Проблема творческой интерпретации романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в русской книжной иллюстрации тема диссертации и автореферата по ВАК 17.00.04, кандидат искусствоведения Зотова, Ирина Владимировна

Диссертация и автореферат на тему «Проблема творческой интерпретации романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в русской книжной иллюстрации». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 281710
Год: 
2008
Автор научной работы: 
Зотова, Ирина Владимировна
Ученая cтепень: 
кандидат искусствоведения
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
17.00.04
Специальность: 
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
Количество cтраниц: 
144

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Зотова, Ирина Владимировна

Введение.

Глава 1.

Творческая специфика книжной иллюстрации.

§1.1. Книжная иллюстрация в гуманитарном мире.

§1.2. Книжная иллюстрация как вид интерпретации в свете положений современной герменевтики.

Глава 2.

Исторический опыт творческой интерпретации романа A.C. Пушкина «Евгений Онегин» в русской книжной графике.

§2.1. Авторские рисунки Пушкина в рукописях «Евгения Онегина» - имманентное графическое сопровождение романа.

§2.2. Первое иллюстрированное издание романа A.C. Пушкина

Евгений Онегин». Гравюры по рисункам А.В.Нотбека.

§2.3. Жанрово - бытовой характер иллюстраций к роману «Евгений Онегин» в творчестве П.П. Соколова и ряда художников последующих поколений.

§2.4. «Просветительское иллюстрирование» «Евгения Онегина». Графические серии Ф.Константинова, JI. Тимошенко,

Д.Белюкина.

§2.5. Сквозь призму русской художественной культуры. Пушкинские образы в интерпретации Ю.Игнатьева и А.Самохвалова.

§2.6. Иллюстрации к «Онегину». Исследовательско — аналитический метод А.Костина и Э. Насибулина.

§2.7. Поэтические импровизации на тему «Онегина»

НЛСузьмина и М.Добужинского.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Проблема творческой интерпретации романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в русской книжной иллюстрации"

Иллюстрирование классики — одна из интересных творческих проблем. Современное ее понимание побуждает рассуждать о связи литературы и изобразительного искусства, о единстве и дифференциации художественной культуры, о том какой вклад вносят в этот процесс разные творческие направления, о роли национального менталитета в образном мышлении. Если в историческом ракурсе важно сцепление эпохи и движения художественных исканий, взаимодействие и конфликты поколений, то в оценке своеобразия и убедительности отдельных произведений на первом плане часто оказывается энергетика авторского высказывания, его неповторимость.

Связь книги, таланта писателя и таланта иллюстратора подчас чувствительно задевает проблему времени, оказываясь, то спрессованной, то разделенной немалой дистанцией. Не просто понять, как происходит это пересечение, почему оно концентрируется в тот или иной период, что связывает творцов, принадлежащих к разным сферам художественной деятельности. Артистическое сближение талантов - одна из интересных и не всегда объяснимых ситуаций - также дает импульс для размышления о возможностях изобразительного искусства в поисках синтеза с литературными идеями и литературной формой.

Проблемы вкуса и стиля приобретают особый смысл, когда в этих стремлениях преобладает увлечение литературной классикой. Ни попытки популяризировать ее шедевры для массовой аудитории, ни сильное желание связать высокое и низкое, не могут быть оправданием проникновению пошлых вкусов в книгу, где сосредоточенны истинные сокровища человечества. Современность диктует новые акценты в восприятии литературных произведений, которые мы относим к классике. Как увязать поиски выразительности иллюстраций с чистотой и гармонией стиля классической литературы? Как совместить классическую ясность и динамизм, строгость и раскованность в художественном ансамбле книги? Какие ориентиры избрать в этих творческих разработках? Многие из этих и другие вопросы концентрируются в интерпретации классики в книжной графике.

Ныне, когда усиливается конфликт между самостоятельными творческими концепциями классического наследия и попытками приспособить его исключительно для коммерческих целей, когда художественная убедительность образов, возникших на стыке литературы и изобразительного искусства, спорит с безудержным роскошеством книги, обращенным к нуворишам, проблема интерпретации литературных образцов в иллюстрационных комплексах оказывается особенно принципиальной. Не может быть равноправия между пустоватым оформлением темы «красивой жизни» в книжном дизайне и полным энергичных импульсов взглядом на «классическую литературу», между потерявшим свой творческий заряд выспренним романтизмом и индивидуальной поэтической аналитикой сочинений в стихах и прозе, которые мы воспринимаем как образец.

Это в особой мере относится к иллюстрированию произведений А.С.Пушкина. Одно из них - Роман в стихах «Евгений Онегин», избранный для анализа творчества художников-иллюстраторов -сочинение сложное, историческое, бытовое, психологическое, отражающее жизнь России первых десятилетий XIX века [8, с. 84]. Сочетающее в себе различные жанры, оно изобилует всевозможными реалиями культуры своего времени, людскими типажами, емкими образами провинции и столичного Петербурга. «Пушкинский роман», — пишет Ю.М.Лотман, - «отличается исключительной сложностью структурной организации. Это закономерно приводит к необходимости совмещения нескольких видов комментария и к неизбежной неполноте каждого из них в отдельности» [23, с. 7]. Сложным для исследования и иллюстрирования делает роман и то обстоятельство, что «непосредственное понимание текста было утрачено уже во второй половине XIX века» (Ю.М.Лотман, 1983) [23, с. 11]. Характерные для пушкинского времени отдельные слова и выражения в тексте стали непонятны читателю. Многочисленные иллюстрации, созданные к «Евгению Онегину» с момента первого издания и до наших дней, убеждают, что каждая историческая эпоха по-своему соизмеряла это произведение с состоянием культуры, делала поправки и уточнения соответственно своим взглядам и нравам, находя что-то новое, расширяя или сужая понимание пушкинского творения. Уже изначально «роман в стихах предполагал вариативность восприятия читателя и побуждал его к сотворчеству. Эти качества сознательно закреплены были в поэтической системе Пушкиным и казались ему необходимым условием связи с читателем» [25, с. 3].

На творческую интерпретацию рисовальщика могла влиять и выразительность художественного слова в «Онегине», которая осуществляется через образную емкость, специальные приемы речи (тропы) и ритмическую организацию произведения. Эти свойства литературы, если учитываются иллюстратором и используются при работе, дают очень многое: уточняют ситуацию; выявляя определенные оттенки, формируют характерные облики персонажей; определяют временную характеристику происходящего; помогают воспроизвести стилистику слова; и через ассоциации раскрывают внутренний, субъективный мир писателя. «Овладение тропом для художника — это овладение свободой поэтического видения, созвучного видению писателя, поэта, созвучного, но не адекватного.

Словотворчество, словосложение - поэтический мир понятий, чувств, смутных или ясных видений - питательная среда для художника -иллюстратора», — читаем у В.Н.Ляхова в «Искусстве книги» (1978) [24, с. 195, 198].

Разнообразие жанров, включенных в произведение поэта, также могло определять творческое направление работы художника и быть причиной появления множества вариантов иллюстративных решений. Например, в некоторых изобразительных версиях этот роман трактуется как приключенческий жанр или путевые заметки. «Евгений Онегин» воплощается в рисунках и с позиций исторического романа. В этом случае изображения тяготеют к художественной самостоятельности, к выражению глубокого смысла, идеи, заложенной в литературном произведении. На разворотах отдельных изданий помещаются большие многофигурные композиции, а трагическая сцена дуэли Онегина и Ленского «звучит» как драматически - эпохальное событие, за которым - смерть Пушкина, Лермонтова, да и самой поэзии. Некоторые варианты изображений в иллюстрациях сна Татьяны сродни фантастическому жанру.

Ставшие достоянием отечественной культуры, изобразительные интерпретации романа отражают историю его изданий. Приоритетными в этом процессе были такие факторы, как: развитие иллюстративного жанра, творческая индивидуальность художника, а также влияние литературоведческих исследований «Евгения Онегина». 1

Все это автор диссертации стремился учесть, анализируя многочисленные иллюстрации романа, появлявшиеся на протяжении полутора веков и раскрывающие различные трактовки произведения А.С.Пушкина.

