Постсоветсткая модернизация и протестантизм в современной России: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.13, кандидат философских наук Лавренов, Сергей Эдуардович

Диссертация и автореферат на тему «Постсоветсткая модернизация и протестантизм в современной России: социально-философский анализ». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 367751
Год: 
2008
Автор научной работы: 
Лавренов, Сергей Эдуардович
Ученая cтепень: 
кандидат философских наук
Место защиты диссертации: 
Санкт-Петербург
Код cпециальности ВАК: 
09.00.13
Специальность: 
Философия и история религии, философская антропология, философия культуры
Количество cтраниц: 
174

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лавренов, Сергей Эдуардович

Введение.

Глава I. Теоретические и методологические аспекты исследования современного протестантизма.

1.1. Реформация как социокультурная универсалия: историософские основания протестантизма.

1.2. Реформация и модернизация. Протестантизм в эпоху постмодерна.

Глава II. Протестантизм и Россия: точки сближения и расхождения.

2.1. Протестантизм в истории России.

2.2 Протестантизм в современной России.

2.3. Протестантизм и православие.

2.4. Протестантизм в Тюменской области.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Постсоветсткая модернизация и протестантизм в современной России: социально-философский анализ"

Актуальность темы исследования. Особая роль религии в современной России определяется, прежде всего, тем, что в эпоху постсоветской модернизации отношение к различным религиозным конфессиям радикальным образом изменилось. Если ранее, в советский период истории, . религия рассматривалась как пережиток, и государство, иногда в мягкой форме, иногда в более жесткой, стремилось к его искоренению, то в 90-е годы надежды на возрождение России, как духовное, так и социально-экономическое, нередко связывались с восстановлением статуса религий, причем не только русского ' православия, но и других религиозных форм. Такое восстановление, как полагали многие, должно способствовать формированию нового русского национального самосознания, должно содействовать появлению активного, ответственного, самостоятельного человека, который не растерялся бы в новых, постсоциалистических условиях своего существования и сумел бы обеспечить себе и своей семье достойную жизнь.

Хотя это новое отношение к религии можно поставить под сомнение и увидеть в нем такую же крайность, какой было прежнее, сугубо негативное отношение, оно, тем не менее, вывело на первый план целый ряд теоретических и практических проблем, касающихся » положения дел с религий вообще и с конкретными конфессиями в современной России. Прежде всего, стало очевидно, что политика воинствующего атеизма в СССР не привела к всеобщему безбожию и религиозному индифферентизму, так как в постсоветский период количество граждан, идентифицирующих себя с той или иной формой вероисповедания, неуклонно возрастает. Очевидно также, что религиозное возрождение не стало восстановлением дореволюционного статуса православия как государственной религии, и этот факт вызвал к жизни целый комплекс новых проблем, с которыми наше общество ранее было знакомо лишь теоретически. В первую очередь это проблемы межконфессиональных отношений, проблемы воспитания религиозной толерантности, а также не менее острые проблемы отношения религии и государства, в частности, в области образования. Более того, если вначале в лидирующей роли православия мало кто сомневался, то очень скоро стало ясно,- что принцип религиозного плюрализма позволил некоторым религиозным конфессиям активно конкурировать с Русской Православной Церковью и предлагать свое решение проблем, неизбежно возникающих в отношениях религии с обществом.

Одной из таких религиозных конфессий является в современной России протестантизм. Возникший в Западной Европе в ту историческую эпоху, когда она переживала глубочайшие изменения, завершившиеся сменой старой средневековой цивилизации новым общественным строем, протестантизм и в России, в тот период, когда она также вступила во времена радикального обновления, оказывается формой вероисповедания, привлекательной для многих. Дело не только в том, что социальная доктрина протестантов по многим параметрам совпадает с провозглашаемыми целями политических реформ, и такие понятия, как «демократия», «гражданское общество», «правовое государство», всегда имели для протестантских общин особое практическое значение, так как приближение к этим идеалам давало гарантию хотя бы частичной реализации принципов свободы совести и вероисповедания. Дело также в том, что этическое учение протестантизма, в отличие от традиционных форм христианства, видит свою цель в воспитании социально активной, предприимчивой, трудолюбивой личности, того индивидуалиста (в положительном смысле этого слова), который оказался востребован российскими реформами. Неслучайно, что с началом демократических преобразований в России религиозная жизнь протестантских общин заметно активизировалась. Были легализованы многие не признаваемые ранее властями религиозные организации, упростились контакты протестантов с зарубежными единомышленниками, построено большое количество новых храмов и молитвенных домов, возникают новые религиозные образовательные учреждения. Во многих регионах России протестантские общины стали заметным фактором социально-политической жизни, с которым необходимо считаться не только при решении чисто религиозных проблем.

Все это свидетельствует о том, что в современной России протестантские организации получили невиданные ранее возможности воздействия на умы и поведение населения. Поэтому научный, социально-философский анализ современного состояния протестантизма в России, его исторических корней и перспектив развития в будущем становится ощутимой социальной потребностью. Особого внимания при этом заслуживает изучение доктринального отношения протестантизма и его течений к многонациональному и поликонфессиональному характеру современной культуры России, отношения протестантских организаций к русскому православию.

