Проблема взаимосвязи эстетического и нравственного воспитания в русской прогрессивной педагогике второй половины XIX-начала XX вв тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Прокофьева, Н. М.

  • Прокофьева, Н. М.
  • 1972, Москва
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 192
Прокофьева, Н. М.. Проблема взаимосвязи эстетического и нравственного воспитания в русской прогрессивной педагогике второй половины XIX-начала XX вв: дис. : 00.00.00 - Другие cпециальности. Москва. 1972. 192 с.

Оглавление диссертации Прокофьева, Н. М.

введение

Глава I. Теоретическое обоснование этико-эсте-тического воспитания в русской прогрессивной педагогике второй половины XIX-начала XX в,в.

§ I. Русская прогрессивная педагогика второй половины XIX-начала XX в.в. о соотношении этического и эстетического в воспитании подрастающего поколения $ Z* Проблема взаимосвязи эстетического и нравственного воспитания в русской революционно-демократической педагогике

§ 3. Развитие идеи нравственно-эстетического, воспитания в русской прогрессивной" п.едагогике второй половины XIX-начала XX в.в.

Глава 11. Проблема средств этико-зстетического воспитания детей и юношества в русской прогрессивной педагогике второй половины XIX-начала XX в.в.

§ I. Литература как средство этико-эстети-ческого воспитания

§ 2. Естетическое воспитание детей и юношества средствами искусства и его связь с нравственным воспитанием стр. 4стр. 16стр. 16стр. В9-о стр. 54стр. 91-156 стр. 93стр.117

§ b. Привитие любви к природе как одно из средств этико-эстетического воспитания стр. 144-Гэб

Ьаключение стр. 16?-1о

Б и б л о г р а ф и я стр. 163

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема взаимосвязи эстетического и нравственного воспитания в русской прогрессивной педагогике второй половины XIX-начала XX вв»

В отчетном докладе ЦК КПСС XXIУ съезду партии Л.И.Брежнев указал, что "строительство коммунизма невозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека. Без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он и без соответствующей материально-технической базы."1/

Указывая на то, что "морально-политические качества советских людей формируются всем социалистическим укладом нашей жизни, всем ходом дел в обществе"2/, Л.И.Брежнев подчеркнул важность настойчивой, целенаправленной идейно-воспитательной работы по формированию у трудящихся коммунистического мировоззрения, нового, коммунистического отношения к труду, патриотического духа, нетерпимого отношения к различным аморальным проявлениям в жизни советского общества.

Партия ставит перед школой задачу подготовки коммунистически сознательных, высокообразованных людей, способных к активной, созидательной деятельности. Все большее значение

I/ Л.И.Брежнев. Отчетный доклад Центрального Комитета K1ICС ХХ1У съезду Коммунистической Партии Советского Союза. М,, Политиздат, 1971, стр. 101—102. 2/ Там же, стр. 102. в нашей стране приобретает развитие творческих начал в человеке, развитие способности строить жизнь по законам красоты.

В связи с этим возрастает и роль эстетического воспитания являющегося составной частью коммунистического воспитания. Решая свои задачи, связанные с формированием эстетических суждений, вкусов человека, эстетическое воспитание одновременно должно служить укреплению политического сознания, идейной убежденности, коммунистической нравственности, развитию всего духовного облика человека нового общества.

Нельзя забывать о том, что мы живем в условиях острой идеологической борьбы двух миров - социализма и империализма. В этой связи следует отметить, что в последние годы Институтом философии АН СССР начата публикация серии исследований "Эстетика за рубежом". Вышел в свет первый выпуск серии -"Буржуазная эстетика сегодня"*/, критически освещающий актуальные проблемы буржуазной эстетики, мало изученные в советской литературе. Сборник ценен тем, что авторы не просто теоретически осмысливают проблему, а подходят к ней с партийных позиций, заставляя читателя постоянно помнить о том, что в лице буржуазных философов и эстетиков перед нами выступают идеологические противники, активизирующие свои действия против социализма и его завоеваний.

Эстетика и искусство становятся одним из наиболее острых орудий в сфере идеологической борьбы.

Значение искусства как средства идейного влияния на широкие массы растет вместе с ростом средств массовых коммуника

I/ Буржуазная эстетика сегодня. М., "Наука", 1970. ций. И если в социалистических странах пресса, радио, кино, телевидение являются средством расширения кругозора и общего культурного уровня массового читателя, слушателя, зрителя, приобщают его к высоким коммунистическим идеалам, служат делу образования и воспитания народа, его интересам, то в странах капитала эти же средства массовой коммуникации используются в целях подчинения ума и воли людей интересам буржуазии. Так называемая "массовая культура" идейно и морально калечит людей. Бульварная литература, музыка, кинематография сочетающие реакционное, пошлое содержание с примитивной формой по определенному образцу штампуют эстетические идеалы, вкусы молодежи, ее моральные и политические взгляды.

