Принципы типологизации русских православных крестов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Антипина, Дарья Олеговна

  • Антипина, Дарья Олеговна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 230
Антипина, Дарья Олеговна. Принципы типологизации русских православных крестов: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2006. 230 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Антипина, Дарья Олеговна

Введение.

Глава 1. Типологический метод в ставрографии.

1.1. Символика креста в мировой культуре.

1.2. Опыт типологизации в отечественной ставрографии.

1.3. Структура знака креста в христианской культуре.

Глава 2. Структурно-функциональная типологизация знака креста. ч 2.1. Крест и храм.

2.2. Крест вне храма.

3.3. Крест и человек.

Глава 3. Иконографический принцип типологизации русских православных крестов.

3.1 Основные элементы иконографии креста и их символический смысл.

3.2 Главные типы напрестольных и намогильных русских православных крестов.

3.3 Иконографическая типология нательных крестов Х-ХХ вв.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принципы типологизации русских православных крестов»

Русские православные кресты - символы христианской веры, являющиеся зримыми выразителями высших духовных религиозных смыслов, - составляют часть художественного наследия православной культуры. Очень часто они представляют собой выразительные, гармоничные, выполненные на высочайшем уровне художественного мастерства произведения скульптуры, декоративно-прикладного искусства, графики и живописи. Приведению их в типологическую историко-художественную систему посвящена данная диссертация.

Актуальность исследования. Русские православные кресты изучались как светской наукой, так и богословием. В атеистическом советском государстве знание о кресте не было востребовано. До недавнего времени они активно изучались только археологами, благодаря усилиям которых в музейных и частных хранилищах было собрано значительное количество крестов. Положение переменилось в связи с изменением социокультурной ситуации в стране, активным возрождением православия, укреплением христианской церкви. В настоящее время активно развивается вспомогательная научная дисциплина -ставрография, изучающая крест в богословском, историческом, искусствоведческом и филологическом аспектах.

Важнейшей проблемой для всякой науки является систематизация материала. При рассмотрении крестов как культурных, художественных памятников актуальна проблема создания универсальной типологии, создание которой требует разработанного интегративного подхода, позволяющего охватить весь объем материала. Дополняя богословский, основанный на культовых функциях подход искусствоведческим, основанным на художественно-образных свойствах креста, можно приблизиться к созданию такой типологии.

Разрабатываемая тема не только актуальна в научном отношении, но и необходима для развития ряда социокультурных практик. В частности, сегодня специалисты - ставрографы широко используются в качестве консультантов при организации художественных выставок, каталогизации музейных собраний, а также в качестве экспертов при атрибуции предметов из государственных и частных коллекций и произведений искусства, изъятых таможенными службами.

Степень научной разработанности проблемы.

В первый, донаучный период (сер - II пол. XIX в.) при изучении крестов использовался богословский подход к типологизации (И. П. Сахаров, 1851, И. Е. Забелин, 1851). В конце XIX - нач. XX вв. богословский подход (И. А. Шляп-кин, 1907, Н. В. Покровский, 1909) был дополнен искусствоведческим, основанным на иконографическом и формальном принципах (А. К. Жизневский, ъ 1885).

В советский период развития ставрографии крестами занимались преимущественно археологи, поэтому основным стал археологический подход, при котором исследователи строили типологии на основании анализа материальных и формальных признаков знака креста как артефакта (Э. С. Мугуревич, 1965). Известный исследователь древнерусской мелкой пластики Т. В. Николаева л

1976), базируясь на материальных признаках, использовала традиционный для ^ изучения древнерусского искусства метод топографической типологизации, разделяя вещи по центрам изготовления.

В последние десятилетия XX века появляются первые попытки использования комплексного подхода. Так, Э. П. Винокурова (1989) опиралась на хронологический, топографический и типологический принципы. При этом в качестве типа предлагалось брать не отдельный памятник, а тираж изготовленных литейным способом произведений - технологический.

Большой интерес представляет предложенное этнографом А. Б. Островским (1995) сочетание семиотического и искусствоведческого подходов для построения типологии, в которой типы выделяются по иконографическому принципу. Сочетание археологического и искусствоведческого подходов использовано в случае формальной типологизации крестов археологами и искусствоведами (Д. А. Беленькая, 1993, М. Д. Полубояринова, 1997, Э. П. Винокурова, 1999, А. Г. Векслер и В. А. Беркович, 1999, Р. Г. Шаповалов, 2000, С. М. Дмит-* риевский, 2000).

Важное значение имеет конструктивная типология Е. К. Столяровой (1993) и Д. В. Пежемского (2003), применявших конструктивно-морфологический подход. Искусствоведческий подход, основанный на особенностях художественных техник и художественно-образных качеств креста, использован археологами Г. Ф. Корзухиной и А. А. Песковой (2003) при разработке типологии крестов-энколпионов Х-ХП1 вв.

В постсоветский период специалисты - ставрографы широко используют церковную типологию крестов, основанную на богословском подходе (С. В. Гнутова, 1993, Э. П. Винокурова, 1993, А. В. Святославский, и А. А. Трошин, 2000, В. В. Игошев, 2003).

Типология крестов Русского Севера была разработана А. Б. Пермилов-ской (2001), Н. Н. Фризиным (2001) и П. А. Филиным (2001). Важный шаг к созданию комплексного подхода в анализе ставрографического материала сделан С. В. Гнутовой, автором альбома «Крест в России» (2004). Едва ли не впервые исследовательница, не ставя специальной задачи типологизации, обращается к идеальной составляющей креста - образу.

Опыт типологизации в ставрографии подробно описан в первой главе диссертации, поэтому здесь лишь названы основные подходы, использованные русскими учеными XIX-XX вв. Нетрудно заметить, что основная тенденция развития метода типологизации в ставрографии - это поиски путей комплексного подхода к материалу, открывающего путь к его универсальной типологии. Представляемая к защите работа является попыткой определить пути комплексного подхода к кресту и как к предмету христианского культа, и как к произведению искусства.

Объект исследования. Знак креста в русском православном искусстве.

Предмет исследования. Принципы типологизации артефактов знака креста.

Цель исследования. Разработать принципы комплексной типологизации крестов и апробировать их на конкретном материале.

Задачи исследования:

1) собрать фактический материал по теме исследования;

2) изучить символику и особенности функционирования знака креста в различных культурах, в том числе христианской;

3) обобщить опыт типологизации ставрографического материала в трудах ученых XIX-XX вв.;

4) обосновать принципы типологизации знака креста в православном искусстве, предложив комплексный подход, объединяющий функциональный богословский и искусствоведческий методы;

5) апробировать предложенные принципы типологизации на примерах напрестольных, намогильных и нательных крестов.

Источниковедческой базой диссертации послужили собрания музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода Великого, а также многочисленные публикации крестов. Автором были изучены коллекции Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Российского Этнографического музея, Государственного музея истории религии, Музея Санкт-Петербургской Духовной Академии, коллекции Центрального Музея древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева, Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Музея Московской археологической экспедиции, Государственного Исторического музея. В Новгороде Великом изучена экспозиция Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника. В приложении № 3, 4 содержится 567 аннотированных изображений крестов. При сборе и осмыслении материала были использованы труды ученых, как церковных, так и светских, посвященные исследованию знака креста в мировой культуре и особенно русских православных крестов.

