Проблема власти в политическом процессе современного Таджикистана тема диссертации и автореферата по ВАК 23.00.02, кандидат политических наук Хаким Абдуллохи Рахнамо

Диссертация и автореферат на тему «Проблема власти в политическом процессе современного Таджикистана». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 264608
Год: 
2007
Автор научной работы: 
Хаким Абдуллохи Рахнамо
Ученая cтепень: 
кандидат политических наук
Место защиты диссертации: 
Душанбе
Код cпециальности ВАК: 
23.00.02
Специальность: 
Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
Количество cтраниц: 
174

Оглавление диссертации кандидат политических наук Хаким Абдуллохи Рахнамо

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I: ЭВОЛЮЦИЯ ТАДЖИКСКИХ ТРАДИЦИОННО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ ВЛАСТИ И 18 ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

§1.ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОБЛЕМЫ ВЛАСТИ Е ЕЕ ОСОБЕННОСТИ. j g

§2.ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ВЛАСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ХАРАКТЕРЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

ГЛАВА II: ПРОБЛЕМА ВЛАСТИ: ИДЕЙНЫЕ АСПЕКТЫ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

§1.ИДЕЙНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛАСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ТАДЖИКИСТАНА.

§2.ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ВЛАСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ТАДЖИКИСТАНА.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Проблема власти в политическом процессе современного Таджикистана"

Актуальность исследования. Проблема власти как одна из стержневых проблем политических наук охватывает различные аспекты данного политического института, в том числе, ее теоретические и практические стороны. Среди политических категорий власть отличается своей реальностью, практичностью и динамичностью. Эти особенности политической власти, прежде всего, проявляются в политическом процессе, центральной проблемой которого является стремление к приобретению, сохранению и реализации политической власти для достижения поставленных целей.

Важность и центральное место проблемы власти в политическом процессе проявились и на примере современных политических процессов Республики Таджикистан. С приобретением государственной независимости в 1991 году таджикское общество столкнулось с различными проявлениями и аспектами проблемы власти, от неотложного решения которых зависело не только сохранение общественно-политической стабильности и развитие страны, но и само существование и целостность современной таджикской национальной государственности. Именно борьба и противоречия различных общественно-политических сил вокруг проблемы приобретения власти и определения ее типа и формы, а также идейного содержания новой таджикской государственности стали одним из основных факторов военно-политического кризиса и гражданской войны 1992-1997 годов в Таджикистане.

Особое место проблема власти и властных отношений занимала и в процессе развязки военно-политического кризиса, в том числе, в ходе межтаджикских мирных переговоров и в процессе работы специального миростроительного органа - Комиссии по национальному примирению. Анализ характера политических процессов современного Таджикистана показывает, что противоречия политических сил общества возникает не только вокруг проблемы приобретения и разделения политической власти, но и вокруг проблемы определения ее структурной формы и идейного содержания. Таджикский опыт показывает, что усиление противоречий политических сил вокруг вопроса структурной формы и идейного содержания политической власти, легко может привести к эскалации конфликта из стадии борьбы политических моделей и проектов в открытую борьбу за приобретение власти, с целью реализации «собственной» политической модели.

В связи с этим проблема власти, властных отношений и глубокое изучение ее сущности и закономерностей, а также осознание ее роли и влияния на характер современных политических процессов становятся актуальной проблемой не только политической науки, но и политической жизни Республики Таджикистан. Именно это практическое значение стало основной причиной исследования данной проблемы.

При решении проблем государственного строительства и выбора эффективной модели государственного управления перед современным таджикским обществом стояли две модели развития: первая - полное подражание западной практике государственного строительства, ее идейным аспектам и структурным формам, и вторая - возвращение к традиционным подходам проблемы власти, властных отношений чи практики государственного управления своих предков. Однако, наилучшим путём развития для Таджикистана является синтез традиции и прогресса1, то есть опора на историческую практику собственного государственного строительства, с одновременным рациональным использованием лучших достижений мирового сообщества в области государственного управления. Такой подход к проблеме власти, властных отношений и вопросу государственного управления, с одной стороны, обеспечивает историческую преемственность национальной государственности и, с другой стороны, гармоничность современного Таджикистана с мировым сообществом.

1 Мамадазимов, А. Политическая история таджикского народа,- Душанбе: Дониш, 2000,- С.ЗЗ 1

В связи с этим, для обеспечения идейно-теоретической базы современной государственности и обеспечения её неразрывности с исторической практикой государственности таджиков, наряду с изучением новейших аспектов проблем власти в политическом процессе современного Таджикистана особую актуальность приобретают изучение и анализ традиционно-теоретических подходов к проблеме власти и их эволюция в процессе модернизации политической структуры таджикского общества. Другим фактором, указывающим на необходимость глубокого анализа и осмысления историко-политических аспектов проблемы власти является то, что политический процесс в современном Таджикистане и подходы к проблеме власти в определенной мере остаются под их влиянием, что отражается на характере политического процесса и, в частности, на политическом поведении и психологии власти и общества.

Как известно, таджики имеют древнюю историю государственности: их предки принимали активное участие в установлении и развитии таких первоначальных государственных образований, как древняя Согдиана, Бактрия и государство Ахеменидов, в начале нашей эры непосредственно участвовали в формировании и управлении государств Ашканидов, Кушанов, Эфталитов, Сасанидов, а при Саманидах достигли выдающихся высот в деле государственного управления1.

После распада государства Саманидов правящие династии Центральной Азии и прилегающих регионов в течение столетий опирались на богатую историческую практику государственности таджиков2, свидетельством которой являются структуры и методы правления, унаследованные Газневидами, Хорезмшахами, Сельджукцами, Тимуридами, Шейбанидами, Аштарханидами, Мангытами и другими династиями региона.

1 См: Багоутдинов, А. М. Очерки по истории таджикской философии. - Сталинабад: Таджикгосиздат, 1961.- С. 5-6.

2 См.: Рахмонов, Э.Ш. Точикон дар оинаи таърих. Китоби I: Аз Ориён то Сомониён.- Лондон: FLINT RIVER EDITIONS, 2000.-С. 102.

Таким образом, в историческом контексте накоплен целый набор идей, концепций, моделей и подходов к проблеме власти и властных отношений, что и сегодня может служить процессу усовершенствования современной национальной государственности суверенного Таджикистана. Такая постановка вопроса о государственном строительстве на современном этапе развития также подчёркивает актуальность и практическую значимость изучения и осознания традиционно-теоретических подходов к проблеме власти и её эволюцию в процессе модернизации политической структуры современного Таджикистана. Практическое использование этой необходимой базы усовершенствования современной национальной государственности невозможно без её глубокого изучения.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на то, что проблема власти и властных отношений в политическом процессе современного Таджикистана изучена достаточно слабо, она всё же нашла свое отражение в ряде научно-исследовательских работ отечественных и зарубежных авторов. Имеющуюся литературу можно разделить на две основные группы: источники, т.е. исторические материалы, а также научно-политическое наследие персидско-таджикских мыслителей и государственных деятелей, отражающее традиционные подходы к проблеме власти и властных отношений; современная научно-исследовательская литература о различных аспектах политического процесса в современном Таджикистане.

Первые ценные идеи и подходы предков таджиков относительно власти и властных отношений были отражены ещё в священной книге зороастризма «Авеста».1 Хотя полный текст «Авесты» до нас не дошёл, однако сохранившиеся части книги свидетельствуют о том, что социальная и политическая мысль имеет глубокие античные корни. В процессе

1 См.: Рахмонов, Э.Ш. Точикон дар оинаи таърих,- С.67. исследования были использованы различные издания «Авесты», в том числе, ее русское, таджикское и персидское издания1.

Традиционно-теоретические подходы мыслителей к проблеме власти и властных отношений отражены также в целом ряде сочинений и книг древности и средневековья, которые в своем большинстве имеют аналитическое и исследовательское значения. Здесь следует упомянуть такие древние памятники письменности как «Дарахти Ассурик», «Худойномак», «Ёдгори Зарирон», «Корномаи Ардашери Бобакон», «Ривояти Васантаро Джотако», «Шопуркан», «Пандномаи Анушервон»2, трактаты средневековья как работы А.Фараби «Трактат о жителях добродетельного города» и «Гражданская политика» и такие важные источники, как «История Табари», «История Бухары», «Ал-осор ул-бокия» («Наследие предков»), «Насихат-ул-мулук» («Назидание правителям»), «Сиёсатнома» («Книга об управлении государством»), «Чор макола» («Четыре беседы»), «Захират-ул-мулук», «Равзат-ус-сафо» и др., которые были использованы в данной диссертационной работе.

