Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.01, кандидат педагогических наук Ло Юн

Диссертация и автореферат на тему «Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 206740
Год: 
2005
Автор научной работы: 
Ло Юн
Ученая cтепень: 
кандидат педагогических наук
Место защиты диссертации: 
Казань
Код cпециальности ВАК: 
13.00.01
Специальность: 
Общая педагогика, история педагогики и образования
Количество cтраниц: 
161

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ло Юн

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

1.1. Предпосылки возникновения и поэтапное развитие ранних форм воспитания детей в Древнем Китае

1.1.1 .Зарождение и развитие воспитания детей в первобытную эпоху 17 1.1.2.Система образования и воспитания детей в эпоху Западной Чжоу

1.2. Роль конфуцианства в развитии системы образовании детей в Древнем Китае

Выводы к I главе

ГЛАВА II.

СЕМЕЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В КИТАЕ

2.1. Становление и содержание семейного воспитания в Древнем Китае

2.1.1. Становление системы семейного воспитания

2.1.2. Содержание семейного воспитания в период Сань Гуо развитие и расцвет учения о семейном воспитании

2.2. Учение о семейном воспитании и обучении китайского просветителя Янь Чжи Туя

2.3. Развитие теории и практики семейного воспитания и обучения в период правления династий Тан и Сун

2.4. Содержание теорий и принципов семейного воспитания и обучения в учениях историка Сы Ма Гуана и поэта Jly Ю

Выводы ко II главе

ГЛАВА III.

РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИЙ МИН И ЦИН И РАЗВИТИЕ ДЕТСКИХ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

3.1. Суть и содержание реформы образования детей в период правления династий Мин и Цин в учениях философов и педагогов Ван Шоу Жэня и Цзэн Гуо Фана

3.2. Концепция дошкольного воспитания детей в утопии реформатора образования Кана Ю Вэя «Да Тун Шу»

Книга об эпохе Великого Единства»)

3.3. Предпосылки возникновения и развитие детских воспитательных и образовательных учреждений в эпоху династии Цин

Выводы к III главе

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае"

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: освоение опыта предыдущих поколений, обогащение этого опыта и передача его следующему поколению. Общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. В этой связи появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений. Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции - были предприняты серьезные попытки обобщения теоретических начал воспитания.

Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление новой специальности -учителя. Закономерно, что своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культа, ибо религия была носителем идеалов воспитания и обучения. Вместе с тем, возникновение школ отвечало определенным экономическим, культурным, политическим запросам общества.

По мере социального развития такие запросы менялись, а с ними менялись и сфера, содержание и методы воспитания и обучения.

Школа и воспитание в древнейших государствах Древнего Востока развивались под влиянием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека. Воспитание становится более жестким и авторитарным. Качественно меняются способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям.

Школа и воспитание Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Религия выступала носителем идеалов воспитания и обучения. Центром воспитания служили семья, церковь и государство. Личность растворялась в семье, стране, общине и т.д. Акцент делается на жёсткие формы и методы воспитания. Обучение и воспитание длительное время носило ритуальный характер.

Китайцы уже с древнейших времен являлись народом, выработавшим своеобразную культуру. Еще за 4 тыс. лет до н.э. китайцы имели запас астрологических наблюдений. Древнейшие императоры знали целебные свойства многих трав. Воспитанию детей они уделяли огромное внимание.

В основе богатых образных педагогических традиций Древнего Китая лежит опыт семейно-общественного воспитания уходящего корнями в первобытную эпоху. Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений.

Китайский народ во всей своей общественности и государственности жизни не мог выйти за пределы семейных форм. Как дети являются безусловно подчиненными личной воли отца в семействе, так и весь народ безусловно подчиняется воле императора. Заучиваются права правительства к подчиненным и наоборот - чиновников, родителей, супругов, детей, братьев и т.д. Все это становится содержанием учебников.

Учиться начинали с 7 - 6 лет. Первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н.э. Они назывались Сяо и Сюй. Сяо возникли на месте прибежищ для престарелых, бравшихся обучать молодежь. В Сюй поначалу учили военному делу (стрельбе из лука). Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом Сюэ («изучать») - XVI - XI вв. до н.э. В Сюэ учились дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть предметов: музыка, стрельба из лука, верховая езда, умение писать, считать, знание древних ритуалов и церемоний. В XI

Ill вв. до н.э. в школах обучались дети высокопоставленной знати в столице и менее родовитой знати в провинции. Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Во II веке до н.э. стали изготовлять бумагу и тушь, и процесс написания иероглифов стал более простым. Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к формуле: легкость, согласие, самостоятельность. Изучали три главные силы: небо, землю, человека; четыре времени года и четыре части света; пять элементов, пять добродетелей (любопытство, справедливость, приличие, мудрость, правдивость); шесть родов хлеба; семь страстей (любовь, ненависть, злоба, радость, уныние, сладострастие, гнев, трусость); музыкальные ноты; обязанности (социальные роли). В Китае и религия, и образование были подчинены государственным целям, все граждане считались равными друг другу по рождению, поэтому каждый имел право на образование.

В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего заглянуть внутрь себя и установить гармонию в своей душе. В основе отношений лежало, прежде всего, уважение младших к старшим.

Древнекитайскими философами-просветителями сделаны первые попытки теоретически осмыслить процессы воспитания и образования. Основные философские школы в Китае возникли к VI в. до н.э. - Даосизм, Буддизм, Конфуцианство. Наибольшее влияние на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи. Конфуций отмечал, что возможности человека от природы неодинаковы. Идеально воспитанный человек должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, почтительностью, правильностью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит едва ли не первая мысль о всестороннем развитии личности, где приоритет отдается нравственному началу.

По словам известного китаеведа В.М. Алексеева (1881-1951гг), «конфуцианское учение дало Китаю историческое и культурное сознание. Культура каждого народа индивидуальна. Для китайской культуры характерен культ письменного слова. Китайская литература. — это основа всей духовной культуры Китая. По Конфуцию, литература (вэнь) есть высшее выражение высшей мудрости, есть лучшее слово, сообщающее современника с идеей древнейшей абсолютной правды. Книга есть нечто неприкосновенное, священное.». [2. с. 16-17].

Тезис Конфуция: «Нет ничего лучшего, чем следовать древним», — можно рассматривать как вечный девиз воспитания по китайскому образцу. С самого детства китайцы впитывают в себя традиции и наследие богатой духовной культуры своего народа, следуя его заветам: «Из древних, чудесных камней сложите ступени будущего». Вместе с тем, как подчеркивает исследователь В.В. Малявин, Конфуций, «так радевший о возрождении древних порядков, внес в дело обучения немало нового». [35. с. 1].

Как отмечает современный китайский учёный-педагог Лю Цзо Чан, понятие «гуманность» (жэнь) составляло основное ядро в педагогической системе Конфуция: во-первых, гуманность — важнейший компонент содержания воспитания и обучения; во-вторых, достижение гуманности является целью учебно-воспитательного процесса; в-третьих, в результате воспитания каждый человек должен стать воплощением гуманности. Главные в этико-политическом учении Конфуция принципы «жэнь» (гуманность, человечность) и «ли» (нормы, правила поведения) были самым тесным образом связаны с народным опытом воспитания и обучения. В этом кроется основная причина долговечности конфуцианского учения, имеющего 2500-летнюю историю.

Эту же мысль высказывает З.Г Нигматов: «Огромным гуманистическим воспитательным потенциалом обладает народная педагогика. У любого народа нет будущего, если отсутствуют национально-гуманистические традиции, священная педагогическая культура и если не хватает мудрости передавать эти традиции и культуру будущим поколениям. Гуманистические традиции любого народа - величайшая общечеловеческая ценность. Забота об их сохранении и развитии олицетворяет собой дружбу народов не на словах, а на деле». [43. с. 10].

