Проблематика и художественное своеобразие прозы Манафа Шамхалова тема диссертации и автореферата по ВАК 10.01.02, кандидат филологических наук Мирзамова, Эльмира Наврузовна

Диссертация и автореферат на тему «Проблематика и художественное своеобразие прозы Манафа Шамхалова». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 444237
Год: 
2011
Автор научной работы: 
Мирзамова, Эльмира Наврузовна
Ученая cтепень: 
кандидат филологических наук
Место защиты диссертации: 
Махачкала
Код cпециальности ВАК: 
10.01.02
Специальность: 
Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы или группы литератур)
Количество cтраниц: 
153

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Мирзамова, Эльмира Наврузовна

Введение.

Гл.1. Предпосылки зарождения крупных эпических жанров в табасаранской литературе.

Гл. II. Достижения и неудачи дилогии романов М. Шамхалова «Чирагъ нирин дерейиъ» («В долине реки Чираг») и «Дюзмиш гъабши дере»

Обновленная долина»).

Гл.III. Тема социалистического труда в повести «Дих ап1баз»

На зов»).

Гл.IV. Художественное осмысление гражданской войны 1919-20 гг: в повести «Женгчйир» («Борцы»).

Гл. V. Проблема личности и среды в повести «Дагълариъ т1урк1бар»

Взрывы в горах»).

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Проблематика и художественное своеобразие прозы Манафа Шамхалова"

Актуальность темы исследования. Современная табасаранская литература развивается в русле литератур народов Дагестана, обогатившись за последние шестьдесят лет почти всеми поэтическими, драматическими и прозаическими жанрами. В этом аспекте особое место занимает творчество Манафа Шамхаловича Шамхалова (1915-1974 гг.), первого табасаранского романиста, чьи жанрово-стилевые поиски оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие национальной литературы. Поэтому исследование многопланового наследия М. Шамхалова, жанрово-стилевого многообразия его творчества, эстетических идеалов, концепции писателя в освещении социально-исторических проблем имеет важное значение для осмысления художественного процесса табасаранской литературы 50—70 годов,XX в.

Изучение прозы Манафа Шамхалова актуально еще и тем, что писатель в начале второй половины XX века был одним из корифеев в ряду талантливых поэтов и прозаиков национальной литературы, творивших в жестких рамках социалистического реализма с соответствующими методами художественного освещения действительности, куда входили А. Джафаров, А. Везиров, М. Митаров, Э. Ханмагомедов, А. Агададашев, И. Шахмарданов, Б. Раджабов, Т. Магомедов, К. Рамазанов и другие.

Идейно-тематическое и художественное исследование прозы Манафа Шамхалова поможет понять процессы развития табасаранской и всех дагестанских литератур как единого духовно-эстетического наследия народов в их «историко-современных преемственных связях и типологических схождениях как целостного беспрерывного творческого процесса. Это путь перехода от частного к общему, путь анализа тенденций, органически выводящий на орбиту обобщений»1.

1 Абуков К.И. Формирование национальной'литературоведческой школы в Дагестане и на Северном Кавказе // XX столетие и исторические судьбы национальных художественных

Объектом изучения являются романы Манафа Шамхалова «Чирагъ нирин дерейиъ»2 («В долине реки Чираг»), «Дюзмиш гъабши дере»3 («Обновленная долина») и повести «Дих ап1баз»4 («На зов»), «Женгчйир»5 («Борцы»), «Дагълариъ т1урк1бар»6 («Взрывы в горах»)7.

Предмет исследования — проблематика шамхаповской прозы, система художественных образов, историзм романов и повестей, идейно-тематическое и художественное своеобразие творчества.

Степень изученности темы. Еще в 50-60 гг. XX века к изучению дагестанских литератур обращались ведущие литературоведы и фольклористы республики (А. Назаревич, Р. Юсуфов, Б. Магомедов, Л. Соколова, X. Халилов, Г. Мусаханова, Э. Кассиев, Ф. Абакарова, С. Хайбуллаев, М.

Халидова, Ф. Вагабова, А. Ганиева, 3. Имамкулиева, Л. Шилова и другие) в коллективных работах «Очерки дагестанской советской литературы» и «История дагестанской советской литературы: В 2-х томах»,9 освещая общие проблемы становления и тенденции развития прозы, поэзии и драматургии для последующих фундаментальных исследований творчества дагестанских писателей. В последнем труде талантливым литературоведом А.Г. Гусейнаевым впервые была дана серьезная оценка творческим поискам основоположника табасаранской советской литературы, поэта и прозаика Абумуслима Джафарова. культур: традиции, обретения, освоение. Материалы Всероссийской научной конференции 11-16 октября 2000 г. - Махачкала, 2003. - С.112.

2 Шамхалов М. Чирагъ нирин дерейиъ. — Мягьячкъала: Дат. кн. изд-во, 1958

3 Он же. Дюзмиш гъабши дере. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1963.

4 Он же. Дих ап1баз. - Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1965.

5 Он же. Женгчйир. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971.

6 Он же. Дагълариъ т1урк1бар. - Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1972.

7 Работа не охватывает детские рассказы Манафа Шамхалова, которые не играют существенной роли в оценке творческих возможностей писателя.

8 Очерки дагестанской советской литературы / А. Назаревич. Б. Магомедов, X. Халилов, JL Соколова, Г. Мусаханова, Э. Кассиев. Под общ. ред. проф. С.М. Брейтбурга. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1957.

9 История дагестанской советской литературы: В 2-х т.- Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1967.

