Предупреждение преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.08, кандидат юридических наук Василенко, Марина Михайловна

Диссертация и автореферат на тему «Предупреждение преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 225152
Год: 
2006
Автор научной работы: 
Василенко, Марина Михайловна
Ученая cтепень: 
кандидат юридических наук
Место защиты диссертации: 
Саратов
Код cпециальности ВАК: 
12.00.08
Специальность: 
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
Количество cтраниц: 
260

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Василенко, Марина Михайловна

Введение.

Глава 1. Взаимодействие культуры, религии и преступности.

§ 1. Религия как подсистема духовной сферы жизни общества.

§ 2. Сектантство и история его развития.

§ 3. Криминологические аспекты деятельности религиозных тоталитарных сект.

Глава 2. Криминологический анализ преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект.

§ 1. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект.

§ 2. Криминологическая характеристика личности участников религиозных тоталитарных сект, совершающих преступления.

§ 3. Причины и условия преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект.

Глава 3. Особенности предупреждения преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект.

§ 1. Основные направления предупреждения преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект.

§ 2. Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Предупреждение преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект"

Актуальность темы диссертационного исследования.

Социально-экономические и политические изменения, происшедшие в последние десятилетия прошлого столетия в России, существенно повлияли на морально-психологическое состояние общества. Возрос интерес к проблемам духовной жизни, произошел всплеск религиозной активности населения. На этом фоне неуклонно стало расти число объединений различной конфессиональной направленности, появилось много религиозных центров и организаций, сект, возникших на основе нетрадиционных религий. Согласно отдельным данным в 1997 году, в стране действовало не менее 900 религиозных организаций подобной направленности1. В настоящее время, по оценкам специалистов, их число возросло до 2,5 тысяч, а количество лиц, в них Л входящих, превышает миллион человек . И среди подобных объединений немало таких, которые оказывают негативное, разрушительное воздействие на психическое, духовное, а в некоторых случаях и физическое состояние личности. Многие религиозные секты, появившиеся в последние годы в нашей стране, нередко используют такие формы деятельности, которые находятся на грани нарушения правовых норм. Это касается прежде всего таких сект, как «Свидетели Иеговы», «Церковь Иисуса Христа святых последних дней», Церковь сайентологии, сатанисты. Осознавая противоправность деятельности подобных сект, их лидеры предпринимают различные меры для того, чтобы создать видимость соблюдения закона их членами, или же применяют всевозможные меры конспирации, что затрудняет выявление и воздействие на такие секты со стороны правоохранительных органов.

1 См.: Иоанн Преосв. К оценке масштабов сектантской экспансии на территории России //Миссионерское обозрение. 1997. №6. С. 16.

2 См.: ЕгорцевА. Религиозные секты: свобода от совести. М., 2004. С. 24.

Под прикрытием религии лидеры и члены данных организаций совершают все больше и больше различных правонарушений, в том числе и преступлений, которые посягают на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность граждан, а также на иные важные блага, охраняемые уголовным законом. Общество же, его правоохранительные органы не готовы противостоять деятельности таких сект, не имеют навыков и опыта выявления, расследования и предупреждения преступлений и иных правонарушений, совершаемых их членами.

Это определило необходимость изучения преступлений, совершаемых членами таких религиозных организаций, личности их участников, причин и условий, детерминирующих их преступное поведение, а также разработку мер предупреждения указанных уголовно наказуемых деяний.

Сказанное подчеркивает актуальность темы диссертационного исследования.

Работа отличается научной новизной. К проблеме религиозной преступности ученые обращались достаточно давно. Об этом свидетельствуют работы таких авторов, как К.К. Арсеньев, В.Д. Бонч-Бруевич, В.В. Болотов, П.С. Дагель, А.Э. Жалинский, А.И. Клибанов, Д.К. Коновалов, А.Т. Москаленко, С.В. Познышев, Ф.И. Федоренко, В.Н. Ширяев. Однако, они рассматривали данный феномен, прежде всего, с позиций социологии и уголовного права.

В настоящее время исследованием рассматриваемой проблемы занимаются такие ученые, как Л.Д. Башкатов, С.В. Бондарев, С.А. Бурьянов, Н.Д. Вагина, К.К. Демидов, Е.А. Димитрова, М.М. Ицкович, В.П. Касторский, Е.В. Касторская, И. Куликов, C.JI. Лукьянов, О.В. Старков, Ю.В. Тихонравов, Л.И. Хвыля-Олинтер, В.М. Целуйко, Е.М. Шевкопляс, Д.А. Шестаков и другие. В йх работах анализируются понятие и некоторые признаки религиозных преступлений, дается характеристика и основные черты деятельности деструктивных религиозных организаций.

Однако комплексного криминологического исследования всей совокупности преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект, нет. Не представлен анализ всех криминологических особенностей таких преступлений и лиц, их совершающих, детерминации их преступного поведения, не определены комплексные меры, необходимые для предупреждения этих преступлений.

В настоящей работе сформулировано авторское определение религиозных тоталитарных сект, разработано понятие преступлений, совершаемых их членами, дана классификация указанных преступлений, выделены их особенности, а также особенности участников этих религиозных организаций, предложена система комплексных мер, направленных на предупреждение рассматриваемых преступлений. Это подчеркивает научную новизну диссертационного исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с существованием и деятельностью религиозных тоталитарных сект, совершением их членами преступлений и мерами по их предупреждению.

Предметом исследования являются различные аспекты воздействия религии на преступность, религиозные секты и их разновидности; основные показатели, характеризующие состояние преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект; личность преступника, совершающего преступления данной направленности; причины и условия, детерминирующие совершение преступлений участниками религиозных тоталитарных сект; основные направления воздействия на них, а также деятельность органов внутренних дел по предупреждению такого вида преступлений.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в определении криминологических особенностей преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект, особенностей личности участников таких организаций, а также в разработке мер по их предупреждению.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотрение религии как подсистемы духовной жизни общества;

- определение граней взаимодействия культуры, религии и преступности;

- исследование состояния и структуры преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект, определение их особенностей;

- проведение анализа личностных особенностей членов религиозных тоталитарных сект, совершающих преступления; мотивы их вхождения в эти организации;

- выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений членами подобных организаций;

- формулирование рекомендаций по совершенствованию российского законодательства в сфере противодействия данному виду преступности;

- определение мер, осуществляемых органами внутренних дел в целях предупреждения преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект.

