Представления римско-католической церкви о государстве и праве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Жилинская, Валерия Сергеевна

  • Жилинская, Валерия Сергеевна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 233
Жилинская, Валерия Сергеевна. Представления римско-католической церкви о государстве и праве: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Москва. 2008. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Жилинская, Валерия Сергеевна

Введение.

Глава I. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАТОЛИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ.

§ 1. Понятие социальной доктрины католической церкви и место в ней вопросов государства и права.

§ 2. Эволюция социальной доктрины католицизма.

§ 3. Процесс модернизации католической церкви.

§ 4. Источники, закрепляющие позицию католической церкви по вопросам государства и права.

Глава II. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В КАТОЛИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЕ ДО КОНЦА XIX ВЕКА.

§ 1. Происхождение и сущность государства.

§ 2. Власть в государстве и проблема неповиновения.

§ 3. Взаимоотношения государства и церкви.

§4. Законы.

Глава III. АНАЛИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРОБЛЕМ ГОСУДАСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЫ КАТОЛИЦИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

§ 1. Государство и его формы в папских посланиях.

§ 2. Проблемы классовой борьбы, социализма и революции в папских энцикликах.

§ 3. Вопрос взаимоотношений церкви и государства в документах римских

§ 4. Светская католическая литература о проблемах политического общества и государства.

§ 5.Социализм, капитализм и революция в трудах католических идеологов

XX века.

§ 6. Суверенитет.

§ 7. Представления католических идеологов о взаимных отношениях церкви и современного государства.

§ 8. Идеал государственного устройства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Представления римско-католической церкви о государстве и праве»

Актуальность темы диссертации обусловливается несколькими взаимосвязанными факторами.

За последние десятилетия в связи со сменой государственной идеологии в нашей стране резко возрос интерес общественности к религии. Многие жители России, ранее бывшие воинствующими атеистами или занимавшие равнодушную позицию в отношении веры, стали отождествлять себя с той или иной религиозной конфессией.

Религия играла и играет важную роль в жизни общества. За последние годы в некоторых странах бывшего СССР, Восточной и Центральной Европы ее значение явно возросло по сравнению с предшествующим периодом. Безусловно, на данном историческом этапе, религия, в развитых демократических странах, не является, столь мощным регулятором общественной жизни, как в Средневековой Европе или даже в конце позапрошлого века в России. Однако и по сей день религиозное сознание играет определенную роль при выборе вариантов общественно значимого поведения, как отдельными лицами, так и различными группами людей.

Внимание населения и властей к религии, в том числе и к ее социальному учению, служит веским доводом для исследования учения церкви о государстве и праве. В этом плане представляют особый интерес взгляды официальных и неофициальных представителей той или иной религии на природу власти и права, на взаимоотношения церкви с государством, на роль, которую церковь должна играть в жизни общества.

Представления о государстве и праве именно римско-католической церкви были выбраны объектом диссертационного исследования по причине того, что они представляют собой наиболее детально проработанное социальное учение. Католическая религия на протяжении очень долгого исторического периода была представлена на территории России. Также важно то, что, несмотря на многие догматические и идеологические расхождения католицизм, в том числе его социальная доктрина, наиболее близок православию, что дает возможность проводить сравнительный анализ, выявляющий не только различие, но и сходство.

Имеет значение тот факт, что римско-католическая церковь играет достаточно важную роль в жизни некоторых европейских и большинства южноамериканских государств, и представлена в той или иной-мере во многих странах мира.

Католицизм имеет длительную историю, поэтому представляет интерес исследование исторического развития и изменений в представлениях римско-католической церкви о государстве и праве.

Помимо самостоятельной ценности государственно-правовых взглядов католических мыслителей, важно отметить, что они оказывали определенное влияние на политико-правовую мысль в целом. Католические' мыслители внесли существенный вклад в разработку отдельных теорий происхождения государства, категории естественного закона, а также некоторых других концепций.

В современной теории государства и права, а также в истории политических и правовых учений существует достаточно- серьезный пробел в изучении католической государственно-правовой мысли. Внимание уделяется лишь двум мыслителям - Блаженному Августину и Фоме Аквинскому. Вклад же многих других католических авторов недооценивается или вовсе игнорируется. Так, в литературе, посвященной договорной теории происхождения государства не упоминаются имена иезуитов Беллармина и Суареса, которые разрабатывали эту теорию уже в конце XVI века, то есть до основных представителей этого направления - Рроция, Спинозы, Гоббса, Локка, Руссо и др.

