Развитие православного храмового строительства на Ставрополье и Кубани в конце XVIII - начале XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.02, кандидат исторических наук Вихрева, Анна Анатольевна

Диссертация и автореферат на тему «Развитие православного храмового строительства на Ставрополье и Кубани в конце XVIII - начале XX вв.». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 205168
Год: 
2005
Автор научной работы: 
Вихрева, Анна Анатольевна
Ученая cтепень: 
кандидат исторических наук
Место защиты диссертации: 
Ставрополь
Код cпециальности ВАК: 
07.00.02
Специальность: 
Отечественная история
Количество cтраниц: 
222

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Вихрева, Анна Анатольевна

Введение

Глава I. Особенность и специфика строительства храмов в конце XVIII- первой половине XIX вв. в связи с военной колонизацией региона

1.1. Ранние храмы на Азово-Моздокской военной линии

12 Начало церковного строительства в казачьих и сельских поселениях

Глава II. Активизация храмового строительства во второй половине XIX - начале XX вв. в поселениях Ставрополья и

Кубани

2.1 Сельские православные церкви и их роль в культурной и повседневной жизни села

2.2 Храмовое зодчество в социальной инфраструктуре городов епархии

Глава III. Монастырские храмы как центры православной ^ ^ идеологии на Ставрополье и Кубани

3.1 Мужские монастырские обители

3.2 Женские монастыри и их место в социально-культурном пространстве региона Заключение

Примечания

Список источников и литературы

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Развитие православного храмового строительства на Ставрополье и Кубани в конце XVIII - начале XX вв."

Актуальность темы. Возрождение православия, открытие храмов и монастырей - характерная черта современной России. Минувшие события двадцатого века стали тяжким испытанием для Русской Православной Церкви: религиозные убеждения преследовались, роль и значение церкви принижались, ее ценности подвергались разграблению, памятники разрушались. Все это обернулось тяжелым морально-нравственным кризисом для общества. Прерванными оказались и традиции изучения церковной истории, особенно на региональном уровне. Ныне они активно восстанавливаются совместными усилиями ученых отдельных регионов.

Одной из главных задач Русской Православной Церкви является достижение мира и согласия в обществе, до сих пор страдающем от крайних форм столкновения интересов и убеждений, перерастающих в конфликт. Возрастает интерес к деятельности этого социального института, который после многолетних репрессий и ограничений стремится к возрождению1.

В этом контексте история русской православной церкви на Ставрополье и Кубани имеет значение для исследования не только в качестве самостоятельного предмета исследования, но и как неотъемлемая часть гражданской истории, объективное изучение которой немыслимо без показа роли церкви в общественной жизни края.

Период гонений за время существования СССР серьезнейшим образом ослабил церковный организм. Было закрыто и разрушено большинство храмов и монастырей, уменьшено количество семинарий. Теперь же, несмотря на значительные кадровые, материальные и организационные затруднения, Церковь постепенно восстанавливает утраченное, так, например, активно идет строительство культовых сооружений2.

Для каждой их мировых религий храм - это символ жизни и процветания. В православном христианстве под ним всегда понималось «особое, отличное и отдельное от других построек, посвященное богу и предназначенное для общественного служения ему здание»3.

В период утверждения российской государственной власти на территории Предкавказья местное духовенство могло поддерживать в сознании русских поселенцев приверженность к христианству только в стенах возведенной церкви, т.к., по словам священника П. Руткевича, «необходимо было, прежде всего, образовать самих православных по духу веры христовой; просветить их ум и сердце светом истинной христианской веры и укрепить их в православии». Достигнуть же этого было возможно лишь строительством храмов для православных жителей Северного Кавказа, куда бы они могли придти за помощью и наставлениями в вопросах веры. Но, как мы отмечали выше, дореволюционные особенности храмового строительства, вследствие более 80-летнего «молчания» института Русской Православной Церкви, были практически полностью утрачены.

Храмы и церкви это не только культовые сооружения. В истории России они сыграли неоценимую роль в просвещении народа. На Северном Кавказе они накопили значительные миротворческие традиции.

Таким образом, тема нашего исследования является актуальной. Мы считаем, что изучение организации и непосредственного осуществления обозначенного мероприятия позволит вернуть забытые традиции возведения церковных зданий на Ставрополье и Кубани.

Объектом исследования является православный храм как социальный институт в период освоения земель степного Предкавказья.

Предметом исследования служит изучение особенностей организации церковного строительства в военных и гражданских поселениях, монастырях, эволюция этого процесса в городах^ станицах и селах Ставрополья и Кубани в конце XVIII - начале XX вв.

Хронологические рамки исследования охватывают конец XVIII -начало XX вв., т.к. в конце XVIII века начался процесс военно-колонизационного освоения и активного крестьянского заселения региона, который сопровождался строительством основных участков Кавказской линии. Впоследствии Азово-Моздокская линия стала базой для возникновения первых городов - основного средоточия церковного строительства. К началу XX века завершился период экономического освоения Кубани и Ставрополья, в результате которого были основаны станицы и села, а наиболее крупные города превратились в административные и культурные центры региона.

Территориальные рамки исследования. Учитывая многочисленные изменения, происходившие в административном и епархиальном устройстве, мы должны были рассматривать историю развития храмового строительства, имея в виду территории Кубани и Ставрополья, которые длительное время управлялись единой Кавказской епархией и занимали равнинную территорию степной части Центрального и Западного Предкавказья, граничащую с Терской областью, Войском Донским и Астраханской губернией.

Новизна темы данного диссертационного исследования заключается в том, что существовавшие атеистические доктрины сдерживали исследование данного вопроса. Она также обусловлена тем, что мы изучили существование определенной эволюции храмового строительства в военных гарнизонах и в гражданских поселениях Ставрополья и Кубани, основываясь на большом количестве введенных в научный оборот архивных документов: клировых ведомостей церквей и храмов г. Ставрополя, Краснодара, Моздока, Армавира и многих сел и станиц.

Исходя из этого, мы показали преемственность сложившихся российских традиций храмового строительства при организации данного процесса на протяжении всего периода военно-политического, экономического и культурного освоения региона. При этом под храмовым / строительством нами понимается вся совокупность мер и действий, предпринимаемых высшими, центральными и местными органами государственной власти, духовными ведомствами и населением, с целью возведения православного храма для совершения в нем богослужений и церковных таинств.

В диссертации раскрыт вклад Кавказской (Ставропольской) епархии в строительство православных церквей и храмов на юге России, а также развитие такого феномена как храмовая благотворительность на Дону и ^ Кубани в конце XVIII-начале XX вв.

Впервые в отечественной историографии освещены вопросы строительства монастырей на Северном Кавказе и их роль в укреплении позиции России в этом регионе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Строительство храмов утверждало православные традиции в регионе, ф поднимало морально-нравственный дух воинов. Полковые храмы, имевшиеся на территории Кавказской линии, подчинялись Кавказской (Ставропольской) епархии, образованной в 1843 г. Они часто возводились на средства прихожан или на средства, отпущенные из войсковой казны для общественных построек, но из-за непрочности строительных материалов быстро ветшали и приходили в негодность. Большинство из них (по ф описанию) сооружались деревянными крестообразной формы, на каменном фундаменте без колокольни.

2. С дальнейшим упрочением государственной власти на вновь осваиваемых территориях усиливались позиции Православной Церкви, что проявилось в учреждении самостоятельной Кавказской, а затем Ставропольской епархии. Изменился и процесс строительства храмов в крестьянских поселениях, которые осуществляли теперь представители гражданской власти. Для получения специального разрешения на постройку церкви староста сельского общества представлял рапорт губернатору о том, что «сельское общество приговором своим постановило построить в селении церковь на средства общества».

3. Середина и вторая половина XIX в. ознаменовалась массовым строительством православных храмов на Кубани и Ставрополье. Если в 1842г. Кавказской области насчитывалось 126 церквей и 180 приютов, то в начале XX в. в Кубанской области числилось 363 церкви (каждая из которых было каменной или кирпичной), в Ставропольской губернии около 300 храмов и церквей, а также 13 монастырей.

