Произведения для саксофона в творчестве А.К. Глазунова: опыт текстологического и исполнительского анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Актисов, Виктор Геннадиевич

  • Актисов, Виктор Геннадиевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 231
Актисов, Виктор Геннадиевич. Произведения для саксофона в творчестве А.К. Глазунова: опыт текстологического и исполнительского анализа: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2013. 231 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Актисов, Виктор Геннадиевич

ВВЕДЕНИЕ.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Квартет для четырех саксофонов B-dur в творчестве А.К. Глазунова.

1.1. Камерно-инструментальный жанр в творчестве А.К. Глазунова.

1.2. История создания Квартета для четырех саксофонов.

1.2.1. Становление искусства игры на саксофоне во Франции.

1.2.2. Переписка А.К. Глазунова с артистами

Квартета Республиканской Гвардии.

1.3. Особенности формы и стиля

Квартета для четырех саксофонов.

1.4. Текстологический анализ нотных автографов Квартета.

1.4.1. О творческом процессе А.К. Глазунова.

1.4.2. Классификация автографов.

1.4.2.1. Текстологический анализ автографов I части Квартета.

1.4.2.2. Текстологический анализ автографов II части Квартета.

1.4.2.3. Текстологический анализ автографов III части Квартета.

1.5. Исполнительская «судьба» Квартета для четырех саксофонов.

ГЛАВА ВТОРАЯ. Концерт для саксофона-альта и струнного оркестра

Es-dur в творчестве А.К. Глазунова.

2.1. Жанр инструментального концерта в творчестве А.К. Глазунова.

2.2. Переписка А.К. Глазунова с Сигурдом Рашером.

2.3. Особенности формы и стиля

Концерта для саксофона-альта и струнного оркестра.

2.4. Текстологический анализ нотных автографов

Концерта для саксофона-альта и струнного оркестра.

2.4.1. Текстологический анализ набросков Концерта.

2.4.2. Текстологический анализ полной черновой рукописи Концерта.

2.5. Концерт для саксофона-альта и струнного оркестра в исполнительской практике саксофонистов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Произведения для саксофона в творчестве А.К. Глазунова: опыт текстологического и исполнительского анализа»

Жизнь и творчество Александра Константиновича Глазунова (18651936), одного из крупнейших композиторов-симфонистов конца XIX -начала XX веков, завершителя традиций петербургской школы «кучкистов», весьма основательно изучены и в отечественном, и зарубежном музыкознании.

Тем не менее серьезные фундаментальные исследования немногочисленны, что свидетельствует о том, что «творческое наследие композитора, к сожалению, все еще не получило достойной оценки и надлежащего ему по праву признания» [Кон Ю.Г., 2002, 5]. И даже - что «наша музыкальная наука по отношению к Глазунову находится сегодня почти в том же состоянии, что и более чем два десятилетия назад» [Гордон Г.Б., 2002, 28].

Значение первых и классических трудов о Глазунове неоспоримо и во многом актуально и в наше время. К ним относятся монографические работы современников композитора А. Оссовского [1907], В. Беляева [1922], В. Держановского [1922] и Б. Асафьева [1925]. Пик исследовательского интереса к музыке композитора в целом и его личности пришелся на конец 50 - начало 60-х годов XX века (в первую очередь, труды М.А. Ганиной и Ю.В. Келдыша).

После периода интенсивного внимания исследователей к творчеству Глазунова, что заметно уже при жизни композитора, с 1960-х годов наблюдается значительный спад в изучении его музыки.

Нечто подобное происходило также за рубежом. Почтительное внимание к музыке Глазунова в начале XX века (X. Пэрри, Ч. В. Стэнфорд, Ф. Нике) сменялось насмешливо-ироничными упреками в эпигонстве вскоре после смерти композитора (Дж. Абрахам; см. об этом: Кэмпбелл С. [2002, 1617]). И даже признаваемая критиком великолепная композиторская техника и красота музыки воспринимаются уже не как достоинство, а как недостаток [Abraham G., 1939]. По словам Ж.-М. Лондейкса, «для западной публики

Глазунов воспринимается только как отзвук великих русских симфонистов-романтиков. Его музыка типична для поколения композиторов, соединивших западную традицию в духе Чайковского с национальным колоритом кучкистов» [Umble. J.-C., Londeix J.-M., 2000].

В последнее время интерес к творчеству Глазунова заметен как в России, так и за рубежом. К. Пендерецкий в одном из интервью 1997 года говорил даже о появлении своеобразной «моды» на музыку Глазунова на Западе у исполнителей и слушателей [Лучшие интервью. К. Пендерецкий, 1997].

В нашей стране в последние два десятилетия мы наблюдаем новый виток интереса к глазуновскому наследию - прежде всего в музыкально-научной среде.

В 2002 году выходят два сборника научных статей: «Мифы и миры Александра Глазунова» (СПб.) и «Глазуновский сборник» (Петрозаводск), появляются все новые диссертационные труды.

Исследователи предпринимают попытки переосмыслить значение глазуновского творчества. В диссертации Н.В. Винокуровой [2002] симфонии Глазунова рассмотрены в контексте художественных тенденций рубежа XIX-XX веков. Основой методологии ее работ становится культурологический анализ [Н.В. Винокурова, 1995; 1996; 2002]. В диссертации O.A. Владимировой [2004] прослеживается становление творческого метода композитора на материале его ранних симфоний. Очерки М. Мищенко [2006] содержат анализ особенностей формы, стиля и творческого метода композитора, а также раскрывают неизученные страницы биографии Глазунова.

В числе последних работ о Глазунове - статьи H.A. Латышева [2009], диссертации И.Ю. Проскуриной [2010] и Е.В. Грищенко [2011]. Предметом статей H.A. Латышева являются анализ формы и стиля двух Концертов Глазунова (Концерта-баллады для виолончели и Концерта для саксофона-альта и струнного оркестра) в контексте изучения особенностей позднего творчества композитора, а также его неизвестное сочинение - Berceuse для гобоя и фортепиано.

Исследование И.Ю. Проскуриной представляет собой опыт исторической и стилевой реконструкции творчества композитора в музыкальной культуре русского зарубежья. Предметом внимания Е.В. Грищенко стали струнные квартеты Глазунова. Эволюцию техники и стиля композитора исследователь рассматривает с помощью текстологического анализа автографов струнных квартетов [Грищенко, 2011].

Вообще, текстологические исследования архивных материалов Глазунова приобрели значительный размах [Абрамовский Г.К., 1997; Морозов Д. А., 1997; Фатыхова Э.А., 1999]. Архивные документы композитора предоставляют богатейший материал для музыковедческих исследований. В настоящее время глазуновские документы рассредоточены и хранятся частями в Институте русской литературы РАН (Пушкинский дом, Санкт-Петербург), Центральном государственном литературном архиве (Москва), Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки (Москва), Доме-музее П.И. Чайковского (Клин), Российской государственной библиотеке (Москва), Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства, Государственном музее им. А.Н. Скрябина (Москва), Отделе музыки Музея литературы и искусства АН Армении (Ереван), Государственном музее им. А. Бахрушина (Москва), Российском институте истории искусств (Санкт-Петербург), Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), Отделе рукописей Санкт-Петербургской государственной консерватории им. H.A. Римского-Корсакова.

