Позднее творчество В.Е. Татлина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Зиброва, Ольга Анатольевна

  • Зиброва, Ольга Анатольевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 335
Зиброва, Ольга Анатольевна. Позднее творчество В.Е. Татлина: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2009. 335 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Зиброва, Ольга Анатольевна

Введение.

Глава 1. От контр-рельефов к строенным декорациям. Некоторые аспекты творчества В.Е. Татлина 1910-х — 1920-х годов.

Глава 2. Сценографические работы В.Е. Татлина 1930-х начала 1950-х годов.

Глава 3. Живописные и графические произведения В.Е. Татлина

1930-х - начала 1950-х годов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Позднее творчество В.Е. Татлина»

Творчество Владимира Евграфовича Татлина (1885 - 1953), талантливого живописца, архитектора, иллюстратора книг и дизайнера, не раз привлекало внимание историков искусства. Однако работы, созданные мастером в 1930-х -начале 1950-х годов, интересовали исследователей в гораздо меньшей степени, чем более ранние его произведения. По существу, для искусствоведения, как отечественного, так и зарубежного, творческий путь Татлина заканчивается вместе с авангардом. Судьбы Татлина и авангарда уравниваются и личность художника становится персонифицированной моделью течения. Закат авангарда оказывается той чертой, до которой творчество Татлина могло развиваться и которую не могло переступить. Эта мысль настолько укоренилась в умах исследователей, что превратилась едва ли не в догму. В результате позднее творчество художника до сих пор не признано равноценным его работам первой четверти XX века. Такой подход не только автоматически исключает из рассмотрения целый пласт созданных Татлиным произведений, но нарушает и логику его творчества, концентрируя внимание на ограниченном отрезке жизненного пути.

Вместе с тем говорить о невостребованности именно поздних работ Татлина не совсем правомерно. Вплоть до недавнего времени с крайне негативных позиций оценивалось все его творчество. Предъявленное художнику в 1930-е годы открытое обвинение в формализме буквально перечеркнуло его судьбу: он с трудом находил заказы, практически не экспонировался. Произведения конца 1900-х— 1920-х годов также подвергались критике, но к моменту вынужденной изоляции Татлина они так или иначе вошли в историю, были включены во многие каталоги. Именно с них и начался длительный процесс изучения наследия мастера, продолжающийся до сих пор. На фоне достаточно полно охарактеризованных работ времени расцвета авангарда с особой актуальностью встает вопрос о содержании позднего творчества Татлина, эволюции его стиля, проблеме выживания художника в сложнейших условиях тотального идеологического контроля.

Новая эпоха не оставляла свободы выбора, a priori определяя тематику произведений и средства художественной выразительности. Еще в 1933 году известный критик О.М. Бескин на страницах книги «Формализм в живописи» провозгласил, что «Советская страна лишь в том случае с величайшим вниманием и благодарностью вбирает в себя любое трудовое, творческое начало, если этот труд, это творчество направлены на благо, на укрепление социалистического строительства».1 Конечно, эти слова нельзя напрямую отнести к Татлину. В то время, когда они были произнесены, корпус поздних произведений художника в основной своей массе попросту не существовал. Но высказывание Бескина определяло не столько сиюминутную ситуацию, сколько являлось ориентиром на будущее, стремлением нонконформистски настроенные слои общества обратить в веру соцреализма.

Легко ли было художникам перестроить свои творческие позиции в соответствии с подобными рекомендациями? Им, вышедшим на арену России дореволюционной, допускавшей эстетическое многообразие в искусстве, оказалось чуждо насаждаемое партией монопольное господство в целом и соцреализм как одна из его составляющих. Со своей стороны партия рассматривала подобное инакомыслие как опасность, стремилась подвергнуть его носителей либо вынужденной эмиграции, либо физическому уничтожению. В отношении Татлина применим первый вариант, иллюстрацией второго является судьба его друга живописца Романа Семашкевича, расстрелянного в 1937 году. Разумеется, слово эмиграция должно рассматриваться в данном контексте лишь фигурально. Художник не покидал пределов страны, однако в 1920-х — 1930-х годах происходит постепенное вытеснение его из текущей художественной жизни.

Тридцатые годы начинаются для Татлина отнюдь не трагично: 17 января 1931 года согласно постановлению Совнаркома РСФСР ему было

1 Бескин О. Формализм в живописи. - М.: Всекохудожник, 1933. - С. 5. присуждено звание Заслуженного деятеля искусств. Уже в следующем, 1932 году, состоялись две персональные выставки художника. Однодневная, посвященная «Летатлину», прошла в Московском клубе федерации советских писателей, более развернутая - в залах Государственного музея изобразительных искусств. Среди экспонатов последней также фигурировал ряд модельных разработок летательного аппарата, сопровождавшие его создание чертежи и рисунки, фотографии «Башни III Интернационала». Для самого Татлина эти экспозиции стали своеобразным итогом проделанной им работы. Они подвели черту под техническими «экспериментами» мастера, отныне посвятившего себя области сценографии и камерной живописи.

О своем намерении вернуться в театр Татлин заявляет в январе 1933 года на персональном вечере в Московском клубе художников. Вскоре он уже оформляет «Комика XVII столетия» в МХТ II, сотрудничает со знаменитым Камерным театром А .Я. Таирова, Центральным театром Красной армии (далее ЦТКА). Всего в период с середины 1930-х до начала 1950-х годов художник создает сценографию к более чем двадцати спектаклям. Тогда же он возобновляет прерванную почти на двадцать лет работу над станковыми произведениями - его творческий архив пополняется шестью десятками живописных полотен и сотней графических листов. Среди них - портреты, пейзажи, натюрморты, долгое время не покидавшие мастерской художника.

Общеизвестно, что в 1930-х — начале 1950-х годах работы Татлина практически не экспонировались. Яркой эмоциональной окраской пронизаны слова Элия Белютина,2 отмечавшего в своих воспоминаниях о Владимире Евграфовиче, что «как живописец он уже несколько лет не выставлялся. . Поддерживали его в очень нелегких материальных обстоятельствах главным образом театральные режиссеры . Человек, для которого язык современного искусства был естественным разговорным языком, вдруг столкнулся с партийной машиной, с представляющими ее роботами, которые не хотели ни

2 Белютин Элий Михайлович (1925 г.р.). Художник, один из лидеров «неофициального искусства». В 1962 году организовал знаменитую выставку авангардистов в московском Манеже. слушать, ни понимать, но только исполнять «высшую» относительно них волю. Человек, который верил, что с помощью искусства можно изменить психологию людей, для которого искусство было нравственным служением народу, узнал, что все это невозможно, что все это входит в понятие формализма, а значит, вредно и наказуемо». Павел Мансуров, друг художника, покинувший Россию еще в 1928 году, в конце жизни с горечью скажет: «Нас показывают либо мертвыми, либо на бесспорном склоне лет».4

Тем не менее узкий круг произведений Татлина все же экспонировался на выставках. Одна из них, организованная к 50-летию со дня смерти А.Н. Островского, включила в свой состав макет и эскизы костюмов к спектаклю «Комик XVII столетия» (МХТ II, 1935). Аналогичная выставка, на этот раз посвященная постановке «Дела» по одноименной пьесе A.B. Сухово-Кобылина, состоялась в 1940 году в Московском доме актера. Всего же в период с 1930-х до начала 1950-х годов работы Татлина принимали участие менее чем в десятке вернисажей.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Зиброва, Ольга Анатольевна

Заключение.

Предметом диссертационного исследования стало позднее творчество В.Е. Татлина, включающее как станковые произведения художника, живописные и графические, так и его работы для театра.