4. Особенностью архитектурного строительства храмов на юге России являлось то, что главные соборы были спроектированы и построены в русско-византийском стиле, где элементы русского храмоздания сочетались с элементами византийской архитектуры. Кроме основных, величественных культовых зданий, строились скромные, как правило, деревянные церкви, которые имели свое назначение (могли быть домовыми, приходскими, кладбищенскими), но нередко совмещали в себе некоторые из этих функций.

Со временем храмы превращались в своеобразный очаг духовной жизни казаков и крестьян, становились хранилищем военных регалий. Помимо культовой они выполняли и общественную функцию, звоном колокола собирая всех жителей крепости и солдатских поселений на общий сход.

5. С конца XVIII до начала XX вв. храмы и монастыри были духовной силой в деле освоения южных пределов Российской империи. На них возлагалась роль центров православного вероисповедания. В монастырях аккумулируется духовный опыт русского народа, который помогал жить в согласии с законами духовной и светской жизни.

Степень изученности темы. В отечественной историографии существует достаточно обширная литература по храмовому строительству. В работах Ю.И. Аренкова, Г.И. Меховой, В.Н. Иванова, М.А. Ильина И.М. Соколовой описаны крупнейшие архитектурно-художественные памятники страны: соборы, церкви, монастыри, показана история их строительства и реставрации. Однако тема организации русского православного храмового строительства на Ставрополье и Кубани в период его военного и крестьянского освоения недостаточно освещена и изучена в отечественной историографии.

Существующую дореволюционную литературу по исследуемой теме мы условно делим на несколько групп в зависимости от подхода авторов к проблеме.

К первой относятся труды, в которых нашла отражение история создания Кавказской военной линии, ставшей базой для возникновения первых городов. Они носят весьма описательный характер и, повествуя о существующих полках, пребывающих для обороны южных границ, передают лишь отрывочные сведения о различных аспектах их деятельности.

Одним из первых сочинений такого рода стал труд командующего левым флангом Кавказской линии И.Л. Дебу4. Предоставленные им сведения очень фрагментарны, в лучшем случае это редкие упоминания об имеющейся в поселении церкви. Но, по мнению современных исследователей5, все упоминавшиеся И.Л. Дебу факты представляются заслуживающими доверия, поскольку в свое время были тщательно проверены.

К тому же вопрос об организации храмового строительства в крепостях и гарнизонах затрагивался и военными историками: Л. Богуславским, А.Зиссерманом, В. Потто, В. Рекаловым6. Хотя в их сочинениях, главным образом, представлена хроника боевой деятельности полков, но для нас они имеют немаловажное значение, так как именно в них впервые была не только рассмотрена проблема сооружения походных и полковых церквей, но и сделана попытка обозначить некоторые факторы, влиявшие на этот процесс. Так, например, В.А. Потто, названный его современниками «Нестором кавказской истории», в книге «История 44-го Драгунского Нижегородского полка», и В. Рекалов, менее известный автор сочинения - «83-й пехотный Самурский полк на Кавказе», объясняют существовавший недостаток православных культовых строений в военных поселениях напряженной политической обстановкой в регионе и нелегкими условиями воинского быта7.

Отметим, что при анализе данной проблемы, наше внимание было о привлечено сочинением местного историка С. Кол макова , созданным на основе подробного анализа неизданных, и, к сожалению не дошедших до наших дней, рукописных материалов. В нем автор занимался историей создания первой полковой деревянной церкви в Ставропольской крепости, где им было сделано интересное для нас наблюдение - в случае смены дислокации военных частей храмовое сооружение либо разбиралось и переносилось на новое место, либо оставлялось в распоряжение гражданского населения.

Ко второй группе мы относим труды по истории казачества таких авторов, как И.Д. Попко, Е.Д. Фелицын, Ф.А. Щербина. Они лишь в незначительной степени повествовали об устройстве их духовной жизни, стремясь оценить степень участия казаков в организации церковного строительства. По их мнению, оно было тесно связано как со степенью их религиозности, так и с теми традициями, которые казачество принесло с собой из центральной России и стремилось сохранить. Одним из первых такое понимание проблемы предложил известный дореволюционный историк И.Д. Попко в работе «Черноморские казаки», подчеркнув, что переселенные из центральной губернии казаки приносили с собой не только христианскую религию, но и свои обычаи, и должны были наново строить свои храмы и жилища9.

История храмового строительства на Кубани нашла отражение и в трудах Е.Д. Фелицына10 и Ф.А. Щербины11, где показаны основные этапы церковного строительства и его роль в жизни Кубанского казачьего войска.

Третью группу, по нашему мнению, составила литература, в которой получила свое отражение тема развития храмового строительства в гражданских поселениях - селах и городах Ставрополья и Кубани. В разработке этого аспекта проблемы особую роль сыграли историки-краеведы: И.В. Бентковский, И. Бородин, А.И. Твалчрелидзе, Г.Н. Прозрителев.

Будучи членом Ставропольского Статистического комитета, И.В. Бентковский часто приводил количественные данные о построенных церквях на территории Ставрополья в своих исследованиях. Он пришел к выводу, что их число существенно увеличилось после учреждения самостоятельной Кавказской (с 1886 г. - Ставропольской) епархии12. Его перу также принадлежит подробное описание возведение церкви св. Троицы в г. Ставрополе с 1800 по 1824 гг., которая явилась первым каменным храмом в губернии.

Другой чиновник упомянутого государственного учреждения И. Бородин в труде «Историко-статистическое описание села Надежды в Ставропольской губернии» одним из первых попытался показать развитие храмового строительства в крестьянском селе, исходя из контекста его истории, начиная от устройства временного молитвенного дома, и заканчивая сооружением стационарной церкви13. Предоставленные автором сведения позволили сделать вывод о том, что организация данного процесса осуществлялась при непосредственном участии представителей гражданской власти и органов духовного управления.

Но наиболее полной работой по своду сведений о Ставропольской губернии явилась, изданная в 1897 г., книга А.И. Твалчрелидзе «Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях»14. Структура отдельных очерков в ней организована по одному типу: местоположение населенного пункта, его краткая историческая справка и т.д. Здесь же содержались лаконичные сведения о существовавших в указанных пунктах православных культовых сооружениях, а именно - дата их постройки и освящения, строительный материал, стоимость затрат и т.п. В книге собрана информация о более ста церквях, имевшихся в населенных пунктах Ставропольской губернии в конце XIX века.

Определенный вклад в рассмотрение вопроса внесли местные священники: П.В. Архангельский и Н. Михайлов,15 авторы работ-справочников, где зафиксированы православные храмы, находившиеся в ведении Ставропольской епархии до начала XX века включительно. Исследования такого плана позволили нам убедиться, что в период существования самостоятельного органа духовного управления, в регионе проводилась активная работа по ремонту и починке старых церквей, а так же по возведению новых.

Нужно отметить, что существует много исследований, посвященных тематике строительства и деятельности монастырей на Северном Кавказе. Из них наиболее подробно была рассмотрена Свято-Александро-Афонская Зеленчукская пустынь, которая открылась с благословения Синода в 1889 г. Основание этой обители было вызвано особыми причинами - желанием сохранить и восстановить древнейшие христианские храмы Кавказа, способствуя распространению христианства среди местных жителей16.

Ценными для раскрытия проблемы нашего исследования стали работы председателя Ставропольской ученой архивной комиссии Г.Н. Прозрителева. Занимаясь сохранением и изучением местных архивов, в частности, материалов по истории церковного строительства, он, опираясь на них, создал свой уникальный труд, интересный тем, что в нем впервые была дана довольно подробная характеристика особенностей архитектурного решения

17 каменного собора, построенного в городе Ставрополе в XIX веке .

Таким образом, мы отмечаем, что рассмотренные нами дореволюционные труды, вместе с безусловной значимостью предоставленных ими материалов, к сожалению, содержат отрывочные сведения, зачастую описательного характера и, поэтому не раскрывают всей полноты предлагаемой темы.

Уже в советский период доктрина атеизма привела к тому, что изучение истории Православной Церкви, в том числе обозначенного направления ее деятельности, практически не получило своего должного развития, хотя и в этот период появлялись немногочисленные работы историко-краеведческого характера, где в определенной степени освещалась

18 данная проблема. Среди них можно выделить труд краеведа П.Н. Никитина , в котором он рассматривает эволюцию церковного строительства в отдельном городе на основе местных архивных документов, пытаясь обозначить факторы, обусловившие этот процесс и уделить особое внимание архитектурному аспекту.