В декабре 2002 года Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства (далее - СПбГМТиМИ) принял на государственное хранение архивы Глазунова из Мюнхена - документы и материалы, отражающие зарубежный период жизни и творчества композитора. По справедливому утверждению Э. Фатыховой, «экспозиция Шереметевского дворца восполняет огромный пробел в истории отечественного глазуноведения», поскольку «годы, проведенные композитором за границей, - самые неизученные в его творческой биографии. Рукописи и письма композитора, в числе прочего, - несомненно, ценнейшие экспонаты, позволяющие ближе прикоснуться к его личности и понять смысл позднего периода жизни и творчества» [Э.А. Фатыхова-Окунева, 2009, 14].

В мюнхенском собрании хранятся рукописные материалы тех произведений парижского периода (1928-1936), которые составляют важный этап в творческом наследии Глазунова, особенно в разработке жанра инструментального концерта. Это, конечно, произведения для саксофона -инструмента, в становлении которого Франция сыграла уникальную роль, и судьба которого на родине Глазунова складывалась очень непросто.

Актуальность данной работы определяется необходимостью изучения истории создания и исполнения произведений для саксофона, созданных Александром Константиновичем Глазуновым в последний период жизни и творчества, на основе исследования его подлинных архивных документов. Композитор одним из первых в мировой музыкальной практике обратился к созданию оригинальных сочинений крупной циклической формы для этого инструмента, как ансамблевого (трехчастный Квартет для четырех саксофонов B-dur), так и сольно-концертного (Концерт для саксофона-альта и струнного оркестра Es-dur).

Степень разработанности проблемы. Вопросы музыкально-исторического и научно-теоретического характера по специальности «саксофон» в течение долгого времени находились вне поля зрения отечественных исследователей-музыковедов и даже не затрагивались в курсах по истории исполнительства в средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях. Сложившаяся ситуация во многом объясняется традиционно бытовавшим в нашей стране предвзятым отношением к этому инструменту и его возможностям. Идеологически подозрительный, саксофон в течение долгого времени не получал признания как полноправный член оркестров самых различных составов, как инструмент концертного и камерного жанров.

Существующая по данной специальности литература довольно немногочисленна и может быть классифицирована следующим образом:

1) учебно-методическая литература: статьи и сборники В. Иванова [1983, 1992, 1993], В. Панова [1986], А. Осейчука [1986], М. Шапошниковой [1985, 1990], В. Мясоедова [1992];

2) инструктивно-техническая литература: сборники этюдов и упражнений Е. Андреева [1973], Л. Михайлова [1975], Б. Прорвича [1977], В. Иванова [1990, 1991], А. Ривчуна [2001];

3) литература, посвященная вопросам истории создания инструмента и истории исполнительской практики: работы В. Иванова [1988, 1990, 1996, 1997].

Последние годы ознаменованы появлением нескольких серьезных научных исследований, посвященных особенностям музыкального языка произведений для саксофона. К ним относятся диссертации А. Понькиной «Саксофон в музыкальной культуре XX века (на материале сонатного творчества зарубежных и украинских композиторов) [Харьков, 2009], С. Кириллова "Техника игры на саксофоне и проблемы интерпретации оригинальных произведений» [Ростов-на Дону, 2010] и М. Беговатовой "Современное исполнительство на саксофоне в аспекте расширения звуковых возможностей инструмента» [Казань, 2012]. Однако работы, построенные на сочетании приемов текстологического и исполнительского анализа, до настоящего времени в музыковедческой науке отсутствуют.

Объектом исследования являются Квартет для четырех саксофонов в трех частях B-dur, op. 109, посвященный артистам Республиканской гвардии (1932) и Концерт для саксофона-альта и струнного оркестра Es-dur, op. 109, посвященный Сигурду Рашеру (1934).

Предмет исследования - история создания, особенности творческого процесса, характерные особенности их музыкального стиля и формы, исполнительская специфика и судьба этих произведений.

Цель исследования - выявить особенности творческого процесса Глазунова на материале истории создания произведений для саксофона, проследить их исполнительскую «судьбу». Данная цель предполагает решение ряда задач:

1. Проследить историю создания и исполнения произведений для саксофона, основываясь на подлинных архивных документах Глазунова (нотных автографах и переписке с первыми исполнителями).

2. Выявить особенности творческого процесса Глазунова в ходе текстологического анализа архивных документов, отражающих стадии работы композитора над произведениями для саксофона.

3. Рассмотреть особенности позднего композиторского стиля в Квартете для четырех саксофонов и Концерте для саксофона-альта и струнного оркестра.

4. Охарактеризовать собственно исполнительскую специфику Квартета для четырех саксофонов и Концерта для саксофона-альта и струнного оркестра, проследить их исполнительскую судьбу за рубежом и на родине Глазунова.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) впервые исследуется история создания Квартета для четырех саксофонов и Концерта для саксофона-альта и струнного оркестра на материале документов Мюнхенского архива Глазунова;

2) введены в научный обиход описания нотных автографов Квартета для четырех саксофонов и Концерта для саксофона-альта и струнного оркестра; на основе анализа этих описаний выделены элементы позднего стиля композитора;

3) введены в научный обиход тексты и переводы писем артистов Квартета Республиканской гвардии и немецкого саксофониста Сигурда Рашера (первых исполнителей произведений для саксофона) Глазунову;

4) впервые прослеживается исполнительская судьба Квартета для четырех саксофонов и Концерта для саксофона-альта и струнного оркестра и предлагается анализ особенностей этих произведений с практических позиций саксофониста-исполнителя.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей творческого метода Глазунова и установлении фактов консервации и эволюции его композиторского стиля в поздний период творчества, определении основных исполнительских трудностей в Квартете для четырех саксофонов и Концерте для саксофона-альта и струнного оркестра.

Практическая ценность работы состоит в том, что результаты настоящего исследования могут использоваться при подготовке научных изданий сочинений Глазунова и в работах биографического толка. Отдельные положения данной работы могут быть использованы при чтении курсов по текстологии и источниковедению, истории русской музыки XX века и истории исполнительства на духовых инструментах в средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях.

Основным методом исследования является сопоставительный метод текстологического анализа, а также собственно исполнительский анализ. Использование источниковедческого подхода позволило установить этапы работы композитора над нотными текстами Квартета и Концерта, уточнить достоверность сведений, сообщаемых в имеющейся литературе. С помощью сопоставительного метода фрагменты нотного текста, представленные черновыми автографами композитора, сопоставлялись с соответствующими фрагментами чистовых вариантов партитуры. Ведущим в исследовании является метод текстологического анализа (архивных автографов композитора и писем первых исполнителей).

В нашей работе мы опираемся на классификацию нотных автографов, предложенную Э.А. Фатыховой в ее диссертации «Нотные рукописи А.К. Глазунова: опыт текстологического исследования» [СПб., 2004], поскольку, на наш взгляд, она является наиболее релевантной для изучения рукописей этого композитора.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обращение к произведениям для саксофона не было случайным в творчестве Глазунова. Принципиальное значение имели: владение многими духовыми инструментами и представление их специфики, опыт написания произведений для духовых инструментов, общий фон художественной и музыкальной жизни на Западе, в частности парижские и американские впечатления композитора на рубеже 1920-30-х гг.

