Проблема эволюции творчества Ю. Шесталова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Динисламова, Светлана Силиверстовна

  • Динисламова, Светлана Силиверстовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 216
Динисламова, Светлана Силиверстовна. Проблема эволюции творчества Ю. Шесталова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Санкт-Петербург. 2007. 216 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Динисламова, Светлана Силиверстовна

Введение.

Глава 1. Творчество Ю. Шесталова в оценках отечественных и зарубежных исследователей.

Глава 2. Творческая биография Ю. Шесталова.

2.1. Творчество Ю. Шесталова в контексте истории мансийской литературы.

2.2. Ю. Шесталов о своем творчестве.

2.3. Проблема периодизации творчества Ю. Шесталова.

2.4. Особенности и закономерности творческого пути Ю. Шесталова.

Глава 3. Развитие основных тем и мотивов в творческой эволюции

Ю. Шесталова.

3.1. Автобиографические мотивы творчества Ю. Шесталова.

3.1.1. Эволюция образа лирического героя.

3.1.2. Эволюция образа матери.

3.2. Тема родины.

3.3. Тема природы. Мотив воды.

3.4. Мифо-фольклорные основы творчества Ю. Шесталова.

3.5. Религиозно-философские аспекты творчества Ю. Шесталова.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема эволюции творчества Ю. Шесталова»

Актуальность исследования. О творческом пути Ювана (Ивана Николаевича) Шесталова, насчитывающем теперь уже более полувека, написано немало критических и литературоведческих работ. В разное время его достижения и опыт исследовали и оценивали Ю.Л. Прокушев, В.А. Солоухин, А.В. Пошатаева, И.Ф. Смольников, В. Лавров, В.Д. Лебедев, Н.Г. Качмазова, Г.И. Данилина, В.В. Огрызко, К. Надь, Г.Н. Ионин и др. Интерес к словесному искусству выдающегося поэта и прозаика, публициста, именуемого основоположником младописьменной мансийской национальной литературы, не случаен. Шесталов как творческая личность ярко индивидуален, своеобразен, ни на кого не похож. Вместе с тем он отразил в своем развитии поворотные этапы истории родного народа и страны в целом. Он чрезвычайно чутко и темпераментно реагировал на все изменения в обществе, начиная с конца 50-х годов и до начала нового века. При этом редко кто из российских писателей так активно и глубинно осознал драматизм переходного периода в судьбе России сегодня. Динамичность и многоэтапность, острая современность позиции писателя не нарушали целостности его художественного мира. Эта особенность творческой эволюции Шесталова не получила до сих пор должной оценки и не подвергалась системному и последовательному изучению. В ряде статей (их около двухсот), к тому же появлявшихся в разные десятилетия, содержится образно-тематический сопоставительный анализ отдельных произведений писателя и самые предварительные выводы и предположения. Ни одной монографии, которая охватывала бы все творчество Шесталова, до сих пор нет. Обобщающая работа К. Надь (на венгерском языке, 100 стр.) посвящена шестидесятилетнему юбилею поэта и, таким образом, не охватывает его творческий опыт «на грани столетий». Фундаментальное исследование Е.В. Чепкасова доведено лишь до 1990-х годов и не учитывает последние шестнадцать лет - период наиболее напряженных религиозно-философских и художественных исканий писателя, вызывающих сейчас противоречивые и резко противоположные оценки. Таким образом, тема нашего исследования, посвященная творческой эволюции Шесталова, является актуальной не только по причине недостаточной изученности интересующих нас проблем, но и в силу актуальности самого материала. Юван Шесталов продолжает писать и сейчас. Далеко не всё созданное им в последние годы, опубликовано. Мы имели возможность познакомиться с рукописями поэта и учесть их в нашей работе.

Объектом исследования является все творчество Шесталова (с 1955 года по настоящее время) на мансийском и русском языках. Помимо лирики, поэм, художественной прозы, книг для детей, публицистики, еще не опубликованных произведений, объектом исследования также являются суждения самого поэта о своем творчестве, полученные в результате многочисленных, систематических бесед с писателем.

Предмет исследования — выявление особенностей, закономерностей и этапов творческой эволюции Ю.Н. Шесталова.

Гипотеза исследования. Творческая эволюция Шесталова системно будет исследована, если: рассматривать совокупность произведений писателя как единый развивающийся текст; положить в основу исследования совокупность факторов, как субъективных, так и объективных, влияющих на этапность и содержательную последовательность эволюционных процессов в творчестве Шесталова (этапы внутреннего самоопределения писателя; связь с литературным процессом; факторы внелитературного порядка); выявить корни, предпосылки эволюция писателя, определившие закономерность его творческих исканий, проанализировать произведения Шесталова в контексте сопоставлений с мансийским фольклором и родной литературой; осмыслить, как поэт решал для себя на разных этапах своего развития проблему традиций и новаторства; проследить метаморфозы основополагающих тем и мотивов, раскрывающих мировоззрение Шесталова в разные периоды литературной деятельности; осмыслить личное мнение писателя о своем творческом пути; системно раскрыть современный, малоизученный этап публицистического и художественного творчества Шесталова, связанный с обоснованием и проповедью учения о космическом, планетарного сознании (сознании Торума); изучить последние, еще не опубликованные произведения писателя.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования — определить доминанты развития и обновления творческого метода писателя, позволяющие объяснять и прогнозировать своеобразие его пути в искусстве слова.

Для достижения цели было необходимо решить следующие задачи: изучить научно-критическую литературу в аспекте темы исследования; обосновать периодизацию творческого пути Шесталова; рассмотреть все творчество писателя в качестве единого развивающегося текста, имеющего свою внутреннюю логику развития; проанализировать опыт работы над незавершенным романом-камланием «Откровение Крылатого Пастэра» - итог духовно-нравственных и религиозных, эстетических и художественных исканий писателя; на материале произведений Ю. Шесталова проследить этапы формирования авторского мироощущения, выявив доминанты, определяющие структуру и динамику его художественного мира в контексте эволюции писателя; в ходе конкретного анализа текстов выявить преемственную и диалоговую связь отдельных произведений, соединяющую их в единый развивающийся текст.

Научная новизна исследования определяется тем, что в работе впервые предпринята попытка системного изучения всего творчества Ювана Шесталова, включая поздние, еще не опубликованные его произведения; привлечен автокомментарий писателя, содержащий в себе материал по теме исследования (биографическое, проблемное и стилевое осмысление Юваном Шестовым своего творчества; вариант авторской периодизации и др.); на основе соотнесения субъективных и объективных данных, выявления роли этапных произведений предложена новая периодизация творчества поэта; прослежено развитие основных тем и мотивов, объединяющих лирику, поэмы, прозу и публицистику Шесталова; особое внимание уделено анализу его позднего творчества в ретроспективе и перспективе творческой эволюции; становление, развитие и обновление метода Шесталова осмысляется в контексте истории мансийской литературы (предшественники - современники); дан историко-литературный прогноз дальнейших исканий писателя.

