Повести и рассказы С.А. Пестунова в контексте "малых" жанров сибирской прозы последней четверти XX века тема диссертации и автореферата по ВАК 10.01.01, кандидат филологических наук Янковская, Ольга Викторовна

Диссертация и автореферат на тему «Повести и рассказы С.А. Пестунова в контексте "малых" жанров сибирской прозы последней четверти XX века». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 399398
Год: 
2010
Автор научной работы: 
Янковская, Ольга Викторовна
Ученая cтепень: 
кандидат филологических наук
Место защиты диссертации: 
Абакан
Код cпециальности ВАК: 
10.01.01
Специальность: 
Русская литература
Количество cтраниц: 
188

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Янковская, Ольга Викторовна

Введение.

Глава I. Темы и проблемы малой сибирской прозы последней четверти XX века и проза С. Пестунова.

Глава II. Жанрово-стилистическая специфика повестей и рассказов

С. Пестунова.

§ 1. Тенденция утверждения общечеловеческих нравственных ценностей в сибирских повестях указанного периода и повести С. Пестунова «Белая птица - лебедь».

§ 2. Повести в сборниках «Чудный месяц», «Жизнь бы текла да людей радовала»: поэтика, авторская индивидуальность.

§ 3. Тематика, своеобразие сюжетно-композиционного синтеза, поэтика в художественной системе рассказа С. Пестунова.

Глава III. Идейно-творческие константы малой прозы С. Пестунова: традиции и новаторство.

§ 1. Проблема автора и героя.

§ 2. Цикл и циклизация в малой прозе С. Пестунова.

§ 3. Функциональность сказа.

§ 4. Натуральность как элемент художественной характеристики.

§ 5. Лиро-эпическая природа прозы С. Пестунова.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Повести и рассказы С.А. Пестунова в контексте "малых" жанров сибирской прозы последней четверти XX века"

Проблема изучения регионального аспекта русской литературы остается актуальной и на современном этапе, приобретая все большее значение в связи с наблюдающимся возрождением интереса к истории, культуре, литературе родного края, который чаще всего нечем удовлетворить.

Этой безрадостной ситуации способствует и то обстоятельство, что освещается и пропагандируется местная литература сегодня чрезвычайно слабо. В школах, колледжах, высших учебных заведениях сибирская литература практически не изучается, несмотря на свою давнюю историю и достойных писателей, без которых невозможно представить не только русскую, но и мировую историю литературы.

Еще А. Пыпин, - утверждает сибирский литературовед В. Пшохин, - в своей «Истории русской литературы» указывал, что изучение только печатной продукции двух столиц дает искаженную картину развития национальной литературы. К середине XX века стала очевидной необходимость разностороннего изучения литературы громадного региона планеты - Сибири, представляющегося «белым пятном» на литературной карте России» [Плюхин 2007: 5-6].

В 20-е годы XX века литература Сибири «стала заметным фактом историко-литературного процесса, положив начало такому литературоведческому понятию, как областная литература Сибири» [Кухар 2004: 3].

Красноярский ученый Б. Чмыхало, занимающийся проблемой регионализма, считает его явлением, «вытекающим из развития самосознания населения той или иной территории» и поэтому не сводимым «ни к «местному колориту», ни к «местной экзотике» [Чмыхало 1990: 14]. В своей работе «Литературный регионализм» он подчеркивает необходимость изучения биографий и творчества «местных писателей», исследования литературного движения в регионах, а также разработки методики и методологии регионального исследования литературы.

Итак, одной из главнейших задач ученых-литературоведов на сегодняшний день является исследование регионального литературного процесса.

Начало этому исследованию положено в трудах литературоведов Г. Ломидзе [103], А. Власенко [41], А. Якименко, JL Якимова [177], В. Правдухина, Ю. Постнова [136], М. Азадовского [6, 7]. Продолжено оно В. Трушкиным [155], Н. Яновским [178, 179], К. Анисимовым, Б. Чмыхало [162, 163], А. Казаркиным, В. Плюхиным [133, 134], М. Кухар [88], О. Лесничевой [96] и др. Работы по исследованию хакасской поэзии и прозы принадлежат перу литературоведов М. Унгвицкой [156], П. Троякова [154], А. Кызласовой, К. Антошина [8], Э. Абельтина [1-3], А. Кошелевой [85], В. Карамашевой [75], В. Прищепы [139].

Попытка внести национально-региональный компонент в школьную программу по литературе была предпринята коллективом авторов-составителей: С. Бурак, А. Кызласовой и В. Никитиной, разработавших учебники по дисциплине «Литература Хакасии» для 5-11 классов. Для изучения предлагаются как произведения хакасского устного народного творчества, так и произведения прозаиков и поэтов Хакасии: М. Кокова, В. Кобякова, А. Кыштымова, М. Аршанова, Н. Доможакова, И. Котюшева, С. Пестунова, М. Воронецкого, Г. Сысолятина, Н. Ахпашевой, В. Майнашева, М. Баинова, А. Шеметова и многих других.

Литературный процесс Хакасии второй половины XX века трудно представить без прозы и поэзии С. Пестунова. Уже первая повесть «Белая птица — лебедь» была опубликована в центральной печати (во втором номере журнала «Молодая гвардия» за 1973 год, а затем - в двенадцатом номере «Роман - газеты» за 1974 год) и отмечена Первой премией ЦК ВЛКСМ. В 1979 году вышел сборник повестей и рассказов: «Сватова деревня», в 1982

Чудный месяц». Тогда известный писатель Альберт Лиханов сказал: «По каждому его рассказу можно поставить фильм .»'.

Параллельно С. Пестунов работает над поэтическими сборниками. В 1974 году стихи писателя публикуются в журнале «Молодая гвардия» (№ 8, с. 149-154). Первый небольшой сборник стихов «О доля наших матерей.» выходит только в 1990 году. Затем, в 1995 году, печатается сборник стихов «Заповедная обитель». В год смерти писателя (1997) выходят в свет сразу две его книги: сборник стихов — «Озорные посмеюшки» и сборник повестей и рассказов - «Жизнь бы текла да людей радовала»".

Доминирующие темы и связанные с ними проблемы его творчества: война, деревенский тыл и его труженики - бабы, старики, ребятишки, родная природа, человек и его место в жизни, социальные и нравственные проблемы бытия, вечное противостояние добра и зла, правды и лжи, красоты и безобразного.

Главный предмет исследования прозы С. Пестунова - народная жизнь. Интерес к народной философии и языку, особенностям национального мировоззрения делает писателя «летописцем», который правдиво излагает историю своего современника.

В центре изображения - воссоздание истории социума, истории народа, причем, персонажи становятся проявлением нации, а биография героя совпадает с биографией поколения.

