритмические особенности, своеобразие тематики и образов. Предпринимается тематическая классификация сонетов и венков сонетов как философские, любовные, сатирические и свободной темы.

В заключении обобщены основные выводы работы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Васильева, Татьяна Ниловна

Заключение

Поэтика твёрдых форм - это система особого рода - динамическая и в то же время консервативная, осложнённая многовековой историей, накопленными традициями и строгими канонами. Их структурная решётка заключает в себе системно организованное единство компонентов, отличающихся уникальной связанностью на ритмическом, композиционном, тематическом, образном и языковом уровнях (О.И.Федотов).

В итоге исследования своеобразие поэтики твёрдых форм в якутской лирике находим в следующем:

1. В начале зарождения твёрдых форм в якутской лирике поэты не придерживались таких особенностей классических произведений, как строфические и композиционные каноны, но при этом сохранялся исконный, особый дух конкретной формы как явления искусства. Например, при становлении восточных стихотворных форм особое значение имело освоение мотивов, выраженное восприятием эстетических принципов классического стиха. В этом отношении сонет, с самого начала привлекал якутских авторов, прежде всего, своей канонической формой. Твёрдые формы сложились и дальше развиваются как интеллектуальные жанры якутской поэзии, начиная с 1960-70-х гг. Тематика твёрдых форм в якутской лирике представляет многообразие мира и поэтического мировидения. Самыми распространёнными и актуальными могут выступить философские и любовные типы, где параллельно раскрывается социально-публицистическая, пейзажная тематика.

В последнее время наблюдается большее соответствие произведений якутских лириков каноническим особенностям твёрдых форм, что выражается в типологическом сходстве проблематики, тематики и образов, композиционного, смыслового строя, формальных особенностей, в следовании традиционным приёмам, принципам и категориям.

2. Из рассмотренных более двух тысяч произведений примерно 60% занимают сонеты, из них около 15% можно отнести к стихотворениям в форме сонета. Хокку и танка представляют около 15% и в целом соответствуют канонам с небольшими отклонениями в количестве слогов. Также редкими (25%), но более строгими являются рубай и газели.

3. Будучи системно организованным единством составляющих его элементов, твердые формы, в свою очередь, могут быть элементами более сложных систем. Данные жанровые формы обнаруживают предрасположенность к циклизации, как на тематической, так и архитектонической основе. При этом открывается интересная перспектива прочтения, допустим, всей совокупности одной жанровой формы в контексте творчества того или иного поэта как единого тематического цикла.

Для якутских сонетов, рубай, танка и хокку более приемлема форма семисложника. Здесь ритмика перекликается с размером якутских народных песен. Идейно-тематическое развитие проявляется не резко, а плавно: теза постепенно переходит в антитезу, первая часть ко второй. Мягкий переход подтверждается и звуковой, морфемной перекличкой строф. Жанровая природа таких форм, как сонет и рубай, сохраняется и в её свободном проявлении, когда классическая система рифмы в них видоизменяется как варианты авторской интерпретации, восходящие к поэтике национальных традиций.

4. Таким образом, национальное как ментальное начало в произведениях якутских поэтов ощущается:

- в своеобразном образном мышлении, отражающемся, прежде всего в лексике - в авторских метафорах и сравнениях, в ёмкой афористичности языка;

- в проблематике поэтических произведений, раскрывающихся через национальное мировидение в обращениях к общечеловеческим темам философского характера, ибо твёрдые формы в национальной лирике сохраняют естественность поэтического мышления;

- в сохранении устойчивых традиционных образов, отражающих этнографические особенности быта, социально-исторического развития общества;

- в традиционном использовании строфической аллитерации, ритмико-синтаксического параллелизма. В этом плане более близкими якутскому силлабическому стиху являются формы хокку и танка, основанные на пяти-, семисложных строках.

5. Таким образом, в освоении инонациональных жанровых форм ментальные особенности якутской поэзии сохраняются. Можно предположить, что национальное своеобразие якутского народа отражается и в таких классических формах, какими являются рубай, газели, танка, хокку и сонеты. Каждая национальная поэзия по-своему интерпретирует твёрдые формы, придерживаясь при этом двух главных принципов: а) классических канонов на основе тематики, концептуального развития идеи, формальных и строфических признаков; б) своей национальной специфики. Тем самым, твёрдые формы в якутской лирике являют собой особый синтез единства традиции и новаторства, национального и общечеловеческого.