В диссертационной работе рассматривается проблема творческой интерпретации романа Пушкина в книжной графике. Нас особенно интересуют оригинальные, самостоятельные решения художников, выдержавшие испытание временем. Вместе с тем, диссертанткой предпринята попытка - объективно взглянуть на творческий процесс иллюстрирования романа, изобилующий помимо достижений перепадами, инерцией, откатами назад. В таком изучении открывается немало поучительного, как в несовместимости яркой художественной фантазии и элементарно понятой сюжетности, так и в другом контрасте - между одухотворяющими работу иллюстратора мыслью и наблюдениями над жизнью и стереотипным повторением уже мелькавших в разных изданиях персонажей Пушкина и описанных им бытовых сцен.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является проблема интерпретации замысла романа «Евгений Онегин» в иллюстрациях отечественных мастеров книжной графики. Исследованы были практически все иллюстрированные издания «Евгения Онегина» в период с 1828 по 2002 годы. 104 из них с иллюстрациями разных художников послужили непосредственным материалом для диссертации.

В диссертации дана классификация наиболее значимых для отечественной художественной культуры работ иллюстраторов «Евгения Онегина», создававшихся на протяжении XIX — XX веков, и анализируются их авторские концепции. Методы исследования.

В работе над диссертацией использована комплексная методология, сочетающая в себе методы искусствоведческого анализа и историко - типологические, историко — культурные, интертекстуальные подходы.

Методологической базой исследования послужили основополагающие работы, среди них труд Г.Э.Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (М., 1957), в котором предлагаются рассуждения об особенности образности каждого из искусств. Из работ современных исследователей автор диссертации обратил внимание на книгу Д.С.Лихачева «Поэтика древнерусской литературы» (Л., 1971), вызвавшую широкий отклик в гуманитарной среде интересными идеями о развитии взаимодействия литературы и живописи; а также на исследование Ю.М.Лотмана «Структура художественного текста» (М., 1970), где раскрывается система построения литературного сочинения. Кроме того, автор диссертационного исследования опирался на фундаментальные труды в области интерпретации, принадлежащие М.М.Бахтину, В.Е.Хализеву, В.И.Тюпе, в которых теоретически осмыслена проблема истолкования литературного текста. В методологических обоснованиях учитываются литературоведческие и искусствоведческие исследования: Ю.Н.Тынянова, имевшего свою особенную позицию в понимании связи литературного текста и иллюстрации; А.С.Вартанова, автора исследований соотношения литературы и изобразительного искусства; А.А.Каменского и И.Г.Сапего, интересно раскрывающих природу иллюстрации; В.Н.Ляхова, писавшего об истории русской иллюстрации и о ее художественной образности.

В диссертации предпринята попытка соотнести графические и наиболее известные литературоведческие толкования «Евгения Онегина». В связи с этим изучались многочисленные научные материалы о романе и о его восприятии в России ХЕК - XX веков. Наиболее подробная характеристика развития литературных интерпретаций «Евгения Онегина» содержится в исследовании И.Е.Усок «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и его восприятие в

России XIX — XX вв.» (М., 1979), в котором прослеживается развитие интерпретации «Евгения Онегина», определяются особенно яркие его этапы. Процесс развития интерпретации романа соединяется автором с диалектикой гуманитарной мысли.

Цель диссертационного исследования состоит: 1) в типизации и классификации иллюстраций к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в России за период с 1828 года, то есть с появления первой иллюстрации, до конца XX века; 2) в исследовании различных типов интерпретации романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в русской книжной графике.

В процессе исследования решаются следующие задачи: исследование интерпретаций романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в России в XIX и XX вв. в книжной графике как творческих параллелей пушкинскому произведению; систематизация основных концепций иллюстрирования «Евгения Онегина»; сопоставление филологических исследований романа «Евгений Онегин» с работами иллюстраторов; осмысление влияния рисунков Пушкина в авторских рукописях «Евгения Онегина» на работу иллюстраторов.

Актуальность исследования.

Стремясь осмыслить творческое многообразие иллюстративных версий «Евгения Онегина», автор диссертации актуализирует проблему интерпретации художественного текста. Развитие полиграфии, расширение ее возможностей, появление новых технологий и носителей информации делают востребованной проблему взаимосвязи слова и изображения в контексте художественного произведения. Актуальность диссертации обусловлена и интересом к проблеме психологии восприятия произведений искусства.

Проблема исследования интерпретаций средствами иллюстрации в российских изданиях «Евгения Онегина» раскрыта еще далеко не во всех гранях. Отсутствует исторический анализ изобразительных интерпретаций романа на полутора вековой дистанции. В некоторых существенных ракурсах не получила ясного осознания иллюстрация к «Онегину» как интерпретация этого литературного произведения.

Автор диссертации стремится восполнить этот пробел, выявляя и анализируя основные типы творческих решений иллюстраторов «Евгения Онегина».

Обзор литературы по теме диссертации.

Значительный исследовательский материал содержится в трудах, посвященных авторским рисункам Пушкина. В монографии «Рисунки поэта» А.М.Эфроса (1930) поднята тема «рисунков писателей» и впервые обращено пристальное внимание на зарисовки в пушкинских рукописях. В книге «Рисунки Пушкина» Т.Г.Цявловской (1983) подробно рассматривается графика Пушкина и дается высокая оценка ее образно - смыслового и артистического стиля: «Сила художественного воздействия рисунков Пушкина неотразима — так свободен и артистичен штрих, так пластична линия», - читаем у Цявловской [46, с. 5]. Анализу графического языка Пушкина посвящена работа Л.Ф.Керцелли «Мир Пушкина в его рисунках» (1983). Кроме того, автор пытается рассуждать о тайнах творческого процесса поэта, о причинно — следственном характере появления его рисунков в рукописях: «Пушкин сумел явить миру нечто теоретически как бы невозможное вовсе — он сумел запечатлеть в материально - конкретных графических образах самое тайное тайных художника - запечатлеть, зафиксировать самый процесс, механизм художественного мышления» [15, с. 7]. В изданиях И.А.Балашовой «Нарисовал Ал. Пушкин» (1999) и С.А.Фомичева «Графика Пушкина» (1993) приведены дополнительные сведения об изображениях поэта, при этом вводятся в научный оборот некоторые неизвестные материалы. В книге - альбоме «Рисунки русских писателей XVII -начала XX века» Р.В.Дуганова (1988) дается общий обзор изобразительного творчества 44 известнейших писателей, и анализируются многие работы, посвященные исследованиям «авторских рисунков» в литературных рукописях. Изобразительному творчеству А.С.Пушкина здесь отводится одно из значительных мест. Ученый задается вопросами: являются ли «рисунки писателей» изобразительным творчеством по своей внутренней форме? По каким законам их нужно судить? Или «мы имеем дело с гораздо более сложным явлением, не поддающимся простому различению?» [11., с. V].

Важная для исследователя информация содержится в воспоминаниях художников, преданных пушкинской теме, посвященных опыту своего творчества. В издании Н.В.Кузьмина «Художник и книга» (1985) мы узнаем непосредственно от автора иллюстраций к «Онегину» о его работе над композицией и графическим стилем. Мастер рассказывает, что внимательно изучал историю написания романа, биографию поэта. На основании исследований рисунков в рукописях, с учетом литературоведческих толкований текста, его структуры, поэтики, ритмической организации и собственного ощущения пушкинского произведения и отношения к нему, рисовальщику удается создать в иллюстрациях свой особый изобразительный язык и художественную интерпретацию.

В процессе работы над диссертацией учитывались работы искусствоведов, прямо относящиеся иллюстрациям к «Евгению Онегину». Обратила внимание статья М.Холодковской «Иллюстраторы «Евгения Онегина»», вышедшая в 1937 году. Автор критикует рисунки А. Нотбека и особенно акварели Е.Самокиш -Судковской, положительно выделяет графику П.Соколова.

В 1988 году выходит в свет монография A.A. Сидорова ««Евгений Онегин» в силуэтах В.Гельмерсена» (М.- Л., 1988). Исследователь подчеркивает выразительность и оригинальность изобразительных композиций В.В.Гельмерсена, а также мастерство их исполнения. А.А.Сидорову принадлежит и статья в издании «Евгения Онегина» (1974) с анализом рисунков Н.В.Кузьмина к пушкинскому роману.

Книжной графике К.И.Рудакова к «Евгению Онегину» уделено место в монографии И.А. Бродского «Константин Рудаков» (М., 1985). Это в основном анализ серии, своего рода, психологических портретов основных персонажей романа.

