Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.07, кандидат психологических наук Щербакова, Наталья Александровна

Диссертация и автореферат на тему «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 152097
Год: 
2003
Автор научной работы: 
Щербакова, Наталья Александровна
Ученая cтепень: 
кандидат психологических наук
Место защиты диссертации: 
Курск
Код cпециальности ВАК: 
19.00.07
Специальность: 
Педагогическая психология
Количество cтраниц: 
201

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Щербакова, Наталья Александровна

Введение

Глава I. Теоретические основы развития эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы

1.1. Сущность, структура, механизмы и формы выражения эмпатических способностей

1.2. Специфика функциональной организации художественного текста как средства развития эмпатических способностей студентов-психологов

1.3. Восприятие художественной литературы как одно из эффективных условий развития эмпатических способностей студентов-психологов

Глава II. Опытно-экспериментальное развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы

2.1.Констатирующий эксперимент: его организация и результаты

2.2.Динамика развития эмпатических способностей студентов-психологов в рамках спецкурса «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы»

2.3.Диагностика эффективности влияния художественной литературы на развитие эмпатических способностей в игре в портреты

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы"

Имеющийся в настоящее время в стране дефицит высококвалифицированных кадров психологов и повышенная потребность в решении острых психологических проблем, возникших в последнее десятилетие в обществе, инициировали появление многочисленных факультетов психологии в государственных вузах и в коммерческих образовательных структурах. В связи с тем, что профессия психолога сегодня стала массовой, проблема профессиональной подготовки психологических кадров в вузе является актуальной.

Неслучайно различные аспекты этой проблемы рассматриваются в трудах АГ. Асмолова, М.Р. Битяновой, Т.А. Верняевой, Н.И. Вьюновой, И.В. Дубровиной, Ю.М. Забродина, Т.В. Заморской, Е.И. Исаева, Н.В. Кузьминой, А.Г. Лидерса, А.К. Марковой, Р.В. Овчаровой, A.M. Прихожан, Е.И. Рогова, В.В. Рубцова и других ученых. Однако, несмотря на значительное количество исследований к настоящему времени еще не сложилась целостная концепция формирования профессиональных способностей у студентов-психологов в учебном процессе.

Известно, что гуманные отношения между людьми во многом определяются способностями сочувствовать, сопереживать и понимать внутренний мир другого человека. Эти способности особенно необходимы в профессиональной деятельности психолога, в которой эмпатическое общение является главной составляющей. В современной психологической науке они чаще именуются эмпатией и реже - эмпатическими способностями.

Различные аспекты эмпатии и эмпатических способностей отражены в исследованиях отечественных и зарубежных авторов: P.O. Агавеляна, В.В. Бойко, С.Б. Борисенко, Т.П. Гавриловой, Е.П. Ильина, Е.А. Ичаловской, Ю.А. Менджерицкой, Т.П. Пашуковой, А.П. Сопикова, Н.А. Седых, Л.П. Стрелковой, Н.А. Сухих, Э. Titchener, Шибутани, D. Beres, S.M. Berger,

Epstein, M.L. Hoffman, S.C. Mahoney, A. Mehrabian, B. Speroff, J. Sidman, E. Stotland.

Анализ работ этих авторов показал, что в настоящее время практически не решенным оказался вопрос о развитии эмпатических способностей средствами художественной литературы. Как предмет она в учебно-воспитательном процессе на факультетах психологии не значится. В итоге богатейшие возможности художественной литературы в развитии эмпатических способностей у студентов-психологов не реализуются.

Это противоречие между возможностями художественной литературы в развитии эмпатических способностей у студентов-психологов и неиспользованием этих возможностей определили проблему нашего диссертационного исследования, которая заключается в выявлении средств художественной литературы, эффективно влияющих на развитие профессионально значимых эмпатических способностей студентов-психологов в учебном процессе.

Объект исследования - эмпатические способности студентов-психологов.

Предмет исследования - развитие эмпатических способностей студентов-психологов в учебном процессе средствами художественной литературы.

