Проблема времени, пространства и памяти в поэтике биографической прозы В. Набокова американского периода. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Шапиро Александра Евгеньевна

  • Шапиро Александра Евгеньевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 195
Шапиро Александра Евгеньевна. Проблема времени, пространства и памяти в поэтике биографической прозы В. Набокова американского периода.: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет. 2016. 195 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шапиро Александра Евгеньевна

Введение

Глава 1. Образы минувшего в контексте творческого метода и «теории времени» В. Набокова.

1.1 «Ада, или Радости страсти»:

поэтика времени и пространства

1.2 «Память, говори»:

метафизика воспоминаний

Глава 2. Биографический роман и поэтические свойства памяти.

2.1 «Подлинная жизнь Себастьяна Найта»:

поэтика «портретной живописи» в биографическом романе

2.2 «Прозрачные вещи»:

память как зеркало действительности

2.3. «Смотри на Арлекинов!»:

реальность и вымысел в мемуарной прозе

Заключение

Список литературы

Приложения

Приложение 1. Вместо потерянного времени:

Ада. Джеффри Леонард (перевод)

Приложение 2. Спираль времени в Аде. Ненси Энн Зеллер (перевод)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема времени, пространства и памяти в поэтике биографической прозы В. Набокова американского периода.»

Введение

Поэтика Владимира Набокова включает в себя большой спектр литературных, в широком смысле, эстетических, а также исторических и философских проблем. Наиболее характерные свойства творческого метода, да и самой личности одного из крупнейших писателей ХХ столетия, свидетельствуют о том, что он принадлежал к особому типу художников-мыслителей, для которых воплощение творческих замыслов было сопряжено с разработкой концептуальных философских идей. В значительной части крупных прозаических работ Набокова задействован принцип образно-содержательного синкретизма, когда реальность, фантазия и научное познание не просто сосуществуют, но составляют единое целое. До последнего времени все значимые слагаемые набоковской поэтики рассматривались по преимуществу в своих локальных, узкоспециальных направлениях. Разновекторность этих направлений, проецируемая жанровым, смысловым, языковым богатством литературного наследия Набокова, нередко препятствует его целостному восприятию.

В рамках одного литературоведческого исследования невозможно охватить все слагаемые стиля и поэтики такого автора, как Набоков. При этом именно анализ методов познания реальности, свойственных художнику, позволяет объединить в одном исследовательском континууме вопросы литературной стилистики, философских и этических ориентиров, что, безусловно, помогает приблизиться к более глубокому пониманию его творчества.

Актуальность исследования обусловлена следующими факторами:

1) выявление и рассмотрение концептуальных для биографической прозы Набокова американского периода категорий времени, памяти, пространства позволяют значительно расширить рамки целостного восприятия поэтики писателя. Будучи не только выдающимся художником-билингвом, но и

серьезным исследователем литературной стилистики, Набоков едва ли не во всех своих крупных сочинениях прямо или косвенно размышляет о жизни как о своеобразном воплощении творческого процесса. Писателя, казалось бы, мало интересовали главенствующие идеологии эпохи. При этом своеобразное научно-философское «полиглотство» Набокова, на которое справедливо указывают многие исследователи его творчества, опосредованно отражает его интерес к актуальным для ХХ века философским течениям. И все же писателя гораздо больше волнует не абстрактное мудрствование, а поиск эстетических, нравственных и философских «точек опоры», неких согласованных для литературы и науки символов и знаков, позволяющих объяснить, истолковать, оправдать неординарность собственного миропонимания. Поэтому категории времени, памяти и пространства им не столько декларируются (хотя их теоретическому обоснованию уделяется много внимания), сколько становятся главными инструментами в построении художественного мира, в котором образы минувшего позволяют проникнуть в скрытую от обыденного взора реальность бытия;

2) разработка темы диссертации позволяет по-новому осмыслить сам жанр биографической художественной прозы, в который Набоков привнес много нового. Во внушительном корпусе русской и англоязычной «мемуарной беллетристики» биографические сочинения Набокова, созданные им в Америке, занимают особое место. Память Набокова - своего рода ноосфера, в которой исторический факт и реальность присутствуют, но не доминируют. Необходимость рассмотрения этого явления тем более очевидна, что все чаще и чаще (иногда спекулятивно) к биографической прозе Набокова обращаются как к некоему «хранилищу» фактов, сведений, свидетельств, значительно недооценивая ее образно-философский, собственно поэтический, метафизический смысл;

3) анализ поэтики времени, памяти и пространства «американской» биографической прозы писателя позволяет рассмотреть важную для набоковедения проблему - влияние метафизических идей на эволюцию стиля писателя;

4) в течение многих десятилетий попытки концептуально-метафизического осмысления творчества Набокова предпринимались не системно, при этом преимущественно американскими учеными и критиками. С начала 90-х годов прошлого века в России аналитические интересы исследователей были сконцентрированы, как правило, на вопросах национальной, ментально-исторической, жанровой этимологии стиля Набокова. Метафизика творчества в ее общепоэтическом измерении оказалась, таким образом, на периферии отечественного набоковедения.

Непосредственным материалом для исследования послужили прозаические сочинения писателя, созданные им в американский период творчества, этимологически связанные между собой концептуально -теоретическими, жанровыми мотивами: «Ада, или Радости страсти», «Память, говори», «Подлинная жизнь Себастьяна Найта», «Прозрачные вещи» и «Смотри на Арлекинов!». Ключевым элементом, объединяющим все эти произведения в своеобразный метацикл, является воспоминание, трактуемое, главным образом, как переживание заново событий и образов минувшего. Русскоязычные романы со схожими мотивами досконально изучены отечественными исследователями, в то время как романы американского периода практически не рассматривались в предлагаемом ракурсе, как в России, так и за рубежом. Принципиально важным мы считаем анализ синтеза трех концептуальных категорий времени, протранства и памяти, а не их функциональной замкнутости «на себе».

Объект исследования - «мемуарная» беллетристика Набокова американского периода в контексте эволюции его мировоззрения и стиля.

Предметом исследования является поэтическая трансформация концептуальной для всего творчества писателя триады «время - память -пространство», а также различные модификации жанра биографической прозы, осуществленные за счет преодоления устоявшихся канонов.

Исходная гипотеза диссертации заключается в том, что, используя классические литературные формы биографического повествования, Набоков наполняет их принципиально новым, оригинальным содержанием, что позволяет ему, во-первых, максимально точно выразить индивидуальную «философию времени и пространства», во-вторых, обозначить наиболее важные критерии оценок собственного творческого метода, и, наконец, найти в авангардно преображенной им поэтике «романа-воспоминания» наиболее адекватную форму выражения своего миросозерцания.

Главной целью диссертации является системный анализ концептуальных элементов поэтики поздних биографических опусов Набокова (времени, памяти, пространства), позволивших писателю обосновать и выразить основополагающие для него мировоззренческие и художественные идеи. Для этого потребовалось поставить и решить следующие задачи:

- рассмотрение наиболее характерных свойств «теории времени» Набокова в контексте философской культуры прошлого и современности;

- анализ эмпирических и метафизических подтекстов набоковского толкования времени, памяти и пространства;

- изучение возможностей обогащения художественной лексики и расширения жанровых границ биографической прозы за счет преодоления привычных толкований фундаментальных философских понятий и различных этических категорий.

Методика исследования непосредственным образом диктуется содержательной и структурной логикой художественных текстов, рассматриваемых в диссертации. Применяется метод комплексного анализа, в

котором герменевтический взгляд соседствует с литературно-историческим, интертекстуальный - с философско-этическим.

Теоретической базой исследования стали работы отечественных и зарубежных мыслителей, ученых-литературоведов, критиков: М. Бахтина, В. Виноградова, Ю. Лотмана, Б. Аверина, В. Александрова, Н. Анастасьева, И. Гальперина, А. Долинина, А. Леденева, А. Люксембурга, Н. Мельникова, О. Казниной, В. Старка, С. Федякина, А. Аппеля, И. Арнольда, Б. Бойда, К. Проффера, Н. Пейджа, Л. Токер, М. Шрайера и др.

На формирование исследовательской позиции автора оказали влияние труды известных философов, искания которых, в свою очередь, находились в орбите научных и метафизических интересов самого В. Набокова: А. Бергсона, А. Уайтхеда, К. Юнга, М. Хайдеггера, Л. Витгенштейна и др.

При том, что на сегодняшний день набоковедение накопило внушительный объем работ по многим аспектам творчества и биографии писателя, степень научной разработанности темы диссертации нельзя считать исчерпывающей. Отдельные философско-этические, психологические, научно-аналитические элементы набоковской поэтики, в том числе категории памяти, времени и пространства, затрагиваются западными и отечественными учеными и критиками. При этом в большинстве из них важные для Набокова концепты рассматриваются сегментарно, вне стремления обозначить внутреннее единство всех художественных, научных, аналитических, философских, психологических слагаемых поэтики писателя.

Серьезным импульсом для системного изучения набоковской метафизики стала небольшая статья Дж. Леонарда «Вместо потерянного времени: Ада», впервые переведенная автором диссертации на русский язык в 2012 году. Это одна из наиболее интересных работ, в которой предпринята попытка комплексного подхода к изучению набоковской метафизики. Статья посвящена анализу романа «Ада» в контексте «теории времени» писателя. При весьма

глубокой и аргументированной проработке различных трансцендентных подтекстов романа, исследователь не ставит перед собой задачу морфологического охвата поэтики писателя. Одним из первопроходцев в исследовании категорий времени в прозе Набокова является Н. Э. Зэллер - автор статьи «Спираль Времени в Аде». Здесь также нет стремления осмыслить эволюцию метафизического и научно-теоретического элементов набоковской поэтики, но отмечены весьма интересные концептуальные связи «теории времени» Набокова с «поэтикой времени» М. Пруста.