В последующие десятилетия в печати вышли как коллективные сборники, так и самостоятельные труды литературоведов, изучавших поэзию и прозу национальных литератур. Одним из первых исследователей прозы отдельных писателей является литературовед С.Х. Ахмедов, посвятивший свой труд «Ахмедхан Абу-Бакар»10 изучению творческого пути народного писателя Дагестана. Последующие его изыскания — «Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы»11 (1990 г.), «Художественная проза народов Дагестана: История и современность»12 (1996 г.) - прослеживают на обширном фактическом материале процесс формирования и развития художественной прозы народов Дагестана, начиная со средневековых исторических хроник и художественно-этнографических очерков, кончая современными романами и повестями.

Подробно проанализировав процессы динамического * развития дагестанской художественной прозы XX века, С.Х.Ахмедов приходит к конкретным безапелляционным обобщениям: «От антитетического, схематичного в своей основе изображения героя в конфликтах, определяемых характером классовой борьбы, дагестанская проза вышла нас рубежи многомерности, к созданию- полнокровных образов, раскрываемых преимущественно в нравственно-психологических коллизиях. Классовая мета героя явно уступала место общечеловеческим этическим ценностям. Простая порядочность, человечность, гуманизм стали занимать важное место в ценностной иерархии современного общества, такое же примерно, какое в свое время отводилось социальной активности личности: Причем, процесс этот не чисто дагестанский, многие национальные литературы, переболев болезнью антитетизма, эстетики черно-белого изображения личности, встали

10 Ахмедов С.Х. Ахмедхан Абу-Бакар. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1975.

11 Он же. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990.

12 Он же. Художественная проза народов Дагестана: История и современность. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. на плодотворные пути исследования человека в его сложных связях с окружающим миром, рассматривая его как самоценный и неповторимый микрокосм»13.

В 1998 году была опубликована монография К.Х. Акимова «Лезгинская национальная проза»14, посвященная изучению закономерностей развития и национальных особенностей лезгинской прозы, где выявляются сложные процессы ее зарождения, становления и динамического развития в 20-90 годы XX века на фоне прозы народов Дагестана.

Исследование прозы и поэзии кумыков в контексте истории и современности предпринято в добротных трудах З.Н. Акавова «Нравственные истоки. Опыт изучения творческого развития М. Османова и проблемы новаторства в кумыкской дореволюционной литературе» и «Диалог времен: История кумыкской литературы в зеркале современности»15, в которых рассматриваются актуальные вопросы кумыкской прозы и поэзии, начиная с дореволюционного периода.

Несколько по-иному изучаются проблемы кумыкской прозы в работе М.А.Гусейнова «Кумыкская проза начала XX века: проблема художественного стиля»16. Это первый в дагестанском литературоведении специальный труд о художественном стиле конкретных авторов. В нем предпринята удачная попытка художественно-стилевого изучения кумыкской прозы досоветского периода на базе творчества Н. и 3. Батырмурзаевых, А.-Г. Ибрагимова-Кизлярлы и других авторов.

Серьезный вклад в исследование прозы народов Дагестана внес литературовед A.M. Вагидов в емких и профессиональных работах «Поиски

13 Там же.-С. 269-270.

14 Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза - Махачкала: Даг. кн-. изд-во, 1998.

15 Акавов З.Н. Нравственные истоки. Опыт изучения творческого развития М. Османова и проблемы новаторства в кумыкской дореволюционной литературе. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978: Он же. Диалог времен: История кумыкской литературы в зеркале современности. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.

16 Гусейнов М.А. Кумыкская проза начала XX века: проблема художественного стиля. -Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2003. продолжаются»17 (2000 г.) и «Дагестанская проза второй половины XX века»18 (2005 г.), в которых прослеживается объективный подход в оценке фактов литературной жизни, а также анализ отдельных произведений и творчества дагестанских авторов. В последней монографии основное внимание автора обращается к исследованию литературного процесса 50-90 годов XX века и жанрово-стилевых особенностей рассказов, повестей и романов дагестанских писателей. Притом, как подчеркивает исследователь, «анализ произведений подчинен одной из главных целей книги - показать динамику жанра, особенности его поэтики. Исследование ведется на основе апробированных категорий поэтики: фабула и сюжетостроение, образ автора, организация повествования, характерология персонажей, конфликт (коллизия)»19.

Особая роль в исследовании дагестанской литературы принадлежит академику Г.Г. Гамзатову, выпустившему в печати ряд фундаментальных обобщающих трудов, всесторонне рассматривающих национальные литературы Дагестана . Это вопросы теории и методологии исследования литературы как вида искусства, типологической общности многонациональных литератур народов региона, концепции национального, зонального развития художественной культуры, взаимодействия устно-поэтического наследия и современного литературного процесса, формирования литературы социалистического реализма и т.д.

Что же касается изучения табасаранской литературной прозы, то эта проблема находится лишь в начальной стадии своей разработки. Выход в свет

17 Вагидов A.M. Поиски продолжаются. — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 2000.

18 Он же. Дагестанская проза второй половины XX века. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 2005.

19 Вагидов A.M. Дагестанская проза второй половины XX века. — С. 6-7.

20 Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность: Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанских литератур. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982; Он же. Преодоление. Становление. Обновление: На путях формирования дагестанской советской литературы. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1986; Он же. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. - М.: Наследие, 1996; Он же. Дагестан: Историко-литературный процесс: Вопросы истории, теории, методологии. - Махачкала: Дагучпедгиз,' 1990; Он же. Дагестан: духовное и художественное наследие. Концептуальный, мировоззренческий и нравственный аспекты. - Махачкала, 2004 и др. романов, повестей и пьес Манафа Шамхалова вызвал положительные отклики литературоведов в периодической печати и в специальных изданиях. Одним из первых деятелей табасаранской литературы был поэт Казиахмед Рамазанов, заметивший еще в 1954 г. талантливого поэта и писателя: «Манаф Шамхалов -писатель-реалист. Он пишет о мире, борется против войны, находится в первых рядах строителей коммунизма».21

Оценивая талант первого табасаранского романиста и его жанрово-стилевые поиски, литературовед М. Амаев отмечает: «М.Шамхалов - один из первых табасаранских советских писателей, выступающий в различных жанрах литературы. В 1958 году вышла в свет первая- книга романа М. Шамхалова «В долине реки Чираг», посвященного колхозному строительству. На клубных сценах идут пьесы писателя «Простите» и «Осчастливленные». В настоящее время М. Шамхалов работает над повестью «На зов», главный'«', герой которой - тридцатитысячник, отдающий все свои силы и умение расцвету колхоза»22.