Среди исследований и материалов, в которых затрагивается тема иллюстрирования романа A.C. Пушкина, особое место занимает двухтомник «А.С.Пушкин в русской и советской иллюстрации». Это одновременно каталог - справочник и альбом (М., 1987) И.Н.Врубель и В.Ф. Муленковой, автор вступительной статьи -Е.В.Павлова. В работе содержится полный список всех проиллюстрированных произведений A.C. Пушкина, вышедших в России за период с 1820 по 1984 год. Также дается перечень и ряда изданий вышедших за рубежом произведений Пушкина с графическим оформлением русских художников. Кроме того, приводится два алфавитных указателя: имен художников, иллюстрировавших произведения Пушкина, и указатель иллюстрированных произведений поэта. В каталоге имеются и иллюстрированные издания «Евгения Онегина». В альбоме (том 2), состоящем из 321-й очень качественной по печати, цветной и черно — белой, иллюстрации помещено 45 графических работ, созданных к этому роману.

Ценным для автора диссертации было знакомство с опубликованным в 1980 году библиографическим указателем иллюстрированных изданий «Евгения Онегина» А.С.Пушкина (составители — Н.И.Матвеева и В.Ф.Муленкова). Здесь приведены издания с иллюстрациями, вышедшие в период с 1828 по 1975-й год. Автором сопроводительной статьи С.В.Мироновой дается краткий выборочный анализ иллюстраций к «Евгению Онегину», созданных в разное время. Она обращает внимание на юбилейное издание к 100-летию со дня рождения поэта, предпринятое П.П. Кончаловским; на издание, иллюстрированное членами 1 Дамского Художественного кружка (1899); на книги с иллюстрациями Е.П. Самокиш -Судковской; на работы: М.В. Добужинского, В.М. Конашевича, К.И.Рудакова, А.Н. Самохвалова, Ф.Д. Константинова; на графику Н.В.Кузьмина в издании «Евгения Онегина» за 1933 год.

Собирание материала и работа в архивах.

В процессе работы над диссертацией автор стремился охватить и исследовать весь вышедший в России книжный иллюстративный материал по «Евгению Онегину». Разбор, анализ иллюстраций художников и сбор наглядного материала в основном осуществлялись в фондах и библиотеке Государственного музея А.С.Пушкина (Москва), в библиотеке Третьяковской галереи, в Российской национальной библиотеке (С.-Петербург) и т.д.

Кроме того, автор стремился и к ознакомлению с оригинальными произведениями иллюстраторов «Евгения Онегина». В изобразительном фонде Государственного музея A.C. Пушкина анализировалось большое число имеющихся в запасниках оригинальных иллюстраций Н. Кузьмина к «Онегину» и Т. Мавриной к другим произведениям, а также графические листы к роману Пушкина: А. Бенуа, В. Бехтеева, П.Бунина, Ю. Звирбулиса, Ю. Игнатьева, К. Рудакова, М. Пикова, В. Свитальского, А. Степанова, А. Юпатова, А. Фонвизина, несколько иллюстраций неизвестных художников. В отделе рукописей Российской национальной библиотеки исследовались рисунки (из альбома) академика П.П.Соколова к «Евгению Онегину».

В результате проделанной исследовательской работы все известные по данным различных каталогов иллюстрированные издания романа «Евгений Онегин» в России были просмотрены и проанализированы. Издания, где содержится интерпретация в виде двух иллюстраций или одной, только называются или вовсе опускаются из общего перечня исследовательского текста. Если же их иллюстрации образуют определенную ступень в контексте развития графических версий, имеют единые ключевые характеристики, тяготеют к одному из направлений, то изобразительные интерпретации таких изданий анализируются вместе, обобщенно и в целом. В диссертации не рассматривается анализ графических вариантов «Иллюстрированной пушкинской библиотеки № 11 и № 14», «Общественной библиотеки русских классиков № 1», где используется небольшое количество рисунков ключевых сцен романа разных рисовальщиков или художников неизвестных. Остались не зафиксированными исследования изданий 1937 года с 1 - 2-мя иллюстрациями А.Нотбека, Гельмерсена, А.Шарлеманя, репродукциями авторских рисунков из рукописи А.Пушкина.

Автором диссертации не конкретизируется, как и когда «реабилитируется» и предстает в новом качестве работа А.Нотбека, не уточняется причина и следствие популярности использования во многих изданиях, особенно образовательного характера, документов пушкинского времени и самих рисунков Пушкина из рукописей «Евгения Онегина», не выясняется причина появления «легенды» (правда во многих школьных изданиях она фиксируется словом «предположительно»), что в определенных профилях поэт изобразил Онегина и Ленского (ведь известно, что Пушкин не фиксировал пером и карандашом внешний облик своих героев).

Не разбираются здесь подробно издания периода с 1939 по 1944 годы, большое число изданий с 1948 по 1954 годы, с 1967 по 1981-й, те, в которых 1—2 иллюстрации или чуть больше, но разных авторов.

В текст диссертации не вошли исследования «дешевых массовых изданий», из года в год становившихся, по словам М.А. Чегодаевой, «все более неприглядными, убогими по оформлению, лишенными самого элементарного полиграфического качества и художественной культуры» (1989) [47, с. 70]. Плохой репутацией «массового издания» пользовалась и литература серии «Школьная библиотека». «Евгений Онегин» как программное произведение для учащихся часто выпускался именно в такой серии. Эти издания (в зависимости от иллюстрационного варианта, помещенного в них) лишь частично рассмотрены в диссертации.

Кроме того, специфика заявленной диссертационной темы («Проблема творческой интерпретации в книжной иллюстрации») обусловила задачу исследовать и анализировать только иллюстрации, находящиеся в вышедших изданиях. Именно они составляют интерпретационную изобразительную версию, которая живет в литературном наследии и доступна читателю вместе с текстом. Вне поля нашего внимания остался большой рабочий материал того или иного художника, часто очень ценный, но по каким-то причинам не помещенный в книгу. Так не печатались великолепные зарисовки пером К.И.Рудакова (часть из них хранится в московском музее A.C. Пушкина). Их анализ не включен в диссертацию. Однако можем заметить, что эмоциональные и подлинно «Онегинские», они бы улучшили изобразительную версию, хорошо бы расположились на страницах, украсив издание, обогатив его живостью и непосредственностью выразительного графического языка известного мастера. Многие из не вошедших в книгу рисунков К.Рудакова по своей художественной и образной органике очень гармоничны стилю пушкинского романа, и их явно не хватает в публикуемых версиях.

В диссертационном исследовании нет и разбора изданий миниатюрного формата («в 32-ю долю листа» и меньше). К ним относится «Евгений Онегин» (Пермь, 1989) с иллюстрациями О.Д.Коровина — интересное по своим эстетическим и художественным качествам, или «Евгений Онегин» (Омск, 1998) в оформлении Н.П.Каверзиной с применением компьютерной технологии. Здесь лишь позволим себе заметить, что этих маленького размера изданий «Онегина» не так много. Они имеют свою историю, начавшуюся с третьего полного издания романа «Евгений Онегин», которое вышло незадолго до смерти поэта и было последним прижизненным из изданий данного произведения. Первая книга «Онегина» небольшого формата положила начало миниатюрной отечественной Пушкиниане, наметила линию развития этого вида книг, художественную и эстетическую ценность публикаций такого формата, дала начало будущим, по - своему уникальным иллюстрированным вариантам.

Этот довольно емкий иллюстративно - интерпретационный материал нам представляется интересным для воссоздания истории иллюстрированных изданий «Евгения Онегина». Однако, охватить всю полностью проблему в одной диссертации не представляется возможным, в связи с чем, остаются некоторые перспективные направления будущих исследований.

Научная новнзна диссертации заключается в том, что впервые осуществляется сквозное исследование иллюстраций к «Евгению Онегину» на протяжении большого исторического периода. Впервые поднимается проблема творческой интерпретации этого пушкинского произведения в книжной графике. Диссертантом предлагается типология иллюстраций романа А.С.Пушкина XIX и XX веков и их анализ. Это также делается в первый раз.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основная функция книжных иллюстраций — творческая интерпретация литературного произведения.

2. Иллюстрации романа A.C. Пушкина «Евгений Онегин» стали фактором российского гуманитарного развития. Являясь составной частью многочисленных изданий «Евгения Онегина», они в то же время имеют и свою историю развития, воплощенную в поисках различных художественных направлений и индивидуальностей.

3. Впервые дается классификация основных концепций иллюстрирования «Евгения Онегина» на протяжении XIX — XX веков.

