Повести и новеллы А. Конан Дойля о Шерлоке Холмсек проблеме детективного жанра тема диссертации и автореферата по ВАК 10.01.05, кандидат филологических наук Кузьменко, Л. М.

Диссертация и автореферат на тему «Повести и новеллы А. Конан Дойля о Шерлоке Холмсек проблеме детективного жанра». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 298025
Год: 
1978
Автор научной работы: 
Кузьменко, Л. М.
Ученая cтепень: 
кандидат филологических наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
10.01.05
Специальность: 
Литературы народов Европы, Америки и Австралии
Количество cтраниц: 
126

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Повести и новеллы А. Конан Дойля о Шерлоке Холмсек проблеме детективного жанра"

Проблемы детективного жанра, долгое время выносившегося за рашш серьезно! литературы, к началу Ж века обнаружили свою сложность и стали вызывать интерес литературоведов. По количеству публикаций детективный жанр за рубежом занимает первое место. У нас интерес читателей к советскому и зарубежному детективу также не вызывает сомнений. Несмотря на все увеличивающуюся популярность жанра детектива, проблема его жанровой специфики остается одной из наименее разработанных областей литературоведения. Представляется важным исследование специфики жанра детектива как в теоретическом, так и в историко-литературном плаве.

В Советском Союзе воцросы детективного жанра широко обсуждаются на страницах периодической печати, вызывают размышления писателей и литературоведов. Сами за себя говорят уже названия статей: "Романтика детектива — жить!", "Детектив; за и против* И.Вишневской в "Комсомольской правде" за 1964 год, "Детектив: развлечение няи исследование жизни?" ¿.Адамова в "Литературной газете" за 1969 год. Дискуссии, развернувшиеся в последние годы на страницах "Московского комсомольца", "Комсомольской правды", "Литературной газеты" и пр., показали, что проблемы детектива волнуют не только критиков, но и самые широкие читательские круги. "Детектив читают практически все. И эта его универсальность по охвату читательской аудитории делает его незаменимым идеологическим оружием". Об этом говорили в своих статьях А.Адамов, Ф.Чапчахов* и другие. Об атом шла См. Адамов А. "Детектив: развлечение или исследование жизни", "Литературная газета" Л 2, 1969 г.; Чапчахов Ф. ^Детектив, возможности, цели®, "Литературная газеречь на совещании писателей и работников МВД, СССР в 1969 году, посвященном задачам литературы, поднимающей темы нравственно-правового воспитания. Знаменателен рее созыв такого совещания.

В марте 1978 года совет по приключенческой и фантастической литературе, совет по художественному переводу при Союзе писателей СССР и редакция "Литературной газете" провели совместное заседание на тему "Зарубежный детективный роман в русских переводах". На заседании обсуждались проблемы развития зарубежного детективного романа, отмечались лучшие его образца, говорилось о необходимости тщательного отбора произведений зарубежных мастеров детективного жанра для публикации в Советском Союзе, а также ставился вопрос о повышении качества переводов*.Д

Ханр детектива и связанные с ним проблемы нуждаются в большом, серьезном исследовании. Задачей данного исследования является рассмотрение жанровых особенностей детектива в связи с творчеством писателя, стоящего у истоков жанра. Повести и новеллы А.Конан Дойля о Шерлоке Холмсе выделяются среди моря современной, очень разной по уровню, литературы Запада своим гуманизмом и художественным мастерством. А Шерлок Холмс и по сей день пользуется неизменным успехом у читателей самых различных возрастов. В чем же секрет неувядающей популярности героя? Что нового внес в жанр детектива писатель Артур Конан Дойль? Какое место занимают повести и новеллы о Ш.Холмсе в его творчестве? Как пошло развитие детектива дальше? Что взяли современные пи-сатели-детективисты у Конан Дойля? Каково современное состоя См. Комиссар Мегрэ против "черной серии", "Литературная газета", * IX, 1Э78 г. ние детектива на Занаде?

Вот на эти вопроса мы попытаемся ответить в данном исследовании. Вышесказанным объясняется выбор теш диссертации и определяется актуальность ее проблематики.

В диссертации подводятся итоги спорам советских и зарубежных литературоведов о жанре детектива, выражена собственная точка зрения автора на существо затронутых тш проблем. Исследование творчества Конан Дойдя проводится на фоне литературного процесса Великобритании конца ХП-начала XX веков и в связи с изучением специфики и истории детективного жанра; это определил© научную новизну работы, так как аналогичных диссертаций или монографий у нас нет.