Помимо пробела в изучении, имеет зачастую место также определенное искажение понимания религиозных взглядов на государство и право. В частности, интерпретация религиозного принципа «вся власть от Бога» далека от его исконного понимания в католической доктрине. Также небезупречной является трактовка теологической теории происхождения государства, поскольку она не отражает в полной мере всего многообразия и специфики мнений по этому вопросу, выражаемых католическими авторами.

Указанные факторы обусловливают необходимость детального и объективного исследования представлений католической церкви о государстве и праве. '

Предмет диссертационного исследования - наиболее существенные аспекты учения римско-католической церкви о государстве и праве: происхождение и сущность государства, категория закона и его виды, взаимоотношения римско-католической церкви и государства, проблемы власти и неповиновения, социально-экономические проблемы современного общества, в частности, отношение к социалистической идеологии и революции, модель идеального государственного устройства.

Объектом исследования служит динамика взглядов католической церкви на государство и право, взаимосвязь их с исторической и политической обстановкой в мире, обусловленность этих взглядов взаимоотношениями церкви и государства.

Целью исследования является анализ, освещение и оценка учения римско-католической церкви о государстве и праве, его развитие и изменение на протяжении всей истории христианства (с первых веков нашей эры по сей день).

Состояние научной разработанности темы. Представления римско-католической Церкви о государстве и праве являются частью ее социальной доктрины. Исследованию социальной доктрины католицизма было посвящено, особенно в прошлом веке, немало работ. Но подавляющее большинство из них написаны в странах Европы. Социальная проблематика встречалась в трудах католических богословов уже с начала нашей эры. Апогей влияния католицизма пришелся на Средневековье, когда церковь наиболее активно вмешивалась во все сферы общественной жизни, что не могло не найти отражение в трудах католических теологов. Именно в этот период Фомой

Аквинским была разработана теологически-философская система, которая и поныне считается официальной идеологией католицизма. На протяжении последующих столетий государственно-правовые идеи в лоне католической церкви продолжали развиваться. В конце XIX появляются специальные папские документы, первоначально посвященные вопросам труда и собственности, а затем более широкому спектру общественных проблем. Кроме того, государственно-правовыми вопросами активно занимались также так называемые «светские писатели». Это авторы - католики, которые независимо от того принадлежат или они к клиру или являются мирянами, высказывают в своих произведениях позиции по тем или иным социальным вопросам в тесной связи с религиозным мировоззрением. Высказывания светских писателей не имеют официальной силы. В" XX столетии социальные темы с позиций католицизма разрабатывали во Франции: Армель Л., Бюро 1Ъ, Демолен Э., Д'Эстен Ж., Жильсон Э., Журне Ш., де Лобье П., Любак А., Маритен Ж., Мунье Э., де ТурвильШ., Пеги Ш., Шеню Ж. и др.; в Германии: Бусс Ф:Й., фон Кеттелер В., Муфанг Ф.К., Пеш Г., Хеффнер Й., Хитце Ф. и др.; в Австрии: фон Блюме Г., фон Левенштейн К., Люгер К., фон Фогельзанг К., Ф. Шиндлер и др.; в Италии: д'Ацельо Л., Либераторе М., Тониоло Д. и др.; в Польше: Гергей Е., Майка Ю., Стояловский С., Ягодзиньски Я. и др.

В России до революции вопросами католицизма и, в частности, его государственной и правой проблематикой занимались Булгаков С. Н., Герье Н., Котляревский М. С., Родников Н., Трубецкой Е. Н., Чичерин Б. Н. и другие.

В советский период исследования католической религии вводились в рамки атеистической классовой идеологии и рассматривались, в первую очередь, в контексте непримиримой идеологической борьбы с мировым империализмом и другими врагами марксизма-ленинизма. Однако тенденциозный подход не лишает труды советских ученых научной ценности, поскольку социальная доктрина католицизма, как феномен (пусть негативный) исследовалась ими довольно подробно. Католической социальной проблематике посвящали свои труды такие авторы как Гараджа В. И., Крывелев

И.А., Ковальский Н.А., Коровин Е. А., Овсиенко Ф.Г., Фомиченко В.В., Ястребов И.Б и ряд других. Общую критическую направленность такого рода сочинений можно проиллюстрировать цитатой из монографии Коровина Е. А.: «Можно сказать почти априорно, что выполняемый церковью империалистический «заказ» должен в первую очередь коснуться именно тех вопросов и проблем, которые для монополистического капитала на данной стадии его развития являются наиболее актуальными».1