До настоящего времени в отечественном и зарубежном искусствоведении интерес исследователей фокусировался на произведениях Татлина 1910-х — 1920-х годов, позволяющих рассматривать его как классического представителя русского авангарда. Тем не менее творчество Татлина не ограничивается указанными временными рамками. Поздний период, охватывающий 1930-е -начало 1950-х годов, заслуживает самого пристального внимания. В это время художник создал несколько десятков живописных и более сотни графических работ, оформил двадцать театральных постановок, многие из которых были признаны выдающимися и удостоены государственных премий.344

В ходе исследования диссертант критически проанализировал широкий круг литературы, посвященной творчеству Татлина, изучил произведения художника из собраний РГАЛИ, ГГТ, ГЦТМ им. A.A. Бахрушина и СПбГТМ. Особое внимание было уделено коллекции ГРМ, в составе которой находится более семидесяти работ художника, в том числе тридцать восемь, выполненных в середине 1930-х - начале 1950-х годов: шестнадцать натюрмортов, десять пейзажей, пять живописных портретов, четыре графических и три натурных наброска.345

Основной областью интересов для «позднего» Татлина стала сценография. Начиная с середины 1930-х годов художник постоянно работал в

344 Высокую оценку критиков заслужил целый ряд оформленных художником спектаклей. Среди них: «Комик XVII столетия» (МХТ II, 1935), «Не сдадимся» (Камерный театр, 1935), «Дело» (ЦТКА, 1940), «Где-то в Сибири» (Центральный детский театр, 1949). Постановки: «Глубокая разведка» (МХАТ, 1943) и «Обида» (театр им. Моссовета, 1948) были награждены Сталинской премией (Татлин в число лауреатов не входил). См.: Владимир Татлин. Ретроспектива. Ук. соч. - С. 340, 364.

345 «Пейзаж» (Инв. № Ж-8358), поступивший в ГРМ из Научно-исследовательского музея им. А.В.Щусева в составе 32 работ В.Е.Татлина, автор склонен исключить из списка произведений художника. театре. Он оформлял спектакли на самых разных площадках, среди которых можно назвать знаменитый Камерный театр, Центральный театр Красной армии, Московский театр драмы, Центральный детский театр, Государственный драматический театр им. Моссовета и даже МХАТ; сотрудничал с такими известными режиссерами, как В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров, А.Д. Попов, А.Н. Лаврентьев, И.Н. Берсенев.

Предлагаемые Татлиным сценографические решения были ярки и неожиданны, он внимательно вчитывался в тексты пьес, стараясь найти как можно более точный зрительный эквивалент. Художник пребывал в неустанном поиске, стремился не повторять найденный однажды тип декораций, избегал шаблонов. В сферу сценографии мастер перенес свои авангардные эксперименты. Он отдавал предпочтение конструктивным установкам, выразительным и в то же время лаконичным. Подобная позиция существенно ограничила число постановок, к которым мог быть привлечен художник, столкнувшийся со все нарастающими во второй половине 1930-х годов тенденциями неприятия строенных декораций. Критики единодушно приветствовали традиционные живописные задники, тогда как для Татлина был интересен сам процесс экспериментов с реальными материалами: деревом, металлом, стеклом. Художник внедрял новые методы изготовления предметов бутафории, превращая этот процесс едва ли не в более важный и захватывающий, чем оформление самой постановки. Стоит вспомнить «Глубокую разведку» с проплывающим по небу лунным диском. Большое значение уделял Татлин и свету, создавая с его помощью запоминающиеся зрительные эффекты: северное сияние в «Не сдадимся», скользящий по темному помещению солнечный луч в «Глубокой разведке», широкие волжские просторы в «Капитане Кострове» и т.д. Без свежих идей, без оригинальных сценических конструкций был немыслим ни один вышедший при участии Татлина спектакль. В полной мере влияя на конечный замысел, художник становился подлинным соавтором постановки, наряду с режиссером, актером, драматургом.

Сложные условия 1930 — 1940-х годов: репрессии по отношению к деятелям культуры, расформирование таких самобытных творческих коллективов, как МХТ II, ГосТИМ, Камерный и т.д., очевидное давление реперткомов не сломили Татлина. Несмотря на клеймо формалиста, закрывшее перед ним двери многих театров, он не сдался, а упорно искал любую возможность для работы: оформлял спектакли, отвергнутые другими декораторами (так Татлину удалось попасть в «реалистический» МХАТ), сотрудничал с небольшими организациями, зачастую не имевшими даже репетиционных помещений (например, с Московским гастрольным реалистическим театром). Лишенный выбора, художник не мог отдавать явного предпочтения какому-либо драматургическому материалу, с одинаковым интересом выпуская и детские спектакли, и классику, и современные производственные пьесы.

В процессе работы над темой диссертационного сочинения было рассмотрено большое количество эскизов декораций, разысканы неизвестные ранее фотографии оформленных Татлиным спектаклей, привлечен широкий круг рецензий, публиковавшихся в периодической печати, воспоминаний постановщиков и актеров. Эти источники позволили с максимально возможной полнотой воссоздать процесс работы художника над спектаклем, оценить значение той или иной постановки в жизни конкретного театра.

Краткие сведения об оформленных Татлиным спектаклях (с уточняющими данными)346 вынесены в отдельное приложение в виде таблицы. Расположенная в строгом хронологическом порядке эта информация дает наглядное представление о степени занятости художника в театре, выявляет моменты его максимальной загруженности как сценографа (вторая половина 1940-х) и перерывы в работе (конец 1930-х, начало 1950-х).

346 При составлении таблицы спектаклей диссертант опирался на сведения, содержащиеся в статье Ф.Я. Сыркиной «Театр Татлина» (см.: Сыркина Ф. Театр Татлина. Ук. соч. - С. 43 -48) и каталоге «Владимир Татлин. Ретроспектива». Были устранены имеющиеся в этих изданиях опечатки и неточности (в написании фамилий режиссеров, авторов пьес, названиях постановок); выявлены даты премьерных показов ряда спектаклей.

Несмотря на то, что последнее двадцатилетие жизни Татлин работал в основном со сложноорганизованной формой - сценической конструкцией, художник продолжал испытывать возможности материала не только в ней, но и в станковой живописи. «Краску я люблю»,347 - говорил он. В диссертации впервые обозначены главные стилистические линии развития живописи и графики Татлина, рассмотрены его произведения разных жанров: портреты, пейзажи и натюрморты.

Почерк позднего Татлина своеобразен и разительно контрастирует с его ранним творчеством. Большое внимание художник уделяет натюрморту и пейзажу. Небольшие картины фиксируют быстротечную красоту увядающих цветов или тихие уголки Подмосковья. Также камерны и портреты. Все модели художника - из числа близких или хорошо знакомых людей: родственники, собратья по ремеслу. Татлин никогда не писал заказных портретов — это скорее интимные зарисовки, наполненные эмоциональным, трепетным отношением к натуре.

В поздней живописи Татлина выделены три этапа:

- середина 1930-х годов. Определяющую тенденцию в творчестве художника этого периода занимает постановка и решение импрессионистических задач. Обращается Татлин и к пуантелистическому письму. Аккуратные дробные мазки делают поверхность его картин похожей на фрагменты мозаик («Букет с красной лентой», «Зеленые листья»);

- вторая половина 1930-х годов. Стилистика произведений меняется. Татлин создает ряд натюрмортов, позволяющих говорить о нарастании в его творчестве реалистических тенденций. В колористическом решении картин преобладают темные тона. Краски ложатся плотным слоем, образуют на холсте ясно читающийся рельеф («Садовые цветы», «Букет»);

- 1940-е - начало 1950-х годов. Оставаясь на позициях реализма, художник привносит в свои работы элементы и других живописных систем —

347 Цит. по: Климент Редъко. Дневники. Воспоминания. Статьи. — М.: Советский художник, 1974.-С.63. примитивизма, выраженного в заметном упрощении формы («Кремль в г.Горький»), или же импрессионизма («Ветки»). Свойственные позднему творчеству Татлина реалистические устремления с наибольшей очевидностью раскрываются в сенежских и плесских пейзажах, а также в ряде портретов («Рабочий», «Старик»).

Таким образом, задачи, сформированные в ходе исследования, достигнуты:

- раскрыта диалектика творчества Татлина, представленная как объективный процесс, отражающий эволюцию отечественного искусства;

- проведена систематизация его творческого наследия и сравнительный анализ произведений, созданных в разные периоды деятельности;

- введены в научный оборот ранее неопубликованные архивные документы о работе Татлина в Декоративном институте; изучен обширный материал, касающийся сценографических произведений Татлина, выявлена история их создания, что позволяет более полно охарактеризовать взаимоотношения художника с театральными коллективами и режиссерами, в частности, с В.Э. Мейерхольдом и А.Я. Таировым;

- пересмотрен ряд датировок живописных произведений.