Теоретико-методологической основой исследования явились труды философов, филологов, теоретиков и историков литературы и культуры — С.С. Аверинцева, В.М. Акимова, Аристотеля, И.Д. Арутюновой, А. Афанасьева, М.М. Бахтина, Ю.Б. Борева, Ф.И. Буслаева, А.С. Бушмина, А.Н. Веселовского, Д. Вико, Г. Гердера, Г.А. Гуковского, И.Ф. Волкова, Е.А. Гончаровой, Б.А. Дмитриева, В.М. Жирмунского, Г.Н. Ионина, М.С. Кагана, И. Канта, JI.H. Гумилева, Ю.А. Калиева, С.А. Коваленко, Б.О. Кормана, С.И. Корнилова, Е.А. Костюхина, Н.А. Купиной, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Г. Лукача, В.А. Лукина, Е.М. Мелетинского, А.Д. Михайлова, Н.А. Николина, Г.Н. Поспелова, А.А. Потебни, В.Я. Проппа, Е.С. Роговера, Н.Т. Рымарь, В.В. Сиповского, Н.Н. Скатова, И.П. Смирнова, Ч.М. Таксами, Б.В. Томашевского, В.Н. Топорова, Н. Трубицына, О.М. Фрейденберг, Ю.Н. Тынянова, Г.М. Фридлендера, В.Е. Хализева, М.Б. Храпченко, Л.В. Чернец, Ф.В. Шеллинга, М. Элиаде; исследователей в области истории и североведения — В.И. Анучина, В.Г. Богораз-Тана, М.Г. Воскобойникова, И.Н. Гемуева, В.М. Кулемзина, Б.Л. Комановского, Н.В. Лукиной, Н.А. Лысковой, Э.И. Мальцевой, Е.И. Ромбандеевой, Ю.А. Сема, М.А. Сергеева, С.Н. Стебницкого, Ч.М. Таксами, Ю.М. Шпрыгова, Л .Я. Штернберга.

При написании работы мы опирались на труды отечественных и зарубежных исследователей о творчестве Ювана Шесталова — А.Н. Баландина, Г.И. Данилиной, Петера Домокоша, Г.Н. Ионина, Н.Г. Качмазовой, Надь Каталин, В. Косихина, В. Лавров, В.Д. Лебедева, К. Лагунова, Р. Ляшева, Н.Г. Михайловской, М.Н. Пархоменко, Ю.Л. Прокушева, А.В. Пошатаевой, Л.В. Полонского, В.А. Рогачёва, Доминика Самсона Норманда де Шамбурга, В.А. Солоухина, Н. Страшковой-Крестовской, П. Улыппева, Г.Н. Черной, Е.В. Чепкасова и др.

В основе исследования — культурно-исторический, историко-генетический, биографический, историко-типологический и сравнительно-исторический, психологический, функциональный, этнофилологический методы изучения творческой индивидуальности поэта, духовных основ его личности и поэтической деятельности.

Положения, выносимые на защиту.

- В эволюции Шесталова наблюдается постоянное «движение» его поэтического мировосприятия, обусловленное не только событиями времени, сменой этапов российской истории и истории народа манси, но и напряженным, стремительным развитием и обновлением тех начал, которые всегда были присущи Шесталову как творческой личности (смелая опора на родной фольклор, открытый лиризм и автобиографизм как особый способ обоснования нравственных, религиозно-философских и эстетических идей, жанровое и стилевое новаторство т.д.). При этом в разные периоды исканий метод поэта, прозаика, публициста ярко-индивидуально и вариативно раскрывал возможности создания единого «шесталовского» текста. Так в постсоветский период писатель как будто бы переносит акцент с художественного творчества в сторону религиозно-философской публицистики, но и в ней оживают и получают иное звучание присущие автору мотивы, образы, ритмы и т.д., подготавливая новый возврат к художественной прозе последних лет.

- При решении проблемы этапности творчества Шесталова учитывались и порою оспаривались высказывания критиков, сделанные в разные десятилетия, а также мнения самого поэта. В нашей периодизации, как показало исследование, «переходными» от этапа к этапу являются те произведения, которым писатель отводит в своей творческой биографии важнейшее место: «Миснэ» (1961), «Синий ветер каслания» (1964), «Тайна Сорни-Най» (1976), «Клич журавля» (1990), «Космическое видение мира на грани тысячелетий» (2002). Таким образом, мы выделяем четыре периода (1955 - 1961; 1962 - 1972; 1973 - 1989; 1990 по настоящее время). Сейчас можно прогнозировать начало пятого этапа (работа над романом-камланием «Откровение Крылатого Пастэра»).

- Отношение к фольклору у Шесталова менялось на разных этапах творчества и вместе с тем интерпретация фольклорных мотивов в каждый из периодов была преемственной по отношению к предшествующим этапам. До 1961 года Шесталов использовал в своей лирике на родном языке некоторые устно-поэтические тропы и вводил в тексты стихотворений отдельные мифологические персонажи. Сборник «Миснэ» подытожил эти искания поэта. На новом этапе, в повести «Когда качало меня солнце» и в «Языческой поэме», более полно представлено фольклорное наследие народа - охвачены все жанры устного народного творчества, воссозданы быт, обычаи, обряды, мифологическое сознание манси. Следующий этап - принципиальное обогащение и расширение художественной интерпретации целостной традиционной культуры народа ее научным осмыслением (история, этнография, филология). Мифологизированное художественное обобщение погружений и поисков подытожено в повести «Тайна Сорни-Най», о которой до сих пор бытует несправедливое мнение как о малоудачном произведении (В.ДЛебедев, В.В.Огрызко). В 90-е годы происходит новое переосмысление мифологических и устно-поэтических начал традиционной культуры народа: Шесталов на их основе создает свое видение о космическом и планетарном сознании (сознание Торума), в котором пытается указать путь духовного спасения своего народа и всего человечества. Открывает этот период поэма «Клич журавля» (стерх - ее центральный образ). В книге «Космическое видение мира на грани тысячелетий», в работе над композиционным объединением и переводом вогульского фольклора и в романе «Откровении

Крылатого Пастэра» особую роль играет авторская интерпретация образа Мирсуснэхума и постепенно сам поэт становится религиозно-мифологическим персонажем.

- Этапность творческой эволюции Ю. Шесталова находится в определенном и до сих пор малоизученном соотношении с историческим движением и опытом мансийской литературы, в которой, как известно, можно выделить несколько периодов - начальный (когда появился рассказ П.К. Чейметова «Два охотника», 1940), следующий за ним этап, связанный с обращением к фольклору и традиционной культуре народа (М.А. Казанцев, М.П. Вахрушева, 1949), с 1955 года начинается «многоэтапный» период, определяемый приходом Ю. Шесталова в родную литературу. При этом важно учесть, что современниками поэта являются такие яркие творческие индивидуальности, как А.С. Тарханов и А.М. Конькова (1916 - 1989). Пафос и стилевая манера Шесталова формировались под воздействием его специфического отношения к преемственности (фольклор, предшественники, современники) - приятие традиций и индивидуальное отталкивание от них. Юван Шесталов принадлежит к числу поэтов, которые, опираясь на предшествующий опыт, прокладывают свой путь в искусстве слова. При этом его достижения столь значительны и самобытны, его художественный синтез столь плодотворен и столь представителен в российском и мировом литературном процессе, что есть все основания называть его основоположником родной мансийской литературы.