Заслуживает внимания статья К. Сугимото «Многослойное время у В. Набокова», в которой отмечается приоритет автобиографичности в значительной части прозаических сочинений Набокова.

Дж. Грин в статье «Образы «Идеального Прошлого»: Набоков, автобиография, биография и вымысел» оценивает представления писателя об истории в ее локальном, субъективно-личностном выражении. Обращает на себя внимание скептическое отношение критика к достоверности передачи фактов в «документальных» работах Набокова.

Статья К. Морару «Время, творчество писателя, экстаз в «Память, говори»: воплощение прустовской задумки» посвящена рассмотрению опосредованного отражения в биографической прозе Набокова идей, обозначенных в романном цикле М. Пруста «В поисках утраченного времени».

Весьма ценным вкладом в набоковиану является монографический труд Г. Грейбса «Художественные биографии: английские романы В. Набокова». Рассматривая романы «Подлинная жизнь Себастьяна Найта», «Под знаком незаконнорожденных», «Лолита», «Пнин», «Бледное пламя», «Ада, или Радости страсти», «Прозрачные вещи» и «Смотрите на арлекинов!», ученый подчеркивает исходный и общий для них биографический импульс.

Х. Пичева в монографии «Искусство памяти в изгнании. Владимир Набоков и Милан Кундера» сравнивает творческие подходы В. Набокова и М. Кундеры в

ситуации, когда обоим писателям пришлось осваивать не родное для них языковое и культурное пространство, что, по мнению исследовательницы, сделало тему «родных берегов» смыслообразующей в их творчестве.

К. Анри-Томмс в работе «Воспоминание, память, воображение. Выборочные автобиографические романы Владимира Набокова» рассматривает и сопоставляет метафизическое значение отдельных элементов памяти (припоминание, воспоминание) в автобиографических романах Владимира Набокова и «Исповеди» Блаженного Августина. Можно скептически относиться к самой концепции подобного анализа, но сравнительный анализ метафизических концепций писателя-агностика и выдающегося религиозного мыслителя, намечаемый Анри-Томмсом, позволяет нам более точно обозначить проблему трансцендентного начала в набоковской поэтике. Рассматривая основные философские учения, посвященные важнейшим метафизическим категориям, мы еще вернемся к «Исповеди» Блаженного Августина как к произведению, явно перекликающемуся в некоторых своих положениях с «теорией памяти» В. Набокова.

Модернистскому толкованию категории памяти в творчестве Набокова посвящена интересная книга Дж. Б. Фостер мл. «Искусство памяти Набокова и европейский модернизм». Автор рассматривает культурные предпосылки творчества писателя и его место в мировой культуре. В качестве особенности отношения писателя к функции памяти отмечается свойственное творческому методу Набокова единство художественного вымысла и мнемонической правды.

М. Гришакова в рамках диссертационного труда «Модели пространства, времени и образов в произведениях В. Набокова: методы повествования и культурные модели» изучает характерность пространственно-временного (визуального) моделирования в произведениях Набокова в эстетическом контексте модернизма и постмодернизма.

Широкий круг эстетических, смысловых и историко-биографических проблем, чрезвычайно важный для понимания набоковского творчества, рассматривается двумя крупнейшими набоковедами - В. Александровым и Б. Бойдом. Первый обращается к проблеме «потусторонности» как некоей главной теме творчества писателя. Бойд, помимо подробнейшей, превосходной биографии писателя («Владимир Набоков: Американские годы / Русские годы»), написал еще и диссертацию, позднее переработанную в монографию - «Место сознания в набоковской «Аде», в которой скрупулезно исследует феноменологию творческого мышления Набокова. Уже после издания книги Бойд как бы дополняет ее весьма ценным «приложением» в виде статьи «Метафизика Набокова: Ретроспективы и перспективы», в которой рассматриваются различные мировоззренческие истоки творчества писателя в контексте его философских исканий.

Невозможно обойти вниманием работы, напрямую не связанные с категориями времени, памяти и пространства в поэтике биографической «американской» прозы В. Набокова, но ключевые для набоковедения в целом.

Н. Анастасъев был первопроходцем в этой области в России. Монументальные труды ученого «Феномен Набокова» и «Владимир Набоков. Одинокий Король» представляют собой фундаментальные исследования жизни и творчества писателя и значительно превосходят по глубине анализа и по образно-эмоциональному изложению работы Э. Филда со схожей проблематикой.

А. Долинин в «Истинной жизни писателя Сирина» анализирует весь корпус набоковского наследия в контексте его жизнеописания. Исследователь высказывает неординарные идеи об отношении Набокова к героям своих произведений, объясняющие, в частности, интерес писателя к различным психологическим аномалиям в отношениях между людьми. Ученым также был подготовлен важнейший для набоковедения двухтомник «В. В. Набоков: pro et

contra», в который вошли статьи, рецензии и отзывы о творчестве писателя, переведенные с разных языков, и позволившие российским читателям ознакомиться с работами западных исследователей-набоковедов за последние полвека.

Главным «архивариусом» набоковского наследия в России можно считать Н. Мельникова, подготовившего целый ряд интереснейших изданий, посвященных критике творчества писателя, таких, как: «Критика русского зарубежья», «Портрет без сходства. Владимир Набоков в письмах и дневниках современников», а также русское издание интервью писателя «Набоков о Набокове и прочем».

Очень ценными для отечественного и зарубежного набоковедения являются научные сборники «Набоковский вестник» музея им. Набокова в Санкт-Петербурге под редакцией В. Старка и «The Nabokovian» Канзасского университета (под эгидой Набоковского общества), включающие статьи авторов из многих стран мира, посвященные различным аспектам жизни и творчества писателя.

В контексте нашего исследования заслуживают внимания критические работы представителей различных областей гуманитарного знания, притом не только специалистов-филологов. При всей дискуссионности, эти, как правило, «не академические» по форме публикации, затрагивают важные для нас проблемы.

Айрис Барри - создатель отделения кинематографии в нью-йоркском музее современного искусства в 1942 году опубликовала рецензию на роман Набокова «Подлинная жизнь Себастьяна Найта»1. Автор отмечает «дьявольский ум» Набокова, заставляющего читателя собирать воедино намеренно «расщепленную» ткань повествования. «Подлинная» жизнь главного героя по ходу повествования не проявляется с большей ясностью, а, напротив, становится более загадочной. Барри

1 «New York Herald Tribune Books», I, 1942, (№12).

считает, что Набоков изначально стремится к воплощению такой концепции жизнеописания, в которой высвечивается не данность биографической конкретики, а невозможность раскрытия секретов творческой жизни писателя. Критик отмечает тревожный тон всего повествования. И это напряжение возникает в сознании читателя во многом от того, что Набоков не ведет его «по прямой» линии, а, как правило, через сложный лабиринт головоломок, изысканных интеллектуальных ребусов.

Уолтер Эрнест Аллен - английский литературный критик и романист, автор книги «Английский роман: краткая история критики» (1954), - так же посвящает

Л

одну из своих рецензий «Подлинной жизни Себастьяна Найта» . Отдавая долг первоклассному литературному мастерству Набокова, критик вступает с ним в заочную полемику по центральной, как ему представляется, метафизической проблеме. Собственно, Аллен считает, что роман «перегружен» философскими вопросами. Критик убежден в несостоятельности метафизической парадигмы, обусловленной тем, что душа - это способ бытия, а не постоянное состояние, и что любая душа может стать «вашей», если есть возможность следовать за ее изменчивым развитием. Критика не убеждает и принцип «двойного» повествования: и роман, «написанный» Найтом, и биографическое повествование Набокова - плод фантазии одного человека. Это обстоятельство, по Аллену, снижает уровень доверия читателя к самой идее произведения.

Одним из первых, кто откликнулся на публикацию романа «Ада», был

-5

известный американский писатель и критик Альфред Казин. В своей рецензии он отмечает своеобразный «игровой принцип» Набокова, проявляющийся, главным образом, в специфически «обманных» ходах, когда автор дает читателю зведомо «ложные» ключи к расшифровке многих загадок. Читатель то и дело попадает в

2 «Spectator», V, 1946, (№ 463-4).

3 «Saturday Review», V, 1969, № 28-30.

очередную интеллектуальную ловушку. Содержательным стержнем романа Казин считает портретирование процесса творениия, а не отдельных персонажей. Мир Набокова представляется критику придуманным, далеким от реальности - это калейдоскоп городов, языков, наций, континентов, изобретений и людей, которые сливаются воедино. Нечто подобное, по мнению Казина, происходит в «Гулливере», «Тристраме Шенди» Л. Стерна или переведенной Набоковым «Алисе в стране чудес» Л. Керолла. Критик считает Набокова исключительным художником, а романы «Лолита», «Ада» и «Бледное пламя» - своеобразной трилогией, которой нет равных, с точки зрения образности, разнообразия интересов, архитектурной формы, изощренности языка. Как любовная история, роман «Ада», по мысли Казина, скорее, символичен, чем правдоподобен, но именно это свойство Набоков и подчеркивает в своих размышлениях о любви. Критик делает еще одно важное наблюдение: притягательность «Ады» в том, что центральные ее герои обладают тем же творческим потенциалом, что и сам Набоков.

