Проблема феминизации бедности в процессе социально-экономических изменений в Исламской Республике Иран: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Махмуд Аскардун Немат

  • Махмуд Аскардун Немат
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 129
Махмуд Аскардун Немат. Проблема феминизации бедности в процессе социально-экономических изменений в Исламской Республике Иран: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Душанбе. 2011. 129 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Махмуд Аскардун Немат

Введение.

Глава I. Теоретико-методологические подходы к анализу проблемы гендерного неравенства в контексте социально-экономических изменений в Исламской Республики Иран.12

1.1. Цивилизационные аспекты особенностей воспроизводства гендерного неравенства.

1.2. Воспроизводство гендерного неравенства в структуре общественного производства традиционных обществ.

1.3. Социальное положение женщин в сфере общественного производства современного иранского общества.

Глава II. Анализ проблемы феминизации бедности в контексте социально-экономических изменений в современном иранском обществе.61

2.1. Понятийное определение женщин - опекунов семей и их социальное место в общественной жизни современного Ирана.

2.2. Социальная характеристика женщин - опекунов семей и самопопечителей в контексте процесса феминизации бедности.

2.3. Основные социальные проблемы женщин — опекунов семей и самопопечителей в современном иранском обществе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема феминизации бедности в процессе социально-экономических изменений в Исламской Республике Иран: социально-философский анализ»

Актуальность темы. Существенные сдвиги в уровне жизни членов современных обществ повысили качество жизни, но в то же время многие проблемы, связанные с обеспечением равенства социальных групп и общностей, пока еще остаются открытыми. В данной ситуации наиболее уязвимыми социальными группами оказываются женщины, поскольку они порой менее всего востребованы на рынке труда. Естественно, это усиливает их зависимость от социальной политики государства и программ, направленных на их поддержку для реализации потенциала и карьерного роста. Это характерно для всех обществ, но наиболее ярко проявляется в традиционных обществах в силу особенностей влияния традиции на решение политических вопросов и общественного мнения, признающего неравенство мужчин и женщин. Такой склад общественного мнения особенно характерен для мусульманских обществ, хотя многие идеологи ислама очень громко выступают о правах женщин, основанных на религиозных канонах, в частности на Коране и хадисах. В данной диссертационной работе осуществлена попытка исследовать проблему феминизации бедности в процессе социально-экономических изменений в современной Исламской Республике Иран. Современный Иран — это общество, чья экономика и социальные структуры, культура, мировоззренческие ориентиры находятся в поиске таких форм общественной жизни, которые способны решить имеющиеся проблемы, как порожденные внутренней и внешней политикой государства, так и вызванные современным развитием человеческой цивилизации в целом. В силу сказанного, весьма актуальное значение приобретает вопрос о месте и роли женщин в исламском государстве (традиционном обществе). Отсюда вытекает необходимость анализа уже сложившегося типа миропонимания, необходимость выявления в культуре, в знании элементов, наиболее эффективно проявившихся в предшествующей истории и способных в наши дни помочь преодолеть стереотипы сознания, не совместимые с современным этапом развития. Как показывает практика, зависимость женщин в мусульманских странах в структуре общественного производства в отличие от индустриально развитых стран имеет не только формально-институциональный характер, вытекающий из социальной политики государства, но и часто опирается на ценности традиционного отношения к положению женщин в структуре общественного производства. Это в определенной степени служит основанием для неравного доступа женщин к ресурсам, охвата их занятостью в сфере общественного труда.

Следует отметить, что в XX веке сделан существенный сдвиг в доступе женщин к вхождению в структуру общественного производства. Можно видеть, что женщины в единичных случаях могут сделать карьерный рост в сфере высокооплачиваемых работ. В то же время - абсолютное большинство женщин, даже обладая высококвалифицированными навыками, тем не менее, не имеют равного доступа к возможности занимать соответствующее положение в структуре общественного производства. В современных мусульманских государствах в последние годы наблюдается тенденция к решению вопроса на цивилизованном уровне. Но чаще эти намерения ограничиваются акцентированием внимания на поиске имеющихся в багаже культурного опыта мусульманского социума ценностей, признающих относительное равенство положения женщин и мужчин в обществе. Но вопрос о структурном преобразовании, которое даст женщинам равные с мужчинами возможности в структуре общественного производства, остается открытым. Так, без выработки приоритетов социальной политики государства и программ, направленных на поддержку женщин для реализации их потенциала и карьерного роста, невозможно осуществить действия, направленные на преобразования в структуре общественного производства и открытие равного доступа женщин не только к ограниченным сферам, но и к приоритетным для них областям. Ввиду вышеизложенной ситуации вытекает необходимость социально-философского анализа данной проблемы. В связи с этим нами предпринята попытка на примере современного иранского общества рассмотреть данную проблему с привлечением материалов по положению особой социальной страты -женщин - попечителей семей.

Почти в 9% иранских семей женщины являются попечителями. Эти женщины обладают специфическими социальными, психологическими и демографическими особенностями, многоролевыми функциями и определенным социальным статусом. В последнее время роль и положение женщины в иранском обществе изменились кардинальным образом. Женщины, возглавляющие домашние хозяйства в Иране, являются разведенными, либо вдовами, либо незамужними женщинами, либо замужними женщинами с безвестно пропавшими мужьями, с < мужьями безработными, наркоманами и лишенными свободы, с мужьями, находящимися в миграции. Такие женщины испытывают большее психологическое напряжение, чем другие женщины, и имеют более низкое качество жизни. Количество ролей, которые выполняют женщины

- опекуны семей, имеет непосредственное влияние на возникновение стресса, обострение психических расстройств и появление физических болезней. В связи с этим поддержка или неподдержка государства и общества имеет непосредственное и решающее влияние на уменьшение этих давлений.

Степень разработанности проблемы. Проблемы пола и взаимоотношения полов интересовали умы интеллектуалов еще в древности. Античные философы Платон, Аристотель1 исходили из того

1 См.: Платон. Государство // Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т.З. М., 1994; Аристотель. Политика// Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1983. принципа, что «мужское» и «женское» - это два не взаимосвязанных, а противоположных начала. Мужское — основное, положительное, активное; женское — производное, пассивное. В эпоху средневековья доминирующей идеологией становятся религиозные концепции, которые формировали основание для дискурса по проблематике пола.