Резкий сдвиг в общественном сознании в постсоветский период, как уже указывалось выше, вызвал повышение интереса к религии. Интерес этот подогревался уже исключительно стремлением исследовать религию как явление, исторически присущее любому обществу, а также церковь, как общественный институт, без идеологической подоплеки. Изменился лишь подход к изучаемым проблемам и оценка учения церкви. Это вызвано большей терпимостью во-первых к западным странам в целом, во-вторых к идеологическим учениям, прежде огульно объявлявшимся «буржуазными», в-третьих к самой религии и церкви. При снятии требований обязательной идеологической критики, гораздо выше стала степень объективности научных работ, посвященных католицизму.

Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют, как общенаучные, так и иные методы познания, в том числе, социологический, логико-юридический, структурно-системный, сравнительный, исторический и другие.

Научная новизна исследования и положения выносимые на защиту. Научная новизна работы состоит в том, что это первое в российской юридической науке исследование католического социального учения, в части касающейся государства и права на протяжении всей его истории.

Работа идеологически нейтральна, свободна как от атеистически-социалистических установок советских ученых, так и от религиозной

1 Коровин Е.А. Католицизм как фактор современной мировой политики, Москва-Ленинград, 1931, С. 7 апологетики католических исследователей. Тема исследуется исключительно с научных позиций.

Новизна исследования заключается и в том, что в ней пересмотрен и дополнен общепринятый подход к теологической теории происхождения государства, а также автором разработана собственная периодизация этапов католического социального учения.

По итогам проведенного научного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. В работе предлагается- новая периодизация этапов католического учения о государстве и праве, критерием которой выбраны отношения церкви и государства, характерные для конкретных исторических периодов, служившие, в свою очередь, катализатором изменения представлений церкви о государстве и праве.

2. В диссертации уточняется и конкретизируется, теологическая теория-происхождения государства, господствующая- в отечественной науке теории государства и права. Современный подход к теологической« теории представляется слишком общим и не учитывающим специфику теорий, выдвигаемых различными религиозными мыслителями. Кроме того, само противопоставление теологической теории происхождения государства иным теориям представляется необоснованным, так как теологическая теория не исключает некоторых прочих, таких как патриархальная теория, теория насилия, теория общественного договора, а напротив содержит их элементы.

3. Взгляды католической церкви на сущность государства подвергались определенной динамике вследствие постепенного усиления позиций государства в Западной Европе. Первоначально государство объявлялось учреждением, необходимым лишь вследствие человеческой греховности, а ценности, им обеспечиваемые и охраняемые, считались условными. Со временем государство стало признаваться самостоятельным институтом, обладающим высокой значимостью, имеющим собственное, не связанное напрямую со спасением душ, предназначение.

4. В католической доктрине разграничивается сам принцип власти, являющийся божественным установлением и конкретные способы ее осуществления, зависящие от людского произвола. Именно в этом ключе следует трактовать знаменитую формулу: «Всякая власть от Бога». Таким образом, сам институт власти должен неукоснительно почитаться, но это не означает божественности каждого отдельного владыки. Это же разделение принципа власти и способов ее проявления лежит в основе католических теорий права на сопротивление тирании. Независимо от различий взглядов на пределы подчинения подданных властям, католические мыслители единогласно сходятся в том, что противоречие властных распоряжений Божьим заповедям является абсолютным основанием для неподчинения.

5. На протяжении истории католицизма менялись взгляды на взаимные отношения церкви и государства. Первоначально оба эти - института признавались относительно независимыми в своих сферах. В Средние века провозглашалось подчиненное положение государства по отношению к церкви. Однако, в конце концов, католицизм снова вернулся к идее автономии светской и церковной властей.

6. Католическая социальная доктрина, несмотря на явные монархические симпатии, особенно сильные до середины XIX столетия, не объявляет какую-либо из форм правления единственно приемлемой для христианского государства. Основным критерием «правильного» осуществления власти служит стремление правителей к общему благу.

7. Официальная социальная доктрина католицизма отвергает идеи социализма и революционной борьбы. Иерархическое строение общества, социальное разделение и общественное неравенство признаются установленными Богом. Против революции выдвигается аргумент эволюционного развития, резко критикуются насильственные методы осуществления революций, несовместимые с христианской идеологией. Однако, несмотря на принципиальное отрицание социалистических идей, на протяжении двадцатого века были выработаны пути относительно мирного сосуществования с социализмом.