Методология исследования. Исследование основано на комплексном и интегративном подходе. При этом в качестве основных использованы метод типологии и структурно-функциональный анализ. В качестве инструментария применены следующие основные понятия: система, систематика, типологический метод, типологизация, типология, тип, структурно-функциональный анализ.

Ключевыми для данного исследования были понятия образа, в широком смысле слова как живого, наглядного представления о чем-нибудь, и художественного образа - одного из важнейших инструментов освоения мира человеком, не тождественного произведению искусства, а его идеальной составляющей, условно отделяемой от материальной. Следует отметить, что понятие «образ» выступает по отношению к понятию «художественный образ» как общее по отношению к особенному и обладает значительно большим объемом. В художественном произведении мы условно отделяем материальную основу от идеальной - художественного образа как динамической целостности.

Важнейшее ключевое понятие в ряду использованных - иконография: а) в изобразительном искусстве - это строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен; б) в науке - это описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей или сюжетных сцен.

Гипотеза исследования.

Знак креста представляет собой сложную целостность, обладающую многоуровневой структурой.1 Поскольку православный крест являет собой произведение искусства, но прежде всего - предмет религиозного культа, то материальная составляющая знака креста есть носитель сложной образной составляющей, вмещающей как символическое, догматическое и историческое, так и художественное содержание.

В то же время по своей материальной основе крест может принадлежать нескольким видам искусства: архитектуре, скульптуре, живописи и графике, декоративно-прикладному искусству. Поэтому вполне адекватны материалу частные типологии: археологические, базирующиеся на материальных качествах креста, искусствоведческие, рассматривающие крест как произведение декора

1 Яковлева Н. А. Сотворческое восприятие произведения искусства. // Анализ и интерпретация произведения искусства: Учебное пособие. - М: Высшая школа, 2005. - С. 27-28. тивно-прикладного и изобразительного искусства. Однако при всей сложности своей структуры крест как артефакт являет собой идеально-материальную целостность, что можно считать основой для создания универсальной типологии, объединяющей различные подходы. Как символ христианской веры, крест является знаком духовной реальности. Именно это качество и функции креста должны иметь приоритетное значение в универсальной типологии, разработке подходов к которой посвящена диссертация.

Научная новизна исследования.

Впервые методологически обоснован и апробирован комплексный подход к типологизации крестов на основе диалогических отношений богословского и искусствоведческого подходов, когда крест рассматривается одновременно как предмет культа и как произведение искусства; впервые системно проанализирован опыт типологизации в ставрографии; впервые сделана попытка рассмотреть крест как феномен, в котором материальный носитель формируется на основании духовно-символического смысла, определяющего художественно-образное начало; впервые в качестве основного (универсального) предложен функциональный принцип типологизации знака креста (в храме, внехрамовом пространстве и на человеке) и таким образом впервые намечены очертания типологии, охватывающие весь ставро-графический материал; введен в научный оборот новый ставрографический материал: кресты частной коллекции В. М. Ахунова, кресты из некрополя Александро-Невской Лавры и со Смоленского кладбища Санкт-Петербурга.

Основные положения, выносимые на защиту.

Принцип функционирования знака креста позволяет разделить весь ставрографический материал по трем сферам пространства -храм, внехрамовое пространство и человек. Именно этот принцип, положенный в основу первого уровня типологии, может в дальнейшем лечь в основу универсальной типологии;

Однако полифункциональность крестов, разнообразие иконографических решений, форм, размеров, используемых материалов делают такую типологию недостаточной. Так что частные типологии, создаваемые археологами, работниками музеев, историками искусства, оказываются не только адекватными материалу, но и необходимыми. До сей поры «церковные» и «светские» типологии существовали, как правило, раздельно и редко сочетались.

В то же время в иконографии знака русского православного креч ста соединяются как культовое (религиозное), так и художественно-образное начала. Дополняя богословский подход искусствоведческим, приходим к возможности построения типологии русских православных крестов на основе их иконографического анализа внутри выделенных трех сфер функционирования - храма, внехрамового пространства и человека;

Второй уровень типологии православных крестов основан на ин-тегративном подходе, при котором анализируется образ креста: выделяются главные его свойства как символа духовной реальности и художественные свойства как произведения искусств, которые проявляются в иконографии.

Апробация предложенного подхода на примерах крестов из трех выделенных сфер: напрестольных крестов (в храме), намогильных крестов (вне храма) и нательных крестов (на человеке) доказывает его продуктивность.

Теоретическая значимость работы заключается: в разработке и обосновании двух принципов типологизации в ставрографии - функционального и иконографического; в обосновании иконографического принципа типологизации как интегративного, основанного на представлении о сложной природе образа креста как православного символа и как художественного образа. Материалы диссертации открывают перспективу новых теоретических разработок в области систематизации культового материала и создания универсальной типологии русских православных крестов.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в атрибуционной музейной работе, при составлении научных каталогов, организации выставок, формировании коллекций, в экспозиционной практике. Ими можно воспользоваться в курсах лекций по древнерусскому, народному и прикладному искусству, а также в трудах по истории развития русской культуры и искусства.

Апробация работы. Основные положения работы изложены в докладах и сообщениях: май 2004 г.- на конференции в РГПУ им. А. И. Герцена, сентябрь 2004 г. - на IV Международной научно-практической конференции «Рерихов-ское наследие. Охрана культурных ценностей: петербургские традиции». По теме диссертации опубликовано шесть статей общим объемом 3,6 п. л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения, представленных на 200 страницах основного текста, примечаний, библиографического списка, состоящего из 296 наименований, и иллюстративного блока, включающего 567 аннотированных изображений крестов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Антипина, Дарья Олеговна

Заключение.

В заключении следует констатировать, что предпринятая попытка обоснования двух принципов комплексной типологизации знака креста в православном искусстве оказалась продуктивной. Первый предложенный структур-но-функциопальный принцип позволил разделить все многообразие крестов по трем сферам функционирования: в храме, вне храма и на человеке, которые рассмотрены как система подобий: мир сотворен Богом, храм - это образ Преображенной Богом Вселенной, а человек - есть Образ Божий. Значение предложенного принципа заключается в том, что он охватывает весь ставрографи-ческий материал и является шагом к созданию универсальной типологии крестов. Функциональный принцип позволил определить особые, специфические, типичные функции крестов и на их основе выделить виды и типы. Зависимость иконографии от функций крестов открывает перспективу дальнейшей разработки проблемы интеграции функционального и иконографического подходов.

Функциональный принцип типологизации, которого, как было сказано в первой главе диссертации, придерживаются многие исследователи, учитывает главные признаки крестов - культовые функции, их идеальные качества. В универсальной типологии должны учитываться качества художественного образа, воплощенные в материальном носителе. Для этого предлагается второй принцип типологизации - иконографический. В этом и заключаются комплексный и интегративный подходы, обоснованные с помощью понятия образ креста, обладающего свойством целостности. Образ креста обладает художественно-образными качествами, обусловленными символическим, догматическим и историческим значениями. Для верующего человека в образе креста присутствует благодать Святого Духа, пребывающая там молитвой православного мастера и освящением в церкви. Данный принцип объединил два подхода - богословский, обращенный к изучению культовых функций креста и искусствоведческий, обращенный к изучению его художественно-образных свойств.