Китайские учёные и философы всегда помнили о позитивных сторонах учения Конфуция, ценили его просветительские идеи, его интерес к жизни и делам человека. Настойчивое стремление Конфуция к знаниям, истине, его гуманизм и проповедь борьбы за высокий нравственный идеал имели огромное воспитательное значение для десятков поколений китайцев. Любовь к учению, вежливость, уважение к старшим, почтение к родителям, которые проповедовал Конфуций, составили важную часть китайского менталитета, стали характерными чертами китайского народа.

В данной работе представлены идеи о воспитании детей последователей Конфуция, которые внесли значительный вклад в развитие педагогики Китая.

Особого внимания заслуживает учение о семейном воспитании китайского просветителя Янь Чжи Туя (531 - 595 гг.), который суммировал все доктрины о семейном воспитании и обучении, существовавшие ранее в Китае, раскрыл их положительные стороны и на их основе создал свою дидактическую концепцию. Необходимость изучения социокультурных истоков воспитания побудила нас обратиться к принципам семейного воспитания историка Сы Ма Гуана (1019 - 1086 гг.) и поэта Лу Ю (1125 -1210 гг.). Важное значение приобретает сегодня учение философов и педагогов Ван Шоу Жэня (1472 - 1528 гг.) и Цзэн Гуо Фана (1811 - 1872 гг.). Назрела необходимость научного обоснования концепции дошкольного воспитания реформатора китайского образования Кан Ю Вэя (1858 - 1927 гг.).

Вклад этих мыслителей в педагогическую науку до настоящего времени детально не изучен. На сегодняшний день отсутствует научно обоснованная концепция исторического развития педагогической мысли о воспитании детей в Китае, с обоснованием четкой периодизации, базирующейся на результатах разностороннего анализа каждого отдельного этапа. Не сформулированы принципы использования древних традиций семейного воспитания в современной теории и практике воспитания и образования детей. Анализ имеющихся исследований по данной проблеме показывает, что в современной историко-педагогической науке настоящая тема не изучена достаточно полно, что подтверждается отсутствием специальных работ, раскрывающих исторический процесс развития педагогической мысли о воспитании детей в Китае.

Данные обстоятельства обусловили возникновение противоречий между:

- реально существующим огромным потенциалом нравственного воспитания детей в педагогике Древнего Китая и недостаточной изученностью теории и практики воспитания детей в традициях китайских просветителей;

- несомненной ценностью китайских педагогических традиций и недостаточным использованием их в современном процессе воспитания детей;

- глубоким изучением и популяризацией конфуцианской философии и педагогики и недостаточным вниманием к педагогическому наследию других философов, историков и поэтов Китая.

Выявленные противоречия требуют решения актуальной проблемы системного изучения и обобщения исторического опыта эволюционного развития воспитания детей в педагогических идеях просветителей Китая. Названная проблема обусловила выбор темы исследования: «Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае».

В процессе работы автором использовались труды ученых в области: истории Китая (В.В. Малявин, В.Я. Сидихменова, JI.C. Васильев, C.J1. Тихвинский, Го Мо Жо, Шон Лйан), истории образования Китая (Н.Е. Боревская, Л.С. Боровкова, В.Н. Кривцов, С.Л. Тихвиниский, В.З. Клепиков, И.Н. Андреева, Го Ци Цзя, Чэнь Юань Хоя, Чжоу Хань Гуан, Мао Ли Жуый, Мэн Сиэн Чжэн, Хэ Сяо Ся), истории педагогики Китая (Н.Е. Боревская, В. Б. Буров, Ю.Л. Кроль, Го Ци Цзя, Цюй Пэя, Дун Юй Лян), истории семейного воспитании Китая (Чжан Хан Чай, Чжон Шу Хэ, Бао Лан, Янь Чзе, Ю Ие Хэн, Шан Ши Гон), истории учебных заведений Китая (Н.Е. Боревская, Ф.С. Быков, Мао Ли Шуй, Шэн Лан Си, Ма Чу Фань, Сун Бэй Чи), также использовались труды по общей педагогике (И.П. Подласый, И.Ф. Харламов, B.C. Кукушин ), истории педагогики (М.В. Шабаева, Н.К. Гончаров, Н.М. Горбов, Г.Н. Волков, А.К. Ососков, А.Н. Джуринский, Н.А. Константинов, Д.И. Латышина, А.И. Пискунов, З.И. Равкин, З.Г. Нигматов, Я.И. Ханбиков), семейному воспитанию (Ю.П. Азаров, П.А. Лебедев, А.С. Макаренко, Е. И. Волкова, В.В. Гербова).

В соответствии с сущностью выявленной проблемы нами определена цель исследования: изучить и обобщить исторический опыт развития философских учений и педагогических взглядов на воспитание и обучение детей в Китае.

Объектом исследования явились педагогические трактаты древнекитайских философов, поэтов, историков, дидактические принципы, учения о знании и воспитании отдельных правителей (императоров), воспитательные системы общественных формаций Древнего Китая.

Предметом исследования выступают семейное и государственное воспитание детей в Китае.

Цель исследования и его предмет предопределили решение следующих задач:

1. Выявить предпосылки возникновения, этапы и тенденции формирования содержания воспитания детей в раннем периоде общественного развития Древнего Китая.

2. Вскрыть сущность, закономерности принципы, содержание семейного воспитания и обучения в учениях китайских философов, просветителей, поэтов.

3. Обобщить государственные реформы и концепции в области образования детей в Китае и определить их значение в развитии детских воспитательных учреждений нового типа.

Методологическую основу диссертации составляет принцип историзма, используемый в работе: исследуемые явления рассматриваются не только с точки зрения конкретно-исторических условий, но и в ракурсе закономерного, непрерывного развития. Применительно к теме диссертационного исследования этот принцип реализован в хронологическом подходе к процессу становления китайского образования и воспитания детей на определенных исторических этапах. Методологическую основу исследования составили такие основные положения ведущих китайских историков (Го Мо Жо, Бао Лан, Чжан Шоу, Ма Жуй Лин, Хао Цзи Сйан, Ли Бай Шу, Сю Жон Шу, Хйа Лян Цзай, Шон Лйан), специалистов в области теории и практики семейного воспитания (Янь Чжи Туй, Сы Ма Гуан, Лу Ю, Ван Шоу Жэнь, Цзэн Гуо Фан, Суи Шу Гон, Ли Дин Кай, Мо Ли Жуай, Чжан Хан Чай) и исследователей в области образования и воспитания Древнего Китая (Го Мо Жо, Янь Жон Чун, Лэй Ляи Бо, Ли Гуо Цзюн, Сунн Пай Цзин, Янь Цзен, Хэ Ди Кай, Чжан Мо), многочисленные труды российских китаеведов (Алексеев В.М, Антиповский А.А., Боревская Н.Е., Белелюбский Ф.Б., Малявин В.В., Сидихменов В.Я., Васильев Л.С., Тихвинский С.Л., Кобзев А.И.).

Методы исследования - изучение и теоретический анализ философской, исторической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ использованных источников на китайском и русском языках, научная интерпретация, теоретический анализ и синтез конкретных исторических фактов.

Хронологические рамки исследования охватывают пять периодов.

Первый: первобытная эпоха (500 тыс. лет назад), где рассматривается зарождение и первичное развитие воспитания детей.

Второй: становление цивилизации, который включает эпохи Ся (XXI -XVI в. до н.э.), Шан (XVI - XI в. до н.э.) и Чжоу (1066 - 221 гг. до н.э.). В эпоху Чжоу исследуется система детских учебных заведений и структура и содержание конфуцианских традиций воспитания детй.

Третий: эпоха древних империй (221г. до н.э.- 420 г. н.э.). В данную эпоху развивалось семейное воспитание.

Четвертый: эпоха раннего средневековья (304 - 960гг.), в период правления династии Тан (618 - 907 гг.) и Сун (960 - 1279 гг.) получила новое развитие теория семейного воспитания и обучения.

Пятый: эпоха поздних империй (960 - 1911гг.) в период правления династий Мин (1368 - 1644гг.), когда разрабатывалась реформа детского образования; период правления Цин (1644 - 1911 гг.), когда появлялись и развивались детские воспитательные и образовательные заведения.

