Проблема лидерства в художественно-творческом коллективе: структура, мотивация, направленность: психолого-педагогические аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, доктор педагогических наук Буянова, Наталия Борисовна

  • Буянова, Наталия Борисовна
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 335
Буянова, Наталия Борисовна. Проблема лидерства в художественно-творческом коллективе: структура, мотивация, направленность: психолого-педагогические аспекты: дис. доктор педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2011. 335 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Буянова, Наталия Борисовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА».

ГЛАВА ВТОРАЯ

РУКОВОДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОФЕССИОГРАММЫ».

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА».

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (ДИРИЖЁРА) МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА».

ГЛАВА ПЯТАЯ

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ, ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ» ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОДГОТОВКИ ДИРИЖЕРОВ-ХОРМЕЙСТЕРОВ)».

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема лидерства в художественно-творческом коллективе: структура, мотивация, направленность: психолого-педагогические аспекты»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Россия переживает сегодня сложный, во многих отношениях уникальный исторический период. В стране сложилась новая общественно-политическая, экономическая и социокультурная ситуация. Происходят серьёзные структурные и функциональные изменения на различных уровнях общественной жизни.

Перемены затрагивают как социум в целом, так и каждого человека в отдельности. Изменилась ментальность людей (во всяком случае, значительной их части), изменились их взгляды, отношения, установки; трансформировалась по сравнению-с недавним прошлым мотивационная; сфера, определяющая стратегические и тактические направления деятельности практически каждого человека. «Поэтому сейчас актуализировались не просто задачи аккумуляции и мобилизации всех знаний о человеке, но потребность в. специальном изучении, понимании специфики именно современного человека, в том числе осмыслении его функционирования, условий сохранения, его устойчивости в весьма неустойчивом обществе» (Д.И. Фельдштейн)1.

Большой интерес в связи со сказанным выше представляют вопросы, связанные с деятельностью людей, занимающих ключевые, руководящие посты. в различных общественных, экономических, социокультурных и других структурах, являющихся лидерами в своей профессиональной среде. На. дальнейших страницах будет обозначено общее и различное в понятиях «руководитель» и «лидер». Будет показано, что далеко не всегда, не во всех ситуациях эти термины могут трактоваться как синонимы, во-первых, и, во-вторых, что руководители в различных сферах профессиональной деятельности обладают своими особыми, атрибутивными качествами и свойства

1 Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований. — Бюллетень ВАК РФ. - М., 2005. - № 6. С. 3. ми, что делает подведение «общего знаменателя» под эту категорию достаточно условным. Об этом - дальше.

СОСТОЯНИЕ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Было бы неправомерным утверждать, что проблеме лидерства не уделялось до настоящего времени должного внимания. Ряд интересных научных публикаций, связанных с этой проблемой, появлялся в XX — начале XXI' столетий на Западе (М. Sherif, J. Xemphill, R. Stogdill, F. Fiedler и др.). В'России, вплоть до семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века эта тема в силу ряда причин обходилась стороной многими советскими психологами и социологами, либо затрагивалась в отдельных её аспектах. Ситуация изменилась в последние три-четыре десятилетия (труды Т.В'. Бендас, И.П. Волкова, Е.М. Дубовской, О.В. Евтихова, А.П. Журавлёва, А.И. Китова, P.JI. Кричевского, Е.В. Кудряшова, Б.Д. Парыгина и др.).

Обращает на себя внимание, однако, что вопросы лидерства анализировались чаще всего применительно к таким отраслям-деятельности как политика, экономика, бизнес, общественная практика в различных её модификациях, спорт и некоторые другие. В то же время малоисследованными оставаI ! лись до сих пор' теоретико-методические проблемы, относящиеся к художественному руководству и лидерству в музыкальных, театральных, хореографических и других художественно-творческих коллективах. Между тем, учитывая специфику работы указанных коллективов, вопросы, относящиеся к творческому (и не только) руководству и лидерству в них представляются, бесспорно, актуальными, имеющими теоретическое и практическое значение.

Разумеется есть книги, статьи, интервью; мемуары и проч., принадлежащие таким авторитетным специалистам как К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, М.А. Чехов, Б.Е. Захава, JLM. Гинзбург, К.П. Кондрашин, Г.Н. Рождественский, Е.Ф. Светланов, Б.Э. Хайкин, Г.А. Дмитриевский, С.А. Казачков, К.К. Пигров, В.Г. Соколов, П.Г. Чесноков и др. Но их высказывания фигурировали, как правило, в жанрах достаточно 4 далёких от научно-теоретического и методологического исследования проблемы лидерства с присущей ему спецификой. Именно это, по-видимому, имелось в виду известным российским дирижёром В.А. Чернушенко, писавшим, что «огромный практический опыт многих поколений замечательных мастеров не привёл еще к фундаментальным теоретическим обобщениям и всесторонним исследованиям. Методика подготовки специалистов не имеет такого же основополагающего единства, как, скажем, в-медицине или физиа ке» . Отсюда противоречие между: а) уровнем научной разработанности проблемы руководства современными художественно-творческими коллективами — и требованиями, предъявляемыми сегодня к этому сложноструктурированному виду деятельности; б) реальным научно-педагогическим потенциалом, знаниевыми ресурсами в области управленческой деятельности, - и задачей оптимизации профессиональной подготовки высококлассного специалиста, будущего руководителя и лидера художественно-творческого коллектива.

Итак, какие качества и свойства (личностно-профессиональные, морально-этические, социально-педагогические) необходимы сегодня-руководителю художественно-творческого сообщества людей, каковы основные составляющие его профессиограммы? Как, каким образом и на какой методологической основе возможно улучшить личностно-профессиональную подготовку руководителей художественно-творческих коллективов в современных учебных заведениях культуры и искусств (музыкальных и др.)? Таковы стержневые, системообразующие проблемы, которыми детерминированы содержание и структура настоящего исследования: Сказанным определяется его актуальность.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявить и охарактеризовать профессионально-значимые качества и свойства руководителя современного художественно

2 Чернушенко В.А. Вступительная статья к книге И.А.Мусина «О воспитании дирижёра». - Л-д, 1987. С. 4. творческого коллектива; определить и проанализировать комплекс педагогических условий, необходимых для формирования этих качеств и свойств в процессе учебной практики.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: профессиональная деятельность руководителя художественно-творческого коллектива.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: содержание, формы и методы учебно-воспитательной работы с будущими руководителями художественно-творческих (музыкальных), коллективов.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

- Рассмотреть и проанализировать основные аспекты профессиональной деятельности руководителя художественно-творческого коллектива. Выявить общее и различное в понятиях «руководитель» и «лидер»;

- Очертить спектр профессионально-личностных качеств и свойств, актуальных в деятельности руководителя, художественного коллектива; проанализировать закономерности, их развития в учебно-образовательной> практике; обозначить в данной'связи дидактические механизмы и движущие силы этого развитии;

- Уточнить и конкретизировать применительно к практике художественного руководства понятие «индивидуальный стиль деятельности»; очертить его основные параметры и характеристики; обосновать теоретико-методические рекомендации, относящиеся к формированию основ индивидуального стиля деятельности в ходе обучения;

- Проанализировать специфику межличностных отношений и взаимодействий художественного руководителя и его «производственного» окружения; показать эффективность действия механизмов трансакции (взаимовлияния) в процессе содружественного решения, художественно-творческих задач.

Рассмотрение проблемы профессионально-личностного становления руководителя художественно-творческого коллектива в контексте формиро6 вания лидерских качеств ведет к «многомерности», многокомпонентное™: самого исследования.