4. Наиболее активным периодом иллюстрирования «Евгения Онегина» стал XX век, в котором возникли разнохарактерные, в ряде вариантов творчески яркие и поэтичные интерпретации произведения Пушкина.

5. Авторские рисунки Пушкина в рукописях «Евгения Онегина» стали важным импульсом в работе иллюстраторов над романом.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы.

Материалы и выводы диссертационной работы могут быть использованы в общих искусствоведческих и литературоведческих, а также историко - теоретических исследованиях, музейной работе, при создании трудов по истории изданий произведений А.С.Пушкина. Результаты исследования могут быть также использованы в вузовских курсах: по истории русского изобразительного искусства и истории русской литературы ХЖ — XX веков. Апробация диссертации.

Основные положения диссертации были изложены в докладах, прочитанных на конференциях: на Международной научной конференции «2000 лет Христианства. Проблемы истории и культуры» (март 2000); на итоговых научных конференциях Коломенского государственного педагогического института (апрель 1998, апрель 1999). Материалы и результаты диссертации обсуждались: на заседании кафедры теории и истории искусства МГАХИ им. В.И. Сурикова (декабрь, 2007), на заседаниях аспирантского семинара кафедры литературы КГПИ (ноябрь, 1999, февраль, 2003).

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях: в учебном пособии для вузов «Книжная иллюстрация» (рекомендовано УМО за № 329/06 от 28 февраля 2007 г.) - Коломна: ЮПИ, 2006. - 92 е., 122 ил. (5,75 п.л. + цв. вкл. 3,66); в статьях: «Иллюстративные интерпретации романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в изданиях России» (М., 2007, журнал «Искусство в школе» № 2) — С. 48 - 51., ил. (0,7 пл.); «Проблемы книжной иллюстрации». Научн.-метод, сб. Вып. 4. — Коломна, КГПИ, 2004.-С. 36-41 (0,56 пл.).

Структура и объем работы.

Диссертацию составляют 2 тома общим объемом в 349 страниц. Из них 167 страниц текста. Том 1 состоит из введения, двух глав и заключения. Текст сопровождается примечаниями, библиографией. Библиографический список научной литературы насчитывает 204 наименования. Том 2 составляют приложения (№ 1, № 2). Приложение № 1 содержит перечень 104 изданий «Евгения Онегина» с иллюстрациями разных художников. В приложении № 2 демонстрируются 191 иллюстрация.

Заключение диссертации по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура", Зотова, Ирина Владимировна

Заключение.

Рассматривая книги с иллюстрациями к «Евгению Онегину», анализируя более чем полутора вековое творчество графиков и живописцев, приходишь к выводу, что иллюстрации являются для пушкинского сочинения органичной средой. Нельзя забывать о рукописях романа, многие листы которых покрыты рисунками автора.

Работая над текстом, поэт давал волю и своим изобразительным фантазиям. Некоторые черновики «Онегина» с авторскими лирическими отступлениями, раздумьями о себе, уводящими писателя от плавного повествования, покрыты рисунками, зачастую прямо не связанными с романом. Они часть сочинения, его образный фон, не только входящий в «творческую лабораторию» автора, но и дополняющий произведение особыми новыми красками, новым настроением. Р.Дуганов рассматривает этот возникший словесно -изобразительный контрапункт как своего рода стенограмму творческого переживания: «Когда рассматриваешь рисунки в рукописях, даже беглые росчерки пера или самые незамысловатые изображения, очень трудно избавиться от чувства, что в них скрыт какой — то добавочный смысл, что они означают нечто большее, чем в них нарисовано. Возникает это, вероятно, от соседства изображения со словом. Рисунок конкретнее, осязательнее, в некотором отношении даже «реальнее» слова» [11, с 16]. Это, возможно, чувствовал и сам поэт в те далекие годы, выражая желание видеть в книге графические иллюстрации.

Сложный по своей структуре роман в стихах, как уже отмечалось нами, оказался сложным и для его иллюстрирования. На протяжении всей истории его издания, многие из них появлялись вообще без рисунков. Художники же часто не понимали особой природы романа в стихах, его художественную и концептуальную неординарность.

Самые первые иллюстрации отмечены однолинейностью истолкования произведения Пушкина. Авторы рисунков шли вслед за фабулой, раскрывая, в основном, события через отдельные сцены «Онегина». Постепенно в графике появляются поэтические акценты. В сюжетную линию включаются мотивы природы, отношения персонажей пушкинского произведения соотносятся пейзажам и окружающим пространствам. Место действия, которое всегда определено в романе, определяется и в рисунках. Силуэты города и петербуржской набережной во многих графических листах -неотъемлемый фон переживаний Онегина, метафора его внутреннего дискомфорта. Напротив, настроению и чувству Татьяны, почти каждый раз, вторит природа, сопровождая графические композиции.

Много строк в романе посвящено дорогам. Одна из их функций в композиции - разделение сюжета на относительно самостоятельные эпизоды и их объединение. В рисунках к «Онегину» также большое место уделяется теме дорожных трактов и сценам спешно уезжающего или приезжающего героя (оформление спусковых полос глав романа, заставки, концовки или иллюстрации на отдельных листах). Один из акцентов в сочинении Пушкина - изображение бала (практически с бала начинается роман, им же он и заканчивается). Почти обязательным становится присутствие этой сцены в иллюстрациях. Будучи одной из кульминаций романа, часто включается в иллюстрационные серии сцена дуэли. Как и в литературном источнике, в изобразительной интерпретации это определенный рубеж между разными гранями образов героев.

Если XIX столетие отмечено доминированием «жанрово -бытового» типа иллюстрирования, то на протяжении XX века множественные варианты графических интерпретаций «Онегина» требуют более дифференцированной классификации.

В некоторые периоды развития культуры страны в XX веке, в особенности в 1940 - 1950 годы, наряду с «жанрово - бытовым», в иллюстрировании «Онегина» первенствует «просветительское» направление. Его позиции были особенно сильны в послевоенное десятилетие. В наше время глубоко архаичными кажутся его однозначность и дидактика, неудачно прикрытые романтической патетикой. Читательская аудитория выросла, в художественном мире все больше ценится индивидуальность иллюстратора, его способность дать свое прочтение пушкинской поэзии и прозы.

Сегодня график участвует в изданиях текста «Евгения Онегина» не только как «переводчик», но и как комментатор, посредник между писателем и читателем, и вместе с тем, — как эстет и декоратор в оформлении книги. Вдумчивый анализ литературного произведения заставляет искать новые решения в иллюстрировании, не отделимые от разработки всего полиграфического ансамбля книги. Такой подход к изобразительной интерпретации романа Пушкина продемонстрировали Ю.Игнатьев и А.Самохвалов.

Исследовательско - аналитическое» - еще одно творческое направление интерпретации «Евгения Онегина» в нашей иллюстрации. Отмечено научно - интеллектуальным подходом к тексту. Для одних художников главным становится создание образных метафор, сближающихся с метафорическим многообразием пушкинского романа. Для других «сочинение Пушкина — это прежде всего явление стиля» [29, с. 36]. Последнее очень ярко проявляется в работах Э.Насибулина и А.Костина в 1980-е - 1990-е годы. Более того, автор и его Муза в этих изображениях превращаются в основных героев романа. В этих рисунках - интерпретациях ощущается попытка соединить субъективность романтической поэмы с гармонией античного эпоса и в этой сложности формировать современный взгляд на сочинение Пушкина. Показательно, что художники, работы которых мы относим к «исследовательско — аналитическому» направлению, обращаются и к наработкам старых мастеров, а также традициям сценографии, экспликации, приемам компьютерной графики - многообразию, накопленного издавна и в последнее время, - творческого опыта.

Особое место в изобразительных интерпретациях «Евгения Онегина» принадлежит иллюстрациям поэтико - философского плана. Это работы Н.Кузьмина, М.Добужинского и В.Гельмерсена. Через изучение тропов, образных сравнений, метафор, эпитетов выявляется в них сложное и многоплановое мироощущение Пушкина. Артистический дух восприятия времени и пространства пушкинского романа в этих иллюстрациях являют собой своеобразный пример конгениальности поэта и художника. Смелые и оригинальные по изобразительному языку они оказались глубоким сцеплением с поэтикой Пушкина.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Зотова, Ирина Владимировна, 2008 год

1. Айзенштат, О.Д. «Евгений Онегин» в оформлении Н.В.Кузьмина Текст. / О.Д. Айзенштат // Книга: исследования и материалы / Всесоюз. кн. палата. -М., 1983. - Сб.47. - С. 198 - 201.

