Развитие творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Богатырева, Мелианат Халитовна

  • Богатырева, Мелианат Халитовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 183
Богатырева, Мелианат Халитовна. Развитие творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Карачаевск. 2005. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Богатырева, Мелианат Халитовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА.

1.1 .Философские и социальные основы проблемы формирования творческих способностей школьников.

1.2. Психолого - педагогические основы проблемы формирования творческих способностей на традициях.

1.3. Педагогический потенциал творческого наследия художников

КЧР и традиций карачаевского народа.

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ.

ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА ТРАДИЦИЯХ КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДА.

2.1. Художественные традиции карачаевского народа как средство формирования творческих способностей учащихся.

2.2. Примерная методология организации и функционирования. пришкольных изобразительных студий.

2.3. Технологии формирования творческих способностей у учащихся в процессе обучения обязательной программе.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ:.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа»

Актуальность исследования. Этнорегиональная направленность российского образования требует своего теоретического и практического обеспечения, в связи с чем необходимо продолжать научные исследования в области этнокультурного наследия и этнопедагогики народов Российской Федерации, с целью определения наиболее эффективных форм и методов их трансляции в современный образовательный и учебно-воспитательный процесс.

Образование как воспитательный процесс, оказывающий во многом определяющее влияние на духовно-нравственное становление личности тем более эффективен, чем более он отвечает особенностям культурно-исторического становления и развития, а также сформировавшегося педагогического наследия данного этноса или региона.

История этнокультурного формирования и становления народов России, в частности народов Северного Кавказа достаточно четко раскрывает значение художественных традиций, как основного средства формирования и развития творческих способностей детей и молодежи. Народы Северного Кавказа, понимавшие наличие ремесленных, промысловых художественно-прикладных умений в человеке как одно из главных достоинств личности, составляющее достояние всей фамилии, села и, наконец, всего этноса сумели создать достаточно эффективную неформальную школу творческого развития личности, воспитавшую такие яркие таланты, как И. П. Крымшамхалов, К. JI. Хетагуров, X. Б. Крымшамхалов, Мусаясул, М. X. Чомаев, Б. М. Узденов, М. И. Хабичев, и т. д.

Причем, следует отметить, что творческая состоятельность человека находила свое выражение не только в ремеслах, прикладном искусстве и промыслах, но и в оригинальной организации традиционных для горцев форм хозяйства, народных спортивных играх и в военном деле.

К вопросам развития творческих способностей учащихся обращались в своей научной и педагогической работе многие отечественные и зарубежные педагоги, психологи, этнографы: Айбазова М.Ю., Айзенк Г., Амонашвили Ш.А., Анохин A.M., Богатырев Б.П., Богоявленская Д.Б., Богуславская И.Я., Буш Г.Я., Вавилин, В. Ф., Вагнер Г.К., Василенко В.М., Волков И.П., Воллах М., Гилфорд Дж., Державин В.Н., Джашакуев В.М., Додонов Б.И., Калмыкова З.И., Кестлер А., Койчуев А. А-Дж., Койчуева З.К., Кочетов А.И., Кудрявцев Т. В., Кузин B.C., Кюльпе О., Лавров JL И., Ломов Б.Ф., Лощилин А.Н., Майданник И.А., Макарова К.А., Мальцмен И., Маслоу А., Матюшкин А .Я., Махмутова X. И., Некрасова М.А., Пономарев Я.А., Репин И. Е., Роджерс К., Ростовцев Н.Н., Салтыков А. Б., Сидорчук Т.А., Солдатова Е.Л., Спенс К.В., Стернберг Р., Тейлор К., Терентьев А. Е., Торренс Э., Уотсон Дж.Б., Шаповалов В. К., Шпенглер О. и др.

Трансляцию исторически сложившегося культурного наследия, художественных традиций в современный образовательный процесс необходимо осуществлять посредством наиболее передовых технологий, в том числе компьютерных, с тем, чтобы школьное образование обеспечивало наличие в воспитуемой личности присутствие этнокультуры и нравственности, наряду со знаниями в области современных производственных технологий и общемирового культурного наследия.

