Политические идеи и проекты Р. А. Фадеева: 1824-1883 тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат политических наук Гилязов, Марат Фаязович

  • Гилязов, Марат Фаязович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 133
Гилязов, Марат Фаязович. Политические идеи и проекты Р. А. Фадеева: 1824-1883: дис. кандидат политических наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Москва. 2002. 133 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Гилязов, Марат Фаязович

Введение.

Глава 1. Творческая эволюция Р.А. Фадеева как политического мыслителя: исторический и методологический аспекты.

§ 1. Этапы творческой и политической биографии.

§ 2. Идейно-политическая позиция Р.А. Фадеева в интеллектуальном и общественно-политическом контексте эпохи.

Глава 2. Государство и общество в России.

§ 1. Идеал государственности и политическая оценка Р.А.

Фадеевым петровских преобразований.

§ 2. Отношения государственной власти и православной церкви.

§ 3. Фадеевский проект земской самодержавной монархии.

Глава 3. Геополитическая стратегия и национальные интересы России.

§ 1. Россия в системе европейской политики второй половины XIX века и роль национальной армии в международных делах.

§ 2. «Восточный вопрос» в международной политике России и идея всеславянского единства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политические идеи и проекты Р. А. Фадеева: 1824-1883»

Актуальность темы исследования. Важной приметой в развитии политической науки в современной России является повышенный интерес к наследию российских политических мыслителей прошлого. Особое место в этом историческом интеллектуальном наследии занимает XIX век. Такое положение данного отрезка отечественной истории обусловлено, во-первых, тем, что именно в это время появляется плеяда мыслителей, создающих выдающиеся научные произведения, в которых даются концептуальные интерпретации важнейших политических процессов и явлений того периода.

Во-вторых, в XIX веке Россия проходит через целый ряд общественных трансформаций, «революции сверху», важнейшая из них — реформы 60-70-х гг., которые находят свое отражение в политических исследованиях самой различной идейно-политической ориентации.

Знакомство с этим теоретическим богатством имеет особую актуальность и значимость для сегодняшнего дня; оно дает нам широкий спектр научно обоснованных, аргументированных ответов на «вечные», повторяющиеся вопросы национального политического бытия.

Очень много глубоких и оригинальных таких «ответов» находим мы в творчестве влиятельного политического мыслителя и общественного деятеля России второй половины XIX века — Ростислава Андреевича Фадеева (1824-1883).

Р.А. Фадеев принадлежит к консервативному направлению русской общественно-политической мысли и поэтому его воззрения становятся особенно интересными и востребованными в современной России, в политическом дискурсе которой в последние годы все чаще стало звучать слово «традиция», чем «реформа» или «инновация». В самых различных слоях современной политической элиты все более явственно ощущается ориентация на национальные исторические корни, на самобытные многовековые традиции государственности и социальной жизни.

В этой «переориентации» умов Р.А. Фадеев становится проводником по хаотическому нагромождению различных интерпретаций, подходов, суждений, порой поверхностных и дилетантских. Наследие Фадеева интересно и познавательно уже потому, что в своих произведениях он предложил и обосновал оригинальный вариант решения наиболее сложных и масштабных проблем российского общества. В их числе: пути и способы социально-политических преобразований, соотношение и взаимодействие центральной и местной власти, организация местного самоуправления, роль и статус православной церкви, геополитические и международные интересы России, проблемы славянского единства и др. Вряд ли следует говорить о том, что данные проблемы также злободневны для России сегодня, как и полтора столетия назад.

И, наконец, важным аспектом актуальности изучения наследия Р. Фадеева является то, что через его творчество можно лучше понять его эпоху, интеллектуальную жизнь России второй половины XIX века, эпоху по многим основаниям справедливо считающуюся переломной в многовековой истории России и поэтому всегда привлекающей пристальное внимание исследователей.

Степень разработанности проблемы.

