Проблемы формирования правосознания в современном Таджикистане: теоретико-методологические аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Нусратов, Лоик Мурзониёзидинович

  • Нусратов, Лоик Мурзониёзидинович
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2008, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 160
Нусратов, Лоик Мурзониёзидинович. Проблемы формирования правосознания в современном Таджикистане: теоретико-методологические аспекты: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Душанбе. 2008. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Нусратов, Лоик Мурзониёзидинович

Введение.

Глава 1. Общетеоретическая характеристика правового сознания

1.1. Теоретико-методологические проблемы изучения природы правосознания.

1.2. Правосознание: понятие и сущность.

1.3. Диалектическое единство права, правопонимания и правосознания.

1.4. Основные формы деформации правосознания и пути их преодоления.

Глава 2. Методологические предпосылки исследования особенностей правового сознания таджикского народа

2.1. Категория «ментальность» в теории правосознания.

2.2. Основные этапы и особенности формирования правовой ментальности таджикского народа.

2.3. Глобализация и её влияние на правосознания таджикского общества.

2.4. Состояние и перспективы развития правосознания в Таджикистане в условиях государственной независимости.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы формирования правосознания в современном Таджикистане: теоретико-методологические аспекты»

Актуальность темы исследования. Проблемы формирования правосознания всегда находятся в центре научно-правовой проблематики, так как надлежащая степень знание населением законов, высокий уровень уважения к нормам права, эффективность процессов правотворчества и реализации права, законопослушность граждан и должностных лиц во многом зависят от степени развития правосознания, осмысленного восприятия правовой действительности. Последнее обостряется в период общественной трансформации, когда происходит разрушение большинства институциональных и нормативных образцов, меняются цели, ценности, допустимые средства реализации социальных потребностей, когда в обществе устанавливаются новые правила правового взаимодействия.

Актуальность избранной темы объясняется и тем, что проблема формирования подлинно демократического правосознания является одной из ключевых, определяющих судьбу будущей национальной государственности. Дальнейшее совершенствование общества, построение правового государства и гражданского общества, утверждение идеалов нравственности и государственности немыслимы без преодоления отрицательных стереотипов, сложившихся в сознании людей, нейтрализации антиправовых и антисоциальных устремлений, а также без коренных перемен в политико-правовом мышлении.

Эта проблема остро стоит в таджикском обществе, где из-за низкой правовой компетентности граждан, недостаточной информированности их о своих правах и обязанностях, недостаточно высокого профессионализма работающих юристов, противоречивости законодательства в переходный период общественного развития правовая жизнь общества оставляет желать лучшего. Поэтому правосознание и правовая культура населения, вобравшая в себя все ценное из опыта предыдущих поколений на современном этапе исторического развития становятся тем важным фактором, который может обеспечить определенный (как формальный, так и фактический) порядок в обществе.

Следовательно, большую значимость приобретают научное осмысление природы и сущности правосознания, исследование его взаимодействия (взаимовлияния) с правом и правопониманием в обществе, исторических корней и предпосылок его становления, причин деформации и путей её преодоления, роли правового воспитания в формировании положительного правосознания граждан и т.д.

Между тем проблемы становления и развития правового сознания таджикского народа, его специфических особенностей в таджикской юриспруденции до сих пор не были предметом исследования, и поэтому попытку автора можно определить как научно, так и практически значимой, а тематику актуальной.

Степень научной разработанности темы. Правосознание как форма общественного сознания, его понятие, структура, функции, роль в укрепление законности и государственности, а также пути правового воспитания, формирование правовой культуры населения были предметом исследования таких советских ученых-правоведов и философов, как П.П. Баранов, К.Т. Вельский, А.Я. Вышинский, Г.А. Злобин, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, Н.И. Козюбра, Е.А. Лукашева, Г.П. Лупарев, Е.В. Назаренко, Г.С. Остроумов, И.Ф. Покровский, Д.А. Потопейко, А.Р. Ратинов, М.А. Рейснер, В.А. Сапун, Н.Я. Соколов, А. Спиркин, М.С. Строгович, П.И. Стучка, В.А. Туманов, А.К. Уледов, И.Е. Фарбер, Н.Н. Фиолетов и др. В их работах содержатся определенные позитивные идеи, выводы и обобщения о социальной природе, специфических особенностях, месте правосознания в юридической надстройке общества, его взаимосвязи с политическим сознанием и т.д.

Научное переосмысление правосознания через призму современных подходов к изучению этого феномена, с учетом факторов, влияющих на его содержание, природу и сущность характерно для работ современных российских ученых -Р.С. Байниязова, Е.А. Белканова, М.И. Бородиной, М.Ю. Бражникова, А.С. Гречина, С.Н. Касаткина, В.Н. Коробка, С.Н. Левковича, В.П. Малахова, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, В.Д. Перевалова, А.П. Плешакова, Е.А. Рябова, В.Н. Синюкова, Т.В. Синтоковой, Н.М. Тапчанян, Т.В. Шатковской и др.

Отдельные аспекты исследуемой темы были затронуты в трудах таджикских ученых - Ф.Т. Тахирова, Р.Ш. Сативалдыева, А.Г. Халикова, Д.М. Зоирова, И.Б. Буриева, Ш.С. Хамроева, Э.С. Насурдинова и др., которые имеют важное методологическое значение в изучении правового сознания таджикского народа, в плане его культурно-исторического развития, т.е. в исследовании проблем правовой ментальности.

Объект диссертационного исследования - теоретико-методологические и социально-правовые предпосылки изучения процессов формирования и развития правового сознания вообще и правосознания таджикского народа в частности.

Предмет диссертационного исследования — наиболее значимые факторы, влияющие на формирование (становление) и развитие правосознания таджикского народа и обуславливающие его особенности.