Обзор литератур! о жанре детектива хотелось бы начать с работ советских исследователей. Следует оговориться, что таких работ немного. В упомянутых выше дискуссиях, отраженных в периодике, рассматривался рад вопросов. Так, отмечалось, что несмотря на признание детектива, многие продолжает относиться к нему линь как "к милому, приятному чтению" , видят его достоинство в "занимательности", "развлекательности".1 Отсюда — публикация заведомо слабых вещей в ряде "толстых журналов". Раздаются требования перестать "делать скидки на жанр", найти детективу достойное место в "большой литературе". Писатель А.Адамов в своих обстоятельных статьях пытается определить пути и характер воздействия детектива на читателя. Он справедливо замечает, что "огромное количество шзкопробной продукции на Западе создало ложное представление, будто бы сам жанр есть порождение разлагающейся буржуазной культуры и на лицах, "Литературная газета" ему нет почвы у нас в стране".1

В критических обзорах отмечаются по-настоящему хорошие образца детективного жанра последних лет, как у нас (роианн Ю.Семенова, А.Адамова, А. и Т.Вайнеров и др.), так и за рубежом (С.Хэйр "Чисто английское убийство", Д.Уотен "Соучастие в убийстве" и т.д.). Особые требования предъявляют критики к советскому детективу. Советский детектив мыслится "реалистическим произведением, в то же время полным великолепной романтики борьбы со злом, воспитывающим читателя не пассивным созерцателем, а бойцом, смелым, убежденным и страстным".2

Среди советских исследований жанра детектива необходимо отметить предисловия к выходящему у нас сборнику "Зарубежный детектив", задачей которого является знакомство советского читателя с лучшими образцами западного детектива. Такие авторы, как А.Анаетасъев, Св.Бэлзы, В.Бурлак и другие не только знакомят читателей с творчеством представленных в сборнике № сателей разных стран. Своеобразным явлением в литературе стал болгарский детектив, представленный именами П.Вежинова, Б.Рай-нова и других. В русле литературных традиций своей страны развивается французский детектив, который привлекает читателя психологизмом, сложными характерами действующих лиц.

В.Буржак в послесловии к "Зарубежному детективу" 1977 года ставит вопрос: что защищать в детективном жанре? Что считать хорошим детективом?

Хороший детективный роман — это исследование, пот

Адамов А. Детектив: развлечение или исследование жизни? "Литературная газета", & 2, 1969 г., с. 4. о

Ардаматекий В. Еще раз о детективе. "Литературная газета", 1 19, 1973 г., е. 4. иск, испытание мысли и фантазии. Он делает читателя "соучастником" деда« что, неемоненно, полезно хотя бы тем, что развивает наблюдательность, сообразительность, воспитывает навык аналитически маслить."1 В.Бурлак совершенно справедливо пишет о том, что не каждое произведение, в котором существует загадка или есть преступники, можно причислить к детективу.

Многие авторы сетуют на большую неразбериху в терминологии, как за рубежом, так и у нас. А.Адамов, показавший себя "убежденным сторонником детектива", Ардаматский ж другие вообще отрицают существование такого жанра, продолжая, однако, употреблять этот термин для "простоты обозначения". Ардаматскнй отрицает принадлежность книг Конан Дойдя, Сшенона, Кристи к детективу» относя их к "разной по уровню художественности, но все же ПрозеНо такое всеобъемлющее понятие как "художественная проза" (хотя бы и с большой буквы) явно не может подменить собою специфику тог© или иного жанра.

В 1967 году была опубликована книга А.Гозенпуда "Пути и перепутья", где целая глава посвящена детективу. Автор не подвергает сомнению существование детектива как жанра. Он отмечает, что "несмотря на эволюцию детектива как жанра, многие элементы в его сюжетосложении сохранились. Основа сюжета — всегда поиск разгадки, а действие обусловлено отношениями, связывающими убийцу ж его жертву в прошлом. Структура сюжета зиждется на взаимодействии сил преступника и детектива*1.3

1 См.сб. "Зарубежный детектив", М., 1977, с. 378. 2

Ардаматский В. Еще раз о детективе. "Литературная газета", » 19, 1973, е. 4.

3 А.Гозенпуд. %ти и перепутья. I., 1967, с. 91.

А.Гозенпуд, очень кратко останавливаясь на эволюции детектива, дает характеристику современного его состояния, анализирует ряд произведений.

Среди работ, рассматривающих проблему детектива, хотелось бы отметить книгу Я.Маркулан "Зарубежный кинодетектив" (I., 1975). Прежде чем анализировать собственно кинодетектив, автор исследует морфологию жанра, набор приемов, образ "великого детектива". Интересно сделанное автором сопоставление детектива и драмы, детектива и сказки, детектива и приключенческое повести. Я.Маркулан предлагает следующую модель определения жанра детектива: ".детектив — жанр, в котором сыщик, пользуясь профессиональным опытом или особым даром наблюдательности, расследует, опознает преступника и во имя определенных идей осуществляет победу добра над злом".* Такое определение явно нацелено лишь на классический детектив, так как не охватывает всего многообразия современного детектива.

Нельзя не согласиться с выводами автора о двухфабульном построении детектива: "это фабула следствия и фабула преступления. Фабула преступления строится по законам драматического повествования. Фабула следствия — сыск — конструируется как ребус, загадка. Но так как обе фабула проникают друг в друга, детектив одновременно — рассказ и задача, сказка и исследование, дидактика и развлечение"2

Вот этой двойственность© детектива и объясняет автор уже ставшую традиционной путаницу во взглядах на детектив. Автор подразделяет детективные произведения на две большие кате«* горни: "Сверхзадача одного из направлений — укрепление и за Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив. Л,, 1975, е. 10.