Представленные материалы дают возможность полнее и глубже осмыслить феномен позднего творчества Татлина. Несмотря на то, что в сложных условиях 1930-х — начала 1950-х годов талант художника не мог раскрыться в полной мере, он зарекомендовал себя как яркий сценограф, обогативший отечественное театрально-декорационное искусство элементами новой образности, как серьезный и талантливый живописец и график, в период репрессий и сильного идеологического давления сохранивший верность своим творческим идеалам.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Зиброва, Ольга Анатольевна, 2009 год

1. Абрамова А. Татлин // Декоративное искусство СССР. 1966. - № 2. -С. 5-7.

2. Авангард, остановленный на бегу. Альбом. Авторы статей Е.Ф. Ковтун, М.М. Бабаназарова, Э.Д. Газдиева. Л.: Аврора, 1989.

3. Адаскина Н.Л. Закат авангарда в России // Вопросы искусствознания XI (2/97). М., 1997. - С. 264 - 273.

4. Адаскина Н.Л. Мастер русского авангарда. К 100-летию со дня рождения Л.С.Поповой // Творчество. 1989. - № 5. - С. 23 - 27.

5. Адаскина Н.Л. 30-е годы: контрасты и парадоксы советской художественной культуры // Советское искусствознание'25. М.: 1989. -С. 5-38.

6. Адаскина Н.Л. Проблемы изучения советского искусства 1930-х гг. // Искусство. 1989. - № 6. - С. 13 - 17.

7. Адаскина Н.Л. Художественная теория русского авангарда (К проблеме языка искусств) // Вопросы искусствознания 1/93. М., 1993. - С. 20 — 30.

8. Алексеев Б. Новое в творчестве В.Е. Татлина // Творчество. 1940. - № 8. -С. 14-15.

9. Алигер М. Несколько вечеров давнего лета. В кн. М. Алигер. Тропинка во ржи. О поэзии и поэтах. — М., 1980. - С. 144 —151.

10. Ю.Алперс Б. «Не сдадимся!» // Литературная газета. 1935. - № 65/556/. -С. 5.

11. Алянский Ю. Одна, но пламенная страсть // Театр. 1971. - № 2. - С. 78.

12. Амазонки авангарда. М.: Наука, 2001. - 340 с.

13. Аркин Д. Татлин и «Летатлин» // Советское искусство. 1932. -№ 17/155/-С.4.

14. М.Арская И. В. Матвей (В. Марков) и Татлин. Чтения Матвея. - Рига, 1991.-С. 120- 133.

15. Архелай. Спектакль трагического балагана // Русское слово. — 1911. — № 253.-С. 6.

16. Арцеулов М. О «Летатлине» // Бригада художников. 1932. - № 6. - С. 18 - 19.

17. Б.В. Из воспоминаний о Викторе Хлебникове // Харьковский понедельник. — 1923. — № 5 (15 января). С. 3.

18. Баран X. О Хлебникове. Контексты. Источники. Мифы. М.: Российский Государственный гуманитарный университет, 2002. - 412 с.

19. Бассехес А. Художники на сцене МХАТ. М.: Всероссийское театральное общество, 1960. — 134 с.

20. Бачелис Т., Образцова А. Новые детские спектакли // Литература и искусство. 1944. - № 23/127/. - С. 4.

21. Бегичева А. «Где-то в Сибири» // Известия. 1949. - № 66 /9906/. - С. 3.

22. Беккер К. Монтаж и ретушь истории // Творчество. 1991. - № 6. - С. 19 -20.

23. Белютин Э. Воспоминания о художниках. В.Е. Татлин // Мир музея. — 2006. № 9/229/. - С. 44 - 45.

24. Беньяш Р. Мастерство режиссера // Театр и жизнь. Сб. ст. Л. -М.: Изд-во «Искусство», 1957. - С. 205 - 207.

25. Беньяш Р. Товстоногов. Л.-М.: Изд-во «Искусство», 1961. - С. 43-48.

26. Березкин В.В. В.В. Дмитриев. Л.: Изд-во «Художник РСФСР», 1981. -296 с.

27. Березкин В. Вадим Рындин. — М.: Изд-во «Искусство», 1974. 198 с.

28. Березкин В. Советская сценография. 1917 — 1941 гг. М.: Изд-во «Наука», 1990.-223 с.

29. Бернштейн Д.К. К вопросу о творческом методе русского авангарда («Скамья» Татлина). — В сб.: Россия Германия. Материалы научной конференции «Випперовские чтения - 1996». Выпуск XXIX. М., 2000. -С. 72-89.

30. Бернштейн Д.К. Мифопоэтическая предыстория «Башни Татлина». В сб.: Диалог культур. Материалы научной конференции «Випперовские чтения - 1992». Выпуск XXV. М., 1994. - С. 131 - 161.

31. Бернштейн Д. О двух натюрмортах Татлина // Декоративное искусство. Диалог истории и культуры. 1994. - № 1 - 12. - С. 106 - 111.

32. Бернштейн Д.К. Опыт истолкования символики «Башни Татлина». — В кн.: Россия. Франция: Проблемы культуры первых десятилетий XX века. М., 1988.

33. Бернштейн Д.К. Опыт описания феномена «театра Татлина» В сб.: Русский авангард 1910-х - 1920-х годов и театр. С-Петербург, изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. - С. 189 - 193.

34. Бернштейн Д. Пунин и Татлин. К эстетике контррельефа // Творчество. — 1991-№4.-С. 20-24.

35. Бескин О. Выставка трех (Б.А. Зенкевич, А.В. Лентулов, Н.М. Чернышев) // Творчество. 1940 - № 7. - С. 18 - 20.

36. Бескин О. Формализм в живописи. М.: Всекохудожник, 1933. - С. 88.

37. Бескин Эм. «Комик XVII столетия» // Советское искусство. — 1935. -№ 49/275/. С. 3.

38. Бескин Эм. Театральный дневник. «Комик XVII столетия» в МХТ II // Экономическая жизнь. 1935. - № 148/5029/. - С. 4.

39. Блейман М. Произведения советской драматургии // Советское искусство.- 1946. -№5/989/. -С. 3.

40. Близятся пушкинские дни // Уральский рабочий. 1937. - № 11/6448/. -С. 1.41 .Бобринская Е. Автографические книги А. Крученых // Искусство. 1993.- № 1.-С. 53 -55.

41. Бобринская Е. Русский авангард: истоки и метаморфозы. — М.: Пятая страна, 2003. 304 е., ил.

42. Бобринская Е. Футуризм и кубофутуризм. Альбом. М.: Галарт, 2000. -174 с.

43. Богомазов С. «Где-то в Сибири». Спектакль Центрального детского театра // Вечерняя Москва. 1949. - № 51 /7643/. - С. 3.

44. Богорад С. ЗИС 102 // Правда. 1938. - № 94/7419/. - С. 6.

45. Болотина И.С. Илья Машков. М.: Советский художник, 1977. - 461 е., ил.

46. Болотина И.С. Натюрморт советских художников. — М.: Советский художник, 1972.

47. Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. Изображение вещи в живописи XVIII XX веков. - М.: Советский художник, 1989. - 189 е., ил.

48. Буш М., Замошкин А. Путь советской живописи 1917 1932. М., 1933. -159 с.

49. В.Е. Татлин. Заслуженный деятель искусств РСФСР, 1885 1953. Каталог выставки произведений (Составители JI. Жадова, З.Мелит (графика). М.: Советский художник, 1977. - 67 с.

50. В.Э. Мейерхольд. Переписка. М.: Изд-во «Искусство», 1976. - 463 с.

51. Ванслов В. Вадим Рындин. М.: Изд-во «Советский художник», 1965. -104 с.

52. Варшавский Я. Чувство главного. О пяти премированных пьесах. // Театр. 1947. -№ 12.-С. 34-42.

53. Веледницкая Т. «Где-то в Сибири». Новый спектакль о советской молодежи // Труд. 1949. - № 48 /8538/. - С. 4.

54. Великая утопия. Русский и советский авангард 1915 1932. Каталог выставки. М.: Галарт, 1993. - 832 с.

55. Веров К. «Не сдадимся!». Пьеса С.Семенова в Московском Камерном театре // Водный транспорт. 1935. - № 163/1073/. - С. 4.

56. Вечер «Союза молодежи» // Театр и спорт. 1911. - № 146. - С. 12.