Историковедческую базу диссертации составляют трактаты китайских философов по проблемам семейного воспитания; работы китайских и русских педагогов и историков по вопросам воспитания и обучения детей в Китае; содержание соответствующих сайтов международной компьютерной сети "Интернет".

Исследование проводилось в 3 этапа.

На первом этапе (2000 - 2002 гг.) изучалась философская, историческая и психолого-педагогическая литература с целью ознакомления с воспитательной мыслью и системой воспитания Китая; осуществлялось первичное изучение литературы по теме, определялись основные направления исследования, выделялись ключевые вопросы, анализировался опыт государственного и семейного воспитания и обучения. С учётом полученных результатов сформулирован научный аппарат исследования.

На втором этапе (2002 - 2003 гг.) изучались древнекитайские трактаты в оригинале, сборники стихов. Продолжался сбор и анализ материала, систематизировались полученные данные, конкретизировались цель и задачи исследования, разрабатывалась программа спецкурса по теме.

На третьем этапе (2003 - 2004 гг.) формулировались выводы на основе изученного историко-литературного и научного материала, завершалось литературное оформление диссертации.

Научная новизна заключается в том, что в диссертации:

- представлен генезис педагогической мысли о воспитании детей в Китае за длительный исторический период - с первобытного общества до эпохи поздних империй;

- выявлены и проанализированы тенденции (тенденция усложнения форм обучения, расширения цели, содержания и приёмов воспитания по мере обогащения общественного опыта и сознания (исчезало коллективное обучение, начали появляться формы частного, индивидуального или семейного воспитания); тенденция дифференциации воспитания: зародыша (в утробе матери), младенцев, детей дошкольного возраста; создания первых заведений ясельного типа для младенцев из семьи императора, появления правил воспитания детей из простых семей и воспитания девочек; тенденция создания на государственном уровне дошкольных воспитательных заведений, основным циркулярным документом которых являлся Устав детского сада, в котором были отражены конкретные требования, предъявляемые к дошкольным детским заведениям, цель, объект воспитания, место расположения заведения, изучаемые предметы, методы воспитания, оборудование, необходимое для воспитательных учреждений; требования к педагогическим кадрам, система управления; тенденция создания системы образования, которая включала в себя детские дошкольные воспитательные заведения, начальную, среднюю, и высшую школу); закономерности воспитания детей в эпоху древних империй (классовый характер воспитательной системы: преобладание сословно-дифференцированных частных учебно-воспитательных заведений над государственными; чем шире влияние окружающей среды на воспитание ребенка, тем больше надежды на его разностороннее развитие; будущий ребенок формируется под влиянием образа жизни матери: чем раньше (ещё в утробе матери) начинается процесс воспитания, тем эффективней его реультат); и принципы (воспитание с раннего возраста или Тай Цзяо ("воспитание зародыша"), т.е. учет возрастных особенностей ребенка; сочетание любви и требовательности, доброты и строгости; беспристрастность и справедливая любовь к детям; правильный выбор среды и друзей; принцип конфуцианства: преданность, сыновняя и дочерняя почтительности, обряды доброты и долга.); определено их влияние на дальнейшую эволюцию образования в Китае;

- представлена типологизация частных детских учреждений по содержанию их учебно-воспитательной деятельности. (I тип - это школа, созданная по инициативе какого-нибудь педагога или философа, II тип - это «народные подготовительные школы» или так называемые «семейные школы».);

- спроецирована модель воспитания детей на нравственых традициях конфуцианства;

- обобщены и сформулированы педагогические идеи древнекитайских мыслителей, не изученные до настоящего времени: доктрина семейного воспитания (Янь Чжи Туя), дидактика патриотического воспитания и обучения детей (Лу Ю), концепция свободы личности ребенка (Ван Шоу

Жэнь), блочный подход к воспитаю детей - нравственное самосовершенствование, ответственное отношение к учёбе, бережное отношение к своему здоровью (Цзэн Гуо Фан);

- систематизирован педагогический опыт Китая в эволюционном развитии на протяжении трех исторических эпох: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный.

В качестве теоретической значимости могут выступить те положения исследования, в которых сформулированы выявленные закономерности и принципы развития воспитательной системы Китая и которые могут быть усвоены современной дидактикой с целью оптимизации функционирования современной воспитательной системы и создания благоприятных условий для разработки методологии воспитания детей, для новых научных исследований по данной тематике.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты обеспечат специалистов-педагогов выводами о целесообразности преемственного отношения к опыту предшественников в деле воспитания детей. Полученные материалы и сделанные научные обобщения могут применяться в научно-педагогической практике, они позволят существенно дополнить материалы общих и специальных лекционных курсов, семинаров по истории культуры Китая и стран Востока. Работа вводит в научный оборот обширный массив новых фактологических данных по нескольким разделам истории китайской культуры, которые послужат основой для дальнейших углубленных исследований по вопросам китайского образования, просвещения и воспитания.

Сформулированные в исследовании выводы могут использоваться в качестве основы для методических рекомендаций при организации учебно-воспитательного процесса в различных учебных учреждениях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие основных этапов, тенденций и закономерностей становления и развития системы воспитания детей в Древнем Китае.

2. Концептуальные идеи создания системы воспитания детей в Китае, которые нашли отражение в модели системы образования Куы Мао.

3. Основные подходы к рассмотрению вопросов семейного воспитания и обучения в Древнем Китае, в которых отражены:

- воспитание детей на основе конфуцианских традиций;

- сословно-дифференцированная система семейного воспитания;

- основные принципы и методы семейного воспитания и обучения Янь Чжи Туя;

- попытка систематизации существующих теорий семейного воспитания, предпринятая выдающимся китайским ученым Сы Ма Гуан.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на Международной педагогической конференции (2004 г.); на научных конференциях молодых учёных и специалистов КГПУ с темой "Учение о семейном воспитании и обучении китайского просветителя Янь Чжи Туя". Апробация проводилась в процессе преподавание курса "Страноведение Китая" в школе № 18 г. Казани. Они отражены в сообщениях на заседаниях кафедры педагогики КГПУ, педагогических советах школы № 18.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии, приложения. Текст работы иллюстрирован схемами.

Заключение диссертации по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования", Ло Юн

Выводы к III главе:

1. Теоретический анализ историко-педагогической литературы позволили установить, что: реформа системы образования детей, предложенная Ван Шоу Жэнем имела важное значение для развития педагогики и образовательной системы Китая. Особенно ценными были следующие рекомендации Ван Шоу Жэня по организации воспитательного процесса:

• Учитывание особенностей детского развития при их обучении;

• Признание в каждом ребёнке свободной личности;

• Использование в воспитательном процессе поощрительных методов и отказ от жёстких форм воздействия на детей;

• Сочетание семейного воспитания и государственного обучения;

Разносторонний характер образования.

2. Значительный вклад в развитие педагогической системы Китая своими работами внёс Цзэн Гуо Фан, который большое значение придавал формированию у детей серьёзного отношения к учёбе, нравственному воспитанию детей, продолжая традиции воспитания Древнего Китая; предложил обратить пристальное внимание на физическое и психическое здоровье детей, которое необходимо учитывать и педагогам, и родителям.

3. Кан Ю Вэй во многом опередил своё время, создав утопическое учение о совершенном обществе Да Тун и систему образования детей. В своей книге «Да Тун Шу» он высказал идеи равенства людей и всеобщего бесплатного образования, предложил организовать специальные учебные заведения для беременных женщин Жэн Бэн Юань и дошкольные воспитательные учреждения Юй Инь Юань. Его прогрессивные и демократические взгляды на воспитание и образование являлись ценным вкладом в китайскую педагогику. Он первым выразил необходимость гармоничного развития детей, то есть соединения физического, психологического и умственного развития детей. Кан Ю Вэй утверждал универсальность конфуцианских добродетелей и принципов воспитания, продолжая и обогащая их в своих работах.

4. Вследствие политических и экономических изменений, произошедших в стране в эпоху правления династии Цин, в Китае начали создаваться и распространяться детские воспитательные и образовательные учреждения, в том числе и дошкольные. Дошкольные воспитательные учреждения организовались по типу детских садов Ф.Фребели в Германии, а также с учётом опыта функционирования подобных заведений в Японии.