6. Заимствованные жанровые формы открывают якутской поэзии новые горизонты, их использование говорит о развитии, выходе национальной поэзии на другой, более высокий уровень. В результате таких творческих поисков обогащается, расширяется поэтический мир литературы, повышается поэтическое мастерство автора. Значение освоения твердых форм - в организации творческого процесса в систему и в повышении художественного мастерства. Твёрдые формы формируются на основе практики и являются, прежде всего, результатом их теоретического осмысления и эволюции художественного мышления. Они не могут сковывать развитие, поскольку представляют различные формы авторских поисков в живом литературном процессе.

В этом плане дальнейшее изучение поэтики твёрдых форм в якутской лирике, бесспорно, может способствовать более глубокому исследованию контактно-типологических связей мировой, русской литератур с национальной поэзией.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Васильева, Татьяна Ниловна, 2007 год

1. Алексеев А.Ф. Большие достижения якутской поэзии // Сияние солнечной горы / сост.: Томский И.Е., Сивцев В.Т. Якутск, 1999. - С. 190-192.

2. Алексеев МП. Сравнительное литературоведение / Отв. ред. Г.В. Степанов -Л.: Наука, 1983.-447 с.

3. Аминов А. С. Жанр рубай и советская лирико-философская поэзия / Отв. ред. З.Г. Османова. Душанбе: Дониш, 1988. - 133 с.

4. Аминов А.С. Жанр рубай и советская лирико-философская поэзия: Дис. . канд. филол. наук. М., 1980. - 209 с.

5. Андреева И.И. Древние и средневековые литературы народов СССР: Часть I: Таджикско-персидская поэзия X-XV веков. Казань: Изд-во КГУ, 1990. -182 с.

6. Антошш К.Ф. У истоков жизни. Литературно-критические статьи. -Красноярск: Кн. изд-во, 1982. 96 с.

7. Арузи Низами Самарканди. Собрание редкостей, или четыре беседы / Перевод с персидского С.И. Баевского, З.Н. Ворожейкиной. М., 1963.

8. Атнабаева Н.А. Жанр сонета в удмуртской поэзии: Дис. . канд. филол. наук. Ижевск, 2004. - 191 с.

9. Афсахзод А. Лирика Абд ар-Рахмана Джами: Проблемы текста и поэтики / АН ТАДЖССР, Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1988. - 326 с.

10. Баимов Р.Н. Великие лики и литературные памятники Востока. Ирано-индо-тюрко-арабоязычные литературные взаимосвязи с древнейших времен. -Уфа: Гилем, 2005.-498 с.

11. Балданмаксарова Е.Е. Бурятская поэзия XX века: истоки, поэтика жанров. -М.: Компания Спутник+, 2002. 365 с.

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 422 с.

13. Башарина З.К. Взаимодействие русской и якутской литератур: Учеб. пособие / Якут.гос.ун-т им. М.К.Аммосова. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1992. - 76 с.

14. Башарина З.К. Содружество литератур. М.: Academia, 2002. - 245 с.

15. Бейсебаев А. Национальное и интернациональное в современной казахской поэзии (60-80 годы): Автореф. дис. канд. филол. наук. Алма-Ата, 1992. -23 с.

16. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. Под общ. ред. Н.К. Гудзия Сост. и примеч. А.А. Гозенпуда. М.: Просвещение, 1964. -478 с.

17. Берднжов Л.И. Счастливый феникс: Очерки о русском сонете и книжной культуре XVIII нач. XIX в. - СПб., 1997. - 200 с.

18. Бертелъс Е.Э. История персидско-таджикской литературы. Т. I. М., Изд. вост. лит., 1960. - 556 с.

19. Бертельс Е.Э Персидская поэзия в Бухаре X век: Труды ин-та востоковедения. М.; - JL: Изд-во АН СССР, 1935. - 58 с.

20. Бехер И.-Р. Философия сонета, или Малое наставление по сонету // И.Р.Бехер. О литературе и искусстве. Изд. 2-е / сост., переводы и примеч. Е.Кацевой; Вступит.статья Т. Мотылевой. М.: Худож. лит., 1981. - 527 с.

21. Бшюкина А.А. Национальное и общечеловеческое в якутской драме 20-х годов / АН PC (Я). Ин-т гуман. исследований. Якутск, 1997. - 90 с.

