Развитие перспективной грамотности у студентов начальных курсов на художественно-графических факультетах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Ланщикова, Галина Александровна

  • Ланщикова, Галина Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Омск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 189
Ланщикова, Галина Александровна. Развитие перспективной грамотности у студентов начальных курсов на художественно-графических факультетах: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Омск. 2004. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ланщикова, Галина Александровна

Введение.

Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ

ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОСТРОЕНИЙ.

1.1. Психолого-физиологические закономерности восприятия пространства

1.2. История развития пространственных построений в изобразительном искусстве.

1.3. Критерии оценки и модель развития перспективной грамотности у студентов начальных курсов в процессе обучения перспективе

Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ГРАМОТНОСТИ

У СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ.

2.1. Определение уровня перспективной грамотности у студентов к началу обучения (констатирующий этап экспериментальной работы).

2.2. Научно-методические основы формирования перспективной грамотности у студентов на занятиях перспективой.

2.3. Формирование перспективной грамотности у студентов начальных курсов на художественно-графических факультетах (формирующий этап экспериментальной работы).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие перспективной грамотности у студентов начальных курсов на художественно-графических факультетах»

Актуальность исследования обусловлена инновационными процессами, происходящими в современной системе образования. В связи с переходом образования на новый уровень развития во главу угла ставятся не узкодисциплинарные, а широкообразовательные цели обучения, меняются требования и к подготовке специалистов.

Важность повышения требований к общему уровню образованности выпускников, стремление к достижению высшего результата профессиональной подготовки студента - педагогической компетентности - в своих работах отмечают А.В. Адольф, А.К. Маркова, Г.Н. Сериков и др.

В научных исследованиях художественного творчества акцентируется проблема развития пространственных представлений обучающихся у Н.Н. Ани-симова, Т.Ф. Беляева, О.И. Галкиной, Е.И. Игнатьева, Н.А. Кириченко, B.C. Кузина, Н.Ф. Ярышевой - на занятиях рисованием; у Г.Ф. Быковой, Г.А. Владимирского, Е.Н. Власовой, Е.Н. Кабановой-Меллер, Ю.Ф. Катхановой, М.С. Коноп-левой, B.C. Космина, B.C. Кузнецова, В.Б. Нечаевой, Н.Ф. Четверухина, B.JL Соосар, В.И. Струкова, З.Р. Федосеевой - в графической деятельности.

В педагогической литературе и диссертационных работах исследуются различные аспекты проблемы методики развития пространственных представлений на занятиях геометрией, литературой, черчением, музыкой, географией и т. д. (А.Д. Ботвинников, JI.M. Государский, В.И. Зыкова, Б.Ф. Ломов, О.И. Никифорова, Б.М. Теплов, Ф.Н. Шемякин и др.).

Отдельные стороны проблемы развития пространственных представлений у студентов при обучении рисунку на художественно-графическом факультете рассматривали А.Е. Галич, В.К. Лебедко, В.М. Непомнящий, В.Е. Несте-ренко, Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев, А.И. Хубиев и др.

В психологических исследованиях изобразительной деятельности Б.Г. Ананьева, Р. Арнхейма, Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца,

В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина освещаются некоторые аспекты

Вопросами, связанными с развитием пространственного мышления, занимались

A.Д. Ботвинников, Г.Г. Ивашина, Н.Э. Изергина, Е.Н. Кабанова-Меллер, О.П. Кауфман, Н.П. Линьков, Б.Ф. Ломов, Н.Ф. Четверухин, И.С. Якиманская и др.

Необходимость включения рисования по памяти и представлению в учебном процессе на художественно-графическом факультете доказана в работах В.А. Гаврилко, В.К. Лебедко, В.Е. Нестеренко, А.Е. Терентьева.

Важнейшие проблемы обучения изобразительной грамоте и художественного восприятия в изобразительной деятельности студентов достаточно основательно исследовали Г.В. Беда, В.П. Зинченко, Л.А. Ивахнова, B.C. Кузин,

B.К. Лебедко, Л.Г. Медведев, Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев, Е.В. Шорохов и др. Отдельные вопросы закономерностей и особенностей зрительного восприятия рассматривал М.В. Федоров; проводили исследования в области физиологии зрения И.П. Сеченов, М.С. Шехтер, А.Л. Ярбус; Р. Арнхейм, Б.Г. Ананьев, Р. Грегори, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко,

A.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Д.Н. Узнадзе и др. - в области психологии зрительного восприятия и изобразительных способностей.

Философские и искусствоведческие исследования, посвященные применению перспективных построений в искусстве различных эпох, позволяют проследить динамику перспективной грамотности (А.П. Барышников, А.Ю. Кудрявцев, И.П. Никитина, А.Л. Расторгуев).

Проводились и диссертационные исследования, связанные непосредственно с методикой обучения построению перспективных изображений (А.П. Барышников, Е.Н. Бауман, В.В. Колокольников, Н.М. Макарова, С.А. Соловьев,

B.М. Ратничин и др.). Например, С.А. Соловьев исследовал некоторые вопросы совершенствования содержания учебно-методический пособий по линейной перспективе для студентов. Дидактические основы изучения перспективы в средних художественных учебных заведениях достаточно убедительно изложены в диссертации В.М. Ратничина. Оптимизации процесса обучения линейной и воздушной перспективе на начальном этапе обучения рисунку в детских Художественных школах посвящено исследование Е.Н. Бауман.

На междисциплинарную разобщенность как на недостаток существующей практики учебной графической деятельности (по начертательной геометрии) указывает в своем диссертационном исследовании Ю.Ф. Катханова.

Таким образом, в указанных теоретических и методических работах представлен достаточный материал, позволяющий исследовать проблему повышения уровня грамотности студентов в области пространственных построений в методике обучения перспективе - одному из важнейших разделов и геометрии, и теории изобразительного искусства. В исследовании акцентируются вопросы творческого применения знаний систем перспектив главным образом при работе над построением композиционных эскизов к тематическим произведениям. Формирование у студентов современных научных представлений и понятий о пространстве - одна из важнейших задач их интеллектуального развития.

