Развитие органной музыки в 60-е - 90-е годы XX века :На материале творчества ленинградско-петербургских композиторов тема диссертации и автореферата по ВАК 17.00.02, кандидат искусствоведения Курбанов, Алексей Эльбертович

Диссертация и автореферат на тему «Развитие органной музыки в 60-е - 90-е годы XX века :На материале творчества ленинградско-петербургских композиторов». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 80936
Год: 
2000
Автор научной работы: 
Курбанов, Алексей Эльбертович
Ученая cтепень: 
кандидат искусствоведения
Место защиты диссертации: 
Санкт-Петербург
Код cпециальности ВАК: 
17.00.02
Специальность: 
Музыкальное искусство
Количество cтраниц: 
165

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Курбанов, Алексей Эльбертович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1.ИЗ ИСТОРИИ ОРГАННОЙ МУЗЫКИ В РОССИИ.

ГЛАВА П. ПРИМЕНЕНИЕ ОРГАНА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ.

§ 1. Общие замечания.:'.

§ 2 Музыкально-театральные жанры и музыка для кино.

§3 Симфонические и кантатно-ораториальные сочинения.

§4 Концерты для органа с оркестром.

§ 5 Камерная музыка.

ГЛАВА Ш. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДОЯ ОРГАНА СОЛО: ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА, РАЗНООБРАЗИЕ ЖАНРОВОЙ ПАЛИТРЫ,

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.

§1. Черты жанровой эволюции и полифонического мышления.

§2. Программные сочинения. Духовно-философская и религиозная проблематика.

§3. Некоторые фольклорные тенденции и особенности инструментального оформления.12&

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Развитие органной музыки в 60-е - 90-е годы XX века :На материале творчества ленинградско-петербургских композиторов"

Настоящая работа посвящена проблемам развития органного творчества российских, и, в частности, петербургских композиторов — наших современников. Тема многообразна, обширна, еще мало исследована. Она требует нового осмысления тех или иных процессов, причем не только в органном творчестве, но и в современной музыке вообще, открытия новых явлений и имен, освещения дотоле неизвестных фактов на горизонте общей картины творчества композиторов-современников. Поэтому естественно, что, ввиду вышеупомянутых причин, исследование не будет претендовать на исчерпывающую полноту. Феномен российского органа в течение длительного времени выглядел неким «инородным телом» на общем фоне грандиозной картины отечественного музыкального процесса. Упоминания об органе на страницах • пособий и учебников по русской музыкальной литературе не вносили в эту проблему особой ясности.

Первые попытки систематизации столь разбросанного материала по этой теме начались с середины прошлого века и связаны с именем В.В. Стасова — неутомимого исследователя, который фактически первым начал собирать материалы по истории органа в Древней Руси. Статьи об органе в России В.В. Стасова («Два слова об органе в России»1, «Немецкие органы у русских любителей» и др.), а вслед за ними — Г.А. ЛарошаМузыкальная хроника»3, «Себастиан Бах в современном Петербурге»4 и др.), Ж. ГандшинаИз истории органа в России»5, «Русская музыка для органа»6, «Что такое орган?» 7), Б.Л. Сабанеева («К десятилетнему юбилею органа Большого зала консерватории» , «Орган Большого зала Московской консерватории»9, «Орган Кавалье-Колля и Московская

Органное искусство: Вестник. Вып. 1-2. М., 1992. С. 3-15.

2 Исторический вестник. 1890. №11. С. 514-518.

Современная летопись. 1868. 24 ноября. №41.

4 Новости и Биржевая газета. 1900. 14 апреля. №102.

5 Органное искусство: Вестник. Вып. 3. М., 1995. С. 4-12.

6 Органное искусство: Вестник. Вып. 4. М.; СПб., 1997. С. 3-10.

7 Музыкальный современник. 1915. №3. С. 53-63.

8 Музыка. 1911. №19. 9 апреля. С. 424-436.

9 Музыка. 1911. №21. 21 апреля. С. 465-470. №22. 30 апреля. С. 480-485. консерватория»', «Орган Московской лютеранской церкви св. Петра и Павла»", «Об огосударствлении органного дела в РСФСР»3, «Сильные и слабые стороны органного модернизма»4), И.А. БраудоДрузья органа»5, «Заметки о советской органной музыке»6, «Что надо знать композитору, пишущему для органа»7, «Возрождение о органа» и др.), наконец, брошюра Б.В. Асафьева «О полифоническом искусстве, об органной культуре и о музыкальной современности» 9 проливают определенный свет на эту тему и в историко-культурологическом аспекте, и в плане научной оценки органного творчества. Однако лишь в 50-е — 60-е годы нашего столетия исследования в этой сфере приобретают более кардинальный и систематизированный характер, и здесь в первую очередь необходимо назвать имя видного московского органиста, музыковеда-ученого Л.И. Ройзмана (1916 - 1989), чья капитальная монография «Орган в истории русской музыкальной культуры», вышедшая в 1979 году, и не потерявшая своей научной ценности и актуальности по сей день, возникшая из многочисленных архивных, рукописных и печатных источников, которых было собрано автором свыше 1600, стала поворотным пунктом в зарождающемся отечественном органоведении. Но если в работе Ройзмана главный упор был сделан именно на исторический аспект российского органа, то тема современного органного творчества нашей страны осталась гораздо менее исследованной.

Связь времен нерасторжима. Ныне, несмотря ни на какие исторические катаклизмы, цепь преемственной связи культур, эпох и поколений обретает особенно существенные реально-зримые черты. Живут и здравствуют люди, помнящие А.Ф. Гедике, И.А.

Музыка. 1911. №48. 29 октября. С. 1042-1048. №48. 5 ноября. С. 1069-1072. №50. 12 ноября. С. 1108-1113.

2 Музыка. 1913. №124. 6 апреля. С. 242-251.