8. II Ватиканский собор стал важнейшей вехой в переосмыслении католической церковью политической и социальной действительности, явился открыл путь к кардинальной переоценке отдельных установок, до того характеризовавших католицизм как достаточно консервативное учение. Резко негативное отношение к идеологическим противникам (атеистам, иноверцам, социалистам) сменилось лояльностью и даже призывами к сотрудничеству. Католическое социальное учение со времени II Ватиканского собора не вступает в противоречие с демократическими ценностями и идеалами современного общества, а напротив разделяет их и пропагандирует в среде верующих. Однако в последнее время, в связи со сменой понтифика, наметилась тенденция контрреформ. Новый папа Бенедикт XVI проводит консервативную линию, отвергая отдельные прогрессивные достижения II Ватиканского собора. у

9. На современном этапе, когда церковь официально отделена от большинства государств, она в своем социальном учении не действует ни против государства, ни исключительно в его интересах. Она не ставит своей непосредственной целью политическое или экономическое влияние в обществе, не посягает на исключительные сферы ведения государственной власти. Ошибочно было бы также утверждать, что основной целью церкви является воспитание в верующих лояльности к государству. Католическая церковь, прежде всего, борется за нравственный образ жизни верующих, соответствующий требованиям религии. Одним из наиболее значимых принципов, на которых базируется современная социальная доктрина католицизма, является признание взаимной автономии церкви и государства, что отнюдь не исключает их плодотворного сотрудничества.

10. Социальная доктрина католицизма одновременно базируется на принципах преемственности и обновления. Отмена, полная или частичная, учения высказанного в пастырских посланиях для католической церкви совершенно невозможна, учитывая ту глубочайшую степень уважения, которая подобает высокому сану Папы римского. Однако, в силу изменения исторической и политической обстановки в мире, зачастую у католической церкви возникает необходимость высказывания принципиально новой позиции по определенным вопросам. Такая возможность возникает благодаря поощрению римским престолом постоянного обновления* социального учения католицизма. Католическая церковь специально не акцентирует внимание на противоречиях между позициями пап, а предоставляет каждому из них возможность высказывать взгляды наиболее соответствующие духу времени без опасности, что после они будут объявлены ошибочными.

11. В настоящее время позиция католической церкви по социальным проблемам - одна из наиболее прогрессивных среди других религиозных учений. Современная социальная доктрина католицизма не вступает в противоречие с демократическими политическими ценностями, провозглашает основной ценностью высокое достоинство личности, предполагает активное сотрудничество с государством, при соблюдении принципов взаимной автономии. Католическая церковь разработала эффективные способы донесения постулатов своего социального учения до каждого верующего. Важнейшую роль в этом играют папские энциклики (окружные послания) по социальным вопросам, наиболее значимые положения которых в обязательном порядке оглашаются на мессах (литургических службах) в конкретных приходах.

Научно-практическое значение диссертации состоит в углублении и расширении знаний о взглядах римско-католической церкви.на государственно-правовые явления и проблемы. Положения и выводы диссертационного исследования призваны восполнить пробелы в исследовании католической доктрины. Также целью работы является преодоление идеологических искажений в освещении данных проблем в отечественной литературе. Теоретические результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях, проводимых в рамках науки истории политических и правовых учений, а также теории государства и права. Кроме того, диссертация может представлять интерес в плане сравнительного анализа православной и католической церкви.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена кафедрой теории государства и права Московской государственной юридической академии. Основные теоретические выводы диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора, использованы в выступлениях на конференциях. Материалы диссертации используются в процессе преподавания истории политических и правовых учений и теории государства и права.

Структура диссертации. Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой изучения данной проблематики и состоит из введения, трех глав, объединяющих шестнадцать параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Жилинская, Валерия Сергеевна

Заключение. ' /

Подводя итог исследованию, посвященному взглядам римско-католической церкви на государство и право; можно еще раз коснуться наиболее важных обобщений, а также осветить дальнейшие перспективы развития социальной доктрины католицизма.

На протяжении веков католическая социальная мысль развивалась и трансформировалась в соответствии с потребностями времени. Умелое сочетание консерватизма и «приспособляемости» помогло католицизму выжить и сохранить свои позиции. Не последнюю роль в сохранении и укреплении позиций римско-католической церкви всегда играла ее социальная доктрина. Именно в области социальных отношений церковь теснее всего соприкасалась с «бренной» жизнью человека, именно здесь пролегала граница между вечным и преходящим, между «земным» и «небесным». Поэтому социальная доктрина католической церкви - наиболее динамичная часть ее вероучения.