2. A.C. Пушкин в русской и советской иллюстрации Текст. [В 2 т.].

3. Т.2. Альбом / сост.: И.Н. Врубель, В.Ф. Муленкова; авт. вступ. ст. Е.В.Павлова. -М., 1987. 321 е.: ил.

4. A.C. Пушкин в русской и советской иллюстрации Текст. [В 2 т.]. Т.1. Каталог-справочник / сост. И.Н. Врубель, В.Ф. Муленкова. -М., 1987.- 199 с.

5. Алексеев, М.П. Взаимодействие литературы с другими видами искусства как предмет научного изучения Текст. / М.П. Алексеев //Русская литература и зарубежное искусство. Л., 1986.

6. Алфеевский, B.C. Об иллюстрации детских книг Текст. / B.C. Алфеевский // Советская графика. — 1981. -№6. С. 160 — 175.

7. Альфонсов, В.Н. Слова и краски Текст. /В.Н. Альфонсов. -М.; Л., 1966.-243 е.: ил.

8. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства Текст. / Р. Арнхейм. -М., 1994.-352 с.

9. Асмус, В.Ф. Чтение как труд и творчество Текст. / В.Ф. Асмус // Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. - 654 с.

10. Бабаев, Э.Г. «Евгений Онегин» A.C. Пушкин Текст.: энцикл. жанра /Э.Г. Бабаев // Из истории русского романа ХГХ века / Э.Г. Бабаев.-М„ 1984. С.10-49.

11. Балашова, И.А. Нарисовал Ал. Пушкин Текст. / И.А. Балашова. -Ростов н/Д, 1999.-64 с.

12. Баратынский, Е.А. Письма Текст. / Е.А. Баратынский // Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма/Е.А. Баратынский. -М., 1951.-С.416-540.

13. Барт, Р. Избранные работы Текст.: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. /Р. Барт; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. -М., 1989. -616 с.

14. Басин, Е.Я. Семантическая философия искусства Текст.: (крит. анализ) /Е.Я. Басин. М., 1997. - 192 с.

15. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики Текст. / М.М. Бахтин. -М., 1975. 502 с.

16. Бахтин, М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве Текст. / М.М. Бахтин // Литературно- критические статьи / М.М. Бахтин. -М., 1986.

17. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М.М. Бахтин. -М., 1979. 423 с.

18. Беляев, М.Д. Отражение юбилея Пушкина в изобразительном искусстве Текст. / М.Д. Беляев // Временник Пушкинской комиссии. 1941. - № 6: Пушкин. - С. 497 - 523.

19. Бенуа, А.Н. Александр Бенуа размышляет. Текст.: [статьи, письма, высказывания] / А.Н. Бенуа; подгот., вступ. ст. и коммент. И.С.Зильберштейна, А.Н. Савинова. — М., 1968. — 749с.: ил.

20. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений Текст. В 13 т. Т.9 / В.Г.Белинский; гл. ред. Н.Ф. Бельчиков; Акад.наук СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом). М., 1955. — 804с.

21. Билинкис, Я.С. Автор в «Евгении Онегине» Текст. / Я. С. Билинкис // Русская классика и изучение литературы в школе / Я.С. Билинкис. -М., 1986. — С.69 —78.

22. Бочаров, С.Г. Стилистический мир романа («Евгений Онегин») Текст./ С.Г. Бочаров // Поэтика Пушкина: очерки / С.Г. Бочаров; Акад. Наук СССР, Ин-т мир. лит. -М., 1974. С. 26 - 104.

23. Бродский, H.JI. «Евгений Онегин» роман A.C. Пушкина

24. Текст. :пособие для учителя /H.JI. Бродский. — М., 1964. -414с.: ил.

25. Бродский, И.А. Константин Рудаков Текст.: графика / И.А. Бродский. — М., 1985. 216 е., ил.

26. Вартанов, А.Н. Образы литературы в графике и кино Текст. / А.Н. Вартанов. -М., 1961.-312 с.

27. Вартанов, А. О роли жизненных впечатлений в работе художника-иллюстратора Текст. / А. Вартанов // Творческие вопросы советского изобразительного искусства: сб. — М., 1959. — С.112 — 143.

28. Вартанов, А.Н. О соотношении литературы и изобразительного искусства Текст. // Литература и живопись / отв. ред. А.Н. Иезуитов. Л., 1982. - С.5 - 30.

29. Вацуро, В.Э. Пушкин и книга Текст. / В.Э. Вацуро. М., 1982.

30. Веневитинов, Д.В. Разбор статьи о «Евгении Онегине» Текст. / Д.В. Веневитинов // Стихотворения. Проза / Д.В. Веневитинов. — М., 1980.-С.301-304.

31. Веневитинов, Д.В. Два слова о второй песне «Онегина» Текст. / Д.В.Веневитинов // Стихотворения. Проза / Д.В. Веневитинов. — М., 1980.-С.305-306.

32. Веневитинов, Д.В. Письма Текст. / Д.В. Веневитинов // Стихотворения. Проза / Д.В. Веневитинов. М., 1980. - С. 321 -400.

33. Взаимодействие и синтез искусств Текст. Л., 1978. — 269 с.

34. Взаимодействие литературы с другими видами искусств Текст. // Вопросы литературы. 1975. — №12. - С. 148 - 185.

35. Вздорнов, Г.И. Искусство книги в Древней Руси Текст.: рукописная книга Северо-Восточной Руси XII начала XV веков /Г.И. Вздорнов. - М., 1980. -551с.: ил.

36. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы Текст. / В.В. Виноградов. -М., 1959. 655 с.

37. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы Текст. / В.В. Виноградов // Избр. тр. М., 1980. - 360 с.

38. Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика Текст. / В.В. Виноградов. -М., 1963. 255с.

39. Виноградова, Е.К. Современная советская графика Текст. / Е.К. Виноградова. -М., 1961. 40с.: ил.

40. Выготский, Л.С. Психология искусства Текст. / Л.С. Выготский. --М., 1968.-575с.

41. Выставка советской иллюстрации к художественной литературе за 5 лет (1931 1936) Текст.: каталог. -М., 1936.

42. Вышеславцев, Н. Книжная иллюстрация Текст. / Н. Вышеславцев //Искусство. 1939. - №2.

43. Гадамер, Г.Г. Актуальность прекрасного Текст. / Г.Г. Гадамер. -М., 1991.-368 с.

44. Галеев, Б.М. Проблема синестезии в искусстве Текст. / Б.М. Галеев //Симпозиум «Проблемы художественного восприятия»: (тезисы и аннотации). Л., 1968. - С.23 - 25.

45. Галлеев, Б.М. Содружество чувств и синтез искусств Текст. / Б.М. Галлеев. -М., 1982. -63с.

46. Ганкина, Э. Иллюстрация для детей в контексте художественной кулыгуры Текст. / Э. Ганкина // Советская графика. 1985. - №9. - С.224 —250.

47. Гачев, Г.Д. Развитие образного сознания в литературе Текст. / Г.Д. Гачев // Теория литературы. М., 1962. - 452с.

48. Герчук, Ю.Я. Художественная структура книги Текст. / Ю.Я. Герчук //Искусство книги, 68/69. М., 1975. - Вып.8. - С.22 - 35.

49. Гиршман, М.М. Литературное произведение Текст.: теория и практика анализа / М.М. Гиршман. М., 1991. - 159 с.

50. Горяев, В. Графические листы Текст.: Пушкин. Гоголь. Достоевский: альбом / Виталий Горяев; сост. и авт. текста

51. B.Воронов. М., 1979. -12 е.: ил.

52. Григорьев, A.A. Эстетика и критика Текст. / A.A. Григорьев. М., 1980.-496 с.

53. Григорьев, C.B. Синтез искусств Текст.: указ. лит. / C.B. Григорьев. Одесса, 1975. -22с.

54. Григорян, А. Проблемы художественного стиля Текст. / Ар. Григорян. Ереван, 1966.

55. Гуковский, Г. «Евгений Онегин» Текст. / Г. Гуковский // Пушкин в школе: пособие для учителя / сост. В.Я. Коровина. — М., 1978.1. C.81- 118.