22. Воронина И.А. Классическая японская литература. Система, формы, категории // Специфика жанров в литературах Центральной и Восточной Азии.-М., 1985.

23. Воронина И.А. "Синсэн вакасю" собрание шедевров классической поэзии Японии // Синсэн вакасю вновь составленное собрание японских песен / Пер. с древнеяп., предисл. и коммент. И.А.Борониной. - СПб.: Гиперион, 2001.-С. 5-23.

24. Воронина И.А. Особенности художественного образа в японской традиции и их модификация в поэзии и прозе // Восточная поэтика: Специфика художественного образа. М.: Наука, 1983. - 261 с.

25. Воронина И.А. Поэзия очарования // Поэтическая антология "Кокинсю". Пер. со старояпонского, исследование и комментарий И.А. Борониной. М.: ИМЛИ РАН, 2005. - С. 3-43.

26. Воронина И.А. Поэтика классического японского стиха (VIII-XIII вв.). М.: Наука, 1978.-373 с.

27. Брагинский КС. Из истории таджикской и персидской литератур. Избр. работы. -М.: Наука, 1972. 524 с.

28. Бреславец Т.И. Очерки японской поэзии IX-XVII веков. М.: Изд. фирма "Восточная литература" РАН, 1994. - 237 с.

29. Бреславец Т.И. Очерки японской поэзии VIII-XVIII вв. М., 1994. - С. 149227.

30. Бреславец Т.И. Принцип «гибкости» в поэзии Басё // Вопросы восточного литературоведения и текстологии, 1975. С. 200-214.

31. Бреславец Т.И. Традиция в японской поэзии (классический стих танка). -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1992. 114 с.

32. Брюсов В.Я. Синтетика поэзии // Брюсов В .Я. Собр. соч.: в 7 т. Т. VI. - М., 1975.

33. Бурцев А.А., Скрябина A.M. Диалоги в едином пространстве мировой литературы; международные связи якутской литературы: моногр. / А.А.Бурцев, A.M. Скрябина; Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. - 135 с.

34. Бурцев А.А. Ментальная глубина поэзии (о творчестве А.Старостина-Сиэн Кынат) II Полярная звезда. -1998. № 1. - С. 53-59.

35. Бурцев А.А. Поэт страны незаходящего солнца: Человек и мир в творчестве М. Ефимова. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997. - 39 с.

36. Бурцев А.А., Максимова П.В. На крылатом коне: Якутская поэзия от А.Кулаковского до С.Тарасова. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1995.-222 с.

37. В красе нетленной предстает: Узбекская классическая лирика XV-XX вв.: пер. со староузб. и узб. С. Иванова; -М.: Наука, 1977. 310 с.

38. Васильев Г.М. Якутское стихосложение. Якутск: Якуткнигоиздат, 1965. -126 с.

39. Васильева Д.Е. Национальное и общечеловеческое в якутской литературе / Акад. наук Респ. Саха (Якутия), Ин-т яз., лит. и истории. Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 1995.-180 с.

40. Введение в литературоведение: Учебник для филол. спец. ун-тов / ПоспеловГ.Н., Николаев ПЛ., Волков И.Ф., Хализев В.Е. и др.; Под ред.; Г.Н.Поспелова. 2-е изд., доп. - М.: Высшая школа, 1983. - 327 с.

41. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Худож. лит., 1940. - 648 с.

42. Взаимообогащение литератур (социалистические страны Европы). М.: Наука, 1990.-240 с.

43. Взаимодействие литератур народов Сибири и Дальнего Востока / Редкол.: Г.И. Ломидзе (отв. ред.), Р.Ф. Юсуфов (отв. ред.) и др. Новосибирск: Наука, 1983.-272 с.

44. Ворожейкина З.Н. Приёмы усиления рифмы в малых стихотворных формах персоязычной лирики XII в. // Проблемы исторической поэтики литератур Востока.-М., 1988.

45. Ворожейкина З.Н. Исфаханская школа поэтов и литературная жизнь Ирана в предмонгольское время, XII-нач. XIII в. М.: Наука, 1984. - 270 с.

46. Ворожейкина З.Н., Розенфельд A3. О жанровой устойчивости рубай // Ученые записки ЛГУ № 401. Серия востоковедческих наук. Вып. 22. Востоковедение. Филологические исследования. Л., 1979. - С. 85-95.

47. Восточная поэтика: специфика художественного образа. М., 1983.

