Политика государства в культурно-образовательной сфере в Королевстве Саудовская Аравия в 70 - 90-е годы тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.03, кандидат исторических наук Сауд Хусейн Саид Захрани

Диссертация и автореферат на тему «Политика государства в культурно-образовательной сфере в Королевстве Саудовская Аравия в 70 - 90-е годы». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 85735
Год: 
2000
Автор научной работы: 
Сауд Хусейн Саид Захрани
Ученая cтепень: 
кандидат исторических наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
07.00.03
Специальность: 
Всеобщая история (соответствующего периода)
Количество cтраниц: 
242

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Сауд Хусейн Саид Захрани

Введение стр.

Глава 1. Исторические условия развития культуры в донефтяной и нефтяной периоды стр.

1) Объективные предпосылки формирования современных культурных структур стр.

2) Нефтяной фактор как основа гуманитарного и культурного развития стр.

3) Характерные черты социального развития саудовского общества стр.

Глава 2. Политика государства в области культуры в нефтяной период стр.

1) Внутренняя готовность саудовского общества к восприятию перемен в сфере культуры стр.

2) Развитие саудовской государственности как фактор воздействия на политическую культуру

3) Государственная политика и развитие культуры и образования стр.

Глава 3. Политика государства в сфере образования в нефтяной период стр.

1) Государственная стратегия развития сферы образования стр.

2) Программы государственного образования

3) Проблемы подготовки кадров для сферы образования стр.

4) Политика государства по ликвидации неграмотности и безработицы стр.

5) Проблемы эффективности системы государственного образования стр.

6) Долгосрочные перспективы развития системы образования стр.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Политика государства в культурно-образовательной сфере в Королевстве Саудовская Аравия в 70 - 90-е годы"

Исторические события находят отражение в уровне прогресса наций. Саудовское королевство, хотя исследователи и расходятся во мнениях относительно его места в мировой классификации, должно по всем показателям считаться развивающейся страной, форсирующей выход на передовые позиции развития, осуществляющей крупномасштабные программы, целенаправленную стратегию развития во всех сферах, в том числе и в сфере культуры.

Верное избранному направлению движения к действенному развитию, удовлетворяющему реальные нужды саудовского народа, саудовское государство, несмотря на свои нефтяные богатства, сталкивается на этом пути с многочисленными трудностями. Одна из основных трудностей состоит в нехватке подготовленных людских ресурсов для планируемого развития. Данное обстоятельство заставило государство искать опору в виде заимствования зарубежного опыта и трудовых ресурсов, что привело к возникновению ряда новых проблем.

Автор сосредоточил свое внимание в данном исследовании на анализе одной из главных проблем социального развития королевства, переживающего этап коренной модернизации. В связи с этим различные аспекты развития культуры, понимаемой в широком смысле как совокупность общественных достижений конкретного общества и одновременно как показатель общего уровня развития общества, рассматриваются под углом зрения государственной политики в этой сфере. В данном исследовании понятие "культура"используется в широком смысле, включая в себя не только образование и науку, но и социальное обслуживание, различные искусства, охрану традиционного наследия, воспитание молодежи, средства массовой коммуникации.

В данном исследовании анализируются как исходный уровень развития в сфере культуры в донефтяной период саудовской истории, так и процессы, протекавшие в 70-90-е годы. Для этой цели используются методы получивших большое развитие в последние десятилетия социологии развития и цивилизационного подхода в рамках социальной культурологии, как части наук об обществе и культуре. "Социологический подход позволяет выявить соотношение между нормой и действительностью, механизм реализации ценностных ориентаций и их роль в жизни общества, динамику и факторы культурных изменений, влияние культуры на социальные процессы и различные стороны жизни общества"(160, с.З).

Одним из зачинателей комплексного рассмотрения исторического процесса с учетом не только политических и экономических, но и социальных и культурных процессов в обществе был великий арабских историк Ибн Халдун. В своем известнейшем труде "Мукаддима"Ибн Халдун рассматривает социальную жизнь современного ему арабского общества, исходя из природы этой социальной жизни, принимая во внимание систему отношений внутри общества, уровень развития науки и ремесел.

Многообразие присуще каждой самостоятельной, в том числе и саудовской, национальной культуре, хотя она может не получить одинакового с другими культурами развития по всем направлениям. Религия, наука, образование, литература и каждый культурный компонент являются подсистемой обширной системы национальной арабской культуры, имеющей свою основу в глубинах арабо-исламской цивилизации. В современной мировой науке в рамках культурно-исторической школы работали сотни ученых во многих странах мира. Однако общим для большинства было названное американским социологом П.Сорокиным выделение "реально существующих, причинно взаимосвязанных и внутренне значимых организмов, отличных от всех смешанных культурных образований и малых культурных систем, а также от государства, нации, политических, религиозных, расовых, этнических и всех иных социальных групп."По мнению П.Сорокина, "эти цивилизации или культурные суперсистемы в сильной степени определяют жизнь, организацию и функции малых групп и культурных систем, менталитет и поведение индивидов, множество конкретных исторических процессов и тенденций"(154, с. 177).

Основываясь на предложенной концептуальной схеме, можно более успешно анализировать как состояние, так и и внутреннее развитие социокультурной системы, имеющей свои собственные закономерности и включающей как материальную культуру, так и духовную жизнь. В рамках этой системы существуют свои определенные компоненты -ценностно-смысловые элементы духовной культуры (например, ислам или традиционные социальные отношения в племени) и институциональные элементы политической культуры (власть шейха племени или традиция маджлис аш-шура). Понимание и определение перспектив развития национальной культуры боле реально только с учетом ее анализа в рамках цивилизационного, культурно-исторического подхода. Он, например, позволяет более полно проанализировать значение экономического развития в обществе для развития интеллектуальной культуры этого общества, которое опирается на традиционное наследие, но обусловлено ростом национального хозяйства.

Американский культуролог Дж.Стидмен продолжил и развил критику дихотомного подхода к развитию культур на материале сопоставления опыта стран Запада и Востока, сделав упор на выявлении внутреннего своеобразия каждой культуры в многообразии ее традиций и компонентов. Это позволило ему показать частичное сходство исторического развития различных цивилизаций при определении их содержательных отличий. Так, Дж.Стидмен оспаривает утверждение о том, что духовной жизни народов Востока свойственны статичность, мистицизм и отчужденность от реального мира, в то время, как последнему свойственны иные качества - рационализм, динамичность, научность, обращение к действительности и гуманизм, полагая, что последние качества присутствовали в некоторой степени и в культуре восточных народов (см. 155).

Например, известный исследователь ислама Г. фон Грюнебаум признавал "поразительный успех арабов-мусульман, выразившийся в установлении империи после нескольких военных походов против великих держав того времени."(147, с.1). Ведь "сохранение и укрепление господства, установленного на огромной и крайне гетерогенной территории сравнительно малочисленными арабскими армиями, тесно связаны с тем обстоятельством, что эти армии несли с собой особую идеологию" - ислам, в базисных основаниях которого "не было ничего, что не допускало бы ее интерпретации как универсального наследия, которое могло быть принято всем человечеством. Чем сложнее социальный организм и чем труднее политические проблемы, с которыми он сталивается, тем очевиднее функция идеологии как важнейшего средства консолидации. Идеология, сформулированная как вера, закон и правила социального поведения, нередко оказывается способной пережить политическую организацию, которая ее утверждала и развивала"(147, с.4). Это весьма приложимо к опыту Саудовской Аравии.

В настоящее время мусульмане составляют 1 млрд.чел., и их число продолжает непрерывно увеличиваться, что является важным условием дальнейшего развития исламской культуры. Общее воздействие ислама на многие элементы культуры - язык, искусство, образование, литературу, мораль, политику, социальную структуру, право и др. настолько велико, что невозможно не признавать роли ислама как определяющего фактора в развитии арабо-исламской цивилизации.