В традиции ирано-таджикской философской мысли вопросы взаимоотношения полов рассматривались в рамках практической философии, основывающейся на исламской концепции и античной школе перипатетиков. Таджикско-персидские мыслители Абу Али ибн Сино, Унсурмаали Кайкавус, Джалолиддин Давони, просветители Ахмади Дониш, Абдурауф Фитрат в своих трудах, в основном, актуализировали проблемы семьи, семейных отношений и вопрос о мужестве.1 Сочинение Абу Али ибн Сино «Тадбири манзил» («Домоводство») заслуженно считается фундаментальным источником по практической философии, которое подвергает философскому анализу традиционные концепции мужественности и женственности.2

В эпоху Просвещения жесткий религиозный дискурс в некоторой степени смягчается под влиянием идей гуманизма и в дальнейшем развивается в философских воззрениях представителей немецкой классической философии Г.Гегеля, И. Фихте, И.Канта. Гендерные проблемы классиками марксизма были представлены как проблемы

1 См.: Сино Абуали. Тадбири манзил //Осори мунтахаб. Душанбе: Ирфон, 1983. Чил.2: Унсуралмаали. Кабуснаме // Энциклопедия персидско-таджикской прозы. Душанбе, 1986. С. 13-122: Мирбобоев М. Этика Джалолиддина Давони. Душанбе: Дониш, 1992: Ахмади Дониш. Об этике брака и объяснение враждования тещи. Рассказ хаджи, польза путешествий и характер женщин //Асархои мунтахаб. Нашриети давлатии Точикистон, 1959; Абдурауф Фитрат. Зеркало добрых нравов // Махмаджонова М. История становления представлений о социальных ролях человека таджикскими просветителями //Гендерная система: состояние и тенденция развития. Душанбе, 2004. С.160-174.

2 См.: Сино Абуали. Тадбири манзил //Осори мунтахаб. Чил 2. Душанбе: Ирфон, 1983.

3 См.: Гегель. Философия права. М., 1990. С.209-215; Кант И. Ангропология с прагматической точки зрения //Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1966; Фихте И.

Основоположения естественного права, согласно принципам наукоучения //Философские науки. - 1972. - №2. - С.121-123. равноправия полов, но в конечном счете они свели их к проблеме «женщин», актуализируя «женский вопрос».1

В XIX веке в Европе и Америке развитие индустриального капитализма породило новые парадигмы в философской мысли. На этой базе сформировалась идеология феминизма, делающая акцент на равных социальных, культурных правах женщин с мужчинами. Французский философ-экзистенциалист Симона де Бовуар в своей книге «Второй пол» попыталась объяснить феномен гендерного неравенства и причины происхождения сексизма в обществе и культуре на уровне философской мысли. Эта книга оказала огромное влияние на развитие философии феминизма в XX веке.2

В работах таджикских ученых Ш.Шоисматуллоева, А.Куватовой и М.Хегай анализируются проблемы женской занятости, доступа женщин к образованию, ресурсам, защиты политических, социальноэкономических прав женщин, многоженства.3 С.Косымова в своих исследованиях анализирует проблемы гендерной системы в контексте процессов социальных изменений в таджикском обществе.4 Отдавая должное научной и практической значимости работ, посвященных

1 См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23; Бабель А. Женщины и социализм. М.: Политическая литература, 1959.

2 См.: Де Бовуар С. Второй пол. СПб.: Алетейя, 1997.

См.: Шоисматуллоев Ш. Трансформация социальной структуры и изменение социального положения семьи // Известия АН РТ: Серия: философия и правоведение. - 2002. - № 3-4. - С.90-99; Куватова А. Общественное мнение и изменения в социальной структуре Таджикистана // Общественное мнение и социальная трансформация общества (на материалах социологических исследований в Таджикистане). Душанбе, 1997. С.31-38; Гендер и культура. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Душанбе: Информационное агентство «Азия-Плюс», 1999; Куватова А.А., Хегай М.Н. Женщина в переходный период // Известия АН РТ. — 1997. - №1. — С.67—75; Современная женщина в семье, на работе и в политике: гендерный аспект. Душанбе, 1998; Женские гендерные исследования в Таджикистане. Национальный отчет. 1999. Душанбе, 2000; Хегай М. Исследование явления многоженства в Таджикистане. Душанбе, 2002.

4 См.: Касымова С. Гендерная система в контексте социальных изменений таджикского общества. Душанбе, 2004. анализу гендерной ситуации в таджикском обществе, вместе с тем необходимо отметить, что эти работы , послужили только методологической основой для нашего исследования.

Проблемы, связанные с социальным положением женщин в Исламской Республике Иран в последние годы, в современных социальных исследованиях иранских ученых рассматриваются в связи с изучением социальной структуры общества.1

В этих работах чаще всего основное внимание исследователей обращается на теоретическое обоснование проблемы социального неравенства среди различных социальных слоев населения, в том числе женщин. Наряду с этим в последнее десятилетие появились работы, где внимание исследователей направлено на изучение отдельных социальных групп и слоев женщин, в частности женщин-одиночек.2 В то же время следует отметить, что в этих работах пока отсутствует целостный взгляд на8 проблему и детальный анализ факторов, способствующих сохранению и усилению социального неравенства женщин-опекунов по сравнению с другими социальными слоями и группами женской части населения Ирана. Настоящее исследование направлено на осмысление и выявление, факторов, служащих основанием для сохранения и обострения в современном иранском обществе социального неравенства такой специфической социальной страты, как женщины - опекуны семей.

Все еще не определены методологические подходы в исследовании гендерных проблем иранского общества, нет конкретного

1 Али Камоли. Введение в социологию неравенства. 3-е изд. Тегеран, 1388 х.ш. (на перс, яз.); Бехном Дж. Социальная структура семьи и родственные связи в Иране. Тегеран: Изд-во «Хоразми», 1350 х.ш. (на перс, яз.); Тахи Озоди Армани. Социальные изменения в Иране. Тегеран: Изд-во «Нашри ичтимои», 1384 х.ш. (на перс, яз.); Фаридаи Хамто. Социальная политика: классическая и постклассическая теории и сравнительный анализ. Тегеран: Интишороти «Джомишиноси», 1389 х.ш. (на перс. яз.).

2 Мухаммад Абдуллохи. Женщины на публичной арене (серия исследований). Тегеран:

Интишороти «Джомишиноси», 1387 х.ш. (на перс, яз.); Хадича Сафири, Copo Имониён.

