Проза Бориса Савинкова: Общественно-политический и литературный контекст эпохи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Гончарова, Елена Ивановна

  • Гончарова, Елена Ивановна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2001, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 233
Гончарова, Елена Ивановна. Проза Бориса Савинкова: Общественно-политический и литературный контекст эпохи: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Санкт-Петербург. 2001. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гончарова, Елена Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

I ГЛАВА. МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ.

П ГЛАВА. ГЕРОЙ И ПОЗИЦИЯ АВТОРА В ПОВЕСТИ «КОНЬ БЛЕДНЫЙ».

Ш ГЛАВА. ПОЛЕМИКА ВОКРУГ РОМАНА "ТО, ЧЕГО НЕ БЫЛО"

IV ГЛАВА. ЭВОЛЮЦИЯ ГЕРОЯ В ПОВЕСТИ «КОНЬ ВОРОНОЙ».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза Бориса Савинкова: Общественно-политический и литературный контекст эпохи»

Литературный стиль начала XX века Д. Мережковский определил следующим образом : «Запах динамита, смешанный с апокалипсическим ладаном». Россия в этот период явилась ареной небывалого революционного движения. Одной из остроактуальных тем русской литературы становится проблема революционного насилия и крайнего проявления насилия -политического терроризма. Террор - это особая и недостаточно изученная страница русской истории. В России террор приобрел наибольший размах в годы первой русской революции. Борис Савинков, являющийся одной из самых неординарных фигур российского терроризма, вошел в русскую литературу под псевдонимом В. Ропшин. Тема насилия, развернутая в творчестве писателя, опиралась на факты реальной биографии убежденного террориста. Концепция диссертации может быть определена следующим образом: тема революционного насилия, развернутая в прозе Ропшина с опорой на факты реальной биографии убежденного террориста Бориса Савинкова. Проза Ропшина рассматривается в данной работе как интереснейший литературный феномен: революционная проблематика, осмысливаемая писателем в контексте исканий русской литературы первой трети XX века, шла вразрез с идеологией революционного подполья. Сознавая, что литературное творчество Б. Савинкова не может быть измеряемо теми же критериями, которые применимы к известным писателям, мы не ставили перед собой задачу исследования поэтики произведений писателя- террориста, сосредоточив внимание на этических аспектах творчества писателя. В I вводной главе рассматриваются нравственно- философские аспекты революционного насилия. Тем самым I глава указывает на избранный в исследовании проблемно- тематический ракурс. Во П, Ш, IV главах проблемы прозы рассматриваются в рамках творческого и жизненного пути писателя. Объем исследуемого материала ограничен анализом трилогии о терроре и романа «То, чего не было». Поскольку предметом анализа избран не только литературный, но ц в значительной степени исторический феномен мы полагаем, что творчество Савинкова - Ропшина нуждается не только в литературоведческой, но и в исторической, и философской интерпретации. Общественно- политический и литературный контекст в данном исследовании представляется тем более необходимым, что литературное творчество Ропшина, взятое отдельно, анализировать достаточно трудно. Но вместе тем, творчество Ропшина, отразившее соприкосновение крайнего течения революционной мысли и русской литературы, дает возможность проанализировать сложные явления не только литературного процесса, но и выявить глубинные изменения в духовной жизни русского общества начала XX века. Эволюция радикализма русской интеллигенции принадлежит к явлениям, до сих пор не осмысленным ни литературоведами, ни историками. Ясно, что этот радикализм проявился в сфере духовных и религиозных исканий. В полемике по поводу революционного максимализма, столкнулись представители различных направлений общественной мысли: М.Горький, JI. Андреев, Л. Толстой, З.Гиппиус, Д. Мережковский, Н.Бердяев, С.Булгаков, С. Трубецкой, С. Франк, Д.Мережковский, В.Розанов и др. Предметом исследования явились статьи русских писателей и философов, затрагивающие проблемы революционного экстремизма. Учитывая специфику темы, подход к разработке диссертации междисциплинарен, но в целом остается в рамках филологической науки. Помимо исследований литературоведческого характера привлекаются исторические, философские и социологические работы. Политический террор, крайняя форма революционного радикализма, в каждый исторический момент воспринимался обществом неоднозначно. Преобладающая часть русской интеллигенции, на наш взгляд, в начале XX века жила верой в революцию. Отсюда шла мифологизация общественным сознанием образов террористов. «Богоискательское» брожение интеллигенции вылилось в увлеченность революционным максимализмом. Взгляд на русский социализм, как на христианское учение, а на террористов, как на христианских мучеников, был в целом характерен для увлеченного идеей революции русского общества начала XX века.

Предлагаемое исследование помогает выявить сложные и не изученные явления литературного процесса эпохи Серебряного века. Диссертация является попыткой осмысления, как происходило становление определенного типа общественного сознания, какими факторами - объективным и или субъективными- мог быть обусловлен подобный процесс, какую реакцию вызывал террор в литературной среде. Неоднозначное отношение художественной интеллигенции к революционному террору до недавнего времени было «запретной темой». Этот вопрос подвергался, с одной стороны, идеологическому давлению, с другой стороны, при отсутствии разработанности в рамках исторической науки проблемы эсеровского террора, - невольному замалчиванию.