Объясняя появление европоцентристских воззрений, принижающих культурный потенциал восточных народов, египетский философ А.Абдель Малек указывал, что при такой постановке вопроса страны Востока изначально принимаются за пассивный, не обладающий исторической субъективностью объект, не самостоятельный и не обладающий суверенной властью над собой (127, с.78). Такой подход сводит все богатство восточной культуры к прошлому и полностью игнорирует современность, когда и начался новый период развития культур. Застой и отсталость, проявившиеся в социальном развитии Аравии до начала XX в., сменяются бурным развитием не только в сфере материальной культуры, благодаря заимствованию с Запада, но и развитием в сфере духовной культуры на базе ислама, особенно с 60-х годов XX в.

Очевидно, что идеи ислама для мусульман не устарели и остаются столь же ценными, как и века назад, несмотря на огромные изменения в сфере материальной культуры. "Исламская цивилизация представляет собой целостную систему мировоззрения и поведения, выросшую на основе фундаментального импульса и охватывающую все отношения человека - к Богу, миру и самому себе. Эта система достаточно близка западному мировоззрению, чтобы сделать ее интеллектуально и эмоционально понятной. Вместе с тем она довольно далека от нас, чтобы по контрасту дать более глубокое самопознание Запада"(148, с.1).

В условиях постиндустриального общества, когда развитие наукоемких отраслей становится решающим фактором прогресса, резко возрастает роль культуры, оказывающей прямое воздействие на процесс социального развития путем развития человеческого фактора. Успешное социально-экономическое развитие любой страны уже невозможно без выполнения такого важного предварительного условия как повышение уровня культуры и образования широких слоев населения и подготовки на этой основе квалифицированных национальных кадров для всех сфер жизнедеятельности общества. В условиях Саудовской Аравии эту важнейшую задачу в состоянии разрешить лишь государство.

Актуальность темы. Для всех развивающихся стран оптимальным решением проблем отсталости является устойчивое развитие, в котором наряду с активизацией традиционного культурного наследия становится необходимым внедрение элементов современной культуры. Для лидеров развивающихся стран при всем различии их реалий и разнообразии спектра подходов основная цель -преодоление отсталости через поступательный рост по четким ориентирам, способным ликвидировать отделяющую их от развитых государств культурную брешь.

Анализ развития культуры и просвещения, рассмотрение итогов государственной политики в этой важной сфере, по мнению автора, позволяет дать ответ на ряд основных вопросов текущего социального развития королевства.

Развитие сферы культуры является важнейшей частью социального развития, однако относительно последнего понятия в социологии существуют различные взгляды. Одни считают его процессом социальной гармонизации, т.е. достижение членами общества социального согласия, при котором эта гармония включает в себя полное насыщение в смысле биологическом, психологическом и социальном. Другие видят в социальном развитии максимальное развитие индивидуальных возможностей личности, насыщение социальных запросов человека или возведение личности на качественно более высокий уровень по всем показателям. Арабский автор по проблемам развития С. Ибрагим дает такое определение: "возникновение, полный, всесторонний и сбалансированный рост всех возможностей и потенций внутри данного объекта, независимо от того, будет ли данный объект отдельной личностью, группой или обществом". М. Г. Румейхи полагает, что "данные преобразования позволяют общественной формации обрести собственную производственную мощь, благодаря которой гражданин в конечном счете обретает лучший, постоянно повышающийся жизненный уровень и условия жизни"(107, с. 12). Таким образом, большинство авторов сходятся на том, что социальное развитие означает выведение человека с традиционного низкого на более высокий современный жизненный уровень. Это означает активную политику государства, подкрепляемую усилиями общества по рациональному использованию наличных возможностей и ресурсов ( см. 64; 102; 131; 146).

Отсюда можно заключить, что социальное развитие во всех своих проявлениях, в том числе и в сфере культуры, - это динамичный непрерывный процесс, идущий во всех направлениях. Как непрерывный процесс это развитие направлено на изменение общественного устройства, перемену центров притяжения в обществе, вскрытие многообразных возможностей с последующим приведением их государством в действие, с созданием новых опор современного государства для духовного и культурного преобразования масс.

Цель развития в сфере культуры - не только в ликвидации неграмотности, внедрении общего и специального образования, в повышении общего культурного уровня путем развития инфраструктуры, но также и в обеспечении государством права на труд и творчество, устранении безработицы путем повышения уровня занятости среди мужчин и женщин, улучшении питания, устранении причин преступности и развращения молодежи, в препятствовании всевозможным смутам и волнениям, в политической мобилизации всех членов общества в интересах общего блага. Эти цели должны достигаться не механически, не вмешательством внешних сил, но при сознательной деятельности государства и общества.

Противоположным развитию является процесс консервации отсталости, который неверно было бы сводить только к застою в экономической сфере. В широком и универсальном смысле отсталостью является, по определению М. Г. Румейхи, "отчужденность человеческих коллективов, живущих в определенной историко-культурной и экономико-географической среде, но чуждых ее естественной атмосфере, то есть неспособных позитивно взаимодействовать с ней для удовлетворения собственных социальных нужд, черпать ее богатства для жизни и движения вперед. Отсталость воплощает нарушение законов социально-классового равновесия, устраняет из оборота социальную гибкость, воплощая напряженность, подавленность, погубленные возможности, срыв свободного взаимодействия, утверждение замкнутости, мертвенности и застоя"(107, с. 17).

Идея развития основывается на целом ряде отправных пунктов, из которых главными видятся следующие: уравновешивание интересов нынешнего поколения с интересами поколений последующих, интересов ближайших и отдаленых; учет существующей структуры общества (классы, слои, группировки в их многообразии) с их различными позициями и запросами; общий культурный уровень общества, уровень индивидуального и общественного сознания; социальная психология, где важны степень готовности к революционному изменению и к принесению требуемых развитием жертв, степень ощущения собственной отсталости; акцент на гуманитарный аспект развития - образование, здравоохранение, социальную опеку, развитие сети культурных спортивных и других учреждений; характер существующего политического режима, степень сплочения масс вокруг него; характер идеологической ситуации в стране; позиции страны и общества в окружающем мире с учетом природных условий и традиционного культурно-исторического наследия (см. 64, с. 128).

Диссертант считает необходимым добавить к перечисленным отправным пунктам развития следующие:

- наличие научно обоснованных программ и целостной стратегии, которые привязаны к конкретным условиям данного общества и учитывают его текущее состояние;

- наличие в обществе человеческого потенциала, верного идее развития и совершенствования.

Дело в том, что местное общество "может сознательно отвергнуть так называемую технологию белого человека как не подходящую для его традиций, обычаев и порядков, даже если это вызовет разрушение данных обществ.", так как, "развивающиеся страны неизбежно сталкиваются с необходимостью пересмотра время от времени собственных планов развития, особенно с обнаружением негативных сторон процесса развития"(125, с.43).

В связи с этим, важно отметить, что наряду с разными концепцией "третьего мира"в арабской политологии возникла концепция "четвертого мира" для обозначения государств Персидского залива. Обосновывается это тем, что данные государства невозможно отнести по критериям экономическим, идеологическим или философским ни к одной из выделяемых групп развивающихся стран. По мнению М. Г. Румейхи, государства Залива несут две взаимоисключающие черты: "они подобны больному человеку, у которого за внешними признаками болезни скрыта истинная. У государств Залива присутствуют симптомы типа присущих развитому миру, с одной стороны, и, с другой, недуги, характерные для развивающегося (или слаборазвитого) мира. В результате возникает парадокс: социумы Персидского залива отличает высокий уровень национального дохода и отсталость в социально-экономическом развитии одновременно, причем на фоне высокого национального дохода численность населения низка"(107, с.12).

Стоит также учесть значение традиционного наследия -мусульманской культуры, важной частью которой всегда были образование и наука. На этапе формирования ее в \/11-\/111 вв. мусульмане изучали культуру и весь опыт предществовавших цивилизаций, обогащали его своим творчеством и использовали на благо развития. До второй половины XI в. наука на арабском языке шла в авангарде мировой культуры, хотя затем ее развитие замедлилось. Тем не менее, по выражению английского исламоведа У.Уотта, между глухим европейским средневековьем и эпохой Возрождения пролегла "великая эпоха переводов", когда европейская наука черпала знания из сочинений мусульманских ученых на арабском языке (см. 157, m.V). Это был один из факторов, что позволили европейским народам совершить свой рывок и встать во главе мирового процесса развития.