Цель исследования — разработка и апробация программы развития эмпатических способностей у студентов-психологов средствами художественной литературы.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Уточнить сущность, структуру и механизмы развития эмпатических способностей студентов-психологов.

2. Выявить функциональные возможности организации поэтического текста и роль стадий его восприятия (предкоммуникативной, коммуникативной, посткоммуникативной) в развитии у студентов-психологов эмпатических способностей.

3. Экспериментально определить критерии, уровни и индивидуально-типические варианты восприятия поэтического текста студентами-психологами.

4. Установить факторы, отрицательно воздействующие на процесс восприятия поэтического текста студентами-психологами.

5. Разработать и апробировать спецкурс «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы».

Гипотеза диссертационного исследования: развитие эмпатических способностей у студентов-психологов в учебном процессе средствами художественной литературы будет осуществляться успешно, если:

- учтены сущность (вчувствование в эстетический объект), специфика (эстетический характер), структура (рациональный, эмоциональный, интуитивный компоненты), механизмы развития эмпатических способностей: идентификация, синтония, рефлексия;

- определены стадии (предкоммуникативная, коммуникативная, посткоммуникативная), критерии (эмпатийная глубина, целостность, эстетичность и адекватность) и индивидуально-типические варианты восприятия поэтического текста студентами-психологами: эмпатийный, отвлекающийся, стереотипный, наивный, транслирующий, субъективный;

- использованы особенности функциональной организации поэтического текста: образность и эстетический характер поэтического слова; виды информации: содержательно-фактуальная, содержательно-концептуальная, содержательно-подтекстовая и другие средства художественного текста;

- преодолены негативные факторы, отрицательно влияющие на восприятие поэтического текста студентами-психологами: отсутствие интереса к художественной литературе, стереотипизация восприятия художественного текста, несформированность установок на данный вид работы и т.д.;

- в учебном процессе студентов-психологов будет реализована программа спецкурса: «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы».

Методологической основой исследования являются концепции отечественных психологов на природу способностей человека (Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, К.К. Платонов, В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков); генетический принцип изучения способностей в процессе их развития (А.Г. Ковалев); принцип сочетания различных подходов в изучении способностей: личностного, деятельностного, компонентного, междисциплинарного (Б.М. Теплов, A.M. Матюшкин, В.Э. Чудновский); идея гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс); научные положения о групповой работе и ее влиянии на личностное и профессиональное развитие (Ю.Н. Емельянов, JI.A. Петровская, С.В. Петрушин, И.В. Вачков и др.); суждения психологов о роли эмпатии в процессе межличностного общения (Т.П. Гаврилова, В.В. Бойко, К. Роджерс, В.Н. Мясищев и др.); точки зрения на проблему восприятия художественного текста (JI.C. Выготский, Г.Г. Граник, Л.Г. Жабицкая, М.Г. Качурин, Г.Н. Кудина, A.M. Левидов, Н.Д. Молдавская, А.А. Мелик-Пашаев, В.Г. Маранцман, О.И. Никифорова, З.Н. Новлянская, С.Х. Раппопорт, Л.Н. Рожина,О.В. Соболева, И.И. Тихомирова), а также концепции исследователей в области поэтики художественного текста (М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, И.Р. Гальперин, О.В. Загоровская, Ю.М. Лотман).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической, методической, литературоведческой, лингвистической литературы; констатирующий и формирующий эксперименты; тестирование студентов-психологов; метод экспертных оценок; математическая статистика.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали гуманитарно-психологический факультет МОУ Воронежского экономико-правового института и его представительства в городах Алексеевна, Липецк, Лебедянь, Лиски, Россошь, Старый Оскол, Урюпинск и психолого-педагогический факультет Воронежского государственного педагогического университета.