3 Муз. Отд. НКП. Известия Научно-теоретического подотдела. Вып. 2. Пг., 1921. С. 1-31.

4 Музыка. 1911. №36. 5 августа. С. 740-742. №38. 20 августа. С. 768-772.

5 Ленинградская консерватория в воспоминаниях: В 2-х тт. Т. 2. Л: «Музыка», 1988. С. 69-71.

6 Сов. музыка. 1975. №11. С. 58-63.

7 Браудо И. Об органной и клавирной музыке. Л: «Музыка». 1976. С. 99-132.

8 Там же. С. 77-83.

9 Глебов И. [Асафьев Б.] О полифоническом искусстве, об органной культуре и о музыкальной современности. Л.: «Academia», 1926 (на тит. л. загл.: Полифония и орган в современности).

Браудо, Л.И. Ройзмана, в первую очередь — их ученики. В последние годы интерес равно как к истории российской органной культуры, так и к вопросам современного отечественного органного творчества заметно оживился. В 1985 году известный украинский органист, ученик Н.И. Оксентян, в недавнем прошлом доцент Одесской консерватории, ныне живущий в Норвегии, B.JI. Рубаха защитил кандидатскую диссертацию по теме «Развитие и функционирование органного исполнительства в советской музыкальной культуре». В 1994 году появляется кандидатская диссертация петербургского музыковеда Ж. Князевой «Концерты органной музыки в Петербурге во 2-й половине XIX — начале XX века». С 1992 года в Москве (а с 1997 года — и в Петербурге) издается альманах-вестник «Органное искусство», освещающий наиболее важные вопросы отечественной и мировой органной музыки — первое в своем роде в нашей стране издание подобного рода (в настоящий момент вышло уже четыре его выпуска).1 Наконец, еще одной важной вехой на этом пути стала недавно, в сентябре 1997 года, вышедшая монография известной петербургской органистки, музыковеда и педагога О.П. Минкиной «Русская музыка для органа».

В последнее десятилетие вопросы российской органной культуры начинают привлекать внимание и зарубежных исследователей. Так, в 1991 г. Валькеровский фонд ( г. Клейнблиттерсдорф, Германия) издает коллективный сборник статей германских и российских музыковедов под общим названием «Органостроение и органная музыка в России». В 1992 г. известный западногерманский органист и исследователь, доктор философии Вольфганг Линднер публикует двухтомное справочное пособие, своеобразный «путеводитель» по органной музыке бывшего СССР (1-й том посвящен республикам Прибалтики, 2-й — СНГ)3, а в 1996 г. он издает каталог диспозиций почти всех послевоенных органов России и СНГ, предваряя его вступительной статьей «Деятельность европейских органостроителей в России с XVIII Фактически три — первый вышел сдвоенным (№№ 1—2. М,, 1992).

2 Orgelbau und Orgelmusik in Rußland: Veröffentlichungen der Walckerstiftung fur Orgelwissenschaftliche Forschung. Kleinblittersdorf: Musikwissenschaftliche Verlags- Gesellschaft mbH, 1991.

3 Lindner W. Orgelkomposition in der baltischen Staaten Estland, Lettland und Litauen: Bd.I. Orgelkomposition in Rußland und der Republiken der ehemaligen Sowjetunion: Bd. II. Herausgegeben von W.Lindner. Lilienthal; Bremen: ERES Edition, 1992 . до начала XX столетия»1. (В том же году В. Линднер выступил с докладом по этой теме на проходившей в рамках Международного фестиваля памяти И.А.Браудо научно-практической конференции в Петербурге).

Теперь, к концу уходящего XX века, очевидно, что наша органная культура — неотъемлемая и важная составная часть всей отечественной и мировой музыкальной культуры, что развеян миф о «некоей изначальной взаимоотчужденности России и органа»2, о том, что орган — это всего лишь составная часть западной культуры, не имеющая будто бы в России своей собственной истории, лишь связанная «в сознании русского человека — с Католической и Протестантской церковью»3. Менее чем за полтора столетия российская органная музыка проделала большой путь развития, достигнув вершин, приходящихся уже преимущественно на двадцатое столетие, в то время как западноевропейская органная музыка проделывала сходный путь в течение более чем 1300 лет. И хотя орган и на Руси был известен с древнейших времен — с X—XI веков, — все же профессиональное органное творчество композиторов России насчитывает по времени немногим более столетия, за исключением немногочисленных достижений в этой области композиторов второй половины XVIII — середины XIX века.

Выбор темы предлагаемой работы обусловлен тем, что в развитии органной культуры нашей страны кардинальная, основополагающая роль принадлежит именно Петербургу — Петрограду — Ленинграду, городу, который взрастил в течение всей своей истории выдающихся художников, чьи имена вошли в золотой фонд культурного наследия. Вклад композиторов города на Неве в отечественную музыкальную культуру всегда, во все времена был очень велик. Ведь не случайно в свое время утверждал, может быть, несколько запальчиво, выдающийся русский философ и культуролог Г.П. Федотов, «европейская культура как целое ярче проявилась на берегах Невы, чем на берегах Сены, Темзы или

1 Lindner W. Neuzeitliche Orgeln in Rußland und der GuS: Ein Dispositionsverzeichnis. Mit einem Vorwort: «Das Wirken europäischer Orgelbauer in Rußland von 18. bis in das beginnende 20. Jahrhundert». Lilienthal; Bremen: ERES Edition, 1996.

2 Минкина О.П. Русская музыка для органа. СПб.: «Канон», 1997. С. 5.

3 Там же. С. 14.