Гендерная социология. Тегеран: Интишороти «Джомишиноси», 1389 х.ш. (на перс, яз.);

Манижа Максуди. Женщины, становящиеся мужчинами. Тегеран: Интишороти

Джомишиноси», 1388 х.ш. (на перс. яз.). • социально-философский подход, позволяющий анализировать явление в диалектической взаимосвязи и взаимозависим подготовке диссертации автор опирался на общенаучные и сг методы сбора, анализа и обобщения эмпирического Диссертант использовал системный, сравнительный, с функциональный методы исследования. При анализе пробле источником явились официальные и неофициальные стат материалы о социальном положении членов общества по ] признаку в сфере общественного производства, а также пр документы по решению вопросов, связанных с гендерным нера современном иранском обществе, материалы I социологических исследований.

Научная новизна диссертационного исследования следующем:

• выявлено, что гендерное неравенство в обществе воспр общественным разделением труда и поощряемой им доступа полов к общественным ресурсам развития;

• показано, что способ организации общественной жизни форме традиционного и индустриального цивилизации влияет и на культивирование принципов гендерного н особенно среди женщин — опекунов семей;

• выявлено, что женщины - опекуны семей как особа* населения всегда имели место в человеческом общее возложения на них функции ведения домохозяйства в социальных и естественных причин (разводов, сме природных катаклизмов, войн и т.д.);

• проанализировано, что улучшение социально-экон положения женщин - опекунов семей имеет непос{ влияние на обеспечение стабильного развития общества уровня девиантного поведения среди молодежи. целенаправленного исследования этого вопроса. Исходя из изложенного и определяются цель и задачи настоящего исследования.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в выявлении особенностей проявления гендерного неравенства в современном иранском обществе и способов его нивелирования. Данная цель предполагает решение следующих задач:

• раскрыть социальный аспект проявления социального неравенства на примере положения женщин — опекунов семей в современном иранском обществе;

• выявить особенности гендерного неравенства в структуре общественного производства традиционных и индустриальных обществ;

• проанализировать гендерное неравенство как фактор социального дискомфорта женщин-попечителей в обществе;

• проанализировать образование как фактор, минимизирующий гендерное неравенство женщин — опекунов семей;

• проанализировать особенности восприятия положения женщин — попечителей семей в современном иранском обществе и влияние этого восприятия на социальное самоощущение женщин-попечителей;

• показать меры, предпринимаемые современным иранским обществом для улучшения социального положения женщин — опекунов семей и открытия им доступа к основным ресурсам развития.

Объектом исследования является гендерное неравенство в контексте социально-экономических изменений в ИРИ.

Предметом исследования выступает социальное положение женщин

- опекунов семей и самопопечителей в контексте процесса феминизации бедности в современном иранском обществе.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. В основу диссертационного исследования был положен

Данные аспекты научной новизны диссертационного исследования выносятся как основные положения на защиту.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

Полученные результаты и выводы исследования имеют теоретическое и практическое значение для поиска эффективных механизмов преодоления гендерного неравенства в традиционном обществе. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при изучении современных процессов в традиционных, мусульманских обществах, что существенно обогащает гендерную теорию.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебных курсов по таким дисциплинам, как социальная философия, социология, психология, культурология и политология.

Апробация исследования. Диссертационная работа была обсуждена на заседании отдела социальной философии 14 февраля 2011. После доработки с учетом замечаний рецензентов диссертационная работа повторно была обсуждена 6 мая 2011 года и рекомендована к защите. Основные положения диссертации нашли свое отражение в статьях автора по гендерной и социальной проблематике, опубликованных в г.Душанбе и Иране.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Махмуд Аскардун Немат

Результаты исследования показывают, что среди 748 людей, которые ответили на этот вопрос, 97,1% считали государство обязанн£>1М оплачивать дефицит их расходов по прожиточному минимуму и лигиь 0,8% считали это дело обязанностью родственников, а 2,1% считали, ч:то это лежит на плечах благотворителей, при том, что они не выдвигали других предложений. 218 человек (2,3%) не ответили на этот вопрос.

Тип ответа человека на вопрос о степени готовности Iе деятельности для обеспечения расходов на прожиточный минимум в какой-то степени может указать на какую-то уверенность в себе И самодостаточность личности. Имеется большое количество людей? которые испытывают финансовые потребности, но в результате свози:^ религиозных убеждений не хотят показать это другим. Вместе с тезу! есть немало людей, которые не склонны получать денежные средства ^ качестве денежной помощи, напротив, они находятся в поиске работы, которая может обеспечить их финансовыми ресурсами, необходимызч'пез: для их жизни, хотя большое число исследуемых людей физически не ^ состоянии работать. Полученные результаты показывают, что среди 766 людей, ответивших на этот вопрос, 38,3% оценили степень своей: готовности самостоятельно зарабатывать на жизнь как никакую, 1,\сУо^ 10,1%, 29,1% и 15,4% — как очень низкую, низкую, высокую, очень-высокую соответственно.

Сравнивая результаты, полученные выше, можно сделать вывод, что большинство респондентов (55,5%) не стремятся работать и лишь 44,5% изъявили готовность работать в случае предоставления такой возможности;

Исследуемым людям было предложено определить свою заявляемую работу. Полученные результаты показывают, что среди 437 людей, которые ответили на этот вопрос, 43,5% назвали работу в сфере администрации и оказания услуг, 47,4% - работу, связанную с производством, а 9,1% заявили, что не способны работать, 43% респондентов не ответили на этот вопрос.

В связи с тем, что большинство женщин - опекунов семей считали, что выплачиваемая соответствующим учреждением сумма недостаточна для покрытия их расходов на прожиточный минимум, был поставлен вопрос, какой способ обеспечения оставшихся семейных расходов они предлагают. Полученные результаты показывают, что среди 461 лиц, ответивших на этот вопрос, 94,8% желают финансовую поддержку и 5,2% желали создание новых рабочих мест. 39,8% исследуемых людей (305 чел.) на этот вопрос не ответили.

