Проза Джулиана Барнса: жанровая природа, проблема героя и нравственная философия автора тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Радченко, Дмитрий Анатольевич

  • Радченко, Дмитрий Анатольевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 181
Радченко, Дмитрий Анатольевич. Проза Джулиана Барнса: жанровая природа, проблема героя и нравственная философия автора: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Воронеж. 2008. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Радченко, Дмитрий Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. РОМАН «ИСТОРИЯ МИРА В 10 У

ГЛАВАХ»: СЮЖЕТНО-ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ, ПРОБЛЕМА ГЕРОЯ И НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ АВТОРА.

1 Л. Жанровая форма и проблема сюжета.

1.2. Повествовательные инстанции и проблема героя

1.3 Нравственная философия автора и проблема художественной деконструкции религиозной картины мира.

1.4. Истолкование романа Дж. Барнса «История мира в 10 'Л

главах» в книге Д.В. Затонского «Модернизм и постмодернизм».

Выводы.

ГЛАВА 2. СЮЖЕТНЫЙ МИР И ПРОБЛЕМА ГЕРОЯ В ПРОЗЕ ДЖ. БАРНСА

2.1. Жанровая форма и проблема сюжета.

2.2. Становление героя и концепция личности.

2.3. Концепция «жизни» как философская доминанта прозы Дж. Барнса.

2.4. Проблема теоретической рефлексии: концепция литературы и искусства в прозе Дж. Барнса

Выводы.

ГЛАВА 3. НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ В ПРОЗЕ ДЖ. БАРНСА.

3.1. Философия религи.

3.2. Философия любви.

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза Джулиана Барнса: жанровая природа, проблема героя и нравственная философия автора»

Актуальность исследования.

1) Дж. Барнс - один из самых известных, современных английских писателей, мастер прозы, чьи произведения переведены на многие языки. Устойчив интерес к Барнсу в России, на русском языке можно прочитать все основные тексты британского прозаика. Устойчив интерес Барнса к России: «русские темы» обсуждаются на страницах его рассказов и романов, иногда становясь сюжетообразующим материалом, как в рассказе «The Revival» (сборник «The Lemon Table», 2004).

2) Системный подход к творчеству художника слова возможен лишь тогда, когда сформировался его мир, проявившийся в разных текстах. Дж. Барнс пришел в литературу на рубеже 70-80-х годов XX века. Он известен как автор романов, рассказов, многочисленных эссе на протяжении тридцати лет. Это позволяет рассмотреть его творчество как достаточно устойчивую систему, как состоявшуюся и -утвердившуюся художественную модель мира, как целостный литературоведческий объект.

3) Дискуссия о постмодернистской словесности, о ее аксиологических контекстах и предполагаемых задачах продолжает интересовать литературоведов. Достаточно часто в широких пределах постмодернизма рассматривается творчество Дж. Барнса, особенно часто исследователи обращаются к роману «А History of the Worid in 10 l/2 Chapters» (1989), называя этот текст вершиной британского постмодерна. Целостное рассмотрение творчества Барнса усложняет взгляд на идентификацию его произведений как постмодернистских текстов. Стремление к устойчивым ценностям, к образам личного счастья, к линейном}' сюжету, к портретным изображениям безусловно нравственных героев показывают особый характер эволюции постмодернистского письма, позволяют поставить проблему «постмодернизм и 3 классическая нравственность» не только в контексте деконструкции метарассказов, но и в контексте деконструкции самих постмодернистских установок.

4) Современные гуманитарные науки находятся в поисках новых, адекватных времени форм выражения антропоцентристских установок. Проблема героя не потеряла актуальности в связи с кризисом идеологических систем, особо внимательно следивших за становлением образа «идеального человека». Творчество Дж. Барнса принципиально антропоцентрично. Английского писателя интересуют такие художественные и одновременно нравственные проблемы, как «любовь», «дружба», «счастье», «семейная жизнь», «старение». Можно сказать, что каждая из этих проблем стремится создать свой сюжет (например, «сюжет старения» определяет художественный мир в сборнике «The Lemon Table»), стать особым нравственным пространством в пределах рассказа или романа.

5) Ускорившееся время информационной цивилизации ставит вопрос о сохранении образов и сюжетов прошлого. Речь не о «техническом» спасении информации от забвения (в этом деле нет нерешаемых задач), а о новых методах и стилях внутренней, психологической ада!нации уходящих эпох и проблем с ними связанных. Одна из ключевых проблем творчества Дж. Барнса - проблема памяти. По-разному она решается в «Flaubert's Parrot» (1984), в «А History of the World in 10 lA Chapters», в романах «England, England» (1998) и «Arthur & George» (2005). Но во всех указанных текстах память предстает творческой силой, а сами тексты могут быть оценены как литературные методы воссоздания прошлого, причем это воссоздание носит не игровой, а нравственный характер.

Новизна исследования. 1) Впервые в российском литературоведении творчество Дж. Барнса рассматривается как художественная система, отличающаяся устойчивыми признаками и позволяющая ставить вопрос об эволюции прозы одного из самых читаемых англоязычных писателей современности. 2) В пределах системного подхода изучения творчества Дж. Барнса, предполагающего рассмотрение всех основных художественных произведений, предложена модель выделения и всестороннего анализа ключевого текста («А History of the World in 10 V2 Chapters»), который сначала представляет основные тенденции авторского мировоззрения Барнса, а затем (уже в рамках общего контекста) приводит к уточнению и усложнению представлений о художественном мире английского писателя. 3) Особое внимание обращено на проблему «нравственной философии» Дж. Барнса. Это не только авторская позиция (внутритекстовая реальность присутствия писателя), но и особая дидактика, которая остается литературным явлением, но и претендует на своеобразный «выход» из текста, на статус своеобразного нравственного поучения, которое присутствует и во внешне фрагментарном романс «А History of the World in 10 V2 Chapters», и во внешне классическом романе «Arthur & George». 4) Творчество Дж. Барнса изучается не как отдельное, изолированное явление, а в литературном контексте — учитывается, как современная проза, позволяющая улучшить понимание барнсовской художественной модели мира, гак и классические произведения (например, «Декамерон» Боккаччо или «Божественная Комедия» Данте), способные выявить жанровые истоки тех или иных текстов Дж. Барнса.