В опытно-экспериментальной работе участвовало 600 студентов-психологов I-V курсов очной и заочной форм обучения: 300 - в контрольных группах и 300 - в экспериментальных группах, в которых апробировалась авторская программа спецкурса «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы». В рамках данного спецкурса проводился тренинг, направленный на развитие эмпатических способностей. 20 преподавателей психологии Воронежского государственного педагогического университета, Воронежского государственного университета, МОУ Воронежского экономико-правового института принимали участие в диссертационном исследовании в качестве экспертов.

Основные этапы исследования: первый этап (1999-2000г.г.) включал теоретический анализ литературоведческой, психологической, педагогической, методической, лингвистической литературы по теме исследования, сбор эмпирических материалов на пилотажной стадии опытно-экспериментальной работы, а также определение объекта, предмета, цели, задач диссертационного исследования и выдвижение рабочей гипотезы; второй этап (2000-2001 г.г.) был посвящен экспериментальному исследованию, уточнению рабочей гипотезы и структуры эмпатических способностей, определению критериев и уровней их развития; третий этап (2002-2003г.г.) завершался анализом и обобщением экспериментальных данных и литературным оформлением диссертационного исследования.

Научная новизна: обобщены и уточнены представления о сущности, эстетической специфике эмпатических способностей как профессионально значимых качествах личности психолога и их структуре, включающей в себя рациональный, эмоциональный и интуитивный компоненты; определена роль стадий восприятия поэтического текста студентами-психологами: предкоммуникативная стадия формирует установку на восприятие поэтического текста; на коммуникативной стадии осуществляется психологический анализ поэтического текста и посткоммуникативная стадия оказывает эстетическое воспитательное воздействие на личность студента-психолога; установлены наиболее типичные варианты восприятия поэтического текста студентами-психологами: эмпатийный, отвлекающийся, наивный, транслирующий, стереотипный, субъективный; сформулированы критерии эмпатийного восприятия поэтического текста студентами-психологами: эмпатийная глубина и целостность восприятия, чувство языка художественного произведения, эстетичность эмпатийного восприятия, его адекватность авторской картине мира; доказана необходимость введения в учебный процесс на психологических факультетах спецкурса «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы».

Теоретическая значимость: полученные данные обогащают складывающуюся концепцию формирования профессионально значимых качеств у студентов-психологов в учебном процессе; доказана возможность использования художественной литературы как средства развития эмпатических способностей у студентов-психологов.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке программы спецкурса «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы» на гуманитарно-психологическом факультете МОУ Воронежского экономико-правового института. Наряду с этим спецкурсом материалы диссертационного исследования используются психологами

Воронежского экономико-правового института в лекционных курсах, на семинарских и практических занятиях по общей, педагогической, возрастной, социальной психологии и психологии личности.