Произведения запечатлевают жизненный опыт автора, сама личность которого входит в строительный материал художественного образа. Биография С. Пестунова с той или иной степенью опосредованности и -полноты отражается в его творчестве и определяет многие особенности его произведений. Автобиографизм пронизывает все творчество писателя, связывая его с классической традицией русской литературы: «Детские годы Багрова-внука» С. Аксакова, «Детство», «Отрочество», «Юность» JI.

1 Цит. по Полежаев, В. «После меня останутся пчелы, книги и сады» / В. Полежаев //Хакасия. -апреля. Изданные тексты прозы соотнесены с архивным вариантом.

1994.-2

Толстого, «Детство», «В людях», «Мои университеты» М. Горького, «Последний поклон» В. Астафьева.

В свете вышесказанного естественно, что факты биографии писателя оказывают существенное влияние на его творчество. В частности, кардинальные преобразования в политической, социально-экономической сфере, а также разрушение прежних культурных норм, ценностей и традиций в перестроечное время стали не только потрясением для общества, но и нанесли удар по творчеству многих художников, стремящихся, несмотря ни на что, сохранить в своих произведениях нравственный и духовный опыт народа. С. Пестунов, уделяя пристальное внимание дисгармоничности современной жизни, не только проявляет в полной мере присущий ему дар писателя-сатирика, но и дает в своем творчестве образы стариков-хранителей народной мудрости и нравственной чистоты.

Очевидна общность проблематики и близость прозы С. Пестунова и авторов, относимых критикой к поколению «деревенщиков» в современной литературе. В центре этих произведений стоит проблема жизни человечества, изображение кризисного состояния деревни и человека крестьянского труда, проблема сохранения нравственной и духовной чистоты людей.

Объектом диссертационного исследования являются повести и рассказы С.А. Пестунова в контексте «малых» жанров сибирской прозы последней четверти XX века.

Предмет исследования — художественная система прозы С. Пестунова, которая позволяет выявить особенности мироощущения писателя, его представлений о бытии и человеке.

Материал исследования: проза С. Пестунова последней четверти XX века, архив писателя.

Цель работы - исследование и осмысление жанрово-стилистического своеобразия, универсализма прозы С. Пестунова, раскрывающие существенные особенности мироощущения и художественной эстетики писателя, позволяющие определить место его творчества в литературе сибирского региона.

Реализации поставленной цели способствует решение ряда задач:

1) раскрыть логику основных тенденций литературно-художественного процесса Сибири последней четверти XX века, предопределивших становление и развитие прозы С.А. Пестунова;

2) рассмотреть комплекс наиболее важных для творчества писателя тем, позволяющий определить основную доминанту художественного и личностного пространства автора, специфику формирования концепции личности в его творчестве;

3) исследовать стилистическое своеобразие и жанровую типологию рассказов и повестей С. Пестунова;

4) показать наличие сказа, сам «механизм» функционирования этого явления;

5) определить особенности сюжетно-композиционного синтеза в художественной системе прозы С. Пестунова;

6) выявить её основные циклообразующие компоненты;

7) обосновать «натуральность» и «лиро-эпическую» природу прозы писателя как основополагающие дефиниции её идейно-эстетической структуры.

Положения, выносимые на защиту:

L Повествование разворачивается на речевом уровне автора повествователя (повествование от 1 лица — от «я» или «мы»), о конкретных событиях прошлого. Точка зрения автора-повествователя в большей части текста сливается с точкой зрения главного героя.

2. Большинство произведений С. Пестунова «населено» женскими образами. Поэтика женских характеров национально специфична и выписана в традициях народной культуры. Лучшие его герои выступают как часть «родаплемени», сохраняют родовую память, родовую совесть, нравственные устои и заветы предков. Проблема типологии характера в контексте отечественной «деревенской прозы». Язык С. Пестунова - это язык русской провинции, он сохранил (возможно, даже нарочито) все особенности провинциального говора. Автор использует просторечия, диалектизмы, изредка жаргонизмы, речь его героев наполнена пословицами, поговорками, приметами, легендами. Для прозы С. Пестунова характерны позитивные заключения практически всех произведений, что можно объяснить стремлением художника противопоставить утрате человеком нравственных устоев те начала народной жизни, которые в конечном итоге позволяют ему достичь гармонии с самим собой и окружающими людьми.

Тенденция к циклизации - характерная черта литературы изучаемого периода. В прозе С. Пестунова стремление к циклизации объясняется стремлением к эпически полному изображению окружающего мира. В целом все рассказы и повести писателя можно рассматривать как единое произведение - роман, писавшийся всю жизнь. Тематика произведений С. Пестунова чрезвычайно многообразна. Она включает в себя вечные, культурно-исторические, онтологические и экзистенциальные темы. Эпичность, драматизм, лиризм, взаимопроникновение этих начал в процессе раскрытия той или иной темы формирует специфику сюжетно-композиционного синтеза прозы этого писателя. Доминирование какой-либо из этих тем в определенный период творчества С. Пестунова объясняется прежде всего событиями, происходящими в его жизни, либо в жизни страны.

Актуальность исследования обусловлена, во-первых, ее общей неизученностью: нет специального исследования творчества известного сибирского писателя 70-90-х годов XX века - С.А. Пестунова; во-вторых, исследование является частью решения проблем современного литературоведения, в частности, регионоведения, ориентированного на систематизацию и исследование творчества региональных писателей, выявление их авторской индивидуальности в аспекте традиций и новаторства, определение их вклада в развитие отечественной литературы.

Научная новизна определяется предметом исследования и его актуальностью: концептуальный анализ жанрово-стилистических особенностей прозы С.А. Пестунова в аспекте типологии и проблем современной литературоведческой методологии. Осуществлено всестороннее и системное освещение творческой эволюции писателя с учетом большого разброса мнений и оценок его творчества в отечественной и региональной критике. В современном литературоведении до настоящего времени нет монографического исследования, посвященного творчеству достаточно известного сибирского писателя. Имеющиеся статьи, заметки носят скорее обзорно-публицистический характер, где отсутствует исчерпывающий литературоведческий анализ, опирающийся на фундаментальную теоретико-методологическую базу.

Теоретическая значимость - результаты исследования будут иметь значение для дальнейшей разработки ряда вопросов, касающихся творческой эволюции С.А. Пестунова, позволят в определенной степени дополнить картину историко-литературного развития Сибири.

Практическая значимость исследования: основные его положения и выводы могут быть использованы литературоведами, учителями-словесниками, студентами высших учебных заведений при изучении современной литературы, в частности, региональной прозы. Возможно введение материалов исследования в вузовские и школьные учебные пособия для решения проблем регионально-национального компонента.