Шпрее . Одна из примечательных особенностей этого периода — в усвоении и взаимопроникновении общечеловеческих и национальных начал, появление типа "русского европейца", делателя "петербургской культуры".».1 И поэтому неудивительно, что именно здесь, в нашем городе, происходят основательные повороты в развитии органной музыки. Даже в количественном отношении, если сравнить, положим, с Москвой или тем более другими городами, петербургские авторы всегда писали и пишут для органа заметно интенсивнее. Этому не может помешать утрачивающийся ныне уникальный феномен старой петербургской культуры, петербургской интеллигенции. Интерес к органу и его значение сохраняются. Отсюда, и акцент в этом труде именно на ленинградско-петербургской органной школе. Вопрос о преемственности поколений, все тот же извечный вопрос о связи времен, столь же актуален, столь же злободневен для наших дней, сколь и другие вопросы о вечных духовно-нравственных общечеловеческих ценностях.

Отрезок времени, избранный в качестве объекта исследования, — эпоха в действительности очень сложная, многообразная, многоликая, динамичная. И дело было не только в благодатном влиянии И.А.Браудо, его учеников и последователей. Не случайно «началом отсчета» временных рамок избраны именно 60-е годы — время новых открытий, свершений и надежд, время начавшегося раскрепощения от тоталитарного идеологического зажима, время «оттепели». Хрущевская «либерализация» умерила страх, вызвала надежды на возможность опытов, новых стремлений, укрепила ту истину, что орган — инструмент, связанный не только с религиозной почвой и традициями, а вызывает массовый интерес и служит музыкальному просвещению. Естественно, период 60-х годов, раздвинувший в значительной мере горизонты композиторского творчества, не замедлил сказаться и на органной музыке. Композиторы, все менее скованные идеологическими «путами», охотно начинают, каждый по-своему, трансформировать уже существующие стереотипные жанры органной музыки, внося в них много нового,

1 Цит. по: Осетров Евг. Патент на благородство [Вступительная статья] // Романов Константин [К.Р.] Избранное. М.: «Сов. Россия», 1991. С. 3. свежего и необычного, переосмысляя и взаимообогащая их. И именно 60-е —70-е годы в этом отношении явились наиболее динамичными, яркими и продуктивными, что подтверждает ниже непосредственный анализ конкретных примеров из сочинений петербургских композиторов.

Несомненно, подъем органа в 60-е годы был частью общего подъема, вызвавшего в ту пору такие сочинения, как Тринадцатая симфония Д.Д. Шостаковича, «Виринея» С.М. Слонимского, Реквием Б.И. Тищенко и другие. В этот период еще живут и трудятся многие выдающиеся представители старой музыкальной интеллигенции, чья творческая деятельность началась еще с довоенных (а некоторых — даже с дореволюционных) лет, в то же время явственно, сильно дают знать о себе пришедшие им на смену уже в последние 30-40 лет, ныне успешно продолжающие дело своих предшественников, композиторы более молодые — представители поколения «шестидесятников», поколения, верой и правдой отстаивавшего отечественную культуру в тяжелые для нее времена. По преимуществу об их творчестве и пойдет речь.

Многообразна и жанровая сфера современного органного творчества — от миниатюры до крупномасштабной формы и цикла. И попытаемся, отразив наиболее существенные явления органного композиторского процесса вышеуказанного периода, выделить яркие, показательные примеры тех или иных жанров в творчестве различных авторов — наших современников. Новизна данной работы мыслится в том, что будут подвергнуты обстоятельному анализу и те сочинения и проблемы, которые прежде практически не были исследованы музыковедами, или же о которых содержатся лишь незначительные, косвенные упоминания в общих монографических очерках и статьях, посвященных творчеству того или иного современного композитора. В этом отношении будут анализироваться органные сочинения как маститых авторов, чьи имена и творчество уже стали классикой XX века, так и молодых, только вступивших на композиторский путь.

Органная музыка России на современном этапе, как и вся наша многострадальная культура, переживает нелегкие времена. 8

На страницах настоящего труда предпринята попытка показать, как социальные катаклизмы последних лет «закаляют», обостряют чутье художников — современное органное творчество композиторов России, и, в частности, Петербурга, не стоит в стороне, а находится в гуще текущих событий общественной жизни, поднимает сложные, наболевшие нравственные проблемы современного мирового общества, нередко сквозь призму событий отечественной и мировой истории.

Заключение диссертации по теме "Музыкальное искусство", Курбанов, Алексей Эльбертович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История органа в России насчитывает более тысячелетия, при этом путь российского органа отличается от западного: не допущенный изначально в православное церковное богослужение, орган еще с эпохи Киевского государства стал придворным, скоморошьим, даже военно-сигнальным инструментом. Естественный ход развития органа на Руси, как и в целом русской истории, был прерван монголо-татарским игом. Лишь после его свержения наступает новый этап в истории органа; он вновь занимает подобающее себе место при дворе. К этому времени относится деятельность первых персонифицированных фигур в истории российского органа — Иоанна Сальватора (Ивана Фрязина), работавшего при Иване III, и Даниэля Готлиба Эйлхофа (Данилы Немчина), работавшего при Иване Грозном. Следующий период наступил с учреждения «потешных хором» при царе Михаиле Федоровиче; органисты этих «хором» были равно как иностранцы по происхождению, так и русские. Однако этот период был прерван вследствие развернувшейся в середине XYII века борьбы с инструментальным музицированием под эгидой церкви. Лишь в последней трети века происходит «реабилитация» органа, долгая и постепенная. Немаловажную роль сыграла в этом плодотворная деятельность Симона Гутовского и его учеников.

Петровская эпоха раздвигает сферу использования органа на российской почве. Строятся иноверческие храмы, в которых орган присущее ему положение. В то же время «король инструментов» постепенно исчезает из придворного быта, уходя в сферу домашнего камерного музицирования, где бытует наравне с клавесином или фортепиано; получает распространение и комбинированный инструмент — «клавиорган», или «органоклавир».