- Ключом к творческой эволюции Ю. Шесталова является становление его лирического самовыражения. Они до сих пор изучены недостаточно. И в прозе, и в публицистике герой-повествователь сравним с лирическим героем. Художественная децентрация и эмпатия (перевоплощение в персонажей) у Шесталова глубоко лирична. Через сознание, душевные переживания и мысли героев писатель представляет явления и факты действительности, раскрывая тем самым свою идейно-нравственную программу на том или ином этапе творческого пути. В 50-60-е годы его лирический герой воплощает в себе в первую очередь черты, присущие целому поколению, в лирике поэта особой любовью овеяно все, связанное с природой Севера. В 70-80-е годы герой Шесталова предстает, прежде всего, как индивидуальность со своей неповторимой биографией, максимально приближенной к реальной жизни поэта, автор раскрывает переживания детства и юности, присущее ему чувство родственной близости ко всему живому и заботы об окружающем мире. В 90-е годы лирический герой Шесталова обеспокоен судьбой всей планеты, в стихах ощутимы раздумья поэта о человеке и человечестве, о времени, пространстве. Поэт-лирик, проповедник-лирик, пророк-лирик пытается проникнуть в запредельные планетарные и космические тайны бытия. В настоящее время в лиро-эпическом творчестве писателя с особой силой звучат темы любви, жизни и смерти.

- Образ матери проходит через все творчество Шесталова. Обращение к ее образу связано у поэта с детскими воспоминаниями. Сначала личные переживания входят в произведения, в которых воссоздаются радостные картины детства, затем воспоминания о материнской нежности, тепле родного очага затмеваются горечью утраты. «Границы» присутствия образа матери от произведения к произведению расширяются, от «земного», природного пространства возносятся к бесконечным далям Вселенной. На современном этапе творчества строки, посвященные матери, становятся у поэта опорными для рождения новых стихов. Образ матери призван посвятить читателя в планетарное и космическое сознание. Как художник слова в творческом озарении поэт «душу» матери наделяет новым состоянием - причастностью к сознанию Торума. Теперь образ матери - родственный исток космических откровений поэта.

- Творческий путь Шесталова еще продолжается, назревает новый этап его художественных исканий. Писатель завершил работу над первой частью романа-камлания «Откровение Крылатого Пастэра», что дает основание для ее анализа и оценки в интересующем нас контексте.

Практическая значимость работы. Данное исследование является первой аналитической и обобщающей работой, посвященной всему творчеству Ю. Шесталова. Материалы диссертации и сделанные в ней выводы могут быть использованы для чтения лекций по мансийской литературе, истории литературы XX-XXI вв. в Институте языка, истории и культуры народов Югры (ЮГУ), Институте народов Севера (Pi НУ им. А.И. Герцена), для чтения вузовского курса «Литература народов Севера» на филологических факультетах педагогических университетов и институтов, для преподавания литературы в национальных и общеобразовательных школах, как в Ханты-Мансийском автономном округе так и за его пределами.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждаются опорой на весь массив произведений Ю. Шесталова, использованием материалов многочисленных бесед с писателем, постоянными ссылками на работы современных критиков и исследователей. Научные наблюдения и выводы работы основываются на современных достижениях литературоведения.

Апробация работы. Материалы исследования обсуждались на кафедре литературы и методики ее преподавания ИНС РГПУ им. А.И. Герцена, апробировались на конференциях «Проблемы финноугроведения, филологии и педагогики» (Ханты-Мансийск, 2003), Югорских чтениях (Ханты-Мансийск, 2004-2006), Казымских чтениях (Ханты-Мансийск, 2005), «Язык и культура северных манси» (Ханты-Мансийск, 2005), X Международном конгрессе финноугроведов (Йошкар-Ола, 2005), «Природные богатства Югры в мифах, легендах и сказках обских угров» (Ханты-Мансийск, 2004-2006), «Фольклор народов ханты и манси Югры и Ямала: общее и особенное» (Березово, 2006), Герценовских чтениях (Санкт-Петербург, 2006).

Ряд положений диссертации был использован автором при чтении лекций по истории мансийской литературы для студентов 1-5 курса ИЯИиКНЮ ЮГУ в 2002-2007 гг.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 255 источников. Основная часть работы изложена на 211 страницах машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Динисламова, Светлана Силиверстовна

Заключение

Юван Шесталов принадлежит к плеяде выдающихся литераторов Севера, творческий путь которых начинался в советские годы. Изменение политики государства, принятые нормативные документы, постановления 1928-1930-х годов позволили ранее бесписьменным народам Севера поделиться своим духовным достоянием, показать своеобразие культуры, выдвинуть первоклассных художников слова (Григорий Ходжер, Юрий Рытхэу, Владимир Санги, Юван Шесталов и др.). Развитию их таланта, несомненно, способствовало современное литературное окружение.

Появление писателей-северян убедительно показало возможность вовлечения литератур малых народов в общий поток истории и приобщения к мировой культуре. Они как обогатили всемирную литературу новым типом героя, яркостью красок, нетрадиционным видением мира, обусловленным национальным характером, так и привнесли в мировую культуру «хранимую в их ментальных глубинах спасительную философию, этику и эстетику Жизни как высшую ценность: живое, природное, роднящее человека с вечной

91Я преемственностью жизни». В их произведениях нашли осмысление проблемы традиций, цивилизации, культуры, экологии.

Юван Шесталов принадлежит к числу поэтов, которые, опираясь на предшествующий опыт, прокладывают свой путь в искусстве слова. При этом его достижения столь значительны и самобытны, его художественный синтез столь плодотворен и столь представителен в российском и мировом литературном процессе, что есть все основания называть его основоположником родной мансийской литературы. Рассматривая эволюцию его творческих исканий в художественном плане, отметим, что он, углубляя традиционные формы, обогатил родную поэзию новыми жанрами. Ему удалось выработать свою манеру письма, свой стиль. Стихи, поэмы, повести,

213 Акимов B.M. Некоторые общие и конкретные проблемы этнофилологических исследований «северных» литератур / Литература народов Севера: сб. науч. ст. / под ред. Г.Н. Ионина и Е.С. Роговера. — СПб.: Изд.-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. — С. 8. публицистические очерки, эссе писателя представляют не только высокое мастерство самого автора, но и показывают возросший уровень развития мансийской литературы и обозначают его новые ориентиры.