Исходя из этого, методологическую основу диссертации составили исследования, посвящённые различным аспектам: а) руководства и лидерства (Г.М. Андреева, И.П. Волков, Е.М. Дубовская, А.Л. Журавлёв, О.В. Евтихов, P:JI: Кричевский, Б.Д. Парыгин, С. Alderfer,. B:M:.Bass,' R. Stogdill, Mi Weber); б) общей педагогики и психологиш (Б.Г. Ананьев, Ю;К. Бабанский, JI.G. Выготский, И В. Дубровина, OtfL Елисеев, Н.И. Кшиденко, Е.А. Леванова, А.Н. Леонтьев, В.П. Подвойский, С JL Рубинштейн, С.Б. Серякова); в) процессам личностного становления w социализации личности (Л.И: Анцыферова, A.F. Асмолов, Е.И: Исаев, В.И. Слободчиков,

E. Fromm, A. Maslow, К. Rojers); г) психологии художественного творчества

A.A. Мелик-Пашаев, В.И. Петруишн, В.Г. Ражников, В.Д. Шадриков,

F.M. Цыпин); д) теории и методики« преподавания« музыки (Э.Б; Абдул^ши, A.C. Базиков, Т.И. Бакланова, ■ Е.А. Бодина,. Б.Д: Критский, AJB. Малинковская, A.Ii. Малюков, Т.Г. Мариупольская, Е.В. Николаева, А.И. Николаева, О.П. Радынова, Г.И; Стулова; П;А. Хазанов,

А.И. Щербакова, АЛЪ Юдин);. е) управления и художественного руководства музыкальными (хоровыми и оркестровыми) коллективами (F.A. Дмитревский, A.A. Егоров, А.П. Иванов-Радкевич, К.П. Кондрашин, И.А. Мусин, К.Б. Птица, Е.Ф. Светланов, В.Г. Соколов и др.). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ включали в себя:

Историко-теоретическиш анализ широкого округа педагогических, иси-холого-педагогических, социально-педагогических; искусствоведческих: источников; .

Обобщение передового опыта в области руководства художествен110" творческими коллективами;

- Обобщение педагогического опыта (включая личный опыт автора диссертации) в области профессиональной подготовки руководителей музыкальных (хоровых) коллективов;

Применение комплекса методов эмпирического уровня (педагогических наблюдений, анкетирования, интервьюирования, а также констатирующего и обучающего экспериментов).

КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Принято считать, что понятия; «руководитель» и «лидер» не идентичны» по« своему значению. Можно быть «де юре» руководителем коллектива, не являясь его лидером, и можно быть «де-факто» лидером,.не обладая формально полномочиями руководителя:

Однако в сфере художественно-творческой деятельности подобная* ситуация практически исключена: Только тот человек сможет успешно выполнять функции руководителя, реально возглавлять коллектив < (хор, оркестр, театральную труппу и т.д.), который, является творческим лидером,, стоящим* во главе коллектива не* по должности, а в силу профессионально-личностных качеств и свойств.

Деятельность художественного руководителя рассматривается1 зачастую только сквозь призму его личных достоинств, оценивается исходя из его пер-сонально-деятелыюстных качеств, и свойств. Между тем, оценка, дабы быть объективной и полной, должна вбирать в себя не только результаты действий одного человека (даже если он лидер, первое лицо в иерархии коллег), но и всего коллектива, в целом. Одно тут неразрывно связано с другим: если верно, что художественный руководитель создаёт коллектив, — верное то, что коллектив в определённой мере создаёт своего руководителя, помогает ему самореализоваться.

Будущему руководителю — во избежание возможных заблуждений и неадекватных самооценок — следует вникнуть в эту максиму еще на пропедевтическом этапе вхождения в профессию.

Обладая априори правом воздействия на коллектив, внушения ему своей воли, художественный руководитель одновременно не должен лишать возможности коллектив в той или иной мере воздействовать на себя, на свои творческие намерения, предначертания и т.д. Практика выдающихся дирижёров и режиссёров свидетельствует, что они полагают целесообразным использовать в работе механизмы обратной связи, прислушиваться к тем, «посылам», которые идут подчас со стороны возглавляемых ими коллективов или отдельных лиц. Характерно, что чем выше профессиональный и общехудожественный уровень самих коллективов, чем комфортнее в них эмоционально-психологическая среда, тем ощутимее и плодотворнее становятся встречные импульсы, идущие к руководителю от его окружения. Процессы трансакции (взаимовлияния) становятся, таким образом, индикатором творческой дееспособности коллектива, его креативного потенциала. '

Установка на трансакционистские действия- должна отрабатываться* у будущих руководителей еще в пору обучения, выступать в качестве стратегических задач педагога.

Руководители, являющиеся^ одновременно, и лидерами, определённым образом воздействуют на своё окружение. Иногда их методы достаточно прямолинейны и очевидны (например, у руководителей авторитарного типа), в других случаях весьма трудно поддаются точной диагностике и осмыслению (примером могут послужить суггестивные методы, выходящие подчас на уровень гипнотических воздействий).

Использование тех или иных вариантов воздействия зависит в первую очередь от индивидуально-характерологических качеств и свойств руководителя, зависит от конкретной ситуации, складывающейся на данный момент в его взаимоотношениях с коллегами, от степени остроты проблемы, подлежащей решению, и т.д. Ясно, что единого, универсального метода, который мог бы рассматриваться в качестве эталона, тут нет и быть не может.

Иными словами, наиболее эффективной и целесообразной методики руково9 детва и лидерства не существует; та или иная методика может стать таковой лишь при учёте определённых условий «места и времени». Даже у руководителей, не располагающих широкой палитрой приёмов и способов межличностных взаимоотношений, последние варьируются в зависимости от совокупности обстоятельств.

В порядке дополнения к сказанному следует отметить, что >люди, занимающиеся* творческой деятельностью в, области искусства^ (музыканты, актёры, представителя других художественно-творческих «цехов»)» всегда негативно реагировали на чрезмерно жёсткую, подчёркнуто авторитарную манеру общения с ними. В условиях, сложившихся за последние десятилетия в российском социуме, это стало еще более заметным. До настоящего времени фактически не'предпринимались попытки рассмотреть и дифференцировать сквозь, призму научного* анализа основные компоненты функциональной модели-руководства художественно-творческим коллективом. Полагая"необходимым ликвидировать этот пробел, автор-настоящего-исследования исходил из следующего.

Круг профессиональных обязанностей руководителя современного художественно-творческого коллектива широк и многообразен. В-то же время, в перечне специальных способностей, знаний и-умений, которыми ему следует обладать, можно выделить основные, базовые позиции, не исчерпывающие, разумеется, требований к руководителю, но, тем не менее, обозначающие наиболее значимые из них. Руководитель, осуществляющий свою деятельность на высоком профессиональном уровне, должен:

1. Определять стратегический курс коллектива, обеспечивать стабильно высокое качество его творческой «продукции». Сочетать творческие и организаторские функции, имеющие отношение к различным сторонам жизнедеятельности коллектива.

2. Умело подбирать кадры исполнителей, сочетающих высокий профессионализм с индивидуально-личностными качествами и свойствами, необходимыми для успешной, содружественной деятельности в коллективе.

3. Проводить всесторонне продуманную и сбалансированную «репертуарную политику», отвечающую запросам современной публики, с одной стороны, и, с другой стороны, соответствующую критериям высокого художественно-эстетического вкуса.