56. Гюйо, М. Принцип искусства и поэзии Текст. / М. Гюйо. М., 1985.

57. Дегтяревский, И.М. О некоторых особенностях стиля «Евгения Онегина» Текст. / И.М. Дегтяревский // Учен, записки / Моск. гор. пед. ин-т. М., 1955. - Т.48, вып.5. - С. 193 - 239.

58. Дегтяревский, И.М. Пейзаж в «Евгении Онегине» Пушкина Текст. /И.М. Дегтяревский // Учен, записки / Моск. гор. пед. ин-т. -М., 1955. -Т.43, вып.4. -С.163 190.

59. Демосфенова, Г.Л. Как иллюстрируется книга Текст. / Г.Л. Демосфенова. -М., 1961. -64с.: ил., 1л. ил.

60. Дмитриева, Н. Изображение и слово Текст. / Н. Дмитриева. — М., 1962.-314с.

61. Дмитрий Белюкин Текст.: альбом / авт. текста В. Калашников. -М., 2001.-48с., ил.

62. Дневник Кюхельбекера Текст. JL, 1929. - 50с.

63. Добужинский, М.В. О рисунках Пушкина Текст.: / М.В. Добужинский // Новый журнал. 1976. — №25.

64. Долинский, М.З. Искусство и Александр Блок Текст.: Книжная ижурнальная графика. Театр. Портреты / М.З. Долинский. М., 1984.-336с., ил.

65. Дуганов, Р.В. Рисунки русских писателей XVII начала XX века Текст.: альбом/Р.В. Дуганов. -М., 1988. -31с.: ил., 314 л. ил.63. «Евгений Онегин» Текст.: иллюстрации и материалы / сост. М.М.

66. Калаушин. Л., 1947. - 239с.: ил.

67. Еремеев, А.Ф. Художественный образ как динамическая система Текст. / А.Ф. Еремеев // Эстетику — в жизнь. Свердловск, 1974. — Сб.5.

68. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика Текст. /В.М. Жирмунский. Л., 1977. - 407с.

69. Жуковский, В.А.Эстетика и критика Текст. / В.А. Жуковский. — М., 1985.-431с.

70. Журов, А.П. Гравюра на дереве Текст. / А.П. Журов, Е.М. Третьякова. М., 1977. -248с.: ил.

71. Зелинский, В.А. Русская критическая литература о произведениях A.C. Пушкина Текст. [ В 6ч.]. 4.2. Хронологический сборник критико-библиографических статей / В.А. Зелинский. — СПб., 1887.-234с.

72. Зелинский, В.А. Русская критическая литература о произведениях A.C. Пушкина Текст. [В 6ч.]. Ч.З. Хронологический сборник критико-библиографических статей / В.А. Зелинский. СПб., 1907.-250с.

73. Зелинский, В.А. Русская критическая литература о произведениях A.C. Пушкина Текст. [В 6ч.]. 4.4. Хронологический сборник критико- библиографических статей / В.А. Зелинский. — СПб., 1910.-236 с.

74. Зуев, Н. «Новорожденное творение» Текст.: «Евгений Онегин» в восприятии современников / Н. Зуев // Жизнь и поэзия одно / Н. Зуев. -М., 1990. - С.33 - 56.

75. Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм.

76. Постмодернизм Текст.: сл. терминов / И.П. Ильин. -М., 1996. -384 с.

77. Ильин, И.П. Интертекстуальность Текст. / И.П. Ильин //

78. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук; гл. ред., сост. А.Н.Николюкин. М., 2001. - С.307 - 309.

79. Искусство книги, 68/69 Текст. / редкол.: Д.А. Шмаринов [и др.].-М., 1975.-208 е.: ил.

80. Интертекстуальные связи в художественном тексте Текст.:межвуз. сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т. СПб., 1993. - 147с.

81. Искусство книги, 1961 1962 Текст. / ред. Е.С. Левитин. — М.,1967. Вып. 4.-М., 1967. -255с.: ил.

82. Искусство книги Текст.: [альманах]. — М., 1963. Вып. 3.255с.: ил.

83. К.И. Рудаков. Воспоминания о художнике Текст. / Сост.и авт. вступ.ст. E.H. Литовченко. Л., 1979. - С.5 - 25.

84. Калитина, H.H. Графика как вид искусства Текст. / H.H. Калитина //Искусство и зритель. 1961. - Вып. 1. - С.47 - 81.

85. Каменский, А. Самопознание жанра Текст. / А. Каменский // Советская графика, 79/80. 1981. -№ 6. - С.58 - 79.

86. Каталог, 2002 Текст.: осень-зима. М., 2002. - 47с.: ил.

87. Керцелли, Л.Ф. Мир Пушкина в его рисунках Текст. / Л.Ф. Керцелли. -М., 1983. 191с.: ил.

88. Киреевский, И.В. Критика и эстетика Текст. / И.В. Киреевский. — М., 1979.-439с.

89. Ключевский, В.О. «Евгений Онегин» и его предки Текст. / В.О. Ключевский // Русская мысль. 1887. - №2. - С.291 - 293.

90. Книжное искусство СССР Текст. [В 2т.]. Т.1. Иллюстрация: (альбом)/ сост. и авт. вступ. ст. М.А. Чегодаева. -М., 1983. — 276с.: ил.

91. Книжное искусство СССР Текст. [В 2т.]. Т.2. Оформление, конструирование, шрифт: (альбом) / авт. вступ. ст. Э.Д. Кузнецов; сост. Е.И. Буторина. — М., 1990. 304с.: ил.

92. Колокольцев, E.H. Межпредметные связи при изучении литературы в школе Текст. / E.H. Колокольцев, A.B. Дановский, М.А. Дмитриева. М., 1990. - 221с.

93. Корнилова, A.B. Мир альбомного рисунка Текст.: Русскаяальбомная графика конца XVTII -первой половины XIX века / A.B. Корнилова. Л., 1990. -287с.: ил.

94. Кохута, Л. Главы об изобразительном искусстве в книге Текст.:пер. с Чеш. / Л. Кохута. Братислава, 1970.

95. Кузнецова, Ю. Федор Денисович Константинов Текст. / Ю.

96. Кузнецова. М., 1965. - 103с.: ил.

97. Кузьмин, Н. Художник и книга Текст. / Н. Кузьмин. М., 1985.190с.: ил.

98. Кузьмина, H.A. Интертекст и его роль в процессах эволюциипоэтического языка Текст. / H.A. Кузьмина. Екатеринбург; Омск, 1999.

99. Левидов, A.M. Автор-образ-читатель Текст. / A.M. Левидов. —1. Л., 1977.-360с.

100. Лейзеров, Н.Л. Образность в искусстве Текст. / Н.Л. Лейзеров. —1. М., 1974.-207с.

101. Лессинг, Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии

102. Текст. / Э.Г.Лессинг. М, 1957. - 519с.

103. Литература и живопись Текст. / отв. ред. А.Н. Иезуитов. Л.,1982.-288с.

104. Литературный текст Текст.: проблемы и методы исследования: Аспекты теоретической поэтики: сб. науч. тр. -М.; Тверь, 2000. -244 с.

105. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы Текст. / Д.С.1. Лихачев. Л., 1971. -414с.

106. Лихачев, Д.С. Сравнительное изучение литературы и искусства

107. Древней Руси Текст. / Д.С. Лихачев // Тр. отдела древнерус. лит. /Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). -М.; Л., 1966. — Т.22: Взаимодействие литературы и искусства в Древней Руси. С.483 -490.

108. Лебедева, Ю. Иллюстрации к произведениям A.C. Пушкина Текст. /Ю. Лебедева // Пушкин и искусство. Л.; М., 1937. -С.124— 171.

109. Лосев, А.Ф. История античной эстетики Текст. / А.Ф. Лосев. — М., 1963.

110. Лотман, Ю.М. Из истории полемики вокруг седьмой главы «Евгения Онегина» Текст.: (Письмо Е.М. Хитрово к неизвестному издателю) /Ю.М. Лотман // Временник Пушкинской комиссии, 1962 / Акад. наук СССР, Отд-ние лит. и яз. Л., 1963. -С.52-57.

111. Лотман, Ю.М. Роман A.C. Пушкина «Евгений Онегин» Текст.: коммент.: пособие для учителя / Ю.М. Лотман. — Л., 1983. 415 с.