2 Там же, с. 41. вита официального правопорядка". Свда Я.Маркулан относит детектив-триллер (thriller ) детектив-игру. "Другое направление — социально-критическое, антибуржуазное. Не случайно т здесь главный герой частный сыщик, противостоящий полиции .

Большое исследование детективного жанра принадлежит болгарскому писателю и исследователю Богомилу Райнову. Его книга "Черный роман" вышла в издательстве "Прогресс" в 1975 году. Райнов объясняет увлечение детективом следующими причинами:

1. Острые ощущения как стимулирующее средство.

2. Осознание того, что жизнь читателя не так плоха, раз в ней нет места подобным кошмарам.

3. Удовлетворение садистских и мазохистских наклонностей.2

Объясняя популярность детектива этими причинами, Райнов смыкается с западными исследователями. Неверным, на наш взгляд, является и определение детектива: "детектив — это жанр, исследующий преступление. Основная тема детективного произведения — тема преступления".3

Б.Райнов, как и многие другие исследователи, начинает рассмотрение истории детектива с новелл Э.По. Очень кратко он останавливается на творчестве Габорио, Дойля, Коллинза, Деру, а затем переходит к очень подробному, со множеством примеров, анализу современных образцов детектива в Англии, США и Франции. Вторая часть книги — "Асы шпионажа" — посвящена шпионской литературе. т

А Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив. 1., 1975.

2 Райнов Б. Черный роман. М., 1975, с. 63-64, 14-16.

3 Там же, с. 18.

0 проблемах детектива пишут, рассматривая творчество Сименона, Н.Модестова и М.Агафонова.

Н.Модестова различает две разновидности детектива: детектив-проблема, загадка и детектив психологический, в центре внимания которого уже не преступление, а его мотивы, его психологическое обоснование, "интерес уже всецело сосредотачивается на личности преступника, на анализе реакций на нависиую т над ним опасность". При такой классификации слишком разноплановые авторы и произведения подпадают под градацию "психологический детектив".

М.Агафонова, придерживаясь такой же классификации, распределяет ее по странам: идущий от Э.По и К.Дойля "роман-проблема" в Англии; в Америке — современный "черный роман" (его разновидность thrille*— сенсационный роман).2 Для французской литературы характерен детектив психологический. Правда, автор тут же говорит, что часто невозможно бывает установить, к какому типу относится тот шш иной роман им новелла. Поэтому автор, в общем относя произведения Конан Дойля к разряду романов-проблем, упоминает о Конан Дойле и говоря о детективе психологическом.

Вопрос о классификации детективных произведений сложен. В "Литературной энциклопедии" мы находим деление детектива на детектив научный и интуитивный. "Научный детектив" — когда цреступяение раскрывается позитивными средствами исследования т х См. Модестова H.A. Комиссар Мегрэ и его автор. КГУ,

1973, с. 69. 2

См. сб.трудов ШШ "К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе конца ИХ и начала XX в.в.", внп.1, И., 1974, с. 46. материальных улик. "Интуитивный" — основан на догадке и интуитивном проникновении в психологию преступника".* Определение этих разновидностей детектива, но сути дела, очень близко к определениям, данным Н.Модестовой и М.Агафоновой,— роману-проблеме и психологическому детективу.

В БСЭ2 указываются 2 разновидности классического детектива; интеллектуальный детектив (идущий от Э.По) и приключенческий (идущий от Коллинза). Однако, прослеживая развитие детектива дальше, авторы называют и "интуитивную школу" (Честертон) и "жестокую вколу" (Хэммет), и антиинтедлектуальннй детектив или детектив "черный" (М.Спиллейн).

Необходимо сказать о путанице в использовании определения "черный детектив". Большинство авторов (Я.Маркулан, Н.Мо-дестова) определяют так школу Хэммета, провозвестником которой был его роман "Мальтийский сокол". Говорится о "черном романе", "черной школе" и в связи с реакционными произведениями М.Спиллейна и др.авторов. По нашему мнению, определение "черный роман" правомерно оставить за произведениями, утверздашй-ми культ грубой силы (реакционнй детектив), а английское определение "hard-beiied ecbool " (романы Хэммета, Чандлера и др.) переводить как "жестокая школа", хотя этот перевод так же нельзя назвать удачным.

Представляется интересной следующая классификация разновидностей современного детектива: криминальный, шпионский, полицейский, детективные сюжеты, основанные на научно-фанта

1 См. Литературная энциклопедия.

2 См. БСЭ, т. 8, с. 143.

IG. стической идее.

Итак, подводя итоги, ножво оказать, что детективное произведение — это произведение, в основе сюжета которого лежит раскрытие загадочного происшествия — чаще всего престун-ления (классический детектив) или выяснение всех сопутствующих происшествию обстоятельств. Беда в том, что многие образ« цы современного детектива не укладываются ни в одно из определений, предложенных, как у нас, так и за рубежом. Что же касается классификации, то, на наш взгляд, возможно различать ин-щдеттшЕИВУ (он же роман-проблема) детектив, где все подчинено расследованию; приключенческий (он же "триллер", крайнее его проявление "черный роман") и детектив психологический (где основной акцент сделан на психологии преступления). Социальные мотивировки и социально-критические моменты возможны в первом и третьем типе зарубежного детектива.