Арабская культура формировалась параллельно с арабской нацией, и понять ее можно лишь в комплексе разнообразных ее составляющих. В данном исследовании преимущественное внимание обращено на одну такую составляющую - просвещение и образование. В мусульманской трактовке понятие просвещения покоится на положениях мусульманской веры как целостной системы, призванной облегчить людям жизнь. Изучение религии всегда стояло среди первейших задач обучения, однако оно не отменяло важности светского образования. Преемственность культуры осуществлялась через образование.

С возникновения арабо-мусульманской культуры сформировались традиции исламского образования как открытого для всех, включающего самообразование, свободное проявление индивидуальности, разнообразие школ и программ. Создание первого университета современного типа "Низамийя"(по другим данным "Каравийин") английский историк Дж.Хуг относит к XI в. , обращая также внимание на широкий спектр специальных предметов и лекционную форму обучения, появившиеся тогда впервые (150, с.354). Ряд западных авторов (З.Хонке, Дж.Дауэнборн и др. - см. 150) указывают, что мусульманская педагогическая мысль внесла заметный вклад в разработку новых систем образования, в устроение этапов обучения - начального, среднего и высшего.

Важной особенностью формирования мусульманской системы образования в пору расцвета стала видная роль в этом государства. Мусульманские правители расходовали значительные средства на развитие науки и учебных заведений, привлекали ученых из многих стран, поощряли создание библиотек.

В королевстве государство взяло на себя руководство процессом социального развития, важной частью которого является развитие культуры, поскольку функцией системы образования является в широком смысле воспроизводство культуры.

Саудовская Аравия сумела сохранить многие элементы наследия традиционной арабо-мусульманской культуры, сочетая их с заимствованиями из мировой культуры. Это вызвано тем, что:

Во-первых, Саудовская Аравия - это мост между западным миром и Азией.

Во-вторых, по конституционному устройству здесь положения шариата приложены к деятельности большей части политических, экономических и социальных учреждений. Коран служит конституцией для власти и жизни. Саудовская Аравия хорошо адаптировалась к реалиям XX века, сохранив свой арабизм и мусульманское лицо, решительно утверждая собственным опытом применимость мусульманских порядков для управления, власти и политики независимо от времени и места. Она доказывает на опыте, что исламский строй не преграждает пути прогрессу и развитию, ибо основан на принципах справедливости, равенства, прогресса и развития.

В-третьих, в недрах королевства была найдена нефть, приумножившая экономический и политический вес государства.

В-четвертых, королевство - это та точка, к которой обращаются множество верующих. Это сообщает Саудовской Аравии особый религиозный статус и повышает ее роль на международном и региональном уровнях.

В-пятых, у королевства уникальный опыт построения единой нации, достижения в переводе государства из XVIII века в XX век за короткий промежуток времени.

Особая роль Саудовской Аравии в исламском и арабском мире, а также в жизни региона, ее мощное воздействие на культурно-религиозную сферу жизни огромных масс людей обусловливают актуальность и значимость исследования внутренней социо-культурной среды королевства как существенного фактора идеологического влияния, имеющего мировое значение.

Предмет исследования. Саудовское государство добилось небывалого продвижения вперед в целом ряде областей. Однако наряду с достигнутым высоким уровнем прогресса и роста не отрицается и наличие ряда социальных проблем. Это побудило диссертанта предпринять собственное исследование, сосредоточенное в русле ответа на вопрос: каковы основные проблемы социального развития в области культуры и народного образования, проявившиеся в ходе реализации государством своей долгосрочной стратегии в этих сферах?

Известно, что государство - важнейший институт политики, но государство также является важнейшим компонентом развития культуры. Государство играло и играет решающую роль в развитии и формировании всего процесса развития культуры в саудовском обществе. В данной работе наряду с рассмотрением общего развития саудовской культуры исследуются такие важные ее элементы как государственность, просвещение и подготовка кадров. Развитие саудовской государственности определяется принадлежностью к арабо-исламской цивилизации. Формирование государственности оказывается важнейшей предпосылкой развития культуры, государство выступает как организатор и решающий участник культурного строительства.

Развитие культуры рассматривается в связи с ее традиционной духовной и социальной основой, а также в качестве своеобразного "духовного производства", тесно связанного с бытийной основой существования общества, его хозяйственным и социальным развитием.

Образование анализируется прежде всего в виде социокультурного института - системы образования, включающего различные учебные заведения, что составляет важный элемент развития общества. Состояние образования более непосредственно, чем иные области культуры, зависит от политики государства.

Цель и задачи исследования. В данном исследовании поставлены следующие цели и задачи: выяснение конкретной социальной ситуации в Саудовской Аравии в донефтяной период и социальной эволюции общества в нефтяной период;

- анализ важнейших аспектов развития культуры в королевстве под углом зрения политики государства в рамках пятилетних планов;

- оценка политики государства в сфере образования как части социально-экономического развития и как одной из важнейших сторон национальной культуры;

- уяснение основных тенденций в развитии национальной системы образования и ее перспектив;

- выработка некоторых рекомендаций теоретического и практического свойства по преодолению ряда негативных последствий ускоренной модернизации в области культуры и, в частности, в сфере образования.

Научная новизна диссертации. Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нем впервые в научной литературе комплексно рассматриваются процессы культурной эволюции и политика государства в этой сфере под углом зрения взаимодействия культурных и социально-политических факторов развития и становления национальных институтов подготовки кадров как важного условия модернизации и трансформации королевства. Такой подход позволяет заполнть новую нишу в исследовании культурной среды королевства. В большинстве работ проблемы культуры и образования в королевстве не раскрывались в специальной связке как интегральная часть общегосударственной политики, а оценивались как самостоятельные явления, протекающие на фоне друг друга.

Научная и практическая значимость диссертации состоит в возможности использования ее выводов и рекомендаций для совершенствования стратегии национального развития и практического планирования в области культуры и также в сфере образования, учитывая стремление автора увязывать проблемы культурного развития с общим ходом социально-экономических преобразований в королевстве.

Методологическая основа исследования состоит в опоре на исторический метод. Пользуясь им, автор не ограничивается простым подбором информации, а анализирует исходный материал, предлагает обобщения и выводы, опирающиеся на факты. Кроме того, автор использовал некоторые подходы разработанной западными и арабскими исследователями социологии развития.

Историография темы. При работе над исследованием использовался широкий круг национальных саудовских и арабских источников по теме, а также разнообразный статистический материал. Прежде всего, это документы Высшего комитета по образовательной политике, документы министерства высшего образования, министерства просвещения и министерства планирования Саудовской Аравии, некоторых саудовских университетов, материалы ЛАГ и других межарабских организаций. Использовались материалы саудовской печати и некоторых арабских изданий.

Конкретно по данной теме в научной литературе не имеется специальных работ. Можно предположить, что часть исследователей руководствовалась определенными политическими подходами, а другая часть предпочла сосредоточить свое внимание и усилия на периоде древней и средневековой истории, на истории ислама или на узкоконкретных вопросах социального развития Саудовской Аравии. Однако, имеется ряд важных обобщающих работ арабских, западных и российских авторов, на достижения которых опирался диссертант в ходе работы над данным исследованием.

Исследование А. Хасана Абу Алийя "Социальное реформирование при короле Абдель Азизе" (Эр-Рияд, 1976) посвящено рассмотрению основных проблем социальной эволюции саудовского общества в донефтяной период. В то время, как внимание большинства историков было привлечено к событиям политической жизни Саудовской Аравии в годы правления короля Абдель Азиза, автор избрал объектом своего исследования социально-культурную историю в период, охватывающий около полустолетия. На основе большого фактического материала автор делает убедительные выводы. В частности, он отмечает превращение общества из замкнутого, закрытого в открытое, указывает на новый принцип стратификации саудовского общества по культурным и экономическим показателям, в то время как традиционный принцип трайбализма ушел в прошлое.

Исторические условия, в которых начиналась социальная трансформация саудовского общества, детально рассмотрены в книге известного саудовского государственного деятеля X. Вахбы "Пятьдесят лет на Аравийском полуострове"(Каир, 1960). В монографии английского автора Дж. Филби "Аравийские нефтяные авантюры"(Вашингтон, 1964) содержится обильный фактический материал, относящийся к периоду становления и развития нефтяной промышленности в Аравии.

