Повышение квалификации учителей по развитию художественно-творческих способностей младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Мыськова, Нина Ивановна

  • Мыськова, Нина Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Тольятти
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 201
Мыськова, Нина Ивановна. Повышение квалификации учителей по развитию художественно-творческих способностей младших школьников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Тольятти. 2007. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мыськова, Нина Ивановна

Введение.

Глава I. Теоретико-методологические основы повышения квалификации учителей по развитию художественно-творческих способностей младших школьников

1.1. Ретроспективный взгляд на проблему повышения квалификации учителей.

1.2. Нормативно-правовые и содержательные основы повышения квалификации учителей, определяющие их деятельность по развитию художественно-творческих способностей младших школьников.

1.3. Социокультурные и психолого-педагогические условия повышения квалификации учителей по развитию художественно-творческих способностей младших школьников.

Выводы по I главе.

Глава II. Методика повышения квалификации учителей на основе курса «Интеграция школьных предметов»

2.1. Интегрированный подход к проектированию содержания повышения квалификации учителей по развитию художественно-творческих способностей младших школьников.

2.2. Практическая реализация педагогической технологии «Интеграция школьных предметов» в повышении квалификации учителей.

2.3. Обобщенный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию готовности учителя к художественно-творческому развитию младших школьников.

2.4. Методические рекомендации по реализации интегрированного курса по развитию художественно-творческих способностей младших школьников при повышении квалификации учителей.

Выводы по II главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Повышение квалификации учителей по развитию художественно-творческих способностей младших школьников»

Актуальность исследования. Условия жизни в современном обществе требуют от человека умений быстро принимать решения, ориентироваться в огромном потоке информации, непрерывно учиться, развивать и реализовывать себя в разных сферах. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучение его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное «наращивание».

Исследуя искусство как область творческой и сотворческой деятельности человека педагоги и психологи Л.М.Аболин, А.Г.Асмолов, Х.Х.Валихметьев, Б.З.Вульфов, П.Я.Гальперин, В.Г.Грязева-Добшинская, А.В.Гулыга, М.С.Каган, В.Ф.Рябов, Е.В.Сидоров и др. отмечают развивающую роль творчества в процессе формирования личности.

Ситуация широкого прикладного использования и теоретического изучения проблем искусства в профессиональном образовании основана на исторически обусловленной динамике развития социальной парадигмы искусства [И.ЮАлексашин, Р.З.Богоутдинова, Ю.Б.Борев, О.В.Буткевич, Н.М.Зоркая, В.Изер, М.С.Каган, Ю.В.Китов, В.А.Конев, Я.А.Пономарев и др.]. Однако этому вопросу не уделяется должного внимания в процессе профессионального образования. Поэтому в повышении квалификации учителей необходимо обеспечить определенный объем знаний, способствовать развитию у учителей художественно-творческих способностей.

Особую актуальность приобретает профессиональная подготовка учителей начальных классов. Педагогические колледжи выпускают специалистов, владеющих необходимым объемом знаний, умений и навыков по школьным дисциплинам, но не готовых решать задачи по развитию художественно-творческих способностей младших школьников. Такие дисциплины как изобразительная деятельность, музыка, театральное искусство постепенно уходят на второй план в системе образования, тогда как музыкальное образование расширяет возможности развития художественно-творческих способностей младших школьников, что немаловажно для образования и школьников, и учителей. Грамотное интегрирование школьных предметов на материале предметной области «Музыка» способствует наиболее выразительному проявлению творческой индивидуальности учителя.

На формирование содержания и организацию повышения квалификации учителей по развитию художественно-творческих способностей младших школьников направлено наше исследование. Разработка содержания, форм и методов преподавания (в процессе интеграции школьных предметов на материале предметной области «Музыка»), способствующих развитию художественно-творческих способностей младших школьников в условиях повышения квалификации учителей, приобретает в настоящее время особую актуальность. Это отвечает требованиям программы развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации, предполагающей изменения в структуре, содержании, организации системы дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного педагогического образования, направленные на удовлетворение профессиональных потребностей современного учителя.

Кардинальные изменения, происходящие во всех сферах жизни и деятельности общества, постепенная и необратимая интеграция России в мировое сообщество являются катализатором интеграционных процессов как в науке, производстве, так и в образовании. Проблема интеграции осмысливается в рамках глобальных и локальных процессов, происходящих в обществе.

Согласно определению ГОСТа от 1 марта 1996 г. интеграция (в системе или систем) - это восстановление и (или) повышение качественного уровня взаимосвязей между элементами системы, а также процесс создания из нескольких разнородных систем единой системы с целью исключения функциональной и структурной избыточности и повышения общей эффективности функционирования. Интеграционный процесс означает новообразование целостности, которое обладает системными качествами общенаучного, межнаучного или внутринаучного взаимодействия, соответствующими механизмами взаимосвязи, а также изменениями в элементах, функциях объекта изучения, обусловленных обратной связью вновь образуемых системных средств и качеств [237].

Интеграция образования - одна из ведущих тенденций и перспектив его развития. Принцип интеграции заявлен и обусловлен как один из ведущих в образовании. Для теории и практики образования важно обоснование целостности воплощения принципа интеграции, оптимальности соотношения разных видов, форм и способов интеграции, фиксация и интерпретация эффекта интеграции.

Интеграция коренным образом изменяет содержание и структуру современного научного знания, интеллектуально-концептуальные возможности отдельных наук. Это важнейшее средство достижения единства знания в содержательном, структурном, логико-гносеологическом, научноорганизационном, лингвистико-семантическом, обще - и частнометодическом педагогических аспектах [236].

В решении этих задач особую роль играет начальная школа. Художественно-творческая деятельность способствует разностороннему развитию людей, дает им возможность принимать непосредственное участие в создании материальных и духовно-нравственных ценностей, приобщиться к национальной культуре. В связи с этим в последнее время возросло значение развития художественно-творческих способностей младших школьников. Их осуществление неразрывно связано с искусством.

Различная художественно-творческая деятельность учащихся на интегрированных уроках позволяет поддерживать устойчивый интерес к предмету, дает толчок к развитию художественно-творческих способностей, поэтому в процессе профессионального повышения квалификации учителей важно уделять больше внимания проблеме развития художественно-творческой деятельности учителя.

Актуализация проблемы интеграции образовательного процесса связана со сменой парадигмы образования, переосмысления его целей, обновлением содержания, поиском эффективных методов, форм и средств обучения, что предполагает интеграцию всех компонентов образовательного процесса.

Значительный вклад в разработку теории интеграции образования внесли А.Я.Данилюк, К.Ю.Колесина, В.Г.Разумовский, Ю.Н.Ракчеева, Л.В.Тарасов, В.Т. Фоменко и др. Анализ литературы показал, что в большей степени исследована интеграция профессионального, в частности педагогического образования (В.С.Безрукова, М.Н.Берулова, А.Ю.Нюдюрмагомедов, С.Т.Швецова и др.). Интеграция как процесс объединения дифференцированных частей в единое целое рассматривается, в основном, на таком объекте, как содержание образования (В.В.Краевский, Н.Р.Ставская и др.). Исследования В.В.Краевского заложили основу для интеграции содержания образования на различных уровнях: общего теоретического представления, учебного предмета, учебного материала.