В юбилейном издании журнала «Дагъустан дишагьли» («Горянка») журналист Муртазалиева П:И., подводя итоги многолетней деятельности писателя, пишет о его серьезном вкладе в развитие табасаранской литературы: «В своих романах «В долине реки Чираг» и «Обновленная долина» М. Шамхалов создал великолепные женские образы Аминат, Сельминаз, Халум, Пери, Марии Михайловны и других, которые и теперь воспитывают горянок для выполнения решений партии и правительства»23.

Общая оценка многолетней творческой деятельности М.Шамхалова в различных жанрах, а также анализ жанрово-стилевых поисков, писателя

21 Рамазанов К. Поэт Манаф Шамхалов / «Литературный альманах».- Махачкала, 1954. -С.5. (На табас. яз).

22 Амаев М. Манаф Шамхалов / Писатели советского Дагестана. - Махачкала, 1960. - С. 140-141.

23 Муртазалиева П.И. Язык Табасарана // «Горянка», № 3, 1965. - С.4. (На табас. яз) даются в статьях М.М.Гасанова24 и М.Г.Юсуфова25. Однако первым литературоведом, оценившим талант писателя в написании конкретного произведения, был поэт Багир Раджабов. Так, в предисловии к повести

Борцы» он пишет: «Повесть развивается по двум направлениям общественному и личностному. Главные герои воодушевлены высоким революционным романтизмом, это определяет новизну повести и ее стройность. Сюжет захватывает читателя, и этот интерес к описанным в нем

26 событиям продолжается до конца, начиная с первых страниц повести» . Прослеживая^ вклад писателя в развитие табасаранской литературы 30-60 годов, Багир Раджабов высоко оценил всю творческую деятельность поэта, прозаика и драматурга и в емкой статье «Душой поэта познавая мир» (2005 г.), где автор попытался описать высокоидейную направленность произведений и многоплановый характер жанрово-стилевых поисков М. Шамхалова.

Творческое наследие М.Шамхалова в обзорном плане затронуто и в изысканиях М.Г. Юсуфова и A.A. Ашурбекова. В трудах М.Г.Юсуфова «Табасаранская советская литература» (1988 г.) и «Табасаранская национальная литература»27 (1994 г.) проза М. Шамхалова рассматривается, в общем контексте изучения зарождения и развития всей табасаранской литературы. Притом, описывая процесс динамического развития жанровой системы национальной литературы, автор ограничился коротким описанием системы художественных образов первых романов Манафа Шамхалова «В долине реки Чираг» и «Обновленная* долина» как произведений, «отразивших острую классовую борьбу в табасаранском ауле первых лет коллективизации,

24 Гасанов М.М. Манафу Шамхалову - 50 лет. «Комсомолец Дагестана» от 23 июня 1965 г.

25 Юсуфов М.Г. Писатель разностороннего таланта. «Дагестанская правда» от 21 ноября 1975 г.

26 Раджабов Б. Вместо предисловия / Шамхалов Манаф. Женгчйир. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971. - С.З.(Табас. яз).

27 Юсуфов М.Г. Табасаранская советская литература. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1988; Он же. Табасаранская национальная литература. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1994; Табасаранская литература. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1999. (На табас. яз). у

10 создание социалистического хозяйства и сложную эволюцию крестьянской 28 психологии» .

Вопросы зарождения, становления и развития художественной прозы в национальной литературе впервые освещаются в кандидатской диссертации A.A. Ашурбекова «Зарождение и развитие табасаранской прозы (1930-50

29 гг.)» , в которой автор охватывает лишь два этапа развития прозы 30-50 годов. Основное внимание исследователя сосредоточено на проблемах развития малых жанров - рассказа и очерка. В конце изыскания автор предпринял попытку проанализировать повесть А. Агададашева «Асландин

30 сумчир» («Свадьба Аслана») и первый табасаранский роман «В долине реки Чираг» М. Шамхалова, выявляя позитивные достижения в творческих поисках писателей и недостатки произведений. Следует подчеркнуть, что исследователь смог удачно показать сам процесс зарождения и бурного развития прозаических жанров табасаранской литературы в 30 - 50 годы.

Однако до сих пор в дагестанском литературоведении нет монографических исследований богатого прозаического наследия одного из родоначальников табасаранской советской литературы, первого романиста Манафа Шамхалова, оказавшего серьезное влияние на развитие всей национальной литературы. Поэтому настоящей работой предпринимается попытка восполнить этот пробел.

Цели и задачи исследования. Цель - изучение прозы М. Шамхалова с позиций ее проблематики, идейно-тематического богатства, историзма и художественного своеобразия. Это обусловливает решение следующих задач:

- исследовать проблематику, идейную направленность, реализм и художественность шамхаловской прозы;

28 Юсуфов М.Г. Табасаранская национальная литература. - С.215.

29 Ашурбеков А.А. Зарождение и развитие табасаранской прозы (1930-50 гг.): Дисс. канд. филол. наук. — Махачкала, 2006.