В основании социальной доктрины лежат два: противоположных по сути феномена — вечные, неизменные догматы католицизма и нестабильные, постоянно меняющиеся общественные отношения. Соответственно, для? поддержания жизнеспособности и актуальности своего социального учения, католическая церковь должна действовать одновременно в двух направлениях. С, одной стороны,, ей необходимо постоянно модернизировать свое социальное учение, приводить его в соответствие с потребностями времени и;уровнем развития общественных отношений. О другой стороны, церковь, по сути являющаяся; институтом консервативным, не может и не должна поступаться своими; основными догматами. Католическая церковь успешно сочетает эти тенденции; руководствуясь в разработке своего социального учения принципами преемственности и обновления.

Учитывая подобное положение вещей, совершенно естественно, что католическое учение в государственно-правовой сфере не является чем-то неизменным. Исследуя его, можно обнаружить не только разницу во взглядах различных авторов, на, одно и то же явление,, но и зачастую- откровенные противоречия. Наиболее ярким примером подобных противоречий служит учение о возможности восстания народа против несправедливого правления. При этом особого внимания заслуживает тот факт, что в католическом социальном учении практически никогда не акцентируется внимание на противоречиях между позициями различных авторов. Напротив;,, в произведении любого автора имеют место постоянные ссылки на предшественников; даже: если высказываемые мысли во многом расходятся: - С научной' точки зрения подобный: подход представляется;, по- меньшей мере,, спорным; однако нельзя не отметить его целесообразности в: плане поддержания среди верующих высокого авторитета^ как, социальной: доктрины, так и самой церкви.

Несмотря1 на всю важность; католического учения о государстве и праве, не: следует переоценивать его значимость;«для>самого католицизма.В'структуре католического вероучения оно занимает подчиненное место. Церковь считает государство- хоть и самостоятельным;, но все же преходящим институтом; Соответственно и обязанности верующих по отношению к государству никогда не будут: превалировать, над обязанностями личности* по отношению к Богу. Церковь, сколь бы политически активной она не была, заявляет своей основной; заботой спасение души, и регламентация; общественной- жизни: человека: призвана служить именно этой приоритетной'цели.

Такое положение вещей ничуть не должно препятствовать плодотворному сотрудничеству государства и церкви. Именно адекватная социальная доктрина создает базу для такогоюотрудничества:

В последние: десятилетия? официальная- католическая? церковь, придерживалась прогрессивной линии; шла по пути реформ;, инициированных II- Ватиканским собором. Подобных взглядов придерживался, несмотря на неоправданные обвинения в консерватизме, и предыдущий папа Иоанн-Павел II;. Логично было бы предположить и дальнейшее: обновление социальной доктрины, однако^, сменивший Иоанна-Павла II на римском престоле в 2005 году, новый папа Бенедикт XVI, уже в начале своего понтификата сделал ряд заявлений, которые можно рассматривать как шаг назад по сравнению с достижениями II Ватиканского собора, и даже как начало контрреформ. На данный момент изменения, провозглашенные Бенедиктом XVI, коснулись лишь порядка литургии и не затронули государственно-правовую сферу. Однако нельзя* с уверенностью сказать, что контрреформы не распространятся и- на область отношений человека с государством.

Несмотря на тенденцию усиления в последнее время консервативных веяний в католической церкви, можно предположить определенные направления дальнейшего развития социальной католической мысли. Развитие будет связано с объективными политическими, социальными и духовными' процессами, происходящими в современном мире. В первую очередь, это процессы глобализации, создания межгосударственных союзов и экуменизма.

Католицизм обладает способностью адаптироваться к изменяющимся! социальным условиям, что дает ему определенное преимущество перед более «статичными» религиозными конфессиями. Жизнь в мире становится все более светской и этот процесс, так или иначе, затрагивает даже государства, где исторически сильно влияние той или иной религии (например, Турция; Египет, Израиль и другие). В" этих условиях для любой религии и церкви особенно важно не противопоставлять, себя современному миру, а находится в гармонии с ним настолько, насколько это не противоречит ее основным догматам. Именно с этих позиций динамичность католицизма, в первую очередь в области его социального учения, заслуживает уважения и может служить примером для подражания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Жилинская, Валерия Сергеевна, 2008 год

1. Монографии, учебники, учебные пособия и статьи отечественных ученых.