48. Гаджиева А.А. Типологическая общность восточного рубай и четверостиший дагестанских поэтов второй половины XIX начала XX века: Дис. . канд. филол. наук. - Махачкала, 2005. - 163 с.

49. Гаспаров МЛ. Очерк истории европейского стиха. М.: Наука, 1989. - 302 с.

50. Гаспаров МЛ. Очерк истории русского стиха: Метрика, ритмика, рифма, строфика. Издание второе (дополненное). М.: Фортуна Лимитед, 2000. -351с.

51. Гаспаров МЛ., Автономова Н.С. Сонеты Шекспира переводы Маршака // Гаспаров М.Л. Избранные труды, том И. - М.: Языки русской культуры, 1997.-С. 105-120.

52. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Раритет, 1997. - 676 с.

53. Герасимов КС. Диалектика канонов сонета // Гармония противоположностей: аспекты теории и истории сонета. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1985.-С. 19-44.

54. Глускина А.Е. Заметки о японской литературе и театре: Древность и средневековье. (Сборник). М.: Наука, 1979. - 296 с.

55. Горегляд В.Н. Классическая культура Японии: Очерки духовной жизни. -СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. 352 с.

56. Горегляд В.Н. Японская литература VIII-XVI вв.: Начало и развитие традиций. СПб.: Петерб. Востоковедение, 2001. - 397 с.

57. Григорьев А.В. Типологические и контактные отношения национальных литератур: Автореф. дис. канд. филол. наук.-М., 1986. -23 с.

58. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. М.: Искусство, 1993. - 460 с.

59. Гроссман Л. Поэтика сонета // Проблемы поэтики: Сб. статей под ред. В.Я.Брюсова. М.: Земля и фабрика, 1925. - С. 115-140.

60. Гумилев Н.С. Стихи; Письма о русской поэзии / Н. Гумилев; (Вступ. ст. В.В.Иванова; Сост., науч. подгот. текста, послесл. Н. Богомолова). М.: Худож. лит., 1990. - 446 с.

61. Демидчик В.П. Арабская литература мамлюкского периода: Жанр мирабилий. Учеб. пособие. Душанбе, 1981. - 92 с.

62. Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. М.: Прогресс, 1977. -229 с.

63. Долин А.А. Новая японская поэзия. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 309 с.

64. Долин А.А. История новой японской поэзии в очерках и литературных портретах. СПб: Гиперион, 2007.

65. Долин А.А. Поэзия танка периода эдо // Тысяча журавлей. Антология японской классической литературы VIII-XIX вв., СПб.: Изд-во «Азбука», 2004.-С. 707-711.

66. Донгак У.А. Тувинское стихосложение. Тува, 2001.

67. Дьячковская М.Н. «Любовь моя старинная, сонет.» // Сивцев В.Т. Касанье солнца: (Сонеты) / Василий Сивцев: пер. с якут. И. Фонякова. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2004. - С. 5-15.

68. Дьячковская М.Н. Аллитерация и рифма в якутской поэзии: Проблемы эволюции и классификации. Новосибирск: Изд-во СО РАН: ОИГТМ, 1998. -150 с.

69. Дюршиин Д. Теория сравнительного изучения литературы. М.: Прогресс, 1979.-320 с.

70. Ермакова JI.M. Синтоистский образ мира и вопросы поэтики классической японской литературы // Восточная поэтика: специфика художественного образа, 1983. -М.-С.157-184.

71. Жирмунский В.М. Проблемы сравнительно-исторического изучения литератур // Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур. Материалы дискуссии. 11-15 янв. 1960 г. М.: Изд-во Акад. наук СССР, -1961.-439 с.

72. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л.: Наука, 1979.-493 с.

73. Жуковский В.А. Омар Хайям и «странствующие» четверостишия // «Ал-Музаффарийа». СПб, 1897.

74. Зарипов З.С. Жанр рубай в персидско-таджикской литературе XIII века: Дис. . канд. филол. наук. Душанбе, 1990. - 191 с.

75. Зартайская Ю. Хайку (Японская поэзия XVT- XVII веков) // Хайку. СПб.: Издательский дом «Нева», - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 383 с.

76. История бурятской литературы. T.III. Современная бурятская литература (1956-1995). Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1997. - 298 с.

77. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып. 1. -М.: Изд-во "Наследие", 1995.- 199 с.