В XIX столетии органом интересуются ряд выдающихся русских 'музыкантов, писателей, художников, ученых, среди которых A.C. Грибоедов, К.П.Брюллов, М.И. Глинка, В.Ф. Одоевский, А.Н. Серов, Г.А. Ларош и другие. С открытием в 1862 г. Петербургской консерватории в ней с самого начала её существования создается класс органа. В этом классе занимались П.И. Чайковский, Г.А. Ларош, У.А. Гаджибеков, С.С. Прокофьев.

Однако, если говорить собственно об органном творчестве русских композиторов, то в период до XIX века включительно были созданы лишь немногие его образцы, и только на рубеже XIX—XX веков, значительно активизируется творческий процесс: появляются органные сочинения А.К. Глазунова, С.И. Танеева, С.М. Ляпунова, P.M. Глиэра и других композиторов. Отныне российская органная музыка занимает полноправное место в общемировом музыкальном процессе.

Хотя истоки органной школы Ленинграда — Петербурга относятся к 1860—1870-м годам, фактически эта школа была основана в 20-х — 30-х годах И.А. Браудо, сыгравшим большую роль в развитии российской органной культуры XX века.

В период 60-х — 90-х годов, когда общественные тенденции отразились и на важных чертах отечественной музыкальной культуры, в том числе и органной музыки, творчество для органа ленинградско-петербургских композиторов становится особенно объемным, многообразным, многожанровым и отражает существенные черты современной российской органной культуры в целом. Органная музыка, при всей её специфике, убедительно отображает дух соответствующей эпохи и наиболее существенные черты, особенности и тенденции в творчестве различных композиторов. В данном диссертационном исследовании обобщен опыт применения органа как полноценного, равноправного среди других, инструмента в творчестве немалого числа композиторов, и значительная часть работы посвящена тому новому, что внесли композиторы Ленинграда -Петербурга в общий процесс творческого становления и дальнейшего развития отечественной органной культуры. Мы сосредоточились не только на хронологическом подходе к систематизации объектов исследования, группируя сочинения по следующим параметрам: эволюция жанров и особенности полифонического мышления, программность во всех аспектах, взаимодействие органа с фольклором, особенности инструментального оформления. Такой подход позволяет пересмотреть творчество композиторов, писавших для органа в 60-ё -90-е годы, выявить истинное значение их творчества. С этой целью проведён обстоятельный анализ достаточно большого количества примеров из произведений ленинградско-петербургских композиторов для органа соло или же с участием органа. В частности, рассмотрены сочинения, ещё не ставшие до настоящей поры объектами исследования (сольные опусы Ю.Н. Тюлина, Д.А.Толстого, Г.Г. Белова, Р.И. Рудицы, Н.В. Волковой, произведения музыкально-сценические, кантатно-ораториальные, симфонические, камерные, анализируемые с определённого конкретного ракурса - степени участия в них органа). Можно с определённой уверенностью полагать, что именно начиная с 60-х годов значительно расширяются границы сферы возможностей использования инструмента. Как известно, в отличие от других инструментов, орган является многотембровым, многорегистровым, как бы вобравшим в себя все прочие инструменты, в особенности духовые. К 60-м годам стереотип представления об органе как инструменте лишь чисто церковном со всеми с вытекающими отсюда следствиями, по сути, окончательно сходит на нет, в чём явственно убеждают многочисленные примеры из сочинений петербургских композиторов. Орган становится инструментом «всеобъемлющим», «всеядным», для которого, в общем, нет ничего невозможного, расширяется его применение в различных сферах и жанрах. Орган звучит в опере, балете, кантате, оратории, симфонии, симфонической поэме, симфонической сюите. Композиторами создаются и концерты для органа с оркестром, и камерно-инструментальные сочинения для органа с другими инструментами — скрипкой, валторной, альтом, арфой и т.п., камерно-вокальные сочинения с участием органа. Во всех этих произведениях функция органа, его драматургическая роль важна и неотъемлема. Она свидетельствует о глубине, объёмности композиторского замысла, о значительности авторской концепции того или иного сочинения. В настоящее время, к концу XX столетия, возникают и определённые существенные черты жанровой эволюции, взаимообогащения жанров, взаимопроникновения одних жанров в другие. Нетрадиционную, нестереотипную трактовку получают, взаимообогащая друг друга, многие традиционные жанры - пассакалия, инвенция, соната, фуга, сюита, фантазия (примерами могут служить Пассакалия A.A. Агабабова, Сонаты-фантазии В.А. Успенского и Н.В. Волковой, Инвенции Д.А. Толстого и Б.И. Тищенко, Хроматическая поэма С.М. Слонимского).

Орган, как изначально полифонический инструмент, выявляет еще нераскрытые возможности полифонического мышления, многочисленные и разнообразные. Индивидуальная специфика полифонического мышления обнаруживается у ряда петербургских композиторов, пишущих для органа (Пассакалия и Фуга Д.А. Толстого, Пассакалия А.Д. Мнацаканяна, ряд произведений A.A. Агабабова, Вокализы В.Н. Салманова, Интрада и Токката М.В. Устинова, «Принц Иоасаф» Р.И. Рудицы и др.).

Широко представлена в петербургской органной музыке сфера программности. Это — одна из самых важных сторон современного отечественного органного творчества, свидетельствующая о ещё не до конца раскрытых богатых возможностях инструментальной специфики органа. Авторами различного рода программных сочинений являются многие композиторы. Программностью порождена «портретность» — принципиально новое явление в отечественной органной музыке («Двенадцать портретов» и «Памяти Виталия Фомина» Б.И. Тищенко).

К программным примыкают сочинения мемориально-реквиемного характера, являющиеся по преимуществу откликами на те или иные события давней и недавней истории («Марсово поле» С.Я. Вольфензона, «Песнь о Гренаде» С.П. Баневича, «Девятое Мая» H.A. Мартынова, «Мемориал Победы» Г.Г. Белова, «Мартиролог. Тбилиси, 1989» И.Е. Рогалева). В этих сочинениях особенно смело и страстно подняты извечные духовно-нравственные и философские вопросы.