Для верного понимания характера и значения экономического прогресса как важного фактора устойчивого развития культуры диссертант использовал работы известных арабских экономистов А. Ассаха, А. С. Дахляна, М. А. Каббани и других по разным аспектам экономического развития Саудовской Аравии

В монографии А. Н. Субеи "Воздействие открытия нефти на саудовское общество на примере Восточной провинции"(Эр-Рияд, 1989) автор убедительно и глубоко вскрывает противоречивое влияние нефтяного фактора на социальное развитие, указывает как положительные, так и отрицательные стороны его воздействия на традиции и обычаи, жизненный уклад, устройство жилья, обряды, организацию общественной жизни, народное искусство, то есть на то, что в совокупности составляет традиционное культурное наследие. Автор отмечает в своей работе, что с наступлением нефтяного периода истории аграрно-кочевое общество превратилось в промышленное общество, изменилась его структура, уровень культуры и доходов, профессиональная и бытовая ориентация его членов, исчезли многие социальные феномены, а прибывшая извне рабочая сила принесла с собой новые традиции и обычаи. Автор приводит много важных исторических сведений, но его работа лишена научного анализа и практических рекомендаций.

Использовался известный труд английского исламоведа У.Уотта "Влияние ислама на средневековую Европу" (1972), в котором показано большое положительное влияние, оказанное арабо-мусульманской культурой, на процесс общемирового культурного развития. В книге английского автора Л. Даниеля "Развитие традиционного общества"(1958) анализируется процесс внутренних перемен в традиционном восточном обществе в ходе его модернизации, рассматривается взаимодействие внешних и внутренних факторов, их влияние на социальное развитие. Диссертант учитывал некоторые важные выводы и обширный фактический материал в труде английского историка Дж.Хуга "Политика в области образования"(1984).

Исследование С. М. Челеби "Нефтяные доходы и изменения в саудовском обществе"(Джидда, 1989) содержит две части - теоретическую и описательную. В первой части исследовательница анализирует связи между процессом роста нефтяных доходов и изменением некоторых общественных ценностей, в том числе, отношений к образованию, работе, потреблению, семейным ценностям. Автор указывает, что в саудовском обществе меняется точка зрения на развитие, становящееся теперь желанной целью в обществе, что превращает индивида-саудовца из объекта в субъект преобразований, повышает степень его взаимодействия с обществом. Во второй части приводится большой фактический материал, полученный при полевых исследованиях, объектом которых стал город Джидда с пригородами. Автор строит свое исследование на конкретных ответах респондентов на вопросы анкеты, устами которых говорит само саудовское общество. Исследование свободно от тенденциозности в освещении положительных сторон саудовского развития.

Автор сумел ознакомиться с вышедшим на русском языке справочником "Современная Саудовская Аравия"(1998), содержащим сводные данные по системе образования королевства, а также с важнейшими положениями глубокой и интересной книги российского востоковеда Б. Ерасова "Социальная культурология"( 1996) и монографии "Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного"(1984), что существенно помогло теоретическому осмыслению проблем развития культуры, в частности, политике государства в сфере культуры. Большое значение имели для диссертанта труды Р.Н.Андреасяна, А.М.Васильева и А.И.Яковлева, посвященные рассмотрению различных сторон новейшей истории Саудовской Аравии.

Из новейших работ на арабском языке, посвященных проблемам образования, необходимо выделить исследование А. А. Джаляля "Облегченное образование и отстающее развитие. Введение в изучение системы образования нефтедобывающих стран Залива"(Эль-Кувейт, 1985). На основе рассмотрения большого фактического материала автор сосредоточивает свое внимание на оценке эффективности существующей системы образования в нефтедобывающих странах Аравийского полуострова, в том числе в Саудовской Аравии. Много внимания уделено анализу роли образования в социальном развитии общества, при этом автор особо выделяет роль государства, которое определяет и направляет процесс культурного развития. В работе прослеживается целый ряд проблем, встающих перед образовательным процессом в нефтедобывающих странах Персидского залива, главной из которых он видит проблему эффективности образования. Диссертант считает эту работу одним из немногих объективных исследований социального развития в его культурно-образовательном аспекте на материале нефтедобывающих стран Аравийского полуострова. В 1995 г. вышла новая книга А. А. Джаляля "Просвещение и развитие. Оценка достижений и противостояние вызовам в арабских государствах Залива", в которой содержатся сопоставительные данные и выводы по состоянию образования во всех нефтяных монархиях Залива, а также заключения о влиянии развития образования на общий процесс развития.

Отдельные вопросы развития культуры и проблемы саудовской системы образования на разнообразном фактическом материале освещаются также в работах саудовских и арабских авторов А. Васи, А. В. Ахмеда, М. С. Басама, Н. бен Абдель Азиза Дауда, С. X. Захрани, Р. А. Кильза, Ф. Т. Ибрагима, Д. Салеба и других.

Заключение диссертации по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)", Сауд Хусейн Саид Захрани

Заключение

Предпринятое в данном исследовании рассмотрение политики саудовского государства в культурно-образовательной сфере позволило проанализировать целый ряд вопросов социального развития саудовского общества в его культурных и образовательных аспектах.

За период с 1970 г. саудовское общество сумело совершить качественный рывок в своем культурном развитии, самым ярким проявлением чего стало развитие образования. В то же время, как пытался показать диссертант в своем труде, процесс социального развития при всем своем положительном значении имел многие несовершенства и вызвал к жизни ряд новых проблем, необходимость решения которых для саудовского общества крайне важна и актуальна. Выделив главные проблемы, диссертант проанализировал причины их появления и предложил пути их решения.

В ходе работы диссертант пришел к следующим основным выводам:

1) В период донефтяного развития в 20-50-е годы Саудовская Аравия переживала период внутренней трансформации общества, решались задачи преодоления застоя и отсталости. Объективные условия крайне затрудняли возможности для социального и культурного развития.

После создания единого государства усилилось воздействие наиболее развитой части - Хиджаза на остальные части королевства во всех отношениях, в том числе и в культурном. К тому времени в Хиджазе имелись учебные заведения трех типов (традиционные куттабы, государственные турецкие школы и частные школы), достаточно крупные библиотеки, выходили газеты, возникли общественные объединения в виде клубов.

Однако естественный процесс культурного развития был значительно ускорен последовательной и целенаправленной культурной политикой короля Абдель Азиза, который уделял постановке дела школьного образования огромное внимание. В 1926 г. был создан новый государственный орган -Государственное управление просвещением, начавшее методологическое и админстративное руководство саудовским образованием. Стало очевидно, что лишь усилиями государства можно было добиться реальных сдвигов в этой сфере. Уже тогда огромное внимание обращалось на фигуру учителя. Вопросам его подготовки, в условиях крайней нехватки национальных кадров, уделялось особое внимание, были созданы специальные учебные педагогические учреждения.

Важным культурным начинанием стало создание поселений для кочевников для закрепления их на земле. Этим решались как военно-политические и экономические, так и культурные задачи.

Тем не менее, несмотря на появление больших нефтяных доходов, в 50-60-е годы в обществе не было заметно ощутимых сдвигов в культурном развитии, процесс во многом шел стихийно.

2) Экономический прогресс благодаря нефтяному фактору стал сильнейшим двигателем устойчивого и широкого развития культуры. По мере роста добычи нефти и возрастания доходов от ее экспорта увеличивались финансовые возможности государства. Расходы на образование и развитие культуры стали занимать в ежегодных бюджетах и пятилетних планах социально-экономического развития все более видное место. По мере развития национальной экономики на основе нефтяного сектора появлялись все новые отрасли национального хозяйства, все больше людей включались в систему современного производительного труда. Новая технологическая среда потребовала формирования новых требований к труду и новых трудовых ориентаций, соответствующих вызовам времени и возросшим потребностям личности.

