Природа и социальные функции массовой культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Биричевская, Ольга Юрьевна

  • Биричевская, Ольга Юрьевна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 355
Биричевская, Ольга Юрьевна. Природа и социальные функции массовой культуры: дис. доктор философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Санкт-Петербург. 2006. 355 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Биричевская, Ольга Юрьевна

Введение

Глава I. Массовая культура и информационное общество

1.1.Феномен массовой культуры и массового сознания

1.2.Роль социальной коммуникации и информационных технологий в современной цивилизации

1.3 .Функции массовой культуры в постиндустриальном (информационном) обществе

Глава II. Аксиология массовой культуры и национальный культурно-исторический опыт

2.1. Ценностное содержание массовой культуры

2.2. Массовая культура постмодернизма и либерализм

2.3. Ценностно-смысловое содержание российского духовного опыта и массовая культура

Глава III. Аксиологическая компаративистика массовой культуры: возможности и значение

3.1. Массовая литература в современной культуре и перспективы сравнительного аксиологического анализа

3.2. Японская массовая литература: ценностно-смысловое содержание

3.3. Особенности ценностно-смыслового содержания современной русской массовой литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Природа и социальные функции массовой культуры»

Актуальность темы. К началу нашего столетия массовая культура стала важнейшим фактором общественной жизни. Между тем, проблемы массового общества и массовой культуры для современной России актуальны в высшей степени. Одним из результатов интенсивнейших трансформаций, пережитых российским обществом на рубеже столетий, стал шок, испытываемый обществом от столкновения с массовой культурой. Обнаружился разрыв между запросами социальной практики и развитием теории. Даже сами термины «массовая культура», «массовое общество» не обрели еще устойчивого социально-философского содержания.

Что такое массовая культура? Какую роль она играет в социальных процессах? Какие функции она выполняет в жизни человека и общества? В отечественной социально-философской литературе массовая культура до сих пор не стала предметом систематического теоретического осмысления. Серьезные научные исследования массовой культуры единичны, причем большинство из них тенденциозны и решают задачу не столько объективного анализа, сколько идеологически выдержанной критики. Серьезным недостатком многих, не только отечественных, исследований массовой культуры является то, что ведущее место в них занимает рассмотрение именно идеологической функции массовой культуры или ее художественного содержания, причем, чаще всего, в свете личных политических и эстетических предпочтений и вкусов автора. При этом из поля анализа уходят генезис и эволюция массовой культуры, ее объективного нормативно-ценностного (аксиологического) содержания и детерминаций.

Хотя в постсоветский период массовая культура признается как несомненная реалия повседневного общественного бытия, как весомый фактор формирования общественного и индивидуального сознания, как важнейшая отрасль экономики, конкретный аксиологический анализ массовой культуры обходится стороной.

В результате, чаще всего массовая культура полемическим образом определяется как псевдокультура, не обладающая никаким положительным мировоззренческим, воспитательным, эстетическим содержанием. Подобное упрощенное представление является теоретически бесперспективным, оказываясь не в состоянии объяснить механизмы существеннейшего воздействия массовой культуры на современное общество, его социальную, культурную, политическую динамику. Иначе говоря, ведет в теоретический тупик и беспомощность в объяснении происходящего и анализа перспектив. В конечном счете, такая теоретическая несостоятельность чревата агрессивным историческим пессимизмом.

Поэтому объективный и конкретный анализ социальных функций и ценностного содержания массовой культуры в ее как положительных, так и отрицательных проявлениях является в высшей степени важным и актуальным. Осмысление проблем массовой культуры и ее форм, таких как массовая литература, может приблизить к пониманию специфики и перспектив развития культуры современного общества, массового сознания, художественного восприятия и т.д.

Необходимость такого осмысления тем более актуальна в обществах, переживающих интенсивную трансформацию традиционных форм социального обустройства. Так, поистине тектоническая трансформация российского общества в конце XX столетия дала далеко не однозначные результаты. Исторический крах коммунистической идеологии, необратимость развития рыночных отношений, торжество политической демократии выглядят в нынешней России весьма проблематично. Об одном из немногих, о чем можно утверждать достаточно определенно - это о торжестве массовой культуры во всех проявлениях общественной жизни: от политики и искусства до бытовой сферы.

Особый интерес в этом плане представляет сравнительный ценностно-смысловой анализ массовой культуры в контексте различных национальных культур и различных этапов их развития. Идет ли речь о пришествии и воцарении некоей универсальной «матрицы», нивелирующей и усредняющей все и вся? Или речь идет о некоем достаточно эффективном механизме трансляции социального опыта, порождаемом и транслируемом этим механизмом во всей его специфике?

Цель диссертационной работы - выявить природу и социальные функции массовой культуры.

Задачи исследования, решение которых необходимо для достижения поставленной цели, и в соответствии с которыми строится структура работы:

• Выявить специфику массовой культуры, источники ее возникновения и факторы развития.

• Определить специфику ценностного содержания массовой культуры, ценностно-смысловой комплекс, порождающий артефакты массовой культуры и реализуемый в них.

• Уяснить взаимодействие ценностно-смыслового комплекса массовой культуры с традиционными базовыми ценностями национально-этнических культур. Противостоят ценности массовой культуры традиционным или адаптируются к ним? Разрушают их или создают новые возможности закрепления и трансляции?

Объект исследования - массовая культура как феномен современной общественной жизни, связанный с ее урбанизацией, массовым производством, глубокой маркетизацией и развитием СМИ.

Предмет исследования - ценностно-смысловой анализ факторов формирования и содержания массовой культуры, включая сравнительный анализ особенностей массовой культуры различных обществ.

Степень изученности темы. Массовой культуре, как особому феномену современного образа жизни, посвящено огромное количество исследований и публикаций.

Осмысление феномена массовой культуры широко представлено в зарубежной и отечественной философской литературе. С некоторой степенью условности можно выделить несколько известных философских и социологических направлений и школ новейшего времени, в которых дискурс массовой культуры представлен наиболее активно.

Описанию массовой культуры, массового общества и массового сознания, характеристике их проявлений посвящен широкий круг публикаций по философии и социологии культуры, культурологии (С.Бенхабиб, Э.Канетти, Г.Лебон, Г.Маркузе, С.Московичи, Х.Ортега-и-Гассет, Н.Н.Суворов, Е.Г.Соколов, Г.Тард, М.А.Хевеши).

В социологии культуры (Х.Ганс, Н.И.Горин, В.И.Иванов, С.Н.Иконникова, А.В .Костина, А.Круглов, М.М.Назаров, А.А.Нещадин, К.Э.Разлогов, В.А.Семенов, К.Т.Теплиц, АЛ.Флиер, Н.А.Хренов, Э.Шилз) массовая культура понимается как культура массового общества, пришедшая на смену традиционной народной и популярной культурам.

Социальная природа культуры, ее роль формировании общественного и массового сознания, определенного типа личности представлена в работах Н.Н.Багновской, М.М.Бахтина, С.С.Батенина, П.Бурдье, А.Гидценса, П.С.Гуревича, Ю.И.Ефимова, Б.С.Ерасова, Б.А.Ерунова, А.Г.Здравомыслова, Л.Г.Ионина, М.С.Кагана, А.С.Кармина, Б.Ф.Поршнева, А.А.Радугина, Э.В.Соколова.

Нормативно-ценостное содержание культуры, природа ценностей, их роль в формировании общественного сознания рассмотрены в работах В.А.Василенко, Г.П.Выжлецова, В.В.Гречаного, О.Г.Дробницкого,

A.А.Королькова, М.Г.Макарова, В.Н.Панибратова, В.П.Петленко,

B.Д.Плахова, М.Рокича, А.А.Ручки, В.Ф.Сержантова, В.П.Тугаринова, Н.З.Чавчавадзе.

В исследованиях С.С.Аверинцева, Н.А.Бердяева, А.Л.Валицкой, И.Ильина, К.Г.Исупова, Л.П.Карсавина, В.В.Кожинова, В.Н.Лосского, Н.О.Лосского, А.П.Маркова, Н.А.Нарочицкой, Г.П.Федотова, С.Л.Франка представлен анализ специфики и содержания российской культуры, ее нормативно-ценностного содержания, особой роли духовного опыта.

В работах структуралистов и постструктуралистов (Р.Барт, Ж.Бодрийяр, А.Вежбицка, Ж.Делез, Ж.Деррида, Ю.Кристева, Ж.-Ф.Лиотар, Ф.де Соссюр, М.Фуко) массовая культура понимается как проявление универсальных ментальных констант и отношений.