Цель диссертационного исследования - выявление специфических характеристик правового сознания таджикского народа и соответственно разработка наиболее эффективных мер по повышению его уровня и воспитанию позитивного отношения к праву и правовым явлениям у его представителей.

Для достижения поставленной цели диссертантом решаются следующие задачи:

-рассмотрение и анализ различных методологических подходов к изучению правосознания и выявление наиболее адекватного подхода;

-теоретико-хронологический анализ различных дефиниций правосознания, выявление его сущности как правового феномена, собственное определение понятия правосознания;

-выявление соотношения правопонимания и правосознания, путей (каналов) взаимовоздействия права и правосознания, их диалектических связей;

-теоретический анализ основных форм деформации правосознания и определение наиболее приемлемых путей их преодоления;

-обоснование правомерности использования понятия «правовая мептальность» в теории правосознания для обозначения правового сознания конкретной этнической общности в его культурно-историческом развитии;

-определение и анализ основных этапов формирования правовой ментальности таджикского народа;

-выяснение факторов и каналов воздействия глобализации на правосознание таджикского общества;

-теоретический анализ состояния и перспектив развития правового сознания таджикского народа на современном этапе его исторического развития.

Методологическая и теоретическая основы исследования.

Учитывая особенность предмета исследования, в диссертационной работе широко использованы общие и специальные методы системного подхода и структурно-функционального анализа, такие как диалектический, логический, социологический, антропологический, конкретно-исторический и сравнительно-правовой.

Наряду с этим, в диссертационной работе, в специальном разделе, правовой менталитет таджикского народа, как искомый и исследуемый феномен рассматривается как в состоянии статики, так и в динамике - с точки зрения эволюционного и революционного развития, с точки зрения его внутренних противоречий, под углом зрения взаимодействия с окружающей правовой, политической, экономической, социальной и культурной средой.

Общетеоретическую основу диссертации составляют труды известных российских исследователей теории правосознания. Важную роль в теоретико-методологическом обосновании специфических особенностей правового сознания таджикского народа сыграли и труды вышеназванных отечественных ученых-историков права.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые в рамках отечественной юриспруденции предпринята попытка комплексного исследования правосознания таджикского народа, его специфических особенностей, факторов, влияющих на его формирование и содержание, а также методологических основ его изучения.

На защиту выносятся следующие положения:

1) правосознание представляет собой один из наиболее сложных, многогранных и многоаспектных феноменов в юриспруденции, поэтому его исследование требует комплексного подхода. То есть все предлагаемые в юридической литературе подходы могут (и должны) использоваться как в сочетании, так и отдельно, в зависимости от того аспекта правосознания, который будет вовлечен в поле научного анализа и теоретических рассуждений;

2) имеющиеся в юридической литературе определения понятия правосознания, в зависимости от уровня научного знания об этом явлении, идеолого-эпохальных доминант и методологических особенностей научно-логических умозаключений, можно классифицировать на типы, виды и подвиды. Такая классификация выполняет важную дидактическую задачу и служит более глубокому изучению сущности этого явления.

Дефиниции правосознания можно классифицировать следующим образом:

А. Формально-логические определения: 1) структурные определения: а) определение правосознания как правовой идеологии; б) определение правосознания как правовой психологии; в) интегративное определение. 2) структурно-функциональное определение.

Б. Содержательные определения: 1) аксиологическое определение; 2) культурно-историческое определение; 3) социологическое определение;

3) термином «деформация правосознания» в теории правосознания обозначается следствие, результат ряда факторов и причин, которые разрушают нормальную форму правового сознания. Это проявляется в различных его формах отличающихся друг от друга степенью и характером искажения правовой действительности. Для преодоления каждой из форм деформации правосознания необходимы адекватные их характеру методы и средства, однако можно предложить общую методическую конструкцию, включающую в себе комплекс наиболее оптимальных мер по предупреждению и предотвращению деформации правосознания вообще. К ним относятся меры воспитательного, социально-экономического, собственно правового и политического характера;

4) между правопониманием и правосознанием, по сути, являющимися самостоятельными правовыми явлениями, прослеживается тесная связь и взаимообусловленность. Следовательно, исследование проблем формирования правосознания тесно связано с методологией правопознания.

Право и правосознание находятся между собой в неразрывной диалектической связи. Поскольку право по отношению к правосознанию является отображаемым, следовательно, отображающий и отображаемый не могут существовать друг без друга. Диалектическая связь права и правосознания выражается также в их взаимовлиянии и взаимообусловленности;

5) категория «правовая менталъностъ» («правовой менталитет») в теории правосознания выполняет важную методологическую роль, так как позволяет значительно расширить границы исследования этого феномена с учетом его исторического становления и развития (историческая память (дух), исторически сложившееся правопонимание и т.п.), а также с учётом влияния на него не только государственно-правовых, но и культурно-бытовых факторов, таких как народные традиции, обычаи, национальное самосознание, религиозно-нравственные установки, социально-бытовые условия и т.д.

Благодаря использованию понятия «менталитет» в его юридической интерпретации становится возможным исследование особенных характеристик правового восприятия того или иного народа через призму его отношения к миру в целом, и это, в свою очередь может «объяснить» не поддающееся рациональному объяснению «своеобразие» правосознания народа;

6) правовая ментальность таджикского народа складывалась и формировалась тысячелетиями, в рамках различных государственных образований и цивилизаций. Исходя из этого, можно выделить и исследовать несколько этапов формирования его правового менталитета:

- первый этап - период зороастрийской цивилизации;

- второй этап - период развития исламской цивилизации;

- третий этап - социалистическая эпоха;

- четвертый этап - современный период, т.е. период государственной независимости;