Агададашев А. Асландин сумчир. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1957. и s - раскрыть систему образов дилогии романов о колхозной жизни и художественные приемы писателя в создании типологических характеров I героев, соответствующих соцреализму; с s - изучить мастерство писателя в отображении ментальности героев посредством их языка и эволюции их личностного самосознания;

- исследовать приемы автора, направленные на освещение психологии персонажей и их сложного и многомерного мира;

- изучить концепцию автора в отображении динамики идеологического совершенства персонажей в повестях о гражданской войне;

- показать способы выражения-авторской позиции в пропаганде идей социализма в повести «На зов»;

- раскрыть влияние русской советской литературы на творчество Манафа Шамхалова.

Научная новизна, диссертации заключается в том, что она является первым в дагестанском литературоведении монографическим исследованием особенностей прозы Манафа ^амхалова. В работе исследуются все романы и повести писателя, изучаются их проблематика, система художественных образов, авторская концепция в осмыслении социально-исторических проблем времени, художественно-стилевые особенности прозы и творческая индивидуальность писателя.

Теоретической базой и методологической основой работы являются труды ведущих теоретиков российского литературоведения: В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, М.М. Бахтина, М.Б. Храпченко, A.A. Бочарова, В.М. Жирмунского, Н.Г. Поспелова, С.М. Петрова, Д.С.Лихачева, И. Неупокоевой, П.Б. Выходцева и других.

В работе мы опирались и на труды дагестанских литературоведов и фольклористов: Г.Г. Гамзатова, Г.Б. Мусахановой, Э.Ю. Кассиева, К.К. Султанова, С.Х. Ахмедова. К.И. Абукова, З.Н. Акавова, A.M. Вагидова, С.М. Хайбуллаева, Ч.С. Юсуповой, К.Х. Акимова, М.М. Курбанова, М.Г. Ю'суфова,

М.А. Гусейнова и др. В основу исследования заложены сравнительно-исторический, аналитический и типологический методы, сложившиеся в литературоведении и предполагающие изучение национальных литератур.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что в ней впервые исследуются романы и повести М.Шамхалова как произведения соцреализма. В теоретическом плане выводы работы могут быть использованы при исследовании тенденций развития литературного процесса Дагестана в 50-60 годы XX века. Практическое значение работы видится в том, что она может оказать помощь при составлении учебников по дагестанской литературе для школ, колледжей и университетов республики, при создании обобщающих трудов по теории и истории художественной прозы литератур Дагестана и Северного Кавказа, разработке спецкурсов и спецсеминаров для студентов региональных вузов.

Апробация исследования. Основные положения и выводы работы изложены в пяти статьях, опубликованных в научных изданиях Дагестанского госпедуниверситета, Дагестанского госуниверситета и Ассоциации молодых ученых Дагестана. Диссертация обсуждена на заседаниях кафедры литературы, диссертационного совета ДГПУ и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы. Объем — 153 с.

Заключение диссертации по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы или группы литератур)", Мирзамова, Эльмира Наврузовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование прозы первого табасаранского романиста Манафа Шамхалова позволяет сделать некоторые обобщения и выводы. В плеяду талантливых дагестанских прозаиков, эпически осмысливавших социально-историческую, нравственную и культурную жизнь горцев, в своих крупных творениях 50-60 годов XX века, он вошел с двумя романами дилогии о колхозной жизни («В долине реки Чираг», «Обновленная долина») и тремя повестями' («На зов», «Борцы», «Взрывы в горах»), ретроспективно отображавшими в художественной форме прошлое табасаранского народа. Проблематика прозы Манафа Шамхалова связана с актуальными для своего времени темами: художественным осмыслением гражданской войны и строительства социализма в Табасаране в 20 годы, колхозным движением в 30-60 годы, социально-нравственными, бытовыми и личностными взаимоотношениями людей в различные этапы развития» социализма в горах Южного Дагестана. Писатель попытался в своих многоплановых сочинениях создать художественную панораму историко-культурных, социальных событий и галерею ярких образов в духе требований' социалистического реализма, и это ему вполне удалось.

Появление первого историко-социального романа дилогии о колхозной жизни Манафа Шамхалова «В долине реки Чираг» в 1958 г. (второй роман «Обновленная- долина - 1963 г.) - явление новаторское в табасаранской литературе и крупный шаг в развитии национальной прозы. Прежде всего, необходимо отметить историчность обоих романов дилогии и их реализм, в основу которых легли невыдуманные события, хотя некоторые сюжетные линии, конфликты социальных групп при создании колхозов в тридцатые годы XX века и герои претендуют на «художественную правду». Мастерство I

М-. Шамхалова проявляется в правдивости освещаемых в романах событий, подборке основных и второстепенных лиц, а также в постановке главной проблемы дилогии — художественном отображении противостояния сторонников колхоза и противников новых преобразований в горном селе.

В, дилогии преследовалась и вторая немаловажная; цель — показать динамику трансформации личностного и, коллективного самосознания, горцев под влиянием позитивнь1х перемен социализма, коренным образом изменившим жизнь в горах Табасарана. В; этом, аспекте М.Шамхалову удалось создать, развернутые типические характеры, простого колхозного активиста Шингара Меджидова, парторга колхоза» Агабалы, председателя Мирзабега, рабочих Сельминаз; Аминат, русской-учительницы, Марии Михайловны, " и-идеализированных эпизодических персонажей колхозного производства, воодушевленных своими'достижениями под руководством коммунистов:

Текстологическое и- проблемно-тематическое сопоставление, первого романа М. Шамхалова с романом «Поднятая целина» привело к заключению; что творчество табасаранского писателя, подверглось благотворному влиянию романа М. Шолохова, как в постановке сходной проблемы, так и в. характеристике некоторых действующих лиц. Один из. главных персонажей романа Шингар явно напоминает Кондратия^ Майданникова из шолоховского сочинения. Несмотря на это, следует отметить, что развернутые " и многоплановые образы Шингара, Мирзабега,. Сельминаз и учительницы Мирии - серьезные эстетические достижения,прозы М. Шамхалова.