2. Процесс создания Квартета для четырех саксофонов и Концерта для саксофона с оркестром протекал в условиях тесного взаимодействия Глазунова с первыми исполнителями его произведений и обсуждения с ними деталей изложения партий и специфики игры на инструментах. Учет специфики саксофонов проявился в выборе тональностей обоих произведений, соответствующих строю солирующих саксофонов, а также характере правки черновиков. Многие исправления в рукописях Квартета и Концерта обусловлены стремлением композитора обеспечить удобство исполнения исходя из особенностей дыхания саксофонистов, диапазона инструментов и их тембрового соотношения.

3. Выбор музыкальных форм и их трактовка в сочинениях для саксофона свидетельствуют о традиционализме Глазунова. Тяготение к многочастной форме Квартета характерно для всего периода его обращения к жанру камерного инструментального ансамбля, а сжатая форма Концерта была подготовлена эволюцией этого жанра в предшествующих концертах для других инструментов. Стилеобразующее значение имеет выбор инструментов, поскольку через их тембровые, регистровые, динамические особенности осуществляется реализация звучания музыкальной ткани, образуемой всем комплексом выразительных средств как основных стилевых элементов.

4. Стремительность процесса сочинения произведений для саксофона во многом обусловлена особенностями творческой работы Глазунова, его опытом и блестящей композиторской техникой. В целом, поправки в черновых рукописях Квартета и Концерта отражают сложившийся стиль и творческий метод композитора.

5. Глазунов одним из первых в мировой музыкальной практике и первым в истории отечественной музыки поставил саксофон на один уровень с другими солирующими инструментами и раскрыл его богатые возможности в произведениях академических жанров.

Материалом исследования служат следующие документы из Мюнхенского архива Глазунова1:

1) фрагменты нотного текста, представленные десятью нотными автографами из фондов СПбГМТиМИ, отражающими процесс работы композитора над Квартетом для четырех саксофонов (главная инвентарная книга, далее - ГИК 20918/1-10) и шестью нотными автографами, фиксирующими стадии его работы над Концертом для саксофона-альта и струнного оркестра (ГИК 20919/1-6). В ходе исследования данные фрагменты сопоставлялись с соответствующими фрагментами беловых вариантов партитуры произведений для саксофона;

2) 11 писем и 11 почтовых карточек на немецком языке саксофониста Сигурда Рашера (ГИК 22061/483-502), письмо на немецком языке немецкого композитора, кларнетиста и саксофониста Густава Бумке (ГИК 2206/473), письмо на немецком языке немецкого дирижера, пианиста и композитора Макса Фидлера (ГИК 22061/503) и 11 писем на французском языке родственника французского саксофониста Жоржа Шове - С. Шове Глазунову (ГИК 22061/566-576).

1 Автор выражает глубокую признательность Санкт-Петербургскому государственному музею театрального и музыкального искусства за предоставление доступа к материалам Мюнхенского архива А.К. Глазунова.

Источники исследования - партитура Квартета для четырех саксофонов B-dur (Edition М. Belaleff. № 3496, 1959), клавир Концерта для саксофона-альта и струнного оркестра Es-dur (ALPHONSE LEDUC Editions Musicales, 175, rué Saint-Honoré, París, 1936) и партитура Концерта для саксофона-альта и струнного оркестра Es-dur (Copyright by ALPHONSE LEDUC et Cié 1936 Editions Musicales, 175, rué Saint-Honoré, París, 1936).

В ходе исследования рассматриваются особенности творческого процесса Глазунова в работе над Квартетом для четырех саксофонов и Концертом для саксофона-альта и струнного оркестра, история создания, исполнительская специфика и «судьба» этих произведений, а также своеобразие их музыкального стиля и формы в сравнении с другими сочинениями композитора, в частности, его камерно-инструментальными произведениями и концертами для других солирующих инструментов.

Общетеоретическую основу диссертации составили:

1) монографии и статьи исследователей-музыковедов, посвященные различным аспектам жизни и творчества Глазунова (Б. Асафьев, А. Оссовский, Е. Богатырева, В. Ванслов, М. Ганина, Ю. Келдыш, JI. Раабен, С. Левин, О. Владимирова, М. Мищенко, Н. Винокурова, Э. Фатыхова и др.);

2) научные монографии и статьи, а также диссертационные исследования по текстологии и источниковедению (Н. Фишман, А. Климовицкий, П. Берков, А. Дмитриев, В. Антипов, Е. Вязкова, П. Вайдман, Н. Фирсова, JI. Данько, Э. Фатыхова и др.);

3) издания и справочники по истории, специфике, тембровым и акустическим характеристикам саксофона и истории исполнительства на этом инструменте, в том числе литература на иностранных языках (В. Иванов, М. Шапошникова, А. Понькина, М.А. Беговатова, С.В. Кириллов, J.-М. Londeix, R. Ingham, Е. Rousseau и др.);

4) учебно-методическая литература по истории, теории музыки, особенностям музыкального стиля и анализу музыкальной формы (Ю.

Тюлин, М. Арановский, М. Михайлов, С. Скребков, JI. Мазель, В. Цуккерман, В. Бобровский, Г. Консон и др.).

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационной работы и отдельные фрагменты ее исследовательской части обсуждались на XII Чтениях Отдела рукописей Санкт-Петербургской государственной консерватории (академии) им. H.A. Римского-Корсакова (ноябрь 2008 г.), Всероссийской научной конференции с международным участием «Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия» в Государственной классической академии им. Маймонида (Москва, апрель 2009 г.), IV Научной конференции студентов и аспирантов, посвященной музыкальному источниковедению и текстологии «Музыкальный автограф», в Санкт-Петербургской государственной консерватории (академии) им. H.A. Римского-Корсакова (май 2009 г.), Научно-практической конференции педагогов и концертмейстеров по проблемам духового исполнительства в рамках VI Всероссийского открытого детско-юношеского фестиваля музыкантов-исполнителей на духовых и ударных инструментах «Серебряные звуки» (Петрозаводск, март 2010 г.), Международной научной конференции «Музыкально-исполнительское искусство и научное знание: музыкознание, психология, педагогика, филология, философия, медицина, информатика. Параллели и взаимодействия» в Государственной классической академии им. Маймонида (Москва, апрель 2010 г.) и Межвузовской научной конференции «Исследования молодых музыковедов» в Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва, апрель 2010 г.).

Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы (167 наименований на русском и 26 на иностранных языках) и два приложения.

Список сокращений

S.S. - саксофон-сопрано

S.A. - саксофон-альт

S.T. - саксофон-тенор

S.B. - саксофон-баритон

ГИК - главная инвентарная книга

СПбМТиМИ - Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Актисов, Виктор Геннадиевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращение Глазунова к саксофону в поздний, парижский период жизни и творчества накладывает особый отпечаток на Квартет и Концерт. Эти сочинения во многом вызваны к жизни европейскими музыкальными реалиями. Интерес композитора к саксофону возник в Париже 1930-х годов, где было развито искусство игры на этом инструменте. Именно там Глазунов впервые услышал игру уникального квартета саксофонистов Республиканской гвардии, по звучанию близкого струнному квартету (вследствие использования музыкантами приема вибрато, до этого применявшегося исключительно в практике джазовых саксофонистов). И в процессе сочинения композитор ориентировался на технику, вкус и характер исполнения европейских артистов - квартетистов Республиканской гвардии и Сигурда Рашера.

В этой связи возникает вопрос о стилевых и жанровых истоках глазуновских произведений для саксофона. Что в них могла «отложить» из услышанного в саксофоновом репертуаре слуховая память композитора, отличавшегося выраженным реминисцентным слухом, вспоминающим и воспроизводящим? Очевидно, поиски ответа требуют сосредоточиться прежде всего на французской музыке.

