Политический исихазм и его традиции в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Петрунин, Владимир Владимирович

  • Петрунин, Владимир Владимирович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 132
Петрунин, Владимир Владимирович. Политический исихазм и его традиции в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви": дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2002. 132 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Петрунин, Владимир Владимирович

Введение.

Глава I. Политический исихазм в системе исихастской традиции православия.

Глава II. Традиции политического исихазма в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политический исихазм и его традиции в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви"»

Актуальность темы исследования

Состоявшийся 13-16 августа 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви утвердил «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Этот документ содержит богословское определение позиции Церкви по проблемам церковно-государственных и церковно-общественных отношений.

Сам факт опубликования такой концепции, впервые за всю тысячелетнюю историю русского православия, вызвал большой интерес как в самой России, так и за ее пределами. Наконец-то появился официальный церковный документ, необходимость существования которого признавалась как самими верующими, так и светским обществом и государством.

Некоторые положения социальной концепции, относящиеся к сфере церковно-государственных отношений, были восприняты как революционное изменение Русской Православной Церковью своих взглядов на характер взаимоотношений с государством. Речь, прежде всего, идет об объявленной Церковью возможности отказать государству в повиновении, если оно будет принуждать верующих к богоотступничеству или греховным действиям.

Само священноначалие считает появившийся документ «свидетельством того неизменного учения Церкви, от которого она не может отступить». Данная социальная доктрина не содержит «ничего принципиально нового», наоборот, она показывает, что «во все времена своей жизни, в своей древней, новой, новейшей и грядущей истории, вплоть до эсхатологического ее завершения, Церковь будет хранить и проповедовать все ту же веру, учить все тем же Божиим заповедям».1

1 Кирилл, митр. Смоленский и Калининградский. Отдавайте кесарево кесарю, а Божие - Богу. Социальная концепция Русской Православной Церкви - не угроза гражданской смуты, а свидетельство неизменного учения Церкви // НГ - религии. - 2000. - 11 окт.

Подобные утверждения доказываются самими «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви», в которых целый ряд положений подтверждается или обосновывается не только ссылками на Священное Писание или мнение отцов Церкви, но и примерами, взятыми из двухтысячелетней истории христианства.

Однако, интересующее нас положение, объявляющее о возможности неповиновения Церкви государственной власти не обосновывается авторитетом Священного Писания или Священного Предания Церкви и не подтверждается историческими примерами, что позволило ряду исследователей объявить данный принцип лежащим «вне Предания»1.

Такая ситуация заставляет нас обратиться к поиску не только идейных источников данного положения социальной доктрины, но и к нахождению прецедентов в истории православия, свидетельствующих о реальном претворении в жизнь объявленного Церковью принципа неповиновения.

Обращение к истории церковно-государственных отношений в православном мире позволило нам выявить наличие идеологических источников, объявленных политических принципов социальной доктрины Русской Православной Церкви в политической традиции исихазма. Более того, именно в момент господства исихастской идеологии в Константинопольском патриархате в 1351-1453 годах, произошли события, могущие быть историческим свидетельством, подтверждающим реальное исполнение призыва Церкви отказать государству в повиновении.

Речь идет о непризнании со стороны Церкви Флорентийской унии 1439 года, повлекшее за собой отказ православных византийцев исполнить распоряжение императора Константина XI, призывавшее жителей Царьграда принять участие в обороне города от турок. Как известно, «готовых к защите граждан было 4973 человека . боеспособных мужчин город имел, разумеется,

1 И. Павлов. Вне Предания. Основы социальной концепции РПЦ стали архивным документом. // НГ-религии. - 2002. - 19 июн. намного больше, но они почему-то не могли или не хотели принять участие в его обороне».1

Подобное обстоятельство объясняется именно исполнением большинством византийцев не распоряжения императорской власти, а призыва Церкви не принимать унию и не защищать императора - униониста. Политическая идеология исихазма оказалась более приемлемой для жителей Византии, чем будущие выгоды от союза с католическим Западом, условием получения которых была идеологическая капитуляция перед Римом.

Системное изучение политической традиции исихазма было проведено Г.М. Прохоровым в 60-70 годах прошлого столетия. Результатом его исследований стало введение в научный оборот понятия «политический исихазм» и разработка основ политической доктрины исихазма.

Однако, предложенная Г.М. Прохоровым концепция «политического исихазма» требует, на наш взгляд, некоторых уточнений. Представляется совершенно необходимым дальнейшее научное развитие теории исихастских понятий, в связи с логико-методологической потребностью замещения привычного, но не точного понятия «политический исихазм» на более точное -«социальный исихазм». Подобное замещение требует реконструкции старого значения понятия «политический исихазм». Научная необходимость такой экспликации совершенно очевидна.

Научное теоретическое познание разворачивается, как правило, в движении от обнаружения отдельных частей целого к восприятию самого целого во всей его диалектической взаимосвязи. Конкретность объекта раскрывается через выявление взаимосвязи его различных сторон. В нашем случае таким целым является исихастская традиция православия, определяющую роль которой в жизни поздней Византии показал Г.М.

1 Каждан А.П., Литаврин Г.Г. Очерки истории Византии и южных славян. - СПб., 1998.-С.324.

Прохоров, через исследование отдельных сторон этой традиции - культурных, политических, общественных.

Однако, соответствующего отображения объекта в понятиях не произошло. Целое (социальное влияние исихазма) получило наименование части целого (политического аспекта этого влияния). Многостороннее, сложное целостное воздействие исихазма на византийское общество было ограничено рамками политического влияния исихазма.

Наблюдаемая расчлененность объекта и его наименования подвигают к необходимости устранения такой ситуации.

Кроме того, актуальность темы исследования приобретает особое значение в виду продолжающегося идеологического расхождения между Церковью и государством в современной России.

После распада СССР светская элита страны пытается построить новую российскую государственность на либеральных ценностях, выработанных западноевропейской культурой. Принятием социальной доктрины Русская Православная Церковь обозначила свое право на разработку собственной, альтернативной либерализму, концепции развития России на основе христианских ценностей.

Появление подобной программы делает актуальным изучение различных аспектов традиции церковно-государственных отношений в истории православия, поиск идейных источников современной политической доктрины Русской Православной Церкви.

Степень научной разработанности проблемы

Влияние идей «политического исихазма» на ряд положений «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» не рассматривалась как специальная тема в отечественной науке. Это обусловлено, прежде всего, недавним появлением самого церковного документа, что явилось причиной отсутствия научных работ, исследующих и другие аспекты данной социальной концепции. В нашем распоряжении имеется лишь несколько газетных статей, освещающих некоторые положения социальной доктрины православия.1 Все это позволяет говорить о практически полном отсутствии научных исследований, рассматривающих современные принципы церковно-государственных отношений Русской Православной Церкви в связи с политической доктриной исихазма.

Совершенно иное дело обстоит с изучением исихастской традиции православия. В настоящий момент имеется большое количество работ, освещающих аскетические, богословские, философские, социально-политические и культурные аспекты исихазма.2

Научное осмысление православной мистической традиции в России началось со второй половины XIX столетия. Одной из самых первых работ стало исследование игумена Модеста (Стрельбицкого), посвященное Григорию Паламе - «одному из великих подвижников благочестия христианского, учителей и ревностных защитников Греческой церкви в борьбе с папизмом за з православие и свою самостоятельность».