В основе метода исследования лежат синтез историко-литературного, сравнительно-типологического и сравнительно-исторического методов, приемы частной и описательной поэтик.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды по истории и теории эпических жанров Аристотеля [11], В.Г. Белинского [20], В.В. Виноградова [35-39], А.Н. Веселовского [34], М.М. Бахтина [16, 17], Г.Н. Поспелова [135], Д.С. Лихачева [102], Л .Я. Гинзбург [50, 51], М.Н. Дарвина [58], А.Б. Есина [65], М.М. Гиршмана [52], работы, посвященные исследованию закономерностей литературного процесса XX века Э.А. Шубина [168-171], Ю.И. Минералова [109, 110], А.В. Огнева [121], Н.Л. Лейдермана и М.Н. Липовецкого [95], М.А. Черняк [161] а также функционально-аналитические исследования С.С. Аверинцева [5], И.Ф. Волкова [42], Н.Д. Тамарченко [149], Н.А. Николиной [114], работы уже перечисленных выше авторов, посвященные исследованиям регионального литературного процесса.

Основные положения и результаты диссертации апробированы в докладах на I Международной конференции «Актуальные проблемы языка и литературы: языковая политика в межкультурной среде» (Абакан, 2006), V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения языка и литературы: языковая личность в межкультурной среде» (2005), ежегодных научно-практических конференциях преподавателей, сотрудников и аспирантов ХГУ (2004 - 2009). Содержание работы отражено в четырех публикациях общим объемом 3 печатных листа.

Структура работы. В первой главе - «Темы и проблемы малой сибирской прозы последней четверти XX века и проза С. Пестунова» -исследуются истоки творчества С. Пестунова с целью последовательно рассмотреть ключевые проблемы, доминировавшие в малой прозе Сибири на разных стадиях развития страны в обозначенный период.

Вторая глава — «Жанрово-стилистическая специфика повестей и рассказов С. Пестунова» - состоит из трех параграфов, первый из которых посвящен изучению отражения в повести С. Пестунова «Белая птица — лебедь» и сибирских повестях последней четверти XX века таких общечеловеческих нравственных ценностей, как любовь, природа, труд, а второй - раскрытию в сборниках «Чудный месяц» и «Жизнь бы текла да людей радовала» особенностей поэтики и авторской индивидуальности С. Пестунова. В третьем исследуется тематика, специфика сюжетно-композиционного синтеза и поэтика в художественной системе рассказа писателя. Творчество С. Пестунова рассматривается в контексте сибирской прозы с целью выявить типологические акценты, провести параллель с творчеством других писателей Сибири.

Третья глава - «Идейно-творческие константы малой прозы С. Пестунова: традиции и новаторство» - состоит из четырех параграфов, в которых рассматриваются проблемы теории малых жанров прозы и относительно этого - жанровая палитра рассказов С. Пестунова.

В заключении подведены итоги исследования, намечаются перспективы дальнейшей научной разработки проблем, связанных с творческим наследием С. Пестунова.

Список литературы содержит 205 наименований.

Заключение диссертации по теме "Русская литература", Янковская, Ольга Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Научные результаты исследования состоят в следующем:

1) изучена проблематика малой прозы Сибири последней четверти XX века;

2) проанализировано жанрово-стилистическое своеобразие прозы С. Пестунова;

3) обозначена проблематика, исследована специфика сюжетно-композиционного синтеза в художественной системе повестей и рассказов писателя;

4) определена концепция личности в них: образ автора, проблема героя, типология характера;

5) раскрыты особенности циклизации и функциональности сказа;

6) обоснованы «натуральность» и «лиро-эпическая» природа прозы С. Пестунова.

Сватова деревня» - «Чудный месяц» - «Жизнь бы текла да людей радовала» - это не только название книг С. Пестунова, это этапы его жизненного пути, это практически единый текст с одним героем (Сережей, Сергеем Андрияновичем Алехиным), который воспринимается как alter-ego, второе «Я» писателя. Книги Пестунова автобиографичны порой до буквальности. Материалом для их создания стала его собственная жизнь, жизнь его близких, друзей, знакомых.

Своеобразна проза С. Пестунова и в решении проблем типологии характера, образа, проблем социальных, онтологических в контексте деревенской прозы.

Позитивный герой С. Пестунова — это всегда определенный тип: воплощение идеальных моральных и нравственных норм, хранитель народной мудрости и праведности. Его моральным стержнем является совесть — совесть в том ее исконно традиционном звучании, которое объединяет человека с человечеством. Практически всегда этот герой -женщина. Образы матери, бабушки, сестры занимают особое место в творчестве С. Пестунова. Поэтика воссоздания образа женщины-Матери, женщины-труженицы разработана писателем в традициях русской народной культуры.

Миропонимание С. Пестунова-писателя в какой-то степени сближается с убеждениями представителей течения почвенничества, такими, как Ф. Достоевский, А. Григорьев, Н. Страхов, В. Белов, А. Иванов, В. Распутин и др. Безусловно, термин «почвенничество», возникший на основе публицистики Ф. Достоевского с характерными для нее призывами вернуться к «своей почве», к народным, национальным началам, претерпел к концу XX века определенные изменения. В частности, в творчестве С. Пестунова сохранились такие специфические его черты, как нравственная ориентация на русское крестьянство, убеждение о необходимости сохранения и развития самобытных русских начал, духовных ценностей русского народа, но обретение почвы у Ф. Достоевского есть одновременно прикосновение к подлинному смыслу православия и православной святости, бережно сохраняемому в простом народе. Возможно, отсутствие подобного аспекта в творчестве С. Пестунова объясняется все той же пресловутой политической ситуацией в стране.

Трибунным» для выражения и утверждения миропонимания прозаика С. Пестунова стал жанр рассказа. Научные работы, посвященные этому жанру (А.Н. Веселовский, Б.В. Томашевский, М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев), позволяют говорить о том, что теоретические представления о рассказе более или менее сложились, хотя нельзя сказать, что есть единое и исчерпывающее определение рассказа и проблема эта окончательно разработана.

Истоки русского рассказа восходят к устным народным рассказам. Литературная- форма жанра возникла из сочетания традиции собственно литературной и художественного опыта, характерного для устной народной словесности.

В частности, в рассказах С. Пестунова обнаруживаются свойственные устному рассказу демократизм, утверждение народных идеалов и нравственных норм, установка на изображение обычных, будничных явлений действительности, на достоверность, осмысление современности. Для «малой» прозы С. Пестунова также характерны краткость изложения, совмещение информации и оценки, повествования и изображения в речи рассказчика или в плоскости сознания героя, с точки зрения которого излагаются события.

Стремясь максимально приблизить свои рассказы и повести к повседневности, автор прибегает к установке на автобиографизм, исповедальность, сближению жанрового образа автора с автором реальным, попыткам свести к минимуму литературность, ориентации на разговорные формы в повествовательной и стилевой ткани произведения.