Актуальность проблемы продиктована необходимостью разрешения противоречий между разработанностью теории пространственных построений и недостаточным уровнем использования ее студентами в процессе работы над тематическими рисунками (в композициях) на занятиях по дисциплине «Перспектива»; между потребностью обновления содержания обучения студентов пространственным построениям и недостаточным уровнем разработки методики обучения перспективе и методического обеспечения этого процесса; между интегрированным характером теории и практики перспективы и преподаванием ее специалистами-математиками без учета этой специфики (без связи с практикой предметов художественно-изобразительного цикла).

Названные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в поиске наиболее эффективных приемов и методов обучения студентов пространственным построениям с целью формирования перспективной грамотности.

Цель исследования: научно-теоретически обосновать и экспериментально апробировать методику обучения пространственным построениям студентов 1-го курса факультета искусств, которая способствовала бы эффективному решению проблемы в рамках художественно-педагогического образования (повышению перспективной грамотности).

Объектом исследования является процесс обучения пространственным построениям на занятиях перспективой.

Предмет исследования: методы обучения, способствующие формированию перспективной грамотности студентов начальных курсов на занятиях по «Перспективе».

В своем исследовании мы исходили из следующей гипотезы:

Перспективная грамотность студентов начальных курсов формируется значительно эффективнее, если:

- формирование умений построения пространства будет осуществляться прежде всего через вариативные задания тематического характера, являющиеся основой для креативности;

- диагностика будет проводиться по критериям, входящим в состав мотива-ционного, когнитивного, технологического, вариативного и рефлексивного блоков.

Проблема, цель, гипотеза, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач:

1. Раскрыть сущность понятий «перспективная грамотность», «перспективная компетентность».

2. Выявить психологические закономерности восприятия пространства и особенности формирования пространственного образа у студентов.

3. Выявить оптимальные методы обучения пространственным построениям.

4. Разработать критерии и показатели оценки уровня перспективной грамотности студентов.

5. Разработать методические рекомендации по перспективе для студентов 1-го курса факультета искусств, дополняющие систему комплексного воздействия средств изобразительной и графической грамоты.

6. Экспериментально проверить разработанную методику обучения пространственным построениям.

Методологию исследования составили: теория учебной деятельности как основного способа самореализации личности в учении Д.В. Эльконина и В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева; И.Я. Лерне-ра, B.C. Леднева, М.Н. Скаткина, В.В. Краевского, Б.П. Беспалько; теория психологии и физиологии восприятия (пространства, предметов окружающего мира и изобразительного искусства), изложенная в трудах Б.Г. Ананьева, Р. Арнхейма, Л.С. Выготского, Р. Грегори, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, О.П. Лановенко, Б.В. Раушенбаха, И.П. Сеченова, М.С. Шех-тера, А.Л. Ярбуса; исследования условий развития образного, абстрактного и логического мышления, пространственных представлений и воображения в графической деятельности, выполненные Е.Н. Кабановой-Меллер, Ю.Ф. Катхано-вой, Б.Ф. Ломовым, И.С. Якиманской и др.; концепция проектирования содержания учебных дисциплин (И.С. Батракова, М.Н. Берулава, Е.С. Заир-Бек, Л.А. Ивахнова, B.C. Лазарев, Т.В. Наумова, А.К. Орешкина, В.Е. Радионов, А.П. Тряпицына, Н.В. Чекалева); методика обучения графической деятельности, изложенная А.Д. Ботвин-никовым, В.А. Гервером, Ю.Ф. Катхановой, Н.И. Линьковой, Б.Ф. Ломовым, М.Н. Макаровой, Н.П. Сакулиной, И.С. Якиманской и др.; методика обучения изобразительной грамоте и изобразительному творчеству B.C. Кузина, В.К. Лебедко, Н.Н. Ростовцева, Н.К. Шабанова, Е.В. Шо-рохова и др.; методика межпредметных связей (в исследованиях В.Н. Келбакиани, Х.Р. Кураловой, Ю.А. Самарина и др.).

Методы исследования.

Для решения поставленных задач использовалась совокупность взаимодополняющих методов: теоретический анализ научной литературы по философии, эстетике, педагогике, физиологии, психологии художественного творчества, методике обучения изобразительному искусству; литературы, посвященной теоретическим и практическим вопросам художественного образования, стандартов образования и учебных программ по предметам художественно-изобразительного цикла; изучение, анализ и обобщение опыта обучения пространственным построениям (в тематических рисунках); анкетирование, тестирование, включенное педагогическое наблюдение за изобразительной и графической деятельностью студентов на практических занятиях по перспективе; опрос, беседы со студентами и преподавателями предметов художественно-изобразительного цикла; педагогический эксперимент, состоящий: а) из анализа продуктов деятельности (учебных и самостоятельных работ студентов); б) из диагностико-формирующего эксперимента (количественного и качественного анализа полученного экспериментального материала).

Опытно-экспериментальная база исследования.

Факультет искусств ОмГПУ, на котором в 2000-2003 гг. проводилась опытно-экспериментальная работа со студентами дневного, заочного и вечернего отделений. Омский педагогический колледж № 3 (отделения художественно-графическое, дизайн, реклама).

Достоверность и обоснованность положений исследования обеспечивается: использованием системы методов педагогического исследования, адекватных предмету и задачам исследования, и современных подходов к процессу обучения студентов; сравнительным анализом статистических данных по различным аспектам исследуемой проблемы; т анализом современных достижений психолого-педагогической науки; повторяемостью результатов эксперимента на различных этапах исследования; результативностью использования методических материалов. Научная новизна исследования заключена: в обосновании и проверке прогностической модели развития перспективной грамотности студентов 1-го курса; в выявлении возможностей применения различных систем перспективы для развития перспективной грамотности у студентов; в выделении уровней освоения студентами перспективной грамотности и в определении критериев и показателей оценивания уровня перспективной грамотности студентов.