К 1917 году русская византология и патрология достигли значительных

См: А. Тяхта. Смелый шаг Московского Патриархата // НГ - религии. - 2000. -13 сент.; А. Смирнов. Церковь пригрозила гражданским неповиновением. Революционные тезисы социальной доктрины РПЦ // НГ - религии. - 2000. - 13 сент.; В. Видеман. Богословие труда. Социальная доктрина Русской Православной церкви в свете институционального толкования // НГ - религии. - 2000. - 13 сент.; М. Мчедлов. Светский взгляд на проблему. Социальная доктрина РПЦ: достоинства и недостатки // НГ - религии. -2000. - 14 дек.; И. Павлов. Вне Предания. Основы социальной концепции РПЦ стали архивным документом. // НГ - религии. - 2002. - 19 июн.

Библ. труд, по исихазму, см.: Кришталева Л.Г. Хоружий С.С. Библиография мистико-аскетической (исихастской) традиции Православия // Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. - М., 1995. - С. 295-361; Медведев И.П. Современная библиография исихастских споров в Византии XIV века // Античная древность и средние века. Сб. 10. -Свердловск, 1973. - С.270-274; Stiernon D. Bulletin sur les palamisme // REB. - T.XXX. - 1972. - P.231-351.

3 Модест (Стрельбицкий), игум. Святой Григорий Палама, митрополит Солунский, поборник православного учения о Фаворском свете и о действиях Божиих. - Киев, 1860. -С.1. результатов в деле изучения исихастской традиции.1 После Октябрьской революции научное изучение исихазма проводилось, в основном, за рубежом представителями русской диаспоры. Труды Г.А. Острогорского, монаха Василия (Кривошеина), архимандрита Киприана (Керна), В.Н. Лосского, Г.В. Флоровского, протоиерея И. Мейендорфа внесли значительный вклад в фундаментальное теоретическое осмысление исихастского наследия.

В Советском Союзе научный интерес к исихазму возродился в 6070 годы, когда стали появляться исследования, в которых освещалась история исихастских споров, их философское содержание, влияние исихастского учения на политическую и культурную жизнь православного мира.2

Интересующая нас политическая традиция исихазма, впервые, довольно л обстоятельно, была изучена в работах Г.М. Прохорова , ставших теоретической основой нашего исследования. Впрочем, о политическом значении победы исихазма в Византии говорили и многие другие исследователи. Еще в конце XIX века К. Радченко указывал на «политический смысл» победы исихастов.4

1 См.: Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. III. Афон монашеский. Отд. Первое. - Киев, 1877; Отд. второе. - СПб., 1892; Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. - СПб., 1892; Алексий (Дородницын), еп. Византийские церковные мистики XIV века. - Казань, 1906; Алексий (Дородницын), еп. Христианская мистика в ее главных представителях IV-XIV вв. - Саратов, 1913; Соколов И.И. Св. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский. Его труды и учение об исихии. - СПб., 1913; Сырку П.А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. Т.1. Вып.1. - СПб., 1890; Яцимирский А.И. Византийский религиозный мистицизм XIV в. перед переходом его к славянам // Странник. - 1908. - Ноябрь. - С.507-513; Декабрь. - С.611-672 и др.

2 См.: Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV - начало XV в.). - М. - Л., 1962; Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. - М., 1966; Он же. Феофан Грек и его школа. - М., 1961; Медведев И.П. Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского города. - Л., 1973; Он же. Византийский гуманизм XIV-XV веков. - Л., 1976; Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева (некоторые проблемы). -М., 1974 и др.

3 См.: Прохоров Г.М.: 1) Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в. // ТОДРЛ. - T.XXIII. - 1968. - С.86-108; 2) Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы // Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. - СПб., 2000. - С.96-130; 3) Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. - Л., 1978; 4) Этническая интеграция в Восточной Европе в XIV веке (от исихастских споров до Куликовской битвы) // Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. - СПб., 2000.-С.5-43.

4 Радченко К. Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием. - Киев, 1898. - С. 151.

Тогда же Ф. Успенский видит в исихастских спорах «борьбу национальной византийской партии с западническою и латинствующею».1 Современник Г.М. Прохорова И.П. Медведев также говорит о политическом влиянии исихазма. Реализация политической программы исихастов связывается им, прежде всего, с деятельностью императора ромеев Иоанна VI Кантакузина. Оценивая характер исихазма в XIV веке, И.П. Медведев говорит о «воинствующем мистическом течении, приобретшем в описываемый период ярко выраженный политический оттенок».2 Применительно к русской истории одним из первых отметил политическое значение исихазма Г.П. Федотов, прямо указав на слияние мистики и политики в деятельности Сергея Радонежского.3

Однако, только в работах Г.М. Прохорова были тщательно изучены исторические аспекты политической доктрины исихазма. В 1966 году выходит статья «Этническая интеграция в Восточной Европе в XIV веке (от исихастских споров до Куликовской битвы)». В ней автор исследует процесс этногенеза великорусской народности. В качестве исторических событий, на фоне которых осуществлялись эти этнические процессы, называются исихастские споры и гражданская война в Византии. Отмечается распространение в Русской земле с середины XIV столетия исихастских идей, оказавших влияние не только на культурные процессы. Автор убежден, что исихазм сыграл важную роль в формировании великорусской народности и в создании сильного православного государства на Руси. Православная Церковь в лице Москвы нашла новую «точку опоры», взамен гибнущего Византийского государства. Результатом внешнеполитической деятельности Константинопольского патриархата становится смещение центра Восточной Европы с берегов Босфора на берега Москвы-реки.

1 Успенский Ф. Очерки по истории византийской образованности. - СПб., 1892.

С.315.

2 Медведев И.П. Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского города. -Л., 1973.-С.66.

3 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. - М., 1990. - С. 151-153.

В двух последующих статьях «Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV веке» и «Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы» Г.М. Прохоров продолжает исследование поздневизантийской истории. Рассматривая эволюцию исихазма, он отмечает, что в середине XIV века, благодаря поддержке византийского народа, исихазм становится влиятельной социальной силой, позволившей возродиться и окрепнуть православию. В Византии наблюдается культурный и духовный подъем, который Г.М. Прохоров называет Православным Возрождением. Отмечается распространение этого процесса и на Русь, благодаря деятельности императора Иоанна Кантакузина, патриарха Филофея, митрополита Киприана. Автор впервые вводит в научное обращение понятие «политический исихазм», которое должно было обозначать определяющее влияние Церкви в Византии XIV столетия.