Этнорегионализация российского образования, достаточное теоретическое обоснование ее необходимости, исследования в области этнокультуры и этнопедагогики, народного искусства и промыслов, недостаточное обращение в учебной практике к воспитательному потенциалу творческого наследия мастеров изобразительного искусства народов Северного Кавказа, в частности Карачаево-Черкесии, недостаточный уровень работы по синтезу в педагогическом процессе достижений этнокультуры и современных компьютерных технологий обозначили имеющиеся в данной области противоречия между:

S относительно широкой теоретической исследованностью этнопедагогического и этнокультурного наследия и недостаточным уровнем внедрения результатов этих исследований в учебную практику;

S обширными и глубокими познаниями в области этнокультуры и недостаточной системностью, их творческой направленностью, часто фрагментарностью, технической необеспеченностью ее освоения; S потребностью в интенсификации процесса развития творческих способностей подростков на материале творчества мастеров изобразительного искусства, национального художественного наследия и почти полным отсутствием такой работы в подавляющем большинстве школ республики.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность определили проблему исследования, которую мы связали с разрешением указанных противоречий - каким образом использование в процессе обучения художественных традиций карачаевского народа способствует развитию творческих способностей школьников среднего возраста.

Цель исследования: выявить наиболее целесообразные в современных условиях эффективные формы и методы организации педагогической работы по развитию творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа как составной части общей северокавказской художественной культуры. Объектом исследования является развитие творческих способностей учащихся-подростков средних образовательных учреждений и художественных школ.

Предметом — процесс развития творческих способностей подростков в общеобразовательных и художественных школах на основе использования художественных традиций карачаевского народа.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей подростков на основе использования художественный традиций карачаевского народа будет протекать успешно, если:

•S использован педагогический потенциал художественных традиций карачаевского народа и мастеров изобразительного искусства;

S выявлены наиболее эффективные технологии формирования творческих способностей учащихся на основе достижений этнокультуры карачаевского народа;

S определен уровень подготовленности учащихся по развитию творческих способностей подростков в общеобразовательной и художественных школах Карачаево-Черкесской республики;

•S раскрыты возможности современных компьютерных технологий в развитии творческих способностей подростков с помощью различных графических пакетов, на основе их свободного выбора учащимися;

S разработана организационно-практическая программа по развитию творческих способностей подростков на основе достижений этнокультуры карачаевского народа.

Задачи исследования:

1. Определить педагогический потенциал художественных традиций карачаевского народа и творчества мастеров изобразительного искусства, как средства развития творческих способностей подростков;

2. Раскрыть уровень эффективности работы по развитию творческих способностей учащихся в общеобразовательной школе и художественных школах Карачаево-Черкесской республики;

3. Выявить наиболее эффективные технологии формирования творческих способностей учащихся на основе художественных традиций и достижений этнокультуры, народного искусства и творчества мастеров изобразительного искусства карачаевского народа;

4. Определить пути и способы интеграции народного художественного наследия и современных компьютерных технологий в деле повышения уровня развития творческих способностей подростков;

5. Предложить программу наиболее эффективной организации и ведения работы по развитию творческих способностей подростков, основанную на результатах деятельности мастеров изобразительного искусства и традиций художественной культуры карачаевского народа.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир

- это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, - «аксиологическая пружина», которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей. Ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности. В процессе творчества создаются новые ценные предметы, блага, а также раскрывается творческий потенциал личности. Следовательно, именно творчество создает культуру и гуманизирует мир. [118С. 113-115] Общую методологию исследования составили аксиологический подход, где в качестве первостепенной задачи выдвигается удовлетворение национально

- культурных потребностей населения, а в целом находят отражение культурологический и аксиологический подходы; философские идеи о природе познавательной и творческой деятельности; теория развивающего взаимодействия субъектов педагогического процесса; теория развития творчества, где между различными его видами существует тесная взаимосвязь, которая нашла наиболее убедительное истолкование в теории так называемых сензитивных периодов детского развития (JI. С. Выготский, Б. Г. Ананьев).

Теоретическую основу исследования составили труды по проблеме становления и развития личности (Абульханова-Славская К.А., Асмолов А.Г., Божович Л.И., Буева Л.И., Григорьев С.В., Коган JI.H., Котова И. Б., Муляр В.И., Недашковская М.А., Ноговицин О.М., Сластенин В. А., Слободчиков В. Г., Шиянов Е. Н. и др.); личностно-ориентированный подход, с использованием прогрессивных технологий (Айзенк Г., Гол ев А.

Г.,Жарков В. А., Изосимова JL М., Маслоу А., Роджерс К., Судникова Н. А., Храмцова Е. Н., Яковлев В. А. и др.); общая методология науки (Арабов И.А., Зинченко В. П., Ломов Б. Ф., Модзалевский Л. Н., Подласый И. П., Смирнов С. Д., Сорокин Б. Ф., Тахохов Б.А., Торосян В. Г. и др.); теория развивающего обучения (Быков 3. Н., Бюллер К., Воронов Н.В., Вульфов Б. 3., Крюков Г. В., Липман Ш., Минервин Г. Б., Филимонова Н. А., Холмянский Л. М., Шестопал Я.В. и др.); теория этнокультурного подхода (Айбазова М., Ю., Арабов И.А., Гуртуева М. Б., Койчуев А. А-Дж., Койчуев А.Д., Кущетерова Ф. Т., Микрюков А. И., Пазов С.У., Узденова С.Б., Шаповалов В. К., Яковлев В.А. и др.); теории гуманистической педагогики (Амонашвили Ш. А., Виленский М. Я., Горностай П.П., Ильенков Э. В., Монтессори М., Тарасюк В.Н. и др.).