Еще большее количество различных классификаций мы находим в западном литературоведении. Само слово "детектив", согласно Оксфордскому словарю, появилось в 1843 году (новелла Э.По "Убийство на улице Морг" была опубликована в 1841 г.). Не только в 20-ые года нашего столетия появились первые исследования, посвященные детективному жанру. Американец Вэн Дайн** и англичанин Рональд Нокс^ сформулировали правила, которым, по их мнению, должны следовать и обычно следуют авто

1 См. БСЭ, т.8, с. 143 I cal Amt©l@gy# , 1928

Ь., 1929«

3 Жт©х к» The Best Detective Stories of the Year (1928) ры детективных историй. Эти правила соответствовали представ-ленда о детективе как об игре: в повести считалось недопустимым вмешательство сверхъестественных сил, использование неизвестных ядов, игра случайности и интуитивная разгадка преступления, а также появление двойников.

В 1924 году Остин Фримен в статье "Мастерство детективного рассказа" исследует композицию детективного произведения, выделяя 4 этапа: I) постановку проблемы, 2) расследование, 3) решение (кто?) и 4) анализ решения (как? почему?). Ответы на последний вопрос позволяли писателю дать глубокую характеристику героев, показать и проанализировать те условия, которые привели к преступлению, что сближало детективный роман с романом социальным.

Большое количество исследований написано в виде своеобразных пособий для начинающих писать в жанре детектива. Таковы, например, книга Томсона "Мастера загадочного" (Masters ©f Mystery"» ъ., 1931) или книга М.Родел "Литература приключений" ("Mystery Fiction", L., 1954) И ряд других. бреди теоретических работ последних десятилетий можно назвать следующие: Х.Хейкрофт "Убийство ради удовольствия" (Нью-Йорк, 1942 г.), "Развитие детективного романа" А.Мерча (Лондон, 1953 г.), "Детективная новелла в Великобритании" Джулиана Оаймонса (Лондон, 1962 г.) и "Детектив и пуританская традиция* Э.Рутли (Лондон, 1972 г.). Много исследований вышло за последние годы во Франции.

Почти все вышеуказанные авторы пытаются, тем или иным образом, классифицировать многочисленные проявления детективного жанра, определить его границы. Появилось большое количество терминов; причем одно и то же произведение у разных исследователей попадает под разные градации.

С.Моэм, М.Родел, Дж.Саймоне различают чистый детектив и триллер. "Детектив ставит вопросы "кто? почему? когда?" Триллер же повествует о насилии и отвечает только на вопрос "как"*. 1 общее определение "приключенческая литература" (w®ystery fic-tio*^ западные исследователи, помимо детектива, включают триллер, вестерн и шпионский роман. Кроме этого Мерч, Саймоне, Редел различают: horror-stories, detective stories, adventuremystery, character aystery, had— -tout-known stories, suspense stories* etc*

Перевод всех этих терминов на русский язык затруднителен. Эта классификации основана на тех чувствах, которые возникают у читатели при чтении этих историй, начиная от чувства удивления, недоумения, любопытства ( puzzle storied затем можно поставить истории типа "в страхе перед неизбежным" (suspense stories ) и, наконец, истории, вызывающие чувство ужаса (horror stories). Недаром А.Хичкок дал такие, например, названия своим сборникам: "Истории не для нервных", "Рассказы, которые читают с запертой на ключ дверью" и т.п.

Несмотря на такое большое количество градаций, всякое по-настоящему хорошее детективное произведение трудно втиснуть в такого рода установленные рамки.

Если говорить об истории детективного жанра, то все исследователи называют отцом детективной литературы Эдгара До2. Однако Х.Хейкрофт довольно справедливо писал: "Так же, как симфония берет свое начало от Гайдна, так и детектив начинается с

Эдгара По. И как все в мире они имели предшественников"^, j

СМ. Symons Jctllam* The Detective Story im Britain» L.,

1962, р* 8» о

Подробнее о детективных новеллах Э.1о и об образе Дюпена смотрите 1 и I главы нашей диссертации. 3

EUHayeroft. Murder f©г Pleasure. L., 1942, p. 6»

Интерес к преступлению, в сопровождающим его угрызениям совести и возмездию, существовал еще в древнейшие времена. Путь литературы о преступлениях громаден. Начинается он еще в недрах античной драмы, где автора интересует одновременно и проблема преступления, совершенного не преступным по натуре человеком, и пути его раскрытия ("Царь Эдип" Софокла, "Ион" Эврипида). Именно такие ситуации вызывают у зрителя необходимые "страх и сострадание". Любопытно, что в "Царе Эдипе" один и тот хе человек выступает и в качестве преступника и в качестве следователя: расследуя давнее преступление, он убеждается, что убийца — он сам. В древнегреческих легендах (например, в легенде об йвиковых журавлях) проступает народная мысль о том, что преступление обязательно должно быть разоблачено и наказано. Об этом же говорят и созданные народом микологические образы Эринний.