В монографии «Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы» систематизируются полученные ранее результаты исследования исихастской традиции и вместо «политического исихазма» предлагается новое обозначение исихазма как «международного общественного движения». Кроме того, более основательно рассматривается влияние исихастской политики на Русь. Политическая деятельность Кантакузина, Филофея и Киприана, по мнению Г.М. Прохорова, способствовала открытию перед Москвой новых геополитических перспектив. Благодаря исихастским политическим деятелям у Москвы «к задаче стать национальной столицей Великороссии . прибавилась задача стать национальной столицей огромного, зыбкого в своих границах мира, расположенного между Востоком и Западом».1

Результаты исследовательской работы Г.М. Прохорова были неоднозначно восприняты научной общественностью. Одни, как И.Ф. Мейендорф, согласились с возможностью научного употребления понятия

1 Прохоров Г.М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. - JL, 1978.-С.192. политический исихазм».1 Другие подвергли критике вывод Г.М. Прохорова об определяющем влиянии исихазма на Русь, не согласились с обозначенной ролью митрополита Киприана в этом процессе.2

Кроме Г.М. Прохорова большой вклад в изучение влияния исихазма на общественную, политическую и культурную жизнь Восточной Европы XIV века внес И.Ф. Мейендорф.3

В его работах рассматриваются различные аспекты, разработанного Григорием Паламой учения, анализируются исихастские споры, изучаются политические и культурные последствия победы исихастов на соборах 1341, 1347 и 1351 гг. византийской Церкви. Говоря о культурном возрождении Византии, автор подчеркивает православный характер этого возрождения, его исихастскую основу. В оценке русско-византийских связей рассматриваемого периода И.Ф. Мейендорф придерживается мнения об их безусловно религиозно-церковном характере, отмечая тот факт, что именно «Церковь на Руси стала главной хранительницей византийских культурных ценностей и византийского мироощущения».4 Отдельным аспектам влияния исихастских идей на культурные процессы в Восточной Европе XIV-XV вв. посвящены

См.: Мейендорф И.Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке // ТОДРЛ. - Т. XXIX. - 1974. - С.291-305.

2 См.: Грихин В.А. Куликовская битва и национальное самосознание Руси XIV в. // Филологические науки. - 1983. - № 1. - С. 40-46; А. Кузьмин.: 1) Писатель и история // Наш современник. - 1982. - № 4. - С. 148-165; 2) Священные камни памяти: О романе Владимира Чивилихина «Память» // Молодая гвардия. - 1982. - № 1. - С. 252-266; Лурье Я.С.: 1) Две истории Руси XV века. - СПб., 1994. - С. 60; 2) История России в летописании и в восприятии Нового времени. // Лурье Я.С. Россия древняя и Россия новая. Избранное. -СПб., 1997.-С. 159-163.

3 См.: Мейендорф И.Ф.: 1) История Церкви и восточно-христианская мистика. - М., 2000; 2) Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение. - СПб., 1997; 3) О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке // ТОДРЛ. - T.XXIX. - 1974. - С.291-305; 4) Православие и современный мир (лекции и статьи). - Минск, 1995 и др.

4 Мейендорф И. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке // Мейендорф И. История Церкви и восточно-христианская мистика. - М„ 2000. - С.364. исследования целого ряда отечественных ученых.1

Таким образом, наблюдается весьма своеобразная ситуация вокруг исследований, посвященных исихастской традиции. Мы имеем достаточно полные и системные результаты ее изучения, но без должного понятийного обобщения.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертационного исследования является философско-религиоведческий анализ феномена «политического исихазма» середины XIV - середины XV вв. и его традиции в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».

Постановка указанной цели предполагает решение следующих задач:

- обосновать правомерность и необходимость введения нового термина «социальный исихазм» на основе выявления богословских, религиозно-философских, социально-политических компонентов, представленных в византийском обществе исследуемого периода;

- провести реконструкцию понятия «политический исихазм» и раскрыть его содержание;

- показать особенности отношения Русской Православной Церкви к государству и нации на основе принципов, изложенных в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»;

- определить степень влияния традиции «политического исихазма» на современную идеологию Русской Православной Церкви.

1 См.: Голейзовский Н.К. Исихазм и русская живопись XIV-XV вв. // ВВ. - Т. XXIX. -1969. - С. 196-210; Клибанов А.И. К характеристике мировоззрения Андрея Рублева. // Андрей Рублев и его эпоха. - М., 1971. - С. 62-102; Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV-начало XV в.). - M.-JL, 1962; Малков Ю. «Святая Троица» Преподобного Рублева (о богословском содержании иконы) // Альфа и Омега. - 1996. - № 2/3. - С. 321-352; Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева (некоторые проблемы). - М., 1974 и др.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является исихастская традиция православия. Возникнув в IV веке, исихазм проходит сложный путь развития от исключительно отшельнической практики монашеского безмолвия до общественного явления, оказавшего определяющее влияние на социально-политическую и культурную жизнь православного мира середины XIV -середины XV вв.

Предметом исследования при этом становится политическая теория и практика исихазма, сложившаяся в 1351-1453 годах на основе христианских идей о принципах церковно-государственных отношений и их реального применения в условиях кризиса византийской государственности, а также ее влияние на современную идеологию Русской Православной Церкви.

Методологическая основа исследования

В диссертации были использованы общенаучные методы каузального анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнительно-исторический и критическо-аналитический подходы к исследуемому материалу. Кроме того, использован системно-комплексный метод в сочетании с социо-культурным анализом, позволяющие дать синтез социальных, культурных и политических сторон исихастской традиции.

При анализе наличия традиции «политического исихазма» в социальной концепции Русской Православной Церкви использовались принципы сравнительного анализа, аналогии, методы интерпретации и сопоставления, описания и моделирования, а также общенаучный диалектический метод изучения и анализа общественных явлений.

Целый ряд элементов исихастской традиции может быть истолкован только посредством глубинного вчувствования и непосредственного (интуитивного) понимания предмета исследования. Подобное обстоятельство обусловило применение в процессе исследования ряда методов феноменологической эмпатии, разработанных Э. Штейн,1

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- в научный оборот вводится новое понятие «социальный исихазм», характеризующее общественную ситуацию в Византийской империи середины XIV - середины XV веков;

- реконструируется понятие «политический исихазм» и раскрывается его новое значение, обозначающее характер церковно-государственных отношений в Византии исследуемого периода;

- впервые выявляется влияние политической традиции исихазма на «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Структура диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень научной разработанности проблемы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи работы, указывается ее методологическая основа, раскрывается научная новизна.

В первой главе, на основе изучения социальных, политических и культурных аспектов исихастской традиции в Византии середины XIV -середины XV веков и ее влияния на православный мир, обосновывается необходимость введения в научный оборот нового понятия «социальный исихазм». Одновременно критически рассматривается предложенная Г.М. Прохоровым концепция «политического исихазма» и показывается

1 См.: Е. Stein: 1) II problema dell'empatia. - Roma, 1985; 2) Essero finito e essere eterno. Per una elevazione al senso dell'essero. - Roma, 1988. необходимость реконструкции понятия «политический исихазм» с определением его нового содержания.

Во второй главе анализируются положения «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», посвященные проблемам взаимодействия Церкви с государством и нацией. Посредством применения ряда научных методов исследования выявляется наличие политической традиции исихазма в современной социальной доктрине Русской Православной Церкви.

В заключении подводятся итоги исследования и делаются обобщающие выводы.

В библиографии приводится список источников и научной литературы, использованных автором в процессе исследовательской работы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Петрунин, Владимир Владимирович

Заключение

Рассматривая политические идеи исихазма, мы обратились к анализу основных особенностей византийской социальной системы середины XIV -середины XV веков и к оценке влияния на нее мистической традиции православия.

Системное изучение источников и анализ научных исследований, посвященных поздневизантийской эпохе, позволил нам характеризовать этот период в истории Византийской империи, как явление «социального исихазма».