112. Лотман, Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин» Текст. / Ю.М. Лотман// Учен, записки / Тарт. ун-т. Тарту, 1966. - Т.9, вып. 184:

113. Тр. по рус. и слав, филол. С.5 - 32.

114. Лотман, Ю.М. Вокруг десятой главы Текст. / Ю.М. Лотман // Пушкин: исследования и материалы / Акад. наук СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом). Л., 1986. - Т. 12. - С.124 - 151.

115. Лотман, Ю.М. Из размышлений над творческой эволюцией

116. Пушкина (1830) Текст. /Ю.М. Лотман//Избр. ст.: в 3 т. /Ю.М. Лотман. Таллин, 1992. - Т.2. - С.468 - 473.

117. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста Текста. / Ю.М.Лотман. М., 1970. - 383с.

118. Ляхов, В.Н. Живая жизнь книги Текст. / В.Н. Ляхов // Книга и графика. -М., 1972. -С.8- 12.

119. Ляхов, В.Н. Иллюстрация, книга, литература Текст. / В.Н. Ляхов //Искусство книги. М., 1962. -Вып.З. - С.43 - 57.

120. Ляхов, В.Н. Искусство книги Текст.: избр. ист.-теорет. икрит. работы / В.Н. Ляхов. М., 1978. - 232с.: ил.

121. Ляхов, В.Н. Некоторые вопросы оформления советской книги Текст.: дис. .канд. искусствовед, наук/В.Н. Ляхов. -М., 1955. -249с.

122. Ляхов, В.Н. Очерки теории искусства книги Текст. / В.Н. Ляхов. -М., 1971.-254с.

123. Ляхов, В.Н. Структурная модель книги и перспективы ее применения/ В.Н. Ляхов // Книга. М., 1970. - Вып. 21. - С.25 -55.

124. Ляхов, В.Н. Техническое редактирование — творческий процесс! Текст. / В.Н. Ляхов // Техническое редактирование. М., 1969. -Вып.2. — М., 1969. — С.19-52.

125. Ляхов, В.Н. Художественное конструирование книги в СССР Текст. / В.Н. Ляхов. М., 1971. - 26с.

126. Маранцман, В.Г. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в школьном изучении Текст.: пособие для учителя / В.Г. Маранцман. М., 1983.- 158с.

127. Маркович, В.М. Юмор и сатира в «Евгении Онегине» Текст. / В.М. Маркович // Вопросы литературы. 1969. —№1. - С.67 - 88.

128. Матвеева, Н.И. A.C. Пушкин Текст.: библиогр. указ. ил. изд. «Евгения Онегина» / Н.И. Матвеева, В.Ф. Муленкова. -М., 1980.

129. Мантатов, В.В. Образ, знак, условность Текст. / В.В. Мантатов. — М., 1980.-160с.

130. Материалы для библиографии русских иллюстрированных изданий Текст. Вып. Первый №№ 1 200/ сост. В.А.Верещагин. - С.- Петербург, 1908. - 102 е., ил.

131. Махлина, С.Г. Взаимодействие видов искусства Текст. / С.Г. Махлина. Л., 1974. - 16с.

132. Машенко, Н.М. Музыка и живопись в творчестве писателей Текст. / Н.М. Машенко. 2-е изд. - Киев, 1985. - 144с.

133. Мейлах, Б.С. Споры о «Евгении Онегине» в прошлом и настоящем Текст. /Б.С. Мейлах // Талисман: кн. о Пушкине. -М., 1975.-С.275-318.

134. Мейлах, Б.С. Взаимодействие искусств и задачи изучения художественного творчества Текст. / Б.С. Мейлах // Вопросы литературы. — 1964. №3. - С.З - 16.

135. Мережковский, Д.С. Полное собрание сочинений Текст. Т.17 — 18 / Д.С. Мережковский. -М., 1914. -278с.

136. Мир искусства Текст. Том второй. № 13 24. - С.- Петербург, 1899.-60 е., ил.

137. Молок, Ю. Графика и книжное искусство Текст. / Ю. Молок // Искусство. — 1967. №7.

138. Моль, А. Теория информации и эстетическое восприятие Текст. / А. Моль. М., 1966. — 351с.

139. Мурина, Е. Прикладная графика Текст. /Е. Мурина // Творчество. 1964. - №2.

140. Мюллер, А.П. Пейзажи Нотбека (1889) Текст. / А.П. Мюллер. -М., 1922.

141. Набоков, B.B. Комментарий к роману A.C. Пушкина «Евгений Онегин» Текст. /В.В. Набоков. СПб., 1998. - 925с.

142. Недзвецкий, В.А. «Иные нужны мне картины.» Текст.: (О природе «поэзии жизни» в «Евгении Онегине» A.C. Пушкина) / В.А. Недзвецкий//Изв. Акад. наук. 1978. -№3. - С.221 -231.

143. Недзвецкий, В.А. «Роман в стихах» Текст.: закономерность феномена: к вопросу об ист.- лит. значении «Евгения Онегина» A.C. Пушкина / В.А. Недзвецкий // Изв. Акад. наук. 1982. - №3. -С. 195-206.

144. Никишов, Ю.М. Исторический и бытовой фон романа Пушкина «Евгений Онегин» Текст. / Ю.М. Никишов. Калинин, 1980. — 88 с.

145. Никишов, Ю.М. Художественное время в «Евгении Онегине» A.C. Пушкина Текст. / Ю.М. Никишов // Филол. науки. 1984. -№5.- С.9-15.

146. Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы Текст. / О.И. Никифорова. М., 1972. - 152с.

147. Одоевский, В.Ф. О литературе и искусстве Текст. / В.Ф. Одоевский; вступ. ст., сост. икоммент. В.И. Сахарова. -М., 1982. -223с.

148. Пахомов, В.В. Книжное искусство Текст. [В 2 кн.]. Кн.1. Замысел оформления / В.В. Пахомов. -М., 1961. 424с.: ил.

149. Пахомов, В.В. Книжное искусство Текст. [В 2 кн.]. Кн.2. Иллюстрации / В.В. Пахомов; послесл. Б. Дехтерева. М., 1962. — 432с.: ил., 3 л. ил.

150. Первая Всесоюзная выставка книжной иллюстрации Текст. // Советская графика, 79/80. -1981. №6. - С.8 - 49.

151. Петренко, М.М. Русская книга и проблемы интерпретации классической литературы в русском изобразительном искусстве второй половины XIX века Текст.: автореф. дис. . канд. искусствовед, наук/М.М. Петренко. -М., 1988.

152. Пигарев, К.В. Русская литература и изобразительное искусство Текст.: очерки о русском национальном пейзаже середины XLX века /К.В. Пигарев. -М., 1972. 293с.

153. Пистунова, А. Прикасаясь к книге Текст. / А. Пистунова. -М., 1973.-245с.

154. Подобедова, О.И. О природе книжной иллюстрации Текст. / О.И. Подобедова. -М., 1967. 80с.

155. Полевой, H.A. « Евгений Онегин « Текст.: роман в стихах: соч. А.С.Пушкина / H.A. Полевой // Лит. критика: статьи и рецензии,1825 1842 / H.A. Полевой, К.А. Полевой. - Л., 1990. - С.17 - 22.

156. Потебня, A.A. Мысль и язык Текст. / A.A. Потебня. Харьков,1892.-228с.

157. Проненко, Л.И. Каллиграфия для всех Текст. / Л.И. Проненко. -М., 1990.-248с.: ил.

158. Психология процессов художественного творчества Текст. / отв. ред.: Б.С. Мейлах, H.A. Хренов. Л., 1980. - 285с.

159. Пушкинский свиток Текст.: сборник / сост. И.Ф. Смольников. -М., 1999.-224с., ил.

160. Рикер, П. Конфликт интерпретаций Текст.: очерки о герменевтике / П. Рикер. -М., 1995.

161. Русские писатели об изобразительном искусстве Текст. / сост.: Л.А. Гессен, А.Г. Островский. Л., 1976. - 330с., ил.

162. Салько, Н.Б. Живопись Древней Руси Текст. /Н.Б. Салько. Л., 1982.-234с.: ил.

163. Сапего, И.Г. Книжный мир А.И. Кравченко Текст. / И.Г. Сапего. -М., 1986. 160с.: ил.

164. Севастьянов, А.Н. Шедевры европейской иллюстрации Текст. / А.Н. Севастьянов. М., 1996.