Критик Мэри Эльман в короткой рецензии4, посвященной роману «Ада», делает проницательное замечание о том, что в основе всего повествования -конфликт «молодой любви» и «старой памяти». Критик отмечает значение своеобразной «блаженной чувственности» в сложной психологической палитре романа: все, что вспоминает Ван, овеяно «дымкой идеальности». Важное место в поэтике романа, по мнению Эльман, отводится воплощению ностальгического чувства, причем в исключительно русском по характеру его выражении (с «чеховскими» прогулками, «белыми платьями» и пр.). Критик интерпретирует текст Набокова как «двойное наложение» отнюдь не параллельных повествовательных линий. Каждая сцена романа одновременно воспроизводит прошлое и воссоздает реальную (нынешнюю) жизнь героя. Как и другие критики, Эльман отмечает

4 <^эк Review», Х, 1969, № 118-19.

стремление Набокова «водить за нос» читателя, подшучивать над ним. Критику представляется, что в «Аде» Набоков чрезмерно злоупотребляет этим. Блестящий и оригинальный язык «Ады» оцениваются Эльман в контексте ее несогласия с мыслью Вана (Набокова) о том, что настоящая правда писателя содержится в оригинальности его литературного стиля. Критик резюмирует: «Ада» заставила ее скучать по «потухшим» Пнину и Лужину.

Кэрол Джонсон - критик и поэт, преподаватель в университете Виктория в Канаде - в аналитическом этюде, посвященном «Аде»5, заявляет о том, что роман не обладает литературной ценностью, поскольку это своеобразная «шутка писателя». Такой необычный вывод объясняется тем, что главным в романе является не человек, а язык. Набоков, по мнению Джонсон, интересуется «поведением языка», а не человека. Писатель умен, и именно ум его, а не повествовательная история, по мнению критика, привлекает читателя, и прежде всего, словесная игра, словесные и «смысловые паззлы». Но и с языком, как считает Джонсон, не все однозначно. Так, язык семьи в романе, утверждает Джонсон, чужд здравому читательскому восприятию: он не в состоянии его постичь, принять, стать его частью. Из всего этого критик делает весьма парадоксальный вывод: «Ада» - завуалированная пародия на роман. В словах, открывающих повествование, она видит пародийный шарж на «Анну Каренину» Л.Н. Толстого.

Мэтью Ходгарт - преподаватель университетов в Кембридже, Суссексе, Северной Америке и Австралии, исследователь Джонсона и Джойса в своих заметках, посвященных «Аде»6, признает, что роман содержит не только загадки для обычного читателя, но множество «капканов для критиков». Часть из них, по мнению Ходгарта, необходимо обойти и лишь малую толику «тихо обезвредить». Критик понимает, что многие «шифры» Набокова бессмысленно взламывать,

5 «Art International», 1969, № 42.

6 «New York Review of Books», V, 1969, № 3-4.

поскольку один «раскрытый код» - это всего лишь ложный ключ к нескольким более сложным. Бесконечные головоломки не мешают, по мнению Ходгарта, оценить своеобразие набоковского стиля. Более того, критик утверждает, что стилистика романа нарочито не прозаическая. «Ада», по его мнению, представляет собой роман-поэму о любви. Ходгарт обращает внимание и на специфическую «постановку глаза» Набокова в «Аде», настолько же литературную, насколько и живописную. Находит критик даже определенную художественно-изобразительную связь между «живописью» Набокова и разных мастеров изобразительного искусства. Ряд сцен, по мнению Ходгарта, резонирует образы живописцев-венецианцев и импрессионистов, а «демоническая» часть романа «написана глазами» Иеронима Босха.

Роберт Альтер - профессор иврита и сравнительной литературы в университете Калифорнии (Беркли) - в своем очерке7 делает акцент на оценке высокого архитектонического мастерства Набокова в «Аде» и ряде других крупных работ. Этот роман (особенно, после «Лолиты» и «Бледного пламени») представляется критику вершинным в творчестве писателя. Метафизические идеи, воплощенные в «Аде», озвучивались еще в «Подлинной жизни Себастьяна Найта», но только в «Аде» были освещены во всей своей очевидности не только теоретические принципы, но и возможные горизонты взаимосвязей искусства, реальности и «постоянно-непостоянного» времени. Как и другие исследователи набоковской поэтики, Альтер отмечает значимость пародийности в стилистическом облике романа и для него это исключительно новаторский, позитивный элемент набоковской поэтики. Критик называет «Аду» самым «солнечным» романом XX века, и это при том, что в основе сюжета повествования - «темная драма» смертельной, кровосмесительной страсти. Критик считает, что нарочитая детализация «откровенных» сцен романа также носит сугубо шаржированный,

7 «Commentary», VIII, 1969, № 47-50.

пародийный характер. Альтер воздает должное «мастерству аллюзий» Набокова. Место действия романа - это пространство бесконечных аллюзий. Ардис -выдуманная страна, которая, с одной стороны, связана с тремя важнейшими для Набокова языками (русским, французским и английским), с другой - является «местом вне времени и пространства». Здесь органично «соседствуют» Л. Толстой и Дж. Остин, небоскребы, телефоны и чеховские усадьбы. Аллюзии Набокова, по мысли критика, - это не абстрактные фантасмагорические видения, а тонкое отражение его ностальгического сознания.

Альтер считает, что в романе присутсвуют многочисленные «отсылки» к Дж. Остин, Тургеневу, Диккенсу, Флоберу, Толстому, Достоевскому, Джойсу, Прусту и даже к бульварным порнографическим и готическим романам, а главное, и к самому Набокову. В очерке Альтера подробно рассматривается влияние «Рене» Шатобриана на поэтику «Ады». Критик отмечает зеркальность инициалов Вина и Ады (в латинском алфавите), обосновывая антропоморфность героев, а точнее, одного «собирательного» героя. Сюжет романа Набокова сравнивается с раввинской интерпретацией библейской истории о грехопадении, согласно которой Адам сначала обладал признаками и мужчины и женщины. Не менее интересны сопоставления «Ады» с «Садом» Эндрю Марвелла. В любовных сценах романа критик находит параллели к аналогичным сценам у Пруста. Альтер полагает, что взаимоотношения главных героев романа воплощают Эдем - вне контекста добра и зла. По богатству идей, символов и загадок роман «Ада», по мнению критика, принадлежит к числу избранных в мировой литературе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шапиро Александра Евгеньевна, 2016 год

Список литературы I. Источники

1. Августин Аврелий. Исповедь. - М.: Ренессанс (Памятники религиозно-философской мысли), 1991. - 488 с.

2. Аристотель. Сочинения. Том I. Метафизика. О душе. - М.: Мысль, 1976. - 552 с.

3. Аристотель. Сочинения. Том II. Органон. - М.: Мысль, 1978. - 688 с.

4. Аристотель. Сочинения. Том III. "Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении", "Метеорологика". - М.: Мысль, 1981. - 616 с.

5. Аристотель. Сочинения. Том IV. "Политика", "Никомахова этика", "Большая этика", "Поэтика". - М.: Мысль, 1983. - 832 а

6. Бергсон Анри. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. - М.: Московский клуб, 1992. - 336 с.

7. Бергсон Анри. Творческая эволюция. - М.: Академический проект, 2015. - 319 с.

8. Делез Жиль. Марсель Пруст и знаки. - СПб.: Алетейя, 2014. - 192 с.

9. Набоков В. Ада, или страсть. Хроника одной семьи. - Киев: Атика, Кишинев: Кони-Велес, 1995г. - 608 с.

10. Набоков В. Волшебник. - СПб.: Азбука - Классика, 2009. - 128 с.

11. Набоков В. Всемирная библиотека поэзии. / Предисловие А.М. Люксембурга. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998г. - 480 с.

12. Набоков В. Дар. Азбука - СПб.: Классика, 2009. - 480 с.

13. Набоков В. Другие берега. - М.: Фолио, 2001. - 765 с.

14. Набоков В. Защита Лужина. - СПб.: Азбука - Классика, 2009. - 286 с.

15. Набоков В. Истинная жизнь Севастьяна Найта. - СПб.: Азбука -Классика, 2008. - 352 с.

16. Набоков В. Истребление тиранов. Роман. Пьеса, рассказы. - М.: Риф, 1991. - 269 с.

17. Набоков В. Как я люблю тебя. Стихи. - М.: Центр - 100, 1994. - 160 с.

18. Набоков В. Камера обскура. - СПб.: Азбука - Классика, 2009. - 254 с.

19. Набоков В. Король, дама, валет. - СПб.: Азбука - Классика, 2007. - 272

с.

20. Набоков В. Лекции по русской литературе. - М.: Независимая газета, 1996. - 437 с.

21. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М.: Издательство Независимая Газета, 2000. - 512 с.

22. Набоков В. Лолита. - СПб.: Азбука Классика, 2010. - 353 с.

23. Набоков В. Машенька. - СПб.: Азбука - Классика, 2009. - 188 с.

24. Набоков В. Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе. -М.: Независимая газета, 2002. - 701 с.

25. Набоков В. Отчаяние. - СПб.: Азбука - Классика, 2007. - 252 с.

26. Набоков В. Переписка с сестрой. - Ann Arbor: Aráis, 1985. - 125 с.

27. Набоков В. Пнин. - СПб.: Азбука - Классика, 2009. - 384 с.

28. Набоков В. Подвиг. - СПб.: Азбука - Классика, 2007. - 288 с.

29. Набоков В. Приглашение на казнь. - СПб.: Азбука - Классика, 2009. -223 с.

30. Набоков В. Пьесы. - М.: Искусство, 1990. - 288 с.

31. Набоков В. Романы, рассказы, эссе. - СПб.: Энтар, 1993.

32. Набоков В. Собрание сочинений американского периода в 5 томах. / Том 1. Подлинная жизнь Себастьяна Найта. Под знаком незаконнорожденных. Николай гоголь. - СПб.: Симпозиум, 1997. - 608 с.