Один из характерных подходов к изучению проблемы власти и властных отношений в истории политической мысли таджиков заключается в том, эти проблемы часто отражаются в традиционных литературных формах4. Например, «Шахнаме» Фирдоуси в истории персоязычных народов всегда значило гораздо больше, чем художественное произведение, так как оно представляло собой величайший политический трактат и историю древней государственности

1 См.: Авеста. Избранные гимны. Пер. и комм. проф. И.М. Стеблин-Каменского,- Душанбе: Адиб, 1990; Авасто. Кухантарин сурудхо ва суннатхои ирони./ Пажухиши Халил Дустхох,- Техрон, 1314 х.ш.

2 См: Рашшод, М. Фалсафа ва огози таърих. T.1 и 2,- Душанбе: Ирфон, 1990,- С. 70-146; Мирзозода, X. Таърихи адабиёти точик,- С.58-102

3 См.: Ал-Фараби. Трактат о жителях добродетельного города. Пер. с араб. Мухаммеда И.О и Сагадеева, А.В. // Философские трактаты,- Алма-Ата: Наука, 1971; Он же: jj^ -u^jj jU tjj*jk l(S£kJ J j d1»J iiiJjj jjii : jl.^jU^ Бальами, А. Таърихи Табари. Дар ду чилд. - Душанбе, Адиб, 2004; Наршахи, А. Таърихи Бухоро.-Техрон, 1380 х.ш.; Беруни, А. Осор-ул-бокия. - Душанбе: Ирфон, 1990; Газоли, М. Насихат-ул-мулук. - Душанбе: Ирфон, 1993; Низомулмулк, Сиёсатнома,- Душанбе: Шарки озод,1998; Низомии Арузии Самарканди. Чахор макола.- Душанбе: Ирфон, 1985; Хамадони, М. Захират-ул-мулук. Душанбе: Адиб, 1998; Порчахои аз «Равзат-ус-сафо» // Давлатдории точикон дар асрхои IX-XIV. -Душанбе: Амри илм, 1999.

4См: Комилов, Р. Назарияи чомеаи ормони дар таърихи фархангии форсу точик,- С.21. иранских народов.1 Наличие высокой политической мысли в художественном наследии Фирдоуси, Низами, Руми, Саади, Джами, Восифи2 и др. показывает, что без охвата этих источников данное исследование оказалось бы неполноценным.

Другую часть использованных источников составляют труды мыслителей и политических деятелей XIX-начала XX вв., среди которых, прежде всего, следует упомянуть труды Ахмада Дониша, посвященные о проблеме власти и властных отношений . В качестве источников, которые отражают политические и социальные мысли данного периода и особенно их подход к проблеме власти, также использованы труды Фитрата Бухорои, Мирзо Сираджа, Ташхуджы Асири Худжанди, Садри Зиё, Файзулло Ходжаева, Садриддина Айни4 и другие. Особенно следует отметить значение таких научно-исторических произведений С.Айни, как «История Бухарской революции» и «История интеллектуальной революции в Бухаре»5, которые отражают позиции ряда политических сил Бухары начала XX в. относительно власти и властных отношений.

Научно-исследовательскую литературу, касающуюся этой темы можно разделить на три группы: научно-исследовательская литература советского периода, периода независимости и литература, написанная за пределами постсоветского пространства.

1 См.: Додхудоева, Л. Тимуриды: тенденции политического, социального и экономического развития.-Душанбе, 2003,-С. 108.

2 См.: Фирдавси, А. Шохнома.- Техрон: Бехзод, 1374 х.ш.; Бертельс, Е.П. Политические взгляды Низами// Известия АН СССР. Отделение литературы и языка,- 1941, 32.- С.22-41; Низомии Ганчави. Куллиёт. Иборат аз 5 чилд, Ч.5.- Душанбе: Ирфон, 1982; Руми, Мавлоно Джалолиддин Мухаммад. Маснавии Маънави.- Техрон: Мухаммад, 1371 х.ш.; Саъдии Шерози. Куллиёт.- Техрон: Бехзод, 1382.х.ш.; Кулматов, Н.А. Этические взгляды Саади,- Душанбе: Дониш, 1968; Джоми, А. Осор. Дар 8 чилд. 4. 5.- Душанбе: Адиб, 1988; Восифи, З.М. Бадоеъ-ул-вакоеъ.-Душанбе: Адиб, 2006; Болдырев, А.Н, Зайниддин Восифи.- Сталинобод, 1957; Айни, С. Восифи ва хулосаи «Бадоеъ-ул-вакоеъ». - Душанбе: Ирфон, 1985.

3См.: Дониш, А. Наводир-ул-вакоеъ. Дар ду китоб. -Душанбе: Дониш, 1989; Он же: Рисола ё мухтасаре аз таърихи хонадони Мангития. -Душанбе: Сарват, 1992.

4 См.: Фитрат, А. Давраи хукмронии Амир Олимхон,- Душанбе: Палатаи давлатии китобхо, 1991; Он же: Мухтасари таърихи ислом. -Душанбе: Ирфон, 1991.; Мирзо Сирочи Хаким. Сафарномаи тухафи Бухоро.- Техрон, 1380 х.ш.; Асири, Т. Ашъори мунтахаб - Душанбе: Адиб, 1987; Садри Зиё. Наводири Зиёия,- Душанбе: Адиб, 1991; Ходжаев, Ф.К. Избранные труды. В трёх томах. T.I.- Ташкент: Фан, 1970.

5См.: Айни, С. Таърихи инкилоби Бухоро,- Душанбе: Адиб, 1987; Он же: .)^uJ^lSsh j,sji J ^

•j-"" tjj** •U'JJ" ь—HjUSil :

Относительно научно-исследовательской литературы советского периода следует отметить, что, хотя в этот период традиционно-теоретические подходы таджиков к проблеме власти и властных отношений не стали предметом специальных исследований, однако при изучении политических и социально-культурных процессов различных периодов истории, этой проблеме отводилось особое внимание. Известный исследователь Б.Гафуров, при изучении исторических процессов, придавал важное значение истории социально-политической мысли таджиков, освещению их концепций и подходов к проблеме власти на конкретных исторических этапах. Данный подход он сохранил в «Истории таджикского народа»,1 и в своем фундаментальном труде «Таджики». При изучении данной проблемы определяющее значение имеет также труд А.М Багоутдинова «Очерки по истории таджикской философии», который является своеобразной антологией политической мысли таджиков, в частности, их традиционных подходов к проблеме власти и властных отношений.

Историко-политические аспекты проблемы власти и властных отношений в политическом процессе также нашли свое отражение в произведениях С.Айни, А.М.Багоутдинова, З.Раджабова, Г.Ашурова, Р.Хади-заде, М.Диноршоева, Р.Масова, А.Мухаммадходжаева, Н.Неъматова, М.Гоибова, Х.Назарова, И.Шарипова, Ф.Тохирова и др.

1 См.: Гафуров, Б.Г. История таджикского народа. - М.: Госполитиздат, 1949.

2См.: Абдуллоев,Ш. Маорифпарвари ва озодфикри.- Душанбе: АФ ЧТ, 1994; Айни, С. Акнун навбати калам аст. // Осори баргузида дар ду чилд. Чилди якум ва дуввум. - Душанбе: Ирфон. 1977/1978; Багоутдинов, A.M. Очерки по истории таджикской философии. -Сталинобод: Таджикгосиздат, 1961; Он же: Избранные произведения,- Душанбе: Дониш, 1980; Ашуров, Г.А. О некоторых методологических вопросах просветительства в социально-политической мысли таджикского народа.// Известия АН Таджикской ССР,- 1986.- №1; -о^ьл j оь-х^и ^jJ^ijj gjj; j ,<л чЛь ; Диноршоев, М.

Аз таърихи фалсафаи точик.- Душанбе: Ирфон, 1988; Он же: Натурфилософия Ибн С и ны-Душанбе: Дониш, 1985; Масов, Р. История топорного разделения,- Душанбе: Дониш, 1990; Рачабов, 3. Аз таърихи афкор чамъияти-сиёсии халки точик дар нимаи дуюми асри XIX ва аввали асри XX,- Сталинобод: Нашдавточик, 1959; Он же: Маорифпарварии Ахмади Дониш.- Душанбе: Ирфон, 1964; Ходизода, Р. Ахмади Дониш, тарчумаи хол ва мероси адабию илми- Душанбе: Ирфон, 1976; Он же: «Наследие» мангитской власти,- Душанбе: Типография национального музея древностей Таджикистана, 2003; Мухаммадходжаев, А. Идеология накшбандизма,- Душанбе: Дониш, 1991; Неъматов, Н. Точикон, Точикистони таърихи, Точикистони муосир,- Душанбе: Полиграфкомбинат, 1993; Назаров, X. Сайд Джамалиддин Афгани и его общественно-политическая школа,- Душанбе: Дониш, 1993; Шарипов, И. Закономерности формирования социалистических общественных отношений в Таджикистане,- Душанбе: Дониш, 1983; Тохиров, Ф. Правовая система дореволюционного Таджикистана,- Душанбе: ТНГУ, 1998.