Также трудно предположить, что Квартет и Концерт Глазунова не дали больших или меньших отголосков - и, прежде всего, также за пределами России, в творчестве западных композиторов. На это предположение наталкивает переписка Глазунова с Рашером: в ней частично намечены география и персоналия, так или иначе имеющие отношение к Концерту (в частности, Концерт для саксофона и струнных шведского композитора Л.-Э. Ларссона, сочиненный позднее в том же 1934 году). Кроме того, интересно было бы выяснить резонанс саксофоновых сочинений Глазунова в творчестве советских композиторов, начиная с конца 1940-х годов, когда эта музыка становится известна и на родине композитора.

При том, что стиль Глазунова в целом оставался неизменным и даже консервативным к 1930-м годам, специфика духового инструмента не могла не повлиять в той или иной степени на облик сочинений для саксофона и, тем самым, проступить как некое новое качество глазуновского стиля. Внешним выражением характерной новизны и в Квартете, и в Концерте можно считать усиленный лаконизм, сжатость формы. Необходимость учитывать возможности дыхания, безусловно, отразилась на общем строе глазуновской композиции. Уловить конкретные формы взаимосвязей дыхания и синтаксиса, интервалики, ритмики и других элементов композиции во многих случаях, пожалуй, и невозможно. Однако общее направление характерной зависимости между природой инструмента и стилем и формой сочинения, как и отдельные решения этой взаимосвязи, вполне доступны анализу.

Представляется, что очерченные направления могут быть плодотворными в будущих исследованиях сочинений Глазунова для саксофона.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Актисов, Виктор Геннадиевич, 2013 год

1. Автографы А.К. Глазунова в фондах Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки: каталог-справочник / Сост. Е.К. Антипова; ред. B.J1. Киселев. М.: Сов. композитор, 1968. - 74 с.

2. Агарков, О. Исследование вибрато как средства выразительности в музыкальном исполнении: Автореф. дис. . канд. искусствоведения: / О. Агарков. -М., 1953. 15 с.

3. Агафонников, H.H. Черты оркестрового стиля А. Глазунова / H.H. Агафонников // Оркестровые стили в русской музыке. Д., 1987. - С. 39-48.

4. Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах. М.: Музыка, 1989. - 324 с.

5. Антипов, В.И. Проблемы музыкального источниковедения (на материале творческого наследия М.П. Мусоргского): Автореф. дис. . канд. искусствоведения / В.И. Антипов. М.: РИИ, 1992. - 26 с.

6. Апатский, В. Духовое вибрато / В. Апатский // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Киев, 1979. - С. 67-81.

7. Арановский, М.Г. Музыкальный текст: структура, свойства. Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ / М.Г. Арановский. М.: Композитор, 1998. -343 с.

8. Арановский, М.Г. Опыт построения модели творческого процесса композитора / М.Г. Арановский // Методологические проблемы современного искусствознания. JT., 1975. - С. 127-141.

9. Асафьев, Б.В. Из моих бесед с Глазуновым (к десятилетию со дня его кончины) / Б.В. Асафьев // Ежегодник института истории искусств. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1948. С.241-267.

10. Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2 / Изд. 2-е / Б. Асафьев. JL: Музыка, 1971. - 376 с.

11. Асафьев, Б.В. Пути развития советской музыки / Б.В. Асафьев // Очерки советского музыкального творчества. Т. 1 М.: Музгиз, 1947. - С. 5-18.

12. Беляев, В.М. Александр Константинович Глазунов. Материалы к его биографии в 2 т. Т.1. Пб. гос. филармония / В.М. Беляев. Пб., 1922. - 148 с.

13. Берков, П.Н. Проблемы современной текстологии / П.Н. Берков // Вопросы литературы, 1963. № 12. - С. 78-95.

14. Блок, В.И. Метод творческой работы С. Прокофьева / В.И. Блок. М.: Музыка, 1979. - 143 с.

15. Бобровский, В.П. Функциональные основы музыкальной формы / В.П. Бобровский. М.: Музыка, 1978. - 332 с.

16. Богатырева, Е. Заметки о музыкальном стиле А.К. Глазунова / Е. Богатырева // Вопросы музыкознания: Ежегодник. Вып. 1. М.: Гос. муз. изд., 1953-1954.-С. 285-301.

17. Богданов-Березовский, В. Глазунов / В. Богданов-Березовский // Встречи. М.: Изд-во «Искусство», 1967. - С. 7-40.

18. Болотин, С. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах / С. Болотин. Л.: Музыка, 1969. - 200 с.

19. Вайдман, П.Е. Архив П.И. Чайковского: текстологические и биографические исследования (Творчество и жизнь): науч. доклад на соискание уч. степ, д-ра искусствоведения / П.Е. Вайдман. М., 2000. - 67 с.

20. Вайдман, П.Е. Творческий архив П.И. Чайковского / П.Е. Вайдман. М.: Музыка, 1988. - 67 с.

21. Ванслов, В. Симфоническое творчество А. Глазунова / В. Ванслов. М., Л.: Гос. муз. изд., 1950. - 87 с.

22. Винокурова, Н.В. Духовный облик русского народа в зеркале отечественной профессиональной музыки (к проблеме синтеза в творчестве

23. A.K. Глазунова) / H.B. Винокурова // 100 лет русской музыки. Вопросы теории, истории, традиций и новаторства. Петрозаводск, 1995. - С. 53-54.

24. Винокурова, Н.В. Симфонии А.К. Глазунова и художественные тенденции конца XIX начала XX века: Автореф. дис. . канд. искусствоведения / Н.В. Винокурова. - Красноярск, 2002. - 26 с.

25. Винокурова, Н.В. Симфоиническое творчество А.К. Глазунова: на пути к неоклассицизму: монография / Н.В. Винокурова. Красноярск, 2011. - 216 с.

26. Владимирова, O.A. Формирование творческого метода в ранних симфониях А.К. Глазунова: Дис. .канд искусствоведения / O.A. Владимирова. М., 2004. - 296 с.

27. Вязкова, Е.В. Процессы музыкального творчества: Сравнительный текстологический анализ: Автореф. дис. . д-ра искусствоведения. Моск. гос. консерватория / Е.В. Вязкова. М., 1998. - 45 с.

28. Ганина, М. А. Александр Константинович Глазунов. Жизнь и творчество / М. Ганина. JL: Гос. муз. изд-во, 1961. - 388 с.

29. Ганина, М.А. Черты стиля симфонической музыки А.К. Глазунова / М. Ганина // Очерки по теоретическому музыкознанию / Под ред. Ю.Н. Тюлина и др. Д.: Гос. муз. изд-во, 1959. - С. 120-149.

30. Глазунов, А.К. Материалы к автобиографии (Публикация Е.А. Глазуновой-Гюнтер) // «Русская мысль». Париж, 1900 - № 3844-3845.

31. Глазунов, А.К. Письма, статьи, воспоминания. Избранное / А.К. Глазунов / Сост. и вст. ст. М.А. Ганиной. М.: Гос. муз. изд-во, 1958. - 550 с.

32. Глазунов, A.K. Музыкальное наследие: Исследования. Материалы. Публикации. Письма: в 2-х т. Т. 2 / Под ред. Ю.В. Келдыша и др. Л.: Музгиз, 1960. - 570 с.

