Портрет в автобиографической прозе художников первой половины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Олюнина Маргарита Владимировна

  • Олюнина Маргарита Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 200
Олюнина Маргарита Владимировна. Портрет в автобиографической прозе художников первой половины XX века: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2023. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Олюнина Маргарита Владимировна

Введение

Основная часть

Глава 1. Семантика портрета в автобиографической прозе

1.1 Документальная и художественная автобиография как теоретическая проблема

1.2 Феномен портрета в живописи и словесном творчестве

Выводы по главе

Глава 2. Средства словесной живописи в создании портрета узнаваемой личности в прозе русских живописцев первой половины XX вв

2.1 Образ детства и словесный портрет ребёнка в автобиографической прозе живописцев: М.В. Нестеров и И.Е. Репин

2.2 Экфрасис в творчестве И.Е. Репина «Далёкое близкое» и К.С. Петрова-Водкина ««Хлыновск. Пространство Эвклида»

2.3 Портрет на фоне русского пейзажа: черты парсуны и иконы в изображении русской души М.В. Нестеровым

2.4 Русский национальный характер в портретах-воспоминаниях

К.А. Коровина

Выводы по главе

Глава 3. Этюд, жанровая зарисовка и портретная галерея в мемуарах русских художников

3.1 Портрет в эпистолярном и публицистическом наследии В.М. Васнецова и В.А. Серова

3.2 Юрий Анненков как создатель «второй портретной галереи» в книге «Дневник моих встреч. Цикл трагедий»

3.3 Приёмы словесной живописи в «Дневнике моих встреч» Ю. Анненкова

Выводы по главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Портрет в автобиографической прозе художников первой половины XX века»

Введение

Автобиографическая проза является феноменом, неизменно привлекающим внимание филологов, историков литературы, культуры. Проза живописцев обладает своей особенной притягательной силой, поскольку «изображение» мастерами переносится в словесное пространство, т.е. художник, занятый изобразительным искусством, становится своеобразным переводчиком с «языка кисти» на язык слов. В настоящее время существует ряд работ, посвященных словесной живописи и феномену словесного портрета в истории прозы и поэзии. Среди них можно выделить современные исследования В.В. Башкеевой1, С.А. Васильева2, Н.М. Гурович3, Л.Н. Дмитриевской4, С.Н. Колосовой5, И.Г. Минераловой6, И.С. Рудневой7, А.Е. Секриеру8 и др., что указывает на актуальность изучения словесного портрета. Портретом как явлением в художественной словесности в соотнесенности с портретом в изобразительном искусстве особенно продуктивно стали заниматься искусствоведы и филологи в 20-е годы ХХ века. Опираясь на их исследования, следует уточнить, что под термином «портрет» в данной работе понимается «одно из средств создания образа героя через изображение внешнего облика, являющееся особой формой постижения

1 См. Башкеева В.В. От живописного портрета к литературному: русская поэзия и проза конца XVIII - первой трети XIX в. Улан-Удэ, 1999. 270 с.

2 Васильев С.А. Женский портрет в прозе М.М.Хераскова // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. Т. 157. 2015. Книга 2. С. 69-78.

3 См. Гурович Н.М. Портрет персонажа в структуре эпического произведения: гротескный и «классический» типы (На материале романов Н.В. Гоголя «Мертвые души» и М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»): автореф. дисс. ... д-ра филол. наук: 10.01.08. М., 2009. 26 с.

4 См. Дмитриевская Л.Н. Словесная живопись в русской прозе XIX - начале XX вв.: дисс. ... док-ра филол. наук: 10.01.01. Москва, 2013. 354 с.

5 См. Колосова С.Н. Портрет в русской лирической поэзии. М.: Литера, 2011. 294 с.

6 См. Минералова И.Г. Портрет героини в прозе А.С. Пушкина и И.С. Тургенева. // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. М.: МГУ ПС (МИИТ), 2014. Вып. № 5 (46). С. 132-136 (в соавторстве с Аль Кайси Аят Юсеф).

7 Руднева И.С. Искусство словесного портретирования в русской мемуарно -автобиографической литературе второй половины XVIII - первой трети XIX вв.: дисс. ... док-ра филол. наук: 10.01.01. Орёл, 2011. 192 с.

8 Секриеру А.Е. Xудожественный синтез в творчестве Игоря Северянина: дисс. ... кандидата филологических наук: 10.01.01. М., 1998. 171 с.

~ 9

действительности и характерной чертой индивидуального стиля писателя»9. Несмотря на изученность теоретических и историко-литературных параметров портрета в литературе, существует необходимость обозначить семантику портрета в истории литературы, его функции в автобиографической прозе, объяснить важность внимания к портрету и его динамике в конкретных литературных произведениях, в том числе автобиографических. Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью обозначения семантики портрета в истории литературы, его особой функции в автобиографической прозе. Работа объясняет внимание современного литературоведения к поэтике литературного портрета, его функции в художественной и художественно-мемуарной прозе, а также пристальный интерес современной филологической науки к проблемам взаимодействия видов искусств, в том числе приемам и принципам переноса возможностей изобразительного искусства в пространство прозы с ее законами.

Степень разработанности проблемы.

Прозаические работы живописцев, среди которых доминируют автобиографические беллетризованные произведения, отличаются не меньшим мастерством и своеобразием, чем их живописные полотна. Подобные словесные опыты живописцев ранее рассматривались филологами и искусствоведами скорее как дополнительный документальный источник биографии конкретного художника или его произведения, современные же исследователи и читатели обращают внимание не только на живой язык и авторский колорит, обилие биографических фактов, вариант исповедательности, но и на ожидаемую документальность, в силу дарования авторов, выраженную узнаваемым образным стилем, слогом.

Автобиографическая литература до сих пор является пограничным жанром между художественным произведением и документальным источником из-за невозможности в полной мере разграничить в них исторические факты и

литературный вымысел, передаваемый, в том числе, средствами словесной живописи. На данный момент существует ряд работ, посвященных как жанру автобиографии вообще, так и анализу автобиографических произведений отдельных писателей. Тем не менее, многие исследователи говорят о нечетко сформулированных отличительных чертах как собственно автобиографии, так и мемуаров, литературных портретов, воспоминании, писем и т.д., т.е. теоретических аспектов художественной автобиографии. Чаще всего литературоведы объединяют некоторые из приведенных терминов, используя их преимущественно как синонимы. В данной работе мы будем придерживаться классификации Т.М. Колядич10, а также утверждения Г.Г. Елизаветиной11 о том, что автора в мемуарной прозе интересует мир, события, свидетелями которых он стал, тогда как автор в автобиографической прозе обычно сосредоточен на истории собственной души, её взаимоотношениях с современниками и миром.

Литературное наследие художников может рассматриваться как полноценное литературное творчество, значимое для процесса того времени, что доказывает, например, в своей работе Т.Ю. Николаева12, которая также последовательно анализирует долю художественного вымысла и стили живописцев, в том числе и влияние на них писателей конца XIX - начала XX вв. Исследователь отмечает пограничные жанры, которые художники называли по аналогии с живописными (этюды, портреты, наброски и т.д.), а также обозначает и обосновывает связь литературных трудов художников и особенности их живописного творчества, т.е. прослеживает механизмы влияния живописи на словесное творчество и наоборот. Кроме того, в основе произведений, в том числе выбранных для данного исследования, лежит

10 Колядич Т.М. Воспоминания писателей ХХ века (эволюция, проблематика, типология): автореф. дисс. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. М., 1999. [Электронный ресурс] URL: https://www.litmir.co/br/?b=115946 (дата обращения: 06.04.2021).

11 Елизаветина Г.Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М.: Наука, 1982.

12 Николаева Т.Ю. Литературное наследие русских художников второй половины XIX -первой половины ХХ века: дисс. ... кандидата филол. наук: 10.01.01. Москва, 2015. 188 с.

художественный образ, благодаря сохранившимся черновикам и первым редакциям мы можем также проникнуть в творческую лабораторию авторов. Во всех воспоминаниях появляется и автор-повествователь, который, даже не выходя на первый план, является главным действующим лицом, через взгляд которого рассматривает персонажей и эпоху читатель или исследователь.

В первой половине XX века возрастает интерес к воспоминаниям живописцев, а также потребность самих мемуаристов-художников расширить границы творческой реализации. Эта эпоха - эпоха поисков, экспериментов и новаторства - во многом прослеживается в творчестве выбранных авторов: от более консервативных Константина Коровина и Михаила Нестерова до исследующего формы Юрия Анненкова. Первые опыты живописца Анненкова соответствуют временным рамкам исследования (автор задумал книгу в 1940-х, отдельные работы выходили с 1950-х гг. XX века в зарубежных журналах «Возрождение», «Старые - молодым», «Опыты», «Новый журнал», «Мосты» и «Грани»), а более поздние, в том числе представленные в данной работе, базируются на опыте предшественников и расширяют представление о динамике портрета в прозе, а потому, на наш взгляд, также должны быть рассмотрены.

