Развитие восприятия музыки различных этнических традиций у будущих учителей: На материале адыг. муз. культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Малухова, Фатима Владимировна

  • Малухова, Фатима Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 143
Малухова, Фатима Владимировна. Развитие восприятия музыки различных этнических традиций у будущих учителей: На материале адыг. муз. культуры: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1998. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Малухова, Фатима Владимировна

Введение.

Глава 1 Философские основания проблемы этнокультурных взаимодействий в педагогическом процессе.

1.1 Филоеофеко-психологичеекий аспект освоения ценностносмьгсловыхп ластов различных этнических культур.

L 2 Характеристика культурно-исторической и музыкальноязыковой традиции в Кабардино-Балкарии.

Глава 2. Теоретические основы развития способности к восприятию музыки через актуализацию и развитие музыкально-языковой способности учащихся.

2.1 К проблеме исследования музыкального восприятия й языка.

2.2 Сущность музыкально-языковой способности в аспекте музыкальных и общих способностей учащихся.

2.3 О современном состоянии проблемы развития восприятия музыки в музыкальной педагогике.

Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности методической модели развития восприятия музыки различных этнических культур (на материале адыгской музыки).

3.1 Методика развития способности к восприятию музыки различных этнических культур.

3.2 Особенности реализации методики при знакомстве студентов садыгской музыкальной культурой.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие восприятия музыки различных этнических традиций у будущих учителей: На материале адыг. муз. культуры»

Актуальность темы исследования заключена в современных требованиях к поиску новых способов, уровней взаимодействия и понимания различных народов. Музыкальное наследие - мощное средство проникновения в глубины духовной сущности создавших его народов, может помочь в решении этой проблемы. Вот почему столь важным представляется развитие способности к восприятию слушателями музыки иной этно-культурной традиции, способствующей развитию взаимопонимания. В связи с этим возрастает роль и ответственность учителя в решении задачи глубоко и тонко воспитывать маленького человека, опираясь на общечеловеческие ценности, заключенные в музыке.

Рассматривая процесс развития способности восприятия музыки у будущих учителей в условиях национального региона (Кабардино-Балкарии), следует отметить ряд его особенностей: школы и студенческие аудитории - многонациональны по составу, в связи с чем возникает ряд психолого-педагогических трудностей при воспитании таких качеств и чувств личности учащихся, как национальное самосознание, патриотизм и интернационализм. В таких условиях от педагога требуется умение опираться на музыкальные традиции национальных культур, представители которых входят в состав студенческого коллектива или школьного класса?

При восприятии музыки различных этнических культур возникает проблема соотношения музыкальных языков. Процесс этот сложный, так как здесь существуют не только языковые различия, но различия эмоционального плана восприятия мира. Здесь мы сталкиваемся с проблемой "лингвистической относительности"; суть ее заключается в том, что разные языки по-разному членят мир и, следовательно, люди, говорящие на разных языках, имеют в своем сознании разные картины мира (В.Медушевский). Многими исследователями ставился вопрос об адекватном восприятии и понимании ценностно-смысловых слоев музыкальной культуры (В.Медушевский, Е.Назайкинский и др.) и важности осмысления данной проблемы в контексте музыкального образования.

Взаимоотношение национальных культур в условиях многонационального государства рассматривалось в ряде исследований (Г.Апресян, М.Каган, С.Раппопорт, Н.Шахназарова, А.Фарбпггейн). Проблем музыкального восприятия так или иначе касаются авторы фундаментальных работ, посвященных профессиональной подготовке учителя музыки (О.Апраксина, ЛАрчажникова и др.). Затрагиваются эти вопросы и в музыкально-педагогических исследованиях Т.Мариупольской, К.Цатуряна, Г.Цыпина и др. Исследования Т.Надежденской, МЖутановой, И.Гусейновой рассматривают национальную музыку как эффективное средство постижения музыкальной классики. Обогатив музыкальную педагогику рядом ценных разработок, упомянутые выше исследования затрагивают, несомненно, важные аспекты проблем, связанных с развитием музыкально-эстетической культуры личности будущего учителя на основе национального искусства. Между тем, проблема формирования и развития навыков восприятия и освоения музыки в условиях сосуществования различных этнических культур до сих пор не реализована в теории и практике музыкального образования.

Актуальность и неразработанность проблемы обусловили цель настоящего исследования, которая состоит в нахождении способов развития восприятия музыки у будущих учителей в условиях взаимодействия различных этнических культур.