В диссертации привлечен литературный контекст: прежде всего произведений русской литературы, посвященные террору. Террористы- бомбисты в начале XX века становятся героями романов, повестей, рассказов. Террорист в эту эпоху своего рода - герои времени. На фоне современной и отчасти «модной» для начала века темы «революционного убийства» творчество Ропшина оценивалось критикой достаточно высоко: его романам отдавали предпочтение, сравнивая с известными писателями, касающимся в своем творчестве проблем террора. «Андреев - большой талант,- писал А. Измайлов,- Ропшин- среднее дарование. Но представьте за ним преимущество силы и правды. Очевидно, даже проникновение художника иногда должно уступить яркому и подлинному житейскому переживанию».1

Личность знаменитого террориста Бориса Савинкова представляется символичной для революционной эпохи. Но легендарная карьера Савинкова- террориста заслонила собой для исследователей интерес к Ропшину -писателю. В этом, на наш взгляд, главная причина отсутствия исследовательского интереса к творчеству Савинкова- Ропшина. В последние годы произведения Савинкова неоднократно переиздавались. Это связано несомненно р современностью звучания проблемы террора в начале XXI века. Кровь, насилие, террор, невинные жертвы - приметы не только начала XX века, но и начала следующего столетия. Сам факт обращения к личности и творчеству писателя в данный исторический момент вполне оправдан. В настоящее время исследование, освещающее творчество Савинкова- Ропшина, представляется необычайно актуальным. Творчество знаменитого террориста вызывало в начале XX века острый интерес современников . Популярности Ропшина несомненно способствовала его известность террориста, поэтому до 1924 г. произведения

1 Измайлов А. То, чего не было // Биржевые ведомости. 1912. 1 июня. С.2.

Ропшина многократно издавались в России. Но после загадочной гибели Савинкова в мае 1925 г. в Лубянской тюрьме вплоть до начала 90-х г. произведения писателя не переиздавались. Савинков был зачислен в разряд яростных противников советской власти. Но в последнее десятилетие переизданы мемуары Савинкова, роман «То, чего не было», повести, стихи. Несмотря на публикацию произведений Савинкова в последнее десятилетие, его проза не привлекала достаточного внимания исследователей. Сведения о Ропшине писателе ограничивались статьями к публикациям его произведений.

Источником сведений о Ропшине является очерк Д. Жукова «Б.Савинков и В. Ропшин. Террорист и писатель». 2 Анализу повести «Конь бледный» и романа «То, чего не было» посвящены главы книги М.Могильнер «Мифология «подпольного человека». Автор исследует творчество Ропшина в рамках партийной «подпольной литературы». Полемику вокруг романа «То, чего не было» затронула профессор Кембриджского университета А. Келли3. Следует отметить, опубликованную переписку Савинкова с А. Амфитеатровым,4 М. Волошиным. 5Литературной деятельности Савинкова посвящена статья в биографическом словаре «Русские писатели XX века».6

Отметим, что в настоящее время не существует и монографии, посвященной революционной деятельности Бориса Савинкова. Хотя деятельности Савинкова после 1917 г. посвящена монография Р.Спенса, не касающаяся проблем литературного творчества Савинкова. Причина не изученности такого эпохального явления российской действительности, как эсеровский террор, и в рамках этой проблемы личности Савинкова, объясняется, прежде всего недоступностью для отечественных исследователей источниковедческой базы. Архивы, отражающие деятельность боевой организации партии эсеров, были закрыты для исследователей вплоть до начала 90-х . В этом заключалась одна из серьезных проблем в работе над темой «Проза

2 Жуков Д. «Б. Савинков и В. Ропшии Террорист и писатель» // Жуков Д. Таинственные встречи. М. ,1992.

3 Келли А. Самоцензура и русская интеллигенция : 1905-1914 // Вопросы философии. 1990. №10. С. 52-67.

4 Амфитеатров н Савинков: Переписка 1923- 1924 / Публ. Э. Гарэтто, Н. Добкнна, Д. Зубарева // Минувшее: Ист. Альманах. М.; СПб., 1993. Вып. 13. С. 73- 158.

5 «Душевно Ваш Ропшин.»: Переписка Бориса Савинкова с М. Волошиным // Волошин М. Избранное. Минск. 1993.

6 Баранов А С. Цурганов Ю. С. Савинков Борис Викторович // Русские писатели XX век. Серия биографические словари. Глав. ред. И сост. Николаев П. А. М., 2000. С. 609-611.

Бориса Савинкова», поскольку творчество писателя Ропшина неразрывно связано с историей боевой организации партии эсеров. В настоящее время опубликована ряд монографий по эсеровскому террору. Следует отметить исследование Р.Городницкого, написанное на основе содержательной диссертации.7Это первое в отечественной историографии после 1917 г. серьезное исследование эсеровского террора, написанное на основе архивных материалов.

В целом же творчество Б.Савинкова до сих пор не было предметом специального рассмотрения в историко- литературной науке. В предлагаемой диссертации проведено монографическое исследование творчества Б. Савинкова, подразумевающее историко-литературный, исторический и философский аспекты. Целью работы является изучение и анализ художественного творчества писателя- террориста. Задача исследования заключается в выявлении характерных особенностей творческой манеры писателя.

Проблема творчества Савинкова рассматривается на впервые вводимом в научный оборот материале. К рассмотрению привлечена обширная источниковедческая база - исследования литературоведческого характера, материалы, извлеченные из редких и труднодоступных изданий, в том числе русского зарубежья, исторические и социологические труды.

Теоретической базой исследования явился прежде всего следующий круг источников:

1 Архивы: ГАРФ, РГАЛИ, РОРНБ, РОИРЛИ.

2. Газетные и журнальные публикации дореволюционной эпохи, выявленные нами, касающиеся творчества Савинкова и проблем террора.

3. Эсеровские издания, выходящие в Париже, Лондоне, Женеве в 1901-1911г.

4. Исследования по эсеровскому террору, появившееся в 1910-е г.

Из названных архивов наибольший интерес для исследователя представил личный архив Бориса Савинкова (ГАРФ. Ф. 5831). В 1924 г., направляясь из Парижа в Россию, Савинков оставил литературный архив в Праге сестре Вере Викторовне Мягковой и ее мужу Александру Геннадьевичу Мягкову. Архив Савинкова поступил в ГАРФ из Праги в 1946 г. из Русского заграничного исторического архива, сложившегося с 1923 г.