7) глобализация, как объективный и необратимый процесс, охватывает все сферы жизнедеятельности общества, включая и правовую сферу. Под влиянием процессов глобализации происходят существенные изменения в правовой области. Следовательно, существенно изменяется и субъективное к ней отношение (ее осознание) членов общества. При этом роль правильного и глубокого осознания сущности и назначения правовых предписаний в этих условиях существенно возрастает, потому что только посредством высокоразвитого правосознания своих представителей то или иное общество может противостоять вызовам и угрозам столь многоликого явления, как глобализация;

8) мероприятия по повышению уровня правового сознания в обществе могут дать желаемый результат только тогда, когда они реализуются в едином контексте с мерами по повышению уровня общей моральной и духовной культуры, а также уровня социально-экономического благосостояния граждан. Ибо только высококультурный, морально устойчивый и духовно обогащенный, материально обеспеченный и социально защищенный человек в состоянии вникнуть в смысл правовых предписаний, осознавать свои права и обязанности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в нем теоретические положения и выводы развивают и дополняют концептуальные положения отечественной теории правосознания, находящейся пока в стадии разработки. Результаты исследования имеют значение для постановки соответствующих проблем, углубления комплексных научных исследований по изучению особенностей правового восприятия, правоощущения и правосознания, в целом правовой ментальности таджикского народа.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения могут быть использованы в разработке рекомендаций по совершенствованию как правотворческой, так и правоприменительной деятельности.

Материалы диссертации могут использоваться при подготовке и обновлении учебных пособий, лекционных курсов для студентов юридических факультетов по таким дисциплинам, как теория и история государства и права, по спецкурсам - проблемы правосознания и правовой культуры и др.

Результаты диссертационной работы могут быть положены в основу разработки методики правовоспитательной деятельности по формированию положительного правосознания граждан и высокой правовой культуры общества.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены в виде докладов и сообщений на научно-теоретических семинарах, научно-практических конференциях международного и республиканского значения, а также содержатся в публикациях автора.

Рукопись диссертации была обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на заседании Отдела теоретических проблем современного права Института государства и права Академии наук Республики Таджикистан.

Структура работы обусловлена поставленными автором задачами и состоит из введения, двух глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Нусратов, Лоик Мурзониёзидинович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приведенное исследование дает основание для следующих выводов:

1) Правосознание представляет собой один из наиболее сложных, феноменов в юриспруденции, поэтому в его исследовании необходим комплексный подход. К примеру:

- если речь пойдет о правосознании, как о сфере духовной жизни общества, когда оно рассматривается в качестве фактора, определяющего мировоззренческую позицию членов общества и когда оно предстает как система идейных установок и ценностей, берущих начало в природе человека (естественное начало), то вполне применим философский подход, т.е. так называемая рефлексия правового существа.

- когда правосознание будет рассматриваться в историко-социально-структурном плане, т.е. применительно к конкретному обществу, нации, народу и другим более малым социальным общностям людей в их историческом развитии, то необходим подход, который мог бы объяснить влияние таких факторов, как преемственность, культурность, религиозность, этичность, ментальность и т.п., на формирование, развитие и состояние правосознания данной общности;

- когда правосознание исследуется в практическом плане, т.е. когда встает необходимость его четкого и правильного определения, измерения уровня и состояния, выявления причин деформации, взаимовлияния с правом, правовыми отношениями, правовой системы в целом и т.п., исследователь вынужден будет обращаться к формальным методам и эмпирическим средствам.

2) Взгляд на эволюцию понятия, т.е. тщательный теоретико-хронологический анализ существующих определений, наглядно выражает процесс приращения научных знаний о предмете и поможет новому, и более четкому определению его понятия.

Теоретико-хронологический анализ существующих дефиниций правового сознания дает возможность их классификации, в зависимости от уровня научного знания об этом явлении, идеолого-эпохальных доминант и методологических особенностей научно-логических умозаключений, которая выполняет важную дидактическую задачу, т.е. способствует более глубокому изучению этого явления.

3) Полагаем, что правопонимание более всего направлено на создание «образа права», формированию правового мировоззрения и скорее носит познавательную задачу, а правосознание, основываясь на этом же самом правопонимании, больше направлено на практические задачи, т.е. проявляется в своем регулятивном назначении и в поведении людей, имеющем эмоциональную окраску.

Сказанное дает нам основания констатировать, что понятие «правосознание» по сравнению с понятием «правопонимание» более широкое, и оно включает в себя правопонимание в виде правовой идеологии, а также правовую психологию, которые в комплексе являются детерминатором определенных ориентаций и моделей поведения у человека, и выполняет регулятивные функции в общественной жизни.

Почти схожее» определение двух разных явлений в юридической литературе может указывать на их общность и взаимосвязанность.

Мы разделяем позицию тех исследователей, которые считают, что правосознание, действительно, является субъективным отражением объективно существующего права. Однако такое отражение не является простым, зеркальным или пассивным, а наоборот, весьма непростым, даже очень активным отражением. Отсюда со всей определенностью вытекает вывод, что, во-первых, только и не только право определяет правосознание, а во-вторых, правосознание, также активно воздействуя на право, предопределяет его состояние.

Вместе с тем, исходя из позиции материалистической диалектики, усматривающей внутренний источник развития в единстве и борьбе противоположностей, отметим, что правосознание и право могут находиться и в конфликте, обусловленное влиянием взаимодействия правового и морального, политического, эстетического сознания, ввиду целостности и единства человеческого сознания. Однако этот конфликт в итоге может превратиться в фактор развития, если право будет обогащаться морально-эстетическими качествами, а правосознание -новой нормой.

4) Деформация правосознания проявляется в различных его формах, отличающихся друг от друга степенью и характером искажения правовой действительности. Несомненно, что для преодоления каждой из форм деформации правосознания необходимы адекватные их характеру методы и средства, однако можно предлагать общую методическую конструкцию, включающую в себя комплекс наиболее оптимальных мер - воспитательного, социально-экономического, собственно правового и политического характера по предупреждению и предотвращению деформации правосознания вообще.