На протяжении созидательной деятельности Шесталов неизменно стремится к созданию у читателя ощущения достоверности, доподлинности изображения, он предпочитает вымыслу рассказ действительности. Автор всецело становится организатором текста, является носителем идей и способов ее воплощения, его сознание становится предметом изображения. Авторская концепция, его мировосприятие — основание художественной модели действительности, диктует принципы отбора материала. От сборника к сборнику можно проследить рост поэта в постижении жизни: детство — юность — зрелось. Все это нашло отражение в лирическом ощущении и остроте раздумий. В творчестве последних лет у писателя все отчетливее проявляться оригинальный подход к изучению и освещению духовно-культурного наследия своего народа. Слово Шесталова, теперь уже за полувековой созидательный путь, выдержав испытание временем, самым объективным и суровым критиком, «стало пророчески мудрее, устремилось в дали Космоса».214 Шесталова можно назвать основоположником современной философии мансийского народа. Его молитвы, заклинания, пророчества звучат спасительной формулой сохранения Природы, Земли, Планеты. Писатель убежден: «Без осознания Философии Природы, единства, цельности мира, без Космического сознания — религии грядущих тысячелетий невозможна здравая эволюция человечества». На подобных убеждениях основано все творчество Шесталова на современном этапе. К голосу талантливой личности, постигшей нечто большее в своих творческих исканиях, необходимо прислушаться, так как его изречения — это не простые словесные обозначения, они, как результат духовного опыта, означают направление к пути спасения Человечества. Творческий путь Шесталова еще продолжается, назревает новый этап его художественных исканий. Писатель завершил работу над первой

214 Прокушев ю. Основоположник / Юван Шесталов / Собр. соч. Т.1. — С-Пб., — X-M., 1997. — С. 26.

215 Ионин Г.Н. Миротворный Торум // Шесталов Ю.Н. Собрание сочинений. — Т.5. СПб. — Х.-Мансийск, 1997. — С. 17.

частью романа-камлания «Откровение Крылатого Пастэра», что дает основание для ее анализа и оценки в интересующем нас контексте.

Проследив эволюцию творчества писателя и осмыслив ее современный этап, можно с уверенностью говорить о закономерности: все предыдущие произведения объясняют творчество последних лет. Шесталовым с самого начала раскрывалась традиционная система ценностей в современном мире.

Отметим также, что перу писателя принадлежат более 60-ти отдельных изданий, более 70-ти публикаций в сборниках, более 300 публикаций в периодике, 28 произведений для детей, более 150-ти публицистических и литературоведческих работ, 9 изданий на мансийском языке. Многие труды писателя переведены на другие языки мира.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Динисламова, Светлана Силиверстовна, 2007 год

1. Авдеев И.И. Песни народа манси. — Омск, 1936. — 128 с.

2. Акимов В.М. Некоторые общие и конкретные проблемы этнофилологических исследований «северных» литератур // Литература народов Севера: сб. науч. ст. / Под ред. Г.Н. Ионина и Е.С. Роговера. — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. — С. 6-19.

3. Акимов В.М. Судьба народа — в судьбе его слова // Литература народов Севера: Сб. науч. ст. / Под ред. А.А. Петрова и Е.С. Роговера. — СПб.: Издательство РГПУ им А.И. Герцена, 2003. — С. 24-30.

4. Акимов В. А. Сто лет русской литературы. — СПб., 1995. — 384 с.

5. Анатольев А. В гостях у Ювана // Красный Север, 1981,28 марта.

6. Анучин В.И. Шаманство у енисейских остяков // Сборник музея антропологии и этнографии. — Т. 2, ч. 2. — СПб.: Тип. Имп. АН, 1914. — 90 с.

7. Арутюнов Л.Н. Поэзия Егише Чаренца (этапы художественной эволюции). Автореферат. — Москва, 1965. — 25 с.

8. Баландин А.Н. Предисловие / Шесталов Ю. Миснэ. — Тюмень, 1961. — 144 с.

9. Баландин А.Н. Язык мансийской сказки. — Л.: Главсевморпути, 1939. — 80 с.

10. Ю.Баландин А.Н. Для тех, кто молод // Тюменская правда, I960,13 ноября. — С. 8.

11. П.Баландин А.Н. Впервые для детей манси // Литература и жизнь, 1960, 4 декабря. — С. 24.

12. Баландин А.Н. О новом сборнике Ю.Шесталова: "Миснэ" // Литература и жизнь, 1961,17 марта (№ 33). — С. 3 .

13. Бальбуров Э. «И что без бури океан!» // Аврора, 1979, № 4. — С. 104. Н.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — 423с.

14. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Художественная литература, 1975. — 502 с.

15. Бернадский В. Отчизна помнит. (Не хворостина, а лоза.» / Миниатюры. Стансы. Ю. Шесталов (стихи) // Простор, 1975, № 4. — С. 90.

16. Блаватская Е.И. В поисках оккультизма. — М.: Изд-во «Сфера» Российского Теософского Общества, 1996. — С. 447.

17. Борев Ю.Б. Методология анализа художественных произведений / Методология анализа литературных произведений / Отв. ред. Борев Ю.Б. — М.: Наука, 1988.—С.3-32.

18. Белая Г.А. Перепутье / Вопросы литературы, 1987, № 12. — С.80-88.

19. Бояршинова Э. Разжигая свой костер: О сборнике "Огонь на огонь" / Урал, 1967, № 11. —С.167-170.

20. Брайнин Б.Н. Рикошетом. Пародия на Ю.Шесталова // Брайнин Б.Н. Слово предоставляется. — М., 1990. — С. 68.

21. Бударин М.Е. Об издании мансийского эпоса «Янгкал ма» // Народная культура. — Омск, 1997. — С. 56-62.

22. Буханцев Н.С. О прозе Ю.Шесталова // Буханцев Н. Герои советской многонациональной прозы. — М.: Художественная литература, 1979. — С. 32-34.

23. Вакулова Е. По законам легенды: О повести "Красная легенда на белом снегу" / Ленинская правда, 1979,30 октября. — С. 4.

24. Вахрушева М. Стихи Ю.Шесталова // Ленинская правда, 1957, 17 марта. — С. 4.

25. Вахрушева М.П. На берегах Малой Юконды. — Тюмень: Тюменское кн. изд-во, 1963. —43 с.

26. Вахнин А. Юван Шесталов // Красный Север. — Салехард, 1961,1 октября. — С.З.

27. Вахнин А. Мы живем на Севере // Красный Север. — Салехард, 1961, 14 ноября. — С. 3.

28. Вишнякова Н. Высокий костер: О повести "Синий ветер каслания" // Урал, 1965, № 10. — С. 175-177.

29. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — М.: Высшая школа, 1989. — 400с.

30. Введение в литературоведение // Под ред. Поспелова Г.Н. — М.: Высшая школа, 1988. — 527 с.

31. Ветловская В.Е. Анализ эпического произведения. — СПб: Наука, 2002. — 211с.

32. Вишневская В.М. Билингвизм и его аспекты // Просодические аспекты билингвизма. — Иваново: ИвГУ, 1992. — С. 3-13.

33. Воскобойников М.Г. О "Таежной поэме" Ю.Шесталова // Сибирские огни, 1971,№ 7. — С.182-183.

34. Воскобойников М.Г. Здравствуй, обновленная Югра // Ленинская правда, 1972,15 июля. —С. 3.

35. Воскобойников М.Г. Обрядность в творчестве мансийского писателя Ювана Шесталова // Тезисы докладов и сообщений на 15 всесоюзной конференции по финно-угроведению — Петрозаводск, 1974. — С. 47-50.