Степень разработанности проблемы. Религиоведческая литература о протестантизме обширна и многообразна. Причем еще в дореволюционный период появились работы по истории западноевропейской Реформации, которые и сейчас можно признать классическими образцами объективного изложения предмета (П.Городцев, Е.Новиков, И.Пальмов, Б.Позоровская, В.Я.Михайловский и др1.). Аналогичные религиоведческие работы советского периода заметно уступают им и в свободном владении историко-культурным материалом и предвзятостью, обусловленной пропагандистскими

1 Городцев П. Предшественники Реформации. Джон Виклеф; его жизнь и реформаторская деятельность.; ретроград, 1917; Новиков Е. Гус и Лютер. М., 1859; Папьмов И. Гусистское движение. vCri6., 1881; Михайловский В.Я. Сервет и Кальвин. М., 1883; Позоровская Б. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. М., 1898. научно-атеистическими задачами. Редкие исключения (В.И.Гараджа, S

А.Н Чанышев, Э.Ю. Соловьев ), к сожалению, не изменяют общей негативной картины.

Разумеется, для того, чтобы получить объективное представление об истории протестантизма, в том числе и об истории протестантского движения в России, необходимо учитывать и то, как эту историю представляют сами представители протестантских конфессий. С 90-х годов ,на русском языке появляются такого рода работы (В.В. Солодовников, Н.А. Корнилов, В.А. Бачинин, О.А. Жиганков, М.С. Каретникова и др. ), в которых, как правило, история протестантизма, исходя, вероятно, из пропагандистских задач, «продлевается» в прошлое и связывается с русскими еретическими движениями. Тем не менее, интерпретация средневековых ересей как «протопротестантских» вызывает любопытство и заслуживает особого внимания' со' стороны исследователя, которому, для установления достоверности гипотезы о «протопротестантизме», необходимо сопоставить их выводами с положениями традиционных исторических исследований русских ересей (Б.А.Рыбаков, А.И.Алексеев,

А.Д.Седельников и др.4).

Аналогичное разделение исследователей на светских и конфессионально ангажированных необходимо учитывать и при оценке ✓ литературы о вероучении протестантизма. Религиоведческие работы, отказавшись от методологии научного атеизма, в лучшем случае ставят

2 Гараджа В. И. Протестантизм. М. 1971; Э.Ю. Соловьев. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984; Чанышев А.Н. Протестантизм. М., 1969.

3 Солодовников В. В. Протестантизм. М., 1993; Каретникова М.С., Протестантизм.СПб.: 1995; Каретникова М.С. Русское богоискательство. Национальные корни евангельско-баптистского движения// Альманах по истории русского баптизма. СПб, 1999; Корнилов Н. А. Евангелизм и свобода личности в России // Религия и демократия: На пути к свободе совести. Вып. II / Под общ. ред. С. Б. Филатова и Д. Е. Фурмана. М., 1993; Бачинин. В. А. У истоков российского протестантизма // Вопросы истории. 2007. N 3. С. 20-33; Жиганков О.А. Еретики или люди, опередившие время. Заокский: «Источник жизни», 1996.

4 Б.А.Рыбаков. Стригольники (Русские гуманисты XIV столетия). Москва: 1993.

4 Алексеев А. И. Ересь стригольников: вольнодумцы или колдуны? (этимологический аспект) // Исследования по русской истории. Сборник статей к 65-летию профессора Фрояпова И. Я. СПб.-Ижевск: 2001. С. 184—195; Седельников А. Д. Следы стригольнической книжности . Л., 1934. перед собой цель объективного и беспристрастного изложения доктрин различных протестантских направлений (В.И.Гараджа, Л.Н.Митрохин и др5.). К сожалению, такой объективности часто не достает критическим работам о протестантизме, написанным авторами, связывающими себя с православием (С.Страгородский, И.Мейендорф и др6.). Авторами, идентифицирующими себя с той или иной протестантской деноминацией, вопросы вероучения, как правило, излагаются апологетически.

• i

Особое значение имеют исследования по социологии протестантизма. Однако, ориентируясь на классические в этом п отношении труды М.Вебера и В.Зомбарта , отечественные социологические исследования (М.Мчедлов, К.Каариайнен, Каргина И.Г

8 * и т.д. ) страдают наклонностью к тому, чтобы ограничиваться сбором фактов, и методологическим эмпиризмом.

Поэтому важнейшей задачей современных исследований протестантизма в России являются более общие в теоретическом отношении задачи, решение которых связано с социально-философским анализом и свойственным ему методологическим инструментарием.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выступает современный российский протестантизм и та специфическая

5 В.И.Гараджа. Кризис современного протестантизма и поиски «новой теологии». М., 1973; JI. Н. Митрохин. Баптизм: история и современность. Философско-социологические очерки. СПб. 1996.

6 Сергий Страгородский. Православное учение о спасении. Казань. 1898.; протоирей Иоанн Мейендорф. Значение Реформации как события в истории христианства.\\ Протоиерей Иоанн Мейендорф. Православие в современном мире. - М.: Путь, 1997, сс. 129-148.

7 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма// Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека \\ Зомбарт В. Собрание сочинений в трех томах. Т. 1. СПб.2005.