Между степенью доступа к предлагаемым возможностям и услугам и уровнем и особенностями жизни исследуемых людей может существовать значительная взаимосвязь. Это означает, что с возрастанием уровня доступа к каждому предлагаемому тарифу уровень их жизни также повышается, другими словами, выявляется признак улучшения качества их жизни. Полученные результаты показывают, что 96,3% исследуемых людей имели чистую питьевую воду, 68,9% — цветной телевизор, 8,11% - магнитофон, 3,4% - кондиционер, 4,0% -автомобиль, 6,1% - компьютер, 2,78% - холодильник, 7,4% -соковыжималка, 26% имеют видео CD. Хотя большинство респондентов обладали возможностями первой необходимости, но 7,3% исследуемых людей не имели чистую питьевую воду, 1,31% - цветной телевизор, 2,88% - магнитофон, 7,95% - кондиционер, 6,99 - автомобиль, 4,98% -компьютер, 8,21% - холодильник, 3,95% - соковыжималка и 74%) не имели видео СБ.

Многие ученые в области политических наук признают за государством различные обязательства, в число которых входят развитие экономической инфраструктуры, инвестиции в инфраструктурные области, усилие по сохранению общественного здоровья, психического здоровья людей, по поддержке семей, пострадавших в результате социальных и природных катаклизмов и т.д.

Полученные результаты показывают, что в среднем около 83% исследуемых людей не получали предоставляемые Организацией социального обеспечения и другими правительственными учреждениями услуги и субсидии. Ситуация с каждой из предоставляемых услуг выглядит следующим образом: Люди, пользующиеся консалтинговыми услугами, составляют 4,5%, получающие ежемесячное пособие - 4,91%, пользующиеся’социальной помощью — 5%, обучением жизненным навыкам — 3,11%, временным жильем — 9,0%, бесплатным уходом за детьми — 8,1%, предметами культурного назначения - 4,17% страхованием здоровья — 8,77%, социальным страхованием - 7,1%, личным медицинским страхованием

- 4,1%), использованием недорогого жилья — 5,4%, использованием банковских кредитов - 9,32%, использованием различных кредитов и субсидий — 6%, использованием временных пособий — 2,17%), профессионально-технической подготовкой — 3,7%, образовательной поддержкой — 3,24%, созданием рабочей вакансии — 4,3%) и поддержкой клиентов - 8,1%.

Сравнение вышеприведенных процентов показывает, что наиболее распространенная форма помощи — обеспечение временным жильем и предоставление банковских кредитов, процент воспользовавшихся этими видами услуг составил 9,0% и 9,32% соответственно; меньше всего процент воспользовавшись временными пособиями - 2,17.

Для выявления социальных трудностей, душевных и психологических проблем женщин — опекунов семьи им был задан вопрос о различных формах поведения и их самоощущении, указывающих на некоторые их проблемы и трудности. Их ответы были собраны в форме ответов Лайкерта. Соответствующие параметры категорированы от очень низкого до очень высокого уровня, при котором очень высокие получили оценку «5», а очень низкие получили оценку «1». К социальным трудностям, душевным и психологическим проблемам респондентов, как показал опрос, относятся: дискриминационное поведение, недобросовестное поведение,' чувство неполноценности, ощущение опасности и т.д.

Дискриминационное поведение:

Дискриминационное поведение - такое которое в различных религиях отмечается как непристойное поведение и осуждается. Потому что оно приводит к потере творчества, новаторства и высокой культуры в обществе и является угрозой для психического здоровья человека и общества. В то время, когда в отношении какого-то человека в равных условиях проявляется поведение, отличное от отношения к другим, в особенности нарушаются его человеческие и социальные права, он будет называть поведение других дискриминационным.

Несправедливое поведение:

Несправедливое поведение наносит ущерб душевному самочувствию и психическому здоровью индивида и общества и препятствует достижению прогресса и социального развития. Если в отношении какого-либо человека не соблюдаются честность и справедливость, на основе его заслуг и компетентности не обеспечиваются его индивидуальные и социальные права, то он чувствует, что такое поведение в отношение его нечестное и несправедливое. Был задан вопрос относительно частоты такого типа поведения со стороны других по отношению к женщинам — попечителям семей. Полученные результаты представлены в следующей таблице.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационное исследование показало, что имеющая место в иранском общества специфическая форма перехода гендерного порядка от аграрного типа организации социальной жизни к современному имеет наряду с отрицательными последствиями также и положительные моменты. Прежде всего, в отличие от наблюдаемых в западных обществах процессов вышеуказанный ход событий в иранском обществе не привел к оторванности женщины от осознания первичности для нее функции достойного воспитания детей и поддержания семейного очага. Поэтому учет данного положения в наблюдаемых сегодня в иранском обществе процессах в гендерном разделении структуры общественного производства занимает основное место.

Вышеуказанные результаты исследование позволяют сделать вывод о том, что гендерные различия воспроизводятся не только принятой в обществе культурой, но и складывающимися в социальной структуре общества определенными отношениями и связями, соответствующими типам организации общественной жизни.

Влияние этих и других событий, связанных с торжеством Исламской революции, на социально-экономические и культурные преобразования в иранском обществе, особенно в трансформации гендерного неравенства, было огромным. После многовековой истории традиционного пути развития страна была вовлечена в орбиту индустриальных форм социальных отношений и связей. Тем самым социальные структуры, социальные институты и социальные процессы в целом подверглись мощному воздействию другого типа организации общественной жизни. У другого способа организации общественной жизни была своя собственная цель и собственные интересы, которые невозможно было реализовать, осуществить, не нарушая прежний традиционный порядок социальной жизни. Эти изменения коснулись и положения женщин, которые интенсивно вовлекались теперь в сферу общественного производства, особенно в городах. Сознавая значимость и актуальность решения вопросов, связанных с преодолением социального неравенства женщин, общество видело выход в активном их вовлечении в сферу публичной жизни. Хотя это не могло не вызывать сопротивления со стороны основной части населения, что было естественным явлением. Это сопротивление существует и сейчас, хотя его сила на разных этапах проявлялась по-разному, в зависимости от давления государства, формальных институтов на ту или иную сферу жизни общества.

Тем не менее под влиянием вышеуказанных факторов в иранском обществе гендерное неравенство претерпело значительное изменение, и постепенное вовлечение женщин в сферу общественного производства посредством способствования приложению их труда изменило занимаемое ими положение в социальной структуре общества. Оплачиваемая трудовая деятельность женщины в сфере общественного производства в некоторой степени приводила к ослаблению ее зависимости от мужчины - добытчика материальных благ ' для удовлетворения ее насущных потребностей. Это также привело к изменению структуры женской занятости в Иране. Статистические данные последних лет показывают, что наиболее существенные трансформации в структуре женской занятости в основном связаны с увеличением числа категорий женщин, занятых в офисах и сфере обслуживания.