Существенный вклад в изучение проблем генезиса, развития и интерпретации памятников каменного зодчества на Северном Кавказе внесли В.А. Кузнецов и В.Х. Тменов. Первый из них исследовал Зеленчукские храмы X века и зодчество феодальной Алании19. В.Х.Тменов исследовал оборонительные, погребальные и культовые сооружения средневековой

Осетии и на их основе раскрыл состояние социально-экономических 20 отношении, материальной и духовной культуры осетин .

Историко-культурный аспект храмового строительства на Ставрополье осветил В.В. Митрофаненко. Им собран материал об эволюции строительства деревянных, а затем каменных церквей во второй половине XVIII веке21.

В настоящее время, когда общество активно проявляет интерес к возрождающемуся институту Русской Православной Церкви, многие архитекторы, историки, краеведы и, конечно же, церковные деятели возвращаются к теме исследования ее дореволюционной деятельности. Например, С. Шептун исследовал историю православной церкви на Кубани, а протоиерей В. Типелев подробно осветил положение Русской православной церкви на Дон, А.В. Сапов в аспекте изучения казачьей культуры рассмотрел тему религиозности казачества22.

Одним из историков, первым, сделавшим попытку вновь осветить проблему организации храмового строительства в военных поселениях, стала Е.В. Исакова . В своей статье «Храмы памятники воинской доблести», она определяет полковое культовое сооружение как единственный очаг духовной культуры в тяжелых условиях воинского быта, к тому же выполнявшее функцию хранилища боевых регалий.

Но обнаружить возможную преемственность сложившихся российских традиций храмового строительства, начиная со времени военного и экономико-культурного освоения Кубани и Ставрополья, нам отчасти позволил труд ростовского архитектора Г.В. Есаулова «История архитектуры

Северного Кавказа и Нижнего Дона»24, потому что в нем не затрагивались вопросы организации церковного строительства, и лишь в незначительной степени освещался исследуемый хронологический период.

Проблемы храмового строительства вновь заняли значительное место в обобщающих трудах по истории региона начала XX века, а также в работах по истории распространения христианства на Северном Кавказе. В частности, в «Очерках истории Кубани с древнейших времен по 1920 гг.», изданных под редакцией профессора В.Н. Ратушняка, освещалось проектирование и строительство наиболее значительных храмов Кубани. Он пришел к выводу, что «во второй трети XIX века в облике кубанских городов стали проявляться черты классицизма. Примером может служить каменная церковь во имя Божьей Матери всех скорбящих, построенная в 1837-1842 гг. в Екатеринодарской богадельне. Она отразила характерные особенности городской архитектуры эпохи позднего классицизма» 25.

В определенной степени осветить архитектурный аспект темы нам позволили работы ростовских исследователей А.Г. Лазарева и В.В. fjf

Пищулиной . Этими авторами было проведено историко-теоретическое изучение архитектуры православного храмостроения на территориях, граничащих со Ставропольским краем. Поэтому они представляют несомненную значимость для исследования обозначенной проблемы, поскольку предоставляют возможность исследовать особенности архитектурного решения стационарной церкви в типичном казачьем поселении. Этому же мы обязаны общими работами по истории отечественной архитектуры таких авторов, как Е.А. Борисова и Е.И.

97

Кириченко , где тщательной характеристике подверглись все известные стили и направления церковного зодчества изучаемого периода. Исследования такого плана помогли оценить степень использования архитекторами канонов храмового строительства, уже утвержденных официальной идеологией и представителями православной конфессии.

Историю храмового строительства на Ставрополье в последние годы также исследовали Н.А. Охонько и И.А. Салова, которыми был опубликован ряд статей, где рассматриваются основные этапы строительства церквей в ло крае . Тема строительства храмов в городах, селах и станицах Ставрополья в XIX в., а также сложная судьба многих из них в советское время - в середине 1930-х гг. и, частично в 1960-х гг., когда они были разрушены - освещается и в «Истории городов и сел Ставрополья», подготовленной большим

90 авторским коллективом ученых и краеведов в 2002 г.

К совсем небольшому числу исследований, существующих в русле

•in историко-краеведческой тематики, можно отнести работы Г.А. Беликова , содержащие подробные сведения об истории создания многих православных храмов г. Ставрополя. Г.А. Беликов также придерживается распространенной в рассмотренной выше научно-исторической литературе точки зрения о том, что «с расширением границ России на Кавказе одновременно с устройством крепостей и редутов, ростом городов и станиц строились и первые божьи храмы в окружении населявших эти места мусульманских народов».

Нужно отметить, что церковные деятели тоже не проходят мимо этой проблемы. Наибольший интерес представляет сочинение Гедеона митрополита Ставропольского и Владикавказского31. В нем приводятся статистические сведения о наличии церквей и приходов, о штатах священнослужителей и прочих, помимо исследования ранних этапов распространения христианства на Северном Кавказе в контексте истории Кавказской епархии. Не менее уникальной является работа протоиерея отца Павла (Рожкова) 32, посвященная истории Храма Успения Божьей Матери, православного культового здания в городе Ставрополе, и выполненная на основе анализа не опубликованных ранее архивных документов. В ней автор особое внимание уделил разработке проекта храма и особенностях его архитектурного решения.

Мы упомянем и ряд диссертаций об истории христианства на Северном Кавказе, которые были подготовлены выпускниками Московской Духовной

Академии. Так, например, протоиерей Валентин Корнеев осветил историю создания Кизлярского Крестовоздвиженского мужского монастыря и его просветительской работе на Северном Кавказе. Определяя свое видение темы, В. Корнеев пишет: «Во все времена существования Православия монастыри были первыми собирателями и хранителями богатого духовного книжного наследства, начиная с апостолов и святых Отцов - столпов Церкви и подвижников благочестия»33.

Игумен Филипп (Жигулин) защитил диссертацию на тему: «Русская Православная Церковь на Северном Кавказе 1994-1997», где он дает общий экскурс борьбы в регионе между исламом и христианством в указанный период34. К сожалению, хронологические рамки диссертации не совсем соответствуют содержанию, поскольку описанные в ней события охватывают период распространения христианства на Северном Кавказе с VI века нашей эры до трагических событий 1995-1996 гг. (Чеченской войны).

Преподаватели Армавирского и Ставропольского госуниверситетов: Аванесова Н.Г., Муравская Е.А., Беликова Н.Ю., Колосовская Т.А. также занимаются проблемами истории Русской Православной Церкви на Северном Кавказе и защитили ряд диссертаций. Первые две из них актуализировали проблему правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в регионе, куда вошли и вопросы храмового строительства35. Другие две диссертации раскрывают эволюцию русской православной церкви в регионах Северного Кавказа36.

Здесь следует упомянуть интересную работу Струполевой Н.С., которая с новых методологических позиций (новой локальной истории) исследует проблему роли рек в распространении православных приходов на Северном Кавказе в XIX в. По ее данным, на правом берегу Кубани, благодаря особому географическому положению реки, в конце XVIII -начале XIX в. появилось 11 новых церквей37.

Итак, рассмотренная нами историография исследуемого вопроса характеризуется тем, что труды дореволюционного периода вместе с безусловной значимостью предоставленных ими материалов содержат отрывочные сведения, зачастую официального характера, и поэтому не раскрывают всей полноты изучаемой нами темы, При этом работы советского и постсоветского периода характеризуются косвенным анализом данной проблемы и, как следствие, отсутствием обобщающих исследований.

Цель и задачи исследования. Учитывая недостаточную изученность темы, ее актуальность, автор ставит целью выявить особенности развития храмостроительного процесса на Ставрополье и Кубани во время их активного военного и экономического освоения на основе анализа архивных документов и литературы.

Не претендуя на исчерпывающее исследование всех аспектов данного вопроса, в работе определены следующие задачи:

- дать характеристику храмостроительного процесса в военных поселениях (крепостях и станицах Кавказской линии);

- рассмотреть организацию церковного строительства в гражданских поселениях (селах и городах) Ставрополья и Кубани;

- определить роль представителей военных, гражданских и духовных органов власти в разрешении данного вопроса;

- показать влияние храмов и монастырей на развитие хозяйственной и духовной жизни Ставрополья и Кубани.