В решении поставленных в диссертации задач, были использованы следующие методы научного исследования:

•S теоретические - историко-этнографический, искусствоведческий, сравнительно-сопоставительный, логический анализ литературы в области искусствоведения, методики преподавания дисциплин эстетического цикла, педагогики и психологии, истории и этнографии карачаевцев и других народов Северного Кавказа; S эмпирические - анкетирование, педагогический анализ учебных программ и пособий, анализ опыта работы средних школ и детских художественных школ, педагогическое интервью и беседы; S статистическая и графическая обработка и систематизация полученных данных.

Источниковую базу составили искусствоведческие, методико-педагогические, этнографические публикации, печатные труды, посвященные творчеству, народным художественным промыслам, творчеству мастеров изобразительного искусства, методологии повышения творческих способностей личности.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось в школах г. Карачаевска, сш. №2 с. Учкекен, сш. а. Учкулан, детских художественных школах г. Черкесска, г. Карачаевска, г. Усть-Джегута.

Основные этапы исследования:

1 этап ( 2002-2003 гг.) - изучение литературы по проблеме исследования, составление программы и структуры исследования, конкретизация его задач, разработка теоретических и методологических основ исследования, организация диагностического педагогического эксперимента, сбор полевого материала, исследование творчески развивающегося потенциала народных художественных промыслов, творческого наследия мастеров изобразительного искусства карачаевского народа.

2 этап (2003-2004гг.) — анализ и обобщение материала по теме исследования: научной литературы, периодических изданий, данных полевой информации, педагогических бесед и т. д. Проведение педагогического эксперимента в общеобразовательных и художественных школах, изучение полученных результатов, доработка разработанной нами программы развития творческих способностей учащихся на основе художественных традиций карачаевского народа и материале творчества мастеров изобразительного искусства.

3 этап (2004-2005 гг.) - уточнение результатов опытно-экспериментальной работы, внедрение предлагаемой нами программы повышения творческих способностей учащихся в образовательный процесс общеобразовательных и детских художественных школ Карачаево-Черкесской республики. Научная новизна исследования. Полученные в ходе данного исследования результаты содержат решение значимой педагогической проблемы, включая: теоретико-методологическое обоснование целесообразности и эффективности развития творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа;

•S обобщение и систематизацию источники, средств и методов проведения работы по развитию творческих способностей учащихся, как в этнопедагогике, так и в современной педагогической науке;

•S разработку и внедрение конкретной технологии (компьютерная графика), организацию и проведение эксперимента по развитию творческих способностей учащихся на основе художественных традиций и творчества мастеров изобразительного искусства карачаевского народа. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

S определены формы и методы организации педагогической работы, направленной на развитие творческих способностей учащихся на основе художественных традиций карачаевского народа и творчества мастеров изобразительного искусства;

S проверена эффективность средств обучения, которые могут служить основой для дальнейшей теоретической разработки проблемы развития творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа.

S обоснованы технологии развития творческих способностей учащихся на материале художественных традиций карачаевского народа, в том числе компьютерной графики. Практическая значимость. Результаты исследования представляют собой основу для дальнейшего изучения теоретических основ, технологических форм организации и проведения работы, направленной на развитие творческих способностей подростков. В результате нами была разработана программа по формированию творческих способностей подростков, которая уже находит применение в образовательной практике многих общеобразовательных и детских художественных школ республики. Достоверность исследования основывается на достаточно широкой источниковой, информационной базе исследования, практической апробации его результатов в общеобразовательных школах и детских художественных школ Карачаево-Черкесии, на успешном практическом функционировании разработанной нами программы развития творческих способностей учащихся на основе художественных традиций карачаевского народа и материала творчества мастеров изобразительного искусства. Положения выносимы на защиту:

S традиционные виды художественных промыслов карачаевского народа, помимо производственного значения являют собой своеобразную и эффективную школу развития творческих способностей подрастающих поколений;

S трансляция художественных традиций карачаевцев как составной общей северокавказской художественной культуры в современный образовательный, педагогический процесс в состоянии в значительной мере повысить уровень развития творческих способностей учащихся школ республики;

S возможен и эффективен синтез художественных традиций народа, творчества мастеров изобразительного искусства и современных технологий (компьютерная графика) в целях развития творческих способностей учащихся. Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Практическая апробация положений исследования проводилась в трех общеобразовательных школах и двух детских художественных школах республики. Результаты исследования находят свое применение в педагогической практике общеобразовательных и художественных школ республики (Карачаевского района и г. Карачаевска, г. Усть-Джегута, с. Учкекен Малокарачаевского района). Также, согласно полученным результатам исследования разработана программа спецкурса для студентов художественно-гграфического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета «Развитие творческих способностей учащихся на основе художественных традиций и творчестве мастеров изобразительного искусства народов Северного Кавказа».