Преступление и наказание остается постоянной темой Шекспира (вспомним, например, "мышеловку" Гамлета, стремящегося расследовать давнее преступление).

В дальнейшем классическая литература разных стран продолжает освещать этот же вопрос, решая его гуманистически (Бальзак, Диккенс, Достоевский).

Несомненное влияние на развитие детектива оказал "готический" роман конца ХУ1 века. Ш.Б.Ладыгин справедливо отмечает в своей кандидатской диссертации, что "роман ужаса" выполнял функцию литературного эксперимента. Первые последователи Тол-пола отвергали наиболее смелый прием — утверждение реальности сверъестественного бытия. В произведениях К.Рив, Э.Рэдклиф и других все "псевдосверхъестественное" получало в конце концов V реалистическое объяснение. Для них "ужасное" — лишь прием для создания у читателя определенного эмоционального настроя1. В

Монахе" Лызиса проявляется одна из перввх попыток психологир ческого анализа в частности, анализа психологии преступника*'.

Каи отмечает исследовательница 3.Т.Гражданская "романтическая литература обязана "готическому" роману усложнением сюжетной схемы, введением тайны как обязательного организующего момента, рядом эффектных приемов, возбуждающих интерес и волнение читателей"3.

Следующим шагом на пути создания детективного произведения был роман Годвина "Калеб Уильяме" (1774). Показ беззащитности бедняка перед законом, положения заключенных, безнаказанности богатых преступников позволяют говорить о "Кадебе Уильямов", как о социальном романе. Несмотря на присутствие мотива тайны, преступления, детективная линия сама по себе незнаг-чнтельна, но для развития жанра она сыграла свою роль.

Определенным источником сюжетов будущего детектива в Англии был "Ньюгетскнй календарь" первой половины Х5ГШ века (последний том вышел в 1773 году). В атом календаре давалось описание жизни и преступлений наиболее опасных заключенных Ныъ гетской тюрьмы. Отсюда — "ньюгетскнй роман", широко распространенный в Англии в ЗО-ые годы XIX века. "Ньюгетскнй" роман сделал сильного духом, бесстрашного преступника своим главным героем, а социально обусловленное преступление — своей темой. Авторам этих романов присуща излишняя романтизация личности т х См. автореферат: М.Б.Ладыгин "Английский "готический" роман и проблемы предрсмантизма". М., 1978, с. 8.

2 Там же, с. II. о

См. История зарубежной литературы ХУШ века, йзд-во МГУ, 1974, с. 115. преступника ("Поль Клиффорд", 1830 г., "Юджин Эрам", 1832 г. Бульвера-Литтона), что объяснялось протестом против реакционности английского законодательства и отчасти фольклорной традицией (образ Робин Гуда).

В середине XIX века огромный интерес к преступлению как результату социальной системы, к личности преступника и к неизбежному краху этой личности проявляют такие титаны как Диккенс, Бальзак, Достоевский. Таким образом, одной своей стороной детектив соприкасается с социально-психологическим романом. Но одновременно с этим происходит выделение детектива в отдельный жанр, что сопровождается известным обеднением проблематики и усилением формальных признаков.

В рассказах Диккенса 50-х годов появляется детективная тема ("Пара перчаток", "Диван"). Инспектор Бэкет из романа "Холодный дом" (1852 г.) стал первым сыщиком в английской литературе. Прототипом Бэкета был инспектор Фшщ, о котором Диккенс писал в своих статьях для журнала "Домашнее чтение". Однако у Диккенса во главе угла стояла социальная проблема, детективная линия (линия расследования) не играет здесь большой роли. Еще в "Оливере Твисте" Диккенс обратился к изображению преступного мира и писал в предисловии к роману: ".Мне казалось, что изобразить реальных членов преступной пайки, нарисовать их во всем их уродстве, со всей их гнусностью, показать убогую, нищую жизнь их, показать их такими, каковы они на самом деле. мне показалось, что изобразить это — значит попытаться сделать то, что необходимо и что сослужит службу обществу"^. Для Диккенса важно было показать все то уродство

1 См. Диккенс. Собр.соч. 1., 1958, т. 4, с. 6. жизни, которое вело к "уродству" души и, в конечной счете, к преступлению.

Появление детектива в XIX веке английский исследователь Иерч и другие связывают с учреждением сыскной полиции, с ростом городов, изменением социальных условий, которые породили волну преступлений и необходимость их расследования, с появлением множества периодических изданий, конкурировавших мезду собой и привлекавших читателя интересным чтивом*

Сыскная полиция была создана в Англии в 1829 году, а по прошествии некоторого времени стали выходить в свет и воспоминания детективов. Первой такой книгой были "Воспоминания полицейского инспектора" Рассела, опубликованные в 1856 г. (уже после детективных рассказов Э.По).