57. Виноградов Н. Народная драма «Царь Максемьян и его непокорный сын Адольф». СПб., 1905.

58. Вишневский В. О Камерном театре // Литература и искусство. 1944. -№ 23/127/.-С. 3.

59. Владимир Татлин. Ретроспектива. Каталог выставки. Кельн: Дюмон, 1994.

60. Войткевич Н. Новый спектакль о комсомоле // Московский большевик. — 1949.-№41 /8797/.-С. 3.

61. Волкогонов Д. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В. Сталина. В 2-х книгах. М., Издательство Агентства печати Новости, 1989.

62. В помощь театрам // Советское искусство. 1946. - № 43 /1027/. - С. 4.

63. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т.2. 1933 1940 гг. -М., Советский художник, 1967.

64. Гальченко В. «Где-то в Сибири» // Пионерская правда. — 1949. — № 18 /3209/.-С. 3.

65. Герман М. Импрессионизм и русская живопись. М., Аврора, 2005, 160 с.

66. Герман М. Снова об искусстве 30-х. Некоторые вопросы истории и анализа // Вопросы искусствознания. Журнал по истории и теории искусств. 1-2/95. М: «Вопросы искусствознания», 1995. С. 99 - 126.

67. Герман М. Четыре года после победы // Вопросы искусствознания. Журнал по истории и теории искусств. 1-2/95. М: «Вопросы искусствознания», 1995. —С. 186 — 212.

68. Герчук Ю. Год 1936-й. Татлин и Фаворский защищают свои творческие принципы // Декоративное искусство СССР. 1989. - № 12. - С. 11-13.

69. Герчук Ю. Критика 1936: вокруг одной статьи // Творчество. — 1990. -№4.-С. 11-13.

70. Гинейдерман И. Художник читает пьесу // Советское искусство. 1940. -№48/718/.-С. 5.

71. Голомшток И Тоталитарное искусство.- М.: Галарт, 1994. — 294 с.

72. Горбунова Е. «За тех, кто в море!». Премьера пьесы Б. Лавренева в театре им. Ленинского комсомола. // Советское искусство. 1947. - № 3/1039/. -С.З.

73. Горчаков Н. Спорный спектакль. «Комик XVII столетия» в МХТ II // Рабочая Москва. 1935. - № 232. - С. 4.

74. Грачевский Ю. Второе рождение. Спектакль «Обида» в театре им. Моссовета// Вечерняя Москва. 1948. -№ 149/7431/. - С. 3.

75. Грищенко А. О группе художников «Бубновый валет» // Аполлон. 1913. -№6.-С. 38.

76. Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. М., Республика, 1998.

77. Гугушвили Э. Котэ Марджанишвили. М., Искусство, 1979. - 399 с.

78. Гурко Г. Судьба человеческая судьба народная. «Мера за меру» А.Сурова // Театр. - 1947. - № 11. - С. 39.

79. Давыдова М.В. Театрально-декорационное искусство. В кн.: История русского искусства. X том, книга вторая. Под ред. Н.П. Лапшиной и Г.Г. Поспелова. М.: Наука, 1969. - С. 163-221.

80. Давыдова М.В. Художник в театре начала XX века. М.: Наука, 1999. -150 с.86.«Дело» // Вечерняя Москва. 1940. - № 83/4911/. - С. 3.

81. Десять лет Свердловского драматического театра. 1930. 1940. -Свердловск: Издание Свердловского драматического театра, 1940. — 256 с.

82. Дехтерева А. Театр в контексте тридцатых // Творчество. 1991. — № 6. — С. 21-25.

83. Дмитриев Ю. Островский и еще раз Островский // Театр. 1979. - № 10. -С. 7-14.

84. Дризен Н.В. О веревочке, театральной выставке и прочем // Лукоморье. -1916.-№2.-С. 4.

85. Дуганов Р. Рисунки Хлебникова // Панорама искусств. Сб. ст. М.: Советский художник, 1987. - № 10. — С. 375.

86. Дурылин С. Московский художественный театр во время войны // Театр. Сб. ст. М.: Всероссийское театральное общество, 1944. - С. 80-98.

87. Евсеев А. Под сиренью. О пьесе «Синий платочек» // Литература и искусство. 1943. - № 16/68/. - С. 3.

88. Жадова Л.А. К выставке В.Е. Татлина одного из основоположников советской школы дизайна // Техническая эстетика. - 1977. - № 6. - С. 25 -29.

89. Жадова Л.А. Татлин проектировщик материальной культуры. // Советское декоративное искусство 77/78. - М.: 1980. - С. 204 - 234.

90. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб., Академический проект, 1995. - 471 с.

91. Жевержеев Л.И. Воспоминания // Маяковскому. Сб. ст. Л.: Гос. лит. издат., 1940.-С. 132- 145.

92. Жевержеев Л.И., Стебницкий Г. Эскизы театральных декораций. -Петроград: Декоративный институт, 1922.99.:Железов В. «Капитан Костров». Пьеса А. Файко на сцене двух московских театров // Труд. 1946 - № 170 /7737/. - С. 3.

93. ЮО.Живов М. «Не сдадимся!» в Московском Камерном театре // Известия. — 1935-№266/5819/.-С. 6.

94. Живопись 1920 1930. Государственный Русский музей. Вступительная статья М.Ю. Германа. — М.: Советский художник, 1989. - 277 е., ил.

95. Живопись 20 — 30-х годов. Альбом. Вступительная статья В.С.Манина. Санкт-Петербург: Художник РСФСР, 1991.

96. Юб.Заманский С. Сухово-Кобылин в ЦТКА // Советское искусство. 1940. -№ 31/701/.-С. 3.107.3аманский С. «Чаша радости». Новый спектакль театра им. Моссовета // Советское искусство. 1950. - № 27/1219/. - С. 3.

97. Заславский Д. Челюскинцы на сцене. («Не сдадимся!» героическое представление С.Семенова в Камерном театре) // Правда. - 1935. -№314/6560/.-С. 6.109.3ахаров И. Чувство нового. Три пьесы А. Сурова // Театр. 1949. - № 4. -С.З.

98. П.Игнатьева Н. Люди коммунизма. О пьесе Н. Винникова «Чаша радости» // Театр. 1950 - № 1. - С. 39 - 44.

99. Ир В. Хоромные действа // Речь. 1911 - № 28. - С. 7.

100. Исаков С.К. К «контр-рельефам» Татлина // Новый журнал для всех. -1915.-№ 12.-С. 46-50.

101. Исламей. Царь Максемьян // Жизнь искусства. 1929. - № 1. - С. 7.

102. Калашников Ю. «Глубокая разведка». Пьеса А. Крона в Московском художественном театре // Литература и искусство. 1943. - № 36/88/. -С.З.

103. Калитин Н. На верном пути // Театр. 1950. - № 3 - С. 23 - 34.

104. Каменский А. Увидеть по-новому // Творчество. 1989. - № 1. - С. 1-2; №2. -С. 12- 13.

105. Капитан Костров. Премьера Московского театра драмы // Вечерняя Москва. 1946. - № 113 /6784/. - С. 3

106. Кауфман P.C. Живопись. В кн.: История русского искусства. XI том. Под ред. B.C. Кеменова и Д.В. Сарабьянова. М.: Наука, 1969. — С. 101 -132.

107. Кашин Н.П. Комик XVII столетия на советской сцене. В кн.: Всесоюзная библиотека им. В.И.Ленина. Сборник IV. — М.: Соцэкгиз, 1939. — С. 151 — 156.

108. Киселев А. За социалистический реализм в живописи // Культура и жизнь. 1949. -№ 30/122/. - С. 3.

109. Климент Редько. Дневники. Воспоминания. Статьи. — М.: Советский художник, 1974.

110. Книга о Митрохине. Статьи. Письма. Воспоминания. Сост. Л.В. Гага. — Л.: Художник РСФСР, 1986. 506 с.

111. К новым успехам советского изобразительного искусства // Культура и жизнь. 1948. - № 26/81/. - С. 4.

112. Ковалев А. «Летатлин». Поиск нового мира // Искусство. 1990. - № 6. -С. 28 -34.

113. Ковтун Е.Ф. Владимир Евграфович Татлин. Листовка. — Л.: Изд-во ГРМ, 1990.