8 Мчедлов М. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России. Некоторые результаты социологического мониторинга// Религия и право. 2002. № 1.; Каариайнен К, Фурман Д. Верующие, атеисты и прочие адепты российской религиозности // Вопросы философии. 1997. № 6. С. 35-52; Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социол. исслед. 1998. № 6. С. 111-118. социальная и культурная роль, которую он играет в русской цивилизации.

Предмет исследования — протестантские течения современной России в условиях постсоветской модернизации.

Цель исследования — социально-философский анализ современного состояния протестантизма в России, его исторических корней и перспектив его развития в будущем.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

- построения историософской концепции протестантизма;

- анализа связи протестантизма с историческими феноменами модернизации и определения его роли в эпоху постмодерна;

- раскрытия исторических корней протестантизма ' и его отношения к русским религиозным движениям; выявления роли и значения протестантских течений в современной России

- выяснения доктринальных (то есть, определяемых вероучением) отношений между протестантизмом и православием;

- определение роли и значения протестантизма в современной России на примере отдельно взятого региона (Тюменской области).

Методы исследования. Диссертационная работа представляет собой религиоведческое исследование, основанное на сочетании религиоведческих и философских методов. В исследовании опора сделана на социально-философский подход, предполагающий рассмотрение социальной и духовной жизни современной России в единстве ' ее экономических, социальных и культурных аспектов. Предпринята попытка использовать религиоведческие методы для того, чтобы рассматривать религиозную жизнь современной России как отражение сложных и противоречивых процессов современности, а религиозные движения исследовать в качестве социокультурного феномена. Исследование основано на привлечении широкой базы источников. Всестороннее изучение протестантизма в современной России обусловило обращение не только к специальным религиоведческим и теологическим работам, но и к публикациям в периодической печати, к религиозной публицистике к официальным документам.

Положения, выносимые на защиту:

1. Предложен подход, позволяющий рассматривать Реформацию как социокультурную универсалию, обладающую всемирно-историческим значением; религиозная реформация является специфическим отражением цивилизационных изменений, с необходимостью наступающих в любой национальной культуре, в том числе и в России.

2. Протестантские движения, сопровождающие Реформацию, рассматриваются в их необходимой связи с процессами модернизации; утверждается, что протестантская этика релевантна не только Новому времени (в описанном М.Вебере варианте), но и эпохе постмодерна (например, в варианте этики «благоговения» А.Швейцера).

3. Связь протестантизма с русской историей рассматривается через призму ретроальтернативистики, где некоторые еретические движения (например, стригольники) выступают как «протопротестантские» течения.

4. Положение протестантизма в современной России ярче всего характеризует тот факт, что, обнаруживая «протопротестантские» течения в русской истории, протестантизм претендует на статус религиозной конфессии, не заимствованной извне, а органически свойственной русской цивилизации (например, в виде противостоящей официальному византизму, тождественному государственному православию, тенденции евангелизма, всегда так или иначе обнаруживавшей себя в нашей истории).

5. Если основные идейные претензии православия к протестантизму распространяются на вероучение, то полемика протестантов с русским православием сосредоточивается вокруг проблем исторических судеб христианства в русской культуре; специфичность русской истории наложила свою неизгладимую печать, превратив православие в национально-государственное христианство.

6. Анализ положения протестантских общин в Тюменской области (взятой в качестве региона, репрезентативного для постсоветской модернизации) в целом подтверждает реноме протестантизма как религиозной конфессии, гораздо лучше остальных подготовленной к глубоким и радикальным социальным переменам.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования. Результаты исследования могут найти применение в практической деятельности тех социальных институтов и учреждений, которые в свой работе в той или иной мере имеют дело с межконфессиональными отношениями, а также с отношениями между религиозными и светскими организациями.

Результаты исследования, касающиеся взаимосвязи религиозной и общественной жизни, религии и культуры, могут использоваться при обсуждении таких актуальных проблем современной политики в области образования, как открытие богословских факультетов в университетах, открытие специальности «теология», преподавание религиоведческих дисциплин в школе.

Материалы диссертации могут использоваться при изучении различных религиоведческих дисциплин в университетах, а также в религиозном образовании.

Апробация результатов исследования.

Результаты работы были представлены в научных публикациях, а также в ходе различных научных форумов, среди которых: «Бог. и

Человек. Мир» (ежегодные межвузовские научные конференции 2003, 2005, 2006 гг., Санкт-Петербург); «V Свято-Троицкие академические чтения» (ежегодные межвузовские научные чтения 2005 г., Санкт-Петербург); «VI Свято-Троицкие академические чтения» (ежегодные межвузовские научные чтения 2006 г., Санкт-Петербург).

Содержание диссертации отражено в публикациях:

1. Лавренов С. Э. Религия и образование: проблема компетентности и корректности педагога // Издательство Тюменского государственного университета. Диалоговое религиоведение в современной школе (Материалы Регионального круглого стола). 2005. — С.123-124. (0,1 п.л.)

2. Лавренов С. Э., Бобров И.В. Общественные воззрения российских протестантов (на примере протестантского сообщества тюменского региона) // Acta eruditorum изд. РХГА, выпуск 4, 2007,—С. 108-112. (0,5/03 п.л.)