Р.А. Фадеева можно без всяких оговорок назвать забытым мыслителем России. Его достаточно широкая известность в конце 60-х-начале 80-х гг. XIX века, к сожалению, не перешагнула 1917 год. В советских справочно-энциклопедических исследованиях не только специальные статьи о Фадееве, но и даже упоминания о нем отсутствуют. Такое же положение сохраняется и по сей день. Статей о Р.А. Фадееве нет ни в Новой философской энциклопедии, ни в Политической энциклопедии1. С конца XIX века не переиздавались произведения (и даже их фрагменты) Фадеева .

1 Исключением являются следующие издания: Русская философия: Словарь (Под. Общей редакцией М.А. Маслина, М.,1995 (статья Е.Н. Мощелкова, с. 531) и Политическая мысль в России: Словарь персоналий (IX в. — 1917 г.) / Руков. автор, кол. Е.Н. Мощелков М. 2000. (2-е изд. М., 2001). (Статья Е.Н. Мощелкова. С. 252-253).

2 Исключением является публикация фрагментов «Писем о современном состоянии России» в статье Е.Н. Мощелкова и М.Ф. Гилязова «Р.А. Фадеев — консервативный политический философ XIX в.: мысли о России и Западе» // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2002. № 1. С. 106-118.

В современной литературе существует только одно крупное исследование творчества Р.А. Фадеева, где политические идеи Л мыслителя являются частью биографического анализа .

О.В. Кузнецов выделяет четыре главных этапа в творческой биографии и общественной деятельности Р.А. Фадеева: на Кавказе (1850-1867), в Петербурге (1868-1874), в Египте и на Балканах (1875-1878) и последние годы жизни (1879-1883), анализирует основные произведения Фадеева, рассматривает полемику вокруг идей и проектов Фадеева, выделяет основные темы его политических исследований.

3 Кузнецов О.В. Р.А. Фадеев: генерал и публицист. Волгоград. 1998. В 1996 г. этим автором в Волгограде была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. «Р.А. Фадеев в общественном движении России (вторая половина 60-х — начало 80-х гг. XIX в.)». В период подготовки диссертации О.В. Кузнецовым в Саратове и Волгограде были опубликованы три небольшие статьи — «Славянский вопрос в публицистике Р.А. Фадеева», «Исторические искания русского консерватора (Р.А. Фадеев)», «К спорам о пореформенном консерватизме (Р.А. Фадеев и Ф.М. Достоевсий)». В книге и автореферате О.В. Кузнецова можно найти и некоторые данные о начальных этапах осмысления идей Р.А.Фадеева в отечественных исследованиях и мемуарах (конец XIX — начало XX вв.) (А.В. Суворин, И.Ф. Василевский, В.В. Комаров, JI.A. Полонский, С.Ю. Витте, О.Ф. Миллер, С. Трубачев, Б.Э. Нольде). См.: Кузнецов О.В. Р.А. Фадеев в общественном движении России (вторая половина 60-х — начало 80-х гг. XIX в.). Автореферат дис. на соиск. уч. степ, канд. истор. наук. Волгоград. 1996. С.4.

Опосредованно политические идеи Р.А. Фадеева затрагиваются в ряде исторических работ советского периода, посвещенных анализу общественных процессов в России в пореформенный период (П.А. Зайончковский, Б.В. Ананьич, Р.Ш. Ганелин, В.Г. Чернуха, В.А. Китаев и т. д.).4 Роль Фадеева в этих работах, как правило, оценивается в отрицательном аспекте.

Богатый материал для понимания исторических идей Р.Фадеева дают исследования общественно-политических движений в пореформенной России, особенно посвященные анализу русского консерватизма XIX в. (Б.П. Балуев, В.А. Гусев, А.С. Карцев, Ю. Пивоваров, С.Н. Пушкин, А.В. Репников, И.А. Христофоров и др.)5.