5. Новым этапом в развитии образовательной структуры Китая стало утверждение в 1903 году новой системы образования Куы Мао, в которую вошло дошкольное воспитание, официально признанное неотъемлемой частью образовательной системы. Обучение детей, согласно Куы Мао, начиналось после окончания дошкольного воспитания и включало в себя начальную, среднюю, высшую школы, а также высшее специальное образование.

139

Заключение

Изучение философской, историко-педагогической, древнекитайской литературы позволяет утверждать, что воспитание и обучение детей возникли вместе с человеческой деятельностью и параллельно с ней развивались.

На первом этапе развития человеческого общества обучение детей было весьма примитивным, однако оно явилось предпосылкой и основой преемственности поколений. Рассматривая поэтапное развитие воспитания детей установили, что стихийно возникшие цели воспитания и содержание его постепенно усложнялись по мере развития человеческой цивилизации.

В рабовладельческом обществе Древнего Китая, продолжавшегося с XXI в. до н.э. до 771 г. до н.э. (около 1300 лет с эпох Ся до Чжоу), впервые появились официальные государственные учебные заведения, которые получили дальнейшее развитие в эпоху Западной Чжоу. Образование полностью было под контролем государственной власти. Сформировалась первая система учебных заведений, представленная в модели. В эпоху Западной Чжоу уделялось серьёзное внимание воспитанию детей: воспитание младенцев и дошкольное воспитание. Впервые в истории педагогической мысли появилось понятие Тай Цзяо, дословно переводимое как «воспитание зародыша», т.е. обучающее воздействие на младенца в утробе матери. В эпоху Западной Чжоу не только открыли первые детские воспитательные заведения ясельного типа Ю Цзи Ши, но и раскрыли понятия и правила воспитания детей из простых семей и воспитания девочек.

Обучение и воспитание детей в рабовладельческом обществе было сословно-дифференцированным. В детских воспитательных заведениях обучались дети только из императорских семей, их родственников и из аристократических семей. Дети простого народа воспитывались и обучались дома.

В ходе исследования мы обнаружили, что, одной из особенностей системы образования Древнего Китая было наличие частных учебных заведений, которые существовали параллельно с государственными и играли немаловажную роль в жизни страны. В основном обучение и воспитание детей было сосредоточено именно в частных заведениях.

Частные учебные заведения в Древнем Китае были двух типов. Первый тип подобных учреждений - это школа, созданная по инициативе какого-нибудь педагога или философа. Понятие «частный» для этой школы имело достаточно условный характер: она представляла собой школу одного педагога. Начало было положено великим Конфуцием.

Второй тип частного учебного заведения представлял собой «народные подготовительные школы» или так называемые «семейные школы». Создавались они за счёт состоятельных землевладельцев и купцов либо на средства, собранные монастырями.

Государственные и частные учебные заведения в Древнем Китае того времени взаимно дополняли друг друга. Второй тип частных учебных заведений - это частные учебно-воспитательные заведения для детей, в Древнем Китае они назывались Мэн Сюе, что в переводе означает «первоначальное обучение и воспитание». До 6-7 лет дети обучались и воспитывались дома, после 7 лет начинали ходить в частную школу. В этих школах дети оставались до 15 лет. Учебники и учебные пособия в Мэн Сюэ играли значительную роль на протяжении нескольких тысячелетий, некоторые из них не потеряли своей популярности и в современном Китае.

В истории Китая обучение и воспитание детей составляли совокупность семейного и общественного. В Китае длительный период существования феодального общества обусловил отсутствие общественных детских воспитательных учреждений, и семейное воспитание являлось основной формой воспитания детей. Воспитателями являлись родители, старшее поколение семьи, причем в разных семьях воспитание отличалось индивидуальным своеобразием содержания и методов.

Семейное воспитание в Китае основывалось на семейных правилах, напоминающих домостроевский уклад. Основная задача семейного воспитания состояла в передаче детям феодальных правил нравственности и в поощрении их стремления к учебе. В периоды Весны и Осени (770 - 476 г. до н.э.), Воюющих царств (475 - 221 г. до н.э.) и династии Цинь (221 - 206 гг. до н.э.) содержание семейного воспитания было частично отражено в некоторых книгах и письмах. В разных семьях существовали свои принципы и методы семейного воспитания, не было систематичности и специальных работ в области семейного воспитания. Данный период являлся этапом становления системы семейного воспитания и появления семейных правил.

Семейное воспитание широко распространилось в период Сань Гуо (период Троецарствия (220 - 280 гг.), эпоха династии Цзинь (265 - 420 гг.), эпоха шестнадцати царств (304 - 439 гг.), эпоха Южных и Северных династий (386 - 589 гг.)). Императоры и чиновники того времени обращали большое внимание на воспитание и обучение своих детей. Они не только тщательного подбирали учителей, но и сами активно участвовали в процессе воспитания и обучения, написали большое количество работ по семейному воспитанию. Со временем появлялись и широко распространялись учебники по семейному воспитанию. Вершина древнекитайской цивилизации - династии Хань и Тан, а период Сань Гуо - переходный мостик между ними. Период Сань Гуо открыл собой новую эпоху в истории семейного воспитания.

В целях изучения состояния проблемы семейного воспитания в данный период исследования, был сделан перевод в теоретический анализ книги Янь Чжи Туя "Янь Ши Цзя Сюнь".

Янь Чжи Туй (531-595 гг.) - знаменитый древнекитайский ученый-мыслитель, талантливый педагог, литератор и историк. Больших успехов он добился в области изучения теории семейного воспитания и обучения. Работа Янь Чжи Туя "Янь Ши Цзя Сюнь" («Патриархальные порядки семьи Янь») стала самой выдающейся в этой области, в ней отражены мысли Янь Чжи Туя о семейном воспитании и обучении. Опираясь на конфуцианство, ученый излагал в своей работе основные принципы, методы и содержание семейного воспитания и обучения. "Янь Ши Цзя Сюнь" стала главным учебником по семейному воспитанию и обучению для детей из высшего общества.

В периоды правления династий Тан (618 - 907 гг.) и Сун (960 - 1279 гг.) теория семейного воспитания и обучения получила новое развитие, а в практике выявилось новое содержание. В этот период многие ученые, историки, литераторы, поэты, и чиновники занялись более глубоким изучением теории семейного воспитания и обучения, и в результате появилось множество научных работ по этим вопросам. Известный учёный и чиновник во время правления династии Южной Сун (1127-1279 гг.) Юань Цай создал свою воспитательную систему, глубоко изучив теорию семейного воспитания и соединив учение эпохи династии Сун с более ранними учениями. Как чиновник он прославился своей честностью, как учёный — созданием книги о семейном воспитании "Юань Ши Цзя Фан" («Патриархальный порядок семьи Юань»). "Юань Ши Цзя Фан" как научная работа была известна своей систематичностью и богатым содержанием, раскрывала содержание принципов управления семьёй и правила поведения в семье и в обществе, детально описывала, как и чему нужно учить детей. Книга была написана простым, понятным языком, поэтому была доступна и для простого народа. "Юань Ши Цзя Фан", как и "Янь Ши Цзя Сюнь", основывалась на нравственных патриархальных правилах. Но Юань Цай особо подчеркнул важность соблюдения правил поведения в семейном воспитании. Он обратил внимание на женское воспитание и безопасность детей, признал каждого ребенка как личность, которую призывал ценить и уважать.

Изучив педагогические идеи Янь Чжи Туя и других предшественников, Сы Ма Гуан - выдающийся историк эпохи династии Северной Сун (960 - 1127 гг.) и известный учёный, предпринял попытку систематизировать все существующие к тому времени теории семейного воспитания и поднял её на новую ступень. За свою жизнь Сы Ма Гуан создал множество работ, посвященных семейному воспитанию. Одна из них - "Вэн Гон Цзя Фан" (или "Цзя Фан") («Патриархальный порядок семьи Вэн Гон»). Его учение о семейном воспитании, основанное на патриархальной нравственности, долгое время служило эталоном семейного воспитания в феодальном обществе. Оно включало в себя следующие положения:

1 .Воспитание нужно начинать с раннего возраста.