Литературу второй группы составляют научно-исследовательские труды постсоветского периода. В некоторых из них замечаются попытки пересмотра выводов советских авторов в отношении концепций и видений наших предков, относительно власти и властных отношений.1 Среди литературы данного периода заметное место занимают труды Президента Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмонова, в которых он ставит проблему правильного познания истории таджикской государственности и необходимости использования теоретических и практических достижений предков при формировании современной национальной государственности, считая их опыт одним из основных путей достижения национального самосознания. В годы независимости издан целый ряд сочинений Э.Ш. Рахмонова посвященных этой проблеме, который и произвел важную эволюцию в процессе познания политической мысли таджикского народа, в том числе, проблемы власти и властных отношений.

Из числа научно-исследовательской литературы данного периода также были использованы труды Ш.Абдуллоева, К.Расулова М.Гулахмедова, С.Фаттоева, М.Раджаби, А.Мамадазимова, Т.Назарова, Г.Зокирова, С.Сафарова, И.Усмона, Р.Комилова, С.Хакимовой, К.Горифи, М.Химматзаде, Т.Зиёева, Н.Хотамова, Н.Гафорова, М.Шакури, А.Шамолова, л

А.Махмадаминова, Ю.Якубова, Н.Хакимова, С.Хамада и др.

1 Например, в таких трудах, как Абдуллоев, Ш. Маорифпарвари ва озодфикри,- Душанбе, 1994; Рачаби, М. Ислом: чадидия ва инкилоб. - Душанбе, 1997, и др., сделаны попытки пересмотра некоторых выводов авторов советского периода относительно различных сторон социально-политических учений предков таджикского народа.

2 См.: Абдуллоев, Ш. Маорифпарвари ва озодфикри,- Душанбе: АФ ЧТ, 1994; Расулов, К., Гулахмедов, М. Равандхои мияли ва сиёсии истиклолияти Точикистон,- Душанбе: Матбуот, 2001; Они же с Фатгоевым С. Низоъшиноси,- Душанбе: Шарки озод, 2004; Рачаби, М. Ислом: чадидия ва инкилоб.- Душанбе: Дониш, 1997; Мамадазимов, А. Политическая история таджикского народа,- Душанбе: Дониш, 2004; Назаров Т.Н. Таджикистан: экономика, политика, международное сотрудничество,- Минск: Белполиграф, 2002; Зокиров, Г. Сиёсатшиноси,- Душанбе: Матбуот, 2003; Он же: Масъалахои сиёсию миллии мухочирати ахоли дар Точикистон,- Душанбе: Сино, 1995; Сафаров, С. Проблемы и пути повышения эффективности государственного управления в Таджикистане.-// Таджикистан и современный мир,- 2006.- №4(13); Усмон, И. Рисолаи давлат,-Душанбе: Адиб, 1995; Он же: Точикон (Суруди таърихи халк вазамин).- Душанбе: Пайванд, 2001; Он же: Трактат о государстве,- Душанбе: Пайванд, 2005; Комилов, Р. Аз таърихи афкори ичтимоиву сиёсии ахди Сомониён.-Душанбе: Сино, 1998; Он же: Назарияи чомеаи ормони дар таърихи фарханги форсу точик,-Душанбе: Маориф, 1997; Хакимова, С. Заложники империи,- М., 1998; Горифи, К. Аморати Бухоро: Тахти вожгун ё истилои болшевики.- Душанбе: Бунёди забони форси точики, 1992; Химматзода, М. Дар чустучуи хакикат,- Душанбе: Самар, 2001; Зиёев, Т. Сабаки таърихии Сомониён. //- Чумхурият, 1999,14 август; Хотамов, H. Бухарские джадиды и основные этапы их деятельности,- Душанбе: АН РТ, 2000; Гафоров, Н. История культурно-просветительской деятельности джадидов в Бухарском эмирате,- Худжанд: Государственное издательство им, Р. Джалшта, 2000; Шакури, М. Истиклол ва худшиносии ичтимоиву маънави,- Душанбе:

Третью группу использованной научно-исследовательской литературы составляют труды, опубликованные за пределами постсоветского пространства. В связи с тем, что на протяжении столетий многие философские, политические и социальные школы являлись общими для персоязычных народов, традиционно-теоретические подходы предков к проблеме власти и властных отношений относительно широко изучены научной общественностью Ирана. Это труды Бертрана Бадеъ, Таки Азада Урмаки, Хотами Кадири, Муртаза Мутахарри, Сайда Джавада Табатабаи, Илахи Кулаи Табаристани1 и других, которые оказали автору, существенную помощь при изучении традиционно-теоретических подходов к пониманию власти и властных отношений.

Несмотря на то, что среди научных трудов западных учёных мы не нашли специальных работ по теме нашего исследования, однако следует отметить, что особенности развития политических и социальных процессов современной Центральной Азии и, в том числе, Таджикистана исследовались в работах таких ученых, как: Ш.Акинер, Дж.Виллер, А.Халиид, А.Рой, А.Зайферт, А.Крайкемаер, Х.Сандерс, Х.Пауст, Б.Фостер, С.Спектр2 и др., что оказало существенное влияние на освещение различных сторон данной проблемы.

Бунёди Оли Сомон, 1999; Шамолов, А. Хуччат-ул-ислом Газоли: андешахои ичтимои ва сиёси.-Душанбе: Дониш, 1996; Махмадаминов, А. Адабиётшиноси ва худогохии милли- Душанбе: Сино 1998; Он же: Поиски истины- Душанбе: Сино, 1994; Якубов, Ю. Маниши милли.- Душанбе: Деваштич, 2004; Хакимов, Н. Азизкулов, Г. Пахншавии давлат ва хукуки исломи дар Точикистон,- Душанбе: Интишори, 2001; Хамад, С. Аз Ардашер то Шерри Панчшер.-Душанбе: Ирфон, 2002.

См.: ^ ТА. ,jljjl j fXJ ejinl'inijlj jzu j * nil .jj^Lat i n * jjui j vijc- j djjJS jj ,c)j*ji jjli tjj*л \ ГУ1 )(j5jjaji jtM .oj-^ ^ j' rfJJi* ^ injVil j! ji ^J-LI I ;^ -' * objjuj ^(j! j^j >tj!jjl j jJ (juilh * пи.fjb. ;uinairt j^jk 1 гу * ,(^11*11 (jjj j dil*JUx« ;tjl >tJil jc ^mbm

Uaj . jlAla )WjLjaUa ij jaJk 1 ГУ . OljUIujl J . J^' L^lP' nfl'l ,iJJ4 « {Jj*А ^ ГЛ • гу t , jjjs llaijuu ; jl j^j jljjl jj лла31 ^jjlj jj ^iniu . ji^u >c5j lul lu ) гуо 7- j!a objaj | jl j^j cjlljl pu lj^^ cjl^li 1м \ гу . ^y^sluii Julj .j^j isj^ty j (^bl-kj jj^ll (з-аа. схли! juij j^j (jU-ji jJ j t"inil )tJJlfjS Л ^^ jJ jljjI (j-^Luil tjjji i-SjAji ^jjlj J jnuni (^ г л.

2Cm.: Akiner Sh. Tajikistan: Disintegration or Reconsilation?- London: The royal Institute of international affairs, 2001; Wheeler, G. The Modern History of Soviet Central Asia- London, 1964; Khalid, A. The Politics of Muslim Cultural Reform. Jadidism in Central Asia.-USA: University of California Press, 1998; Roy, O. The New Central Asia. The Creation of Nation.- New York: New York University Press, 2000; Kreikemeyer A. / Seifert A. Zur Vereinbarkeit von politischen Islam and Sicherheit im OSZE-Raum. Dokumente eines islamisch-sakularen Dialogs in Tadschikistan.- Hamburg: CORE, 2003.; Сандерс, X. Равнди сулхи чамияти./ Тарч. гурухи,- Душанбе: Институти Чомеаи кушоди Точикистон, 2002; .jjib.ij^.^j } r°t J^j Ajm jjta Фостер, Б.М. Худовандони андешаи сиёси. Дар ду чилд.- Техрон: «Амири Кабир», 1380 х.ш.; Спектр, С. Кудрат ва хокимият дар таърихи андешаи Гарб- Техрон: Ной, 1382 х.ш.;

Таким образом, несмотря на то, что различные аспекты социально-политических учений таджиков были изучены достаточно широко, их традиционно-теоретические подходы к пониманию сущности, структуры, особенностей и атрибутов власти, как института политического управления, а также проблема власти и властных отношений в политическом процессе современного Таджикистана до настоящего времени не стали предметом отдельных научных обобщений и исследований.