Теоретически обоснован в известной степени и такой объект интеграции, как урок (И.Я.Лернер, Е.Ю.Сухаревская, А.А.Ятайкина и др.). Через призму урока рассматриваются различные аспекты интеграции как средства взаимодеятельности всех участников образовательного процесса. Вместе с тем исследования, посвященные интеграции отдельных компонентов образовательного процесса, не дают целостного представления о системе интеграции, имеющей определенные функции и структуры, и реализации ее на технологическом уровне.

Все сказанное позволяет констатировать, что актуальность исследования проблемы обусловлена необходимостью:

- ориентации повышения квалификации учителей на развитие художественно-творческих способностей младших школьников;

- методического обоснования целесообразности включения механизмов художественно-творческой деятельности учащихся в процессе интеграции школьных предметов;

- определения перспектив повышения квалификации учителей по развитию художественно-творческих способностей младших школьников;

- совершенствования системы интеграции школьных предметов в начальной школе по развитию художественно-творческих способностей младших школьников.

Психолого-педагогическим основанием проведенного исследования послужили фундаментальные идеи и концепции моделирования и конструирования учебного процесса (С.И.Архангельский, Л.И. Лурье, В.П.Беспалько, В.А.Сластенин, В.С.Безрукова, М.В.Кларин, Н.Г.Дайри, Ю.С.Иванов, А.М.Матюшкин), проблемного и эвристического обучения (В.И.Андреев, Д.В.Вилькеев, Л.Г.Вяткин, М.И.Махмутов, В.Оконь, Ф.Л.Ратнер, А.П.Тряпицына, А.В.Хуторской), идеи выдающихся представителей русской культуры о необходимости кардинального совершенствования художественно-творческого развития младших школьников (Б.В.Асафьев, В.Ф.Одоевский, Д.Б.Кабалевский, Б.Л.Морсков, Д.И.Писарев, Н.А.Римский-Корсаков, В.В.Стасов), гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса (В.П.Бездухов, Ю.Н.Кулюткин, Е.Н.Шиянов и др.).

Исследование перечисленных вопросов позволило наметить направления разработки педагогической технологии интеграции школьных предметов по развитию художественно-творческих способностей младших школьников в фокусе обсуждаемой темы - в рамках повышения квалификации учителей.

Дело в том, что обновление всех сторон жизнедеятельности начальной школы предъявляет новые требования к профессиональному уровню педагогических кадров, применению современных методических, организационных и технических приемов построения деятельности на уроке. Изучение деятельности педагогов начальной школы показывает, что даже при большом количестве применяемых ими новых приемов, способов и методик обучения детей использование в образовательном процессе педагогических технологий на практике крайне ограничено из-за недостаточной профессиональной подготовки педагогов и обеспеченности учебного процесса соответствующими дидактическими средствами. Типичными здесь являются следующие недостатки:

- превалирование традиционных форм и методов;

- несформированность мотивации учительских кадров к развитию художественно-творческих способностей младших школьников; недостаточная проработка теоретических, практических и диагностических проблем интегрированного обучения в профессиональной деятельности педагогов по развитию художественно-творческих способностей младших школьников;

- отсутствие системы художественно-творческого развития младших школьников в процессе интегрированного обучения;

- слабая организация комплекса условий для интериоризации общечеловеческой культуры на основе гуманизации начального школьного образования, освоения богатств мировой художественной культуры, в результате которых может быть развита художественно-творческая личность, умеющая ценить и приумножать духовные и материальные богатства общества;

- художественное творчество как компонент педагогической деятельности в основном осознается учителями на интуитивном уровне и, зачастую, не имеет под собой научно-теоретического фундамента;

- современная система начального образования не включает в арсенал средств обучения такие важные компоненты, как элементы практической педагогики в художественно-творческом развитии младших школьников в процессе интегрированного обучения на материале предметной области «Музыка».

Выявленные в процессе диссертационного исследования недостатки усугубляют противоречия между:

- необходимым уровнем профессиональной готовности учителей начальных классов и реальным его состоянием; традиционными требованиями к содержанию и формам образовательного процесса и необходимостью его совершенствования на основе предварительного проектирования и внедрения инновационных педагогических технологий;

- выдвигаемыми процессом модернизации образования требованиями к профессиональной деятельности учителя и подготовленностью субъекта обучения к их реализации.

Поиски путей разрешения указанных противоречий определили проблему данного исследования: «Каковы психолого-педагогические условия, основные подходы и принципы, обеспечивающие содержание и технологию повышения квалификации учителей по развитию художественно-творческих способностей младших школьников?» В диссертационном формате решение этой проблемы оказалось связанным с необходимостью повышения квалификации учителей. Главным проблемообразующим вопросом в этом ракурсе является понимание того, как и в контексте каких теоретических концепций в условиях вариативного начального образования обеспечить повышение квалификации учителей по развитию художественно-творческих способностей младших школьников.

Необходимость разрешения указанных противоречий, недостаточная разработанность заявленной проблемы, практическая значимость ее разрешения определили выбор темы исследования: «Повышение квалификации учителей по развитию художественно-творческих способностей младших школьников».

Цель исследования - повышение квалификации учителей, их готовности к развитию художественно-творческих способностей младших школьников.

Объект исследования - процесс повышения квалификации учителей начальных классов, ориентированный на развитие художественно-творческих способностей младших школьников.

Предмет исследования - содержание и подготовка учителей начальных классов к развитию художественно-творческих способностей младших школьников на основе технологии интеграции школьных предметов.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс повышения квалификации учителей по развитию художественно-творческих способностей младших школьников будет эффективным, если:

- конкретизировать цели профессионального повышения квалификации учителей начальной школы по развитию художественно-творческих способностей младших школьников; выявить современные подходы и принципы, психолого-педагогические условия повышения квалификации учителей по развитию художественно-творческих способностей младших школьников;

- активизировать художественно-творческую деятельность учителя на основе специально разработанной педагогической технологии интеграции школьных предметов и дидактических средств;

- создать и внедрить диагностику уровня развития художественно-творческих способностей младших школьников на основе целевого и результативного показателей;

- осуществить подготовку учителей к интеграции школьных предметов на материале предметной области «Музыка».