4 См.: Зайончковский П.А. Военные реформы 1860-1870 годов в России. М.,1952. Его же. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880-х годов. М., 1964; Ананьич Б.В. Ганелин Р.Ш. Р.А. Фадеев, С.Ю. Витте и идеологические искания «охранителей» в 1881-1883 гг. // Исследования по социально-политической истории России. Вып. 12. JL, 1971; Чернуха В.Г. Борьба в верхах по вопросам внутренней политики царизма (середина 70-х годов XIX в.)// Исторические записки. Т. 116. М., 1988; Китаев В.А. Из истории идейной борьбы в России в период первой революционной ситуации (И.С. Аксаков в общественном движении начале 60-х годов XIX века). Горький. 1974 и др.

5 См.: Балуев Б.П. Спор о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга: «Россия и Европа». М., 1999; Гусев В.А. Консервативная русская политическая мысль. Тверь. 1997; Карцев А.С. Правовая идеология русского консерватизма. М., 1999; Пивоваров Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли ХЕХ-первой трети XX столетия. М., 1997; Пушкин С.Н. Историсофия русского консерватизма XIX века. Нижний Новгород. 1998; Репников А.В. Консервативные концепции русской государственности. М., 1999; Христофоров

Следует также указать и на некоторые коллективные работы по русскому консерватизму XIX века, вышедшие в последние годы6, а также на научные дискуссии по данной теме7. В этих исследованиях имя Фадеева, как правило, не упоминается, но для сведущих людей он, его суждения и позиции незримо присутствуют в важнейших общественно-политических спорах второй половины XIX века. Такую же вспомогательную роль играют для исследователя творчества Фадеева и работы, посвященные истории славянофильства, почвенничества и панславизма (А.В. Богданов, Е.А. Дудзинская, Э.Г. Лаврик, А.Д. Сухов, Н.И. Цимбаев и др.)8. В

И.А. Аристократическая оппозиция реформам и проблема организации местного управления в России в 50-70-е годы XIX века // Отечественная история. 2000. № 1 и др.

6 См.: Российские консерваторы. М., 1997; Русский консерватизм XIX столетия. Идеологи и практики. М., 2000

7 См.: Консерватизм в России («Круглый стол») // Социологические исследования . 1993. №1; Русский консерватизм: проблемы, подходы, мнения // Отечественная история. 2001. № 3. о

См., например: Богданов А.В. Почвенничество. Политическая философия А.А. Григорьева, Ф.М. Достоевского, Н.Н. Страхова. М., 2001; Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М., 1983; Лаврин Э.Г. Панславизм // Русская философия: Словарь. М., 1995, с. 363-364; Сухов А.Д. Столетняя дискуссия: западничество и самобытность в русской философии. М., 1998; Цимбаев Н.И. Славянофильство (Из истории русской общественно-политической мысли XIX века). М., 1986 и др. этих работах анализируются многие политические темы и концепции, которые являются ключевыми в наследии Р.А. Фадеева.

Цель и задачи диссертационного исследования. Актуальность темы, степень разработанности проблемы определили тему настоящего исследования, его цель и задачи.

Основной целью диссертационного исследования является комплексный анализ политических идей и концепций Ростислава Андреевича Фадеева (1824-1884).

Достижение данной цели предополагает решение следующих исследовательских задач:

• определить и охарактеризовать этапы творческой и общественно-политической биографии;

•дать целостную характеристику идейно-политической позиции в интеллектуальном и общественно-политическом контексте эпохи;

•рассмотреть основные моменты фадеевского идеала государственности, исторических корней и специфических основ российской монархии;

• проанализировать оценки и трактовки петровских преобразований в различных общественных сферах, в том числе в отношениях государства и церкви;

•реконструировать концепцию и дать анализ фадеевского проекта земской самодержавной монархии в России;

•рассмотреть анализ Р. Фадеевым международной ситуации на европейском континенте в 60-70-е гг. XIX в. и внешнеполитических задач, которые встали перед Россией в соответствии с этой ситуацией;

• всесторонне проанализировать проект создания всеславянской конфедерации.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней дан целостный и оригинальный анализ политических идей и концепций Р.А. Фадеева. Более конкретно научная новизна диссертационного исследования раскрывается в следующих положениях:

•показана взаимосвязь охранительных, славянофильских и почвеннических аспектов в политических воззрениях Р.А. Фадеева;

• проанализирована оригинальная трактовка Р.А. Фадеевым исторических корней и истоков российской монархии, ставшая основой для формирования идеала государственности в его политической доктрине;

• выявлен концептуальный принцип политических воззрений Фадеева, заключающийся во взаимосвязи внутренних и внешних вопросов развития российского государства;

•всесторонне проанализирован фадеевский проект земской самодержавной монархии в России;

• показана взаимосвязь предложений Р.А. Фадеева по преобразованиям в армии и суть его критики военной реформы Д.А.

Милютина, с одной стороны, и его представления о внешнеполитических задачах России в 60—80-е гг. XIX в., с другой;

•проведен анализ идеи всеславянской конфедерации в контексте общей политической доктрины Р. Фадеева.

Методологической основой исследования стали:

• историко-политологический подход, при помощи которого проведен комплексный анализ политических идей и концепций Р.А. Фадеева, показана эволюция его воззрений на различных этапах его творческой биографии и в разных исторических условиях;

•метод сравнительного анализа, на основе которого анализировались политические идеи и проекты Р.А. Фадеева в контексте общественно-политических дискуссий второй половины XIX века в России;

• теоретические работы по истории общественно-политической мысли в России XIX в., а также аналитические и справочные исследования по проблемам политической истории России.

Практическая значимость работы.

Результаты диссертационного исследования могут стать основой для более детального и подробного изучения творчества Р.А. Фадеева, а также всего течения русского консерватизма второй половины XIX в.

Материалы диссертации могут также быть использованы при разработке учебных курсов и спецкурсов по истории политической мысли в России.

Апробация работы.

Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории социально-политических учений философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав (семи параграфов), заключения и списка используемой литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Гилязов, Марат Фаязович

Заключение

Книги и статьи Р. Фадеева всегда вызывали бурные дебаты в обществе. Его идеи и проекты никого не оставляли равнодушными ни во время его жизни, ни после его смерти.

Такая реакция общества была обусловлена тем, что позиция Фадеева по всем злободневным вопросам всегда была ясна и логична по своей сути, конкретна и всесторонне обоснованна по практической стороне дела. Иногда такая конкретность в постановке вопросов вызывала резко негативную, критическую оценку, доходящую до обвинения в ангажированности Фадеева, в том, что он озвучивает и обосновывает чужие мысли и т.д. На самом деле представляется, что такие оценки навряд ли имели серьезные основания.

Оригинальность Фадеева как мыслителя заключается в том, что он не был теоретиком доктринером, создателем определенной социально-политической системы. Он был практическим мыслителем, который пытался дать научные, концептуально обоснованные ответы на злободневные вопросы своего времени. Поэтому его трудно однозначно отнести к охранителям — консерваторам, славянофилам или почвенникам, хотя в его произведениях мы без труда найдем идеи и положения каждой из этих доктрин.

Автор «Обзора литературной деятельности Р.А. Фадеева», опубликованного в первом томе его сочинений, пишет о том, что понять богатую темами и публицистику Фадеева возможно только найдя «ту неразрывную психологическую нить, которая, проходя через всю разнообразную его деятельность, объясняет и эту

231 деятельность и попытки к ней, и даже уклонения» .

Думается, что внимательное изучение произведений Фадеева непременно приводит к выводу о том, что этой « неразрывной психологической нитью» в творчестве и общественной деятельности Фадеева является его глубокая вера в великое будущее России, вера сопряженная с болью за ее кризисное современное состояние и горячим желанием помочь ее возрождению и подъему.

Действительность такова, что основные идеи и проекты Фадеева оказались невостребованными. Они не были приняты самодержавной властью ее идеологами (хотя именно к ним в своих работах прежде всего открыто и апеллировал Фадеев); они были критически оценены представителями различных общественно-политических движений.