Объектом исследования являются особенности и характер политических процессов в современном Таджикистане, место и роль проблемы власти и властных отношений, их развитие и влияние на политическое сознание людей и характер общественно-политических отношений.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы заключается в глубоком исследовании проблемы власти и властных отношений в политическом процессе современного Таджикистана, а также изучении различных аспектов и форм ее проявления. В соответствии с общей целью исследования автором поставлены следующие задачи:

- проанализировать сущность историко-политических особенностей и процесс эволюции таджикских традиционно-теоретических подходов к пониманию власти и властных отношений, их влияние на характер современных концепций и подходов к проблеме власти в политическом процессе современного Таджикистана;

- показать рациональную часть традиционных учений, идей, концепций и подходов к проблеме власти и властных отношений, которые в основном, сохраняют свою актуальность и могут послужить важной идейно-теоретической базой для укрепления и усовершенствования современной национальной государственности в Таджикистане;

- выявить идейные аспекты проблемы власти и властных отношений в политическом процессе современного Таджикистана, которые проявились в форме острой борьбы, противоречий светской и исламской концепций и подходов к этой проблеме. Именно компромисс политических сил по данному вопросу стал одним из основных факторов достижения мира и стабильности в Таджикистане;

- определить проблему выбора эффективной модели власти в политическом процессе современного Таджикистана, пережившем продолжительный этап «кризиса выбора» президентской или парламентской формы государственного правления. Результатом продолжительных противоречий стала победа концепции президентской республики и президентской формы правления, как наиболее эффективной модели правления на современном этапе развития Республики Таджикистан, т.е. на этапе восстановления и усовершенствования национальной государственности;

- обосновать, что таджикская модель светского государства, которая отличается своей гибкостью, емкостью и прагматичным характером создает правовые и политические рамки для конструктивного сосуществования светских и религиозных элементов в рамках одного политического строя, может быть использована для решения подобных конфликтов в странах с аналогичной ситуацией, где светско-религиозные трения могут привести к конфликту и нестабильности.

Научная новизна диссертации определяется поставленными задачами и состоит в следующем:

- в диссертации подвергаются анализу историко-политические особенности и процесс эволюции таджикских традиционно-теоретических подходов к пониманию власти и властных отношений и доказывается, что прагматическая часть традиционных учений, идей, концепций и подходов к проблеме власти, в основном, сохраняет свою актуальность и может служить важной идейно-теоретической базой для укрепления и усовершенствования современного национального государства в Таджикистане;

- исследование проводилось в новых исторических и политических условиях, т.е. в период государственной независимости таджиков, и к традиционно-теоретическим концепциям и подходам к проблеме власти и властных отношений относится, как к одному из источников современной идентичности и национального самосознания, что повышает практическое значение диссертации;

- в диссертации выявляются идейные аспекты проблемы власти и властных отношений в политическом процессе современного Таджикистана и показывается, что именно светско-исламский компромисс составляет идейную сторону таджикского мирного процесса, а также эволюция стартовых позиций сторон по данному вопросу привела к достижению уникального компромисса политических сил в проблеме власти и властных отношений;

- в диссертации обосновывается, что таджикская модель светского государства, отличается своей гибкостью и прагматичностью, создает необходимые правовые и политические рамки для конструктивного сосуществования светских и религиозных элементов в рамках одного политического строя, что может быть использовано при решении светско-религиозных трений и конфликтов в странах с аналогичными проблемами. В связи с этим, данная модель приобретает большое научно-теоретическое и политико-практическое значение в современных условиях;

На защиту выносятся следующие положения, вытекающие из поставленной цели и решения задач исследования:

1.В процессе развития государственности таджиков в историческом контексте накоплен целый набор концепций, моделей и традиционно-теоретических подходов к проблеме власти и властных отношений, которые сегодня сохраняют свою актуальность и могут служить важной идейно-теоретической базой для укрепления и усовершенствования современного национального государства Таджикистана.

2. Традиционно-теоретические подходы к проблеме власти и властных отношений прошли глубокую эволюцию и трансформацию в процессе модернизации современного таджикского общества, и в то же время сохраняют свое определенное влияние на характер политических процессов современного Таджикистана. В частности, проблема выбора эффективной формы власти в постсоветском Таджикистане в определенной степени находилась под влиянием традиционно-теоретических подходов прошлого и управленческих моделей советской эпохи, что сказалось впоследствии на характере позиций и поведении участников политического процесса.

3.Идейные аспекты проблемы власти и властных отношений в политическом процессе современного Таджикистана, прежде всего, проявились в форме острой борьбы и противоречий светской и исламской концепций и подходов к этой проблеме, а, именно, компромисс политических сил послужил одним из основных факторов достижения мира и стабильности в Таджикистане.

4.С учетом основных проблем и задач, стоящих перед таджикской национальной государственностью на современном историческом этапе ее развития, особенно для консолидации постконфликтного общества, сохранения, укрепления независимости и целостности самой таджикской государственности в сложных внутриполитических и геополитических условиях, президентская форма правления является наиболее эффективной формой государственной власти в современном Таджикистане.

5.Таджикская модель светского государства отличается своей гибкостью, емкостью, прагматичным характером и создает необходимые правовые, политические рамки для конструктивного сосуществования светских и религиозных элементов в рамках одного политического строя. Это может быть использовано при решении подобных конфликтов в странах региона и исламского мира, где светско-религиозные противоречия часто создают почву для политических конфликтов и нестабильности.

Теоретико-методологическая основа и источниковедческая база исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили учения о политических отношениях. При написании диссертации автор опирался на общенаучные и специальные методы сбора, анализа и обобщения эмпирического материала, как логический, системный, социологический; принципы структурно-функционального, сравнительного и исторического анализа; исследования ведущих политологов, философов, социологов и др. известных представителей как отечественной, так и зарубежной науки.

Постановка и анализ в диссертации ряда новых теоретических проблем и разработка методологии их исследования открывают дополнительные возможности для изучения проблемы власти и властных отношений в политическом процессе. Настоящее исследование позволяет сформировать единую методику оценки тех объективных условий, при которых развивались подходы к пониманию проблемы власти и властных отношений. При анализе проблемы исследования важным источником явились исторические труды мыслителей и ученых, а также работы крупных исследователей современной науки.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Теоретический и практический материал, научные выводы и обобщения, содержащиеся в диссертации, могут стать основой для правильного понимания сущности, особенностей и формы проявления проблемы власти и властных отношений в политическом процессе современного Таджикистана.

Полученные результаты могут применяться в процессе преподавания соответствующих предметов и спецкурсов по политическим и другим гуманитарным наукам как история, философия, социология, правоведение и т.д. Выводы диссертации могут быть также использованы в процессе воспитательной работы по формированию и развитию политической культуры населения.

Апробация работы. Диссертационное исследование выполнено на кафедре политологии Таджикского государственного национального университета. Основные положения диссертационной работы отражены в 10 публикациях автора, докладывались на научных конференциях, а также используются при чтении построенных на проблемной основе лекционных курсов «История политической мысли таджикского народа» и «Политическая история Таджикистана», которые в настоящее время читаются студентам отделения политологии философского факультета ТГНУ.

Диссертационная работа обсуждена на заседаниях кафедры политологии Таджикского государственного национального университета и кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета им. К.Джураева.

Структура диссертации определена главной целью и основными задачами. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, которые включают четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Заключение диссертации по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии", Хаким Абдуллохи Рахнамо

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предметом специального изучения этой диссертационной работы стали особенности проблемы власти в политическом процессе современного Таджикистана, ее развитие и влияние на политическое сознание людей и характер общественно-политических отношений.

При разработки диссертации были исследованы традиционно-теоретические аспекты проблемы власти, их историко-политические особенности, эволюция традиционных подходов к данной проблеме в процессе модернизации таджикского общества, ее идейные аспекты и формы проявления в политическом процессе современного Таджикистана.

Важность проблемы власти в политическом процессе современного Таджикистана было обусловлено тем, что с приобретением государственной независимости таджикское общество столкнулось с различными проявлениями данной проблемы, от неотложного решения которых зависело само существование и целостность современной таджикской национальной государственности. Противоречия различных общественно-политических сил вокруг проблемы приобретения власти и определения ее типа и формы стали одним из основных факторов гражданской войны 1992-1997 годов в Таджикистане.