Формообразующим принципом подавляющего большинства произведений малого и среднего жанров прозы С. Пестунова является сказ. Сказовые формы присутствуют в его рассказах и повестях в виде фольклоризмов, фольклорно-повествовательного стиля, а также в виде передачи повседневной устной разговорной речи персонажей. И одновременно являются важным средством «межжанрового взаимодействия» [Николина 2002: 367].

Этим объясняется и наличие в прозе писателя большого количества областных, диалектных, просторечных слов. Здесь С. Пестунов особенно близок В. Астафьеву, отвечавшему литературоведам, критиковавшим лексику героев «Царь-рыбы»: «. герои и повествователь говорят так, как говорят по сию пору в Сибири. В наши дни человек испытывает неловкость, признаваясь, что не знает ни одного иностранного языка. Встречаем незнакомое иностранное слово — не поленимся посмотреть в словаре, а то как-то неудобно. А разве не стыдно не знать языка, на котором говорит многомиллионная Сибирь? И слова-то какие - выразительные, меткие, точные! Уж не считаем ли мы порой чуть ли не признаком культуры -говорить на языке нивелированном, бесцветном?

Дело писателя — напоминать и полузабытые слова, давать им новую жизнь, писать выразительно, по-русски, обогащать язык, и не выдуманными словами, а теми, которые употребляют миллионы» [О красоте природы. 1976: 57].

Особенности циклизации, существование некоторых сквозных персонажей и единого для всех произведений автора, объединяющего все произведения своим мировоззрением, наличие постоянного места действия дают возможность трактовать все книги С. Пестунова как целостный и неделимый «роман».

Писатель хорошо знает цену семейным радостям и печалям. Его герои предают и прощают, ждут и любят. Радостные и грустные встречи людей, мгновенья нежданного счастья, пробуждение тепла в человеческом сердце, проявления людской доброты, участия, сочувствия - вот что положено в основу сюжетов его произведений.

Генеральный смысл и пафос творчества С. Пестунова в том, что он рисует подлинно народный и национальный характер с присущими этому характеру высокой нравственностью и добросердечием, со здравым смыслом и бесконечной выносливостью, с чувством милосердия и любви, через которую все можно постичь и всего достигнуть. К его творчеству можно с полным правом отнести слова В. Распутина: «Писатель — проповедник и смотритель человеческой совести, хранитель ее чистоты» (Распутин, Живи и помни, с. 6).

Размышляя об авторской индивидуальности писателя, необходимо вернуться к словам В. Зазубрина о том, что сибирская литература несет свои «биологические, экономические, географические факторы», которые «не могут не класть своеобразного отпечатка на творчество сибиряков» [Кухар 2004: 35], выделяя это творчество из типологического ареала эпохи, демонстрируя яркое авторское «я» его создателей. Итак, для авторской индивидуальности писателя характерны:

1) органический синтез эпичности, лиризма и драматизма;

2) единый для всех рассказов и повестей автор-повествователь;

3) единая пространственно-временная организация сюжета, спроецированная топонимической, социальной и онтологической конкретикой;

4) прием сюжетного обрамления с героем-рассказчиком, являющимся своеобразным творческим центром, выражением сути автора.

Все творчество С. Пестунова - летопись, свидетельство о переломных моментах русской истории XX века, а, следовательно, и его судьбы. Ключевую роль в ней сыграли Великая Отечественная война и «перестройка». Материал для своих книг он черпает из личного опыта, переживая вместе со всем народом взлеты и падения России. Боль за ее судьбу составляет основную тональность последнего периода творчества С. Пестунова.

Полученные в работе выводы могут быть использованы для дальнейшего исследования прозы писателя.

Наличие архива, где хранятся машинописные варианты опубликованных повестей и рассказов, неопубликованные стихи (в частности, целый том стихов на смерть жены) дает возможность последующего исследования прозы и поэзии С. Пестунова в избранных исследователем творческих ракурсах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Янковская, Ольга Викторовна, 2010 год

1. Абельтин, Э. О творчестве С. Пестунова / Э. Абельтин // Вопросы развития хакасской литературы. Абакан: Хакасское книж. изд-во, 1990.-С. 83 -94.

2. Абельтин, Э. С. Пестунов. Белая птица лебедь / Э. Абельтин // Сибирские огни. - 1980. - № 8. - С.190 - 192.

3. Абельтин, Э.А. Историко-революционная проза о Хакасии и Красноярском крае / Э.А. Абельтин, А.Л. Кошелева // Великий октябрь и социалистическое строительство в Хакасии: сборник научных трудов. Абакан: ХакНИИЯЛИ, 1988 - С. 177-187.

4. Абрамов, Ф. Кое-что о писательском труде / Ф. Абрамов // Вопросы литературы. 1974. - № 3. - С. 180 - 195.

5. Аверинцев, С.С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра / С.С. Аверинцев. М.: Наука, 1973. -278 с.

6. Азадовский, М.К. Статьи о литературе и фольклоре / М.К. Азадовский. М.-Л.: Гослитиздат, 1960. - 547 с.

7. Азадовский, М.К. Страницы истории декабризма / М.К. Азадовский. -Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1991. 496 с.

8. Антошин, К.Ф. У истоков жизни: о современной литературе Хакасии, Тувы, Горного Алтая / К.Ф. Антошин. Красноярск: Краен, книж. изд-во, 1981.-96 с.

9. Апухтина, В.А. Проза В.Шукшина / В.А. Апухтина. 2-е изд., испр. -М.: Высшая школа, 1986. - 96 с.

10. Ю.Апухтина, В.А. Современная советская проза (60-е 70-е годы) / В.А. Апухтина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1984. - 272 с.

11. П.Аристотель Поэтика. Риторика / Аристотель / Вст. статья С.Ю. Трохачева. СПб: Азбука, 2000. - 352 с.

12. Астафьев, В.П. Всему свой час / В.П. Астафьев. М.: Молодая гвардия, 1985.-254с.

13. З.Баландина, Н.В. Приемы сказа (на материале романа М.М. Пришвина «Кащеева цепь») / Н.В. Баландина // Вопросы языка современной русской литературы: сборник статей. М.: Наука, 1971. - С. 386 - 400.

14. Бальбуров, Э.А. Лирическая проза в литературном процессе 19501960-х годов / Э.А. Бальбуров // Русская литература. — 1979. № 2. - С. 55-72.

15. Баранов, В. Формула творчества / В. Баранов // Литературное обозрение. 1975. - № 12. - С. 65- 69.

16. Бахтин, М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук / М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

17. Бахтин, М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. Бахтин. М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.

18. Белая, Г.А. Литература в зеркале критики. Современные проблемы: монография / Г.А. Белая. М.: Советский писатель, 1986. — 368 с.