Введение в научный оборот нового понятия было обусловлено выявлением определяющего влияния исихастских идей на богословие, философию, литературу, архитектуру, живопись, юридические и экономические институты, частную жизнь византийцев. Новое понятие призвано заменить существовавшее раннее - «политический исихазм», также обозначавшее влияние исихазма на общественную, культурную и политическую жизнь Византии в период с 1351 по 1453 год.

Необходимость подобной замены была обусловлена политическими границами старого понятия и включением в них всего спектра социальных отношений и культурного творчества в Византийской империи.

Однако, введение нового определения не означает автоматического исключения из научного обращения понятия «политический исихазм». На наш взгляд, понятие «политический исихазм» более точно соответствует сфере церковно-государственных отношений, то есть характеризует политическую w w ТТ ^ деятельность византиискои Церкви, в период господства в ней исихастских идей.

Проведенная нами экспликация объясняет «социальный исихазм» как объективную взаимосвязь различных сторон жизни поздневизантийского общества, определяемую лежащей в ее основе мистической традицией православия.

Политический исихазм» представляет собой понятие, отражающее лишь одну из сторон исследуемого объекта - исихастской традиции - политическую. Само понятие «политический исихазм» может быть понято, лишь во

W U W взаимосвязи со всей целостной системой «социального исихазма», функционирование которой оказалось результатом взаимодействия всех ее частей, образовавших определенную целостность, единство посредством выполнения исихазмом мировоззренческой и интегрирующей функций.

Кроме того, распространение исихастских идей позволило церковной мистике осуществлять в поздневизантийском обществе коммуникативную, компенсаторную и регулятивную функции.

Особый интерес представляет коммуникативная функция, обеспечившая не только активное политическое и культурное взаимодействие Византии с остальным православным миром, но и позволившая православным византийцам реализовать свои трансцендентные желания. Наблюдавшееся усиление мистики в системе религиозных представлений и переживаний византийцев способствовало процессу социальной модификации, который характеризовался возникновением новой стратегии развития православной общности в условиях отсутствия собственной государственности.

Проникновение мистики в реальную жизнь обеспечивало единство сакрального и профанного, бесконечного и конечного, трансцендентного и имманентного, феноменального и ноуменального в жизни отдельного человека и византийского общества в целом.

Подобное обстоятельство позволяет говорить о динамичном характере православной мистической традиции, прошедшей путь от монашеской кельи до явления, укрепившего социальные связи внутри поздневизантийского общества и предохранившего его от распада и окончательного исчезновения, а также определившего характер последующего Православного Возрождения. Обновленная церковная культура позволила православным балканским народам сохранить в сложных условиях Османской империи свою религиозно-национальную идентичность.

Таким образом, «социальный исихазм» является общим понятием, характеризующим общественную ситуацию в поздней Византии, а «политический исихазм» - структурная часть этого общего понятия, относящаяся исключительно к политическому взаимодействию Церкви с обществом и государством.

Реконструкция понятия «политический исихазм» обозначила основные составляющие политической идеологии исихазма: 1) приоритет Царства Божия над царством кесаря, а, следовательно, Церкви над государством; 2) автономия церковной власти; 3) сохранение единства и вселенского характера Константинопольского патриархата; 4) приоритет ромейского империализма над греческим национализмом; 5) проповедь православного ойкуменизма; 6) признание возможности поддержки государства только в случае верности последнего христианским ценностям; 7) противостояние католическому идеологическому и западноевропейскому политическому и экономическому влиянию.

Осуществление принципа неповиновения византийской Церковью в 1453 году рассматривается нами как единственный пример в истории православия претворения в жизнь права Церкви отказать государству в поддержке, если оно принуждает верующих к отступлению от Бога и Его Церкви, приведший к гибели самого государства.

Государственная власть Византийской империи, поддерживавшая распространение секулярных тенденций в византийском обществе, утратила в глазах православных византийцев свое моральное право на существование, что обрекло ее на исчезновение. Свое будущее православные ромеи связали не с государством, проповедовавшим унию с католическим Римом, а с Церковью, защищавшей неприкосновенность православного вероучения.

Наличие подобного принципа неповиновения в политических положениях «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» позволяет говорить об идейной связи современной политической идеологии Церкви с политической доктриной исихазма. Об этом же свидетельствует одинаковый подход политиков-исихастов и современных русских богословов к определению происхождения, природы, функций, целей Церкви, характера ее взаимоотношений с обществом и государственной властью. Подобное обстоятельство еще раз подтверждает органическое единство христианского вероучения.

Проведенный анализ политических глав социальной доктрины Русской Православной Церкви свидетельствует о наличии политической традиции исихазма в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».

Особенно ярко это проявляется в сегодняшнем отстаивании Церковью своей независимости от государственной власти в вопросах вероучения, богослужения, внутреннего самоуправления, сношений с другими Поместными Православными Церквами. Русская Православная Церковь является сегодня единственным серьезным оппонентом либеральной идеологии, ее позиция ориентирована на сохранение идеологической самостоятельности России, поддержку объединительных процессов на территории бывшего Советского Союза.

Все это говорит о том, что значение «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» не ограничивается исключительно богословской сферой или вопросами церковно-государственных отношений. Церковный документ поднимает глобальную проблему сохранения самобытной русской православной цивилизации в условиях стремительного процесса политико-правовой, экономической и культурно-информационной глобализации.

Полученные в ходе диссертационного исследования результаты выносятся на обсуждение и оценку научной общественности в виде следующих положений: 1) введение в научный оборот понятия «социальный исихазм»; 2) новое содержание понятия «политический исихазм», а также 3) выявленное в ходе диссертационного исследования наличие традиций «политического исихазма» в современной идеологии православия, заявленной в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».

Политическая традиция исихазма требует своего дальнейшего изучения и анализа. Это объясняется, главным образом, тем, что исследования в этой области начались достаточно недавно, не более 50 лет назад, что позволяет говорить о необходимости более детальной разработки теоретических положений данной доктрины и определения степени ее влияния на политическую традицию Русской Православной Церкви.

Представляется возможным рассмотреть наличие традиции «политического исихазма» не только в современной идеологии русского православия, но и в теоретической и практической деятельности Иосифа Волоцкого, старца Филофея, патриарха Никона, митрополита Ростовского Арсения (Мациевича) и других.

Кроме того, одним из направлений дальнейшего исследования политической доктрины исихазма может стать выявление ее идейного влияния на мессианскую направленность политической идеологии складывающегося в XV-XVI вв. Российского централизованного государства.

Предпринятое нами исследование является, таким образом, лишь начальной попыткой выявить важнейшие моменты и общие направления развития политической доктрины православия в целом. Эта проблема сегодня настолько актуальна, что требует всестороннего раскрытия и интерпретации проповедуемого Церковью политического учения в его связи с разными разделами богословия, философии и ряда других научных дисциплин, а также с социально-политическими процессами, происходящими в современной России.

Именно этим диктуется необходимость дальнейших исследований политической доктрины православия.

110

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Петрунин, Владимир Владимирович, 2002 год

1. Алпатов М.В. Искусство Феофана Грека и учение исихастов // ВВ. -T.XXX1.I. - 1972. - С.190-202.

2. Амвросий (Погодин), архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М.: Сирин, 1994. - 434 с.

3. Анатолий (Грисюк), иером. Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века. Киев, 1911.

4. Ангелов Д. Рост и структура крупного монастырского землевладения в Северной и Средней Македонии в XIV в. // ВВ. T.XI. - 1956. - С. 135-162.