В связи с этим, в диссертации было выявлено, что проблема власти, властных отношений и глубокое изучение ее сущности и закономерностей, а также осознание ее роли и влияния на характер современных политических процессов становятся актуальной проблемой не только политической науки, но и политической жизни Республики Таджикистан.

Изучение историко-политических аспектов проблемы показало, что в историческом контексте накоплен целый набор идей, концепций, моделей и подходов к проблеме власти и властных отношений, что и сегодня может служить процессу усовершенствования современной национальной государственности суверенного Таджикистана.

В связи с этим, в первой главе диссертации был исследован процесс эволюции таджикских традиционно-теоретических подходов к пониманию власти, который включает изучение историко-политических аспектов проблемы власти, а так же трансформацию традиционных подходов к проблеме в процессе модернизации таджикского общества.

Во второй главе диссертации были исследованы идейные аспекты и формы проявления проблемы власти в политическом процессе современного Таджикистана. Здесь особое внимание было уделено анализу процесса борьбы политических сил современного Таджикистана вокруг проблемы светского характера таджикской государственности, усилий Комиссии по национальному примирению (КНП) по конструированию особой модели светского государства, обеспечивающего интересы различных, в том числе, религиозных политических сил Таджикистана. В диссертации было выявлено, что разработка такой модели стала возможной только в результате сознательной эволюции стартовых позиций светских и исламских сил по вопросу идейных аспектов политической власти в Республике Таджикистан, а также степени их участия во власти и политическом процессе.

При анализе проблемы выбора эффективной модели государственного управления в современном таджикском обществе было уделено особое внимание процессу формирования и становления института президентского правления в Таджикистане и доказано, что в сложных условиях постсоветского периода президентская форма правления оказалась наиболее эффективной моделью государственного правления для решения исторических задач по сохранению и укреплению современной национальной государственности в Таджикистане.

Изучение и анализ указанных аспектов проблемы власти в политическом процессе современного Таджикистана позволяют сделать следующие заключительные выводы и практические рекомендации: а) общие выводы:

1. В процессе развития государственности таджиков в историческом контексте накоплен целый набор концепций, моделей и традиционно-теоретических подходов к проблеме власти и властных отношений, которые сегодня сохраняют свою актуальность и могут служить важной идейно-теоретической базой для укрепления и усовершенствования современного национального государства Таджикистана. Изучение и использование этого наследия сегодня имеет большое научно-теоретическое и практическое значение для решения новых исторических задач, которые стоят перед нацией и государством.

2. Традиционно-теоретические подходы к проблеме власти и властных отношений прошли глубокую эволюцию и трансформацию в процессе модернизации современного таджикского общества, и в то же время сохраняют свое определенное влияние на характер политических процессов современного Таджикистана. В частности, проблема выбора эффективной формы власти в постсоветском Таджикистане в определенной степени находилась под влиянием традиционно-теоретических подходов прошлого и управленческих моделей советской эпохи, что сказалось впоследствии на характере позиций и поведении участников политического процесса.

3.Проблема взаимоотношения ислама со светским государством является одной из насущных проблем современных мусульманских обществ, где степень разрешения данной проблемы во многом определяет устойчивость политического процесса и стабильности. Дальнейшая перспектива светского государства в обществах с мусульманским населением тесно связана с решением таких важнейших проблем, как отход от радикально-идеологического подхода к светскости, разработка идейной базы соотношения светскости и религиозности, в том числе светского государства и религии, и разработка демократических правовых механизмов гарантирования светского государства

4 Опыт миростроительства в Таджикистане и процесс разработки таджикской модели светского государства имеют большое научно-теоретическое и политико-практическое значение в современных условиях и могут быть использованы при решении светско-религиозных трений и конфликтов в странах центрально-азиатского региона и всего исламского мира, где такие противоречия часто создают почву для политических конфликтов и нестабильности.

5. С учетом основных проблем и задач, стоящих перед таджикской национальной государственностью на современном историческом этапе ее развития, особенно для консолидации постконфликтного общества, сохранения, укрепления независимости и целостности самой таджикской государственности в сложных внутриполитических и геополитических условиях, президентская форма правления является наиболее эффективной формой государственной власти в современном Таджикистане. б) специфические выводы:

1 .Античные взгляды и подходы таджикско-персидских мыслителей к проблеме власти в основном сформировались в рамках религиозно-философских школ зороастризма, манихейства и маздакизма и были тесно связаны с морально-философскими нормами этих учений. Проблема источника политической власти и основы ее легитимности в учениях Заратуштры находит теократическое решение и признается, что политическая власть имеет божественный источник. Идеальной моделью власти в античных политических учениях предков таджикского народа является наследственная монархия или шахиншахство.

2.Традиционно-теоретические подходы таджиков к проблеме власти в средние века оказались под определенным влиянием греческой и исламской концепций власти. Идеальной моделью политической власти в политических учениях этого периода остается модель абсолютной монархии, однако, сохраняя свою древнеиранскую шахиншахскую базу, она синтезируется с исламской теорией эмирского правления и во многом получает исламское содержание.

3.В учениях просветителей, политическая власть имеет божественный источник, и только в случае обеспечения справедливости она будет обретать необходимую легитимность. Сама политическая власть не имеет теократическую сущность и характер, и руководитель политической власти не является священным лицом. Он может прийти к власти путем выборов или на основе соглашений, и, прежде всего, должен оставаться слугой народа и ответственным за его благополучие.

4.В учениях просветителей традиционная теория абсолютной монархии трансформируется до уровня конституционной монархии, а для усовершенствования механизмов принятия политического решения предлагают создание институтов парламента и консультативного совета. Относительно исполнительной ветви политической власти важным моментом в учении просветителей является необходимость представления широких полномочий министрам и отраслевым начальником: в их учении исполнительная власть должна действовать самостоятельно и независимо во всех аспектах, кроме проблемы «казни и освобождения» подданных.

5.В ранний период своей деятельности джадиды были сторонниками сохранения эмирского строя в форме конституционной монархии, и все политические реформы подразумевались в рамках эмирата. С 1917-1918 гг. джадиды заняли позицию полного противостояния эмиру и эмирскому строю и в целом перешли на платформу республиканского строя.

6.На начальном этапе политического кризиса в Таджикистане идейная борьба вокруг политической власти проявилась в сложной форме противоречий идейных концепций марксизма, крайнего национализма, панисламизма, секуляризма, сепаратизма и т.д. Однако по мере развития политического процесса противоречия светской и исламской концепций по проблеме власти вышли на первое место и составили основную идейную базу противоречий главных акторов политического процесса, в центре которой оказалась проблема «светского государства».

7.Теоретическое обоснование, юридическая конструкция и практическая реализация гибкой и прагматичной модели светского государства составляют один из ценных сегментов процесса миростроительства в Таджикистане и стали возможными только в результате сознательной эволюции стартовых позиций светских и исламских сил по вопросу идейных аспектов политической власти.

8. Главная особенность таджикской модели светского государства заключается в том, что одновременно с сохранением и конституционным обеспечением светской сущности государства, такая модель создает необходимые политико-правовые рамки для легальной деятельности политического ислама и участия политической партии религиозного характера в политическом процессе.

9. Проблема «идеологического подхода к принципу светскости» в Конституции Таджикистана находит умеренное решение в форме отрицания установления государственной идеологии и сохранения идеологического нейтралитета государства. Однако данный вопрос требует глубокого осмысления и на уровне политической культуры и психологии правящей политической элиты, которая в основном сохраняет устоявшиеся идеологические подходы к проблеме светскости.

10.Установление конституционной нормы о неизменности светского характера государственности в определенной степени обеспечивает неизменность данного принципа, но она не закреплена конкретными механизмами гарантии светскости государства. В связи с этим в перспективе одной из важнейших проблем и задач светского государства в Таджикистане являются поиск и разработка демократических правовых механизмов гарантирования сохранности светского характера государства.

11 .Продолжающийся постоянный многоуровневый диалог с целью разработки идейно-теоретической базы и политико-правовых механизмов конструктивного сосуществования светских и религиозных позиций является одной из перспективных частей политического процесса в Таджикистане. Институционализацию такого диалога, как метода и механизма сохранения гармоничности отношений государства и религии, можно считать одной из главных особенностей таджикской модели светского государства. в) Рекомендации:

Учитывая научно-теоретическое и политико-практическое значение изучения проблемы власти в политическом процессе современного Таджикистана, в заключении предлагаем следующие рекомендации:

1. Используя методологию политической науки, организовать глубокое изучение традиционно-теоретических подходов к проблеме власти в таджикской политической мысли, процесса их трансформации в процессе модернизации современного общества, а так же их влияния на политическую культуру населения и власти на современном этапе.