2. Аржакова Н.С. Основные принципы социальной философии христианской демократии//Материалы первых Сейфуллинских чтений. Целиноград, 1990

3. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Л., 1918

4. Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе социальных идеалов. -М., 1911

5. Великович Л. Н. Движение христиан за социализм и социально-политическая доктрина Ватикана //Вопросы научного атеизма. М., 1976. Вып. 20

6. Великович Л. Н. Религия и политика//Религия и церковь в современную эпоху. М., 1976

7. Великович Л. Н. Черная гвардия Ватикана. М.: Мысль, 1980

8. Гараджа В. И. Неотомизм разум - наука. - М. 1969 *

9. Герье В.И. Блаженный Августин. М: ЭКСМО, 2003

10. Григорий Богослов. Избранные творения. М., 2005

11. Докторов В. Г. Католицизм сегодня: Некоторые вопросы идеологии. — Минск: Беларусь, 1984

12. П.Ефремова Н.В. Политическая философия Уильяма Оккама. М., 198712.3адворный В. Л. История римских пап. М., 1997

13. З.Исаев И.А. Топос и номос: пространства правопорядков. М.: Норма, 2007

14. И.Иоанн Златоуст. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, Т. 1.- СПб., 1889

15. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т. 4, кн. 2.- СПб., 1898

16. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т. 1. -М., 1991

17. Каутский К. Происхождение христианства, М.-Л., 193018 .Ковальский; H.A. Справился ли католицизм с вызовами XX века?. //Новая и новейшая история//М.: «Наука», 1999. №619:Ковальский H.A. Эволюция социальной доктрины церкви: Mi, 1974

18. Ковальский H.A. Проблема. ' сотрудничества коммунистов и христиан//Религия и церковь в современную эпоху. М;, 1976

19. Койта К. Н. Разговор начистоту о католицизме. Минск: Беларусь, 1985

20. Корелин М.С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. -СПб., 190123 .Коровин Е.А. Католицизм как фактор современношмировой политики. М.-Л., 1931

21. Костюк К. Н. Социальное учение католической1 церкви/Социально-политический журнал.- М. 1997. № 5

22. Красовская J1. М. Несостоятельность социально-этических концепций современного католицизма//Вопросы атёизма. Киев. 1982, Вып. 18;

23. Кудряшов В. М. Социально-классовая сущность содержания понятия «демократия» в политической доктрине католицизма: — Тула: Тул. гос. пед: ин-т., 1989 '

24. Курантов А.П. СтяжкинН:И. Уильям Оккам:- М., 1978: . .-Ч

25. Левин Д. И. Суверенитет. М., 1948

26. Лозинский G. Г. История папства: М.: Изд-во политической.литературы, 1976

27. Магнин Е. Политические права и обязанности католиков: Каунас, 193231 .Масловский З.С. Социальный идеал в современной католической философии. Минск: БГУ, 1982

28. Мачюлис И. Под натиском жизни//Наука и религия. — М., 1980 №2

29. Мачюлис И. Жизнь диктует изменения//Наука и религия. М., 1980 №10

30. Митрохин Л. Н. Христианство и политика. М: Изд-во РАГС, 2003»

31. Михневич Д. Е. Очерки из истории католической реакции. М., 1955

32. Моравский З. Ватикан издалека и вблизи. М., 1981

33. Ньюнка В. Ю. Современный Ватикан. М.; 198038.0всиенко O.F. Эволюция социального учения католицизма. М.: Изд-во МГУ, 198739.0всиенко Ф. Г. Католицизм. М.: Изд-во РАГС, 2005

34. Попов М.С. Французская революция и религия. -Петроград, 1919

35. Поснов М.Э. История христианской церкви: (до разделения церквей 1054 г.). - Брюссель, 1964

36. Радугин A.A. Персонализм и католическое обновление. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1982

37. Родников Н. Учение Блаженного Августина о взаимных отношениях между государством и церковью. Казань, 1897

38. Сапелкина, Е. В. Несостоятельность социальных принципов католической этики. Киев, 1989

39. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. — М: Изд-во политической литературы, 1987

40. Трубецкой E.H. Религиозно-общественный идеал западного христианства. -СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2004

41. Фомиченко В.В. Критика социальной философии современного католицизма. -Киев:КГУ, 1983

42. Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1. М., 1903

43. Шейнман М.М. Ватикан и католицизм в конце XIX начале XX века. — М., 1963

44. Шейнман М.М. Христианский социализм: История и идеология. М., 1969

45. Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб., 1907

46. Ястребов И.Б. Социальная философия католицизма в XX веке. Киев: Высшая школа, 1988

47. Ястребов И.Б. Философия мира Иоанна-Павла 11//Ватикан и проблемы современности. Вильнюс, 1989

48. История. политических учений / под ред. проф. Мартышина O.B. М.: Норма; 2002

49. Государство, религия, церковь в России и за рубежом// Информационно-аналитический бюллетень №1'99. -М.: Изд-во РАГС, 1999

50. П. Монографии, учебники, учебные пособия и статьи зарубежных ученых.