Данные, полученные в ходе аналитического экспериментального исследования, показали повышение уровня готовности учителя к развитию художественно-творческих способностей младших школьников на каждом этапе образовательного процесса, что подтверждает эффективность указанной трактовки интеграции школьных предметов. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования необходимо решить следующие задачи:

- изучить состояние профессиональной деятельности учителя начальных классов по развитию художественно-творческих способностей младших школьников и определить теоретические основы (методологические, психологические и педагогические) повышения квалификации учителей по развитию художественно-творческих способностей младших школьников;

- разработать модель готовности учителя к развитию художественно-творческих способностей младших школьников;

- выявить необходимые психолого-педагогические условия и дидактические средства, обеспечивающие развитие художественно-творческих способностей субъектов обучения;

- разработать и апробировать спецкурс «Интеграция школьных предметов (на материале предметной области «Музыка»), обеспечивающий готовность учителя к развитию художественно-творческих способностей младших школьников;

- разработать педагогическую технологию эффективного развития художественно-творческих способностей младших школьников для повышения уровня результативности профессиональной деятельности учителя;

- спроектировать и провести опытно-экспериментальную проверку готовности учителя к развитию художественно-творческих способностей младших школьников.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: общефилософский подход, основанный на диалектике, единстве теории и практики, преемственности изучаемых фактов и явлений; системный подход к изучению проблемы развития личности; личностно-деятельностный подход учителей к развитию художественно-творческих способностей младших школьников; теоретические основы гуманистической педагогики (Б.С.Гершунский, И.С.Якиманская); философские положения о социальной природе психологической деятельности человека (Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.), о художественно-творческом развитии в процессе деятельности человека (П.П.Блонский, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Р.С.Немов и др.); теория содержания начального образования (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин и др.); основы проектирования педагогических процессов (В.П.Беспалько, Н.В.Кузьмина, В.М.Монахов и др.); идеи творческой педагогики (А.Н.Новиков, Н.Ю.Посталюк, Т.И.Шамова и др.); современные педагогические технологии (В.Н.Зайцев, В.М.Монахов, В.В.Гусев, Г.К.Селевко, В.Э.Штейнберг и др.); идеи формирования музыкальной культуры через синтез предметов образовательного цикла с музыкальным искусством (В.С.Леднев, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, К.Орф, В.Емельянов, Н.Кирюшин, З.Кодай); психологические и педагогические исследования творческой деятельности, развития художественно-творческих качеств младших школьников (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, М.Я.Виленский,

П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Г.Ковалев, В.А.Крутецкий, Н.В.Кузьмина, В.А.Кан-Калик, Н.Д.Левитов, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев).

Ведущие методы исследования - анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, дидактические основы современных педагогических технологий, разработка алгоритма повышения квалификации учителя начальной школы по развитию художественно-творческих способностей младших школьников, педагогический эксперимент в широком спектре таких его составляющих, как методы:

- теоретические - изучение и анализ научной литературы, описательное моделирование, анализ категорий и понятий; эмпирические - диагностические (беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, опросы), констатирующий и формирующий педагогические эксперименты, педагогическое проектирование, экспериментальное и практическое внедрение содержательно-методического обеспечения в учебный процесс, обобщение результатов исследований;

- статистические - методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их системный анализ, мониторинг уровня художественно - творческого развития, графическая интерпретация данных исследования;

- метод наблюдения за педагогическим процессом, лонгитюдное наблюдение.

Опытно-экспериментальная база исследования. Научное исследование проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов ресурсного Центра г.о.Тольятти, Института непрерывного профессионального образования Тольяттинского государственного университета, Тольяттинского филиала Восточного экономического государственного университета, на базе лицея № 51, гимназии № 9, № 89, Муниципальной общеобразовательной начальной школы № 92 в г.Тольятти и общеобразовательной школы № 56 г.Самара.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три основных этапа.

На первом, поисково-аналитическом этапе исследования (19952000гг.), шел процесс изучения философской, научно-педагогической литературы, в ходе специально организованных наблюдений осуществлялся сбор данных о функционировании дидактической системы в общеобразовательной школе в аспекте анализа имеющегося опыта художественно-творческой деятельности.

На этом этапе была сформулирована тема исследования, определена ее актуальность. Проводился поиск теоретического решения выявленных проблем, формировалась гипотеза, накапливался фактологический материал для последующей исследовательской работы.

На втором, теоретико-проектировочном этапе (2000-2002гг.), разрабатывались методологические основы исследования, формировался понятийный аппарат, апробировались интегрированные курсы.

На основе накопленного эмпирического материала создавались теоретические основы модели практической педагогики развития художественно-творческих способностей младших школьников в процессе интегрированного обучения в начальном звене общего образования, конструировались учебные программы, которые адаптировались и корригировались в муниципальном учебном заведении, обрабатывались результаты анкетированных опросов учителей на городских семинарах.

Третий, экспериментально-обобщающий этап (2002-2006гг.) состоял в корректировке содержания работы с учетом экспериментального интегрированного обучения в начальной школе, обработке результатов и опыта применения разработанной системы в образовательном пространстве г.г. Тольятти и Самара. На данном этапе осуществлялась опытно-экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы исследования, реализовывалась технология интеграции школьных предметов в ходе подготовки учителей к развитию художественно-творческих способностей учащихся, проводилась математическая обработка опытно-экспериментальных данных. В этот период публиковались материалы исследования и завершалось оформление диссертационной работы.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

- научно обоснованы психолого-педагогические условия, подходы и принципы повышения квалификации учителей по развитию художественно-творческих способностей младших школьников;

- создана модель совершенствования подготовки учителей к интеграции школьных предметов на основе материалов предметной области «Музыка» для обеспечения их готовности к развитию художественно-творческих способностей учащихся начальных классов;

- спроектирован и разработан спецкурс «Интеграция школьных предметов (на материале предметной области «Музыка») для повышения квалификации учителей по развитию художественно-творческих способностей младших школьников, определено содержание и формы работы на каждом этапе реализации;

- разработана педагогическая технология интеграции школьных предметов на материале предметной области «Музыка» и соответствующий педагогический инструментарий.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в решении на научно-теоретическом уровне проблемы создания содержательного компонента повышения квалификации учителей и его структуры по развитию художественно-творческих способностей младших школьников в процессе интеграции школьных предметов; в новом теоретически обоснованном подходе к интеграции методов развития художественно-творческих способностей учащихся начальной школы; в определении психолого-педагогических условий, новых подходов и принципов, позволяющих на более высоком уровне реализовать содержательный компонент развития художественно-творческих способностей младших школьников в контексте индивидуальных образовательных траекторий на основании интегративного подхода.

Практическая значимость результатов исследования определяется следующим:

- подготовлена и внедрена в практику повышения квалификации учителей начальных классов программа спецкурса «Интеграция школьных предметов» (на материале предметной области «Музыка») по развитию художественно-творческих способностей младших школьников; определены критерии развития художественно-творческой деятельности учителя и диагностика готовности к развитию художественно-творческих способностей младших школьников;

- разработано и внедрено в практику повышения квалификации учителей практическое руководство (методическое указание) и комплекс учебно-методических средств по обеспечению технологизации профессиональной деятельности учителя начальных классов по развитию художественно-творческих способностей младших школьников: учебное пособие для учителей «Интегрированные курсы для детей дошкольного и младшего школьного возраста», учебное пособие для учителей «Музыкально-дидактические игры для детей младшего школьного возраста», методическая разработка «Конспекты сценариев интегрированных уроков на материале предметной области «Музыка» в начальной школе», учебно-дидактическое пособие для учителей «Интеграция школьных предметов», рабочая тетрадь «Пой, рисуй и сочиняй» для учащихся первых классов для интегрированных уроков «Обучение грамоте и музыка», «Математика и музыка».