Уже сложившаяся феминистская традиция (А.Жеребцова, Н.Подъяблонская, К.Хорни и др.) видит в массовой культуре реализацию агрессивности и эксплуатации со стороны маскулинной властной патриархальности.

В отечественном марксизме, зарубежном неомарксизме (В.Глазычев,

A.Грамши, А.А.Зиновьев, Г.Дебор, Н.Н.Козлова, А.В.Кукаркин и др.) массовая культура понимается как доминантная идеология, навязываемая правящим классом с помощью СМИ.

Негативные и антигуманные особенности массовой культуры подчеркнуты в работах А.Дугина, В.Земскова, Н.М.Зоркой, В.В.Молчанова, Э.Ю.Соловьева, Э.Фромма.

Существенные особенности массовой культуры выявляет ее критика с позиций религиозной философии, а также философия религиозного сознания (Х.Арендт, Р.Гвардини, Н.С.Гордиенко, А.Ю.Григоренко, Э.Левинас,

B.В.Можаровский).

Как феномен капиталистической индустриализации рассматривается массовая культура в публикациях авторов Франкфуртской школы: Т.Адорно, Г.Маркузе, Ю.Хабермаса, М.Хоркхаймера.

Соотношение массовой культуры современного общества, народной и популярной культуры исследовано в работах П.Г.Богатырева, С.Бойм, А.М.Яковлева и др.

Массовая культура советского общества исследована в работах Б.Гройса, А.М.Евстратова, А.В.Захарова и ряда других авторов.

Активно обсуждается проблематика массовой культуры в постмодернистской традиции (В.Власов, Д.Ю.Голынко, А.А.Грякалов, Д.Джеймисон, В.М.Дианова, И.Ильин, Н.Кирилловой, П.Козловски,

А.Кроукер, Д.Кук, Н.Лукина, Н.Б.Маньковская, А.А.Роуз, И.С.Скоропанова, М.Эпштейн, М.Б.Ямпольский), склонной видеть в массовой культуре продукт медийных технологий, стирающий грани между имиджем и реальностью.

Особая роль масс-медиа в динамике современной цивилизации, формировании и экспансии массовой культуры представлена в работах Р.Ф.Абдеева, Д.Белла, В.Беньямина, В.Ю.Борева, Д.Гэлбрейта, М.Кастелса,

A.В.Коваленко, Н.Лумана, М.Маклюэна, А.Моля, АП.Назаретяна, М.М.Назарова, Л.В.Петрова, Д.Эббэйт.

Важные аспекты функционирования массовой культуры выявлены в работах по технологии современного менеджмента, социально-культурным бизнес-коммуникациям (Р.Д.Льюис, К.Лэш, К.Д.Моул, К.Нордстрем, Г.Г.Почепцов, Э.Райс, Й.Риддерстрале, П.Темпорал).

Особая роль словесной культуры, литературы в фиксации и трансляции ценностно-смыслового содержания культуры обоснована в работах С.С.Аверинцева, М.М.Бахтина, Х.-Г.Гадамера, М.Джонсон, Т.М.Дридзе, Д.Кавелти, Д.Лакофф, А.А.Леонтьева, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана,

B.А.Лукова, В.А.Сулимова, Ч.Морриса, У.Эко.

Постепенно сложился представительный корпус исследований, посвященный массовой литературе, ее жанрам, социальным функциям (О.Богданова, О.Борисова, О.Бочарова, О.Вайнштейн, В.Гончаров, Л.Д.Гудков, А.Макарова, И.Д.Никифорова, А.Свиридов, В.Г.Тимофеев).

Анализ особенностей происхождения, содержания и социальной роли японской массовой литературы представлен в работах отечественных и зарубежных специалистов: ОЛО.Аболин, Т.Аоки, А.Бурума, В.С.Гривнин, Т.П.Григорьева, Л.Д.Гришелева, М.Дзиро, Е.М.Дьяконова, Ё.Ёнэдзава, К.Кан, Е.Касатонова, Н.И.Конрад, Н.М.Корнилов, Х.Кэн, А.Масахито, М.Масаюки, А.Пауэлл, К.Рёхо, Д.Ричи, Ц.Синнсукэ, К.Л.Чун и др.

Однако до сих пор остается недостаточно изученным и разработанным аксиологическое содержание массовой культуры, нормативно-ценностные факторы и условия ее развития. Следствием этого является до сих пор распространенное оценивание массовой культуры и ее проявлений с идеологических позиций, доминирование эмоций и поверхностной публицистики, а то и просто личных пристрастий.

Методологическая и теоретическая основа исследования Социально-философский анализ реализуется на трех уровнях: соотнесения содержания и организации ценностей массовой культуры с культурой «до-массовой»; организации ценностно-смыслового комплекса самой массовой культуры; сопоставления содержания артефактов массовой культуры обществ с явно выраженными различиями национальных культур.

Реализация многоуровневого социально-философского анализа предполагает четкий выбор методов исследования: от рассмотрения конкретно-исторических условий возникновения и развития массовой культуры и анализа ее типологических функций до использования концептуального аппарата маркетинговых коммуникаций и привлечения возможностей интернета для выявления ценностно-смыслового содержания феноменов массовой культуры.

В качестве материала сопоставительного (сравнительного) анализа целесообразно было взять массовые литературы, принадлежащие культурам обществ с, по возможности, радикально различными культурными традициями. В этом плане трудно себе представить что-то более различное, чем российская и японская культуры с их ярко специфичными мифологией, духовным опытом, нравственными традициями, искусством, письменностью.

Основная гипотеза исследования может быть сформулирована в следующих тезисах:

- Массовая культура - не только и не столько оценочная эстетическая категория, упрощенный или ухудшенный вариант «высокой», «элитарной» культуры, а объективный и закономерный этап развития цивилизации, связанный с формированием массового общества на основе рыночной экономики, индустриализации, городского образа жизни, развития демократических институтов и средств массовой коммуникации.

- Как форма аккумулирования и трансляции ценностно-смыслового содержания социального опыта, массовая культура имеет как конструктивные, так и в деструктивные особенности своего фугкционирования.

- Несмотря на очевидные унифицирующие и нивелирующие тенденции, массовая культура реализует особенности национальных культур, открывая новые возможности и перспективы их развития. Научно-теоретическое значение, новизна полученных результатов исследования выражается в следующих научных результатах:

• Реализован комплексный социально-философский анализ массовой культуры, позволивший выявить и систематизировать источники и факторы формирования массовой культуры, особенности функционирования, ее основные характеристики и функции в современном обществе, соотношение с традиционными ценностями национальных культур, в конечном счете - расширить осмысление феномена массовой культуры и реальной социально-культурной ситуации, перспектив ее развития. Установлено, что возникновение и развитие массовой культуры обусловлено формированием урбанистического образа жизни, массового потребления, политической демократизации, порожденных, в свою очередь, развитием массового производства в условиях рыночной экономики, научно-техническим прогрессом, возникновением и интенсивным развитием средств массовой информации и коммуникации.

• Показано, что массовая культура связана с магистральным развитием цивилизации, и в ее социально-философском осмыслении невозможно ограничиваться эмоциональными идеологическими оценками. Современная массовая культура - способ социального бытия как массового общества, формирования и трансляции массового сознания.

Обосновано понимание массовой культуры как системы высокотехнологизированных специализированных сфер деятельности, которые можно проследить, следуя этапам жизненного пути: «индустрия детства», массовая общеобразовательная школа, средства массовой информации, издательская деятельность, библиотеки, система государственной идеологии и пропаганды, массовые политические движения, индустрия развлечений, «оздоровительная индустрия», индустрия массового туризма, любительство, мода и реклама. Выявлены социальные функции массовой культуры, обусловившие принципиально новый механизм консолидации современного общества, а именно: аккумулирование и трансляция базовых ценностей, обеспечивающих социализацию личности в условиях индустриальной и постиндустриальной информационной цивилизаций; выработка общего ценностно-смыслового контекста осмысления действительности в различных сферах деятельности, «перевод» окружающей реальности и жизненных событий и проблем на универсальный смысловой уровень, инвариантный различным социальным группам; аккумулирование и тиражирование знаний, создание новых форм и горизонтов самореализации; трансляция смыслов от специализированных культур к обыденному сознанию и культуре (обеспечение их рецепции), а также встречное переосмысление стереотипов и клише; стандартизация социально-культурных установок, интересов и потребностей основной массы населения на основе мифологии личного счастья как жизненного успеха и комфорта; мифологизация социальных и природных процессов, оправдание реальности как ее симуляция («эрзац-культура», «индустрия грез», «общество спектакля», культура «симулякров»);

- обеспечение стабильного и комфортного существования для подавляющего большинства членов сообществ за счет сглаживания и «канализации» деструктивных тенденций;

- регуляция психического и нравственного состояния общества, снятие стресса личностного выбора и социальной ответственности;

- интенсификация процессов эффективного манипулирования общественным сознанием и личностью;

- маркетизация практически всего спектра интересов и потребностей, создание предпосылок изощренного консьюмеризма и эффективного маркетинга непрерывного массового потребления (массовая культура как «машина желаний и соблазна»).