Изучение художественных особенностей романов дилогии позволяет заметить, что они сконструированы в хронотопе с причинно-следственной мотивацией' действий героев, играющих определенные автором роли. Композиции, романов, обогащены вставными фольклорными сюжетами, мотивами и пейзажными зарисовками, адекватными задумкам писателя, который хотел придать им идейно-познавательную или эстетическую значимость.

Пейзаж как прием художественного1 отображения в романах Манафа Шамхалова играет роль не средства постижения человеческой психологии, а как средства, выполняющего роль «пространства», где разворачиваются события, и действия героев. Это натуралистические и колоритные описания красивых гор и долин Табасарана, где персонажи осознают себя частью природы, которую они наблюдают и чувствуют. Картины пейзажа как среды использованы автором в качестве основного конструирующего элемента повествования, поэтому ими начинаются некоторые главы романов.

Аналогичные идейно-тематические и нравственные поиски писателя отражены и в повести «На зов», где основной акцент писатель делает на отображении высокой сознательности колхозников и главного* героя председателя колхоза имени Кирова Мамеда при создании рентабельного плодоводческого хозяйства. В повести наиболее ярко освещен» коллективный труд, являющийся, по концепции^ автора, залогом процветания колхозников и формирования высокосознательного человека будущего коммунистического общества. Образцом сознательности и коллективизма людей, может послужить финал повести, где коллектив колхоза построил новый дом для вдовы войны Анаханум. Повесть отличается, удачной попыткой автора в описании психологических картин сюжетной линии любви водителя Салмана и- его возлюбленной Саният.

Вместе с тем романы дилогии и повесть «На зов» не лишены серьезных упущений, снижающих их достоинства.

1. Прежде всего, это отсутствие в романах дилогии, и повести крупных интригующих конфликтов, которые могли бы привлечь внимание читателя. Когда идет ломка общественной жизни и обобществление личных земель, скота и инвентаря кулаков и середняков, конфликты не могут развиваться так пассивно, как в романах М. Шамхалова.

2. В' произведениях много диалогов на бытовые или иные темы, не имеющих существенного значения для самохарактеристики персонажей или же носящих идейную и проблемную нагрузку, что стало закрепившимся в прозе неудачным художественным-приемом писателя.

3. В'романах М.Шамхалова противники колхозного движения изображены как пассивные и сторонние наблюдатели перемен, не прибегающие к каким-либо активным противодействиям.,

4. В романах и повестях много натуралистических деталей в описании быта горцев, а также в проведении многочисленных собраний колхозников и заседаний правления колхоза. В то же время в таких эпизодах автор успешно использует прием- полифонии- для передачи' напряженной атмосферы в коллективе.

5. В первых крупных сочинениях Манафа Шамхалова чувствуется отсутствие у писателя навыков психологического освещения внутреннего мира героев, когда это естественно напрашивается^ в наиболее острых эпизодах дилогии. Особенно это заметно/ в структуре первого, романа «В долине реки Рубас». Во втором романе дилогии «Обновленная долина» автору все же удалось сделать удачную попытку в описании психологического состояния героини Сельминаз, получившей письмо из госпиталя от тяжелораненого Мирзабека. А в повести «На зов» автор уже как талантливый художник слова смог запечатлеть ряд ярких психологических сцен с детальными описаниями детерминированных переживаний и размышлений своих героев. Такое последовательное «проникновение» автора во внутренний мир эпических персонажей свидетельствует о серьезных успехах эстетических творческих поисков писателя.

Динамика роста мастерства писателя явно прослеживается и в дилогии повестей «Борцы» и «Взрывы в горах», посвященных борьбе горцев Южного Дагестана за советскую власть и строительству социализма в 20 годы XX века. В них отразились позитивные результаты жанрово-стилевых поисков Манафа Шамхалова. В повестях автор продолжает тенденцию отображения духовного роста главного героя Дадаша, оказавшегося под влиянием профессиональных революционеров Тарикули Юзбекова и старого подпольщика Абы.

Основными достоинствами повести «Борцы» следует считать то, что автор смог талантливо разработать две проблемы: - в художественной форме осветить события? гражданской войны, в. Южном: Дагестане в 1919-20 годы и показать, борьбу подпольщиков, и процесс становления революционера Дадаша, сына горского- бедняка;! Сравнительно-сопоставительное изучение повести и романа Н.Островского «Как закалялась сталь» позволяет заключить, что роман« отчасти: оказал влияние на Манафа Шамхалова; при» создании им образов Дадаша: и его наставника Абы по аналогии с Жухраем и Павлом; Это заметно: при описании' первых встреч шамхаловских героев;, когда, опытный: подпольщик Аба; бывший» бакинский; рабочий; разъяснял; молодому Дадашу цели и: задачи дагестанских революционеров в борьбе против деникинцев* и иностранных интервентов. , . . .

По своим художественным качествам повести: «Борцы» и «Взрывы в-горах» существенно отличаются от романов Манафа Шамхалова.

Во-первых, повести? имеют стройные структурные композиции; социальные: и революционные конфликты отображены достоверно и в большом» количестве; в действиях участвуют как, реальные герои-революционеры; так и вымышленные персонажи из=«красных партизан».

Во-вторых, типичные реалистические образы Дадаша, Тари, Абы и Лейлы, эволюция» их самосознания^ и характеров, детерминированные их поступки, особенности решительных действий . героев^ описаны автором развернуто и убедительно. Персонажи повестей^ автором наделены конкретными и убедительными личностными качествами; обогащенными деталями индивидуального- психологизма; Что же касается второстепенных героев, они также не кажутся: искусственными, хотя некоторые из них однотипны. Участники событий, изображены активными, смелыми, целеустремленными и решительными. В-третьих, в повестях впервые в творчестве Манафа Шамхалова . использованы вставные сюжеты из • фольклора; подчеркивающие национальный: колорит произведений, они уносят читателей в, далекое прошлое горцев Табасарана.