78. История Японии. Сб. историч. произведений. 4-е изд., стереотипное. /Под ред. И.А.Настенко. М.: Русская панорама, 2006. - (Серия «История стран и народов»), 504 с. Библ.

79. Канаев Н.П. Из истории русско-якутских литературных связей советского периода (20-40-е гг.). Якутск: Якут. кн. изд-во, 1973. - 164 с.

80. Канаее Н.П.Русско-якутские литературные связи. М.: Наука, 1965. - 212 с.

81. Киндинова Н.М. Алтайская лирика: этно-эстетический генезис, поэтика, искусство перевода: Автореф. дис. д-ра филол. наук. М., 2001. - 22 с.

82. Киндикова Н.М. Эволюция образной системы в алтайской лирике. Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, 1989. - 146 с.

83. Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии: (Переводы / Вступит, статьи С. Серебряного и др.; Примеч. С. Серебряного и др.). М.: Худож. лит., 1977. - 926 с.

84. Классическая японская поэзия. Пятистишия. Трехстишия. М., 2004. - С. 191-520.

85. Козмоян А.К. Рубай в классической поэзии на фарси (X-XII вв.). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1981. - 111 с.

86. Коноплюк Н.В. Своеобразие художественной природы сонетного цикла (на примере цикла Джорджа Мередита "Современная любовь"): Автореф. дис. канд. филол. наук. Самара, 2005. - 23 с.

87. Конрад Н.И. Японская литература в образцах и очерках / АН СССР, Ин-т востоковедения. Репринт, изд. - М.: Наука, 1991. - 551 с.

88. Конрад Н.И. Японская литература. От «Кодзики» до Токутоми. (Очерки). -М.: Наука, 1974.-567 с.

89. Копырин Н.З. Изобразительные средства якутской поэзии. Якутск: Бичик, 1997.-174 с.

90. Кормилов С.И. Маргинальные системы русского стихосложения. М., 1995.

91. Кормилов С.И. Некоторые проблемы современной теории сонета // Филологические науки. 1993. -№ 3. - С. 32-41.

92. Кормилов С.И. Строфика как элемент стихотворной формы // Филология: Сб.студенческих и аспирантских научных работ. Вып. 3. - Изд-во МГУ, 1974.

93. Костарева Н.Л. Сонетное искусство Андреаса Грифиуса (к проблеме немецкого барокко и истории сонета в Германии): Автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб, 2006. - 24 с.

94. Кошелева А.Л. Хакасская поэзия 1920-1990-х годов: типология и закономерности развития. Абакан: Изд-во Хакасского госуниверитета, 2001.-320 с.

95. Литература Якутии XX века: (историко-литературные очерки) / Редкол.: В.Н.Иванов (отв. ред.), П.В.Максимова (зам. отв. ред.), М.Н.Дьячковская, Л.Н.Романова; Акад. наук PC (Я). Ин-т гуманит. исслед. Якутск: ИГИ АН PC (Я), 2005.-726 с.

96. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред.

97. A.Н.Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600 стб.

98. Литературный энциклопедический словарь (Под общ. ред.

99. B.М.Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. - 752 с.)

100. Ломидзе Г.И. Чувство великой общности: Статьи о сов. многонац. лит. М.: Сов. писатель, 1978.-271 с.

101. Максимова П.В. Жанровая типология якутской поэзии: Вопросы эволюции и классификации форм. Новосибирск: Наука, 2002. - 255 с.

102. Маркова В. Предисловие // Японская классическая поэзия. Смоленск: Русич, 2003.-С. 5-29.

103. Мещеряков А. Японская литература VIII-XVIII веков // Энциклопедия для детей.-М., 2002.-С. 368.

104. Мижит Л.С. Триада в тувинской словесности: поэтический жанр Ожук Дажы (Трёхстишие): Автореф. дисканд. филол. наук. Уфа, 2007. - 25 с.

105. Мирзоев A.M. Рудаки и развитие газели в X-XVbb. (Пер. Н. Османова). -Сталинабад: ТадЖикгосиздат, 1958.-71 с.

106. Михайлова М.Г. Творческие портреты: Этюды, зарисовки, воспоминания. -/Оформление худ. Ж.П. Осиповой. Якутск: Кн. изд-во, 1980. - 72 с.

107. Назирова Х.А. Традиционные художественные образы таджикско-персидской классической поэзии в английском переводе // Восток и взаимодействие литератур. Сб. науч. тр. Душанбе: ТГУ, 1987. - С. 158.