В 90-х годах органная музыка Петербурга эволюционирует к евангелической символике, к открытой религиозной основе (Интрада и Токката для валторны и органа М.В. Устинова, Семь духовных песен и «Евангельские картины» Т.О. Корчмара).

Поворот к духовно-философской сфере не замедлил сказаться на самом характере понимания и использования органа как инструмента, обладающего неисчерпаемыми исполнительскими ресурсами, в разнообразном использовании этих возможностей (регистровка, швеллер и вальце, наконец, спецэффекты наподобие кластеров или выключения мотора в момент звучания): в этом — свежесть современной органной музыки. В середине 80-х годов впервые в органной музыке на русской почве открывается, пусть опосредованно, сфера «колокольности», орган становится «звонным» инструментом (Г.Г. Белов, «Мемориал Победы»); на органе также становится возможным воспроизведение характерных интонационных особенностей звучания православного церковного пения (И.Е. Рогалев, «Мартиролог»).

В 60-е - 90-е годы орган успешно взаимодействует с фольклором. Начиная с «новой фольклорной волны», отношение композиторов к фольклору существенно меняется — от непосредственного, часто поверхностного цитирования тех или иных мелодий до глубинного понимания истинной сути и специфики фольклора как явления вплоть до практически полного исключения прямых цитат (С.М. Слонимский — «Пастораль и токката», «Хоровод и фуга», Славянский концерт; A.A. Королев — «Три напева»; отзвуки фольклорных интонаций содержатся и в произведениях A.A. Агабабова, А.Д. Мнацаканяна, Г.Г. Белова, И.Е. Рогалева).

В 90-е годы Петербургская консерватория взрастила целую плеяду молодых композиторов-органистов. Это произошло вследствие разрешения руководства консерватории предоставлять органный факультатив студентам всех специальностей (ранее, за редкими исключениями, на это имели право лишь студенты-пианисты). Естественно, органный класс стал более разнообразным, многоликим по составу, в него влились новые силы. В настоящее время в консерватории предпринята попытка создания независимого специального органного отделения (под патронажем фортепианного факультета).

Дальнейшие перспективы развития органной музыки Петербурга не прямолинейны. В количественном отношении петербургская органная музыка в последние примерно десять лет пошла на некоторое уменьшение. Сложны и неоднозначны причины этого спада. Одна, и, на наш взгляд, самая главная из них состоит в ухудшающемся год от года техническом состоянии большинства городских органов, уже давно нуждающихся в капитальном ремонте, на который средства не выделяются.

Имеет значение и определенное падение заинтересованности слушательской аудитории, а отсюда — и исполнителей, в новинках современной музыки вообще, и, в частности, в органной. Наконец, третья, чисто субъективная причина, — трудность для композиторов, особенно для молодых, опубликования их сочинений, в результате чего многие интересные произведения,

149 оставаясь в виде рукописей их авторов, становятся труднодоступными (или вовсе недоступными) равно как для исполнителей, так и для музыковедов-исследователей. Так, например, обстоит дело с почти половиной органных сочинений петербургских авторов, проанализированных на страницах данной работы.

И все же органное творчество Петербурга живет, развивается. Новые сочинения выходят из-под пера A.A. Агабабова, A.A. Королева, А.Д. Мнацаканяна, А.Е. Туника, В.А. Сапожникова, молодых композиторов М. Карпеца, Э. Матвеева, Е. Петрова, С. Екимова, А. Денисова, К. Прядеева, Н. Синяковой, Ф. Четверикова, А. Мелихова, И. Остромогильского, автора этих строк. Проведённое диссертационное исследование позволяет сделать главный вывод: вклад композиторов Ленинграда - Петербурга в отечественную и общемировую органную культуру очень значителен. Органная музыка России ныне вступает в новую полосу своего развития.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Курбанов, Алексей Эльбертович, 2000 год

1. Английский орган-позитив с часами. XVIII век / Сост. И. Саверкина, Ю. Семенов. JL: Государственный Эрмитаж, Дворец Меншикова, 1991.

2. Бакеева H.H. Орган. М.: "Музыка", 1977. (Серия "Музыкальные инструменты").

3. Барсова И.А. Симфонии Густава Малера. М.: "Сов композитор", 1975.

4. Бершадская Т.С. Лекции по гармонии.—Изд.2-е.—JL: "Музыка", 1985.

5. Браудо И.А. Артикуляция (О произношении мелодии) / Под ред. Х.С. Кушнарева. —Изд. 2-е,—Л.: "Музыка", 1973.

6. Браудо И.А. Возрождение органа // Браудо И. Об органной и клавирной музыке. Л.: "Музыка", 1976. С. 77—83.

7. Браудо И.А. Вопросы обучения игре на органе // Браудо И. Об органной и клавирной музыке. Л.: "Музыка", 1976. С. 83—99.

8. Браудо И.А. Друзья органа // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: Т.2. Л: "Музыка", 1988. С.69—71.

9. Браудо И.А. Заметки о советской органной музыке // Сов. музыка. 1975. №11. С.58—63.

10. Браудо И.А. Что надо знать композитору, пишущему для органа // Браудо И. Об органной и клавирной музыке. С.99—132.

11. П.Бялик М.Г. Борис Тищенко // Музыка России: Вып. 4. М.: "Сов. композитор", 1982. С.71—87.

12. Великорусские народные песни / Изд. проф. А.И. Соболевским: Т.7. СПб., 1902. С.1—10.

13. Волков С. Молодые композиторы Ленинграда. Л.; М: "Сов. композитор", 1971.

14. М.Гандшин Ж. Из истории органа в России// Органное искусство: . Вестник. Вып. 3. М., 1995. С.4—12.

15. Гандшин Ж. Русская музыка для органа // Органное искусство: Вестник. Вып.4. М.; СПб., 1997. С.З—10.

