Психосемантический анализ образа мира людей, проживающих на стыке двух культур: на примере корейцев, проживающих в России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Лю, Александр Валерьевич

  • Лю, Александр Валерьевич
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2011, Хабаровск
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 392
Лю, Александр Валерьевич. Психосемантический анализ образа мира людей, проживающих на стыке двух культур: на примере корейцев, проживающих в России: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Хабаровск. 2011. 392 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Лю, Александр Валерьевич

ГЛАВА 1. ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1. Культурно-историческая теория и современные глобализационные процессы.

1.2. Формирование этнической идентичности личности в поликультурном пространстве.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2 ЭТНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МИРА.

2.1. Образ мира, как система значений.

2.2. Субъект как носитель этнического образа мира.

2.3. Восток-Запад: отличие базовых представлений о мире.

Выводы по второй главе.

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА МИРА ЛЮДЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА СТЫКЕ ДВУХ КУЛЬТУР.

3.1. Методология, методы и организация исследования.

3.2. Результаты определения приоритетных сфер жизнедеятельности и их доступности с помощью методики «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах».

3.3. Результаты исследования ценностного ядра с помощью методики «Свободный выбор ценностей».

3.4. Результаты исследования семантического пространства образа мира корейцев методом ассоциативного эксперимента.

3.5. Результаты исследования образов представлений с помощью метода пиктограмм.

3.6. Сводные результаты эмпирического исследования образа мира людей, проживающих на стыке двух культур.

Выводы по третьей главе.

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психосемантический анализ образа мира людей, проживающих на стыке двух культур: на примере корейцев, проживающих в России»

Актуальность проблемы исследования

Сегодня, практически нет сферы, которой бы не касалось взаимодействия культур: это и политика, и экономика, и религия, и искусство. К числу наиболее значимых цивилизационных тенденций современности следует отнести процессы глобализации и информатизации, находящиеся в диалектическом единстве и взаимообусловленности. Важная сторона проблемы связана с миграционными процессами, которые зачастую сопровождаются этническими конфликтами, возникающими на почве различий в мировоззрении, традициях, культуре. С другой стороны, перед мигрантами стоит чрезвычайно сложный вопрос вынужденной адаптации. Движущей силой адаптации является взаимодействие, по меньшей мере, двух групп людей: доминирующей группы, которая обладает большим влиянием/ и адаптируемой группы, которая подвергается процессу обучения или адаптации.

Один из аспектов данной проблемы привлек внимание психологов в 20 годы прошлого века, когда Л.С. Выготским, А.Р. Лурия на основе материалов экспедиций в Среднюю Азию был сделал ряд интересных обобщении, касающихся межкультурных различий в психике человека. В своих исследованиях Л.С. Выготский пытался, прежде всего, выяснить соотношение социального (культурного, «высшего») и биологического (натурального, «низшего», элементарного, примитивного) в психической и, частично, в «исторической» психологии, т.е. в генетическом аспекте [22, с. 22]. Ученый выявил, что социальное (культурное) играет основополагающую роль в становлении человека. По словам Л.С. Выготского «культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций, она надстраивает новые этажи в развивающейся системе поведения человека» [29, с. 29]. По мнению Д.И. Фельдштейна, «потребности и мотивы человека приобретают общественно сформированный характер и естественные, натуральные «влечения» сохраняются лишь в подчиненном снятом» виде [135, с. 40]. Схожую точку зрения высказывали и зарубежные ученые в лице JI. Уайта, М. Коула, М. Сегалла, Э. Хатчинса.

Другой аспект проблемы проявляется в том, что сегодня взаимозависимость культуры и человека приобретает все более сложный вид, чем это было в начале прошлого века. Так Э.У Байдаров считает, что глобализация усредняет, делает безликими ценности национальных культур [11]. Д.И. Фельдштейн отмечает, что сегодня «речь идет об изменениях, которые непосредственно коснулись всех сторон психической жизни человека: восприятия, его структуры, содержания. потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, пространства деятельности, структуры отношений, в том числе, разрушения многих норм и принципов поведения» [133]. В свете наблюдаемых активных перемен в мире, стирания устоявшихся традиций возникает проблема сохранения национальной и личностной идентичности. Одновременно встает вопрос о границах этих процессов и перспективах сохранения или утраты этнической идентичности, особенно в отношении этнических групп, проживающих на стыке культур. Исследование этнофункциональных рассогласований и других психических ! ~ проявлений у коренных жителей этноконтактной зоны было проведено A.B. Сухаревым [124]. На основе полученных результатов им был разработан этнофункциональный подход к психическим явлениям, позволяющий выработать практические методы, способствующие эффективной психической адаптации человека к его внутренней и внешней среде в современной культурно-исторической ситуации.

Таким образом, актуальность проблемы исследования состоит в том, что в психологической науке остается недостаточно исследованным вопрос о процессах сохранения или утраты национальной идентичности людьми, проживающими в ситуации столкновения традиционных культур, социальная структура которых основана на национальных духовных ценностях, имеющих длительную историю цивилизованного развития.