7 Городницкий Р Боевая организация партии социалистов-революционеров в 1901-1911гг. М., 1998.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Гончарова, Елена Ивановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Борис Савинков принадлежит к числу исторических деятелей, оставивших заметный след в истории России. Судьба Савинкова со всеми ее переломами и психологическими загадками представляется воплощением истории России XX века. 3. Гиппиус, А. Ремизов, А. Куприн, М. Волошин, А. И, Деникин, А. Керенский, У. Черчилль оставили воспоминания об этом необычайно ярком человеке. Для каждого из названных существовал «свой» Савинков. Вся его жизнь политика и литератора распадается на четко очерченные этапы. С каждым новым жизненным этапом менялся Савинков. 1903 год можно считать годом рождения «генерала террора», тогда же он делает и первые пробы пера. Но напряженная террористическая борьба не давала возможности развиваться литературным склонностям. Если бы не счастливая для Савинкова встреча с Мережковскими в Париже, то навряд ли в русской литературе появилось новое литературное имя- В, Ропшин. Знакомство с Мережковскими, их литературное покровительство оказалось чрезвычайно важным для Савинкова Лс^ателя. «Поставленный условиями своей судьбы вне течения обычной жизни,- писала 3. Гиппиус,- он не имел даже и того касания к литературе, которое есть, более или менее у всех. Да и времени у него для этого не было ни минуты. Но когда, по капризу той же судьбы, он попал в полосу «бездействия», рука его сама протянулась к перу. < . . > Для работы, длящейся обычно годами, судьба ему отмеряла Часы, в эти часы вся работа и была проделана».534

Разоблачение Азефа было личной трагедией Савинкова. Тогда начинается новый период его жизни. Он занимается литературным творчеством. Далее следует очередная страница биографии Савинкова.

Проза Бориса Савинкова отразила прежде всего личные впечатления автора от бурных событий российской истории, активным участником которых он был. Несомненно, что психологическая раздвоенность между революционной борьбой и литературным творчеством определила литературные сюжеты писателя. Бунтарство личности писателя- террориста выразилось прежде всего в его литературном творчестве, освобожденном от партийном цензуры.В его творчестве «подпольная Россия» потеряла право на субъективную оценку собственной истории. Величайший грех убийства, позволяемый революционной нравственностью, получил горячую отповедь в творчестве писателя. Литературное творчество явилось для Савинкова своего рода формой исповедничества.

Савинков-Ропшин был характернейшим персонажем эпохи начала XX века. Н. Бердяев не случайно говорил о появлении в это время людей «двоящихся мыслей». К ним вполне можно причислить и Бориса Савинкова с его «ставрогинеким» складом души. Творчество Ропшина резко отличается от творчества писателей «подпольной России». Савинков вводил своих героев в религиозно-философский контекст, более актуальный скорее для кругов художественной интеллигенции, чем для революционной среды. Основной нерв модерна баланс между жизнью и смертью- все это было воплощено в Борисе Савинкове. В этом человеке-символе было трудно узнать героя «подпольной России». В собственном представлении и в глазах проницательных критиков Савинков никогда не был слепым фанатиком террора, что и выразилось в его литературных исканиях. Конечно, Савинков не достиг в своем творчестве подлинной писательской зрелости. Но несомненная ценность его прозы заключается, на наш взгляд в том, что стремление к художественной правде помогало Ропшину выявлять «болезненные» симптомы общественного сознания начала XX века.

534 Гиппиус 3. Несколько слов // Ропшин В. Книга стихов. Париж, 1931. С. VI.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гончарова, Елена Ивановна, 2001 год

1. Агафонов В. К. Заграничная охранка. Пг., 1918.

2. Адрианов С.А. Критические наброски // Вестник Европы. 1909. № 3. С. 343-354.

3. Айхенвальд Ю.И. Литературные наброски. Авель убивающий it Слово. 1909. 11 фев.(24 марта). №705. С. 2.

4. Айхенвальд Ю.И. Бездуховность // Руль. Берлин. 1924. Подпись Б. Каменецкий.

5. Алданов М.(Ландау М. А. ) Убийство Урицкого // Наш современник. 1990. №2. С. 173-186.

6. Амфитеатров А.В. Два коня//За свободу. Варшава. 1924. 21 июля.

7. Амфитеатров А.В. Конь бледный // Амфитеатров А. Заметы сердца. М. , 1909. С. 193-207.

8. Амфитеатров и русские в Польше (1922-1932) / Публ. Д. Зубарева // Минувшее: Исторический альманах. Вып. 22. М.; СПб. 1997. С. 388-484.

9. Амфитеатров и Савинков: переписка 1923-1924 / Публ. Д. Зубарева // Минувшее: Исторический альманах. Вып. 13. М., СПб, 1993. С. 73-158.

10. Андреев Л.Н. Из письма //Эпоха, 1908. № 1.

11. И. Андреев Л.Н. Письма Л, Андреева М. Горькому по поводу романа Ропшина «То, чего не было». ЛН. Т, 72. М. ,1965. -С. 343, 345.

12. Андреев Л.Н. Рассказы. Paris, 1995,

13. Андреев Л.Н. Сашка Жегулев. М. ,1998.

14. Андреев Л.Н. SOS М. -СПб, 1994.

15. Арцыбашев М П. Гады ползучие// За свободу. 1924. 10 сент,

16. Арцыбашев М.П. Гоголевский черт и эсеровские ангелы // За свободу. 1924. 9окт.

17. Арцыбашев М.П. Записки писателя. Воспоминания // За свободу. 1924. 24 сент.