На основе материалов исследования подготовлены и опубликованы следующие работы:

1. Богатырева, М. X. Традиции нравственного воспитания у карачаевцев/М.Х. Богатырева//Алиевские чтения. - Карачаевск, 2002. (0,2 п.л);

2. Богатырева, М. X. Фольклорные мотивы в творчестве карачаевских мастеров искусства/А.А-Дж. Койчуев, М. X. Богатырева// Этнорегиональные проблемы изучения национальной культуры. -Карачаевск, 2002. (0,5 п.л);

3. Богатырева, М. X. Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста/М.Х. Богатырева//Алиевские чтения. - Карачаевск, 2003. (0,2 п.л);

4. Богатырева, М. X. Методика изобразительного искусства с практикумом/В.М.Джашакуев, М.Х. Богатырева//Программа. Карачаевск, 2004. (1,3 п.л);

5. Богатырева, М. X. Фактор самобытности в современном искусстве/М.Х. Богатырева//Этнопедагогика и вопросы формирования личности. - Карачаевск, 2005. (0,3 п.л).

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы. Общий объем работы составляет 183 страницы машинописного текста, включающего 8 гистограмм и 2 таблицы. Список литературы включает 156 работ отечественных и зарубежных авторов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Богатырева, Мелианат Халитовна

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ:

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме творческих способностей, рассмотрение подходов к проблеме развития творческих способностей позволил выделить важные для нашего исследования положения.

Мы выяснили, что сущность способностей не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но понятия знаний, умений, навыков и способностей взаимно обусловлены: с одной стороны способности являются предпосылкой овладения знаниями и умениями, а с другой - в процессе овладения умениями и знаниями происходит развития способностей.

Главными показателями, которые позволяют судить об уровне развития способностей, являются лёгкость усвоения новой деятельности, а так же широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую. Развитие способностей совершается по возрастающей, или, как говорил C.JI. Рубинштейн, «по спирали»: сначала возможности реализуются, при этом возможности представляют способности одного уровня, в результате чего открываются возможности для дальнейшего развития, т.е. для развития способностей более высокого уровня.

Творческие способности относятся к группе разделяемой на учебные и собственно творческие способности. При этом под творческими способностями разумеются такие, которые определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений.

Иными словами творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности.

Результаты исследований и работа по предлагаемой нами программе в ходе педагогического эксперимента показала, что:

S наличие этнокультурного воспитания в личности человека является духовной и интеллектуальной основой успешного восприятия наиболее прогрессивных достижений мировой культуры;

S культурообразующий характер содержания процесса образования, ориентированный на возрождение прогрессивных достижений этнокультуры, в том числе художественных традиций, является одним из главных условий духовного оздоровления современного российского общества;

S такие методы формирования и развития творческих способностей учащихся как конструирование, макетирование и т. д. при соответствующей технологической модернизации, исходя из возможностей школы и потребностей современного общества, являются достаточно эффективными;

S эффективным и перспективным средством развития творческих способностей учащихся являются компьютерные технологии выполнения художественно-графических работ;

S широкое применение в учебном процессе современной школы, пришкольных изобразительных студий творческих встреч с мастерами искусств, народных художественных промыслов, педагогических бесед, выставок работ учащихся, творческих конкурсов и т. п. в значительной мере содействуют формированию и развитию творческих способностей подростков.

170

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственная политика в области национального образования сегодня вызывает глубокий интерес как профессионалов, так и широкого круга общественности. Школа в качестве составной части системы образования может стать не только базой развития национальных культур, но и фактором жесткого отчуждения целых поколений от национально-культурного достояния.

Потенциал творческих возможностей, заложенных в человеке, не имеет границ. Важно создать все необходимые условия для того, чтобы с раннего детства человек имел возможность воспользоваться своим богатством, мог свободно ориентироваться в любой ситуации.