5) Обогащение теории правосознания (юридической науки в целом) категорией «ментальность», которая, существенно дополняет научные знания и способствует более широкому исследованию феномена правосознания, имеет важное теоретическое и практическое значение.

Проведенный анализ работ ряда авторитетных авторов дает основание утверждать, что благодаря использованию понятия менталитета в его юридической интерпретации становится возможным исследование особенных характеристик правового восприятия того или иного народа через призму его отношения к миру в целом. И это, в свою очередь, может «объяснить» не поддающееся рациональному объяснению «своеобразие» правосознания конкретной народности. Поэтому трудно согласиться с авторами, использующими понятие «правовая ментальность» для обозначения индивидуальных особенностей правосознания, точнее, для рассмотрения специфики правового сознания на индивидуальном уровне.

6) Методология исследования происхождения и исторического развития правового сознания, основывается на выявлении и анализа сущности правовых норм, действующих на определенном территориально-временном пространстве, свидетельствующих о характере правового мышления, о содержании правового сознания и в целом об уровне правовой культуры народа, населявшего это территориально-временное пространство. Так как иначе говорить, судить, научно исследовать и тем более восстанавливать истинную историческую картину «содержания правового сознания» людей прошлой эпохи просто невозможно, потому что правосознание является по сути дела абстрактным, субъективным и потому неосязаемым явлением, без своего материализованного выражения - нормы, права по отношению прошлого времени.

Исходя из этого, исследование специфических особенностей правового сознания таджикского народа в его историческом развитии может осуществляться, через анализ сущности правовых норм, которые действовали на территории его исторической родины, которых почитали и которыми всегда руководствовались его представители.

Первоначальное правосознание, основа правовой ментальности таджикского народа, было проникнуто нравственными и религиозными представлениями, совмещало в себе мистическое и реальное начала, отражало условия их жизни и быта, служило мирному их сожительству в рамках человеческого общества, сохраняло тем самым свою самобытность pi исконную житейскую мудрость, основанная на триаде божественных принципов - благомыслие, благословие и благодеяние.

Второй этап формирования правовой ментальности таджикского народа, вобравшую в себя мудрость предыдущих поколений (выражающуюся в почитании и соблюдении обычаев и традиций), основывающуюся на национальном языке и опыте собственной государственности, базирующуюся на идейно-духовных постулатах исламской религии, имело (и по сей день имеет) определяющее значение в выборе позиции, выражении отношения и закреплению установок его представителей по поводу права и правовых явлений. Именно этот менталитет в совокупности был выразителем культуры, мировоззрения, сознания и быта его носителей, явившейся очагом их самобытности. Содержание этого менталитета составляли: представления о Божьей воле (Ризои Хак) и добродетели, о разрешенном (Халол) и запретном (Харом), о морально допустимом и нравственно неприемлемом.

Со становлением Советской власти, в начале в северной части, а затем и в других регионах, образованием Таджикской АССР (1924г.) и Таджикской ССР (1929г.), вхождением таджикского народа в фазу социалистического строительства, начинается следующий этап формирования его правовой ментальности, характеризующийся двузначностью и парадоксальностью. Это её ориентация на нормативно закрепленное право, единственным источником которого выступает «самая совершенная человеческая политическая организация» под названием государство, выражающее волю господствующего класса, обусловленное и вытекающее преимущественно из материально-экономических отношений в обществе, обеспеченное мерами государственного принуждения, категорически и четко дифференцирующееся от норм морали и нравственности, тем более от религиозных, в условиях господства материалистического мировоззрения.

Именно такое понимание права стало пропагандироваться, именно такое право стало «внедряться», наряду с другими «дружественными народами», в жизнь таджикского народа:

-для которого право не всегда выступало, в качестве правила поведения, где-то зафиксированное или закрепленное, а было обычаем, традицией, следовательно, и правом и обязанностью так поступать, потому что так поступали отцы и деды, для которого, даже если оно могло бы быть закрепленным где-то, то необязательно в каком-нибудь нормативном документе, а в Священной книге;

-для народа, для которого право не могло быть установлено и выражать волю какого-то узкого круга лиц (группы, класса и т.п.), а выражало Божью волю и служило интересам всех без исключения лиц, в обоих мирах;

-для народа, который совсем или никогда не ставил знак различия между правом, моралью, нравственности и тем более, религиозных обязанностей;

-для народа, для которого право не выступало только как средство регулирования, обусловленное лишь только экономическими потребностями и отношениями, а вытекало из повседневных потребностей и регулировало все сферы его жизни.

Однако, несмотря на все эти противоречия, социалистическое право в действительности было «внедрено» как в жизнь, так и в сознание таджикского народа. И тут, дело было не только в «политических усилиях» центра или неверности нашего народа своим исконно культурно-историческим достояниям, причина кроется в том, что социализм с его, опят таки ориентацией, на высокие гуманные принципы, на культ коллективизма нашел свой отголосок в менталитете таджикского народа.

Отсюда, вывод, что, правовому сознанию, когда оно формируется в течение долгого времени, в контексте социально-бытового и культурно-исторического развития своих носителей, превращаясь тем самим в ментальные стереотипы, присущи черты стабильности, устойчивости и преемственности, которые одними только «политическими усилиями» невозможно ни сломать, ни разрушить. Проще выявить, выяснить содержание этой ментальности и основать все «новое» именно на него, тогда результат превзошел бы всякие ожидания, потому что это есть тот «язык» на котором легче объяснять и который проще понять этому народу. А культивирование лучших и значимых ее образцов может способствовать быстрому развитию и успешному выполнению поставленных перед современном таджикском обществом задач.

7) Обретение Республикой Таджикистан независимости в конце прошлого столетия совпало с набирающим силу процессом глобализации. Признания Республикой Таджикистан в своей Конституции основных прав и свобод человека, как высших ценностей, провозглашение её правовым и социальным государством, амбиции ее народа по построению демократического общества и многое др. свидетельствуют о том, что эта страна полностью втянута в орбиту глобали-зационных процессов.