Нельзя не согласиться с Д,Б.Кабалевским и Н.А.Дмитриевой, когда они очень остро ставят вопрос о необходимости воспитания эстетического вкуса подрастающего поколения, считая, что "дурные вкусы" - далеко не безобидная вещь, Именно через произведения дурного вкуса проникают к нам веяния "западной цивилизации", чуждой нам идеологии и морали. У эстетически воспитанного человека, человека с развитым вкусом вырабатывается "стойкий иммунитет" против произведений подобного рода.

Вопросы эстетического воспитания в последние годы все больше привлекают внимание представителей педагогической науки, философии, психологии, творческой интеллигенции нашей страны.

Однако, при изучении литературы по эстетике и педагогике бросается в глаза различная трактовка у разных авторов понятин эстетического воспитания.

Было время, когда некоторые авторы /в основном это мето-дисты-предметники/ необоснованно суживали понятие эстетического воспитания, сводя его к художественному образованию. Так например, методисты-историки АИжевский, М.Мильчик, Н.Мичурина1/ основное внимание уделяли усвоению учащимися знаний в области искусства. Формирование чувств, развитие вкусов учеников не привлекало их внимания.

Большинство исследователей совершенно справедливо не ставят знака равенства между эстетическим и художественным воспитанием. Эстетическое воспитание включает в свою сферу не только искусство, но и всю окружающую человека действительность, Но до сих пор нет единого толкования понятия эстетического воспитания.

Одни /В.Ванслов, ОДармин/ считают эстетическое воспитание основой коммунистического воспитания, на базе которого формируются мировоззрение, нравственность, политические взгл» ды.

Другие /М.С.Каган, Л.И.Новожилова/ рассматривают его не как самостоятельную форму воспитания, а как сторону, грань, аспект всех других форм коммунистического воспитания.

Третьи /В.Н.Шацкая, О.А.Апраксина, Т.Д.Полозова, Г.Н. Дкибладзе/ подходят к эстетическому воспитанию как к существенной части коммунистического воспитания, органически связанной с умственным и нравственным воспитанием.

I/ Эстетическое воспитание на уроках истории. М.,Учпедгиз, 1962.

Не останавливаясь на анализе каждой трактовки, мы отметим только, что наиболее верным нам представляется подход третьей группы ученых.

Единство целей коммунистического воспитания обусловливает и необходимость единства эстетического и нравственного в педагогическом процессе. выступая на 111 съезде РКСМ, З.И.Ленин отмечал, что "Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали."*/ Опираясь на это высказывание 3.И.Ленина, многие представители педагогической науки и деятели культуры /3.Н.Шацкая, О.А.Апраксина, Н.А.Дмитриева, Т.Д.Полозова, Л.Н.Новожилова, Б.Т.Лихачев, Г.Н.Джибладзе, М.С.Каган, В.К.Окатерщиков, А,В. Ьапорожец, В.К.Белобородова, П.М.Якобсон, И.Ф.Гончаров, А.Я. СидельковскиЙ, to.И.Ларионова, В.И.Кузнецов, Г.З.Апресян, Д.А. Кассиль, д.Б.Кабалевский, Б.М.Йеменекий, Г.Л.Рошаль, С.^.Образцов и др./ при рассмотрении вопросов эстетического воспитания уделяют большое внимание связи его с вопросами нравственного становления человека, с вопросами его духовного роста.

За последние годы защищено ряд диссертаций целиком посвященных проблеме взаимосвязи эстетического и нравственного воспитания в советской щколе^/ или рассматривающих указанную

I/ В.И Ленин. Полн. собр. соч., т. 41, стр. 2Й8. 2/ См. Т.С.Колесниченко. Единство эстетического и нравственного воспитания на уроках литературы в старших классах, 1Э6Э; ы.ь.Бойцова. методическое наследство В.И.водовозова и В.Я.Стоюнина и его значение для нравственно-эстетического воспитания в современной восьмилетней школе, IS65; £.0. Григорьева. Проблема единства эстетического и этического в гуманитарном образовании .учащихся старших классов, ЮТ. проблему как одну из задач исследования,-1'/

Значительная часть педагогов, психологов, деятелей искусства не без основания проявляют тревогу по поводу все возрастающего одностороннего интеллектуального развития человека, неизбежно связанного с современным научно-техническим прогрессом. Не случайно среди части нашей молодежи можно встретить однобоких интеллектуалов, свысока относящихся к эмоциональной стороне жизни, с пренебрежением смотрящих на искусство, считающих, что в век атомной физики и кибернетики можно прожить без Бетховена и Шекспира.