19. Белая, Г.А. Художественный мир современной прозы / Г.А. Белая. -М.: Наука, 1983.- 191 с.

20. Белинский, В.Г. Разделение поэзии на роды и виды / В.Г. Белинский // Собрание сочинений: в 9 т. Т.З: Статьи, рецензии, заметки. Февраль 1840 февраль 1841. - М.: Художественная литература, 1978. - С. 294 -350.

21. Богданов, А.Н. Методика литературоведческого анализа / А.Н. Богданов, Л.Г. Юдкевич. -М.: Просвещение, 1969. 190 с.

22. Богомолов, Н.А. Автор и герой в литературе рубежа тысячелетий / Н.А. Богомолов // Филологические науки. 2002. - № 3. - С. 3 - 8.

23. Бореев, Ю. Системно-целостный анализ художественного произведения / Ю. Бореев // Вопросы литературы. 1977, №7. - с. 119142.

24. Бочаров, А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной прозе / А. Бочаров. М.: Художественная литература, 1977.-368 с.

25. Бочаров, С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. -М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 312 - 451.

26. Бритиков, А. Рассказ 60-х годов / А. Бритиков, JI. Ершов, Э. Шубин // Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. Л.: Наука, 1970. -С. 625 - 730.

27. Бушмин, А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований / А.С. Бушмин. Л.: Наука, 1969. - 228с.

28. Бушмин, А.С. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры / А.С. Бушмин. М.: Современник, 1980. - 334 с.

29. Быков, В. Живые памяти павших / В. Быков // Живая память поколений. Великая Отечественная война в советской литературе: сборник статей. - М.: Гослитиздат, 1965. - С. 352 - 359.

30. Валгина, Н.С. Теория текста / Н.С. Валгина. М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 1998.-210 с.

31. Вахитова, Т.М. Народ на войне (Взгляд В. Астафьева из середины 90-х. Роман «Прокляты и убиты») / Т.М. Вахитова // Русская литература. -1995.-№3.-С. 114-129.

32. Введение в литературоведение / Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.; под общей ред. Л.М. Крупчанова. М.: Оникс, 2005. -416 с.

33. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. М.: Высшая школа, 1976. -422 с.

34. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский; вступ. ст. И.К. Горского. М.: Высшая школа, 1989. -406с.

35. Виноградов, В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя / В.В. Виноградов. М.: Наука, 1990. - 388 с.

36. Виноградов, В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов. -М.: Высшая школа, 1971. 240 с.

37. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды / В.В. Виноградов. М.: Наука, 1980. - 360 с.

38. Виноградов, В.В. Проблемы русской стилистики /В.В. Виноградов. — М.: Высшая школа, 1981. 320 с.

39. Виноградов, В.В. Стилистические функции словообразовательно мотивированных слов в художественной прозе / В.В. Виноградов // Языковые процессы современной русской художественной литературы: проза. -М.: Наука, 1977. — С. 289 335.

40. Винокур, Г.О. О языке художественной литературы / Г.О. Винокур; сост. Т.Г. Винокур; предисл. В.П. Григорьева. М.: Высшая школа, 1991.-448с.

41. Власенко, А.Н. Расцвет. О современной литературе народов РСФСР / А.Н. Власенко. -М.: Советская Россия, 1973. 251 с.

42. Волков, И.Ф. Творческие методы и художественные системы / И.Ф. Волков. М.: Искусство, 1989. -250 с.

43. Волков, И.Ф. Теория литературы / И.Ф. Волков. М.: Просвещение; Владос.- 1995.-256 с.

44. Галанов, Б. Живопись словом / Б. Галанов. М.: Советский писатель, 1972.- 184 с.

45. Галанов, Б. Искусство портрета / Б. Галанов. М.: Советский писатель, 1967.-208с.

46. Гареева, JI. Н. Вопросы теории цикла (лирического и прозаического) // «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева: вопросы поэтики. Ижевск: УдГУ, 2004. - с. 19-27.

47. Гачев, Г.Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа / Г.Д. Гачев. М.: Искусство, 1972. - Ч. 1. - 200 с.

48. Гачев, Г.Д. Образ в художественной культуре / Г.Д. Гачев. М.: Искусство, 1981. -247 с.

49. Гачев, Г.Д. Развитие образного сознания в литературе // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. -М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 186 - 311.

50. Гинзбург, JT. О литературном герое / JI. Гинзбург. JL: Советский писатель, 1979. - 224 с.

51. Гинзбург, JT. О психологической прозе / JI. Гинзбург. Л.: Художественная литература, 1977. —448 с.

52. Гиршман, М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа / М.М. Гиршман. — М.: Высшая школа, 1991. — 160 с.

53. Гончаров, П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы второй половины XX века: дис. . доктора филол. наук: 10.01.01. / П.А. Гончаров. Тамбов, 2004. - 404 с.

54. Горшенин, А.В. Лица сибирской литературы. Очерки и эссе / А.В. Горшенин. Новосибирск: РИЦ НПО СП России, 2006. - 360 с.

55. Гречнев, В. Рассказ послевоенных лет / В. Гречнев // Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. Л.: Наука, 1970. - С. 522 - 572.

56. Гусев, В. Герой и стиль: к теории характера и стиля. Советская литература на рубеже 60-70-х годов / В. Гусев. М.: Художественная литература, 1983. — 286 с.

57. Гусев, Вл. Не только по первому слою / Вл. Гусев // Литературное обозрение. 1980. - № 6. - С. 23 - 27.

58. Дарвин, М.Н. Циклизация в творчестве Пушкина: опыт изучения поэтики конвергентного сознания / М.Н. Дарвин. Новосибирск: Наука, 2001.-293 с.

59. Дас, К. Циклы миниатюр в современной прозе о деревне: (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Солоухин): дис. . канд. филол. наук / К. Дас. М., 1994.- 172 с.

60. Драгомирецкая, Н.В. Автор и герой в русской литературе XIX XX вв. / Н.В. Драгомирецкая. - М.: Наука, 1991. - 382 с.

61. Дремов, А. О художественном образе / А. Дремов. М.: Советский писатель, 1956. - 227 с.

62. Дремов, Ан. Идеал и герой / Ан. Дремов. М.: Искусство, 1969. - 200 с.

63. Дремов, Ан. Образ нашего современника в советской литературе / Ан. Дремов. М.: Художественная литература, 1963. — 159 с.

64. Елисеев, И.А. Словарь литературоведческих терминов / И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 320 с.

65. Золотусский, И. Час выбора/И. Золотусский. -М.: Современник, 1976. -319 с.