5. Антоний (Блум), иером. О созерцании и подвиге // ВРЗЕПЭ. 1953. -№ 15. - С.138-155.

6. Архив Маркса и Энгельса. Т.VI. Хронологические выписки. М.: Госуд. Изд-во Полит. Лит-ры, 1939. - 412 с.

7. Баллестрем К.Г. Церковь и демократическая культура: проблема адаптации и конфликты // Вопросы философии. 2002. - № 1. - С.67-76.

8. Барабанов Н.Д. Из истории византийской этики на рубеже XIII-XIV вв. // Античная древность и средние века: Проблемы идеологии и культуры: Сб. научных трудов. Свердловск, Б.и., 1987. - С.103-111.

9. Барсов Т. Константинопольский патриарх и его власть над Русской1. Церковью. СПб., 1878.

10. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. -224 с.

11. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб.: Мифрил, 1995.- XXVIII + 244 с.

12. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV-XV веков. М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. - 208 с.

13. Бычков В.В. 2000 лет Христианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х тт. Том 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М. - СПб.: Университ. книга, 1999. - 527 с.

14. Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века. Петроград, 1916.

15. Василий (Кривошеин), архиеп. Афон в духовной жизни Православной Церкви // Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские труды 1952-1983 гг. Статьи. Доклады. Переводы. Нижний Новгород: Изд-во Братства св. князя Александра Невского, 1996. - С.39-68.

16. Верещагин Е.М. Церковнославянская книжность на Руси: Лингвотекстологические разыскания. -М.: Индрик, 2001. 608 с.

17. Верховский A.M., Михайловская Е.В., Прибыловский В.В. Политическая ксенофобия. Радикальные группы. Представления политиков. Роль

18. Церкви. М.: ООО «Панорама», 1999. - 191 с.

19. Голейзовский Н.К. Исихазм и русская живопись XIV-XV вв. // ВВ. Т. XXIX,- 1969.- С.196-210.

20. Голенищев-Кутузов И.Н. Предренессансные процессы в культуре южных славян до турецкого завоевания и византийская традиция // Голенищев-Кутузов И.Н. Славянские литературы. Статьи и исследования. М.: Худож. лит-ра, 1973. -С.17-37.

21. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т.2. Период второй, Московский. От нашествия монголов до митрополита Макария включительно. Перв. пол. тома. М.: Изд-во Крутицкого Патриаршего Подворья, 1997.-917 с.

22. Горянов Б.Т. Поздневизантийский феодализм. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962.-503 с.

23. Греков И.Б. Идейно-политическая направленность литературных памятников феодальной Руси конца XIV в. // Польша и Русь. Черты общности и своеобразия в историческом развитии Руси и Польши XII-XIV вв. -М.: Наука, 1974. С.З78-421.

24. Грибовский В.М. Народ и власть в византийском государстве. Опыт историко-догматического исследования. СПб., 1897.

25. Григорий Богослов. Слово 17, говоренное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику // Григорий Богослов. Собр. творений в 2-х томах. Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. -С.254-261.

26. Григорий (Палама), св. Беседы (омилии) Святителя Григория Паламы в 3 частях. Ч. 2. М.: Паломник, 1993. - 254 с.

27. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995.-384 с.

28. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. М.: Изд-во МГУ, 1990.-288 с.

29. Гумилев JI.H. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989. - 764 с.

30. Гумилев JI.H. От Руси до России. Очерки этнической истории. М.: Ди-Дик, 1995.-554 с.

31. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры // Гуревич А.Я. Избранные труды. Том 2. Средневековый мир. М.-СПб.: Университетская книга, 1999. - С. 15-260.

32. Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. М.: Наука, 1972. -172 с.

33. Державин Н.С. История Болгарии. Т.З. Болгарский народ под турецким владычеством. M.-JL: Изд-во Акад. наук СССР, 1947. - 128 с.

34. Дворкин A.JI. Теория «Эпанагоги» об императорской и патриаршей власти и ее трансформация на Руси // Славяне и их соседи: Греческий и славянский мир в средние века и раннее новое время. (Тезисы XIII конференции). М.: Б.и., 1994. - С.62-63.

35. Диль Ш. Византийские портреты. М.: Искусство, 1994. - 448 с.

36. Диль Ш. История Византийской империи. М.: Изд-во иност. лит-ры, 1948,- 159 с.

37. Дмитриев JI.A. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы (к русско-болгарским литературным связям XIV-XV вв.) // ТОДРЛ. T.XIX. - 1963. - С.215-254.

38. Дуйчев И. Центры византийско-славянского общения и сотрудничества // ТОДРЛ. T.XIX. - 1963. - С.107-129.

39. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Освященном Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви // ИБ ОВЦС МП. 2000. - № 8. - С.1-60.

40. Егоров А.А. Митрополит Киприан и его время: к вопросу о политическом исихазме // Отечественная философская мысль XI-XVII вв. и греческая культура: Сб. научных трудов. Киев: Наукова думка, 1991. - С.219-229.

41. Житие Григория Синаита, составленное Константинопольским патриархом Калл истом. Текст славянского перевода Жития по рукописи XVI века и историко-археологическое введение П.А. Сырку // ПДПИ. Т. CLXXII. -СПб., 1909.

42. Жуков К.А. Об этническом самосознании турок в XIII-XV вв. // Османская империя: Государственная власть и социально-политическая структура. Сборник статей. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - С.132-148.

43. Иконников В. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869.

44. Ильинский Н., свящ. Синтагма Матфея Властаря. М., 1892.

45. Иоанн (Экономцев), игум. Исихазм и возрождение (Исихазм и проблема творчества) // Иоанн (Экономцев), игум. Православие, Византия, Россия. -М.: Христианская лит-ра, 1992. С. 167-196.

46. Иоанн (Экономцев), игум. «Письмо своей Церкви» святителя Григория Паламы // Иоанн (Экономцев), игум. Православие, Византия, Россия. М.: Христианская лит-ра, 1992. - С. 197-216.

47. Иосиф Волоколамский. Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих // ЧОИДР. 1847.-№7.-С.1-14.

48. Ирмшер И. Трансформация идеи государственности в последний период истории Византии // ВВ. T.XXXVII. - 1976. - С.13-16.

49. Исаак (Сирин). Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1998. - 435 с.

50. История Русской церкви. Б.м.: Изд-ие Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991. - 376 с.

51. Каждан А.П. О социальной природе византийского самодержавия // Народы Азии и Африки. № 6. - 1966. - С.52-64.

52. Каждан А.П., Литаврин Г.Г. Очерки истории Византии и южных славян. -СПб.: Алетейя, 1998. 336 с.

53. Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV начала XVI века. - М-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955. - 544 с.

54. Казанский П.С. Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V веках. -М., 1872.

55. Кассиан (Безобразов), еп. Царство кесаря перед судом Нового Завета. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 2001. - 56 с.

56. Катанский А. История попыток к соединению церквей греческой и латинской в первые четыре века по их разделению. СПб., 1868.

57. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1. М.: Наука, 1991. - 704 с.

58. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996. - LXXVIII + 452 с.

59. Кириллов И. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. М., 1914.

60. Клибанов А.И. К характеристике мировоззрения Андрея Рублева // Андрей Рублев и его эпоха. Сборник статей. М.: Искусство, 1971. - С.62-102.

61. Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства // Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1990. - С.63-76.

62. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Кн.1. М.: Мысль, 1993.-572 с.

63. Коновалова О.Ф. К вопросу о литературной позиции писателя конца XIV в. // ТОДРЛ. T.XIV. - 1958. - С.205-211.

64. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит-ра., 1993. - 64 с.

65. Кришталева Л.Г. Хоружий С.С. Библиография мистико-аскетической (исихастской) традиции Православия // Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. Научный сборник по общ. ред. С.С. Хоружего. М.: Изд-во Ди-Дик, 1995. - С.295-361.

66. Крымский А. История Турции и ее литературы. Т.1. От возникновения до начала расцвета. М., 1916.

67. Культура Византии XIII первая половина XV в. - М.: Наука, 1991. -640 с.

68. Курбатов Г.Л. История Византии (от античности к феодализму). М.: Высшая школа, 1984. - 207 с.

69. Курганов Ф. Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи. Обзор эпохи образования и окончательного установления характера взаимоотношений между церковной и государственной властью в Византии (325-565). Казань, 1880.

70. Кущ Т.В. Византийская интеллектуальная среда (конец XIV-XV в.): Опыт характеристики // Античная древность и средние века: Сб. научн. трудов. -Екатеринбург: УрГУ, 1998. С.122-138.

71. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М.: Искусство, 1966. - 386 с.

72. Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. I. М.: Искусство, 1947. -456 с.

73. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М.: Искусство, 1980. - 236 с.

74. Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М.: Искусство, 1961. - 136 с.

75. Ларин Б.А. Лекции по истории русского литературного языка (X -середина XVIII в.). М.: Высшая школа, 1975. - 327 с.

76. Лебедев А.П. Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века: от начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 году. СПб.: Алетейя, 1998. - 384 с.

77. Левченко М.В. История Византии. Краткий очерк. М.-Л.: ОГИЗ, 1940. -264 с.

78. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Собрание сочинений. T.V.-M., 1912.-С.110-260.

79. Леонтьев К.Н. Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной пустыни. -М.: Талан, 1997.-95 с.

80. Лисовой Н.Н. Преображение Господне: иконография и смысл праздника // Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. М.: Изд-во Ди-Дик, 1995. - С.207-229.

81. Литаврин Г.Г. Особенности развития самосознания болгарской народности со второй четверти X до конца XIV в. // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М.: Наука, 1989. - С.36-69.

82. Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV начало XV в.). - М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962.- 172 с.

83. Лихачев Д.С. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России // Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Сб. статей. Л.: Наука, 1986. - С.7-56.

84. Лихачев Д.С. Несколько замечаний по поводу статьи Риккардо Пиккио // ТОДРЛ. T.XVII. - 1961. - С.675-678.

85. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков. СПб.: Наука, 1999.-207 с.

86. Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. -М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1947. 500 с.

87. Лихачев Д.С. Предвозрождение на Руси в конце XIV первой половине XV века // Лихачев Д.С. Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. -М.: Наука, 1967. - С. 136-182.

88. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV вв. Л.: Искусство, 1986. -310с.

89. Ломизе Е.М. Варлаамизм и византийское латиномыслие. Просопографические наблюдения // Византия между Западом и Востоком.

90. Опыт исторической характеристики. Сб. статей. СПб.: Алетейя, 1991. -С.262-269.

91. Ломизе Е.М. Константинопольская патриархия и церковная политика императоров с конца XIV в. до Ферраро-Флорентийского собора (14381439) // ВВ. Т.55. - 1994. - С.104-110.

92. Ломизе Е.М. Морейский деспотат и Флорентийская уния // Византия. Средиземноморье. Славянский мир: Сборник. М.: Изд-во МГУ, 1991. -С.110-120.

93. Ломоносов М.В. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке // Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. Т.7. Труды по филологии. 17391758 гг. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952. - С.585-592.

94. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.-959 с.

95. Лосский В.Н. Боговидение // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. Сборник статей. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 2000. - С.82

96. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991. - 288 с.

97. Лотман Ю.М. Проблема византийского влияния на русскую культуру в типологическом освещении // Византия и Русь. М.: Наука, 1989. - С.227-236.

98. Лукин П.Е. К вопросу об источнике орфографического ригоризма Константина Костенечского // Славяне и их соседи: Греческий и славянский мир в средние века и раннее новое время. (Тезисы XIII конференции). М., Б.и., 1994. - С.39-40.

99. Лукин П.Е. Письмена и Православие: Историко-филологическое исследование «Сказания о письменах» Константина Костенецкого. М.: Языки славянской культуры, 2001. - 376 с.

100. Лурье Я.С. Две истории Руси XV века. Ранние и поздние, независимые и официальные летописи об образовании Московского государства. СПб.: Изд-во Дмитрий Буланин, 1994. - 240 с.

101. Лурье Я.С. История России в летописании и в восприятии Нового времени // Лурье Я.С. Россия древняя и Россия новая. Избранное. СПб.: Изд-во Дмитрий Буланин, 1997.-С. 11-172.

102. Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV-XV вв. Л.: Наука, 1976. - 284 с.

103. Лурье Я.С. Троицкая летопись и московское летописание XIV в. // ВИД. Т.VI. Л.: Наука, 1974. - С.79-106.

104. Мавродин В.В. Происхождение названий «Русь», «русский», «Россия». -Л.: Б.и., 1958.-32 с.

105. Макарова И.Ф. Идея славянского единства в памятниках болгарской литературы начала XV века // Славяне и их соседи. Международные отношения в эпоху феодализма. М.: Б.и., 1989. - С.75-86.

106. ИЗ.Малков Ю. «Святая Троица» Преподобного Андрея Рублева (о богословском содержании иконы) // Альфа и Омега. Ученые записки

107. Общества для распространения Священного Писания в России. 1996. -№2/3 (9/10). - С.321-352.

108. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.З. -М.: Гос. Изд-во Полит. Лит-ры, 1955. С.1-4.

109. Матфей Властарь. Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах или Алфавитная Синтагма. Симферополь, 1892.

110. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. Л.: Наука, 1976. -256 с.

111. Медведев И.П. К вопросу о принципах византийской дипломатии накануне падения империи // ВВ. Т. XXXIII. - 1972. - С.129-139.

112. Медведев И.П. К предыстории первого издания актов Константинопольского патриархата // ВИД. T.XXIII. XVIII Междун. конгресс византинистов (Москва, 8-15 августа 1991). Л.: Наука, 1991. -С.20-37.

113. Медведев И.П. Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского города. Л.: Наука, 1973. - 163 с.

114. Медведев И.П. Падение Константинополя в греко-итальянской гуманистической публицистике XV века // Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики. Сб. статей. СПб.: Алетейя, 1991. - С.293-332.

115. Медведев И.П. Современная библиография исихастских споров в Византии XIV века // Античная древность и средние века. Сб. 10. -Свердловск, Б.и., 1973. С.270-274.

116. Мейендорф И., протоиер. Введение в святоотеческое богословие. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. - 448 с.

117. Мейендорф И. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке // Мейендорф И. Истории Церкви и восточно-христианская мистика. М.: Институт Ди-Дик, 2000. - С.337-526.