Понятно поэтому, что целый ряд исследователей /А.В.Запорожец, П.М.Якобсон, ВД.Белобородова, В .И .Кузнецов и др./ обращают серьезное внимание на вопросы воспитания культуры чувств учащихся, на вопросы, которые долгое время не привлекали внимания теоретиков педагогики и без решения которых не может быть во всей полноте решен вопрос формирования цельной личности.

В одной из ранних своих работ К.Маркс писал, что ".не только в мышлении, но и всеми чувствами человек утверждает себя в предметном мире." И далее: ". необходимо. создать человеческое чувство« соответствующее всему богатству человеческой и природной сущности."2/

I/ См. Д.И.Водзинский. Педагогические основы системы нравственного воспитания старшеклассников, 1970; А.А.Гримоть. Формирование положительных нравственных идеалов учащихся среднего школьного возраста, 1970, 2/ К.Маркс и Ф.Энгельс об искусстве. Т. I, М., "Искусство", 1967, стр. 127-Ш.

Советские исследователи указывают на то, что эстетическое воспитание особо важное значение имеет для формирования высших чувств, без которых, по справедливому замечанию А.В,Запорожца, "немыслимы ни полноценное социальное поведение личности, ни подлинно человеческое общение, ни какая-либо творческая деятельность в области техники, науки или искусства

Зта же мысль не раз подчеркивалась в статьях и выступлениях художника Б.М.Йеменекого - без воспитания чувств, без умения любить все прекрасное и ненавидеть зло, невозможно и воспитание политическое, и формирование личности в целом.

Многие вопросы эстетического воспитания нашли успешное разрешение в советской педагогике, многое еще ждет своего разрешения. йсли вопросы теории и практики эстетического воспитания в советской школе привлекают значительное внимание советских исследователей, то работ, освещающих развитие идей эстетического воспитания в дореволюционной педагогике почти нет. Нам известна серьезная монографическая работа О.А.Апраксиной, посвященная музыкальному воспитанию в дореволюционной школе^ где всесторонне анализируется развитие теории и практики музыкального воспитания в России. В другой своей работе "Очерки по истории художественного воспитания в советской школе", О.А.Апраксина дает краткую, но глубокую характеристику художественного воспитания /изобразительное, музыкальное, теа

X/ Из выступления за Круглым столом "Советской культуры".

Газета "Советская культура" № 134 /4104/, 13 ноября 1969. 2/ См. О.А.Апраксина. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М.-Л., изд-во АПН РСФСР, 1948. тральное искусства/ в различных типах школ царской России и параллельно с этим касается постановки теоретических проблем художественного воспитания,*/ Представляет несомненный интерес и работа Д.ЛДокшина, освещающая постановку хорового пения в дореволюционной русской школе ?!

В отдельных диссертациях, исследующих различные проблемы педагогики и частных методик дореволюционного периода, авторы попутно касаются отдельных вопросов эстетического воспитания, естественно не выходящих за рамки исследования и подчиненных раскрытию основного содержания работы.^/

В ряде диссертационных работ по педагогике и методикам, посвященных исследованию различных частных проблем эстетического воспитания в советской школе, делаются экскурсы в педагогику дореволюционных лет, но они либо затрагивают частные вопросы, обусловленные избранной проблемой, либо носят харак

I/ См. О.А.Апраксина. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М., изд-во АПН РСФСР, 19Ь6.

2/ См. Д.Л.Локшин. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. М., изд-во АПН РСФСР, 1357.

3/ См. Н.Ф.Познанский. Развитие революционно-демократической мысли в России в середине XIX столетия, 1Ь4Э; А.Л.Савич. "Теория школьных сочинений*в русской дореволюционной школе, 1946; Н.А.Евсеев. В.Г.Белинский об эстетическом воспитании средствами художественной литературы, 19ъЗ; И.К. Голубева. Вклад В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова и Н.Г. Чернышевского в создание научно-педагогических основ детской литературы, 1963. тер беглого очерка.1-/

Однако известно, что в России второй половины XIX - начала XX в.в. многие прогрессивные педагоги работали над про< блемой эстетического воспитания детей и юношества, связывая ее с вопросами формирования нравственных качеств личности, что представляет особый интерес для современной педагогики.