51. Альбериго Д. История II Ватиканского Собора. М.:ББИ, 2005 5 8:Амвросий Медиоланский. Творение Св. Амвросия епископа Медиоланского «Об?обязанностях священнослужителей». - Казань, 1908

52. Аристотель. Сочинения. Никомахова этика. М.: Мысль, 1984

53. Бедуелл Г. История Церкви. М:, 1996

54. Берман Г. Западная- традиция; права: эпоха формирования. М.: Изд-во МГУ, 1998621Биффи Д; Краткое изложение католического вероучения. -Милан, 1992

55. Блаженный Августин. Творения. СПб. - Киев: Алетейя, 1998

56. Блаженный Иоанн Дуне Скот. Избранное. — М.: Изд-во францисканцев; 2001

57. Боссюэ Ж. Б; Политика в текстах священного писания. Т.III; СПб;, 1898

58. Гергей Е. История папства. М::Республика, 1996

59. Лев. XIII. Кегшп поуагиш (О новых вещах) 1891// 100 лет христианского социального учения. М: Дом Марии. 1991

60. Де Лобье П. Во имя цивилизации любви. М., 1997

61. Де Лобье П. Три града. Социальное учение христианства. СПб.: Алетейя, 2001

62. Де Любак А. Католичество: Социальные аспекты догмата. Милан, 1992

63. Майка Ю. Социальное учение католической церкви. Рим-Люблин: Изд-во Святого Креста, 1994

64. Маритен Ж. Интегральный гуманизм. Лондон, 1960

65. Маритен Ж. Человек и государство. М.:Идея-Пресс, 2000

66. Маритен Ж. Философ в мире. М.: Высшая школа, 1994

67. Де Местр Ж. Санкт-Петербургские вечера. СПб.: Алетейя, 1998

68. Мунье Э. Манифест персонализма. М.:Республика, 199981 .Новачик М. Проблематика прогресса в папских общественных энцикликах. -Варшава, 1987

69. Ранке Л. Римские папы в последние четыре столетия.,- М-., 1955

70. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. М.: Акад. проект, 2000

71. Росалес X. Революция, социализм, теология//Проблемы мира и социализма. 1975. № 6

72. Фалькони К. Ватиканский собор и причины его созыва. М., 1964 г.

73. Фома Аквинский. О правлении государей //Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе У1-ХУ1Ьвв. Л.: Наука, 1990

74. Хабермас Ю., Ратцингер И. Диалектика секуляризации. О разуме и религии. М., 2006

75. Хеффнер Й. Христианское социальное учение. — М: Духовная библиотека, 2004

76. Штраус Л. Естественное право и история. М., 2007

77. Документы II Ватиканского Собора. М: Паолине, 1998

78. Кодекс канонического права, обнародованный властью папы Иоанна Павла II, 1983// Интернет сайт «Agnuz» католическая информационная служба,http://www.agnuz.info/92100 лет католического социального учения. М.: Дом Марии, 1991

79. Катехизис Католической Церкви, М. 1998

80. Blanquart P. Foi cheretienne et revolution. Paris, 1968

81. Bokenkotter T. Church and revolution. New-York - London - Toronto: Image Books, 1998

82. Callahan D. The Mind of Catholic Layman. New-York: Charles Scribner's Sons, 1963

83. Calvez J-Y. Perrin J. The Church and Social Justice. London: Burn & Oats, 1961

84. Comblin J. Theologie de la revolution. Paris, 1970

85. Cox H. Religion in the secular city: toward a postmodern theology. New-York: A Touchstone Book , 1965

86. Cronin J. The Catholic as Citizen. Baltimor - Dublin: Helicon, 1963

87. Cronin J. Christianity and social progress. Baltimor - Dublin: Helicon, 1965

88. Duchesne L. Histoire ancienne de l'Eglise. Paris, 1910

89. Garriguet L. The Gospel and our social problems. New-York - London: Joseph F. Wagner, 1925

90. Goerner E. Peter and Caesar: The Catholic Church and political authority. -New-York: Herder and Herder, 1965

91. Guerry M. The social teaching of the Church. London: ST Paul Publications, 1961

92. Guitton J. The Church and the laity: from Newman to Vatican II. Montreal: Palm Publishers, 1965

93. Hebblethwaite P. The popes and politics: Shifting patterns in «Catholic social > doctrine» //Daedalus., vol. Ill, № 1. Cambridge, 1982