114. Ковтун Е.Ф. История книжного искусства. Монографии и очерки. -Изд-во Книга, 1989.

115. Ковтун Е.Ф. Михаил Ларионов. Альбом. — Санкт-Петербург: Аврора, 1998.-С.176.

116. Ковтун Е.Ф. Плоскость и пространство // Творчество. 1967. - № 7. — С. 20-21.

117. Ковтун Е.Ф. Советское искусство 1920-х — 30-х годов. Л.: Иск-во, 1988.

118. Колтунов И. Русская женщина Екатерина Никанорова // Вечерний Ленинград. 1950.-№216/1457/.-С. 3.

119. Комик XVII столетия. М.: Гос. Московский художественный театр второй, 1935. - 23 с.

120. Коонен А. Страницы жизни. М.: Иск-во, 1975. - 455 с.

121. Костин В. Омраченный праздник искусства. (О выставке к тридцатилетию МОСХа) // Творчество. 1989. - № 8. - С.20 - 26.

122. Костин В. Творческая душа художника // Творчество. 1985. — № 12. -С.27.

123. Костин В.И. Рисунки Татлина // Среди художников. Сб. ст. — М.: Сов. худ-к. 1986. - С. 22 - 26.

124. Костина Е. Театральный эксперимент 20-х годов // Творчество — 1990. -№9.-С. 24 28; № 10.-С. 15-19.

125. Костина Е.М. Художники сцены русского театра XX века. М.: Русское слово, 2002. - 415 е., ил.

126. Котенко Е. «Я могу пострадать как Бруно». Два неизвестных письма Казимира Малевича // Искусство. 1993. - № 1. - С. 49 - 52.

127. К постановке «Царя Максемьяна» в трагическом балагане // Студия. — 1911. № 5. - С. 7; № 6. — С. 8.

128. Краминова Н. Долгий свет звезды Владимира Татлина Интервью с А.Н.Корсаковой. // Московские новости. 1987. - № 49 (6 декабря).

129. Кронман Е. Уход в технику. Татлин и летатлин // Бригада художников. -1932 -№ 6.-С. 19-32.

130. Крусанов A.B. Русский авангард: 1907 1932 (исторический обзор). В 3-х томах. Том 1. Боевое десятилетие. — СПб.: Новое литературное обозрение., 1996. - 319 с.

131. Иб.Крусанов A.B. Русский авангард: 1907 1932 (исторический обзор). В 3-х томах. Том 2. Футуристическая революция. - М.: Новое литературное обозрение., 2003. - 807 с. (книга 1); 607 с. (книга 2).

132. Крути И. Правда жизненная и театральная. О трех спектаклях «За тех, кто в море!» // Театр. 1947. - № 2. - С. 12 - 15.

133. Кузнецов П. Пьеса о людях колхозного села // Правда. 1948. -№ 294/11035/.-С. 3.

134. Кузьмина. Русский драматический театр XVIII века. М.: Иск-во, 1958.

135. Кулаковская М. Театр юного зрителя снова в Москве // Огонек. 1944. -№ 14- 15.-С. 11.

136. Куликова И. Антиискусство и буржуазная действительность. — М.: Искусство, 1978.

137. Курбановский А. Крыла и смерти уравнение. Владимир Татлин: деконструкция в эдиповом пространстве // Звезда. 1994. - № 10. - С. 177 - 182.

138. Кут А. Художники у т. A.C. Бубнова. Второй день совещания // Советское искусство. 1932. - № 12/150/. - С. 3.

139. Лабас А. Воспоминания. Сост. О.М. Бескина-Лабас. СПб.: Palace Edition, 2004.

140. Лабас А. Из воспоминаний // Творчество. 1990. - № 4. - С. 17-18.

141. Лазаревский Ив. Выставка художников русского театра // Вечернее время. 1915-7 декабря.

142. Лаврентьев А.Н. Поздний конструктивизм в театре. «Клоп» и «Шестая мира». В сб.: Русский авангард 1910-х - 1920-х годов и театр. С-Петербург, изд-во «Дмитрий Буланин», 2000.

143. Лавренев Б. Путь пьесы // Советские драматурги о своем творчестве. Сб. ст. М.: Изд-во «Искусство», 1967. - С. 184 - 188.

144. Лапшин В.П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. -М.: Сов. худ-к, 1983.

145. Лившиц Б. Полутороглазый стрелец. М.: Худ. литература, 1991.

146. Лифшиц М. Кризис безобразия. М.: Иск-во, 1966.

147. Лобанов В. Художественные группировки за последние 25 лет. — М., 1930.

148. Лукин Ю. «За тех, кто в море!». Пьеса Б. Лавренева на московской сцене // Правда. 1947. -№ 27/10418/. - С. 3.

149. Лупандина А. «Комик XVII столетия». В сб.: Художник. Сцена. Экран. М.: Советский художник. - 1975. - С. 145 - 149.

150. Лупандина А. Пространство спектакля и театральное пространство. -М.: Гипротеатр, 1984.

151. Лупандина А.Г. Художники Камерного театра. Автореферат диссертации. М.: 1990.

152. Лупандина А. Художники Камерного театра // Творчество. 1980 — № 9. -С. 14-18.

153. Любимова В. Воспитание комсомола // Литературная газета. — 1949 -№24/2511/.-С. 2.

154. Любимова В. Драматургия для детей // Театр. 1949. - № 12. — С. 71 — 76.

155. Любославская Т. Хроника объединения «Союз молодежи» // Искусство.- 1990,-№9.-С. 57-64.

156. М. Ларионов, Н. Гончарова. Парижское наследие в Третьяковской галерее. Графика. Театр. Книга. Воспоминания. Каталог. Авт. -составители каталога Е.А. Илюхина, И.В. Шуманова. М.: ГТГ, 1999. -120 с.

157. М. Ларионов, Н. Гончарова. Шедевры из парижского наследия. Живопись. Авт. составитель А.Г. Луканова. — М.: ГТГ, «ИА», 1999. -238 с.

158. Максъ-Ли. Трагический балаган. / В художественном кружке // Студия.- 1911.-№6.-С. 7.

159. Манин В. История из истории // Творчество. 1989. - № 7. - С. 12 - 14.

160. Маршак С. Правдивая сказка // Театр. 1946. - № 1 - 2. - С. 29. Пб.Матафонова Ю.К. Свердловский драматический. — Свердловск: Среднеуральское книжное издательство, 1980. 176 с.

161. Медведев Б. Живое слово // Советская культура. 1954. - № 149/227/. -С. 2.

162. Медведев Б. Спектакль о героических днях. «Где-то в Сибири» И. Ирошниковой в Центральном детском театре // Московский комсомолец. 1949. - № 20/1033/. - С. 3.

163. Мейерхольд и художники (A.A. Михайлова, JI.M. Данилова, Н.П. Макарова, О.В. Мичасова, Н.М. Зайцева (Гос. центральный театральный музей им. A.A. Бахрушина). Альбом. М.: «Галарт», 1995. — 360 с.

164. Мержанов М. «Не сдадимся!». Новый спектакль Камерного театра // Труд. 1935. -№ 262/4512/. - С. 3.

165. Меценат. Театральная выставка // Петроградская газета. 1915. -5 декабря. - С. 4.

166. Михалков С. О театре для детей. // Культура и жизнь. — 1949. — № 16/108/.-С. 2.

167. Моисеев П. Советские художники в Плесе. В кн.: Город Плес. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1970. — С. 74 — 80.

168. Молева Н. Манеж. Год 1962 .Хроника-размышление. М.: Советский писатель, 1989. 270 с.

169. Молок Ю. В.Е.Татлин. 100 лет со дня рождения. Памятные книжные даты 1985. М., 1985.-С. 257-261.

170. Мордвинов Н.Д. Дневники. М.: Всероссийское театральное общество, 1976.

171. Морозов А.И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов. М.: «Галарт», 1995. - 224 с.

172. Морозов А.И. Соцреализм и реализм. М.: «Галарт», 2007. - 271 с.

173. Морозов М. «Глубокая разведка». Новая постановка Московского художественного театра // Труд. 1943. - № 152/6796/. - С. 2.

174. Москва Париж. 1900 - 1930. (Каталог выставки. Том 1 - 383 е.; том 2 -без пагинации). - М.: Сов. худ-к, 1981.