33. Набоков В. Собрание сочинений американского периода в 5 томах. / Том 2. Лолита. Смех в темноте. . - СПб.: Симпозиум, 1999. - 672 с.

34. Набоков В. Собрание сочинений американского периода в 5 томах. / Том 3. Пнин. Рассказы. Бледное пламя - СПб.: Симпозиум, 1999. - 704 с.

35. Набоков В. Собрание сочинений американского периода в 5 томах. / Том 4. Ада, или Радости страсти. - СПб.: Симпозиум, 1997. - 672 с.

36. Набоков В. Собрание сочинений американского периода в 5 томах. / Том 5. Прозрачные вещи. Смотри на Арлекинов! Память, говори. - СПб.: Симпозиум, 1999. - 704 с.

37. Набоков В. Собрание сочинений русского периода в 5 томах. / Том 1. 1918-1925. Рассказы. Николка Персик. Аня в стране чудес. Стихотворения. Драматические произведения. Эссе. Рецензии.- СПб.: Симпозиум,1999.- 832 с.

38. Набоков В. Собрание сочинений русского периода в 5 томах. / Том 2. 1926-1930. Машенька. Король, дама, валет. Защита Лужина. Рассказы. Стихотворения. Драма. Эссе. Рецензии. - СПб.: Симпозиум, 1999. - 784 с.

39. Набоков В. Собрание сочинений русского периода в 5 томах. / Том 3. 1930-1934. Соглядатай. Подвиг. Камера обскура. Отчаяние. Рассказы. Стихотворения. Эссе. Рецензии. - СПб.: Симпозиум, 2000. - 848 с.

40. Набоков В. Собрание сочинений русского периода в 5 томах. / Том 4. 1935-1937. Приглашение на казнь. Дар. Рассказы. Эссе. - СПб.: Симпозиум, 2000. - 784 с.

41. Набоков В. Собрание сочинений русского периода в 5 томах. / Том 5. 1938-1977. Волшебник. Solus Rex. Другие берега. Рассказы. Стихотворения. Драматические произведения. Эссе. Рецензии.- СПб.: Симпозиум, 2000.-832 с.

42. Набоков В. Соглядатай. - СПб.: Азбука - Классика, 2009. - 112 с.

43. Набоков В. Bend Sinister. Романы.- СПб.: Северо-Запад, 1993г.- 527 с.

44. Ньютон, Исаак. Математические начала натуральной философии. -М.: Наука, 1989 - 689 с.

45. Платон. Собрание сочинений в IV томах. Т. I. - М.: Мысль, 1990. - 860

с.

46. Платон. Собрание сочинений в IV томах. Т. II. - М.: Мысль, 1993. - 528

с.

47. Платон. Собрание сочинений в IV томах. Т. III. - М.: Мысль, 1994. -654 с.

48. Платон. Собрание сочинений в IV томах. Т. IV. - М.: Мысль, 1994. -830 с.

49. Плотин. Эннеады. Третья эннеада. - СПб.: Университетская книга, 2010. - 480 с.

50. Плотин. Эннеады. Четвертая эннеада. - СПб.: Университетская книга, 2010. - 480 с.

51. Плотин. Эннеады. Пятая эннеада. - СПб.: Университетская книга, 2010.

- 296 с.

52. Пруст Марсель. Обретенное время. (Пер. с фр. А. Смирновой). - М.: Инапресс, 2000. - 384 с.

53. Стравинский И. Диалоги. - М.: Музыка, 1971. - 416 с.

54. Уайтхед Альфред Нортон. Избранные работы по философии. (Общ. ред.М.А. Кисселя). - М.: Прогресс, 1990. - 718 с.

55. Хайдеггер Мартин. Бытие и время. - М.: Академический проект, 2013.

- 452 с.

56. Хайдеггер Мартин. Исток художественного творения. - М.: Академический проект, 2008. - 528 с.

57. Хайдеггер Мартин. Парменид. - М.: Владимир Даль, 2009. - 384 с.

58. Хайдеггер Мартин. Гераклит. - М.: Владимир Даль, 2011. - 512 с.

59. Хайдеггер Мартин. Искусство и пространство. В кн.: Самопознание европейской культуры ХХ века. - М. : Издательство политической литературы, 1991. - С. 95 - 102.

60. Юнг Карл Густав. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.

61. Юнг Карл Густав. Дух в человеке, искусстве и литературе. - М.: Харвест, 2003. - 384 с.

62. Nabokov Vladimir. Ada or Ardor: A Family Chronicle, Transparent Things, Look At The Harlequins! - New York: Library of America, 1996. - 824 p.

63. Nabokov Vladimir. A Russian Beauty and Other Stories. - New York, Toronto: McGraw-Hill, 1973. - 268 p.

64. Nabokov Vladimir. Despair. - New York: Pocket Books, 1968. - 178 p.

65. Nabokov Vladimir. Details of A Sunset and Other Stories. - New York: McGraw-Hill, 1976. - 179 p.

66. Nabokov Vladimir. Glory. - New York: McGraw-Hill Book Co., 1971. -205 p.

67. Nabokov Vladimir. Invitation to A Beheading. - New York: Vintage International, 1989. - 223 p.

68. Nabokov Vladimir. King, Queen, Knave. - New York: McGraw-Hill, 1968. - 272 p.

69. Nabokov Vladimir. Laughter in the Dark. - London: Weidenfeld and Nicolson, 1961. - 208 p.

70. Nabokov Vladimir. Lectures on Literature/Ed. by Fredson Bowers. Introduction by John Updike.-New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1980.- 385 p.

71. Nabokov Vladimir. Lolita / 2nd. Edition. - New York: Vintage, 1997. -317 p.

72. Nabokov Vladimir. Look at the Harlequins! - New York: McGraw-Hill, 1974. - 253 p.

73. Nabokov Vladimir. Mary. - New York: McGraw-Hill Book Co., 1970. -114 p.

74. Nabokov Vladimir. Nabokov's Dozen. A Collection of Thirteen Stories. -Salem, N.H.: Ayer Co., 1984. - 214 p.

75. Nabokov Vladimir. Notes on Prosody: From the Commentary to His Translation of Pushkin's Eugene Onegin. - New York: Bollingen Foundation, 1963. -Pp. 448-540.

76. Nabokov Vladimir. Novels, 1955-1962. - New York: Library of America, 1996. - 904 p.

77. Nabokov Vladimir. Novels, 1969-1974. - New York: Library of America, 1996. - 824 p.

78. Nabokov Vladimir. Novels and Memoirs 1941-1951. The Real Life of Sebastian Knight/ Bend Sinister/ Speak, Memory. An Autobiography Revisited. - New York: Literary Classics of the United States / Distributed by Penguin Books 1996. -710 p.

79. Nabokov Vladimir. Pale Fire. - N.Y.: Vintage International, 1989.- 315 p.

80. Nabokov Vladimir. Pnin. - Ann Arbor, Mich.: Ardis, 1983. - 184 p.

81. Nabokov Vladimir. Poems. - Garden City, N.Y.: Doubleday, 1959. - 43 p.

82. Nabokov Vladimir. Poems and Problems. - New York: McGraw-Hill Book Co., 1970. - 218 p.

83. Nabokov Vladimir. Speak, Memory. An autobiography revisited. -New York: Alfred A. Knopf, 1999. - 268 p.

84. Nabokov Vladimir. Strong Opinions. - New York: Vintage International. Vintage books. A division of Random House, Inc., 1990. - 335 p.

85. Nabokov Vladimir. The Enchanter. - New York: G.P. Putnam's Sons, 1986. - 127 p.

86. Nabokov Vladimir. The Eye. - New York: Vintage Books, 1990. - 104 p.

87. Nabokov Vladimir. The Gift. - New York: Putnam's Sons, 1963. - 378 p.

88. Nabokov Vladimir. The Man From the USSR and Other Plays. - London: Weidenfeld & Nicolson, 1985. - 342 p.

89. Nabokov Vladimir. The Luzhin Defense. - London; New York: Penguin, 1994. - 266 p.

90. Nabokov Vladimir. The Original of Laura. - New York: Vintage Books, 2013. - 275 p.

91. Nabokov Vladimir. The Waltz Invention: A Play in Three Acts. - New York, N.Y.: Phaedra, 1966. - 111 p.

92. Nabokov Vladimir. Transparent Things. - New York: McGraw-Hill, 1972. -104 p.

93. Nabokov Vladimir. Vintage Nabokov. / Short Stories. - New York: Knopf, 2004. - 208 p.

II. Литература справочно-энциклопедического характера, теория

литературы и философия

94. Адамович Г. Литературные заметки. Книга I. - СПб.: Алетейя, 2002. -800 с.

95. Адамович Г. Одиночество и свобода. - М.: Логос, 1993. - 224 с.

96. Арнольд И. Стилистика. Современный английский язык. - М.: Флинта, Наука, 2002. - 384 с.

97. Барбой Ю. К теории театра. / Учебное пособие. - Спб.: СПбГАТИ, 2008. 238 с.

98. Барзах А. Обратный перевод (несколько соображений о прозе В.В.Набоков). - СПб.: Митин Журнал - Набоковский фонд, 1995. - 46 с.

99. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. лит., 1975. -504 с.

100. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 423

с.

101. Бахтин М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. - 337 с.

102. Бахтин М. Литературно-критические статьи. - М.: Художественная литература, 1986. - 543 с.

103. Башляр Гастон. Избранное: Поэтика пространства. - М.: РОССПЭН, 2004. - 376 с.