Из трех сфер функционирования было выбрано по одному функциональному виду, чтобы апробировать иконографический принцип, изучить и расшифровать иконографические элементы и попытаться построить типологию напрестольных, намогильных и нательных крестов. Апробация дала возможность выявить и обосновать главные иконографические типы.

Данная диссертация открывает новые перспективы в построении целостной системы всего многообразного материала крестов - универсальной типологии. Предложенные в работе исходные положения, принципы типологизации, позволяющие рассмотреть крест целостно, возможно, в будущем могут стать одними из важных при построении универсальной типологии крестов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Антипина, Дарья Олеговна, 2006 год

1. Алексеев С. В. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. СПБ.: Сатись, Держава, 2004. - 336 с.

2. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. / Под общ. редакцией А. М. Кантора. М.: Эллис Лак, 1997.-736 с.

3. Апостолос Каппадона Д. Словарь христианского искусства. Пермь: Урал LTD, 2000. - 272 е.: илл.

4. Христианство. Энциклопедический словарь. T.l. -М., 1993. 902 с.

5. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. М.: Крон -Пресс, 1998.-512 с.

6. Биология. Большой Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. - 695 с.

7. Большая Советская энциклопедия. Т. 25.- М.: Советская энциклопедия, 1976. -600 с.

8. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. -1456 е.: ил.

9. Брокгауз Ф. А., Эфрон И. А. Энциклопедический словарь. Т.32. (Репринтное издание). -М.: 1991. 200 с.

10. Ю.Гладкий В. Д. Славянский мир. I-XVI вв. Энциклопедический словарь. М.: Центрполиграф, 2001. - 895с.

11. Жюльен Н. Словарь символов. Челябинск: Урал LTD, 2000. 497 с.

12. История русского искусства. Искусство Х- I. пол. XIX вв./ Под ред. М. М. Раковой и И. В. Рязанцева. М.: Изобразительное искусство, 1978. - 324 е.: ил.

13. История русской архитектуры: Учебное пособие для вузов. // Пилявский В. И., Тиц А. А., Ушаков Ю. С., Заушкевич Г. В., Савельев Ю. Р. СПб.: Стройиздат СП б, 1994. - 600с.: ил.

14. Карр Гомм С. Словарь символов в искусстве: Иллюстрированный ключ к живописи и скульптуре. - М.: ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. - 335 е.: ил.

15. Купер Д. Энциклопедия символов. -М.: Золотой век, 1995.-401 с.

16. Мифы народов мира. Т. 1. М.: Российская энциклопедия, 1994. - 671 е.: ил.

17. Мифы народов мира. Т. 2. М.: Российская энциклопедия, 1994. - 720 с.

18. Полная энциклопедия символов. / Сост. В. М. Рошаль. М.: Эксмо; СПб.: Сова, 2003. - 528 с.

19. Современный толковый словарь русского языка. /Гл. ред.С. А. Кузнецов. -СПб.: «Норинт», 2005. 960 с.

20. Тресиддер Д. Словарь символов. М.: Фаир - Пресс, 2001. - 448 с.

21. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001. -719 с.

22. Философская энциклопедия. Т.2 М.: Советская энциклопедия, 1962. -575с.

23. Философская энциклопедия. Т.5 -М.: Советская энциклопедия, 1970. 740с.

24. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, 1997. - 512 с.

25. Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М.: Изд-во ACT, Харьков «Тор-синг», 2001.-591 с.

26. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. / Сост. В. Андреева и др.-М.: JIo-кид Миф, 2000. 556 е.: ил.

27. Монографии, статьи, альбомы.

28. Аверин К. О. О крестах в Зарайске. // Труды и записки Общества истории и древностей Российских. Ч. III. Кн. 1. М.: Университетская типография, 1826.-273 с.

29. Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. М.: Наука, 1983. - 368 с.

30. Алексеев JI. В. Мелкое художественное литье из некоторых западнорусских земель (кресты и иконки Белоруссии). // Советская археология, №3, 1974. -С. 204-219.

31. Амфитеатров И. К. Беседы об отношении церкви к христианам. М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. - 237 с.

32. Амфитеатров В., протоиерей. О кресте твоем веселящеся. Проповеди. М.: Изд-во им. Святителя И. Ставропольского, 2002. - 352 с.

33. Анализ и интерпретация произведения искусства: Учебное пособие /Н. А. Яковлева, Е. Б. Мозговая, Т. П. Чаговец и др., под ред. Н. А. Яковлевой. -М.: Высшая школа, 2005. 551 с.

34. Ансот, епископ. Почитание креста язычниками, жившими до Рождества Христова. Варшава: Типография варшавского учебного округа, краковское предместье №3,1902. -100 с,

35. Антипина Д. О. Кресты: атрибуция и датировка. // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования, октябрь, 2004. С. 88-93.

36. Антипина Д. О., Ахунов В. М. Музей Креста. СПб.: ООО «Политехника-сервис», 2003. - 100 е.: ил.

37. Ю.Антипина Д. О. Коллекция крестов В. М. Ахунова. // Художественный образ и педагогический процесс. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. -С. 61-66.

38. П.Антипина Д. О. Типологический подход в ставрографии. // Художественнее образование. Содержание и методы обучения. СПб.: Ризограф «НОУ Экспресс», 2004.-С. 101-112.

39. Антипина Д. О. Ставрография в контексте образовательного курса «Русское Средневековое искусство». // Актуальные вопросы современного университетского образования.- СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. С. 344-347.

40. Антипина Д. О. Типологический метод в ставрографии. // Традиции русской художественной школы и современный педагогический процесс. Выпуск 1. СПб.: Фонд поддержки образования и творчества в области культуры и искусства, 2005. - С. 92-104.

41. Антипина Д. О. Кресты как особый вид древнерусской христианской пластики. // IV Международная научно-практическая конференция «Рерихов-ское наследие. Охрана культурных ценностей: петербургские традиции». -2004. В печати.

42. Афанасьев А. Н. Древо жизни. -М.: Современник, 1982. 464 с.

43. Ачкасова В. Н., Тоцька I. Ф. Софшський заповедник у Киевь Кшв.: Мис-тецгво, 1978. - 191 с.

44. Багдасаров Р. Свастика: священный символ. Этнорелиговедческие очерки. -М.: Белые альвы, 2001. 428 е.: ил.

45. Бакстон Д. Абиссинцы. Потомки царя Соломона. М.: Центрполиграф, 2002.-232 с.

46. Баллод Ф. П. Приволжские Помпеи. М; Пг.: Мосполиграф, 1923. - 132 е.: ил.

47. Барсов Н. И. Крест Иисуса Христа и его изображения.// Христианство. Энциклопедический словарь. T.l. -М., 1993. С. 833-837.

48. Беленькая Д. А. Кресты и иконки из курганов Подмосковья. // Советская археология, №4, 1976. С. 88-94.

49. Беленькая Д. А. Медная пластика городов Московской Руси (XIII-XV вв.) // КСИА. Вып. 208.- М.: Наука, 1993. С. 11-19.

50. Белецкий С. В. Пушкиногорье до Пушкина. М., Пушкинские горы, 2004.