• Продемонстрировано, что массовая культура реализуется не только в коммерциализированных формах, но и способна к самовыражению другими средствами, в других образных системах. Так, массовой культуре тоталитарных обществ характерна ориентация не на индивидуалистическо-гедонистические, а на коллективистские формы бытия.

• Раскрыты возможности расширения методологии социально-философского анализа подходами, открывающими новые перспективы социальной философии и философии культуры:

- привлечение концептуального аппарата маркетинговых коммуникаций, РЯ, рекламы позволило выявить принцип организации ценностного содержания артефактов массовой культуры, а также условия их реализации и трансляции;

- привлечение электронных ресурсов интернета позволило выявить содержание феноменов массовой культуры, используя контекст их информационно-культурной презентации и восприятия.

• Осуществлен сравнительный социально-философский анализ массовой культуры на трех основных уровнях:

- сравнения содержания массовой культуры с исторически предшествующими ей типами культуры;

- сопоставления ценностей самой массовой культуры, позволившего выявить способ координации ценностного содержания массовой культуры;

- сравнения ценностно-смыслового комплекса массовой культуры применительно к различным национальным культурам, позволившего выявить как универсальные характеристики массовой культуры, так и уникальное своеобразие ее различных проявлений.

• Реализован сравнительный социально-философский анализ российской и японской массовой культур.

Положения, выносимые на защиту. В качестве принципиальных результатов диссертационного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Массовая культура - система порождения и трансляции социального опыта массового общества в условиях рыночной экономики, индустриального производства, урбанистического образа жизни, демократизации и развития технологий массовых коммуникаций.

2. Массовая культура - закономерный этап развития цивилизации, воплощения ценностных установок, восходящих к эпохе Возрождения и идеалам евпропейского Просвещения: гуманизм, просвещение, свобода, равенство и справедливость. Реализацией идеи «Все во имя человека, все на благо человека!» стала культура общества массового потребления, изощренного консыомеризма, когда главным товаром становятся мечты, чаяния и надежды. Она создала невиданные ранее возможности удовлетворения самых различных потребностей и интересов, и, одновременно - манипуляции сознанием и поведением.

3. Способом организации ценностного содержания массовой культуры, обеспечивающим ее исключительную целостность и эффективность, является унификация социальных, экономических, межличностных отношений на основе рыночного спроса и цены. Практически все артефакты культуры становятся товаром, что превращает иерархию ценностей в секторы рыночной экономики, а на первый план выходят факторы, обеспечивающие эффективность их производства, трансляции и потребления: социальная коммуникация, возможности максимального тиражирования и диверсификации.

4. Массовая культура и ее отрасли обеспечивают аккумулирование и трансляцию базовых ценностей, обеспечивающих идентичность личности массового общества. С одной стороны, она обеспечивает адаптацию новых ценностей и смыслов, а также их рецепцию массовым сознанием. С другой - вырабатывает общий ценностно-смысловой контекст осмысления действительности в различных сферах деятельности, возрастных, профессиональных, региональных субкультурах.

5. Массовая культура мифологизирует сознание, реальные процессы, происходящие в обществе и даже в природе. Приводя все ценности к общему знаменателю потребности (спроса), массовая культура имеет ряд негативных последствий: ценностной релятивизм и вседоступность, культивирование инфантилизма, потребительства и безответственности. Поэтому обществу необходимы механизмы и институты защиты от этих негативных последствий. Эту задачу, прежде всего, должны выполнять система образования и подпитывающие ее гуманитарные науки, институты гражданского общества.

6. Массовая культура оказывается не только проявлением деструктивных тенденций, но и механизмом защиты от них за счет включения их в универсальное информационное поле имитации, «симулякров» «общества спектакля». Она создает комфортное существование для подавляющего большинства членов общества, переводя социальную регуляцию в режим самоорганизации, что обеспечивает ее способность к эффективному самовоспроизводству и экспансии.

7. Массовая культура обеспечивает принципиально новый тип консолидации общества, основанный на замене соотношения элитарной («высокой») и народной («низовой») культур воспроизводством универсального массового сознания (массового человека). В современном массовом обществе элита перестает быть создателем и носителем высоких образцов культуры для других слоев общества. Она - часть той же массы, противостоящая ей не в культурном отношении, а в обладании властью, возможностью распоряжаться ресурсами: финансовыми, сырьевыми, информационными, человеческими.

8. Массовая культура обеспечивает стабильность современного общества. Так, в условиях фактического отсутствия среднего класса и гражданского общества консолидацию российского социума осуществляют именно массовая культура и массовое сознание.

9. Сопоставление становления, развития и содержания российской и японской массовой литературы, показывает, что массовая культура проявляет зависимость от национально-этнических и культурно-исторических особенностей общества, в котором она возникает и развивается. Массовой литературе свойственна устойчивая система тематических ориентаций на чувственность, иллюзорность, занимательность, умеренность трагизма и комизма, знаменитых людей и события, определяя широкую представленность в ней жанров эротики, женского романа, фэнтези, детектива, исторического романа. При этом для японской массовой литературы характерны умеренность в подаче и соотношении комизма и трагизма, а также особая акцентуация цикличности времени. Российская массовая литература выражает традиционные установки на нравственный максимализм, обостренное чувство справедливости, нетерпимость и жесткость осмеяния и противостояния.

Практическая значимость результатов исследования заключается в следующем:

• Материалы, содержание и результаты диссертационного исследования могут использоваться в исследованиях, посвященных актуальным проблемам развития массовой культуры и межкультурного взаимодействия, равно как и для обобщающих работ по проблемам развития мирового культурного процесса.

• Содержание диссертации может быть использовано при подготовке лекций и спецкурсов по социальной философии, теории, истории и философии культуры в высшей школе, системе переподготовки и повышения квалификации. В большинстве существующих учебно-методических материалов наблюдается акцент на рассмотрении истории формирования и критике феномена массовой культуры. В то же время, понимание ценностно-смыслового содержания этого феномена, возможности сравнительного аксиологического анализа открывают новые возможности содержания и методического оснащения соответствующих курсов.

• На материале диссертационного исследования может быть разработан спецкурс «Аксиологическая компаративистика массовой культуры».

Апробация работы и практическое использование результатов осуществлялись по ряду направлений.

По материалам диссертации были представлены доклады и сообщения на региональных, всероссийских, международных конференциях и конгрессах, в том числе на: IV Российском философском конгрессе (Москва, 2005); международной конференции «Ребенок в современном мире» (СПб,

2005); международной конференции «Философия человека и современное образование» (СПб, 2004); международной конференции «Рациональность и свобода» (СПб, 2005); международной конференции "The Future of East Asia" (Токио, 2006); VI Российско-японском культурном симпозиуме (Dai rokkai nichiro bunsai shimpojiumu, Токио, 2006); российско-японской конференции по развитию двусторонних культурных связей (nichiro bunka kyokai, Токио,

2006).

Основные положения, теоретические и практические результаты исследования изложены в монографиях, статьях, тезисах, учебных изданиях. Всего по теме диссертации автором опубликовано более 22 работы, в том числе 4 монографии.

Материалы и результаты диссертации легли в основу проводимой автором при Посольстве России в Токио культурно-пропагандистской работы по разъяснению японской общественности особенностей современной российской культуры, в чтении лекций по вопросам российской и японской массовой литературы и т.д. Материал работы используется также при осуществлении взаимодействия с японскими СМИ, научными и общественными кругами этой страны (собрания, лекции, конференции).

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры ++++ РГПУ им. А.И.Герцена.

Структура работы строится в соответствии со сформулированными задачами исследования, в трех главах которого этот комплекс вопросов последовательно рассматривается.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии литературы по теме исследования, которая насчитывает 480 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Биричевская, Ольга Юрьевна, 2006 год

1. Powell I. Writers and Society in Modern Japan. Tokyo, 1983, p. 423.339 Op. Cit., p.410.

2. Strecher. M. Purely Mass or Massively Pure? // Monumenta Nipponica. 1996, № 51, p. 365.

3. Занимательность сюжета. Основание: масса не требует глубоких идей и тонкостей стиля. Нужна всепонятность без всяких попыток заставить читателя задуматься. Обязательна кульминация со счастливым концом.