Несомненно, одним из существенных достоинств прозы, М.Шамхалова следует считать то, что романы и повести его написаны богатым и образным языком. Это заметно как в повествовательных частях произведений;. обогащенных изобразительно-выразительными средствами поэтики прозы, так и в речах горцев, насыщенных популярными пословицами: и поговорками, фразеологическими- оборотами, тропами;. имеющими глубокий смысл вековой народной философии. Манаф Шамхалов как великолепный: знаток языка и мастер пространных диалогов и полифонии подбирал соответствующие языковые средства для самохарактеристики каждого персонажа. Богатство языка шамхаловской прозы, его народность оказали серьезное влияние на всю табасаранскую литературу последующих десятилетий, поэтому лексика романов и повестей М. Шамхалова легла в основу литературного языка.

Подводя общие итоги исследования, необходимо отметить, что для прозы Манафа Шамхалова характерны следующие основные особенности: эволюция творческих возможностей писателя в реалистическом отображении важнейших проблем общественной, экономической, социальной и духовной жизни горцев Табасарана 20-60 годов XX века;

- разработка революционной, военной, колхозной и трудовой тематики, новаторские тенденции развития, табасаранской литературной прозы в жанрово-стилевом отношении;

- художественно-эстетическое отражение героики гражданской войны, социалистического труда и колхозной жизни, создание идеализированных образов,борцов за советскую власть в Южном Дагестане;

- отражение концепции автора в отображении, культа коллективного труда социализма как наиболее прогрессивной деятельности строящих новое общество людей, нравственной чистоты, героев,.высоких их идеалов и веры в светлое будущее; стремление пропагандировать идеи социализма и коммунизма, воспитывать горцев в духе гуманизма, справедливости, доброты, чистой любви, патриотизма и интернационализма;

- развитие национальной прозы в жестких рамках соцреализма и в связях с проблематикой литератур народов России, использование конкретно-исторической методологии, художественное осмысление оптимистического, иногда и патетического настроя трудящихся, строящих новую жизнь;

- стремление автора проникнуть вглубь психологии персонажей, осветить их переживания, мечты и ожидания, раскрыть сложный и многомерный мир человека; благотворное влияние художественно-эстетических приемов М. Шолохова и Н. Островского при разработке типологических образов в своих романах и повестях.

Проза Манафа Шамхалова развивалась в тех же идейно-тематических рамках и в сфере художественных поисков, что и вся советская литература народов Дагестана 50-60 годов. Она внесла существенный вклад в обогащение прозы литератур народов России. Творчество Манафа Шамхалова оказало серьезное влияние на литературные поиски А. Джафарова, М. Митарова, Б. Раджабова, Т. Магомедова, К. Рамазанова, Г. Алимурадова, Ш. Казиева, П. Касимова, Ш. Шахмарданова, Ю. Базутаева, Г. Гасанова и других табасаранских прозаиков и поэтов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Мирзамова, Эльмира Наврузовна, 2011 год

1. Абакарова Ф.О. Очерки даргинской советской литературы (1917— 1965 гг.) / Под общ. ред. А.Ф. Назаревича. Махачкала, 1969.

2. Абдуллатипов А.-К.Ю. История кумыкской литературы (до 1917 года). Ч. 1.-Махачкала, 1995.

3. Абуков К.И. Выход на магистраль: Воздействие русской критической мысли на формирование и развитие принципов социалистического реализма в дагестанской литературе. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976.

4. Абуков К.И Разноязычное единство: обретения и потери. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992.

5. Акбиев С.Х. Связь времен и дружба литератур. Махачкала, 1985.

6. Аверинцев С.С. Притча // БСЭ: В 30 т. Т. 20. М.: Сов. энциклопедия,1975.

7. Акавов З.Н. Нравственные истоки. Опыт изучения творческого развития М. Османова и проблемы новаторства в кумыкской дореволюционной литературе. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.

8. Акавов З.Н. Диалог времен: История кумыкской литературы в зеркале современности. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.

9. Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза: история развития жанровой системы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998.

10. Алиханова A.A. Дагестанская литературно-художественная книга: история становления, проблемы типологии. (1920-1990 гг.). Махачкала, 1991.

11. Амаев М. Манаф Шамхалов // Писатели советского Дагестана. — Махачкала, 1960.

12. Асадуллаее С.Г. Историзм, теория и типология социалистического реализма. Баку: Азернешр, 1969.

13. Ахмедов С.Х. Ахмедхан Абу-Бакар. Махачкала: Дагучпедгиз, 1975. 15: Ахмедов С.Х. Зияутдин Айдамиров и его роман «Старая шерсть».1. Махачкала, 2008.

14. Ахмедов С.Х. На-путях развития дагестанской советской прозы. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.

15. Ахмедов С.Х. О современной лакской литературе. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972.

16. Ахмедов С.Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990.

17. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана: История исовременность. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.

18. Ашурбеков A.A. Зарождение и развитие табасаранской прозы (193050 гг.): Автореф. дис. . канд. филол. н. Махачкала, 2006.

19. Ашурбеков A.A. Зарождение и развитие табасаранской прозы (193050 гг.): Дис. канд. филол. наук. Махачкала, 2006.

20. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худ. лит-ра, 1975.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. -М., 1986.

22. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб: Азбука, 2000.

23. Бритиков А. Ф. Мастерство Михаила Шолохова. М.: Наука, 1964.26 .Буъимин A.C. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969.

24. Вагидов A.M. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987.

25. Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979:

26. Вагидов A.M. Поиски продолжаются. Махачкала: Дагкнигоиздат,2000.

27. Вагидов A.M. Дагестанская проза второй половины XX века. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 2005.

28. Везиров А. Тарикули Юзбеков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963.