Словесные портреты частью изучены литературоведами в художественной прозе13, однако в автобиографической прозе живописцев они рассматривались эпизодически, а способы создания портретных описаний в ней нуждаются в основательном анализе. В данной работе речь идёт о словесном портрете в автобиографической литературе, а не литературном портрете как самостоятельном жанре, который исследователи считают мемуарным. Жанр

13 Абеляшева Г.Е. Проблемы поэтики портрета (На материале романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Симферополь: Крымский архив, 1997. 100 с.; Адамян Е.И. Художественный и мемуарный портрет в прозе Андрея Белого: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2011. 168 с.; Аль Кайси Аят Юсеф, Минералова И.Г. Портрет героини в прозе А.С. Пушкина и И.С. Тургенева. // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. М.: МГУ ПС (МИИТ), 2014. Вып. № 5 (46). С. 132-136.; Андроникова М.И. От прототипа к образу. К проблеме портрета в литературе и в кино. М.: Наука, 1974. 199 с.; Башкеева В.В. Русский словесный портрет: лирика и проза конца XVII -первой трети XIX века: дисс. ... д-ра. филол. наук : 10.01.01. М., 2000. 351 с. и др.

портрета характеризуется документальностью, стремлением к достоверному изображению человека, при этом личностное отношение автора к изображаемому также присутствует в подобном произведении14. Существует ряд работ, посвященных литературному портрету как жанру, среди которых можно выделить исследования В.С. Барахова15, В.П. Трыкова16, М.Г. Уртминцевой17. B.C. Барахов, например, разграничивает литературный портрет как приём создания образа персонажа, самостоятельный жанр и часть более сложных структур, хотя В.П. Трыков упоминает о частом неразличении их в работе названного автора. Тем не менее, именно В.С. Барахов справедливо полагает, что основной целью автора литературного портрета является создание художественного образа отдельной личности через восприятие самого пишущего, что близко и словесному портрету. Однако повторим, что целью данной работы не является рассмотрение литературного портрета как самостоятельного жанра мемуарно-биографической литературы, его истоков и характеристик, а также генезиса жанра.

Живописный портрет красками - это, в первую очередь, изображение

18

человека в совокупности его индивидуальных черт, находящихся в динамике . Для него основополагающими являются изображение внешности героя как единственного «сюжета» картины, в том числе и в совокупности выбранных методов изображения, тогда как для портрета в автобиографической литературе посредством описания выражается индивидуальный стиль писателя.

Основным материалом исследования послужили словесные портреты из книг М.В. Нестерова «Давние дни. Встречи и воспоминания» (1942 г.), «Письма» (письма от 1877 г. до 1942 г.), В.М. Васнецова «Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников» (письма от 1871 г. до 1926 г.),

14 Уртминцева М.Г.Говорящая живопись (Очерки истории литературного портрета). Нижний Новгород. 2000. С.11.

15 Барахов B.C. Литературный портрет: Истоки, поэтика, жанр. Л.: Наука, 1985. 311 с.

16 Трыков В.П. Французский литературный портрет XIX века. М. 1999.

17 Уртминцева М.Г.Говорящая живопись (Очерки истории литературного портрета). Нижний Новгород. 2000.

18 Жинкин Н.И. Портретные формы // Искусство портрета: Сборник статей. М., 1928. С. 1213.

К.А. Коровина «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь» (1939 г.), «Из моих встреч с А.П. Чеховым» (1929 г.), К.С. Петрова-Водкина «Хлыновск. Пространство Эвклида. О "Мире искусства". Литературное и художественное наследие» (1930 г., 1933 г.), И.Е. Репина «Далёкое близкое» (1915 - подготовка к изданию, издан в 1937 г.), В.А. Серова «Валентин Серов в переписке, документах и интервью» (1885-1910 гг.), Ю.П. Анненкова «Дневник моих встреч. Цикл трагедий» (1966 г., в два тома вошли напечатанные ранее в журналах литературные портреты, а также портреты из изданий 1922 и 1926 гг.). Данные произведения, в том числе эпистолярные, позволяют проследить динамику изменения стиля эпохи в работах пишущих живописцев, а также конкретные особенности их творчества.

Объект данного исследования: стиль и его компоненты в автобиографической прозе художников-живописцев.

Предмет: художественная специфика средств создания словесных портретов и функционирование словесного портрета в прозе живописцев первой половины XX вв. на примере работ Ю.П. Анненкова, В.М. Васнецова, К.А. Коровина, М.В. Нестерова, К.С. Петрова-Водкина, И.Е. Репина и В.А. Серова.

Цель данной работы: изучить словесные портреты живописцев как компонент индивидуального стиля, определить особенности портретной словесной живописи в мемуарной прозе авторов, а также способы создания и функционирования словесных портретов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить границы употребления термина «словесный портрет»;

2) рассмотреть состояние проблемы теории портрета в трудах литературоведов;

3) выявить способы создания портрета и его функцию в эпистолярном и художественно-автобиографическом наследии художников-современников

начала XX в.: Ю.П. Анненкова, В.М. Васнецова, К.А. Коровина, М.В. Нестерова, К.С. Петрова-Водкина, И.Е. Репина и В.А. Серова;

4) выявить особенности портрета в литературных воспоминаниях;

5) определить роль живописного портрета в литературных воспоминаниях первой половины XX в., выявить черты художественного синтеза при создании портрета в воспоминаниях названных живописцев;

6) на материале литературных портретов выбранных авторов описать доминантные приемы создания словесных портретов.

Теоретико-методологическая база. Настоящее исследование строится с использованием сравнительно-исторического и историко-функционального методов, методологической базой послужили труды Ф.И. Буслаева, Ю.М. Лотмана, и опирается на работы современных литературоведов, занимающихся теорией и историей портрета в прозе. Таковы работы В.В. Башкеевой «Портрет как проблема», Н.М. Гурович «Портрет персонажа в структуре эпического произведения: гротескный и "классический" типы», Л.Н. Дмитриевской «Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа», «Образ живописного портрета и пейзажа в русской прозе: экфрасис, мотив и художественная деталь» и «Словесная живопись в русской прозе XIX-XX веков», Рудневой И.С. «Искусство словесного портретирования в русской мемуарно-автобиографической литературе второй половины XVIII - первой трети XIX вв.», И.Г. Минераловой, посвященные женскому портрету в прозе И.С. Тургенева, на основе которых выстроен инструментарий данного исследования. При анализе текстов особое внимание уделялось феномену внутренней формы, формирующей художественный образ в индивидуальном стиле и позволяющей раскрыть многоаспектную структуру произведений.

Научная новизна исследования обусловлена как комплексом примененных приемов сравнительно-исторического метода изучения автобиографической прозы живописцев, так и новым аспектом изучения материала - анализом форм синтеза искусств на примере поэтики прозы художников первой половины ХХ века, в частности, способов создания

портрета в воспоминаниях художников. Впервые под избранным углом зрения рассмотрен корпус мемуарной прозы Ю.П. Анненкова, В.М. Васнецова, К.А. Коровина, М.В. Нестерова, К.С. Петрова-Водкина, И.Е. Репина и В.А. Серова.

Теоретическая и практическая значимость работы. Изучение и анализ словесного портрета в автобиографической прозе указанных живописцев позволяет внести важные уточнения в характеристику феномена словесного портрета. Портрет и пейзаж, имеющие оригинальные художественные черты, приобретают дополнительные значения и функции в формировании образа героя, что позволяет говорить о синтезе в индивидуальном стиле писателя.

Интерес беллетристов к автобиографической прозе коснулся, в том числе, и зарубежных живописцев конца XIX - начала XX вв. Так, например, в 2020 году была выпущена книга «Импрессионисты. Избранные письма с эскизами и набросками»19, что подтверждает и внимание к синтезу искусств у широкой публики; в свободном доступе можно найти переведённые письма Э. Дега, воспоминания итальянского художника Джорджо де Кирико. Несмотря на то, что полноценных мемуаров многие живописцы не оставили, их письма сами по себе могут послужить темой филологического исследования.

В отличие от импрессиониста К. Коровина, его зарубежные современники тяготели скорее к позиции В. Серова и В. Васнецова. Так, Клод Моне, написавший сотни красочных писем и давший десятки интервью, повторял, что не является писателем, что писательство - не его ремесло. Представленные письма носят скорее бытовой характер, ярких описаний в них нет.

Противоположным примером может служить эпистолярное наследие Э. Дега20. В его ранних письмах можно найти, например, портрет-экфрасис (письмо А. Руару, 5 декабря 1872 г.) и пейзажные зарисовки.

19 Импрессионисты: избранные письма с эскизами и набросками / О. Ренуар, К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей, Э. Дега; пер. с франц. П.В. Мелковой. Москва : Издательство АСТ, 2019. 224 с. (Мост через бездну. Книга художника).