Однако следует отметить, что трансформация гендерного неравенства в иранском обществе в результате его перехода к индустриальному типу развития содержит в себе немало отличительных моментов, которые не характерны для западных обществ, переживших тоже в свое время такой переходный период. Модернизационные процессы, начавшиеся в иранском обществе с 20-х годов XX века, в основном коснулись способов организации социальной жизни городского населения. Возможности государства инициировать процессы, направленные на резкое изменение гендерного порядка, в сельской местности, где позиции духовенства были сильны, были ограниченными. Здесь опора на семью и на семейно-родственные отношения являются у женщин главным, если не единственным способом реализации своей активности. Поэтому трудовая жизнь женщины здесь жестко связана с выполнением функций, вытекающих из ее роли как хранительницы домашнего очага. Стремление к карьерному росту, характерное для эмансипировавшейся городской женщины, для нее не имеет смысла и значения. Хотя устои такого представления постепенно начинают ослабевать под влиянием средств массовой информации. Экономические условия жизни и здесь постепенно стимулируют женскую активность в публичной сфере. Сельские женщины в большинстве своем начинают устраиваться на работу - в основном в отраслях, которые близки к их традиционным видам деятельности.

Какие же проблемы больше всего тревожат женщин? Как показывают проведенные социологические опросы, безусловные лидеры - рост цен и задержка заработной платы. Все остальное не так серьезно, даже тревога по поводу роста безработицы и резкого расслоения на богатых и бедных. Факторы политического свойства по сравнению с экономическими для женщин еще менее значимы: слабость государственной власти, конфликты в руководстве страной, взяточничество, коррупция волнуют чуть более трети женщин. С началом реформ в Иране стали говорить о необходимости и желании вернуть женщину домой к домашнему хозяйству, которое рассматривалось как извечное женское предназначение: пусть ухаживает за детьми, мужем, домом. От этого якобы выигрывают все, и в первую очередь сами женщины.

Положение женщин на рынке труда сейчас и в будущем будет сложным. Женщин первых увольняют, они дольше трудоустраиваются, что естественно при общем сокращении спроса на труд. В то же время промышленная политика, о которой так много говорят, связана с преимущественным развитием отраслей мужского труда, главным образом добывающих и перерабатывающих сырье. Легкая, текстильная, приборостроительная промышленность, точное и тонкое производство, где традиционно работали женщины, находятся в жесточайшем кризисе. К тому же женщин теперь стали вытеснять из традиционных сфер занятости: характерен рост доли мужчин в банках, торговле и т.п. Женщины, к сожалению, отстают в освоении нового поля деятельности — предпринимательства, здесь также явное лидерство захватили мужчины. Даже в малом бизнесе женщины в основном преобладают среди наемных работников, а не тех, кто организовал дело.

Индекс человеческой бедности женщин - опекунов семей равен 53,7%, что намного выше по сравнению с индексом человеческой бедности по всей стране - 19,3%). Бедность среди женщин — опекунов семей з городских районах составляет 35%, в сельской местности - 65%.’

В современной социологической и философской литературе нет общепринятого определения категоризации данного социального слоя: женщин. В своем исследовании, исходя из общих специфичных признаков данной группы, мы предлагаем следующее определение данного понятия: женщины — опекуны семей — это та группа женщин, которые при непосредственном отсутствии какого-нибудь взрослого мужчины (мужа) берут на себя функцию опекунства над семьей. Попечительство о семье ложится на плечи того, кто в силах взять на себя ответственность за ее экономическое обеспечение, принимать решения и осуществлять ее защиту.

1383 сЗЬ-; 1156 »<-С)^ а^ (Ль>й'-О» 111 121 ‘ - - • • •

Структуру этой группы женщин на основе часто встречающихся причин можно охарактеризовать следующим образом: 1) женщины-вдовы, 2) разведенные женщины, 3) женщины, чьи мужья стали неработоспособными или безработными, 4) женщины, имеющие неофициальных мужей, вследствие чего попечение о семье лежит на них самих, 5) женщины, чьи мужья в поисках работы находятся в миграции, в результате чего в настоящее время их функция перешла к женщинам.

Рассуждая о новой роли или новых обязанностях женщин, следует отметить, что кроме ранее ■ существовавших обязанностей хранительницы очага, воспитательницы детей, создательницы уюта, домохозяйки, у женщин — опекунов семей и самопопечителей добавились новые обязанности, ранее абсолютно не свойственные иранской женщине. Среди них можно назвать следующие: «глава семьи», «распорядитель бюджета», «добытчица», «кормилица», «защитница», «руководитель» и т.д.

В связи с феминизацией у иранских женщин появилось больше прав, и они стали чувствовать себя более уверенно.

Настоящее исследование призвано ознакомить с социальными и экономическими характеристиками женщин — опекунов семей в провинции Гулистан с использованием метода обследования.

Наиболее важные описательные и аналитические результаты этого исследования можно резюмировать следующим образом.

Характерные результаты:

1. Средний показатель возраста женщин — опекунов семьи, исследуемых в настоящем исследовании, составил 5,37 лет.

2. Средний показатель образования женщин — опекунов семьи, исследуемых в настоящем исследовании, составил 4 класса.

3. Средний количественный состав исследуемой семьи — 3,3 человека.

4. Почти 50% женщин - опекунов семьи, исследуемых в настоящем исследовании, по причине смерти супруга живут без мужа, и лишь 5,16% из них имеют мужей, не имеющих способности управлять жизнью семьи.

5. По жилищному положению: 1,58% женщин - опекунов семьи имеют частное жилье. [

6. Средний показатель ежемесячного дохода женщин — опекунов семьи, исследуемых в настоящем исследовании, составил 3 931 ООО риалов.

7. С точки зрения занятости только 4,2% женщин — опекунов семьи, исследуемых в настоящем исследовании, заняты работой.

8. Среднемесячные расходы на жизнь женщин - опекунов семьи, исследуемых в настоящем исследовании, составили 1 099 380 риалов.

9. 95% женщин - опекунов семьи, исследуемых в настоящем исследовании, не считают достаточными свои доходы и дефицит расходов на свой прожиточный минимум в среднем называют в 892 700 риалов.