Положения, выносимые на защиту: эмпатические способности являются профессионально значимыми качествами в личности психолога, имеющими четко выраженную сложную структуру: рациональный компонент включает в себя мышление словесно-художественными образами, ассоциативное мышление, умение принять точку зрения другого, способность адекватно воспринимать изображенную в литературном произведении ситуацию, читательскую наблюдательность, умение анализировать художественное произведение, способность к рефлексии, словесно-образную память; эмоциональный компонент включает в себя способность адекватно реагировать на художественный образ, видеть и распознавать эмоциональные состояния персонажей, способность к сочувствию и сопереживанию, способность отличать эмоции текста от жизненных эмоций, способность к альтруистичным переживаниям, эмоциональную гибкость, способность к катарсису, эмоциональную память; интуитивный компонент включает в себя воображение, чувство художественного слова и формы, способность входить во внутренний мир другого, восприимчивость к эстетическому и воспитательному воздействию художественной литературы; механизмами развития эмпатических способностей студентов-психологов являются: идентификация, синтония, рефлексия; одним из эффективных психолого-педагогических условий развития эмпатических способностей студентов-психологов является спецкурс «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы»; характерными средствами развития художественной литературы, влияющих на развитие эмпатических способностей студентов-психологов, являются следующие положения: о «приращениях смысла», которыми обогащается семантика слова в произведениях словесного искусства; о неизбежной образности каждого слова в литературном произведении; о классификации художественных образов: лексических, метаобразов, единичных образов и образов-интерферентов, обычных и символических, индивидуально-авторских, традиционных образов и образов-мифологем; о структуре поэтического текста; о трех видах информации в художественном тексте: содержательно-фактуальной, содержательно-концептуальной, содержательно-подтекстовой; об эстетической значимости художественного слова в литературном произведении; о субъективной сущности художественного текста; в качестве содержательных возможностей стадий восприятия художественной литературы в процессе развития эмпатических способностей выступают: предкоммуникативная стадия направлена на осознание темы художественного произведения, подготовку восприятия, выработку читательской направленности, положительных установок; коммуникативная стадия включает в себя непосредственное восприятие художественного произведения, в процессе которого студенты обсуждают свои первые впечатления, формулируют проблему текста, психологический анализ текста, обуславливающий адекватность эмпатийного восприятия художественного образа; посткоммуникативная стадия оказывает эстетическое и воспитательное воздействие на личность читателя. факторами, которые оказывают отрицательное воздействие на восприятие художественных произведений студентами-психологами, являются: несформированность необходимых установок на данный вид работы; закрытость и агрессивная настроенность некоторых участников, вызванные стереотипной боязнью оказаться некомпетентными; стереотип восприятия ведущего в роли учителя, преподавателя, а следовательно, боязнь сделать что-то не так, как просит ведущий; отсутствие интереса к художественной литературе; тотальная стереотипизация мышления в нетрадиционных ситуациях. В данном случае проецируется как реальный жизненный опыт участников, так и желаемые жизненные ситуации вместо действительных. критериями эмпатийного восприятия художественного текста выступают: эмпатийная глубина восприятия, предполагающая проникновение читателя в художественное обобщение, в его образную природу посредством эмоционального, интуитивного, рационального каналов восприятия; целостность эмпатийного восприятия, способствующая постижению внутреннего мира художественного произведения, системы его образов; чувство языка художественного произведения, характеризующееся владением стиля и жанровым своеобразием художественного произведения; эстетический уровень эмпатийного восприятия, позволяющий читателю проникать в общекультурную систему образов отечественного и мирового искусства, что очень важно для профессионального и личностного роста психолога; относительную адекватность эмпатийного восприятия произведения авторской картине мира, обусловленной его анализом, выявлением системы художественных образов текста в общекультурной традиции. индивидуально-типическими вариантами восприятия художественного произведения студентами-психологами являются: эмпатийный, отвлекающийся, наивный, транслирующий, стереотипный, субъективный.

Апробация исследования. Выводы и положения диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедр педагогики и психологии Воронежского государственного педагогического университета, общей и социальной психологии МОУ Воронежского экономико-правового института; на межрегиональной научно-методической конференции «Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики» (Воронеж, 2002 г.). Результаты диссертационного исследования воплотились в программе для студентов-психологов «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы».

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены опорой на методологические позиции известных отечественных и зарубежных ученых; комплексным использованием методов теоретического и экспериментального исследования; научной апробацией результатов исследования в ходе их обсуждения психологами и педагогами и в шести публикациях автора.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 173 источника, из них 13 зарубежных авторов, и 11 приложений. Общий объем диссертации составляет 201 страницу.

Заключение диссертации по теме "Педагогическая психология", Щербакова, Наталья Александровна

В результате проведенного диссертационного исследования получены следующие новые данные:

1. Уточнены сущность, структура и механизмы функционирования эмпатических способностей, а именно: сущность эмпатических способностей определяет их как профессионально значимое качество в личности психолога, которое обеспечивает успешность его профессиональной деятельности; структура эмпатических способностей имеет четко выраженную общепринятую дифференциацию по трем каналам их протекания, включающих в себя ряд способностей, характерных для соответствующего вида деятельности, а именно - восприятия произведений художественной литературы: рациональный канал включает в себя мышление словесно-художественными образами, ассоциативное мышление, умение принять точку зрения другого, способность адекватно воспринимать изображенную в литературном произведении ситуацию, читательскую наблюдательность, способность анализировать художественное произведение, адекватно определять, выявлять, воспринимать и анализировать эстетическую информацию, способность к рефлексии, словеснообразную память; эмоциональный канал включает в себя способность адекватно реагировать на художественный образ, видеть и распознавать эмоциональные состояния персонажей, способность к сочувствию и сопереживанию, способность отличать эмоции текста от жизненных эмоций, способность к альтруистичным переживаниям, эмоциональную гибкость, способность к катарсису, эмоциональную память; интуитивный канал включает в себя воображение, способность отличать образы воображения от образного мышления и образов памяти, чувство художественного слова и формы, способность входить во внутренний мир другого, восприимчивость к эстетическому и воспитательному воздействию художественной литературы.Выделены механизмы функционирования эмпатических способностей, среди которых следует выделить идентификацию, синтонию, рефлексию.2. Характерными средствами развития художественной литературы, влияющих на развитие эмпатических способностей студентов-психологов, являются следующие положения: о «приращениях смысла», которыми обогащается семантика слова в произведениях словесного искусства (В.В.

Виноградов); о неизбежной образности каждого слова в литературном произведении (В.В, Виноградов, В.Г. Винокур); о классификации художественных образов: лексических, метаобразов, единичных образов и образов-интерферентов, обычных и символических, индивидуально авторских, традиционных образов и образов-мифологем (А.Д. Григорьева, Б.А. Ларин, Е.И. Нижегородова); о структуре поэтического текста (Ю.М.

Лотман); о трех видах информации в художественном тексте: содержательно-фактуальной, содержательно-концептуальной, содержательно-подтекстовой (И.Р. Гальперин); об эстетической значимости "W< художественного слова в литературном произведении (Л.С. Ковтун, О.В.

Загоровская); о субъективной сущности художественного текста (В.В. Виноградов, Л.Я. Гинзбург);

3. Определены содержательные возможности стадий восприятия художественной литературы в процессе развития эмпатических способностей: предкоммуникативная стадия направлена на осознание темы художественного произведения, подготовку восприятия, выработку читательской направляемости, положительных установок; коммуникативная стадия включает в себя непосредственное восприятие художественного произведения, в процессе которого студенты обсуждают свои первые впечатления, формулируют проблему текста и стадии анализа, которые формируют адекватность эмпатийного восприятия художественного образа; посткоммуникативная стадия оказывает эстетическое и воспитательное воздействие на личность психолога.4. Выявлены факторы, оказывающие отрицательное воздействие на восприятие художественных произведений студентами-психологами, среди которых: несформированность необходимых установок на данный вид работы; закрытость и даже агрессивная настроенность участников, вызванные стереотипной боязнью оказаться некомпетентными; стереотип восприятия ведущего в роли учителя, преподавателя, а следовательно, боязнь сделать что-то не так, как просит ведущий; отсутствие интереса к художественной литературе; тотальная стереотипизация мышления в нетрадиционных ситуациях, обусловленная профессиональной деятельностью, жизненными интересами, направленностью личности, ее опытом, а также стереотипными блоками; выступает такой механизм психологической защиты, как проекция. В данном случае проецируется как реальный жизненный опыт участников, так и желаемые жизненные ситуации вместо действительных.5. Сформулированы критерии эмпатийного восприятия, такие как: эмпатийная глубина восприятия предполагает проникновение читателя в художественное обобщение, в его образную природу посредством эмоционального, интуитивного, рационального каналов восприятия; целостность эмпатийного восприятия предполагает восприятие внутреннего мира художественного произведения, систему его образов; чувство языка художественного произведения, характеризующееся владением стиля и жанровым своеобразием художественного произведения; эстетический уровень эмпатийного восприятия позволяет читателю проникать в общекультурную систему образов отечественного и мирового искусства, что очень важно для профессионального и личностного роста психолога; адекватность эмпатийного восприятия авторской картине мира обусловливается его анализом, то есть выявлением системы художественных образов текста в общей культурной традиции; наличие собственного мнения в процессе работы с художественньшЕ произведением на всех стадиях; сформированное личностное отношение к искусству.6. Выделены и обоснованы индивидуально-типические варианты восприятия художественного произведения студентами-психологами: отвлекающийся, наивный, транслирующий, стереотипный, субъективный, эмпатийный.7. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработан и осуществлен новый подход к развитию эмпатических способностей у студентов-психологов средствами художественной литературы.8. Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы спецкурса «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы» в условиях учебно-воспитательного процесса в вузе, направленного на развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы.В перспективе данные диссертационного исследования могут быть внедрены в учебно-воспитательный процесс на психологических факультетах вузов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Щербакова, Наталья Александровна, 2003 год

1. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений / В.М. Аллахвердов. - СПб.: Издательство ДНК, 2001. - 200с.

2. Басина Е.З., Насиновская Е.Е. Роль идентификации в формировании альтруистических установок личности / Е.З. Басина, Е.Е. Насиновская // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1977. №4, С. 33-41.

3. Белинский В.Г. Эстетика и литературная критика: В 2-х т./ В.Г. Белинский. М.: Художественная литература, 1959. Т. 2. - С. 321-323.

4. Беляева Л.И. К вопросу о типологии читателей / Л.И. Беляева // Проблемы социологии и психологии чтения. М.: Книга, 1975. - С. 143-161.

5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. М.: МГУ, 1982. - 199с.

6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. Взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. М.: «Филинъ», 1996. - 472 с.

7. Виноградов В.В. О языке художественной литературы / В.В. Виноградов. М., 1959. - 662 с.

8. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. М.: Искусство, 1965. - 379 с.

9. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. 1975. - №2. - С. 147-158.

10. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств / Т.П. Гаврилова. М.: Знание, 1984. - 80 с.

11. Граник Г.Г., Соболева О.В. Путешествие в страну книги / Г.Г. Граник, О.В. Соболева. -М.: МПО «Образование», 1998. 255 с.

12. Дранков В.Л. О воображении в процессе чтения художественной литературы / В.Л. Дранков // Труды ЛГБИ им. Н.К. Крупской, 1958. С. 119-140.

13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. -СПб.: «Питер», 2000. 359 с.

14. Жабицкая Л.Г. Воображение и восприятие художественной литературы / Л.Г. Жабицкая // Советская педагогика. 1971. - №10.- С.82-89.

15. Жабицкая JI.Г. Восприятие художественной литературы и личность / Л.Г. Жабицкая. Кишинев: Штиинца, 1974. - 134 с.

16. Загоровская О.В. Об эстетической функции языка, (из истории вопроса) / О.В. Загоровская // Поэтическая стилистика. Воронеж, 1982. - С.7-16.

17. ИзардК. Эмоции человека/ К. Изард.-М., 1980.

18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2001. -252 с.

19. Корсунский Е.А. «Игра в портреты» как средство диагностики и развития психологической проницательности школьников и учителей / Е.А. Корсунский // Вопросы психологии. 1985. - №3. - С. 144-149.

20. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская // Психология межличностного познания. М: Педагогика, 1981. -С. 92-122.

21. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974. - 285 с.

22. Левидов A.M. От непосредственного восприятия литературного произведения к глубокому пониманию прочитанного / A.M. Левидов // Библиотеки СССР. 1972. - Выпуск 55. - С. 15-27.

23. Левидов A.M. Автор образ - читатель / A.M. Левидов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 360 с.

24. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха / Ю.М. Лотман. Л., 1972.-271 с.

25. Мясищев В.Н. Психология отношений. Под ред. А.А. Бодалева / В.Н. Мясищев. М.-Воронеж, 1995. - 315 с.

26. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. М.: Книга, 1972. - 152 с.

27. Новиков Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста / Л.А. Новиков. М., 1979. - 256 с.

28. Рубинштейн С.Jl. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. - 424 с.

29. Якобсон П.М. Психология чувств / П.М. Якобсон. М.: Изд-во АН РСФСР, 1958. - 384 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 152097