В условиях глобализации особую значимость приобретает правосознание должностных лиц, которые ответственны за проведение правовой политики и правовой реформы в республике. Учет национальных интересов и особенностей, как при разработке, так и при подписании актов международного характера является весьма важным моментом. При проведении правовых реформ и правотворчества на национальном уровне роль должностных лиц (депутатского корпуса) также немаловажна. Важно чтобы проводимые реформы и принимаемые акты не противоречили исконному историческому правовому менталитету народа, не были навязаны, продиктованы «кем-то извне», а были объективно востребованы, чтобы они не лоббировались какими-то международными институтами и ТНК преследующими свои корыстные цели в нашей республике.

Что касается проблемы сохранения идентичности правосознания таджикского народа, его правового менталитета, то без сомнения можно утверждать, что она и есть та почва (уникальная по своей природе) на которой должны основываться все политико-правовые усилия государства в условиях глобализации.

8) Наиболее перспективными направлениями по формированию, развитию и повышению уровня правового сознания таджикского народа, то есть позитивного отношения его представителей к праву (закону), являются:

-учет его веками сложившегося менталитета, выражающиеся в глубоких (интимных), своеобразных стереотипах мышления и поведения, как в процессе правотворчества, так и в правоприменении;

-обеспечение должного качества принимаемых законов, т.е. совершенствование законодательства;

-приведение всех принятых и принимаемых в стране правовых норм в соответствие требованиям принципов справедливости, гуманности и нравственности;

-всемерная защита прав личности, совершенствования механизмов защиты гарантированных прав;

-упрочение законности и правопорядка посредством пересечения любого факта нарушения требований закона, как со стороны должностных лиц, так и со стороны отдельных граждан;

-качественные комплектование и отбор кадров при формировании органов, и назначении на должность кандидатов на важные и ключевые посты, занимающихся правоприменительной деятельностью;

-профессиональное обучение и воспитание юристов и других должностных лиц, повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом;

-доведение до сведения граждан содержания их основных прав и обязанностей;

-обеспечение высокого уровня социально-бытовых и социально-экономических условий жизни граждан.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Нусратов, Лоик Мурзониёзидинович, 2008 год

1. Официальные документы:

2. Конституция Республики Таджикистан. -Душанбе: Ирфон, 2003.-84с.

3. Указ Президента Республики Таджикистан «О правовой политике и правовом воспитании граждан Республики Таджикистан» от 09 апреля 1997г. №691.

4. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. -М.: «Наука», 1989.-243 с.

5. Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура. -М., 2001.-75с.

6. Бек Ульрих, Что такое глобализация?: ошибки глобализма ответы на глобализацию. -М., 2001.-303с.

7. Бура Н.А. Функции общественного правосознания. -Киев: «Науково думка», -1986. -86с.

8. Буриев И.Б. Действие мусульманского права в дореволюционном Таджикистане (VIII-начало XX вв.). -Душанбе, 1999. -199с.

9. Вагабов М.В. Ислам и семья. -М.: «Наука», 1980.-174с.

10. Вагабов М.В. Калым вредный пережиток. -Махачкала, 1975.-48с.

11. Величко A.M. Нравственные и национальные основы права. -СПб., 2002. -156с.

12. Вышинский А.Я. Теория судебных доказательств в советском праве. -М., 1950. -308с.

13. Гак Г.М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. -М.: Изд-во ВТПИ и АОН, 1960. -200с.

14. Гафуров Б.Г. История таджикского народа. -М., 1952.-501 с.

15. Гафуров Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. Кн. 1.-Душанбе, 1989.-3 84с.

16. Гуревич А.Я. Марк Блок и «Апология истории, или Ремесло историка». // Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. Пер. Е.М. Лысенко (Памятники ист. мысли). -М.: «Наука», 1986. -254(2)с.

17. Гуревич А.Я. Уроки Люсьена Февра. / Послесловие к книге Л. Февра «Бои за историю». Пер. А.А. Бобовича. -М.: «Наука», 1991. -629с.

18. Демченко Т.И. Возникновение и понимание древнерусского правового сознания. -М., 2004.-128с.

19. Додихудоев X. Культура и цивилизация: истины и парадоксы традиций.Т. 1. ч.1. -Душанбе: «СОМОМ», 2006.-396с.

20. Додонов Р.А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования. -Запорожье: «Тандем-У», 1998. -205с.

21. Дыльнов Г.В. Законодательная власть в правовом государстве. -М., 1995.

22. Евстратов A.M. Правовая культура и правосознание (проблемы, трудности и противоречия) в условиях становления тоталитарного общества. -Кострома: Изд-во КГТУ, 2001.-152с.

23. Злобин Г.А. Правосознание в Советском общенародном государстве. -М.: «Знание», 1963.-32с.

24. Зоиров Д.М. Таджикистан: от государства Саманидов до суверенной государственности. -Душанбе: «Деваштич», 2003.-200с.

25. Зыков П.Г. О социальной природе права. Соотношение норм права и профсоюзных организаций. -М.: «Профиздат», 1976.-191с.

26. Ибраева А.С. Правовая культура Казахстана: проблемы формирования, факторы развития. Алматы: Казак универсгт, 2004. -269с.

27. Ивлев А.К. Правосознание и правовое воспитание молодежи. В помощь лектору (Методический материал). -М.: «Знание», 1982.-47с.

28. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. // Ильин И.А. Собр. соч. в 10-и томах. Т.4. -М., 1994.-621с.

29. Ильин И.А. О сущности правосознания. Соч. в 2-х т.-Т.1.-М.: «Русская книга», 1993 .-400с.

30. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 13. Изд.2. М.: «Госполитиздат», 1959. -770с.

31. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. -М.: «Юристъ», 1999.-335с.

32. Каюмов Н.К., Умаров Х.У. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи Таджикистана. -Душанбе, 2005.

33. Келле В., Ковальзон М. Формы общественного сознания. -М.: «Госполитиздат», 1959.-263с.

34. Келле В.Ж. Структура общественного сознания. -М.: «Знание», 1964. -48с.

35. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). -М.: Аванта+, 2000.-560с.

36. Кисляков Н.А. Семья и брак у таджиков. -M.-JI., Изд. Акад. наук СССР. 1959.-269С.

37. Козюбра Н.И. Социалистическое право и общественное сознание. -Киев: «Науково думка», 1979.-207с.

38. Кохановский В.П. Философия и методология науки. -Ростов-н/Д, 1999. -576с.

39. Коробка В.Н. Деформация профессионального правосознания следователей и пути ее устранения. -Ростов-н/Д: НМЦ «Логос»,2000.-279с.

40. Лейст ОЗ. Сущность права. -М.: «Зеркало», 2002.-288с.

41. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.4. -М., «Политиздат», -565с.

42. Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т.29.-М., «Политиздат», 1980.-782с.

43. Ленин В.И. Полн. собр. соч. т.42. -М., «Политиздат», 1981.-606с.

44. Лукашева Е.А. Правосознание и укрепление законности в СССР. -М.: «Госюриздат», 1957. -107с.

45. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. -М.: «Спарк», 2000.-279с.

46. Лупарев Г.П. Правосознание верующих и его особенности. -Алма-Ата: «Казахстан», 1989.-208с.

47. Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. -М.,2001.-385с.

48. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. -М.: «Прометей», 1999.-419с.

49. Матузов Н.И. Личность. Право. Демократия. -Саратов. 1972. -292с.

50. Назаренко Е.В. Социалистическое правосознание и советское правотворчество. -Киев, 1968.-190с.

51. Нематов А.Р. Кодификация законодательства Республики Таджикистан. -М.: Компания Спутник+, 2008.-123с.

52. Новогородцев П.И. Введение в философию права: кризис современного правосознания. -М., 1996.-269с.

53. Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. -М.: «Наука», 1969.-172с.

54. Платон. Соч. в Зт. Т.1.-М., «Мысль», 1968.-623с.

55. Плешаков А. П. Социальная государственность и общественное правосознание в Российской Федерации. -Саратов, 2001.-191с.

56. Покровский И.Ф. Формирование правосознания личности (вопросы теории и практики). -Л., 1972.-152с.

57. Потопейко Д.А. Правосознание как особое общественное явление. -Киев, -1970.-1 Юс.

58. Правотворчество в СССР. -М.: «Юрид. лит.», 1974.-319с.

59. Рейснер М. Право. Наше право. Чужое право. Общее право. -Л.,-1925. -211с.

60. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. -М.: «Наука», 1978. -253с.

61. Сативалдыев Р.Ш. Политическая и правовая мысль раннесредневекового Востока (на примере «Кабуснаме», «Сиасет-намэ», «Синдбаднамэ»). -Душанбе, 1999. -357с.

62. Сафаров И. Правовая система государства Саманидов (ТХ-Х вв.). -Душанбе, 1999. -198с.

63. Синюков В.Н. Российская правовая система: введение в общую теорию. -Саратов, 1994.-496с.

64. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. -М.: «Наука», 1988. -224с.

65. Спиркин А. Происхождение сознания. -М.: «Госполитиздат», 1960. -471с.

66. Стучка П.И. 13 лет борьбы за революционно-марксистскую теорию права. -М.: «Госюриздат», 1931.-23 5 с.

67. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-прававая культура. -М., 1997. -48с.

68. Тахиров Ф.Т. Инкишофи хукук дар Точикистон. -Душанбе: Ирфон, 1994. -256с.

69. Тахиров Ф.Т. Правовая система дореволюционного Таджикистана. -Душанбе, 1998. -48с.

70. Тахиров Ф.Т. Пятнадцать вопросов и ответов по шариату. -Душанбе, 1997.-10с.

71. Ударцев С.Ф. О некоторых тенденциях глобальной эволюции государства и права. -Караганда, 2004. -52с.

72. Уледов А.К. Структура общественного сознания (Теоретико-социологическое исследование). -М.: «Мысль», 1968. -324с.

73. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. -М. «Мысль», 1963.-195с.

74. Философские проблемы государства и права (Ленинские идеи и вопросы методологии в юридической науке). -Л., 1970. -111с.

75. Философский энциклопедический словарь. -М., 1999.-576с.

76. Хайдаров Р.Дж. Развитие Таджикистана в период глобализации. -Душанбе, 2006. -190с;

77. Хайдаров Р.Дж. Таджикистан в орбите глобализационных и геополитических процессов. -Душанбе, 2005. -152с.

78. Халиков А.Г. Правовая система зороастризма (древнее правом-Душанбе: «Маориф ва фарханг», 2005.-488с.

79. Шатковская Т.В. Правовая ментальность российских крестьян второй половины XIX века: опыт юридической антропологии. -Ростов, 2000. -223с.

80. Шахрай С.М. Глобализация в современном мире: политико-правовые аспекты. -СПб., 2003.-. 176с.б) Научные статьи в сборниках, журналах и других печатных изданиях

81. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Изв.вузов. Правоведение.-СПб.2000.№2. -С.31-40.

82. Байниязов Р.С. Философия правосознания: постановка проблемы // Изв.вузов. Правовед ение.-СПб.,2001.-№5.-С. 12-23.

83. Байтин М.И. Проблемы понимания права. / Материалы науч,-теор.конф. «Понимание права» // Государство и право. -№8. -2003.-С.102—113.

84. Бозров В.М. К вопросу о соотношении права, правосознания и правосудия в вооруженных силах // Рос.юрид.журн.-Екатеринбург,1996.-№4.-С,33-39.