2.Воспитание ребенка через любовь к нему.

3.Воспитание нравственности, управление семьёй через ритуалы.

4. Воспитание у детей стремления к учёбе.

5. Воспитание девочек. Одним из важных пунктов в теории семейного воспитания Сы Ма Гуана была идея обучения девочек.

6. Скромность и неподкупная честность.

Будучи выдающимся ученым, Сы Ма Гуан внёс значительный вклад в теорию и практику семейного воспитания. Его книга "Цзя Фан" оказала большое влияние на дальнейшее развитие теории семейного воспитания в Китае.

Jly Ю (1125 - 1210 гг.), - выдающийся поэт эпохи династии Южной Сун. Он был известен также как учёный-дидактик, опыт и учение которого оказали большое влияние на историю и развитие Китая. Принципы воспитания детей известного поэта-патриота Лу Ю были описаны в его книге "Фан Вэн Цзя Сюнь" («Патриархальные обычаи семьи Фан Вэн»), а также во множестве его стихов разной тематики:

1. Патриотизм.

2. Нравственность.

3. Постоянство в учебе и практическое воплощение знаний в жизни.

4. Занятие сельским хозяйством.

Содержание учения о семейном воспитании Лу Ю весьма богато и всесторонне: призыв к патриотизму и нравственности составляют морально-этическое воспитание, а привлечение детей к сельскому труду можно соотнести с физическим воспитанием. Как известно, нравственное, умственное и физическое воспитание как части одного целого в равной степени необходимы для развития детей.

Концепция Лу Ю, в которой воспитанию патриотизма отводилась главная роль, оказала большое влияние на развитие педагогической мысли Китая и всей китайской цивилизации. Учитывая тот факт, что страна в тот период своей истории была раздираема смутами и нуждалась в объединяющем начале, это было особенно актуально.

В эпоху правления династии Мин главной целью воспитания и обучения было формальное изучение литературы. Критикуя такой подход к воспитанию Ван Шоу Жень выступал за гармоничное и духовное воспитание детей.

Ван Шоу Жэнь (1472 - 1528 гг.) был знаменитым философом и педагогом эпохи династии Мин. Его работы оказали большое влияние на развитие теории воспитания и обучения феодального общества Китая. Самым ценным его вкладом в дело развития воспитательного учения была реформа образования детей. Суть этой реформы заключалась в обосновании новых методов воспитания и обучения. Ван Шоу Жэнь выступал с острой критикой современных ему методов и форм обучения, которые негативно влияли на физическое и психологическое развитие детей. Содержание воспитательной и образовательной теории Ван Шоу Жэня было очень богатым: в него входили рассуждения учёного о самом воспитании и обучении, о целях и методах воспитания и т.д. Ван Шоу Жэнь проанализировал особенности детской психологии, открыл закономерности их умственного и физического развития. До него в Древнем Китае не было учёных, которые бы так серьёзно рассматривали проблемы развития детей. Опираясь на свои выводы, Ван Шоу Жэнь предложил новые методы воспитания, основанные на поощрении, на учёте специфики детской натуры - любопытстве, несерьезности характера, неумении долго концентрироваться. По мнению Ван Шоу Жэня воспитание детей должно быть многосторонним и гармоничным, то есть детей надо учить нескольким предметам, чтобы они росли развитыми и в умственном, и в физическом отношении. В этом выражается прогрессивность теории учения Ван Шоу Жэня.

Исходя из своей теории воспитания, то есть теории разностороннего воспитания, Ван Шоу Жэнь говорил, что дети должны изучать следующие предметы: "Пение стихов", "Занятие Ли" ("Ли" - ритуалы), "Чтение", "Музыка". С одной стороны, это отдельные дисциплины, но, с другой, они тесно взаимосвязаны. Ван Шоу Жэнь говорил, что школьное и семейное воспитание не должны проводиться отдельно, они должны существовать в органичном взаимодействии. Он писал что, воспитание детей - задача не только учителей, но и родителей. Учителя и родители должны как можно чаще общаться друг с другом и содействовать друг другу. Ван Шоу Жэнь был последователем Конфуция. Сам Ван Шоу Жэнь при жизни активно занимался педагогической деятельностью, у него был много учеников, которые после него активно распространяли его учение. В середине правления династии Мин его учение воспитания и обучения детей далеко распространилось в Японии, Корее, Вьетнаме и других юго-восточные азиатских странах. Прогрессивность его воспитательной мысли была в том, что она основывалась на учитывании особенностей умственного и физического развития детей.

Не менее ценным в теорию воспитания детей был вклад известного китайского политика и выдающегося педагога Цзэн Гуо Фана (1811-1872 гг.). Он достиг больших успехов как учёный в области семейного воспитания. У него на этот вопрос были особые взгляды, которые отразились книге "Цзэн Вэн Гон Цзя Шу"(«Семейные письма Цзэна Вэн Гона»).

В учении о семейном воспитания Цзэна Гуо Фана было 3 блока.

1. Нравственное самосовершенствование. По мнению Цзэн Гуо Фана, человек должен обладать 10-ью качествами: почтительностью, дружелюбием, мужеством, честностью, верностью, великодушием, усердностью, бережливостью, скромностью, серьезностью.

2. Учёба. Самым главным в отношении к учёбе Цзэн Гуо Фан считал целенаправленность, старательность, эрудиция и постоянство.

3. Бережное отношение к своему здоровью. Цзэн Гуо Фан выделял следующие составляющие здоровья: здоровый сон и правильное питание, правильный образ жизни, хорошее настроение, сочетание труда и отдыха.

Теория Цзэн Гуо Фана отличалась по содержанию от других трактатов о семейном воспитании. Многие ученые брали за основу нравственное и умственное воспитание, не учитывая физическое развитие детей. А Цзэн Гуо Фан призывал сохранять и беречь своё здоровье. Исходя из важности этого, он большое внимание уделял физическому воспитанию, которое, по его мнению, нужно разделять на физиологическое и психологическое здоровье. Цзэн Гуо Фан поощрял изучение не только гуманитарных, но и естественных наук, таких как: астрономия, математика, времяисчисление. Он также утверждал, что одной из главных воспитательных задач нужно считать выявление цели и мотива учёбы. В феодальном обществе основным мотивом образования было стремление к блестящей карьере и богатству. Цзэн Гуо Фан был против такого подхода. Традиции семьи Цзэна Гуо Фана основывались на упорном труде в сельском хозяйстве и учебе.

Сам Цзэн Гуо Фан строго следовал семейным традициям, чего требовал и от своих детей. Учение в феодальном обществе стояло на первом месте. Считалось, что умственный труд выше физического. Цзэн Гуо Фан полагал, что физический труд также важен для воспитания, как и умственный. Книга "Цзэн Вэн Гон Цзя Шу" («Семейные письма Цзэна Вэн Гона») имеет много читателей и в наши дни, цитаты из неё широко известны.

Достойна внимания и изучения концепция дошкольного воспитания реформатора Кан Ю Вэя.

Кан Ю Вэй (1858-1927 гг.) - известный политик, реформатор и педагог конца династии Цин. Кан Ю Вэй придавал большое значение воспитательной деятельности. Он сам трижды создавал учебные заведения и преподавал в них. Его цель была одна - спасение Родины путем реформ, построения Да Тун («эпоха Великого Единства»). Политические взгляды Кан Ю Вэя были полностью отражены в его работе «Да Тун Шу» («Книга об эпохе Великого Единства»). Он рисовал прекрасные картины воспитания и обучения детей в обществе Да Тун, где содержание и обучение детей осуществлялось бы за счёт государства. Кан Ю Вэй считал, что воспитание и образование для всех - это очень важное условие создания и существования Да Тун. В таком государстве должны быть следующие заведения:

1. Жэн Бэн Юань, где живут беременные женщины. Там их хорошо кормят, за ними ухаживают и следят специальные врачи, и их содержит государство, а не мужья.