Творчество - это двигатель человеческого развития. Творческий потенциал - это широта и разнообразность творческих возможностей личности. В итоге творчество не просто необходимо для развития общества, но и одновременно выполняет функцию фиксации определенного этапа развития. Без него человек перестал бы просто существовать.

По большому счету, любой народ сохраняет себя благодаря своей этнической системе воспитания, так как через школу, через систему народного образования проходит все подрастающее поколение. Семья и школа, в первую очередь, формируют носителей родного языка, самобытных людей, готовых к национальному творчеству. [30; №12]

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область искусства, предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России.

В художественно-эстетическом образовании и воспитании подростков значительную роль играет приобщение к народному творчеству, к народной художественной культуре. Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Основой развития творческих способностей подростков должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа.

Хорошо известно, что подростки часто проявляют высокую познавательную активность, которая может быть основой для успешного обучения и развития творческих способностей. В то же время обучение подростков имеет положительный эффект лишь при соответствующей организации учебного процесса.

Результаты наблюдений, анкетирования, тестирования позволяют сделать вывод о том, что ученики, удовлетворенные своей учебной деятельностью, обладают высоким уровнем творческой активности, придают большое значение качеству своих знаний и выражают желание его повысить.

Важное значение в развитии творческих способностей учащихся среднего возраста имеют современные компьютерные технологии.

Любенко Л. А. предлагает следующие этапы развития творческих способностей учащихся такие, как исследовательский, исследовательско-творческий, исследовательско-тренировочный проходят на уроках информатики, изобразительного искусства, технологии, спецдисциплин, использующих в обучении информационные технологии, а последний, исследовательско-творческо-тренировочный этап, проходит непосредственно в творческой лаборатории учащихся. [82]

Перечисленные инструменты познания активно вовлекают учащихся в процесс формирования знаний, развивают их творческие способности, заставляют их более интенсивно размышлять об изучаемом предмете и генерировать при этом свои идеи. В своей творческой деятельности учащиеся разрабатывают свои творческие проекты, при этом они приобретают навыки планирования этапов работы над проектом, навыки управления при проектировании, исследовательские и организаторские навыки, умение правильно представлять свои результаты и критически их оценивать. При этом происходит самообразование на высоком уровне трудности для развития творческих способностей подростков.

Продуктивная работа воображения, мышления, зрительной памяти, эмоционального и волевого настроя имеют первостепенное значение на всех этапах развития творческих способностей личности. [83]

Подводя итоги нашего исследования, есть основание заключить, что общая гипотеза в основном подтвердилась, а поставленные задачи, на наш взгляд, решены.

Осуществленное нами исследование ни в коей мере не претендует на то, чтобы дать исчерпывающие ответы на вопросы, связанные с проблемами развития творческих способностей подростков профессиональной самореализации учителей и условиями ее развертывания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Богатырева, Мелианат Халитовна, 2005 год

1. Айбазова М. Ю. Мир красоты и воспитание эстетической культуры в народной педагогике Карачая. - Пятигорск, 1998. С. 31.

2. Айзенк Г. Проверьте свои способности. М., 1972. — 510 с.

3. Алейников А.Г. О креативной педагогике //Вестник высшей школы. -1989. -№12.-С.7-14.

4. Алексеева Е. П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. Изд. «Наука». М., 1971. С. 72, 114-115, 222.

5. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. Кишинев, 1990.

6. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М. Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1995, 496 с.

7. Анохин A.M. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента педвуза): Дис.канд. пед. наук. Уфа, 1997.- 161 с.

8. Арабов И. А. Эстетическая культура и поликультурное образование: Проблемы развития образования на Северном Кавказе. /Сборник научных статей. Пятигорск. Пос. лингв, университет. 1998.

9. Арабов И.А. Основные принципы формирования регионально-национального компонента образования. Культурологический подход в образовании. Карачаевск, КЧГПУ, 1999.

10. Арабов И.А., Койчуев А.Д. Пазов С.У. Взаимоотношения национальных культур и образования в поликультурной среде. Этнос, культура, образование в контексте современных социально-педагогических реформ. Карачаевск, КЧГПУ, 1998, 0,2 п. л.

11. ГБанфи А. Философия искусства. — М.: Искусство, 1989. С. 74.

12. Батищев Г.С. Диалектика творчества. М., 1984. С. 17-20.

13. Белинский В. Г. Избр. пед. соч. М., 1948. С. 14-15.

14. Н.Бердяев Н. А. "Смысл творчества", 1916

15. Бердяев Н. А. О природе творчества. Мир философии.-М., 1991. С. 544.

16. Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975. - 399с.

17. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983. 173 с.

18. Боднар О. Я. Золотое сечение в природе и искусстве. //Техническая эстетика, 1992. №1.

19. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина,1989.-304 с.