Объеггтом исследования стали художественные тексты Дж. Барнса (романы и рассказы) от романа «Metroland», изданного в 1980 году, до романа «Arthur & George», вышедшего в свет более двух лет назад. Особое внимание уделено роману «А History of the World in 10 I/2 Chapters» как центральному произведению, наиболее объемно и бескомпромиссно выражающему авторскую философию.

Предмет исследования - общие, системные характеристики творчества Дж. Барнса, позволяющие оценить основные художественные концепции английского писателя и научно описать модель мира, формирующуюся в его рассказах и романах. Проблемы жанра, героя и нравственной философии автора - частные формы выражения исследуемой нами художественной картины мира, созданной Дж. Барнсом за четверть века.

Цель исследования - целостное изучение художественной прозы Дж. Барнса: 1) как жанровой системы, обладающей относительной устойчивостью; 2) как сюжетного пространства, в котором решается проблема героя; 3) как нравственной философии, позволяющей говорить не только об авторской позиции английского писателя, но и об особом характере дидактического обращения к читателю.

Основные задачи:

- анализ сюжетного своеобразия прозы Дж. Барнса с выявлением доминантных форм — мотивов, определяющих концепцию авторского сюжетного пространства;

- рассмотрение жанровых характеристик прозы Дж. Барнса с преимущественным вниманием к двум основным формам, избираемым английским писателем: а) к сочетанию разных новелл, объединенных общей концепцией («А History ofthe World in 10 '/2 Chapters», «Cross Channel» (1996), «The Lemon Table»); б) к целостным жизнеописаниям («Flaubert's Parrot», «Talking it over» (1991), «Arthur & George»);

- изучение художественной концепции «жизнь», которая в творчестве Дж. Барнса является не только существенной частью нравственной философии, но и предстает сюжетообразующим фактором;

- обращение к художественной концепции личности в прозе Дж. Барнса, решение проблемы героя, стремящегося к свободе и счастью и отталкивающегося от ценностей, которые представляются ему абстрактными;

- отдельное рассмотрение авторского отношения к религии, которое оформляется в сложных контактах повествователей, героев и самого писателя;

- отдельное рассмотрение авторского отношения к проблеме любви, которая в прозе Дж. Барнса достаточно часто создает собственное сюжетное пространство;

- анализ теоретической рефлексии в рассказах и романах Дж. Барнса, определение концепции литературы и искусства, создаваемой в художественных произведениях;

- целостный анализ романа «А History of the World in 10 'Л Chapters» как ключевого текста, представляющего авторские взгляды на сюжетно-жанровые параметры произведения, на проблему героя и особенности нравственного воздействия на читателя;

- обращение к проблеме «Дж. Барнс и постмодернизм», уточнение места писателя в контексте конфликтного взаимодействия традиции и деконструкции.

Методология исследования. 1) Филологическая герменевтика, позволяющая сконцентрироваться на тексте рассказов и романов, провести акцентированный анализ избранных уровней произведений и выявить доминантные смыслы художественного мира Дж. Барнса. 2) Системный анализ прозы Дж. Барнса, предполагающий сравнительно-сопоставительный подход к его произведениям, на основании которого делав!ся вывод об относительно устойчивых повествовательных моделях, определяющих творчество английского писателя. 3) Философско-публицистические традиции литературоведения, позволяющие представить творчество Дж. Барпса как систему определенных нравственных позиций, предполагающих те или иные рецептивные реакции читателя.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в вузовских курсах, посвященных истории английской литературы и современной зарубежной литературы как системы повествовательных и нравственно-философских принципов. Определенную пользу работа может оказать тем, кто занимается проблемами постмодернистской эстетики в ее кризисном стремлении преодолеть исключительно экспериментальный, игровой характер искусства последних десятилетий.

Апробация исследования. Основные результаты диссертации отражены в пяти публикациях автора, докладывались на следующих научных конференциях: XV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, апрель 2008), VII Международная нучная конференция «Русское литературоведение на современном этапе» (Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, апрель 2008), а также на аспирантском семинаре, проводимом кафедрой зарубежной литературы КубГУ (2006-2008). Отдельные положения исследования были апробированы в лекциях и семинарах по лингвистическому анализу художественного текста в рамках курса иностранного языка (Кубанский социально-экономический институт и Колледж права, экономики и управления (Краснодар, 2006-2007)). Выводы диссертации были использованы при написании статей для on-line энциклопедии «Википедия» о творчестве Джулиана Барнса.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библио1рафического списка, включающего 159 наименований, в том числе 47 на английском языке. Общий объем диссертационного текста -181 страница.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Радченко, Дмитрий Анатольевич

Выводы

1. Рассматривая нравственную философию Дж. Барнса как цельное явление, есть смысл обратиться к двум тематическим блокам — «философия религии» и «философия любви». На первом уровне решения проблемы, можно предположить, что «религия» - то, от чего отталкивается автор в поисках свободы, а «любовь» - то, к чему он стремится в поисках счастья и полноты жизни. Но па втором уровне проблема усложняется: «религию» нельзя назвать однозначным объектом отрицания, в образе «любви» появляется сложность и мотивы определенного несовершенства.

2. В творчестве Дж. Барнса нет популярной в современной литературе «игры в религию», как нет и структурно обоснованной, системной (как, например, у Дж. Фаулза) ее критики. Здесь и преодоление религии, и нечто более сложное. В целом одной из основ нравственного мира является спокойный атеизм, практически исключающий богоборчество.