18. Арцыбашев М.П. Опять Савинкову // За свободу. 1925. 22 апр.

19. Арцыбашев М.П. Письмо А. Амфитеатрову от 5 мая 1925г. // Минувшее: Исторический альманах М.; СПб. Вып. 22. 1997. С. 427-429.

20. Арцыбашев М.П. Письмо Б. Савинкову // За свободу. 1924,21 сент.

21. Арцыбашев М.П. Фельетонная совесть // За свободу. 1924,11 сент.

22. Арцыбашев М.П. Собр. соч. : в 3-хт.Т. 1,Т. 3. М. ,1994.

23. Бальмонт К.Д. Песня мстителя. Paris, 1907.

24. Белинский В.Г. Собр. соч. в9-тит.Т. 9. М. ,1982.

25. Белый А. Между двух революций. М ,1990.

26. Бердяев Н.А. Великий инквизитор // О Великом инквизиторе: Достоевский и последующие/Сост., предисл. Ю.И. Селиверстов. М. ,1992. С. 219-241.

27. Бердяев Н.А. Духи русской революции. Рига, 1990.

28. Бердяев Н.А. Из психологии русской интеллигенции // Московский еженедельник. 1907. 27 окт. №42. С. 11-22.

29. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции: Статьи по общественной и религиозной философии 1907-1909). СПб, 1910.

30. Бердяев Н.А. Мережковский о революции // Московский еженедельник. 1908. №25. 25 июня. С. 3-19.

31. Бердяев Н.А. Письмо Н, Бердяева к Д. Философову от 16-18 марта 1908 г. // Письма Николая Бердяева / Публ. В. Аллоя // Минувшее. Paris. 1990. Вып. 9. С. 317-325.

32. Бердяев Н.А. Ставрогин // Русская мысль. 1914, № 5. С. 80-89.

33. Биценко А. Две встречи с Горьким // Каторга и ссылка: историко-революционный вестник. М. ,1928, № 4(41). С. 64-65.

34. Блок А. А, Дневник. М. ,1989. С, 247.

35. Блок А. А. Письмо к В. В. Розанову от 20 февр. 1909 г. // Собр. соч. в 8 т. Т. 8. М. , Л. 1963.С. 276-279.

36. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. М. ,1990.С. 23-69.

37. Булгаков С.Н. Русская трагедия // Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М. ,1990.

38. Бурцев В.Л. Печальный конец Б. Савинкова// Былое. 1933. №2.

39. Бурцев В.Л. Торг, измена, предательство // За свободу! Варшава. 1924. 15 окт.

40. Валентинов Н.(Н. Вольский). Два года с символистами. М., 2000.

41. Вейнберг П. И. 4-ое апреля 1866 г. (Из моих воспоминаний) // Былое, 1906, №4. С. 299-303.

42. Великая французская революция и русская литература. Под. ред.Фридлендера Г. Л., 1990.

43. Венгеров С.А. Собр. соч.: В 3-хт.Т. 1. СПб, 1911.

44. Вендзягольский К. Савинков // Новый журнал. 1962. № 68. С. 190-214; №70. С. 142-183.

45. Вересаев ВВ. Соч.: В 4-хт.Т. 1. М., 1990.

46. Верлен П. Стихи, избранные и переведенные Федором Сологубом. СПб., 1908.

47. Владимиров В.Е. (Попов В. Е. ) Мария Спиридонова. М. ,1905.

48. Владимиров В.Е. Очерки современных казней. М. ,1906.

49. Волошин М.А. Воспоминания. М. ,1990.

50. Волошин М.А. Некто в сером // Русь. 1907. № 157. 19 июня. С. 2.

51. Волошин М.А. Облики. Ропшин//Русская мысль. 1917, Кн. 11/12.С. 135.

52. Волошин М.А. Пророки и мстители // Волошин М. Лики творчества. Л.,1988.С. 188-208.

53. Вольховский В.Ф. Около романа Ропшина // Русские ведомости. 1913. 18 янв. №15.

54. Герасимов А. В. На лезвии с террористами. М., 1991.

55. Герцен А.И. Собр. соч. в 30 т. Т, 3.

56. Гессен И. В двух веках. Жизненный отчет // Архив русской революции. Т. 22. Берлин. 1937. (М ,1993).

57. Гиппиус Влад. Голубой и красный цветок (Памяти Гаршина) // Речь. 1913. 24 марта (6 апр.). С. 3-4.

58. Гиппиус З.Н. Был и такой // Русская мысль. 1908. № 4. С. 1-13.

59. Гиппиус З.Н. Варшавский дневник // Возрождение. Париж. 1969. № 214.С. 77-88.

60. Гиппиус З.Н. Дмитрий Мережковский, Париж, 1951,

61. Гиппиус З.Н. Дневники: В 2 кн. Кн. 2 / Под общей ред. А. Николюкина.1. М.,1999.

62. Гиппиус З.Н. Коричневая тетрадь // Возрождение. Париж. 1970. №221С. 28-39.

63. Гиппиус З.Н. Литературная запись. О молодых и средних // Современные записки. Париж. 1924. № 19.С. 234-249.

64. Гиппиус З.Н. Не сказано // Сирин. Сб. 3. СПб., 1914. С, X -XI.

65. Гиппиус З.Н. Несколько слов // Ропшин В,(Б. Савинков) Книга стихов. Париж, 1931. С. УП-Х11.

66. Гиппиус З.Н. Новая авантюра Савинкова // Последние новости. Париж, 1924, 5 окт.

67. Гиппиус З.Н. О Бывшем//Возрождение. 1970. № 220. С. 53-75.

68. Гиппиус З.Н. Петербургские дневники. Нью-Йорк. 1990.