Достоверность и обоснованность полученных результатов определяется исходными теоретико-методологическими позициями, возможностью массового внедрения в практику работы школ и сопоставлением полученных данных с существующей практикой; ведением педагогических исследований в единстве с практической деятельностью и опорой на нее; вариативностью и возможной повторяемостью опытно-экспериментальной работы в новых условиях; использованием комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; результатами апробации интегрированных курсов; сопоставлением полученных данных с существующей практикой; статистической доказанностью эффективности разработанных механизмов практической педагогики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Отдельные результаты исследования апробировались в процессе непрерывного интегрированного обучения в начальной школе в течение двадцати лет. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр «Педагогика и психология» и «Социально-гуманитарные и естественно-научные дисциплины» Тольяттинского филиала Восточного экономического государственного университета, на IV-ой Международной научно-практической конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 2002); научно-практической конференции «Технология индивидуализированного обучения как основа компетентностного образования» (Самара, 2002); региональной научно-практической конференции «В.А.Сухомлинский и современная школа Урала, Сибири» (Оренбург, 2003); Международной научной конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2004); региональной межвузовской научно-практической конференции «Современное вузовское и школьное образование: состояние, проблемы, перспективы» (Тольятти, 2004); научных чтениях студентов и аспирантов историко-гуманитарного направления (Тольяттинский государственный университет, 2005); городских методических семинарах учителей начальных школ, научно-методических конференциях на базе образовательных учреждений г.Тольятти, в системе повышения квалификации учителей на базе Института непрерывного профессионального образования Тольяттинского государственного университета.

Практически значимые материалы опубликованы в виде трех учебно-методических пособий и одной практико-ориентированной монографии, которые нашли применение в деятельности учителей начальных классов. Всего по теме исследования опубликовано 20 научных работ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) психолого-педагогические условия, подходы и принципы повышения квалификации учителей по развитию художественно-творческих способностей младших школьников;

2) модель готовности учителя к развитию художественно-творческих способностей учащихся начальных классов;

3) педагогическая технология интеграции школьных предметов (на материале предметной области «Музыка») в системе повышения квалификации учителей по развитию художественно-творческих способностей младших школьников;

4) комплекс дидактических средств, обеспечивающих повышение уровня развития художественно-творческих способностей младших школьников в процессе интеграции школьных предметов (на материале предметной области «Музыка»).

Структура диссертационной работы отражает логику и содержание научного поиска. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Мыськова, Нина Ивановна

Выводы по II главе

Подводя итоги второй главы исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Анализ нормативно правовой базы повышения квалификации учителей по развитию художественно-творческих способностей младших школьников позволил разработать спецкурс «Интеграция школьных предметов» (на материале предметной области «Музыка»),

2. Исходя из поставленных целей были определены основные направления проектирования повышения квалификации учителей, которые нашли свою реализацию в разработанном спецкурсе.

3. Изучение затруднений учителей начальных классов в развитии художественно-творческих способностей младших школьников в процессе интеграции школьных предметов позволило разработать модель готовности учителя к реализации программы спецкурса и модель готовности учителя к развитию художественно-творческих способностей младших школьников.

4. Определение в работе основных подходов, принципов и условий повышения квалификации учителей позволило разработать алгоритм проектирования педагогической технологии по развитию художественно-творческих способностей младших школьников в процессе интеграции школьных предметов на материале предметной области «Музыка».

5. Экспериментальное исследование эффективности готовности учителя к развитию художественно-творческих способностей младших школьников осуществлялось путем интеграции школьных предметов на материале предметной области «Музыка», определения уровня готовности учителя к реализации программы спецкурса и уровня готовности учителя к развитию художественно-творческих способностей младших школьников. Достоверность исследования достигалась широким использованием методов математической статистики при обработке экспериментальных данных. Статистические данные свидетельствуют об эффективности предложенной в повышении квалификации учителей технологии по развитию художественно-творческих способностей младших школьников.

Таким образом, итоги диссертационного исследования показывают адекватность использования предложенного комплекса психолого-педагогических условий, применение заявленных факторов, средств обучения для значительного повышения развития художественно-творческих способностей младших школьников в педагогической практике при повышении квалификации учителей.

147

Заключение

Радикальные преобразования в системе образования поставили в ряд первоочередных задач формирование технологической профессиональной деятельности учителей начальной школы. Проведенные в диссертации теоретические и экспериментальные исследования показали, что решение данной проблемы возможно в рамках повышения квалификации учителей в сфере интеграции школьных предметов на материале предметной области «Музыка» по развитию художественно-творческих способностей младших школьников, имеющей практическую направленность художественно-творческой деятельности.

Автором диссертации реализованы практические мероприятия по внедрению в практику разработанного спецкурса «Интеграция школьных предметов», педагогической технологии интеграции школьных предметов на материале предметной области «Музыка», а также обучение и подготовка педагогических кадров к ее реализации в процессе практической деятельности.

Диссертантом были поставлены и успешно решены все поставленные в исследовании задачи и получены следующие результаты:

1. Раскрыты и определены современные подходы и принципы, психолого-педагогические и социокультурные условия повышения квалификации учителей по развитию художественно-творческих способностей младших школьников.

2. Разработаны модель готовности учителя к развитию художественно-творческих способностей младших школьников, продиктованная социальным заказом общества и потребностью личности в самореализации, и модель подготовки учителя к реализации программы спецкурса «Интеграция школьных предметов» по развитию художественно-творческих способностей младших школьников.

3. Создана педагогическая технология интеграции школьных предметов (на материале предметной области «Музыка») для повышения квалификации учителей по развитию художественно-творческих способностей младших школьников, определена ее структура и содержание.

4. Разработан комплекс дидактических средств, обеспечивающий повышение уровня развития художественно-творческих способностей младших школьников в процессе интеграции школьных предметов (на материале предметной области «Музыка») в виде учебных пособий: «Интегрированные курсы для детей дошкольного и младшего школьного возраста», учебно-дидактическое пособие для учителей «Интеграция школьных предметов» (на материале предметной области «Музыка»): «Обучение грамоте и музыка», «Математика и музыка», «Музыкально-дидактические игры для детей младшего школьного возраста», «Конспекты сценариев интегрированных уроков на материале предметной области «Музыка» в начальной школе», позволяющие решать задачу художественно-творческого развития младших школьников в процессе интегрированного обучения и, в целом, способствующие повышению мотивации младших школьников к учебно-познавательной деятельности.