3. Мир у Дж. Барнса не лишен нравственного начала. Бога нет, высшего судьи здесь не знают, иногда абсурд близок, но счастье все-таки возможно. Путь многих героев определяет стремление героев определиться в мире, в котором смерть - неизбежность. Например, Грегори, герой романа «Глядя на солнце», не приближается к религиозному сознанию, но Бог предстает перед ним как «абсолютный вопрос». Но исчерпывающий ответ на этот вопрос в рамках религиозного сознания невозможен.

4. Особенно важен для нравственной позиции писателя образы Марты Кокрейн из романа «Англия, Англия». Здесь читатель видит компромиссный путь: определенная религия, конечно, не возникает, но появляется особый тип душевного состояния, сближающий с традицией. Но традиция - не в заученной молитве, а в исходе им искусственного мира ради обретения внутреннего покоя, согласия с собой, невозможного в «империи Питмена».

5. Дж. Барнс противостоит любой культуре, если она тяготеет к категорическому, тоталитарному пониманию жизни. Когда требуется верить в «реальность ада», в вечность наказания, английский писатель отказывается от любого сближения с религией. Но он в состоянии приблизиться к религиозному мышлению (без согласия с ним!), когда в центре оказывается образ живой души.

6. Религия, считает Дж. Барнс, должна потерять конфессиональную определенность, сдавливающую человека определенными ритуалами и обязательствами. Образ Артура («Артур и Джордж») показывает, что для Дж. Барнса возможен так называемый «спиритизм» - вера Дойля на основе рационализма, своеобразный компромисс между христианством и атеизмом. Спиритизм трактуется как общая духовность, как возможность мечты о бессмертии.

7. Любовь в восприятии Дж. Барнса - сила взросления и освобождения, самый яркий синоним счастья. Любовь может быть и синонимом нормальности, противопоставленной разнообразным комплексам и причудам героям, а также возможной пустоте. В любви больше надежности и правды, чем в религии, но это не значит, что любовь лишена внутренней проблемности.

8. Размышления, диалоги о любви доставляют писателю радость, о чем свидетельствуют романы «Как все было» и «Любовь и так далее». Во внешнем замедлении сюжета — подлинное раскрытие нравственной философии, стремление продлить момент любви (даже если речь идет о кризисе чувства).

9. В последние годы художественная концепция любви в творчестве Дж. Барнса определяется двумя текстами - сборником «Лимонный стол» и романом «Артур и Джордж». В ключевых рассказах «Лимонного стола» любовь в контексте не только утрат и взаимных ошибок, но враждебною мира, который имеет шансы уничтожить любовь. Артур - пример по-своему рациональной любви, которая способна совместить долг со счастьем. В этом сочетании «минорной» концепции» сборника и «мажорной» концепции романа стоит видеть сложность авторской позиции, взгляда на любовь, преодолевающего рационализацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Художественный мир Джулиана Барнса, который мы стремились рассмотреть в диссертации как относительно устойчивую систему, нельзя назвать слишком эффектным, вызывающим особые эмоции у читателя, склонного к чтению массовой литературы. Джулиан Барнс далек от поэтики триллера, от поэтики фантастики или альтернативной истории, столь популярной в последние годы. Неторопливость, пластичность повествования английский писатель ценит значительно больше, чем специальный динамизм действия, сближающий роман с поэтикой киноискусства. Во многих произведениях Барнса наблюдается ослабленность фабульного действия. То, что молено назвать «происшествием», «яркой драмой» или «трагедией», редко появляется в его текстах. Не слишком выражены внешние конфликты, определяющие столкновения героев. Надо сказать, что столкновений, претендующих на статус «эпических, у Барнса мало. Внешнее действие ослаблено, но, с другой стороны, динамичной и тщательно проработанной оказывается речевая сфера текста. Барнса интересую» и внешние диалоги, и внутренние монологи - упорная работа сознания человека, пытающегося найти свое место в мире. Каждое событие скорее обсуждается, чем совершается в тексте. Часто сюжетообразующим оказывается авторское стремление воссоздать биографию героя, показать путь его становления, причем это становление отличается неторопливым, постепенным характером.

Можно говорить о двух типах сюжетного движения в прозе Джулиана Барнса - центробежном и центростремительном. Первый тип - в романах «Попугай Флобера» и «История мира в 10 '/г главах» (наверное, самых популярных текстах Барнса), в сборниках рассказов «По ту сторону Ла-Манша» и «Лимонный стол». Второй титг — в романах «Метроленд», «Как все было»,

Любовь и так далее», «Англия, Англия», «Артур и Джордж». Центробежный сюжет отличается принципиальным отсутствием целостности, стремлением представить текст как систему фрагментов. Такой же предстает жизнь человека, изображенная в текстах с центробежным сюжетом. Центростремительный сюжет может быть выражен и осмыслен в пересказе, его отличает тенденция к изображению состоявшейся судьбы, конкретной биографии. Жизнь Флобера («Попутай Флобера») - своеобразная мозаика, сцепление «апокрифов» (определение Барнса). Жизнь Марты Кокрейн («Англия, Англия»), героев «Метроленда», «Глядя на солнце», «Как все было», «Любовь и так далее», «Артура и Джорджа» отличается большей ясностью, а главное, желанием автора показать движение судьбы, появление цели, особенно заметной в судьбе Марты и Артура Конан Дойля. С. Леманн-Хаупт, рассматривая роман «Глядя на солнце», указывает, что жизнь главной героини прослеживается автором «от восхода солнца до его захода» (138).