10. 97% женщин — опекунов семьи, исследуемых в настоящем исследовании, уверены в том, что расходы на их прожиточный минимум должно обеспечивать государство.

11.5,44% женщин - опекунов семьи, исследуемых в настоящем исследовании, заявили свою готовность к выполнению работы для 5 обеспечения расходов на свой прожиточный минимум на высоком и ‘ очень высоком уровнях. 5,43% людей этой группы в качестве вида своей заявленной работы назвали работу в сфере администрации или оказания услуг.

12.4,47% женщин - опекунов семьи, исследуемых в настоящем исследовании, изъявили свою готовность к выполнению работы в сфере производства.

13. 8,94% женщин — опекунов семьи, исследуемых в настоящем; исследовании, в связи с особенностями обеспечения расходов на прожиточный минимум обращались за оказанием финансовой поддержки.

14. 17% женщин - опекунов семьи, исследуемых в настоящем исследовании, которые были охвачены Организацией социального обеспечения, заявили, что они пользуются возможностями и услугами, предоставленными Организацией социального обеспечения и другими государственными учреждениями.

15.4,91% женщин - опекунов семьи, исследуемых в настоящем исследовании, объявили, что из числа услуг, предоставляемых Организацией социального обеспечения, получают лишь ежемесячную пенсию.

16.3,96% женщин - опекунов семьи, исследуемых в настоящем исследовании, отметили, что не имеют доступа к чистой питьевой воде.

17. 8,77% женщин — опекунов семьи, исследуемых в настоящем исследовании, которые были охвачены Организацией социального обеспечения, заявили, что они пользуются медицинским страхованием.

18. 9,32% женщин — опекунов семьи, исследуемых в настоящем исследовании, которые были охвачены Организацией социального обеспечения, заявили, что они пользуются банковскими кредитами.

19.2,17% женщин - опекунов семьи, исследуемых в настоящем исследовании, которые были охвачены Организацией социального обеспечения, отметили, что они пользуются одноразовой поддержкой по расходам.

20. Учитывая средний показатель (от 3 до 5), исследуемые женщины -опекуны семьи считают, что дискриминационное поведение по отношению к ним находится на среднем уровне.

21. Учитывая средний показатель (от 3 до 5), исследуемые женщины — опекуны семьи оценивают несправедливое поведение по отношению к ним как находящееся на среднем уровне.

22. Учитывая средний показатель (от 3 до 5), исследуемые женщины -опекуны семьи оценивают свое чувство неполноценности на среднем уровне.

23. Учитывая средний показатель (от 4 до 5), исследуемые женщины — опекуны семьи оценивают уровень своего чувства беспомощности как высокий.

24. Учитывая средний показатель (от 4 до 5), исследуемые женщины — опекуны семьи оценивают уровень своей беззащитности как высокий.

25. Учитывая средний показатель (от 3 до 5), исследуемые женщины — опекуны семьи оценивают свое чувство страха на среднем уровне.

26. Учитывая средний показатель (от 5 до 5), у исследуемых женщин — опекунов семьи чувство беспокойства о будущем на очень высоком уровне.

27. Учитывая средний показатель (от 4 до 5), у исследуемых женщин — опекунов семьи чувство стресса на очень высоком уровне.

28. Учитывая средний показатель (от 4 до 5), у исследуемых женщин — опекунов семьи чувство одиночества на высоком уровне.

29. Учитывая средний показатель (от 4 до 5), у исследуемых женщин — опекунов семьи чувство отсутствия безопасности на среднем уровне.

30. Учитывая средний показатель (от 5 до 5), исследуемые женщины — опекуны семьи проблему существования партийных игр в обществе оценивают на очень высоком уровне.

31. Учитывая средний показатель (от 4 до 5), исследуемые женщины -опекуны семьи проблему существования наркомании в обществе оценивают на высоком уровне.

32. Учитывая средний показатель (от 4 до 5), исследуемые женщины -опекуны семьи оценивают проблему существования притеснения и дискриминации в обществе на высоком уровне.

33. Учитывая средний показатель (от.4 до 5), исследуемые женщины -опекуны семьи проблему существования разводов в обществе оценивают на высоком уровне.

34. Учитывая средний показатель (от 5 до 5), исследуемые женщины -опекуны семьи оценивают существование безработицы в обществе на очень высоком уровне.

35. Учитывая средний показатель (от 4 до 5), исследуемые женщины — опекуны семьи существование опасности в обществе оценивают на высоком уровне.

36. Учитывая средний показатель (от 4 до 5), исследуемые женщины -опекуны семьи считают, что существование лести и подхалимства в обществе находится на высоком уровне.

37. Учитывая средний показатель (от 3 до 5), исследуемые женщины -опекуны семьи оценивают существование индифферентности в обществе на среднем уровне.

38. Учитывая средний показатель (от 5 до 5), исследуемые женщины -опекуны семьи оценивают существование дороговизны в обществе на очень высоком уровне.

39. Учитывая средний показатель (от 4 до 5), исследуемые женщины -опекуны семьи оценивают проблему существования кражи й мошенничества в обществе на высоком уровне.

Предложения:

1. Принимая во внимание, что лишь небольшой процент людей, охваченных Организацией социальных услуг, имеют доступ к сх ТОГО предоставляемым услугам, следует предпринимать меры ’ чтобы этими услугами был охвачен более высокий процент лг<з,ДеИ’

2. Необходимо предпринять соответствующие меры для об©опечения стабильной занятостью людей, нуждающихся в трудоустройство

3. По мере возможности при организации курсов по профессион:^-г1ЬНОМ^ обучению людей следует обеспечить необходимые ДЛЯ последующего найма на работу в производственном сеКТО?е нуждающихся в трудоустройстве.

4. Принимая во внимание многочисленные эмоциональ:^16’16 и психологические проблемы среди женщин - опекунов семьи, посредством проведения консультаций подготовить поч^О^ ДЛЯ снижения беспокойства, стресса, депрессии, чувства одино'^^0™3"’ беспомощности и беззащитности у названной категории людей

5. Принимая во внимание остроту социальных проблем, среди высокие цены, безработица и т.д., следует предгхЗР:^нять соответствующие меры для разрешения этих проблем.

6. Принимая во внимание негативную оценку исследуемыми л^^'П'ЪМИ деятельности государственных ведомств, следует предп^^1™1 Ь необходимые меры по изменению отношения последних К обязанностям.