175. Московский художественный театр. Сто лет. М.: Изд-е «МХТ», Т.1, 1998.-С.166- 167.

176. Наков А. Конструктивистская эпопея Татлина: лиризм материи и символика вечности. В кн.: Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство. Россия и Польша. — М., искусство. — С. 133 — 146.

177. Наш Пушкин // Уральский рабочий. 1937. - № 33/6470/. - СЛ.

178. Недошивин Г. Советское искусство и культура XX в. // Творчество. — 1967.-№ 10.-С. 2- 10.

179. Недошивин Г. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. -М.: Сов. худ-к, 1972.

180. Нестеров М.В. Письма. Л.: Иск-во, 1988.

181. Николаевич С.И. Таиров (К 100-летию со дня рождения). М.: изд. «Знание», 1985. - 56 с.

182. Новая постановка театра им. Моссовета // Правда. — 1948 — № 154/10895/.-С. 4.203 .Новое творческое объединение в области искусства // Красная газета. Веч. Выпуск. 1923. - № 97/178/. - С. 3.

183. Новые постановки московских театров // Советское искусство. — 1950. — № 11/1203/.-С. 4.

184. Нч. Трагический балаган // Голос Москвы. 1911. - № 251. - С. 5.20606 улучшении репертуара театров. В комитете по делам искусств при Совете Министров СССР // Советское искусство. 1946. - № 39/1023/. -С. 4.

185. Овсянников Ю. Русский лубок. М.: Советский художник, 1962. - 94 с.

186. Опись памятников русского искусства из собрания Л.И. Жевержеева. Каталог. Петербург, 1915.

187. Орлов С. Религия монумента // Творчество. 1991. — № 6. - С. 14 - 18.

188. Оружейников Н. Спектакль о самом главном. «Не сдадимся!» в Камерном театре // Вечерняя Москва. 1935. - № 260/3589/. - С. 3.213.0хитович Л. В стороне от жизни // Советское искусство. — 1946. — №37/1021/.-С. 3.

189. Панкратова А. Историко-патриотическая пьеса // Театр. Сб. ст. М.: Всероссийское театральное общество, 1944. - С. 7 — 17.

190. Панкратова Е.А. Русская живопись и театр. Очерки. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГТУ, 1997. - 323 с.

191. Панфилов А. Свердловский драматический театр,- Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1957. 228 с.

192. Парнис А.Е. Татлин художник театра и кино (заметки о киевском периоде: 1925 - 1927 годы) // Театр и русская культура на рубеже XIX -XX вв. Сб. научных трудов. - М.: Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина, 1998. - С. 78 - 93.

193. Патин Б.Л. Памятники русского театра // День. 1915.-5 декабря.

194. Первая премьера // Известия. 1935. - № 226/5779/. - С. 4.

195. Перц В.Г. Опережая свое время. К творческому портрету В.Е. Татлина // Ленинградская панорама. 1985. - № 9. - С. 27 - 29.

196. Перцов В. О Велимире Хлебникове // Поэты и прозаики великих лет. -М.: Худ. лит-ра, 1969. С. 210 - 248.

197. Петрова М.В. Театральный художник Александр Веснин. Из собрания ГНИМА имени A.B. Щусева. В кн.: Музей 7. Художественные собрания СССР. - М.: Изд-во «Советский художник», 1987. - С. 101-111.

198. Пожарская М. Обогащение и развитие традиций. О новых работах художников театра // Искусство. 1958. - № 2. - С. 29 - 38.

199. Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца

200. XIX начала XX века. - М.: Изд-во «Иск-во», 1970. - 412 е., ил.

201. Пожарская М. Театральная декорация. Этапы большого пути // Творчество. 1967. - № 6. - С. 1 - 4.

202. Полевой М.В. Малая история искусств. Искусство XX века. 1901 1945. -М.: Иск-во, 1991.

203. Полякова Е. Глубокая разведка. // Спектакли и годы. Сб. ст. М.: Искусство, 1969. - С. 276 - 284.

204. Полякова Е. Жизнь спектакля // Театр. 1952. - № 12. - С. 94 - 99.

205. Попов А.Д. Творческое наследие, работа над спектаклем. Избранные письма. — М.: Всероссийское театральное общество, 1986.

206. Портреты режиссеров. Выпуск I. М.: Иск-во, 1972. - С. 29 - 30, 101 — 102.

207. Поспелов Г.Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М.: Сов. художник, 1990. - 270 е.,v ил.

208. Поспелов Г.Г. Примитивы и примитивисты в русском искусстве начала

209. XX века // Вопросы искусствознания. Журнал по истории и теории искусств. 1-2/95. М: «Вопросы искусствознания», 1995. С. 448 - 456.

210. Прокофьев В. За высокое качество репертуара драматических театров // Культура и жизнь. 1948 - № 7/62/. - С. 4.

211. Против формализма и натурализма в искусстве. Сб. ст. М.: ОГИЗ -ИЗОГИЗ, 1937. - 78 с.

212. Пульхритудова Е. Пушкин герой драмы // Театр. - 1974. - № 6. - С. 65 -74.

213. Пунин Н. Государственная выставка. О «левых» // Жизнь искусства. — 1923. -№21. -С. 14.

214. Пунин Н. Импрессионистический период в творчестве М.Ф.Ларионова.- Л.: изд. ГРМ, оттиск из: Материалы по русскому искусству, т.1, 1928. -С. 289-291.

215. Пунин Н. Квартира № 5. Главы из воспоминаний // Панорама искусств. -1989.-№ 12.-С. 173- 198.

216. Пунин Н. Мир светел любовью: Дневники. Письма: Сост., предисл. и коммент. Л.А. Зыкова. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000. - 396 с.

217. Пунин Н. О памятниках // Искусство коммуны. 1919. - № 4. - С. 2 — 3.

218. Пунин Н. О Татлине. Архив русского авангарда. М.: Литературно-художественное агентство «ИА», 1994.

219. Пунин Н. Памятник III Интернационалу. Проект худ. В.Е. Татлина. -Пб.: Изд. Отдела ИЗО Наркомпроса, 1921.

220. Пунин Н. Татлин (Против кубизма). Пб.: изд. отдела ИЗО Наркомпроса, 1921.

221. Пути развития русского искусства конца XIX начала XX вв. - М.: Искусство, 1972.-271 с.

222. Путинцев Н. Лауреаты сталинских премий. Три спектакля // Вечерняя Москва. 1946. - № 25/6696/. - С. 3.

223. Путинцев Н. «Наташа Москвина». Спектакль оперно-драматической студии им. К.С. Станиславского // Вечерняя Москва. 1944. — № 93/6150/. -С. 3.

224. Пьеса о Пушкине // Уральский рабочий. 1937. - № 112/6549/. - С. 4.

225. Пьесы советских драматургов в театрах столицы // Советское искусство.- 1946.-№ 16/1000/.-С. 1.

226. Радлов Н.Э. О футуризме. Пб.: изд. Аквилон, 1923. - С. 42 - 43, 48.

227. Ракитина Е. Слово театральным художникам // Театр. - 1973. — С. 61 — 68.251 .Раппапорт А. К эстетике тоталитарных сред // Декоративное искусство СССР. 1989. - № 11/384/. - С. 12 - 13.

228. Рахилло И. «Комик XVII столетия» // Красная звезда. 1935. -№235/3180/.-С. 4.

229. Рахилло И. О чудаках и татлинской бандуре // Литературная Россия. -1977.-№ 12/740/.-С. 11.

230. Рахтанов И. Летатлин воздушный велосипед. // Пионер. - 1932. — № 9, с. 12.

231. Рахтанов И.А. Спираль художника. В кн.: Рахтанов. На широтах времени. - М., 1973. - С. 336 - 344.

232. Ревалд Д. Постимпрессионизм. Л.,М.: изд. Искусство, 1962. - С. 435.

233. Ремизов К. Выдающиеся спектакли // Советское искусство. 1946. — № 5/989/.-С. 3.

234. Репертуар советского театра // Правда. 1937. - № 37/7003/. - с. 3.

235. Ретроспектива работ Владимира Татлина // Санкт-Петербургские ведомости. 1994. - № 132/809/. - С. 2.

236. Решетников Ф.П. Сатира и дружеские шаржи. Л.: Художник РСФСР, 1982.- 135 е., ил.