118. Мейендорф И., протоиер. Духовное и культурное возрождение XIV века и судьбы Восточной Европы // Мейендорф И., протоиер. Православие и современный мир (лекции и статьи). Минск: Лучи Софии, 1995. - С.31-56.

119. Мейендорф И. Единство Империи и разделения христиан // Мейендорф И. История Церкви и восточно-христианская мистика. М.: Институт Ди-Дик, 2000. - С.13-275.

120. Мейендорф И. Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение. СПб.: Византинороссика, 1997. - XVI + 480 с.

121. Мейендорф И.Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке // ТОДРЛ. -T.XXIX. 1974. - С.291-305.

122. Мейендорф И., протоиер. Св. Григорий Палама, его место в Предании Церкви и в современной истории // Мейендорф И., протоиер. Православие в современном мире. М.: Путь, 1997. - С. 149-170.

123. Мейендорф И. Святой Григорий Палама и православная мистика // Мейендорф И. История Церкви и восточно-христианская мистика. М.: Институт Ди-Дик, 2000. - С.277-333.

124. Мейендорф И. Флорентийский собор: причины исторической неудачи // ВВ. Т.52. - 1991. - С.84-101.

125. Мейендорф И., протоиер. Церковь и государство // Русское зарубежье в год тысячелетия Крещения Руси: Сборник. М.: Столица, 1991. - С.281-287.

126. Мейер М.С. Основные этапы ранней истории русско-турецких отношений // Османская империя: проблемы внешней политики и отношений с Россией. М.: Институт Востоковедения РАН, 1996. - С.47-116.

127. Мошин В. О периодизации русско-южнославянских литературных связей X-XV веков // ТОДРЛ. Т. XIX. - 1963. - С.28-106.

128. Муртузалиев С.И. Из истории болгарского народа под османским господством (Константинопольская патриархия в системе османского управления XV-XVII вв.) // Советское славяноведение. 1982. - № 3. -С.35-42.

129. Насонов А.Н. История русского летописания XI начала XVIII века. Очерки и исследования. - М.: Наука, 1969. - 556 с.

130. Наумов Е.П. К истории летописного «Списка русских городов дальних и ближних» // Летописи и хроники. Сборник статей. 1973 г. М.: Наука, 1974. - С.150-163.

131. Наумов Е.П. Османское государство и Сербская православная церковь // Османская империя: система государственного управления, социальные и этнорелигиозные проблемы. Сборник статей. М.: Наука. Главная редакция Восточной литературы, 1986. - С. 117-135.

132. Недетовский Г. Варлаамитская ересь // ТКДА. Т.1. - 1872. - С.316-357.

133. Никифор Григора. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. T.I. (1204-1341). СПб., 1862.

134. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе. М.: Паломник, 1991. -VIII+ 200 с.

135. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. - 640 с.

136. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. Брюссель: Изд-во «Жизнь с Богом», 1989.-789 с.

137. Оболенский Д. Византийское Содружество Наций. Шесть византийских портретов. М.: Янус-К, 1998. - 655 с.

138. Оболенский Д. Связи между Византией и Русью в XI-XV вв. М.: Наука, 1970.- 15 с.

139. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» // ИБ ОВЦС МП. 2000. - С. 105-106.

140. Орешкова С.Ф. Османская империя и Византия: к вопросу имперской преемственности // Славяне и их соседи. Вып.8. Имперская идея в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. М.: Наука, 1998. -С.80-84.

141. Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XV-XVI вв. Главные тенденции политических взаимоотношений. М.: Наука, 1984. - 302 с.

142. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию // Церковь и общество. Диалог русского православия и римского католичества глазами ученых. М.: Интердиалект+, 2001. -С.172-196.

143. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // ИБ ОВЦС МП. 2000. - № 8. - С.5-105.

144. Острогорский Г.А. Афонские исихасты и их противники (К истории поздне-византийской культуры) // Записки Русского Научного Института в Белграде. 1931. -Вып.5. -С.349-370.

145. Очерки по истории Византии. Вып.1. Гельцер Г. Очерк политической истории Византии. СПб., 1912.

146. Павлов И. Вне Придания. Основы социальной концепции РПЦ стали архивным документом // НГ религии. - 2002. - 19 июн.

147. Петр (Пиголь), игум. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., Б.и., 1999. - 205 с.

148. Петросян Ю.А., Юсупов А.Р. Город на двух континентах. Византий, Константинополь, Стамбул. М.: Главная редакция восточн. лит-ры изд-ва «Наука», 1981.-277 с.

149. Пиккио Р. Древнерусская литература. М.: Языки славянской культуры, 2002.-352 с.

150. Пиккио Р. История древнерусской литературы. М.: Кругъ, 2002. - 352 с.

151. Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева (некоторые проблемы). Древнерусская живопись как исторический источник. М.: Изд-во МГУ, 1974.- 162 с.

152. Полывянный Д.И. Византийско-славянская общность в представлениях болгар X-XIV вв. // Славяне и их соседи. Греческий и славянский мир в средние века и раннее новое время. Вып. 6. М.: Индрик, 1996. - С. 100108.

153. Поляков JI.B. Философские идеи в культуре Древней Руси. Историко-философский очерк. М.: Знание, 1988. - 64 с.

154. Попова Т.В. Античная биография и византийская агиография // Античность и Византия. Сб. статей. М.: Наука, 1975. - С.218-266.

155. Пресняков А.Е. Московское царство // Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М.: Книга, 1990. - С.323-434.

156. Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства: Очерки по истории XIII-XV столетий. Петроград, 1918.

157. Приселков М.Д. История русского летописания XI-XV вв. СПб.: Изд-во

158. Дмитрий Буланин», 1996. 326 с.

159. Приселков М.Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. -M.-JL: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. 515 с.

160. Прохоров Г.М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в. // ТОДРЛ. Т. XXIII. - 1968. - С. 86-108.

161. Прохоров Г.М. Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы // Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Статьи. -СПб.: Алетейя, 2000. С.96-130.

162. Прохоров Г.М. О митрополите Киприане и Служебнике с его Поучением // Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Статьи. -СПб.: Алетейя, 2000. С.209-238.

163. Прохоров Г.М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л.: Наука, 1978. - 239 е.; 2-е изд. - СПб.: Алетейя, 2000. - 479 с.

164. Прохоров Г.М. Этническая интеграция в Восточной Европе в XIV веке (от исихастских споров до Куликовской битвы) // Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской Битвы. СПб.: Алетейя, 2000. - С.5-43.

165. Радченко К. Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием. Киев, 1898.

166. Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М.: Наука, Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 239 с.

167. Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году. М.: Наука, 1983. -200 с.

168. Рогов А.И. Проблема русско-византийских фресок в Польше в свете культурных связей восточных славян с балканскими странами. М.: Б.и., 1974.- 16 с.

169. Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб.: Алетейя, 1997. - 295 с.

170. Русская историческая библиотека издаваемая Археографическою комиссиею. Т.VI. Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. Памятники XI-XV в. СПб., 1880.

171. Руфин Тураний, пресв. Жизнь пустынных отцов. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. - 208 с.

172. Савва В. Московские цари и византийские василевсы. К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей. -Харьков, 1901.

173. Семенова J1.E. Установление вассальной зависимости Валахии от Османской империи // Славяне и их соседи. Международные отношения в эпоху феодализма. М.: Б.и., 1989. - С. 87-108.

174. Сергеевич В.И. Древности русского права. Т.1. Территория и население. -СПб., 1909.

175. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. -М.: Паломник, 1998. 528 с.

176. Сметанин В.А. Византийское общество XIII-XV вв. (по данным эпистолографии). Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1987. - 288 с.

177. Смирнов Н. Церковь пригрозила гражданским неповиновением. Революционные тезисы социальной доктрины Русской Православной Церкви // НГ религии. - 2000. - 13 сент.

178. Снегаров И. К истории культурных связей между Болгарией и Россией в конце XIV начале XV века // Международные связи России до XVII в. Сборник статей. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. - С.257-277.

179. Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. Очерки историигосударственной символики России. М.: Панорама, 1993. - 208 с.

180. Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII веков. Библиографические материалы. СПб., 1903.

181. Соболевский А.И. Южнославянское влияние на русскую письменность в XIV-XV веках. СПб., 1894.

182. Соколов И. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита. М., 1904.

183. Соколов И.И. Избрание патриархов в Византии с половины IX до половины XV века (843-1453 г.). Исторический очерк. СПб., 1907.

184. Соколов И. О византинизме в церковно-историческом отношении // Христианское чтение. T.CCXVI. - 1903. - С.733-775.

185. Соколов И.И. Патриархия и храмы в Константинополе от второй половины XV века до настоящего времени. Исторический очерк. Петроград, 1916.

186. Соколов П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV века. Киев, 1913.

187. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров»: Краткая повесть об Антихристе. СПб.: Худож. лит-ра, 1994. - С.31-202.

188. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. II. Т.3-4. История России с древнейших времен. М.: Голос, 1993. - 768 с.

189. Сырку П.А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. Т.1. СПб., 1899.

190. Сюзюмов М.Я. К вопросу о происхождении слова 'Prix;, 'Pcocria, Россия // Вестник Древней Истории. 1940. - № 2 (II). - С. 121-123.

191. Тихомиров М.Н. Древняя Москва. XII-XV вв.; Средневековая Россия на международных путях. XIV-XV вв. М.: Моск. рабочий, 1992. - 318 с.

192. Тихомиров М.Н. О происхождении названия «Россия» // Тихомиров М.Н. Российское государство XV-XVII веков. М.: Наука, 1973. - С. 11-17.

193. Тихомиров М.Н. «Список русских городов дальних и ближних» // Тихомиров М.Н. Русское летописание. М.: Наука, 1979. - С.83-137.

194. Трайчевский А. Учебник русской истории. 4.1. СПб., 1900.

195. Троицкий И. Обозрение источников начальной истории египетского монашества. Сергиев Посад, 1906.

196. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. Новосибирск: Изд-во «Сибирь XXI век», 1991. - 112 с.

197. Тяхта А. Смелый шаг Московского Патриархата // НГ религии. - 2000. -13 сент.

198. Удальцова З.В. Борьба византийских партий на Флорентийском соборе и роль Виссариона Никейского в заключении унии // ВВ. Т. III. - 1950. -С.106-132.

199. Удальцова З.В. Борьба партий в Византии XV в. и деятельность Виссариона Никейского // ВВ. Т. II (XXVII). - 1949. - С.294-307.

200. Удальцова З.В. Жизнь и деятельность Виссариона Никейского // ВВ. -T.XXVII. 1976. - С.74-97.

201. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М.: Паломник, 2001.-474 с.

202. Успенский Ф.И. История Византийской империи: Отдел VI. Комнины; Отдел VII. Расчленение империи; Отдел VIII. Ласкари и Палеологи. Восточный вопрос. М.: Мысль, 1997. - 829 с.

203. Успенский Ф. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891.

204. Устав Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. - 64 с.

205. Уставная грамота великого князя Василия Дмитриевича и митрополита Киприана о церковных людях. // Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV начала XVI в. Т. III. - М.: Наука,1964.-С.8-20.

206. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.: Моск. рабочий, 1990. - 269 с.

207. Феодосий (Октаржевский), архим. Палестинское монашество в IV VI вв. -Киев, 1899.

208. Филофей, старец. Послание великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде // ПЛДР. Конец XV первая половина XVI века. - М.: Худож. лит-ра, 1984. - с.437-441.

209. Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000. - 240 с.

210. Флоровский Г., протоиер. Пути русского богословия. Киев: Путь к истине, 1991.-600 с.

211. Франчес Э. Классовая позиция византийских феодалов в период турецкого завоевания // ВВ. T.XV. - 1959. - С.71-99.

212. Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета (IX-XV вв.). М.: Наука, 1978. - 288 с.

213. Хвостова К.В. Особенности аграрноправовых отношений в поздней Византии (XIV-XV вв.). М.: Наука, 1968. - 204 с.

214. Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. М.: Изд-во МГУ, 1993.-96 с.

215. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998. - 352 с.

216. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках. Очерки социально-экономической и политической истории. М.: СОЦЭКГИЗ, 1960. - 900 с.

217. Чешко Е.В. История болгарского языка и этническое самосознание болгарв XII-XIV вв. // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М.: Наука, 1989. - С.77-93.

218. Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья (Византия и Русь). -М.: Наука, 1991.- 176 с.

219. Шабульдо Ф.М. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского. Киев: Наукова думка, 1987. - 184 с.

220. Шмеман А., протопресв. Знаменательная буря. Несколько мыслей об автокефалии, церковном предании и экклезиологии // Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. 1996. - № 2/3 (9/10). - С.141-164.

221. Шпаков А.Я. Государство и церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве от Флорентийской унии до учреждения патриаршества. Часть первая. Княжение Василия Васильевича Темного. -Киев, 1904.

222. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI-XIV вв. М.: Наука, 1972.-340 с.

223. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. СПб., 1907.

224. Якобсон А.А. Некоторые закономерные особенности средневековой архитектуры Балкан, Восточной Европы, Закавказья и Средней Азии // Византийский временник. Т. XXXIII. - 1972. - С.166-189.

225. Яннарас X. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М.: Центр по изучению религий, 1992. - 231 с.

226. Balivet М. Romanie byzantine et paus de Rum Turc: Histoire d'un espace d'imbrication greco-turque. Istambul, 1994. - 250 p.

227. Guichardon P. Les probleme de la simplicite divine en Orient et en Occident aux XIV et XV ss. Gregoire Palamas, Duns Scott, Gieorge Scholarios. Lyon, 1933/-224 р.

228. Halecki О. Un empereur de Byzance a Rome. Vignt ans de travail pour Г union des eglises et pour la defense de Pempire d'Orient. 1355-1375. Warszawa, 1930.-416 p.

229. Lison J. La divinisation selon saint Gregoire Palamas. Un sommet de la theologie orthodoxe // Irenikon. № 1. - 1994. - P.59-70.

230. Picchio R. «Prerinascimento esteuropeo» e «Rinascita slava ortodossa» (A proposito di una tesi D.S. Lichacev) // RS. Vol.6. - Roma, 1958. - P.185-199.

231. Stiernon D. Bulletin sur les palamisme // REB. T.XXX. - 1972. - P.231-351.

232. Tachiaos A.-E. Le mouvement hesychaste pendant les dernieres decennies du XIV-е siecle // KLHRONOMIA. T.61. - 1974. - P. 113-130.

233. Tafrali O. Thessalonique au XIV s. Paris, 1912. - XXVI + 312 p.132

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.