Исходя из сказанного, мы сформулировали цель исследования: выявить особенности образа мира корейцев с разной этнической идентичностью, проживающих в России.

Объект исследования: судьба национальной идентичности людей, проживающих на стыке двух культур (в этноконтактной зоне).

Предмет исследования: влияние этнической идентичности на образ мира корейцев, проживающих в России.

Гипотезы исследования

Теоретическая гипотеза: ядро этнического образа мира корейцев составляет «центральная зона» их культуры, представленная традиционной системой ценностей. «Центральная зона» традиционной культуры корейцев, проживающих в этноконтактной зоне, остается неизменной независимо от этнической идентичности.

Эмпирическая гипотеза: Психосемантический анализ смысловой сферы людей, проживающих на стыке двух культур (в этноконтактной зоне), позволяет выявить роль ценностей и сферы образов-представлений (ядро этнического образа мира) в межкультурном взаимодействии.

В соответствии с целью и гипотезами исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ основных подходов к исследованию образа мира людей, проживающих на стыке двух культур, сделать обзор отечественных и зарубежных работ.

2. Обосновать выбор методов, позволяющих исследовать проблему сохранения или утраты национальной идентичности людьми, проживающими на стыке культур.

3. Эмпирически выявить компоненты ценностно-смысловой сферы русских и корейцев с разной этнической идентичностью.

4. Исследовать различия в психосемантическом наполнении образа мира в зависимости от этнической идентичности.

5. Выявить влияние этнической идентичности на образ мира корейцев, проживающих в России.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили положения деятельностного подхода к анализу психологических явлений (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн); культурно-исторический подход (JI.C. Выготский, А.Р.Лурия, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин, A.B. Брушлинский, М. Коул, Э. Хатчинс, М. Сегалл, Л. Уайт); психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека (A.B. Сухарев); теоретические подходы к исследованию образа мира: концепция изучения образа мира как многоуровневой системы (Е.Ю. Артемьева, Г.А. Берулава, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.П. Серкин, С.Д. Смирнов); концепция ценностно-смысловой основы образа мира (Б.С. Братусь, H.H. Королева, Д.А. Леонтьев, A.B. Серый, М.С. Яницкий, Л.В.Яссман); концепция субъекта (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, В.А. Петровским, А.К. Осницкий, В.И. Слободчиков).

Методы исследования

В соответствии с задачами исследования использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по теме исследования; срезовое эмпирическое исследование; качественный анализ результатов. На этапе эмпирического исследования использовались анкетирование, методы психологической диагностики: методика «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах», разработанная Е.Б.Фанталовой; методика «Свободный выбор ценностей» Е.Б. Фанталовой; ассоциативный эксперимент; метод пиктограмм.

Методы обработки полученных данных: методы количественного и качественного анализа; факторный анализ вращением метода Варимакс с выделением главных компонентов; анализ результатов с помощью теста

Тамхейна и Дункан; дисперсионный анализ, частотный анализ.

Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных б

Microsoft Excel XP 2003, 2007 и пакета статистического анализа SPSS for Windows 13.0.7.

Эмпирическая база исследования

В исследовании приняли участие 209 человек.

1. Материковые корейцы России, представители третьего поколения добровольных переселенцев, относят себя к русской культуре, не владеют корейским языком, имеют российское гражданство (50 человек, 25 мужчин и 25 женщин), проживающие в г. Хабаровск в возрасте от 20 до 65 лет (группа 1).

2. Представители корейской диаспоры на Сахалине, принудительно переселенные на Сахалин после аннексии Кореи Японией. Относят себя к корейской культуре, владеют корейским языком, имеют российское гражданство (44 человека, 25 мужчин и 19 женщин), возраст испытуемых от 20 до 50 лет (группа 2).

3. Южнокорейские респонденты (Республика Корея), 50 человек, 30 мужчин и 20 женщин. Исследование проводилось в Республике Корея, г. Сеул (35 человек) и в г. Хабаровске (15 человек), возраст от 20 до 50 лет (группа 3).

4. Северокорейские респонденты (КНДР), г. Пхеньян, студенты ДВГУПС, г. Хабаровск, 15 человек, мужчины (группа 4).

5. Русские респонденты, 50 человек (25 мужчин и 25 женщин), проживающие в г. Хабаровск и г. Нерюнгри республики Саха (Якутия), возраст респондентов от 18 до 65 (группа 5).

Научная новизна:

- Выявлено, что этноисторическая индивидуальность иноэтнической группы может быть раскрыта с помощью психосемантического анализа ценностно-смысловой сферы образа мира.

- Выявлено, что ценностное ядро образа мира материковых корейцев России совпадает с ценностным ядром образа мира русских.

- Установлено, что сахалинские корейцы России и южные корейцы в большей степени сохранили ориентацию на «центральную зону» традиционной (исконно корейской) культуры.

Теоретическая значимость:

- Установлено, что на стыке двух культур в образе мира представителей иноэтнических трупп с разной этнической идентичностью сохраняется центральная зона традиционной культуры.