2. Юй Инь Юань, где живут все младенцы.

3. Хуай Ю Юань, где живут дети старше 3-х лет.

4. Мэн Ян Юань для детей дошкольного возраста.

5. Сйао Сюе Юань - начальная школа.

6. Чжун Сюе Юань соответствует средней школе.

7. Да Сюе Юань - высшее учебное заведение.

Кан Ю Вэй описывал прекрасное будущее системы воспитания детей. Учение Кан Ю Вэя о дошкольном воспитании и обучении в Да Тун Шу имело большую историческую ценность. Многие мысли Кан Ю Вэя о дошкольном воспитании и обучении в Да Тун Шу носили характер утопический и новаторский. Воплощение этих идей в жизни было невозможно в то время. Кан Ю Вэй впервые предложил систему бесплатного образования начиная с детского сада до университета. Впервые в истории дошкольного воспитания Китая и всего мира предложил создать учреждение для воспитания будущих матерей - Жэн Бэн Юань. Он учитывал особенности детской психологии, обозначил правильные цели воспитания, которые дают детям возможность получить гармоничное - умственное, нравственное и физическое развитие. Учение Кан Ю Вэя о дошкольном воспитании и обучении в его работе «Да Тун Шу» было утопичным, но имело большое историческое значение.

В конце правления династии Цин (1644 - 1911 гг.) развитие национальной капиталистической экономики способствовало возникновению детских воспитательных заведений. По форме воспитания детей в феодальном обществе было семейным, что соответствовало экономике натурального хозяйства. А возникновение общественных детских воспитательных заведений явилось результатом развития промышленности и экономики. Благодаря отмиранию натурального хозяйства, в Китае появилось множество торговых рынков. Безработные крестьяне стали дешёвой рабочей силой для капитализма. Многие женщины, поступив на заводы, фабрики, начали участвовать в производственном процессе. Вследствие этого перед обществом встала проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Таким образом, возникновение общественных детских воспитательных заведений явилось результатом развития промышленной экономики в конце правления династии Цин. По модели западных детских воспитательных учреждений в Китае появились свои заведения подобного типа. Большую роль сыграла китайская интеллигенция, которая приняла активное участие в процесс. В конце правления династии Цин правительство создало новую систему образования Куы Мао, в которую входили и детские сады. В 1903 г. была официально принята во всей стране новая система образования Куы Мао. Структура которой представлена в модели. Данная система состояла из трёх этапов и включает в себя 7 ступеней. Первый этап - начальное образование - длится 13 лет. Второй этап - среднее образование - 5 лет. Третий этап — высшее образование - 11-12 лет.

Система Куы Мао была первой государственной системой образования, которую приняли по всей стране. Кроме того, впервые официально было признано общественное детское воспитательное заведение неотъемлемой частью государственной образовательной системы.

Таким образом, в данном исследовании всесторонне изучен и систематизирован педагогический опыт Китая, представленный в историческом развитии детского воспитания на протяжении трех эпох: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный. Вместе с тем, мы полагаем, что полученные в ходе исследования материалы, могут быть использованы в современной теории и практике воспитания.

Теоретический анализ истории развития педагогической мысли Китая позволил определить следующие выводы:

1. Воспитание и обучение детей в Древнем Китае имеет длительную историю - с античности до конца правления династии Восточной Цзинь. Воспитательный опыт, накопленный в течение веков - ценное культурное наследие, которое необходимо критически изучать и внедрять в современную практику воспитания. В своей диссертации мы выделили 5 этапов в становлении и развитии всей воспитательной системы Китая: первобытнообщинный, этап становления цивилизации, эпоха древних империй, эпоха раннего средневековья и эпоха поздних империй.

2. Предпосылками возникновения воспитательной системы и воспитательного учения в Древнем Китае явились развитие человеческого общества, человеческого мышления и производства, а также разделение физического и умственного труда. Основы и предпосылки становления воспитательной системы возникли в недрах первобытного строя. В первобытном обществе трудовая деятельность являлась основой жизни человека, и обучение и воспитание детей были тесно связаны с ним. Общественный труд являлся решающим фактором для возникновения учения об обучении и воспитании детей.

3. Достижением развития воспитательной системы Древнего Китая являлось создание специализированных учебных заведений для детей, имеющих сословно-дифференцированный характер. Бесценный вклад в дело развития воспитания и образования детей внёс Конфуций. Он обобщил опыт воспитания и обучения детей в Китае и выдвинул оригинальные идеи, многие из которых соответствуют гуманистическим идеалам воспитательной культуры современного демократического общества и могут быть использованы педагогами в настоящее время.

4. Одной из особенностей системы образования в Китае было наличие частных учебных заведений, которые существовали параллельно с государственными. Первые учебные заведения появились в рабовладельческом обществе в эпоху Западной Чжоу. Они делились на два вида: Го Сюэ («государственные») и Сяо Сюэ («местные»). Уже во II тысячелетии до н.э. в

Древнем Китае появился прообраз детских садов и частных школ. Ярким свидетельством прогрессивности педагогических взглядов Древнего Китая являлись, в частности, первые детские воспитательные заведения ясельного типа Ю Цзи Ши. Ценным и достойным изучения вкладом в педагогику Древнего Китая являлось «воспитание зародыша» или Тай Цзяо и его принципы. Теория «воспитания зародыша» является, на наш взгляд, актуальной и полезной для современного общества. Современная психология и физиология утверждают, что психологическое состояние будущей матери регулирует физиологическую деятельность и развитие зародыша.

5. В исследовании раскрывается постепенное становления и развитие системы семейного воспитания в Китае, определены основные задачи и принципы. Традиционное семейное воспитание в Китае сформировалось на основе "семейных правил", напоминающих домостроевский уклад, и отличалось строгостью. В трудах китайских просветителей - Конфуция, Янь Чжи Туя, Сы Ма Гуана, Лу Ю - содержались рекомендации по семейному воспитанию с самого раннего возраста ребёнка, так как младенчество - это фундамент всей жизни человека. Младенчество и детство - это самые интенсивные периоды в развитии центральной нервной системы.

6. В исследовании раскрыто основное содержание традиционного семейного воспитания, которое заключается в нравственном воспитании, умственном воспитании, воспитании у детей стремления и правильного отношения к учёбе, воспитании у детей усердия и бережливости. Определены принципы и методы традиционного семейного воспитания: последовательность, создание семейных правил, воспитание с помощью стихов, изучение "Ли" (Книга ритуалов) и "Ши" (Книга стихов), сочетание умственного и нравственного воспитания в семье.

7. Всплеск развития семейного воспитания характеризовал периоды правления династий Тан и Сун. В данную эпоху активную роль в воспитании детей играли матери. Янь Чжи Туй подробно описал влияние окружающей среды (включая отношение внутри семьи) на воспитание и обучение детей. По данным современной педагогики школьная воспитательная система, семейная обстановка и общественная среда, каждая по-своему, влияют на развитие детей, поэтому необходимо создать благоприятную среду для воспитания детей как в семье, так и в обществе.

8. В процессе развития педагогической мысли Китая внимание к личности ребенка постоянно возрастало, уменьшилась роль телесных наказаний, увеличилось воспитательное воздействие личным примером, что свидетельствует о тенденциях гуманизации воспитания, обучения и образования. В эпоху правления династии Мин реформа воспитания и образования детей знаменитого философа и педагога Ван Шоу Жэня оказала большое влияние на дальнейшее развитие теории воспитания и обучения феодального общества Китая.

9. В процессе развития педагогической мысли Китая образование становилось всё более доступным простому народу. В династии Цин знаменитый реформатор Кан Ю Вэй в своей книге Да Тун Шу («Книга об эпохе Великого Единства») впервые'предложил бесплатное образование для всех (начиная с дошкольного воспитания и заканчивая высшим образованием). В 1903 г. появилась и была официально принята во всей стране новая система образования Куы Мао, в которой дошкольное воспитательное заведение стало неотъемлемой частью образовательной системы.