85. Боронбеков С. Религиозные верования, обичаи и уголовно-правовое сознание: (По материалам судеб, статистики и социол. исслед.) // Изв. Ан ТаджССР. Сер.: философия, экономика, правоведение. -Душанбе, 1991. -№4.-С.66-71.

86. Бражников М.Ю. К вопросу об отражении средневекового менталитета в нормах обычного средневекового права // Государство и право.-2002. -№10.-С.64-66.

87. Бурикова И. Что такое глобализация? Мнения ученых, http: // www.worldwidewar.ru

88. Вышинский А.Я. Основные задачи науки советского социалистического права. Тезисы доклада // Основные задачи науки советского социалистического права. -М.,-1938.

89. Гаврилов В.В. Предпосылки взаимодействия международной и национальных правовых систем // Право и политика.-2004.-№9

90. Гайдамакин А.А. Полемические заметки о логике права и правосознании. // Государство и право.-2007.-№7.С.92-95;

91. Гранкин И.В. От «нулевых чтений» к всенародному обсуждению законопроектов // Государство и право.-2007.-№7.-С.96-100.

92. Дарси хештаншиноси: Мачмуи маколахо.-Душанбе, «Ирфон». 1989.-279с.

93. Дарси хештаншиноси: Дафтари дуюм. Душанбе, «Ирфон». 1991.-400с.

94. Демченко Т.И. О правосознании и правопонимании // Труды МПОА: Сб. статей. -М., 2003.-№10.-С.219-221.

95. Исаева JI.H. Сознание и правопонимание // Государство и право.2004.-№8, С. 106-109.

96. Кожевников С.Н. Понимание права: разные теоретические аспекты // Юрист. 2004.-№11. -С.20-23.

97. Лескова И.В. Социокультурная идентичность и правовое воспитание личности //Государство и право. -2007.-№4. -С. 91-98.

98. Лобачева Н.П. Различные обрядовые комплексы в свадебном церемониале народов Средней Азии и Казахстана. // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии.-М., «Наука», 1975.-340с.

99. Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Методолгия исследования правовой жизни общества // Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы / Под ред. М.Н. Марченко.-М., 2008.-С.122-161.

100. Мартынов Б.В. Формирование правосознания как метод аттракции самоактуализационных форм деятельности // Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы. Вып.2. / Под ред. М.Н.Марченко.-М., 2008.-С.41-50.

101. Мартышин О.В. Совместимы ли основные типы понимания права? // Государство и право.-2003.-№6.-С. 13-21.

102. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали // Изв. вузов.Правоведение.1994.-№2.-С.З-16.

103. Мукамбаева Г.А. Правопонимание на личностном уровне//Науч. тр. «Едшет».-Алматы, 2000.-№1 .-С.41-45.

104. Нерсесянц B.C. Из истории правовых учений: два типа правопонимания // Политические и правовые учения: проблемы исследования преподавания. -М.,1978. -С. 18-29.

105. Нерсесянд B.C. Философия права: либертарно-юридическая концепция//Вопросы философии.-2002.-№3. -С.3-15

106. Онтология и аксиология права // Метериалы международной научной конференции.27-28 сентября 2003г.-0мск, 2003.-240с.

107. Оразалиев М.М., Сабитов P.P. Правосознание и правпонимание: смена методологических парадигм / Онтология и аксиология права // Метериалы международной научной конференции.27-28 сентября 2003г.-0мск, 2003. -С.20-22.

108. Основные концепции права и государства в современной России (По материалам «круглого стола» в Центре теории и истории права и государстваИГП РАН) // Государство и право.-2003.-№5.-С.5-33.

109. Пиголькин А.С. Правовая система России в условиях глобализации // Материалы круглого стола «Правовая система России в условиях глобализации» / Под ред. Н.П.Колдаевой, Е.Г.Лукьяновой.-М., 2005.

110. Поленина С.В Мултикультурализм и права человека в условиях глобализации // Государство и право.-2005.-№5. -С.66-77.

111. Поленина С.В., Гаврилов О.А., Колдаева Н.П., Лукьянова Е.Г., Сурко Е.В. Воздействие глобализации на правовую систему России // Государство и право.-2004.-№3.-С.5-15.

112. Поляков А.В. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения // Правоведение. 2000. -№2. -С.4-23.

113. Послание Президента Республики Таджикистан Э. Рахмонова Маджлиси Оли Республики Таджикистан.-Душанбе.-2005.

114. Постсоциалистические страны в условиях глобализации // Материалы международной научной конференции. -М., 2001.-387с.

115. Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? // Отечественная история.-1995.-№3. -С. 158-166.

116. Раянов Ф.М. Право: реальность или ее отражение. Материалы науч.-теор.конф.»Понимание права» // Государство и право. -№8. -2003.-С.105 -106.

117. Региональные особенности состояния правопорядка, уровня правосознания и защищенности населения: материалы круглого стола г.Волгоград, 1 ноября 2002г.-Вогоград, 2003.-239с.

118. Саидов А.Х. Юридическая глобалистика новое направление правовых исследований // Материалы круглого стола «Правовая система России в условиях глобализации».-М., 2005. С.32-36.

119. Сафронов В.Г. Понятие правового нигилизма // Государство и право.-2004.-№12.-С.65-69.

120. Степанян Ц.А. Диалектика формирования духовной жизни коммунистического общества // Вопросы философии. -1964. -№4. -С.60-71.

121. Терроризму надёжный заслон (Доклад Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова на совещании с работниками правоохранительных органов и силовых структур Таджикистана) // Народная газета.-№23-24 от 5 мая 2002г.-С.1-2.

122. Тохиров Н.Ф. Состояние и тенденции развития законодательной деятельности в Таджикистане // Известия АН РТ. -№1,-2005.-С.86-97.