3. Лавренов С. Э. Социальное служение в общественных стратегиях протестантских церквей Тюменской области // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. № 3 (б). 2007. — С. 159-165. (0,4 п.л.)

4. Лавренов С. Э. Протестантские сообщества в системе общественных отношений Тюменской области в 1990-х — начале 2000-х гг. // Альманах современной науки и образования. - 2008. - № 6 (13). -В 2 ч. - 4.1. — С. 139-145. (1,0 п.л.)

5. Лавренов С. Э. Свобода совести в общественных стратегиях протестантского сообщества Тюменской области // Альманах современной науки и образования. - 2008. - № 6 (13). -В 2 ч. - 4.2. — С. 113-116,(0,5 п.л.)

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 174 страницу, выполненных по стандарту машинописи. Список литературы включает 208 наименования, в т.ч. 34 на иностранных языках.

Заключение диссертации по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры", Лавренов, Сергей Эдуардович

Заключение

В России возрождение религиозной жизни поставило много новых, сложных и противоречивых вопросов. Человечество входит в постиндустриальное общество, в эпоху постмодерна, где главным ресурсом становится знание, интеллект. Постиндустриальное общество — это информационное общество, это компьютеры, Интернет, это общество, в котором человек получает представление о мире, а с экрана телевизора и с монитора компьютера, т. е. при помощи аудиовизуальных средств. Человек за компьютером, человек, имеющий выход в Интернет, становится главным действующим лицом. Это влечет радикальные изменения во всех сферах жизни, в мироощущении и мировосприятии, так как человек, черпающий чуть ли не всю информацию с экрана, по-иному воспринимает себя, общество, мир, по-иному относится к вопросам о смысле жизни и назначении человека. Постмодерн отвергает, ставит под подозрение всю существующую систему ценностей, символов и смыслов. В основании этой системы лежат религиозно-этические представления, а ее носителями выступают, в числе прочих и даже в первую очередь, люди верующие, не без основания считающие себя ее хранителями, а с нею — и хранителями того, что им представляется духовной основой единственно правильного мироустройства. Постмодерн сводит веру к личному мнению: она имеет право на существование, но как одно мнение наряду с другими, как равное любому другому. Можно быть верующим, можно быть неверующим — это не имеет никакого значения. Христианство с точки зрения постмодерна ничуть не лучше любого другой религии, и ничуть не лучше атеизма. Характерным признаком эпохи постмодерна является религиозное движение New Age, представляющее собой смесь восточных культов, некоторых принципов христианского вероучения, магии, астрологии, оккультизма и т. д.

Всем этим негативным тенденциям, дающим о себе знать в современной России, противостоит длительный религиозный опыт народа, который удовлетворял свою жажду богообщения не только в православии, но также и в мистических и рационалистических религиозных учениях, сходных с теми, которые нашли выражение в Реформации. Они были широко представлены на Руси чуть ли не с самого появления христианства. Идеи Реформации сразу нашли в России отклик потому, что здесь существовали «встречные течения», готовность принять эти идеи, к чему толкали собственные духовные поиски, свойственные русской цивилизации.

Историки российского протестантства давно отмечали тот факт, что жившие в России немцы были преимущественно лютеранами, реформатами и менонитами, а первые русские протестанты в массе своей предпочли баптизм, мало распространенный среди немцев. Видимо, это имело свои основания, которые коренятся в русской культуре, где существовала глубинная потребность именно в баптизме, который стал одной из самых влиятельных протестантских деноминаций в нашей стране. Протестанты нашей страны, к какой бы деноминации они не принадлежали, категорически не приемлют идею своей чужеродности для России. Так, например, Россию часто противопоставляют Западу, хотя не все признают закономерность такого противопоставления, полагая, что объединяющие факторы, и прежде всего христианство, сильнее факторов разделяющих. Тем не менее, и среди протестантов немало людей, считающих такое противопоставление оправданным, однако, в оппозиции России и Запада они всегда ставят себя на сторону России. Между прочим, вопреки распространенному мнению, протестанты России не отрицают историческую роль Русской Православной Церкви, и это закономерно, так как русское протестантство считает неотъемлемой частью русского христианства. Если действительно существует «замысел Бога о России», то в нем им отведено достойное место. Религиозного единообразия в России не было никогда, и нет ничего антихристианского в мысли о том, что мы нужны Богу разные и Он любит нас разных. Разумеется, разномыслия не могут быть безбрежными, и христиане не должны быть всеядными: есть учения, вроде уже упомянутого New Age, использующие элементы христианства, однако явно находящиеся за его границами.