3) В нефтяной период в саудовском обществе произошли серьезные перемены. Благодаря развитию транспортной сети, быстрой урбанизации за счет роста крупных городов как промышленных центров, расширению деятельности иностранного капитала оформились новые социальные слои, важнейшими из которых являются: правящее семейство Саудидов, образующее правящий слой в обществе; саудовская буржуазия (подрядчики и торговцы, хозяева предприятий и владельцы больших финансовых состояний); рабочие, среди которых необходимо выделять национальную группу саудовцев и более многочисленных иностранных рабочих, к ним примыкают часть кочевников, частично занятых в сфере современного материального производства; национальная интеллигенция, чья численность быстро возросла за последние десятилетия; национальная бюрократия - государственные служащие, сформировавшиеся на основе массированного расширения сети государственного и административного управления, а также военных структур; новые феремеры, аналога которым не было в саудовской истории, которые используют в сельскохозяйственном производстве современные методы агрономии и ведения хозяйства. Сохранились и традиционные слои саудовского общества - служители религиозного культа, играющие важную и большую роль в жизни общества, а также кочевники, сохраняющие кочевой образ жизни.

4) В нефтяной период социально-экономическое развитие основывается на плановых началах. За три десятилетия расширяется число и площадь промышленных зон, что вызвало к жизни появление современного типа общественной жизни в городских условиях и использованием коммунальных удобств. Изменение структуры потребления и рациона питания саудовцев, повсеместное и масштабное развитие сети медиционских учреждений и расширение сети просвещения и профессионального обучения, качественное повышение уровня образования населения, в том числе высшего образования, привели к формированию общества с новыми чертами и характеристиками.

В ходе ускоренного социального развития начиная с 1970 г., в саудовском обществе начинает формироваться новая культурная среда, сочетающая традиционные основы (традиционные ценности, идеалы, нормы поведения и морали) с заимствованными на Западе иными базовыми ценностями. Основой саудовского общества было и остается верность исламу во всех жизненных проявлениях, но элементы нового стали видны в формировании новой трудовой этики, нового отношения к труду, по отношению к традиционным нормам поведения, ценностям и идеалам, в профессиональной ориентации молодежи, вступающей в жизнь.

К негативным явлениям в психологии саудовцев в нефтяной период можно отнести, в частности, следующие: неприятие к физическому труду, падение интереса к труду и возможности утверждения личности с помощью трудовой деятельности, нарушение восприятия связи между трудом и доходом, падение чувства социальной удовлетворенности среди молодежи, усвоение частью населения склонности к роскоши, предпочтение работы в государственном секторе.

5) В центре внимания культурной политики саудовского государства находится саудовец, развитие способностей которого и возможностей для реализации знаний и талантов является важнейшей целью. Все большее значение в культурном процессе стало приобретать обеспечение общества разнообразными товарами и услугами, а также возможностями для проведения досуга.

Государство в Саудовской Аравии является верным защитником ислама, способствует его распространению словом и делом, тем самым закрепляя исламскую основу саудовской культуры.

Государство обращает большое внимание и расходует значительные средства на развитие культуры, в частности, поддерживает фестивали традиционного искусства, поощряет спортивную деятельность и т.п.

6) В ходе социального развития саудовского общества произошли серьезные изменения и в политической культуре. Государство сознавало глубину разрыва между желаемым и возможным, вследствие этого принимало постепенные меры по развитию саудовской государственности, что стало важной частью общего процесса модернизации. При этом принималось во внимание особое положение саудовского государства в арабском и исламском мире. Принятые в 1992 г. законодательные акты создали правовую основу в дополнение к Корану для более адекватного соответствия реальности и регулирования текущих жизненных процессов, но при этом они учитывают традиции и идеалы саудовского общества, строго соответствуют шариату.

7) В нефтяной период государственная политика по развитию культуры и образования определялась прежде всего учением ислама и насущными интересами общества. Необходимость преодоления застоя и отсталости, закрепление высоких рубежей в социально-экономическом развитии требовали принятия комплексных мер по развитию культуры.

В основу развития культуры был положен принцип ее равнодоступности для каждого саудовца. Этим объясняется широкая разветвленность сети просвещения и ликвидации неграмотности в стране, достигающей самых отдаленных уголков королевства, а также бесплатность образования. Верность идеалам ислама потребовала разделения учащихся по полу.

8) Государство определило обеспечение саудовцев образованием в качестве своей обязанности. Этим вызвано неуклонное наращивание ассигнований на цели образования во всех бюджетах, несмотря на возникшие в 90-е годы финансовые проблемы. Особенное внимание было обращено на развитие высшего образования на базе существующих и новых университетов, ставших не только учебными, но и научными центрами.

Государство держит в своих руках руководство образовательным процессом на всех его уровнях -начального, среднего и высшего, во всех формах -общеобразовательного, специального и религиозного. Руководство осуществляется через соответствующие правительственные ведомства, которые отвечают за планирование, контроль и совершенствование образования в соответствии с уровнем мирового развития.

Государство направляло развитие образования в соответствии с ходом социально-экономического развития страны, с возникавшими переменами в системе управления или в хозяйственной жизни.

Постоянное внимание государство уделяло развитию женского образования, которое является одной из основ подъема нации и общества.

Среди общих целей образования главными являются следующие: воспитание гражданина, предоставление учащемуся необходимого объема знаний для его дальнейшей деятелности, выработка у учащегося активного отношения к жизни, утверждение достоинства личности и желания развивать свои способности и таланты, привитие любви к труду.

9) Важную роль в образовательном процессе имеют учебные программы. Предлагаемые юному и взрослому контингенту учебные планы, программы и методы обучения не всегда способствовали всестороннему развитию учащегося и достижению тех целей, которые ставило государство перед образовательными учреждениями.

Любая программа должна строиться вокруг обучающегося, как главной фигуры, учитывать как потребности общества, так и специфику личности. Программа содержит не только перечень объема необходимых знаний, но и включает все виды деятельности обучающегося в учебном заведении с целью максимально полного раскрытия его возможностей и способностей. Это вызывает необходимость достаточной гибкости программы.

Анализ учебных программ в средних общеобразовательных учебных заведениях показал имеющие часто место упущения в планировании, компоновке, оценке и совершенствовании программ, в нечеткости критериев оценки знаний, неучитывании индивидуальных особенностей учащихся.

Во избежание опасности отставания Саудовской Аравии от передовых наций, диссертант предлагает принципиально пересмотреть подход к постановке образования в королевстве и при этом особое внимание уделить именно учебным программам.

10) По-прежнему важным средством развития культуры является подготовка национальных педагогических кадров. Учитель - это основная фигура педагогического процесса, он закладывает в сознание подрастающего поколения основы знаний, передает им свой опыт, формирует их мышление, формирует отношение к окружающей действительности.

В саудовской действительности имеется немало проблем в системе педагогического образования, в числе которых низкий социальный статус учителя, недостаточный уровень профессиональной подготовки, недостаточное внимание к нему со стороны общества, уклонение молодежи от педагогической деятельности. Тем не менее в нефтяной период была решена главная задача - создание сети педагогических учебных заведений разного уровня и специализации, мужских и женских. Теперь выдвинулась проблема повышения качества подготовки учителя, использования им современных методик и технических средств обучения, внимания к психологии учащихся и их индивидуальным особенностям.

11) При анализе культурного развития в Саудовской Аравии нельзя обойти вниманием такие сложные и взаимосвязанные явления как неграмотность и безработица. Неграмотность была и остается важнейшим препятствием на пути прогресса любого общества. В королевстве за последние десятилетия достигнуты большие успехи в ликвидации неграмотности, обучении тысяч людей умению читать и писать. Однако неграмотность приобрела новые формы, это технологическая неграмотность, вызванная нежеланием продолжать обучение и пользоваться всеми достижениями информационных и других систем, предоставляемых современной техникой.

Безработица в Саудовской Аравии имеет специфические черты и во многом порождена недочетами в постановке образовательного процесса. Переизбыток специалистов с высшим гуманитарным образованием и нехватка инженеров и техников, а также рабочих высокой квалификации - явление распространенное во всех арабских нефтедобывающих странах Залива.

Решение этой непростой проблемы возможно не только путем последовательного проведения политики саудизации рабочей силы, но и путем перестройки постановки дела образования и совершенствования учебных программ.