2. Использовать передовые рациональные подходы к проблеме власти в политической мысли таджикского народа в процессе построения и усовершенствования современной таджикской национальной государственности.

3.Разработать специальный курс и создать учебное пособие для изучения различных аспектов и форм проявления проблемы власти в политическом процессе современного Таджикистана для студентов специальностей политология.

4.Наложить глубокое изучение таджикского опыта совместного конструирования особой модели светского государства и разработать демократические правовые механизмы ее укрепления и гарантирования.

5.Разработать практическую модель налаживания гармоничных отношений государства и религии на базе таджикского опыта ведения постоянного диалога различных политических сил, и предложить для разрешения подобных конфликтов в других странах региона.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Хаким Абдуллохи Рахнамо, 2007 год

1. Теоретическая литература:

2. Ра^монов, Э. Ш. Тоцикон дар оинаи таърих. Китбои якум: Аз Ориён то Сомониён.- Лондон: FLINT RIVER EDITIONS, 2000.240 с.

3. Рах,монов, Э.Ш. Вахдат, суд* ва бунёдкорй мароми мост.-Душанбе: Ирфон, 2000.

4. Рахдюнов, Э.Ш. Истиклолият неъмати беба^ост.- Душанбе: Шарки озод, 2001.-94 с.

5. Рахмонов, Э.Ш. Независимость Таджикистана и возрождение нации: В 4-х томах.- Душанбе: ЦСИ, 2004.- 1300 с.

6. Научная и политическая литература:

7. Абдуллоев, Ш. Маорифпарварй ва озодфикрй. (Афкори динию фалсафй ва ислохдгии Ах,мади Дониш).- Душанбе, 1994.- 150 с.

8. Абдуллин, Я.Г. Татарская просветительская мысль.- Казань: Иман, 2002.-305 с.

9. Авеста. Избранные гимны. Пер. с авестийского и ком. проф. И.М. Стеблин-Каменского,- Душанбе: Адиб, 1990.- 174 с.

10. Авзалов, Х.С. Школа и педагогическая мысль в Иране в конце Х1Х-начале XX в.- Душанбе: Ирфон, 1992,- 201 с.

11. Айнй, С. Куллиёт. Ч^илди 11.- Душанбе: Ирфон, 1964.- 436 с. Ю.Айнй, С. Таърихи шщилоби Бухоро. // Мураттиб РДошим.

12. Душанбе: Адиб, 1987.- 240 с. 11 .Айнй, С. Акнун навбати калам аст. Осори баргузида дар ду цилд. Чдпди якум.- Душанбе: Ирфон, 1977.- 477 с.

13. Айнй, С. Акнун навбати калам аст. Осори баргузида дар ду чилд. Ч,илди дуввум.- Душанбе: Ирфон, 1978. -464 с.

14. Айнй, С. Восифй ва хулосаи «Бадоеъ-ул-вак,оеъ»,- Душанбе: Ирфон, 1985,- 336 с.

15. Аль-Фараби, Абу Наср Мухаммад. Трактат о жителях добродетельного города: Пер с араб. Мухаммеда И.О. и Сагадеева А.В // Философские трактаты.- Алма-Ата: Наука, 1971.- 377 с.

16. Аль-Фараби. Гражданская политика. Социально-этические трактаты,-Алма-Ата, 1973.

17. Амир Олимхон. Хотира^о.- Душанбе: Адиб, 1992.- 45 с.

18. П.Асирй, Т. Ашъори мунтахаб -Душанбе: Адиб, 1987.- 192 с.

19. Афсах,зод, А. Та^аввули афкори Абдурра^мони Чомй Душанбе: Дониш, 1981.-159 с.

20. Аъзамхужаев, С. Туркистон мухторияти. -Тошкент: Маънавият, 2000.-165 с.

21. Аюбзод, С. Точ;икон дар к;арни бистум: 100 ранги 100 сол.- Прага: Пост Скриптум Имприматур, 2002,- 350 с.

22. Басмачество. //Авт.-сост. Шумов С.А. и Андреев А.Р.- М.: Эксмо, 2005.- 480 с.

23. Балъамй, Абуалй Мухдммад ибни Мухдммад. Таърихи Табарй. Дар ду чилд.// Бо мукдддима ва тавзехоти Мухаммадчон Умаров ва Файзулло Бобоев. -Техрон: Замон, 1380/2001.- 1639 с.

24. Берунй, Абурайх,он.Осор-ул-бок;ия.-Душанбе: Ирфон, 1990.- 432 с.

25. Багоутдинов, А. М. Избранные произведения,- Душанбе: Дониш, 1980.-417 с.

26. Багоутдинов, А. М. Очерки по истории таджикской философии.-Сталинабад: Таджикгосиздат, 1961.- 331 с.

27. Бокиев, X,. Ро*и эчддй ва афкори маорифпарварии Мирзо Сироци Х,аким. Рисола барои дарёфти унвони илмии номзади илм^ои фолологй,- Душанбе, 2000 (автореферат). -189 с.

28. Болдырев, А.Н. Зайниддин Восифй,- Сталинабад, 1957.

29. Вазиров, 3. Социальная философия калама,- Душанбе: Шарк;и озод, 2000,- 140 с.

30. Восифи З.М. Бадоеъ-ул-вакоеъ.-Душанбе: Адиб, 2006.- 200 с.

31. Гасратян, М.А., Орешкова, С.Ф., Петросян, Ю.А. Очерки истории Турции,- М.: Наука, 1983.- 392 с.

32. Гафаров, Н. История культурно-просветительской деятельности джадидов в Бухарском эмирате.- Худжанд: Государственное издательство имени Рахима Джалила, 2000.- 176 с.

33. Гафуров, Б.Г. Таджики, древнейшая, древняя и средневековая история.- Душанбе: Ирфон, 1989.- 381 с.

34. Гафуров, Б.Г. История Таджикского народа.- М.: Госполитиздат, 1949.-475 с.

35. Газолй, Му^амамд. Насих,ат-ул-мулук.- Душанбе: Ирфон, 1993.144 с.

36. Рафуров, Б. Точикон. Таърихи кддимтарин, кадим ва асри миёна.-Душанбе: Ирфон, 1998.- 917 с.

37. Государство и религия в странах с мусульманским населением. Под редакцией Мунавварова З.И. и Крумм Р.И.-Ташкент: НПО «Картография», 2004.- С. 138.

38. Горифй, К^. О. Аморати Бухоро: тахти вожгун ё истилои булшевикй.- Душанбе: Бунёди забони форсии тоцикй, 1992.- 48 с.

39. Давлатдории точикон дар асрх,ои IX-XIV: порах,о аз Равзат-ус-сафо ва дигар кутуб. Душанбе: Амри илм, 1999.-1008 с.

40. Диноршоев, М. Аз таърихи фалсафаи точик.- Душанбе: Ирфон,1988.-222 с.

41. Диноршоев, М. Натурфилософия Ибн Сины,- Душанбе: Дониш, 1985.- 256 с.

42. Диноршоев, А. Конституционные основы разделения властей в Республике Таджикистан. -Душанбе, 2007,- 207 с.

43. Додхудоева, JI. Тимуриды: тенденции политического, социального и экономического развития.- Душанбе, 2003.- 360 с.

44. Дониш, А. Наводир-ул-вак,оеъ. Китоби 2.- Душанбе: Дониш,1989.- 340 с.

45. Ибни Курбон. Фаво^иш ва ра^оиш.-Душанбе: Эр-граф, 2003.-200 с.

46. Ибрагим Т.К., Султанов Ф.М., Юзеев А.Н. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте.- Казань: Татарское книжное издательство, 2002.- 137 с.

47. Иванов, М.С. Очерк истории Ирана.- М.: Госполитиздат, 1952.468 с.

48. И^бол, М. Э*ёи фикри динй дар ислом,- Душанбе, 1997.- 184 с.

49. Имомов, А. Хукуки конститутсионии Чумхурии Точикистон. Душанбе, 2004.- 400с.

50. Имомов, А. Конституционно-правовые проблеме развития Республики Таджикистан (1992-1998).- Душанбе, 1889.- 207 с.

51. Имомов, Ш. История общественной мысли Афганистана во второй половине XIX первой половине XX века.- М.-Душанбе: Дониш, 2001.- 397 с.

52. Имомов, М. Чд^онбинй ва тафаккури бадеии Садриддин Айнй.-Душанбе: Матбуот, 2001.- 119 с.

53. Искандаров, Б.И. Средняя Азия и Индия,- Душанбе: Дониш, 1993.156 с.