Объектом исследования является педагогический процесс, в ходе которого осуществляется развитие восприятия и освоения ценностно-смыслового содержания различных музыкальных культур.

Предметом исследования явилась динамика восприятия и освоения адыгской1 музыки студентами в специально организованной учебно-музыкальной деятельности, опирающейся на возможности развития музыкально-языковой способности учащихся.

1 Понятие "Адыгская музыка" может быть заменено "черкесская" или "кабардинская музыка (культура, традиция)", т.к. адыги, черкесы, кабардинцы представляют собой один этнос, имеющий разные названия по территориальному признаку и истории названия (самоназвание или присвоенное европейцами). В последнее время в официальных документах принято к употреблению словосочетание "адыгская культура" (подразумевающее совпадение по смыслу со словосочетанием

Преградой на пути успешного освоения и восприятия является, по нашему мнению, разница музыкальных языков. Таким образом, в предмет исследования включаются психологические предпосылки и педагогические методы освоения музыкального языка различных этнических традиций как условия развития способности к восприятию музыки.

Проблема восприятия и освоения ценностно-смысловых пластов музыкальной культуры в последнее время весьма остро ставится в отечественном музыкознании. В исследованиях последних лет наблюдается также активное привлечение междисциплинарных подходов, в частности, обращение к психологическим и музыкально-психологическим данным в поиске предпосылок к пониманию слушателем смыслов музыкального высказывания. Так, появившееся понятие "музыкально-языковой способности" (М.Арановский, Д. Кирнарская) приводит нас к умозаключению о связи восприятия смыслов музыкального языка с глубинными слоями психики человека: "внеязыковыми универсалиями" (М.Арановский), архетипами коллективного бессознательного, актуализирующимися в акте восприятия музыки (А.Торопова). Проблема освоения различных музыкальных языков, по-разному членящих мир, затрагивалась в ряде работ: В.Медушевского, В.Холоповой, Т.Чередниченко и др. Но названные работы не решают (да и не ставят) проблемы развития восприятия музыкальных языков различных этнокультурных традиций. В настоящем исследовании предпринимается попытка решения поставленной проблемы в Означенном направлении, в опоре на психолого-педагогическую разработку понятия ''музыкально-языковая способность" и в апробировании найденных подходов на Материале адыгской музыки в условиях взаимодействия различных этнокультурных традиций.

Методологическим фундаментом исследования послужили философские положения МБахтина, Н.Бердяева, В.Библера, И.Гердера, М.Мамардашвили, АПотебни, Г.Шпета о соотношении общечеловеческого и этнокультурного в бытии черкесская или кабардинская культура"). и сознании человека, отраженном в диалектическом принципе взаимодействия общего и особенного в культуре. В качестве источника исторических сведений о черкесской музыке использовались труды: С.Аутлевой, Б.Бгажнокова, А.Гадагатля, З.Налоева, Р.Чича, Ш.Шу и др. В поисках психологических оснований данная работа опирается на теорию деятельности А.Леонтьева, теории способностей С.Рубинштейна, Б.Теплова и ВШадрикова.

Анализ приведенных выше методологических оснований позволил выдвинуть ряд следующих положений гипотезы:

1. В условиях взаимодействия различных этнических культур исследование особенностей соотношения различных "музыкальных языков" имеет особое значение для разработки проблемы развития восприятия музыки.

2. Эффективность развития восприятия и освоения учащимися ценностно-смысловых пластов различных этнических культур может быть достигнута при разработке специальной методики направленной на формирование музыкально-языковой способности.

3. Понимание смыслов музыкального языка находится в прямой зависимости от проникновения учащихся в сущность глубинных архетипов, что приводит к эффективному развитию восприятия музыки различных этнокультурных традиций.

Задачи данного исследования состоят в следующем:

1. Изучение философской, общенаучной и частнонаучной литературы по проблеме исследования.

2. Разработка методики развития способности к восприятию музыки в условиях взаимодействия различных этнокультурных традиций.

3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методики.

В работе использованы следующие методы исследования:

-изучение и обобщение теоретических работ по теме исследования,

-анализ, систематизация и преломление передового музыкально-педагогического опыта,

-целенаправленное педагогическое наблюдение и педагогическая беседа, -обобщение личного педагогического опыта автора диссертации, -педагогический эксперимент и анкетирование участников экспериментального исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В ситуации "полиэтнизма" решение образовательных проблем может осуществляться не только в пространстве вербальных языков, но и в сосуществующих "музыкальных языках".