20. Буш Г.Я. Методы технического творчества. Рига, 1972

21. Буш Г.Я. Рождение изобретательских идей. Рига, 1976. - 127 с.

22. Быков 3. Н., Крюков Г. В., Минервин Г. Б., Филимонова Н. А., Холмянский JI. М. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий. М., 1986.

23. Быстров В.Ю. Структура и факторы творческого процесса: Дис. .канд. филос. наук. JI., 1990. - 158с.

24. Бюллер К., Липман Ш. Творчество как интеллектуальное усилие. М., КСП, 1982.

25. Вавилин В. Ф. Оценка факторов и условий функционирования компонентов этнической культуры //Социол. исследования. 1993. -№1. - С. 93-96).

26. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс,1990.- 187 с.

27. Вайштейн А. Игра как путь к гармонии // Alma mater. 1993. — № 2. -С. 23-31.

28. Валлон А. Психологическое развитие личности. М.: Просвещение, 1967.-196 с.

29. Воронов Н.В., Шестопал Я.В. Эстетика техники. М.-1972.

30. Вульфов Б. 3. Технология педагогического творчества. //Советская педагогика. 1989.- №9.

31. Гильденштедт И. А. Указ. соч., с. 149.

32. Гнатко М. М. Проблемы креативности и явления подражания. М., 1994.

33. Голев А. Г. О технологических основах деловых игр в процессе преподавания педагогических дисциплин. /Методические рекомендации. Пятигорск, Пос. лингв. Университет, 1990.

34. Горностай П.П. Формирование творческой личности педагога основа гуманистической педагогики. - Киев. (Итоги XX века: гуманизация образования - проблемы и перспективы: Сборн. науч. докл. междунар. науч.-метод. конференции.- Витебск, 1998.- С. 121-125.

35. Грановская P.M. Творчество или креативность. С.-Пб.,

36. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. С-Пб. ОМС., 1994.

37. Григорьев С.В. Самовыражение и развитие личности в игре (на материале традиционных народных игр): Дис. канд. филос. наук. -М., 1991.

38. Гросс К., Бойтендайк Г. Пед. словарь. М., 1960. Том 1. - 290с.

39. Гуртуева М. Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. Изд. «Эльбрус». Нальчик, 1997. С. 42, 47, 61, 63, 244.

40. Джашакуев В.М. Этнокультурная направленность образовательной системы современной национальной школы.//Этнорегиональные проблемы изучения национальной культуры. Карачаевск, 2002. С. 15.

41. Джонс Дж. Современные методы проектного анализа. М., 1976

42. Дижур А.А., Мунипов В.М. Конструирование: состояние и перспективы. М. - 1976, 64с.

43. Додонов Б. И. Эмоциональные характеристики личности и художественная одаренность: Художественное творчество. — JL, 1983. С. 205.

44. Дьячков Тарасов А. И. Заметки о Карачае и карачаевцах. - СМОМПК. Вып. 25. - Тифлис, 1898. С. 52.

45. Дьячук С. А. Воспитание гражданственности как условие социализации личности. Культурологический подход в образовании: Материалы II региональной научно-практической конференции. Карачаевск: КЧГПУ, 1999.49.Ж. Кавказ. 1852, №36

46. Жарков В. А. Компьютерная графика и мультимедиа. М., 2004.

47. Жизнь как творчество (Социально-психологический анализ). Киев, 1985.-300с.52.3инченко В. П. Образование. Мышление. культура.//Новое педагогическое мышление/Под ред. Петровского А. В. М., 1989. С. 90-102.

48. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: 1991. С. 14.

49. Ионе Г. И. Верхнее Чегемские памятники Кабардино -Балкарии. МИА, №3. М.-Л., 1941.

50. История народов Северного Кавказа. Под. ред. А. Л. Нарочницкого. -М., «Наука», 1988. С. 87, 90.

51. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990, 143с.

52. Кантор К. Правда о дизайне. М., 1996г.

53. Каптерев П. Ф. О природе детей. СПб., 1899. С. 10,39.

54. Карачаевцы. Историко этнографический очерк. Под ред. Л. И. Лаврова. - Черкесск, 1978. С. 87-91, 205, 304-309.

55. Киселева E.A., МПГУ. Развитие творческих способностей в онтогенезе. http://www.uroki .ги/.

56. Кларин М.В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике. Дисс. докт. пед. наук.- М., 1994, 208с.

57. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. — Пенза, 1994.-344с.

58. Койчуев А. А-Дж. Карачаевский этнос как детерминанта трудового воспитания младших школьников. Дисс. кан. пед. наук. Ставрополь, 2001.