54. Истикрори боварй миёни исломиён ва дунявигароён тачрибаи точикон.- Душанбе: Деваштич, 2004.- 356 с.

55. Ислам и светское государство. Под общ. ред. З.И. Мунавварова и В.Шнайдера-Детерса. Ташкент: Фонд Имама Бухараи, 2003. -274 с.

56. Ислам. Энцеклопедический словарь,- М.: Наука, 1991.- 315 с.

57. История Коммунистической Партии Советского Союза.- М.: Политиздат, 1978.-790 с.

58. Карим, Б. Фарёди солх,о (хуччат, далел, табсира, хулоса).- М.: Трансдорнаука, 1997.- 1104 с.

59. Каримов, У. Адабиёти точик дар нимаи дуввуми асри XVIII ва аввали асри XIX.-Душанбе: Дониш, 1974.- 185 с.

60. Киракосян, Дж.С. Младотурки перед судом истории.- Ереван: Айастан, 1989.-496 с.

61. Комиссия по нациоанльному примирению. Ее функции и полномичия.-Душанбе: Нодир, 1998.- 16с.

62. Комилов, Р. Аз таърихи афкори ичтимоию сиёсии ахди Сомониён.- Душанбе: Сино, 1998,- 82 с.

63. Комилов, Р. Назарияи чомеаи ормонй дар таърихи фарханги форсу точик.- Душанбе: Маориф, 1997.- 287 с.

64. Комилов, Р. Камолй, С. Сайре дар андешах,ои иктисодии чах,они ислом.- Душанбе, 1996.- 56 с.

65. Конститутсияи (Сарконуни) Ч,умх,урии Точикистон.- Душанбе, 2003.- 32 с.

66. Кулматов, Н.А. Этические взгляды Саади.- Душанбе: Дониш, 1968.- 129 с.

67. Курсави, А. Наставление людей на путь истины.- Казань: Татарское книжное издательство, 2005.- 304 с.73Даротегинй, М. М. Таърих ва мо^ияти оини зардуштй.- Душанбе: Студент, 2004.-104 с.

68. Масов, Р. История топорного разделения.- Душанбе: Дониш, 1990.- 190 с.

69. Масов, Р. «Наследие» Мангитской власти,- Душанбе: Типография Национального музея древностей Таджикистана, 2003.- 30 с.

70. Масов, Р. Таджики: вытеснение и ассимиляция.- Душанбе: Типография Национального музея древностей Таджикистана, 2003.- 176 с.

71. Мамадазимов, А. Политическая история таджикского народа.-Душанбе: Дониш, 2000.- 360 с.

72. Махмадаминов, А. Поиски истины.- Душанбе: Сино, 1994.- 118 с.

73. Ма^мадаминов, А. Адабиётшиносй ва худогохии миллй.-Душанбе: Сино, 1998.-211 с.

74. Ма*мадаминов, А. Ислом -нурбахши адабиёт ва фархднг. Ч.Л.Душанбе: Сино, 2004.- 214 с.

75. Маклисп Олй (Парламенти) Чумхурии Точикистон.- Санкт-Петербург: Специальная литература, 1998,- 263 с.

76. Мирзозода, X. Материалу аз таърихи адабиёти точи к (асрх,ои XVI-XIX ва ибтидои асри XX).- Сталинобод: Нашрдавтоцик, 1950.- 307 с.

77. Мирзозода, X. Таърихи адабиёти тоцик (Аз давраи кадим то асри XI11). Китоби 1.-Душанбе: Маориф, 1987.-488 с.

78. Мусульманские лидеры: социальная роль и авторитет.- Душанбе: Деваштич, 2003.- 123 с.

79. Мухаметшин, Р. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в XX веке,- Казань: Татарское книжное издательство, 2005.- 246 с.

80. Мухаммадходжаев, А. Идеология накшбандизма.- Душанбе: Дониш, 1991.-230 с.

81. Назаров, Т. Таджикистан: экономика, политика, международное сотрудничество. Сборник статей.- Минск: Белполиграф, 2002.- 250 с.

82. Назаров, X. Сайд Джамалиддин Афгани и его общественно-политическая школа.- Душанбе: Дониш, 1993,- 268 с.

83. Неъматов, Н. Давлати Сомониён.- Душанбе: Дониш, 1999. -334 с.

84. Неъматов, Н. Точикон, Точикистони таърихи, Точикистони муосир.- Душанбе: Полиграфкомбинат, 1993.- 48 с.

85. Низамалмульк. Книга об управлении государством.- Душанбе: Шарки озод, 1998.- 206 с.

86. Низомулмулк. Сиёсатнома.- Душанбе: Адиб, 1989.-198 с.

87. Низомии Арузии Самаркандй. Чор мак;ола- Душанбе: Ирфон, 1986.- 160 с.

88. Низомии Ганчавй. Куллиёт. Иборат аз 5 чилд. Ч.2.- Душанбе: Ирфон, 1982.- 368 с.

89. Нурй, С.А. Он суисиёсат.- Техрон, 1996.-262 с.96.0иннома ва Барномаи Х^изби нах,зати исломии Точикистон.-Душанбе, 1999.-48с.

90. Очерки истории Коммунистической партии Таджикистана./ Под общ. ред. Р.Н.Набиева. Том второй.- Душанбе: Ирфон, 984.- 512 с.

91. Очерки истории татарской общественной мысли./ Науч. ред. Амирханов P.M.- Казань: Татарское книжное издательство, 2000.-191с.99.0черки Марджани о восточных народах. Под ред. А.Н. Юзеева.-Казань: Татарское книжное издательство, 2003,- 175 с.

92. Построение доверия между исламистами и секуляристами -таджикский эксперимент. Сборник статей.- Душанбе: Деваштич, 2004.- 360 с.

93. Ю1.Понкин, И.В. Светскость государства.- М.: издательство Учебно-научного центра довузовского образования, 2004,- 466 с.

94. Просветительство в литературах Востока. Сборник статей.- М.: Наука, 1973.- 317 с.

95. ЮЗ.Расулов, К^., Гулахмедов, М. Раващдои миллй ва сиёсии истикдолияти Точикистон.- Душанбе: Матбуот, 2001.- 126 с.

96. Рачдбов, 3. Аз таърихи афкори чамъиятй-сиёсии халки точик дар нимаи дуюми асри XIX ва аввали асри XX.- Сталинобод: Нашрдавточик, 1959.- 446 с.

97. Рачабов, 3. Маорифпарвар Ах,мади Дониш.- Душанбе: Ирфон, 1964.- 307 с.

98. Юб.Рачабй, М. Ислом: чадидия ва инкилоб.- Душанбе: Дониш,1997.-242 с.

99. Рашшод, М. Фалсафа аз огози таърих. Дар 7 чилд, ч. 1 ва 2.-Душанбе: Ирфон, 1990.- 554 с.

100. Религия и закон. Ташкент: Ташкент ислам университета., 2002.239 с.

101. Ю9.Садри Зиё. Наводири Зиёия.- Душанбе: Адиб, 1991.- 124 с. ПО.Саидов, 3. Внешняя политика президента Рахмонова.- Душанбе:

102. Султонов, М. Суфийская доктрина Али Хамадани,- Душанбе: Дониш, 1993.-136 с.

103. Табаров, С. Се маорифпарвари точик дар бораи амирони мангит.- Душанбе: Эчод, 2006.-208 с.

104. Табаров, С. Мунзим.- Душанбе: Ирфон, 1991.- 148 с. Пб.Турдиев, Ш. Роль России в подавлении джадидского движения.

105. По материалам архива СНБ Узбекистана. // Центральная Азия,1998. №1 (13)

106. Тухватуллина, JI. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX начало XX веков.-Казань: Татарское книжное издательство, 2003.- 207 с.

107. Ш.Тахиров, Ф.Т. Правовая система дореволюционного Таджикистана.- Душанбе: ТГНУ, 1998.- 70 с.

108. Турацонзода, X,. А. Миёни обу оташ тарх,и сулх андохтам аммо.-Техрон, 1998.- 117 с.

109. Усмон, И. Точикон (суруди таърихи халк; ва замин).- Душанбе: Пайванд, 2001.- 312 с.

110. Усмон, И. Рисолаи давлат.- Душанбе: Адиб, 1995.- 56 с.

111. Усмонов, И. Трактат о государстве.- Душанбе, 2005.- 64 с.

112. Фаттоев, С., Расулов, К^., Гулахмедов М. Низоъшиносй.-Душанбе: Шарки озод, 2004.-178 с.

113. Фитрат, А. Давраи ^укумронии Амир Олимхон,- Душанбе: Палатаи давлатии китобх,о, 1991.- 62 с.