4. Генерировать новые творческие идеи, замыслы, начинания, связанные с художественной (исполнительской) жизнедеятельностью коллектива и способные заинтересовать, увлечь, воодушевить людей.

5. Соответствовать в своей деятельности определённым морально-этическим критериям и нормам, требуемым его профессией. При всей широте и многоплановости указанных норм и категорий, принципиально важно в данном контексте - на что именно, на какие аксиологические приоритеты сориентирован художественный руководитель: на решение новых, столь же сложных, сколь и интересных творческих задач, или на достижение личного успеха. В первом случае его шансы на завоевание авторитета в коллективе, на подлинное лидерство существенно повышаются; во втором практически сходят на нет.

6. Демонстрировать стабильно высокий уровень профессионально-технического мастерства, позволяющего реализовать художественные идеи, замыслы, творческие начинания любого уровня сложности.

7. Создавать и поддерживать положительно окрашенный эмоциональный климат в коллективе, инициировать отношения аффилиации между людьми, способствуя тем самым продуктивности их деятельности.

8. Обладать определёнными коммуникативными способностями, проявлять гибкость во взаимоотношениях с окружающими, сохраняя в то же время необходимую дистанцию в иерархии межличностных связей и отношений, демонстрируя принципиальность, самостоятельность воззрений и убеждений, волевые качества, твёрдость духа и т.д.

9. Своевременно определять и диагностировать симптоматику назревающих конфликтов, разного рода социальных диссонансов в окружающей среде, принимать превентивные и действенные меры по их предотвращению; . Иначе говоря; руководитель должен выявлять любые1 проблемы;- (творческие, межличностные, социально-психологические и- др<)? еще на дальних подступах к ним; должен предвидеть эти проблемы еще на их имнлицидном уровне; заблаговременно; находя; оптимальные пути их решения, последовательно и твёрдо реализуяэтирешения на практике.

10. Сохранять психологическую устойчивость, выдержку, душевное равновесие в стрессовых ситуациях, практически неизбежных в практике художественного руководителя; не терять, в подобных ситуациях самообладания, чёткости и логической последовательности мыслей и-действий. .

Помнить, что уверенность в себе, В' своих действиях —принципиально: важное свойство руководителя,, особенно в художественно-творческих «жанрах» деятельности. Ибо! люди верят лишь тем, кто в решающие минуты верит в себя. «Сама уверенность в себе, в своих силах содержит в себе силу» (К.Н. Боуви).

11. Держать в поле: зрения вопросы материального обеспечения членов коллектива, делать всё возможное для решения этих вопросов, помня о том, что они представляют собой сильный эмоциогенный фактор, напрямую; влияющий на стабильность и общий, социально-психологический климат в. коллективе.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ

- Охарактеризованы отличия между управленческой деятельностью в сфере искусства — и других сферах общественной жизни.

- Показано, что статус лидера в различных сферах человеческой деятельности - в общественной жизни, экономике, бизнесе, науке, спорте и др. -предполагает особые, атрибутивные профессионально-личностные качества и свойства человека, зачастую несовпадающие в разных видах труда. В этой связи выявлена специфика деятельности руководителя и лидера художественно-творческого коллектива, определены и систематизированы, основные структурные компоненты этой деятельности, её главные, профессионально значимые функциональные аспекты.

- Исследованы обстоятельства, относящиеся к дебютной стадии работы художественного руководителях новым для него коллективом; рассмотрены вопросы, связанные с процессами взаимопонимания и взаимодействия > «сторон»; вопросы становления- и упрочения авторитета нового руководителя, вхождения его в роль лидера.

- Исследован феномен харизмы в руководстве художественно-творческим коллективом. Выявлены атрибутивные качества и свойства харизматической личности (о них на дальнейших страницах).

- Обоснована, необходимость органичного- синтеза: «руководство творческое лидерство» применительно'к сфере деятельности художественно-творческих коллективов (музыкальных, театральных и др.). Показано, что единство «руководитель — лидер» является неизменно востребованным в области культуры и искусства (в отличие от некоторых других сфер человеческой деятельности, где руководитель коллектива не всегда является подлинным лидером, а лидер — руководителем).

- Обосновано положение, согласно которому в ходе художественно-творческой работы имеет место не моновлияние, не одностороннее воздействие руководителя на коллектив, а трансакционистский процесс, предполагающий взаимовлияние и межличностную перцепцию руководителя, с одной стороны, и тех, чьими действиями он руководит, с другой.

- Трансакционистский подход проанализирован в исследовании с теоретико-методологических позиций, рассмотрен:, как учебно-воспитательная проблема.

Разработана профессиограмма, ориентированная; прежде всего, на учебно-воспитательный процесс, на выявление его первоочередных, приоритетных задач; Согласно утвердившимся в современной профессиологии: подходам- она включает в себя два блока. В первом из.них обозначены основные профессионально-личностные характеристики, имеющие непосредственное отношение к взаимодействию личности и профессии, к психическим, социально-психологическим и характерологическим качествам человека- обеспечивающим успешное управление художественно-творческим; коллективом. Во втором блоке отражены практические действия дирижёра, операционно-деятельностные аспекты его профессии (работа с партитурой^ проведение репетиций; технические умения и др.).

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Г.,Иерархия*профессионально-личностных качеств и свойств руководителя художественно:творческого коллектива.существенно отличается; от иерархии качеств и свойств; необходимых в других отраслях человеческой;деятельности.

2. История отечественного и. мирового искусства: даёт немало свидетельств тому, как музыкальные или театральные коллективы, возглавлявшие-, ся харизматическими личностями, достигали исключительно высоких творческих результатов. Одновременно та же история доказывает, что отнюдь не обязательно обладать харизмой; некой трансцендентной сил ош дарования для успешного осуществления той или иной деятельности, включая деятельность в сфере культуры и искусства.

Феномен харизмы уникален, исключителен, есть в нём своего рода эзотерическое начало, однако на практике, в реальной действительности значительно больше таких мастеров, которые, не давая видимых оснований быть

14 причисленными к харизматическим личностям, тем не менее, на высоком качественном уровне выполняют свои творческие обязанности — руководят хоровыми, симфоническими коллективами, возглавляют сообщества драматических актёров и т.д.

Более того. Если харизматическая личность не обладает достаточно прочными морально-этическими, нравственными устоями; если её приоритеты не отвечают групповым, коллективным интересам; если этой личностью принимаются неадекватные, деструктивные решения, выбираются асоциальные направления, деятельности, - это приводит нередко к негативным, последствиям, тем более серьёзным, чем масштабнее фигура руководителя. 3. Практика свидетельствует, что некоторые художественные руководи/ тели, отличающиеся солидной эрудицией, глубиной и силой интеллекта, воздействуют на окружающих, прежде всего, логикой и всесторонней» продуманностью своих идей, предложений, творческих установок.

Другие руководители воздействуют высокой энергетикой и яркостью эмоций, вызывая ответные душевные состояния у окружающих, увлекая их своим темпераментом.

Дисбаланс воздействий, характеризующий того или иного руководителя, если он не чрезмерен по амплитуде, — явление вполне естественное; именно им и определяется в конечном счёте индивидуальный стиль деятельности дирижёра, режиссёра и др. В то же время, в процессе обучения курс должен держаться на органичный синтез, внутреннюю сбалансированность рационального и эмоционального; чрезмерный крен в ту или иную сторону в процессе становления будущего профессионала, как правило, нежелателен.