По-настоящему детективный роман написал в 1868 году У.Коллинз. Это роман "Лунный камень", в котором действует сыщик Кафф. Прототипом сыщика Каффа послужил знаменитый инспектор Окотланд Ярда Джонатан Уичер, и это тоже способствовало успеху романа.

Такова линия развития детектива в Англии. В то же время существовала богатая полицейская литература во Франции. Важное значение для развития детектива имели мемуары первого профессионального сыщика Эжена Франсуа Ввдока, опубликованные в 1828 году. Видок был оригинальной личностью: бывший цреступник (впрочем не проливавший крови) и заключенный, он стал главой французской полиции, а затем и первого в мире сыскного бюро. Видок был убедден в слабости регулярной полиции и в необходимости привлечь к следствию талантливых частных сыщиков.

В 1842 году вышел 10-томный роман Эжена Сю "Парижские тайны", где был показан преступный мир Парижа. Этот роман, как и четырехтомник Видова, стад источником сюжетов для многих писателей. В 1866 году выходит роман Габорио "Дело Леруж", имевший подзаголовок "Первый детективный роман". Книга быстро завоевала популярность. В романе действует Табарэ — зажиточный библиофил, о сыщике Жекоке здесь говорится мимоходом. В последующих четырех романах Лекок выходит на первый план. Помимо анализа материальных улик, Лекшпытается воссоздать прошлое преступника, проникнуть в его психологию, понять, что привело его к преступлению. Любопытно, что Лекок — профессиональный сыщик, в то же время — математик по образованию.

В конце века детектив звучал в унисон с произведениями неоромантиков. Их роднил образ одинокого, бескорыстного героя, стоящего выше буржуазной действительности, роднило и прославление человеческих возможностей и талантов. Заслуга А.Конан Дойля состоит в создании романтического детективного произведения — повести я новеллы.

С самого начала, когда детектив стал собственно детективом (большинство критиков начинает отсчет со времени опубликования в 1841 году новеллы Э.По "Убийство на улице Норг"), отношение к нему не было серьезным. Не придавал большого значения своим новеллам Э.По; вам известно мнение Конан Дойля о Ш.Холмсе. За детективом прочно утвердилась репутация развлекательного жанра. Стабильность, повторяемость композиционных схем, постоянный спрос на детектив привели к появлению большого количества произведений, не "обремененных" художественными достоинствами. Ряд теоретиков жанра (они же ж практики) сознательно превращали детектив в интеллектуальную игру, сближая его с кроссвордом, вытравляя из него все, что делало детектив явлением литературы.

В 1929 году вышел роман Э.Беркли "Короока отравленных шоколадных конфет", в котором автор предлагал шесть различных, логически обоснованных, объяснений совершенного преступления. Роман очень напоминает пародию на детектив. Так один из членов клуба, которым предложили расследовать это преступление, убедительно доказал, что именно он и является преступником. В конце романа мы узнаем, что преступницей, которая послала коробку конфет, была женщина, также состоявшая в клубе. В 1930 году в предисловии к роману "Второй выстрел" тот же Беркли писал о необходимости вдохнуть новую жизнь в детектив; путь к успеху он видел в насыщении детективных произведений большим психологизмом. Своеобразным экспериментом явился его роман "С заранее обдуманным намерением" (опубликованный под псевдонимом Франсиса Айлза), где он сначала показывает как созревал у доктора Биклейма план убийства жены, а затем описывает полицейское расследование.

Особенно яростным нападкам подверглась Агата Кристи за роман "Убийство Роджера Акройда" (1926 год), где она нарушает один из основных "законов" построения детектива. В расследовании убийства э.Пуаро помогает любезный деревенский врач 1еп-пард, который как раз и оказался убийцей.

В разное время такие писатели, как Дороти Сэйерс, Р.Чан-длер, Джон Диксон Kapp и другие писатели о детективе, анализировали произведения, давали советы, стремясь повысить авторитет жанра.

Многие зарубежные критики называют период между двумя мировыми войнами "золотым веком" детектива. Продолжал писать новеллы о Ш.Холмсе Конан Дойль, появились новеллы Честертона, романы Дороти Сэйерс, Агаты Кристи и других.

Новеллы А.Конан Дойдя о Ш.Холмсе знаменовали собой важный этап в развитии детектива. Все писатели» выступавшие в этой области, испытали влияние образа Холмса и в своих произведениях либо следовали за Конан Дойлем, либо, отталкиваясь от образа Холмса, пытались создать что-то противоположное ему. Во многих произведениях по-прежнему действует частный детектив. Он борется за торжество добра, он — свободен, в ответе только перед своей совестью, часто вступает в конфликт с официальной полицией. Своеобразной реакцией на романтический образ Холмса была явная невыразительность, заземленность детективов у Моррисона, баронессы Оржи и др.

В 1894 году появились первые детективные новеллы А.Мор-рисона, повествующие о приключениях сыщика Мартина Хьюнтта. Был у него и свой Уотсон — журналист Врет. Моррисон не добавил ничего нового к образу сыщика, созданного Конан Дойлем. Последователем Конан Дойля можно считать и Остина Фримена. Он написал несколько романов, где главное действующее лицо — доктор Торндайк, сыщик и профессиональный врач.