4. Умеренность. Основание: масса хочет беззаботного смеха и слёз умиления вместо картин реальной жизни с её кричащими противоречиями.

5. Гройс Б. Утопия и обмен. М„ 1993, с. 15.

6. См. также Гудков Л.Д. Массовая литература как проблема. // Новое литературное обозрение. М., 1996, № 22, с.78-100.

7. Конкретную статистику, ее динамику и комментарии см. Дубин Б.В. Культурная репродукция и культурная динамика в России 1990-х годов. // Дубин Б. Слово-письмо-литература. М.: НЛО, 2001., с. 342350.

8. Массовая культура России конца XX века (фрагменты к.). Часть I. СПб, 2001, с.3-7.

9. Кончаловский А. Победа рынка над искусством. // Российская газета. № 25 (3694). 09.022.005, с. 12.

10. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

11. Аболин О.Ю., Корнилов М.Н. Теория «массового общества» в современной японской социологии. М., 1982. 32 с.

12. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности //Новый мир. 1988, No.8, 9.

13. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М.: Акад. исслед.культуры, 2001. 416 с.

14. Адорно Т.В., Хоркхаймер М.М. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М. Медиум; СПб: Ювента, 1997. 312 с.

15. Антропологическое измерение глобализационных процессов. Владимир: ВГУ, 2003.-183 с.

16. Аоки Т. Япония сегодня: культура общества «промежуточного типа». // Япония о себе и мире. Токио, 1983. № 1. с.47-55.

17. Арбитман Р. «.еще много-много раз!». //Хроника. 06.05.2005, с. 15.

18. Арендт X. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб: Алетейя, 2000. 437 с.

19. Ассман Я. Культурная память. М.: Языки славянских культур, 2004. -368 с.

20. Багновская H.H. Основы культурологии. М.: Академический проект, 2004.-288 с.

21. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. М.: Дом интелл. книги, 2003. 446 с.

22. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М.: Аспект-пресс, 2005. 176 с.

23. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. -616 с.

24. Барт Р Империя знаков. М.: Праксис, 2004. 144 с.

25. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 314 с.

26. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд. им. Сабашниковых, 2004. 512 с.

27. Батенин С.С. (ред.) Духовное производство и личность. JL: ЛГПИ,1983.- 146 с.

28. Батенин С.С. (ред.) Проблемы развития целостной личности. Л.: ЛГПИ,1984.- 154 с.

29. Батенин С.С. (ред.) Факторы развития человеческой субъективности. Л.: ЛГПИ, 1989.-144 с.

30. Батенин С.С. Человек в его истории. Л.: ЛГУ, 1976. 295 с.

31. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975.

32. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Аграф, 1994.

33. Белл Д. Америка как массовая культура. М.: Наука, 1981. 120 с.

34. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

35. Белл Д. Массовая культура и современное общество. // Америка. 1963, № 103.

36. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эпоху. М.: Логос, 2003. 350 с.

37. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. М.: Медиум, 1996. 240 с.

38. Бергсон А. Смех. М.: Искусство, 1992. 127.

39. Бердяев H.A. Самопознание. СПб, 1992.

40. Бердяев H.A. Судьба России. М.: Сов. писатель, 1990. 346 с.

41. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607 с.

42. Биричевская О.Ю. Творчество Кикути Кана и проблемы японской массовой литературы «тайсю бунгаку» в первой половине XX века. М., 2001.

43. Блок А. Собр. Соч.: В 8 т. М.; Л., 1962.

44. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

45. Богданова O.B. Постмодернизм в контексте современной русской литературы. 60-90-е годы XX века начало XXI века. СПб: Филол. ф-т СПб ГУ, 2004.-716 с.

46. Бодрийар Ж. Америка. СПб, 2000.

47. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург: УРГУ, 2000. 96 с.

48. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. — 389 с.

49. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999.-222 с.

50. Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad marginem, 2000. 136 с.

51. Бойм С. Китч и критический реализм. // Новое литературное обозрение. 1995, №15.

52. Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб: Лань, 2004. 672 с.

53. Борев В.Ю., Коваленко A.B. Культура имассовая коммуникация. М., 1986.

54. Борисова О., Макарова А. Дамский роман и его читатели. // Звезда. СПб, 1994, №11,с.195-199.

55. Бочарова О. Формула женского счастья. Заметки о женском любовном романе. //Новое литературное обозрение. М., 1996, № 22, с.291-297.

56. Брайнин-Пассек В. Производство и культура. // http://www.mmv.cityline/01-05-1998brainin.htm#l.

57. Бурдье П. Начала. М.: Sociologos, 1994.

58. Бурдье П. Практический смысл. СПб: Алетейя, 2001. 562 с.

59. Ваганов А.Г. Мифов NET. //Философские науки. М., 2004. № 2, с.5-29.

60. Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978.

61. Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний. // Новое литературное обозрение. М., 1966, № 22, с.303-330.

62. Валицкая А.Л. Русская эстетика XVIII в. М.: Искусство, 1983. 229 с.

63. Василенко В.А. Ценность и оценка. Киев: Наукова думка, 1964.

64. Вачнадзе Г. Всемирное телевидение. М., 1989.

65. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

66. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

67. Вежбицка А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. -416с.

68. Вехи. Из глубины. М., 1991.

69. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995.

70. Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М.: Русский язык, 1975. 386 с.

71. Власов В., Лукина Н., Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм. Терминологический словарь. СПб: Азбука-Классика, 2005. 320 с.

72. Вопросы теории социалистического искусства. М., 1980.

73. Восленский И. Номенклатура. М., 1991.

74. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. -С.111-112.

75. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб: СПб ГУ, 1996. 150 с.

76. Гавров С.Н. Модернизация во имя империи. Социально-культурные аспекты модернизационных процессов в России. М.: УРСС, 2004. 352 с.

77. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философии герменевтики. М.: Прогресс, 1988.-699 с.

78. Гвардини Р. Конец Нового времени. // Феномен человека: Антология. М„ 1993.

79. Герцен А.И. Собр. соч. М., 1950.

80. Гжегорчик А. Жизнь как вызов: введение в рационалистическую философию. М., 2000.

81. Глазычев В. Проблема «массовой культуры. // Вопросы философии. 1970, №12.

82. Глобальное пространство культуры. СПб: ЦИК, 2005. 526 с.

83. Голынко Д.Ю. Современный русский поставангард: направления, модели, стратегии. СПб, 1999.

84. Гончаров В. Русская фэнтези выбор пути. // Если. 1998. № 9.

85. Гордиенко Н.С. История религии. СПб, 1995.

86. Гордиенко Н.С. Национальные религии. СПб: Веды, 1995. — 39 с.

87. Гордин Я. Мятеж реформаторов. JL, 1989.

88. Горелов A.A. Культурология. М.: Юрай, 2002. 400 с.

89. Горюнов В.П. Философия общества. Спю ПТУ, 2005. 228 с.

90. Грамши А. Избранные произведения в 3-х томах. М.: Изд. иностр. лит., 1957-1959.

91. Гривнин B.C. Акутагава Рюноскэ: Жизнь: Творчество: Идеи. М., 1980.

92. Григоренко А.Ю. Сатана там правит бал: Критические очерки магии. Киев: Украина, 1991. 299 с.

93. Григоренко А.Ю. Сон разума рождает чудовищ: Критические очерки о мистике и иррационализме. JL: Лениздат, 1986. 176 с.

94. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. 1979.

95. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. М., 1986.

96. Гройс Б. Утопия и обмен. М.: Знак, 1993. 374 с.

97. Грякалов A.A. Структурализм в эстетике: (Критический анализ). Л.: ЛГУ, 1989.-173 с.

98. Губман Б. Современная философия культуры. М.: РОСПЭН, 2005. — 536 с.

99. Гудков Л.Д. Массовая литература как проблема. // Новое литературное обозрение. М., 1996, № 22, с.78-100.

100. Гуревич П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М.: Политиздат, 1980.

101. Гуревич П.С. Культурология. М.: Гардарики, 2003. 280 с.

102. Гэлбрейт Д. Новое индустриальное общество. М.: Аст, 2004. 602 с.

103. Гэлбрейт Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 2004. 788 с.

104. XXI век: Проблемы культуры. М., 2002. 138 с.

105. Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос, 2000. 184 с.