I/ См. В.В.Алексеева. Изобразительное искусство и эстетическое воспитание, 1967; Т.С.Колесниченко. Единство эстетического и нравственного воспитания на уроках литературы в старших классах, 1969; 0.В.Кузьмина. О некоторых путях и методах эстетического образования старшеклассников, 1967; М.И.Ларионова. Эстетическое воспитание личности школьника подросткового возраста в процессе обучения, 1969; Б.Т.Лихачев. Воспитание у школьников эстетического отношения к действительности, 1969; Л.В.Локтева. Эстетическое развитие младших школьников в процессе обучения, 1965; Й.Л.ЛюбинскиЙ. Театры юных зрителей как средство эстетического воспитания и образования школьников, 1966; А.Б.Акопова. Эстетическое воспитание учащихся начальных классов во внеклассной работе, 1966; М.Е.Бойцова. Методическое наследство В.И.Водовозова и В.Я.Стоюнина и его значение для нравственно-эстетического воспитания в современной восьмилетней школе, 1965; О.А.Апраксина. Становление и развитие музыкального воспитания в советской общеобразовательной школе, 1971; Ю.В.Изюмский. Организация школьного быта как средство эстетического развития учащихся, 1966; Ё.С,Григорьева. Проблема единства эстетического и этического в гуманитарном образовании учащихся старших классов, 1971; Д.Рахимова. Внеклассное чтение детской художественной литературы как средство нравственного воспитания учащихся TJ класса, 1956 и др.

Стремясь хотя бы до некоторой степени восполнить имеющийся в этом отношении пробел в истории отечественной педагогики, автор избрал для специального изучения период с конца bO-х годов проишого века до Великой Октябрьской социалистической революции, период глубоких экономических и социальных сдвигов в жизни страны, период интенсивной русской общественной мысли. Не случайно этот период все больше интересует советских исследователей. Достаточно упомянуть вышедшие недавно из печати серьезные работы в области искусства*/ и литературы^/.

Указанный период представляет большой интерес и в смысле подхода к вопросам воспитания подрастающего поколения, в частности к вопросам эстетического воспитания.

Принимая во внимание, что проблема эстетического воспитания чрезвычайно широка и многогранна и что охватить ее полностью в одной работе не представляется возможным, мы считали необходимым ограничить свою работу рассмотрением круга вопросов относящихся к постановке в дореволюционной русской педагогике проблемы взаимосвязи эстетического и нравственного воспитания. Такой подход диктовался, в первую очередь, большим интересом к этой проблеме в наши дни, И второе, что обусловило данный подход к определению рамок исследования - это выявление наиболее характерного в идее эстетического воспитания в русской прогрессивной педагогике

X/ Г.Ю.Стернин. Художеетвенная жизнь России на рубеже Па

XI веков. М., "Искусство", 1970. 2/ Серия коллективных трудов Института Мировой литературы им. А.М.Горького АН СССР "Русская литература конца XIX -начала XX в." Девяностые годы, М., "Наука", 1968; 1901 -1907 годы. М., 1971; I90B-I9I7 годы - готовится к печати. дореволюционного периода: этико-эстетическая направленность является определяющей в решении проблемы эстетического воспитания у всех наиболее ведающихся русских педагогов второй половины прошлого столетия,

В ходе работы основное внимание было уделено раскрытию проблемы этико-эстетического воспитания применительно к условиям средней общеобразовательной школы. Этот вопрос наиболее разработан русской дореволюционной педагогикой и представляет наибольший интерес.

Исследование ограничивается анализом развития теории этико-эстетического воспитания. Материал из практики работы передовых русских школ привлекался только в качестве иллюстрации.

Таким образом, предметом настоящего исследования является теоретическая разработка вопросов этико-эстетического воспитания в русской прогрессивной педагогике второй половины XIX - начала XX в.в.

Цель данного исследования - обобщить идеи прогрессивной русской педагогики указанного периода по проблемам нравственно-эстетического воспитания, дать их критический анализ и тем самым положить начало детальному изучению одной из весьма важных педагогических проблем в историческом аспекте.

Подход к исследуемой проблеме определило учение классиков марксизма-ленинизма об этике, эстетике и воспитании. Особое внимание диссертант уделил изучению трудов В.И.Ленина по вопросам теории и практики воспитания, по вопросам искусства и литературы, его работам, характеризующим эпоху и отдельных ее деятелей.