Ограничения:

1 т~» - к

1. Ъольшои размер исследуемого населения и невозможность дос'Г~>' большему числу (проценту) людей.

2. Нежелание некоторых исследуемых предоставлять верные сведени^^"

3. Нереальность ответов на некоторые вопросы из-за низкой грамот""^ ^0™ респондентов.

4. Отсутствие аналогичных исследований.

5. Отсутствие стандартного инструментария.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Махмуд Аскардун Немат, 2011 год

1. Августин А. О граде Божьем // Творения блаженного Августина, епископа Ипподикийского. 2-е изд. 4.3-6. — Киев, 1907—1910.

2. Андреев М. Из материалов по мифологии таджиков //По Таджикистану. Краткий очерк о работе этнографической экспедиции в Таджикистане. — Ташкент, 1927. С.77-98.

3. Андреев М. К характеристике древних таджикских семейных отношений. Сталинабад: Издательство Тадж. филиала АН ССР. Вып. 15, 1949.

4. Антология гендерной теории. — Минск: Пропилей, 2000. 384с.

5. Антропобиологические аспекты гендерных исследований // Введение в гендерные исследования. — М.: МГУ, 2000.

6. Аристотель. Политика // Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1983.

7. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М.: РИК Русанова, 1998. - 408 с.

8. Астафьев Я., Николаев А. Взгляд на общество сквозь линзу. И Знание сила. - 1993. - № 10.

9. Ахметханова П. Как относится ислам к женщине. — М., 1972.

10. Балтанова Г.Р. Мусульманка. — М.: Логос, 2005.

11. Барт Р. Основы семиологии // Структурализм "за" и "против". М., 1977.

12. Барт Р. Писатели и пишущие // Барт Р. Избранные работы. М., 1994.

13. Бартольд В.В. Первоначальный ислам и женщина. Соч. VI. М., 1966.

14. Баш X. Права женщины в исламе. — Казань: Мастер-Лайн, 2001.

15. Библейская энциклопедия. — М., 1891.се //-рфон,

16. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие. ^----------^тейя,ред. И.А.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб:2001.-708с. ’ ^1. КОЙ

17. Воронина О. Пол и гендер как категории в фемин!^“*“ "2. 80философии // Философские исследования. — 1995. — №4. — “99. '

18. Гапова Е. Гендерные политики в национальном дисьоС*^^ Гендерные исследования. 1999. - №2. - С. 24-36.

19. Гафарова М. Женщины Советского Востока. — Душанбе:1987.- 128 с. -овая

20. Гафуров Б. Таджики. Древнейшая, древняя и среднез^^история. М.: Наука, 1972. - 664 с. '-ЬМ1.1Х

21. Гендерные исследования: феминистская методология в социг науках. Харьков: ХЦГИ, 1998. - 356 с.их

22. Гендер и культура. Учебное пособие для студентов гуманит^^ факультетов. Душанбе: «Азия-Плюс», 1999.

23. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос. Кн. 1. М., 19

24. Давыдов Ю.Н. От национальной экономии к культур-социохС-(проблемы социальной теории в письмах М.Вебера 1906-1908 Вопросы философии. — 1996. №1. - С. 124—134.1. ОД

25. Дадабаева 3. Таджикистан — межнациональные отношения в пе^ трансформации общества. — Душанбе, 2000. — 232 с.

26. Де Бовуар С. Второй пол. СПб.: Алетейя, 1997.

27. Диноршоева 3. Исламская религия и проблемы гендерного насз //Гендерное насилие. Душанбе, 2003. - С. 17-38.

28. Додхудоева Л. Новый феномен социальной жизни Таджикистана Душанбе, 2001. -21 с.

29. Женские и гендерные исследования в Таджикистане. Выпуск 1 Душанбе, 2000.

30. Жеребкина И. Почти мое желание. Пост модернизм. Психоанализ. Феминизм. — М.: Идея-пресс, 2000. 256 с.

31. Жеребкина И. Кто боится феминизма в бывшем СССР? // Украинская женщина в переходный период: от социальных движений к политике. Харьков: ХЦГИ, 1999. - С. 11-82.

32. Журжеко Т. Женская занятость в условиях переходной экономики: адаптация к рынку или маргинализация? // Украинская женщина в переходный период: от социальных движений к политике. — Харьков: ХЦГИ, 1999. С. 231-280.

33. Здравомыслова E., Темкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период: Сб. статей. — Труды ЦНСИ. Вып. 4. СПб., 1996. - С. 5-13.

34. Иванов В.H., Суворов A.B. Неравенство и бедность населения: опыт решения проблем в России и за рубежом// Проблемы прогнозирования. 2006. - №3.

35. Иманзаде С. Религия ислама и женщина. Баку, 1958.

36. Кант И. Соч. в 6-ти т. Т.З. С. 666.

37. Кесслер-Харрис Э. Женский труд и социальный порядок //

38. Антология гендерной теории. Минск: Пропилей, 2000. - С. 171— 189.

39. Кисляков Н. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. JT.: Наука, 1969. - 240 с.

40. Кирилина А. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999. — 198 с.

41. Климович Л.И. Ислам и женщина. М., 1958.

42. Красилова A.A. Социальный капитал как инструмент анализа неравенства в российском обществе // Мир России. — 2007. Ns4.

43. Коннел Р. Современные подходы // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. СПб.: ДБ, 2000. - С. 251-279.

44. Коран / Перевод Э. Р. Кулиева. М.: Умма, 2004.

45. Косиков Г.К. Ролан Барт семиолог, литературовед // Барт Р. Избранные работы. - М., 1994. '

46. Куватова A.A., Хегай М.Н. Женщина в переходный период // Известия АН РТ. - 1997. - №1. - С.67-75.

47. Лернер Ш. Война в Афганистане и феминистские страсти. Чего хотят женщины // Гендерные исследования. — 1999. №2. — С-2430.

48. Липовская О. Глобализация и гендер. Взгляд с восточной стороны // Гендерные исследования. 1999. - №2. -С.318-323.

49. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М., 1991. С.24

50. Лорбер Дж., Фаррел. Принципы гендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. СПб.: ДБ, 2000.

51. Мэннинг Н. Неравенство в России: последствия 1990-х годов (п©Р- с англ.)// Мир России. 2007. №3.

52. Некрасов С.Н. Феминистский постструктурализм: теория ипрактика // Философские науки. 1991. — № 1.