66. Золотусский, И.П. Исповедь Зоила: статьи, исследования, памфлеты /

67. И.П. Золотусский. -М.: Сов. Россия, 1989. 512 с. 70.Иванчикова, Е.А. Синтаксис текстов, организованных авторской точкой зрения / Е.А. Иванчикова // Языковые процессы современной русской художественной литературы: проза. - М.: Наука, 1977. - С. 198- 240.

68. Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Г. Браже. -М.: Просвещение, 1971. 240 с.

69. Камянов, В. Доверие к сложности: заметки о молодой прозе минувшего года / В. Камянов // Новый мир. 1974. - № 3. - С. 213 - 233.

70. Камянов, В. Напряжение поиска / В. Камянов // Литературное обозрение.- 1980. № 1. - С. 37- 38.

71. Кан, С.Х. Жанровые модификации русского рассказа 1960-1980 гг.: дис. . канд. филол. наук: 10.01.01 / С.Х. Кан. -М., 1999. 184 с.

72. Карамашева, В.А. Становление хакасской прозы: жанр, проблематика, характер / В.А. Карамашева. — Абакан: Изд-во Хакасского государственного ун-та им. Н.Ф. Катанова, 1996. — 136 с.

73. Карамзин, Н.М. Собрание сочинений в 2 т. / Н.М. Карамзин. Л.: Художественная литература, 1984. — Т. 2: Критика; Публицистика; Главы из «Истории Государства Российского». — 455 с.

74. Каргашин, И.А. Сказовый тип повествования в современной советской прозе (60-70 гг.): дис. . канд. филол. наук: 10.01.01 / И.А. Каргашин. -М., 1991.- 179 с.

75. Коваленко, А.Г. Проблема циклизации в русской советской прозе 70-х гг.: рассказ, повесть: дис. . канд. филол. наук: 10.01.01 / А.Г. Коваленко. М., 1983.-215 с.

76. Ковский, В.Е. Пафос гуманизма: современная советская литература и духовный мир личности / В.Е. Ковский. М.: Знание, 1985. - 127 с.

77. Кожинов, В.В. Художественный образ и действительность / В.В. Кожинов // Теория литературы. Основные проблемы в историческомосвещении. Образ, метод, характер. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 58 - 71.

78. Кошелева, А. Историко-революционная тема и ее решение в романах М. Воронецкого «На крутых берегах Енисея», «Укрой, тайга» / А. Кошелева // Вопросы развития хакасской литературы. Абакан: ХакНИИЯЛИ, 1990. - С. 48-57.

79. Кошелева, А. Основы анализа художественных произведений / А. Кошелева. Абакан: Изд. ХГУ, 2007. - 174 с.

80. Кошелева, А. Хакасская поэзия 1920 1990-х годов: типология и закономерности развития / А. Кошелева. - Абакан, изд-во ХГУ, 2001. -320с.

81. Кузьмук, В.А. Эпичность современного рассказа / В.А. Кузьмук // Русская литература. 1979. - № 1. - С. 163 - 171.

82. Курчаткин, А. Бремя штиля / А. Курчаткин // Литературное обозрение. 1980.-№ 12.-С. 26-30.

83. Кухар, М.А. Литературный процесс Сибири 20-х начала 30-х гг. ХХв.: эволюция сибирской прозы: автореферат дис. . канд. филол. наук: 10.01.01 / М.А. Кухар. - Улан-Удэ, 2006. - 25 с.

84. Кухар, М.А. Развитие сибирской прозы в первой половине 20-х гг. XX в. / М.А. Кухар // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Серия 6. Филология: литературоведение. -Абакан: Изд-во ХГУ, 2004. - Выпуск 3. - С. 34 - 39.

85. Лавлинский, Л. Формула судьбы / Л. Лавлинский // Литературное обозрение 1980. - № 4.- С.72 - 76.

86. Лавров, В. Человек. Время. Литература: концепция личности в многонациональной советской литературе / В. Лавров. Л.: Художественная литература, 1981. - 224 с.

87. Лам, В. Хлеб правоты / В. Лам // Литературное обозрение. 1981. - № 1.-С. 16-18.

88. Левидов, A.M. Автор образ - читатель / A.M. Левидов. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1977. - 360 с.

89. Левин, В.Д. Литературный язык и художественное повествование / В.Д. Левин // Вопросы языка современной русской литературы: сборник статей. М.: Наука, 1971. - С. 9 - 96.

90. Лейдерман, Н.Л. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: В 2 т./ Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. М.: Изд. центр «Академия», 2003. - Т. 2: 1968 - 1990. - 688 с.

91. Литература Сибири: История и современность. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1984. — 256 с.

92. Литература советской Хакасии (сборник критических статей) / ХакНИИЯЛИ. Абакан: изд-во ХГУ, 2001. - 152с.

93. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. -893с.

94. Лиханов, А. Молодая Сибирь: жизнь и литература / Предисловие А. Лиханов // Молодая проза Сибири. Собр. соч.: в 2 т. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1980. - Т. 1. — С. 5-16.

95. Лихачев, Д. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» / Б.Л Пастернак «Доктор Живаго»: роман. — М.: Советский писатель, 1989а. 736 с.

96. Лихачев, Д.С. О филологии / Д.С. Лихачев; вст. ст. Л.А. Дмитриева. М.: Высшая школа, 19896. - 206с.

97. Ломидзе, Г.И. Ленинизм и судьбы национальных литератур / Г.И. Ломидзе. М.: Современник, 1972. - 285 с.

98. Маймин, Е. А. Опыты литературного анализа / Е.А. Маймин. — М.: Просвещение, 1972. 207 с.

99. Маймин, Е.А. Теория и практика литературного анализа / Е.А. Маймин, Э.В. Слинина. — М.: Просвещение, 1984. 160 с.

100. Макаров, А. Критик и писатель / А. Макаров. М.: Советский писатель, 1974. - 462 с.

101. Максимов, В.Н. Русский советский рассказ 70-х годов: проблематика, жанр: дис. . канд. филол. наук: 10.01.01 / В.Н. Максимов. М., 1987.-218 с.

102. Микешин, A.M. Первые шаги по пути социалистического реализма // Проблемы литературы Сибири XVII — XX вв. (Материалы к «Истории русской литературы Сибири») / A.M. Микешин. -Новосибирск: Наука, 1974.-С. 136- 155.

103. Минералов, Ю.И. История русской литературы: 90 — е годы XX века / Ю.И. Минералов. М.: ВЛАДОС, 2004. - 224 с.

104. Минералов, Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность) / Ю.И. Минералов. М.: ВЛАДОС, 1999. - 360с.

105. Мостков, Ю. Вторая встреча / Ю. Мостков. — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1972. — 184 с.

106. Неверов, А. У истоков судьбы / А. Неверов // Литературное обозрение. -1981.- №2. С. 17 - 22.