В ходе исследования были тщательно изучены:

- программы КПСС, постановления Партии и Правительства по вопросам эстетического воспитания и идеологической работы; труды выдающихся марксистов в области эстетики и педагогики;

- труды выдающихся отечественных мыслителей и педагогов прошлого;

- материалы съездов, на которых рассматривались вопросы эстетического воспитания;

- периодическая печать исследуемого периода;

- циркуляры, распоряжения и постановления министерства народного просвещения России;

- дореволюционная монографическая литература общепедагогического характера;

- учебные планы, программы дореволюционной общеобразовательной школы, объяснительные записки к ним;

- дореволюционные учебные пособия по педагогике;

- советские и дореволюционные труды по истории русской и зарубежной школы;

- советская литература по вопросам педагогики, эстетики, психологии, относящаяся к проблеме исследования;

- мемуарная литература;

- материалы государственных архивов - ЦГАОР и ЦГА г^Москвы, ЦГИА и ЛГЙА, Рукописного отдела Института Русской Литературы АН ССОР /Пушкинский Дом/.

Глава X

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЙ ЭТИК0-8СТШЧВСК0Г0 ВОСПИТАНИЙ В РУССКОЙ ПРОГРЕССИВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX В,В,

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Прокофьева, Н. М.

Заключение

Характерной особенностью передовой русской педагогики второй половины XIX - начала XX в.в. является рассмотрение эстетического воспитания в теснейшей связи с нравственным становлением человека.

Разработка проблем этико-эстетического воспитания вызывалась пониманием значимости его в общем развитии человека, а также необходимостью перестроить в корне всю работу школы.

Развитие идей этико-эстетического воспитания в России было неразрывно связано с этическими и эстетическими взглядами революционеров-демократов, вслед за которыми прогрессивные русские педагоги считали необходимым научить детей видеть не одно лишь прекрасное, но и его антиподы, выработать у них активное эстетическое отношение к действительности - активную любовь ко всему прекрасному в аизни и столь же активную ненависть ко всему безобразному, уродующему жизнь. Эстетическое освоение действительности, с их точки зрения, должно было становиться одновременно и нравственным ее освоением.

На таких позициях стояли К.Д.Ушинский, П.Г.Редкин, Л.Н. Толстой, 13,И.Водовозов, В.И.Отоюнин, В.П.Острогорский и ряд других прогрессивных деятелей второй половины Па века; этот взгляд отстаивали наиболее из передовых педагогов начала XX века: О.Т.шацкий, ^.Рубинштейн, Н.Румянцев, в.В.Голубков « »«i * А.Рыбникова и др. чрезвычайно важно отметить, что передовые педагоги и психологи рассматриваемого периода не ограничивались задачей воспитания в детях эстетической восприимчивости, а намечали ряд ступеней в эстетическом становлении ребенка - от развития наблюдательности и восприимчивости, через пробуждение любви к прекрасному, к выработке потребности в прекрасном, к формированию стремления жить в соответствии с понятиями о прекрасном, вносить это прекрасное в жизнь.

Как на одно из необходимых условий правильной постановки этико-эстетического воспитания, русская педагогика обращала внимание на единство эмоционального и рационального в воспитательном процессе. Действуя на разум ученика, нул;но одновременно всячески стремиться к обогащению его чувств и наоборот, развивая эмоциональную сферу, необходимо развивать и интеллект ребенка. Пробуждая эстетические чувства, переживания детей, воспитатель обязан обращать внимание на формирование у них оценочных сужений, эстетических понятий, не упуская из виду их зтико-эстетической направленности. Задача воспитателя - оградить ребенка от "изолированного эстетизма", развить в нем привычку и умение оценивать то или иное эстетическое явление с позиций значимости его для человека, т.е. с нравственных позиций.

Русские прогрессивные педагоги считали, что наиболее благоприятные условия формирования эстетической восприимчивости и создания фундамента для дальнейшего этико-эстетического развития представляет детский возраст. Поэтому начинать этико-эстетическое воспитание рекомендовали с самого раннего детства.

Выступая с резкой критикой существующей системы школьного образования и воспитания, отчетливо сознавая все ее пороки, лучшие представители русской педагогики стремились преобразовать все школьное дело. В противовес существующей школе с ее формализмом, казенной муштрой, схоластичностью, оторванностью от жизненных интересов, они мечтали создать школу, тесно связанную с жизнью, дающую простор проявлению творческой активности и самостоятельности ученика, создать атмосферу радостного труда, увлекательной, продуктивной деятельности.

Общий подход к решению проблемы, .выработка системы средств и методов этико-эстетического воспитания, дающие значительный материал для совершенствования учебно-воспитательного процесса школы, представляют несомненный интерес и в над;и дни. Так, бесспорной заслугой дореволюционной русской педагогики является обоснование необходимости эстетизации всей жизни школы, включение в число средств зтико-эстетического воспитания не только литературы и искусства, но и целого комплекса явлений действительности, диктуемое стремлением научить детей находить источник эстетических впечатлений не только в произведениях искусства, но и в окружающей жизни, в труде, в отношениях ме/,;ду людьми.