Джз'лиан Барнс - не идеолог, не концептуалист, находящийся под властью той или иной идейной программы. В его произведениях неизменно востребованным образом оказывается «жизнь» как самая серьезная и безусловная ценность. На первый взгляд, в этом нет ничего особенного. Но это только на первый взгляд. В XX веке мировая литература (и модернизм, и постмодернизм) часто приближалась к мысли о том, что есть ценности, значительно превышающие значение простой реальности, - та или иная идея, игра, или экзистенциальный бунт, выражающий категорическое несогласие с бытием, устремленным к энтропии и смерти. Бунта у Барнса нет, даже в «Истории мира в 10 1Л главах» ощущение многообразной жизни и личного счастья противостоит «истории» как самому очевидному способу превращения «жизни» в некий «знак», который может подчинить существование человека тому или жому фантому. Жизнь становится событием, когда герой начинает осознавать ее личностно, пропуская через свою душу. Герой, независимо от интеллектуального уровня, должен обнаружить в жизни философский уровень, начать мыслить о бытии, о смерти как о глубоко личных событиях, как о вопросах, на которые нельзя дать «прочитанные», «заученные» ответы. И барнсовская ирония, и недоверие к метарассказам, и скептицизм по отношению к религии не препятствуют «жизни» состояться в прозе Барнса как чрезвычайно важной проблеме, носящей сюжетообразуюгций характер. Конечно, жизнь очень ненадежна, но это совсем не значит, что она плоха. Еще раз подчеркнем: идеи абсурда, идейного бунта у Барнса нет. На наш взгляд, в «Истории мира в 10 Уг главах» речь идет о бунте против отвлеченной схоластики, против упрощающей мифологии и истории, но не против самой жизни. Логика Барнса может быть выражена следующим образом: «Теологическая модель мира отсутствует, смерть - реальность, есть и перспективы абсурда, но абсурд преодолим по одной главной причине: счастье все-таки возможно. Счастье - не в абстракциях, а в обретении личной гармонии, спокойствия и уверенности в самом себе».

Не бытие вызывает авторское несогласие, а особый комплекс мыслей, слов и дел, который может быть назван «тоталитарным сюжетом». В «Метроленде» герой рискует остаться под властью инфантильных установок, с верой в условный «протест» как особый стиль иллюзорной мужественности. Преодолев комплекс наивного бунтарства, Крис находит спокойное счастье, чего не скажешь о его друге, замкнувшемся в недалекой философии протеста. В романе «Глядя на солнце» Джин вполне могла не выбраться из той навязчивой колеи, в которую сложилась ее жизнь, далекая от счастья. Но героиня, не побоявшись остаться одна с сыном, без мужа, победила «тоталитаризм» привычки, затягивающей обыденности. Трудно сказать, обрела ли она счастье, но жизнь ее стала свободнее и интереснее. «Попугай Флобера» самой формой фрагментарного романа показывает стремление автора к неуловимости и нерациональности. В этом произведении олицетворением тоталитаризма предстают литературные критики - враги Флобера, у которого они ищут ошибки, несоответствия правде жизни и самые разные отступления от нравственных норм. Критик в этом романе — человек, лишенный творческого начала, но жаждущий одного события - суда, который поставил бы критика-судью выше подсудимого писателя. В дилогии о сложных отношения Оливера, Джил и Стюарта («Как все было», «Любовь и так далее») каждый герой по-своему несчастен, но каждый герой и по-своему свободен. Но в этих двух романах Барнса настолько интересует стихия любви и семьи, что он не слишком много времени уделяет моментам преодоления тех или иных отвлеченных принципов. В романе «Дикобраз» время и пространство произведения тесно связаны с тоталитарной политической системой, которая губит людей, защищавших ее, и пропитывает жизнь ощущением обреченности и неисправимости. В романе «Англия, Англия» тоталитарная идея выражена в проекте Джека Питмсна. Этот слишком свободный бизнесмен показывает, насколько опасным и жестоким может быть время неограниченной свободы, когда все превращается в симулякры, в «живой музей», абсолютно лишенный жизни. Утопия Питмена - реализованная необязательность традиции, веры, любви, всех святых чувств. Но в этом романе именно в игровой необязательности, за которой скрывается финансовый интерес, находит Барнс симптомы нового тоталитаризма. В «Артуре и Джордже» Джорджу предстояло преодолеть слишком религиозное воспитание, и ему это удалось - без пафоса и бунта. Артур ведет борьбу с неподвижной судейской машиной, олицетворяющей в романе бездушное начало суда - не только английской юридической сферы, но суда — как принципа отношения к действительности, метода оценки человека. В «Истории мира в 10 х/г главах» антитоталитарные мотивы наиболее сильны. Барнсовский Ной делит живые существа на чистых и нечистых, решая, кого спасать, а кого нет. Ною подражают (сами того не зная) террористы, захватившие корабль и ставшие злыми «богами» для пассажиров.

Внутренние схемы, рационализирующие сознание, приводят «смешных» героев на гору Арарат, преподносят образ рая, который скоро надоест. Мир в этом романе предстает как некая пустота, вопросительно обращенная к человеку. Пустоту можно заполнить «историей» - фабуляцией, сжимающей время, упрощающей лица, сохраняющей идеи, а не живую реальность. История догматична и бесчеловечна. Она, безжалостно жертвующая миллионами ради той или иной прямой линии, представляется Барнсу самым тяжким насилием над человеком. Поэтому в «Истории мира в 10/4 главах» мир-пустота заполняется любовью - не к человечеству, а к самому близкому человеку.

Но даже «История мира.», самый постмодернистский роман Джулиана Барпса, показывает, что деконструкцией, корректирующей иронией и критикой метарассказов постмодернистское повествование не ограничивается. Любовь может не стать основой покоя и счастья, но в любом случае она и есть то «настоящее» ради чего стоит жить. Для сообщения этой основополагающей для себя мысли Барнсу необходимо прервать фабульное повествование и создать «Интермедию» - кульминацию философско-публицистической речи в «Истории I мира в 10 х/г главах». Человек — под страхом пустоты, под угрозой неизбежной смерчи, обязательною уничтожения. Альтернативой уничтожению не может стать всемирная история. История, по Барнсу, слишком формальна, слишком риторична. Барнсовского повествователя не может утешить мысль о вечности каких-то общих начал, не относящихся к живому человеку. История касается человечества как собирательного целого. Человека касается лишь любовь.