104. Бибихин В. История современной философии (единство философской мысли). - М.: Владимир Даль, 2014. - 398 с.

105. Бодрийяр Жан. Симулякры и симуляции. - М.: Издательский дом Постум, 2015. - 240 с.

106. Болотнова Н. Филологический анализ текста. / Учебное пособие. 4-е изд. — М.: Флинта, Наука, 2009. — 520 с.

107. Брейе Эмиль. Философия Плотина. М.: Владимир Даль, 2012. - 416 с.

108. Вандалковская М. Историческая мысль русской эмиграции. 20-30-е гг. XX века. - М.: Гриф и Ко, 2009. - 432 с.

109. Виноградов В. Проблема авторства и теория стилей. - М.: Гос. изд. худож. литературы, 1961. - 614 с.

110. Виноградов В. О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980. -360

с.

111. Виноградов В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М.: АН СССР, 1963. - 255 с.

112. Витгенштейн Людвиг. Логико-философский трактат. - М.: Канон, 2008. - 288 с.

113. Вулф Том. Развитие жанра романа. Писатели США о литературе (в 2-х т.), Т. II, М.: Прогресс, 1982. - С. 322 - 325.

114. Гальперин И. Очерки по стилистике английского языка. - М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1958. - 459 с.

115. Гей Н. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. - М.: Наука, 1975. - 471 с.

116. Горшков А. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика. - М.: АСТ, Астрель, 2006. - 367 с.

117. Джимбинов С. Американская поэзия в русских переводах XIX-XX вв. -М.: Радуга, 1983 - 672 с.

118. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. -Л.: Наука, 1977. - 408 с.

119. Жирмунский В. Из истории западно-европейских литератур. - Л.: Наука, 1981. - 304 с.

120. Жирмунский В. Сравнительное литературоведение. - Л.: Наука, 1979. -496 с.

121. Засурский Я. Американская литература XX века. - М.: МГУ, 1984. - 502

с.

122. Кешокова Е. Мир как ритм (к категории ритма в античной литературе) // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. М., 2011, № 1. - 0,4 п. л.

123. Кешокова Е. История английской поэзии (XVI-XX вв.). Учебное пособие. М.: Изд. Литературного института им. А. М. Горького, 2011. - 4 п. л.

124. Кибальник С. Художественная философия Пушкина. - СПб.: Petropolis, 1998. - 200 с.

125. Коваленко А. История подлинная и мнимая в зеркале современной русской прозы // Русский язык и русская культура. Разнообразие теорий и практик. Current Issues in the study and Teaching of Russian Langauge and Culture. - Вашингтон: ACTR Publications, 2007. - С. 127-137

126. Красавченко Т. Английская литературная критика ХХ века (основные направления). // Автореф. дис. д-ра филол. наук: -Москва, 1995. - 54 с.

127. Литература США XX века. Опыт типологического исследования. - М.: Наука, 1978. - 566 с.

128. Литературная энциклопедия русского зарубежья, 1918-1940. Т. 1. -Писатели русского зарубежья. М.: Росспэн, 1997. - 560 с.

129. Лосев А. Диалектика художественной формы. - М.: Академический проект, 2010. - 416 с.

130. Лосев А. Знак. Символ. Миф. - М.: МГУ,1982. - 480 с.

131. Лосев А. Философия имени.- М.: Академический проект, 2009.-304 с.

132. Лотман Ю. Заметки о художественном пространстве // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1.

133. Маковский М. Язык - Миф - Культура: Символы жизни и жизнь символов. - М.: Русские словари, 1996. - 330 с.

134. Мескин В. Кризис сознания и русская проза конца XIX начала XX вв.: Пособие по спецкурсу. - М.: Прометей, 1997. - 136 с

135. Некоторые филологические аспекты современной американистики. - М.: МГУ, 1978. - 310 с.

136. Николина Н. Филологический анализ текста. / Учебное пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 256 с.

137. Николюкин А. Взаимосвязи литератур России и США : Тургенев, Толстой, Достоевский и Америка / Отв. ред. Ю. Д. Левин. — М. : Наука, 1987. — 351 с.

138. Новая Философская энциклопедия в четырех томах. Мысль. М. 2010. Т.1 - 744 с.

139. Новая Философская энциклопедия в четырех томах. Мысль. М. 2010. Т.3 - 692 с.

140. Ортега-и-Гассет Хосе. Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991. - 592 с.

141. Потебня А. Эстетика и поэтика. - М.: Искусство, 1976. - 613 с.

142. Сохряков Ю. Национальная идея в отечественной публицистике XIX-начала XX вв. - Москва: Наследие, 2000. - 254 с.

143. Степанов Ю. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. - М.: Наука, 1985. - 336 с.

144. Хаксли Олдос. Искусство и банальность. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. - М.: Прогресс, 1986. - С. 483 - 487.

145. Чагин А. Пути и лица. О русской литературе ХХ века. М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 600 с.

146. Шкловский В. Тетива: О несходстве сходного. - М.: Советский писатель, 1970. - 376 с.

147. Шкловский В. О теории прозы.-М.: Советский писатель, 1983.-384 с.

148. Шпенглер Освальд. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. I. - М.: Мысль, 1993. - 663 с.

149. Щедрина Н. Литература русского зарубежья (Историческая проза Б.Зайцева, Д.Мережковского, В.Ходасевича, М.Алданова, А.Солженицына, В.Максимова). - Уфа, 1994. - 60 с.

150. Эйхенбаум Б. О прозе. Сб. статей. - Л.: Художественная литература, 1969. - 503 с.

III. Литература по творчеству В. В. Набокова

151. Аверин Б. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической тенденции. - СПб.: Амфора, 2003. - 399 с.

152. Александров В. Набоков и Потусторонность. - СПб.: Алетейя, 1999. -312 с.

153. Анастасьев Н. Владимир Набоков. Одинокий Король. - М.: Центрполиграф, 2002. - 525 с.

154. Анастасьев Н. Феномен Набокова. - М.: Сов. писатель, 1992. - 316 с.

155. Апресян Ю. Как понимать «Дар» В. Набокова // In Honor of Professor Victor Levin: Russian Philology and History. - Jerusalem, 1992. - С. 346-362.

156. Барабтарло Г. Сочинение Набокова. - СПб.: Из-во Ивана Лимбаха, 2011 - 460 с.

157. Берберова Н. Курсив мой: автобиография. - М.: Согласие, 1999. - 736 с.

158. Бибина И. Пространство и время в автобиографических романах В. Набокова // Автореф. дис. канд. филол. наук. - Саратов, 2003.

159. Битов А. Ясность бессмертия. Набоков В. // Круг. Л., 1990.

160. Бло Жан. Набоков. - СПБ.: Русско-Балтийский информационный центр Блиц, 2000. - 240 c.

161. Бойд Брайан. Владимир Набоков: Американские годы: биография / перев. с англ. Г. Лапина. - М.: Независимая газета; - СПб.: Симпозиум, 2004. -928 с.

162. Бойд Брайан. Владимир Набоков. Русские годы: Биография / Пер. с англ. Г. Лапина. - М.: Независимая газета; СПб.: Симпозиум, 2001. - 695 с.

163. Броуде И. От Ходасевича до Набокова. - США: Эрмитаж, 1990.-160 с.

164. Букс Нора. Эшафот в хрустальном дворце: о русских романах Владимира Набокова. - М.: Новое литературное обозрение, 1998. - 208 с.

165. Васильева Е. Автобиографическая проза В.В. Набокова "Conclusive Evidence", "Другие берега", "Speak, Memory!" :История создания, художественная и жанровая специфика // Автореф. дис. канд. филол. наук. -Томск, 2005.

166. В. В. Набоков: pro et contra / Сост. Б. Аверина, М. Маликовой, А. Долинина; комментарии Е. Белодубровского, Г. Левинтона, М. Маликовой, В. Новикова; библиогр. М. Маликовой. - СПб.: РХГИ, 1997. - 974 с.

167. В. В. Набоков: pro et contra. Том 2 / Сост. Б. В. Аверина, библиогр. С.А. Антонова. - СПб.: РХГИ, 2001. - 1064 с.

168. Владимир Набоков: современные прочтения / сборник научных трудов.- М.: ИНИОН РАН, 2006. - 152 с.

169. Гончаренко И. "Литературная персона" Владимира Набокова и способы ее художественного конструирования. // Автореф. дис. канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2004.

170. Гурболикова О. Тайна Владимира Набокова. Процесс осмысления: Библиографический очерк. - М.: Российская государственная библиотека, 1995. -249 с.

171. Давыдов С. "Тексты-матрешки" Владимира Набокова. - СПб.: Кирцидели, 2004. - 158 с.

172. Делез Жиль. Марсель Пруст и знаки. - СПб.: Алетейя, 2014. - 192 с.

173. Джонсон Дональд Бартон. Миры и антимиры Набокова. - СПб.: Симпозиум, 2011. - 352 с.

174. Дмитриенко О. Сквозь витражное окно. Поэтика русской прозы Набокова. - М.: Росток, 2014. - 336 с.

175. Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина: Работы о Набокове -СПб: Академический проспект, 2004 - 400с.

176. Дюбанкова О. Восприятие В. Набокова в русской критике (1921 - 1991) - М.: ИКАР, 2008. - 180 с.

177. Дюляева В. Время и пространство в билингвальном художественном тексте романа В. Набокова "Ада, или Эротиада": лингвокультурологический аспект // Автореф. дис. канд. филол. наук. - Ростов-на-Дону, 2011.

178. Евтушенко Е. Казнимый изгнанием // Новые известия, 2006.

179. Жаккар Жан-Филипп. Литература как таковая. От Набокова к Пушкину. Избранные работы о русской словесности. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 408 с.