33. Глазунова-Гюнтер, Е.А. Мой отец Александр Глазунов / Е.А. Глазунова-Гюнтер // Советская музыка. - 1990. - № 10. - С. 46-55.

34. Глебов, И. (Асафьев, Б.) Глазунов. Опыт характеристики / И. Глебов (Б. Асафьев). Л.: Изд. «Светозар», 1925. - 178 с.

35. Гордон, Г.Б. О прелюдии Глазунова D-dur ор. 25 / Г.Б. Гордон // Глазуновский сборник: Сб. науч. материалов / Сост. O.A. Бочкарева и др. -Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория, 2002. С. 2840.

36. Грищенко, Е.В. Струнные квартеты Глазунова: к проблеме текстологического изучения творческого наследия композитора: Автореф. дисс. . .канд. искусствоведения / Е.В. Грищенко. СПб., 2011. - 20 с.

37. Данько, Л.Г. Изучение и публикация источников: справочная литература / Л.Г. Данько // Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музыка, 1977. - Вып. 6-7.-С. 263-305.

38. Держановский, В. А.К. Глазунов / В. Держановский. М.: Музгиз, 1922. -19 с.

39. Диков, Б. О дыхании при игре на духовых инструментах / Б. Диков. М.: Музгиз, 1956.- 101 с.

40. Дмитриев, А.Н. Рукописи А.П. Бородина: опыт анализа его творческого метода: Дис. . канд. искусствоведения / А.Н. Дмитриев. Л., 1948. - 555 с.

41. Дмитриев, А. Полифония как фактор формообразования / А. Дмитриев. -Л.: Гос. муз. изд-во, 1962. 488 с.

42. Должанский. А.Н. А.К. Глазунов (1865-1936): Краткая биография и обзор творчества. / А.Н. Должанский. Л.: Ленинградская филармония, 1938.

43. Должанский, А. Краткий музыкальный словарь / А. Должанский. СПб.: Изд-во «Лань», 2000. - 448 с.

44. Донская, A.B. Поздние концерты A.K. Глазунова / A.B. Донская. Дипломная работа. Науч. рук. Ю.Г. Кон. - Петрозаводск, 1993. - 67 с.

45. Ермолаева, Т.Н. Особенности творческого процесса П.И. Чайковского (на материале рукописей симфонии «Манфред» и увертюры-фантазии «Гамлет»): дис. . канд. искусствоведения / Т.Н. Ермолаева. М., 2003. -31с.

46. Жданова, Г. А. Глазунов. Музыка для саксофона / Г. Жданова // Вестник РАМ им. Гнесиных. 2009. -№ 1. - С. 7-12.

47. Заремба, В. Сравнительные характеристики исполнительских возможностей семейства саксофонов: Дип. реферат / В. Заремба. М., 1983. -38 л. - (Рук. хранится в муз. б-ке Гос. муз. пед. ин-та им. Гнесиных). - 63 с.

48. Иванов, В.Д. Концерт для саксофона с духовым оркестром Д. Браславского (исполнительский анализ) / В.Д. Иванов. Моск. гос. Консерватория. - М., 1983. - 13 л. - Деп. В НИО Информкультура Гос. б-ки СССР им. В.И. Ленина. 14. 12. 83 г., № 570.

49. Иванов, В.Д. Об использовании рациональной аппликатуры при игре на саксофоне / В.Д. Иванов // В помощь военному дирижеру. Вып. 22. М.: Военно-дирижерский факультет при Московской консерватории, 1983. -С. 112-126.

50. Иванов, В.Д. Основные проблемы теории и практики игры на саксофоне в военном оркестре: Дис. . канд. искусствоведения / В.Д. Иванов. Д., 1988. -247 с.

51. Иванов, В.Д. Основы индивидуальной техники саксофониста / В. Иванов. М.: Музыка, 1993. - 55 с.

52. Иванов, В.Д. Парад саксофонистов / В.Д. Иванов // Музыкальное обозрение. 1992. - № 21. - декабрь.

53. Иванов, В.Д. Поющие саксофоны Франции / В.Д. Иванов // Музыкальное обозрение. 1992. -№ 9, май.

54. Иванов, В.Д. Применение специальных дыхательных упражнений при обучении и игре на духовых музыкальных инструментах / В.Д. Иванов // Впомощь военному дирижеру. Вып. 29. М.: Военно-дирижерский факультет при Московской консерватории, 1992.-С. 19-26. 1

55. Иванов, В.Д. Саксофон / В.Д. Иванов. М.: Музыка, 1990. - 64 с.

56. Иванов, В.Д. Современное искусство игры на саксофоне: проблемыоистории, теории и практики исполнительства: Автореф. дис. д-ра искусствоведения / В.Д. Иванов. М., 1997. - 40 с. у

57. Иванов, В.Д. Современное искусство игры на саксофоне "/проблемы истории, теории и практики исполнительства: дис. . д-ра искусствоведения / В.Д. Иванов. М., 1997. - 296 с. /

58. Иванов, В.Д. Словарь музыканта-духовика / В.Д. Иванов. — М.: Музыка, 2007. — 128 с.

59. Иванов, В.Д. С любовью к саксофону / В.Д. Иванов // Российский музыкант. 1992. - № 7. - 3 июня.

60. Иванов, В.Д. Современные отечественные школы для саксофона / В.Д. Иванов. М.: Моск. гос. консерватория, 1985. - 24 с.

61. Инструменты духового оркестра: Инструментоведение: учеб. пособие / Сост. Б. Т. Кожевников. М.: Музыка, 1984. - 783 с.

62. Ипполитов-Иванов, М.М. Пятьдесят лет русской музыки в моих воспоминаниях / М.М. Ипполитов-Иванов. М.: Музгиз, 1934. - 160 с.

63. Кандинский, А.И. На рубеже двух веков. К 25-летию со дня смерти А.К. Глазунова / А.И. Кандинский // Советская музыка, 1961. № 3. - С. 63-69.

64. Каратыгин, В.Г. А.К. Глазунов. К 50-летию со дня рождения / В.Г. Каратыгин. Избр. статьи. M.-JL, 1965. - С. 3-22.

65. Келдыш, Ю.В. Глазунов-симфонист / Ю.В. Келдыш // Очерки и исследования русской музыки. М.: Сов. композитор, 1978. - 511 с.

66. Келдыш, Ю.В. Симфоническое творчество / Ю.В. Келдыш // А.К. Глазунов. Музыкальное наследие: Исследования. Материалы. Публикации. Письма: в 2-х т. Т. 1 / Под ред. И.В. Голубовского. Д.: Музгиз, 1959. - С. 115-224.

67. Кириллов, C.B. Техника игры на саксофоне и проблемы интерпретации оригинальных произведений: Дис. .канд. искусствоведения / C.B. Кириллов. Ростов-на-Дону, 2010. - 166 с.

68. Климовицкий, А.И. О творческом процессе Бетховена: исслед. / А.И. Климовицкий. JL: Музыка, 1979. - 176 с.

69. Комаров, A.B. Восстановление произведений П.И. Чайковского в истории русской музыкальной текстологии: Автореф. дис. .канд. искусствоведения / A.B. Комаров. М., 2007. - 36 с.

70. Кон, Ю.Г. К вопросу о понятии «музыкальный язык» / Ю.Г. Кон // От Люли до наших дней. М., 1967. - С. 93-104.