Говорить о дидактических задачах художественного произведения в эпоху постмодернизма непросто, ведь критика и деконструкция метарассказов, столь популярная в постмодернистском искусстве, предполагает определенный кризис доверия, возможно, и кризис веры, который должен вывести текст из обязательного нравственного контекста. «Роман - это не жизнь», - такая мысль часто появляется на страницах произведений Джулиана Барнса. Но это не значит, что английский писатель не решает никаких дидактических задач. Но это не только деконструкция тех или иных типов веры, способных подчинить человека ложным целям. Скорее, это попытка освобождения от фантомов, которая предусматривает сохранение таких классических ценностей, как любовь, семья, уважение к традициям, в том числе, традициям литературным.

Дидактична, по Барнсу, сама литература - как тип творческого отношения к миру, исключающего доверие к «истории». Есть несовершенство писателя, есть и необязательность чтения. К этой мысли можно прийти, анализируя сюжеты произведений Барнса. Они не говорят об «истории», которая должна стать общезначимой. Литература - допустимое несовершенство, в этом ее — свобода. Литература не претендует на особую роль, она не является учением об изменении жизни, о борьбе со смертью. Литература не связана с идеологией, она отстраняется от политики, не желает обслуживать интересы тех или иных партий. Литература перестает быть стройным метасюжетом, не претендует на роль мифа, который сумел бы объяснить, как устроен наш мир и почему он именно так устроен. Литература — область художественного знания, которая согласна со своим скромным местом. Но раз текст остается текстом, признающим свою относительность и даже необязательность, то никто не должен указывать писателю, как ему поступать с сюжетом и героями, какие речи ему произносить от, лица разных повествовательных инстанций. Подлинной литературой, по Барпсу, является произведение, стремящееся воссоздать жизнь в ее единичных проявлениях, в неповторимых мыслях и чувствах, не подлежащих копированию.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Радченко, Дмитрий Анатольевич, 2008 год

1. Абрамов С. Р. Интертекстуальность как конституирующий признак и условие сосуществования семиотических систем / С. Р. Абрамов // Интертекстуальные связи в художественном тексте. СПб., 1993. - 227 с.

2. Аверинцев С. С. Древнееврейская литература / С. С. Аверинцев // История всемирной литературы. Т.1. М., 1983. - 697 с.

3. Аверинцев С. С. Жанр как абстракция и реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости / С.С. Аверинцев // Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. - 207 с.

4. Аверинцев С. С. Истоки и развитие раннехристианской литературы / С. С. Аверинцев // История всемирной литературы. Т.1. М., 1983.-326 с.

5. Автономова Н. С. Рассудок, разум, рациональность / Н. С. Автономова//Рассудок, разум, рациональность. М., 1980.-98 с.

6. Андреев JI. Н. Художественный синтез и постмодернизм // Вопросы литературы, 2001, № 1; http://magazines.russ.ru/voplit/2001/l/andr.html

7. Античность и Библия в литературном процессе XX века: Коллективная монография / Татаринова Л.Н., Гончаров Ю.В., Чумаков С.Н., Татаринов A.B. Краснодар, 2001. - 314 с.

8. Арнольд И. В., Иванова Г. М. Мастерство. Поэтика. Поиск / И. В. Арнольд // Мастерство. Поэтика. Поиск. Новгород., 1991. - 226 с.

9. Арнольд И. В. Читательское восприятие интертекстуальности и герменевтика / И. В. Арнольд // Читательское восприятие интеретекстуальности и герменевтика. СПб., 1993. - 178 с.

10. Барнс Дж. Англия, Англия: роман: пер. с англ. С. Силаковой / Дж. Барнс // Англия, Англия. М.: ACT, 2002. - 256 с.

11. Барнс Дж. Артур и Джордж: роман: пер. с англ. И. Гуровой / Дж. Барнс // Артур и Джордж. М.: ACT: ЛЮКС, 2007. - 422 с.

12. Барнс Дж. Глядя на солнце: роман: пер. с англ. И. Гуровой / Дж. Барнс // Глядя на солнце. М.: ACT: ЛЮКС, 2005. - 180 с.

13. Барнс Дж. Дикобраз / Пер. с англ. Е. Храмова // Иностранная литература, 1995, № 6. с. 114-388.

14. Барнс Дж. История мира в 10 Vi главах: роман: пер. с англ. В. Бабкова / Дж. Барнс // История мира в 10 Уг главах. М.: ACT: ЛЮКС, 2005. - 348с.

15. Барнс Дж. Как все было. Любовь и так далее. Метроленд: романы: пер. с англ. / Дж. Барнс // Как всё было. Любовь и так далее. Метроленд. М.:АСТ: ACT МОСКВА: Транзиткнига, 2004. - 665 с.

16. Барнс Дж. Лимонный стол: сб.: пер.с англ. И. Гуровой и Л. Мотылева / Дж. Барнс // Лимонный стол М.: ACT: ACT МОСКВА: Транзиткнига, 2006. - 126 с.

17. Барнс Дж. Попугай Флобера: роман: пер. с англ. Т. Шинкарь / Дж. Барнс // Попугай Флобера. М.:АСТ: ACT МОСКВА: Транзиткнига, 2002. - 264 с.

18. Барнс Дж. По ту сторону Ла-Манша: сб.: пер. с англ. И. Стам, И. Гуровой / Дж. Барнс // По ту сторону Ла-Манша. М.:АСТ: ACT МОСКВА: Транзиткнига, 2005. - 189 с.

19. Барнс Дж. «Роман это живая материя.»: интервью (беседовал Ю. Сапожков) / Дж. Барнс // Лит. газ. - М., 2003, № 47.

20. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / Дж. Барнс // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: «Просвещение», 1994. - 185 с.

21. Бахтин М. М. Автор и герой: (К философским основам гуманитарных наук) / М. М. Бахтин // Автор и герой. СПб., 2000. - 240 с.

22. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин // Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965. - 126 с.

23. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. - 185 с.

24. Бахтин М. М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. - 185 с. '

25. Белянин В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста / В. П. Белянин // Психологические аспректы художественного текста. М., 1988. - 327 с.

26. Бродский В. Обзор книг Джулиана Барнса // http://www.barns.net.ru/lib/ar/author/765

27. Бройтман С. Н. Историческая поэтика: учебное пособие / С. Н. Бройтман //Историческая поэтика. М., 2001. - 284 с.

28. Вулф В. Современная художественная проза / В. Вульф // Называть вещи своими именами. М., 1986. - 132 с.

29. Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Литературные лейтмотивы.

30. Очерки по истории русской литературы XX века; http://mlis.ru/science/context/litera/bulggasparov

31. Гаспаров Б. М. Новый Завет в произведениях М. А. Булгакова; http ://mlis .ru/science/context/litera/novzavet

32. Гаспаров M. JI. Поэзия и проза поэтика и риторика / М. Л. Гаспаров // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994. - 244 с.

33. Гончарова Е. А. К вопросу об изучении категории «автор» через проблемы интертекстуальности / Е. А. Гончарова // Интертекстуальные связи в художественном тексте. СПб., 1993. - 212 с.

34. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип / Ж. Делез, Ф. Гваттари // Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. -М., 1990.-259 с.

35. Демин М. В. Игра как специфический вид человеческой деятельности // Философские науки; № 2. с. 85-105.

36. Деррида Ж. Оставь это имя: постскриптум Гурко Е. «Деконструкция: тексты и интерпретация» / Ж. Деррида // Оставь это имя (Постскриптум). Минск, 2001. - с. 284-327.

37. Деррида Ж. Письмо к японскому другу / Ж. Деррида // Вопр. философии, 1992, №4. с. 192-198.

38. Дидактика художественного текста: сб. Краснодар: Издательство КубГУ, 2005. - 314 с.

39. Дидактика художественного текста: сб.: выпуск 2. -Краснодар: Издательство КубГУ, 2007. 288 с.

40. Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы / А. К. Жолковский // Блуждающие сны и другие работы. М.,1994. - 102 с.

41. Жолковский А. К., Ямпольский М. Б. Бабель/ВаЬе1 / А. К. Жолковский, М. Б. Ямпольский // Бабель/ВаЬе1. М., 1994. - 128 с.

42. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX вв. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г. К. - М., 1987. - 258 с.

43. Затонский Д. В. Искусство романа и XX век / Д. В. Затонский // Искусство романа и XX век М., 1973. - 304 с.

44. Затонский Д. В. Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств / Д. В. Затонский // Модернизм и постмодернизм. Харьков; М., 2000. - 271 с.

45. Зверев А. «Ты видишь, ход веков подобен притче.» // Иностранная литература, 1998, № 5. с. 52-56.

46. Зинкевич Н. А. В зеркалах (заметки о творчестве Дж. Барнса) / Н. А. Зинкевич // Филол. науки, 2000, №4. с. 104-116.

47. Зотов И. Ковчег, капитан, билет. Джулиан Барнс соглашается с Федором Достоевским / И. Ковчег // Независимая газета от 07.06.2000.

48. Ильин И. П. Постмодернизм. Словарь терминов / И. П. Ильин // Постмодернизм. Словарь терминов. М.: Интерада, 2001. - 234 с.

49. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа / И. П. Ильин // Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М.: Интерада, 1998. - 235с.

50. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин // Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интерада, 1996. - 274 с.

51. Ильин И. П. Теория знака Ж. Дерриды и ее воздействие на современную критику США и Западной Европы / И. П. Ильин // Семиотика. Коммуникация. Стиль. М.: Интерада, 1983. - 268 с.

52. Ишимбаева Г. Г. Трансформация библейского мифа в литературе постмодернизма («Агасфер» Стефана Гейма) / Г. Г. Ишимбаева // Вестн. Челябин. ун-та. Сер. 2, Филология. Челябинск, 1997, № 1.-е. 112-130.

53. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю // Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. -М., 1990. с. 153-281.

54. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде / Камю А. // Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990. - с. 282-340.

55. Кожинов В. В. Роман эпос нового времени / В. В. Кожинов // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. - М., 1964. - 231 с.

56. Касаткина Е. John Bull вздремнул, или «Fin de siecle» по-английски. Британская литература 90-х годов / Е. Касаткина // Новый Мир, 2000, № 8; http://magazines.russ.ru/novyimi/2000/8/kasat.html

57. Косиков Г. К. К теории романа (роман средневековый и роман Нового времени) / Г. К. Косиков // Проблема жанра в литературе Средневековья. М., 1994. - 317 с.

58. Кочеткова Н. «Я не драматург, не денди и не гомосексуалист» / Н. Кочеткова // Известия от 04.07.2007.

59. Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997. - 656 с.

60. Лейдерман Н., Липовецкий М. Жизнь после смерти, или новые сведения о реализме // Новый мир, 1993, № 7; http://magazines.russ.rU/novyimi/1993/7/litkrit.html

61. Литературные архетипы и универсалии. М., 2001. - 143 с.

62. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д. С. Лихачев // Поэтика древнерусской литературы М., 1979. - 128 с.

63. Лосев А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев // Диалектика мифа-М., 1991.-97 с.

64. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек Текст -Семиосфера - История / Ю. М. Лотман // Внутри мыслящих миров. Человек - Текст - Семиосфера - История. - М., 1996. - 277 с.

65. Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман // Структура художественного текста М., 1970. - 154 с.