Нельзя пройти мимо того, что при осуществлении этико-эстетического воспитания русские педагоги рекомендовали опираться на глубокие разносторонние знания в области науки, ли тературы, искусства, ратовали за их расширение.

Цель воспитания человека-гражданина обусловливала содержание и направленность учебного материала по предметам гуманитарного и эстетического цикла. Подчеркивалась необходимость использования высокохудожественных произведений, с чет ко выраженной общественной направленностью, несущих глубокие идеи, связанные с современностью.

Заслуживает внимания разработка организационных (форм и методов работы по этико-эстетическому воспитанию - стремление к тесной взаимосвязи классной и внеклассной работы, к ус тановлениго широких межпредметных связей, к использованию ком плексного воздействия различных воспитательных средств.

Непременным условием успешности этико-эстетического воспитания лучшие русские пеАагоги считали тесный контакт семьи и школы, единство и согласованность их требований.

Как на один из важных моментов в разработке проблемы эти ко-эстетического воспитания следует указать на то, что прогрессивные деятели прошлого считали необходимым охватить художественным воспитанием всех детей, независимо от их дарова ний и способностей. Все дети должны получать зтико-эстетическое развитие, и художественное воспитание - только средство для осуществления данной задачи.

Отмечая аного положительного в постановке и разработке проблемы зтико-зстетического воспитания в русской прогрессив ной педагогике второй половины XIX - начала аХ в.в., нельзя пройти, однако, мимо серьезных недостатков в ее решении.

Ряд недостатков теоретических изысканий в области этико-зстетического воспитания обусловливался ограниченностью социально-политических и философских воззрений отдельных представителей педагогической науки.

В отличие от революционно-демократической педагогики, четко определившей цель общественного, гражданского воспитания - подготовку революционера-борца, буржуазная педагогика видела цель воспитания в воспитании человека в духе истины, добра и красоты. Абстбктная цель не могла обеспечить и создания определенного, конкретного идеала воспитания, фактически .:>:е направляла на формирование подрастающего поколения в буржуазном духе.

Отстаивая внепартийную позицию по отношению к школе-, объявляя школу "вне партий", "вне политики", буржуазная педагогика не понимала, что при таком подходе невозможно осуществление воспитания общественной направленности в учащихся, невозможно воспитать активного борца с общественным злом. .,ю.:но воспитать человека, способного сочувствовать народу, близко к сердцу принимать его страдания, но дальше этого не способного идти.

Боязнь насилия, боязнь революционного переворота, проповедь непротивленческих настроений и в то ле время нежелание мириться с существующими порядками, заставляют бур^уазную педагогику искать выхода в проповеди нравственного совершенствования, искать спасения от всех бед в этико-эст-етическом воспитании.

- 1вг

Основная ориентация в этико-эстетическом воспитании делалась на интеллигентные семьи и хотя передовые буржуазые педагоги говорили о просвещении народа, о его праве на эстетическое воспитание, они не видели реальных путей его осуществления.

Решение вопросов зтико-гстетического воспитания затруднялось до революции объективными причинами - государственным и общественным строем, полным антагонистических противоречий.

Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало качественно новому этапу в развитии педагогической теории и практики обучения и воспитания.

Многие вопросы нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения успешно решены советской педагогической наукой, многое еще предстоит решить.

J.И.Ленин учил бережно относиться к культурному наследию прошлого, овладевать всем ценным, что бшю созвано человечеством в предшествующие зека в области культуры и просвещения.

Следуя заветам И.Ленина, внимательно изучая и критически перерабатывая богатое наследие прошлого, советская педагогическая наука и школа смогут успешнее решать задачи, поставленные перед ними временем.

Ito

Список литературы диссертационного исследования Прокофьева, Н. М., 1972 год

1. Произведения классиков марксизма-ленинизма

2. МАРКС К. Предисловие к "Критике политической экономии".а.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 13, стр. о-9.

3. МАРКС К. Тезисы о Фейербахе. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.,т. о, стр. 1-4.

4. КС К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.

5. К.маркс и Ф.Энгельс об искусстве. Т. I, М., "Искусство", I9G7, стр. 125-128.4. МАРКС К, и

6. ЭНГКДЪС Ф. Манифест коммунистической партии. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 4, стр. 419-459.о. .АРКС К. и

7. ЗНШ1БС Ф. Немецкая идеология. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. S, стр. 7-544.

8. ЭНГЕЛЬС Ф. Анти-Дюринг. К.ыаркс и Ф.Энгельс. Соч., т.20,стр. З-о&й.