36. Власенко А. О повести "Когда качало меня солнце" // Власенко А. Расцвет. — Москва, 1973. — С. 40-41.

37. Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. — Л.: Советский писатель, 1973. — С. 54.

38. Головнев А. Говорящие культуры. — Екатеринбург: ИИА УрО РАН, 1995. — 606 с.

39. Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение. — М.: Высшая школа, 1964. —318 с.

40. Горбачев В. Многоголосье: Об "Языческой поэме" // Огонек, 1972, № 47. — С.23-24.

41. Гончарова Е.А. Пути лингвистического выражения категорий автор — персонаж в художественном тексте. — Томск: Изд-во Томского университета, 1984. —150 с.

42. Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. — М.: Высшая школа, 1991. — 159 с.

43. Гиршман М.М., Громяк Р.Т. Целостный анализ художественного произведения. — Донецк, 1971. — 117 с.

44. Гемуев И.Н. Сагалаев A.M. Религия народа манси: Культовые места. — Новосибирск: Наука, 1986. — 179.

45. Гемуев И.Н. Религиозно-мифологические представления манси. — Новосибирск: Изд-во института археологии и этнографии, 1991. — 45 с.

46. Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. — Новосибирск: Наука, 1990.— 232 с.

47. Гилев В. Время большой работы: (О кн. "Сибирское ускорение") // Тюменская правда, 1967,20 декабря. — С. 3.

48. Гилев В. Постижение Родины: (О сборнике "Сказка в синий полдень") // Тюменская правда, 1977,11 августа. — С 2.

49. Гилев В. Сибирское притяжение: Литературное обозрение // Ленинская правда, 1979,14 августа. — С. 3.

50. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. — М.: Русский язык, 1989. — Т. 3. — 439 с.

51. Данилина Г.И. Метаморфозы мифа в повести Ю.Шесталова «Когда качало меня солнце» // Космос Севера. — Екатеринбург: Средне-Уральское кн. изд-во, 2000. Вып. 2. — С. 50-60.

52. Дзюба И. Голос возрожденного народа // Литературная Украина, 1976, 15 июня. — С. 12.

53. Дмитриев Б.А. Реализм и художественная условность. — М.: Просвещение, 1974. —236 с.

54. Добин Е.С. Герой. Сюжет. Деталь. — М. — Л.: Советский писатель, 1962. — 408 с.

55. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. — Л.: Советский писатель, 1989. — 432 с.

56. Дремов Е. Тепло поэзии: (О сборнике "Огонь на льду") // Нева, 1962, № 8. — С.186-187.

57. Домокош Петер. Формирование литератур малых уральских народов. — Йошкар-Ола, 1993. —215 с.

58. Доминик Самсон Норманд Де Шамбург. От упавшего с неба брата до признанного брата / Мансийская литература // Сост. Огрызко В.В. — М: Литературная Россия, 2003. — С.74-100.

59. Духовная культура народов Сибири / Отв. ред. Томилов Н.А. — Томск: Изд.воТГУ, 1980. —182 с.61 .Еремеева Л. Реки текут вспять / Тюменская правда, 2004. — С. 4.

60. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. — М.: Флинта, Наука, 2000. — 247 с.

61. Тулуз Ева. Взгляд из Франции // Мансийская литература / Сост. Огрызко В.В. — М.: Литературная Россия, 2003. — С. 101-113.

62. Желнина М. Мифопоэтический подход к тексту / Литературоведение XXI в. Анализ текста: Метод и результат / Отв. ред. Гончарова О.М. — СПб.: РХГИ, 1996, —С. 183-187.

63. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. — СПб.: Изд-во СПб. Университета, 1996. — 438 с.

64. Заболоцкий Н. «Почему я не сторонник абстрактной поэзии» // Советские писатели. Автобиографии. — М., 1966. — Т. 3. — 255 с.

65. Зелинский К.Л. Октябрь и национальные литературы. — М., 1967. — 114 с.

66. Иванова B.C. Культ воды // Материалы 4-х Югорских чтений. — X.-Мансийск: Полиграфист, 2001. — 110 с.

67. Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии // Город как культурное пространство. —СПб., 1998. — С. 69-72.

68. Ионин Г.Н. Миротворный Торум // Шесталов Ю.Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х.-Мансийск: Фонд Космического Сознания, 1999. — Т. 5. — С. 1117.

69. Ионин Г.Н. Литература народов Крайнего Севера: научные, методические и организационные аспекты вузовского изучения. Сб. науч. ст. / Под ред. проф. Е.С. Роговера. — СПб.: Издательство «Шатон», 2006. — С. 13-20.

70. Ионин Г.Н. Миф и новый замысел Ю.Шесталова // Литература народов Севера. Сб. науч. ст. / Под ред. А.А. Петрова и Е.С. Роговера. — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. — С. 20-24.

71. Истомин И. Юван Шесталов // Радуга на сердце. — Тюмень, 1963. — С.5-6.

72. Каннисто А. О драматическом искусстве у вогул // Материалы по изучению Пермского края. — Пермь, 1911. — Вып. 4. — С. 24-43.

73. Каталин Надь. Заметка ко дню рождения // / Шесталов Ю.Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х.-Мансийск: Фонд космического сознания, 1997. — Т. 4. — С.513-516.

74. Калиев Ю.А. Мифологическое сознание мари. — Йошкар-Ола, 2003. — 216 с.

75. Качмазова Н. В сказке рождается земля // Мансийская литература / Сост. Огрызко В.В. — М.: Литературная Россия, 2003. — С. 163-179.

76. Качмазова Н.В. Взаимодействие цивилизованной и мифологических культур на уровне жанровой структуры: на материале повести Ю. Шесталова «Тайна Сорни-Най» // Космос Севера. — Екатеринбург: Средне-Уральское книжное изд-во, 2000. —С. 34-50.

77. Коваленко С.А. Путь художественного поиска: (Об "Языческой поэме") // Коваленко С.А. Поэма как жанр литературы. —Москва, 1982. — С. 106-109.

78. Киндикова Н.М. Традиции не умирают // Эволюция образной системы в алтайской лирике. — Горно-Алтайск, 1989. — С. 3.

79. Косихин В. Поэтическое каслание. Литературный портрет (мансийского поэта Ю.Шесталова)//Москва, 1972, № 12. — С. 204-208.

80. Косихин В. Творческий портрет Ю.Шесталова // Ленинская правда, 1972, 29 сентября. — С. 3.

81. Коняев Н.И. Вчера, сегодня и всегда. — Ханты-Мансийск, 2002. — С. 64.

82. Коняев Н. Крылья белого журавля // Ленинская правда, 1987,22 августа. — С. 3.

83. Комановский Б.Л. Пути развития литератур народов крайнего Севера и Дальнего Востока СССР. — Магадан: Маг. Книжное изд-во, 1977. — 199 с.

84. Комановский Б.Л. Пусть пылает костер: (О сборнике "Огонь на льду") / Дружба народов, 1962, № 1. — С.249-251.