5. Разработана методика использования педагогической технологии интеграции школьных предметов и дидактических средств в профессиональной деятельности учителей начальных классов и система диагностирования художественно-творческих способностей и готовности учителя к развитию художественно-творческих способностей младших школьников.

В ходе исследования были решены все поставленные задачи в равной мере глубоко и основательно. Выявлен ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это изучение путей и средств эффективного художественно-творческого развития школьников среднего и старшего звена; расширение диапазона интегрированного обучения в системе образования в массовой школе.

Внедрение разработанного спецкурса по повышению квалификации учителей позволяет повысить эффективность подготовки и переподготовки учителей начальных классов и результативность их педагогической деятельности по развитию художественно-творческих способностей младших школьников в процессе интеграции школьных предметов на материале предметной области «Музыка».

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мыськова, Нина Ивановна, 2007 год

1. Абуллина О.Е. Мониторинг качества профессиональной подготовки/О.А.Абуллина// Высшее образование в России. - 1998. -№3. - С.35-39.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., Наука, 1980, 336 с.

3. Акофф Р. Искусство решения проблем. М.: Издательство Мир, 1982. -157 с.

4. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике/ Ш.А.Амонашвили.-М.: Изд.Дом Шалвы Амонашвили, 1995.-496 с.

5. Амосов Н.М. Разум, человек, общество, будущее. Казань: Байда. 1994.- 184 с.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1968.-339 с.

7. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1985. Кн.1.-С.339-351.

8. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Издательство Казанского ун-та, 1996. - 586 с.

9. Ю.Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Издание второе. Казань, Центр инновационных технологий, 2000. - С.246-247.

10. Античная музыкальная эстетика. М.: 1960. С.67.

11. Анцыферова Л.И. Теоретические проблемы психологии личности и ее развития: тезисы докладов к пятому Всесоюзному съезду психологов СССР. -М.: 1997.-С.72.

12. Арламов А. А. Условия и критерии эффективности внедрения достижений педагогической науки в школьную практику: Автореф. дис. канд. пед. наук /А.А. Арламов. М., 1985. - 20с.

13. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: 1972. кн.: 2. -С.269.

14. Асафьев Б.В. Речевая интонация. 1965. С.54.

15. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития/А.Г.Асмолов// Внешкольник.- 1997.- №9. С. 6 - 8.

16. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Педагогика, 1980. - 528 с.

17. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. - 254 с.

18. Баскаков Н.П., Ефремов Н.В. Язык и музыка в поликультурном образовании//Сб. статей «Россия и Запад: диалог культур». М.: МГУ, 1998.-С.112-120.

19. Батищев Г.С. Диалектика творчества. М.: ИНИОН, 1984. - 443с. -(N18609).

20. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: 1979.- 421 с.

21. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента-будущего учителя. -Самара, 2004. 185 с.

22. Белухин Д.А.Основы личностно-ориентированной педагогики. М.: Издательство Института практической психологии - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-304 с.

23. Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб: Радом, 1997. - 225 с.

24. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд. Воронеж, ун-та, 1997. - 304с.

25. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

26. Бибрих P.P., Васильев И.В. Основные мотивации и целеполагания в учебной деятельности/Р.Р.Бибрих, И.В.Васильев// Вестн. МГУ. Сер. 14. -М.: 1987.-№2.-С. 2-31.

27. Блонский П.П. Память и мышление. Избр. пед. и психол. произв. в 2-х т. М.: Педагогика, 1979. 2т. - 399 с.

28. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Издательство Института практической психологии - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-574 с.

29. Боброва JI.A., «Высшие женские курсы профессора Герье» в Москве (1872-1888), в кн.: Труды Московского историко-архивного института, т. 16, М.: 1961.

30. Богоявленская Д.Б. Творческая работа просто устойчивые сочетания: Психология дет. творчества. /Д.Б.Богоявленская//Педагогика. - 1998. -271 с.

31. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества//Творчество в искусстве искусство творчества/ред. Л.Дорфман и др. -М.: Наука: Смысл, 2000. - С. 186-198.

32. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества /Д.Б.Богоявленская Ростов н/Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1983.- 173 с.

33. Бодрова И.Б. Развитие готовности будущего учителя начальных классов к решению акмеологических задач: автореф. Дис. . канд. псих, наук.- Санкт-Петербург, 2000. 16 с.

34. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр./Л.И. Божович/Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 349 с.

35. Бондаревская Е.В. К новому типу инновационной деятельности в образовательном регионе//Инновационная школа. 1995.- №2. - С.6-9.

36. Бонфельд М.Ш. Приобщение к музыке как творчество//Синтез познавательного и прекрасного в образовании./Материалы научно-практической конференции. СПб., 2001. С.93-96.

37. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе//Литература в школе.-1996,-№5.-С.15, 139, 150.

38. Брунер Дж. Процесс обучения. М., 1962. 84с.

39. Брушлинский А.В. О субъекте мышления и творчества. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности.- М.: Молодая гвардия, 1997. - 184 с.

40. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы -М.: Педагогика, 1987. 184 с.

41. Ветлугина Н.А. Художественный образ и детское творчество/Н.А. Ветлугина//Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972. -С.22-37.

42. Вешнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

43. Волков Н. Процессы изобразительного творчества и проблема «обратных связей»//Содружество наук и тайны творчества. Сборник. -М., 1968. С.234-254.

44. Волошина А.В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 1992. -С.336.

45. Волчегорская Е.Ю. Развитие художественно-творческих способностей будущих учителей начальных классов: дис. канд.пед.наук: 13.00.08.: защищена 12.12.96.: утв. 10.06.97./ Волчегонская Евгения Юрьевна. -Челябинск, 1997. - 188с. -Библиогр.: с. 144-159.

46. Выготский JI. С. Психология искусства М., 1968. - С. 30.

47. Выготский JI. С. Психология искусства.- М., 1986. С. 301-313.

48. Выготский JI.C. Искусство и психоанализ. Психология художественного творчества. Хрестоматия. Минск: ХАРВЕСТ, 1999.-С.22.

49. Выготский JI.C. Проблема культурного развития ребенка/Л.С.Выготский//Психология.-1991.- №4. С.32.

50. Высшие женские курсы в С.-Петербурге. Краткая историческая записка 1878-1903 гг., 3 изд., (СПБ), 1903.

51. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка/П.Я. Гальперин//Вопросы психологии. 1969. - №1. - С. 15-25.

52. Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.

53. Генералова И.Е. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства: дис. . канд.пед.наук: 13.00.01: защищена 14.06.97: утв. 15.12.97/Генералова Ирина Евгеньевна. М., 1997. - 188 с. Библиогр.: с. 168-186.

54. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.-С. 47.

55. Гладышева О.О. Музыкально-творческое развитие будущих учителей музыки в процессе обучения композиции: дис. канд.пед.наук: 13.00.08:защищена 10.10.02: утв. 25.04.03/Гладышева Ольга Олеговна. Пенза, 2003. - 186 с. Библиогр.: с. 168-187.

56. Грановская P.M. Восприятие и модели памяти. JL, 1974.

57. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб, 1993.

58. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: Издательство МСХА, 1993. - 165 с.

59. Гузеев В.В. Основа авторской технологии//Народное образование. -1998. №9. - С.33-40.

60. Гузеев В.В., Сиденко А.С. Проблемы, особенности и процедуры освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах/ЛИкольные технологии. 2000. - №. - С. 169-181.

61. Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности. М.: Просвещение, 1992. 212 с.

62. Данилюк А.Я., Пинский А.А., Усанов В.В. Интеграция учебных предметов/А .Я. Данилюк, А.А.Пинский, В.В.Усанов//Советская педагогика.- 1957. №9.- С.68-88.

63. Добсаи Л. Метод Кодая и его музыкальные основы//Музыкальное воспитание в Вегрии./Под ред. Л.А.Боренбойма. М., 1983. С.41-63.

64. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя. М.: Молодая гвардия, 1997.- С. 67-77.69.3агвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя /В.И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1987. - 159с.

65. Закон РФ «Об образовании».71.3анков JI.B. Дидактика и жизнь.— М.: Педагогика, 1968.72.3анков JI.B. Обучение и развитие / Под ред. JI. В. Занкова.— М.: Педагогика, 1985, С.247.

66. Зверева И.Д. Как активизировать обучение? / Учебно-методическое пособие. Горький, 1989. - С.67.

67. Зверева И.Д. Межпредметные связи в современной школе. М.: педагогика, 1981. - 160 с.

68. Иванова Л.И. Развитие творческих способностей школьников/Л.И.Иванова//Начальная шк. 1994. -№11.- С. 19-24.

69. Из детского сада в школу (по материалам социологических исследований 2000 - 2001 учебного года) - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 2001. - 155 с.

70. Информационное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 февраля 2006 года № АФ-23/03 «О системе повышения квалификации работников образования».

71. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1990. 160 с.

72. Каган М.С. Эстетические и художественные ценности в мире ценностей//Проблемы формирования эстетической ценности. Т.З. -М.,1964.- 143 с.

73. Как организовать интегрированный урок? Народное образование. -1996.-Л.1.-С. 87-89.

74. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. 190 с.

75. Канн-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

76. Каспржак А.Г. Учительское мастерство, или Непрерывное педагогическое образование//Народное образование.- 1993. №6. -С.89-95.

77. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. -172 с.

78. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках/М.В Кларин. -М: Наука, 1994. 222 с.

79. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта/М.В Кларин . М: Знание, 1989. - 80 с.

80. Климов Е.А. Психология профессионализма. М.: Издательство Института практической психологии - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-400с.

81. Ковалева Г.С. Состояние российского образования (по результатам международных исследований)//Педагогика.- 2001. №2.- С.80-88.

82. Коллонтай A.M. Социальные основы женского вопроса. СПБ, 1909.

83. Колягина Ю.М. Об организации обучения и воспитания в начальной школе.//Начальная школа. -1989. JI.3, - С.18.

84. Коростелев А. А. Технология обучения педагогических кадрованалитической деятельности: дис. канд.пед.наук: 13.00.08:защищена 20.05.03: утв. 15.12.03/Коростеле Александр Александрович. -Тольятти, 2003. 183 с. Библиогр.: с. 175-182.

85. Коростелева Е.Ю. Система повышения квалификации учителей в сфере подготовки младших школьников к развитию речи: дис. . канд.пед.наук: 13.00.01: защищена 26.04.05: утв.12.11.05/Коростылева Елена Юрьевна. Тольятти, 2005. - 157 с. Библиогр.: с. 157-173.

86. Костромина B.C. Общее дело. Сборник статей по вопросам распространения образования среди взрослого населения, под ред., в 1,2 изд., М., 1905, в 2-4, М., 1902. -С.12.

87. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому/В.В. Краевский//Перемены. 2001. - № 2. - С.128-149.

88. Краевский В.В. Содержание образования: феномен deja vu. Школа 2100/В.В.Краевский//Непрерывное образование: начальная, основная и старшая школа. /Под ред. А.А.Леонтьева. М.: Баласс, 2001. - С.27-30.

89. Крейнценберг К.О. О формировании благоприятной учебной мотивации. Таллин, 1986. - С. 122.

90. Крижанская Ю.С. Влияние установки на восприятие информации в активных методах обучения//Методика в техническом вузе: Научно-методический сб./Под ред. Ю.С.Васильева. Л., 1983.

91. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии.- М.: Просвещение, 1972.-255 с.

92. Крылова Г.А. Формирование творческой личности школьника в условиях общеобразовательной школы "нового типа": Автореф. дис. канд. пед. наук /Г.А. Крылова. М.: Педагогика, 1999. - 25с.

93. Кудрявцева А.А., Цветаева Е.М., Высшие женские Голицынские сельскохозяйственные курсы, «Вестник высшей школы», 1958. №10.

94. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1999. -119 с.

95. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя Л.: Знание, 1985.-32 с.

96. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. -Л., Изд-во ЛГУ, 1961.-98 с.

97. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя//Вопросы психологии. 1996. - №2. - С.21-30.

98. Кураков Л.П. Интегрированное образование: истоки и итоги. В 2-х кн. 2000. 297 с.

99. Лебедева Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация в образовании/Л. Д. Лебедева//Педагогика.-2001 .-№ 10.-С.21 -26.

100. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды. Изд-ий центр «Академия».- 1996. 322 с.

101. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. М.: Знание. - 1979. -48 с.

102. Лернер И.Я. Внимание, технология обучения/И.Я.Лернер//Советская педагогика. 1990. - №3. - С. 139-141.

103. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. -С.39.

104. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат. - 1977. -132 с.

105. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982. - 178 с.

106. Лурия А.С. О природе психологических функций и ее изменчивости в свете генетического анализа/А.С.Лурия//Вопр. псих. -2002.-№4.-С. 4-18.

107. Люшер М. Полный цветопсихологический тест Составитель В.Драгунский. Аквариуниверситет, Екатеринбург. 1995. 180 с.

108. Ляпина Г.А. Технология игры в образовательном пространстве. Практико-ориентированная монография/Под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.И.Щеголя. Тольятти 2005, - 101 с.

109. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М.: Издательство Московского ун-та, 1976. - 326 с.

110. Мадач Имре. Современная венгерская поэзия. М: Прогресс, 1973.- 120 с.

111. Макаренко А.С. Мои педагогические воззрения. Соч. М.: 1958, Т. 5, С. 289.

112. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. -310с.

113. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: просвещение, 1993.-192 с.

114. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики/А. Г. Маслоу- СПб.: Евразия, 1997.-430 с.

115. Матюшкин A.M. Основные направления исследований по психологии мышления и творчества. Психологический журнал, 1985, -6т. С. 3-14. (№ 1).

116. Матюшкин A.M. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. М., 1972.-С.208.