Теоретическая значимость исследования заключена: во введении понятий «перспективная грамотность», «перспективная компетентность»; в обобщении определений различных видов перспективы, создании более полной, по сравнению с существующими, классификации; в изменении логики изложения учебного материала по пространственным построениям в учебной дисциплине «Перспектива». Практическая значимость исследования состоит: в разработке методики обучения студентов факультета искусств пространственным построениям, направленной на реализацию возможностей использования знаний различных научных систем перспективы и умений применять эти знания в построениях пространства в тематическом рисовании; в разработке методического обеспечения реализации методики обучения студентов пространственным построениям (программы, методических рекомендаций, рабочих тетрадей с печатной основой, тестов, вариативных заданий и др.). Задания по перспективе могут использоваться в системе повышения квалификации преподавателей художественных вузов, художественных отделений педагогических вузов, средних художественных учебных заведений, преподавателей детских художественных школ, учителей специализированных и общеобразовательных школ.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись

1) при обучении студентов: курсам «Перспектива» и «Художественное оформление в школе» на факультете искусств в ОмГПУ (очное, заочное и вечернее отделения); курсам «Основы изобразительного искусства», «Художественное прикладное проектирование и техническая графика» на факультете начальных классов ОмГПУ; курсам «Перспектива» на художественно-графическом отделении, а также отделениях «Дизайн» и «Реклама» Омского педагогического колледжа № 3;

2) при подготовке методического обеспечения учебного процесса по обучению студентов пространственным построениям, а именно: публикаций в межвузовских сборниках; экспериментальной программы по курсу «Перспектива»; методических рекомендаций для студентов факультета искусств по курсу «Перспектива»; составлении действующих программ по дисциплине «Перспектива»; выпуске рабочих тетрадей с печатной основой, тестов, методических указаний и вариативных заданий для студентов по перспективе; выступлении на научно-практических конференциях в Новосибирске, Магнитогорске; научно-практической конференции, посвященной 90-летию А.Н. Либерова (Омск, 2001 г.); проведении курсов повышения квалификации работников образования: семинаров-практикумов для учителей школ «Творческие задачи в курсе черчения» (Новый Уренгой, 2001 г.; Ноябрьск, 2001 г.), в выступлениях на семинарах на темы: «Роль перспективных построений в развитии пространственных представлений», «Перспектива - одно из средств построения пространства в изобразительном искусстве»; а также курсов повышения квалификации работников образования «Обновление содержания и методики художественного образования школьников» (Надым, 2003 г.), в сообщении на семинаре на тему: «Применение различных систем перспективы для построения пространства в тематическом рисовании».

Основные результаты проведенного исследования используются в работе ОмГПУ на факультетах искусств и начальных классов. Разработанные программы спецкурсов и семинаров внедрены в учебный процесс ОмГПУ, Омского педагогического колледжа № 3, Омского художественно-промышленного колледжа.

Положения, выносимые на защиту:

1. Научно-обоснованная методика обучения студентов 1-го курса факультета искусств пространственным построениям, ориентированная на развитие перспективной грамотности.

2. Тематические зарисовки могут стать основным видом вариативных заданий по дисциплине «Перспектива».

3. Оценка графических работ студентов по дисциплине «Перспектива» может проводиться по критериям, составляющим мотивационный, когнитивный, технологический, вариативный и рефлексивный блоки.

Этапы проведения исследования.

Первый этап - поисково-эмпирический (1995-1997 гг.) - связан с работой исследователя в качестве преподавателя ОмГПУ. В этот период определена общая идея исследования, разработаны гипотеза и понятийный аппарат исследования, изучен опыт обучения и состояние обучения пространственным построениям студентов факультета искусств, определены приоритетные проблемы обучения студентов и компоненты методики обучения студентов пространственным построениям.

Второй этап - поисково-преобразующий (1998-2000 гг.) - связан с работой исследователя в качестве аспиранта кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания ОмГПУ и был посвящен изучению философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы по теме исследования. В этот период разработаны основные направления исследования, проведен констатирующий эксперимент, начата работа по созданию методики обучения студентов и проведению формирующего эксперимента.

Третий этап - обобщающий (2000-2003 гг.) - включал проверку и уточнение гипотетических положений исследования в ходе эксперимента, анализ полученных результатов, формулировку выводов, оформление результатов в диссертации. На этом этапе завершалось создание методики обучения студентов факультета искусств пространственным построениям, разрабатывался комплекс вариативных заданий, выбирались формы контроля и критерии оценки уровня перспективной грамотности у студентов, а также осуществлялось внедрение результатов в практику.

Объем, структура и содержание работы соответствуют логике диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ланщикова, Галина Александровна

139 Заключение

Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка проблемы развития перспективной грамотности у студентов факультета искусств на занятиях перспективой сделать следующие выводы.

В методической литературе исследовались различные пути совершенствования профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов. В этих работах основной акцент ставился на повышении уровня общекультурной грамотности и, в частности, изобразительной.

Поскольку одной из важнейших проблем обучения студентов изобразительному искусству является обучение пространственным построениям, в настоящем исследовании была поставлена цель разработки методики развития грамотности у студентов в области пространственных построений.

На начальном этапе обучения перспективе в университете важно развивать у студентов перспективную грамотность, которая позволяет студентам решать задачи разного типа на построение пространства, опираясь на освоенный социальный художественный опыт. К структуре перспективной изобразительной грамотности относятся: знание основных понятий перспективы и возможностей различных перспективных систем в построении пространства на рисунке; знание психологических особенностей визуального восприятия пространства; владение навыками построения пространственного изображения; первоначальный опыт самостоятельной работы над тематическими зарисовками и работы с литературой.

Анализ заявленной проблемы позволил выявить взаимосвязь изобразительной и графической деятельности с закономерностями визуального восприятия действительности и, прежде всего, пространства. Выявлено, что опыт познания внешнего мира не является суммой накопленной зрительной информации, а пространственный образ создается совместной работой «глаза и мозга». При изображении близких предметов, особенно показываемых в ракурсе, может появиться естественная обратная перспектива. Для изображения предметов, находящихся в 2-3 метрах от зрителя, уместна параллельная перспектива (аксонометрия), а для более удаленных предметов используют центральную линейную перспективу.