9. ЬНГьлЬС Ф. Диалектика природы. К.Маркс и Ф.Энгельс.

10. Соч., т. 20, стр. 343-62С.

11. ЭНГШЪС Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкойфилософии. К.Маркс и Ф.Энгельс, иоч., т. 21, стр. 2о9-317.

12. ЭНГЕЛЬС Ф. Письмо В.й.Засулич 6 марта 1884 г. К.Маркс и

13. Ф.Энгельс. Соч., т. 36, стр. 104-106.

14. ЭНГЕЛЬС Ф. Эмигрантская литература. К.Маркс и Ф.Энгельс.

15. Соч., т. 18, стр. 301-548.

16. ЛКНИН В,И. Герои "оговорочки". Полн. собр. соч., т. 20,стр. 90-95.

17. Г. ЛШШ В.И. Задачи союзов молодежи /Речь на Ш всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г./. Т. 41, стр. 298-318.1.. ШИН В.И. Кому выгодноЧ Т. 23, стр. 61-62.

18. ЛЕНИН Б.И. "Крестьянская реформа" и пролетарски-крестьянская революция. 1'. 20, стр. I7I-I80.1.. ЛЕНИН В.И. Критические заметки по национальному вопросу.1. 24, стр. IlShlbO.

19. ЛЕНИН В.И, материализм и эмпириокритицизм. Т. 18,стр. 7-384.

20. ЛЕНИН В.И. Нужен ли обязательный государственный язык?1. Т. 24, стр. 293-295.

21. ЛЕНИН В.И. О национальной гордости великороссов. Т. 26,стр. I06-II0.

22. ЛЕНИН В.И. Памяти Герцена. Т. 21, стр. 255-262.

23. ЛЕНИН В.И. Памяти графа Гейдена /Чему учат народ нашибеспартийные "демократы"?/. 16, стр. 37-45.

24. ЛЕНИН В.И. Партийная организация и партийная литеоатура.1. Т. 12, стр. 99-Юо.

25. ЛЕНИН В.И. Социалистическая партия и беспартийная революционность. Т. 12, стр. I33-141.

26. ЛЕНИН В.И. Толстой и пролетарская борьба. Т. 20, стр. 7071.

27. ЛЕНИН В.И. Л.Н.Толстой. Т. 20, стр. 19-24.2о. ЛЕНИН Е.И. Л.Н.Толстой и его эпоха. Т. 20, стр. 100-104.

28. ЛЕНИН В.И. Л.Н.Толстой и современное рабочее движение.1. Т. 20, стр. 38-41.

29. ЛЕНИН В.И. лев Толстой как зеркало русской революции.1. Т. 17, стр. 206-21о.

30. ЛЕНИН В.И, Третий Всероссийский съезд Советов рабочих,солдатских и крестьянских депутатов. 10-18 /23-31/ января 1918 г. Заключительное слово перед закрытием съезда 18 /51/ января. Т. Ъо, стр. 286-290.

31. ЛЕНИН В.И. Три источника и три составных части марксизма. Т. 23, стр. 40-48.

32. ЬО. ЛЕНИН В.И. Успехи и трудности советской власти. 1. Ь8,стр. 39-73.31. ЛЕНИН 13.И,32. ЛЕНИН 13.И,

33. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Т. I, стр. 125-846.

34. О литературе и искусстве. М., ГИхЛ, 1957, 657 стр.

35. Л. Литература по истории школы и педагогики1. ЬЬ. Алешинцев И.34. Алпатов Н.й.35. Апраксина С.А.36. Апраксина О.А.37. Бущик Л.П.1. ЬЬ. лейкшан В.А.1. ЗУ. Верченко м.А.40. Волков 6Л»41. Ганелин Ш.И.42. Гергет А.,1. Готалов-Готлиб

36. История.гимназического образования в России ДУШ и XIX в./. СПб., О.Богданова, 1912. 346 стр.

37. Историческая справка о кадетских корпусах в России в XIX столетии. "Советская педагогика", 1944, № I, стр.16-21,музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе, tvl.—Л., изд-во АПН РСФСР, 1946. 148 стр.

38. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе, й., изд-во АПН РСФСР, 1956. 224 стр.

39. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. М., изд-во АПН РСФСР, 1961. 540 стр.

40. Лев Толстой, как педагог. 6 кн. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. Изд. 2-е, М., Учпедгиз, 1953, стр.3-49.

41. Идея всестороннего развития в истории домарксистской педагогики. "Советская педагогика", 1964, ffe 7, стр. 83-96.

42. Борьба большевиков за революционный путь преобразования народного просвещения в России /конец XIX столетия -март 1917 г./. М,, изд-во АПН РСФСР, 1958. 208 стр. /"Известия АПН РСФСР*, вып. 46/.

43. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века. л.-М., Учпедгиз, 1950. 276 стр.

44. А. Современные педагогические течения. Госиздат Украины, 1У25. 250 стр.43. Голубков В.В.44. Гончаров Н.К.46. Гревс И.М.

45. Преподавание литературы в дореволюционной средней школе. 'Вып. I, м.-Л., изд-во АПН РСФСР, 1946. 176 стр.

46. Педагогические идеи и практика л.Н.Толстого. "Советская педагогика", 1962, N9 3, стр. оЗ-ЮО.

47. Виктор Петрович Острогорский как учитель. "мир божий", 1902, Ш 7, отд. 11, стр. I-I4.

48. Гречишникова А.Д. В.И.Водовозов и В.II.Острогорский. Очерки по истории методики преподавания литературы. М., Учпедгиз, 1941. 184 стр.

49. Гречишникова А.Д. В борьбе со школьной рутиной /К 100-летию со дня рождения В.П.острогорского/. "Литература в школе", 1940, № 3, стр.3036.

50. Гречишникова А.д. В.П.Острогорский. "Советская педагогика", 1940, 6 6, стр. 84-91.49. Григорьев В,В. ЬО. Демковol. Демков М.И.52. дльницкий К.Б.эЗ. Зейлигер

51. Исторический очерк русской школы, i., т-во тип. А.и.Мамонтова, 1900. i>89 стр.

52. Старые и новые педагоги, их жизнь, мысли и труды. М., А.Д.ступин, 19X2. 182 стр.

53. История русской педагогии. Ч. 3. Новая русская педагогия /XIX век/. М., изд. автора, 1909. 332 стр.

54. Русские педагоги второй половины XIX столетия. СПб., д,Д.Полубояринов, 1904. 167 стр.

55. Рубинштейн В.И. Вопросы воспитания в жизни и творчестве" "Ш им.54. Зиновьев М.А.

56. А.й.Герцена. "Ученые записки лГШ А.И.Герцена", т. 234, 1962. 440 стр.

57. Очерки методики преподавания истории. М., изд-во АПН РСФСР, 195о. 184 стр.

58. Из переписки В.II.Острогорского. Юбилейный сборник литфонда. t. I8ь9-1909. СПб., тип. т-ва "Общественная польза", б/г, стр. 362-365.об.633 стр; Т. 2, 77Ь стр.

59. История СССР с древнейших времен до наших дней. В 2-х сериях. В 12-ти томах. Т. 5, М., "Наука", 1968. 731 стр.; Т. 6, 8э4 стр.58. Кириллов М.К.

60. А.В.Луначарский об эстетическом воспитании подрастающего поколения. "Советская педагогика", 1963, № 4, стр. 102-112.

61. Развитие школьного исторического образования в СССР за 50 лет. "Преподавание истории в школе", 1967, № 6, стр. ЗЗ-оо

62. Революционные демократы 40-60-х годов ИХ в. о преподавании истории. "Преподавание истории в школе", 1948, № I, стр. 70-78.

63. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе, м., изд-во АПН РСФСР, 1957. 296 стр.

64. Малиновский Н.П. Очерки по истории начальной школы. "Русская школа", 19X2, № 9, стр. 90-116; » 10, стр. 84-112; № IX, стр. 6о-9ь; № 12, стр. 43-8Ь.uO .1. Маврицкий В.А.66. Мотольская д.К.67. шощанский А.

65. Правила и программы реальных училищ ведомства Министерства народного просвещения. ti., изд. В.А.Маврицкого, 1904.

66. Исторический обзор методики преподавания литературы в дореволюционной школе. "Ученые записки ЛГНИ им. А.И.Герцена и ГЙНПа", т. П, вып. I, 1936, стр. 67-Х02,

67. О задачах и организации общеобразовательной школы в правовом государстве. "Русская школа", 1907, № 10, стр. 1-25.70. Парилов И.Г.

68. Осокин В.В. Роль русских революционных демократовз развитии прогрессивной методической мысли по вопросам выразительного чтения учителя. "Ученые записки Томского гос-пединстиута", т. 15, 1966, стр. 398-419,

69. О некоторых вопросах эстетического воспитания в работах 6.П.Острогорского. "Ученые записки казанского госуниверситета им. В.И.Ульянова-Ленина", т. 117, кн. Й, 19о7, стр. 130-154.

70. Теория и практика трудовой школы в Германии. к., изд-во АПН РСФСР, 1963. 359 стр.71. f7 9 t -j *1. Петрова Г.А.1. Пискунов А,И.7

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.