Учащийся должен проникнуться сознанием, что соотношение элементов внутри его личностной стилевой парадигмы (устоявшихся, привычных способов деятельности) может быть различным, но интегративное единство этих элементов, их синергетическое взаимодействие является непременным условием любой продуктивной деятельности.

4. Из сказанного следует, что процесс обучения в учебно-образовательных учреждениях культуры и искусства обретает тем большую эффективность, чем; полнее и точнее его структурные компоненты отражают содержание деятельности будущего специалиста во всём многообразии её аспектов. Последнее обстоятельство, как свидетельствует опыт, далеко не всегда учитывается: в практике преподавания; что негативно отражается- на результатах обучения (в частности; в музыкальных учебных заведениях, где проблемам управлениями руководства^художествен-но-творческими-коллективами зачастую не уделяется должного внимания);

5. Важными факторами, оптимизирующими процесс обучения будущего руководителя; художественно-творческого? коллектива; являются а) принцип амплификации:: (расширения; обогащения), согласно которому следует всемерно • вносить разнообразие: в виды и типы воздействия! на сознание учащегося; б) принцип ассимиляции учебной информации, рассматриваемый не только как усвоение знаний и умений; но и подразумевающий способность к их индивидуальному переосмыслению и трансформации;, в) формирование психологической; профессионально-личностной; готовности к преодолению^ трудностей, что теснейшим; образом связано, с эмоционально-волевой сферой учащегося; г); постоянное, и систематическое внедрение в. работу творчески-созидательного компонента.

6. В условиях современного российского социума, на фоне во многом изменившейся ментальности людей; заметнее сделалась их зависимость от мотивационного стимула . Сказанное: в полной: мере относится как к деятельности художественно-творческих коллективов, .так и каждого из его членов; в отдельности - его интересов; побуждений, влечений, соображений меркантильного свойства и т.д.

3 Собственно; такая зависимость существовала всегда; в последнее время она стала еще более очевидной.

• 16

Формирование мотивациоиного спектра, способного обеспечить стабильно высокий качественный уровень работы коллектива - столь же важная, сколь и трудная задача современного руководителя.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

- Проанализировано состояние проблемы художественного руководства и лидерства в отечественной и зарубежной научной-литературе. Выявлены педагогические аспекты указанной проблемы.

- Дана дефиниция понятий' руководство и лидерство применительно к художественно-творческой практике. Выявлено общее и различное между этими понятиями.

- Определены основные функции, руководителя, художественно-творческого коллектива; выявлены динамично соподчинённые взаимосвязи и зависимости между ними; уточнены приёмы и способы формирования профессионально-значимых качеств и свойств будущего руководителя в процессе обучения.

- Систематизированы и обобщены данные, относящиеся к формированию у учащихся коммуникативных умений; рассмотрены различные аспекты технологии общения руководителя с коллективом (хоровым, оркестровым); исследованы основные формы общения на групповом и межличностном уровнях.

- Проанализированы в педагогическом ракурсе проблемы активизации, художественно-интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов в деятельности учащихся; отработан в данной связи необходимый педагогический, инструментарий.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

- Выявлен и обобщён профессиональный опыт отечественных и зарубежных деятелей культуры и искусства, руководителей художественно-творческих коллективов.

- Отработана и экспериментально проверена система педагогических рекомендаций, цель которых - оптимизация профессиональной подготовки руководителей художественно-творческих (музыкальных и др.) коллективов. Уточнены основные параметры этой подготовки.

- Материалы, содержащиеся в диссертации, могут применяться в учебно-образовательном процессе: а) в лекционных курсах по дисциплинам «Методика преподавания специальных дисциплин», «Музыкальное исполнительство и педагогика», «История дирижерского искусства», «Хороведение и методика работы с хором»; б) на индивидуальных занятиях по дисциплинам «Дирижирование», «Практика преподавания специальных дисциплин», «Педагогическая практика».

- Материалы исследования могут быть использованы руководителями художественно-творческих (музыкально-исполнительских) коллективов в ка- , честве методического пособия с целью повышения- профессиональной квалификации.

ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования обеспечена всесторонним анализом научно-литературных источников, посвященных вопросам руководства и лидерства в коллективах различного типа и профиля. В ходе работы применялся комплекс методов исследования, релевантных его проблематике, его содержанию, целям и задачам. Использовался системный подход, позволявший рассматривать изучаемые явления, феномены и закономерности в их реальных взаимосвязях и зависимостях.

Научная обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования подтвердились в ходе опытно-экспериментальной работы.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ результатов исследования.осуществлялись: а) в ходе выступлений автора с докладами и сообщениями на заседаниях специализированных кафедр, научных и научно-практических конференциях; б) в процессе преподавательской деятельности, как в высшем, так и среднем звеньях специального образования; в) в ходе подготовки методических

18 материалов, проведения открытых уроков, семинаров и мастер-классов для специалистов в области руководства хоровыми коллективами; г) при использовании материалов диссертации в опубликованных научных статьях, издании трех монографий, составлении учебных программ по курсам специальных дирижерско-хоровых дисциплин, подготовке учебно-методических пособий; д) в ходе;проведения опытно-экспериментальной работы.

Материалы диссертационного исследования прошли процедуру предварительного рассмотренияшо месту выполнения- на кафедре музыкальных инструментов музыкального* факультета Московского* педагогического .государственного; университета, обсуждались, на соответствующих кафедрах МГИМ им. А. Шнитке, РАМ им. Гнесиных.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование включало в себя три этапа. На первом, ориентировочно-поисковом этапе (2004-2006) изучалась литература пог теме исследования, определялась методологическая база, уточнялись цели;.задачи и формы работы, проводились серии наблюдений и констатирующих экспериментов. На втором, центральном; этапе (2006-2009) велась углублённая теоретическая разработка базовых положений: исследования^ определялись его основные методические аспекты, проводилась в полном, объёме опытно-экспериментальная работа. На третьем, завершающем этапе (2009-2011) подводились итоги селекционной работы в области 'теоретических идей и положений, уточнялись методические подходы и решения задач, поставленных исследователем; проводилась заключительная серия формирующего эксперимента. Определялись конечные результаты опытно-экспериментальной работы, обрабатывались, данные, полученные в ходе этой работы. Завершалась редакторская работа над текстом диссертации и автореферата.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Буянова, Наталия Борисовна

выводы

1. Основные, базовые позиции руководителя художественно-творческого коллектива кристаллизуются, в процессе «производственной» деятельности. В то-же время начальный, принципиально важный этап формирования этих позиций (подходов, установок, технических приёмов в широком толковании« этого понятия) приходится на годы учёбы. Настоящее исследование подтвердило,, что, наряду с выработкой профессионально-технических (дирижёрских) умений и навыков, педагогу необходимо держать в поле зрения, работая с учеником, весь спектр проблем; которые встанут перед ним в будущем, включая, и проблемы общения с коллегами, и установление г позитивного эмоционального ^климата в коллективе, и эффективное проведение репетиций, И' своевременную нейтрализацию г назревающих конфликтных ситуаций, и.умение квалифицированно составлять концертные4 программы, и др.

2. Художественный руководитель коллектива и его творческий лидер — понятия во * многом синонимические. Руководитель, который «де юре» стоит во главе коллектива, только в том случае оправдывает своё предназначение, если он «де факто» является признанным лидером данного коллектива, его наиболее авторитетной фигурой, объединяющей- и сплачивающей людей, играющей центральную роль в творческой жизнедеятельности коллектива.

У молодого музыканта, обладающего соответствующим дарованием, лидерские качества отчасти произвольно формируются и развиваются в период учёбы, что не снимает с педагога обязанности контролировать и корректировать этот процесс.