Критерием может быть только Апостольский символ веры, и если принять этот критерий, то и протестантство, и православие, и католичество оказываются ветвями христианства и не могут отказывать друг другу в спасении. Во всяком случае протестанты считают, что только Сам Бог знает, кто составляет Его церковь, и признают, что в нее могут входить представители непротестантских церквей. В то же время все учения, не признающие Апостольского символа веры (мормоны, свидетели Иеговы, практически все новые религиозные движения), не могут считаться подлинно христианскими. Между христианскими церквами России, признающими Апостольский символ веры, вполне возможен благожелательный диалог, и многие говорят о его необходимости. Речь не должна идти о сведении вероучений к общепризнанному минимуму: никакой подлинный верующий не согласится усекать свое вероучение ради общения с инославными верующими. Не может быть и сложения разных вероучений в одно суммарное целое: никакой подлинный верующий не согласится дополнять свое вероучение в угоду тому же общению. Цель диалога — не объединение вероучений, а выработка цивилизованных форм общения. Целью диалога может быть только христианское единство. Оно не предполагает обращения всех христиан в православие, или в протестантизм, но предполагает преодоление таких преград, как внутриконфессиональные противоречия и расколы, изживание ложных стереотипов и представлений о христианских конфессиях. Собственно говоря, этой цели служит и данное диссертационное исследование, которое привело к следующим выводам:

- подход, в рамках которого Реформация рассматривается как социокультурная универсалия, позволил обнаружить в ней отражение тех изменений цивилизации, которые с необходимостью проявляются в любой национальной культуре, в том числе и в России;

- протестантские религиозные движения, выражающие Реформацию, обладают исторически необходимой связью с процессами модернизации;

- как следствие, исторически необходимой оказывается и связь протестантизма с русской историей, для которой характерен феномен «протопротестантизма»;

- правомерна претензия протестантизма в современной России на статус религиозной конфессии, не заимствованной извне, а органически свойственной русской цивилизации, что подтверждается анализом положения протестантских общин в Тюменской области, как региона, репрезентативного для постсоветской модернизации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лавренов, Сергей Эдуардович, 2008 год

1. Алексеев А. И. Ересь стригольников: вольнодумцы или колдуны? (этимологический аспект) // Исследования по русской истории. Сборник статей к 65-летию профессора Фроянова И. Я. СПб.-Ижевск: 2001.

2. Архимандрит Августин (Никитин). Православный Петербург в записках иностранцев. СПб., 1995.

3. Архимандрит Сильвестр. Опыт православного догматического богословия. Киев, 1885.

4. Бажан Т.А. Оппозиционная религиозность в России. Красноярск, 2000.

5. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий., М., 1984.

6. Банных О., Белимов В. Православие и дух капитализма // Эксперт. 2005. № 32.

7. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., 1997.

8. Баткин Л.И. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978.

9. Бачинин В.А. Византизм и евангелизм. Генеалогия русского протестантизма. СПб., 2003.10. * Бачинин В.А., Никитин И.Ю. Истоки конфликта между византизмом и евангелизмом (Исторические портреты Иосифа Волоцкого и Нила Сорского). СПб., 2003.

10. Бачинин. В. А. У истоков российского протестантизма // Вопросы истории. 2007. N3. С. 20-33.

11. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907.

12. Бестужев-Лада И.В. Ретроальтернативистика в философии истории \\ Вопросы философии. 1997. № 8.

13. Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенные преимущественно во Франции ив Англии. М., 1998.

14. Богданов В.А. Лисовский В.Т. Новые религиозные движения: отклонение или норма? // Вестник СПбГУ. Сер.6. Философия, политика, социология. Психология, право. СПб., 1995. Вып. 4.

15. Бортникова О.Н. Сибирь тюремная: пенитенциарная система Западной Сибири в 1801 -1917 гг. Тюмень, 1999.

16. Боцяновский В. Ф. Богоискатели. СПб., 1911.

17. Бочаров В.А. Образование и религия // Вестник Российского философского общества. 2001. № 3. С. 64-67.

18. Свят. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. СПб., 1905.'

19. Булгаков С.Н. Агнец Божий. М., 2000.

20. Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип // С. Н. Булгаков. Два Града. СПб., 1997.

21. Буслаев Ф.И. Лекции из курса истории русской литературы, читанного студентам Московского университета в 1860-1861 академическом году. // Летописи русской литературы и древности, 1859-1860, т. III.

22. Валентинов Н. (Вольский Н.). Два года с символистами. М., 2000.

23. Василенко И.А. Политическая глобалистика. М., 2000.

24. Введение в христианскую этику. Ч. II. От нравственной личности к нравственному обществу // Кук Б. и др. Международная школьная программа. М., 1994.

25. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

26. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

27. Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. С.78-308.

28. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Социология религии. Классические подходы. Хрестоматия / Научи, ред. и сост. М.П. Тапочки и Ю.А. Кимелева. С. 126-162.

29. Вениамин (Новик), игумен. О православном миропонимании // Вопросы философии. 1991. № 4.

30. Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь-М., 1996.

31. Воронцова JI. Филатов С., Фурман Д. Религия и политика в современном массовом сознании. // Религия и политика в посткоммунистической России. М., 1994.

32. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М., 2002.

33. Гараджа В.И. Кризис современного протестантизма и поиски «новой теологии». М., 1973.

34. Гараджа В. И. Протестантизм. М., 1971.

35. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996.

36. Гарнак А. Сущность христианства. СПб., 1907.

37. Гегель Г. Позитивность христианской религии // Гегель Г. Работы разных лет. В 2-х томах. Т. 1. М., 1970.

38. Гегель Г. Философия религии. М. 1976. Т.1.