Таким образом, можно сказать, что китайцы всю творческую созидательную энергию нации направили на движение вперед, на совершенствование методов обучения и воспитания, опираясь на достижения и опыт предыдущих поколений. Китайские педагоги и просветители внесли огромный вклад в эволюцию мировой педагогики. Их опыт безусловно, достоин усвоения и сохранения в мировой практике воспитания детей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ло Юн, 2005 год

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат, 1982. - 223 с.

2. Алексеева В.М. Конфуций. Антология гуманной педагогики. М.: Педагогика, 1996. - С. 16 - 17

3. Андреева И.Н. История образование и педагогической мысли за рубежом и в России: пособия для студ. пед. вузов / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильевна. М.: Академия, 2002. - 416 с.

4. Бим-Бад Б.М. Мудрость воспитания. М.: Педагогика, 1983. -160 с.

5. Боревская Н.Е. О восприятии идей мировой педагогики в Китае // Советская педагогика. 1991. - № 9. - С. 128-135

6. Боревская Н.Е. Образовательная политика в Китае и России: Сравнительный анализ // Педагогика. 1996. - № 1. - С. 94 - 103

7. Боревская Н.Е. Очерк истории школы и педагогической мысли в Китае. М.: Институт дальнего востока РАН, 2002. - 146 с.

8. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечество. М.: Наука, 1980. - 240 с.

9. Ван Гуанхуа Основные тенденции развитие народного образование Китая после революции 1949 года: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01/- Казань, КГПУ. 1998. 169 с.

10. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. -М.: Наука, 1986.-206 с.

11. Вернер Штайн. Хронология Мировой цивилизации. М.: Слово, 2003.-Т. 1.- 1099 с.

12. Вигасин А.А. История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов / А.А. Виггасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков. М.: Выш. Школа, 2003. - 462

13. Вигасин А.А. История Древнего мира: Первобытность. Древний Восток: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. шк. / А.А. Вигасин, Н.В. Самозванцева. М.: Русское слово, 1996. - 191 с.

14. Волкова Е. И. Отец и мать как воспитатели. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1956. 92 с.

15. Воскресенская Н.М. Поиски государственных образовательных стандартов за рубежом // Педагогика. 1994. - № 2. - С. 112-117

16. Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова. М: Просвещение, 1981. - 223 с.

17. Гладкий В.Д. Древний мир: Энциклопедический словарь: В 2-х т. -М.: Центрполиграф, Т. 1 : А О 1998. - 510 с.

18. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира: пособия для студ. пед. вузов и слушателей институтов повыш. квалификация. М.: совершенство, 1999. 224 с.

19. Джуринский А.Н. История педагогики: пособия для студ. пед. вузов М.: ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

20. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира. М.: Совершенство, 1999. - 206 с.

21. Егоров С.Ф. Учебно-методические материалы по истории педагогики: учеб. пособия для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Ф. Егоров, Л.М. Волобуева, С.В. Лыков. М.: Академия, 2000. - 88 с.

22. Егорова С.Ф. История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия, учеб. пособие./ С.Ф. Егорова, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева, Н.Ю. Житнякова. М.: Академия, 2000. - 440 с.

23. Запорожец А.В. Основы дошкольной педагогики / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. М.: Просвещение, 1980. - 272 с.

24. Зинурова Э.Г. Основные тенденции реформирования системы образования в Японии: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Казань КГПУ, 2004. -180 с.

25. Кабатчако М.В. Педагогика мира: постановка проблемы её обоснование // Современная педагогика. 1989. - № 1. - С. 132 - 135

26. КандаковМ.И. Образование в современном мире: Состояние и развитие. М.: Педагогика, 1986. - 245 с.

27. КларинМ.В. Современная начальная школа Китая // Начальная школа. 1992. - № 5. - С. 60 - 63

28. Клепиков В.З. Развитие системы научно-педагогических учреждений КНР // Советская педагогика. 1989. - № 2. - С. 130 -135

29. Клепиков В.З. Судьбы народного образования в Китае // Советская педагогика. 1968. - № 8. - С. 131 - 137

30. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.: Академия, 2004. - 416 с.

31. Константинов Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов, Медынский, М.Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1982. - 447 с.

32. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова М.: Академия, 2001.- 416 с.

33. Кузнецов А.Н. Энциклопедия нового Китая. М.: Прогресс, 1989.519 с.

34. Кукушин B.C. Общие основы педагогики. Ростов-на-Дону: 2002. -218 с.

35. Кун Течэн. Конфуций, его жизнь, идеи и влияние. Тайбэй: 1991.-С. 1

36. Латышина Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: учеб. пособия для студ. пед. вузов М.: Гардарики, 2003. - 603 с.

37. Лебедев П.А. Семейное воспитание. Хрестоматия, учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Академия, 2001. - 408 с.

38. Луконин В.Г. Культура Востока: Древность и раннее средневековье. Сб. статей Л.: Аврора, 1978. - 240 с.

39. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983. - 160с.

40. Малявин В.В. Китайская Цивилизация. М.: "Издательство Астрль" ООО "Издательство Аст" Изательско-продюссерский Центр "Дизай Информация Картография" 2000. - 632 с.

41. Миронов В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990. 175 с.

42. Мочалова Н.М. Философия и история образования: учеб. пособия для студ. пед. образоват. учреждений / Н.М. Мочалова, О.Б. Мочалова, М.Г. Хамидуллин, П.П. Козлова. Казань: Стерлитамак, 1998. - 146 с.

43. НигматовЗ.Г. Гуманистические основы педагогики. М.: Высш шк. 2004. - 400 с.

44. Нигматов. З.Г. Традиции семейного воспитания. Педагогическое общество РСФСР. Тат. отд. Тат. институт усоверш. учителей. Казань, 1984. -52 с.

45. Парамонова JI.A. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: пособия для студ. пед. вузов / JI.A. Парамонова, Е.Ю. Простасова. М.: Академия, 2001. - 240 с.

46. Пдоласый. И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2кн М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2001. - 576 с.

47. Першин А.И. История первобытного общества: Учебник для ист. фак. Вузов / А.И. Першин, А.Л. Монгайт, В.П. Алексеев. М.: Выш. Школа, 1982. - 223 с.

48. Пискунова А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до XX в. : пособия для студ. пед. вузов М.: ТЦ "сфера", 2001. - 512 с.

49. Прасол А.Ф. Первые учебные заведения и становление образования в Японии (VIII-XI вв.) // Россия и АТР Владивосток: Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего востока. - 1998. - № 4. -С. 30-33.

50. Прасол А.Ф. Японское образование в эпоху Мэйдзи (1868 1912 гг.) - Владивосток: Дальнаука, 2002. - 358 с. (22,4 п.л.)

51. Протопоповам А.Н. Союз любви и разума. М.: Педагогика, 1973. - 75 с.

52. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. Смоленск: Русич, 2000. - 460 с.

53. Спенсер. Герберт. Воспитание: умственное, нравственное и физическое. /Сост. вступ. ст. Г. Корнетова; перевод с англ. М.А. Лазаревой.-М.: РАО, 2002. 288 с.

54. Столетов В.Н. Диалоги о воспитании / В.Н. Столетов, Л.А. Венгер., A.M. Фонарев. М.: Педагогика, 1979. - 320 с.

55. Тихвинский С.Л. История Китая и современность. М.: Политиздат, 1980. - 351 с.

56. Тихвинский С.Л. Китай: История в лицах и событиях. М.: Политиздат, 1991. - 254 с.

57. Тихвинский С.Л. Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная литература: китаеведение. М.: Политиздат, 1994. - 115 с.

58. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: пособия для студ. пед. вузов М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 352 с.

59. УшинскийК.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Фаир-пресс, 2004. - 576 с.

60. Шаяхметова Р.И. Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Казань КГПУ, 2003. - 206 с.