3. Обладая априори правом влиять на коллектив, диктовать ему свою волю, художественный руководитель не должен лишать коллектив в свою очередь оказывать определённое воздействие на себя, свою линию поведения, свои творческие планы, диспозиции, стратегию и тактику своих действий. Можно утверждать, что чем выше уровень профессиональной и индивидуальной культуры руководителя и его творческого4 окружения; чем благоприятнее эмоционально-психологическая среда, тем- более ощутимыми* и, плодотворными становятся встречные импульсы, идущие от руководителя к коллективу и обратно; тем выше индикатор профессионально-творческой дееспособности коллектива.

Формирование подобного стиля деятельности руководителя, его про-фессиональнойшентальности является'одной из-приоритетных задач педагога, отвечающего за подготовку будущего специалиста. 1

4. Важной отличительной чертой творческой^личности, проявляющейся независимо от рода её занятий, является индивидуальный стиль, деятельности Составляющие этого стиля сложны и многообразны, являя собой динамично» соподчинённую,- связанную многообразными корреляционными связями и зависимостями систему, включающую в себя индивидуально-характерологические черты и особенности субъекта (темперамент, волю, коммуникативные черты и отличия), его способности, направленность, синтез интеллектуальных и эмоциональных свойств; прижизненно сложившиеся' приёмы и способы деятельности, и др.

Выработка основ индивидуального стиля деятельности руководителя^ художественно-творческого коллектива принадлежит к одному из приоритетных направлений в работе педагога.

АЛЛ

5. Надёжным ориентиром в обучении может служить профессиограмма руководителя художественно-творческого коллектива, включающая в себя два блока: 1) блок индивидуально-личностных качеств и свойств, и 2) блок практических умений и навыков, необходимых руководителю (дирижёру) в его практической'деятельности;

6. Профессионально-личностные качества-руководителя» художественно-творческого коллектива^ получают адекватную ^ оценку только в органичном и неразрывном« единстве с творческой деятельностью-возглавляемого им коллектива. Художественный'руководитель создаёт коллектив, но, с другой стороны, коллектив — его запросы, профессиональные требования, морально-этические критерии — в определённой мере создают руководителя; помогают ему самореализоваться-в творческой.практике.

Будущему руководителю оркестра, хора и др; во избежание возможных заблуждений, равно' как и неадекватных самооценок и действий, следует осознать эту максиму еще на стадии вхождения» в будущую профессию.

А АА

7. Существенную * роль в подготовке руководителя художественно-творческого коллектива играет принцип педагогической амплификации, суть которого в расширении, увеличении, обогащении видов и типов воздействия на сознание учащегося. Исследование подтвердило: следует, не-«механически», не аддитивным путём, (иначе говоря; не посредством элементарного арифметического прибавления чего-то к чему-то) расширять диапазон знаний учащегося; такие количественные пополнения запасов знаний оказываются чаще всего бесполезными. Смысл амплификационных процессов в том, чтобы общие знания (педагогика, психология, эстетика, философия, культурология и др.) органично сплавлялись со специальными знания

309 ми, оплодотворяли их, проникали (диффундировали) в них, наполняя их новым, более глубоким содержанием, инициируя интегративно-синергетические механизмы в сознании учащихся.

8. Готовность будущего специалиста к руководящей и направляющей деятельности в работе с творческим коллективом базируется не только на профессионально-личностных компонентах (во всём многообразии их спектра), но и других компонентах - психологических, социально-психологических, эмоционально-волевых и т.д. Нельзя не учитывать в данной связи, что многоаспектность и разноплановость деятельности руководителя коллектива является в известном смысле уникальной, включая в себя как решение специальных, художественно-творческих задач (интерпретация музыки), так и разрешение сложных проблем социально-психологического плана, возникающих во взаимоотношениях руководителя с его окружением, с членами коллектива. Всем этим создаётся множественно соподчинённая система целей и задач, стоящих перед преподавательскими коллективами, занятыми соответствующими видами деятельности.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Буянова, Наталия Борисовна, 2011 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта. — 3VL: МПГУ, 2001. -5,25 пл.

2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагсзга-ки в системе высшего образования. — М., 1990. — 186 с.

3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений./Под общей ред. М.И. Ройтерштейвса. — М., 2006.-336 с.

4. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. — jIVL, 2004.-336 с.

5. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества.-М, 1994.-322 с.

6. Абулъханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — HVL, 1980.-335 с.

7. Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991. — 303 с.

8. Агапов B.C. Проблема личности руководителя в отечественной психологии. -М., 2005.-75 с.

9. Агапов B.C. Я-концепция как интегративная основа личности и деятельности руководителя. М.: МОСУ, 2000. - 30 с.

10. Александр- Юрлов; Сб. статей, материалов, воспоминаний./Ооох. И.Марисова. М., 1983. - 199 с.

11. Амонашвипи Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М, 199<5 — 464 с.

12. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 197"7 — 380 с.

13. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания./Под ред. A.A. Бодалева. -М.-Воронеж, 1996.-384 с.

14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — JL, 1968. 339 с.

15. Андреева Г.М. Социальная психология. 3-е изд. — М., 1994 258 с.

16. Ансерме Э. Беседы о музыке. JL, 1985. — 104 с.

17. Анциферова Л.И. Методологические принципы и проблемы психоло-гии.//Психологический журнал. 1962.Т.З №2. — С. 3-18.

18. Арчажникова Л.Г. К вопросу о структуре профессиональных качеств учителя музыки.//Формирование профессиональных качеств учителя музыки в системе высшего педагогического образования. — М., 1994. — С. 5-16.

19. Арчажникова Л.Г. Способности к осуществлению музыкально-педагогической деятельности.//Формирование музыкально-исполнительского мастерства. -М., 1981. С. 22-30:

20. Асафьев Б.В. Музыкальная формам как процесс. Кн. 2: Интонация. — М., 2000.-373 с.

21. Асеев. В.Г. Проблема мотивации и личность.//В сб.: Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.

22. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы, общепсихологического анализа: М., 2001. - 414 с.

23. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. СПб., 2004. — 117 с.

24. Афоризмы: по иностранным источникам.//Сост. П.П. Петров» и Я.В. Берлин. М., 1985. - 496 с.

25. Бабаева Ю.Д. Тестовые методы диагностики одарённости.//В сб.: Психология одарённости детей и подростков. — М., 1966.

26. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общепедагогический аспект. -М., 1977. 192 с.

27. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., ' 1982.-189 с.

28. Базиков A.C. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления: учеб. пособие. Тамбов: ТГМПИ, 2002. — 310 с.

29. Базиков A.C. Эмоциональный фактор в процессе музыкальных занятий (кпроблеме активизации учебной деятельности).//Творческая педагогика накану312не нового века. Материалы I научно-практической конференции. М., 1997. -С. 178-180.

30. Бакланова Т.Н. Этнокультурные основы обновления содержания современного художественного образования в России // Народная художественная культура: проблемы этнохудожественного образования. — М.: МГУ-КИ, 2003. — С.5-43.

31. Бакланова Т.Н. Народная художественная культура в универсальной — гуманитарной образовательной. системе./ЛСультурология: новые подходы. Альманах-ежегодник. № 1. М., 1995. С.24-30?

32. Баланчивадзе JI.B. Индивидуально-психологические различия музыкального исполнения.//Психодогический журнал. — 1998. Т. 19; №1'. — С. 126-134.

33. Баланчивадзе- Л.В. Мотивация музыкально-исполнительской деятельности // Вопросы психологии. 1983. №6. - С. 50-57.