Поскольку создание геометрически «идеального» изображения невозможно, оправданным считаются различные «приближения» к идеалу, т. е. различные способы пространственных построений.

Развитие визуального восприятия в обучении перспективным построениям возможно при условии взаимосвязи «Перспективы» с другими дисциплинами художественно-изобразительного цикла (рисунок, композиция и др.). В ходе анализа литературы по истории развития пространственных построений было выяснено, что за основной вид построения пространства при обучении изобразительному искусству - «эталон» - выбрана центральная прямая линейная (ренессансная) перспектива, а применение других перспективных систем определяется как «отступление от правил».

Для достаточно объективной оценки перспективной грамотности определены теоретически обоснованные и практически проверенные пять блоков критериев оценки графических работ студентов начальных курсов по дисциплине «Перспектива»: мотивационный, когнитивный, технологический, вариативный и рефлексивный. Каждый критериальный блок определил компоненты модели развития перспективной грамотности: совокупность развития мотивационной сферы, усвоения знаний, развития умений, предъявления вариативных решений, осознания изобразительной деятельности. Разработанные критерии оценки работ студентов позволили определить уровень перспективной грамотности студентов 1-го курса: перспективная репродуктивная грамотность (низкий уровень), перспективная функциональная грамотность (средний уровень), перспективная компетентность (высокий уровень).

Для подтверждения гипотезы настоящего исследования был проведен эксперимент. На констатирующем этапе определялся исходный уровень перспективной грамотности у студентов факультета искусств, на основе анкетирования, тестирования, опроса выявлялись причины возникновения ошибок и затруднений у студентов в практических работах и причины низкого уровня перспективной грамотности.

Формирующий эксперимент состоял из двух частей: пробно-поискового и сравнительного этапов. Первая его часть была направлена на разработку методики обучения студентов пространственным построениям.

В процессе экспериментальной работы разработана методика обучения студентов пространственным построениям. Целью методики является создание условий для обучения студентов пространственным построениям, которое будет направлено на развитие перспективной грамотности.

Экспериментальная программа по дисциплине «Перспектива» предусматривает комплекс вариативных заданий тематического характера, которые подобраны с последовательным усложнением учебных и творческих задач. Эти задания способствуют формированию перспективной грамотности, направлены на развитие восприятия, пространственных представлений, воображения, самостоятельности студентов, а также дивергентного типа мышления, позволяющего на одно и то же условие получать различные решения, не менее «правильные».

В настоящем исследовании предложен комплекс практических заданий, гармонично связанных и тесно переплетающихся с базовыми темами курса перспективы, продумана определенная последовательность предъявления их с учетом необходимости увеличения доли самостоятельной работы, дающая возможность выбрать оптимальный ритм работы и привлекать все необходимые источники информации.

Рисование с натуры является первым этапом развития компетентного обращения с пространственными планами. Тематическая композиция - следующий, более профессиональный этап в освоении студентами изобразительной перспективной грамоты.

На сравнительном этапе формирующего эксперимента проверялась методика обучения студентов пространственным построениям при помощи анкет, тестов, опроса, анализа практических работ студентов.

В ходе формирующего этапа экспериментальной работы была полностью подтверждена выдвинутая нами гипотеза. Было доказано, что если формирование умений построения пространства будет осуществляться прежде всего через вариативные задания тематического характера, являющиеся основой для креативности, то перспективная грамотность у студентов формируется значительно эффективнее. Кроме того, проверить эффективность развития у студентов грамотности в изображении пространства и пространственных отношений объектов можно, используя критерии, входящие в состав мотиваци-онного, когнитивного, технологического, вариативного и рефлексивного блоков.

Знание процесса развития перспективной грамотности позволяет поставить обучение студентов на научную основу. Углубление знаний по теории перспективы необходимо педагогу по изобразительному искусству, начертательной геометрии, черчению, проектированию не только для его практической деятельности, но и для самостоятельной творческой работы в изобразительном и прикладном искусстве. Совершенствование в вопросах теории перспективных проекций поможет положительно мотивировать занятия перспективой, правильнее, в научном отношении, строить методику обучения студентов законам, умениям и навыкам создания пространственного изображения в рисунке, глубже понять метод проекций.

В планировании, диагностике и оценке образовательных достижений студента необходимо признавать субъективность его творчества, поскольку одна и та же работа может быть творческой для одного студента и нетворческой (репродуктивной) для другого. Реализация данного принципа предусматривает рефлексивный анализ студентами своей деятельности, когда они обдумывают, чему удалось научиться, выполняя определенное практическое задание. Однако одно только внешнее выражение результатов деятельности может не отражать в полной мере адекватных внутренних изменений студента. При развитых рефлексивных качествах студент может определить степень собственного творчества по обнаруженной и осознанной разнице нового и известного ему ранее результата. С помощью рефлексивных приемов выявляется и осознается действительное образовательное приращение студента.

Проведенное исследование, несмотря на положительный результат, не исчерпывает проблемы обучения студентов пространственным построениям. Возможно дальнейшее выявление ее аспектов с использованием полученных в ходе настоящего исследования материалов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ланщикова, Галина Александровна, 2004 год

1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению: Учеб. пособие. М.: Изобраз. искусство, 1985. - 152 е.: ил.

2. Азанов М.В. Практические занятия по рисованию с натуры: Учеб. пособие для самостоятельной работы студентов. Пермь: 111 ПИ, 1976. - 64 с.

3. Аксенов К.Н. Рисунок. В помощь начинающему художнику-оформителю. -М.: Плакат, 1987. 192 с.

4. Аксенов Ю.Г. Дополнительные материалы к учебным заданиям по рисунку и живописи. М.: Искусство, 1961. - 107 с.

5. Аксенов Ю.Г. Рисунок и живопись. Руководство для самодеятельных художников. М.: Искусство, 1961. - 209 с.

6. Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Сов. художник, 1986. -253 с.

7. Алпатов М.В. Композиция в живописи. М. - Л.: Искусство, 1940.- 132 с.

8. Ананьев Б.Г. Пространственное развитие. Л.: ЛГУ, 1955. - 188 с.

9. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. - 334 с.

10. Ананьев Б.Г. Восприятие пространства и времени // Материалы симпозиума / Отв. ред. Б.Г. Ананьев Э.Ш. Айрапетьянц. М.: Наука, 1969. - 135 с.

11. Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды: в 2 т. / Под ред. А.И. Бода-лева, Б.Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. - 517 с.

12. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. -135 с.

13. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1981. - 167 с.

14. Анисимов Н.Н. Основы рисования. 2-е изд. - М.: Стройиздат, 1977. - 167 с.

15. Антонов П.Н., Кочергин А.Н. Диалектическая логика и моделирование творческого мышления // Диалектика научного познания. М.: Наука, 1966. -166 с.

16. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Сокр. пер. с англ. В.П. Шес-такова. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

17. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства /Пер. с англ. М.: Прометей, 1994. - 352 с.

18. Архангельский С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1974. - 48 с.

19. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. - 151 с.

20. Базальянц С.В. Художник, пространство, среда. М.: Сов. художник, 1983.- 239 с.

21. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Нов. Москва, 1925.- 240 с.

22. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия / Отв. ред. Б.Ф. Ломов: АН СССР, Институт психологии. М.: Наука, 1990. - 238 с.

23. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. - 166 с.

24. Барышников А.П. Как применять правила перспективы при рисовании с натуры М.: Искусство, 1952. - 91 с.

25. Барышников А.П. Перспектива. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1955.- 132 с.

26. Бауман Е.Н. Оптимизация процесса обучения линейной и воздушной перспективе (на материале начального этапа обучения рисунку в детских художественных школах): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.: МГПУ, 2001. - 15 с.

27. Бауман Е.Н. Оптимизация процесса обучения линейной и воздушной перспективе (на материале начального этапа обучения рисунку в детских художественных школах): Дис. . канд. пед. наук. -М.: МГПУ, 2001. 178 с.

28. Беда Г.В. Живопись:Учеб. Пособие. М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

29. Береснева В.Я., Романова Н.В. Искусство орнаментации ткани. М.: Легк. индустрия, 1977. - 192 е.: ил.

30. Бескин Н.М. Изображение пространственных фигур. М.: Наука, 1971. - 80 с.

31. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2002. - 272 е.: ил.

32. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. - 320 с.

33. Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. (Изображение вещи в живописи 18-20 вв.). М.: Сов. художник, 1989. - 192 с.

34. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 496 е.: ил.

35. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников; Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1976. - 256 е.: ил.

36. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. -М.: Изд-во МГУ, 1973. 246 с.

37. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982.-336 с.

38. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. - 365 с.

39. Вересотская К.И. Зрительное восприятие изображений предметов // Восприятие и изображение / Под ред. Е.И. Игнатьева. М.: Знание, 1963. - С. 93-123.

40. Виницкий И.Г. Начертательная геометрия: Учебник для вузов. М.: Высш. школа, 1975. 280 е.: ил.

41. Виноградов В.Н. Начертательная геометрия. Минск: Выш. школа, 1977. -368 е.: ил.

42. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изобразит, искусство, 1985. - 288 с.

43. Владимирский Г.А. Перспектива. Пособие для студентов пед. ин-тов. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1969. - 127 с.

44. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950.-508 с.

45. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. - 263 с.

46. Волошинов А.В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 1967. - 323 с.

47. Волошинов А.В. Математика и искусство. Книга для тех, кто не только любит математику или искусство, но и желает задуматься о природе прекрасного и красоте науки. 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Просвещение, 2000. - 399 е.: ил.

48. Восприятие. Механизмы и модели / Пер. с англ. Л.Я. Белопольского и Ю.И. Дашкевича. Под ред. и с предисл. Н.Ю. Алексеенко. М.: Мир, 1974.- 368 е.: ил.

49. Вудвортс Р.С. Зрительное восприятие глубины // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.: Изд-во МГУ, 1976. - С. 302-345.

50. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1968. - 576 с.

51. Гаврилко В.А. Научно-педагогические исследования роли рисунка натюрморта в системе подготовки учителя рисования для средней школы: Дис. . канд. пед. наук. М., 1972. - 192 е.: ил.

52. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. - 147 с.

53. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Инф. метод, материалы к курсу «Общ. психология»: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. - 272 е.: ил.

54. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. -152 с.

55. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: книга для учителя. М.: ВЛАДОС, 1998. - 144 е.: ил.

56. Гинзбург И. Чистяков П.П. и его педагогическая система. М.; - Л.: Искусство, 1940. - 200 с.

57. Глезер В.Д. Механизмы опознания зрительных образов. М.; - Л.: Наука (Ленинград, отд.), 1966. - 204 с.

58. Глезер В.Д. Зрение и мышление / Российская АН, Институт физиологии им. И.П. Павлова. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Наука. СПб. изд. фирма, 1993.- 283 с.

59. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. Книга для учащихся ст. классов / Под ред. Ю.С. Яралова. М.: Просвещение, 1985. - 416 е.: ил.

60. Горелов Р.Г. Особенности обучения изображению пространства в рисунке и живописи на заочных отделениях художественно-графических факультетов педагогических институтов: Дис. . канд. пед. наук. М., 1972. - 213 с.

61. Горощенко Г.Т. Основные законы композиции в изобразительном искусстве. М.: Московс. полиграф, ин-т, 1961. - 48 с.

62. Грегори P.JI. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Предисл. и общ. ред. А.Р. Лурия и В.П. Зинченко. Пер. с англ. А.И. Когана М.: Прогресс, 1970.-271 с.

63. Грегори P.JI. Разумный глаз / Пер. с англ. А.И. Когана. М.: Мир, 1972. -209 с.

64. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: Изд-во МСХА, 1993.- 164 с.

65. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 239 с.

66. Гунина Е.В. Пространственные планы как средство передачи смысловых связей в тематических рисунках младших школьников: Дис. . канд. пед. наук. М., 2000. - 183 е.: ил.

67. Гусев Ю.А. Познание и творчество: Логико-гносеологические проблемы художественного творчества. Минск: Университетское, 1987. - 253 с.