Методология и методика исследования. Методологической основой диссертационного исследования явился всеобщий метод познания. Он позволил рассмотреть изучаемые явления и процессы в их историческом развитии и социальной взаимосвязи. В процессе работы также использовались методы социолого-правового исследования, такие как: формальная логика, с помощью которой осуществлялся анализ составов правонарушений, совершаемых по религиозному мотиву либо под видом следования религиозным обрядам; сравнительный анализ позитивного опыта борьбы с данными преступлениями в истории страны и зарубежных государствах; статистический, включающий в себя сбор и анализ статистических данных о преступлениях, совершаемых на религиозной почве или по религиозному мотиву; опрос лиц, осужденных за совершение рассматриваемых преступлений, и другие методы.

Теоретическую основу исследования составили работы по философии, социологии, культурологии, религиоведению, уголовному и уголовно-процессуальному праву, криминалистике и криминологии, относящиеся к рассматриваемой проблеме. Нормативной законодательной базой исследования являются Конституция Российской Федерации, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Об общественных объединениях», «О милиции РФ», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об альтернативно-гражданской службе», «О противодействии экстремистской деятельности» и иные законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие деятельность государства и религиозных объединений.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Религия, являясь одним из мощных рычагов управления общественным сознанием и поведением, в силу своего воздействия на умонастроения и чувства людей обладает мощным не только антикриминогенным, но и криминогенным потенциалом. Ее криминогенный потенциал заключается в том, что под влиянием религии люди совершают уголовно - наказуемые деяния в силу своей веры и убежденности, нередко доведенных до фанатизма, основывающихся не на разуме, а на чувствах. Особенно это проявляется в деятельности религиозных тоталитарных сект.

2. Религиозная тоталитарная секта - это религиозная авторитарная организация, претендующая на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов; имеющая обожествленного лидера; практикующая скрытое психологическое насилие над личностью путем применения методов воздействия на сознание своих членов, тотального контроля за их поведением и жизнью; практикующая обманные методы вербовки новых участников с целью их использования в своих интересах, незаконному обогащению и незаконной власти, деятельность которой связана с нарушением уголовного и иного законодательства.

3. Под преступлением, совершаемым членом религиозной тоталитарной секты, следует понимать уголовно наказуемое деяние, посягающее на жизнь, здоровье, честь, достоинство, религиозную свободу личности, ее собственность и на иные интересы общества и государства, совершаемое членами названных организаций на религиозной почве, по религиозному мотиву либо под видом исполнения религиозных обрядов.

Выделяются три группы таких деяний:

1) преступления, нарушающие законодательство о религии;

2) преступления против личности, совершаемые на религиозной почве, по религиозным мотивам либо под видом исполнения религиозных обрядов;

3) иные преступления, совершаемые членами религиозных тоталитарных сект, посягающие на интересы общества и государства.

Их характерными особенностями являются: высокий уровень латентности; повышенная степень общественной опасности, так как данные преступления посягают на жизнь, здоровье, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и свободу вероисповедания граждан и иные наиболее важные блага, охраняемые уголовным законом; наличие в них признаков культовых, обрядовых действий; организованный характер.

4. Выявляются личностные особенности участников религиозных тоталитарных сект, в том числе совершивших преступления. Определяются их половозрастные, образовательные, социально-демографические признаки, а также их нравственно-психологические и уголовно-правовые свойства и качества.

Выделяются следующие группы участников религиозных тоталитарных сект и определяются их характеристики:

1) лидеры указанных организаций, среди которых, в зависимости от степени их деструктивности и конспирированное™, можно выделить: а) руководителей религиозных организаций, внешне стремящихся показать свою лояльность к окружающему социуму, провозглашающих исключительно добрые цели, использующих фрагменты традиционных вероучений; б) руководителей организаций, имеющих ярко выраженную антиобщественную, прежде всего агрессивную направленность (сатанистские организации); в) руководителей террористических организаций;

2) рядовые члены религиозных организаций, в том числе и террористы-самоубийцы.

5. Раскрываются причины и условия, детерминирующие совершение преступлений членами религиозных тоталитарных сект. Среди них выделяется недостаточно продуманная политика государства в сфере религиозных отношений, позволяющая безнаказанно проникать на территорию страны и функционировать всевозможным религиозным течениям и сектам; отсутствие эффективных программ по идейному и духовному воспитанию населения, особенно молодежи; низкий уровень знаний о вероучениях традиционных национальных конфессий на фоне всеобщего подъема религиозности населения; несовершенство законодательства и анемия тех законов, которые имеются по противодействию религиозной преступности; недостатки в деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект.

6. Определяются основные меры, направленные на предупреждение преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект.

Среди них: создание единого нормативного акта, систематизирующего нормы, регулирующие вопросы предупреждения преступлений, в том числе совершаемых членами религиозных тоталитарных сект; проведение обязательной религиоведческой экспертизы при регистрации религиозных организаций нетрадиционных конфессий; принятие законодательных норм, способствующих борьбе с проявлениями религиозного экстремизма, определение составов конкретных правонарушений и установление за них административной, а в некоторых случаях - уголовной ответственности; внесение изменений в уголовное законодательство, в частности, дополнение ч. 2 ст. 105 УК РФ пунктом «о»: «Убийство, носящее культовый (или ритуальный) характер»; ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства» изложить в следующей редакции: «доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения, систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего либо путем психологического воздействия, либо с применением специальных психотехник.»; в ст. 111 и ст. 112 УК РФ под посягательством на здоровье человека понимать не только действия, нарушающие анатомическую целостность человека, но и деяния, нарушающие его социальное и психическое благополучие.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется новизной полученных результатов. Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов и рекомендаций, которые могут быть использованы в теории уголовного права и криминологии, а также в практике деятельности правоохранительных и иных органов по предупреждению преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект. Теоретическое значение диссертации заключается в определении понятия преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект, их классификации и определении криминологических особенностей данных преступлений, причинного комплекса рассматриваемых деяний, личностных особенностей преступников, совершающих подобные уголовно-правовые деяния, мер, необходимых для их предупреждения.