53. Неру Дж. Открытие Индии. Кн. 1. М., 1989.

54. Новые направления в социологической теории. М., 1978.

55. Нуруллина Г. Женщина в исламе. М., 2003.

56. Обсуждение темы «Проблемы и перспективы развития гендерныхисследований в бывшем СССР» // Гендерные исследования. 1 999.- №2. С.8-42.

57. Овчарова Л.Н. Бедность в России // Мир России. — 2001. № 1.

58. Омран А. Планирование семьи в толковании ислама. Душанбе,2001.-96 с.

59. Платон. Государство // Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1994.

60. Пальванова Б. Женщина и ислам. Ашхабад, 1965.

61. Попова JL Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. - С. 119-130.

62. Прудон П.-Ж. Бедность как экономический принцип. — М., 1908.

63. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Руссо Ж.Ж. Избранные соч.: В 3 т. Т.2. М.: Худ. лит., 1961.

64. Сино Абуали. Тадбири манзил //Осори мунтахаб. Чил. 2. — Душанбе: Ирфон, 1983.

65. Современная женщина в семье, на работе и в политике: гендерный аспект. Душанбе, 1998.

66. Соловьев B.C. Собр. соч. в 9-ти т. Т.6. 1886—1896. СПб.

67. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.

68. Суковатая В. Женское предпринимательство в советской и постсоветской истории // Иной взгляд. Минск, 2002. - С. 2—10.

69. Табышалиева А. Отражение во времени. Бишкек: Сорос —1. Кыргызстан, 1998. 136 с.

70. Таджбахш Ш. Анализ результатов опроса об экономическом положении женщин в Таджикистане. — Душанбе, 1996. — 110 с.

71. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций /Под общ. ред. О.А.Ворониной. М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. -416 с.

72. Тернер В. Символ и ритуал. — М., 1983.

73. Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. 776 с.

74. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

75. Уест К., Зиммерман Д. Создание гендера // ХресхоМатия феминистских текстов. Переводы. СПб.: ДБ, 2000. - С. 193—219.

76. Ферри М. Феминизм и семейные исследования // Гендерные тетради. Выпуск второй. СПб., 1999. - С. 71-106.

77. Философский словарь. — СПб, 1911.

78. Франк C.JI. Духовные основы общества. Ведение в социаЛЕ^У10 философию// Русское зарубежье. Из истории социальной и политической мысли. Л., 1991.

79. Фридман Э. Женские исследования в США //Дай,гРкест теоретических материалов информационного листка «Посидо^ки» 1996-1998. СПб., 1999. - С. 24-27.

80. Хаджибаев А. Совершенствование занятости трудовых ресур<^ов в Таджикской ССР // Региональные проблемы населения и труЛо;вь1е ресурсы СССР. — М.: Статистика, 1978. — С. 221-236.

81. Хегай М. Женская занятость в Таджикистане (кстозр&ко~ социологический аспект) // Общественное мнение и социал^*ная трансформация общества. — Душанбе, 1997. — С. 128—133.

82. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

83. Хубер Дж. Теория гендерной стратификации // Анто л <згия гендерной теории. — Минск: Пропилей, 2000. — С. 77-98.

84. Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. М., 1

85. Шарипова М. Некоторые формы гендерных стереотрх^105’ распространенных в Таджикистане. — Душанбе: депонировав^0 в реферативном сборнике Научно-информационного патент^^ого центра РТ, вып. №1.-2002. -№16 (1450). — 17 с.

86. Шкаратан О.И. Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России. — М.: ЗАО «ОЛМА Групп», 2009. — 560 с.

87. Шоисматуллоев Ш. Социальная структура и социальное самоопределение поколения // Известия АН РТ: Серия: философия и правоведение. 2002. - № 1-2. - С.115-122.

88. Шоисматуллоев Ш. Трансформация социальной структуры и изменение социального положения семьи // Известия АН РТ: Серия: философия и правоведение. 2002. - № 3-4. - С.90-99.

89. Эбнер Ф. Выдержки из дневника // Философско-литературные штудии. Вып.2. Минск, 1992.

90. Эллиот П., Мендел Н. Теории феминизма // Гендерные исследования: феминистская методология в социальных науках. -Харьков: ХЦГИ, 1998. С. 15-51.

91. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23.

92. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

93. Cizek F. Filosofsce otozky teorie druhy. Praga, 1963.

94. Mauss M. Essai sur le Don, forme archaique de l’(change. //:"L'Ann (e sociolodique" (n.s.). Vol.l, 1924.

95. Материалы конференций и семинаров Бозрикова Т.Н. К проблеме гендерных ролей и стереотипов в Таджикистане // Современные проблемы гендерных исследований в Таджикистане. — Душанбе, 2002. С. 57-61.

96. Джорукбашев С. Женский труд в системе общественного производства // Актуальные проблемы марксистско-ленинской философии (Материалы конференций, посвященных 60-летию образования СССР и 26 съезду КПСС). Душанбе: Дониш, 1983. -С. 62-64.

97. Литература на персидском языке:11 I>—0 CiuuiJ- 3

98. О I j LajJLj I i ¿) I j)) j j ,s JLiu j>-> j о I j> L> (s La j Li> La) « J—x-uui t p i—L$)1. J-Ф 13501.ÍX4 J О I J L'l j I t ^i Iс J—ij !£>1376

99. J Ш—5 I (r0 L^-ij £ La »LLoJ I J—xJ j j Li j -L-i-JÍ í j J0 I J-J t J J—J ¿rb-9 J1370

100. J Lu. 78 — 79 ,j Lgl Lm (sb138091 o J Ls^ j jj j ¿ia Ji s J 1oT oj I j j -J—j j I j—i L> ¡j I—i jj f> I—i—í i pL>>j ^LLu Lf (3 La £jЬ o>xft j I >JL> Cujjjj-ui ¿1—>j

101. J Lu) 156 ojL^ 1383 ó JjLjS ( LS-3 i jc ciSLj 1 j9 4—о I—j ¿I—¿I—jj 1—)j j щ) 1 e ¿j 1 3j j <4Li j (j 1—>j “i-J-í10 ) tl> I j L<ixJLj I с ¡^-из LJui ÜX-X-js^ Ií . j. Lj —101 «137692 93 ■l*JLu3 < 2aL-o (j LV1. Y21

102. O.L/0 í 910 o j Lc^ ¡>us j jj

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.