237. Рисунок и акварель в России. XX век / Альманах. Вып. 209. — СПб.: Palace Editions Graficart, 2008. - 207 е., ил.

238. Родченко A.M. Статьи, воспоминания, автобиографические записки, письма. М.: Советский художник, 1982.

239. Розанова О.В. Основы нового творчества и причины его непонимания. -В сб.: «Союз молодежи». Петербург, 1913. - № 3. - С. 14-22.

240. Ростоцкий Б.И. «Глубокая разведка» на сцене МХАТ. — В кн. Ежегодник Московского художественного театра. М.: изд-е Московского художественного академического театра СССР им. М. Горького, 1945. -С. 709-724.

241. Рудницкий К. О подвигах, о доблести, о славе. Пьеса Б. Лавренева «За тех, кто в море!» в московских театрах // Литературная газета. 1947. -№ 6/2321/.-С. 3.

242. Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. М.: Наука, 1990.

243. Рудницкий К. Счастливые перспективы Никона Камня. Спектакль «Обида» в театре им. Моссовета // Московский большевик. — 1948. — № 307/8753/. С. 4.

244. Рудницкий К. Художники театра Таирова (к 100-летию со дня рождения) // Декоративное искусство СССР. 1985. - № 10. - С. 30 - 35.

245. Русский авангард. Проблемы репрезентации и интерпретации. Альманах. Вып.5.- СПб.: Государственный Русский музей, 2001. — 272 с.

246. Русский и советский натюрморт. Каталог выставки. Л.: Иск-во, 1969.

247. Русский театр 1824 1941. Иллюстрированная хроника российской театральной жизни. - М.: Интеррос, 2006. — 471 с.

248. Рыбаков Ю. Г.А. Товстоногов. Проблемы режиссуры. Л.: Изд-во «Искусство», 1977. - С. 25-27.

249. Рылов А. Воспоминания. М.: Гос. Изд-во «Искусство», 1954.

250. Рындин В. Художник и театр. М.: Всероссийское театральное общество, 1966. -256 с.

251. Соломарский А.И. 60 лет в театре. Воспоминания режиссера. — Киев: Изд-во «Мистецтво», 1981. С.40,41.

252. Ростиславов А. Театральная выставка // Речь. 1915 — 8 декабря.

253. Савушкина Н.И. Русская народная драма. М.: Изд-во MTX, 1988.

254. Самойлов Д. «За тех, кто в море!» // Огонек. 1947 - № 9. - С. 24.

255. Сарабьянов Д. Живопись Владимира Татлина. Вслед юбилею // Искусство. 1987. - № 8. - С. 30 - 36.

256. Сарабьянов Д.В. Любовь Попова: Живопись. Альбом. М.: Галарт, 1994. - 79 с.281 .Сарабьянов Д. Обретая гармонию. К 100-летию со дня рождения Л.С.Поповой // Искусство. 1989. - № 5. - С. 16 - 23.

257. Сарабьянов Д. Русская живопись конца 1900-х начала 1910-х годов. -М.: Иск-во, 1971.

258. Семенов С. Существует ли выставочный комитет? // Правда. 1937. -№ 39/7005/. - С. 6.

259. Светляков К.А. Проблема живописной реализации Поля Сезанна и традиция русского сезаннизма первой половины XX века. Автореферат диссертации. М.: 2002. С. 16.

260. Сидоркин М. Пути и перепутья. — М.: Всероссийское театральное общество, 1982.

261. Симонов К. Какая интересная личность! // Комсомольская правда. — 1977.-№ 37/1584/.-С. 3.

262. Соболев Ю. Островский в МХТ II // Советское искусство. — 1935. — № 45/271/.-С.4.

263. Соколова Н. Опыт оформления спектакля // Советское искусство. 1947. -№ 11/1047/.-С. 3.

264. Солодарь Ц. Живые голоса. М., Сов. писатель, 1987. - С. 48 - 52.

265. Сорокин Б. Правда жизни в искусстве // Труд. 1955. - № 163/10502/. -С. 3.

266. Старкина С. Велимир Хлебников. Король Времени. Биография. — JL, Вита Нова, 2005. 478 с.

267. Степанова О. Герои нашей стройки // Советское искусство. — 1949. — №35/1175/.-С. 3.

268. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-х 1910-х годов. -М.: Иск-во, 1988.

269. Стойков А. Критика абстрактного искусства и его теорий. — М., Искусство, 1964. С. 248.

270. Стригалев A.A. «Бионические основы» творческой концепции В.Е. Татлина // Проблемы формообразования а архитектуре. — 1978 — № 4. -С. 29-32.

271. Стригалев A.A. В.Е. Татлин. В кн.: Год архитектуры. - М., 1987. -С. 465-469.

272. Стригалев A.A. Владимир Татлин. К столетию со дня рождения // Архитектура СССР. 1985. - № 6. - С.86 - 93.

273. Стригалев A.A. Во-первых — Хармс, во-вторых Татлин // Театр. — 1991. -№ 11. - С.68 - 75.

274. Стригалев A.A. Из отряда солнцеловов // Творчество. 1985. - № 12. — С.25 - 27.

275. Стригалев A.A. Искусство конструктивистов: от выставки к выставке (1914- 1932)//Советское искусствознание. Вып. 27.-М., 1991.-С.121 -155.

276. Стригалев A.A. Картины, «стихокартины» и «железобетонные поэмы» Василия Каменского // Вопросы искусствознания. Журнал по истории и теории искусств. 1-2/95. М: «Вопросы искусствознания», 1995. С. 505 -539.

277. Стригалев . А. Кому пролеториат ставит памятники // Декоративное искусство СССР. 1969. - № 1 - 2. - С. 27, 52.

278. Стригалев A.A. О выставочной деятельности петербургского общества художников «Союз молодежи». В кн.: Волдемар Матвей и «Союз молодежи». Москва: Наука, 2005. - С. 275 - 442.

279. Стригалев A.A. О некоторых новых терминах в русском искусстве XX века // Проблемы истории советской архитектуры. — 1976 — № 2. — С.66 — 71.

280. Стригалев A.A. О поездке Татлина в Берлин и Париж // Искусство. -1989. № 2. - с. 39 - 43; № 3. - С. 26 - 31.

281. Стригалев A.A. О проекте «Памятника III Интернационала» // Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. М.: Советский художник, 1973. - С. 408 - 452.

282. Стригалев A.A. Об одной концепции дизайна в архитектуре // Проблемы истории советской архитектуры. 1978. — №4. — С.28-31.

283. Стригалев А. А. «Университеты» художника Татлина // Вопросы искусствознания. 1996. - IX (2/96). - С. 405 - 438.

284. Стригалев А. А. Участие В.Е. Татлина в организации и проведении монументальной пропаганды. В кн.: Проблемы истории советской архитектуры. - М., 1975. - С. 51 - 67.

285. ЗЮ.Струтинская Е.И. Искания художников театра. Петербург Петроград — Ленинград. 1910-е- 1920-е. -М.: Гос. институт искусствоведения, 1998.

286. ЗП.Сыркина Ф.Я., Костина Е.М. Русское театрально-декоративное искусство. М.: Иск-во, 1978.

287. Таиров А. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. — М.: Всероссийское театральное общество, 1970. — 602 с.

288. З.Тарасов П. Театр и тема современности. Пьесы «В одном городе», «Московский характер», «Обида» и «Закон чести» на сцене театра им. Моссовета // Культура и жизнь. 1949. - № 7/99/. - С. 4.

289. ЗИ.Тасалов В. Прометей или Орфей. Искусство «технического века». — М.: Иск-во, 1967. С. 238-240, 255.

290. Татлин В.Е. Издание нового журнала для всех. Пб., .1915.

291. Татлин В.Е. Материалы конференции. Составители А. Стригалев и Ю. Хартен. Сб. ст.- Кельн: Дюмон. 1993.

292. Татлин В.Е. О «Зангези» // Жизнь искусства. 1923. - № 18. - С. 15.

293. Татлин В.Е. Отвечаю на «Письмо к футуристам» // Анархия. 1918. -№ 30. - С. 4.

294. Татлин В.Е. Письмо в редакцию // Студия. — 1911. № 7. — С. 20.