61. КШЪШШШ / -AKftWilljKtt, 2000. 421 j/I62. / -ЛЙЙ^ЖЖЙ, 2000. -520 Ж63. фш/шм.тт 2000.- 476 ж64. ш» Шй*) 2000. -397 Ж65. ОЛШТГШШ:, 2001. - 366 Ж66. trastsiit ш-t ^тшк'т-жш., 1995.-479ж

62. Фвшгдам mix -Lii^swuiffitt, 2000. -ж ж68. tlifiiS M\li-is, 1997. - 324 .5Х

63. ШШ ФШЙШМЙ ГЖЛКЖШ+-, 1 9 8 5.-367 ^70. шла -i-шщ Mstsmwf., 19 s s. -287 ^71. № 1 9 5 9. - 347 Ж72. шш &ШАШШШШШШ&Ш ММ1ГЖШ., 1990. - 313 Ж73. ШШ 11 ^КШШИ, 1987,- 7 Щ74. 1990. -277 ж75. IfcWiUJ&tt. 1994.-347 Ж

64. ФШШШМ£ ЗВНФ ЙШЯЯПШЙ"., 1994. - 562 ^77. М " ФМД, 1 9 6 2. -443 Ж78. ЪПЬЩ ~ 1 9 8 5.-332 Я79. Ф^ЗД, 1 9 8 0.-221 Ж

65. Ш^Ш-Ц ~ Ф^ЯЗ, 1 9 8 5.- 128 ^

66. ШЖЖ (g?) ШШШЪ, 1992.-4 ад.82. ФШШШ£ ШШ 1986. - 587 Ж

67. ФШШ!£ ттшх^&шп., 1992. -&7ож84. тш ФШ^^МШГЙ -ARtfcWWJKtt, 1996. -595 ж85. fcftR ШкОТЖШ*, 2000. -223 ^

68. I&flS tffltfM 2000. -275 Ж87. ШШ Ф1 9 8 1.-226 Я88. fflBI ЙМАЙЖИШ, 1 9 9 0.-376 IS89. ш йМАкаикя-., 19 9 2.-349м90. тш S-ffiUtt, 1 9 8 9.-119 жid iez--s z 6 i 'М&^Ф M ШШ-ог1

69. MWI- -s z 6 i 'Ш-sfrФ $Ш ШШ'би1. Wii "811

70. Ж isz 'и 6 i Ш-^Ф - ШПи Жт- 'н 6 i «ШИгФ - йгй 4ШГ9П Юге--6 9 6 i 'ЁГЯг&Ф - ?SH «'911 M26I --8 6 6 i 'ТШЯЩН^ Ш-'8861 'ттш&шшшш//шщ'ш&т* шщ-т1£19E- -6661 ЧШШОТ ШШ'Ш-8661 'шятът

71. Ж 69S '8661 - ^Ш^ТО^ЕФ 4ЭДГ0П-•2861 'тато&гёэдшФ ШУ#МФ ^та-бот иге- - I б б т 'ШШ-ШФ&хшш н шшишф та^-801жш--г 6 б т 'ТШПШШШ Ш^'шнг •£ 8 6 т 'ТШГНИУ- ЗШЩИФ'эот

72. Ж89£- '8 L 6 I 'ЧШШЙУ&Т -Ж 6*9 '8 L 6 I 'ТШФ^У^Т ШУ^'Ш

73. Mz2z--zs6i 'ЩСФЙ^М ШЩХ ШЬ'т ЖZ9S- -0002 ЧШФ^УМ» - (Ф1Ш)

74. Ж 199- -юог 'тшящ^ет- ЩХШЩШ ВД^'ТОХж 861 X86I - шагоохж 092- -0861 'шиьф зшзд ш\ш '66 z- "I66T // ^йетт^й-^уад^Фш шт -86жггъ- '9661 (-)Тр^даиФ &ШШ 'L6ж т '9661 'ТШГБ^УМ^ - джш ШЯ '96жш--б i б т т^Ф «адз* жъшшт? -se

75. Жш- 'ооог ЧШШ^УЗШФ^ ШШ ШФ ШЩй '*б

76. Ж £29- -2661 'ЧШГО&УЭШ^ ¥1ШВФ '£6

77. Ж IfrE- -Н6 I Ш^ф ft ЯШ Ш '26 Ж C9S -' г б 6 I 'ТШП^УН-Ш - Ж» 'Тб8SIт.тям »45 Ф^ЗД, 1 9 7 2.-443 Ж122.шш тшт ±тъшш, i э 8 2. - 437 Ж

78. Й#Й£Шч1 ЛКМЖШ-t, 1 9 8 3.- 236311 124.7пЛ« И-ЦЖ& 4ШПТФШЖ, 1 9 8 4. - 131 ж

79. Й5Ш ^fflifiti ЛРШТГЖШ*. 1997. - 492 Ж126. ШИШ / ВЁК 2000. - 337 Жт.штш тт&шт& / ШФ 2001.-48i ж128. ЛЕШИ"ЖШ±, 2000. - 416 Ж129. P&^tt) ШШ) 2001.-403 Ж130. 1 9 9 5.- 4 1 з Ж

80. ЩШ ЖМФШ^ИШМ 1 9 9 1.-5 4 9Ж

81. II® НЙМ&ШЬ (ШАШ) iiftffttilKtt, 1 9 9 4.- 4 1 21 133.1» ЖШГ^ - 19 9 1. .5161

82. Шй (ШАт -liifiUKtt, 19 9 1.- 5 о о ж

83. ФШЙШШ ЯШШ, 1 9 9 6.-3 2 4 ж » 136.41 ад и&ШЖ - 1 9 9 3.-465 ж137. тш ШШУ 1| 1 9 9 3.-362 жт.ШШ 1 9 9 2.-473 Ж139.5Ш 7п£ 1 9 7 6.- 279 Ж140.£ГОЗД гГОВД^И 1 9 3 5,-542 Ж141. ^Й^ ^ЙШй 1 9 9 4.-387 Ж > 142. Шз Я/ - 1 9 7 5.-541 ж

84. ШГЯ (Ш-. =ft) 1990. -56 4 ж144. ШШ т&т 1 9 7 7. -533 Ж

85. ЙШЯШ^ЙЯШ^ ФШЗ^ШЙЙЙ, 1 9 9 4.- 439 ж

86. ЖШ ФШАЗМйй ЙФЙТГШЖЙ:, 1 9 9 0. - 2 5 6 Ж

87. ЗШл ЪШШШШ / Mffi. ИМ 2 о о 0. -419ж * 148. ФШЙТГзШЯ - 2 0 0 0. -548 жт.ШШ ФИ^^МЛШчШ- 1 9 8 2. 3 7 21тт|5жш±, 19 8 5.-987 ж

88. H6U- ЖЛЖШ±, 1 9 8 6.-327 ^52. ЛКШГЖШ±, 1 9 7 9.-561 жт-т -шш-пшк, i э б 1.430Ж

89. ЩЩ ЙШ15 М^ЖШ, 1 9 8 9.-231 Ж55. шшшшт 19 91.-437ж56. Ш —Ш " 1 9 9 4.-554^

90. ВШ± Ш&ЛШШШЯ Г®ЛКЖМ±^, 1 9 9 2.-219 и58.» шштшшш ГШЛШШШЬФ, 19 9 2.-З66Ж

91. Й1К ЙИШ*ЖШ±, 1 9 9 2.-442 Ж60.=££JF ФШВДШТГ 1 9 9 0.-430 Ж

92. ММ ЙОДФИ^ШГА tMffii^ililSt, 1 9 9 0/-365Ж

93. ШШ ФИШШ1ГМ14 AKftftlllStt, 1 9 6 2.-437 ж63.вниа фишшшш лййтгшжй, 19 8 4. -327 ж

94. ШШШШ ФШЙ^ММ 1 9 8 7.-419 ж65. йШ 5Ш;£2ЖШ±, 1 9 9 3.-437 Ж

95. ФИШТСМЛЯ! XMJKtfc, 1 9 9 2.-561 ж67. ШШ№Г& 1 9 8 6.-665 ж68.фшшшш 19 7 8.-З61 ж69.- 19 91 .-261 ж

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 206740