Источниковая база диссертации. Следует отметить, что хотя источники по истории Церкви понесли невосполнимые утраты, связанные с революцией, войнами и антирелигиозными кампаниями, тем не менее, передача дореволюционных церковных архивов в состав государственного Архивного фонда спасла их от участи многих православных храмов и обеспечила в ряде регионов нашей страны относительно «массовую» сохранность. Так, фонды Российского государственного исторического архива (РГИА) в Санкт-Петербурге содержат материалы об учреждении Свято-Михайло-Афонской Закубанской пустыни, о ее учреждении, а также «Отчет епископа Ставропольского и Екатеринодарского Владимира о состоянии Кавказской епархии за 1886 г.» и «Отчет о состоянии о о

Ставропольской епархии за 1910 г.» . В них дается подробное описание устройства и управления епархией, сообщается о количестве церквей и монастырей, о религиозной жизни духовенства, нравственном состоянии

39 паствы .

Не менее ценную информацию предоставили фонды местных архивов, Государственного Архива Ставропольского края (далее - ГАСК) и Государственного архива Краснодарского края (ГАКК), где содержатся документы, раскрывающие сущность изучаемого вопроса и его особенности. Это указы Святейшего Правительствующего Синода; приказы Духовных консисторий; рапорты и представления командующего войсками на Кавказской военной линии и в Черномории; переписка представителей гражданских и духовных ведомств по вопросу о постройке православного храма; «храмозданные грамоты» и др.

Источниками первостепенной важности явились материалы из фонда № 63, 90, 101, 135, 435. Основной фонд 135 - Ставропольской (до 1886 г. Кавказской) Духовной консистории, образованной в 1843 г. и ликвидированной в 1918 г. Основное его содержимое составляют клировые ведомости - своеобразный паспорт церкви или отчет о работе причта за год, содержащий сведения о дате постройки и освящения храма, дате открытия штата причта и его составе, размере земельного надела причта, финансовом состоянии церкви и т.д. В них указывались также названия церквей, расположенных вблизи, сообщалось о количественном и качественном (социальном) составе прихожан40.

Фонд № 103 содержит большое количество дел о строительстве церквей в сельской местности: селах Китаевском, Моздоке, Медведском, хуторе Просянском и др.41

Большое количество материалов, относящихся к церковной истории, содержится, в частности, в фонде № 101 и 103 (Канцелярия Ставропольского гражданского губернатора) и в Ставропольском губернском строительном и дорожном комитете. Содержание документов этого фонда составляет сохранившаяся переписка губернатора со Ставропольской строительной комиссией, городской полицией, Наместником Кавказским по поводу возведения новых культовых сооружений. Этот материал помог нам определить роль центральных и местных органов государственной власти в решении вопроса храмового строительства на северном Кавказе.

Следует упомянуть фонды Екатеринодарской духовной консистории42, Екатеринодарского духовного правления и Екатеринодарского духовного училища. В них содержались донесения и циркулярные письма о переводе священников из одной церкви в другую, об отпуске средств на содержание в духовном училище детей бедного духовенства и т.п.; консисторские документы об определении уволенных со службы одиноких казаков в монастыри, о пострижении в монахи, о строительстве и ремонте храмовых зданий и пр.43 Но, отметим, что в Государственном архиве Краснодарского края собственно церковных фондов местных учреждений сохранилось немного. Великая Отечественная война вычеркнула из списков госархива 54 фонда - материалы о причтах православных храмов и 149 фондов станичных правлений, содержавших богатую краеведческую информацию по истории православия.

В настоящее время в ГАКК имеется 23 фонда общим объемом 774 единицы хранения за 1806-1919 гг. Из них 19 фондов - малообъемные и насчитывающие от одной до восьми единиц хранения - представлены как сохранившиеся частично. Так, собрание документов церквей города Екатеринодара представлено, к сожалению, только метрическими книгами за 1841-1919 гг., которые и поныне продолжают служить ценным источником генеалогической и исторической информации.

Часть документов о церковной истории сохранилась в фондах местных государственных и военных учреждений: канцелярии наказного атамана и войсковой канцелярии Черноморского казачьего войска, войскового правления Кубанского казачьего войска, а также в фондах Ставропольских губернских ведомств44. Это большей частью сведения о строительстве храмов и монастырей, их экономическом состоянии, об открытии духовных учреждений; религиозных традициях населения, о борьбе с сектантами; о системе духовного просвещения в церковно-приходских школах и духовных училищах; о влиянии церкви на духовно-нравственное состояние общества.

Вторым видом источников для нас стали уже опубликованные материалы. В частности, это официальное издание законодательно-распорядительных актов «Полное собрание законов Российской империи», которое содержит материалы о закреплении Христианства на Северном Кавказе. Так, документ от 14 февраля 1845 г. содержал «Положение о Кавказском линейном казачьем войске, о духовенстве», в котором подчеркивалось, что «Духовенство Кавказского казачьего войска состоит в заведовании епархиального начальства Кавказской области»45.

Несомненный интерес для нашего исследования представил «Устав Духовных консистории», сборник всех действовавших по духовному ведомству государственных распоряжений. Его ценность как законодательного источника, позволила более объективно оценить деятельность местного Епархиального Управления в сооружении и благоустройстве церквей на Ставрополье и Кубани.

Определенную значимость представляет и сборник, составленный И.И. Дмитренко, содержащий исторические консистории Кубанского казачьего войска, где имеются материалы об участии кубанских казаков в

46 строительстве храмов .

В 2001 г. был издан крупный сборник документов «Православная церковь на Кубани конец XIX - начало XX вв.». Он содержит многочисленные документы о создании войсковых церквей, строительстве храмов в военных крепостях и миссионерской деятельности православной церкви на Кубани и Ставрополье. Всего при подготовке сборника были изучены более пятидесяти фондов Государственного архива Краснодарского края, фонд Ставропольской (Кавказской) духовной консистории (ф. 135)

Государственного архива Ставропольского края, и, частично, некоторые фонды Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург) и Российского государственного военно-исторического архива (г. Москва). В результате проделанной работы составителями было выявлено более двух тысяч дел и отдельных документов, отражающих основные аспекты исследуемой нами темы и позволяющих исследовать ее в динамике47.

Кроме того, мы рассмотрели отдельные сборники материалов: «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», издание Кубанского областного статистического комитета и Общества любителей изучения Кубанской области, которые, в основном, описывали развитие храмостроительного процесса в отдельных городах Ставропольской губернии и Кубанской области48, с помощью сохранившихся отрывочных документов о создании культовых сооружений в станицах, селах, городах изучаемой территории.

Четвертым видом источников для нашего диссертационного исследования стали периодические издания, в которых содержатся данные о монастырях и церквях Кавказской епархии, среди которых особое место принадлежит местной периодической печати: «Северный Кавказ», «Ставропольские губернские ведомости», «Кубанские войсковые ведомости», «Кубанские областные ведомости», «Кубанский казачий листок», «Кубанский церковный вестник». Упомянем и «Кавказские (с 1886 г. - Ставропольские) епархиальные ведомости», печатный орган Ставропольской Епархии, где регулярно размещался ценный фактический материал о православных храмах.

Специфика предлагаемой темы позволяет нам обратиться к такому виду исторического источника как фотоматериалы, уникальный фонд которых хранится в Ставропольском Государственном краеведческом музее им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Сохранившиеся фотографии с изображением внешнего облика церквей дают возможность объективно судить об особенностях их архитектурного стиля49.

Методологическая основа исследования. Религия стала предметом научного изучения в XIX в., когда, основываясь на теологических концепциях и на философском анализе «сущности» религии создаются историко-эмпирические исследования. От размышлений о «природе» или «тайне» религии, в основе которых лежит, в конечном счете, субъективный опыт того или иного автора, историкам и этнографам удалось перейти к изучению религии как объективной данности, как определенного способа самовыражения человека в ряду других способов и форм человеческого мышления и поведения. Для этого нужно было преодолеть важный барьер -представление «о святости» религии и, следовательно, доступности ее изучения современными научными методами. Благодаря усилиям ученых разных специальностей религия становится предметом научного познания, включается в общую картину мира, в число явлений, постигаемых человеческой мыслью.50

Храмовое строительство, с которым человек сталкивается достаточно часто, представляет собой часть современной культуры. Поэтому ее изучение возможно лишь с разнообразных подходов и методов.