16. Гецелева Е.Б. "Двенадцать портретов" для органа Бориса Тищенко Приложение. // Минкина О. Русская музыка для органа. С. 145— 149.

17. Глебов И. Асафьев Б.В.. О полифоническом искусстве, об органной культуре и о музыкальной современности. JL: "Academia", 1926. [На тит. л. загл.: Полифония и орган в современности (без указания имени автора)].

18. Иванова М.Л. Три премьеры // Органное искусство: Вестник. Вып.З. С.95—106.

19. Иванова М.Л. Хроника // Органное искусство: Вестник. Вып.З. С.121—125.

20. Ковнацкая Л.Г. Об И.А. Браудо // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: Т.2. С.97—101.

21. Котляревский А.Н., Шляпников В.А. Столица органной музыки // Ленинградская правда. 13 апреля 1991 г.

22. Кравчун П.Н. Международные конференция и фестиваль, посвященные 100-летию со дня рождения И.А. Браудо // Органное искусство: Вып.4. С.88—93.

23. Кравчун П.Н. Органы Голландской церкви и Академической Капеллы в Санкт-Петербурге // Органное искусство. Вып.З. С.46—65. . .

24. Кравчун П.Н., Погодин А.Е., Шляпников В.А. Орган кафедрального католического собора Успения Пресвятой Девы Марии. СПб.: Международный центр русской музыкальной культуры, 1999.

25. Кравчун П.Н., Шляпников В.А. Органы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. М: "Прогресс", 1998.

26. Кривицкая Е.Д. Орган и литургия во Франции на рубеже XIX—ХХ7/ Органное искусство: Вестник. Вып. 4. С.82—87.

27. Кулиев К.Ш. Рукопожатие друзей Вступительная статья. // Дудин М.А. Все вместе [Сборник переводов]. Л.: Лениздат, 1965. С.5—9.

28. Левашева O.E., Келдыш Ю.В., Кандинский А.И. История русской музыки. Т.1: От древнейших времен до конца XVIII века / Под ред. А.И. Кандинского.— Изд.З-е.—М.: "Музыка", 1980.

29. Липкин С.И. Письмена: Стихотворения и поэмы. М.: "Худож. лит.", 1991.

30. Мархасев Л.С. Андрей Петров, знакомый и незнакомый. Л.: "Музыка", 1974.

31. Мень А., прот. Таинство, Слово и Образ. Л.: "Ферро-Логас",1991.

32. Милешина Н. Советское органное творчество в контексте музыки XX века // Московский музыковед: Ежегодник. Вып.2. М.: "Музыка", 1991. С. 184—200.

33. Милка А.П. К проблеме сонатности в современной фортепианной музыке (на примере Второй сонаты для фортепиано Б. Арапова) // Фортепианная культура союзных республик: Сб. научных трудов / Сост. H.A. Южанин. Л.: ЛОЛГК, 1986. С. 157-165.

34. Милка А.П. Сергей Слонимский: Монографический очерк. Л.; М.: "Сов. композитор", 1972.

35. Минкина О.П. Русская музыка для органа. СПб.: "Канон", 1997. 39.0всянкина Т.П. Два этюда о творческом процессе Бориса Тищенко //

36. Процессы музыкального творчества: Сборник трудов. Вып. 3. М.: РАМ им. Гнесиных, 1999. С. 114—133. 40.0ксентян Н.И., Шляпников В.А. Приношение Учителю (к 100-летию со дня рождения И. А. Браудо) // Органное искусство. Вып.4. С.11— 34.

37. Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы. М.: "Худож. лит.", 1988. (Серия "Классики и современники).

38. Петровых М.С. Избранное: Стихотворения; Переводы; Из письменного стола. М.: "Худож. лит.", 1991.

39. Полевой П. Типы смутного времени // Исторический вестник. 1889. №5. С.322—339.

40. Полное собрание русских летописей: Т. 12. СПб.,1901.

41. Программа органного концерта О. Безгубова в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича 20 мая 1993г.

42. Процюк Д.Б. Исполнительское искусство органиста. СПб.: "Композитор", 1997.

43. Пумина А. Шнитке А.Б. Прекрасная страница истории (оратория "Марсово поле" С.Вольфензона) // Музыка России.Вып. 4. С. 173— 180.

44. Раабен JI.H. Советский инструментальный концерт. Д.: "Музыка", 1967.

45. Райхлинг А. Проблемы сохранения и реставрации органов / Пер. с англ. Г.Б. Гитлиной под ред. П.Н. Кравчуна // Органное искусство: Вестник. Вып. 1—2. М.,1992. С.22—35.

46. Рогалев И.Е. Влияние ладогармонического метода С. Слонимского на выразительные и конструктивные свойства тематизма // Музыкальная критика: Методы анализа и оценки. Сб. научных трудов. Л.: ЛОЛГК, 1989. С. 54—66.

47. Родионова И. Аннотация к грампластинке. // Петров А. Мастер и Маргарита; Успенский В. Фантасмагория. ВТПО "Фирма Мелодия", 1990. А10 00623 001.

48. Ройзман Л.И. Орган в истории русской музыкальной культуры. М. :"Музыка", 1979.

49. Ройзман Л.И. Советская органная культура и ее своеобразие // Вопросы музыкально-исполнительского искусства: Сб. научных трудов. Вып. 5. М.:"Музыка", 1969. С.247—297.

50. Рубаха В.Л. Развитие и функционирование органного исполнительства в советской музыкальной культуре. Дис. .канд. искусствоведения. Одесса, 1985.

51. Русская демократическая сатира XVII века. М.; Л.: "Наука", 1977.5 8.Рыцарева М.Г. Композитор Сергей Слонимский. Л.: "Сов. композитор", 1991.

52. Салманов В.Н. О тональной серийной технике // В.Н.Салманов: Материалы. С. 36—38.

53. Семенов Ю.Н. Миграция органов в Ленинграде 1920—1930-х годов приложение. // Минкина О. Русская музыка для органа. С. 139— 144.