39. Генон Р Влияние исламской цивилизации на Европу. // Вопросы философии. 1991 № 4. С. 54-57.

40. Георги И. Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного. СПб., 1794.

41. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004.

42. Гиппиус-Мережковская З.Н. Дмитрий Мережковский // Вопросы литературы. 1990. N5. С.231-237.

43. Гирц Клиффорд. Интерпретация культур. М., 2004.

44. Гвардини Р. Конец нового времени // Феномен человека. М., 1993.

45. ГеффдингГ. Философия религии. СПб., 1903.

46. Т.Гоббс. Левиафан Часть 3-4. О христианском государстве. О царстве тьмы // Гоббс Т. Сочинения в 2 томах. Т.2. М., 1991.

47. Голодовников К. Город Тобольск и его окрестности. Тобольск, 1864

48. Гордиенко Н.С. Российские Свидетели Иеговы: история и современность. СПб., 2000.

49. Горичева Т. Православие и постмодернизм. СПб., 1991.

50. Городцев П. Предшественники Реформации. Джон Виклеф; его жизнь и реформаторская деятельность. Петроград, 1917.

51. Григоренко А.Ю. Религия, общество, государство в современной России // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. М., 1999, С.25-33.

52. Григоренко А. Ю. Церковно-государственные отношения в современной России // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. Материалы международной конференции. М., 23-24 марта 1999., М., 2000. С.106-118.

53. Девина И.В. Мормоны: философия, религия, культура. М., ИНЙОН, 1994.

54. Дугин А.Г. Метафизика национал-большевизма // Элементы № 8, С.5-13.

55. Дугин А. Г. Тамплиеры пролетариата. Национал-большевизм и инициация. М., 1997.

56. Дюркгейм Э. Коллективный ритуал // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С.438-441.

57. Дюркгейм Э. Священные объекты // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С.469-470.

58. Дюркгейм Э. Социология религии и теория познания // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. С. 111— 145.

59. Ерасов Б.С. Одномерная логика российских модернизаторов // Общественные науки и современность. 1995. № 2.

60. Жиганков О.А. Еретики или люди, опередившие время. Заокский: «Источник жизни», 1996.

61. Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М.Вебер и современные теории модернизации. СПб., 1998.

62. Зиммель Г. Изменение форм культуры // Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М., 1996.64. ? Зиммель Г. К социологии религии // Зиммель Г. Избранное. Т.1. Философия культуры. М., 1996. С.618-635.

63. Зиммель Г. Религия: социально-психологический этюд // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. С.69-97.

64. Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека // Зомбарт В. Собрание сочинений в трех томах. Т. 1. СПб.2005.

65. Инглегарт Р.Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая индустриальная волна на Западе. М., 1999.

66. Исаченко А. Если бы в конце XV века Новгород одержал победу над Москвой. // Вестник РАН, 1998, том 68, №11.

67. Йингер Дж.М. Социология религии как наука: функциональный подход // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. С. 161-165.

68. Каарийнен Киммо. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России. М., СПб., 2000.

69. Казакова Н.А. Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV начала XVI века. М-Л., 1955.

70. Казин А.Л. Последнее царство. Русская православная цивилизация. СПб., 1998.

71. Капр Ф. К. Каковы вкусы человека, таков и он сам // Пилигрим к небесной Отчизне. 2002. № 5-6 (октябрь-декабрь).

72. Каариайнен К. Фурман Д. Религиозность в России в 90-ые годы // Старые церкви, новые верующие. М.-СПб., 2000.

73. Каариайнен К, Фурман Д. Верующие, атеисты и прочие адепты российской религиозности // Вопросы философии. 1997. № 6. С. 35-52.

74. Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 111-118.

75. Каретникова М.С. Протестантизм. СПб., 1995.

76. Каретникова М.С. Русское богоискательство. Национальные корни евангельско-баптистского движения // Альманах по истории русского баптизма. СПб., 1999.

77. Кассирер Э. Понятие символической формы в структуре наук о духе //Культурология XX век. Дайджест. Философия культуры. II (6). М.: б.и., 1998

78. Кассирер Э. Философия символических форм: введение и постановка проблемы // Культурология XX век: Антология. М., 1995.

79. Кастельс М. Становление общества сетевых структур / Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.

80. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2003, №1.

81. Красильщиков В.А. Вдогонку за прошедшим веком: Развитие России в XX веке с точки зрения мировых модернизаций. М., 1998.

82. Козлова Н.Н. Социология повседневности: переоценка ценностей // Общественные науки и современность, 1992, № 3.

83. Колеров М.А. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от "Проблем идеализма" до "Вех" 1902-1909. СПб., 1996.

84. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб., 2000.

85. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Чем грозит России игнорирование ее выводов? // Трагедия цивилизации (материалы научного семинара). Новосибирск, 1994.

86. Корнилов Н. А. Евангелизм и свобода личности в России // Религия и демократия: На пути к свободе совести. Вып. II / Под общ. ред. С. Б. Филатова и Д. Е. Фурмана. М., 1993.

87. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание. Новосибирск, 1987.