12) При анализе развития системы образования в Саудовской Аравии встает вопрос о степени ее эффективности. Огромный объем государственных ассигнований и наличие широко разветвленной сети образования создают объективные условия для непрерывного повышения качества образования. Тем не менее, эти возможности не всегда используются с надлежащим эффектом.

Государственные органы управления образованием обнаружили низкую степень эффективности образования как на уровне начального образования (для мальчиков и девочек), так и на уровнях неполного среднего и полного среднего образования. Большой процент отсева - до 8% на этапе полной средней школы - побуждает к усилению внимания для решения этой проблемы.

Возможными путями решения проблемы повышения эффективности образования являются: совершенствование учебных планов, пересмотр методов оценок и контроля, ограничение возрастных рамок для учащихся на каждом уровне системы образования, совершенствование квалификации учителей и администраторов, продолжение научно-педагогической работы в этом направлении.

13) Долгосрочные перспективы развития системы образования определяются не только показанными выше внутренними факторами и обстоятельствами. Большое влияние имеет и внешний фактор, так как глобализация современных процессов, идущая перестройка мировой экономики наряду с возрастанием внешних угроз и вызовов побуждают все развивающиеся страны к совершению нового рывка.

Для королевства заметно обострилась ситуация с экономикой и безопасностью. Настоятельно необходимо ускорение диверсификации национальной экономики для сокращения зависимости страны от поступления нефтяных доходов. Не менее важно сокращение численности иностранной рабочей силы.

Названные основные причины побуждают не довольствоваться существующими успехами в деле развития образования, а стремиться к его дальнейшему совершенствованию. На этом пути возможно все более тесное сотрудничество и координация усилий арабских стран Залива, а также использование большого потенциала ООН и ЮНЕСКО.

В современных условиях меняются подходы к образованию, оно становится все более гибким и непрерывным. Все большую важность и распространенность приобретают технические достижения. Возрастает внимание к проблемам экологии.

В столь непростых условиях саудовское государство обращает все большее внимание к развитию национальной культуры, основой которой является ислам, с тем, чтобы путем развития традиционных основ культуры и внедрения мировых достижений в сфере культуры сделать общество устойчивым и способным к стабильному развитию. Тем более возрастает значимость такой важной части национальной культуры, как образование.

Естественно, саудовское общество не остается закрытым, хотя ориентировано оно исключительно на арабо-мусульманские ценности, которые в их крайних формах могут входить в противоречие с ценностями идеологии и культуры западного мира.

В этом конфликте нет разрушительного начала, однако он создает сопротивление процессу вхождения Саудовской Аравии в мировое сообщество. Индивид, имеющий аравийские культурные корни, часто не может гармонично вписаться в окружающую среду за пределами привычного ареала обитания. Это во многом связано с тем, что местные ценности обусловлены ригоризмом традиционной жизни в пустыне и усвоены общественным сознанием, при котором член общины не свободен в выборе так, как его конкурент в либеральном обществе.

Навязанные идеологические стандарты и религиозные стереотипы могут обеднять видение многомерного материального мира и акцентировать только те аспекты общественного и индивидуального сознания, которые отвечают интересам традиционной бедуинской общины. В этом есть свои плюсы и минусы. Однако магистральный путь, видимо, пролегает не через чрезмерную концентрацию на исторических ценностях и устоях, а на мобилизации в русле мировых культурно-образовательных достижений. Поэтому задача состоит в том, чтобы политика государства в культурно-образовательной сфере отвечала на перспективу именно этим высоким и необходимым критериям.

Структура системы образования Саудовского королевства в 1991 году

Медицин скис & инженерные факультеты

Теореткч сосне" факультеты

•С аудовсгие авяашвш ■Обучение арабскому хзвзку явговсряцих на нем

•М СДИЦКН. ТС1КЮСу1Л

•Практика в ГА "Колледж управления ■Саудовскахвмпотн»» вддокистрация •П очг ов ый т ехшаум

Курсы хр<£а1 нпшты ■ Ш коды с ишгерсв ■Школы радио и тедефояной связи ■Техникумы Мш1Се£ь* со®

•и У првлешя портов •Ц ентр гумвикга$кого развитии Янбо

Цеигр гуамнитврясго развития в Джаэипъ «Р <ме сланные учтищь •Профтехучилища *Н »родное обр по« «яке

5 4 3 I П $ 1

I I тт и е 5 6 6 5 г 1 м 6 5

4 а 4 в 3 Й 3

6 и 2 в м 2 а 1 а 1

-------

Техннчссские [~| факультеты I ' 1 и ин статуты^ А шш

1 £ I

16 м и, в О

В едсмственная 1 Высшее система образования образование

Специальное обрдеование

Техническое образование

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Сауд Хусейн Саид Захрани, 2000 год

1. Справочные издания и официальные публикации (на арабском языке)

2. Арабская валютная организация. Отчет за 1992 год. Эр-Рияд, (б.г.).

3. Арабская валютная организация. Статистический отчет за 1992 год. Эр-Рияд. (б.г.).

4. Всемирная декларация о всеобщем праве на образование и организация работы по обеспечению основных нужд образования (конференция в Джаматине, 1990 г.). (б.и.), (б.г.).

5. Высший комитет образовательной политики Саудовского Королевства. Образовательная политика Саудовского Королевства, (б.м.), 1966.

6. Высший комитет образовательной политики Саудовского Королества. Образовательная политика Саудовского Королевства. Эр-Рияд, 1970.

7. Высший комитет образовательной политики Саудовского Королевства. Образовательная политика Саудовского Королевства. Эр-Рияд, 1980.

8. Государственное управление женского образования Саудовского Королевства. Статистическая справка за 1996 год. Эр-Рияд, (б.г.).

9. Государственное управление по делам молодежи Саудовского Королевства. Отчет за 1996 год. Эр-Рияд, (б.г.).8а. Индекс прожиточного минимума, 1999 г.

10. Королевство Саудовская Аравия, Эр-Рияд, Б.М.

11. Лига арабских государств. Итоговый доклад 3-й конференции министров просвещения арабских стран. Каир, 1968.

12. Международный банк реконструкции и развития. Обзор мирового развития. Каир, 1993.

13. Мекканский университет. Путеводитель, 1985. Мекка, 1985.

14. Министерство высшего образования Саудовского Королевства. Высшее образование в королевстве, (б.м.), 1980.

15. Министерство высшего образования. Доклад на Арабской региональной конференции, (б.м.), 1998.

16. Министерство высшего образования. Доклад на арабской региональной конференции, б.м., 1998.

17. Министерство высшего образования Саудовского Королевства. Отчет за 1983 год. (б.м.), (б.г.).

18. Министерство высшего образования Саудовского Королевства. Отчет за 1996 год. (б.м.), (б.г.).

19. Министерство высшего образования Саудовского Королевства. Статистические данные о высшем образовании в Королевстве. Эр-Рияд, 1986.

20. Министерство высшего образования Саудовского Королевства. Статистические данные о высшем образовании в Королевстве, (б.м.), 1996.

21. Министерство планирования Саудовского Королевства. Достижения планов национального развития, (б.м.), 1992.

22. Министерство планирования Саудовского Королевства. Достижения планов национального развития, (б.м.), 1996.

23. Министерство планирования Саудовского Королевства. Отчет за 1992 год. (б.м.), (б.г.).

24. Министерство планирования Саудовского Королевства. Отчет о выполнении плана развития, (б.м.), 1990.

25. Министерство планирования Саудовского Королевства. Первый план развития. Эр-Рияд, (б.г.).

26. Министерство планирования Саудовского Королевства. Указания и постановления Совета Министров о планировании в Саудовском Королевстве. Постановление № 1368 от 1980 г. (б.м.), (б.г.).

27. Министерство планирования Саудовского Королевства. Стратегия четвертого плана развития, (б.м.), 1985.

28. Министерство планирования Саудовского Королевства. Стратегия пятого плана развития, (б.м.), 1990.

29. Министерство планирования Саудовского Королевства. Третий план развития. 1980-1985. (б.м.), 1981.

30. Министерство планирования Саудовского Королевства. Четвертый план развития. Эр-Рияд, 1985.