54. Стасов B.B. Два слова об органе в России // Органное искусство: Вестник. Вып.1—2. М.,1992. С.З—15.

55. Стравинский И.Ф. Диалоги: Воспоминания; Размышления; Комментарии. JL: "Музыка", 1971.

56. Тищенко Б.И. Авторская программа "Двенадцати портретов" для органа. Рукопись. СПб.,б.г.

57. Тищенко Б.И. Авторская программа пьесы "Памяти Виталия Фомина". Рукопись.СПб.,б.г.

58. Тищенко Б.И. Выступление в радиопередаче памяти И.А.Браудо из серии "Музыка: учителя — ученики". СПб.: Радио-Классика, 1995г., март (фонограмма).

59. Тол стой Д. А. Для чего все это было : Воспоминания. СПб.: "Библиополис" — "Композитор", 1995.

60. Фаминцын A.C. Скоморохи на Руси. СПб.: "Алетейя", 1995.

61. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. Т.1 : С древнейших времен до начала XVIII века. Вып. IL М.; JL: Музсектор Госиздата, 1928.

62. Фрадкина Э.А. Композитор Георгий Портнов.— Изд.2-е.— JL: "Сов. композитор", 1988.

63. Хентова С.М. В мире Шостаковича. М.: "Композитор", 1996.

64. Шляпников В.А. Аббат Жубер и "золотой фонд" русской органной музыки // Органное искусство: Вестник. Вып.З. С. 13—16.

65. Шляпников В.А. Необычная судьба органа Капеллы // Новости от СВ: Газета Центрального района Санкт-Петербурга. №25 (106). 28 декабря 1999 г.

66. Шляпников В.А. Нина Оксентян (к 45-летию творческой деятельности) // Органное искусство: Вестник. Вып.4. С. 96—100.

67. Chliapnikoff V. U.R.S.S. La culture organistique á Léningrad // Jeunesse et Orgue. París., 1988. № 70.

68. Felbick L. Sowjetische Orgelmusik : Eine Bibliografie von 178 Komponisten die auf dem Gebiet der heutigen Sowjetunion geboren sind. Kassel: Veröffentlichung der Gesellschaft der Orgelfreunde — Bärenreiter, S.A.

69. Handschin J. La naissance d'une musique russe d'orgue vers 1914 // Mélanges d'histoire et Pesthétique musicales. Vol.2.Paris, 1955.

70. Lindner W. Neuzeitliche Orgeln in Rußland und der GuS : Ein Dispositionsverzeichnis. Lilienthal; Bremen: ERES Edition, 1996.

71. Lindner W. Orgelkomposition in Rußland und den Republiken der ehemaligen Sowjetunion : Bd. II. Lilienthal ; Bremen: ERES Edition, 1992.

72. Orgelbau und Orgelmusik in Rußland: Veröffentlichung der Walcker-Stiftung für Orgelwissenschäftliche Forschung. Kleinblittersdorf: Musikwissenschäftliche Verlags-Gesellschaft mbH, 1991.

73. Беседы автора с A.A. Агабабовым, Г.Г. Беловым, H.B. Волковой, П.Н. Кравчуном, О.П. Минкиной, А.Д. Мнацаканяном, Н.И. Оксентян, Р.И. Рудицей, Д.А. Толстым, М.В. Устиновым, С.М. Хентовой , В.И. Цытовичем. С.- Петербург, 1990—2000 гг.1. Нотные источники

74. Агабабов A.A. Ария и токката для органа. Рукопись. СПб., 1991. (Текст на рус. и англ. яз.).

75. Агабабов A.A. Концерт №1. для органа и струнного оркестра. Партитура. Л.: "Сов. композитор", 1976. (Текст на рус. и англ. яз.).

76. Агабабов A.A. Пассакалия для органа. Рукопись. СПб., 1995. (Текст на рус. и англ. яз.).

77. Агабабов A.A. Поэма о Дагестане // Произведения советских композиторов для органа / Сост. Н.И. Оксентян. Л.: "Сов. композитор", 1982. С. 11—20.

78. Агабабов A.A. Симфония №3 для струнных, органа и ударных. Партитура. Л.: "Сов. композитор", 1990. (Текст на рус. и англ. яз.).

79. Арапов Б.А. Симфония №6 для чтеца, солистов, смешанного хора и большого симфонического оркестра. Партитура. Л.: "Сов. композитор", 1988. (Текст на рус. и англ. яз.).

80. Арапов Б.А. Хореографическая поэма по мотивам романа О.Уайльда "Портрет Дориана Грея" для большого симфонического оркестра. Партитура. Л.: "Музыка", 1983. (Текст на рус. и англ. яз.).

81. Баневич С.П. Песнь о Гренаде. Кантата для чтеца, смешанного хора, органа и ударных инструментов: Стихи М. Светлова. Партитура. Л.: "Музыка", 1969.

82. Банщиков Г.И. Соната для арфы и органа. Рукопись (копия). Л.: КПП ЛО Музфонда, 1987.

83. Белов Г.Г. Концерт для органа, струнных и ударных (2-я редакция). Партитура. Рукопись (копия). Л.: КПП ЛО Музфонда,1982.

84. Белов Г.Г. Мемориал Победы: Триптих для органа. Рукопись (копия). Л.: КПП ЛО Музфонда, 1985.

85. Волкова Н.В. Соната-фантазия для органа. Рукопись.СПб.1996.

86. Волошинов В.В. Концерт для скрипки и органа / Ред. И. Браудо; Ред. скрипичной партии М. Ваймана. Л.: "Музыка", 1968. (Текст на рус. и англ. яз.).

87. Вольфензон С.Я. Марсово поле: Оратория для баритона, смешанного хора, органа и оркестра. Партитура. Рукопись. Л., б.г.