71. Кон, Ю.Г. О финале Шестой симфонии Глазунова / Ю.Г. Кон // Глазуновский сборник: сб. науч. материалов / Сост. O.A. Бочкарева и др. -Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория, 2002. С. 513.

72. Козлов, А. «Козел на саксе» / А. Козлов. М.: Вагриус, 1998. - 448 с.

73. Конен, В. Рождение джаза / В. Конен. 2-е изд. - М.: Сов. композитор, 1990.-320 с.

74. Консон, Г.Р. Целостный анализ как универсальный метод научного познания художественных текстов (на материале музыкального искусства): автореф. дис. . д-ра искусствоведения / Г.Р. Консон. Сааратов, 2010. - 62с.

75. Коптев, C.B. Становление симфонического стиля Глазунова: Автореф. дис. .канд. искусствоведения / C.B. Коптев. Ереван, 1955. - 17 с.

76. Коптяев, А. Музыкальные портреты: А.К.Глазунов // А. Коптяев. Музыка и культура: Сб. муз.-ист. и муз.-критич. статей. СПб.: П. Юргенсон, 1903. -С.29-54.

77. Крюков, А.Н. Александр Константинович Глазунов / А.Н. Крюков. М.: Музыка, 1982.- 142 с.

78. Куницын, О.И. Глазунов. О жизни и творчестве великого русского музыканта: монография / О.И. Куницын. СПб.: Союз художников, 2009. -738 с.

79. Ламм, П.А. Восстановление подлинного текста «Бориса Годунова» / П.А. Ламм // Мусоргский: В 2-х ч. Ч. 1. «Борис Годунов»: Статьи и исследования. -М.: Госиздат, 1930.-С. 13-38.

80. Латышев, H.A. Неизвестные рукописи саксофонных сочинений А.К. Глазунова / H.A. Латышев // Музыковедение. 2010 - № 5. - С. 47-52.

81. Латышев, H.A. Неизвестное сочинение А.К. Глазунова. Berceuse для гобоя и фортепиано / H.A. Латышев // Вестник РАМ им. Гнесиных. - 2009. -№ 1. - С. 1-6.

82. Левашев, Е.М. Проблемы редактирования, реставрации и реконструкции музыкальных произведений на материале творчества русских композиторов XVV XX веков / Е.М. Левашев. - М., 1994. - 65 с.

83. Левин, С.Я. Произведения для духовых инструментов / С.Я. Левин // А.К. Глазунов. Музыкальное наследие: Исследования. Материалы. Публикации. Письма: в 2-х т. Т. 1 / Под ред. И.В. Голубовского. Л.: Музгиз, 1959. - С. 291-313.

84. Ливанова, Т.Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры / Т.Н. Ливанова. М.: «Искусство». «Образцовая» тип., 1938. -360с.

85. Лучшие интервью. Кшиштоф Пендерецкий / Эфир радиостанции «Эхо Москвы» 5 октября 1997 года / Интервью с А. Агамировым и А.

86. Варгафтиком Электронный ресурс., 1997. Режим доступа: http: www.data.ru/echo/index.html.

87. Луначарский, A.B. К 40-летию деятельности Глазунова / A.B. Луначарский. В мире музыки. Изд. 2-е, доп. М.: Сов. композитор, 1971. -540 с.

88. Ляпунова, A.C. О некоторых проблемах музыкального источниковедения / A.C. Ляпунова // Сов. музыка. 1971. - № 3. - С. 123-127.

89. Ляпунова, A.C. Рукописное наследие А.К. Глазунова / A.C. Ляпунова // Сборник Гос. публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Вып. 3. -Л, 1955.-С. 103-121.

90. Мазель, Л.А., Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методики анализа малых форм / Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман. М.: Музыка, 1967. - 752 с.

91. Матюхина, М.В. Влияние джаза на профессиональное композиторское творчество Западной Европы первых десятилетий XX века: Автореф. дис. . канд. искусствоведения / М.В. Матюхина. М., 2003. - 24 с.

92. Махлина, С.Т. Семиотика культуры и искусства. Словарь-справочник / С.Т. Махлина. Кн. 1-2. СПб: Композитор-СПб., 2003. - 268 с.97. «Мифы и миры Александра Глазунова»: сб. науч. ст. / Под ред. З.М. Гусейновой и др. СПб.: НИИ Химии СПбГУ, 2002. - 192 с.

93. Михайлов, A.B. О проблемах текстологии / A.B. Михайлов // Проблемы музыкальной текстологии: Моск. гос. консерватория. Сб. трудов. Вып. 45. -М., 2003.-С. 44-65.

94. Михайлов, Л. Школа игры на саксофоне / Л. Михайлов. М., 1975. - 67 с.

95. Михайлов, М.К. Стиль в музыке: исслед. / М.К. Михайлов. Л.: Музыка, 1981.-264 с.

96. Михайлов, М.К. Этюды о стиле в музыке. Вст. ст. М. Арановского / М.К. Михайлов. Л.: Музыка, 1990. - 288 с.

97. Мищенко, М.П. Время Глазунова / М.П. Мищенко // Буклет: Дни Александра Глазунова в Санкт-Петербургской государственной консерватории 24-25 апреля 2001 года. СПб: СПбГК, 2001. - С. 3-4.

98. Мищенко, М.П. Приношение Глазунову: К 140-летию со дня рождения Александра Константиновича Глазунова. Очерки / М.П. Мищенко. СПб.: КультИнформПресс, 2006. - 112 с.

99. Морозов, Д.А. Следы ранней редакции Первой симфонии А.К. Глазунова в рукописном наследии композитора / Д.А. Морозов // Петербургский музыкальный архив. Сб. статей и материалов. Вып. 1. СПб., 1997.-С. 139-143.

100. Музыкальный словарь Гроува / Пер. с англ, ред. и доп. д-ра искусствоведения JLO. Акопяна. 2-е рус. изд., испр. и доп. - М.: Практика, 2007.- 1103 с.

101. Мясоедов, В. Современные приемы игры на саксофоне / В. Мясоедов // В помощь военному дирижеру. Вып. 29. М.: Военно-дирижерский факультет при Московской консерватории, 1992. - С. 48-69.

102. Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции / Е.В. Назайкинский. М., 1982. - 319 с.

103. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке / Е.В. Назайкинский. М.: ТИЦ "Владос", 2003. - 248 с.109. «Неопубликованные письма А.К. Глазунова»: библиографич. заметка // Советская музыка, 1941, № 3. С. 65-71.

104. Окунева-Фатыхова, Э.А. Русские музыкальные рукописи в частных собраниях Мюнхена / Э.А. Окунева-Фатыхова // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России / Моск. гос. консерватория, труды. Вып. 31. М., 200. - С. 86-97.

105. Оссовский, A.B. А.К. Глазунов. Его жизнь и творчество. 1882-1907. Очерк / A.B. Оссовский. СПб.: Изд. Концертов А. Зилоти, 1907. - 52 с.

106. Оссовский, A.B. A.K. Глазунов / A.B. Оссовский // Воспоминания. Исследования / Общ. ред. и вст. ст. Ю. Кремлева. JL: Музыка, 1968. - С. 363-380.

107. Панов, В. Работа над гаммами и арпеджио в специальном классе саксофона / В. Панов. М.: Центр, научно-метод. кабинет по учеб. завед. культуры и искусства, 1986. - 19 с.