20 Дега Э. Воспоминания и письма. [Электронный ресурс] URL: http://edgardega.ru/pisma_person (дата обращения: 06.04.2021).

Беглое знакомство с приведёнными мемуарными произведениями позволяет нам сделать вывод о том, что словесное наследие зарубежных живописцев достойно внимания, и это позволяет говорить о широком диапазоне дальнейших исследований.

Практическое значение материалов исследования. Материалы диссертационного исследования и его результаты могут быть использованы в курсах истории русской литературы ХХ века, а также в модулях по теории и истории русской литературы XX века, изучению автобиографической прозы, образа героя и др., модулях по синтезу искусств в русской литературе.

Положения, выносимые на защиту:

1) Автобиографическая проза русских живописцев становится своеобразной второй словесной портретной галереей. Известное определение жанра портрета в изобразительном искусстве применимо в литературно -художественных обстоятельствах с уточнениями: в воспоминаниях автор портрета пользуется средствами живописи словесной, воссоздавая уже созданное на полотне, или же словесный портрет является оригинальным словесным произведением у мастера и не имеет живописного аналога.

2) Характерные для работы в изобразительном искусстве формы и жанры (эскизы, наброски, жанровые зарисовки, др.) формируют новые возможности прозы, где импрессионистическое, реалистическое, лирическое не конфликтны по отношению друг к другу, они позволяют охарактеризовать не только конкретного «персонажа» воспоминаний, но и самого художника.

3) Разнообразие портретов в воспоминаниях живописцев объясняется тем, что они активно используют характерные для живописи парный портрет, жанровый портрет, бытовой портрет, портрет на фоне родной природы, а прибегают к дублированию портрета, созданного средствами изобразительного искусства, что является уникальной художественно-словесной калькой, экфрасисом.

4) Ю.П. Анненков, В.М. Васнецов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, К.С. Петрова-Водкин, И.Е. Репин и В.А. Серов - каждый художник использует

и комбинирует характерные для собственного живописного творчества приёмы, что позволяет говорить об индивидуальном стиле автора, равно отраженном как в произведениях живописи, так и в автобиографической прозе.

Степень достоверности и апробация исследования осуществлена в докладах и выступлениях на Всероссийских конференциях, которые проходили в Московском педагогическом государственном университете и Литературном институте им. Горького в 2015 - 2021 гг., а также на Международных конференциях в Нижнем Новгороде («Горьковские чтения - 2016») и Ельце («Творческое наследие Михаила Пришвина в системе современного гуманитарного знания - 2018»; «Россия Ивана Бунина - 2020»). Методические разработки на основе данной работы используются на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школах («Пушкинский молодёжный фестиваль искусств "С веком наравне"», работа Круглого стола «Речевое воспитание как часть образовательного процесса - 2017 г.»); изложены в девятнадцати статьях, в том числе главах монографий («Художественная словесность: теория, методология исследования, история», 2018; «Слово -образ - речь: грани филологического анализа произведения, Москва, 2018) и четырёх периодических изданиях ВАК РФ (2020-2021 гг.).

По проблематике диссертационного исследования были опубликованы статьи в специализированных периодических изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Олюнина, М.В. Портрет Сергея Есенина в очерках-воспоминаниях Юрия Анненкова и Максима Горького. / М.В. Олюнина // Вестник Костромского государственного университета. - 2020. - Т. 26. - №3. - С. 165-170.

2. Олюнина, М.В. Приёмы словесной живописи Юрия Анненкова (на примере литературного портрета «Борис Пастернак»). / М.В. Олюнина // Наука и школа. - 2020. - №5. - С. 31-36.

3. Олюнина, М.В. Портрет как феномен художественной словесности в книге воспоминаний М. В. Нестерова "Давние дни" (на примере портрета «И. П.

Павлов»). / М.В. Олюнина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2021. - №2. - С. 283-288.

4. Олюнина, М.В. Словесный портрет А.П. Чехова в воспоминаниях К.А. Коровина. / М.В. Олюнина, И.Г. Минералова // Литература в школе. -2021. - № 3. - С. 37-47.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, Основной части, включающей три главы, разделённые на параграфы, Заключения, Списка литературы и Приложения. Общий объём диссертации - 200 страниц, список литературы включает 159 наименований, в Приложении представлены живописные полотна исследуемых художников, связанные с их автобиографическими произведениями.

Основная часть

Глава 1. Семантика портрета в автобиографической прозе

1.1 Документальная и художественная автобиография как теоретическая проблема

К жанру автобиографии обращались многие писатели и художники ХХ века. В нём нашёл своё отражение не только портрет переломной эпохи, но и портрет души человека, старающегося обрести себя в стремительно меняющемся мире. Именно данный сложный жанр позволил вместить в себя не только документальность происходящего, но и внутренние переживания личности, воспоминания о покинутой или меняющейся Родине, образы дорогих и значимых людей.

На данный момент существует множество работ, посвященных как жанру автобиографии вообще, так и анализу автобиографических произведений отдельных писателей. Тем не менее, многие исследователи говорят о нечетко сформулированных отличительных чертах как собственно автобиографии, так и мемуаров, литературных портретов, воспоминании, писем и т.д., т.е. теоретических аспектов художественной автобиографии. Чаще всего литературоведы объединяют некоторые из приведенных терминов, используя их преимущественно как синонимы. Кроме того, признаки, которые являются основополагающими или характерными для автобиографических произведений одной эпохи, постепенно теряют свою значимость, переходят друг в друга или становятся формально неразличимыми.

Первая попытка классификации жанров мемуарной литературы была предпринята ещё в XIX веке, когда в энциклопедии Ф. Брокгауза и И. Ефрона публикуется словарная статья, посвященная тенденциям развития мемуаров. Уже в ней выделяется важнейшее отличие мемуарной литературы от хроник и других смежных жанров, заключающееся в яркой выраженности образа самого

повествователя, его чувств и отношения к событиям, личных переживаний именно в мемуарной литературе. При этом автор может объединять важные исторические события с бытовыми подробностями, ключевые моменты собственной биографии с, на первый взгляд, незначительными, упоминать как великих деятелей искусства, культуры и т.д., так и незначимых персонажей истории. В любом случае, авторами признаётся важность мемуарной литературы для постижения истории, так как многое из того (не только конкретные факты, но и нравственные основы), что не отражено в официальных документах, может быть передано потомкам именно через мемуарную литературу. Некоторые произведения, особенно не предназначавшиеся к печати, могут также служить дополнительными источниками о разговорном языке своей эпохи. Кроме того, сами по себе мемуары являются ярким примером нравственного и умственного уровня развития общества. Авторы также отмечают, что мемуарная литература, будучи субъективной, может нести и ложную информацию, и тогда следует определять уже причину искажения фактов, предпринятую конкретными мемуаристами.

В первой половине XIX века, как вслед за Л. Гинзбург отмечает А. Кудряшова, задаётся новая тенденция развития автобиографии: талант мемуариста формируется на личных впечатлениях автора, что позволяет расширить рамки литературы с её документальностью и псевдодокументальностью. Писатель, пристально наблюдая за жизнью, за становлением своей личности и пытаясь зафиксировать этот процесс, рефлексируя, постепенно способствует беллетризации автобиографической прозы. Однако не стоит забывать, что в беллетристике автор и герой не тождественны, тогда как в мемуаристке они максимально сближены. Можно

также отметить, что специфика беллетризованного жанра заключается в

21

отстранении от личного повествования к третьему лицу действующего героя .

Литературная энциклопедия характеризовала мемуарную литературу как письменную форму конкретного произведения, закрепляющую в определённой форме воспоминаниях авторов о прошлом. Часто приближаясь к художественной литературе, автобиографическая отличается от неё стремлением к точному воспроизведению реальной действительности, выполняя познавательную функцию без художественных установок22. Тем не менее, нельзя забывать, что чёткую грань между художественной автобиографией и чистой мемуаристикой провести практически невозможно. Существует также сочетание в мемуарном, на первый взгляд, произведении вымысла и реальности, при этом соотношение данных элементов может варьироваться, приближая его к художественному произведению. Л. Гинзбург в своей работе «О психологической прозе» пишет, что литература художественная «поглощает» фактическую достоверность структурой, тогда как документальная литература представляет собой борьбу этих двух начал23. Несмотря на то, что документальная литература всегда ориентирована на подлинность, она не всегда фактически точна в силу различных причин.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Олюнина Маргарита Владимировна, 2023 год

Список литературы Источники

1. Анненков, Ю.П. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. В 2-х томах. / Ю.П. Анненков. - Т. 1, 2. - М.: Художественная литература, 1991. - 346 с.

2. Бахревский, В.А. Виктор Васнецов / В.А. Бахревский. - М.: Молодая гвардия, 1989. - 368 с.

3. Белинский, В.Г. Взгляд на русскую литературу 1846 года / В.Г. Белинский // Полное собрание сочинений. - М., 1956. - Т. 10. - С. 16-17.