59. Койчуева 3. К. Формирование интереса к художественным национальным традициям у детей младшего школьного возраста. /Материалы научной конференции. Карачаевск, 2002.

60. Колесников В. Н. Нужды Карачая. Кубанские областные ведомости, 1895. №265.

61. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. 2-е изд., испр. и доп. - Минск: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 1996. — 312с.

62. Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960. С. 31, 372-375.

63. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. — М.: Педагогика, 1975.-303 с.

64. Кузин В. С. Психология. М., 1974. С. 257.

65. Кузнецова А. Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Изд. «Эльбрус». Нальчик. 1982. С. 16-18, 95-96.

66. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. — 32с.

67. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. С. 102.

68. Кулюткин Ю.Н. Творческая направленность деятельности педагога. — М., 1978.-С.7-10.

69. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя// Вопросы психологии, 1986. №2. - С.21-30.

70. Куприянов Б.В. Ситуационно-ролевая игра как средство общепедагогической подготовки будущего учителя: Дис. канд. пед. наук. Ярославль, 1996. - 180с.

71. Левин В.А. Воспитание творчества. — М.: Знание, 1977. 62 с.

72. Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы. М., 1984.

73. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 3,с. 594.

74. Лернер И.А. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество. — М.: Наука, 1969. -415 с.

75. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984. С. 230.

76. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978. - 127с.

77. Любенко Л.А. Развитие творческих способностей учащихся для раскрытия их интеллектуального потенциал)

78. Максимова А.А. Изобразительная деятельность и развитие творческих способностей личности, http://day-of-culture.narod.ru/

79. Маргграф О. В.Указ. соч., стр. 31

80. Маслоу А. Самоактуализация// Психология личности. Тексты/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтор, А.А.Пузырея. М., 1982. - С. 108-117.

81. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. -М., 1991.

82. Методологические проблемы творчества. Монография. (Под ред. А.Н. Лощилина, Н.П. Французовой. М.: РФО, 2003. - 158с.

83. Микрюков А. И. Некоторые аспекты традиционализма и новизны в живописи Карачаево-Черкесии.

84. Мир философии. Часть I. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: 1991.

85. Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших дней. Ч. 1 С-Пб. Алетейя, 2000. С. 109-118.

86. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997. С. 26.

87. Мунгиев А.-К. С. Модель этнорегиональной творческой подготовки студентов ХГФ. Материалы II региональной научно-практической конференции. Карачаевск: КЧГПУ, 1999.

88. Мунгиев А.-К. С. Педагогические условия формирования и реализации творческих умений будущего учителя. Дис. канд. пед. наук. — Карачаевск, 2002.

89. Мюллер И. Эвристические методы в инженерных разработках. -М., 1984

90. Невская В. П. Социально экономическое развитие Карачая в XIX веке (дореформенный период). - Черкесск, 1960, С. 12, 45, 63.

91. Об исследовании проблем психологии творчества: Сб.ст. / отв.ред. Я.А.Пономарев М.: Наука, 1983. - 336с.

92. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М., 1984. - 87с.

93. Педагогический поиск. Волков И. П. Учим творчеству.-М., «Педагогика», 1987. С. 109-111.

94. Пидоу Д. Геометрия и искусство. -М., 1979.

95. Подласый И. П. Педагогика. «Владос». М., 2003. С. 74.

96. Подласый И. П. Педагогика. М., 1996. С. 144-145, 223.

97. Полуянов Е.А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством. Вопросы психологии. 1998.-99 с.

98. Потто В. А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. СПб., 1885. Т., вып. 1. С. 101.

99. Проблемы народного искусства. Под ред. М. А. Некрасовой и К. А. Макаровой. М., 1982. С.7.

100. Психологический словарь, Педагогика. — М., 1983.- 448с.

101. Психологический словарь. М., Просвещение, 1984. вт. изд.

102. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб., 2003. С. 156.

103. Репин И. Е. Об искусстве. М., 1960. С. 36, 53.

104. Рождественская С. Б. Народные художественные традиции и формирование личности. М.: Наука, 1995. С. 43.

105. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М., 1990. - С. 145.

106. Розенблюм Е. Художник в дизайне. М.-1974г.

107. Ростовцев Н. Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М. «Просвещение». 1987. С. 14-15, 48-60, 174.

108. Рынков А. К. Социально — философские проблемы образования. — М., 1982.-С. 91.

109. Сб. Нартский эпос, 1957. С. 99.

110. Сидорчук Т. А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности: Дис.канд. пед. наук. -М., 1996.

111. Ситникова М.И. Педагогические условия творческой самореализации личности молодого учителя: Дис.канд. пед. наук. Белгород, 1995. — 214 с.