295. Татлин В.Е. Художник организатор быта // Рабис. - 1923 - № 48. -С. 4.

296. Татлин в театре. Беседа с художником // Литературная газета. — 1935 -№ 53/544/. С. 5.

297. Театральная хроника // Красная газета. Веч. Выпуск. 1925. — № 5/693/. - С. 4; № 8/695/. - С. 4.

298. Театральный дневник. Комик 17 столетия в МХТ 2 // Экономическая жизнь. 1935. -№ 148/5029/.

299. Товстоногов Г. Беседы с коллегами. М.: СТД РСФСР, 1988. - С. 32-33.

300. Топорков В. Геолог Морис // Театр. 1954. - № 11. - С. 181.

301. Тугендхольд Я. В железном тупике (по поводу одной московской выставки) // Северные записки. — 1915. июль — август. — С. 102 — 111.

302. Тугендхольд Я. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. Избранные статьи и очерки. М., Советский художник, 1987. -С. 320.

303. Фальк P.P. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. -М.: Советский художник, 1981.

304. Февральский А. Первая постановка «Мистерии-Буфф». Памяти В.В.Маяковского // Советское искусство. 1932. - № 18/156/ - С.2.

305. Федоров-Давыдов А.А. Русское искусство промышленного капитализма. М.: Гос. Академия художественных наук. (История и теория искусств. Вып. 11). 1929.-247 с.

306. Федосова Г. Театрально-декорационное искусство Москвы и Ленинграда 1920- 1930-х годов // Искусство. 1987. - № 5. - С. 34 - 41.

307. Филиппов П. Против засорения репертуара драматических театров // Советское искусство. 1946. - № 34/1018/. - С. 3.

308. Хан-Магомедов С.О. А. Веснин художник театра // Декоративное искусство СССР. - 1983. - № 6. - С. 37 - 40.

309. Хан-Магомедов С.О. ИНХУК и ранний конструктивизм. — М.: ARCHITECTURE 1994. 246 с.

310. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995. -424 с.

311. Харджиев Н. Первый иллюстратор Маяковского. К 90-летию со дня рождения В.Е.Татлина // Московский художник. 1975. -№51.

312. Харджиев Н.И. Статьи об авангарде. В 2-х томах. M.: RA, 1997, т. 1 -391 е., т. 2 319 с.

313. Хидекель Р. О трех художниках Камерного театра // Искусство. 1971. — №5.-С. 37-43.

314. Ходасевич В.М. Было. // Декоративное искусство. 1980. - № 3. - С. 42.

315. Ходасевич В.М. Портреты словами. М.: Советский писатель, 1987. -320 с.

316. Холодов Еф. Такая пьеса будет // Советское искусство. — 1947. -№ 51/1087/.-С. 2.

317. Художник или конструктор. Татлин оформляет Островского // Советское искусство. 1934. - № 43/209/. - С. 7.

318. Художник, сцена. Сб. ст. М.: Советский художник, 1978. - 214 с.

319. Художники РСФСР за XV лет. Каталог юбилейной выставки живописи, графики и скульптуры. Л., 1932. — 155 с.

320. Художники театра. 50 лет советского искусства. Каталог выставки. М.: Сов. худ., 1969.

321. Художники театра о своем творчестве. — М.: Советский художник, 1973. 423 с.

322. Чап Ю. Театральный Свердловск // Театр. 1937. - № 7. - С. 145 - 146.

323. Чарный М. Спектакль о чести и славе. Пьеса Б. Лавренева «За тех, кто в море!» в московских театрах // Известия. 1947. - № 27/9249/. - С. 3.

324. Шапиро Т.М. Манифест революционной романтики (О возможности воссоздания модели башни В.Е. Татлина) // Строительство и архитектура Ленинграда. 1976 - № 11. - С. 43 - 45.

325. Шварц. В кн.: Очерки истории русской, советской драматургии. — Л.: Изд-во «Искусство», 1968. - С. 135 - 161.

326. Шварц Д.М. Разрозненные заметки // Петербургский театральный журнал. 1998.-№ 15.-С. 139- 145.

327. Шелюбский М. Театр для детей // Киевский пролетарий. 1926. -№48/210/.-С. 6.

328. Шифрин Н.А. Моя работа в театре. М.: Советский художник, 1966. -284 е., ил.

329. Юдина Е. Михаил Васильевич JIe-Дантю // Искусство. 1993. - № 1. -С. 62-68.

330. Art and Power. Europe under the dictators 1930-45. The XXIII Council of Europe exhibition. Art Council of England.

331. Владич Леонид. BiH був закоханий в Украшу. Кшв, 1991. - № 5. — С. 157-161.

332. Врона I. Moi спогади про Володимира Евргафовича Татлина. // Вггчизна.- 1986.-№ 10.-С. 201 -202.

333. Григорш К. Держтеатр для дггей. «Бум и Юла» // Пролетарська правда. -1926. -№ 80/1390/.-С.4.

334. Григорш К. Держтеатр для дггей. «По 3opi» // Пролетарська правда. -1926.-№ 50/1360/.-С.6.

335. Горбачев Д. Татлин у Киев1 // Вггчизна. 1986. - № 10, с. 200.

336. Golomshtok I., Glezer A. Unofisial art from the Soviet Union. London: Seeker & Warburg, 1977. - P. 172.

337. Gray Camilla.The Great Experiment: Russian art. 1863 1922. - London: Thames and Hudson, 1962.

338. Luigi Paolo Finizio. L'Astrattismo construttivo. Suprematismo e Construttivismo. Editori Laterza, 1990.

339. Milner John. Vladimir Tatlin and the Russian Avant-Garde. New Haven and London, Yale University Press, 1983.

340. Nakov A.Tatlin's Dream: Russian Suprematist and Constructivist art. -London: Cat. Fisher Fine Art Ltd., 1973.

341. Russian art of the Avant-Garde. Theory and criticism. Revised and enlarged edition. Edited by John E.Bowlt.Thames aand Hudson, 1988. - 371 p.

342. Tatlin. Museo Picasso, Ajuntament de Barcelona, de l'edicio.

343. Vladimir Tatlin. Leben, Werk, Wirkund. Ein internationales Symposium. Herausgegeben von Jurgen Harten. Koln, DuMont, 1993. 527 S.

344. Vladimir Yevgrafovies Tatlin. Budapest: Corvina, 1988.

345. Власов В.А. Автобиографические записи. ОР ГРМ. Ф.209. Д. 15.

346. Власов В.А. Письмо Шуппе Г.Н. ОР ГРМ. Ф.209. Д. 103.

347. Дымшиц-Толстая С.И. Рукопись воспоминание. ОР ГРМ. Ф.100. Д. 249.

348. Исторический очерк о возникновении и деятельности Декоративного института и положения об институте с приложениями. ЦГАЛИ СПб. Ф. 62. Д 60.

349. Климов Г.Е. Письма Корнилову П.Е. ОР ГРМ. Ф.145. Оп. 2. Д. 536.

350. Костин В.И. Письма. ОР ГРМ. Ф.195. Д. 108, 109.

351. Лапшин Н.Ф. Автобиографические записки. ОР ГРМ. Ф.144. Д. 452.

352. Мансуров П.А. Письма Мжедловой Е.А. ОР ГРМ. Ф.210. Д. 12.

353. Милашевский В.А. Об искусстве и о собственном творчестве. Составитель Б.Д.Сурис. ОР ГРМ. Ф.195. Д. 1.

354. Милашевский В.А. Письмо Корнилову П.Е. ОР ГРМ. Ф.145. Оп. 2. Д.796. 11.Отчет о деятельности Декоративного института за 1921 год. ЦГАЛИ СПб.1. Ф.62. Д. 29.

355. Татлин В.Е. Письмо /Спандикову/ Эдуарду Карловичу. ОР ГРМ. Ф. 134. д. 72.

356. Фаббри М. Письмо Ле-Дантю Михаилу Васильевичу. ОР ГРМ. Ф. 135. Д. 12.

357. Ходасевич M.B. Документы творческой деятельности. Рукопись книги воспоминаний «Было». ЦГАЛИ СПб. Ф.443. Оп. I. Д. 19, 20.

358. Щекин-Кротова A.B. Сведения о рисунках и акварелях Р.Р. Фалька. ОРГРМ. Ф.155. Д. 23.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.