180. Заболотная О. Система энантиоморфизма в творчестве В.В. Набокова // Автореф. дис. канд. филол. наук. - М., 2003.

181. Зайцева Ю. Мотив зеркала в художественной системе В. Набокова: На материале русской прозы // Автореф. дис. канд. филол. наук. - Пермь. 2004. -210 с.

182. Зангане Лила Азам. Волшебник. Набоков и счастье. - М.: Азбука-Аттикус, 2013. - 256 с.

183. Зверев А. Набоков / Жизнь замечательных людей. - Москва: Молодая гвардия, 2001. - 453 с.

184. Злочевская А. Художественный мир Владимира Набокова и русская литература XIX века. - М.: Изд-во Московского университета, 2002. - 464 с.

185. Злочевская А. Парадоксы «оптической» образности в антиутопиях Е. Замятина «Мы» и В. Набокова «Приглашение на казнь» // Opera Slavica, №3, 2008.

186. Империя N. Набоков и наследники. Составитель: Левинг Ю., Сошкин Е.

- М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 538 p.

187. Казнина О. Русские в Англии: Русская эмиграция в контексте русско-английских литературных связей в первой половине ХХ века. М.: Наследие (ИМЛИ РАН), 1997. - 416 с.

188. Казнина О. «Личная моя трагедия»: к проблеме двуязычия В.Набокова //Вестник Литературного Института им. А. М. Горького. № 1, 2008. - С. 115134.

189. Казнина О. «М.А.Волошин»; «М.И.Цветаева»; «В.В.Набоков» // «Портреты поэтов», научная серия «Русская литература 1920-1930-х годов». Том 2. - М.: ИМЛИ РАН, 2008.

190. Казнина О. «Я берег покидал туманный Альбиона...». Русские писатели об Англии: 1646-1945. (Составление, комментарии, в соавторстве с А.Н.Николюкиным) М.: Росспэн, 2001. Предисловие («Англия глазами русских».

- С. 3-24.

191. Кибальник С. Гайто Газданов и экзистенциальная традиция в русской литературе - СПб.: Петрополис, 2011 - 412 c.

192. Классик без ретуши. Литературный миф о творчестве Владимира Набокова: Критические отзывы, эссе, пародии / Под общей редакцией Н.Г. Мельникова. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 688 с.

193. Клепикова Е. Невыносимый Набоков. - М.: Другие берега, 2002. - 264

с.

194. Критика русского зарубежья: В 2-х частях / Сост., предисл., преамбулы, примеч. О.А. Коростелев, Н.Г. Мельников. - М.: Олимп; АСТ, 2002.

195. Кусаинова Т. Темы "Пространство" и "Время" в лексической структуре художественного текста: По роману В. Набокова "Другие берега". // Автореф. дис. канд. филол. наук. - Спб., 1997.

196. Леденев А. В. Набоков и М. Пруст: функции пародийной стилизации в романе «Камера обскура». // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Литературоведение, журналистика, № 3, 2015. С. 37-43.

197. Леденев А. «Географическая» образность в романе В.Набокова «Лолита» // Крымский Набоковский научн. сб. Вып.3, Крымский Архив Симферополь, 2003.

198. Леденев А. Между фактом и фикцией: набоковское стилевое влияние в современной русской прозе // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология, № 2, 2006. С. 112-123

199. Леденев А. Поэтика и стилистика В.В. Набокова в контексте художественных исканий конца XIX - первой половины XX века. // Автореф. дис. канд. филол. наук. - М., 2005. - 338 с.

200. Леденев А. Северо-запад в «метагеографии» В.Набокова // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Серия Филологические науки. № 8, 2006. - С. 23-29.

201. Леденев А. Тайна Найта: иностранный как русский в первом англоязычном романе В.Набокова // Язык как материя смысла. Сб. ст. к 90-летию академика Н.Ю. Шведовой. М, 2007.

202. Леденев А. Узор плел прозу: стилевые традиции В.Набокова в современной русской литературе // The Other Shore: Slavic and East European

Culture Abroad, Past and Present. - Idyllwild, CA, USA: Charles Schlacks, 2010. — Т. 1. — С. 105-111.

203. Левинг Ю. Вокзал - Гараж - Ангар. Владимир Набоков и поэтика русского урбанизма. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004. - 400 с.

204. Ливри А. Набоков-ницшеанец. - СПб.: Алетейя, 2005. - 240 с.

205. Линецкий В. Анти-Бахтин - лучшая книга о Вл. Набокове. - СПб.: Тип-я им. Котлякова, 1994. - 216 с.

206. Люксембург А. Отражения отражений: Творчество Владимира Набокова в зеркале литературной критики. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2004. - 640 с.

207. Люксембург А. Английская проза Владимира Набокова // RELGA: научно-культурологический журнал. №14 [20] 21.07.1999

208. Маликова М. Набоков. АВТО-БИО-ГРАФИЯ. - СПБ.: Академический проспект, 2002. - 234 с.

209. Манджиева Б. Индивидуальная мифология В. Набокова. - LAP Lambert Academic Publishing, 2001. - 220 с.

210. Мартынов А. Литературно-философские проблемы русской эмиграции. - М.: Посев, 2005. - 264 с.

211. Мартынов Г. В.В. Набоков: Библиографический указатель произведений и литературы о нем, опубликованных в России и государствах бывшего СССР (1920-2006). - СПб.: Альфарет, 2007. - 508 с.

212. Матвеева Ю. Гностика на краю бытия («Приглашение на казнь» В. Набокова и дневник и письма из тюрьмы Б. Вильде) // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. № 55, вып. 15, 2008. - С. 153-165.

213. Мейер Присцилла. Найдите, что спрятал матрос. «Бледный огонь» Владимира Набокова. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 213 с.

214. Мельников Н. Портрет без сходства. Владимир Набоков в письмах и дневниках современников. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 264 с.

215. Мельников Н. Повесть о том, как Алексей Матвеевич поссорился с Владимиром Владимировичем // Новый Мир. №7, 2003.

216. Мельников Н. О Набокове и прочем. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 424 с.

217. Морозов Д. Художественное время и пространство в русскоязычных романах В. Набокова 1920-1930 годов. // Автореф. дис. канд. филол. наук. -Кострома. 2007. - 210 с.

218. Набоковский вестник. Выпуск № 1. Петербургские чтения. / Под ред. В.П. Старка -СПб.: Дорн, 1998. - 200 с.

219. Набоковский вестник. Выпуск № 2. Петербургские чтения. / Под ред. В.П. Старка -СПб.: Дорн, 1998. - 208 с.

220. Набоковский вестник. Выпуск № 3. Петербургские чтения. / Под ред. В.П. Старка -СПб.: Дорн, 1999. - 200 с.

221. Набоковский вестник. Выпуск № 4. Петербургские чтения. / Под ред. В.П. Старка - СПб.: Дорн, 1999. - 208 с.

222. Набоковский вестник. Выпуск № 5. Петербургские чтения. / Под ред. В.П. Старка - СПб.: Дорн, 2000. - 256 с.

223. Набоковский вестник. Выпуск № 6. Петербургские чтения. / Под ред. В.П. Старка - СПб.: Дорн, 2001. - 270 с.

224. Набоковский сборник: Искусство как прием. / Под ред. М.А. Дмитровской. - Калининград: Изд-во КГУ, 2001. - 169 с.

225. Надеждин Н. Владимир Набоков: Дивная птица Сирин. - М.: Осипенко, 2009. - 191 с.

226. Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова. - М.: Пенаты, 1995. - 550 с.

227. Погребная Я. Плоть поэзии и призрак прозрачной прозы. Лирика В.В. Набокова - М.: Флинта (электронный ресурс, 2 издание, стереотипное), 2011. -247 с.

228. «Россия делится на сны...»: Г. Иванов, Н. Набоков, И. Елагин. /

Сост., вступ. ст., подгот. текста и примеч. С. Пинавева - М.: Азбуковник, 2000. -630 с.

229. Рылькова Г. «О читателе, теле и славе» Владимира Набокова. // Новое литературное обозрение, 1999. №6 (40). С. 379-390.

230. Салиева Л. Риторика романа Владимира Набокова "Дар". Фигура мысли. М.: МГУ, 2012. - 136 с.

231. Сараскина Л. Набоков, который бранится: О литературно- критическом творчестве В. Набокова. // Октябрь, 1993. №1. С. 176-189.

232. Сахаров В. Владимир Набоков - русский писатель // Реалист. Литературный альманах. № 1,1995. - С. 209 - 226.

233. Семочкин А. Потерянный рай Набокова: родовые имения в России. -СПб.: Лига Плюс, 1999. - 127 с.

234. Сидорова С. Концепция творческой памяти в художественной культуре, Марсель Пруст, Владимир Набоков, Иван Бунин. Набокова // Автореф. дис. канд. филол. наук. - М., 2003.

235. Слюсарева И. Построение простоты: Опыт прочтения романа В. Набокова «Защита Лужина». // Подъём, 1988. №3. С. 129-140.

236. Смирнов И. Философия в «Отчаянии». // Звезда, 1999. №4. С. 173- 183.

237. Смирнов М. Набоков в Уэлсли: К биографии писателя. // Вопросы литературы, 1995. Вып. 4. С. 153-170.

238. Соколов А. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М.: МГУ, 1991. - 182 с.

239. Соловьёв В. Владимир Набоков. Автопортрет в эпистолах. // Иностранная литература, 1991. №8. С. 246-249.

240. Старк В. Набоков - Цветаева: заочные диалоги и «горние» встречи. // Звезда, 1996. №11. С. 150-156.