Эмпирическую базу исследования составляют статистические данные о зарегистрированных преступлениях, совершенных на религиозной почве, и лиц, их совершивших, за 1997-2004 гг. как на территории Российской Федерации в целом, так и в ее субъектах, таких как: Самарская область, Саратовская область, Пензенская область, Тамбовская область, Новосибирская область, Омская область, Волгоградская область, Мордовская Республика, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Приморский край; данные о количестве зарегистрированных религиозных организаций на территории России по состоянию на январь 2005 г.; данные, полученные в результате изучения 23 архивных дел по преступлениям, совершенным членами религиозных тоталитарных сект; опрос 34 лиц, совершивших преступления на религиозной почве; результаты анкетирования 273 осужденных, проведенного в целях определения влияния религии на нравственно-психологические свойства личности преступника; анкетирование 314 жителей Самарской и других областей, проведенного в целях оценки отношения граждан к отдельным вопросам, рассматриваемым в диссертационном исследовании; результаты анкетирования 242 студентов и курсантов Самарского юридического института ФСИН России, а также 219 сотрудников правоохранительных органов, проведенного в целях исследования уровня распространения деструктивных культов среди молодежи, а также проникновения их в студенческую среду, в том числе в системе правоохранительных органов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на заседаниях кафедры уголовного права и криминологии СЮИ МВД РФ. Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс Самарского юридического института ФСИН России, где используются при проведении занятий по уголовному праву и криминологии, а также внедрены в практическую деятельность следственных подразделений и подразделений уголовного розыска органов внутренних дел Самарской области. Отдельные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях, в частности, на Российской межведомственной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительной политики государства и деятельности учреждений и органов УИС МЮ России» (г. Самара, 14 мая 2004 г.), на Ш-ей Всероссийской научно-практической конференции «Пути дальнейшего повышения эффективности и качества образовательного процесса в высшей школе» (г. Самара, 2-3 февраля 2005 г.). По теме диссертации автором опубликовано 5 научных работ общим объемом 1,6 п.л.

Структура и объем диссертации определены ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

Заключение диссертации по теме "Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право", Василенко, Марина Михайловна

Состояние преступности в государстве во многом зависит от характера и

уровня культуры как духовной ориентации сознания населения, а также

иерархии материальных или духовных ценностей. Среди социальных явлений, выступающих в качестве рычагов

управления общественным сознанием и поведением, одним из самых мощных

можно назвать религию. Другие формы мировоззрения не могут сравниться с

нею по силе и глубине своего воздействия на умонастроения и чувства людей. Следовательно, религия как феномен культуры может обладать как

антикриминогенным, так и криминогенным потенциалом. Сектантство представляет собой совокупность обособленных

религиозных групп, оппозиционно настроенных к признанным религиям,

являющихся выразителем протеста отдельных социальных групп, недовольных

своим положением в обществе, догматически или фундаменталистически

интерпретирующих источники вероучения, рассматривающих своих

основателей как пророков. Наибольшую общественную опасность для религии и для общества в

целом представляют религиозные тоталитарные секты, которые можно

определить как религиозные авторитарные организации, претендующие на

исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов; имеющие

обожествленного лидера; практикующие скрытое психологическое насилие

над личностью путем применения методов воздействия на сознание своих

членов, тотального контроля за их поведением и жизнью; использующие

обманные методы вербовки новых участников с целью их использования в своих

интересах, незаконному обогащению и незаконной власти, деятельность

которых связана с нарушением уголовного и иного законодательства. К основным признакам деятельности религиозных тоталитарных сект

необходимо отнести такие признаки, как: жесткая иерархическая структура,

строгая дисциплина и беспрекословное подчинение лидеру; дестабилизация

сознания; непомерные финансовые притязания (поборы); навязывание разрыва

с прежним окружением; покушение на физическое здоровье; вербовка детей;

антиобщественные высказывания; нарушение общественного порядка;

привлечение к суду или следствию по серьезным обвинениям; нарушение норм

экономической деятельности (утаивание средств); попытки проникновения во

властные структуры; нарушение законодательства, в том числе и уголовного. В последние годы прослеживается тенденция слияния организованной

преступности и религиозных тоталитарных сект, что дает основание говорить о

последних как об одной из разновидностей преступных группировок,

представляющих собой высокую общественную опасность. Деятельность подобных религиозных организаций в нашей стране

представляет опасность как для отдельных граждан, так и для общества в целом,

вызывает тревогу и озабоченность с их стороны и требует со стороны

государства определения конкретных мер борьбы с подобным явлением. Под преступлением, совершаемым членом религиозной тоталитарной

секты, следует понимать уголовно наказуемое деяние, посягающее на жизнь,

здоровье, честь, достоинство, религиозную свободу личности, ее

собственность и на иные интересы общества и государства, охраняемые

уголовным правом, совершаемое членами названных организаций на

религиозной почве, по религиозному мотиву либо под видом исполнения

религиозных обрядов. Основными признаками таких преступлений являются:

- повышенная степень общественной опасности, т.к. они посягают на основные

права граждан, на интересы общества и государства;

— ВЫСОКИЙ уровень латентности;

- присутствие в совершаемых деяниях, как правило, признаков культовых,

обрядовых действий;

- - организованный характер большинства преступных действий. Характеристика членов религиозных тоталитарных сект, совершающих

преступления, различна и зависит как от степени деструктивности самой секты,

так и от той роли, которую занимает в ней каждый из участников. Исследование позволило выделить следующие группы участников

религиозных тоталитарных сект и определить их характеристики:

1. лидеры указанных организаций, среди которых, в зависимости от степени

их деструктивности и конспирированности, можно выделить:

г) руководителей религиозных организаций, внешне стремящихся показать

свою лояльность к окружающему социуму, провозглашающих

исключительно добрые цели, использующих фрагменты традиционных

вероучений;

д) руководителей организаций, имеющих ярко выраженную

антиобщественную, прежде всего агрессивную направленность

(сатанистские организации);

е) руководителей террористических организаций. 2. рядовые члены религиозных организаций, в том числе и террористы самоубийцы. Для всех лидеров подобных религиозных объединений характерны

авторитарность, жестокость, готовность идти на все для достижения своей

цели, организационные способности, умение подчинить себе других,

уверенность в собственной исключительности, отсутствие способности к

сопереживанию, отношение к людям как орудиям достижения цели. Нравственно-психологические качества всех без исключения членов

тоталитарных сект характеризуются убежденностью в своей

исключительности, превосходстве над всеми, кто не является членом их

организации. Для них характерны нолная нетерпимость к традиционным

религиям, национально-духовным ценностям, преобладание групповых идей

над индивидуальными, оправдание или одобрение аморального и

противоправного поведения. В процессе осуществления жесткого контроля над поведением,