В данном исследовании, опираясь на принцип историзма и научности, мы применяем междисциплинарный подход, предоставивший нам возможность реконструкции картины жизни русского населения Ставрополья и Кубани конца XVIII - начала XX вв. во всей сложности и многообразии, и тем самым более объективно рассмотреть проблему организации храмового строительства в их поселениях.

В исследовании были применены следующие специальные методы исторического познания (принимая во внимание их существующую классификацию51):

- историко-генетический метод, который позволил в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории развития храмового строительства на Ставрополье и Кубани в конце XVIII - начале XX вв. Он позволил определить факторы, влияющие на этот процесс; дать характеристику деятельности гражданских и духовных ведомств в процессе решения ими данной проблемы и т.п.;

- историко-сравнительный, с помощью которого стало возможным объяснить использование сложившихся российских традиций храмового строительства при организации этого процесса в нашем регионе;

- структурно-функциональный, позволивший рассмотреть механизм организации церковного строительства в изучаемом регионе;

- дискрептивный метод, использованный при описании отдельных элементов храмов и церквей.

В силу специфики темы в работе встречаются понятия и термины церковно-религиозного содержания, большинство из которых раскрываются в контексте нашего исследования, хотя значение главного, используемого нами, термина - «храм», - мы считаем необходимым раскрыть ниже.

Храм - специально построенное здание, предназначенное для богослужений, хранения священных книг, церковной утвари, чтения проповедей и молитв. Главные православные храмы епархии, города, монастыря называются «соборами», а храм местного значения - «церковью».

Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы для восстановления забытых страниц истории Ставрополья и Кубани, связанных с развитием православной церкви и храмового строительства в регионах. Они сыграют положительную роль в обновлении духовно-нравственных основ просвещения различных слоев населения юга России, а также выработки активной общественной позиции по отношению к проблеме утраты традиций организации храмостроительного процесса в регионе. Материалы диссертации будут полезны для создания энциклопедии «Церкви Ставропольской епархии», а также для разработки специальных курсов в средних и высших учебных заведениях.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования выносились нами на обсуждение в виде докладов и сообщений на ежегодных конференциях СГУ, краевых и региональных конференциях, в рамках работы которых нами были опубликованы 4 статьи.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, а также примечаний, списка источников, литературы и приложения. Содержание исследования было организовано по проблемному принципу.

Заключение диссертации по теме "Отечественная история", Вихрева, Анна Анатольевна

Заключение

Дебу И.Л. О Кавказской военной линии. - СПб., 1829. - С. 364; Гедеон. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. - М.; Пятигорск, 1992. - С. 158.

240Потто В.А. Два века Терского казачества (1577-1801 гг.). -Ставрополь, 1991. - С. 283.

241Церковь и общество: 160 лет совместного служения на юге России. Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь, 2004. — С. 157158 и др.

242Там же. - С. 86. 243Там же. - С. 87. 244Там же. - С. 158.

245Покотилова Т.Е. Благотворительность и Русская Православная Церковь // Там же. - С. 170.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Вихрева, Анна Анатольевна, 2005 год

1. Российский государственный исторический архив (РГИА)г. Санкт-Петербург

2. Ф. 796. оп. 164. д.1720.; оп. 177. д.2067; оп.422. д.1156, 2418.

3. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК)2. ГАСК, ф. 63,оп.1,д. 77.

4. ГАСК, ф. 87, оп.1, д. д. 613; 614.

5. ГАСК, ф. 90, оп.1, д. д. 563; 598.

6. ГАСК, ф. 101, оп.1, д. д. 489; 505; 1178; 2203; 2602; 2614; 2858; 3840; 4007; 4375; оп. 4, д.д. 156; 2785.

7. ГАСК, ф. 103. д. 416; 946; 956; 966; 983; 991; 1261; 1266; 1885

8. ГАСК, ф. 135, оп.1, д. 14399; оп. 2; д.д 49, 242, 264,348; оп 5. дд. 329, 836,оп. 15, д. 508; оп. 21, д. 518; оп. 24, д. 643; оп. 25, д.д. 678; 681 оп. 29. д. 349; оп.60, д.744; оп.61 д.725; оп.66. д. 1039; оп. 72. д. 1249., оп. 74. д. 1029.

9. ГАСК, ф. 444, оп.1, д. д. 2008; 2551.

10. ГАСК, ф. 435, оп.1, д. д. 26; 145; 158; 321; 436; 473; 635; 660; 746; 831; 1294.

11. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК)

12. ГАКК. Ф. 135. оп. 53. д. 409.

13. ГАКК. Ф, 249. on. 1. д.253.

14. ГАКК. Ф. 352. on. 1. д. 506.

15. ГАКК. Ф. 350. on. 1. д. 103.

16. ГАКК. Ф. 352. on. 1. д. 506.

17. ГАКК. Ф. 249. on. 1. д. 392.

18. ГАКК. Ф. 350. on. 1. д. 254.

19. ГАКК. Ф. 252. on. 2. д. 385.

20. ГАКК. Ф. 350. on. 1. д. 104.

21. ГАКК. Ф. 249. on. 1. д. 211.

22. ГАКК ф. 689, 155 ед. хр. за 1806 1825 гг.

23. ГАКК ф. 690, 34 ед. хр. за 1806 -1870 гг.

24. ГАКК ф. 492, 258 ед. хр. за 1869-1916 гг.

25. Ставропольский государственный краеведческий музей им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, ф. 39 (фотоматериалы); ф. 85, д.20.1. Опубликованные материалы:

26. Дмитренко И.И. Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска. СПб., 1896. Т. 3. 593.с.

27. Кисловодск в исторических документах 1803 1917 гг. Ставрополь, 1997.-405 с.

28. Наш край (документы, материалы, 1777 1917 гг.) /Под ред. П.А. Шацкого. Ставрополь, 1977. - 315 с.

29. Отчет начальства Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска. За 1915г. Екатеринодар, 1916. -75. с.

30. Православная церковь на Кубани (конец XVIII начало XX вв.). Сборник документов / Ред. совет А.А.Алексеева (председатель). — Краснодар, 2001. -727 с.

31. Пятигорск в исторических документах 1803 1917 гг. - Ставрополь, 1985.-352 с.

32. Следственное дело Патриарха Тихона. Сб. документов. М., 2000. -320с.

33. Устав Духовных консисторий /Под ред. Ф.В.Ливанова. СПб., 1871.

34. Законодательные акты, постановления:

35. Полное собрание законодательства России. Отдел 20.

36. У став духовной консистории. СПб., 1841. - 183 с.

37. Устав Духовных консисторий /Под ред. Ф.В.Ливанова. СПб., 1871.-620с.1. Труды священнослужителей

38. Алексий II. Русская Православная Церковь сегодня: духовное возрождение в открытости к обществу //Международная жизнь. 1999. - № 2. - 3-8. с.

39. Андрей (Мороз), иеромонах. Ставропольская епархия (краткий исторический экскурс) //Церковь и общество: 160 лет совместного служения на юге России. Ставрополь, 2004. -152- 155 с.

40. Архимандрит Макарий (Веретенников), Чичеров И.С. Христианство на территории исторической России до ее крещения // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. 32-57 с.

41. Владимир, епископ Ставропольский и Екатеринодарский. Историческая записка о христианстве на Северном Кавказе // Ставропольские епархиальные ведомости. 1888. № 18. -25-30 с.

42. Гедеон. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М. - Пятигорск, 1992. -278 с.

43. Гедеон. К тридцатилетию епископской хиротонии. Ставропольский край в истории России на рубеже XIX-XX вв. Ставрополь, 1992.

44. Древне-христианские храмы и Свято-Александро-Афонский Зеленчукский монастырь в Зеленчукском ущелье Кавказского хребта Кубанской области Баталкашинского отдела // Изд. Свято-Александро-Афонской Зеленчукской пустыни, 1894. -93 с.

45. Игумен Филипп (Жигулин) Русская православная церковь на Северном Кавказе: 1994-1997. Дисс. на соиск. уч. степени канд. богословия. -Сергиев-Посад, 1998. -105 с.

46. Макарий митр. Московский и Коломенский. История Русской Православной Церкви. В 7 т. М., 1996.