106. Делез Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995. 297 с.

107. Делез Ж. Различие и повторение. СПб: Петрополис, 1998. 384 с.

108. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. М., 1990.

109. Делез Ж., Гваттари Ф. Корневище ОБ. М., 1998. - 264 с.

110. Демина Л.Д., Прилепская Г., Юе Вэнь Бо. Специфика кросскультурных иерарзий ценностей российских и китайских менеджеров. // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Барнаул, 2003. Вып.8, с.128-141.

111. Денисова Г.В. В мире интертекста: язык, память, перевод. М.: Азбуковник, 2003.-298 с.

112. Деррида Ж. Эссе об имени. СПб: Алетейя, 1988. 328 с.

113. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб: Петрополис, 1999. 238 с.

114. Дианова В.М. Российский постмодернизм. Культурные ценности и практики культуры: структура духовного мира современной России. СПб: СПб филос. общество, 2003. 106 с.

115. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М.: Высшая школа, 1980. -224 с.

116. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов: проблема ценности и марксистская философия. М., 1967.

117. Дугин А. Поп-культура и знаки времени. СПб: Амфора, 2005. 495 с.

118. Дьяконова Е.М. Текст и интерпретация текста. Психология и социология чтения в Японии. // Япония: культура и общество в эпоху НТРМ., 1985.110. Ёнэдзава Ё. Страна комиксов. // Ниппония. Открытие Японии. Токио, 1999. №9, с.26-27.

119. Захаров A.B. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ. // Вопросы философии. М., 2003, № 9, с. 3-16.

120. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.

121. Земсков В. Мифосознание в кризисную эпоху. (Опыт анализа текущего материала массовой культуры). // Вопросы литературы. М., 1993.

122. Зиновьев A.A. Коммунизм как реальность. М.: ЭКСМО, 2003. 384 с.

123. Зиновьев A.A. На пути к сверхобществу. М.: Центрполиграф, 2000. -638 с.

124. Зиновьев A.A. Запад. Феномен западнизма. М.: Центрполиграф, 1995. -286 с.

125. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Киркозе З.И. Межкультурная коммуникация. Системный подход. Н.Новгород: НГЛУ, 2003. — 192 с.

126. Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. М.: Искусство, 1976.

127. Евстратов A.M. Массовая культура советского общества (20-30 гг.). Кострома: КТУ, 2001. 91 с.

128. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект-пресс, 2000. 620 с.

129. Ерунов Б.А. Мнение в системе человеческого познания. Л.: ЛГУ, 1973. -188 с.

130. Ерунов Б А. (ред.) Самосознание в философии. Л.: ЛГПИ, 1987. 152 с.

131. Ерунов Б.А. (ред.) Философское освоение мира человеком. Л.: ЛГПИ, 1979.- 181 с.

132. Ефимов Ю.И., Громов И.А. Человеческий фактор в культуре. Л.: Наука, 1989.- 192 с.

133. Иванов В.И., Назаров М.М. Массовая культура в условиях глобализации. //Социологические исследования. М., 2003. № 10, с.20-29.

134. Иванов Вяч. Вс. Родное и вселенское. М., 1994.

135. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. 2-е изд. СПб: Питер, 2005.-474 с.

136. Ильин И. О грядущей России. М., 1993. 320 с.

137. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. 384 с.

138. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

139. Информационное общество. Краснодар. 1997. 362 с.

140. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 2000. 432 с.

141. Исторический мир культуры. Ростов/Дону: Феникс, 2004. 544 с.

142. История и культура. М.: Логос, 2004. 472 с.

143. Исупов К.Г. История эстетической мысли. СПб: РГПУ, 2000. 159 с.

144. Исупов К.Г. (ред.) М.М.Бахтин: Pro et contra. СПб: РХГИ, 2001. 551 с.

145. Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб: ВГК, 1992. 155 с.

146. Йенсен Р. Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит бизнес. СПб: Стокгольмская школа экономики в СПб, 2004-270 с.

147. Кавелти Д.Г.Изучение литературных форм. //Новое литературное обозрение. М., 1996. № 22, с.33-64.

148. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. СПб: Петрополь, 2003. Кн. 1.-368 е.; Кн. 2. 320 с.

149. Каган М.С. Философия культуры. СПб: Петрополис, 1996. 416 с.

150. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб: Петрополис, 1997. -205 с.

151. Кагарлицкий Б. Периферийная империя. М.: Ультракультура, 2004. -528 с.

152. Какабадзе З.М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси, 1985.

153. Калашникова Е.М., Бестаева М.Р. К вопросу об осмыслении понятий «массовое сознание» и «сознание масс». // Новыек идеи в философии. Вып. 12. Пермь, 2003, с.38-43

154. Канетти Э. Масса и власть. M.: Ad marginem, 1997. 528 с.

155. Кант И. Собр. соч.: В 6 т. М., 1965.

156. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2004. 528 с.

157. Кара-Мурза A.A. «Новое варварство» как проблема российской цивилизации. М., 1995.

158. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. -385 с.

159. Кармин A.C. Культурология. СПб: Лань, 2003. 930 с.

160. Кармин A.C., Новикова Е.С. Культурология. СПб: Питер, 2004. 464 с.

161. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. М., 1992.

162. Карцева E.H. «Массовая культура» в США и проблема личности. М.: Наука, 1974. 192 с.

163. Касатонова Е. Танидзаки Дзюнъитиро и проблемы «массовой литературы в Японии. // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. М., 1994.

164. Ким Ле Чун. Идеологическая структура «массовой литературы» в Японии. //Правящие круги Японии: механизм господства. М., 1984.

165. Кириллова Н. Медиа-культура: От модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2005. 446 с.

166. Кляйн Н. No logo. Люди против брэндов. М.: Добрая книга, 2003 624 с.

167. Кожинов В.В. О русском национальном сознании. М.: Алгоритм, 2004. -416с.

168. Козлова H.H. Критика концепции «массовой культуры» Маршалла Маклюэна. М.: МГУ, 1976. 22 с.

169. Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997. 236 с.

170. Колеватов В.А. Социальная память и познание. М., 1984.

171. Колесов Д.В. Человек и толпа. М.: Модэк, 2001. 458 с.

172. Коммуникация в современной науке. М., 1976.

173. Конди Н., Падунов В. Макулакультура или вторичная переработка культуры. // Вопросы литературы. М., 1991, № 1.

174. Конрад Н.И. Японская литература. M., 1974.

175. Кончаловский A.C. Победа рынка над искусством. // Российская газета. № 25 (3694). 09.022.005, с. 12.

176. Корнилов М.Н. Герои и жанры массовой культуры Японии. //Человек: образ и сущность. Массовая культура. М., 2000, с.161-185.

177. Корнилов М.Н. Постмодернизм и культурные ценности японского народа. М., 1995. 38 с.

178. Корнилова O.A. Языковые картины мира как отражение национальных менталитетов. М.: МГУ, 200. 45 с.

179. Корольков A.A., Петленко В.П. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. М.: Наука, 1977. 391 с.

180. Костина A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: МГСА, 2003. 404 с.

181. Кравченко А.И. Культурология. М.: Академический проект, 2003. 704 с.

182. Кравченко В.И. Власть и коммуникация: проблемы взаимодействия в информационном обществе. СПб: СПбГУЭиФ, 2003. 271 с.

183. Краткая история литературы Японии. Курс лекций. JL, 1995.

184. Краткая литературная энциклопедия. М., 1978,

185. Кристева Ю. Бог есть агапэ. // Позиции современной философии. Вып.2. СПб, 2000.

186. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М.: РОСПЭН, 2004.-656 с.

187. Круглов А. Массовая культура. //Здравый смысл. 1997. № 5, с.27-31.

188. Куайн У.В.О. Слово и объект. М.: Праксис, 2000. 385 с.

189. Кукаркин A.B. Буржуазная массовая культура. М.: Политиздат, 1985. -268 с.

190. Культура и культурология. Словарь. (Сост. И ред. А.И.Кравченко). М.: Академический проект, 2003. 928 с.

191. Культурология. /Под ред. Н.Г.Багдасарьян. М.: ВШ, 2004. 709 с.

192. Культурология. /Ред. А.А.Радугин. М., 1998.

193. Культурология. M.: Юрайт, 2005. 566 с.

194. Культурология. М.: Альфа-М, 2003. 432 с.

195. Культурология. Ростов/Дону: Феникс, 2005. 576 с.

196. Культурология. XX век. Словарь. СПб: Университетская книга, 1997. -640 с.

197. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

198. Лавров П.А. Исторические письма. СПб, 1906.

199. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: УРСС, 2004.-256 с.

200. Лебедев A.A. Честь. М., 1989.

201. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб: Макет, 1995. 541 с.

202. Левинас Э. Избранное. Трудная свобода. М.: РОССПЭН, 2004. 752 с.

203. Левяш И.Я. Культурология. М.: Айрис-пресс, 2005. 576 с.

204. Лезгина М.А. О детерминации прогнозирования. Л.: ЛГУ, 1983. 111 с.

205. Лелеко В.Д. Эстетика повседневности в европейской культуре. Спб: СПб ГУКИ, 2002. -320 с.

206. Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 2003. 288 с.

207. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб: Алетейя, 1998. 160 с.

208. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. Екатеринбург: УГПУ, 1997. -317с.

209. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: МГУ, 1982. 480 с.

210. Лосский Вл. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Изд. Центр «СЭИ»

211. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

212. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема. // Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб, 1977, с.823-824.

213. Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. СПб: Искусство-СПб, 2004. 704 с.

214. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб: Академический проект, 2002. 543 с.

215. Лоуренс Д.Г. Review на англ. издание «Уединенного» (1927 г.) // Начала. 1992, № 3. С.82-83.

216. Луков В.А. История литературы. М., 2003.

217. Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.

218. Львова М. Японская драматургия. М, 1988.

219. Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М.: Дело, 1999. — 440 с.

220. Лэш К. Восстание элит. М.: Логос & Прогресс, 2002. 224 с.

221. Макаров М.Г. Категория «цель» в домарксистской философии. М.: Наука, 1974.-180 с.

222. Макаров М.Г. Категория «Цель» в марксистской философии и критика телеологии. Л.: Наука, 1977. 188 с.

223. Макаров М.Г. Сложность и вариативность категорий диалектики. Л.: Наука, 1988.- 179 с.

224. Малюга Ю.Я. Культурология. М.: ИНФРА-М, 2004. 333 с.

225. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Канон-Пресс-Ц, 2003. 464 с.

226. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб: Алетейя, 2001. 346 с.

227. Марков А.П. Аксиологические и антропологические ресурсы национально-культурной идентичности. СПб: ГУП, 2000.

228. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.:АСТ, 2003. 331 с.

229. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев: ГБУЮ, 1995. 314 с.

230. Массовая коммуникация и массовое сознание. М.: МГИМО, 2003. 175 с.

231. Массовая культура. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. 304 с.

232. Массовая культура. М.: ИНИОН РАН, 2000. 284 с.225. «Массовая культура» иллюзии и действительность. М.: Искусство, 1976.-208 с.

233. Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». М.: Гуманитарий, 2003. 512 с.

234. Массовая культура и массовое сознание. М.: МГИМО, 2002. 275 с.

235. Массовая культура и социально-культурный авангардизм в буржуазном обществе. М.: Наука, 1976. 205 с.

236. Массовая культура на рубеже XX и XXI веков. М.: ИЯ РАН, 2003. -367 с.

237. Массовая культура России конца XX в. СПб. Ч. 1,2001. 223 е.; 4.2, 2001.-303 с.

238. Массовая культура: Современные западные исследования. М.: ФНИ «Прагматика культуры», 2005.-339 с.

239. Массовая литература в странах Азии и Африки. (Сб. статей). М.: Наука, 1985.-276 с.

240. Массовая литература и кризис буржуазной культуры Запада. М.: Наука, 1974.-224 с.

241. Массовое сознание и массовая культура в России. История и современность. М.: РГГУ, 2004.-227 с.

242. Массовые информационные процессы в современной России. М.: РАГС, 2002.-302 с.

243. Массовые коммуникации в современной России. М.: РАГС, 2003. 158 с.

244. Межкультурные коммуникации и проблема национальной идентичности. Воронеж, 2002. 481 с.

245. Мельникова И.В. Тамэнага Сюнсуй. «Сливовый календарь любви». СПб, 1994.

246. Ментальность россиян: (Специфика сознания больших групп населения России). М.: Имидж-Контакт, 1997. 477 с.

247. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

248. Мировая художественная культура, (ред. Л.М.Мосолова, А.П.Валицкая). Л.: ЛГПИ, 1991.

249. Мифы народов мира в двух томах. М., 1982.

250. Михайловский В.Н., Хон Г.Н. Диалектика формирования современной научной картины мира. Л.: ЛГУ, 1989. 125 с.

251. Михайловский Н.К. Полн. собр. соч. М., 1907.

252. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. М.: Аспект-пресс, 2004. 379 с.

253. Можаровский В.В. Критика догматического мышления и анализ религиозно-ментальных оснований политики. СПб: ОВИЗО, 2002. 272 с.

254. Мозелов А.П. (ред.) Хрестоматия по культурологии. СПб: Петрополис, 1999.-301 с.

255. Молчанов В.В. Миражи массовой культуры. Л., 1984.

256. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. 406 с.

257. Морен Э. Из книги «Дух времени». // Киноведческие записки. 2000, № 45.

258. Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.

259. Московичи С. Век толп. М.: ЦПиТ, 1998. 480 с.

260. Мосолова Л.А. (ред.) Основы теории художественной культуры. СПб: Лань, 2001.-288 с.

261. Моул Д. Европейская культура бизнеса. Харьков: Скорпион, 1999. — 208 с.

262. Мунье Э. Персонализм. М., 1993.

263. Мур Дж. Принципы этики. М., 1984.

264. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М., 1996.

265. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. Синергетика, психология, прогнозирование. М., 2004.

266. Назаров М.М. Массовые коммуникации в современном мире: Методология анализа и практика исследования. М.: УРСС, 2003. 239 с.

267. Налимов В.В. Искушение Святой Руси. Сыктывкар: Коми кн. изд., 2001.-350 с.

268. Народная литература. //Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. СПб, 1897, с.574.

269. Нарочицкая H.A. Россия и русские в мировой истории. М.: Международные отношения, 2004. 536 с.

270. Наука и ценности. Новосибирск, 1987.

271. Наука и ценности. J1., 19990.

272. Науменко Т.А. Социология массовой коммуникации. СПб: Питер, 2005. -288 с.

273. Немчинова Н.Б. Массовая культура и общественное сознание.//Новые пути науки о культуре. М., 2002, с. 22-25.

274. НещадинА.А., Горин Н.И. Феномен города: социально-экономический анализ.М.: Изограф, 2001.

275. Никифорова И.Д. Массовая литература специфика и функции. //Массовая литература в странах Азии и Африки. М., 1985, с.3-15

276. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М., 1984

277. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. СПб: Стокгольмская школа экономики в СПб, 2000.

278. Народная литература. //Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. СПб, 1897, с.573-578.

279. Общество и политика. СПб, 2000.

280. Оганов A.A., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.-416 с.

281. Орлов В.А. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Прогресс-Традиция, 2002.

282. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: ACT, 2003. 509 с.

283. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

284. Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 2005. 615 с.

285. От массовой культуры к культуре индивидуализированных миров. Новая парадигма цивилизации. М.: ГИИ, 1998.

286. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

287. Пайпс Р. Собственность и свобода. М., 2000

288. Панибратов В.Н. Категория «закон»: Проблема истории и объективно-диалектического содержания. Л.: Наука, 1980. 128 с.сти

289. Паршин П.Б. Заметки о моделях мира современной российской коммерческой рекламы. // Текст. Интертекст. Культура. М.: Азбуковник, 2001, сс. 554-572;

290. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб: Питер, 2005. 480 с.

291. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура: теория и история. СПб: СПб ГУКИ, 1999. 211 с.

292. Пирогов Г.Г. Глобализация и цивилизационное многообразие мира. Ч. 1-2. М., 2002.

293. Платон. Соч. в трех томах. М.: Мысль, 1970.

294. Платонова Э.Е. Культурология. М.: Академический проект, 2003. — 784 с.

295. Плахов В.Д. Социальные нормы. М., 1985.

296. Подъяблонская Н. Как возникают женские романы. // Октябрь. М., 1998, № 12, с. 169-172.

297. Поздняков Э.А. Философия свободы. М., 2004. 502 с.

298. ПоланиМ. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.

299. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.

300. Постмодернизм. Энциклопедия. Минск: Интерпресссервис; Книжный Дом, 2001.- 1040 с.

301. Постмодернизм и культура: материалы «круглого стола». // Вопросы философии. 1993. № 3, с.3-8.

302. Постмодернизм: pro et contra. Тюмень, 2002. 187 с.

303. Потебня А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993. 284 с.