88. Гринблат P.C. Симфония №5 для большого симфонического оркестра. Партитура. Л.: "Сов. композитор", 1987. (Текст на рус. и англ. яз.).

89. Евтушенко С.Н. Sotto Voce: Трио для альта, органа и челесты. Партитура. Рукопись. Л., 1989.

90. Кнайфель A.A. Кентервилльское привидение: Опера в 3-х действиях, 7 картинах с прологом. Клавир. Л.: КПП ЛО Музфонда, 1975.

91. Королев A.A. Три напева для органа. Рукопись. Л., б.г. (Текст на рус. и англ. яз.).

92. Королев A.A. Элегия для органа. Рукопись. Л., б.г. (Текст на рус. и англ. яз.).

93. Корчмар Г.О. Евангел ь ские картины: Органная симфония в шести частях. Рукопись. СПб., 1995.

94. Мартынов H.A. Девятое Мая: Концерт для хора,чтеца, органа и ударных // Мартынов Н. Хоровые произведения: Партитура. Л.: "Сов. композитор", 1988. С. 35—50.

95. Мнацаканян А.Д. Пассакалия для органа. Л.: "Сов. композитор", 1980. (Текст на рус. и англ. яз.).

96. Петров А.П. Мастер и Маргарита: Симфония-фантазия для большого сифонического оркестра. Партитура. Л.: "Сов. композитор", 1988. (Текст на рус. и англ. яз.).

97. Петров А. П. Поэма для 4-х труб, 2-х фортепиано, органа,струнных и ударных. Партитура. Л.: "Музыка", 1967. (Текст на рус. и англ. яз.).

98. Портнов Г.А. Соната (Романтическая) для скрипки и органа. Л.: "Музыка", 1978.

99. Рогалев И.Е. Мартиролог (Тбилиси, 1989): Концерт №2 для органа. Рукопись. Л., 1990.

100. Рогалев И.Е. Первый концерт для органа. Рукопись. Д., б.г.

101. Рудица Р.И. Rouditsa R. Joasath le Prince. [Pour orgue]. Рукопись. [СПб.], б.г. (Текст на рус. и фр. яз.).

102. Салманов В.Н. К Молодым: Концерт для хора и органа. Партитура. М.: "Сов. композитор", 1979.

103. Салманов В.Н. Три вокализа для солистов, хора и органа. Партитура. Л.: "Музыка", 1980.

104. Слонимский С.М. Голос из хора: Кантата для солистов, смешанного хора, органа и симфонического оркестра. Партитура. Л.: "Сов. композитор", 1980. (Текст на рус. и англ. яз.).

105. Слонимский С.М. Икар: Сюита из балета. Партитура. Л.: М.; "Сов. композитор", 1973. (Текст на рус. и англ. яз.).

106. Слонимский С.М. Пастораль и токката // Советская органная музыка: Вып.1. / Сост. и ред. И. Браудо. М.; Л.: "Музыка", 1965. С. 130—138.

107. Слонимский С.М. Славянский концерт для органа с оркестром. Партитура. Рукопись (копия)., Л.: КПП ЛО Музфонда, 1988.

108. Слонимский С.М. Хоровод и фуга // Советская органная музыка: Вып.4. / Сост. и ред. Г. Гродберга.М.: "Музыка", 1977. С.8—16.

109. Слонимский С.М. Хроматическая поэма для органа. Л.; М.: "Сов. композитор", 1974. (Текст на рус. и англ. яз.).

110. Тищенко Б.И. Двенадцать инвенций для органа. Соч. 27 / Ред. И. Браудо, В. Майского. Д.: "Музыка", 1972.

111. Тищенко Б.И. Двенадцать портретов для органа. Соч. 113. Рукопись (копия). СПб.: КПП Музфонда, б.г.

112. Тищенко Б.И. Завещание: Для сопрано, арфы и органа. Соч. 96. Партитура. Рукопись (копия). Л.: КПП ЛО Музфонда, 1987.

113. Тищенко Б.И. Памяти Виталия Фомина. Для органа. Соч. 122. Рукопись. [СПб.], б.г.

114. Толстой Д.А. Пассакалия и фуга из цикла "30 инвенций", №№ XXIX и XXX. Рукопись. [Д.], 1983.

115. Тюлин Ю.Н. Сюита // Советская органная музыка: Вып.З / Сост. и ред. Л. Ройзмана. М.: "Музыка", 1974. С. 3—21.158

116. Успенский В.А. Соната-фантазия для органа. Paris: Editions Max Eschig, 1995. (Текст на рус. и фр. яз.).

117. Устинов М.В. Интрада и Токката для валторны и органа. Рукопись.СПб.,б.г.

118. Фалик Ю.А. Партита // Сочинения советских композиторов для органа / Сост. и ред. Г. Гродберга. М.: "Сов. композитор", 1976. С. 29—40.

119. Цытович В.И. Дифирамб // Советская органная музыка: Вып.4. С. 60—65.

120. Цытович В.И. Прелюдия и хорал // Произведения советских композиторов.С. 33—37.

121. Чишко О.С. Украинская рапсодия. Соч. 91-а // Советская органная музыка: Вып.1. С. 80—96.

122. Шостакович Д.Д. Собр. соч.: В 42-х тт. Т. 42: Музыка к кинофильмам. Партитура. М.: "Музыка", 1987. С. 321—328.

123. Юзелюнас Ю.А. Концерт для органа, скрипки и струнного оркестра. Партитура. Л.: "Музыка", 1967. (Текст на рус. и итал. яз.).

124. Les Maîtres Contemporaines de l'Orgue / Recueilles et publiées par l'Abbe Jos. Joubert. Vol. 5—8. Paris: Maurice Senart & C.ie, 1913— 1914.

125. Russian Organ Album: Selected Pieces by Russian Composers / Arranged for the Organ by H.A. Fricker, Leeds City Organist. Moskau; Leipzig: P. Jurgenson, 1913.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 80936