117. Махмутов М.И. Принцип профессиональной направленности обучения /М.И. Махмутов //Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. Челябинск: ЧГПИ, 1985. - С.88-100.

118. Махмутов М.И., Ибрагимов М.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: ИССО РАО, 1993. -88 с.

119. Медяник Г. А., Щеголь В.И. Формирование творческих способностей студентов в период педагогической практики: учеб. Пособие/Г.А.Медяник, В.И.Щеголь; под ред. В.И.Щеголя. Тольятти, 2001.- 186 с.

120. Мелик-Пашаев А.А. К вопросу об использовании методики «группировка» для изучения художественного развития//Нов. исслед. в психологии. 1986. №1. - С.44-48.

121. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности.-М.: Зн., 1981,-С. 67.

122. Мелик-Пашаев А.А. Способности человека к художественному творчеству // Искусство в школе. 1996. - №4. - С.30-35.

123. Мелик-Пашаев А.А., Новоявленская З.Н. К проблеме общего и специального в художественной одаренности человека//Искусствознание и психология художественного творчества. М.: Наука, 1988. -С.307-320.

124. Мирович Н. Из истории женского движения в России, М., 1908.

125. Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1980. -172 с.

126. Миттер В. Многокультурное образование и междисциплинарный подход//Перспективы. Вопросы образования.- 1993. Т.1. -С.36.

127. Монахов В.М., Ярыгин А.Н., Коростелев А. А. и др. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. KNOW HOW технологии: Учебное пособие. Тольятти: Волжский университете им. В.Н.Татищева, 2004. - 38 с.

128. Мстиславская Е.В. Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде: дис. . канд.пед.наук: 13.00.01. защищена 13.05.05: утв. 15.11.05/Мстиславская Елена Васильевна. Саратов, 2005.-243 е.- Библиогр.: с. 203-218.

129. Мыськова Н.И. Конспекты интегрированных уроков для детей младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов/Н.И.Мыськова: под ред. В.И.Щеголя; авт. вступ. ст. Н.И.Мыськова. Тольятти, 2006. - 200 с.

130. Мыськова Н.И. Интегрированные курсы для детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебное пособие для учителей начальных классов/Н.И.Мыськова; под ред. В.И.Щеголя; авт. вступ. ст. Н.И.Мыськова. Тольятти, 2004. - 250 с.

131. Мыськова Н.И. Музыкально-дидактические игры для детей младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов/Н.И.Мыськова; под ред. В.И.Щеголя; авт. вступ. ст. Н.И.Мыськова. Тольятти, 2006. - 93 с.

132. Мышление учителя/Под редакцией Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1990. - 143 с.

133. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды. -Воронеж, 1995, 353 с.

134. Некрасова Е. Из прошлого женских курсов. М., 1886.

135. Немов Р.С. Психология. Т.З. Психодиагностика. Москва, ВЛАДОС, 1999. С.193-196.

136. Никитин Э.М. Условия диктует жизнь//Система повышения квалификации в условиях реформирования образования/Э.Никитин//Школа. (Журнал) Рабочая книга преподавателя. Москва. 1998. - №3. - С.2-7.

137. Никитин Э.М., Ситник А.П. Содержание и организационные формы повышения квалификации учителей в начал XX века/Э.М.Никитин, А.П.Ситник//Научно-методический журнал «Методист». ACADEMIA АПК и ПРО. Москва. -2003.-№4 С. 10-16.

138. Новиков А.М Перспективы создания системы непрерывного профессионального образования/А.М. Новиков//Специалист. 1998.1. С.2-8.

139. Новиков A.M. Принципы построения системы профессионального непрерывного образования/А.М.Новиков //Педагогика. 1998. - N3. - С. 11-17.

140. Общее дело. Сборник статей по вопросам распространения образования среди взрослого населения, под ред. В.С.Костроминой, в 1,2 изд., М., 1905.- в 2-4, М., 1902. С. 12.

141. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе/Д.Е.Огороднов//Журнал «Музыка в школе», 1997. №3.

142. Оконь В. Введение в общую дидактику. Пер. с польск. Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина. М.: Высшая школа, 1990. 382 с.

143. Орф К. Система детского музыкального воспитания/Под ред. Л.А.Боренбойма. Л., 1970. - С.40-50.

144. Отчет по итогам социологического исследования). Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2001. 149 с.

145. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. KNOW HOW технологии: учебное пособие/ Монахов В.М., Ярыгин

146. A.Н., Коростылев А.А. и др. Тольятти: Волжский университет им.1. B.Н.Татищева, 2004. 38 с.

147. Песталоцци И.Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода. Избр. соч. в 2 т. М., 1981.-1т.-С. 222.

148. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии/Учебно-практическое пособие. Москва, 1997. 174 с.

149. По материалам социологических исследований 2000 2001 учебного года) - Тольятти: Издательство фонда «Развитие через образование», 2001. - 155 с.

150. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Издательство Казанского ун-та, 1989. - 206 с.

151. Поташник М.М Растить творческих учителей/М.М. Поташник//Народное образование. 1985. - №12. - С.76-78.

152. Поташник М.М. Освоение теории и методики оптимизации педагогического процесса в школе: инновационный анализ /М.М. Поташник //Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990. -61с.

153. Приказ Минобразования России от 10 июня 1999 года №21; приказ от Минобразования России от 16 октября 2000 года №2941.

154. Пурин В.Д. Профессиональная подготовка учителей музыки на основе применения принципа интеграции в педагогическом процессе. Москва, 2004.-151 с.

155. Пьер Ван Хауве. Кн.: Музыкальное воспитание в школе. Сост. О.Апраксина.-М., 1976.-Вып. П.-С.124-135.

156. Реализация идеи интеграции науки в систему базового образования (в начальной школе)//Начальная школа. 1993. №2. -С.51-53.

157. Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 17 июня 1997 года № 8/1 «О состоянии и мерах по улучшению повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации».

158. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей//Художественное творчество. Сборник. -Л., С. 105-122.

159. Рожок Т.С. Становление профессионального мастерства и индивидуального стиля деятельности учителя начальных классов: автореферат дис. канд. пед. наук. Москва, 2000. - 22 с.

160. Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии. В 2т. Т.П. М., Педагогика, 1989,328 с, (Труды д.чл. и чл, кор. АПН СССР).

161. Руководитель современного образовательного учреждения: слагаемые эффективной работы (отчет по итогам социологического исследования). Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2001.-149 с.

162. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Издательство АПН РСФСР, 1962.-218 с.

163. Сборник материалов и документов. 1917. Из истории советского музыкального образования. Л., 1969. - С. 44.

164. Сборник памяти Анны Павловны Философой, т. 1-2, П., 1915.

165. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие/Г.К.Селевко. -М.: Нар. Образование, 1998. 256 с.

166. Селевко Г.К., Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование /Т.К. Селевко, А.В. Басов. Ярославль.: Институт усовершенствования учителей, 1991. -72с.

167. Селевко. Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников/Г.К.Селевко.-М.: Нар. Образование, 1999 138 с.