68. Гутнов А.Э. Мир архитектуры: Язык архитектуры. М.: Молод, гвардия, 1985.-351 е.: ил.

69. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.

70. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. - 223 с.

71. Движение глаз и зрительное восприятие / Под ред. Б.Ф. Ломова, Н.Ю. Вер-гилеса, А.А. Митькина. М.: Наука, 1978. - 277 с.

72. Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. М.: Искусство, 1934.

73. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961.-224 с.

74. Джилл Р.У. Рисование пером и тушью / Пер. с англ. М.: Высш. школа, 1983.-344 е.: ил.

75. Добряков А.И. Курс начертательной геометрии. 4-е изд. - М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре. - М.; - Л., - 1952. - 202 е.: ил.

76. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской; под ред. Н.Д. Виноградова. М.: Совершенство, 1997. - 204 с.

77. Евтеев В.И., Зметный А.Я., Новиков И.В. Построение перспективного рисунка: Пособие для учителей. Л.: Гос. учеб.-пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1963. - 199 с.

78. Есипов В.Н. Формирование творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов на начальном этапе обучения композиции: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1986. 255 с.

79. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970. - 117 с.

80. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: Учеб. пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. СПб.: Просвещение, 1995. - 234 с.

81. Зайцев А.С. Перспектива в картине // Художник. М.: СХ РСФСР, № 8, 1978.-С. 50-54.

82. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1 - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.

83. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М.: Наука, 1969 - 358 с.

84. Зинченко В.П., Стасевич В.Н. Творчество в учебном рисунке. Ростов н/Д: РГПИ, 1989.-52 с.

85. Ивахнова Л.А. Диагностические методики в экспериментальной работе по совершенствованию профессиональной подготовки художника-педагога // Вестник АГУ им. Абая, сер. «Психолого-педагогические науки»», № 2(2). Ал-маты, 1999. - С. 7-20.

86. Ивахнова Л.А. Научные основы подготовки учителя изобразительного искусства к конструированию содержания учебных предметов: Автореф. дис. . доктора пед. наук. М.: МГПУ, 1996. - 36 с.

87. Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи. М.: Просвещение, 1954. -254 с.

88. Иконников А.И. Обучение объемно-конструктивному академическому рисунку на художественно-графических факультетах пед. институтов: Дис. . канд. пед. наук. М., 1990. - 175 с.

89. Иконников А.И. Пути совершенствования системы обучения академическому рисунку на художественно-графических факультетах педвузов: Автореф. дис. . доктора пед. наук. Хабаровск: ХГПУ, 1999. - 33 с.

90. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 2000. - 407 е.: ил.

91. Ильина Т.В. Русское искусство 18 века: Учебник. М.: Высш. школа, 2001. - 399 е.: ил.

92. Иогансон Б.В. Как понимать изобразительное искусство. М.: Знание, 1960. -54 с.

93. Искусство рисунка: Сб. статей и публикаций. / Сост. Г.В. Елыпинская. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. - 340 с.

94. Кардовский Д.Н. Об искусстве. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. - 340 с.

95. Картавцева О.Д. Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте: Дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1992. - 212 е.: ил.

96. Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности: Дис. . доктора пед. наук. М., 1999. - 452 с.

97. Катц Ю.И. Вопросы композиции в учебном рисунке // Вопросы художественного образования. Вып. 22. JL: Изд-во Академии художеств СССР, 1978. - С. 58-75.

98. Кибрик Е.А, Искусство и художник. М.: Молод, гвардия, 1959. - 65 с.

99. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961.-312 с.

100. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Педагогика, 1959. - 112 с.

101. Клещев В.Н. Активизация процессов обучения на занятиях живописью и композицией по разделу «Натюрморт»: Дис. . канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1995.-200 е.: ил.

102. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 511 с.

103. Козляков А.Я. Проблемы объемной формы в учебном рисунке: Дис . канд. пед. наук. М., 1997. - 225 с.

104. Константин Коровин вспоминает. / Авт.-сост. И.С. Зильбернштейн, В.А. Самков- М.: Изобраз. искусство, 1990. 608 с.

105. Кузин B.C. Формирование пространственного представления средствами изобразительного искусства // Нач. школа. 1968. - № 2. - С. 65-68.

106. Кузин B.C. Наброски и зарисовки. М.: Просвещение, 1970. - 256 с.

107. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1997. - 304 с.

108. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1998. 336 е., ил

109. Кузнецов Е.Ф. Формирование целостного видения на начальных этапах обучения рисунку студентов художественно-графических факультетов педвузов: Дис. . канд. пед. наук. М., 1986. -221 с.

110. Кузнецов Н.С. Начертательная геометрия. М.: Высш. школа, 1969. - 124 с

111. Культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой. М.: Пед. общество России, 2000. - 112 с.

112. Лебедко В.К. Формирование пространственных представлений на занятиях рисунком в начальной стадии обучения: Дис. . канд. пед. наук. М.: 1985.- 168 с.

113. Лебедко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога: Дис. . доктора пед. наук. М.: 1994. - 411 с.

114. Левитес Д.Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-288 с.

115. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. М.: МГУ, 1981. - 224 с.

116. Ломов Б.Ф. Человек и техника. М. Наука, 1966. - 93 с.

117. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие: Материалы к курсу лекций по общей психологии. М.: МГУ, 1975. - 110 с.

118. Макарова М.Н. Перспектива: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. спец. М.: Просвещение, 1989. - 191 е.: ил.

119. Макарова М.Н. Перспектива: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». -М.: Акад. проект, 2002. 512 с.

120. Марков М.Е. Об эстетической деятельности. Некоторые закономерности процессов восприятия искусства и художественного творчества. М.: ВТО, 1957.- 168 с.

121. Медведев Л.Г. Формирование художественного графического образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. факультета пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. - 159 с.

122. Мигунов А.С. Искусство и процесс познания. М.: Изд-во МГУ, 1986. -126 с.

123. Михайлова А.А. О художественной условности. М.: Мысль, 1970. - 300 с.

124. Михнюк Н.С. Рисунок и методика его преподавания. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. - 128 с.

125. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: Книга для учителя. 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1991. - 416 с.

126. Морозова В.В. Развитие специальных и профессиональных способностей студентов художественно-графических факультетов в процессе выполнения набросков и зарисовок на пленэре: Дис. . канд. пед. наук. Курск, 2000. -140 е.: ил.

127. Мочалов JI.B. Пространство мира и пространство картины. М.: Сов. художник, 1983. - 375 с.

128. Надирашвили Ш.А. Психическая природа восприятия в рисунке и живописи. Тбилиси: Изд-во Мецниерета, 1976. - 254 с.

129. Надирашвили Ш.А. Психологическая природа восприятия (с позиции теории установки). Тбилиси: Изд. Мецниерета, 1976. - 256 с.

130. Назарова Н.Г. Формирование способности к композиционной организации изображения на занятиях по рисунку у студентов художественно-графических факультетов педвузов: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1986. 141с.

131. Научно-теоретическая и художественная подготовка учителей рисования, черчения и труда: Межвузов, сб. науч. трудов. Уфа: БГПИ, 1988. - 168 с.

132. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца 19 -начала 20 века. М.: Искусство, 1991. - 396 с.

133. Непомнящий В.М., Смирнов Г.Б. Практическое применение правил перспективы в станковой картине. М.: Просвещение, 1978. - 119 с.

134. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Просвещение, 1994.-386 с.

135. Образовательная программа — маршрут ученика: Ч. 1 / Под ред. А.П. Тря-пицыной. СПб.: Изд-во «ЮИПК», 1998.- 122 с.

136. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. - 448 с.

137. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. М.: Высш. школа, 1975. - 76 с.

138. Орехов Н.Н. Производственная графика: Учебник для ПТУ М.: Высш. школа, 1988.- 192 с.

139. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с.

140. Островский А.И. Начертательная геометрия в популярном изложении. -2-е изд., перераб. М.: Физматгиз, 1963. - 296 е.: ил.

141. Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует. Советы художника. М.: Сов. художник, 1965. - 71 с.

142. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. Советы рисовальщика. — М.: Сов. художник, 1966. 104 с.

143. Панова J1.H. Принципы композиции натюрморта: (на материале 1 -го-2-го курсов в системе подготовки художника-педагога: Дис. . канд. пед. наук. -Краснодар, 1988. 190 е.: ил.

144. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Пед. общество России, 2002. - 640 с.

145. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов пед. спец-тей / Под общ. ред. B.C. Курушина. Ростов н/Д: Март, 2002. - 320 с.

146. Петерсон В.Е. Перспектива. М.: Искусство, 1970. - 127 с.

147. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии // Избранные труды. М.: Педагогика, 1984. - 271 с.

148. Пидоу Д. Геометрия и искусство / Пер. с англ. Ю.А. Данилова. Под ред. и с предисл. И.М. Яглома. М.: Мир, 1979. - 332 е.: ил.

149. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.Д. Шадрикова, Н.П. Анисимова, Е.Н. Корнеева и др.; под ред. В.Д. Шадрикова. -М.: Просвещение, 1990. 142 с.

150. Познавательные процессы: ощущение, восприятие. Сб. ст. // НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР; под ред. А.В. Запорожца. М.: Педагогика, 1982. - 336 с.

151. Проблемы композиции на занятиях по изобразительному искусству // Межвузов. сб. науч. трудов / Под ред. Л.Г. Медведева. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.-184 с.

152. Проблемы художественного образования: Межвузов, сб. научных трудов / Под ред. Л.Г. Медведева. Омск.: Изд-во ОмГПУ, 1997. - 107 с.

153. Программы педагогических институтов: Рисунок, живопись, пленэр: Практика по искусству. М.: Просвещение, 1983. - 64 с.

154. Пространство картины: Сб. ст. / Сост. Н.О. Тамручи. // Сов. художник. -М., 1989. 368 с.

155. Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа / Под ред. Е.И. Игнатьева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.-224 с.

156. Психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

157. Псурцев Д.П. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе учебного рисования натюрморта: Дис. . канд. пед. наук. М., 1991.-217 е.: ил.

158. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. факультетов пед. ин-тов по спец. №2109 «Черчение, рисование и труд» М.: Просвещение, 1982. - 160 е.: ил.

159. Ратничин В.М. Перспектива. Киев: Вища школа, 1982. - 232 с.

160. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М.: Искусство, 1975. - 195 с.

161. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980. - 288 с.

162. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве: общая теория перспективы. М.: Наука, 1986. - 256 с.

163. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука - классика, 2001. - 320 с.

164. Риз Э. Как сделать красиво в ЗД-дизайне / Пер. с англ. СПб.: Символ-Плюс, 1999.-288 е.: ил.

165. Рисунок. Учеб. пособие для вузов / В.В. Антонов, Н.П. Бесчастнов, Б.А. Бурмистров и др. М.: Легпромбытиздат, 1988. - 176 с.

166. Рисунок. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. факультетов пед. ин-тов / Под ред. A.M. Серова. М.: Просвещение, 1975. - 271 с.

167. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. факультетов пед. ин-тов / Сост. Н.Н. Ростовцев и др. -М.: Просвещение, 1989. 207 с.

168. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1976. - 119 е.: ил.

169. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учеб. пособие. М.: Изобраз. искусство, 1983. - 288 с.

170. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. факультетов пед. ин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2000. - 256 с.

171. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. факультетов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. - 176 с.

172. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.-488 с.

173. Руубер Г.О. О визуальном восприятии элементарных форм: Дис. . канд. искусствоведения. М., 1971.-381 с.

174. Рынин Н.А. Начертательная геометрия. Перспектива. Пг., 1918.

175. Савостьянов Е.И. Изобразительность и выразительность в искусстве. -М.: Изобраз. искусство, 1970. 247 с.

176. Савостьянов Е.И. Единство познания и творчества в искусстве. М.: Изобраз. искусство, 1977. - 311 с.