В этот же период в жанре детектива писали Крофтс, Бен-тли, Бейли, Филипп Мэк Дональд, Энтони Беркли, Мейсон, Рональд Нокс и другие.

Следующим после Конан Дойля большим пнсателем-детектн-вистом был Г.К.Честертон. Он написал пять сборников новелл, в которых в качестве сыщика-любителя действует католический священник патер Браун. Первый сборник "Простодушие патера Брауна" вышел в 1911 году. Честертон писал и о самом жанре детектива, защищая его. Он был президентом первого клуба любителей детектива, созданного в Англии в 1929 году. Последний сборник "Клевета на патера Брауна" вышел в 1935 году*. нашей дассертгщки.0 Герое новелл ч®етертона смотрите 1 главу

Первнй роман яркой представительницы детективного жанра Агаты Кристи вышел в 1920 году (»»The Mysteri©as affair at styles"). В ряде ее романов в качестве сыщика выступает бельгиец Пуаро, которого можно считать антиподом Ш.Холмса. В романе "Убийство в викариате" (1930 г.) читатель знакомится с мисс Марпль, одиноко! старой девой, которая редко покидает креело и почти не выпускает вязальные спицы из рук, что не мешает ей распутывать самые сложные преступления.

Же все романы А.Кристи интересны в художественном отношении, но к достоинствам ее романов следует отнести простоту и ясность языка (большая часть повествования — диалог), умение передать все особенности обстановки и быта современной Англии.

У Э.По, Конан Дойдя, Честертона большую часть повествования занимало расследование, чего нельзя сказать о произведениях современных авторов.

Несомненное влияние на развитие детектива как жанра оказал "черный детектив" (или "жестокая школа"), получивший развитие в Америке в 30-ые годы XX века. В первую очередь здесь нужно упомянуть имена Д. Хэше та (его считают главой этого направления), Э.Стенли Гарднера, Р.Чандлера и других. "Черный детектив", возникший в годы кризисного состояния страны, показал зарождение гангстеризма, коррупцию социальной верхушки, был насыщен элементами социальной критики. Основной упор делается на те трудности, с которыми встречается сыщик, на те опасности, которым он подвергается, ведя расследование. Он — один против всех сил зла. I детектив в "черном романе" зачастую пользуется теми же приемами, что и его противники, писатели откровенно описывают сцены насилия; в своих романах Хэммет впервые ввел "арго*. Но, если романы Хэммета, Чендлера окраиены прогрессивной позицией их авторов, то этого нельзя оказать о романах Д.Томпсона, Е.Брауна и других, продолжающих школу "черного"

С середины 50-х годов наблюдается резкий спад социальной и психологической стороны жанра. Если раньше конфликт мевду сыщиком, преступником и законом разрешался в пользу восстановления законности и порядка, а главное — торжества истины и справедливости, то у рада современных авторов на первый план выступает само преступление, льются реки крови, детектив смыкается с криминальным романом и теряет свою нравственную сторону.

Основной задачей детектива, как жанра, всегда бал показ наказуемости зла, однако в последнее время детектив все чаще проповедует всеобщность, универсальность зла, показывает, что зло присуще самой человеческой природе. Очень часто современная литература показывает бессилие справедливости. Ряд исследователей (Д.Льюис, С.Моэм, Д.Саймоне) считает, что чтение детективной литературы — это безобидный способ дать выход той жестокости, которая есть в каждом из нас (нужны только определенные обстоятельства, чтобы проявились разрушительные силы человека, его низменные инстинкты).

Современный детектив — явление неоднородное. Наряду о работами £.Сименона, лучшими романами А.Кристи, Г.Грина, Э.Кужна, Д.Уотена и других, западный книжный рынок наводнен антикоммунистическим детективом Микки Спиллейна и Яна Флеминга, книгами Дж.Х.Чейза, П.Чейни и других.

Многим современным детективным произведениям не место в рамках "большой" литературы. Иначе как "чтивом" их не назовешь,

Чейз, например, начиная с 1938 года, написал 75 романов, но его знают как автора одного романа "Нет орхидей для Мисс Бяэн-диш". Читателя стараются привлечь красочным оформлением, интригующими заглавиями. Но читатель устал от реи крови на кино-телеэкране, в книгах и в жизни.

Вот почему читатель все чаще обращается к "классическому" детективу: произведениям Э.По, Конан Дойля, Честертона и других авторов.