31. Министерство планирования Саудовского Королевства. Пятый план развития. Джидда, б.г..

32. Министерство планирования Саудовского Королевства. Шестой план развития 1415-1420. Эр-Рияд, б.г..

33. Министерство просвещения Саудовского Королевства. Очерк становления и развития образования в Королевстве Саудовская Аравия.Доклад на 14-й конференции министров просвещения стран Залива. Доха, 1997. (б.м.), (б.г.).

34. Министерство просвещения Саудовского Королевства. Развитие образования в Королевстве Саудовская Аравия. Доклад на 43-й международной конференции по вопросам просвещения. Женева, 1992. (б.м.), (б.г.).

35. Министерство просвещения Саудовского Королевства. Сводная статистика образования, 1995. (б.м.), (б.г.).

36. Министерство просвещения Саудовского Королевства. Сводная статистика образования, 1996. (б.м.), (б.г.).

37. Министерство просвещения Саудовского Королевства. Центр информации и документации. Документы. Вып.33-34. "Совершенствование", (б.м.), 1994.

38. Министерство просвещения Саудовского Королевства. Центр информации и документации. Документы. Вып.39. "Эффективность образования", (б.м.), 1998.

39. Министерство просвещения Саудовского Королевства. Центр информации и документации. Сорок лет деятельности Министерства просвещения на ниве образования. 1953-1993. (б.м.), 1993.

40. Министерство торговли Саудовского Королевства. Отчет за 1992 г. (б.м.), (б.г.).

41. Мусульмнский университет имени имама Мухаммада Ибн Сауда. Путеводитель, 1990. Эр-Рияд, (б.г.).

42. Основной закон о власти в султанате Неджд и Королевстве Хиджаз. (б.м.), 1926.

43. Основные положения о власти в Королевстве Саудовская Аравия. Эр-Рияд, 1992.

44. ПЕТРОМИН. Отчет за 1994 г. (б.м.), (б.г.).

45. Положение о губернаторах и административных советах. На основании королевского декрета № 191-41 от 23.02.1940. (б.м.), (б.г.).

46. Положение о провинциях в Королевстве Саудовская Аравия. Эр-Рияд, 1993.

47. Положение о Совете Министров в Королевстве Саудовская Аравия. Эр-Рияд, 1993.

48. Саудовский Совещательный совет. Положение и регламент, (б.м.), 1993.

49. Соглашение между саудовским правительством и японской нефтяной компанией. 2-е изд. Мекка, 1964.

50. Справочник о высшем образовании в Королевстве Саудовская Аравия, (б.м.), 1996.

51. Университет имени короля Абдель Азиза в Джидде. Заметки и факты. Джидда, 1996.

52. Университет имени короля Сауда в Эр-Рияде. Статистическая справка, 1996. Эр-Рияд, (б.г.).

53. Центральное управление планирования саудовского Королевства, первый пятилетний план (1970-1975). (б.м.), (б.г.).1. На английском языке:

54. The Arab Economic Report 1986. Beirut, 1987.

55. The Economic Intelligence Unit. Country Profile. Saudi Arabia. 1996-97. L.,1996.

56. IMF Direction of Trade Statistics Yearbook 1988. Wash., 1988.54a. Desentralization for National Local Development. N.Y., 1962.

57. IMF. Direction of Trade Statistics Yearbook 1988, Washington 198854b. Fift development plan. Jedda.1. На русском языке:546. "Современная Саудовская Аравия. Справочник". М., 1998.

58. Монографические и специальные исследования (на арабском языке)

59. Абдель Азиз, Амир Дасуки. Расселение на земле бедуинов в Королевстве Саудовская Аравия. Деревня имени короля Фейсала в Южной провинции. Мекка, 1992.

60. Абдель Васи, Абдель Ваххаб Ахмед. Образование в Королевстве Саудовская Аравия. Нынешняя действительность и видимое будущее. Джидда, 1993.

61. Абдель Салям Джафар. Саудовская система управления. Каир, 1977.

62. Абу Бакр А.Р. Современная поэзия в Хиджазе в 1916-1948 гг. Каир, 1977.

63. Абу Алийя, Абдель Фаттах Хасан. Социальное реформирование при короле Абдель Азизе. Эр-Рияд, 1976.

64. Аккад Салах. Аравийский полуостров в новейшее время. Каир, (б.г.).

65. Альвани Хасан. Устройство местных советов в развивающихся государствах на примере Египта. Магистерская диссертация. Каир, 1977.

66. Ансари А.К. Энциклопедия Джидды. т.1. Каир, 1983.

67. Арслан Шекиб. Приятные воспоминания в душе паломника к святым местам. Каир, (б.г.).

68. Асаед Мухаммад Фаез. Проблемы развития "третьего мира". Эр-Рияд, 1984.

69. Асса Ахмед.Чудо в песках. Бейрут, 1971.

70. Ассаф Салех Бен Хамад. Введение в изучение этики. Эр-Рияд, 1995.

71. Аттар Ахмед Абдель Гафур. Капля с пера. Каир, 1955.

72. Ахдар Фарук. Приватизация в саудовской экономике. Теория и практика. Джидда, 1994.

73. Аяда Абдалла ибн Абдель Рахман. Памятка учительнице. Эр-Рияд, 1991.

74. Бассам Маха Салех. Второгодничество и отсев в женской начальной школе Королевства Саудовская Аравия в 19701980-е годы и их связь с 1-м и 2-м планами развития. Магистерская диссертация. Эр-Рияд, 1983.

75. Батнуни М.Л. Хиджазское путешествие, б.м., 1911.

76. Битлгейм Ш. Планирование и развитие, (пер.с англ.). Каир, 1968.

77. Васильев А. История Саудовской Аравии, (пер.с русск.). Москва, 1986.

78. Вахба Хафиз. Аравийский полуостров в XX веке. Каир, 1961.

79. Вахба Хафиз. Пятьдесят лет на Аравийском полуострове. Каир, 1960.76. "Высшее образование в Королевстве Саудовская Аравия". Эр-Рияд, 1998.

80. Гадири Нихад. Великий вызов. Бейрут, 1965.

81. Дауд Насер Бен Абдель Азиз. Причины отсева из неполной средней школы в Королевстве Саудовская Аравия. Эр-Рияд, 1982.

82. Дахлян Абдалла Садык. Достижения промышленности Королевства Саудовская Аравия. Джидда, 1994.

83. Дахлян Ахмад Хасан. О внутренней политике Королевства Саудовская Аравия. Джидда, 1984.

84. Джаир X. Эр-Рияд: этапы истории. Эр-Рияд, 1966.

85. Джаляль Абдель Азиз Абдалла. Облегченное образование и отстающее развитие. Введение в изучение образовательной системы нефтедобывающих стран Залива. Кувейт, 1985.

86. Джаляль Абдель Азиз Абдалла. Проблемы образовательной системы и приоритеты развития нефтедобывающих стран Аравийского полуострова, (б.м.), 1984.

87. Джаляль Абдель Азиз Абдалла. Просвещение и развитие. Оценка достижений и противостояние вызовам в арабских государствах Залива (1985-1995). Эр-Рияд, 1995.

88. Джамаль A.M. что происходит в Хиджазе. Каир, 1945.

89. Заркали Х.Д. Аравийский полуостров в эпоху короля Абдель Азиза. ч.И. Бейрут, 1977.

90. Захед Зугейр Хасан и Шавваф Саляма Ахмед. Социальная активность в новых саудовских поселениях. Джидда, 1995.

91. Захрани Сауд Хусейн и др. Оценка саудовских программ. Полевое исследование, выполненное для министерства просвещения в 1995 г. Джидда, 1995.

92. Захрани Сауд Хусейн. Саудовский учитель. Подготовка, совершенствование, оценка работы. Джидда, 1995.

93. Зейдан Мухаммад Мустафа. Эффективность труда учителя. Джидда, 1981.

94. Зогби Мухаммад Ахмед. Общественное преобразование. Бейрут, 1978.

95. Ибн Хадлул Сауд. История королей династии Саудидов. Эр-Рияд, 1963.