51. Беляев JI. А. Христианские древности. Введение в сравнительное изучение. СПб.: Алетейя, 2001. - 575 с.25.Библия.

52. Бирюков Н. Иконография Креста Христова.// Странник, декабрь, 1890. С. 574 и след.

53. Бирюков Н. Иконография Креста Христова и распятия.// Странник, февраль, 1891.-С. 231-232.

54. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973. -60 с.

55. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Миф-рил, 1995.-256 с.

56. Богородица. 2000 лет в русском и мировом изобразительном искусстве. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2004. - 608 е.: ил.

57. Божественное откровение и современная наука. Альманах. Выпуск I. М.: Паломник, 2001. - 272 с.

58. Боярский П. В. Русский крест в сакральном пространстве Арктики. // Став-рографический сборник. Книга I. М.: Древлехранилище, 2001. - С. 130-165.

59. Будур Н. Православный словарь. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 384 е.: ил.

60. Буткевич Л. М. История орнамента. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 е.: ил.

61. Бутовский В. И. История русского орнамента с X по XVI ст. по древним рукописям. М.: АРТ-Родник, 1997. - 31 е.: ил.

62. Вагнер Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV в.в. М.: Искусство, 1980. - 268 е.: ил.

63. Васильева Шляпина Г. Л. Типологический образ в русской живописи П пол. XIX - нач. XX вв. Эволюция портретной концепции.- Красноярск.: ИПК «Платина», 1999. - 78 с.

64. Векслер А. Г., Беркович В. А. Материалы археологических исследований некрополя Моисеевского монастыря в Москве.// Культура Средневековой Москвы. М.: 1999. - С. 198-207.

65. Вера и разум. Киев: Пролог, 2004. - 316 с.

66. Винклер П. фон. Русская геральдика. История и описание русских гербов с изображениями всех дворянских гербов, внесенных в общий гербовник всероссийской империи. Вып. I. СПб.: Типо-литография И. А. Ефрона, 1892. -48 е.: ил.

67. Винокурова Э. П. Основные принципы классификации русской медной художественной пластики конца XVII-XVIII вв. Автореферат на соик. ученой степени канд. искусствоведения. Л., 1989. - 23 с.

68. Винокурова Э. П. Литая медная пластика конца XVII нач. XX века. Введение в типологию. // Древнерусская скульптура. Вып 2.Часть I. - М.: Изд. НИИ PAX, 1993.-С. 188-216.

69. Винокурова Э. П. Русская медная литая пластика конца XVII нач.Х1Х века. Типологический аспект.// Древнерусская скульптура. Вып 3. - М.: 1996. - С. 74-111.

70. Винокурова Э. П. Металлические литые кресты тельники XVII века. // Культура Средневековой Москвы. - М., 1999. - С. 326-360.

71. Винокурова Э. П. Поморское медное литье в собрании Карельского государственного краеведческого музея. // Краеведение и музей. Петрозаводск, 1992.-С. 89-92.

72. Воинов Н. Ветхозаветные предызображения креста Христова по указаниям церковно-богослужебных книг. М.: Афонский русский Пантелеймонов-ский монастырь, 1892. - 47 е.: ил.

73. Воробьева Т. Ю. Коллекция нательных металлических крестов из фондов Ивановского историко-краеведческого музея. // Художественный металл России. М.: Изд-во РГГУ, 2001. - С. 294-299.

74. Воронов Л., протоиерей. Догматическое богословие. Клин.: Фонд «Христианская жизнь», 2002. - 127 с.

75. Всенощное бдение. Литургия. СПб.: Наука, 2000. - 128 с.

76. Гавриил, архимандрит. Руководство по литургике или наука о православном богослужении. Тверь: Типо - Литография Ф. С. Муравьева, 1886. - 590 с. (Репринт 1998).51 .Генон Р. Символика креста. М.: Прогресс - традиция, 2004. - 704 с.

77. Генон Р. Символы священной науки. М.: Беловодье, 1997. - 494 е.: ил.

78. Георгиевский В. Памятники старинного русского искусства Суздальского музея. М.: Главнаука, 1927 61 с.

79. Герои русской истории. М.: Белый город, 2005. - 432 с.

80. Гнутова С. В. «Крест святой, надежда искупления моего». // Творчество, №12,1990.-С. 24-27.

81. Гнутова С. В. Медная мелкая пластика Древней Руси (типология и бытование). //Русское медное литье. Вып. I -М.: Сол Систем, 1993. С. 7-21.

82. Гнутова С. В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII-XIX вв.// Филевские чтения. Вып. V. Материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII нач. XVIII вв. 8-11 июля 1993 года. -М., 1994. - С. 68-86.

83. Гнутова С. В; Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. М.: Интербук - бизнес, 2000.-134 с.

84. Гнутова С. В. От редактора.// Ставрографический сборник. Книга I.- М.: Древлехранилище, 2001. С. 5-13.

85. Гнутова С. В. От редактора. // Ставрографический сборник. Книга П.- М.: Древлехранилище, 2003. С. 3-15.

86. Гнутова С. В. Крест в России. М.: Даниловский благовестник, 2004. -284 с.

87. Голан А. Миф и символ. М., Иерусалим: Русслит, Тарбут, 1994. - 375 е.: ил.

88. Голубинский Е. Е. О четвероконечном кресте. К нашей полемике со старообрядцами. М.: Типография общ-ва распространения книг, арендуемая Вороновым, 1905. - С. 218-229.

89. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб.: Сатисъ, 1995. - 370 с.

90. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. М.: Светлячок, Паломник, 1996. - 286 с.

91. Голубцов А. П. Из истории изображения креста. Прибавления к изданию св. отцов. Т. 56. Кн. 1., 1889. С. 237-299.

92. Городцов В. А. Типологический метод в археологии. Рязань.: Росгостипо-литиздат, 1927. -11 с.

93. Горячев В. Л., Принцева М. Н. О некоторых технологических особенностях старообрядческого медного литья. // Проблемы формирования и изучения музейных коллекций Государственного музея Истории религии. Л.: Издание ГМИРа, 1990.-С. 126- 138.

94. Греков А. П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве. М.: Искусство, 1987. - 93 е.: ил.

95. Грибановский М., епископ. Лекции по введению в круг богословских наук. -Киев: Пролог, 2003. 249 с.

96. Гризова И. А. Художественный образ как система. Учебно-методическое пособие. Одесса: Одесская городская типография, 1976. - 28 с.

97. Дамаскин Иоанн, преп. Точное изложение православной веры. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2003. - 382 с.

98. Даркевич В. П., Пуцко В. Г. Произведения средневековой металлопластики из находок в Старой Рязани. // Советская археология, №3,1981. С. 218-232.

99. Дмитриева С. И. Мезенские кресты. // Памятники культуры. Новые открытия.-Л., 1986.-С.461-466.

100. Дмитриевский С. М. Коллекция нательных крестов из Старопечерского некрополя. // Нижегородские исследования в музеях. Нижний Новгород, 2000. -С. 73-86.

101. Дорошкевич В., протоиерей. О кресте. // Православная жизнь, апрель, 1995.

102. Древнерусская скульптура. Россия и Восточно-христианский мир. Средневековая пластика. Вып. IV./ Ред. сост. А. В. Рындина. - М.: Издательство «Индрик», 2003.-216 е.: ил.