165. Семенко, И.М. О роли образа автора в «Евгении Онегине» Текст. /И.М. Семенко // Труды / Ленингр. библ. ин-т. — Л., 1957. -Т.Н.-С. 127- 146.

166. Сидоров, A.A. «Евгений Онегин» в силуэтах В. Гельмерсена Текст. /A.A. Сидоров. -М.; Л., 1988.

167. Сидоров, A.A. «Евгений Онегин» в иллюстрациях Н.В. Кузьмина Текст. / A.A. Сидоров // «Евгений Онегин» / A.C. Пушкин. -М., 1974.-С.315-322.

168. Степанов, A.A. Автор и читатель в романе «Евгений Онегин» Текст. /A.A. Степанов // Пушкинские чтения на Верхневолжье. -Калинин, 1974.- Сб.2. С.43 -59.

169. Степанов, A.A. Иллюстрирование «Евгения Онегина» как композиционная задача Текст. / A.A. Степанов // Советская графика. 1983. -№7. - С.20 - 23.

170. Сидоров, A.A. Книга как объект изучения и художественные элементы книги Текст. / A.A. Сидоров // Книга в России: сб. -М., 1924,-4.1.

171. Смирнов, И.П. Порождение интертекста Текст.: Элементы интертексуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака / И.П. Смирнов. СПб., 1995.

172. Современное зарубежное литературоведение Текст.: страны Зап. Европы и США: концепции, школы, термины: [энцикл. справочник] / Ин-т науч. инф. по общ. наукам; науч. ред. и сост.: И.П. Ильина, Е.А. Цурганова. -М., 1999. 319с.

173. Содружество муз Текст.: К проблемам творческого взаимодействия и взаимовлияния различных видов искусств // Вопросы литературы. 1964. - №3.

174. Соколов, A.A. Теоретические принципы иллюстрирования художестенной литературы Текст.: автореф. дис. . канд. искусствовед, наук / A.A. Соколов. — М., 1985.

175. Сокольников, М.П. Н.В. Кузьмин Текст. /М.П. Сокольников. -М., 1964. -207с.: ил.

176. Тарабукин, Н. Опыт теории живописи Текст. / Н. Тарабукин. -М., 1923.

177. Творческий процесс и художественное восприятие Текст. — Л., 1978.-278с.

178. Тимофеев, Л. Основы теории литературы Текст. / Л. Тимофеев. -М., 1963.-454с.

179. Тишунина, Н.В. Взаимодействие искусств в литературном произведении как проблема сравнительного литературоведения Текст. / Н.В.Тишунина // Филол. науки. -2003.- №1. С.19 - 26.

180. Томашевский, Б.В. Десятая глава «Евгения Онегина»: (история разгадки)Текст. / Б.В. Томашевский // Работы разных лет / Б.В. Томашевский. М., 1990. - С. 135 - 150.

181. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика Текст. / Б.В. Томашевский; вступ. ст. Н.Д. Тамарченко. -М., 1999. -334с.

182. Третьяков, H.H. Образ в искусстве Текст.: основы композиции / H.H. Третьяков. Оптина Пустынь, 2001. - 262с.: ил.

183. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино Текст. / Ю.Н. Тынянов. -М., 1977. -547с.

184. Тюпа, В.И. Онтология коммуникации Текст. / В.И. Тюпа// Дискурс. 1998. - №5/6.

185. Усок, И.Е. Роман A.C. Пушкина «Евгений Онегин» и его восприятие в России XIX XX вв. Текст. / И.Е. Усок // Русская литература в функциональном освещении. -М., 1979. — С.239 — 302.

186. Фаворский, В.А. Литературно-теоретическое наследие Текст. / В.А. Фаворский. -М., 1988. 588с.: ил.

187. Фаворский, В.А. О графике, как об основе книжного искусства Текст. /В.А. Фаворский // Искусство книги, 1956 1957. - 1961. - Вып.2.

188. Фаворский, В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре Текст. / В.А. Фаворский. -М., 1986. -238с.

189. Фаворский, В.А. О художнике, о творчестве, о книге Текст. / В.А. Фаворский. -М.Д966. С.11 - 80.

190. Фаворский, В.А. Рассказы художника-гравера Текст. / В.А. Фаворский. -М., 1965. С.76 - 100.

191. Фатеева, H.A. Интертекстуальность и ее функции в художественном дискурсе Текст. / H.A. Фатеева // Изв. Акад. наук, Отд-ние лит. и яз. 1997. - Т.56, №5.

192. Фомичев, С.А. Графика Пушкина Текст. / С.А. Фомичев. СПб.,1993.- 108с.: ил.

193. Хайдеггер, М. Бытие и время Текст./М.Хайдеггер.- М., 1977. -510с.

194. Хализев, В.Е. Интерпретация и литературная критика Текст. / В.Е. Хализев // Проблемы теории литературной критики: сб. ст. — M., 1980.-С.49 -108.

195. Хализев, В.Е. Теория литературы Текст. / В.Е. Хализев. -М., 1999.-398с.

196. Холодковская, М. Иллюстраторы «Евгения Онегина» Текст. / М. Холодковская // Искусство. -1937. №2. - С.73 - 96.

197. Цявловская, Т.Г. Рисунки Пушкина Текст. / Т.Г. Цявловская. -М., 1983.-446с.

198. Чумаков, Ю.Н. Роман в стихах «Евгений Онегин» Текст. / Ю.Н. Чумаков// A.C. Пушкин: шк. энцикл. сл. / под ред. В.И. Коровина. -М., 1999.-С.159-171.

199. Чегодаев, А.Д. Пути развития русской советской книжной графики Текст. / А.Д. Чегодаев. М., 1955.

200. Чегодаев, А.Д. Иллюстрация Текст. / А.Д. Чегодаев // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. / гл. ред. A.A. Сурков. М., 1966. - Т.З. - С.85 - 99.

201. Чегодаева, М.А. О природе книжной иллюстрации Текст. / М.А. Чегодаева // Советская графика, 75/76 / сост. В . Шевелева.1. М., 1977. — С. 159— 164.

202. Чегодаева, М.А. Пути и итоги Текст.: Русская книжная иллюстрация, 1945 1980 / М.А. Чегодаева. -М., 1989.-240с.: ил.

203. Чичерин, A.B. Идеи и стиль Текст.: О природе поэтического слова/A.B. Чичерин . -М., 1968. 374с.

204. Чугунов, Г.И. Книжная и журнальная графика М.В. Добужинского Текст. / Г.И. Чугунов // Советская графика, 8 / сост. А.Ю. Сидоров. М., 1984. - С.220 - 259.

205. Шантыко, Н.И. Книга, художник, время Текст.: советская книжная графика / Н.И. Шантыко. М., 1962. - 144с.: ил.

206. Шантыко, Н.И. Творчество советских иллюстраторов Текст. / Н.И.Шантыко. М., 1962. - 76с.: ил., 2л. ил.

207. Шаталов, С.Е. Герои романа A.C. Пушкина «Евгений Онегин» Текет. /С.Е. Шаталов. М., 1986. - 95с.

208. Школа изобразительного искусства Текст. В 10 вып. Вып.7 / отв. ред. A.M. Кузнецов. -М., 1963. -237с.: ил.

209. Эткинд, Е.Г. «Евгений Онегин» Текст.: история его интерпретации в советскую эпоху / Е.Г. Эткинд // Пушкинский юбилейный: (сб. ст.). -Иерусалим, 1999.

210. Якобсон, Р. Заметки на полях «Евгения Онегина» Текст. / Р. Якобсон// Работы по поэтике. М., 1987. - С.219 - 224.

211. Эткинд, М. Мастер графического рассказа Текст. / М. Эткинд // Искусство книги, 1958 1960. - М., 1962. - Вып.З. - С.275 - 282.

212. Эфрос, А. Автопортреты Пушкина Текст. / А. Эфрос . — М., 1945. 158с.

213. Эфрос, А. Пушкин-портретист Текст. / А. Эфрос. -М., 1946. -235с.

214. Эфрос, А. Рисунки поэта Текст. / А. Эфрос. -М., 1933. 469 с.

215. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ1. На правах рукописи0420 0.8 0544 8 "1. Зотова Ирина Владимировна

216. ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РОМАНА А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» В РУССКОЙ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ

217. Специальность 17.00.04. изобразительное, декоративно - прикладное искусство и архитектура1. ТОМ 2

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 281710