мыпшением, эмоциями, манипулирования сознанием рядовых членов со

стороны лидеров религиозных тоталитарных сект у первых возникает

дезадаптация, расстройство личности, приводящие к нервным срывам и

психозам, что является одним из факторов, детерминирующих их преступное

поведение. Причинами, порождающими и обусловливающими данный вид

преступности, являются: недостаточно продуманная политика государства в

сфере религиозных отнощений, позволяющая безнаказанно проникать на

территорию страны и функционировать всевозможным религиозным течениям,

в том числе таким, чья деятельность идет вразрез с законодательством;

затяжной кризис экономики, повлекший среди иных негативных последствий

миграцию населения и возникающие в связи с этим конфликты на религиозно этнической почве; отсутствие эффективных программ по идейному и

духовному воспитанию населения, особенно молодежи; низкий уровень знаний

о вероучениях традиционных национальных конфессий на фоне всеобщего

подъема религиозности населения; слабая активность представителей

традиционных религий, в частности, Русской православной церкви; личностные

недостатки самих преступников, заключающиеся в низком образовательном

уровне, отсутствии занятий общественно-полезной деятельностью, четких

жизненных планов и ориентации; несоверщенство законодательства и анемия

тех законов, которые имеются по противодействию религиозной преступности;

недостатки в деятельности правоохранительных органов по предупреждению

преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект. Необходимо выделить следующие основные меры нредупреждения

преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект:

- создание единого нормативного акта, систематизирующего нормы,

регулирующие вопросы предупреждения преступлений, в том числе

совершаемых членами религиозных тоталитарных сект;

- разработка конфессиональной политики, исключающей возможность

деятельности религиозных организаций, проповедующих учения и взгляды,

имеющие антихристианский характер, сопровождающиеся агрессивными и

аутогенными действиями;

- разработка и принятие эффективных программ по идейному и

духовному воспитанию населения, особенно молодежи;

- проведение обязательной религиоведческой экспертизы при

регистрации религиозных организаций нетрадиционных конфессий;

- обеспечение должного контроля за деятельностью средств массовой

информации со стороны государства и общества, учитывая их возможности в

сфере формирования взглядов и убеждений в обществе;

- принятие законодательных норм, способствующих борьбе с

проявлениями религиозного экстремизма, определение составов конкретных

правонарушений и установление за них административной, а в некоторых

случаях - уголовной ответственности;

- внесение изменений в уголовное законодательство — в ст. 105, 110, 111,

112 УК РФ. В частности, дополнить ч. 2 ст. 105 УК РФ пунктом «о»:

«Убийство, носящее культовый (или ритуальный) характер». Статью 110 УК

РФ «Доведение до самоубийства» изложить в следующей редакции: «доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого

обращения, систематического унижения человеческого достоинства

потерпевшего либо путем психологического воздействия, либо с применением

специальных психотехник». В ст. 111 и 112 УК РФ под посягательством на

здоровье понимать не только действия, нарушающие анатомическую

целостность человека, но и деяния, нарушающие его социальное и психическое

благополучие;

— внесение в формы статистической отчетности как в ГР1АЦ МВД, так и

в ИЦ субъектов Российской Федерации разделов, предусматривающих

преступления религиозного характера, и лиц, их совершивших;

- создание в структуре правоохранительных органов подразделений,

которые выполняли бы функции сбора, обобщения и анализа информации о

преступной деятельности религиозных организаций; укомплектовать их

сотрудниками из числа специалистов-криминологов, специализирующихся на

вопросах обеспечения религиозной безопасности;

- разработка и внедрение в деятельность практических органов методики

выявления, раскрытия и расследования преступлений религиозной

направленности;

— введение в качестве обязательного предмета в высших и средних

учебных заведениях Министерства юстиции и Министерства внутренних дел

такого предмета, как «Сектоведение»;

- профилактическое воздействие на всех членов религиозных

тоталитарных сект, в том числе и на ранее совершавших преступления. В ходе проведенного исследования изучены далеко не все аспекты столь

важной криминологической проблемы. Несомненным является то, что она

нуждается в дальнейшем криминологическом исследовании для разработки

эффективных предупредительных мер

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Василенко, Марина Михайловна, 2006 год

1. Законы и иные нормативные акты

2. Конституция Российской Федерации: Официальный текст (с изменениями от 09.01.1996 г., 10.02.1996 г., 09.06.2001 г.). М., 2003. 47 с.

3. Уголовный кодекс РФ 1996 г. (по состоянию на 01.02.2005 г.). М., 2005. 188 с.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Официальный текст, действующая редакция. М., 2005. 287 с.

5. Федеральный Закон РФ от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930 (с поел. изм. и доп.).

6. Федеральный Закон РФ от 25.08.2004 г. J^ 2 182-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовногосудопроизводства» // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3534; СЗ РФ. 2005. ^2 1 (Ч. I).Ст. 25.

7. Федеральный Закон РФ от 12.08.1995 г. N2 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349 (с поел. изм. и доп.).

8. Закон РСФСР от 18.04.1991г. N2 1026-1 «О милиции» // ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503 (с поел. изм. и доп.).

9. Федеральный Закон РФ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, ифинансированию терроризма» // СЗ РФ. 2001. JSfo 33 (Ч. I). Ст. 3418 (с поел,изм. и доп.).210

10. Федеральный Закон РФ от 07.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. JV» 3. Ст. 145 (с поел. изм. и доп.).

11. Федеральный Закон РФ от 25.07.2002 г. К» 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3030.

13. Федеральный Закон от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» // СЗ РФ. 2003. .№ 50. Ст. 4848.

14. УГ0Л0ВНЫЙ кодекс РСФСР 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. № 15. Ст. 153.

15. УГ0Л0ВНЫЙ кодекс РСФСР 1926 г. // СУ РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600.

16. УГ0Л0ВНЫЙ кодекс РСФСР 1960 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1960. ^2 40. Ст. 591.

17. Монографии, учебиая и справочиая литература

18. Аврутин Ю.Е., Гуляев А.П., Егоршин В.М., Сальников В.П., Шапиев СМ. Преступность, общество, государство: проблемы социогенеза. СПб.: Юрид.ин-т МВД РФ, 2002. 411с.

19. Александров А.И. Уголовная политика и уголовный процесс в Российской государственности. СПб.: Изд. СПбГУ, 2003. 562 с.

20. Алексеев А.И. Криминология: курс лекций. М.: Щит-М, 1998. 339 с.

21. Алексеев А.И., Герасимов СИ., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М.: Иорма, 2001. 482 с.