103. Древнерусское искусство в собрании Вологодского музея-заповедника. М.: Северный паломник, 2004. - 184 с.

104. Древний Новгород. Прикладное искусство и археология. Новгород: 1985.

105. Древности российского государства. Отд. I. -М., 1849. 108 с.

106. Дьяконов Н. П. Опись предметов, находящихся в Тамбовском историческом музее. Тамбов, 1889. - 56 с.

107. Еремина Т. С. Мир русских икон. М.: Терра-книжный клуб, 2002. - 330 с.

108. Закон Божий. / Сост. С. Слободский. СПб.: Братство новомученика архиепископа Илариона Верейского, 2003. - 723 с.

109. Иванов В. Крест (знак и значение). // Журнал московской патриархии, №1, 1973.-С. 73-77.

110. Ивлиев Ф. Происхождение креста. (Историко-этнографический очерк). -М.: Отдел Изд-ва и Книжной Торговли Московского Совета Р. и К. Д., 1919. -32с.

111. Игошев В. В. Ярославское художественное серебро XVI-XVIII вв. М.: MODUS, 1997.-266 е.: ил.

112. Игошев В. В. Типология и символика серебряной басмы XV-XVII вв.// Художественный металл Москвы. М.: Изд-во РГГУ, 2001. - С. 61-79.

113. Игошев В. В. Ярославские серебряные и золотые кресты XVI-XVII веков (К вопросу типологии церковной утвари). //Ставрографический сборник. Книга П. М.: Древлехранилище, 2003. - С. 128-146.

114. Из истории изображения креста. Творения св. отцов. Ч. 43. 1889. - С. 262263.

115. Иконные образцы XVII нач. XIX века. Иконография Богоматери и Богородичные праздники. -М.: Изд. Центр ГИМ. - 1993.-23 с.

116. Иконные образцы XVII нач. XIX века. -М.: Изд. Центр ГИМ. - 1994. - 23с.

117. Иконные образцы XVII нач. XIX века. Двунадесятые праздники. - М.: Изд. Центр ГИМ. - 1994. - 23 с.

118. Иконные образцы XVII нач. XIX века. Иконография Иисуса Христа. - М.: Изд. Центр ГИМ. - 1994. - 31 с.

119. Иконные образцы XVII нач. XIX века. Святые евангелисты. - М.: Изд. Центр ГИМ. - 1994. - 31 с.

120. Иконные образцы XVII нач. XIX века. Иконография русских святых. -М.: Изд. Центр ГИМ. - 1994. - 31 с.

121. Иконные образцы XVII нач. XIX века. Битва Суздальцев с новгородцами и чудо иконы Богоматери «Знамение» 1170 г. - М.: Изд. Центр ГИМ. -1999.-35 с.

122. Иларион, архиепископ Верейский, священномученик. Христианства нет без церкви. М.: изд. Сретенского монастыря, 1999. - 207 с.

123. Кабо В. Р. Круг и крест. Размышления этнолога о первобытной духовности. Канберра.: Алчеринга, 2002. - 393 с.

124. Каган М. С. Классификация и систематизация. // Типы в культуре. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. - С. 6-11.

125. Как выбрать нательный крест. Символика и формы православных нагрудных крестов. М.: Трифонов - Печенгский монастырь, Ковчег, 2002. -48 с.

126. Канонник в различных нуждах. СПб.: Сатись, Держава, 2004. - 415 с.

127. Каталог собрания древностей графа А. С. Уварова. Отд.8-9.-М: Типография О-ва распространения полезных книг, арендованная В.И. Вороновым, 1908.-235 е.: ил.

128. Каталог украинских древностей коллекции В. В. Тарновского. Вып. 1,2.-Киев, 1898. Киев: Типография К. Н. Милевского, 1898. - 87 с.

129. Каталог фотографических снимков с предметов старины, архитектуры, утвари и проч, снятых фотографом Императорской Академии Художеств, Императорского Московского Археологического общества И. Ф. Барщев-ским. М.: Типография Печатник, 1912. - 68 с.

130. Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Н. М. Постниковым. М.: Типо - литография И. П. Кушнерева и К0, Пименовская ул, дом Кушнеревой, 1888. - 174 е.: ил.

131. Каткова С. С. Из истории ювелирного промысла в селе Красном Костромской области. // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства. JL: Художник РСФСР, 1991.-е. 107-116.

132. Клейн Л. С. Археологическая типология. Л.: ЦЭНДИСИ, 1991. - 447 с.

133. Князь Владимирский собор. Буклет. /Сост. К. Логачев, В. Соболев.-Л., 1990.-2 с.

134. Корзухина Г. Ф., Пескова А. А. Энколпионы Х-Х1П вв. Нагрудные кре-сты-реликварии. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. - 432 с.

135. Кондаков Н. П. Русские клады. СПб.: Императорская археологическая комиссия, 1896. - 214 е.: ил.

136. Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1902 - 312 с.

137. Кондаков Н. П. Иконмрафия Богоматери. Т. 1, 2, 3. СПб., 1914. (Ре-принт.-М.: Паломник, 1998).

138. Кондаков Н. П. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Спб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1905. (Репринт: М.: Паломник, 2001). - 97 е.: ил.

139. Копировский А. М. Христианский храм. Учебное пособие. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2003,- 64 с.

140. Космин И. О Кресте Господнем. // Собрание сочинений студентов Киевской Духовной Академии. Т. I. Киев: 1839. - С. 299-349.

141. Костин В. И. Что такое художественный образ? М.: Советский художник, 1962. - 60 с.

142. Костина И. Д. Серебряные напрестольные кресты XVIII в. с вкладными надписями в собрании музеев Московского Кремля. // Ставрографический сборник. Книга II.- М.: Древлехранилище, 2003. С. 257-282.

143. Костина И. Д. Культовое серебро I пол. XVHt в. в собрании Оружейной палаты. // Русское церковное искусство Нового времени. М.: «Индрик», 2004.-С. 131-138.

144. Крест Господень. / Сост. Е. Помельцова. М.: Паломник, 1998. - 176 с.

145. Крылов И. 3. История креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Изд. 4. -М.: Изд-во братьев В. и Н. Исаевых, 1850. 162 с.

146. Куколевская О. С. Медное художественное литье Красносельской волости Костромской губернии в конце XIX-начале XX века. // Памятники культуры. Новые открытия. 1993. М., 1994. - С. 373-385.

147. Кучма Е. А. Символика в раннехристианском искусстве. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №1, 1995. С. 56-63.

148. Лазарев В. Н. Новгородская иконопись. Издание 2. М.: Искусство, 1976. - 203 е.: ил.

149. Лебедев Г. С. Археологический тип как система признаков. // Типы в культуре. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. - С. 74-88.

150. Лелеков Л. А. Искусство Древней Руси и Восток. М.: Советский художник, 1978. - 158 е.: ил.

151. Леопардов Н. А., Чернев Н. П. Сборник снимков с предметов древности, находящихся в Киеве, в частных руках. Киев, 1890 - 1891.

152. Лепахин В. В. Значение и предназначение иконы. М.: Паломник, 2003. -511 с.

153. Лихачева В. Д. Византийская миниатюра. -М.: Искусство, 1977.

154. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. - 367 с.

155. Лучшева 3. А. Старообрядческое медное литье в собрании Государственного музея истории религии: обзор коллекции. // Труды Государственного музея истории религии. Вып. I. СПб.: Акционер и К, 2001. - С. 23-34.

156. Лучшева 3. А. Культовое медное литье московской старообрядческой Преображенской общины в собрании ГМИР. // Музей. Общество. Религия: аспекты взаимодействия. Материалы IX Санкт-Петербургских чтений. Ноябрь 2002. СПб.: ГМИИР, 2002. - С. 26-27.

157. Лучшева 3. А. Поморские складни из коллекции Государственного музея истории религии. // Вера и ритуал. Материалы УШ Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. Декабрь 2001. СПб.: ГМИИР, 2001. - С. 42-46.

158. Макарий, архимандрит. Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния. СПб., 1857. - 514 е.: ил.

159. Макарий, архимандрит. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1, 2. М., 1860. (Репринт 2003). - 358 с.

160. Макарий, архимандрит. Древние кресты в Новгороде, поставленные на поклонение. // Известия Императорского Археологического общества. Т. II. Вып. I. СПб.: Типография Императорской АН, 1861. - С. 84-102.

161. Макарий, архимандрит. О форме крестов на главах храмов и колоколен. // Известия Императорского Археологического общества. Т. II. Вып. I. СПб.: Типография Императорской АН, 1861. - С. 145-149.

162. Маккавейский Н. Археология истории страданий Господа Иисуса Христа. Киев: Пролог, 2003. - 376 с.

163. Малиновский Н., протоиерей. Очерк православного догматического богословия. М.: Православный Свято - Тихоновский богословский институт, 2003.-840 с.

164. Малышевский И. О придорожных крестах. // Ставрографический сборник. Книга I. М.: Древлехранилище, 2001. - С. 17-78.

165. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. -М.: Наука, 1978. 206 с.

166. Матенадаран. М.: Книга, 1991.-282 е.: ил.

167. Медынцева А. А. О датировке некоторых типов энколпионов. // Археологический сборник МГУ. М., 1961. - С. 63-69.

168. Михайлов М. И. Металлические кресты, образки и складни. Каталог выставки русских старинных финифти и меди. Выставка института художественно научной экспертизы. -Пг., 1918. - 16 с.

169. Молотков С. Е. Практическая энциклопедия православного христианина.-СПб.: Сатись, Держава, 2003. 329 с.

170. Московский Публичный и Румянцевский музей. Каталог отделения древностей. Древности русские. -М., 1905. 146 с.

171. Мугуревич Э. С. Восточная Латвия и соседние земли в Х-ХШ вв. -Рига.: Зинатне, 1965. 145 е.: ил.

172. Мусин А. Е. Христианизация Новгородской земли в IX-XIV вв. Погребальный обряд и христианские древности. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. - 272 с.

173. Наставление православным христианам о церковной свече. Ковчег, 2005. -48 с.

174. Настольная книга священнослужителя. Т.4. М.: Изд-во Московской патриархии, 1983. - 824 с.

175. Неизвестная Россия. К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни. /Сост. Э. П. Винокурова и др. -М.: Новости, 1994.

176. Нейхардт А. А. Происхождение креста. М.: Сов.Россия, 1975. - 56 с.

177. Нейхардт А. А. Загадка «святого креста». М.: Госполитиздат, 1963. - 46 е.: ил.

178. Нейхардт А. А. Происхождение креста. Научно популярный очерк. - М.: Госкультпросветиздат, 1956. - 60 е.: ил.

179. Непобедимое оружие. Сборник религиозно-назидательного чтения на день Воздвижения честного Животворящего Креста Господня., 9 изд. СПб.: Общ-во распр. религ.- нравственного просвещения в духе прав.церкви, -1903.-120 с.

180. Николаева Т. В., Недошивина Н. Г. Предметы христианского культа. // Древняя Русь. Быт и культура. -М.: Наука, 1997. С. 166-178.

181. Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII-XVII в.в, в собрании загорского музея. Загорск, 1960. - 338 е.: ил.

182. Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. М.: Наука, 1976.-288 е.: ил.

183. Никольский К., протоиерей. Руководство к изучению богослужения православной церкви. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2002. - 336 с.

184. Нисский Григорий. Человек есть Образ Божий. М.: ИПК «Московская правда», 1995. -31с.

185. О крещенской воде. -М.: Благо, 2003. 31 с.

186. Овсянников О. А., Чукова Т. А. Северные деревянные кресты (к вопросу типологии). //Язычество восточных славян. JI.: ПО-3 Ленуприздата, 1990. -С. 60-76.

187. Овсянников Ю. М. Ново-Девичий монастырь. -М.: Искусство, 1968. 155 е.: ил.

188. Овчинников А. Н. Символика христианского искусства. М.: Родник,1999.-520 с.

189. Олонецкий музей естественно промышленный и историко - этнографический. -Петрозаводск: Губернская типография, 1876. - 67 с.

190. Олсуфьев Ю. А. Опись крестов Троице Сергиевой Лавры до XIX в. -Сергиев - Посад: Комиссия по охране памятников старины, 1921. - 144 с.

191. Олсуфьев Ю. А., Флоренский П. А. Амвросий троицкий резчик XV века. - Сергиев - Посад: Издание Сергиевского Историко - художественного музея, 1927 г. - 58 е.: ил.

192. Основы православной веры. Минск: Изд-во Белорусского Экзархата,2000.-64 с.

193. Островский А. Б. Православные нагрудные кресты (зримые черты символов). // Кунсткамера. Этнографические тетради, вып. 8-9. СПб., 1995. - С. 54-74.

194. Пежемский Д. В. Пути объективизации ставрографических исследований. // Ставрографический сборник. Книга П. М.: Древлехранилище, 2003. - С. 333-345.

195. Первые шаги в храме. М.: Издание Сретенского монастыря в Москве, 2005.-64 с.

196. Перетц В. Н. О некоторых основаниях для датировки древнерусского медного литья. Л.: Изд-во ГАИМК, 1933. - 55 с.

197. Пермиловская А. Б. Деревянные кресты Русского Севера. // Ставрографи-' ческий сборник. Книга I. М.: Древлехранилище, 2001. - С. 236-261.

198. Петербургский Рериховский сборник. Вып. П-III. СПб., 1999. - 360 с.

199. Петров Н. И. Альбом достопримечательностей Церковно археологического музея при Киевской духовной Академии. Вып. 4, 5. - Киев, 1915.-62 е.: ил.

200. Покровский Н. В. Символические формы агнца в древнехристианском искусстве. // Христианские чтения, № 5-6,1878.

201. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб.: Типография департамента уделов (Моховая, 40), 1892 (Репринт 2000). - 563 с.

202. Покровский Н. В. Церковно археологический музей Санкт - Петербургской духовной Академии, 1879 -1909. - СПб., 1909. - 151 е.: ил.

203. Полубояринова М. Д. Русские вещи на территории Золотой Орды. // Советская археология, №3,1972. С. 164-187.

204. Полубояринова М. Д. Русские вещи и мастера в Золотой Орде. // Древняя Русь. Быт и культура. М.: Наука, 1997. - С. 216-219.