69. Гиппиус З.Н. Революция и насилие // Мережковский Д., Гиппиус 3., Философов Д. Царь и революция: Сб./ Первое русское издание под редакцией М. Колерова. М.,1999.

70. Гиппиус З.Н. Тоска по смерти//Свобода и культура. 1906. №7. С. 476-472.

71. Глаголь С. Искусство за неделю. Диспуты о «Бесах» // Столичная молва. 1913. И ноября. №336. С. 5.

72. Горбунов М. Савинков, как мемуарист // Каторга и ссылка: историко-революционный вестник. 1928. №3(40). С. 168-185; №4(41). С. 163-173; №5(42). С. 168-180.

73. Городницкий Р.А. Б. В. Савинков и судебно-следственная комиссия по делу Азефа//Минувшее: Исторический альманах. Вып. 18. М.;СПб. 1995. С. 198-242.

74. Горький М. Еще раз о карамазовщине // Биржевые ведомости. 1913. 8, 9 окт.

75. Горький М. «О карамазовщине» // Русское слово. 1913. №219.

76. Горький М. ПСС: Худ, произвед, : В 25 т. Варианты к худ. произведениям. Вып. 5. М., 1974-1983.

77. Градовский Г.К. Итоги(1862-1907). Киев, 1908.

78. Грин А. Собр. соч.: В 5-тит.Т, 1. М. ,1991.

79. Грякалова Н.Ю. Революция в образах ( М. А. Волошин и А. В. Амфитеатров в 1905-1906 гг) // Литература и история (Исторический процесс в творческом сознаний русских писателей и мыслителей XVIII -XX вв. ). Вып. 2. СПб, 1997. С. 251-262.

80. Дан Ф.И. ( Гурвич) Закон беззакония. («Конь бледный», повесть Ропшина» // Возрождение. 1909. № 5-6. С. 20-25; № 7-8 С. 14-20,

81. Деренталь А.( Дикгоф). В темную ночь // Русское богатство. 1907, №9 С. 1-56, №10 С. 1-42,№11 С, 1-36.

82. Достоевский Ф. ПСС: В 30-ти т.Т. 5; Т. 15. Л. ,1973.

83. Дон Аминадо (Шполянский А.). Поезд на третьем пути. М.,1991.83. «Душевно Ваш В. Ропшин.» (Переписка Бориса Савинкова с Макс. Волошиным) // Волошин М. Избранное. Минск, 1993.

84. Жуков Д. «Б. Савинков и В Ропшин. Террорист и писатель» // Жуков Д. Таинственные встречи. М. ,1992.

85. Заключение судебно-следственной комиссии по делу Азефа. Б. м. 1911.

86. За свободу! Варшава. 1923. 10,20 дек.; 1924. 17 сент.

87. ЗензиновВ. М. Пережитое. Нью-Йорк., 1953.

88. Иванов -Разумник Р. В. Вершины. СПг, 1913.

89. Иванов-Разумник Р. В. Литература и общественность. Было или не было ( о романе В. Ропшина)? // Заветы. СПб, 1913. № 4. П отд. С. 134-149.

90. Иванова Т. Г. Уготовим бомбы страшные И Родина. 1997. № 9.С. 92-96.

91. Ивановская П.С. В Боевой организации // Женщины-террористки ; политика, психология, патология. М. ,1996. С. 29-173.

92. Игнатов И.Н. Литературные отголоски // Русские ведомости. М. 1912. 15 авг. № 188. С. 3-4.

93. Изгоев А. С. На перевале. Безвременье // Русская мысль. 1909. №12.11 отд. С. 142-147.

94. Изгоев А. С. На перевале. На выстрелы слева // Русская мысль. 1911. № 11 .II отд. 121-129.

95. Изгоев А. С. Об интеллигентной молодежи // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции: Репринтное воспроизв. 1909 г. М.,1990, С. 97-124.

96. Изгоев А. С. На перевале. Преодоление террора // Русская мысль. 1913.11 отд. №1.С. 140-160.

97. Измайлов А, А. То, чего не было // Биржевые ведомости. 1912. 1 мая, веч. вып.С. 2; 1 июня. С. 2; 8 авг. веч. вып.С. 2

98. Измайлов А. А. Окровавленный нимб // Русское слово. 1911. 10 дек. № 284.С. 3.

99. Измайлов А.А. Хрестоматия новой литературы // Новое слово. 1912. № 9.С. 113-128.

100. Из прошлого русской революции. Как было организовано убийство Плеве // Лиг. вечера. Харьков. 1912. №2. С. 117-125.

101. Исповедь Сазонова. СПб. 1906. .

102. Иорданский Н И. Терроризм и провокация // Современный мир. 1909. № 2.С, 140-160.

103. Келли А. Самоцензура и русская интеллигенция: 1905- 1914 Н Вопросы философии. 1990. № 10. С. 52-67.

104. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. Мемуары. М ,1993.

105. Кизеветтер А.А. На рубеже столетий: (Воспоминания 1881-1914), Прага, 1929.

106. Ковалевский М. Дело об убийстве В. К. фон-Плеве // Ковалевский М. и Мороховец Е. Русская революция в судебных процессах и мемуарах. Кн. 4. М.,1925.С. 39-102.

107. Колосов Е. О В. Ропшине и его новом романе // Сибирский край. Иркутск. 1912. 1 июля. №56. С. 2.

108. Колтоновская Е.А. «Быть или не быть?»0 романе Ропшина «То,чего не было» // Русская мысль. 1913. №6. П отд. С. 24-40.

109. Колтоновская Е.А. Наследники Санина // Колтоновская Е. А, Критические этюды. СПб, 1912. С. 69-83.