Произведения Артура Конан Дойля знают и любят в вашей стране. Однако до сих пор не существует ни одной монографической работы о писателе, ни одной диссертации. В учебниках по зарубежной литературе III века имя Конан Дойля лишь упоминается при рассмотрении литературного течения конца ИХ века, получившего в советском литературоведении название "неоромантизм". Р.В.Олюнин в своей кандвдатской диссертации* относит Конан Дойля к представителям литературы "открытой империалистической реакции" (Хаггард, Киплинг, Кован Дойль) как это уже было сделано в учебнике А.Аникста по "Истории английской литературы" (1956 г.). Такое мнение Олюнина основано на анализе произведешй с колониальной тематикой, а вернее, "Трагедии с Короско", что не кажется нам правомерным. Политические взгляды Конан Дойля очень противоречивы. Действительно, в ряде своих произведений ("Трагедия с Короско", "История войны (18991901 г.г. ") Конан Дойль оправдывает экспансионистскую поли См. Олюнин Р.В. Колониальная тема в английской литературе конца XIX в.". М., 1967. тику Великобритании, в© есть ряд произведений, в которых он оказывается на высоте прогрессивных воззрений своего времени; он обличает преступления колонизаторов в Конго ("Преступление в Конго"), критически даны образы бывших военных, разбогатевших в Индии ж других колониальных странах (цикл новелл о й.Холмсе). Пишут о творчестве Конан Дойдя, в основном, в связи с В.Холмсом. Пишут скорее о Ш.Холмсе ж в связи с ним упоминают имя Конан Дойля. Как западных исследователей, так и советских литературоведов интересует вопрос, кто послужил прототипом образа знаменитого сыщика. (См. например, книги Андреева К.К. "Искатели приключений", М., 1969; глава "Противник Ш.Холмса"; Белоусов Р.С. "О чем умолчали книги", глава "Человек, который был О.Холмсом", Н., 1971; и ряд статей в периодической печати). Интересно написано предисловие К.И.Чуковского к сборнику новелл о Ш.Холмсе на русском языке, где Чуковский кратко рассматривает жизнь и творчество писателя, а также рассказывает о своей встрече с Конан Дойлем.

Наиболее обстоятельно анализируется творчество писателя в книге М.В.Урнова "На рубеже веков" (I., "Наука", 1970) и его докторской диссертации. Необходимо отметить и предисловие М.В.Урнова к собранию сочинений Конан Дойля в 8 томах1, а также преджсловжя ж послесловия к отдельным циклам и произведениям, написанные Д.М.Урновым, И.Катарскнм, Р.Олюниным^.

1 См. А.Конан Дойль. Собр.соч. в 8 томах. Т. I, 1.,

1966.

2 См. соответствующий раздел библиографии.

Краткость, обусловленная спецификой предисловия в послесловия, не позволяла указанным авторам подробнее остановиться на исследуемом материале.

В зарубежном литературоведении Конан Дойлю посвящено значительное число работ, еще больше работ написано о самом популярном герое писателя — Ш.Холмсе. Библиографическая книга Де Вааля, насчитывающая более 500 страниц, отражает все, что написано, нарисовано, заснято на пленку о 1.Холмсе. Литература, посвященная Ш.Холмсу, огромна. Перу В.Старетта принадлежит "Личная жизнь Ш.Холмса" (Лондон, 1934), существует и "Биография доктора Уотсона" С.Робертоа (Лондон, 1931).

Перечень книг о Конан Дойле значительно меньше. Но все зарубежные авторы, рассматривая проблемы развития детективного жанра, обязательно пишут о классическом детективе Конан Дойля и о самом писателе. Здесь хотелось бы отметить книгу А.Мерча "Развитие детективного романа" (Лондон, 1953), а также книгу Джулиана Саймонса "Детективная новелла в Великобритании" (Лондон, 1962). Однако в этих исследованиях говорится о творчестве писателя только в связи с созданием цикла о Ш.Холмсе.

Наиболее серьезным исследованием жизни писателя мы считаем книгу Пьера Нордона "А.Конан Дойль" и его докторскую диссертацию о Конан Дойле1. Пьер Нордон — единственный исследователь, получивший доступ к архивам писателя. В докторской диссертации приводятся выдержки из писем писателя к матери (их сохранилось более тысячи), а также даются отрывки из дневниковых записей. Зта работа французского исследователя дает большее

I '

P.Hordon. Sir Arthur Conan Doyle. ЗИЬоте et 1*©ватаге. Paris, 1964» представление о личности писателя, нежели автобиографическая книга самого Ковав Дойдя "Мемуары ж приключения", написанная очень скупо. Книга сына писателя также написана очень сдержанно и не представляет большого интереса*.

Из последних исследований жизни и творчества Конан Дойдя интересна книга Чарльза Хаэма "Приключения Конан Дойля" (Бью Йорк, 1976). Автор привлекает большой фактический материал, показывает становление Конан Дойля как писателя, описывает сопутствующие созданию того или иного романа обстоятельства. Спедольная глава посвящена личности писателя. Большой раздел отведен рассмотрению детективных новелл Конан Дойля.

Говоря о книгах зарубежных исследователей, следует отметить биографический подход к исследованию творчества писателя. Авторы снабжают нас множеством мелких сведений о его жизни, о создании того иди иного произведения, в то время как место писателя на общем литературном фоне его времени, его отношение к важнейшим политическим событиям и их отражение в его творчестве, остаются невыясненными.

А,Сопап 1>оу1е. !ЕЬе Тгие С©пап ВеуХе. Ь., 1945•

Заключение диссертации по теме "Литературы народов Европы, Америки и Австралии", Кузьменко, Л. М.

Заключение .106


Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 298025