66. Лошакова Т. В. Джулиан Барнс: вариации на тему истории / Т. В. Лошакова // Лингвистика. Архангельск, 2006. Вып. 2. - с. 61-70.

67. Лукин В. А. Художественный текст: Основы лингвистической теории / В. А. Лукин // Аналитический минимум. М., 2005. - 229 с.

68. Мальченко А. А. «Чужое слово» в заглавии художественного текста / А. А. Мальченко // Интертекстуальные связи в художественном тексте. СПб., 1993. - 140 с.

69. Машкова Л. Ю. Аллюзия в романе Гофмана «Эликсиры сатаны» / Л. Ю. Машкова // В мире Э.Т.А. Гофмана. Калининград., 1994 -184 с.

70. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е. М. Мелетинский // Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986. - 241 с.

71. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах Е. М. Мелетинский // О литературных архетипах. М., 1994. - 115 с.

72. Месянжинова А. В. Архетипическая основа постмодернистских культурных моделей: Милорад Павич и Джулиан Барнс / А. В. Месянжинова // Вестн. Моск. ун-та, сер. 19, Лингвистика и межкульт, коммуникация, 2005, №2 с. 127-147.

73. Мечковская Н. Б. Язык и религия / Н. Б. Мечковская // Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М., 1998. - 178 с.

74. Михайлов А. А. Литературоведческие изыскания / А. А. Михайлов // Литература и философия языка М.: Логос, 1996, № 8. - с. 152-175.

75. Михайлов А. В. Роман и стиль / А. В. Михайлов // Теория литературных стилей, Современные аспекты изучения. М., 1982. - 281 с.

76. Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом. 2001. - 1040 с.

77. Религиозные и мифологические тенденции в русской литературе XIX века // Межвузовский сборник научных трудов. М.: МПУ, 1997.-287 с.

78. Руднев В. П. Морфология реальности / В. П. Руднев // Морфология реальности М., 1996. - 274 с.

79. Руднев В. П. Словарь культуры 20 века. Ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев // Словарь культуры 20 века. Ключевые понятия и тексты М., 1997. - 262 с.

80. Словарь литературоведческих терминов. Под ред. Тимофеева Л., Тураева С. // Словарь литературоведческих терминов М., 1974. - 312 с.

81. Степанов Ю. С. Словарь русской культуры. / Ю. С. Степанов // Опыт исследования. М.: 1997. - 285 с.

82. Сурова О. Ю. Человек в модернистской культуре / О. Ю. Сурова // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 2000. - М., 2001.-374 с.

83. Тарасова Е. Хамелеон британской литературы. Феномен Джулиана Барнса // Иностранная литература, 2002, № 7; http://magazines.russ.rU/mostran/2002/7/fenom.html

84. Татаринов А. В. Нирвана и апокалипсис: кризисная эсхатология художественного текста / А. В. Татаринов // Нирвана иапокалипсис: кризисная эсхатология художественного текста Краснодар: Издательство КубГУ, 2007. - 177 с.

85. Тименчик Р. Д. Текст в тексте у акмеистов / Р. Д. Тименчик // Труды по знаковым системам. СПб., 1993. - с. 211-245.

86. Толочин И. В. Интертекстуальные связи в художественном тексте / И. В. Толочин // Интертекстуальные связи в художественном тексте СПб., 1993. - 252 с.

87. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы / Ю. Н. Тынянов // Поэтика. М., 1977. - 244 с.

88. Тюпа В. И. Аналитика художественного / В. И. Тюпа // Введение в литературоведческий анализ. М., 2001. - 182с.

89. Фрай Н. Критическим путем. / Н. Фрай // Великий код: Библия и литература // Вопросы литературы, 1991, № 9/10.

90. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг // Поэтика сюжета и жанра М., 1997. - 84 с.

91. Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе / Д. Фрэнк // Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. М., 1987.-с. 65-88.

92. Фрумкина С. История, увиденная Барнсом. Феномен Джулиана Барнса // Иностранная литература, 2002, № 7; http://magazines.russ.rU/inostran/2002/7/fenom.html

93. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко // Слова и вещи. Археология гуманитарных наук М., 1977. - 180 с.

94. Хализев В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев // Теория литературы М., 2000. - 342 с.

95. Хьюитт К. Современный английский роман в контексте культуры. Комментарий как форма преподавания: перевод Н. Эйдельмана

96. Вопросы литературы, 2007, № 5;http://magazines.russ.ru/voplit/2007/5/h3.html

97. Шишкина И. П. Творчество И. В. Гете и художественная структура произведений немецких писателей 19-20 веков / И. П. Шишкина // Интертекстуальные связи в художественном тексте. СПб., 1993. - с. 221-236.

98. Чернорицкая О. Джулиан Барнс в защиту критики // http://www.topos.ru/article/2547

99. Эко У. Заметки на полях «Имени Розы» // Иностранная литература, 1988, № 10. с. 230-287.

100. Эко У. Отсутствующая структура / У. Эко // Отсутствующая структура М., 1998. - 154 с.

101. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения / М. Элиаде // Очерки сравнительного религиоведения М., 1999. - 357 с.

102. Эпштейн М. Парадоксы новизны. / М. Эпштейн // О литературном разивитии 19-20 веков М., 1988. - 255 с.

103. Юнг К. Ответ Иову / К. Юнг // Ответ Иову М., 1998. - 101 с.

104. Adams Т. Show me the way to go, Holmes // The Guardian, 26.06.2005

105. An Interview With Julian Barnes // http://www.abebooks.co.uk/docs/authors-corner/julian-barnes.shtml

106. Banner E. Love, etc. Novel by Julian Barnes // http://www.pifmagazine.com/SID/663/

107. Barnes J. Arthur & George / J. Barnes // Arthur and George -London: Jonathan Cape, 2005. 422 c.

108. Barnes J. Cross Channel / J. Barnes // Cross Channel Toronto: Vintage, 1997. - 134 c.

109. Barnes J. England, England / J. Barnes // England, England -London: Jonathan Cape, 1998. 412 c.

110. Barnes J. Lemon Table / J. Barnes // Lemon Table London: Jonathan Cape, 2004. - 157 c.

111. Barnes J. Love, etc / J. Barnes // Love, etc London: Jonathan Cape, 2000. - 288 c.

112. Barnes J. Metrolan / J. Barnes // Metrolan London: Picador, 1990. - 190 c.

113. Barnes J. Staring at the Sun / J. Barnes // Staring at the Sun -London: Picador, London Limited Editions, 1986. -119 c.