205. Померанцев Н. Н. Русская деревянная скульптура. М.: Изобразительное искусство, 1994. - 328 е.: ил.

206. Помазанский М., протопресвитер. Православное догматическое богословие. М.: Дар, 2005. - 461 с.

207. Постникова-Лосева М. М. Русская золотая и серебряная скань. М.: Искусство, 1981. —287 е.: ил.

208. Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М.: «Юнвес», «Трио», 1995. - 375 с.

209. Пошив церковных облачений. Пособие для прихожан. М.: Паломник, 2004. - 63 с.

210. Православное исповедание Восточных Патриархов. -М., 1900.

211. Православные богослужения, таинства и обычаи. СПб.: ООО «Репринт», 1999.-31 с.

212. Православный календарь на 2005 год. М.: Издательство сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2004. - 95 с.

213. Православие. День за днем. СПб.: Весь, 2002. - 192 с.

214. Православная иконология. Основы и перспективы. Материалы 1-й международной научной конференции 27 ноября 2004 года. СПб.: ИД «Петрополис», 2005. - 100 е.: ил.

215. Принцева М. Н. К вопросу об изучении старообрядческого медного литья в музейных собраниях. // Научно-атеистические исследования в музеях. JL, 1886.-С. 57-68.

216. Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. М.: Паломник, 2001.-223 с.

217. Происхождение креста. Сб. статей. -М.: Атеист, 1927. 81 с.

218. Пуцко В. Г. Московский мощевик конца XV в. из Суздаля. // Советская археология, № 2, 1989.

219. Родникова И. С, Напрестольные серебряные кресты из собрания Псковского музея. // Ставрографический сборник. Книга И. М.: Древлехранилище, 2003.-С. 207-256.I

220. Романов Г. А. Кресты в крестных ходах Древней Руси. // Ставрографический сборник. Книга вторая. -М.: Древлехранилище, 2003. С. 67-87.

221. Романченко Н. Ф. Образцы старицкого медного литья. // Материалы по русскому искусству. Т. 1. JI., 1928. - С. 40-42.

222. Роспись древней русской утвари из церковного и домашнего быта до XVDI века Д. П. Сонцова. М., Вып. 1, 1857; Вып. 2, 1858.

223. Росс Н. Гибель Царской Семьи. Франкфурт-на-Майне, 1987. - 356 с.

224. Российский гербовник. Календарь. М.: Скоропечатня Левинсон, 1913. -27 е.: ил.

225. Россия в пути. Русские путные иконы XII-XIX вв. / Сост. М. А. Курганова. М.: ГУЛ Экспериментальная типография, 2000. - 72 с.

226. Русское медное литье. Вып. I. М.: Сол Систем, 1993. - 192 с.

227. Русское медное литье. Вып. П. М.: Сол Систем, 1993. ~ 200 с.

228. Русское церковное искусство Нового времени. М. «Индрик», 2004. - 320 е.: ил.

229. Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. -М.: Изд-во АН, 1948. 793 с.

230. Рыбаков Б. А. Происхождение и семантика ромбического орнамента.// Музей народного искусства и художественные промыслы. Выпуск 5. Сборник трудов НИИХП. -М.: Изобразительное искусство, 1972. С. 127-134.

231. Рындина А. В. Древнерусская мелкая пластика. Новгород и центральная Русь XIV-XV вв. -М.: Наука, 1978. 190 с.

232. Саблина Н. П. Слова под титлами. Словник. Надписи на Кресте Господнем и святых иконах. СПб.: Ижица, 2001. - 44 с.

233. Савина С. Г. Иконография. Богословские образы иконографического извода. СПб.: Церковь и культура, 2000. - 304 е.: ил.

234. Савваитов П. И. Чудный крест в Старой Руссе. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1873.- 7 е.: ил.

235. Самойлов Л. Ю. Проблемы нормативного описания медного литья (мелкой пластики). // Русское медное литье. Вып. 1. М.: СолСистем, 1993. - С. 4348.

236. Сахаров И. П. Обозрение русской археологии. СПб., 1851. - 80 с.

237. Сахаров И. П. Записка для обозрения русских древностей. СПб.; Типография Якова Трея, 1851. - 80 с.

238. Сборник богослужебных песнопений и молитв. М.: Отчий дом, 2003. -575 с.

239. Святая Русь. / Сост. Н. В. Мальцев, В. А. Булкин. СПб.: Славия-Интербук, 1993. - 27 е.: ил.

240. Святоотеческая христология и антропология. Выпуск 1. Пермь: ПО «Панагия», 2002. -144 с.

241. Святославский А. В., Трошин А. А. Крест в русской культуре. Очерк русской монументальной ставрографии. М.: Древлехранилище, 2000. - 172 с.

242. Седова М. В. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X-XV вв.) М.: Наука, 1981.- 195 с.: ил.

243. Сергеев И. И. (Иоанн Крондштадтский). О Кресте Христовом (против раскольников). СПб.: Типогр. Е. Евдокимова, Троицкая ул., № 18, 1896. -126с.

244. Скабалланович М. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Киев: Пролог, 2004. - 258 с.

245. Список русским памятникам, служащим к составлению истории художеств и отечественной палеографии, собранным и объясненным Петром Кеппеном. -М.: типография С. Селивановского, 1822. 120 с.

246. Спицын А. А. Заметки о каменных крестах, преимущественно новгородских. // Записки отделения русской и славянской археологии императорского русского Археологического общества. Том V. Вып. I. СПб.: Типография И. И. Скороходова, 1903. - С. 203-234.

247. Спицын А. А. Владимирские курганы. // Известия Археологической комиссии. Вып. 15. СПб., 1905. - С. 84-174.

248. Собрание Б. И. и В. Н. Ханенко. Древности русские. Кресты и образки. Вып. 1. Киев. 1899. - 33 е.: ил.

249. Собрание Б. И. и В. Н. Ханенко. Древности русские. Кресты и образки, вып. 2. Киев: 1900. - 25 е.: ил.

250. Собрание Б. И. и В. Н. Ханенко. Древности Приднепровья. Киев: Фото -типография Кульженко С. В., вып. 5, 1902; вып. 6,1907.-44 с.

251. Соработники у Бога. / Сост. Епископ Александр. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. - 16 с.

252. Ставрографический сборник. Книга первая. -М.: Древлехранилище, 2001. -382 с.

253. Ставрографический сборник. Книга вторая. М.: Древлехранилище, 2003. -372 с.

254. Ставрографический сборник. Книга третья. М.: Древлехранилище, 2005. -682 с.

255. Станюкович А. К., Осипов И. Н., Соловьев Н. М., Тысячелетие креста. -М.: Гриф и К, 2003. -256 с.

256. Стасов В. В. Русский народный орнамент. Выпуск I. Шитье, ткани, кружева. СПб.: Типография товарищества «Общество польза», 1872. - 20 е.: ил.

257. Столярова Е. К. Медные кресты-тельники XI-XVI вв. из собрания музея им. А. Рублева. // Русское медное литье. Вып. 1. М.: Сол Систем, 1993. - С. 98-104.

258. Столярова Е. К. Конструктивная классификация крестов. // История и эволюция древних вещей. М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 80-84.