108. Понькина, А. Саксофон в музыкальной культуре XX века (на материале сонатного творчества зарубежных и украинских композиторов): Дис. .канд. искусствоведения / А. Понькина. Харьков, 2009. - 263 с.

109. Портреты советских исполнителей на духовых инструментах: Сб. ст. / Ред.-сост. Ю. Усов. М.: Сов. композитор, 1989. - 344 с.

110. Прокофьев, С.С. Материалы, документы, воспоминания / С.С. Прокофьев. -М.: Музгиз, 1961. 707 с.

111. Прорвич, Б. Основы техники игры на саксофоне / Б. Прорвич. М., 1977. -96 с.

112. Протопопов, В.В. Вторжение вариаций в сонатную форму / В.В. Протопопов. Избранные исследования и статьи. М., 1983. - 304 с.

113. Проскурина, И.Ю. А.К. Глазунов в музыкальной культуре русского зарубежья (опыт исторической и стилевой реконструкции): Дис. . канд. искусствоведения / И.Ю. Проскурина. М., 2010. - 268 с.

114. Раабен, JI.H. Камерно-инструментальные сочинения / J1.H. Раабен // А.К. Глазунов. Музыкальное наследие: Исследования. Материалы. Публикации. Письма: в 2-х т. Т. 1 / Под ред. И.В. Голубовского. JL: Музгиз, 1959. - С. 245-290.

115. Раабен, JI.H. Советский инструментальный концерт / Л.Н. Раабен. Л.: Музыка, 1967. - 308 с.

116. Ривчун, А. Школа игры на саксофоне / А. Ривчун. М.: Музыка, 2001. -141 с.

117. Риземан, О. Жизнеописание А.К. Глазунова. Рукопись / О. Риземан // Мюнхенский архив А.К. Глазунова. СПб., 2002.

118. Ручьевская, Е.А. Целостный и стилевой анализ / Е.А. Ручьевская // Музыкальная академия. 1994. № 1. - С. 100-104.

119. Рыжкова, H.A. А.К. Глазунов и М.О. Штейнберг: история одной переписки / H.A. Рыжкова // «Музеи театра и музыки в международном пространстве: Опыт, традиции, сотрудничество»: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2008. - С. 184-193.

120. Синявская, Л. Мир не явлений, но сущностей (психологическая основа музыки Глазунова на материале его писем и документов) / Л. Синявская // Музыкальная академия, 2000. № 4. - С. 167-174.

121. Скребков, С.С. Художественные принципы музыкальных стилей / С.С. Скребков. М., 1973. - 448 с.

122. Скребкова-Филатова, М.С. Фактура в музыке: художественные возможности, структура, функции / М.С. Скребкова-Филатова. М., 1985. -285 с.

123. Слонимская, Р.Н. Анализ гармонических стилей: тезисы лекций и конспект исторического обзора гармонических стилей. Л.: Композитор, 2001.-70 с.

124. Томашевский, Б.В. Писатель и книга. Очерк текстологии / Б.В. Томашевский. Л., 1928. - 227 с.

125. Тюлин, Ю. и др. Музыкальная форма / Ю. Тюлин и др. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Музыка, 1974. - 359 с.

126. Усов, Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах: учеб. пособие / Ю. Усов. 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1977. -207 с.

127. Усов, Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах / Ю. Усов. М.: Музыка, 1975. - 200 с.

128. Фатыхова-Окунева, Э.А. Книга о Глазунове из Мюнхенского архива / Э.А. Фатыхова-Окунева // Петербургский муз. архив / СПбГК. СПб, 1999. -Вып. З.-С. 190-209.

129. Фатыхова, Э.А. Нотные рукописи А.К. Глазунова (опыт текстологического исследования): Дис. .канд. искусствоведения / Э.А. Фатыхова. СПб., 2004. - 329 с.

130. Фатыхова, Э.А. Нотные рукописи А.К. Глазунова (текстологические аспекты изучения) / Э.А. Фатыхова // Мифы и миры Александра Глазунова: сб. науч. ст. / Под ред. З.М. Гусейновой и др. СПб.: НИИ Химии СПбГУ, 2002. - С. 5-27.

131. Фатыхова, Э.А. Рукописи А.К. Глазунова в библиотеке консерватории / Э.А. Фатыхова // Дни Александра Глазунова в Санкт-Петербургской консерватории 24-28 апр. 2001 г.: Буклет / СПбГК. СПб, 2001. С. 11-12.

132. Фатыхова-Окунева, Э.А. Сохраняя память об Александре Константиновиче Глазунове / Э.А. Фатыхова-Окунева // Musicus: Вестник Санкт-Петербургской консерватории им. H.A. Римского-Корсакова, 2009. -№2 (15).-С. 12-14.

133. Фатыхова, Э.А. Эпистолярное наследие А.К. Глазунова в фондах Отдела рукописей Петербургской консерватории / Э.А. Фатыхова-Окунева // Петербургский муз. архив. СПб: Канон, 1997. Вып. 1. С. 144-137.

134. Федорова, Г. А.К. Глазунов / Г. Федорова. M.-JI.: Гос. муз. изд-во, 1947.-51 с.

135. Фирсова, Н.Ф. Нотные автографы раннего творчества А.П. Бородина (опыт текстологического исследования): Дис. . канд. искусствоведения / Н.Ф. Фирсова. СПб., 2000. - 27 с.

136. Фишман, H.JI. Из истории советской бетховенианы: сб. статей и фрагментов из работ / Сост., ред., предисл. и коммент. H.J1. Фишмана / H.JI. Фишман. М.: Сов. композитор, 1972. - 327 с.

137. Фишман, H.JI. Этюды и очерки по бетховениане / Н.Л. Фишман. М.: Музыка, 1982. - 263 с.

138. Фролова, Е.В. Рукописи и материалы М.И. Глинки в Берлинской государственной библиотеке: Автореф. дис. . канд. искусствоведения / Е.В. Фролова. СПб., 2005. - 27 с.

139. Холопов, Ю.Н. Современные черты гармонии Прокофьева / Ю.Н. Холопов. М.: Музыка, 1967. - 477 с.

140. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие / В.Н. Холопова. СПб.: Лань, 2000. - 320 с.

141. Холопова, В.Н. Музыкальный тематизм: научно-методический очерк (вопросы истории, теории, методики) / В.Н. Холопова. М., 1983. - 88 с.

142. Хохлов, Ю. Советский скрипичный концерт / Ю. Хохлов. М.: Музгиз, 1956.-232 с.

143. Хронограф сочинений Александра Константиновича Глазунова / Сост. Э.Э. Язовицкая // Глазунов. Исследования, материалы, публикации, письма: в 2-х т. Т. 1. Л.: Музгиз, 1959. - С. 466-537.

144. Цвейг, С. Смысл и красота рукописей. Собр. соч. Т. 7 / С. Цвейг. М., 1963.-С. 339-346.

145. Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений: общие принципы развития и формообразования в музыке, простые формы / В.А. Цуккерман. -М, 1980.-296 с.

146. Цуккерман, В.А. Целостный анализ музыкальных произведений и его методика / В.А. Цуккерман // Интонация и музыкальный образ / Под общ. ред. Б. Ярустовского. М., 1965. - С. 264-320.

147. Цыпин, Г. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества / Г. Цыпин. М.: Сов. композитор, 1988. - 384 с.

148. Черных, А. Советское духовое инструментальное искусство: Справочник / А. Черных. М.: Сов. композитор, 1989. - 320 с.