Исходя из такого исторического результата, концепцию Фадеева следует признать одной из социально-политических утопий. Но давайте еще раз суммарно, обобщенно сформулируем его наиболее оригинальные, базовые идеи, постулаты этой утопии.

1. Идея об уникальной исторической судьбе российской государственности (единственной в мире), о том, что государственная власть создала, сохранила и развила нацию в специфических условиях эволюции восточнославянского племени.

Важен вывод Фадеева о том, что указанные выше уникальные исторические обстоятельства обусловили формирование особого типа монархического государства, в котором достигается гармония «власти и земли», образуется крепкая и неразрывная соединительная нравственная нить между государством и обществом.

2. Положение о том, что такое органичное развитие российского общества прерывается петровскими реформами. Фадеев признает экономическую и техническую значимость данных реформ, но считает пагубным распространение их на политические, нравственно-духовные и бытовые сферы русской жизни, что это привело к слепому копированию западных образцов, которые абсолютно чужеродны национальной традиции.

3. Твердое убеждение Фадеева в том, что необходимо прервать петровский «воспитательный» период, растянувшийся более чем на полтора столетия и выдвинутые им всесторонне обоснованные проекты преобразований в различных общественных сферах. Эти преобразования, по замыслу Фадеева, должны были привести, во-первых, к очищению самодержавной власти от бюрократических наслоений и чиновничьих аппаратных структур; во-вторых, к формированию самостоятельного и полномочного в вопросах повседневной жизни земского местного самоуправления, к созданию системы земских органов, опирающихся на цензовое дворянство, от всесословной волости, через уездные и губернские земские органы, до Всероссийского Земского собора, в-третьих, к выведению и освобождению от государственно-чиновничьей опеки русской православной церкви, к разгосударствлению православной церкви и признанию ее различных ветвей, в том числе и образовавшихся в результате раскола XVII века; в-четвертых, к проведению преобразований в вооруженных силах, направленных на создание боеспособной армии наступательного типа, с нецензовым дворянским офицерством.

4. Признание Фадеевым того реального для него факта, что исходя из сложившейся геополитической ситуации в Европе, соотношение и пересечение в различных регионах этого континента интересов ведущих европейских держав, а также исходя из внутренних тенденций и потребностей развития российского государства и его общества, Россия должна начать активные действия (в том числе и военные) по политическому объединению под своей эгидой и руководством всех славянских народов с целью образования всеславянской конфедерации.

Все эти предложения и проекты Фадеева фокусируются в его одной фундаментальной идее: Россия должна стать ведущей страной мира. Или возвращаясь к словам автора упомянутого выше обзора, Фадеев в своем творчестве выдвинул «грандиозный план усиления нравственного и стратегического могущества России»232. Этот план созрел не в голове бесплодного мечтателя или кабинетного ученого, а человека, хорошо знакомого и в теории и на практике с деталями гражданской, военной, политико-государственной жизни России и поэтому представляющего, что есть Россия и чем она может и должна стать.

232 Собрание сочинений Р.А. Фадеева. СПб., 1890. Т. П. ч. 1. с. 72.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Гилязов, Марат Фаязович, 2002 год

1. Аксаков И. С. Славянский вопрос 1860-1882. М., 1886.

2. Ананъич Б.В. Земство в политической доктрине российского самодержавия // Мавродинские чтения. СПб., 1994.

3. Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Р.А. Фадеев, С.Ю. Витте и идеологические искания «охранителей» в 1881-1883 гг. // Исследования по социально-политической истории России. Вып. 12. Л., 1971.

4. Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 3,4.

5. Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М., Т. 4,5.

6. Балуев Б.П. Спор о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». М., 1999.

7. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

8. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1998. № 1-2.

9. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1993.

10. Богданов А.В. Почвенничество. Политическая философия А.А. Григорьева, Ф.М. Достоевского, Н.Н. Страхова. М., 2001.