34. Барулин В.С. Социальная философия. Изд.2-е. М., 2000. — 560 с.

35. Батаршев A.B. Типология характера-и-личности: Практическое руководство по психологической диагностике. М., 2005. - 112 с.

36. Берлянчик М.М. Системность личностно-профессиональных качеств ис-полнителя.//Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1986. Вып.4.

37. Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.- М., 1966.

38. Беседы с Отто Клемперером. Записаны Питером Хейвортом./Перевод с англ. Ж. Грушанской. — М., 2004. — 104 с.

39. Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.-336 с.

40. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. — СПб.: Питер, 2001.

41. Бехтерев В.М. Объективная психология. Mi, 1991. - 480 с.

42. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М.-Магнитогорск, 1998. - 156 с.

43. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионально-педагогического образования. Под общей редакцией акад. РАО B.JI. Матросова. М.: Прометей, 1999. - 116 с.

44. Гуревич K.M. Вопросы психологии в планах социального развития предприятие/Вопросы психологии. — 1971. №1.

45. Гусевская O.Bl Интенсификация процесса обучения в вузе как фактор личностно-профессионального становления будущего* учителя: Автореф. на со-иск. уч.ст. канд. пед. наук. Иркутск, 2005: — 22 с.

46. Давыдов-В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М., 1986. — 239 с.

47. Деркач A.A. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М:, 2000t - 392 с.

48. Джеймс У. Психология.//Ред. JI.A. Петровская. М.,.1991. - 368 с.

49. Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором: Элементарный'курс. -М.-Л., 1948.-105 с.

50. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М:, 1978. - 272'с.

51. Дранков B.JI. О природе художественного таланта.//Автореф. дисс. на со-иск. уч ст. докт. психол. наук. — Л., 1973. 38 с.96: Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. — М., 1996. — 216 с.

52. Дубровина И.В., Данилова Е.Е.,. Прихожан A.M. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений./Подфед. И.В.Дубровиной. М.: Издатель-скийцентр «Академия», 1999. — 464 с.

53. Евтихов О.В. Стратегия и приемы лидерства: теория и практика. — СПб., 2007.-238 с.

54. Егоров A.A. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин: Пособие для педагогов консерваторий. — Л., 1958. 186 с.100: Елисеев О.П: Практикум по психологии личности — Mi, 2005 г. 512 с.

55. Информационно-поисковая система (ИПС) — один из путей преодоления информационного кризиса в профессиографии. Л-д„ 1972.

56. Искусство Артуро Тосканини. Воспоминания. Биографические материа-лы./Сост. JIM. Тарасов. JI-д, 1974. - 267 с.

57. Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 5. М., 1970. С. 11215.'

58. Каган М.С. Художественно-творческая способность как синкретический» механизмпсихики.//Проблемы этики и эстетики. Вып. 2. Л., 1975 - С. 57-138:

59. КаганМ.С. Эстетика как философская наука. — СПб., 1997 544 с.

60. Казачков СЛ. Дирижерский аппарат и его постановка. — М., 1967. — 110 с. 125. Канерштейн М.М:- Вопросы,дирижирования. — М., 1972*. — 252 с.

61. Караян Г. Заветы мастера.//Музыкальная жизнь. 1989. № 22.

62. Караян Г. Элексир жизни — музыка.//Музыкальная жизнь. 1983. № 15.

63. Китаенко Д.Г. Всякий раз с начала.//Музыкальная жизнь. 1986. № 20'.

64. Китаенко- Д.Г. Открыть гармонию мира.//Музыкальная жизнь. 1990. №22.

65. Кирнарская Д.К, Киященко Н.И., Тарасова КВ. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. Академия, 2003. - 368 с.

66. Киященко Н.И. Теория отражения и проблемы эстетики. М., 1983. -224 с.

67. Климов ЕЛ. Введение в психологию труда. М., 1988. - 350 с.

68. Климов ЕЛ. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. -278 с.

69. Климов ЕЛ. Психология-профессионального самоопределения: учеб: пособие для студ. высш. учеб. заведений./Е.А.Климов. 4-е изд.стер. - М., 2010. -304 с.

70. Клоуз Р. У., Канджеми Дж.П., Эппл Р.Л. Психология современного лидерства. М., 2007. - 288 с.

71. Коган Г.М. Избранные Статьи. Вып. 2. М., 1972.

72. Козленко В.Н. Проблема креативности личности.//Психология творчества. -М., 1990.— С. 131-148.

73. Колесса Н. Ф. Основы техники дирижирования. — Киев, 1981. — 208 с.

74. Koppedop Х-.М: Беседы с Пабло Казальсом. — Л-д, 1960. 371 с.

75. КортоА. О фортепианном искусстве: Статьи, материалы, документы.1. М.: Музыка, 1965-. 363 с.144: Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. Л., 1979. - 208 с.145: Краткий психологический словарь./Под ред. A.B. Петровского и

76. М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону. 1998. - 512 с.

77. Критский БД: Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического исследования. — М., 2000. 242 с:

78. Критский Б.Д. Художественность как методологическая основа педагогики искусства.//Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно-практической конференции/-М.: МПГУ, 1997. С. 82-84.

79. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. М., 2007. - 542 с.149; Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М., 2001.— 318 с.

80. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985. — 32 с.

81. Кузьмина Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности.-М., 1989.

82. Куликов JI.B. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. 2-е изд. СПб.: 2009. - 464 с.

83. Кулюткин ЮН. Эвристические методы в структуре решений. М;, 1970. -231 с.

84. Лейтес Н.С. Неформализованные методы диагностики.//Сб.: Психология одарённости детей и подростков. — M., 1996.

85. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. M., 1979. — 48 с.

86. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 2004. — 352 с. 164: Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы; эмоции. .- М., 1991. С. 57-80:

87. Лернер И.Я. Дидактические принципы методов обучения. — М., 1981. — 186 с.

88. Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М., 1974. — 64 с. 167: Лист Ф. Избранные статьи. М., 1959. — 462 с.

89. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений. — M., 1993. 546 с.

90. Лихачев Б. Г. Философия воспитания: Спец. курс. — М., ,1995. 280 с.

91. Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. — СПб., 1996.-158 с.

92. Лобанова H.H., Косарев В:В., Крючатов А.П. Профессиональная« компетентность педагога.-Самара-СПб., 1997.-107 с. ,

93. ЛоккДж. Сочинения в.трех томах. М., 1988: — 668 с.

94. Ломов Б. Ф. Методологические й теоретические проблемы психологии. — М;, 1984.-444 с;174: . ЛоуэнА. Физическаяущнамика структуры характера. --М., 1996.— 320 с. 175i Мазелъ Л:А. Вопросы анализамузыки. Mi, ,1973. -352 с. , 176*. Мзккшон^Л\1^ашаизуетк—

95. Мшьга^й^: Основытехники^дирижирования.^-MirЛ;, 1965.-219с:

96. Малюков А. II. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна, 1999. - 256 с.181: Малюков А. II Теоретические основы- формирования художественной культуры у подростков. -М., 1993. 136 с.

97. Малюков А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. — М:, 1993. .— 126 с.

98. Мариупольская Т.Г. Проблемы традиций и; новаторства: в современной теории и методике преподавания музыки.-М., 2002. — 201 с.

99. Маркова А.К Психология профессионализма. — М., 1996. — 308 с.

100. Маркова А.К.психология труда учителя. — М., 1993 . 192 с.186.'. Маркова А.К., Mamuc Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: -М., 1990.-212 с.