304. Почепцов Г.Г. Социальная коммуникация. М.: Рафл-бук, 2003. 486 с.

305. Проблемы теории и истории литературы: Массовая литература. СПб,1998.

306. Пропп В .Я. Морфология волшебной сказки. СПб, 2002.

307. Пришвин М.М. Незабудки. М., 1960.

308. Проблема ценности в философии. M.-JL, 1966.

309. Пружинин Б.И. Рациональность и историческое единство научного знания. М., 1986.

310. Разлогов К.Э. Глобальное и/или массовое? //Общественные науки и современность. М., 2003. № 2, с. 143-156.

311. Разлогов К.Э. и др. Дар или проклятие? Проблемы массовой культуры. М., 1994.

312. Райе Э., Райе JL Расцвет пиара и упадок рекламы: Как лучше всего представить фирму. М.: Изд-во ACT, 2004. 313 с.

313. Рашковский Е.Б. На оси времени. Очерки по философии истории. М.,1999.

314. Рёхо К. М.Горький и японская литература М., 1965.

315. Рехо К. Массовая литература Японии в свете современной идеологической борьбы. // Современная литература Азии и Африки и идеологическая борьба. М., 1982.

316. Рёхо К. К проблеме творческого метода японской демократической литературы. // Литературы зарубежной Азии в современную эпоху. М., 1971.

317. Розин В.М. Культурология. М.: Гардарики, 2004. 462 с.

318. Розов М.А. Проблемы эмпирического анализа научных знаний. Новосибирск, 1977

319. Роллан Р. Собрание сочинений, т.14. М., 1958.

320. Российская цивилизация: специфика массовых решений. М., 2003. -176 с.

321. Руднев В. Прочь от реальности. Исследования по философии текста. М.: Аграф, 2000.-429 с.315. Русская идея. М., 1992.316. Русский узел. М., 1999.

322. Ручка A.A. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев, 1987.

323. Савинков Б. Избранное. Л., 1990.

324. Садохин А.П. Межкультурные коммуникации. М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2004.-288 с.

325. Самохвалова В.И. Массовая культура как парадигма утверждения нетворческого бытия. //Полигнозис. М., 2003. № 3, с.86-103.

326. Сапковский А. Дорога без возврата. М.: ACT, 1999.

327. Сапронов П.А. Культурология. СПб: Лениздат-Союз, 2001. 560 с.

328. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М., 2000.

329. Свиридов А. Малый типовой набор для создания гениальных произведений в стиле фэнтези. //Миры, что рядом. М.: Траян-Р, 1996, с.535-539.

330. Селиванов Ю. Сознание масс-медиа. М., 2002. 133 с.

331. Семенов В.А. Массовая культура в современном мире. Л.: Знание. 16 с.

332. Сеннет Р. Падение публичного человека. М.: Логос, 2002. 424 с.

333. Сержантов В.Ф. Гречаный В.В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. Л.: ЛГУ, 1989. -216 с.

334. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. М.: Флинта: Наука, 200. 608 с.

335. Скоропанов И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. СПб: Невский простор, 2001. 416 с.

336. Смирнова Н.В. Таяма Катай и японский натурализм. Л., 1986.

337. Смольская Е.П. «Массовая культура». Развлечение или политика?. М., 1986.

338. Смысл жизни личности в эпоху посткнижной культуры. Саратов: СГУ,2003. 220 с.

339. Современная социальная теория. Новосибирск: НГУ, 1995.

340. Современный либерализм. М., 1998.

341. Соколов Е.Г. Аналитика масскульта. СПб: Филос. общ-во, 2001. 280 с.

342. Соколов Э.В. Культурология: очерки теории культуры. М.: Интерпракс, 1994.-272 с.

343. Соломоник А. Позитивная семиотика. (О знаках, знаковых системах и знаковой деятельности). Минск: МБИТ, 2004. 191 с.

344. Соломоник А. Философия знаковых систем и язык. Минск: МБИТ,2004. 205 с.

345. Сорокин П. А. Человек, цивилизация и общество. М.: Политиздат, 1991.-543 с.

346. Соссюр Ф. Де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.

347. Социальные ценности и нормы. Киев, 1976.

348. Сравнительное изучение цивилизации: Хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 2001.-556 с.

349. Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка. // Языки русской культуры. М.: Наука, 1998, с.78-88.

350. Столович Л.Н. Кпасота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994.

351. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М. 1972.

352. Столяренко Л.Д. Культурология. М.: ИКЦ Март-Т, 2004. 352 с.

353. Страссман П.А. Информация в век электроники. М., 1987.

354. Суворов H.H. Элита и масса в пространстве посткультуры. //Философский Петербург. М.: Гуманитарий, 2004., с. 380-396.

355. Суворов H.H. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма. СПб: СПб ГУКИ, 2004. 372 с.

356. Сулимов В.А, Текстовая деятельность, культура, коммуникация. Сыктывкар: КГПИ, 2003. 98 с.

357. Сулимов В.А. Философия и логика русского языкового континуума. М., 2005. 96 с.

358. Сухарев Ю.А. Глобализация и культура. Глобальные изменения и культурные трансформации в современном мире. М., 1995.

359. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 328 с.

360. Тард Г. Личность и толпа. СПб: А.Большаков и Д.Голов, 1903. 178 с.

361. Текст. Интертекст. Культура. М.: Азбуковник, 2001.

362. Темпорал П. Эффективный бренд-менеджмент. СПб: Нева, 2004. 288 с.

363. Теоретическая культурология. М.: Академический проект, 2005. 624 с.

364. Теплиц К.Т. Все для всех: Массовая культура и современный человек. М.: ИНИОН, 1999.- 124 с.

365. Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока» М., 1994.

366. Терещенко H.A. Постмодерн как ситуация философствования. СПб: Алетейя, 2003. 192 с.

367. Тимофеев В.Г. Использование моделей и формул массовой литературы авторами художественных произведений. // Проблемы теории и истории литературы: Массовая литература. СПб, 1998, с. 16-21.

368. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М.: Айрис-пресс, 2003. -588 с.

369. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс, 1995. 624 с.

370. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960.

371. Тулмин Ст. Человеческое понимание. М., 1984.

372. Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. СПб: Алетейя, 2002. 677 с.

373. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Языки русск. Культуры, 1995.-360 с.

374. Успенский Б.А. Этюды о русской культуре. СПб.: Азбука, 2002. 474 с.

375. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспаст-пресс, 2004.-400 с.

376. Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.

377. Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций. СПб: Питер, 2004.-397 с.

378. Филлипс Ф., Йоргенсен М.Р. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков: Гуманитарный центр, 2004. 328 с.

379. Философские основания эстетики постмодернизма. М.: ИНИОН, 1993. -41 с.

380. Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции. // Общественные науки. 1998. № 6, с. 138-148.

381. Франк С.Л. Соч. М.: Правда, 1990.

382. Франк С.Л. Теория ценности Маркса и ее значение. СПб, 1900.

383. Франк С.Л. Философия и жизнь. СПб, 1910.

384. Французская семиотика: от структурализма к постмодернизму. М.: Прогресс, 2000. 522 с.

385. Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура. М.: Ренессанс, 1992. 289 с.

386. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М.: ACT, 2004. 571 с.

387. Фромм Э. Иметь или Быть? Киев, 1998. 330 с.

388. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Магистериум: Касталь, 1996.-446 с.

389. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб: Университет. Кн., 1997.-574 с.

390. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. М.: Аст, 2004. 349 с.

391. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М.: Весь мир, 2002. -144 с.

392. Хаксли О. Вечная история. М.: РЕФЛ-бук; Киев: Ваклер, 1997. 330 с.

393. Хантингтон С.П. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: ACT, 2004. 635 с.

394. Хантингтон С.П. Столкновение цивилизаций. М.: ACT, 2003. 603 с.

395. Хевеши М.А. Толпа, массы, политика: историко-философский очерк. М.: ИФРАН, 2001.-223 с.

396. Химанен П., Кастелс М. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель. М.: Логос, 2002. 224 с.

397. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. М.-СПБ, 1997;

398. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

399. Химанен П., Кастелс М. Информационное общество и государство благосостояния.: Финская модель. М.: Логос, 2002. 224 с.

400. Хорни К. Женская психология. СПб: ВЕИП, 1993. 223 с.

401. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Айрис-пресс, 2004. 464 с.

402. Хренов H.A. Культура в эпоху социального хаоса. М.: Эдиториал УРСС, 2002.-464 с.

403. Художественная жизнь современного общества. Том. 1. Субкультуры и этносы в художественной жизни. СПб, 1996. 238 с.