4. Бунин, И.А. Жизнь Арсеньева. Тёмные аллеи / И.А. Бунин. - М.: Дрофа, 2004. - 512 с.

5. Васнецов, В.М. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / В.М. Васнецов, сост., вступит.ст. и примеч. Н.А. Ярославцевой. - М.: Искусство, 1987. - 496 с.

6. Горький, М. Сергей Есенин / М. Горький // Сергей Есенин в воспоминаниях современников. - Том второй. - М.: Художественная литература, 1986. - С. 5-11.

7. Грабарь, И.Э. Репин. Монография / И.Э. Грабарь. - В 2-х тт. - М., 1963.

8. Дега, Э. Воспоминания и письма / Э.Дега - URL: http://edgardega.ru/pisma_person (дата обращения: 06.04.2021). - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

9. Дурылин, С.Н. Нестеров / С.Н. Дурылин. - М.: Молодая гвардия, 1965. -528 с.

10. Импрессионисты: избранные письма с эскизами и набросками / О. Ренуар, К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей, Э. Дега; пер. с франц. П.В. Мелковой. - М.: Издательство АСТ, 2019. - 224 с.

11. Коровин, К.А., Зильберштейн, И.С. Из моих встреч с А.П. Чеховым / Коровин К.А., сост. Зильберштейн И.С. - М.: Литературное наследство. Институт мировой литературы им. А.М. Горького, 1960. - Т. 68. - С. 547-556.

12. Коровин, К.А. Шаляпин. Встречи и совместная жизнь. Рассказы о Шаляпине / К.А. Коровин, сост., послесл. и коммент. И.П. Хабарова. Предисл. Ю.Ф. Котлярова. - М.: Моск. рабочий, 1993. - 222 с.

13. Коровин, К.А. Легенда о счастье. Стихи и проза русских художников. / К.А. Коровин. - М.: Московский рабочий, 1987. - С. 146-223.

14. Коровин, К.А. Ответ на анкету «Как вы стали писателем?» / К.А. Коровин // Иллюстрированная Россия. - Париж, 1934. - № 50.

15. Куприн, А.И. Повести. Рассказы / А.И. Куприн. - М.: Дрофа, 2008. - Т. 1. -413.

16. Мамонтов, В.С. Воспоминания о русских художниках / В.С. Мамонтов. -М.: Академия художеств СССР, 1950.

17. Петров-Водкин, К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. О «Мире искусства». Литературное и художественное наследие. / К.С. Петров-Водкин. -М.: Фортуна ЭЛ, 2011. - 384 с.

18. Пророкова, С.А. Илья Репин / С.А. Пророкова. - М.: Молодая гвардия, 1958. - 414 с.

19. Репин, И.Е. Далекое близкое / И.Е. Репин. - М.: Искусство, 1953. - 520 с.

20. Репин, И.Е. Далёкое близкое / И.Е. Репин. - СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014. - 384 с.

21. Серов, В.А. Валентин Серов в переписке, документах и интервью / В.А. Серов, сост. И.С. Зильберштейн, В.А. Самков. В 2-х т. - Л.: Художник РСФСР, 1989. - Т. 2. - 432 с.

22. Серов, В.А. Переписка 1884-1911 / В.А. Серов. - Л. и М.: Искусство, 1937.

23. Серов, В.А. Переписка / В.А. Серов. - URL: http://valentineserov.ru/perepiska/ (дата обращения: 06.04.2021). - Режим доступа: свободный.

24. Смирнова-Ракитина, В.А. Валентин Серов / В.А. Смирнова-Ракитина. -М.: Молодая гвардия, 1961. - 336 с.

25. Нестеров, М.В. Давние дни. Встречи и воспоминания / М.В. Нестеров. -М.: Искусство, 1959. - 400 с.

26. Нестеров, М.В. Воспоминания / М.В. Нестеров, сост. А.А. Русакова. - М.: Сов. художник, 1985. - 432 с.

27. Нестеров, М.В. Письма / М.В. Нестеров. - Л.: Искусство, 1988. - 536 с.

28. Чехов, А.П. Ионыч // Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в восемнадцати томах. - М.: Наука, 1977. - Т. 10. Рассказы, повести. - 496 с.

Научно-филологическая, критическая и справочная литература

29. Абеляшева, Г.Е. Проблемы поэтики портрета (На материале романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») / Г.Е. Абеляшева. - Симферополь: Крымский архив, 1997. - 100 с

30. Адамян, Е.И. Художественный и мемуарный портрет в прозе Андрея Белого: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Е.И. Адамян. - М., 2011. - 168 с.

31. Акопова, Ю.А. Трансформация способов изображения внутреннего мира персонажа на рубеже XIX - XX веков: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.08 / Ю.А. Акопова. - М., 2007. - 182 с.

32. Аль Кайси Аят Юсеф Салих. Женский портрет в прозе И.С. Тургенева: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Аль Кайси Аят Юсеф Салих. - М., 2015. -181 с.

33. Аль Кайси Аят Юсеф, Минералова И.Г. Портрет героини в прозе А.С. Пушкина и И.С. Тургенева. // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. - М.: МГУ ПС (МИИТ), 2014. - Вып. № 5 (46). - С. 132-136.

34. Андроникова, М.И. От прототипа к образу. К проблеме портрета в литературе и в кино / М.И. Андроникова. - М.: Наука, 1974. - 199 с.

35. Андроникова, М.И. Портрет. От наскального рисунка до звукового фильма / М.И. Андроникова. - М.: Искусство, 1980. - 423 с.

36. Антюхов, А.В. Русская мемуарно-автобиографическая литература XVIII в.: Генезис, жанрово-видовое многообразие, поэтика: дисс. ... док-ра филол. наук: 10.01.01 / А.В. Антюхов. - Брянск, 2003. - 451 с.

37. Бабенчиков, М. Анненков - график и рисовальщик / М. Бабенчиков // Печать и революция. - 1925. - Кн. 4. - С. 101-129.

38. Бабенчиков, М. Юрий Анненков / М. Бабенчиков // Юрий Анненков. Портреты. - СПб.: Петрополис, 1922. - С. 59-114.

39. Барахов, B.C. Литературный портрет: Истоки, поэтика, жанр / В.С. Барахов. - Л.: Наука, 1985. - 311 с.

40. Басыров, А.Я. Константин Алексеевич Коровин / А. Я. Басыров. - Л.: Художник РСФСР, 1985. - 103 с.

41. Башкеева, В.В. От живописного портрета к литературному: русская поэзия и проза конца XVIII - первой трети XIX в. Улан-Удэ / В.В. Башкеева. -1999. - 270 с.

42. Башкеева, В.В. Русский словесный портрет: лирика и проза конца XVII -первой трети XIX века: дисс. ... д-ра. филол. наук : 10.01.01 / В.В. Башкеева. -М., 2000. - 351 с.

43. Башкеева, В.В. Портрет как проблема / В.В. Башкеева // Вестник БГУ. -Улан-Удэ: Изд-во Бур. Ун-та, 2008. - сер. Филология. - Вып. № 10. - С. 139-143.

44. Богуславский, В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка / В.М. Богуславский. - М.: Космополис, 1994. - 237 с.

45. Болдырева, Е.М. Автобиографический метатекст И. А. Бунина в контексте русского и западноевропейского модернизма: дисс. ... док-ра филол. наук: 10.01.01 / Е.М. Болдырева. - Ярославль, 2007. - 496 с.

46. Бронская, Л.И. Концепция личности в автобиографической прозе русского зарубежья: И. С. Шмелев, Б. К. Зайцев, М. А. Осоргин: дисс. ... док-ра филол. наук: 10.01.01 / Л.И. Бронская. - Ставрополь, 2001. - 371 с.

47. Бурштинская, Е.А. Цвет как аспект литературного портрета в художественной прозе И.С. Тургенева: автореф. дисс. ... канд. фил. Наук / Е.А. Бурштинская. - Череповец, 2000. - 21 с.

48. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. - М.: Либроком, 2010. - 360 с.

49. Бычкова, Л.С. Мирискусники в мире искусства / Л.С. Бычкова. // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. - 2006. - Вып. 2. - С. 122-142.

50. Вайман, С.Т. Жест и слово / С.Т. Вайман. // Слово и жест в литературе: Сб. науч. тр. / Под ред. С.Т. Ваймана. - Воронеж, 1983. - 107 с.

51. Васильев, С.А. Женский портрет в прозе М.М.Хераскова / С.А. Васильев // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - Т. 157. - 2015. - Книга 2. - С. 69-78.

52. Воробьёва, Т.Л. Синтез документального и художественного в мемуарной прозе К.А. Коровина («Шаляпин. Встречи и совместная жизнь») / Т.Л. Воробьёва. // Текст. Книга. Книгоиздание. Томский государственный университет / - №20, 2019. - С. 23-34.

53. Габель, М.О. Изображение внешности лиц // М.О. Габель, А.И. Белецкий. Избранные труды по теории литературы. - М., 1964. - С. 149-167.