114. Фитрат, А. Мухтасари таърихи ислом.- Душанбе: Ирфон, 1991.40 с.

115. Хабутдинов, А. Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII- начале XX веков.- Казань: Идел-пресс, 2001.- 385 с.

116. Хакимова, С. Заложники империи.- М., 1998.- 540 с.

117. Ходжаев, Ф. К истории революции в Бухаре и национального размежевания Средней Азии. Часть первая. // Избранные труды в трех томах. Т. 1.- Ташкент: Фан, 1970.

118. Хотамов, Н. Бухарские джадиды и основные этапы их деятельности.- Душанбе: АН РТ, 2000.- 56 с.

119. Х,акимов, Н. Азизкулова, Г. Пах,ншавии давлат ва ^укуки исломй дар Точикистон.- Душанбе: Интишорй, 2001.- 79 с.

120. Х,амад, С. Аз Ардашер то Шери Панчшер.- Душанбе: Ирфон, 2002.- 96 с.

121. Х,имматзода, М. Дар чустучуи адицат.- Душанбе, 2001,- 146 с.

122. Х,имматзода, М. Дидгоххо ва масоил.-Душанбе: Деваштич, 2006.-271с.

123. ХНИТ: 30 сол. Душанбе: Империал-групп, 2003.- 410 с.

124. Х,одизода, Р. А^мади Дониш.- Душанбе: Маориф, 1967.- 156 с.

125. Х,одизода, Р. А^мади Дониш.Тарчумаи *ол ва мероси адабию илмй.- Душанбе: Ирфон, 1976.- 293 с.

126. Ч,омй, А. Осор. Иборат аз хдшт чилд. Ч.5. Душанбе: Адиб, 1988.-384 с.

127. Шакурй, М. Истиклол ва худшиносии ичтимоиву маънавй.-Душанбе: Бунёди Оли Сомон, 1999.- 160 с.

128. Шамолов, А. Хуччатулислом Газолй: андешах,ои ичтимой ва сиёсй.- Душанбе: Дониш, 1996.- 330 с.

129. МО.Шарипов, И. Закономерности формирования социалистических общественных отношений в Таджикистане.- Душанбе: Дониш,1983,- 192 с.

130. Шарипов, И. Инкишофи муносибатх,ои миллй дар Точикистони муосир,- Душанбе: Дониш, 2002,- 230 с.

131. Энциклопедияи Советии Точик, ч-VII.-Душанбе: ЭСТ, 1986.-740 с.

132. Этнический национализм и государственное строительство.Сб.статей,- М.: Институт Востоковедения РАН, 2001.-463с.

133. Яъкубов, Ю. Маниши миллй,- Душанбе: Деваштич, 2004,- 72 с.1. Периодическая печать

134. Айнй, К.С. Чй сон нагиряму оташ ба хушку тар назанам? // Пайванд, 2002, №7

135. Алиев, З.М. Парламентаризм и процесс его становления в Республике Таджикистан. //Государство и право, 2006.-№3.- С. 1822

136. Ашуров, Г. А. О некоторых методологических вопросах просветительства в социально-политической мысли таджикского народа. //Известия А.Н.Таджикской ССР, 1986, №1.

137. Вахдобниё, Р. Мирзо Бедил ва А^мади Дониш. // Фарханг, 1991, №1-2.

138. Гулмурод, П. Фочиаи Фитрат. II Чдвонони Точикистон, 1989, 2 август.150.3иёев, Т. Сабами таърихии Сомониён. II Чум^урият, 1999, 14 август.

139. Мирзозода, X. Ба фикри иттифощ халк; то кай хун хурй?. // Омузгор, 1909,19 июн.

140. Турдыев, Ш. Роль России в подавлении джадидского движения. //Центральная Азия и Кавказ, 1998, №1(13).

141. Усмонов,И. Сайё* дар Бухоро чй дид? //Комсомоли Точикистон, 1089, 3 май.

142. Сафаров, С.С. Проблемы и пути повышения эффективности государственного управления в Таджикистане. // Таджикистан и современный мир. 2006, №4 (13).- С. 18-23

143. Хамидов, X. Накш ва мавкеи Сарвари давлат Э.Ш.Рахмонов дар бунёдгузории давлати муосири Точикон. II Государство и право, 2006.-№3.-С. 7-18

144. Имомов, А. Гузариш ба системам Президента (проблема ва маком).// Вестник Таджикского госуниверситета. История. Юриспруденция., 1991, №2.- С. 59

145. Х,одизода, Р. Чдцид гуем ё маорифпарвар? // Адабиёт ва санат,1990, 5 июл.

146. Шукуров М. Шаммае аз рузгори Садри Зиё. //Садои Шарк;, 1989, №3.1. На английском языке

147. Akiner, Sh. Tajikistan: Disintegration or Reconsilation?- London: The royal institute of international affairs, 2001.- 162 p

148. Asad, T. Formations of the Secular.- California: Stanford University Press, 2003.-275 p.

149. American Government. Sixth edition. D.C. Heath and Company, 1995.-730 p.

150. Khalid, A. The Politics of Muslim Cultural Reform. Jadidism in Central Asia.-University of California Press, 1998.- 335 p.

151. Kreikemeyer, A. / Seifert, A. Zur Vereinbarkeit von politischen Islam and Sicherheit im OSZE-Raum. Dokumente eines islamisch-sakularen Dialogs in Tadschikistan.- Hamburg, 2003, 342 p

152. Keller, Sh. To Moscow, Not Mecca. The Soviet Campaign Against Islam in Central Asia, 1917-1941.- London: Praeger, 2001.-277 p.

153. Roy, O. The New Central Asia. The Creation of Nation.- New York: New York University Press, 2000,- 222 p.

154. Wheeler, G. The Modern History of Soviet Central Asia London, 1964

155. Foreign Voices, Germany, Bonn.- 2006.- №1.

156. Г V • jjALJ (XiAjj jjSJ .04*J сJ JJbTiuil JUa JM . ^ Л1. AALS VTo >tfut4*i jjaA

157. TV Y . J Jblluit ^jJI JUa J^mi CiJlfi JL« ^Auj • »jU*i jj».

158. ПвУ ^jaA ^ VA • jjwl Cj!jIajSjI j$2 .^aIa jJ A-"yAj| ^lijjlii .J&jjU jluili ,t ®tfjaA 1ГЛ Y .j^jS liljLiul .^Li 12 yjljti jl ^IjJ AAjjjl jj ^Lu- OjJfl .jiusl ,jllLk .Y41. Alilrt Y ^ • ^цЛАЛл!!

159. YYY ^шлЛ J J*Л im yj .ALS .Lflj ю- .TV

160. Jial OljLiul rjljfj OjI CiLjlij ji «ililksul jjjj» AjuiU ^jjj I(ylui ^jLa bL^-ui .YAub. Jlu< y-jl^u jjjU Aj (ykl^j .i^uaJI jj! Qj. Y ^-truiAui j\ TV\ J5 JJSJ rO'jf2 .(A* J^ AA!ji O^JJ^W AAIJA .f «

161. Jlijl j tSifcji djJjj j^j; jlj^j .^Jl^u ji»*, jjui A^JJ .AJJI* cjuiUui .f A

162. AaiuaYY* .^«дЛ tf j^A 1 Г V1t^luil tljjf^ aaju jja\ ijjljj illjulul ajjiu1^4 r^ljfj .^uui ajyii! ^illus jaui iu^"^11Y jjItfjaa ^ i ixiajj jt^jj gijiuuji .jjuza a-»aj2 .^ijfr j ouit^ui .ouijil ^jia .i •

163. ULa ^ A « #truiA« ^JAA ^ fVI >uj JJ CjajSA J OuiLUI .Л4Л ^"VjS ^

164. U^JAIJ jJ (jljjl ^^«bLu! jjjfAa. djAji jjjjjlj j fiLul Jjlil* ilUli Yее . ^ ^^^-biuaAYi ^ jaJk KVt , JlJ^j jJij j^lj^ .A^UAUi .^uililljj! . t V

165. JJ»Л \ТЧ\ tf ^Jll J5U UV>« )tr«JJ . i £

166. A • .yxuAui tfjaA ^ VA Y jJlj^J JiA Л 01. На арабском языке:

167. JjVl fJaJl j yjjxl! jjuji J AjjUSfd! ujlbSi .JjUa AJul. ^uijjc1. UiusYY-A isjcjlljljlill f jaJI j jJUJI J iuL^! uUafii .JjUa 4(JaUiJl Oj!) 41A, ^LJIiift .Y

168. Y . . Г-Н Y £ AjftillJj ^jiiiuiV!

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 264608