- Выявлено, что образ мира материковых и сахалинских корейцев России отличается в связи с такими факторами, как: условия переселения в Россию (добровольное или насильственное, массовое или индивидуальное, быстрое или длительное), владение родным языком, плотность проживания внутри этнической общности.

Практическая значимость данной работы имеет несколько аспектов:

1. Полученные результаты позволяют глубже понять закономерности развития смысловой сферы людей с разной этнической идентичностью.

2. Полученные данные могут быть использованы при исследовании межэтнических проблем (конфликтов).

3. Полученные результаты будут полезны при осуществлении деловых и межкультурных контактов с представителями Республики Корея и КНДР.

Основные положения, выносимые не защиту:

1. Ценностное ядро образа мира материковых корейцев России подвергается ассимиляции и совпадает с ценностным ядром образа мира русских.

2. Преимущественная ориентация на центральную зону традиционной (исконно корейской) культуры зависит от особенностей проживания корейцев в этноконтактной зоне.

3. Поверхностные структуры образа мира северных корейцев отражают доминирующую идеологическую систему ценностей КНДР и 8 вступают в противоречие с ядерными структурами, ориентированными на общечеловеческие ценности, общими как для корейских, так и для русских респондентов.

Апробация и внедрение результатов исследования

Результаты исследования обсуждались на 3 международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: реальность и будущее» (Невинномысск, 2010); на всероссийской научно-практической интернет-конференции «Современные социальные процессы: человеческое измерение» (Набережные Челны, 2010); на международном лингвокультурологическом форуме «Язык и культура: мосты между Европой и Азией» (Хабаровск 2009); на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы востоковедения» (Хабаровск 2009); на заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы востоковедения: проблемы и перспективы» (Уссурийск 2010); на 14 Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, 2010); на XIII Краевом конкурсе молодых ученых и аспирантов (секция «Общественные науки») (Хабаровск, 2011, лауреат).

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений, иллюстрирована 69 рисунками и 33 таблицами. Основное содержание изложено на 159 страницах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Лю, Александр Валерьевич

выводы

1. На основе психосемантического анализа, выявлено, что на стыке двух культур образ мира представителей иноэтнической группы преимущественно формируется под влиянием местной культуры.

2. Выявлено, что на стыке двух культур, образ мира материковых и сахалинских корейцев России сохраняет центральную зону исторической культуры, что выражается в приверженности к таким категориям, как работоспособность и деньги.

3. Доказано, что центральная зона культуры корейского этноса в большей степени сохранилась в образе мира сахалинских корейцев, что выразилось в близости ценностной направленности южных корейцев.

4. Показано, что идеологическая система КНДР способна формировать поверхностный уровень образа мира людей, отражающий конъюнктурные представления общества (победа, гордость, самоуважение, самобытность, родина), но не способна повлиять на ядерный уровень, основу которого составляют общечеловеческие, базовые ценности (семья, зарплата, отец, мать, дочь).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты позволяют говорить о том, что в ситуации столкновения двух культур, образ мира материковых и сахалинских корейцев формируется преимущественно под влиянием культуры местного населения, но при этом сохраняется центральная зона исконно корейской культуры. Однако образ мира сахалинских корейцев в большей степени сохранил ориентацию на центральную зону, что может объясняться компактностью проживания и условиями переселения в Россию, которое основывалось на насильственном и массовом переселении. Добровольное и, особенно, насильственное переселение связано с механизмами адаптации к новой среде, но одновременно с этим, оно провоцирует защитную реакцию и противостояние со стороны народа с целью сохранения национальной идентичности, именно поэтому образ мира материковых и сахалинских корейцев состоит из элементов, отражающих волевые, сильные стороны человеческой личности. Защитная функция образа мира народа основана на со-бытийной общности людей, которая отражает общие ценности людей, традиции, исторические судьбы.

Полученные результаты могут говорить о том, что идеологическая система КНДР требует от людей декларирования высших, идеологически ориентированных принципов, но при этом ядерный слой образа мира, отражающий реальные потребности людей, состоит из общепринятых и базовых ценностей.

Проведенное исследование открывает перспективу дальнейшего исследования смысловой сферы людей, оказавшихся в ситуации многообразия культурных форм и выбора дальнейшего развития.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Лю, Александр Валерьевич, 2011 год

1. Абульханова-Славская, К.А., Брушлинский, A.B. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна текст. / К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский. -М.: Наука, 1989. 248 с.

2. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности текст. / В.Г. Алексеева // Психол. журн. — 1984. — Т.5. — № 5. — С.63-70.

3. Алишев, Б.С. Ценностные представления субъекта и проблема ментально-когнитивных типов личности. В кн: Субъектный подход в инновационной подготовке педагога психолога текст. / Б.С. Алишев. — Казань: ЮЛАКС, 2006. 168 с.

4. Андреев, A.A. Очерки русской этнопсихологии текст. / A.A. Андреев. СПб.: «Тропа Троянова», 2000. - 249 с.