107. Нежный, А. Живой души тревоги / А. Нежный // Литературное обозрение. 1980. - № 12. - С. 63 - 65.

108. Николина, Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы / Н.А. Николина. М.: Флинта: Наука, 2002. - 424 с.

109. Никульков, А. Продолжение эпоса / А. Никульков //Литературное обозрение. 1974. - № 1. - С. 20-23.

110. Никульков, А. Соль земли нашей / А. Никульков //Литературное обозрение.-1975.-№ 12.-С. 14-16.

111. Нинов, А.А. Сквозь тридцать лет: проблемы, портреты, полемика 1956-1986 / А.А. Нинов.-Д.: Советский писатель, 1987.-462 с.

112. Новиков, В. Четыре литературных конъюнктуры XX века (К постановке вопроса) / В. Новиков // Литературное обозрение. — 1999. -№ 1.-С. 90-94.

113. О красоте природы, о красоте человека / В. Астафьев, Г. Горышин, О. Кожухова, С. Ломинадзе, Л. Соболев, К. Шилин, Л. Якименко // Литературное обозрение. — 1976. № 10. — С. 50-57.

114. Оботуров, В. Сегодняшние заботы / В. Оботуров // Литературное обозрение.- 1973. № 7. - С. 32-37.

115. Огнев, А.В. Русский советский рассказ 50-70-х годов /А.В. Огнев. -М.: Просвещение, 1978.-208 с.

116. Одинцов, В.В. Стилистическая структура диалога / В.В. Одинцов // Языковые процессы современной русской художественной литературы: проза. М.: Наука, 1977. — с. 99- 129.

117. Очерки истории хакасской советской литературы / ХакНИИЯЛИ. Абакан: Красноярское кн. изд-во. Хакас, отделение, 1985. - 288с.

118. Павловский, А. Рассказ 50-х годов / А. Павловский // Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. — Л.: Наука, 1970. С. 573 -624.

119. Палиевский, П.В. Внутренняя структура образа / П.В. Палиевский // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 72-114.

120. Панков, А. Вечное и злободневное. Современная проза: конфликты, темы, характеры / А. Панков. М.: Советский писатель, 1981.-368 с.

121. Панков, А. Воспитание гражданина. Современная советская литература. Герои. Проблемы. Дискуссии / А. Панков. — М.: Советский писатель, 1965. 371 с.

122. Панков, В. Главный герой. Изображение народа в послевоенной советской литературе / В. Панков. М.: Гослитиздат, 1960. - 323 с.

123. Парамонов, С.С. Из истории литературных организаций Сибири 20-х годов /С.С. Парамонов // Проблемы литературы Сибири XVII-XX вв. («Материалы русской литературы Сибири»). Новосибирск: Наука, 1974.-С. 155.

124. Перцовский, В. Постижение реальности (Проза и публицистика в журнале «Сибирские огни») / В. Перцовский // Литературное обозрение. 1984. - № 12. - С. 23-29.

125. Петрищева, Е.Ф. Лексика и фразеология в авторском повествовании от первого лица / Е.Ф. Петрищева // Языковые процессы современной русской художественной литературы: проза. М.: Наука, 1977.-С. 241-288.

126. Писатели Хакасии. Библиографический справочник / Сост. А.Г. Вычужанина. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2000. - 196 с.

127. Плюхин, В.И. Писательская критика Сибири / В.И. Плюхин. -Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2007. 320с.

128. Плюхин, В.И. Проблемы писательской критики сибирского региона / В.И. Плюхин. Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2002. - 204с.

129. Поспелов, Г.Н. Искусство и эстетика / Г.Н. Поспелов. М.: Искусство, 1984. - 325 с.

130. Постнов, Ю. Русская литература Сибири первой половины XIX в. / Ю. Постнов. Новосибирск: Наука, 1970. - 404 с.

131. Поэтика русской литературы: сборник статей / Ред. коллегия: Г.А. Белая и др. М.: Изд. РГГУ, 2002. - 365 с.

132. Принципы анализа литературного произведения / Под ред. П.А. Николаева, А.Я. Эсалнек. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.

133. Прищепа, В.П. «Щемящей совести строка.» / В.П. Прищепа: книга о современной литературе Хакасии. Абакан: Издательство ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009. - 448 с.

134. Русские писатели о Хакасии / Составители К.Ф. Антошин, И.И. Пантелеев, П.А. Трояков. Абаканское кн. изд-во, 1958. - 136 с.

135. Саватеев, В. Романтики и реалисты (Молодой рабочий в произведениях молодых писателей) / В. Саватеев // Литературное обозрение.- 1974. № 12. - С. 56-60.

136. Себина, Е. Пейзаж / Е. Себина // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа, 2000. - С. 228-240.

137. Словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Бурцева, Н.М. Семенова. М.: Русский язык - Медиа, 2004. - 816 с.

138. Смеляков, Ю. Что взять в 80-е? / Ю. Смеляков // Литературное обозрение.- 1981. № 2. - С. 26-28.

139. Солженицын, А. Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000 года / А. Солженицын // Новый мир. -2000.-№5.-С. 186.

140. Старыгина, Н.Н. Проблема цикла в прозе Н.С. Лескова: автореф. дисс. канд. фил. наук / Н.Н. Старыгина. Л., 1985.

141. Сурганов, В. Человек на земле: тема деревни в русской советской прозе 50-70-х годов. Истоки. Проблемы. Характеры / В. Сурганов. М.: Советский писатель, 1981. — 624с.

142. Теория литературы: учеб пособие для студ. филол.фак. высш.учеб. заведений: В 2 т./ Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 2:

143. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368с.

144. Теракопян, JI. Параллели и пересечения. Современная проза: герои, проблемы, конфликты / JI. Теракопян. М.: Художественная литература, 1984.-367 с.

145. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы / Л.И. Тимофеев. -М.: Просвещение, 1966. 478 с.

146. Томашевский, Б.В. Краткий курс поэтики / Б.В. Томашевский; вступительная статья, примечания Л.В. Чернец. — 3-е изд. — М.: КДУ, 2006. 192 с.

147. Томашевский, Б.В. Стилистика / Б.В. Томашевский. 2-е издание, исправленное, дополненное. — Л.: Изд-во Ленинградского унта, 1983.-288с.

148. Трояков, П. Очерки развития хакасской литературы / П. Трояков. -Абакан, Хакасское кн. изд-во, 1963. 144 с.

149. Трушкин, В.П. Пути судьбы: литературная жизнь Сибири 19001917 гг. / В.П. Трушкин. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1972.-348 с.

150. Унгвицкая, М.А. Роль фольклора в развитии хакасской литературы / М.А. Унгвицкая. Красноярск: Изд-во Красноярского педагогического института, 1986. - 87 с.