110. Колтоновская Е.А. Самоценность жизни ( Эволюция в интеллигентской психологии//Образование. 1909. №5.Потд. С. 91-110.

111. Кони А. Ф. Воспоминания о деле Веры Засулич // Кони А. Избранные произведения в 2-х т. Т. 2. М, ,1959.С. 7-247.

112. Королева Н. В. О книге Мережковского "Было и будет. Дневник 1910-1914"// Д. С. Мережковский. Мысль и слово. Сб. ст. РАН, ИМЛИ М.,1999.С. 164-177

113. Короленко В.Г. Собр. соч. в 10-т. Т. 8. М. ,1955.

114. Кошель П. А. История наказаний в России. История российского терроризма. М.,1995.

115. Кранихфельд В. Литературные отклики. Ставка на сильных // Современный мир. 1909. № 5.II отд. С. 71-92.

116. Кранихфельд В. Литературные отклики, «Рассказ о семи повешенных» Л. Андреева. //Современный мир. 1908. № 6.П отд. С, 93-110.

117. Кранихфельд В. Ответ Г. В. Плеханову // Современный мир. 1913. №2. II отд. С, 99-110.

118. Криницкий М. Бесы о "Бесах" // Утро России. 1913

119. Куприн А.И. Выползень // Русская газета. Париж. 1924. 28 сект. № 133; 1 окт. №135.

120. Куприн А.И. Межевой знак // Русская газета. Париж. 1925, 24 мая. См. также Куприн А.И. Голос (птуда. 1919-1934. М. ,1999.

121. Лермонтов М.Ю. Собр. соч. в4-хт.Т. 1. Л. ,1979.

122. Летучий листок Революционной России. 1902. №3; 1904. №4.

123. Лит. наследство. Т. 37-38. М. ,1939;Т. 72. М. ,1965; Т. 83. М. ,1971;Т. 95. М.,1988.

124. Лондон Д. Собр. соч. : В 4-х т. Т. 2. М.,1998.

125. Львов-Рогачевский В. Поворотное время // Современный мир. 1911. № 4. II отд. С.238-257.

126. Львов-Рогачевский В. Без темы, без героя // Современный мир. 1913. №1. II отд. С. 95-121.

127. Мандельштам О.Э. Египетская марка // Мандельштам О. Собр. соч. в 4-х т. Т. 2. М.,1991.С. 3-45.

128. Материалы и сведения по делу об убийстве Сипягина // Освобождение. 1902. Штутгарт. №1.С. 14-16.

129. Мережковский Д. Бес или Бог?// Мережковский Д. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М.,1991. С. 102-108.

130. Мережковский Д. Когда воскреснет// Больная Россия. Л. ,1991С. 201-206.

131. Мережковский Д. Конь бледный // Речь. 1909. 27 сент. (10 окт). №265. С. 2, 28 сент.(11 окт). №266.С. 2.

132. Мережковский Д. С. Мысль и слово. М. ,1999.

133. Мережковский Д. Предисловие к одной книге // Мережковский Д. Не мир, но меч. СПб, 1908. С. 203-208.

134. Мережковский Д.С. Религиозное народничество // Мережковский Д. Было и будет. Дневник 1910-1914 г. Петроград, 1915.С. 199-217.

135. Милюков П.Н. Воспоминания. М. ,1991.

136. Минский Н.М. На общественные темы, СПб, 1909.

137. Минцлов С.Р. Дневник // Голос минувшего. 1917. №9-10.С. 181-246; №11-12. С. 5-79.

138. Миртов П. Л. Исторические письма. СПб. 1870.

139. Могильнер М. Мифология "подпольного человека" : радикальный микрокосм в России начала XX века как предмет семиотического анализа. М. ,1999.

140. МорозовМ. Умертвие//Всеобщийежемесячник. 1910. №4.С. 95-103.

141. Мякотин В. А. Наброски современности : революция о провокация // Русское богатство. 1909. №3.

142. На вечерней заре: переписка Ремизова и Ремизовой -Довгелло // Europa Orientals Roma. 1985. Т. 4.

143. Некрасов НА. Полное собр. стих. вЗ-хт.Т. 1. Л. ,1967

144. Николаевский Б.И. История одного предателя. Террористы и полит, полиция. М.,1991.

145. Одесский М.,Фельдман Д. Поэтика террора. М. ,1997.

146. Оксман Ю. Всеволод Гаршин в дни «диктатуры сердца»// Каторга и ссылка. 1925. №2(15).С. 126-135.

147. Омельченко А. П. Герой нездорового времени. Реферат. СПб, 1908.

148. Павлова М. Мученики великого религиозного процесса // Мережковский Д., Гиппиус 3.,Философов Д. Царь и революция. М. ,1999.

149. Памяти В. К. Плеве. СПб, 1904.

150. Памяти С. В. Балмашева // Вестник русской революции. Женева; Париж. 1902. №3. С. 157-198.

151. Панченко А. М. Лесковский левша как национальная проблема // Панченко А. М. Русская история и культура. СПб., 1999.С. 448-452.

152. Переписка Л. Н. Толстого с Н, Н. Страховым. 1870-1894. СПб., 1914.

153. Письмо эсеров по поводу романа В. Ропшина «То, чего не было» // Заветы. 1912. №8. II отд. С. 144-145.

154. Плеханов Г. В. О том, что есть в романе «То, чего не было» (Открытое письмо В. П. Кранихфельду) // Современный мир. 1913. №2. II отд. С. 81-99.

155. Полонский В. Литература и жизнь. Ропшин и критика. Роман кающегося революционера//Новая жизнь. 1914. №З.С. 156-164.

156. Полонский В, Пляска смерти // Вестник знания. 1909. № 3.