101. Николаева E.B. Концептуальный подход к изучению истории отечественного музыкального образования.//Методология музыкального образования: Проблемы, направления, концепции. -М.: Mill У, 1999.

102. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. — М.: Прометей, 2002. — 236 с.

103. Ольхов К А. Теоретические основы дирижерской техники. Л., 1984. -160 с:221*. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Учебное, пособие для вузов. Екатеринбург, 2001*. — 496 с.

104. Основы, педагогики и психологии высшей* школы./Под ред. A.B. Петровского. -М:, 1986:-С. 23-49.

105. Основы социально-психологической теории./Ред. A.A. Бодалев, А.Н.Сухов. М., 1995. - С. 201-245.

106. Пазовский A.M. Записки дирижера. М., 1966. - 561' с.

107. Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспомина-ния./Сост. С.С. Калинин-М., 1998.-328 с.

108. Памяти Н.М. Данилина: Письма. Воспоминания. Документы. Сборник статей. /Сост.-ред. A.A. Наумов. — М., 1987. 312 с.

109. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. -351с.

110. Пастушенко И.М. Психологические характеристики, обусловливающие эмоциональное выгорание у преподавателей музыки различных специально-стей.//Выпускная квалификационная работа. — М.: УРАО, 2008: 142 с:

111. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999. - С. 31-89.

112. Петровский A.B. Общение. Коллектив. Личность./Общая психология. — М., 1986.-С. 28-56.

113. Петровский A.B., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть лич-ностью.//Вопросы философии. №3. 1982.

114. Петровский А.Г., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений^ М., 2001. - 500 с.

115. Петрушин В.И. Психология карьеры. — Академический проект, 2004. -208 с.

116. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. — М., 2008.-400 с.

117. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. -Академический проект, 2008. — 496 с.

118. Пигров К.К. Руководство хором./Под ред. К.Б. Птицы. — М., 1964. — 219 с.

119. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. -М., 2002. 160 с.

120. Подвойский В.И Профессиональная деформация руководителей социально-культурных учреждений. Психолого-педагогический подход. М., 1998. — 131с.

121. Подуровский В.М. Психологическая коррекция профессиональной музыкально-педагогической деятельности: Теория, проблемы, практика. — М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2000. 246 с.

122. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. — М., 1967. — 264 с.

123. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990. — 250 с.

124. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М., 1996.-256 с.

125. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». М.-Воронеж, 1997. — 352 с.

126. Психологическая диагностика: проблемы и исследования./Под ред. КМ.Гуревича. М. 1981. - 232 с.

127. Психологический словарь./Под общ. ред. Ю.Л. Неймера. — Ростов-на-Дону, 2003. - 637 с.

128. Психологическое сопровождение выбора профессии./Под ред. Л.М. Митиной. М.', 1998. - 179 с.

129. Психология : учеб. для пед. вузов./под ред. Б. А. Сосновского. М., 2005.-660 с.

130. Психология личности- в трудах отечественных психологов./Сост. Л.В: Куликов- СПб., 2000. 476 с.

131. Психология современного лидерства: Американские исследования.//Под ред. Дж.П. Канджеми, К.Дж. Ковальски, Т.Н. Ушаковой М., 2007. - 288 с.

132. Психология управления. Хрестоматия./Ред.-сост. Д:Я. Райгородский. — Самара, 2006. 768 с.

133. Птица КБ. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. -М, 1970.-119 с.

134. Птица КБ. О хоровом дирижировании.//Сб. статей: Работа в хоре. М., 1960.-С. 221-280.

135. Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум;по методике музыкального воспитания дошкольников.//Серия: Педагогическое образование. -Академия, 1999. 176 с.

136. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994. - 141 с.

137. Ражников В.Г. Кирилл Кондрашин рассказывает о музыке и жизни. — М., 1989.-238 с.

138. Ражников В.Г Резервы музыкальной педагогики. — М., 1980. 96 с.

139. Рапацкая JJ. А. Подготовка учителя музыки в педагогическом университете (культурологическая концепция).//Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно-практической конференции. М.: МИГУ, 1997. -С. 128-131.

140. Рахимбаева ИЗ. Управление качеством образования на художественно-творческих факультетах педвузов: автореф. дис. . д-ра пед. наук. Москва, 2009.-43 с.

141. Реан A.A. Психология личности. Социализация, поведение, общение. -М.-СП6., 2007.-407 с.

142. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. Проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл. — М., 1984. — 141' с.

143. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. М., 2003. — 336 с.

144. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов-на-Дону, 1996. -512 с.

145. Рогов'Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998.-375 с.

146. Рождественский Г.Н. Мысли о музыке. М., 1975. - 201 с.

147. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. - 720 с.

148. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. — 147 с.

149. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. — Минск, 1998. — С. 28-30.

150. Савостьянов. А.И. Общая и театральная психология: Учебное пособие для студентов Вузов. — СПб., 2007. 256 с.

151. Савшинский С.И. Пианист и его работа. — Л., 1961. — 272 с.

152. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие. — М., 2002.-351 с.

153. Самосуд С.А. Статьи, воспоминания, письма. — М!, 1984. — 231 с.г

154. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М., 1998.-256 с.

155. Серякова С.Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования./ С.Б. Серякова.//Пед. образование и наука : науч.-метод. журн. 2004. - № 1. - С. 32-35.

156. Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб:, 2001. — 416 с.

157. Сивизъянов А. С. Проблема мышечной свободы дирижера хора (начальное обучение). -М., 1983. 55 с. ,

158. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и- противостояние1 чужому влш-нию./Сб.: Психология влияния./Сост. A.B. Морозов. Харьков, 2009. - 5бО с.

159. Сидоренко Е.В. Методы математической' обработки' в психологии. — СПб., 1996.-349 с.280.' Скаткин М:Н. Методология и методика педагогических исследований. — М., 1986.-152 с.

160. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980. - 96, с*.

161. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М., 1971.-206 с.£

162. Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность.-М., 1997.-221 с.

163. Слободчиков В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. М., 2000. - 416 с.

164. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа.//Человек. 1994. N»5.

165. Слободчиков В.И., Исаев Е.И Основы общей антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. -М., 1995.-384 с.

166. Словарь по этике./ Под ред. И. С. Кона.— 4-е изд. — М., 1981. 430 с.

167. Смысл жизни: Антология./Сост., общ. ред. Н.К. Гаврюшина. М., 1994. — С. 489-582.

168. Современный психологический словарь.//Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб., 2007. - 633 с.

169. Соколов В.Г. Взбираться на высокую гору. .//Музыкальная жизнь. 1988. №14.

170. Соколов В.Г. Работа с хором. — М., 1967. — 227 с.

171. Сосиовский Б.А. Мотив и смысл. М:, 1993. - 199 с.293:. Сохор AiHtМузыка;как вид искусства: -М., 19701-192 с:2941 Социальная психология: учебник для высших учебных заведений; Подред., A. JI. Журавлева. -М.', 2002. 360 с.

172. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М., 1998: - 363 с.

173. Стулова Г.П. О формировании творческих: способностей учащих-ся.//Творческая педагогика накануне, нового века. Материалы I научно-практической конференции/ М.: Mili У, 1997. — С. 39-41.

174. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учебное пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений. — М., 2002. — 128 с.

175. Тарасов Г. С. О коммуникативной природе музыкальных способно-стей.//Вопросы психологии. 1987. №3.

176. Тарасов Г. С. Психология учебно-творческой деятельности студента-исполнителя музыкального вуза // Вопросы психологии. — 1983. — №3. С.73-76.