259. Суворов Н. И. Крест Преподобного Сергия Радонежского в Вологодском Павлообнорском монастыре. // Известия императорского Археологического общества. Т. 3. Выпуск 2. СПб., 1861.

260. Сухова О.А. Чудотворные Сретенский и Виленский кресты из города Мурома.// Ставрографический сборник. Книга вторая. М.: Древлехранилище, 2003.-С. 164-181.л 243. Тайна креста. // Духовный собеседник, № 1, 1997. С. 66-77.

261. Типология русского реализма П пол. XIX века. М., 1990. - 235 с.

262. Типы в культуре. / Отв. ред. Л. С. Клейн. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. - 183 с.

263. Толстой И. И., Кондаков Н. П. Русские древности памятников искусства, вып. 5. СПб.: Типография А. Бенке, 1897. - 169 с.

264. Томсинский С. В. Два деревянных наперсных креста XVI-XVII вв. из собрания Государственного Эрмитажа. // У истоков русской культуры XII-XVII века. СПб.: Славия, 1995. - С. 59-63.

265. Третьяков Н. Н. Образ в искусстве. Основы композиции. Можайск: ОАО «Можайский полиграфический комбинат», 261 е.: ил.

266. Троицкий И. Е. К истории изображений креста и Распятия. // Христианские чтения. Часть П. 1868.

267. Троицкий Н. И. Крест Христа «древо жизни». // Ставрографический сборник. Книга вторая. -М.: Древлехранилище, 2003. - С. 15-41.

268. Тютюгина Н. В. Серебряные кресты в собрании Башкирского Государственного художественного музея им. М. В. Нестерова. // Ставрографический сборник. Книга вторая. М.: Древлехранилище, 2003. - С. 287-313.

269. Уваров А. С. Христианская символика. Часть I. М.: Алетейя, 2001. -255с.

270. Ульянов А. В. Русский крест. // Человек, № 6, 1999. С. 132-140.

271. Успенский Л. А. Богословие иконы православной церкви. М.: Издательство братства во имя св. князя А. Невского, 1997. - 656 с.

272. Успенский Б. А. Крестное знамение и сакральное пространство. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 160 с.

273. Успенский Б. А. Крест и круг. Из истории христианской символики. М.: Языки славянских культур, 2006. - 488 е.: ил.

274. Успенский П., епископ. Святыни земли Италийской. М.: Изд-во Спасо -Преображенского Валаамского монастыря, 1996. - 288 с.

275. Учение о Кресте Иисуса Христа. СПб.: Типография Иос. Ионессова, 1817.-21 с.

276. Федоров Ю. А. Образ креста. История и символика православных нагрудных крестов.- СПб.: ОАО Иван Федоров, 2000. 112 е., цвет, вклад.

277. Филимонов Г. Д. Значение луны под крестом по афонским памятникам Севастьяновского собрания. // Сборник на 1866 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М., Типография Грачева и К°, 1866. - 166 с.

278. Филимонов Г. Д. Описание памятников древности церковного и гражданского быта Русского музея П. Коробанова. ~М., 1849. 126 с.

279. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. М.: Прогресс, 1993. - 400 с.

280. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. - С. 201-215.

281. Фрикен А. фон. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. Ч. П. Надписи и символические изображения. М.: Изд-во К. Т. Солдатенкова, 1877. - 376 с.

282. Хмелев А. М. Система, систематика, системный подход.// Типы в культуре. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. С. 12-21.

283. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-пресс, 1999. - 655 е.: ил.

284. Храм Божий и церковные службы. СПб.: Типография Александрова, 1912.

285. Художественный металл России. М.: Изд-во РГТУ, 2001. - 398 с.

286. Царский путь Креста Господня. Киев: Издательство им. святителя Льва, 2002.-245 с.

287. Церковные одежды. М.: Лествица, 1997. - 32 с.

288. Человек храм Божий. - М.: Профиздат, 1994.-223с.

289. Черный В. Д. Искусство средневековой Руси. М.: Владос, 1997. - 432 е.: ил.

290. Честный и животворящий. Киев: ЦПК, 2003. - 122 с.

291. Шаповалов Р. Г. Классификация и хронология изделий из янтаря Нерев-ского раскопа. // Новгород и Новгородская земля. История и археология. -Новгород, 2000. С. 149-167.

292. Широков В. Н. Коллекция выносных крестов в собрании ГТГ. // Ставро-графический сборник. Книга П. -М.: Древлехранилище, 2003. С. 313-329.

293. Шляпкин И. А. Древние русские кресты. Кресты новгородские, до XV века, неподвижные и не церковной службы. СПб.: Типография И, Н. Скоро-ходова, 1906. - 38 е.: ил.

294. Шляпкин И. А. Каменный крест 1224 года князя Святослава Всеволодовича в Юрьеве-Польском. // ЗОРСА, том 5, вып.2. СПб., 1904. - С. 43-52.

295. Шулакова Н. М. Надглавные кресты русских православных церквей. К постановке проблемы типологии и классификации (по фотоколлекции Энве-ра Шейдаева). Дипломная работа. 1999. СПб., Академия Художеств.

296. Шулакова Н. На семи ветрах. // Мир металла, №3-4,2000. С. 62-63.

297. Шмеман А., протоиерей. Водою и духом. М.: Паломник, 2004. - 224 с.

298. Щапова Ю. Л. Археология и морфология. // Советская археология, № 2, 1991.-С. 120-129.

299. Щапова Ю. Л. Естественнонаучные методы в археологии. М.: Издательство МГУ, 1988. - С. 120-129.

300. Щапова Ю. JL, Лихтер Ю. А., Столярова Е. К. Морфология древностей. -Киев, 1990. 91 с.

301. Щепкин В. Н. Учебник русской палеографии. М.: Об-во истории и древностей российских при московском университете, 1918. - 182 с.

302. Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-ХП1 вв. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. - 312 с.

303. Языкова И. К. Богословие иконы. М.: Изд-во Общедоступного Православного Университета, 1995. -212 с.

304. Языковая семантика и образ мира. / Сборник статей. Ученые записки Казанского Государственного университета, т. 135. Казань: Унипресс, 1998. -277 с.

305. Яковлев Ф. Надпись на кресте Господа нашего Иисуса Христа. Типография А. Семена, 1860. 319 с.

306. Яковлева Н. А. Жанры русской живописи. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986. - 83 с.

307. Яковлева Н. А. Система жанров русской реалистической живописи XIX в. Автореферат на соискание ученой степени доктора искусствоведения. -СПб., 1989.-40 с.

308. Яковлева Н. А. Сотворческое восприятие произведения искусства.// Анализ и интерпретация произведения искусства: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2005. - С. 13-91.

309. Яковлева Н. А. Реализм в русской живописи. М.: Белый город. (Готовится к печати).

310. Lovag Z. S. Byzantine tipe reliquary pectoral crosses in the Hungarian National museum. // Folia archeologica, ХХП, 1971.

311. MapjaHOBuh ByjoBHh. Крстови од VI до XII века из збирке Народног My3eja. -Београд, 1985. -91 с.

312. Tibor N. Рецензия на «Alfoldi Andras. A Keresztenyseg Nyomai Pannoniaban a Neplandorlas Koraban. Szent Zstvan Emlekkonyv, I. Budapest,1938.// Folia archeologica, 1939.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.