241. Старк В. «Странное сближение» - Набоков и Есенин. // Звезда, 1999. №4. С. 190-194.

242. Степанова Н. Мотив воспоминаний как эстетическая проблема в русскоязычных произведениях В. Набокова // Автореф. дис. канд. филол. наук. -Орел, 2000.

243. Сухих И. Поэт в зеркалах // Звезда, 1999. №4. 219-228.

244. Суслов П. Статьи о малой прозе В. Набокова. - LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 120 с.

245. Тамми П. Тени различий: «Бледный огонь» и «Маятник Фуко» // Новое литературное обозрение, 1996. №19. 62-70.

246. Тамми П. Поэтика даты у Набокова // Литературное обозрение, 1999. №2. 21-30.

247. Тарасов Б. Мыслящий тростник (Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей). - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 896 с.

248. Упшинский А. Символика романа В. Набокова Приглашение на казнь. URL: www.proza.ru /2010/ 02/ 18/ 506.

249. Урбан Томас. Набоков в Берлине. М.: Аграф, 2004. - 256 с.

250. Филаретова Е. Родина в романах В. Набокова «Приглашение на казнь» и «Под знаком незаконнорожденных» (Bend Sinister) // Нева, №7, 2007.

251. Федотов О. Между Моцартом и Сальери. О поэтическом даре Набокова. - М.: Флинта, Наука, 2014. - 402 с.

252. Федякин С. Круг кругов, или набоковское зазеркалье // Набоков. Избранное. М: АСТ, Олимп, 1998. - С. 3-10.

253. Хасин Г. Театр личной тайны. Русские романы В. Набокова. - М.-СПб.: Летний сад, 2001. - 188 с.

254. Целкова Л. Романы Владимира Набокова и русская литературная традиция. - М.: Русское слово, 2014. - 248 с.

255. Чех А. Противоречивый Набоков // Сибирские огни. Новосибирск, 1999. №3 - C. 210-214.

256. Чистякова В. «Проблема литературной саморефлексии в романах. В.Набокова"Подлинная жизнь Себастьяна Найта", "Бледное пламя", "Смотри на Арлекинов». // Автореф. дис. канд. филол. наук. - Иваново, 2014.

257. Шапиро Г. Поместив в своём тексте мириады собственных лиц. К вопросу об авторском присутствии в произведениях Набокова // Литературное обозрение, 1999. №2. С. 30-37.

258. Шаховская З. В поисках Набокова. Отражения. - М.: Книга, 1991. - 319

с.

259. Шраер М. Набоков: темы и вариации. - СПб.: Академический проспект, 2000. - 384 с.

260. Шраер М. Бунин и Набоков. История соперничества. - М.: Альпина нон-фикшн, 2014. - 222 с.

261. Шубинский В. Имя короля Земблы// Звезда. 1999. №4. 195-197.

262. Шульман М. Набоков, писатель. Манифест. - М.: Независимая газета, 1998. - 224 с.

263. Юркина Т. Лекции Набокова о литературе// Русская словесность, 1995. №1. С. 74-82.

264. Языковая личность Владимира Набокова как автора художественного текста. Учебное пособие по спецкурсу. - Уфа. РИО БашГУ, 2003. - 202 с.

265. A Book of Things About Vladimir Nabokov / Ed. by C. Proffer. - Ann Arbor: Ardis, 1974. - 305 p.

266. Alexandrov Vladimir. Nabokov's otherworld - Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1991. - 270 p.

267. Allan Nina. Madness, Death and Disease in the Fiction of Vladimir Nabokov. -Birmingham, UK: Slavonic Monographs № 23, 1994. - 89 p.

268. Alter Robert. Nabokov's Game of Worlds. / Partial Magic: The Novel as a Self-Conscious Genre. Berkeley: Universoty of California Press, 1975. Pp. 180 - 217.

269. Amis Martin. The Sublime and the Ridiculous. Nabokov's Black Farces. -London: Weidenfeld and Nicolson, 1979. -

270. Andrews David. Aestheticism, Nabokov, and Lolita. - N.Y. : E. Mellen Press, 1999. - 161 p.

271. Appel Alfred. Nabokov's Dark Cinema. - New York: Oxford University Press, 1974. - 324 p.

272. Bader Julia. Crystal Land; Artifice in Nabokov's English Novels. -Berkeley, Ca: University of California Press, 1972. - 162 p.

273. Barabtarlo Gennady. Phantom of Fact: A Guide to Nabokov's Pnin. - Ann Arbor: Ardis, 1989. - 314 p.

274. Barabtarlo Gennady. Aerial View: Essays on Nabokov's Art and Metaphysics. - New York: Peter Lang, 1993. - 302 p.

275. Berdjis Nassim Winnie. Imagery in Nabokov's Last Russian Novel (Dar), Its English Translation (The Gift) and Other Prose Works of the 1930s. - Frankfurt: Peter Lang, 1995. - 396 p.

276. Blackwell Stephen H. The Quill and the Scalpel: Nabokov's Art and the Worlds of Science. - Columbus: Ohio State University Press, 2009. - 276 p.

277. Blackwell Stephen H. Zina's Paradox: The Figured Reader in Nabokov's Gift. - New York: Middlebury Studies in Russian Language and Literature 23 Peter Lang, 2003. - 215 p.

278. Bloom Harold. Vladimir Nabokov. Modern Critical Views. - New York: Chelsea House, 1987. - 302 p.

279. Boyd Brian. Nabokov's Ada: The Place of Consciousness / Second Edition. -USA: Cybereditions, 2001. - 354 p.

280. Boyd Brian. Nabokov's Pale Fire: The Magic of Artistic Discovery -Princeton: Princeton University Press, 1999. - 303 p.

281. Boyd Brian. Stalking Nabokov. - New York: Columbia University Press, 2011. - 464 p.

282. Boyd Brian. Vladimir Nabokov / V. 1. Russian years. - Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1990. - 607 p.

283. Boyd Brian. Vladimir Nabokov / V. 2. American years. - Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1991. - 783 p.

284. Brillinger Matthew. Nabokov's humor: the play of consciousness / Ph.D thesis. - The University of Auckland, 2002. - 231 p.

285. Buhks Nora. Vladimir Nabokov et l ' émigration. - Paris: Institut d'études Slaves, 1993. - 120 p.

286. Cancogni Annapaola. The Mirage in the Mirror: Nabokov's Ada and Its French Pre-texts. New York: Garland Pub., 1985. - 367 p.

287. Clancy Laurie. The Novels of Vladimir Nabokov. - London : Macmillan, 1984. - 177 p.

288. Connolly Julian W. Nabokov's Early Fiction. Patterns of Self and Other. -Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1992. - 297 p.

289. Cornwell Neil. Vladimir Nabokov. - Plymouth: Northcote House in association with the British Council, 1999. - 142 p.

290. Cotugno Marianne. Space and memory in Vladimir Nabokov's fiction // Phd dissertation. - Pennsylvania State University, 2002. - 270 p.

291. Couturier Maurice. Nabokov's Eros and the Poetics of Desire. -Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan, 2014. - 253 p.

292. Critical Essays on Vladimir Nabokov / Compiled by Phyllis A. Roth. -Boston: G.K. Hall, 1984. - 242 p.

293. Davies Robin H. The European Nabokov: web, classicism and T.S. Eliot: a textual interpretation of Pale fire. - Brighton, MA: Academic Studies Press, 2011. -275 p.

294. Field Andrew. Nabokov, His Life in Art: A Critical Narrative. - Boston: Little Brown, 1967. - 397 p.

295. Field Andrew. Nabokov; His Life in Part. - Hamilton: The Viking Press, 1977. - 285 p.

296. Field Andrew. VN The Life and Art of Vladimir Nabokov. - London: Futura, 1988. - 418 p.

297. Foster John Burt, Jr. Nabokov's Art of Memory and European Modernism. - Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1993. - 260p.

298. Fowler Douglas. Reading Nabokov. - Ithaca and London: Cornell University Press, 1974. - 224 p.

299. Frank Siggy. Nabokov's theatrical imagination. - Cambridge, New York: Cambridge University Press, 2012. - 217 p.

300. Gibian George. The achievements of Vladimir Nabokov: essays, studies, reminiscences, and stories from the Cornell Nabokov Festival / Ed. by Parker, Stephen Jan. - Ithaca, NY: Center for Intl Studies. Committee on Soviet Studies, Cornell University, 1984. - 256 p.

301. Glynn Michael. Vladimir Nabokov. Bergsonian and Russian Formalist Influences in His Novels. - New York: Palgrave Macmillan, 2007. - 202 p.

302. Grabes Herbert. Fictitious Biographies: Vladimir Nabokov's English Novels. - The Hague: Mouton, 1977. - 140 p.

303. Grayson Jane. Nabokov Translated: A Comparison of Nabokov's Russian and English Prose. - Oxford: Oxford University Press, 1977. - 257 p.

304. Green Geoffrey. Freud and Nabokov - Lincoln: University of Nebraska Press, 1988. - 128 p.

305. Greenleaf Monica. Fathers, Sons and Imposters: Pushkin's Trace in the Gift. / Slavic Review 53 (1994), Pp. 140 - 158.

306. Grishakova Marina. The Models of Space, Time and Vision in V. Nabokov's Fiction: Narrative Strategies and Cultural Frames. - Tartu: Tartu University, 2006. - 324 p.

307. Henry-Thommes Christoph. Recollection, Memory and Imagination / Selected autobiographical novels of Vladimir Nabokov. -Heidelberg: WINTER, 2006. - 392p.