29. Вопросы дагестанской литературы: (Сб.ст.) II. Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана / Отв. ред.: Р.Ф. Юсуфов, Г.Б. Мусаханова. Махачкала, 1973.

30. Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. М.: Сов.писатель, 1973.

31. Гаджиагаев А. Памяти писателя // Дагестанская правда. 1995. -16 мая.

32. Гамзатов Г.Г. Дагестан: Историко-литературный процесс: Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.

33. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. — М.: Наследие, 1996.

34. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление: На путях формирования дагестанской советской литературы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986.

35. Гамзатов Г.Г. Дагестан: духовное и художественное наследие. 'Концептуальный, мировоззренческий и нравственный аспекты / Отв. ред.

36. Ф.Х. Мухамедова. Махачкала, 2004.

37. Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность: Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанских литератур; -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982.

38. Гасанов М.М. Манафу Шамхалову50 лет // Комсомолец Дагестана: -1965.-23 июня.

39. Гасанов М^Р. Культура Табасарана XVIII первой половины XIX века // Литературайин Табасаран. 1984. - С. 71. (На табас. яз.).

40. Лячее Г.Д Ментальность народов мира. М.: Эксмо, 2008.

41. Грани таланта: Творчество Ахмедхана . Абу-Бакара в оценке: литературной', общественности / Сост. С.Х. . Ахмедов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984.

42. Гуковский Г.А: Изучение литературного произведения в школе (Методологические очерки о методике). М.-Л.: Просвещение, 1966.

43. Гусейнаев А.Г., Кассиев Э.Ю. Очерки лакской советской литературы / Ред. М. Г'рунин. Махачкала, 1964. .

44. Гусейнов М.А. Картины эволюции кумыкской прозы 60-80-х годов. -Махачкала: Наука-сервис, 1998. ' ' " •

45. Гусейнов М.А. Кумыкская проза начала XX века: проблема художественного,стиля. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2003 .

46. Дагестанская литература во взаимодействии с литературами народов СССР: Сб. ст. / Сост. 3.3. Гаджиева. Махачкала, 1985.

47. Дагестанская литература: Закономерности развития (1965-1985 гг.) / Отв. ред. Ч.С. Юсупова.- Махачкала: ДНЦ РАН, 1999.

48. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. -М.: Изд-во вост. литературы, 1962.

49. Далгат У.Б. Литература и "фольклор: Теоретические аспекты. М.: Наука, 1981.

50. ДанииловГ.-А.Д. История Дагестана: В 4 т. Т. 4. М.: Наука, 1969.53 .Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литератур. М.: Наука, 1979.

51. Жанры дагестанской советской литературы: Сб. ст. / Отв. ред. С.Х. Ахмедов; Сост. Г.Б. Мусаханова. Махачкала, 1979.

52. Жанры советской художественной прозы народов Дагестана: Сб. ст. / Сост. и отв. ред. С.Х. Ахмедов. Махачкала, 1987.

53. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. .

54. Залыгин С. Литературные заботы. М.: Наука, 1972.

55. Иеащенко А. Заметки о современном реализме. М., 1961.

56. Имамкулиева З.И. Дагестанская литература в послевоенный период / История дагестанской советской литературы: В 2 т. Т. 1. — Махачкала: Изд-во ДагФАН СССР, 1967.

57. Исмашов У. Сифте гафнуанди (Вместо предисловия) / Женгчйир. -Махачкала, 1971 (Натабас. яз.)

58. История Дагестана с древнейших времен до наших дней: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Гаджиева М.Г. Махачкала: Юпитер, 2005.

59. История дагестанской советской литературы: В 2 т. Т. 1. -Махачкала: Изд-во ДагФАН СССР, 1967.63 .Кассиев Э.Ю. Введение // История Дагестанской советской литературы. Т. 1.-Махачкала: Изд-во ДагФАН СССР, 1967.

60. Кассиев Э.Ю. Дагестанская литература на пути к социалистическому реализму: От просветительства к реализму нового типа. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982.65 .Кожинов В.В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. -М.: Сов. писатель, 1963. *

61. Козлов И. Большая книга о большом времени (роман М. Шолохова «Поднятая целина») // Молодой большевик. 1933. - № 5.

62. Ковалев! В.А. Многообразие стилей в советской литературе. — М.,1965.

63. Кузнецов ММ Пути развития, советского: романа. -М.: Знание, 1971.

64. Курбанов ММ Эпические жанры табасаранского фольклора. -Махачкала: Изд-во ДНЦРАН, 1995.

65. Курбанов ММ Специфика отображения сасанидских походов V-VI вв. . в древних преданиях табасаранцев // Горизонты современного гуманитарного знания. М.: Наука, 2008:

66. Мазанаев Ш.А. Русскоязычная .литература Дагестана- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984.

67. Марков Д.Ф. Генезис ; социалистического реализма: М.: Худ литература, 1970;

68. Марков Д.Ф: Проблемы теории социалистического реализма. 2-е изд., доп. - М.: Худ. литература, 1978.

69. Муртазалиева П.И. Табасарандин мелз (Язык Табасарана)^И Горянка. 1965. - № 3 (На табас. яз.)

70. О журналах «Звезда» и «Ленинград». Постановление оргбюро ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. // Правда. 1946. — 21 августа.

71. ШкОсоцкийР:Роман иистория.—-Мл Наука, 1980:

72. Очерки дагестанской советской литературы / А. Назаревич! Б. Магомедов; X. Халилов, Л. Соколова, Г. Мусаханова; Э> Кассиев; Под общ. ред. проф. .С.М: Брейтбурга. Махачкала: Дагкиигоиздат^ 1957.83. 1977.

73. Петров С.М. Основные, вопросы? теории; реализма. Критический реализм: СЬциалистическийреализм.',- Мл Просвещение,; 1975.

74. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы М., 1972. ' ■

75. ПоспелоеЕ.Н: Проблемылитературногостиля. — Mi, 1970:

76. Раджабов Б. Сифте гафнуанди (Вместо предисловия) // Шамхалов Манаф: Женгчйир. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971 (На табас. яз.).

77. Раджабов Б. Душой поэта познавая мир // Дагестанская правда. -2005.-№296-299.

78. Развитие социалистического реализма в дагестанской советской литературе: Сб. ст. / Сост. С.Х. Ахмедов; Отв. ред. 3.3. Алиева. Махачкала, 1980.

79. Рамазанов К. Шаир Манаф Шамхалов (Поэт Манаф Шамхалов) / Литературайин альманах. Махачкала, 1954 (На табас: яз.).

80. Сказки народов Дагестана / Сост. Х.М. Халилов. Махачкала, 1989.

81. Султанов К.К. Позаконамхудожественности. Махачкала, 1979.

82. Султанов К.К. Преемственность и обновление (Современная? проза Северного Кавказа и Дагестана).—М.: Знание, 1985.

83. Султанов К.К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. М.: Наука, 2001.

84. Табасаран в мифах, преданиях,': легендах: и притчах / Сост., автор предисл. и примеч. М.М. Курбанов. Махачкала: Деловой хмир, 2007.

85. Тарикъулдикан халкьдин мяъли (Народная песня о; Тарикули) / Табасаран халкьдин мяълийир. Дюзмиш гъап1ур М. Къурбанов. -Мягьячкъала: Дагучпедгиз, 1990 (На табас. яз.).

86. Томашевский Б.В. Теория литературы; Поэтика. - М.:. Наука, 1996. . • ■ ■ ■

87. Усахов М.-Р.У. Социалистический реализм в дагестанской литературе. Ростов на / Д; 1985. , :

88. Храпченко М.Б: Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. -М.: Сов. писатель, 1970.103. ^айчен^о^МЯ .Еоризонть^худбжественнбго? образам М.: Наука,1981.

89. Шилова Л.Д. Дагестанская литература 30-х годов // История дагестанской советской литературы: В 2 т. Т. К Махачкала: Изд-во ДагФАН СССР, 1967. , ' •

90. Шкхиева М.Ш. Сказочный эпос дагестанских азербайджанцев: специфика- типология; поэтика; Дис. .канд; филол. наук. Махачкала, 2005.

91. Эмиров Н.П. Из истории военной' интервенции и гражданской • войны,в Дагестане. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972.

92. Юсу (ров М.Г. Цйийи дережейихъна. (К новым высотам). -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980 (На табас. яз.)

93. Юсуфов М.Г. Писатель разностороннего таланта // Дагестанская правда. 1975. - 21 ноября.

94. Юсуфов М.Г. Табасаранская советская литература. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1988.

95. Юсуфов М.Г. Табасаранская национальная литература. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994.

96. Юсуфов М.Г. Табасаранская литература. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1999 (На табас. яз.).

97. Юсуфов Р. Ф. Дагестан и русская литература конца XVIII и первой половины XIX в. М.: Наука, 1964.

98. Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры / Отв. ред. Н.Л. Степанов. М.: Наука, 1970.

99. Юсуфов Р. Ф. Общность литературного развития народов СССР в дооктябрский период. М.: Наука, 1985.I

100. Ярахмедова Г. Памяти поэта // Дагестанская правда. 2005. - 25 октября.2. Тексты

101. Агададашев А. Асландин сумчир (Свадьба Аслана). Махачкала: Дагучпедгиз, 1957 (На табас. яз.).

102. Антология дагестанской поэзии. Т. 1. Песни народов Дагестана / Сост. К.И1 Абуков, A.M. Вагидов, С.М. Хайбуллаев. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980.

103. Бахтавар уьмур (Счастливая жизнь) // Литературайин альманах. Дюзмиш гъап1дар М. Митаров, М. Шамхалов. Мягьячкъала: Даггиз, 1949 (На табас. яз.).

104. Джафаров А.П. Думуган ва гьамус (Прежде и теперь). -Мягьячкъала, 1934 (На табас. яз.).

105. Калук Мирза. Уьзден мяъли (Песня узденя). Дюзмиш гъап1ур Ш. Шахмарданов. Мягьячкъала: Дагкнигоиздат, 2008 (На табас. яз.).

106. Митаров Б.М. Хабар тув ихь дустариз (Сообщите друзьям). -Махачкала: Дагучпедгиз, 1974 (На табас. яз.).

107. Островский H.A. Как закалялась сталь. — М.: Просвещение, 1982.

108. Тарикъулдикан халкьдин мяъли (Народная песня о Тарикули). Уч ва тартиб гъап1ур И. Шахмарданов / Табасаран халкьдин мяълийир. Дюзмиш гъап1ур М. Къурбанов. Мягьячкъала: Дагучпедгиз, 1990 (На табас. яз.).

109. Ханмагомедов Э. Гъап1ури ип1ур (Кто работает, тот ест). -Мягьячкъала, 1934 (На табас. яз.).

110. Шамхалов М. Дюзмиш гъабши дере (Обновленная долина).-Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963 (На табас. яз.).

111. Шамхалов М. Дагълариъ т1урк1бар (Взрывы в горах). -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972 (На табас. яз.).

112. Шамхалов М. Дих ап1баз (На зов). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1965 (На табас. яз.).

113. Шамхалов М. Женгчйир (Борцы). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971 (На табас. яз.).

114. Шамхалов М. Чирагъ нирин дерейиъ (В долине реки Чираг). -Мягьячкъала: Дагкнигоиздат, 1958 (На табас. яз.).

115. Шамхалов Манаф. Урхбан китаб (Книга для чтения). Ч. 1. -Мягьячкъала: Даггосиздат, 1933; Ч. 2, 1934 (На табас. яз.)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 444237