11. Бороздин А.К. Литературные характеристики. Девятнадцатый век: В 2 т. СПб., 1905.

12. Бочкарев Н.И., Ватыль В.Н., Ермашов Д.В., Ширинянц А.А. Социально-политическая и правовая мысль России XIX-начала XX века (Очерки истории и теории): В 2 ч. Гродно, 1997-1998.

13. Великие реформы в России. 1856-1874. М., 1992.

14. Власть и реформы: От самодержавной к советской России. СПб.,1996.

15. В раздумьях о России (XIX век). М., 1996. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 1990. Гросул В.Я., Итенберг Г.С., Твардовская В.А., Шацилло К.Ф., Эймонтова Р.Г. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М., 2000.

16. Гусев В.А. Консервативная русская политическая мысль. Тверь,1997.

17. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М., 1983. Дурдыева JJ.M. С.С. Уваров и теория официальной народности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1996.

18. Житие Аввакума и другие его сочинения. М., 1991. Зайончковский П.А. Военные реформы 1860-1870 годов в России. М., 1952.

19. Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870—1880— х годов. М., 1964.

20. Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология: обзор основных направлений. СПб., 1994.

21. Иванов-Разумник. История русской общественной мысли: В 3 т. М., 1997.

22. Ильин В.В., Панарин А.С., Рябое А.В. Россия: Опыт национально-государственной идеологии. М., 1994.

23. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России. Конец XIX — начало XX в. М., 1991.

24. Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996.

25. Карцев А. С. Правовая идеология русского консерватизма. М., 1999.

26. Киняпина Н. С. Внешняя политика России второй половины XIX в. М., 1974.

27. Киреев А. Краткое изложение славянофильского учения. М.,. 1896.

28. Китаев В.А. Из истории идейной борьбы в России в период первой революционной ситуации (И.С. Аксаков в общественном движении начала 60-х годов XIX века). Горький, 1974.

29. Коваленко В.И., Мощелков Е.Н. Российская государственность: идеология и самосознание народа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1993. № 2.

30. Колейка Й. Славянские программы и идея славянской солидарности в XIX-XX вв. Прага, 1964.

31. Консерватизм в России («Круглый стол») // Социологические исследования. 1993. № 1.

32. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

33. Корнилов А.А. Общественное движение при Александре II (1855— 1881). Исторические очерки. М., 1990.

34. Кузнецов О.В. Р.А. Фадеев в общественном движении России (вторая половина 60-х — начало 80-х гг. XIX в.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Волгоград, 1996.

35. Лаврик Е.Г. Панславизм // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995.

36. Ламанский В. И. Три мира азийско-евразийского материка. Изд. 2-е. Пг., 1916.

37. Лаптева ЛЕ. Земские учреждения в России. М., 1993.

38. Лебедев М. Взаимные отношения церкви и государства по воззрениям славянофилов. Опыт оправдания системы отделения церкви от государства. Казань, 1907.

39. Левин Ш.М. Общественное движение в России в 60-70-е годы XIX века. М., 1958.

40. Левин Ш.М. Очерки по истории русской общественной мысли. Вторая половина XIX начало XX века. JL, 1974.

41. Леонтьев КН. Избранное. М., 1993.

42. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива? М., 1991.

43. Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли. СПб., 1913.

44. Милюков П.Н. разложение славянофильства. Данилевский, Леонтьев, В л. Соловьев. М., 1893.

45. Мощелков Е.Н. Переходные процессы в России. Опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики. М., 1996.

46. Никитин С.А. Славянские комитеты в России в 1858-1876 годах. М., 1960.

47. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

48. Пайпс Р. Русский консерватизм во второй половине девятнадцатого века. М., 1970.

49. Панарин А. С. Западники и евразийцы // Общественные науки и современность. 1993. № 6.

50. Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе. М., 1995.

51. Пивоваров Ю.С. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX — первой трети XX столетия. М., 1997.

52. Пирумова Н.М. Земское либеральное движение. Социальные корни и эволюция до начала XX века. М., 1977.

53. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. М., 1992.

54. Победоносцев К.Н. Великая ложь нашего времени. М., 1993.

55. Полное собрание сочинений Константина Сергеевича Аксакова. Т. 1. Сочинения исторические. М., 1861.

56. Политическая мысль в России: Словарь персоналий (IX в. 1917 г.). М., 2001.

57. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

58. Пушкин С.Н. Историософия русского консерватизма XIX века. Нижний Новгород, 1998.

59. Пынин А.Н. Панславизм в прошлом и настоящем. СПб., 1913.

60. Ранние славянофилы. А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы. М., 1910.

61. Репников А.В. Консервативная концепция российской государственности. М., 1999.

62. Реформаторы России. М., 1992.

63. Роднянская КБ. Раскол в консерваторах. Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев, И.С. Аксаков, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев в споре об общественном идеале // Неоконсерватизм в странах Запада. Ч. 2. М., 1982.

64. Российские консерваторы. М., 1997.

65. Российское законодательство Х-ХХ веков: В 9 т. М., 1984-1994.

66. Россия в XX веке. Историки мира спорят. М., 1994.

67. Россия и реформы. Сборник статей / Ред. М.А. Колеров и А.Ю. Полунов. М., 1991.

68. Россия на скрещении мировых и локальных закономерностей: проблемы переходности // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 12; 1996. № 2.

69. Россия: опыт национально-государственной идеологии. М., 1994.

70. Русская философия: Словарь / Под общ. Ред. М.А. Маслина. М., 1995.

71. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М., 2000.

72. Русский консерватизм: проблемы, подходы, мнения // Отечественная история. 2001. № 3.

73. Славянофильство и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах Анджея Валицкого. Вып. 1-2. М., 1991-1992.

74. Соловьев С.М. История России с древнейших времен до наших дней // Сочинения: В 18 кн. М., 1988-1993.

75. Страда В. Западничество и славянофильство в обратной перспективе // Вопросы философии. 1993. № 7.

76. Сухов А.Д. Столетняя дискуссия: западничество и самобытность в русской философии. М., 1998.

77. Твардовская В.А. Идеологи пореформенного самодержавия (М.Н. Катков и его издания) М., 1978.

78. Теория государства у славянофилов. Сборник статей. СПб., 1898.

79. Усов П. Воспоминания о Р.А. Фадееве // Исторический вестник. 1884. №2.

80. Фадеев Р.А. Собрание сочинений: В 3 т. СПб., 1889.

81. Фадеев Р.А. Русское общество в настоящем и будущем. СПб., 1874.

82. Фадеева Н.А. Воспоминания о Ростиславе Фадееве // Фадеев Р.А. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 1. СПб., 1890.

83. Феоктистов Е.М. За кулисами политики и литературы. 1848— 1896. М., 1991.

84. Христофоров И.А. Аристократическая оппозиция реформам и проблемы организации местного управления в России в 50-70-е годы XIX века // Отечественная история. 2000. № 1.

85. Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. М., 1986.

86. Чернуха В.Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х годов до начала 80-х годов XIX в. JL, 1978.

87. Чернуха В.Г. Борьба в верхах по вопросам внутренней политики царизма (середина 70-х годов XIX в.) // Исторические записки. Т. 116. М., 1988.

88. Шаповалов В.Ф. Между хаосом и тиранией (органический подход к государственному управлению) // Социс. 1994. № 8-9.

89. Шутов А.Ю. Земские выборы в истории России (1864-1917 гг.): Исследование избирательных систем. М., 1997.

90. Эйделъман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989.

91. Экштут С.А. В поиске исторической альтернативы (Александр I. Его сподвижники. Декабристы). М., 1994.

92. Янковский Ю.З. Патриархально-дворянская утопия. М., 1981.

93. Янов А. Русская идея и 2002-й год. New York, 1988.

94. РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННА^1. БИБЛИОТЕК/;1. ЧОО^ 2 - О^Ь

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.