47. Моквинский К. Успенский женский монастырь на Кавказе. СПб, 1904.

48. Петров М. История Михаило-Афонской Закубанской пустыни-Сергиев Посад, 2003.

49. Протоиерей Валентин Корнеев. Кизлярский Крестовоздвиженский мужской монастырь и его просветительская деятельность на Северном Кавказе. Дисс. на соиск. уч. степени канд. богословия. Сергиев-Посад, 2002.- 202 с.

50. Протоиерей Типелев В. Русская православная церковь и казачество на Дону. // Первая общероссийская научно-практическая конференция Казачество как фактор исторического развития России. Спб, 1999.

51. Руткевич П. Деятельность Преосвященного Иеремии в епархии Кавказской и Черноморской.// Ставропольские епархиальные ведомости. Ставропополь,1906,№15,1 августа.

52. Сочинение епископа Игнатия Брянчанинова. Аскетическая проповедь и письма к мирянам.-СПб., 1905. Т.4. -260 с.

53. Храм Успения Божией Матери /Сост. Протоиерей П. Рожков. Ставрополь, 1999. 111с.1. Периодические издания:

54. Военный сборник. № 1. СПб., 1880; № 10. СПб., 1886.

55. Кавказский календарь на 1852 год. -Тифлис, 1851.- 726 с.

56. Кавказский календарь на 1853 год. -Тифлис, 1852. 692 с.

57. Кавказский календарь на 1855 год. -Тифлис, 1854. 810 с.

58. Кавказский сборник. Т. 1. -Тифлис, 1876. 409 с.

59. Кубанские губернские ведомости. 1800-1917.

60. Кубанский сборник: Труды Кубанского областного статистического комитета. Т.7. Екатеринодар, 1900. - 413 с.

61. Обзор Ставропольской губернии за 1882 г. Ставрополь, 1883. - 115 с.

62. Сборник сведений о Северном Кавказе, вып. 2. Тифлис, 1882. - 348 с.

63. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). вып. 1.- Тифлис, 1881.-2160 с.

64. СМОМПК. вып. 23.-Тифлис, 1897.-730 с.

65. СМОМТТК. вып. 33. Тифлис, 1904. - 1895 с.

66. Ставропольские губернские ведомости. 1800-1917.

67. Ставропольские губернские ведомости. 1850. -№ 8; - 1876. -№ 29-39; -1880. -№2;- 1882. -№3-6;- 1883.-№ 8-10; - 1886. -№30-43.

68. Ставропольские епархиальные ведомости. 1861. -№ 5.

69. Ставропольские епархиальные ведомости за 1891 год Ставрополь, 1892.-640 с.

70. Ставропольские епархиальные ведомости. 1903. -№ 11.

71. Труды Ставропольской ученой архивной комиссии, вып. У.Ставрополь, 1913.1., Литература.

72. Аванесова Н.Г. Государственно-правовое регулирование этноконфессиональных конфликтов в современной России. Автореф. дис. канд. юр. наук. Ростов-на-Дону-2002. -26 с.

73. Архитектурное наследство, Ежегодник. М., 1951-1992.

74. Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. Сборник. Под ред. Д.Е.Лихачева. М., 1980. -334 с.

75. Архипов А.П. О древнем христианском храме, находящемся близъ слияния р. Теберды и Кубани на границе Б. Кабарды.//Кавказ.Тифлиз. 1852. №24.

76. Архипов А.П. Очерки исследований древнего города Маджары.// Ставропольские губернские ведомости. 1856. № 10-20.

77. Бакланов Н.Б. Эволюция архитектурных форм в русском провинциальном церковном зодчестве XVIII в. М., 1910. -258 с.

78. Балдин В.И. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры. М., 1976, - 143 с.

79. Бардадым В. Этюды о прошлом и о настоящем Краснодара. — Краснодар. 1978. -126 с.

80. Бардадым В. Кубанские портреты. Краснодар. 1999. -285с.

81. Бардадым В. Замечательные кубанцы. Краснодар, 2002. -256с.

82. Белецкая Е.М., Великая Н.Н., Виноградов В.Б.Календарсный обряд терских казаков // Этнографическое обозрение. 1996. №2.

83. Беликов Г.А. Дорога из минувшего: Занимательные страницы по истории г. Ставрополя. Ставрополь: Кн. изд-во, 1991. - 267 с.

84. Беликов Г.А. Ставрополь врата Кавказа. - Ставрополь: Кн. изд-во, 1997.-351с.

85. Беликова Н.Ю. Эволюция русской православной церкви в период постреволюционной модернизации России в 20-30-е гг. XX в. (на материалах Краснодарского, Ставропольского краев и Ростовской области). Автореф. дис. канд. истор. наук Армавир, 2002.- 25 с.

86. Беляев И. Русские миссии на окраинах. СПб., 1900.

87. Беляев Н.И. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.-М., 1956.-488 с.

88. Бентковский И.В. Дохристианские храмы за Кубанью близ Хумары. // Ставропольские губернские ведомости. 1876. № 43.

89. Бентковский И.В. Заселение Черноморья с 1792 по 1825 гг. // Памятная книжка Кубанской области на 1881 г. Екатеринодар.

90. Бентковский И.В. Крепостная колонизация в бывшей Кавказской ныне Ставропольской губернии. Ставрополь, б.г. - 60 с.

91. Бентковский И.В. Ставропольская губерния. Список населенных мест по сведениям на 1873 г. Ставрополь, 1874. - 158 с.

92. Бернардацци И. Христианские древности за Кубанью. // Журонал Министерства внутренних дел. СПб., 1830.

93. Богуславский Л. История Апшеронского полка. СПб., 1892. - 136с.

94. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX в. М., 1979.-320с.

95. Бороденко В.Е. Монастыри Северного Кавказа в XVIII — начале XX вв. // Вопросы историографии и истории Северного Кавказа XVIII — начала XX вв. Краснодар. 1997.-136-137 с.

96. Бородин И. Историко-статистическое описание с. Надежды в Ставропольской губернии. Ставрополь, 1885. - 80 с.

97. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. -М.: 1823. Ч. II.

98. Булыгин И.А. Монастырские крестьяне в России, М., 1977.

99. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1792 по 1801 гг. Ч.2.-СП6., 1869. 250 с. Васильев. А.И. Историческая записка о Кавказской ныне Ставропольской семинарии.Ставрополь, 1896.

100. Виноградов И. Преосвещенный Иеремия. -Нижний Новгород, 1886.

101. Вздорнов Г.В. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М., 1976.

102. Виноградов И. Преосвященный Иеремия. Нижний Новгород, 1886. -103с.

103. Власов В.Г. Кирилл и Мефодий. М., 1992. -120с.

104. Волынский JI.H. Страницы памятной летописи. Рисунки и живопись Ю.А. Хамича. кн.1. М., 221 с.

105. Вопросы истории России XIX- нач. XX в./ Межвузовский сборник.-Л., 1983. -183 с.

106. Воскресенский А. Историческое описание Иоанно-Марийнского женского монастыря а г. Ставрополе Кавказском. -Ставрополь, 1908.

107. Выголов В.П. Архитектура Московской Руси XVII в. М., 1988.

108. Герасимов Ю.Н., Рабинович В.И. Зодчество и православие. М., 1968.

109. Гниловской В.Г. Территориальное развитие города Ставрополя впервой половине XIX в.//Материалы по изучению Ставропольского края. 1952.-№4.- 175-180с.

110. Гнил овской В.Г. Азово-Моздокско оборонительная линия //Памятники Отечества. Земля Ставропольская, 2001. -42-47 с.

111. Гобеев А. Владикавказская осетинская духовное училище.// Ученые записки Северо-Осетинского Государственного педагогического института им. К. JI. Хетагурова. -Ордженикидзе, 1940.

112. Голубицкий Е.Е. История Русской Церкви. М., 1997. T.I.-450 с. ПО.Дебу И.Л. О Кавказской военной линии и присоединенном к ней

113. Черноморском войске, СПб., 1829. - 463 с.

114. Денисов Л.И.Православные монастыри Российской империи-М.,1908

115. Дмитренко И. И. Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска. Т. 3.- 694с.

116. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871-1888. Т. I-VI.