108. Нвупокоееа И.Г. Проблемы взаимодействия современных литератур. (Три очерка). -М., Изд-во Акад. наук СССР, 1963. 227 с.

109. Николаев П.А. Введение в литературоведение: Хрестоматия. М.: Высшая школа, 1997.-350 с.

110. ОкороковаВ.Б. Песни, идущие от сердца. -Якутск: Бичик, 2002. 144 с.

111. Османов М.-Н. Проблемы и поиски // Омар Хайам. Рубайат. М., 1972.

112. Плавскин З.И. Четырнадцать магических строк // Западноевропейский сонет XIII -XVII веков. Поэтич. антология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - С. 5-15.

113. Покатшова Н.В. Якутская аллитерационная поэзия (генезис литературного текста). -М.: Айыына, 1999. 163 с.

114. Попов Б.Н. Современный взгляд на художественную литературу. -Якутск: Бичик, 2002. 272 с.

115. Проблемы творчества И. Гоголева-Кындыл: поэзия, проза, драматургия / Акад. наук Респ. Саха (Якутия), Ин-т гуманит. исслед.; отв. ред. М.Н. Дьячковская. Якутск: Бичик, 2004. -190 с.

116. Рейснер МЛ. Эволюция классической газели на фарси (X-XIV века). М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. - 224 с.

117. Рипка Я. История новоперсидской литературы. М.: Прогресс, 1976.

118. Рипка Я. соавт. Клима, Отакар и др. История персидской и таджикской литературы. М., 1970.

119. Рождественский В.А. Жизнь слова: (Беседы о поэтич. мастерстве) / Всеволод Рождественский. М.: Сов. Россия, 1977. - 143 с.

120. Ромаскевич А.А. Персидские народные четверостишья // Записки коллегии востоковедов. 1927. - Т. II. - Вып. 2. - С. 305-366.

121. Россия, Запад, Восток: Встречные течения: К 100-летию со дня рождения акад. М.П. Алексеева. СПб.: Наука, 1996. - 444 с.

122. Русский сонет: XVIII начало XX века / Послесловие и примеч. В.С.Совалина; Сост. B.C. Совалина и JI.O. Великановой. - М.: Моск. рабочий, 1986. - 557 с.

123. Русский сонет: Сонеты русских поэтов XVTII начала XX века / Сост., вступ.ст., подготовка текстов и примеч. Б.Романова. - М.: Сов. Россия, 1983. -512 с.

124. Синсэн вакасю вновь составленное собрание японских песен / Пер. с древнеяп., предисл. и коммент. - СПб.: Гиперион, 2001.-256 с.

125. Сирус Б.И. Рифма в таджикской поэзии. Сталинабад: Изд-во Акад. наук Таджик. ССР, 1953.-86с.

126. Сонет серебряного века. Русский сонет конца XIX начала XX века / Сост., вступ. ст. и комм. О.И. Федотова. - М.: Правда, 1990. - 768 с.

127. Софронова КВ. Традиции восточной поэзии в чувашской лирике 20-90-х гг. XX в.: Автореф. дис. канд. филол. наук. Чебоксары, 2004. - 21 с.

128. Стеблева КВ. Семантика газелей Бабура. М.: Наука, 1982. - 204 с.

129. Сурат КЗ. Сонет // Московский Пушкинист V. Ежегодный сборник / Сост. и научн. ред. B.C. Непомнящий. - М.: Наследие, 1998. - С. 211-215.

130. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 2: Бройтман С.Н. Историческая поэтика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

131. Тобуроков Н.Н. Проблемы сравнительного стиховедения: (На материале сов. поэзии -порко-языч. народов Сибири) / АН СССР. М.: ЯНЦ СО АН СССР, 1991.-177 с.

132. Тобуроков Н.Н. Якутский стих. Якутск: Кн. изд-во, 1985. - 160 с.

133. Уткин К.Д. Вестник свободы, пространства и времени. Якутск: Бичик, 2000.-248 с.

134. Уткин К.Д. Победная высота поэта: (Творческая лаборатория поэта, переводчика Семена Руфова. Опыт исследования.). Якутск: Бичик, 1998. -142 с.