112. Сластенин В. А. и др. Педагогика. /Учебное пособие. М., 1998. С. 113-115.

113. Сластёнин В.А. и др. Педагогика. /Учебное пособие. М., Школа-Пресс, 2000. С. 268.

114. Сластёнин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. — 160 с.

115. Сластёнин В. А., Подымова JI.C. Педагогика инновационной деятельности. -М., 1997. 308с.

116. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. М., Академия, 2003. С.147, 151.

117. Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 1273

118. Солдатова ЕЛ. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте): Дис.канд. псих, наук. Санкт - Петербург, 1996.

119. Сорокин Б. Ф. Философия и психология творчества. Научно-методическое пособие для аспирантов и молодых преподавателей.

120. Студенецкая Е. Н. Узорные войлоки карачаевцев и балкарцев. КЭС, т.б.-М., 1976. С. 102, 178,369.

121. Судникова Н. А., Изосимова JL М. Центр Творчества "Марьино", г. Москва. Компьютерная графика и анимация как средство развития творческих способностей детей.

122. Сурина М.О., Сурин А.А. История образования теории цветодидактики. Дизайн, искусство, архитектура. М., Ростов-на-Дону-2003 г.

123. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. Т.1., /Сост. Богданова О.С., Смаль В.З., Сухомлинская А.И. М., Педагогика 1979.- 560с.

124. Тарасюк В.Н. Теоретические основы педагогического стимулирования. Дисс. док. пед. наук, -М., 1997. -348с.

125. Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы. Изд. «Наука». М., 1989. С. 916.

126. Теория и практика педагогического эксперимента. Под редакцией Пискунова А.И. М., 1979.- 208с.

127. Ткачев В.Н. Источники развития творческих способностей. М., 2001.-87 с.

128. Тоидис В.П. Моральное самосознание в системе этнокультурного пространства. /Этнос, культура, образование в контексте современных социально-педагогических реформ. Карачаевск, КЧГПУ, 1998. 72-76с.

129. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли. М., 2003. С.140.

130. Тульчинский Н. П. Пять горских обществ Кабарды. С. 188

131. Ушииский К. Д. О народности в общественном воспитании / Сборник соч., Т. 2. М.-Л., 1998. С. 35, 161.

132. Федоров А.В. Аудиовизуальная творчество и экранная культура: медиаобразовательные аспекты http://edu.of.ru.

133. Философский словарь. М., Советская энциклопедия, 1983, - 840с.

134. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Наука о душе. — М., Владос, 2002.

135. Хилько Н.Ф. Развитие аудиовизуальных творческих способностей: психологические и социокультурные аспекты. Омск: Сиб. филиал Российского института культурологии, 2004. - 158 с.

136. Хилько Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. — Омск: Изд-во Сиб. филиал Рос. ин-та культурологии, 2001. 446 с.

137. Храмцова Е. Н. Эстетическая компьютерная среда как педагогическая технология к проблеме образования и развития ребенка в мире масс-медиа http://www.ui.usm.ru.

138. Шалютин С.М. О сущности творческой деятельности// Творческое мышление и научно-технический прогресс. — Курган: Изд-во КГПИ, 1971.

139. Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 2002. С.34.

140. Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 2002. С.9-20.

141. Шиянов Е.Н. Регионально-этническая культура в концепции развития социализации и воспитания личности. /Семейная этнопедагогика и современная национальная школа. Карачаевск, КЧГПУ, 1997, 18-27с.

142. Шиянов Е.Н., Ромаева Н.Б. Гуманистическая педагогика России: Становление и развитие: Учебное пособие для вузов. М: Народное образование /Илекса /Ставрополь: Сервисшкола

143. Шорохова Е. В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961. С. 41-47, 256.

144. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

145. Этногенез карачаевцев и балкарцев.//Материалы "Круглого стола"1. Карачаевск, 1997г.

146. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М., Знание, 1971.-48с.

147. Якобсон П.М. Эстетическое воспитание детей в семье. М., Учпедгиз, 1961. -48с.

148. Яковлев В. А. Инновационные педагогические технологии в подготовке будущего учителя черчения. Карачаевск, 2001, 129с.

149. Яценко JT.B. Методический взрыв в XX веке и формирование эвристики. // Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987.

150. Juckson Ph., Messick S. The person, the product and the response: conceptual problems in the assessment of creativity. — In: Creativity in Learning. Boston., 1967 p. 1-19 Torrence, E.P. Education and the Creative Potential. Minneapolis, 1963.

151. Torrence, E.P. Growing up creativity gifted: a 22-years longitudinal stady // Creative child and adult quarterly, 1980. 5 P.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.