96. Каббани Мухаммад Абдель Азиз. Сельское хозяйство и развитие деревни в Королевстве Саудовская Аравия. Мекка, 1993.

97. Каддура Захия. Аравийский полуостров и его политические формирования. Бейрут, (б.г.).

98. Кильза Раджаб Ахмед и Ибрагим Фавзи Taxa. Современные программы. Мекка, 1996.

99. Кусейби Гази. Развитие и университеты Залива. Доклад на 1-й конференции ректоров университетов государств-членов Совета сотрудничества арабских стран Залива. Манама, январь 1982 г. (б.м.), (б.г.).

100. Кутбхана Исмаил ибн Халил и Холи Хасан Ахмед. Социальное развитие и преобразования в Королевстве Саудовская Аравия. Джидда, 1992.

101. Лакост Ив. "Третий мир"и география голода. Бейрут, 1969.

102. Машхас Мухаммад Абдель Хамид. Современная демография Королевства Саудовская Аравия. Джидда, 1995.

103. Мешан Бенуа. Абдель Азиз Сауд. Жизнь героя и рождение королевства, (пер. с франц.). Бейрут, 1965.

104. Мубарак Мухаммад. Исламский строй. Власть и управление. Бейрут, 1974.

105. Намек Салахаддин. Проблемы экономической отсталости. Каир, 1968.

106. Нафыф Х.М. Прошлое и настоящее Хиджаза. Каир, 1930.

107. Hyp Осман Хасан Мухаммад. Трудовой контингент государств-членов Совета сотрудничества арабских стран Залива в настоящее время и в перспективе. Эр-Рияд, 1993.

108. Раджаб Омар аль-Фарук Саейд. Очерки географии Королевства Саудовская Аравия. Джидда, 1979.

109. Рихани А. Арабские короли. ч.1. Бейрут, 1951.

110. Румейхи Мухаммад Ганем. Что тормозит социально-экономическое развитие общества в современных арабских государствах Залива. Кувейт, 1974.

111. Рушейд Ахмед. Местное управление в Королевстве Саудовская Аравия. Джидда, 1981.

112. Рушейд Ахмед. Структура власти и местного управления. Научные понятия и объекты исследования. Каир, 1977.

113. Рушейд Ахмед. Управление развитием и развитие управления. Прикладные исследования о Королевстве Саудовская Аравия и Объединенных Арабских Эмиратах. Джидда, 1979.

114. Сабан М.С. Хиджазская литература и зарождение поэзии. Каир, 1958.

115. Саббаб Ахмед аль-Апи. Планирование и экономическое развитие в Королевстве Саудовская Аравия. Джидда, 1985.

116. Садек Мухаммад Тауфик. Становление власти и управления в Королевстве Саудовская Аравия. Эр-Рияд, 1965.

117. Садек Мухаммад Тауфик. Становление власти и управления в Саудовской Аравии. Эр-Рияд, 1960.

118. Салиба Джамиль. Перспективы просвещения в арабских странах. Бейрут, 1967.

119. Саллум Хамад Ибрагим. Общее образование в саудовском королевстве. Вашингтон, 1991.

120. Саллум Хамад Ибрагим. Руководство образованием в Королевстве Саудовская Аравия. Кн.2. Развитие образования в саудовском королевстве. Эр-Рияд, 1985.

121. Саллум Х.И. Высшее образование в Королевстве Саудовская Аравия. Вашингтон, 1991.

122. Салум Юсеф Ибрагим. О стратегии плана развития в Королевстве Саудовская Аравия. Эр-Рияд, 1986.

123. Санаби С.Б. Развитие образования и министерство просвещения за 25 лет. "ат-Таустик ат-Тарбауи", 1978. апр., №15.

124. Сумали Ахмед Муслех. Внутренняя миграция в Королевстве Саудовская Аравия, (б.м.), 1991.

125. Сумбуль Абдель Азиз Абдалла и др. Система образования в Королевстве Саудовская Аравия. Эр-Рияд, 1996.

126. Субеи Абдалла Насер. Воздействие открытия нефти на жизнь общества в Восточной провинции Королевства Саудовская Аравия. Эр-Рияд, 1989.

127. Турки Абдалла ибн Абдель-Мухсин. Ислам и права человека в Королевстве Саудовская Аравия. Эр-Рияд, 1997.

128. Уджуба Мухтар и Сави Фавзи. Социальные услуги и проблемы развития в развивающихся странах. Эр-Рияд, 1981.

129. Фарджани Надер. Занятость в арабских странах. Амман, 1994.

130. Фарси Фуад Абдель Салям. Саудовское уравнение: самобытность и современность. Джидда, 1991.

131. Хайят Абдийя Исмаил. Роль высшего образования в социально-экономическом развитии саудовского королевства. Джидда, 1983.

132. Хакиль Сулейман Абдель Рахман. Образовательная политика в Королевстве Саудовская Аравия. Эр-Рияд, 1989.

133. Хамза Фуад Хамза. Аравия. Мекка, 1932.

134. Хасан Абдель Басит Мухамад. Социальное развитие. Каир, 1970.

135. Хассан Мухаммад. Базовое образование. Теория и практика. Бейрут, 1993.

136. Хинди Салах Дияб и Альян Хишам Амер. Разработка и совершенствование программ. Амман, 1989.

137. Челеби Сарват Мухаммад. Нефтяные доходы и сопутствующие им изменения в саудовском обществе. Джидда, 1989.

138. Шаккави Абдель Рахман Абдалла. Управление развитием в Королевстве Саудовская Аравия и вызовы современности. Эр-Рияд, 1994.

139. Шамих М.А.Р. Образование в Мекке и Медине в конце Османской эпохи. Каир, 1985.

140. Шафеи Мухаммад Заки. Экономическое развитие. Каир, 1981.

141. Шериф Абдель Рахман Садек. География Королевства Саудовская Аравия. Джидда, 1995.

142. Шехата Али. Рабство: мы и Америка. Дамаск, 1957.

143. Шукри Алья Мухаммад. Некоторые проявления социально-культурных преобразований в арабской отчизне. Полевое иследование культуры отдельных социумов в Королевстве Саудовская Аравия. Каир, 1979.

144. Шхейль A.M.Образование современного саудовского государства. Эр-Рияд, 1984.

145. Ямани Мухаммад Абдо. Университеты Королевства Саудовская Аравия, (б.м.), (б.г.).1. На английском языке:

146. Abdel Malek A. Civilizations and Social Theory. Albany, 1981.

147. Brown E.H. The Saudi Arabia-Kuwait Neutral Zone. Beirut, 1963.

148. Chaudry K.A. The Price of Wealth. L., 1997.

149. Daniel L. The Passing of Traditional Society. Glencoe, 1958.

150. Grunebaum G.E. Islam: The Search for Cultural Identity. Berkley-Los Angeles, 1962.

151. Grunebaum G.E. Islam Essays in the Nature and Groth of Cultural Tradition. L., 1964.

152. Hajalton Basheer M.O. Islam Moral Education. Makkah, (n.d.).

153. Hough G.R. Educational Policy. L., 1984.

154. Howarth D. The Desert King Ibn Saud and his Arabia. N.Y.-L., 1964.

155. Nasr S.H. Islam and the Plight of Modern Man. L.-N.Y., 1975.

156. Philby H.S.J. Arabian Oil Ventures. Wash., 1964.

157. Sorokin P. Sociological Theories of Today. L.-N.Y., 1966.

158. Steidman J.M. The Myth of Asia. N.Y., 1969.

159. Ybrahim G.E. The New Arab Social Order. A Study of Social Impact of Oil Wealth, б.м., 1982.

160. Watt W.M. The Ifluence of Islam on Medieval Europe. Edinburg Un.Press, 1972.1. На русском языке:

161. Андреасян P.H. Нефть и арабские страны. 1973-1983. М., 1990.158а. Яковлев А.И. Саудовская Аравия: пути эволюции, М., 19991586. «Аль-Арабийя эль-Саудийя аль-яум» Эр-Рияд.

162. Васильев A.M. История Саудовской Аравии. М., 1999.

163. Яковлев А.И. Саудовская Аравия: пути эволюции. М., 1999.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 85735