54. Габричевский, А.Г. Искусство портрета / Сборник статей под редакцией А.Г. Габричевского. - Серия «Труды Государственной Академии наук. Философское отделение». Сборник Комиссии по изучения философии искусства. - М.: Государственная Академия Художественных наук, 1928. -193 с.

55. Галанов, Б.Е. Искусство портрета / Б.Е. Галанов. - Москва : Сов. писатель, 1967. - 207 с.

56. Галанов, Б.Е. Живопись словом: Портрет. Пейзаж. Вещь / Б.Е. Галанов. -М.: Советский писатель, 1974. - 343 с.

57. Галькова, А.В. Поэтика мемуарно-автобиографической прозы художников первой волны эмиграции: М.В. Добужинский, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин: дисс. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 /А.В. Галькова. - Томск, 2018. - 254 с.

58. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. - М.: INTRADA, 1999. - 413 с.

59. Громова, А.В. Образ преподобного Сергия Радонежского в творчестве Б.К. Зайцева и М.В. Нестерова / А.В. Громова. - URL: http://www/art-in-school.ru/art/iskusstvo_i_obrazovanie_2012_01_-_Gromova.pdf (дата обращения: 06.04.2021). - Режим доступа: свободный.

60. Гурович, Н.М. Портрет персонажа в структуре эпического произведения: гротескный и «классический» типы (На материале романов Н.В. Гоголя

«Мертвые души» и М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»): автореф. дисс. ... д-ра филол. наук: 10.01.08 / Н.М. Гурович. - М., 2009. - 26 с.

61. Гусарова, А.П. Константин Коровин: Путь художника. Художник и время / А.П. Гусарова. - М.: Советский художник, 1990. - 239 с.

62. Дворяшин, Ю.А. Глаза как зеркало движения жизни в романах М.А. Шолохова / Ю.А. Дворяшин // Литература в школе, 2011. - № 1. -С. 13-17.

63. Дворяшина, Н.А. Феномен детства в творчестве русских символистов: Ф. Сологуб, З. Гиппиус, К. Бальмонт: дисс. ... док-ра филол. наук: 10.01.01 / Н.А. Дворяшина. - Сургут, 2009. - 510 с.

64. Дильтей, В. Наброски к критике исторического разума / В. Дильтей // Вопросы философии. - 1988. - № 4. - С. 135-152.

65. Дмитриевская, Л.Н. Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа: (пейзаж и портрет в творчестве З.Н.Гиппиус) / Л.Н. Дмитриевская. - М.: 2005. (Ярославль: ООО Литера). - 135 с.

66. Дмитриевская, Л.Н. Образ живописного портрета и пейзажа в русской прозе: экфрасис, мотив и художественная деталь / Л.Н. Дмитриевская // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). - М., 2013. - №9. - URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/9201371/pdf_512 (дата обращения: 06.04.2021). - Режим доступа: свободный.

67. Дмитриевская, Л.Н. Словесная живопись в русской прозе XIX - XX вв.: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / Л.Н.Дмитриевская. - М., 2013. -36 с.

68. Дмитриевская, Л.Н. Словесная живопись в русской прозе Х1Х - начале ХХ вв.: дисс. ... док-ра филол. наук: 10.01.01 / Л.Н.Дмитриевская. - Москва, 2013. - 354 с.

69. Дынник, В.А. Мемуарная литература / В.А. Дынник // Литературная энциклопедия. - М., 1934. - Т. 7. - С. 131-143.

70. Елизаветина, Г.Г. «Последняя грань в области романа» (Русская мемуаристика как предмет литературоведческого исследования) / Г.Г. Елизаветина // Вопросы литературы, 1982. - № 10. - С. 147-171.

71. Елизаветина, Г.Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров / Г.Г. Елизаветина // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. - М.: Наука, 1982.

72. Ермолаева, Т.С. К. А. Коровин в зарубежье (1922-1939) / Т.С. Ермолаева // Коровин К. А. «То было давно, там, в России»: воспоминания, рассказы, письма: в 2 кн. - М.: Русский путь, 2010. - Кн. 1. Мемуары «Моя жизнь». Рассказы (1929-1935).

73. Жинкин, Н.И. Портретные формы / Н.И. Жинкин // Искусство портрета: Сборник статей. - М., 1928. - С. 7-53.

74. Жорникова, М.Н. Поэтика портрета в русской романтической повести 1830-х гг.: автореф. дисс. . канд. фил. Наук / М.Н. Жорникова. - Улан-Удэ: Изд.-во БГУ, 2004. - 25 с.

75. Завгородняя, Г.Ю. Стилизация и стиль в русской классической прозе / Г.Ю.Завгородняя. - М., 2010. - 276 с.

76. Зильберштейн, И.С. О Константине Коровине - писателе / И.С. Зильберштейн, В.А. Самков // Константин Коровин вспоминает. - М.: Изобразительное искусство, 1990. - 608 с.

77. Кирилюк, З.В. Искусство создания литературного характера / З.В. Кирилюк. - Киев: Вища школа, 1986. - 119 с.

78. Кознова, Н.Н. Мемуары русских писателей-эмигрантов первой волны: концепции истории и типология форм повествования: дисс. ... док-ра филол. наук: 10.01.01 / Н.Н. Кознова. - М., 2011. - 492 с.

79. Колобаева, Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX -XX вв. / Л.А. Колобаева. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 336 с.

80. Колосова, С.Н. Портрет в русской лирической поэзии / С.Н. Колосова. -М.: Литера, 2011. - 294 с.

81. Колядич, Т.М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра: Монография / Т.М. Колядич. - М.: Мегатрон, 1995. - 278 с.

82. Колядич, Т.М. Воспоминания писателей ХХ века (эволюция, проблематика, типология): автореф. дисс. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / Т.М. Колядич. - М., 1999. - URL: https://www.litmir.co/br/?b=115946 (дата обращения: 06.04.2021). - Режим доступа: свободный.

83. Кротова, Д. В. Синтез искусств в русской литературе конца XIX - первой трети XX века: А. Белый, З. Н. Гиппиус, А. С. Грин, М. М. Зощенко: дисс. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Д.В. Кротова. - М., 2013. - 168 с.

84. Кудряшова, А.А. Особенности стиля автобиографической прозы: К.И. Чуковский «Серебряный герб» / А.А. Кудряшова // Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции «Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения». - Арзамас: АГПИ им. А.П. Гайдара, 2011. -С. 97-105.

85. Кудряшова, А.А. Теоретические основы жанра в русской автобиографической прозе: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук: 10.01.08 /

A.А. Кудряшова. - М., 2013. - 36 с.

86. Левина В. Н. Пейзажная картина мира в системе русской языковой культуры: монография / В. Н. Левина; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина». - Тамбов: Изд-во ТРОО «БизнесНаука-Общество», 2012. - 259 с.

87. Левицкий, Л.А. Мемуары / Л.А. Левицкий, гл. ред. А.А. Сурков. // Краткая литературная энциклопедия. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. - Т. 4: Лакшин - Мураново. 1967. - С. 759-762.

88. Лежен, Ф. В защиту автобиографии. Эссе разных лет / Ф. Лежен // Иностранная литература, 2000. - № 4. - С. 108-121.

89. Лепахин, В.В. Образ иконописца в русской литературе XI - XX веков /

B.В. Лепахин. - М.: Русский путь, 2005. - 472 с.

90. Лепахин, В.В. Экфрасис в русской литературе: опыт классификации / В.В. Лепахин // Визуализация литературы. - Белград, 2012. - С. 7-31.

91. Лицук, Ж.В. Серебряный век в мемуарах и автобиографиях современников / Ж.В. Лицук // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. - 2012. - № 3 (106). - С. 112-126.

92. Лосев, А.Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе / А.Ф. Лосев // Литература и живопись. - Л.: Наука, 1982. - С. 31-65.

93. Лосев, А.Ф. Проблема художественного стиля / А.Ф. Лосев. - Киев: изд-во: Collegium, Киевская Академия Евробизнеса, 1994. - 286 с.

94. Лосев, А.Ф. Собрание сочинений: в 9. т. / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1993— 2002.

95. Лотман, Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю.М. Лотман.

- Таллин: Ээсти раамат, 1973. - 135 с.

96. Лотман, Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте. (К типологическому соотношению текста и личности автора) / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т. - Таллинн, 1992. - Т.1.

- С. 365-376.

97. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю.М. Лотман. - СПб.: Академический проект, 2002. - 543 с.

98. Матюнина, Д.С. Литераторы Серебряного века в портретах художников «Мира искусства»: дис. . канд. Искусствоведения / Д.С. Матюнина. - М., 2004. -227 с.

99. Мемуарная литература // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб., 1896. - Т. 37. - С. 70-74.

100. Милевская, Т.Е. Мемуары: жизнь как текст (своеобразие авторского присутствия как жанрообразующий фактор) / Т.Е. Милевская // Мир человека. 2007. - № 1. - С. 6.