85. Комановский Б.Л. Песня пробуждения (о поэмах мансийского поэта Ю. Шесталова) // Литературная газета, 1972,12 августа. — С. 5.

86. Костецкий В. Состояние космического сознания // Шесталов Ю.Н. Космическое видение мира на грани тысячелетий. — СПб — Х.-Мансийск, 2002. —С.111-114.

87. Комиссарова Т. Югорская колыбель // Октябрь, 1973, № 8. — С. 223-225.

88. Комиссарова Т. Тайны народной мудрости // Молодая гвардия, 1977, № 5. — С. 316-317.

89. Комиссарова Т. Как продолжать традиции? // Байкал, 1978. — № 2. — С. 316317.

90. Короленко А. Юван Шесталов: как два крыла: Беседа с поэтом // Советская культура, 1983,22 сентября. — С.6-14.

91. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. — М.: Просвещение, 1972. — 112 с.

92. Коваленко С.А. (О "Языческой поэме" Ю. Шесталова) // Коваленко С.А. Лирический эпос в советской поэзии: Автореферат диссертации. — Москва, 1989. —С.35-36.

93. Коваленко С.А. Поэма как жанр литературы. М.: Знание, 1982. — 112 с.

94. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М.: Наука, 1964. — Т. 2. — С. 408-485.

95. Краткая литературная энциклопедия. Под ред. Суркова А.А. — Москва, 1972. — 599 с.

96. Куликов В.И. Типология жанра поэмы в молодых финно-угорских литературах // Вопросы финно-угроведения. — Сыктывкар, 1979. — 138 с.

97. Кутов Н. Певец возрожденного края // Звезда, 1968, № 4. — С. 170-173.

98. Куратовские чтения. — Сыктывкар, 1990. — Т. 6. — 191с.

99. Куликов Б .Я. Певец зацветающей тундры // Урал, 1970, № 9. — С. 129-131.

100. Крицкая О. Мы живем на Севере // Тюменская правда, 1961, 19 декабря. — С. 4.

101. Лавров В. Малый и большой мир поэта // Юван Шесталов. Избранные произведения. — Л.: Художественная литература, 1987. — С. 3-10.

102. Лагунов К. Поэтическая энциклопедия жизни // Мансийская литература / Сост. Огрызко В.В. — М.: Литературная Россия, 2003.191-204.

103. Лагунов К. По синему ветру // Лагунов К. Портреты без ретуши. — Тюмень, 1994. — С.137-159.

104. Лагунов К.Я. Портреты без ретуши: Юван Шесталов // Космос Севера. — Тюмень, 1996. — С.131-150

105. Лазарев В. "Языческая поэма" Ювана Шесталова // Наш современник, 1973, №5. —С.180-183.

106. Лахнов В. Есть у манси Шесталов // Белый журавль, 1993, № 6. -С. 8-12.

107. Ласта К. Переосмысление легенды: (О повести "Тайна Сорни-Най") // Аврора, 1976, № 6. — С. 75-76.

108. Лебедев В.Д. Манси. Очерк истории литературы. — Тобольск, 1995. — 105 с.

109. Лебедев В.Д. Моя любовь и страсть // Мансийская литература / Сост. Огрызко В .В. — М.: Литературная Россия, 2003. — С. 29-47.

110. Литература и фольклорная традиция / Ред. Медриш Д.Н. — Волгоград: Перемена, 1993. —135 с.

111. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. Николаева П.А. — М.: Высшая школа, 1997. —С. 97-101.

112. Лукина Е.Б. Творчество Сэридзавы Кодзиро (Эволюция художественного метода). — Москва, 2004. — 34 с.

113. Лукин В.А. Художественный текст: основы лингвистической теории и элементы анализа. М.: Ось, 1999. — 189 с.

114. Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении / Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Таллинн: Александра, 1992. — Т. 1. — С. 224-242.

115. Левин Г. Вседневное чудо//Литературная Россия, 1972, 25 февраля.— С.12-17.

116. Лукин Ю. Какого цвета снег. // Литературное обозрение, 1978, № 11. — С.22.

117. Лоскутникова Т. Дорога к сердцу // Тюменский комсомолец, 1979, 11 апреля. — С. 3.

118. Лопухин Л. Тепло северного сияния // Литературная Россия, 1983, 8 апреля. — С. 8.

119. Ляшев Р. Трудный путь к первоистокам // Мансийская литература / Сост. Огрызко В.В. —М.: Литературная Россия, 2003. — С. 180-190.

120. Македонов А. Николай Заболоцкий. — Л.: Советский писатель, 1968. — С. 333.

121. Мальцева Э. Кто тронет струны санквалтапа? // Ленинская правда, 1988,29 октября. — С. 2.

122. Мальцева Э.И. История изучения мансийского фольклора. — СПб. — X.-Мансийк, 2000. —95 с.

123. Мейлах Б. Комплексное изучение художественного творчества // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. — М.: Просвещение, 1974. —С. 152-153.

124. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. — М.: РГТУ, 2001. — 167 с.

125. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.: Изд-во восточной лит-ры, 1995. — 406 с.

126. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. — М.: Изд-во восточной лит-ры, 1963. — 462 с.

127. Медников В. Сибирское направление // Знамя, 1979, № 3. — С. 223-233.

128. Медведева О. Биографическая справка // Шесталов Ю.Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х.-Мансийск: Фонд космического сознания, 1999. —■' С. 552-556.

129. Михайловская Н.Г. Русский язык в творчестве поэта / Русская речь, 1979, №1. —С. 52-56.

130. Михайлов В. Первенцы // Советская Россия, 1972, 22 января. — С. 4.

131. Мотяшов И. Песня складывается в пути: (О повести "Синий ветер каслания") // Дружба народов, 1965, № 9. — С. 284-286.

132. Мотяшов Ю. Костер Ювана Шесталова / Дружба народов, 1972, № 1. — С. 270-273.

133. Мкртчян JI. Путь к весне//Литература и жизнь, 1960, 16 марта. — С. 3.

134. Никульков А. Молодая литература Сибири // Молодая гвардия, 1973, № 4. — С. 46-47.

135. Невская Б. Костер на льду // Знамя, 1968, № 4. — С.243-244.

136. Невская Б. Три цвета времени // Литературная Россия, 1969, 9 января. — С. 17-18.

137. Никульков А. Край братства народов: Молодая литература Сибири // Молодая гвардия, 1973, № 4. — С. 273-275.

138. Николаева К. Певец Севера // Ленинградская правда, 1977, 20 сентября. — С. 5.

139. Николаев А. "Я из юности, Венька!": (О повести "Тайна Сорни-Най») // Нева, 1977, № 4. —С. 195-196.

140. Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. — М.: Флинта, Наука, 2002. — 422 с.

141. Николина Н.А. Филологический анализ текста. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 254 с.

142. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. — М.: Русский язык, 1988.—300 с.

143. Новикова А.М. Фольклор и литература // Фольклор и литература / Отв. ред. Новикова A.M. — М.: МОПИ, 1982. — 149 с.

144. Носилов К.Д. У вогулов. — СПб., 1997. — 266 с.