22. Алиев И.А. Актуальные проблемы суицидологии. Уголовно-правовой и криминологический аспекты. Баку, 1987. 188 с.211

23. Андреев А., Шумов Ваххабиты XVIII-XX века. М.: «Крафт +», 2003. 171с.

24. Антонян Ю.М. Причины преступности // Криминология: учебник. М.: Юристь, 1997.510 с. 1..

25. Антонян Ю.М. Терроризм: Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М.: Щит-М, 1998. 305 с.

26. Бажан Т.А. Оппозиционная религиозность в России. Красноярск, 2000. 327 с.

27. Бажан Т.А. Принцип свободы совести и законодательство России. Красноярск, 2001, 94 с.

28. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). М., 1984. 228 с.

29. Белов А.В. Секты. Сектантство. Сектанты. М.: Паука, 1978. 151 с.

30. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов / Под ред. Ю.С. Степанова. М.: Прогресс, 1995. 452 с. 1..

31. Бердяев П. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. М.: Искусство: Лига, 1994. Т. 2. 508 с. 3..

32. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви /Под ред. А. Бриллиантова: в 4 т. М.: Спасо-Преображ. Валаам, 1994. Т.1. 234 с. 21..

33. Бородин С В . Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М.: Паука, 1990. 271 с.

34. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.К. Крутских. М., 1999. 790 с.

35. Буайе Ж.Ф. Пмперия Муна / Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. 352 с , ил.

36. Бытко Ю.И. Преступление и преступность: лекция. Саратов. СГАП, 1999. 30 с.

37. Варьяс М.Ю, Краткий курс церковного права. М.: МЗ-Пресс, 2001, 127 с.

38. Водько П.П, Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью: научно-практическое пособие. М., 2000. 80 с.212

39. Варыгин А.Н. Преступность в органах внутренних дел: монография. Саратов: СЮИ МВД РФ, 2002. 245 с.

40. Введение в культурологию: в 3 т. М.: Владос, 1995. Т. 1. 335 с.

41. Воробьевский Ю.Ю. Путь в Апокалипсис: Шаг змеи. М.: Московская правда, 1999. 503 с.

42. Галиакбаров P.P. Уголовная ответственность за посягательства на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов: учебноепособие. Омск, 1981. 72 с.

43. Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М.: Юридическая литература, 1970. 286 с.

44. Гилинский Я.И. Криминология, курс лекций. СПб.: Питер, 2002. 255 с.

45. Горчаков М.И. Церковное право: курс лекций. СПб., 1883. 488 с.

46. Григорьева Л.И. Свобода совести и актуальные проблемы государственно- правового регулирования деятельности новейших нетрадиционныхрелигиозных объединений. Красноярск, 1999. 408 с.

47. Гримак Л.П. Гипноз и преступность. М., 1997. 304 с.

48. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект-пресс, 1995. 286 с. 2..

49. Даль В. Толковый словарь живого великого русского языка. М.: Олма- Пресс, 2003. 637 с.

50. Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Н. Новгород: Изд. Братства во имя св. князя Александра Певского, 2003. 813 с.

51. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. СПб.: Андреев и сыновья. Репр, изд. вых. данные ориг.: Товар. Типограф. А.И. Мамонтова, 1910.431с. 1..

52. Дворкин А. 10 вопросов навязчивому незнакомцу. М.: РПЦ Изд. Московской Патриархии, 2000. 48 с.

53. Дубинин В.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.П. Генетика, поведение, ответственность. М.: Политиздат, 1982. 304 с.

54. Дубовец П.А. Ответственность за телесные повреждения по советскому 213уголовному праву. М., 1984. 158 с.

55. Ельчанинов А., Флоренский П., Эри В., Булгаков История религий. (Репринт 1909 г.) М.: Лепта, 1991. 812 с.

56. Жалинский А.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР (Вопросы теории). Львов: «Вища школа»: Изд. Львовского ун-та, 1976.194 с.

57. Жириновский В.В., Кривельская И.В. Псевдохристианские религиозные организации России. М., 1997. 72 с.

58. Законодательство о религиозных культах. М.: Политиздат, 1969. 304 с.

59. Иванов А.К. Отечественная криминология. Саратов: СГАП, 1995. 166 с.

60. Иваненко СИ., Трофимчук П.А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. М., 1991. 64 с.

61. Игошев К.Е. Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. М.: Юридическая литература, 1989. 444 с.

62. Иншаков СМ. Криминология. М.: Юриспруденция, 2000. 427 с.

63. Иншаков СМ. Зарубежная криминология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 383 с.

64. Исмаилов И.А. Проблемы предупреждения преступлений. Баку: Азернешр, 1990.304 с.

65. История религии в России: учебник. / Под ред. Н.А. Трофимчука. М.: РАГС, 2002. 591 с.

66. Календарь атеиста. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1967. 288 с.

67. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М.: Российское право, 1992.432 с.

68. Кислюк К.В., Кучер О.П. Религиоведение. Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. 510 с.

69. Клибанов А.И. Проблемы изучения и критики религиозного сектантства. М.: Знание, 1971.64 с.

70. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. М.: Политиздат, 1965. 348 с.214

71. Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность. М.: Наука, 1969. 272 с.

72. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в нрошлом и настоящем. М.: Наука, 1973.256 с.

73. Клочков В.В. Закон и религия (от государственной религии в России к свободе совести в СССР). М., 1982. 160 с.

74. Комаров М.С. Введение в социологию. М.: Наука, 1994. 320 с.

75. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Ростов-н/Д., 1996.736 с.

76. Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР / Под ред. О.В. Грачева. М., 1992. 656 с.

77. Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР / Нод ред. Ю.Д. Северина. М., 1985. 528 с.

78. Комментарий к УК РФ / Под ред М.Ф. Кузнецовой. 2-е изд., испр. и доп. М., 1998.878 с.

79. Кондрашова Т.В. Проблемы уголовной ответственности за преступления против жизни, здоровья, половой свободы и половой неприкосновенности.Екатеринбург, 2000. 348 с.

80. Коржанский Н.И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны. М., 1980. 248 с.

81. Красножен М.Е. Краткий очерк церковного права. Юрьев, 1900. 160 с.

82. Кривельская Н. Секта: угроза и поиск защиты. М., 1999. 268 с.

83. Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М.: Бек, 1998. 553 с.

84. Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 1997.511с.

85. Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. М.: Волтерс Клувер, 2004. 629 с.215

86. Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева СПб.: Питер, 2003. 422 с.