101. Минералов, Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность) / Ю.И. Минералов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

102. Минералов, Ю.И. Поэтика. Стиль. Техника / Ю.И. Минералов. - М.: Лит.институт имени А.М. Горького, 2002. - 176 с.

103. Минералова, И.Г. Библия как книга книг и книга как художественно -семантическое целое / И.Г. Минералова. // Материалы Второй научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура» 15-16 апреля 2004.

104. Минералова, И.Г. Евхаристический ресурс русской культуры, явленный художественной словесностью и живописью / И.Г. Минералова // Русская литература в православном контексте: Материалы VI Международных Свято-Игнатиевских чтений. Вып. II. - Ставрополь: Издательский центр СтПДС; Дизайн-студия Б, 2014. - С. 147-161.

105. Минералова, И.Г. Женский портрет-экфрасис в прозе И.С.Тургенева / И.Г. Минералова, Ю.А. Аль Кайси // Фундаментальные исследования (электронный журнал). - М., 2015. - № 2 (часть 4) 2015. - С. 838-841.

106. Минералова, И.Г. Живописный и словесный портреты М. Горького в литературном наследии М.В. Нестерова / И.Г. Минералова, М.В. Олюнина // Горький - художник и мыслитель. Горьковские чтения - 2016. Материалы XXXVII международной научной конференции, 2016. - С. 291-295.

107. Минералова, И.Г. Приёмы словесной живописи при создании портрета Анны Ахматовой в книге Юрия Анненкова «Дневник моих встреч. Цикл трагедий» / И.Г. Минералова, М.В. Олюнина, под ред. Минераловой И.Г., Васильева С.А. // Художественная словесность: теория, методология исследования, история. Коллективная монография. - М.: Издательство «Литера», 2018. - С. 234-245.

108. Минералова, И.Г. Словесный портрет А.П. Чехова в воспоминаниях К.А. Коровина / И.Г. Минералова, М.В. Олюнина // Литература в школе. - 2021. - № 3. - С. 37-47.

109. Михайлов, П.М. Персонаж. Показ человека в художественной литературе / П.М. Михайлов. - Симферополь, 1940. - 359 с.

110. Михайлова, Е.Д. Путь к себе. О прозе Кузьмы Сергеевича Петрова -Водкина // Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. О «Мире искусства». Литературное и художественное наследие. - М., 2011. - С. 379-380.

111. «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте / Сост. и науч. ред. Д. В. Токарева. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 571 с.

112. Николаева, Е.В. Путь жизни (об одном мотиве в творчестве Л.Н. Толстого и М.В. Нестерова) / Е.В. Николаева // Анализ художественного произведения: Межвуз.сб.науч.тр. Моск. пед.гос.ун-т им. В.И. Ленина. - М., 1992. - С. 105-116.

113. Николаева, Т.Ю. Прямая речь Ильи Репина / Т.Ю. Николаева // Русская речь. - 2013. - № 4. - С. 93-96

114. Николаева, Т.Ю. Литературное наследие русских художников второй половины XIX - первой половины ХХ века: дисс. ... кандидата филол. наук: 10.01.01 / Т.Ю.Николаева. - Москва, 2015. - 188 с.

115. Павлова, С.Ю. Мемуарно-автобиографические жанры: к проблеме границ / С.Ю. Павлова // Известия Саратовского университета. - 2008. - Т. 8. Сер. Филология. Журналистика. - Вып. 1. - С. 59-62.

116. Пономарева, Ю.В. Корреляция живописного и прозаического текста К. А. Коровина: импрессионистичность / Ю.В. Пономарева // Рефлексия. - 2008. - № 2.- С. 51-52.

117. Потебня, А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. - М.: Лабиринт, 2007. -256 с.

118. Протоиерей Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. - М.: Бертельсманн Медиа Москау АО, 2013. - 1120 с.

119. Пустовойт, П.Г. От слова к образу / П.Г. Пустовойт. - Киев: «Рад. Школа», 1974. - 191 с.

120. Радченко, М.М. «Дневник моих встреч» Ю.П. Анненкова: проблема жанрового синтеза: дисс. ... д-ра. филол. наук : 10.01.01 / М.М. Радченко. - М., 2017. - 148 с.

121. Рогова, К.А. Речевой портрет в «Дневнике моих встреч» Ю.П. Анненкова / К.А. Рогова // Литература русского зарубежья (1920-1940-е годы): Взгляд из XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции 4-6 октября 2007 года. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2008. - C. 251259.

122. Рубанович, А.Л. Типология художественного образа / А.Л. Рубанович. -Иркутск: Изд-во Ирк. ун-та, 1984. - 160 с.

123. Русакова, А.А. О воспоминаниях Михаила Васильевича Нестерова / А.А. Русакова // Нестеров М.В. О пережитом. 1862-1917 гг. Воспоминания. - М., 2006. - С. 6-30

124. Русаков, Ю.А. Петров-Водкин и его автобиографическая проза / Ю.А. Русаков // Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. 2 изд., доп. - Л., 1982. - С. 3-38

125. Сакулин, П.Н. Филология и культурология / П.Н. Сакулин; вступ. ст. Ю.И. Минералов. - М.: Высшая школа, 1990. - 240 с.

126. Сарабьянов, Д.В. Русские живописцы начала ХХ века. Новые направления / Д.В. Сарабьянов. - Л., 1973.

127. Секриеру, А.Е. Художественный синтез в творчестве Игоря Северянина: дисс. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / А.Е. Секриеру. - М., 1998. -171 с.

128. Селизарова, Е.Н. К.С. Петров-Водкин в письмах, выступлениях, статьях / Е.Н. Селизарова // К.С. Петров-Водкин. Письма. Статьи. Выступления. Документы. - М., 1991. - С. 6-22.

129. Скоболев, Д.А. Эстетическая рефлексия Ю.П. Анненкова: на материале художественных и публицистических произведений: дисс. ... кандидата филол. наук: 10.01.01 / Д.А. Соболев. - Воронеж, 2009. - 210 с.

130. Сырица, Г.С. Поэтика портрета в романах Ф.М. Достоевского: Монография / Г.С. Сырица. - М.: Гнозис, 2007. - 407 с.

131. Тарабукин, Н.М. Портрет, как проблема стиля / Н.М. Тарабукин // Искусство портрета: Сборник статей. - М., 1928. - С. 159-193.

132. Тартаковский, А.Г. Мемуаристика как феномен культуры /

A.Г. Тартаковский // Вопросы литературы. 1999. - № 5. - С. 35-55.

133. Токарева, Г.В. Русская автобиографическая литература в общественно-культурном контексте. Конец XVIII - начало XIX в.: автореф. дис. д-ра филол. наук / Токарева Галина Вячеславовна. - Л., 1985.

134. Топоров, В.Н. Тезисы к предыстории «портрета» как особого класса текстов / В.Н. Топоров // Исследования по структуре текста. - М., 1987.

135. Трыков, В.П. Французский литературный портрет XIX века /

B.П. Трыков. - М. 1999.

136. У Чуньмэй. Портрет в рассказах и повестях Л.Н. Андреева. Монография / У Чуньмэй. - М.: Ярославль: Литера, 2006. - 132 с.

137. Уртминцева, М.Г. Говорящая живопись (очерки истории литературного портрета) / М.Г. Уртминцева. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 2000. - 124 с.

138. Уртминцева, М.Г. Жанр литературного портрета в русской литературе второй половины XIX века: генезис, поэтика, типология: дисс. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / М.Г. Уртминцева. - Нижний Новгород, 2005. - 322 с.

139. Уртминцева, М.Г. Портрет-биография как художественная конструкция в романах И.С. Тургенева / М.Г. Уртминцева. // Проблемы этико-художественной преемственности в литературе. - Арзамас, 2006. - С. 92-108.

140. Уртминцева, М.Г. Экфрасис: научная проблема и методика ее исследования / М.Г. Уртминцева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 2010. - № 4, ч. 2.

- С. 975-977 .

141. Филатов, В.В. Краткий иконописный иллюстрированный словарь: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1996. - 224 с.

142. Флоренский, П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях // Флоренский П. А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. - М.: Мысль, 2000. - С. 79-421.

143. Хализев, В.Е. О словесной пластике / В.Е. Хализев. // Вестник МГУ, сер. 9, Филология. - 1979. - №2. - С. 13-22.

144. Художник и критики (к 50-летию К.А. Коровина) // Русское слово. - 1911.

- № 269. 23 нояб.

145. Челюканова, О.Н. Художественный и внутрилитературный синтез в развитии русской прозы для детей и юношества 50-80-х гг. ХХ века: дисс. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / О.Н. Челюканова. - М., 2015. - 412 с.

146. Чуковский, К.И. Репин как писатель // Чуковский К.И. Из воспоминаний.

- М., 1959.