157. Поморцев. Оправдание террора (по поводу «Коня бледного» В. Ропшина) // Знамя труда. Центр, орган Партии социалистов-революционеров. Paris. 1909.16 мая. №18. С. 2-8.

158. Пришвин М.М. По градам и весям, «Астраль» (по поводу дела «Охтенской богородицы» // Заветы. 1914. №4.С. 79-88.

159. Провокатор: Воспоминания и документы о разоблачении Азефа. Под ред. П. Е. Щеголева. Л, ,1991.

160. Процесс Ф. Фрумкиной // Революционная Россия, Женева. Под ред. М. Р. ГоцаиВ. М, Чернова. 1903, №27,С, 7. Без подписи.

161. Пушкин А.С, ПСС: В 17т.Т. 6; Т. 7. М ; Л. ,1937-1959.

162. Ракитникова И. (Ритина)0 Ропшине и его романе // Знамя труда. Центр, орган Партии социалистов-революционеров. Paris. 1912. №45. С. 11-15.

163. Ремизов А.М. Иверень. Berkeley, 1986 // Modern Russian Literature and Kulture, vol. 7.

164. Речь П. В. Карповича на суде // Вестник русской революции. Женева; Париж. 1902. №2. Ш отд. С. 29-35.

165. Розанов В.В. Маленький фельетон. Амфитеатров и Ропшин-Савенков // Новое время. 1912. 23 мая (5июня). №1300. С. 4.

166. Розанов В.В. Загадки русской провокации // Новое слово. 1910. № 3. С. 4.

167. Розанов В. В русском подполье // Русское слово. 1906. 23; 28 июля. № 187,188. Подпись В. Варварин.

168. Розанов В.В. Между Азефом и «Вехами» // Розанов В. Черный огонь. Paris, 1991. С. 48-63.

169. Розанов В.В. Опавшие листья. М. ,1992.

170. Розанов В. О психологии терроризма // Новое время. 1909. 25 июля ( 7 авг ). № 11985. С. 3.

171. Розанов В.В. Почему Азеф- провокатор не был узнан революционерами?// Розанов В.В. Черный огонь. Paris,1991. С. 37-47.

172. Розанов В.В. Ропшин и его новый роман // Новое время. 1912. 3(16)мая. №12981. С. 6.

173. Розанов В.В. Сантиментализм и притворство как двигатель революции // Новое время. 1909. 17(30)июля. № 11977. С. 3-4.

174. Розанов В.В. Сочинения. М. ,1990,

175. Розанталь С. Страшная книга // Gaudeamus. 1911. № 7.

176. Савинков Б.В. Автобиография // Воздушные пути. Нью-Йорк. 1967. №5. С. 311-313.

177. Савинков Б.В. Борьба с большевиками. Т. 1. Кн. 2. // Литература русского зарубежья. Антология в 6-ти т.М. 1990. С. 151-175.

178. Савинков Б.В. Воспоминания террориста // Савинков Б. Избранное. Л.,1990.С.24-306.

179. Савинков Б.В. Во Франции во время войны. Ч. 1-2. М. ,1916-1917.

180. Савинков Б.В. В сумерках // Революционная Россия / Под ред М. Р. Гоца и В. М. Чернова. Женева. С. 6-9. Подпись Б. С-т.

181. Савинков Б.В. В порьме. Посмертные рассказы. М. ,1925.

182. Савинков Б.В. Из воспоминаний об Иване Каляеве. Б.м. Тип партии социалистов-революционеров. 1905-1906,Подпись: бывший социал-демократ.

183. Савинков Б.В. И. П. Каляев//Нива. 1917. №41-43.С. 643-648.

184. Савинков Б.В. (Ропшин В.) Книга стихов. Париж, 1931.

185. Савинков Б.В. (Ропшин В.) Конь бледный. Ницца, 1913.

186. Савинков Б.В. (Ропшин В.) Конь вороной. Л. ,1924.

187. Савинков Б.В. «Мой труд не принесет мне ничего, кроме горя». Из переписки Б. В. Савинкова Н Источник. 1995. №4. С. 4-32.

188. Савинков Б.В. На главной гауптвахте // Русское богатство. 1907. № 4. С. 1-18. Подпись Борис С.

189. Савинков Б.В. Неизвестная рукопись Н Знамя. 1994. № 5. С. 152-167.

190. Савинков Б.В. Открытое письмо к В. Л. Бурцеву // Народная мысль. Рига. 1924. 17 окт. Ответ Бурцева Савинкову. Новые русские вести. Гельсингфорс. 1924. 27-28 ноября.

191. Савинков Б.В. Перед военной коллегией Верховного суда СССР. М. ,1924.

192. Савинков Б.В. Плеве и Азеф // Современное слово. 1910. №895 .

193. Савинков Б.В. Почему я признал советскую власть. Харьков. 1924.

194. Савинков Б.В. Письмо Б. Савинкова Д. Философову. Харьков. 1924.

195. Савинков Б.В. Письмо в редакцию // Заветы. 1912. № 3. Подпись В. Ропшин.

196. Савинков Б.В. Письмо к Д. В, Философову // За свободу! Варшава . 1924. 17 сент. Там же ответ Д. Философова.

197. Савинков Б.В, Последние статьи и письма. М. ,1926.

198. Савинков Б.В. Революционные силуэты. Дора Бриллиант. // Революционная Россия. Под ред. М. Р. Гоца и В. М. Чернова. Женева, 1907, №8. С. 10-11.

199. Савинков Б.В. Революционные силуэты. Максимилиан Швейцер // Знамя труда. 1908. №8. С.; №10-11. С, 14.

200. Савинков Б.В. Террор и дело Азефа // Знамя труда. Центр, орган Партии социалистов-революционеров. Paris. 1909. Февр. №15.С. 10-12.