117. Дьячков-Тарасов А.К. Древние храмы в Кубанской области и Черноморской губернии // Весь. Кавказ.-Тифлис., 1903. -53с.

118. Есаулов Г.В. История архитектуры Северного Кавказа и Нижнего Дона. Ростов-на-Дону, 1986.

119. Житие Константина // Сказания о начале славянской письменности. М., 1981.-77-85 с.

120. Забудский Н.Н. Обозрение Кавказского края . б.м., 1851.

121. Зайончковский П.А. Кирилло-Мефодиевское общество (1846 -1847). -М., 1959. -250с.

122. Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI- н. XX вв.). Ист.-этногр. очерки. М., 1974. - 423 с.

123. Зиссерман А. История Кабардинского полка. Т.2. -СПб., 1881. -487 с.

124. Зубов П. Картина Кавказского края. ч.2. СПб., 1835. - 39 с.

125. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX — начале XXвв. М., 1999. -19с.

126. Иванов М.С., Беляев JI.A. и др. Церковная наука в России XVII — XX вв. // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000.-443с.

127. Иконников А.А. 1000 лет русской архитектуры. -М., 1990.

128. Истоки Российской духовной культуры. -Ставрополь, 1997. 88 с.

129. Ильин М. Русское шатровое зодчество. М., 1980. -250 с.

130. Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. Светские основы каменного зодчества XV-XVII вв. Изд-во МГУ, 1966.

131. Исакова Е.В. Храмы памятники воинской доблести // Знание. — 1991.-№ 11.-С. 26-48.

132. Истоки русской духовности. Сб. ст. Армавир, 2000. -43 с.

133. История городов и сел Ставрополья: Краткие очерки. Ставрополь, 2002.- 720 с.

134. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.-М., 1988.-505с.

135. История Ставропольского края от древнейших времен до 1917 года /Под ред. В.П. Невской. Ставрополь, 1996. - 304 с.

136. Кавказское духовенство XVIII века // Ставропольские епархиальные ведомости. 1905. -№4.- 35-45с.

137. Каменев Н. Развалины церкви Св. Георгия, открытой на р. Белой // памятная книжка Кубанской области на 1877 г. Екатеринодар, 1876.

138. Караулов М.А. Терское казачество. Владикавказ, 1912. - 53 с.

139. Керашев А.Т., Чирг А.Ю. История Адыгеи (с древнейших времен до конца XIX в.).-Майкоп. 1994. -140 с.

140. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986. -344 с.

141. Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. Ростов-на-Дону — Харьков, 2003. -250 с.

142. Кияшко И.И. Екатерино-Лебяжская Свято Николаевская пустынь // Кубанский сборник.-Екатеринодар. Т. XV.-60-70 с.

143. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988. - 405с.

144. Князе-Михайловский миссионерский Стан Ставропольской епархии. Ставрополь, 1998.

145. Ковальченко И.Д.Методы исторического исследования.-М.,1987-438с

146. Колмаков С. Крепостная церковь в г. Ставрополе (по архивным документам). Ставрополь, 1917.-21 с.

147. Колосовская Т.А. Государственно-конфессиональные отношения на Ставрополье в конце XIX — первой трети XX в.: Историко- правовой аспект. Автореф. дис. канд. истор. наук. Ставрополь, 2002. -26с.

148. Кондаков Н. Древнехристианские храмы. -М., 1866.

149. Короленко П.П. Переселение казаков за Кубань // Кубанский сборник., 1911. Т. XVI.

150. Костомаров Н.И. Раскол: историческая монография и исследования,-М., 1994. -155 с.

151. Куликова О.Б. Вера как атрибут духовности и самобытности русской культуры // Истоки Российской духовной культуры. -Смтаврополь, 1997. с. 39-41.

152. Край наш Ставрополье: Очерки истории / Науч. ред. Д.В. Кочура. -Ставрополь, 1999. -525 с.

153. Красников Н.П. Русское православие: государство и культура (исторический аспект). М., 1989. -293 с.

154. Кругов.А.И. Ставропольский край истории России на рубеже 19-20 века. Часть 1.Ставрополь, 1995.

155. Кубань православная-первозвонная. Фотоальбом. Тамань -Краснодар, 2000. - 96 с.

156. Кудрявцев А. А. Раннехристианские храмы Северо-Восточного

157. Кавказа V-VII вв. до н.э. // Церковь и общество 160 лет совместного служения на Юге России. Материалы научно-практической конференции. Ставрополь, 2004. -107-113 с.

158. Кузнецов В.А. Северный Зеленчукский храм X века.//Советская археология. 1964. № 4.

159. Куприянова JI.B. Города Северного Кавказа во вт. пол. XIX в. М., 1981.-232 с.

160. Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. -М., 1971. 668с.

161. Куценко И.Я. Кубанское казачество. Краснодар, 1993.- 305 с.

162. Лазарев А.Г. Купола над Доном, Кубанью и Тереком. Архитектурное и градостроительное наследие юга России /Архитектура христианских храмов. Ростов н/Д, 2000. - 78 -88 с.

163. Ларина В.И. Очерк историй городов Северной Осетии. — Орджоникидзе, 1960.

164. Лилов И. Деятельность общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860-1870 гг. Тифлис, 1871.

165. Лях В.И. Просвещение и культура в истории кубанской станицы. Краснодар. 1997. -250 с.

166. Максимов Е. Терское казачье войско. Владикавказ, 1890. -167 с.

167. Максимов И. Бытовые черты духовенства Старой Черномории (18181843) // Известия общества любителей изучения кубанской области. -Екатеринодар, 1913. Вып. VI.

168. Меч С. Кавказ. М., 1866.- 136с.

169. Мимизев И.М. Средневековые башни и склепы Балкарии и Карачая. — Нальчик, 1970.

170. Митрофаненко В.В. Храмовое строительство на территории Ставропольского края во II половине XVIII в. //Ставропольская земля в прошлом и настоящем. Материал научной конференции. Часть I.

171. Ставрополь, 1995. -53-58 с.

172. Михайлов Г.П. Материалы для изучения Кавказской епархии /Кавказские епархиальные ведомости. Ставрополь, 1880. -450 с.

173. Моздор М.А. Ставропольская духовная семинария (к 150-летию со дня основания) // Ставропольский хронограф 1996 г. Ставрополь, 1996.-150-153 с.

174. Муравская Е.А. Правовое регулирование государственно-конфесиональных отношений в России в XVIII — XX вв. Дис. канд. юр. наук. Ставрополь. 2002. -23 с.

175. Муравьев А.Н. Путешествия по святым русским местам. -М., 1990. -210 с.

176. Невская Т.А., Чекменев С.А. Ставропольские крестьяне. Пятигорск, 1994.- 164 с.

177. Никитин П.Н. История церквей г. Кисловодска. Кисловодск, 1981.110 с.

178. Николаева Э.Я, Десятников Ю.М. О распространении христианства на Боспоре // Таманская Старина. М., 1998. -82 с.

179. Никольский Н.Н. История русской церкви. М., 1988. -504 с.

180. Описание монастырей в Российской империи находящихся. — м., 1828.

181. Охонько Н.А., Салова И.А. Храмовое строительство на Кавказской военной линии // III «Минаевские чтения»: материалы научной конференции. Ставрополь, 1999. - 85-88 с.

182. Очерки Кубани с древнейших времен по 1920 г. / Под ред. В.Н.Ратушняка. Краснодар, 1996.- 324 с.

183. Памятники Отечества (Быль монастырская). М., 1993.

184. Пилявский В.И. Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. Ленинград, 1964.

185. Пилявский В.И., Тиц А. А., Ушаков И.С. История русской архитектуры. Ленинград, 1984. -345 с.

186. Пищулина В.В. Истоки традиций храмостроения на Дону // Научная мысль Кавказа. 1998. - № 1 .-35-43 с.

187. Покотилова Т.Е. Благотворительность и Русская Православная Церковь // Церковь и общество: 160 лет совместного служения на юге

188. России. Материалы научно-практической конференции. -Ставрополь, 2004. -165-170с.

189. Попко И.Д. Дело о деканозах // Владикавказские епархиальные ведомости, 1900. № 1.

190. Попко И.Д. Терские казаки со стародавних времен. -СПб., 1880.-516 с.

191. Попко И.Д. Черноморские казаки. СПб., 1858. - 295 с.