147. Шеллинг, Ф. Философия искусства / Общ. ред. Овсянников М.Ф. - СПб.: Алетейя; Кренов, 1996. - 495 с.

148. Шиманова, Е. Женский портрет в семиотике смерти: «Живые мощи» и «После смерти» / Е. Шиманова. // Литература XI - XXI вв. Национально -художественное мышление и картина мира. - Ульяновск, 2006. - С. 78-84.

149. Юркина, JI.A. Портрет / Л.А Юркина. // Русская словесность. - 1995. -№5. - С. 70-76.

150. Icons; Texts; Iconotexts: Essays on Ekphrasis and Intermediary / Ed. by Peter Wagner. - Berlin, NY: Walter de Gruyter, 1996. - 406 p.

151. Michael Squire. Ecphrasis: Visual and Verbal Interactions in Ancient Greek and Latin Literature. Oxford University Press, 2018. Oxford Handbooks Online (date: 26 May 2019. Subject: Classical Studies, Ancient Rhetoric and Educational Culture. Online Publication Date: Apr 2015 DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199935390.013.58).

152. Экфрасис. - URL: https://www.questia.com/library/literature/literary-themes-and-topics/ekphrasis (дата обращения: 06.04.2021). - Режим доступа: свободный.

153. Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / Под ред. Л. Геллера. - М.: МИК, 2002. - 216 с.

Учебники и учебные пособия

154. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. -М.: Просвещение, 2009.

155. Колядич, Т.М. Мгновенья, полные как годы (20-ые годы в воспоминаниях писателей): Учеб. Пособие / Т.М. Колядич. - М.: Прометей, 1993. - 90 с.

156. Минералов, Ю.И. История русской литературы XX века, 1900-1920 годы: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 052600 «Лит. Творчество» / Ю.И. Минералов, И.Г. Минералова. - М.: Высш. шк., 2004. - 429 с.

157. Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века (70-90 годы): учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 052600 «Литературное творчество» / Ю.И. Минералов, И.Г. Минералова. - Москва: Высш. шк. (ВШ), 2006. - 486 с.

158. Николина, Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы: учебное пособие / Н.А. Николина. - М.: Флинта, 2011. - 424 с.

159. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 2000. - 398 с.

Приложение

Картины взяты:

[Электронный ресурс] URL: http://art-nesterov.ru/ (дата обращения: 25.03.2021); [Электронный ресурс] URL: http://ilya-repin.ru/master/repin9.php (дата обращения: 25.03.2021).

[Электронный ресурс] URL: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-

06/896-annenkov.html (дата обращения: 25.03.2021).

[Электронный ресурс] URL: https://gallerix.ru/album/Korovin (дата обращения: 25.03.2021). [Электронный ресурс] URL: https://www.tretyakovgallery.ru/collection/portret-pisatelya-lva-nikolaevicha-tolstogo (дата обращения: 25.03.2021).

К ГЛАВЕ 2: 2.2 (с. 44)

«И я увидел худощавого человека в черном сюртуке, входившего твердой походкой в класс. Я подумал, что это кто-нибудь другой: Крамского я представлял себе иначе. Вместо прекрасного бледного профиля у этого было худое скуластое лицо и черные гладкие волосы вместо каштановых кудрей до плеч, а такая трепаная жидкая бородка бывает только у студентов и учителей. <...> Какие глаза! Не спрячешься, даром что маленькие и сидят глубоко во впалых орбитах; серые, светятся. Вот он остановился перед работой одного ученика. Какое серьезное лицо! Но голос приятный, задушевный, говорит с волнением... Ну и слушают же его! Даже работу побросали, стоят около, разинув рты; видно, что стараются запомнить каждое слово. Какие смешные и глупые лица есть, особенно по сравнению с ним».

Репин И.Е. Далекое близкое. М.: Искусство, 1953. С. 144.

И.Е. Репин.

Портрет художника И.Н. Крамского. 1882 г.

М.В. Нестеров. Портрет М. Горького. 1901 г.

М.В. Нестеров. На Руси (Душа народа). 1915-1916 г.

К ГЛАВЕ 2: 2.3 (с. 61)

«Лицо Льва Толстого объясняют мне великолепные портреты Крамского и Ге, наконец, я знаю, я восхищаюсь с давних пор "Войной и миром", "Анной Карениной". Так было до моего знакомства с Толстым. Познакомившись, я увидел ещё многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей, для картины, и мой портрет не был портретом, а был большим этюдом для

определенной цели».

Нестеров М.В. Давние дни. Встречи и воспоминания. М.: Искусство, 1959. С. 293.

М.В. Нестеров. Портрет Л.Н. Толстого. 1907 г.

И.Н. Крамской. Портрет

Л.Н. Толстого.1873 год.

Н.Н. Ге.

Портрет

Л.Н. Толстого.1884 год.

И.Е. Репин.

Портрет писателя Л.Н. Толстого. 1887 г.

«Лев Николаевич Толстой как грандиозная личность обладает поразительным свойством

создавать в окружающих людях свое особое настроение. Где бы он ни появился, тотчас выступает во всеоружии нравственный мир человека, и нет более места никаким низменным житейским интересам. Для меня духовная атмосфера Льва Николаевича всегда была обуревающей, захватывающей. При нем, как загипнотизированный, я мог только подчиняться его воле. В его присутствии всякое положение, высказанное им, казалось мне бесспорным».

Репин И.Е. Далекое близкое. М.: Искусство, 1953. С. 377.

«... когда вошел ко мне коренастый господин с окладистой серой бородой, большеголовый, одетый в длинный черный сюртук. Лев Толстой. Неужели? Так вот он какой! Я хорошо знал только его портрет работы И.Н. Крамского и представлял себе до сих пор, что Лев Толстой очень своеобразный барин, граф, высокого роста, брюнет и не такой большеголовый... <...> Заговорил он глубоким, задушевным голосом... Он чем-то потрясен, расстроен - в голосе его звучит трагическая нота, а из-под густых грозных бровей светятся фосфорическим блеском глаза строгого покаяния.<...> И чем больше он говорил, тем сильнее волновался и отпивал стаканом воду из графина».

И.Е. Репин.

Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу. 1891 г.

И.Е. Репин.

Лев Николаевич Толстой на пашне. 1887 г.

«В августе 1891 года в Ясной Поляне я увидел Льва Николаевича уже

опростившимся. Это выражалось в его костюме: черная блуза домашнего шитья, черные брюки без всякого фасона и белая фуражечка с козырьком, довольно затасканная. И, несмотря на все эти бедные обноски, с туфлями на босу ногу, фигура его была поразительная по своей внушительности. <...> Лев Николаевич, выйдя из усадьбы, сейчас же снимал старые, своей работы туфли, засовывал их за ременный пояс и шел босиком. Шел он уверенным, быстрым, привычным шагом, не обращая ни малейшего внимания на то, что тропа была засорена и сучками и камешками. <.> Да, внушительная, необыкновенная фигура: босяк с корзинкой в лесу, а осанка военного — в скорой походке и особенно в манере носить этот белый картузик с козырьком, немножко набекрень. Грозные нависшие брови, пронзительные глаза — это несомненный властелин. Ни у кого не хватит духу подойти к нему спроста, отнестись с насмешкой. Но это добрейшая душа, деликатнейший из людей и истинный аристократ по манерам и особому изяществу речи. Как свободно и утонченно говорит он на иностранных языках! Как предупредителен, великодушен и прост в обхождении со всеми! А сколько жизни, сколько страсти в этом отшельнике! Еще никогда в жизни не встречал я более заразительно смеющегося

человека».

М.В. Нестеров. Под благовест. 1897 г.

лЦшшЬ HiOtPiai

М.В. Нестеров. Молчание. 1903 г.

М.В. Нестеров. Лисичка. 1914 г.

М.В. Нестеров. Портрет художника В.М. Васнецова. 1925 г.

«По анфиладе выставочных зал, в ее "музыкантский" конец быстрыми шагами удалялась высокая фигура. Это был Виктор Михайлович Васнецов, с которым в будущем мне пришлось не только работать, но и быть многие годы, несмотря на большую разницу лет, в самых близких отношениях. <...> Наконец, площадка; мы на хорах. Кудрин круто берет влево, и я вижу между лесов, перед огромным холстом фигуру в синей блузе, с большой круглой палитрой на руке. Это и есть Виктор Михайлович Васнецов. <...> Виктор Михайлович был высок ростом, пропорционально сложен, типичный северянин-вятич с русой бородой, с русыми волосами на небольшой голове; прядь волос спускалась на хорошо сформированный лоб. Умные голубые глаза, полные губы, удлиненный правильный нос. Фигура и лицо 41-летнего Васнецова дышали энергией, здоровьем».

Нестеров М.В. Давние дни. Встречи и воспоминания. М.: Искусство, 1959. С. 90; 94-95.

М.В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890 гг.

М.В. Нестеров. Этюд Варфоломея. 1889 г.

М.В. Нестеров. Пустынник. 1888-1889 гг.