145. Огрызко В.В. Что имеем — не храним / Эринтур. — Ханты-Мансийск, 1997.— 297 с.

146. Огрызко В.В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. — Часть 1. — М.: Концерн «Литературная Россия», 1999.535 с.

147. Огрызко В.В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. — Часть 2. — М.: Концерн «Литературная Россия», 1999.545 с.

148. Огрызко В.В. После потрясений // Мансийская литература / Сост. Огрызко В.В. — М.: Литературная Россия, 2003. — С. 205-214.

149. Огрызко В.В. У истоков // Мансийская литература / Сост. Огрызко В.В. — М.: Литературная Россия, 2003. — С. 3.28.

150. Осипов B.C. Великий сын народа коми / Куратовские чтения. — Т. 6. — Сыктывкар, 1990. —С. 14-19.

151. Онихимовский Л. Две недели в Сибири // За рубежом, 1988 № 7. — С. 1213.

152. Пахомова М.Ф. Эпос молодых литератур. — Л., 1977. — С. 18-20.

153. Пархоменко М. Рождение нового эпоса // Вопросы литературы, 1972, № 5.1. С.14-15.

154. Писатели Югры. Библиографический указатель. — Екатеринбург, 2004. — 301с.

155. Петров А. Дата рождения — XX век (О творчестве нивхского писателя В. Санги и мансийского поэта Ю. Шесталова) // Молодой коммунист, № 6,1963.1. С. 123-128.

156. Поздняев М. Серебрянная чаша счастья: (О кн. "В краю Сорни-Най") // Литературное обозрение, 1977, №12. — С. 35-37.

157. Полонский Л. В семье единой. — Тюмень: Тюменское книжное изд-во, 1982. —С.18-24.

158. Полонский JI. Легенда, ставшая былью // Тюменская правда, 17 апреля, 1976, № 19. — С. 3.

159. Полонский Л. Не прибедняясь. // Урал, 1962, № 5. — С.163-167.

160. Полухина Л. Тепло северного сияния // Литературная Россия, 8 апреля, 1993. —С. 3.

161. Полонский Л. Поэзия народной жизни: (О повести "Синий ветер каслания") // Тюменская правда, 1965, 7 февраля. — С. 5.

162. Пошатаева А.В. Литература и фольклор. М.: Знание, 1981. — С.32-40.

163. Пошатаева А.В. Проза Ювана Шесталова // Полярная звезда, 1983, № 3. — С. 107-110.

164. Пошатаева А.В. Мир и труд писателей-северян (Проза Ю. Шесталова и

165. B.Санги) // Ю. Шесталов «Когда качало меня солнце. — Свердловск, 1987. —1. C. 3-9.

166. Прокушев Ю. Основоположник // Шесталов Ю.Н. Собрание сочинений.

167. СПб. — Х.-Мансийск: Фонд космического сознания, 1997. — Т. 1. — С. 926.

168. Прокушев Ю. Основоположник // Шесталов Ю. Избранное. — Л., 1976. — С. 4-15.

169. Прокушев Ю. Даль памяти народной. — М., 1978. — 194 с.

170. Петрачук Ю. Ветер в лицо // Красный Север. — Салехард, 1965,16 апреля.1. С. 34.

171. Полозкова Н. Ветры дальних дорог: (О повести "Синий ветер каслания") // Сибирские огни, 1965, № 11. —С. 180-181.

172. Романенко Д.И. Продолжение следует // Сибирские огни, 1966. — № 12. — С. 166-176.

173. Рогачев В. Мы тоже когда-то были жителями неба // Мансийская литература / Сост. Огрызко В.В. М.: Литературная Россия, 2003. ■— С. 62-73.

174. Роговер Е.С. Литературы Севера в кругу интересов исследователей-герценовцев // Литература народов Севера / Под ред. проф. Е.С. Роговера. — СПб.: Издательство «Шатон», 2006. — С. 5-8.

175. Роговер Е.С. Колупаева М. Юрий Рытхэу. — СПб.: Изд-во «Шатон», 2006. —200 с.

176. Роговер Е.С. Взаимодействие национальных культур в процессе литературного образования: Монография. — СПб.: Образование -Культура, 2001. —484 с.

177. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. — Сургут: Северный дом, 1993. — 116 с.

178. Рытхэу Ю. Поэма о каслании // Литературная газета, 1965, 27 февраля. — С.З.

179. Страшкова-Крестовская Н. Сначала была сказка слова // Шесталов Ю.Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х-Мансийск: Фонд космического сознания, 1997. —Т. 4. —С. 9-17.

180. Сургутскова Э. Шесталов Юван (Иван) Николаевич // Писатели Югры: Библиографический указатель. — Екатеринбург: Сократ, 2004. — С. 300-301.

181. Сайфулина Ф.З. Поэзия Сажиды Сулеймановой. — Казань, 1998. — 34 с.

182. Светлов М. Юван Шесталов // Шесталов Ю.Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х.-Мансийск, 1997. — Т. 1. — С. 35.

183. Сенгепов А. Юван Шесталов — большой поэт // Северный дом, 1992, 10 октября. — Сургут. — С. 4.

184. Серебряков Г.В. Неотлетные птицы. — М., 1986. — 89 с.

185. Сергеева В. Поэт манси Иван Шесталов // Тюменская правда, 1958, 1 июля. — С. 4.

186. Смирнов Д. Радуга в сердце // Урал, 1964, № 11. — С. 166-169.

187. Смирнов С. Шаман с транзистором (эпиграмма на Ю.Шесталова) // Смирнов С. Други-однополчане. — М., 1975. — С. 364-365.

188. Суслов В.Н. Юван Шесталов (эпиграмма) // Суслов В.Н. Лично известны.1. Л., 1986. —С. 90.

189. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд.1. Москва, 1989. —107 с.

190. Соколов Г. Пойте, мои звезды // Ленинская правда, 1959, 22 ноября. — С. 2.

191. Соколов Г. Огню — гореть!: (О сборнике "Огонь на льду") // Ленинская правда, 1961,9 апреля. — С. 3.

192. Солдатенко И. Мой синий день: (О сборнике "Сказка в синий поддень») // Радуга, 1979, № 8. — С. 180-181.

193. Соляр О. Изменение действительности // Мансийская литература / Сост. Огрызко В.В. — М.: Литературная Россия, 2003. — С. 47-61.

194. Солоухин В. Внук шамана // Мансийская литература / Сост. Огрызко В.В.

195. М.: Литературная Россия, 2003. — С. 114-162.

196. Солоухин В. Слово живое и мертвое. — Москва, 1976. — С. 143-149.

197. Солоухин В. Юван Шесталов — поэт манси // Шесталов Ю.Н. Языческая поэма. — М., 1978. — С. 2-5.

198. Солоухин В. «Языческая поэма» Ювана Шесталова // Ю. Шесталов. Собрание сочинений. — СПб. — Х-Мансийск: Фонд космического сознания, 1997. — С. 57-60.

199. Солоухин В. Юван Шесталов — поэт манси // Молодая гвардия, 1971, № 10.—С.286-293.