87. Криминология / Под ред. В.Д. Малкова. М.: Юстицинформ, 2004. 527 с.

88. Криминология. / Под ред. Ю.Ф. Кваши. Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. 701 с.

89. Криминология / Под ред. Б.В. Коробейникова, П.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М.: Юр. Литература, 1988. 383 с.

90. Кудрявцев В.Н. Причины преступности // Криминология: учебник. М.: Юристъ, 1999.678 с.

91. Кудрявцев В.И. Преступность и нравы переходного общества. М.: Гардарики, 2002. 237 с.

92. Кудрявцев В.Н. Популярная криминология. М.: Спарк, 1998. 163 с.

93. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления (опыт криминологического моделирования). М.: Изд. дом «Форум»: Инфра-М, 1997. 214 с.

94. Кузнецова Н.Ф. Причины и условия преступности // Криминология: учебник. М.: Бек, 1998. 553 с.

95. Кузнецова П.Ф. Преступление и преступность. М.: МГУ, 1969. 232 с.

96. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М.: МГУ, 1984.204 с.

97. Кулаков А.Е. Религии мира. М.: Аст-ЛТД, 1997. 349 с.

98. Культурология: учебник / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. 605 с.

99. Кулыгин В.В. Виновная ответственность и субьективное вменение в уголовном праве: учебное пособие. Хабаровск, 1996. 60 с.

100. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М., 2000. 464 с.

101. Куроедов В.А. Религия и церковь в светском государстве. М., 1982. 263 с.

102. Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и ее причины. Преступник. М.: Юридическая литература, 1985. 415 с.216

103. Курс советского уголовного права. Т. 5 / Под ред. А.А. Пионтковского, П.С. Ромашкина, В.М. Чхиквадзе. М., 1971. 572 с.

104. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1: Учение о преступлении: учебник для вузов / Под ред. П.Ф. Кузнецовой и И.М. Тяжковой. М., 1999.592 с.

105. Курс уголовного права. Особенная часть. Т. 3: учебник для вузов / Под ред. Г.П. Борзенкова, B.C. Комиссарова. М., 2002. 468 с.

106. Курс уголовного права. Особенная часть. Т. 4: учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Борзенкова, B.C. Комиссарова. М., 2002. 672 с.

107. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М.: Норма, 1997. 497 с.

108. Ломброзо Ч. Преступные человек. СПб.: Типография Дома Призрения Малолетних Бедных, 1892. 143 с.

109. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Мысль, 1986. Т. 1. 696 с.

110. Малиновский А.А. Злоупотребление правом. М., 2002. 128 с.

111. Милош Вермеш. Основные проблемы криминологии / Пер. с венг. М.: Прогресс, 1978.272 с.

112. Москаленко А.Т. Идеология и деятельность христианских сект. Новосибирск: Наука, 1978. 415 с.

113. Назаренко Г.В. Уголовно-релевантные психические состояния лиц, совершивших преступления и общественно опасные деяния. М., 2001. 240 с.

114. Неокульты: «Новые религии» века? / Е.С. Прокошина, Т.П. Короткая, И.Ф. Рекуц, А.А. Титовец и др. / Под ред А.С. Майхровича. 3-е изд., доп.Мн., 2000. 240 с.

115. Никифоров Б.С. Объект преступления по советскому уголовному праву. М., 1960.228с.

116. Новоселов Г.П. Учение об объекте преступления. Методологические аспекты. М., 2001. 208 с.217

117. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: справочник. Белгород: Миссионерский отдел МосковскогоПатриархата РГЩ, 1998. 272 с.

118. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: справочник. Белгород: Православный миссионерский фондРПЦ, 2002. 445 с.

119. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: справочник / Информационно-аналитический вестник. 2-е изд.,перераб. и доп. Ростов-н/Д., 1998. № 1. 464 с.

120. Овчинников B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. Л.: ЛГУ, 1978.100 с.

121. Овчинников Б.Д. Вопросы теории криминологии. Л.: Изд. ЛГУ, 1982. 79 с.

122. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М., 1999. 944 с.

123. Организованная преступность — 2 / Под ред. А.И. Долговой, С В . Дьякова. М.: Рос. криминологическая ассоциация, 1993. 327 с.

124. Отечественное законодательство XI-XX веков: пособие для семинаров. Ч. I (XI-XX вв.) / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1999. 464 с.

125. Отечественное законодательство XI-XX веков: пособие для семинаров. Ч. II (XX в.) / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1999. 352 с.

126. Преступность среди социальных нодсистем. / Под ред. Д.А. Шестакова. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2003. 351 с.

127. Привалов К.Б. Секты: досье страха. М.: Политиздат, 1987. 191 с , ил.

128. Проблемы теории государства и права: учебное пособие. М., 1999. 504 с.

129. Прозоров А.Д. Как спасти себя и своего ребенка от тоталитарной секты. СПб., 2000. 192 с.

130. Прозументов Л.М., Шеслер А.В. Криминология в США и странах Западной Европы: учебное пособие. Томск, 1997. 30 с.

131. Прозументов Л.М., Шеслер А.В. Криминология. Общая часть: учебное пособие. Красноярск, 1997. 256 с.

132. Путилин И.Д.Русский Шерлок Холмс. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 215 с.

133. Религиоведение: учебник / Под ред. И.Н.Яблокова М.: Книжный дом «Университет», 2001. 571 с.

134. Религиоведение: учебное пособие и учебный словарь-минимум / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2000. 536 с.

135. Религиоведение: учебное пособие / Под ред. А.В. Солдатова. СПб.: Лань, 2003. 797 с.

136. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания: нормативные акты. Судебная практика. М.: Юриспруденция, 2001. 440 с.

137. Религии и секты в современной России: краткий справочник. Новосибирск, 1997. 184 с.

138. Россия сегодня: реальный шанс. М.: Обозреватель, 1994. 538 с.

139. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 9: Законодательство эпохи буржуазно-демократической революции. М., 1994. 352 с.

140. Российское уголовное право: курс лекций. Т. 3: Преступления против личности / Под ред. Л.И. Коробеева. Владивосток, 2000. 504 с.

141. Сатанизм как реальность / Люди погибели. Сатанизм в России: попытка анализа. М.: Изд. Моск. Подворья Св.-Троице Сергиевой Лавры, 2000. 269 с.219

142. Советский энциклопедический словарь. / Под ред. A.M. Прохорова. М., Изд. 4-е «Советская энциклопедия», 1986. 1599 с.

143. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1987. 607 с.

144. Словарь иностранных слов / Под ред. А.Г. Спиркина, И.А. Акчурина, Р.С.Карпинской. М.: Русский язык, 1987. 622 с.

145. Словарь современного русского литературного языка / Под ред. К.С. Горбачевич: в 20 т. М.: Русский язык, 1986. Т. 4. 574 с.

146. Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. М.: Академический проспект, 1998. 862 с.

147. Секты против церкви (Процесс Дворкина) / Сост. А.Л. Дворкин. М., 2000. 736 с.

148. Таганцев П.С. Русское уголовное право. Тула: Автограф, 2001. 800 с.

149. Тарасов К.Е., Черненко Е.К. Социальная детерминированность биологии человека. М.: Мысль, 1979. 366 с. Схемы.

150. Теоретические основы предупреждения преступности / Под ред. В.К. Звирбуль. М.: Юридическая литература, 1977. 255 с.

151. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М.: «Интел-синтез», 1998.266 с.

152. Тихонравов Ю.В. Религии мира. М.: Интел-синтез, 1998. 368 с.

153. Тэнасе А. Культура и религия. М.: Политиздат, 1977. 127 с.

154. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 1998. 512 с.

155. Уголовное право России. Особенная часть: учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Паумова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999. 492 с.

156. Уголовное право Российской Федерации: в 2 т. Т. 2: Особенная часть: учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай. М., 2002. 462 с.

157. Уголовное право. Общая часть / Под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. М., 1997.640 с.

158. Уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов / Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Повоселова. М., 2001. 960 с.

159. УК РФ: научно-практический комментарий / Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 1998. 768 с.220

160. Федоренко Ф.И. Секты, их вера и дела. М.: Политическая литература, 1965. 360 с.

161. Философия: учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М.: TOH/TONE, 438 с.

162. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1983. 837 с.

163. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, репр. с изд. 1914 г. 1990. Т.1 (П). 494 с.

164. Хвыля-Олинтер Л.И., Лукьянов Л. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М..: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996. 83 с.

165. Хохряков Г.Ф. Криминология: учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Юристъ, 1999.511 с.152.153.Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X век-1917 г.)/ Составитель В.А. Томсинов. М.: Зерцало, 1998. 372 с.

166. Христианство: словарь / Под общ. ред. В.Л. Андронова. М.: Республика, 1994.556 с. 3..

167. Христианство: энциклопедический словарь. В 3 т. Т. 2. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. 670 с.

168. Целуйко В.М. Психология нетрадиционных религий в современной России. Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2004. 206 с.

169. Цыпин В.А., протоирей. Церковное право. М.: Круглый стол по религ. образ, в РПЦ, 1994. 422 с.

170. Шестаков Д.А. Криминология. СПб.: Изд. гос. ун-та: «Лань», 2001. 260 с.

171. Шнайдер Г. Криминология. М.: Прогресс, 1994. 502 с.

172. Штенберг Л.Я. Избранничество в религии. Первобытная религия в свете этнографии. Л.: Ин-т народов Севера, 1936. 572 с.

173. Юнг К.Г. Психология и религия. М., 1991. 304 с.

174. Яблоков И.Н. Учебный словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2002. 535 с.221

175. Яблоков И.Н. Религиоведение. М.: Гардарики, 2002. 536 с. III. Статьи

176. Аксенов Н. В моей смерти вините Сатану: Интервью с Ф. Кондратьевым, доктором медицинских наук, заслуженным врачом РФ, профессором // Щити меч. 2000. No 40. 12-16.

177. Антонов А.Д. Классификация оснований и принципов криминализации деяний в уголовно-правовой науке // Российский следователь. 2001. JVb 4.С. 33-34.

178. Бармина И., Сорокин П. Второе пришествие Марии Дэви Христос // Аргументы и факты. 2001. J^ 2 40. 14.

179. Башкатов Л.Д., Старков О.В. Проблема понятия, классификации и показателей религиозных преступлений // Российский следователь. 2001.J^ o I . e . 28-33.

180. Белов Религия и профилактика правонарушений // Законность. 2000. № 12. 8.

181. Бурьянов А. Государственная религиозная политика: новая концепция — старые подходы //Закон и право. 2004. JNT» 4. 75

182. Бурковская В. Проблемы вменяемости членов религиозных или общественных объединений, посягающих на личность и права граждан //Уголовное право. 2002. № 1. 3-5.

183. Варыгин А.Н. Некоторые вопросы предупреждения умышленных убийств, совершаемых на религиозной почве // Следователь. 1998. Ш 9. 16-18.

184. Головин Л. Ю. Криминологические аспекты изучения деятельности религиозных сект в России // Организованная преступность, миграция,политика / Нод ред. А.И. Долговой. М., 2002. 106-108.

185. Дагель Н. Ответственность за посягательства на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов // Советская юстиция. 1962.Хо22. 10-11.

186. Дворкин А. «Честная игра» сайентологов // Миссионерское обозрение. 1996. № 7. 7.

187. Дворкин А. Внимание: секта! / А. Дворкин, М. Стурова, В. Белослутцев // Нреступление и наказание. 1995. JST» 7. 54-56.16.3лобин Г.Л. Основания и принципы уголовно-правового запрета // Советскоегосударство и право. 1976. JSTo 5. 71-76.

188. Игнатенко М. Киборга приказано убить // Труд. 1995. 8 нояб.

189. Касторский Г.Л. Нроблемы криминологии религии // Криминология: вчера, сегодня, завтра: Труды Санкт-Нетербургского криминологического клуба.2003.№2(3). 154-167.

190. Куликов Н. Сатанизм: криминальный характер сатанинских сект // Миссионерское обозрение. 2000. N» 7. 12.

191. Куликов И. Сатанизм: криминальный характер сатанинских сект // 223Миссионерское обозрение. 2000. JVb 10-11. 13.

192. Куницын И.А Защита религиозной идентичности в эпоху глобализации // Закон и право. 2004., № 4. 71-72.

193. Куршев М. Суицидный терроризм. // Уголовное право. 2002. Х« 3. 115- 116. 194. ЛОВИНЮКОВ А.С. // Государство и право. 1995. № 1. 26.

195. Лунеев В.В. Тенденции современной преступности и борьбы с ней в России. // Государство и право. 2004. Л» 1. 5.

196. Малов Л. Педагогики чертоги // Московский комсомолец в Красноярске. 2002. 18-25 дек.