151. Фоменко, И.В. Поэтика лирического цикла: дис. . доктора филол. наук / И.В. Фоменко. Калининский государственный университет, 1989. - 305с.

152. Фомин, В. Пересечение параллельных / В. Фомин. — М.: Искусство, 1976. - 360 с.

153. Хайлов, А. Грани рассказа / А. Хайлов // Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. М.: Наука, 1971. - С. 200 -232.

154. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. — 4-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2007. — 405 с.

155. Черняк, М.А. Современная русская литература / М.А. Черняк. -СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2004. 336 с.

156. Чмыхало, Б.А. Литературный регионализм / Б.А. Чмыхало. -Красноярск: КГПИ, 1990. 80 с.

157. Чмыхало, Б.А. Молодая Сибирь: регионализм в истории русской литературы / Б.А. Чмыхало. Красноярск: КГПИ, 1992. - 200 с.

158. Шагалов, А. .От боязни простоты: полемические заметки / А. Шагалов // Молодая гвардия. 1974. - № 9. - С. 301 - 309.

159. Шапошников, В. Анатолий Чмыхало. Очерк творчества / В. Шапошников. Красноярское книжное издательство, 1974. - 94 с.

160. Шапошников, В. Шедшие в атаку (Заметки о военной прозе писателей сибиряков) / В. Шапошников // Сибирские огни. - 1975. -№6.-С 153- 164.

161. Шкловский, Е. Бремя понимать (О некоторых социально-этических проблемах современной прозы) / Е. Шкловский // Литературное обозрение.- 1984. № 7. — С. 22-27.

162. Шубин, Э. Жанр рассказа в современном советском литературоведении / Э. Шубин // Русская литература. 1972. - № 1. — С. 223-230.

163. Шубин, Э. О национальном своеобразии русского рассказа / Э. Шубин // Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. Л.: Наука, 1970. - С. 5-43.

164. Шубин, Э. О рассказе и устном повествовании / Э. Шубин // Поэтика и стилистика русской литературы: сборник статей; ред. коллегия: М.П. Алексеев и др. Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1971. -С. 312-320.

165. Шубин, Э.А. Современный русский рассказ (Вопросы поэтики жанра) / Э.А. Шубин; отв. редактор А.С.Бушмин. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1974.-182с.

166. Шукшин, В. Нравственность есть Правда / В. Шукшин. М.: Советская Россия, 1979. - 158 с.

167. Шукшин, В.М. Вопросы к самому себе / В.М. Шукшин; сост. Л.Н. Федосеева-Шукшина; предисл. Л.А. Аннинского; коммент. Л.А. Аннинского и Л.Н. Федосеевой-Шукшиной. М.: Молодая гвардия, 1981.-256 с.

168. Эсалнек, А .Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения / А .Я. Эсалнек. — 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2004.-216 с.

169. Этов, В.И. Достоевский: очерк творчества / В.И. Этов. М.: Просвещение, 1986. - 384 с.

170. Юдалевич, Б.М. О рассказах Василия Шукшина / Б.М. Юдалевич // Проблемы литературы Сибири XVII-XX вв. (Материалы к «Истории русской литературы Сибири»). Новосибирск: Наука, 1974. - С. 221238.

171. Якимова, Л.П. Многонациональная Сибирь в русской советской литературе / Л.П. Якимова. Новосибирск: Наука, 1982. - 230 с.

172. Яновский, Н. История и современность: сборник статей / Н. Яновский. Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство, 1974.-416 с.

173. Яновский, Н. Писатели Сибири: избранные статьи / Н. Яновский. М.: Современник, 1988. - 494с.

174. СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ

175. Абрамов, Ф. Братья и сестры: роман в 4-х книгах, кн. 1-2 / Ф. Абрамов. М.: Современник, 1980. - 558 с.

176. Абрамов, Ф. Братья и сестры: роман в 4-х книгах, кн. 3 4 / Ф. Абрамов. - М.: Современник, 1980. - 512 с.

177. Астафьев, В. Два рассказа («Трофейная пушка», «Жестокие романсы») / В. Астафьев // Знамя. 2001. - № 1. - С. 21-43.

178. Астафьев, В. Последний поклон: повесть / В. Астафьев // Современная сибирская повесть. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1981.-552 с.

179. Астафьев, В. Пролетный гусь: рассказ / В. Астафьев // Новый мир. -2001.-№ 1.-С. 7-36.

180. Астафьев, В. Собрание сочинений: в 6-ти т. / В. Астафьев / Предисл. В. Курбатова. М.: Молодая гвардия, 1991. - Т. 1 - 544 с.

181. Астафьев, В. Тихая птица: роман, повести, рассказы, очерк / В. Астафьев. М.: Советский писатель, 1991. - 688 с.

182. Астафьев, В. Царь рыба: повествование в рассказах / В. Астафьев. -М.: Советский писатель, 1980. - 400 с.

183. Астафьев, В.П. Прокляты и убиты: роман / В.П. Астафьев. М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 800 с.

184. Залыгин, С. Соленая Падь / С. Залыгин. М.: Советский писатель, 1970.-448 с.

185. Крутилин, С. Липяги / С. Крутилин. -М.: Известия, 1967. 680 с.

186. Пестунов, С. Белая нтнца лебедь: повести / С. Пестунов. - М.: Современник, 1975. - 351 с.

187. Пестунов, С. Живу, забывая умереть^ писатель о себе. / С. Пестунов // Заповедная обитель: сб. стихов. — Абакан, 1995. — С. 5 — 9.

188. Пестунов, С. Сватова деревня: повесть / С. Пестунов. Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1979. - 216 с.

189. Пестунов, С. Чудный месяц: рассказы и повести / С. Пестунов. -Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1982. — 280 с.

190. Пестунов, С.А. Жизнь бы текла да людей радовала: повести и рассказы / С. А. Пестунов. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1997. - 348 с.

191. Поволяев, В. Горячие дни в холодную пору: повесть / В. Поволяев // Роман газета. - 1974. - № 12. - С. 33 - 56.

192. Распутин, В. Живи и помни: повести / В. Распутин. — Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978. 404 с.

193. Распутин, В. Изба / В. Распутин // Наш современник. 1999. - № 1. - С. 3-20.

194. Распутин, В. Последний срок. Прощание с Матерой. Пожар: повести / В. Распутин. М.: Современник, 1991. - 399 с.

195. Черноусов, А. Практикант: повесть / А. Черноусов // Роман-газета. -1974. -№ 12.-С. 3-32.

196. Чмыхало, А. Половодье: роман в 2-х кн. / А. Чмыхало. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1974. - Кн. 1. - 357 с.

197. Шукшин, В. Собрание сочинений в 5-ти томах / В. Шукшин. -Екатеринбург: ИПП «Уральский рабочий» АО «Посылторг», 1993.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 399398