308. Hyde Malcolm George. Vladimir Nabokov. America's Russian Novelist. -London: M. Boyars, 1977. - 230 p.

309. Johnson Kurt. Nabokov's Blues: The Scientific Odyssey of A Literary Genius. - Cambridge, Mass.: Zoland Books, 1999. - 372 p.

310. Juliar Michael. Vladimir Nabokov: a descriptive bibliography. - New York: Garland Pub, 1986. - 780 p.

311. Karshan Thomas. Vladimir Nabokov and the Art of Play. - Oxford: Oxford University Press, 2011. - 269 p.

312. Lee Lawrence. Vladimir Nabokov. Twayne Publishers. - Boston : Twayne Publishers, 1976. - 168 p.

313. Levy Alan. Vladimir Nabokov: The Velvet Butterfly. - Sag Harbor, N.Y.: Permanent Press, 1984. - 160 p.

314. Lokrantz Jessie T. The Underside of the Weave: Some Stylistic Devices Used by Vladimir Nabokov. / Studia Anglistica II. - Uppsala: Acta Universitatis Upsaliensis, 1973.

315. Long Michael. Marvell, Nabokov: childhood and Arcadia. - London, New York, Oxford: Clarendon Press, 1984. - 270 p.

316. Maar Michael. Speak, Nabokov.-London; New York: Verso, 2009.-148 p.

317. Maddox Lucy. Nabokov's Novels in English. - Athens: University of Georgia Press, 1983. - 177 p.

318. Mason Bobbie Ann. Nabokov's Garden: A Guide to Ada. - Ann Arbor: Ardis, 1974. - 196 p.

319. Mazierska Ewa. Nabokov's Cinematic Afterlife: The Pleasures and Risks of Adaptation - McFarland, 2010. - 243 p.

320. Meyer Priscilla. Find What the Sailor Has Hidden: Vladimir Nabokov's Pale Fire. - Middletown, Conn.: Wesleyan University Press, 1988. - 276 p.

321. Morris Paul Duncan. Vladimir Nabokov: Poetry and the Lyric Voice. -Toronto: University of Toronto Press, 2010. - 447 p.

322. Morton Donald E. Vladimir Nabokov. - New York: F. Ungar Pub. Co., 1974. - 164 p.

323. Moynahan Julian Vladimir Nabokov. - Minneapolis: University of Minnesota Press, 1971. - 47 p.

324. Nabokov and his Fiction. New Perspectives. / Ed. by Julian W. Connolly. -Cambridge: Cambridge University Press, 1999. - 250 p.

325. Nabokov at the Limits: Redrawing Critical Boundaries. - New York: Garland Pub., 1999. - 285 p.

326. Nabokov; criticism, reminiscences, translations and tributes / Appel, Alfred. -Evanston: Northwestern University Press, 1970. - 371 p.

327. Nabokov's fifth Arc Nabokov and others on his life and work / Ed. by J. E. Rivers and Charles Nicol. - Austin: University of Texas Press, 1982. - 317 p.

328. Nabokov's Studies, Vol. 1 -The International Nabokov Society, 1994. - 234

p.

329. Nabokov's Studies, Vol. 2 -The International Nabokov Society, 1995. - 308

p.

330. Nabokov's Studies, Vol. 3 -The International Nabokov Society, 1996. - 240

p.

331. Nabokov's Studies, Vol. 4 -The International Nabokov Society, 1997. - 262

p.

332. Nabokov's Studies, Vol. 5 -The International Nabokov Society, 1998/99. -241 p.

333. Nabokov The critical heritage / Ed. by Norman Page. - London, Boston: Routledge & Kegan Paul, 1982 - 252 p.

334. Nabokov the Man and His Work, Studies / Ed. by L.S. Dembo - Madison Milwaukee and London: The University of Wisconsin Press, 1967.- 282 p.

335. Nabokov's World. Studies in Russia and East Europe/ Ed. by Grayson Jane; McMillin Arnold B; Meyer Priscilla - Houndmills, New York: Palgrave, 2002. - 2 vol.

336. Naiman Eric Nabokov, perversely. - Ithaca: Cornell University Press, 2010. - 320 p.

337. Norman Will. Nabokov, History and the Texture of Time. - NY, London: Routledge Taylor & Francis Group, 2012. - 205 p.

338. Oates Joyce Carol. A Personal View of Nabokov. / Saturday review of the arts. Vol. 1, no. 1 (Jan. 6, 1973)

339. Olson Lance. Lolita: A Janus Text. - New York: Twayne, 1995. - 143 p.

340. Page Stegner. Escape into Aesthetics: The Art of Vladimir Nabokov. - NY: The Dial Press, 1966. -141 p.

341. Packman David. Vladimir Nabokov. The Structure of Literary Desire. -Columbia and London: University of Missouri Press, 1982. - 122 p.

342. Parker Stephen Jan. Understanding Vladimir Nabokov. - Columbia: University of South Carolina, 1987. - 160 p.

343. Pellerdi Marta. Nabokov's Palace: The American novels. - Cambridge: Cambridge Scholars publishing, 2010. - 180 p.

344. Pichova Hana. The Art of Memory in Exile Vladimir Nabokov & Milan Kundera. - Carbondale: South Illinois University Press, 2002. - 148p.

345. Pifer Ellen. Nabokov and the Novel. - Cambridge, Massachusetts, London: Harvard University Press, 1980. - 197 p.

346. Pitzer Andrea. The Secret History of Vladimir Nabokov. - New York: Pegasus Books, 2013. - 432 p.

347. Pritchett Victor Sawdon. Nabokov's Game. / The New York Review of Books, June 9, 1977.

348. Rampton David. Modern Novelists. Vladimir Nabokov. - Houndmills, Basingstoke, Hampshire : Macmillan Press, 1993. - 143 p.

349. Rampton David. Vladimir Nabokov. A Critical Study of Novels. -Cambridge: Cambridge University Press, 1984. - 233 p.

350. Rowe William Woodin. Nabokov's Spectral Dimension. - Ann Arbor: Ardis, 1981. - 142 p.

351. Schakovskoy Zinai'da. V poiskakh Nabokova. - Paris: "La Presse Libre,", 1979 - 167 p.

352. Schuman Samuel. Nabokov's Shakespeare. - New York, NY: Bloomsbury, 2014. - 187 p.

353. Shapiro Gavriel. Delicate Markers: Subtexts in Vladimir Nabokov's Invitation to A Beheading. - New York: Peter Lang, 1998. - 243 p.

354. Sharpe Tony. Vladimir Nabokov. - London, New York: E. Arnold, 1991 -116 p.

355. Shrayer Maxim. The World of Nabokov's Stories. - Austin: University of Texas Press, 1999. - 396 p.

356. Stuart Dabney. The Dimensions of Parody. - Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1978. - 191 p.

357. Strathern Paul. Nabokov in 90 minutes. - Chicago: Ivan R. Dee, 2005. - 120

p.

358. The Achievements of Vladimir Nabokov: Essays, Studies, Reminiscences, and Stories From the Cornell Nabokov Festival. - Ithaca, N.Y.: Center for International Studies, Committee on Soviet Studies, Cornell University, 1984. - 256 p.

359. The Cambridge Companion to Nabokov / Ed. by Julian W. Connolly -Cambridge, New York: Cambridge University Press. 2005 - 258 p.

360. The Garland Companion to Vladimir Nabokov / Ed. by Vladimir E. Alexandrov. - New York: Garland Pub, 1995. - 798 p.

361. The Nabokovian. № 54 - 73 - Lawrence, Kansas: University of Kansas, Vladimir Nabokov Society, 2005 - 2014.

362. The Nabokov-Wilson letters : correspondence between Vladimir Nabokov and Edmund Wilson, 1940-1971 / Ed., annotated and with an introductory essay by Simon Karlinsky. 1st ed. New York: Harper & Row, 2001. - 346 p.

363. Thiher Allen. Words in Reflection. Modern Language Theory and Postmodern Fiction. - Chicago and London: The University of Chicago Press, 1984. -247 p.

364. Toker Leona. Nabokov. The Mystery of Literary Structures. -Ithaca and London: Cornell University Press, 1989. - 243 p.

365. Twentieth-century Russian Literary Criticism / Ed. by Victor Erlich. -New Haven, London: Yale University press, 1975. - 317 p.

366. Vladimir Nabokov. A Pictorial Biography. - Ann Arbor: Ardis, 1991. - 133

p.

367. Vries Gerard de. Vladimir Nabokov and the Art of Painting. -Amsterdam: Amsterdam University Press, 2006. - 223 p.

368. Wanko Cheryl L. Subjectivity in three novels of Vladimir Nabokov // Phd dissertation. - Pennsylvania State University, 1988. - 66 p.

369. Wanner Adrian. Lolita and Kofemolka: Vladimir Nabokov's and Michael Idov's self-translations from English into Russian. / Slavic and East European Journal. Volume 57 № 3, 2013. Pp. 450-464.

370. Weiler Rudolf. Nabokov's Bodies. Description and Characterization in His Novels. - Switzerland: s.n., 1976. - 135 p.

371. Williams Robert Chadwell. Culture in Exile. Russian Emigrés in Germany, 1881-1941. - Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1972. - 404 p.

372. Willie Barbara Vladimir Nabokov.- London: Critical Lives, 2010.- 223 p.

373. Wilson Edmund. The Strange Case of Pushkin and Nabokov. / New York review of books. New York: New York Review, inc., 1965. Vol. 4, no. 12 (July 15, 1965)

374. Wyllie Barbara. Nabokov at the Movies: Film Perspectives in Fiction. -Jefferson, N.C.; London: McFarland & Company, 2003. - 298 p.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Джеффри Леонард - «Вместо потерянного времени:

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.