197. Мальков Д. Религиозным движениям разрешено все, кроме того, что запрещено законом (Интервью с Л. Григорьевой) // Юридические диалоги.2002. N2 6. 8.

198. Мишкина М. Место под солнцем ищут поломники в глухой тайге // Российская газета. 2001. 5 окт.

199. Михайлов М., Милько Ю. Преступления против личности и прав граждан, совершаемые в среде религиозных групп // Советская юстиция. 1964. N2 10.С. 13.

200. Мчедлов М.П. и др. Россия в зеркале общественного мнения // СОЦИС. 2241994, № 6 . 9-13.Зб.Нуркаева Т. Уголовно-правовая охрана права на свободу совести религии //Уголовное право. 2002. .№ 4. 27-29.

202. Пилявец В.В. Организация объединения, посягающего на личность и права граждан: некоторые вопросы объективных признаков состава преступления// Следователь. 1998. № 6. 6-8.

203. ПОЛЫНСКИЙ А. Российского лжехриста финансируют из США // Красноярские новости. 2002. 13 марта.

204. Полынцев А. Тольятти уходит в астрал // Комсомольская правда. 1997. 14 марта.

205. Потапов П. Лидер «Аум Синрике», по слухам, арестован полицией // Комсомольская правда. 1995. 12 апр.

206. Протопопов А. Ритуальное убийство с точки зрения криминалистики // Законность. 2002. N2 7. 36-39.

207. Пунанов Г., Владимиров Д. Костер Асахары // Известия. 2002. 26 февр.

208. Расторопов Уголовно-правовое значение согласия на причинение вреда своему здоровью // Законность. 2003. № 10. 46-48.

209. Руденко А.А. Евангельские христиане-баптисты и перестройка СССР // На пути к свободе совести / Сост. и общ. ред. Д.Е. Фурман и о. Марк(Смирнов). М., 1989. 341-357.

210. Сабитов Р.А. Общественная опасность как критерий криминализации // Актуальные проблемы криминализации общественно опасных деяний:Труды Омской высшей школы милиции МВД СССР. Омск, 1980. 17—28.

211. Саниева Щит против религиозного экстремизма // Профессионал. 2002. Ко 3. 35-37.

212. Сатанист осужден на 24 года // Прозрение: Православный информационно- просветительский журнал. 2001. № 1. 44-45.225

213. Соколовская Я. Мария Дэви Христос, она же Цвигун, отправлена по этапу // Известия. 1997. 9 янв.

214. Сокольская А. Вербовщики // Сегодняшняя газета. 2002. 19 июня.

215. Соколов В.К. «Свобода совести и веротерпимость» // Вестник права. 1905. №5.

216. Спасович В.Д. Доклад -Петербургскому юридическому обществу // Журнал гражданского и уголовного права. 1882. JV» 5.

217. Старков О.В., Башкатов Л.Д. Проблема понятия, классификации и показателей религиозных преступлений // Российский следователь. 2001..№ I . e . 28-33.

218. Столярчук П. «Отец» Мун заберет наших детей? // Комок. 2001. 9 нояб.

219. Столярчук Н. Пророков нет в отечестве моем? // Комок. 2001. 4 дек.

220. Таганов М. Тоталитарные секты и студенчество: попытка исследования // «Тоталитарные секты» - угроза XXI века: материалы международнойнаучно-практической конференции. Н. Повгород, 2001. 201-213.

221. Таланов П., Окунев И. Гарантии свободы совести // Паука и религия. 1963. № 5. 45-48.

222. Тернова СВ. Религиозные ориентации личного состава органов внутренних дел // Вестник МВД России, 1998. Х« 4. 13. 223. Турчин Л.С. Из беседы с Виссарионом // Гармония. 1992. № 6. 2-3. бО.Хвыля-Олинтер А.И. Деструктивные религиозные секты, действующие натерритории России // Правоохранительные органы и религиозныеорганизации: сборник материалов. М., 1997. 75-95.

224. Хвыля-0линтер А.И. Организованная преступность и деструктивные религиозные секты // Известия методического центра профессиональногообразования и координации научных исследований МВД России. 1997. N» 1.С. 53-66.

225. Хомутов В. Насилие как признак, квалифицирзоощий склонение к потреблению наркотиков // Российская юстиция. 2003. № 7. 14-16.

226. Бажан Т.А. Оппозиционная религиозность в России, социально- философский анализ: автореф. дис.... д-ра филос. наук. М., 2000. 43 с.

227. Бажан Т.А. Проблемы религиозных потребностей: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Л., 1990. 16 с.

228. Вагина Н.Б. Криминологическая характеристика религиозной среды: особенности преступности и нетрадиционные технологии подчинениялидеру организации адептов-последователей: дис. ... канд. юрид. наук.Ставрополь, 2000. 185 с.

229. Димитрова Е.А. Уголовная ответственность за организацию религиозного объединения, посягающего на личность и права граждан: дис. ... канд. юрид.наук. Красноярск, 2004. 188 с.

230. Касторская Е.В. Криминологическая характеристика деятельности христианских объединений в России: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1999.227342 c.

231. Мишин Н.Я. Расследование посягательств на личность и права граждан, совершаемых под видом исполнения религиозных обрядов: дис. ... канд.юрид. наук. М., 1967. 278 с.

232. Фокин М.С. Уголовно-правовая характеристика религиозных объединений, посягающих на личность и права граждан: автореф. дис. ... канд. юрид. наук.Омск, 2000. 23 с.

233. Шевкопляс Е.М. Уголовно-правовая охрана свободы совести в России: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1999. 21с.

234. Шеслер А.В. Групповая преступность: криминологические и уголовно- правовые аспекты: дис.... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000. 394 с.V. Литература на иностранных языках

235. Krouber A.L., Kluchom Culture. А critical review of concepts ant definitions. Cambridge. Massachusets, 1952. P. 43.

236. International Dictionary of Religion. 1984. Xs 1. P. 155.

237. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft Tubingen. S. 317. VI. Судебио-следствеиная ирактика

238. Архив Головинского межмуниципального суда САО г. Москвы, гражданское дело № 2-452/99.

239. Архив Новосибирского областного суда, уголовное дело К» 2-186.

240. Архив Самарского областного суда, уголовное дело № 200410794.

241. Архив Октябрьского районного суда г. Барнаула, уголовное дело .№1-118/01.

242. Архив Самарского областного суда, уголовное дело N2 1950. 228

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 225152