М.В. Нестеров. Портрет И.П. Павлова. 1930 г.

«Страстная динамика, какой-то внутренний напор, ясность мысли, убежденность делали беседу с Иваном Петровичем увлекательной, и я не только слушал его с огромным интересом, но вглядывался в моего собеседника. Он, несмотря на свои 81 год, на седые волосы, бороду, казался цветущим, очень, очень моложавым; его речь, жест (ох, уж этот мне "жест"!), самый звук голоса, удивительная ясность и молодость мыслей, часто несогласных с моими, но таких убедительных, - все это увлекало меня. Казалось, что я начинаю видеть "своего Павлова", совсем иного, чем он представлялся до нашей встречи».

М.В. Нестеров. Портрет И.П. Павлова. 1935 г.

Н. П. Чехов. Портрет Антона Чехова. 1884г.

К ГЛАВЕ 2: 2.4 (с. 82)

«Он был красавец. У него было большое открытое лицо с добрыми смеющимися глазами. Беседуя с кем-либо, он иногда пристально вглядывался в говорящего, но тотчас же вслед опускал голову и улыбался какой-то особенной, кроткой улыбкой. Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие, - от него как бы исходили флюиды сердечности и защиты... Несмотря на его молодость, даже юность, в нем уже тогда чувствовался какой-то добрый дед, к которому хотелось прийти и спросить о правде, спросить о горе, и поверить ему что-то самое важное, что есть у каждого глубоко на дне души. Антон Павлович был прост и естественен, он ничего из себя не делал, в нем не было ни тени рисовки или любования самим собою. Прирожденная

скромность, особая мера, даже застенчивость - всегда были в Антоне Павловиче».

Коровин К.А., Зильберштейн И.С. Из моих встреч с А.П. Чеховым // Литературное наследство.

Институт мировой литературы им. А.М. Горького. Москва, 1960. Т. 68. С. 550.

£

Осип Браз, хрестоматийный портрет А.П. Чехова, 1898 г.

К.А. Коровин. Портрет Шаляпина. 1905 г.

К.А. Коровин. Портрет Шаляпина. 1911 г.

Ю.П. Анненков. Максим Горький. 1920 г.

«В эпоху, когда утверждалось его литературное имя, Горький, всегда одетый в черное, носил косоворотку тонкого сукна, подпоясанную узким кожаным ремешком, суконные шаровары, высокие сапоги и романтическую широкополую шляпу, прикрывавшую волосы, спадавшие на уши. Этот "демократический" образ Горького известен всему миру и способствовал легенде Горького. Однако, если Лев Толстой, граф, превращался, несмотря на свое происхождение, в подлинного босоногого крестьянина, Горький, пролетарий, одевался ни по-рабочему, ни по-мужицки, а носил декоративный костюм собственного изобретения. Этот ложнорусский костюм тем не менее быстро вошел в моду среди литературной богемы и революционной молодежи и удержался там даже тогда, когда сам Горький от него отрекся, сохранив от прежнего своего облика лишь знаменитые усы. Высокий, худой, он сутулился уже в те годы, и косоворотка свисала с его слишком горизонтальных плеч как с вешалки. При ходьбе он так тесно переставлял ноги, что голенища терлись друг о друга с легким шуршанием, а иногда и с присвистом».

Несение креста. В. Васнецов. 1897 г.

«"Несение Креста" - в изображении представлен Господь Иисус Христос, опустившийся на одно колено в изнеможении от тяжести креста. Симон Киринеянин поддерживает крест обеими руками. Сопутствуют Господу: Богоматерь в тяжкой душевной муке при виде страданий сына оперлась на плечо Иоанна, тоже удрученного печалию. Мария Клеопова утешает Богоматерь. Мария Магдалина в исступлении печали, ломая руки, ринулась вперед, как бы желая помочь удрученному ношей Христу. Около Христа - воины, один из них поддерживает крест. Сбоку идет более равнодушный к сцене Римлянин, служащий при Пилате. На дальнем плане - мятущийся народ и город. Состояние неба - странное -угрожающее».

Васнецов В.М. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / Сост., вступит.ст. и примеч. Н.А. Ярославцевой. М.: Искусство, 1987. С. 143-144.

Ю.П. Анненков. Анна Ахматова. 1921 г.

«Анна Ахматова, застенчивая и элегантно-небрежная красавица, со своей "незавитой челкой", прикрывавшей лоб, и с редкостной грацией полудвижений и полужестов, читала, почти напевая, свои ранние стихи. Я не помню никого другого, кто владел бы таким умением и такой музыкальной тонкостью чтения, какими располагала Ахматова. Пожалуй -Владимир Маяковский. Но если чтение Ахматовой, полное затушеванной напевности ее тихого голоса, было чтением "под сурдинку", то Маяковский скандировал свои поэмы "во весь голос", как он озаглавил одну из самых последних своих вещей, написанную незадолго до самоубийства. Стихи Маяковского тоже нужно было не только читать, но и слушать в исполнении автора. Когда он читал свою поэзию с эстрады или просто в моей комнате, то можно было подумать, что слышишь ритмический грохот заводских машин. <...> Тогда же (а может быть, несколько позже) Ахматова прочла, или напевно прошептала, стихотворение "Вечером"».

К ГЛАВЕ 3: 3.2 (с. 198-122)

Ю.П. Анненков. Анна Ахматова. 1921 г.

«Прочтя Вашу поэму, я опять почувствовал, что стихи я все равно люблю, что они - не пустяк, и много такого отрадного, светлого, как сама поэма. Все это - несмотря на то, что я никогда не перейду через Ваши вовсе не знала, у самого моря, самый нежный, самый кроткий (в Четках),

постоянные совсем (это, вообще не Ваше, общеженское, всем женщинам этого не прощу). То же сюжет: не надо мертвого жениха, не надо кукол, не надо экзотики, не надо уравнений с десятью

неизвестными; надо еще жестче, неприглядней, больней. - Но все это пустяки, поэма настоящая и Вы - настоящая. Преданный Вам Ал. Блок».

Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. В 2-х томах. Т. 1. М.: Художественная литература, 1991. С. 119.

«Печальная красавица, казавшаяся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы! Я сделал с Ахматовой в 1921 году два портретных наброска: один -пером, другой - в красках, гуашью. Ахматова позировала мне с примерной терпеливостью, положив левую руку на грудь. Во время сеанса мы говорили, вероятнее всего, о чем-нибудь весьма невинном, обывательском, о каком-нибудь ни-о-чем».

Ю.П. Анненков. Александр Блок - на смертном одре.

К ГЛАВЕ 3: 3.3 (с. 129)

Ю.П. Анненков. Владимир Маяковский. 1924 г.

Ю.П. Анненков. Алексей Толстой

Ю.П. Анненков. Борис Пастернак

Е. Самокишъ-Судковская. Его Императорское Высочество НаслЪдникъ Цесаревнчъ

Алексей Николаевичи

«Лицо Есенина (ему было тогда едва ли двадцать лет) действительно удивляло "девической красотой", но волосы не были ни цвета "золотистого льна", ни цвета "спелой ржи", как любят выражаться другие: они были русые, это приближается к пригашенной бесцветности березовой стружки. <...> Вместо элегантного серого костюма на Есенине была несколько театральная, балетная крестьянская косоворотка, с частым пастушьим гребнем на кушаке, бархатные шаровары при тонких шевровых сапожках. Сходство Есенина с кустарной игрушкой произвело на присутствующих неуместно-маскарадное впечатление.». Анненков Ю.П. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. В 2-х томах. Т. 1. М.: Художественная литература, 1991. С. 154-156.

«От кудрявого, игрушечного мальчика остались только очень ясные глаза, да и они как будто выгорели на каком-то слишком ярком солнце. Беспокойный взгляд их скользил по лицам людей изменчиво, то, вызывающе и пренебрежительно, то, вдруг, неуверенно, смущенно и недоверчиво. Мне показалось, что в общем он настроен недружелюбно к людям. <...> А руки его беспокойны и в кистях размотаны, точно у барабанщика. Да и весь он встревожен, рассеян, как человек, который забыл что-то важное и даже неясно помнит - что именно забыто им». Горький М. Сергей Есенин. // Сергей Есенин в воспоминаниях современников. Том второй. М.: Художественная литература, 1986. С. 6.

Ю.П. Анненков. Сергей Есенин. 1923 г.

«По счастью, декоративная косоворотка уступила место (как в свое время у Горького) городскому пиджаку. Но "девическая краса" его лица быстро побледнела. Цвет кожи стал желтовато-серым, под глазами натекли легкие припухлости. Таким чуть-чуть отечным юношей, не потерявшим стройности и грубоватой грации русского подмастерья, он оставался до конца своих дней или по крайней мере до того дня, когда я встретился с ним в последний раз, после его возвращения из-за границы. Таким он сохранился и на моем наброске, который мне удалось сделать с него, несмотря на сумбурность встреч».

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.