200. Соловьев В. Легенда, время, стиль // Литературная газета, 1972, 26 апреля. — С. 4.

201. Смольников И. Современные легенды: (Поэма "Медвежье игрище") // Нева, 1972, № 4. — С. 175-177.

202. Смольников И. Истоки своеобразия: (О повести "Когда качало меня солнце)//Нева, 1978, №4. —С. 170-173.

203. Смольников И.Ф. Современные легенды // Москва, 1975. — С. 174.

204. Тарханов А. Дыхание жизни народной // Тюменская правда, 1962, 18 мая.1. С. 4.

205. Тарханов А. Рождение песни. Ю. Шесталову (стихотворение) // Тарханов А.С. Утренний бор. — Свердловск, 1972. — С. 4-6.

206. Терещенко Д.А. Расщедрилась природа. (Стихотворение Ю. Шесталову) // Терещенко Д.А. Сердцебиение. — М., 1985. — С. 121-122.

207. Томаревский Б. Молодой поэт мансийского народа // Ленинская правда, 1958,13 апреля. —С. 2.

208. Томашевский Б.В. Поэтика: Краткий курс. М.: СС, 1996. — 117 с.

209. Томашевский Б.В. Теория литературы: Поэтика: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект-пресс, 1996. — 333 с.

210. Тюпа В.И. Аналитика художественного: Введение в литературоведческий анализ. — М.: Лабиринт, 2001. —187 с.

211. Тюпа В.И. Художественность // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Чернец. — М.: Высшая школа: «Академия», 1999. — С. 463485.

212. Ульяшев П. «Нужны мне крылья.» // Литературная Россия, 26 июня, 1987, №26. — С. 45.

213. Ульяшов П. Сквозь эпос и сказания: (О современной поэзии народов Севера и Сибири) // Литературная газета, 1980,8 октября. — С. 4.

214. Хализев В.Е. Лирика // Введение в литературоведение. М.: Высшая школа, 2000. —138 с.

215. Хализев В.Е. Теория литературы. — М.: Высшая школа, 1999. — 398 с.

216. Хаустов Л. Встреча в лесу (Стихотворение, посвященное Ю.Шесталову) // Хаустов Л. Слушая время. — Л., 1978. — С. 45.

217. Хелем К. О наших поэтах: Письма другу // Сибирские просторы, 1959, № 3. —С.68-76.

218. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. — М.: Художественная литература, 1977. — 446 с.

219. Чейметов (Еврин) П. Два охотника // Второе рождение / Сост. Санги В.М. — М.: Современник, 1983. — С. 184-202.

220. Черная Г.А. Лирическая проза Ю. Шесталова. Проблематика, особенности жанра // Идейно-стилевое многообразие советской литературы. — М., 1982. — С. 139-141.

221. Черная Г.А. Лирическая проза Ю. Шесталова // Литература Дальнего Востока и проблемы реализма. — Хабаровск, 1976. — С.3-13.

222. Чепкасов Е.В. Художественное осмысление шаманства в произведениях Ю.Н. Шесталова 1955-1988 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — СПб., 2005. — 238 с.

223. Чуванов В. Поэт и время // Тюменская правда. 1970. 21 февр.

224. Чуванов В. В начале пути: (О сб. "Песня пробуждения") / Тюменская правда, 1963,6 октября. — С. 3.

225. Чуднова Л. Взволнованный голос // Урал, 1962, №11. — С. 176.

226. Шамсутдинов И. Работа: (О сборнике "Миснэ") // Красный Север, 1972, 9 сентября. — С. 5.

227. Шесталов Ю. Миснэ. — Тюмень: Книжное издательство, 1961. — 94 с.

228. Шесталов Ю. Дивное чудо. — М.: Детская литература, 1971. — 59 с.

229. Шесталов Ю. Шаг через тысячелетия. — М.: Политиздат, 1974. — 145 с

230. Шесталов Ю.Н. Самая чистая радость. — Л.: Лениздат, 1985. — 191 с.

231. Шесталов Ю.Н. Сибирское ускорение. — М.: Советская Россия, 1977. — 80 с.

232. Шесталов Ю.Н. Глаза белой ночи. — М.: Советская Россия, 1968. — 150 с.

233. Шесталов Ю.Н. Дорога. — М.: Советский писатель, 1988. —174 с.

234. Шесталов Ю.Н. Синий ветер каслания. — М.: Художественная литература, 1966. —204 с.

235. Шесталов Ю.Н. Красная легенда на белом снегу. — Л.: Детская литература, 1979. — 158 с.

236. Шесталов Ю.Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х.-Мансийск: Фонд космического Сознания, 1997. — Т. 1. — 480 с.

237. Шесталов Ю.Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х.-Мансийск: Фонд космического Сознания, 1997. — Т. 2. — 528 с.

238. Шесталов Ю.Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х.-Мансийск: Фонд космического Сознания, 1997. — Т. 3. — 528 с.

239. Шесталов Ю.Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х-Мансийск: Фонд космического Сознания, 1997. — Т. 4. — 416 с.

240. Шесталов Ю.Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х-Мансийск: Фонд космического Сознания, 1997. — Т. 5. — 560 с.

241. Шесталов Ю.Н. Сознание Торума, сознание Природы — путь спасения. — Будапешт, 1997. — 150 с.

242. Шесталов Ю.Н. Биографическая справка / Писатели Среднего Урала. — Свердловск, 1965. — 185 с.

243. Шесталов Ю. Сказки таежного игрища. — М.: Советская Россия, 1992. — 176 с.

244. Шесталов Ю. Огонь исцеления. — JL: Лениздат, 1989. — 256 с.

245. Шесталов Ю. Избранные произведения. — Л.: Художественная литература, 1987. — 576 с.

246. Шесталов Ю.Н. Клич журавля: Стихи // Голос стерха. 1990. Вып. 1. — 36 с.

247. Шесталов Ю. Большая рыба. — М.: Профиздат, 1982. — 224 с.

248. Шесталов Ю. Языческая поэма. — М.: Современник, 1973. — 224 с.

249. Шпрыгов Ю. Полярное сияние: О кн. "Шаг через тысячелетия" // Дальний Восток, 1976, № 6. — 269 с.

250. Шпрыгова В. Монолог о судьбе родного народа // Полярная звезда, 1978, № 1.-230 с.

251. Шмид В. Проза как поэзия. — СПб.: Акад. проспект, 1994. — 239 с.

252. Фоменко Л. По достоинству: О выдвижении "Языческой поэмы" на соискание Гос. премии РСФСР 1973 г. // Литературная Россия, 1973. 7 декабря. —178 с.

253. Яковлев К. Поговорим без пристрастий: О сочинениях Ю. Шесталова / Тюмень литературная, 1997, №2. —200 с.

254. Якименко Л. (О творчестве Ю.Шесталова) // Якименко Л. За быстротекущим днем. — М., 1980. — 266 с.

255. Яковлев Б. Ответственность дела: По страницам писательского ежегодника "Шаги"//Литературноеобозрение, 1979, № 10. —150с.

256. Якобсон P.O. Работы по поэтике. — М.,: Прогресс, 1987. — 460 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.