88. Красиков А.А. Религиозный фактор в европейской ироссийской политике (исторический аспект). М., 2000.^

89. Кузанский Николай. О возможности-бытии// Н.Кузанский Сочинения в 2-х томах. М., 1980. Т. 2.

90. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека // Вопросы философии. 1997, №2.

91. Куклярский Ф. Философия индивидуализма. СПб., 1910.

92. Кьеркегор С. Болезнь к смерти: Изложение христианской психологии ради наставления и пробуждения // Этическая мысль 1990. М.,1990.

93. Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М. 1987.

94. Лебедева Н.И. Лютеранская община и кирха святой Екатерины в Омске // Протестантизм в Сибири: История и современность. Омск, 1998

95. Левада Ю. Традиция. // Философская энциклопедия. Т.5., М., 1970.

96. Лопаткин Р.А. Легитимизация религиозного сознания // Государственно-церковные отношения в России. М., 1993. С .102110.

97. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994.

98. Лункин Р. Пятидесятники в России: опасности и достижения «нового» христианства / Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб., 2002. С. 336-361.

99. Лютер М. Избранные произведения. СПб., 1994.

100. Мейендорф Иоанн, протоирей. Значение Реформации как события в истории христианства // Протоиерей Иоанн Мейендорф. Православие в современном мире. М., 1997. С. 129-148.

101. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994.

102. Мирандолла, Пико дела. Речь о достоинстве человека // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-и тт. Т.1.М., 1962. С. 506-514.

103. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. Философско-социологические очерки. СПб., 1996.

104. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России //СОЦИС, 1995, №11.

105. Михайловский В.Я. Сервет и Кальвин. М., 1883.

106. Мосс М. Социальные функции священного. СПб., 2000.

107. Муравьев А.Н. Реформация и современность // Credo new. Теоретический журнал. 2002. № 3.

108. Мчедлов М. Вера России в зеркале статистики // НГ-Религии. № 9 (55). 17.05. 2000.

109. Мчедлов М. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России. Некоторые результаты социологического мониторинга // Религия и право. 2002. № 1.

110. Никольская Т.К Русский протестантизм и государственная власть (1965-1991) // Источник. Историк. История: Сборник научных работ. Вып. 1. СПб. 2001.

111. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.

112. Новиков Е.,Гус и Лютер. М., 1859.

113. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Вопросы философии, 1989, NN 3-4.

114. Основы социальной концепции Российского объединенного союза христиан веры евангельской // Справочно-информационный портал «Религия и CMH».htpp://www.religare.ru/article772l.htm

115. Отношение государства сегодня — меры завтра? // Пилигрим к небесной Отчизне. 2003. № 1 (январь-февраль).

116. Павловский Г.А. Слепое пятно. Сведения о «беловежских людях»// Иное. Хрестоматия нового российского самосозннаия. Т. 3. М., 1995.

117. Палама Григорий. Триада в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995.

118. Пальмов И. Гуситское движение. СПб., 1881.

119. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI в. М., 1998.

120. Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). М., 1995.

121. Пантин В.И. Циклы и ритмы истории. Рязань, 1996.

122. Панченко А. О русской истории и культуре. М., 2000.

123. Подберезский И.В. Протестанты и другие. СПб. 2000

124. Позоровская Б. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. М., 1898.

125. Попов В. А. Светочи христианства. СПб., 2000.

126. Протестантизм в Сибири: История и современность. Омск, 1998.

127. Розанов В. В. Апокалипсис нашего времени // Розанов В.В. Мимолетное. М. 1994.

128. Рыбаков Б.А. Стригольники (Русские гуманисты XIV столетия). М., 1993.

129. Савинский С.Н. История христиан — баптистов Украины, России, Белоруссии. (1867-1917). СПб., 1999.

130. Санников С.В. Двадцать веков христианства. В 2-х т. Т.2. Второе тысячелетие. Одесса СПб., 2001.

131. Седельников А. Д. Следы стригольнической книжности. Л., 1934.

132. Смагин Ю.Е. Реформация: радикальная критика католицизма // Вестник РХГИ, №4, 2001.

133. Соловьев Э.Ю. Генезис прав человека и исторические истоки толерантности // Толерантность / Под. редакцией М.Б.Хомякова. Ч. 2. Екатеринбург. 2001.

134. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984.

135. Солодовников В. В. Протестантизм. М., 1993.

136. Софронова М.Н. Путеводитель по призрачному городу // Тобольский хронограф. Омск, 1993.

137. Социальная позиция протестантских Церквей России // Справочно-информационный портал «Религия и СМИ». htpp://www.religare.ru/article7724.htm

138. Сощенко Е. Пресвитерианская церковь в Тюмени // БгееДом. (Тюмень).

139. Страгородский Сергий. Православное учение о спасении. Казань. 1898.

140. Тённис Ф. Общность и общество. СПб., 2002

141. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1996.

142. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М.: Прогресс; культура, 1995.

143. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. М., 1995.

144. Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество. Вопросы философии. 2000. № 1.

145. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985.

146. Успенский JI.A. Богословие иконы православной церкви. М., 1989.

147. Федотова В.Г. Плюсы и минусы модели «догоняющей модернизации» // Модернизация и национальная культура. Сборник. М., 1995.

148. Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. 2000. № 4. С. 3-27.

149. Филатов С. Религия в постсоветской России // Религия иiобщество. Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб., 2002.

150. Филатов С., Степина А. Российское лютеранство // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. Спб., 2002.

151. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003.

152. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С.33-48.

153. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка. Новая постиндустриальная волна на западе. М., 1999.

154. Христиане и государственная власть // Слово миру. 2005. № 7 (сентябрь).

155. Церкви в США. Справочник, вып.4, под ред. Д.Е.Фурмана. М., 1982.

156. Чанышев А.Н. Протестантизм. М., 1969.

157. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

158. Шестаков Е. Без комментариев и извинений От редакции. // Пилигрим к небесной Отчизне. 2001. № 4 (август-сентябрь).

159. Шестаков Е. Рождественский подарок от советской власти (7 января 1930 г.) // Пилигрим к небесной Отчизне. 2003. № 1 (январь-февраль).

160. Швецов М. Ангелы из преисподней // Пилигрим к небесной Отчизне. 2002. № 1 (февраль-март).

161. ЦДапов А.П. Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия. Сочинения, т.1, СПб., 1906.

162. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

163. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999.

164. Эйхельберг Е.А. Немцы в Тюменской области: история и современное положение. Тюмень, 1999.

165. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

166. Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина/ Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987.

167. Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М., 2004.

168. Юнг К. Г. Индивидуальный символизм сновидения в отношении к алхимии // Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. СПб., 1997.

169. Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979.

170. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2003.

171. Янышев И.JI. Православно-христианское учение о нравственности М., 1887.

172. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

173. Balkin J.M. Cultural software: A theory of ideology. New Haven Conn.: Yale Un. Press, 1998.

174. Barnes, R. B. Prophecy and gnosis : apocalypticism in the wake of the Lutheran Reformation. Stanford, Calif. : Stanford University Press, 1988.

175. Belloc H. The crisis of civilization. Westport, Conn., Greenwood Press, 1973.

176. Birnbaum H. Jews and Slavs: Contacts and Conflicts in Russia and Eastern Europe, International UCLA Conference, March 19-23, 1972.

177. Caillois R. Man and the sacred. Free Press of Glencol, 1959.

178. Eliade M. Myth and Reality. New York: Harper and Row, 1963.

179. Eliade M. Patterns in Comparative Religion. London: Sheed and Ward, 1958.

180. Fukuyama F. Trust: The Social Virtues and the Creation of Prosperity, N. Y., Free Press, 1995.

181. Giddens A. New Rules of Sociological Method. London: Hutchinson, 1976.

182. Green V. H. H. The European reformation. Stroud, Gloucestershire : Sutton, 1998.

183. Harbison E. H. The age of Reformation. Westport, Conn. : Greenwood Press, 1982.

184. Hargrove B. The sociology of religion : classical and contemporary approaches. Arlington Heights. 1979.

185. Hocart A.M. Imagination and proof: selected essays. Tucson: University of Arisona Press, 1987.

186. Hocart A.M. Social origine. London: Watts, 1954.

187. Kirth T. Religion and the decline of magic. New York: Scriber, 1971.

188. Kracauer S. Time and History // History and Theory, 1966, Beiheft 6, p. 65-78.

189. Kristensen W.B. The Study of the History of Religion. Univ.of Chicago Press: 1954.

190. Leuw van der G. Religion in Essence and Manifestation. Chicago University Press: 1948.

191. Lloyd G.E.R. Magic, reason and experience. New York: Cambridge University Press, 1979.

192. Mauss M. Sacrifice: its nature and function. London: Cohen and West, 1964.

193. McGonigle. Th. A history of the Christian tradition. New York : Paulist Press, 1988.

194. Meadows D. L. et al. The Limits to Growth: A Report for the Club of Rome's Project on the Predicament of Mankind. New York: Universe Books. 1972.

195. Nyland C. Capitalism and the History of Work-Time Thought // British Journal of Sociology, 1986, v. 37, no. 4, p. 513-534.

196. Oberman, H. A. The Reformation : roots and ramifications. Grand Rapids, Mich. : W.B. Eerdmans Pub. Co., 1994.

197. Oberman, H.A. The roots of anti-Semitism in the age of Renaissance and Reformation. Philadelphia : Fortress Press, 1984.

198. Riesman D. The lonely crowd: a study of changing American character. New Haven: Yale University Press. 1950.

199. Shils E.A. Tradition. Chicago: University of Chicago Press, 1981.

200. Schuon F. The transcendent unity of religions. London: Faber and Faber, 1953.

201. Spitz, L.W. The Renaissance and Reformation movements. St. Louis : Concordia Pub. House, 1980.

202. Thorndike. L. The plane of magic in the intellectual history of Europe. N.Y. 1974.

203. Van der Walt, B. J. Anatomy of reformation : flashes and fragments of a reformational worldview. Potchefstroom, Republic of South Africa : Potchefstroom University for Christian Higher Education, 1991.

204. Wach J. The Comparative Study of Religions. Chicago, 1958.

205. Wach. J. Understanding and Believing. Chicago, 1968.

206. Wattenberg B.J. The first universal nation. US-Press, 1991.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 367751