5. Анцыферова, Л. И. Психология формирования и развития личности текст. / Л.И. Анцыферова // Человек в системе наук. — М.: Наука, 1989. —С.426-433.

6. Аристотель. Сочинения: в 4 т. текст. / Аристотель. — М.: Мысль, 1984. — Т.4. —830 с.

7. Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики текст. / Е.Ю. Артемьева. М.: Наука, 1999. - 350 с.

8. Артемьева, Е.Ю. Психология субъективной семантики текст. / Е.Ю. Артемьева. М.: МГУ, 1980. - 128 с.

9. Базаров, Т.Ю., Еремин, Б. Л. Управление персоналом текст. / Т.Ю. Базаров, Б. Л. Еремин. М.: ЮНИТИ (UNITY), 2002. - 410 с.

10. И. Байдаров, Э.У. Влияние глобализации на культуру и ценности человека текст. / Э.У. Байдаров // Теоретический журнал CREDO. Спб.: 2005. — С.156-168.

11. Бердяев, H.A. О власти пространств над русской душой. -Электронный ресурс. Режим доступа:http: // www.krotov. i nfo/library/02b/berdyaev/1918150 6 .html

12. Берн Э. Сценарии жизненного пути текст. / Э. Берн // Психология человеческих проблем. Минск: Харвест, 1998. - С. 152-168.

13. Берулава, Г.А. Образ мира как мифологический символ текст. / Г.А. Берулава. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 46 с.

14. Бобровская О. А., Осухова Н. Г. Исследование психотерапевтических функций христианства текст. / О. А. Бобровская, Н. Г. Осухова. М.: 1995. - 235 с.

15. Богомолова, H.H. Образы американца и советского человека в восприятии московских студентов и на страницах молодежной- прессы Текст. / H.H. Богомолова, Т.Г. Стефаненко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. - № 3. - С. 3-11.

16. Борисенков, В.П. Значение своеобразия и оригинальности в культуре и человека в условиях глобализации текст. / В.П. Борисенков // личность и общество в поликультурном мире. Спб.: СПбГУП, 2008. - С. 206-214.

17. Братусь, Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии текст. / Б.С. Братусь // Вопросы психологии, 1990. №6. - С. 9-17.

18. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса текст. / Ю.В. Бромлей. -М.: Наука, 1983.-412 с.

19. Бромлей, Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество это народы текст. / Ю.В. Бромлей, Р.Г. Подольный. — М.: Мысль, 1990. - 391 с.

20. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта текст. / A.B. Брушлинский. М.: Ин-т психологии, 1994. — 324 с.

21. Брушлинский, A.B. Культурно-историческая теория мышления текст. / A.B. Брушлинский. -М.: Либроком, 2009. 120 с.

22. Брушлинский, A.B. Субъект: мышление, учение, воображение текст. / A.B. Брушлинский / под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва -Воронеж: «Институт практической психологии», 1996. - 388 с.

23. Бурлина, Е.Я. Человеческое в культуре, культурное в человеке текст. / Е.Я. Бурлина. М.: Общество «Знание», 1991. - 48 с.

24. Бухарева, C.JI. Этнофункциональный анализ формирования этнической идентичности подростков текст.: автореферат дисс. .кандидата психол. наук / C.JI. Бахарева М.: 2004. - 20 с.

25. Бычков, Д. А. Геополитические конструкции и равновесие информационных систем текст. / Д. А. Бычков // Электронный журнал «Полемика». — Выпуск 5. — Удмуртский государственный университет, 2005. С. 254-267.

26. Виничук, Н.В. Счастье в контексте образа мира и времени: этнопсихологический аспект Текст. / Н.В. Виничук. // Рос. гос. ун-т им. А.И.Герцена. Аспирантские тетради. 2008. - № 36 (77). - С. 36-41.

27. Вундт, В. Проблемы психологии народов пер. с нем. [текст] / В. Вундт. Спб.: Питер, 2001.- 159 с.

28. Выготский, JI.C. Проблемы развития психики текст. / Л.С. Выготский // Собрание сочинений в шести томах. Том 3 / Гл. ред. A.B. Запорожец М.: Педагогика, 1983. 367 с.

29. Выготский, Л.С. Психология развития человека текст. / Л.С. Выготский. -М.: Смысл, 2003. 1136 с.

30. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций текст. / Л.С. Выготский. М.: Издательство педагогических наук, 1960. - 484 с.

31. Выготский, Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок текст. / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.

32. Гартман, H. Этика текст. / H. Гартман. [Пер. с нем. А. Б. Глаголева] под ред. Ю. С. Медведева, Д. В. Скляднева. — СПб.: Фонд Университет: Владимир Даль, 2002. — 708 с.

33. Геворкян, М.М. Культура межнационального общения в поликультурной среде: межнациональный поликультурный диалог текст. / М.М. Геворкян. Воронеж: ВГПУ, 2008. - 115 с.

34. Герасименко, Т.И. Этнокультурное развитие трансграничных регионов текст.: дисс. . .д-ра географ, наук / Т.И. Герасименко. Спб.: 2005. - 294 с.