149. Чернышов, A.B. Джаз и музыка европейской академической традиции: Автореф. дис. . канд. искусствоведения / A.B. Чернышов. -М., 2009. 32 с.

150. Шабалина, T.B. Рукописи И.С. Баха: ключи к тайнам творчества / Т.В. Шабалина. СПб.: Logos, 1999. - 440 с.

151. Шабалина, Т.В. Творчество И.С. Баха: Текстологическое исследование (на материале инструментальных сочинений): автореф. дис. .д-ра искусствоведения / Т.В. Шабалина. СПб., 2000. - 48 с.

152. Шапошникова, М. К проблеме становления отечественной школы игры на саксофоне / М. Шапошникова // Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах. Вып. 80. М.: Гос. муз.-пед. институт им. Гнесиных, 1985. - С. 22-37.

153. Шенберг, А. Стиль и мысль: статьи и материалы / А. Шенберг. М.: Изд. дом «Композитор», 2006. - 528 с.

154. Штейнберг, М.О. Воспоминания о H.A. Римском-Корсакове и А.К. Глазунове / М.О. Штейнберг // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Л.: Гос. муз. изд-во, 1962. - С.40-49.

155. Энгель, Ю.Д. А.К. Глазунов как симфонист / Ю.Д. Энгель // Русская музыкальная газета, 1907. № 2. - Стб. 60-65.

156. Энгель, Ю.Д. А.К. Глазунов как симфонист / Ю.Д. Энгель // Русская музыкальная газета, 1907. № 3. - Стб. 89-95.

157. Энгель, Ю.Д. А.К. Глазунов как симфонист / Ю.Д. Энгель // Русская музыкальная газета, 1907. № 4. - Стб. 130-138.

158. Энгель, Ю.Д. А.К. Глазунов как симфонист / Ю.Д. Энгель // Русская музыкальная газета, 1907. № 5-6. - Стб. 171-175.

159. Энциклопедический музыкальный словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966. - 632 с.

160. Юдин, Г.Я. Из рукописного наследия / Г.Я. Юдин // Глазунов. Исследования, материалы, публикации, письма: в 2-х т. Т. 1. Л.: Музгиз, 1959.-С. 314-352.

161. Литература на иностранных языках

162. Abraham, G.E.H. Glazunov: the End of an Episode / G.E.H. Abraham. On Russian music. L., 1939.

163. Berlios, H. Instruments de Musique d'A. Sax / H. Berlios // J. des Débats politique et literaire. 1842, 12 juin.

164. Billerd, F. Histoire du saxophone / F. Billerd. Paris: Joseff Clims, 1986. - 336 P

165. Burnau, I. Adolphe Sax Inventor of the Saxophone Family / J. Burnau // Instrumentalist. - 1967. - Vol. 24., January. - P. 42-46.

166. Charles, J. Sigurd Manfred Rascher: Essai de biographie / J. Charles // Le saxophone: Dossier I. Le Mans: Poulard, 1990. - P. 29-42.

167. Chautemps J.-L., Kientry D., Londeix J.-M. Le saxophone / Chautemps L.-L., etc. Paris: Latters-Salabert, 1987. - 136 p.

168. Gee, H. Saxophone Solists and Their Music (1844-1985) / H. Gee. -Bloomington: Indiana University Press, 1986. 300 p.

169. Gourdef, G. D'Adolphe Sax a' Marsel Mule ou "l'Ecole française du saxophone" / G. Gourdef // Le courier musical de France. 1977, № 59. - P. 9396.

170. Günter, H. A. Glazunow / H. Günter. Bonn, 1956.

171. Günter, H. Glasunow A. Zum 100 Geburgstad / H. Günter. Bonn, 1965.

172. Horwood, W. Adolphe Sax: 1814-1894. His Life and Legacy / W. Horwood. -Egon Publ., Ltd., Baldock, 1983. 214 p.

173. Ingham, R. The Saxophone Quartet / R. Ingham // The Cambridge Companion to the Saxophone: Edited by Richard Ingham, 1998. P. 65-74.

174. Kool J. Das Saxophone / J. Kool. Frankfurt: Das Musikinstrument, 1989. -205 p.

175. Le saxophone et son histoire de famille // Vie musical. 1965. - № 1. - P. 1215.

176. Londeix, J.-M. HELLO! Mr. SAX or Parameters of the Saxophone / J.-M. Londeix. Paris: Editions Musicales ALPHONSE LEDUC, 1974. - 110 p.

177. Luckey R. Saxophone Altissimo High Notes, Development for the Contemporary Player / R. Luckey. Lafayette; Olympia Music Publishing, 1992. -200 p.

178. McCathren, D. The SAXOPHONE / D. McCathren. Kenosha, Wisconsin: G. Leblanc Corporation, 1956. - 32 p.

179. Mule, M. The Saxophone / M. Mule // Instrumentalist. 1958. - Vol. 12, Apr. -P. 30.

180. Parry C. Style in Musical Art / C. Parry. London, 1924.

181. Rascher, S. Saxophone Mouthpiece / S. Rascher // Instrumentalist. 1954. -Vol. 11, Nov.-P. 42.

182. Rousseau, E. MARCEL MULE: His Life and the Saxophone / E. Rousseau // Saxophone Journal. Volume 10, Number 3, Fall 1985. P. 8-17.

183. Sobchenko, A. Letters from Glazounov "The Saxophone Concerto Years" / A. Sobchenko // Saxophone Journal. September/October 1997. P. 66-70.

184. Teal, L. The Art of Saxophone Playing / L. Teal. Princeton, New Jersey, USA: Summy-Birchard Music, 1963. - 111 p.

185. Umble, J.C., Londeix, J.M. Master of the Modern Saxophone / J.C. Umble, J.M. Londeix. Cherry Hill, NJ: Roncorp Publications, 2000. - 104 p.

186. Venturini, D.J. Alexander Glazounov. 1928-1936. His Life and Works / D.J. Venturini. Ohio: Aero printing Delphos, 1992. - 100 p.

187. Список архивных источников

188. Концерт для саксофона-альта и струнного оркестра Es-dur: Клавир. -ALPHONSE LEDUC Editions Musicales, 175, rue Saint-Honoré, Paris, 1936.

189. Нотные автографы Квартета для четырех саксофонов B-dur А.К. Глазунова: СПбГМТиМИ (ГИК 20918/1-20918/10).

190. Нотные автографы Концерта для саксофона-альта и струнного оркестра Es-dur А.К. Глазунова: СПбГМТиМИ (ГИК 20919/1-20919/7).

191. Квартет для четырех саксофонов B-dur: Партитура. Edition M. Belaleff. № 3496, 1959.

192. Концерт для саксофона-альта и струнного оркестра Es-dur. Партитура. Copyright by ALPHONSE LEDUC et Cie 1936 Editions Musicales, 175, rue Saint-Honoré, Paris. 1936.

193. Письмо Г. Бумке А.К. Глазунову на нем. яз.: СПбГМТиМИ (ГИК 2206/473).

194. Письма С. Рашера А.К. Глазунову на нем. яз.: СПбГМТиМИ (ГИК 22061/483-502).

195. Письмо М. Фидлера А.К. Глазунову на нем. яз.: СПбГМТиМИ (ГИК 22061/503).

196. Письма С. Шове А.К. Глазунову на франц. яз.: СПбГМТиМИ (ГИК 22061/566-576).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.