114. Barnes J. Talking It Over/ J. Barnes // London: Picador, 1992.264 c.

115. Barnes J. The revival / J. Barnes // Lemon table London: Picador, 2004. - 45 c.

116. Barnes J. Flaubert's Parrot/ J. Barnes // Flaubert's Parrot -London: Bloomsbury Classics, 1992. 314 c.

117. Bayley, John. "Getting to Know You". New Yorker Review of Books (5 December 1991). c. 23-25.

118. Behe R. Reconstraction a case // Pittsburg Tribune-Review, 22. 01. 2006. -c. 13-14.

119. Birkerts, Sven. "Talking It Over Some More." // New York Times (25 February 2001): 8 (sect. 7).

120. Buxton, Jackie. "Julian Barnes's Theses on History (in IOV2 Chapters)." // Contemporary Literature 41(1) (Spring 2000). 150 c.

121. Candel Bormann, Daniel. From Romanticism to Postmodernity: Two Different Conceptions of Nature in Julian Barnes' A History of the Worldin IOV2 Chapters" / D. Candel Bormann // Revista Canaria de Estudios Ingleses 36 (1998):-c. 173-183.

122. Charles R. «O, Brave New Venture That Has Such People In't» // Christian Science Monitor, 13.03.1999.-c. 18.

123. Flower D. Cynicism and Its Discontents // Hudson Review, vol. 52, № 4, 2000. c. 45-56.

124. Foy G.M. A Magic Kingdom // New Leader, vol. 82, April 5, 1999.- c. 18-24.

125. Freeman J. Elementary Justice. Julian Barnes discusses «Arthur and George» // http://www.newcitychicago.com/chicago/5045.html

126. Guignery V. The Fiction of Julian Barnes // A Reader's Guide to Essential Criticism Palgrave Macmillan, 2006. c.77.

127. Hamilton, Ian. "Real Questions." // London Review of Books 8(19) (6 November 1986): c. 7.

128. Higdon, David Leon. '"Unconfessed Confessions': the Narrators of Graham Swift and Julian Barnes." / D.L. Higdon // In The British & Irish Novel since 1960. Ed. James Acheson. New York: St. Martin's Press, 1991. c. 174-191.

129. Hunter J. Not About Old Age, Exactly, But How Again Is Experienced//The Observer, 18.07.2004. c. 71-80.

130. Julian Barnes, Etc. Author of Love, Etc. Talks with Robert Birnbaum // http://www.identitytheory.com/people/birnbaum8.htm/

131. Kakutani M. A Cast of Characters Afloat On History's Indifferent Sea //The New York Times, 29.09.1989.- c. 27-28.

132. Kakutani M. A Writer Who Uses Death as His Protagonist // The New York Times, 22.06.2004. c. 22-24.

133. Kakutani, Michiko. "'England, England': England as Theme Park." //New York Times (11 May 1999). c. 32-41.

134. Kakutani, Michiko. "Fictional Fiction Writer Demonstrates His Magic." //New York Times (16 April 1996). c.31-35.

135. Kermode F. Age has not withered him // The Guardian, 13.03.2004.- c. 8.

136. Kermode, Frank. "Obsessed With Obsession." // New York Review of Books 32 (April 25, 1985): c. 15-16.

137. Lanchester, John. "A Vision of England." / J. Lanchester // Electronic Telegraph. 29 August 1998. Includes interview with Barnes. c. 232.

138. Lehmann-Haupt C. Staring at the Sun. By Julian Barnes // The New York Times, 30.03.1987. c. 16-18.

139. Levin, Bernard. "Metroland: Thanks for the Memories." // Sunday Times (London) (6 April 1980): c. 42.

140. Levis G. Julian and Arthur and George // http://www.powells.com/authors/barnes.html

141. Martin, James E., M.Ed., M.A. Inventing Towards Truth: Theories of History and the Novels of Julian Barnes. (Master of Arts) University of Arkansas, 2001; http://www.wheatdesign.com/thesis/barnes.php

142. Merrite S. Things can only get bitter // Guardian, 14.03.2004. c. 9.

143. Moseley M. Understanding Julian Barnes / M. Moseley // Univ. of South Carolina Press, 1997. 212 c.

144. Nicholl, Charles. "Oliver's Riffs." // London Review of Books 13 (25 July 1991).- c. 9-12.

145. Pateman M. Julian Barnes: Writers and Their Work / M. Pateman // Northcote House, 2002. 90 c.

146. Ricci, Sara. REALITY, HISTORY AND SIMULACRA: 3 NOVELS OF JULIAN BARNES. UNIVERSITA' DEGLI STUDI DI MACERATA, 26 NOVEMBER 2004.http://www.julianbarnes.com/docs/Ricci.pdf

147. Sesto B. Language, History, And Metanarrative In the Fiction of Julian Barnes / B. Sesto // Studies In Twentieth-Century British Literature, Vol. 3, Peter Lang, 2001.- 170 c.

148. Shilling, Jane. "A trio for married voices." // Sunday Telegraph (23 July 2000). c. 21.

149. Svanson C. Old fartery and literary dish // http://archive.salon.com/weekly/interview960513 .html

150. Taliaferro, Frances. "A Flaubertian Flight of Fantasy." / F. Taliaferro //Wall Street Journal (April 5, 1985). c. 15.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.