35. Глядков, В.А. Мифологическое сознание. От мифа к логосу текст. / В.А. Глядков. -М.: 1996. 195с.

36. Гостев, A.A. Психология вторичного образа (Субъект, феноменология, функции) текст.: дисс. . д-ра психол. наук / A.A. Гостев. -СПб.: 2001.-396 с.

37. Грицанов, A.A. Новейший философский словарь текст. / A.A. Грицанов. -Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. 896 с.

38. Гуревич, П.С. Психологический словарь текст. / П.С. Гуревич. -M.: OJIMA Медиа Групп, 2006. 799 с.

39. Денисова, Г.С. Социальная субъектность этноса (концептуальный подход) текст. / Г.С. Денисова. — Ростов-на-Дону: Издательство РГИУ, 1997.-С. 68-81.

40. Дерябо, С.Д. Личность: от субъективности к субъектности текст. / С.Д. Дерябо. // развитие личности. 2002. - №3. - с. 261-265

41. Дробижева, JT.M. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика Текст. / JI.M. Дробижева // Советская этнография, 1991. № 1. - С. 3-13.

42. Дьяченко, Е.Е. Картина мира. Социально-психологический аспект Текст. / Е.Е. Дьяченко. — «Самиздат», 2005. С. 97-109.

43. Ежова, Е.Ю. Культурная идентификация личности в поликультурном пространстве Текст. / Е.Ю. Ежова. // Журнал «Регионология», 2010.-№1. С. 108-115.

44. Ермак, В.Д. Взаимодействие психики человека с окружающим миром Текст. / В.Д. Ермак. // «Соционика, ментология и психология личности».-МИС, 1997. — № 5. — С. 166-179.

45. Жидков, В. С., Соколов, К. Б. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть Текст. / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. -Спб.: Алетейя, 2001. 633 с.

46. Журавлев, В.И. Дискурс о возможном будущем науки и человечества Текст. / В.И. Журавлев. // Макеевский экономико-гуманитарный институт, 2009. — № 2. — С. 146-151

47. Закиров, А. Психосемантический анализ обыденного сознания в этнопсихологическом аспекте: (на материале киргизского этноса) Текст.: автореф. дисс. . канд. психол. наук / А. Закиров. М.: 1994. - 24 с.

48. Зарилова, B.C. духовный идеал личности: теория, история и современные проблемы формирования Текст.: дисс. д-ра. культур. Наук / Л.С. Зорилова. М., 1999. - 559 с.

49. Зенько, Ю.М. Психология религии 2-е изд., испр. и доп Текст. / Ю.М. Зенько. СПб.: Речь, 2009. - 552 с.

50. Зиновьев, A.A. Глобальный человейник Текст. / A.A. Зиновьев. Vi.: «Центрполиграф», 1997. 458 с.

51. Зиновьев, A.A. Запад. Феномен западнизма Текст. / A.A. Зиновьев. М.: Торг. —изд. «Центрполиграф», 1995. — 460 с.

52. Зинченко, В.П. Живые метафоры смысла Текст. / В.П. Зинченко. // Вопросы психологии, 2006. № 5. - С. 100-113.

53. Иноземцев, B.J1. пределы «догоняющего» развития Текст. / B.JI. Иноземцев. М.: Экономика, 2000. - 296 с.

54. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях Текст. / Е.А. Климов. М.: МГУ, 1995. - 224 с.149

55. Когнитивная психология: учеб. для вузов Текст. / под ред. : В.Н.Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. - 480 с.

56. Коул, М. Культурно-историческая психология: наука будущего Текст. / М. Коул [пер. с анг. Ю.И. Тураганиновой, Э.Н. Гусинского]. М.: Когито-Центр, Изд-во Ин-та психол. РАН, 1997. - 431 с.

57. Крывелев, H.A. История религий. Очерки в 2 томах текст. / И.А. Крывелев. М.: «Мысль», 1976. - 419с.

58. Кузнецова, Т.Ф. Картина мира как философская и культурологическая проблема Текст. / Т.Ф. Кузнецова // Высшее образование для XXI века, 2005. — № 4. С. 28-32

59. Лебон, Г. Психология народов и масс Текст. / Г. Лебон [пер. с фр.; Предисл. И. Владимирова]. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2008. - 272 с.

60. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении перевод / послесл. П. Арискина. [Текст] / Л. Леви-Брюль М.: «Педагогика Пресс» 1994.-603 с.

61. Леви-Строс, К. Первобытное мышление пер., вступл. ст., примеч. A.B. островского. [текст] / К. Леви-Строс. М.: «Республика» 1999. -384 с.

62. Лекторский, В.А. Субъект, Объект, Познание текст. / В.А. Лекторский. М.: Наука, 1980. - 360 с.

63. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А. Н. Леонтьев. —М.: Политиздат, 1975. —304 с.

64. Леонтьев, А.Н. Образ мира Текст. / А.Н. Леонтьев // Избранные психол. произв: В 2-х т. т. И. М.: Педагогика, 1983. — 316с.

65. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики текст. / А.Н. Леонтьев. М.: Издательство московского университета, 1981. — 584 с.

66. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций Текст. / Леонтьев, Д. А. — М.: Политиздат. — М., 1992. 170 с.

67. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика текст. / Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999.-486 с.150

68. Ли, Н.Г. Семейные устои корейцев Коре Сарам Текст. / Н.Г. Ли. Бишкек, 2002. - 468 с.

69. Ломов, Б.Ф. Осязание в процессах познания и труда Текст. / Б.Ф. Ломов, А.В. Ярмольник. -М.: АПН РСФСР, 1959. 263 с.

70. Лосский, Н. О. Бог и мировое зло Текст. / Н.О. Лосский. М.: Республика, 1994. -432 с.

71. Лурье, C.B. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применение к анализу исторического и этнографического материала Текст. / C.B. Лурье. Спб.: Тип. им. Котлякова, 1994. - 228 с.

72. Мамардашвили, М.К. Сознание как философская проблема Текст. / М.К. Мамардашвили. // Вопросы философии, 1990. № 10. - С. 3-18.

73. Матеев, Д.А. Осмысление феномена одиночества в философии востока. интернет ресурс. - режим доступа: http://old.nsaem.rU/Science/Publications/Sciencenotes/Archive/417.pdf .

74. Межу ев, В.М. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации Текст. / В.М. Межуев. // Политая, 2000. -№3. —С. 102-115.

75. Ментальность россиян под общей редакцией Дубова И.Г. М.: 1997 476 с.

76. Микешина, Л.А. Эпистемология ценностей Текст. / Л.А. Микешина. М.: Росспэн, 2007. - 438 с.

77. Монтескье, Ш. О духе законов Текст. / Ш. Монтескье. // избр. Произв. М.: гос. Изд-во полит. Лит-ры, 1955. — 733 с.

78. Монтескье, Ш.Л. Избранные произведения Текст. / Ш. Монтескье. М.: Госполитиздат, 1955. - 799 с.

79. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений Текст. / B.C. Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. М.: «Академия», 2006. - 608 с.

80. Обухов, A.C. Исторически обусловленные модификации образа мира Текст. / A.C. Обухов. // Развитие личности, 2003. №4. - с. 51-68.

81. Ольшанский, Д.В. Психология террора Текст. / Д.В. Ольшанский. Екатеринбург: Акад. проект: OilLlJI. - Деловая кн., 2002. -319с.

82. Осипов, А.И. Путь разума в поисках истины Текст. / А.И. Осипов. М.: Издание Сретенского монастыря, 2002. - 430 с.

83. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности Текст. / А.К. Осницкий. Москва-Нальчик: «Эль-Фа», 1996. - 126 с.

84. Панарин, С.А. Политология Текст. / С.А. Панарин. М.: Гардарика, 2000. - С. 394-395.

85. Петренко, В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. Исследование форм репрезентации в обыденном сознании Текст. / В.Ф. Петренко. М.: Изд-во Московского ун-та, 1983. - 177 с.

86. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности Текст. / В.А. Петровский. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. -485 с.

87. Петровский, В.А. Феномен субъектности в развитии личности Текст. / В.А. Петровский. Самара, 1997. — 102 с.

88. Петухов, В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления Текст. / В.В. Петухов. // Вестник Московского Университета. Серия 14. -Психология, 1984. - № 4. С. 13-20.

89. Планк, М. Единство физической картины мира Текст. / М. Планк.-М.: 1966. —С. 44.

90. Платонов, Ю.П. Этнических фактор: Геополитика и психология Текст. / Ю.П. Платонов. СПб.: Речь, 2002. - 520 с.

91. Помченко, М.А. Семантическое пространство этнической картины мира (на материале сравнительного исследования китайских и русских студентов) Текст.: дисс. .канд. псих, наук / М.А. Помченко. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006. 167 с.152

92. Потемкина, О. Ф., Потемкина Е. В. Психологический анализ рисунка и текста текст. / И. Авидона. СПб.: Речь, 2006. - 524 с.

93. Психологический словарь Текст. / под общ. ред.: A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

94. Психология индивидуального и группового субъекта Текст. / Под редакцией A.B. Брушлинского. М.: 2002. - 368 с.

95. Разанова, В.А. Психология управления. Текст. / В.А. Разанова. -М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. 356 с.

96. Рубинштейн, C.JI. Бытие и сознание Текст. / C.JI. Рубинштейн. -М.: Издательство академии наук СССР, 1957. 328 с.

97. Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии Текст. / С.Л. Рубинштейн. -М.: Наука, 1997.-463 с.

98. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. / С.Л. Рубинштейн. СПб.: «Питер», 2000. - 720 с.

99. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности Текст. / С.Л. Рубинштейн. // «Вопросы психологии», 1986. № 4. - С. 106

100. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир Текст. / С.Л. Рубинштейн. // Проблемы общей психологии. Изд. 2. Отв. Ред. Е.В. Шорохова. М.: «Педагогика», 1976. - С. 253-378

101. Садохин, А.П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования Текст.: дисс. . д-ра культур, наук / А.П. Садохин. М., 2009. - 349 с.