177. Тарасова КВ. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988. 176 с.

178. Телегина ЭД. Воображение и творчество.//Психология./Под ред. Б.А. Сосновского. М., 2005.309." Теории личности в западноевропейской и американской психологии./Под ред. Д:Я. Райгородского. М., 1996 - 136 с.

179. Теория и практика педагогического эксперимента./Под ред. А.И.'Пискунова, Г.В.'Воробьева. -М., 1979.-208 с.

180. Торопова A.B. Музыкально-психологическая антропология в музыкальном образовании.// Методология' музыкального- образования: Проблемы, направления, концепции. — М., 1999;

181. Узнадзе Д.Н. Общая психология. М.-СП6., 2004я. - 413 с.

182. Уколова Л.И. Дирижирование: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. — М., 2003. — 208 с.

183. Урбанович A.A. Психология управления. Мн., 2003. - 640 с.

184. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.//Пед. соч.: В 6 т. М., 1988. Т. 5. - 526 с.

185. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М., 1965. - 598 с.

186. Фелъдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований.//Бюллетень ВАК РФ. М., 2005:

187. Фелъдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М., 1995.-148*с.

188. Фелъдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994. - 192 с.

189. Философский энциклопедический словарь. — М., 2002. 576 с.

190. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Ю.Г.Фокин. 3-е изд., испр. — М., 2008.-240 с.

191. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произв. — М., 1989. 428 с.

192. Фромм Э. Бегство от свободы./Э. Фромм; пер. с англ. Г.Ф.Швейника. — М., 2007.-271 с.324: Фромм Э. Иметь или быть? -М., 1990. 238 с.

193. ХазановП.А. Музыкальное обучение и гуманная педагогика. //Проблемы содержания и методики учебного процесса в музыкальном колледже и вузе:. Сборник научных статей. М:: МГИМ им. A-.F. Шнитке, 2001. - С.3-13.

194. Хазанов П.А. Оптимизация межличностных отношений.и взаимодействий в системе «учитель-ученик» (на материале индивидуальных занятий художественно-творческой деятельностью).//Монография.- М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2006.-281 с.

195. Хайкин Б.Э. Беседы о дирижерском ремесле. Статьи. — М., 1984. — 264 с.

196. Харитонова Т.В. Формирование профессионального мышления в структуре личности будущего учителя музыки.//Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. Казань, 1998. - 19 с.

197. Хуторской A.B. Педагогическая инноватика. — М., 2008. 255 с.

198. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. -Л., 1989.-368 с.

199. Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. — М., 1970.

200. Цыпин Г.М. Пятнадцать бесед с Евгением Светлановым. М., 1995. — 144 с.

201. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. -СПб., 2001.-320 с.

202. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. — М'., 1988.-384 с.

203. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. — М., 1994. 372 с.332

204. Чабанный В. Ф. Стили управления хором. — СПб., 1995. 53 с.

205. Чесноков П.Г. Хор и управление им. — М., 1952. 241 с.

206. Чехов М.А. Об искусстве актера. Т. 1-2. -М., 1986. 560 с.

207. Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения. М.А. Чошанов//Педагогика. 1997. №2.

208. Чудновский В.Э: Смысл жизни: проблема относительной эмпансипиро-ванности от «внешнего» и «внутреннего».//Психологический журнал. 1995. №2. -С. 15-25.

209. Шадриков В.Д. Духовные способности. СПб., 1997. - С. 19-41.3421 Шадриков ВД. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности: -М:, 1982.-186 с.

210. Шадриков В Д. Психология деятельности и способности человека. — М., 1996.-С. 238-257.

211. Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни. Душа и маска. — Пермь, 1969: — 372 с.

212. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. -М.; 1971.-300 с.

213. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л., 1986. - 213 с.

214. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Т.1, — М., 1975. 407 с.

215. Щербакова А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования Учебное пособие для студентов, высших учебных заведений./Под ред. Э.Б. Абдуллина. М., 2001. - 424 с.

216. ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. - 224 с.

217. Юдин А.П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике ХЕХ века. -М., 2004. 247 с.

218. Alderfer С.P. Existence, relatedness and growth: human needs in organizational settings. -N. Y.: The Free Press, 1972. -p. 142-175.

219. Bass B.M. Leadership, Psychology and Organizational Behavior. N.Y., 1960. -p. 102-145.

220. Bass B.M. Stogdill's Handbook of Leadership. N.Y., 1981.

221. Bell B. Archievers: Six styles of personality and leadership. Preston-Hill, 1973.

222. Blank W. The Nine Natural Laws of Leadership. N.Y., 1995.

223. Fiedler F. E. Personality, motivational systems and behavior of high- and low-LPC person.//Human relations. 1972.

224. Fromm E. On Being Human. London: The Continuum International Publishing Group Ltd; 1997.

225. Furtwangler W. Vermächtnis. Wiesbaden, 1956.

226. Gibb C. An Interactional View of The Emergence of Leadership // Australian Journal-of Psychology. 1958. N10.360i Gordon S. Mastering the Art of Performance: A Primer for Musicians. New York: Oxford University Press, 2006. - 217 p.

227. Greenleaf R: Servant Leadership. Indeanopolis, 1991.

228. Hersey P., Blanchard' P. Sot You Want to Know Your leadership Style? // Training and'Development Journal. 1974. February.

229. Hjelle L.A., & Ziegler D.J. Personality Theories: Basic assumptions, research, and application. NY: McGraw-Hill; 1976.

230. House R. G., Mitchell T. R. Path-Goal Theory of Leader Effectiveness // Journal of Contemporary Business. -N. Y. 1974. N 3.

231. Kuczmarski S., Kuczmarski Th. Values-Based Leadership. Englewood Cliffs. — NJ. 1995.

232. Laser A. Der moderne Dirigent. Leipzig, 1904.

233. Likert R. The human organization. N. Y., 1967.

234. Maslow A. Motivation and personality. N.Y., 1954.

235. Maslow A.H. Toward a psychology of being (second ed.) — N.Y.: D. Van No-strand, 1968.

236. McGregor D.M. The human of enterprise. N.Y., McGraw Hill, 1960.

237. Mintzberg H. The nature of Managerial work. N. Y., 1973.

238. Parncutt R., & McPherson G. The Science and Psychology of Music Performance: Creative Strategies for Teaching and Learning. — New York: Oxford University Press, 2002.-400 p.

239. Person H. Leadership as a Response to Environment.//Educational Research Supplement. 1928. N 6.

240. Reflections on Leadership. How Robert K. Greanleaf s Theory of Servant-Leadership Influenced Today's Top Management Thinkers. Indianopolis, 1995.

241. Rink J. Musical Performance. A Guide to Understanding. — London: Cambridge University Press, 2002. 245 p.

242. Rink J. The Practice of Performance: Studies in Musical Interpretation. London: Cambridge University Press, 2005. - 304 p.

243. Rojers K. Psychotherapy and Personality Change, 1954.

244. Scherchen H. Handbuch des Dirigierens. — Leipzig, 1929.

245. SecordP., Backman C. Social Psychology. N.Y., 1964.

246. Stewart G. Mastering the Art of Performance. — New York: Oxford University Press, 2006.-210 p.

247. Stogdill R. Personal Factors associated with Leadership: A Survey of Litera-ture//Journal of Psychology. 1948. P. 35-71.

248. Stogdill R.M., Shartle C.L. Methods in the Study of Administrative Leadership. -Colombus, 1955.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.