123. Туманов В.А. О правовом нигилизме // Государство и право.-1989.-№10. -С.20-27.

124. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993.-№8.-С.52-58.

125. Ударцев С. Ф. Метаправо и правопонимание// Науч. тр. «Едшет»,-Алматы, 2000.-№1 .-С.22-40.

126. Федотов М.А. Свобода слова в контексте информационной революции: правовые ориентиры // Международное право. -2001. -№3. -С.21-26.

127. Фокина О.В. Некоторые методологические проблемы исторической психологии. Историческое познание: традиции и новации. Тезисы Международной теоретической конференции. -Ижевск, 1993.-Ч.2. — С.238-240.

128. Франк C.JI. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. -М., 1991.-С.-170-173.

129. Хантингтон С. Столкновение цвилизаций? // Экономическое обозрение.-Ташкент,-1998.Янв.

130. Шаповалов И.А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания // Государство и право.-2005.-№4.-С.84-90.

131. Шаяфетдинова Н.А. Деформация правосознания Онтология и аксиология права // Метериалы международной научной конференции.27-28 сентября 2003г.-0мск, 2003. -С.213-214

132. Экимов А.И. Ценностные ориентиры права в условиях глобализации // Материалы круглого стола «Правовая система России в условиях глобализации».-М., -С.26-27.

133. Юрашевич Н.М. Правосознание и право: общность и различия // Государство и право.-2005.-№7.-С.69-74.в) Учебники и учебные пособия

134. Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел. Уч. пособие (Теоретические проблемы). -М., 1991.-129с.

135. Буриев И.Б. История государства и права. Т.1. ч.1-2 (от древнейших времен до начало XX века). -Душанбе, 2007.-244с.

136. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. -М.: «Юриспруденция», 2000. -528с.

137. Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока (Уч. пособие). -М., 1999. -217с.

138. Гревцов Ю.И. Социология права. Курс лекций. -СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.-312с.

139. Гречин А.С. Социология правового сознания. Уч. пособие для вузов. -М.: Юнити-ДАНА, -2001 .-256с.

140. Комаров С.А. Общая теория государства и права. -М., 1998.-416с.

141. Логика. Учебник для юридических вузов / Под ред. Сальникова В.П., Назаренко А.Ф., Караваева Э.Ф. -СПб., -2001.-320с.

142. Марксистско-ленинская общая теория права и государства. Социалистическое право. -М., 1973 .-647с.

143. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. Т.1.-М.: Зерцало, 2002.-534с.

144. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. Т.З.-М., 2002.-528с.

145. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник в 2-томах,-М., 2007.-Т.2. -752с.

146. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. -М., 2002.-640с.

147. Нерсесянц B.C. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для юр. вузов.-М.: Норма, 2001.-813с.

148. Нерсесянц B.C. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. -М.: Норма-Инфра, 1999. -160с.

149. Общая теория государства и права. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. -М., 2001.-520с.

150. Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник. -М., 2005.-379с.

151. Сативалдыев Р.Ш. Общая теория права и государства (на тадж.яз.З.Душанбе, 1999.-543с.

152. Строгович М.С. Теория государства и права. -М.,1962.

153. Тахиров Ф.Т. История государства и права Таджикистана. Т.2. 4.1.(1917-1929 гг.).-Душанбе, «Амри илм» 2001.-492с.

154. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. -М.: Юристъ, 2001.-776с.

155. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. -М., 2000.-623с.

156. Теория государства и права. Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. -М., 2003.-616с.

157. Теория государства и права. Хрестоматия в 2-х т. / Автор составитель Марченко М.И. T.l. -М.: Городец, 2004.-895с.

158. Теория государства и права. Хрестоматия в 2-х т. / Автор составитель Марченко М.Н. Т. 2.-М., 2004.-799с.г) Диссертации и авторефераты

159. Белканов Е.А. Структура и функции правосознания / Автореф. дис.к.ю.н. -Екатеринбург, 1996. -23с.

160. Бородина М.И. Ментальная компонента правовой культуры / Автореф. дис.к.ф.н. -Волгоград, 2004. -23с.

161. Касаткин С.Н. Правосознание как категория правоведения (теоретико-методологический аспект) / Диссертация к.ю.н. -Казань, 2003,- 170с.

162. Клименко А.И. Взаимосвязь правового и политического сознания в осуществлении идеологической функции государства / Автореф. дис.к.ю.н. -М.,2005. -23с.

163. Кузнецов Р.А. Деформация профеционального сознания юристов / Автореф. дис.к.ю.н. -Екатеринбург, 2005. -30с.

164. Левкович С.Н. Социокультурные аспекты трансформации правового сознания в условиях современного российского общества / Автореф. ДИС.К.С.Н. -Курск, 2002. -32с.

165. Петров В.Р. Деформация правосознания граждан России. Проблемы теории и практики / Диссертация к.ю.н. -Н.Новгород, 2000.-195с.

166. Пчелинцев В.А. Трансформация правосознания общества в современной России (теоретико-правовое исследование) / Автореф. дис.к.ю.н. -Ростов н/Д, 2005. -21с.

167. Рябов Е.А. правовое сознание и проблемы его формирования в современной России / Автореф. дис.к.ф.н. -М., 2003.-22с.

168. Сапун В.А. Социальная структура правосознания и реализация права. / Автореф. дис.к.ю.н. -Свердловск, 1978. -16с.

169. Тапчанян Н.М. Правосознание и правовая культура личности в условиях обновления России / Автореф. дис.к.ю.н. -М., 1999. -22с.

170. Халиков А.Г. Правовая система зороастризма / Автореф. дис. . д.ю.н.-Душанбе, 2004. -37с.

171. Хамроев Ш.С. Проблемы правового воспитания школьной молодежи в Республике Таджикистан / Автореф. дис. . к.ю.н. -Душанбе, 2003.-23с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.