177. Самодранов Д.В. Методические аспекты освоения закономерностей светотени и тональных отношений в рисунке: (на примере работ студентов 1-го2.го курсов худож.-граф. факультетов пед. ун-тов): Дис. . канд. пед. наук.- М., 2000. 209 е.: ил.

178. Сеченов И.П. Избранные произведения / Ред. и послесл. Х.С. Коштоянца. Т. 1 М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 942 с.

179. Смирнов Г.Б. Рисование с натуры. М.: Профиздат, 1960. - 32 с.

180. Смирнов Г.Б., Соловьев A.M. Начинающему художнику. Л.: Художник РСФСР, 1962.-106 с.

181. Соловьев С.А. Перспектива: Учеб. пособие для учащихся худож.-граф. отд-ний пед. училищ. М.: Просвещение, 1984. - 144 е.: ил.

182. Соловьев С.А., Буланже Г.В., Шульга А.К. Черчение и перспектива. М.: Высш. школа, 1988. - 319 с.

183. Соловьева Б.А. Искусство рисунка. Л.: Искусство. Ленинград, отд., 1989.-255 е.: ил.

184. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. - 176 с.

185. Сыров Л.К. Тональные отношения в академическом рисунке в процессе подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов: Дис. . канд. пед. наук. М., 1990. - 172 е.: ил.

186. Тадеев В.А. От живописи к проективной геометрии. К.: Вища школа. Головн. изд-во, 1988. - 98 е.: ил.

187. Теодору X. Перспектива. Бухарест: Меридиане, 1964. - 605 е.: ил.

188. Тимрот Е.С. Начертательная геометрия: Учеб. пособие. М.: Гос. изд-во лит-ры по строительству, -1962. - 280 с.

189. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова.- М.: Нов. школа, 1997. 352 с.

190. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: АН Груз. ССР, 1961. - 210 с.

191. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. - 235 с.

192. Учебно-методический комплекс по изобразительному искусству / Под ред. доктора пед. наук, проф. Л.Г. Медведева. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. - 96 с.

193. Учебный рисунок в Академии художеств: Альбом / Под ред. Б.С. Угарова; авт.-сост. Д.А. Сафаралиева. М.: Изобраз. искусство, 1990. - 160 с.

194. Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. Фрунзе: Кыргызстан, 1966. - 77 с.

195. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Сов. художник, 1988.-588 с.

196. Фаворский В.А. Воспоминания современников. Письма художников. Стенограммы выступлений / Сост. и прим. Г.А. Зигянской и Е.С. Левитина. -М.: Книга, 1991.-384 с.

197. Федоров М.В. Рисунок и перспектива. М.: Просвещение, 1960. - 63 с.

198. Филиппов В.А. Основы техники рисунка. М.: Профиздат, 1966. - 72 с.

199. Флоренский П.А. Обратная перспектива // Труды по знаковым системам Вып. 1908. Тарту, 1967. - С. 381-416.

200. Хартридж Г. Современные успехи физиологии зрения / Под ред. и пре-дисл. Г.Д. Смирнова. М.: Иностран. литература, 1952. - 326 с.

201. Хогарт У. Анализ красоты / Пер. с англ. Вступ. ст. и примеч. М.П. Алексеева. 2-е изд., испр. и доп. - Л.: Искусство, 1987. - 254 с.

202. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Сов. писатель, 1976. - 368 с.

203. Художественное восприятие / Под ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука, Ленинград. отделение, 1971. - 387 с.

204. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.-544 е.: ил.

205. Черчение и рисование: Учеб. пособие для техникумов / Н.Н. Анисимов, А.В. Кириллов, Н.К. Кузнецов 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1983.-368 е.: ил.

206. Четверухин Н.Ф. Проективная геометрия. М.: Учпедгиз, 1953. - 256 с.

207. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.: Искусство, 1953.-590 с.

208. Шадрикова В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. — М.: Просвещение, 1990. 178 с.

209. Швед И.В. Анализ восприятия художественной перспективы. СПб.: СКИФИЯ, 2001. - 80 с.

210. Шешко И.Б. Построение и перспектива рисунка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».- 3-е изд., доп. Мн.: Выш. школа, 1981. - 136 е.: ил.

211. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд» М.: Просвещение, 1979. - 303 с.

212. Шорохов Е.В. Композиция: Учебник для студентов худож.-граф. факультетов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

213. Шорохов Е.В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно-педагогического образования: Автрореф. дис. .доктора пед. наук. М., 1988. - 32 с.

214. Щербаков А.В. Композиция в работе с натуры // Художник. 1971. - №1.- С- 57-60; № 2. С. 57-59.

215. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. Проблема руководства изобразительным творчеством детей М.: Просвещение, 1969. - 272 с.

216. Щипанов А.С. Художнику-любителю. М.: Сов. художник, 1978. -168 е.: ил.

217. Эдварде Б. Откройте в себе художника / Пер. с англ. П.А. Самсонов. -Минск: ООО «Попурри», 2000. 240 е.: ил.

218. Эйдлин В.И. Формирование восприятия художественного произведения // Вопросы психологии. 1984. - № 1. - С. 41-50.

219. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / А.В. Иконников, М.С. Каган, В.Р. Пилипенко и др.: Под общ. ред. А.В. Иконникова; ВНИИ техн. эстетики. М.: Стройиздат, 1990. - 335 с.

220. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.-271 с.

221. Яблонский А.Г. Линейная перспектива на плоскости. М.: Просвещение, 1966. - 264 с.

222. Яблонский А.Г. Начертательная геометрия (перспектива). М.: Просвещение, 1966. - 175 с.

223. Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции». М.: Высш. школа, 1989. - 78 с.

224. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления (школьников). -М.: Педагогика, 1980. 240 с.

225. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.

226. Ярбус А.Л. Роль движения глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965. - 166 с.

227. Brunner Traut Е. Frueformen des Erkennens. Darmstadt, 1990.

228. Riaz Munir. Art education: Glimpses of think. Delhi, 1994.

229. Stein V. S. Creating and Cultura: Science of Psychology. -1953.

230. Schafer H. Von agyptischer Kunst besonders der Zeichen Kunst Leipzig, 1922.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.