135. Уткин К.Д. Сборник трудов: в 16 кн. Кн. 1: Самовыбор: парадигма Севера / К.Д.Уткин; (ред.-сост. К.Е.Гагарина); Якут. гос. с.-х. акад., Каф. яз. и культуры, Музей меценатства и Центр духовности «ТулаЬа». Якутск: Бичик, 2004.-286 с.

136. Федотов ОМ. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн. 2: Строфика. М.: Флинта: Наука, 2002. - 488 с.

137. Федотов ОМ. Поэтический космос сонета // Литературная учеба. 1997. -№2.-С. 53-60.

138. Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение: Учеб. пособие для студ. филол. фак. вузов. 5-е изд. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.

139. Чернец JI.B. Литературные жанры. Проблемы типологии и поэтики. М.: Изд-во МГУ, 1982.-192 с.

140. Шенгели Г. Техника стиха. М.: Гослитиздат, 1960. - 312 с.

141. Шерр Б. Русский сонет // Русский стих: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика: В честь 60-летая М.Л.Гаспарова. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т., 1996. -С. 311-326.

142. Шидфар Б.Я. Образная система арабской классической литературы (VI-XII вв.).-М., 1974.

143. Шишмарёв В. Избранные статьи. (В 2-х т. Вступ. статья В. Жирмунского. Т. 1).-М.;-Л.: Наука, 1965.

144. Шобоева М.К. Жанровое развитие бурятской лирической поэзии в 1960-80 годы: Автореф. дис. канд. филол. наук. Улан-Удэ, 1987. - 21 с.

145. Шутина Т.К. Современная алтайская лирика: тематика, жанры, стихосложение (1960-2000): Дис. канд. филол. наук. Казань, 2006. 164 с.

146. Эккерман И.П. Разговоры о Гете в последние годы его жизни. М.: Худ. лит., 1981.-686 с.

147. Энциклопедический словарь юного литературоведа / сост. В.И.Новиков. -М.: Педагогика, 1988.-416 е.: илл.

148. Япония от А до Я. М.: Изд-во «Япония сегодня», 2000. 640 с.

149. Японская любовная лирика. М.: Изд-во «Эксмо», 2004. - 320 е., илл.

150. Якобсон P.O. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. - 464 с.

151. Brower R., Miner Е. Japanese Court Poetry. Stanford, 1961.

152. Wickens G.M. The Persian Conception of Artistic Unity in Poetry and its Implication in Other Fields. BSOAS. Vol. 14,1952, p. 2.

153. Список художественной литературы

154. Алексеев В.А. Кун анна туналга сууланна: ХоИооннор / «Саха сирин литератора» ассоциация. Дьокуускай: «Ситим» КИФ, 1993. - 48 с.

155. Артамонов И.И. Мин мантан сэриигэ барбытым: ХоЬооннор, поэмалар. Дьокуускай: «Бичик» нац. кинигэ кы1шта, 1995. 232 с.

156. Артамонов И.И. Ынырар сулустар: (ХоЬооннор, поэмалар). Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1988. - 296 с.

157. Ба^атаайыскай P. Yc муннук. (Треугольник. Стихи и поэма). Якутск, Якуткнигоиздат, 1967.- 128с.

158. Ба^атаайыскай Р. Араьгаччылыыр аанньалбар // Эдэр саас. 1998. -Олунньу 11 кунэ.

159. Ба^атаайыскай Р. Кун куеннээх сулустар // Кыым. 1970. - Атырдьах ыйын 8 кунэ.

160. Ба^атаайыскай Р. Сугуруйуу: Поэмалар / Рафаэль Бадатаайыскай; Комментарийдары онюрдо Г.В.Попов. Дьокуускай: Бичик, 2001. - 320 с.

161. Бащтаайыскай Р. Сыралдан: Угэ хоЬоон. - Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1983.-88 с.

162. Баишев И. КиЬи буолуу тврде. Танка цикла // Эркээйи, Майа. 1994. ахсынньы 24 к., с. 3.

163. Баишев И. Ыраах сулус тырыма: (ХоЬооннор). Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1985.-22 с.

164. Босяк В. Угуйар садах. -Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1988. 64 с.

165. Буало Я Поэтаческое искусство / под ред. Г.А. Шенгели. Пер. С.С.Нестеревой, Г.С. Пиралова. М.: Гослитиздат, 1937. - 101 с.

166. В красе нетленной предстает: Узб. классич. лирика XV-XX вв.: пер. со староузб. и узб. С. Иванова; М.: Наука, 1977. - 310 с.