168. Сергеева И.П. Корректировка процесса формирования музыкальной культуры учителя начальных классов, дис. . канд. пед. наук: 13.00.08: защищена 13.02.04.: утв. 15.08.04/ Сергеева Ирина Павловна. Ставрополь, 2004. - 160 с. - Библиогр. с. 135-155.

169. Сиденко А.С. Эксперимент в школе: от идеи до реализации//Народное образование. 2000. - №9. - С. 153-157.

170. Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. М.: Педагогика, 1983. - 247 с.

171. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. В помощь начинающему исследователю. М., Педагогика, 1986, 152 с.

172. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. 95 с.

173. Сластенин В.А., Подымова J1.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 224 с.

174. Смирнов А.В. Об одном из возможных путей развития школы XXI века//Наука и школа. 1999. - №2. - С.2-7.

175. Смирнов С.А. Технология как средство обучения второго поколения//Школьные технологии. 2001. - №1 - С.3-9.

176. Смирнова В.Н. Из истории борьбы за разоблачение буржуазного феминизма в России, в сборнике: Вопросы истории, филологии и педагогики, в 2 т., Казань, 1967.

177. Смирнова Е.И. Современные проблемы профессионализации предметной подготовки учителя в XXI веке. Ярославль, 1996. 168 с.

178. Смирнова Е.И., Коложвари И., Сечникова JI. Как организовать интегрированный урок? Народное образование. 1996. -л.1. - С. 87-89.

179. Соколов Е.Н. Механизмы памяти.: Издательство Московского унта, 1969.- 175 с.

180. Соловьева Т. А. Теоретические основы интеллектуально-развивающего образовательного процесса в начальной школе: автореф. дис. док. пед.наук. Москва, 2000.- 42с.

181. Сохор А.И. Музыка как вид искусства. М., 1970. - С.59.

182. Субетто А.И, Системологические основы образовательных систем. М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 1992. -641с.

183. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Киев. Наукова думка, 1984.- 188 с.

184. Схиладзе А.Г. Программа «Мир искусства»/Интегрированный курс для младшего школьного возраста. М., 1996. - 29 с.

185. Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории//Совр. высш. школа. 1987, - №1, - С.91-97.

186. Теплов Б.М. Психологические возможности художественного воспитания//Вопросы художественного воспитания: Сб. М., 1947. -С.71-80.

187. Терентьева Л.А. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию. /Педагогика, 1992, №1,2.

188. Технологии В.М.Монахова дидактический инструментарий модернизации образования: учебное пособие/ Е.В.Бахусова, А.Н.Ярыгин, А.А.Коростелев и др.- Тольятти: Волжский университет им. В.Н.Татищева, 2004. - 60 с.

189. Толстой JI.H. Рисование и пение. «Ясная поляна», 1862, апрель, «Вестник воспитания», 1904. - №9.

190. Труды 1-го Всероссийского женского съезда при Русском женском обществе, СПБ, 1914.

191. Тюрина Э.И. Педагогические инновации: Методич. пособие/Э.И.Тюрина, М.П. Сибирская, С.А. Антонова. СПб, 1997. -69 с.

192. Уварина Н.В. Развитие творческих способностей у младших школьников: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01.: защищена 10.10.98: утв. 10.04.99/Уварина Наталья Викторовна. Челябинск, 1999. — 184 с. — Библиогр.: с. 154-165.

193. Ушинский К.Д. Избран, пед.соч.: В 2т. Т. 1-2, М., 1977. - 398 с.

194. Федеральный Закон «О послевузовском образовании»;

195. Филиппов В.М. Модернизация российского образования. М.: Просвещение, 2003. - 96 с.

196. Фридман JI.M., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. - 288 с.

197. Фримен Д. Обзор современных представлений о развитии способностей. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. -М.: Молодая гвардия, 1997. - С.371-399.

198. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. М., Международная педагогическая академия. 1998.

199. Шабанова А.Н. Очерк женского движения в России, (СПБ, 1912).

200. Шадриков В. Д. Психология деятельность и способности человека. М., Изд-во корпорация "Лотос", 1995. 320 с.

201. Шамов М.С. Инновационная деятельность в профессиональном образовании/М.С. Шамов. М: Новая школа, 1992. - 48 с.

202. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., Педагогика, 1982.- 209 с.

203. Шац О.М. Интегрированное изучение литературы и музыки в гуманитарных классах, дис. . канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 13.01.2000.: утв. 25.06.2000/Шац Ольга Марковна. Якутск, 2000. 186 с.-Библиогр. с. 158-165.

204. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М., 1975. С. 73-78.

205. Штейнберг В.Э. Практическое образование и конструкторско -технологическая деятельность преподавателя/ТШкольные технологии. -2001. №1. - С.18-33.

206. Щеголь В.И., Михайловская Т.А. Творческое саморазвитие будущего учителя в процессе реализации компетентностно-ориентированного подхода». Тольятти. 2004. 176 с.

207. Щёлокова Е.Ф. Формирование эстетико-рецептивной компетенции учащихся в системе допрофессионального образования: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08: защищена14.04.06: утв.24.12.06ЛЦёлокова Елена Федоровна. Тольятти, 2006. - 155с Библиогр.: с. 146-154.

208. Щепкина Е.Н. Очерк женского движения в России, СПБ, 1914.

209. Щепкина Е.Н. Очерк женского движения в России, СПБ, 1914.

210. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология/Монография. М, 1993.126 с.

211. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа//Сост. Л.А.Боренбойм. М., 1978. С.28.

212. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1973.- 304 с.

213. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании /Н.Р. Юсуфбекова М.: ЦСПО РСФСР, 1991. - 91 с.

214. Яловец Т.В. Технология коллективного способа обучения в повышении квалификации учителя: автореферат дис. . канд. пед. наук. Новокузнецк, 2003. - 21 с.

215. Apsychological investigation into source of effect of the Transcendental Meditation technigue, Dissertations Abstracts International 38, 7-b: 3372-3373,1978.

216. Hall E. The silent language. Greenwich, 1970/ P. 31.

217. Maslow.A. 1968. Toward a psychology ofbeind, 2d ed. New York: Van Nostrand.

218. Meditation and flexibility of visual perception and verbal problem Solving. Memory and Cognition 10:207215,1982.

219. Mirkovic Rados K. Psichologia Muzicnih Sposo,nosti. - Beograd, 1983.

220. Perceptual and individual Differences 12: 1105-1116,1991.

221. The TM teehnigue and orcativity. A longitudinal study of Cornell University undergraduates (Техника TM и творческие способности: исследование студентов младших курсов Кориелльского университета), Journal of Creative Behavior 13:169-190,1979/

222. Torrance E.P. Guiding creative talent. Engle Wood clooffs. N.T.: Prentice -Hall, 1962.

223. Teplov B.M. Psychologie des aptitudes musicales. Paris, Presses universitaires de France, 1966.240. http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2001/krehetnikov.htm

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.