404. Цветущая сложность. Разнообразие картин мира и художественных предпочтений субкультур и этносов. СПб: Алетейя, 2004. 544 с.

405. Ценности и оценки. М., 1972.

406. Ценности и ценностные ориентации: региональные и глобальные аспекты. Смоленск: СГУ, 2002. 162 с.

407. Ценностные ориентации в гуманитарном познании. Научно-аналитический обзор. Киев, 1989.

408. Чаадаев П.Я. Поли. собр. сочинений и избранные письма. В 2 тт. М., 1991.

409. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.

410. Чегодаева М. Массовая культура и социалистический реализм. // Вопросы искусствознания. М., 1997, №1, с. 115-128.

411. Человек и его ценности. 4.1-2, М., 1988.

412. Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. М., 2003.

413. Шестаков В. Американская культура 70-х годов: имиджи и стереотипы. // Вопросы литературы. 1981, № 7, с. 118-131.

414. Шоу Б. Полное собрание пьес в шести томах. М., 1980.

415. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: Айрис-пресс, 2003. Т.1.-524 е.; Т.2. 612 с.

416. Шпет Г.Г. Сознание и его собственник. // Георгию Ивановичу Челпанову от учеников его семинариев в Киеве и Москве 1891-1916. Статьи по философии и психологии. М., 1916.

417. Эйдемиллер И.В., Лебедева А.Ю. Мир фэнтези. // Звезда. 1993, №№ 1011, с.201-204.

418. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Эко У. Имя розы. М.: Кн. палата, 1989.

419. Эко У. Открытое произведение: форма и неопределенность в современной поэтике. СПб: Акад. проект, 2004. 384 с.

420. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб: Петрополис, 1998.-431 с.

421. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. М., 1989.

422. Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе. М.: Высшая школа, 2005. 495 с.

423. Эпштейн М.Н. Философия возможного. Модальности бытия и культуры. СПб: Алетейя, 2001.

424. Яковенко И.Г. Переходные эпохи и эсхатологические аспекты ментальности. //Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследований художественной культуры в переходных процессах. М.: Наука, 2002, с. 136-149.

425. Яковлева A.M. Кич и художественная культура. М., 1990.

426. Ямпольский М.Б. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993.422. На английском языке:

427. Abbate J. Inventing the Internet. Cambridge (MA): MIT Press, 1999.

428. Aldiss B.W. Trillion Year Spree: The History of Science Fiction. N.Y.: Athen eum, 1986.

429. America as a Mass Society. L.: Collier-Macmillan, 1963.

430. Bensman J., Rosenberg B. An Introduction to Sociology. Mass, Class and Buereaucracy. N.Y.: Praguer, 1976. 536 p.

431. Bourdieu P. The Logic of Practice. Stanford (Calif.), 1990.

432. Buruma I. A Japanese Mirror: Heroes and Villains of Japan Culture. L., 1984.-242 p.

433. Castels M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Oxford: Blackwell, 2000.

434. Clute J., Grant J. The Encyclopedia of Fantasy. L.: Orbit, 1999. 1076 p.

435. Eco U. Apokaliptiker und Integrierte: Zur kritischen Kritik der Massenkultur. Frankfurt/Main, 1992. 312 p.

436. Eco U. The Narrative Structure in Fleming., p. 146-160.

437. Gans H. Popular Culture and High Culture. N.Y., 1974. 342 p.

438. Giddens A. Modernity and Self-Identity. Self and Society in the Late Modern Age. Stanford (Cal.), 1991. 256 p.

439. Greene S., Sewell R. Best Sellers // Handbook of American Popular Literature. New York, 1981.

440. Hayles K.N. How We Became Posthuman: Virtual Bodies in Cybernetics, Literature, and Informatics. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1999.

441. Hearth and Home: Images of Women in Mass Media. N.Y., 1978.

442. Hofstede G. Cultures and Organisations: Software of the Mind, Intercultural Cooperation and its Importance for Survival. Maidenhead, 1991. — 327 p.

443. Hofstede G. Culture's Consequences: International Differences in Work-Related Values. Newbury Park (Ca), 1980.

444. Hollinger R. Postmodernism and Social Sciences. A Thematic Approach. L., 1994.

445. Inglis F. Media Theory. An Introduction. Oxford, 1996.

446. Jameson F. Postmodernism or The Cultural Logic of Late Capitalism. L., N.Y., 1991.

447. Kripke. S.A. Naming and necessity. Oxford, 1980. 234 p.

448. Kroker A., Cook D. The Postmodern Scene: Excremental Culture and Hyper-Aesthetics. N.Y., 1986. 368 p.

449. Large P. The Micro Revolution Revisited. New Jersey: Rowman and Allanheld, 1984.

450. McLuhan M., Powers R. The Global Village: Transformations in World and Media in 21st Century. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1996.

451. Managing the Commons. San Francisco, 1977.

452. Modleski T. Studies in Entertainment. Bloomington, 1986.

453. Modernism/Postmodernism. L., N.Y.: Logman, 1992.

454. Modleski T. Studies in Entertainment. Bloomington, 1986.

455. Morris Ch.W. Foundation of the Theory of Signs. Chicago, 1938.

456. Morris Ch.W. The Language of Value. N.Y., 1957

457. Postmodernism and Its Discontents. Theories, Practices. L., N.Y., 1988.

458. Powell I. Writers and Society in Modern Japan. Tokyo, 1983.

459. Rawls J. A Theory of Justice. Cambridge (Mass.), 1971.

460. Richie D. A Lateral View: Essays on Contemporary Japan. Tokyo, 1987. -208 p.

461. RokeachM. The Nature of Human Values. N.Y.-L., 1973

462. Rose M.A. The Post-Modern and Post-Industrial: A Critical Analysis. Cambridge, 1996.

463. Sandel. M. Liberalism and the Limits of Justice. Cambridge, 1982.

464. Seventy-seven Keys to the Civilization of Japan. Osaka, 1985. 315 p.

465. Shils E. Mass Society and Culture. // Daedalus. 1960, № 2.

466. Social and Moral Values: Individual and Societal Perspectives. Hillsdale, 1989.

467. The Social Context and Values. Washington D.C., 1989.

468. Strecher M. Purely Mass or Massively Pure? // Monumenta Nipponica. 1996, №51.

469. Symposion. A Journal of Russian Though. 1996. Vol.1.

470. Turt Ch. Waking Up. Boston, 1986.

471. Values and Future: The Impact of Thechological Change on American Values. Chicago, 1989.468. На японском языке:

472. Ара Масахито. Тайсю бунгаку. (История массовой литературы). Токио, 1963.

473. Кикути Кан. Мумэй сакка-но никки (Дневник неизвестного писателя) Токио, 1953.

474. Кикути Кан. Мэйбун то бибун. (Хорошие произведения или красивые произведения) // Гэндай бунсё кихан. (Образцы современных литературных сочинений) Токио, 1942.

475. Кикути Кан. Симабара синдзю: (Самоубийство в Симабара) // И была любовь, и была ненависть (Онсю:-но каната-ни) Токио, 1952.

476. Манабэ Мотоюки. // Тайсю бунгаку дзитэн. (Словарь массовой литературы) Токио, 1967.

477. Мондзи Масаюки. Гэндаф Нихон но сякай исики ко: дзо. Токио, 1995. - 133 с.

478. Мусасино Дзиро. Тайсю бунгаку сирон. (Пробный очерк по массовой литературе) // Тайсю бунгаку си (История массовой литературы) Токио, 1963.

479. Одзаки Хоцуки. Тайсю бунгаку рон (О массовой литературе). Токио, 1965.

480. Окуно Такэо. Нихон бунгакуси (История японской литературы) Токио, 1970.

481. Сэнума Сигэки. Тайсё бунгаку си. (История литературы годов Тайсё). Токио, 1985.

482. Таками Дзюн. Дзюн бунгаку когэки-э но коги Гундзоянв. 1962.

483. Хаяси Масими. Тайсю то. Пуроритариа то. (Массовая и пролетарская). Сёвабунгаку кэнкю, 1992, № 56.

484. Хирано Кэн. Дзюн бунгаку то тайсю бунгаку. (Чистая литература и массовая литература). Гундзо. Дек. 1961.

485. Цудзимура Акира. Нихон бунка то комюниккэсён (Японская культура и коммуникация). // Асахи нэнкан (Ежегодник Асахи) Токио, 1978.

486. Цуруми Синсукэ. Тайсю бунгаку рон. (О массовой литературе). Роккё, 1985.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.