167. Герасимов ЯЛ-Айталын. Ийэ кутум. Якутск: Якутское книжное издательство, 1984.

168. Гоголев Я Тохсунньу харыйата: /Сонеттар, поэмалар/. Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1984. - 103 с.

169. Гоголев ИМ Лирика. Сборник стихов. Якутск: Якуткнигоиздат, 1965. -160с.

170. Данилов С. Айаным аргыстара. (Мои дорожные спутники. (Сборник стихов). -Якутск: Кн. изд-во, 1975.-207 с.

171. Дельвиг А.А. Полное собрание стихотворений. Ред. и прим. Б. Томашевского. Вступ. статьи: И. Виноградова и Б. Томашевского. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. - 552 с.

172. Ефимов М. Телкебут туерэтр: ХоИооннор /Моисей Ефимов/. — Дьокуускай: Бичик, 2002. 55 с.

173. Ефимов МД. Олох ерегейе: ХоИооннор, поэмалар, сонеттар / В.Н. Игнатьев уруЬуйа/. Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1986. - 96 с.

174. Миронов В. Созвездие Рыси: Стихи / пер. с якут. И. Тарасевича. М.: Современник, 1982.-48 с.

175. Парникова А. Кун ба§ам / Сабарай Илгэ; Т.В. Данилова уруЬуйа. -Дьокуускай: Бичик, 2003 с. 160 с.

176. Петрарка Ф. Сонеты; Канцоны, секстины, баллады, мадригалы, автобиографическая проза / предисл. и прим. Н. Томашевского; илл. А.Озеровской. М.: Правда, 1984. - 592 с.

177. Поэтическая антология "Кокинсю". Пер. со старояпонского, исследование и комментарий И.А. Борониной. М.: ИМЛИ РАН, 2005. - 399 с.

178. Ронсар П. Избранная поэзия: Пер. с фр. / Вступ. статья Ю. Виппера; Коммент. И. Карабутенко. М.: Худож. лит., 1985. - 367 с.

179. Русский сонет, первая четверть XX века.: (Сборник) / сост., вступ.ст. Ю.Линника. Петрозаводск: Карелия, 1991. - 254 с.

180. Русский сонет: XVIII начало XX века / Послесловие и примеч. В.С.Совалина; сост. B.C. Совалина и JI.O. Великановой. - М.: Моск.рабочий, 1986.-557 с.

181. Русский сонет: Сонеты русских поэтов XVIII начала XX века / сост., вступ. ст., подготовка текстов и примеч. Б. Романова. - М.: Сов. Россия, 1983. -512с.

182. Сивцев В. Т. Курулгэн: Сонеттар / Василий Сивцев; Киирии тыла С. Руфов /. -Дьокуускай: Сахаполиграфиздат, 2000. 464 с.

183. Солоухин В.А. Венок сонетов / Худож. С. Харламов. 2-е изд. - М.: Мол. гвардия, 1976.-31 с.

184. Сонет серебряного века. Русский сонет конца XIX начала XX века / сост., вступ. ст. и комм. О.И. Федотова. - М.: Правда, 1990. - 768 с.

185. Старостин А.-Сиэн Кынат. Охсуллубут от. Сомо5о хоЬооннор. -Дьокуускай, 1996.

186. Уткин /СД-НуЬулгэн. Сумэлээх суутук / К.Д. Уткин-НуЬулгэн. — Дьокуускай: Бичик, 2006. 96 с.

187. Уткин /СД.-НуЬулгэн. Сулумах сулустар: Лоскуй хоЬооннор. Дьокуускай: Бичик, 2000.-159 с.

188. Хешам О. Рубайат. М., 1972. - 198 с.

189. Хайам Омар. Рубайат / Пер. с перс. Г. Плисецкого. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998.

190. Шекспир У. Сонеты / Пер. с англ. С. Маршака; послесл. С. Бэлзы; Худ. В.Фаворский. -М.: Дет. лит., 1988. 191 с.

191. Шекспир В. Сонеттар (Сонеты). Пер. С. Руфов. Якутск: Кн. изд-во, 1966. -179 с.

192. Эллэй. Талыллыбыт айымньылар. 2 т-х. Ырыалар, хоЬооннор. Манпайгы том. Дьокуускай: Кинигэ изд-вота, 1974. - 336 с.

193. Японская классическая поэзия. Смоленск: Русич, 2003. - 528 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.