102. Селиванов, В. В. Свойства субъекта и его жизненный цикл Текст. В.В. Селиванов // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. A.B. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ПЕРСЭ, 2002.-С. 310-328.

103. Семенов, Ю.И. Этносы, нации, расы Текст., Ю.И. Семенов. // Социальная философия. Курс лекций. Под ред. И.А.Гобозова. М.: Издатель Савин С.А., 2003. - С. 259-266.

104. Серкин, В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики Текст. / В.П. Серкин. -М.: Пчела, 2008. 378 с.

105. Серкин, В.П. Методы психосемантики Текст. / В.П. Серкин. -М.: Аспект Пресс, 2004. 204 с.

106. Серкин, В.П. Образ мира и образ жизни Текст. / В.П. Серкин. Магадан: Изд-во СМУ, 2005. 281 с.

107. Серый, A.B. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика Текст. /A.B. Серый. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - 270 с.

108. Сидорова, Е.Г. Восток—Запад: встреча в пространстве аналитической психологии Текст. / Е.Г. Сидорова. // Материалы VI конференции РГАП. СПб.: 2007. С. 48-53.

109. Славская, А.Н. Личность как субъект интерпретации Текст. / Славская, А.Н. Дубна: «Феникс», 2002. - 240 с.

110. Слободчиков, В.И. Духовно-нравственное становление и развитие человека Текст. / В.И. Слободчиков. // Сборник докладов покровских чтений. -М.: 2005-2006.

111. Слободчиков, В.И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии Текст. / В.И. Слободчиков. // Проблемы развития и бытия личности, 2005. №2. - С. 49-58

112. Слободчиков, В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности Текст. / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

113. Смелзер, Н.Дж. Социология Текст. / Н.Дж Смелзер.

114. Социологические исследования, 1992. №8. - с.101-112.154

115. Смирнов, С.Д. в кн. Актуальные проблемы современной психологии.-М.: 1958.- С. 86-88

116. Смирнов, С.Д. Мир образов и образ мира Текст. / С.Д. Смирнов. // Вестник Московского университета, 1981. №2. - Серия 14. - с. 15-29

117. Смирнов, С.Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения Текст. / С.Д. Смирнов. // А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А. В. Запорожца. М.: 1983. - Стр. 149155.

118. Смирнов, С.Д. психология образа: проблема активности психического отражения Текст. / С.Д. Смирнов. М.: изд-во МГУ, 1985. -231 с.

119. Степин, B.C., Кузнецова, Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации текст. / Рос. АН, ин-т философии. — М.: 1994. 272с. Стр. 4

120. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология. 3-е изд. Текст. / Т.Г. Стефаненко. М., «Аспект Пресс», 2004. 410 с.

121. Стрелков. Ю.К. Временная связность образа мира Текст. / Ю.К. Стрелков. // Уч. зап. каф. психологии Северного международного университета. Вып. 1. Магадан, 2001. - С. 127-157.

122. Сухарев, A.B. Этнофункциональный подход в психологии. Методика экспериментально—психологического полевого исследования текст. / A.B. Сухарев // Прикладная психология и психоанализ. 1998. - N 3. -С. 18-30.

123. Сухарев, A.B. Этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека текст. / A.B. Сухарев // Вопросы психологии. 2002. - №2. - С. 40-57.

124. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении: Монография текст. В.А. Татенко. Киев: Видавничий центр «Просвита», 1996. - 404 с.

125. Токарев, С.А. религия в истории народов мира. 4 изд. испр. и дои Текст. / С.А. Токарев. М.: Политиздат, 1986. - 575 с.

126. Трофимов, В.К. Менталитет русской нации Текст. / В.К. Трофимов,- Ижевск: ШЕП, 2002. 274 с.

127. Трофимов, В.К. Сущностные силы души русского Текст. / В.К. Трофимов. Ижевск: Ижевская с.-х. акад., 1998. - 46 с.

128. Уайт, JI. Избранное: наука о культуре Текст. / JI. Уайт. — М.: Росспэн, 2004. 960 с.

129. Фанталова, Е.Б. Ценностно-ориентированная система методик: «диагностика внутреннего конфликта» и возможности ее применения в сфере социальной работы Текст. / Е.Б. Фанталова, 1999. 34 с.

130. Федотова, H.H. Возможна ли мировая культура? Текст. / H.H. Федотова. // Философские науки, 2000. №4 - С. 58-68

131. Фельдштейн, Д.И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии Текст. / Д.И. Фельдштейн. // Вестник практической психологии образования, 2008. №2. -С. 52-57

132. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды Текст. / Д.И. Фельдштейн. М.: Московский психолого-социальный институт. — Флинга, 1999. — 672 с.

133. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе Текст. / Д.И. Фельдштейн. / Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. М.: «Педагогика», 1989. - 208 с.

134. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности Текст. / Д.И. Фельдштейн. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -192 с.

135. Философский словарь. Интернет ресурс. режим доступа: http://mirslovarei.com/contentfil/RELIGIOZNAJA-KARTINA-MIRA-3678.html

136. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.

137. Флиер, А.Я. Мультикультуральность Текст. / А.Я. Флиер. // Обсерватория культуры, 2008. — № 2. — С. 23.

138. Фромм, Э. Иметь или быть? пер. с англ. / общ. ред. И послесл. В.И Добренькова. [Текст] / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990. - 330 с.

139. Хайдеггер, М. Бытие и время пер. с нем. В.В. Бибихина [Текст] / М. Хайдеггер. М.: Ad Marginem, 1997. - 451 с.

140. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций Текст. / С. Хантингтон. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 603 с.

141. Хатчинс, Э. Связь между когницией и социокультурным окружением. интернет ресурс. режим доступа - http://www.hr-portal.m/article/edvin-khatchins-svyaz-mezhdu-kognitsiei-i-sotsiokulturnym-okruzheniem

142. Холтон, Д. Что такое «антинаука»? Текст. / Д. Холтон. // Вопросы философии, 1992. №2. - С. 58

143. Чанышев, А.Н. Начало философии текст. / А.Н. Чанышев. М.: 1982.- 184 с.

144. Шабельников, В.К. «Брахманы», «кшатрии», «вайшья», «шудру» четыре психологических мифа в истории субъектности текст. / В.К. Шабельников. // библиотека новейших исследований, 2006. - №5. - С. 122154.

145. Шабельников, В.К. Психологическое осмысление теорий: западный и восточный взгляд текст. / В.К. Шабельников. — М.: Факультет психологии МГУ, 1998. 22 с.

146. Шадриков, В.Д. Мир внутренней жизни человека текст. / В.Д. Шадриков. М.: Университетская книга, ЛОГОС, 2006. - 392 С.

147. Шаймарданов, Р.Х. Социальная субъектность человека. В кн: Субъектный подход в инновационной подготовке педагога психолога. Казань: ЮЛАКС, 2006. 168 с.

148. Шамионов, P.M. Субъектность личности в процессе социализации в изменяющихся условиях бытия текст. / P.M. Шамионов. // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика, 2008. Вып. 2. - С. 105-109

149. Шевцова, Н.П. Культура как система ценностей текст. / Н.П. Шевцова. -М.: 2004. 160 с.

150. Шмаков, В. С. Структура исторического знания и картина мира текст. / отв. ред. В.И. Бойко: АН СССР сиб. отд-ние, ин-т истории, филологии и философии. Новосибирск: 1990. - 187с

151. Шмелев, А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности Текст. / Александр Шмелев. М.: Изд-во МГУ, 1983.* - 158 с.

152. Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт Текст. / А.Г. Шмелев. СПб.: Речь, 2002. - 480 с.

153. Шохов, A.C. Структура ментального мира классической Греции, интернет ресурс. режим доступа: http://free-book.ru/news, 1,1517.htm

154. Шпенглер, О. Закат Европы Текст. / О. Шпенглер. М.: Искусство, 1993.-298 с.

155. Шпет, Г.Г. Введение в этническую психологию. В кн.: Психология социального бытия Текст. / Г.Г. Шпет. - Воронеж: «Институт практической психологии», «МОДЭК», 1996. - 370 с.

156. Электронный словарь, интернет ресурс. — режим доступа: http://psihotesti.ru/gloss/tag/vostochnayapsihologiya/

157. Элиаде, М. Аспекты мифа: пер. с фр. / [предисл. В. Большакова; коммент. Е. Строганновой]. М.: Инвест-ППП 1995. - 239 с.

158. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития Текст. / Б.Д. Эльконин. -М.: «Тривола», 1994. 168 с.158

159. Яковлева, A.M. Женщина в маскулинной культуре: возможен ли диалог? Текст. / A.M. Яковлева. // Преображение русский феминистский журнал, 1994. - №2. - С.3-12.

160. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система Текст. / М.С. Яницкий. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.

161. Ясперс, К. Смысл и назначение истории Текст. / К. Ясперс. [пер. с нем. / вступл. ст. П.П. Гайденко, коммент. В.И. Катасонова]. — М.: «Республика» 1994. 528 с.

162. Яссман, В.П. Образ Мира личности: этническая картина мира (монография) Текст. / В.П. Яссман. // Монография. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005.- 103 с.

163. Яссман, В.П. Уровневый подход к исследованию глубины понимания человеком предмета деятельности Текст. / В.П. Яссман. // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 2009. — №4. С. 3135.

164. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»1. На правах рукописи042011029451. Лю Александр Валерьевич

165. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗА МИРА ЛЮДЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА СТЫКЕ ДВУХ КУЛЬТУР (НА ПРИМЕРЕ КОРЕЙЦЕВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РОССИИ)1. Специальность 19.00.01

166. Общая психология, психология личности, история психологии»см

167. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.