94. Hourdin G. Catholiguess et socialistes. Paris, 1973

95. John XXIII. Mater et Magistra (Мать и Натавница) 1961// Официальный сайт Ватикана www. vatican.va

96. Jonh XXIII. Pacem in terris (Мир на земле), 1963 // Официальный сайт Ватикана www. vatican.va

97. John Paul II. Redemptor hominis (Искупитель человека) 1979// Официальный сайт Ватикана www. vatican.va

98. John Paul II. Sollicitudo Rei Socialis (Озабоченность состоянием общества) 1987 // Официальный сайт Ватикана www. vatican.va

99. John Paul II. Christifideles Laici (Верные во Христе миряне) 1988//f

100. Официальный сайт Ватикана www. vatican.va

101. Iohn Paul II. Fides et ratio (Верой и разумом) 1998// Официальный сайт Ватикана www. vatican.va

102. Kerwin J. Catholic viewpoint on Church and state. New-York: Hanover House, 1960

103. Kung H. The Church. New-York, 1967

104. Leo XIII. Quod apostolici muneris (Апостольская миссия) 1878// Официальный сайт Ватикана www.vatican.va

105. Maddox R. Separation of Church and state. New-York: Crossroad, 1987

106. Milbank J. Theology and social theory. Oxford - Cambridge: Blackwell, 1978

107. Muntsch A. The Church and the Civilization. Milwaukee: Bruce, 1936

108. Mueller F.H. The Church and the social question. Washington: AEI, 1984

109. Nichols P. The politics of the Vatican. New-York -London: Freerick A. Praeger, Publishers, 1968

110. OckhamG. Breviloguium. Paris, 1937

111. O'Connor D. Catholic social doctrine. Westminster: The Newman Press, 1956

112. Paul VI. Ecclesiam Suam (Своей Церкви) 1964 // Официальный сайт Ватикана www. vatican.va

113. Paul VI. Populorum progressio (Прогресс народов) 1967// Официальный сайт Ватикана www. vatican.va

114. Paul VI. Octogesima adveniens (Наступают восьмидесятые) 1971// Официальный сайт Ватикана www. vatican.va

115. Peguy et les cahiers. Paris, 1947

116. Pelikan J. The Christian tradition: a history of the development of doctrine. -Chicago London: The Univercity of Chicago Press, 1989

117. Philips G. The role of laity in the Church. Cork: The Mercier Press, 1956

118. Pie XII Radio Message au monde 24.12.1944. Paris, 1944

119. Pie XII Radio Message de Noel: et societe contemporaine France, Paris, . 1956

120. Pius XI. Mortalium animos (Смертные души) 1928// Официальный сайт Ватикана www.vatican.va

121. Pius XI. Quadragesmo anno (Восьмидесятый год) 1931// Официальный сайт Ватикана www.vatican.va

122. Pius XI. Divini redemptoris (Божественный искупитель) 1937// Официальный сайт Ватикана,- www.vatican.va

123. Suarez F. Selection from three works. London, 1944

124. Wilenius R. The social and political theory of Francisco Suarez. -Helsinki, 1963

125. El Catolisismo №2132 28.05.1972139. Esprit № 11, 1972

126. Grace a l'Evangle sur l'homme. //Inform. Catholique intermationale, №535,1979

127. The Political Ideas of St. Thomas Aquinas. New York, 1953

128. The Pope speaks//The Words of Pius XII, New-York, 1940

129. The Pope speaks//The Words of Pius XII, New-York, 1940

130. I. Диссертации. Авторефераты.

131. Шварцова Я.Н. Критический анализ социальной этики современногокатолицизма: Автореф. дис. .канд. философ, наук. М.: МГУ 1980

132. Ситнова JI. И. Критический анализ новых тенденций в социальном учении католицизма: Автореф. дис. .канд. философ, наук. М.: МГУ 1983

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.