201. Савинков Б.В. То, чего не было. М. ,1992.

202. Савинков Б.В. «Я чувствовал неправоту моей борьбы» // Служба безопасности: проб, номер. 1993. С. 19-21.

203. Сазонов Е. И. П. Каляев (Из воспоминаний) // Знамя труда. Центр, орган Партии социалистов-революционеров. Paris. 1907. №2.С. 11-16.

204. Созонов Е. Письма к М. А. Прокофьевой // Воля России. Прага. 1930. №2 С. 143-159;№3 С, 233-245, №5-6. С. 434-445; № 7-8. С. 640-652; №9. С. 731-746; №10. С. 805-814;№ 11-12. С. 973-1000; 1931. №3/4С. 247-278.

205. Свенцицкий В. Со святыми упокой // Стойте в свободе. 1906. № 1. 9 июля. С. 1-13.

206. Свенцицкий В. Террор и бессмертие // Вопросы религии. 1908. Вып. 2. С. 3-28.

207. Святловский Г. Е. Добролюбова Мария Михайловна // Русские писатели, XX век. Биобиблиогр. слов.: В 2 ч. 4.1. Редкол.: Н. А. Грознова и др., под ред. Н. Н. Скатова. М. ,1998. С.432-435.

208. Симонова Т. Я зеленый генерал//Родина. 1997. №11.С. 36-41.

209. Спиридович А. И. Партия социалистов-революционеров и ее предшественники. 1886-1916. Пг 1918

210. Спиро С. У Л. Андреева // Русское слово. 1909. 29 сент.(12 окг. ). № 222.С.5.

211. Степанов С. А. Загадка убийства Столыпина. М. ,1995.

212. Степняк -Кравчинский С. М, Подпольная Россия // Степняк-Кравчинский С М. Избранное. М. Д972.С.

213. Степун Ф.Н. Бывшее и несбывшееся. М СПб, 1995.

214. Степун Ф.Н. Б. В. Савинков // Степун Ф . Н. Портреты. СПб, 1999. С. 141-148.

215. Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия // Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете, 1906-1911. М. ,1991.219.

216. Страхов Н.Н. Борьба с Западом в нашей литературе. Исторические и критические очерки. СПб, 1882. Кн. 2.

217. Струве П. Б. Конец фон Плеве // Освобождение. Штутгарт. 1904. №52.С. 14-16.

218. Струве П.Б. Почему застоялась наша духовная жизнь // Русская мысль. 1914. Кн. З.С. Погд. С. 104-118.

219. Суворин А. С. Дневник. London . М, 1999.

220. Суворин А С. Маленькие письма // Новое время. 1907. 20 мая (2 июля).

221. Переписка Н. А. Романова и П. А. Столыпина//Красный архив. 1924, Т. 5.

222. Таганцев Н. С, Смертная казнь. СПб., 1913.

223. Толстой Л.Н, ПСС. Т. 37;Т. 62. М. ,1953.

224. Троицкий Н,А. Защитники Н Родина. 1999. № 12. С. 56-58.

225. Трубецкой Е. Максимализм//Московский еженедельник. 1907. №32,18 авг.

226. Труд. СПб. 1906. № 1-2. С. 3-12.

227. Тютчев И. С. Заметки о воспоминаниях Б. В. Савинкова // В ссылке и другие воспоминания. М. ,1925. С. 117-138.

228. Фадеев С. Незаменимый «Мерзавец» // Родина. 1999. № 5. С. 63-68.

229. Философов Д.В. Дневник // Звезда. 1992. №1 С. 193-205; № 2. С. 188-204, №3. С. 147-166.

230. Философов Д.В. Конь вороной//За свободу! Варшава. 1923. 10 дек.

231. Философов Д.В. Не убий // Московский еженедельник. 1909 .6 февр. № 6.С. 46-58.

232. Философов Д.В. Русские в Париже // Товарищ. 1907. 11(24) марта. №213.С,2. Подпись Д. В. Ф.

233. Франк С. Л. Крушение кумиров // Франк С. JI. Сочинения. М. ,1990. С. 113-180.

234. Франк С Л. Философские предпосылки деспотизма // Русская мысль. 1907. №З.П отд. С. 93-112.

235. Франк С. Л. Фр. Ницше и этика «любви к дальнему» // Франк С. Сочинения. М.,1990.С. 6-64.

236. Ходасевич В. Ф. Т. 4// Собр. соч. : В 4-х т.

237. Цветаева М. И. Письмо М. Цветаевой О. Е. Колбасиной-Черновой от 25 мая 1925 г. //ЦветаеваМ. Собр. соч. : в7т. Т. 6. М. ,1995.-С. 745

238. Чернавский М. В Боевой Организации (Воспоминания) // Каторга и ссылка. 1930. Кн. 7. С. 7-39; Кн. 8/9.С. 26-65.

239. Чернавский М. К характеристике Г, Плеханова // Историко-революционный бюллетень. 1922. № 2/3. С. 22-27.

240. Чернов В.М. Две бездны//Заветы. 1912. №8.11 отд. С. 112-143.

241. Чернов В.М. Литературные впечатления//Современник. 1911. №5.

242. Чернов В.М. Перед бурей. Воспоминания. Нью-Йорк,1953.

243. Чуковский К.И. Чертова кукла // Речь. 1911,25 мая. №145.

244. Шицилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции 1907-1909 гг. Организация, программы, тактика. М. ,1985.

245. Шмелев И.С. У дьявола на пиру//Родина. 1994. №9.С. 86-89.

246. Шульгин В, Годы. Дни. 1920. М. ,1990,

247. Щеголев П. Е. Событие 1 -го марта и Владимир Сергеевич Соловьев // Былое. 1906. № 3, Подпись П. Щ.С. 48-55.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.