192. Попов И. Православная богословская энциклопедия. Т. III.

193. Потто В.А. Два века Терского казачества (1577 1801 гг.). Репринт. Изд. 1912 г.. - Ставрополь, 1991. - 382 с.

194. Потто В.А. История 44-го Драгунского Нижегородского полка. Т. 2. -СПб., 1893.- 173с.

195. Православная культура и ее влияние на духовный мир человека. Материалы региональной конференции. Армавир, 2002. 30 с.

196. Православные русские обители.- СПб., 1994. 320 с.

197. Православный храм и православные богослужения.- М., 1920. 80с.

198. Проблемы духовной культуры. Сб.ст. Армавир, 1998.-105 с.

199. Прозрителев Г.Н. Древнехристианские памятники на Северном Кавказе // Сборник сведений о Северном Кавказе. -Ставрополь, 1906. Т. I.

200. Прозрителев Г.Н. . Казанский Кафедральный собор. Ставрополь, 1910. -20с.

201. Прозрителев Г.Н. Архивы Ставропольской губернии. Ставрополь, 1912.-51 с.

202. Прозрителев Г.Н. К истории раскола и сектантства на Кавказе. Скопцы. Ставрополь, 1911. 57с.

203. Прозрителев Г.Н. Ставропольская губерния в историческом, хозяйственном и бытовом отношениях. Ставрополь, 1925. 180 С.

204. Ратушняк В.Н., Ивченко И.В. Кубанская казачья община и возможности использования ее исторического опыта // Проблемы казачьего возрождения: Сб. науч. ст.- Ч. 1. / Рост. гос. ун-т.-Ростов н/Д, 1996.

205. Ратшин П. Полное собрание исторических сведений о монастырях и церквях России. М.,1852.

206. Рекалов В. 83-й пехотный Самурский полк на Кавказе. 1845 1881 гг. Ставрополь, 1911.- 131 с.

207. Религия и церковь в современном мире. Сб.ст. Армавир, 1998. 56 с.

208. Римский С. Казачество и православие // Дон.- Ростов-на-Дону, 1994. № 1.- 18-28с.

209. Римский С.В. Православная Церковь и государство в XIX в. Донецкая Епархия: от прошлого к настоящему. Ростов-на-Дону, 1998-. 120 с.

210. Романов П. История и будни монастыря // Михаило-Архангельский глас. Информационный бюллетень. 2001. № 1.- 2-4с.

211. Русские монастыри. Центральная часть России. М., 1995 , -399 с.

212. Русское православие: вехи истории. М., 1989. -197с.

213. Русское православное женское монашество. С.Посад, 1992. 452с.

214. Русь белокаменная. Ленинград, 1969.

215. Сапов А.В. Религиозность казачества: мифы, факты, проблемы. // Проблемы изучения и развития казачьей культуры. Майкоп, 2000 и др.

216. Славина Т. Исследование русского зодчества. ЛТУ, 1983. 170 с.

217. Смолич И.К. История русской церкви: 1700-1917 / История русской церкви. Кн.8. 4.2. М., 1997.

218. Сойкин П.П. Православные русские обители. Спб., 1910. -686 с.

219. Соколов А. Епископ Игнатий Брянчанинов, его жизнь, личность и церковно-аскетические воззрения.- Киев, 1915. -180с.

220. Старообрядчество в России. (XVII-XX вв.) М., 1999.

221. Стащук Н.И. Заселение Ставрополья в конце XVIII первой половине XIX в. //Материалы по изучению Ставропольского края. -Ставрополь, 1952.-вып. 4. -147-167с.

222. Струполева Н.С. Роль рек в движении православных приходов на Кавказе в XIX в.// Новая локальная история. Вып. 2 Ставрополь 2004. -290-291с.

223. Тальберг Н. История христианской церкви. М., 1991.- 215с.

224. Твалчрелидзе А.И. Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношении. Репринтное издание 1897 г.. Ставрополь, 1991.-750 с.

225. Титов А. Преосвященный Иеремия. Биографический очерк М., 1897. -158 с.

226. Тменов В.Х. Зодчество средневековой Осетии. Владикавказ, 1995. -437 с.

227. Токмаков И.Ф. Краткий историко-статистический очерк Троицкого-Зеленецкого мужского монастыря. М., 1904.

228. Толстов В.Г. История Хоперского полка и Кубанского казачьего войска (1696 1896 гг.). - Тифлис, 1900. - 194 с.

229. Тотоев М.С. Развитие просвещения в 30-40-х гг. XIX в. под влияниемрусской культуры // Известия Северо-Осетииского научно-исследовательского института. -Дзауджикау, 1949. Т. XIII. Вып. I.

230. Трехбратов Б.А. История Кубани с древнейших времен до начала XX века. -Краснодар, 2000.

231. Тутаева О.Н. Образование и развитие единого литературного осетинского языка // Ученые записки Северо-Осетинского государственного педагогического института. -Орджоникидзе. Т. XVIII. Вып. 2/

232. Уварова П.С. Христианские памятники.// Материалы по археологии Кавказа.-М., 1894.

233. Успенский Д. Древнехристианские храмы и св. Александро-Афонский Зеленчукский монастырь в Зеленчукском ущелье Кавказского хребта, Кубанской области, Баталпашинского Отдела. -М., 1892.

234. Фадеев А.В. Очерки экономического развития степного Предкавказья в дореформенный период. М.: изд-во Акад. наук СССР, 1957. - 259 с.

235. Фелицын Е.Д. Кубанское казачье войско 1696 1888. - Воронеж, 1888.-436с.

236. Хетагуров K.JI. Развитие школ а Осетии // Северный Кавказ. -Ставрополь, 1901, № 69.

237. Христианство на Кавказе. Тбилиси, 1987. -500 с.

238. Чекменев С.А. Переселенцы. Пятигорск, 1994. - 352 с.

239. Чекменев С.А. Социально-экономическое развитие Ставрополья и Кубани в к. XVIII первой пол. XIX в.в. - Пятигорск, 1967. - 353 с.

240. Цареградский Н. Историко-статистический обзор духовных учебных заведений северного Кавказа // Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. Ставрополь, 1868, 1869. Вып. I, II.

241. Церковная старина на Северном Кавказе. -Ставрополь, 1910. Т. I.

242. Шегрен А.Религиозные обряды Осетин // Кавказ-Тифлиз, 1846, № 28.

243. Шевченко Н., Ескина Н. Святыня земли Адыгейской. Из прошлого в будущее // Майкопский церковный вестник. 2002. №5. 15-20 с.

244. Шептун С. Из истории Православной церкви на Кубани. Краснодар, 1995.

245. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб, 1999.-128 с.

246. Шкуро В.И. Военные священники в русской армии и кубанском казачьем войске. // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

247. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. -Екатеринодар, 1910-1912. Т. I. 736 е.; Т.Н. -880 с.

248. Щербина Ф.А. Колонизация Кубанской области // Киевская старина, 1883. Кн. VI.

249. Щербина Ф.А. Происхождение казачьего выборного духовенства в Черномории. //На Кавказе. -Екатеринодар, 1910, № 7.8.

250. Якобсон A.JI. Закономерности в развитии средневековой архитектуры XI V в.в. - Л., 1987. - 250 с.

251. Справочники и энциклопедии

252. Арсений. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные от Рождества Христова до 1879 г. СПб., 1880.-867 с.

253. Архангельский П.В. Справочная книжка по Ставропольской епархии. Ставрополь, 1889. - 175 е.;

254. Михайлов Н.Т. Справочник по Ставропольской епархии. -Екатеринодар, 1910. -494 с.

255. Монастыри. Энциклопедический словарь. М., 2000. -700 с.

256. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1-2. М., 1993.

257. Русские монастыри. М., 1995.

258. Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии, вып. 1. Ставрополь, 1868. - 93 с.

259. Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии, вып. IV. Ставрополь, 1871. - 68 с.

260. Указатель церквей, соборов и монастырей Ставропольской епархии /Сост. Н.В. Ушакова. Ставрополь, 1999. - 490 с.

261. Христианство. Большая советская энциклопедия. — М., 1993. -510 с.

262. Энциклопедический словарь / Под ред. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Репринт. Изд. 1889 г.. Т. 74. М., 1993. -869 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 205168