2. Развитие восприятия ценностно-смысловых пластов различных этнических музыкальных культур учащимися находится в прямой зависимости от уровня сформированности музыкально-языковой способности.

3. Эффективность развития восприятия музыки различных этнических культур может быть достигнута при условии разработки методики, направленной на установление единства в усвоении протоинтонационного (архетипического) и аналитического аспектов музыкального языка.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования. В диссертации с помощью теоретико-экспериментального исследования определены механизмы восприятия музыкального языка и развития восприятия учащимися музыки иной этнокультурной традиции; разработана методика развития способности к восприятию музыки различных этнокультурных традиций; педагогически разработано понятие ''музыкально-языковая способность", на основе чего определены стадии и пути реализации методики развития способности к восприятию музыки. Теоретическая концепция диссертации может послужить материалом для дальнейших исследований в области проблем этнокультурных взаимодействий и освоения музыкального языка.

Практическая значимость работы заключается в разработке и экспериментальной проверке методики развития восприятия музыки иной этнокультурной традиции. Концепция и материалы исследования могут быть использованы при подготовке будущих учителей на факультетах начальных классов и дошкольного воспитания, а также на музыкальных факультетах педагогических вузов.

Апробация работы. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре музыкальных инструментов Ml 11У и на кафедре музыки и изобразительного искусства факультета педагогики и методики начального обучения Кабардино-Балкарского государственного университета. Материалы исследования были представлены на научно-практических конференциях в г.г. Нальчике и Костроме (1995,1998).

База экспериментального исследования: факультет педагогики и методики начального обучения КБГУ и музыкальный факультет Ml 11 У.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Малухова, Фатима Владимировна

Основные выводы диссертации.

1. Проблема развития восприятия музыки в условиях взаимодействия различных этнических традиций - это путь к проникновению личности в новые для нее пласты художественной культуры.

2. Данное исследование позволило расширить представление о роли музыкально-языковой способности, развитие которой обеспечивает эффективное восприятие музыки различных этнических культур.

3. Эффективность развития способности к восприятию и освоению ценностно-смысловых пластов различных этнических культур у студентов достигается при специальной педагогической организации учебного процесса на основе выработанных психолого-педагогических принципов:

- диалогичности культур в современном образовательном пространстве;

- единства аффекта и интеллекта, интуитивного и сознательного в образовательном процессе;

- опосредствующей роли знаково-символических структур, слова и мифа в развитии восприятия музыки.

4. Методика развития способности восприятия музыки различных этнокультурных традиций опирается на развитие психолого-педагогическими средствами музыкально-языковой способности учащихся и включает следующие аспекты: а) актуализацию глубинных архетипов музыкального языка в восприятии учащегося; б) освоение конвенциональных средств выражения глубинных архетипов в определенном музыкальном языке.

Опытно-экспериментальное исследование показало педагогическую эффективность предлагаемой методики развития способности восприятия музыки иной этнокультурной традиции как в работе со студентами-музыкантами, так и немузыкантами.

По нашему мнению, предлагаемая методика может быть воспроизведена в сходных ситуациях на другом этно-музыкальном материале.

5. Осуществление данной работы со студентами способствовало развитию эмоциональной увлеченности познанием, открытию ими новых значений общекультурных ценностей и смыслов и, в конце концов, накоплению опыта проникновения и понимания ценностей иной культуры. N

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Малухова, Фатима Владимировна, 1998 год

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. -111 с.

2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

3. Апраксина О.А. Методика развития музыкального восприятия: Учебное пособие. Моск.гос.пед.инст. им.1. B.И .Ленина, 1985.

4. Алиев Ю.Б. Подросток музыка - школа. //Вопросы методики музыкального воспитания детей. - М.: Просвещение, 1975. - С.!9-54.

5. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Наука, 1971.-379 с.

6. Асафьев Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе. // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973.1. C. 61-70.

7. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1972. - 184 с.

8. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика. // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С.90-129.

9. Арановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений .//Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С.252 - 271.

10. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ XIX вв. / Сост. В.К.Горданов - Нальчик, 1974. -635 с.

11. Алябьев А.И. Черкесская песня. СПб., 1856. - С. 3.

12. Бахтин М.М. К философии поступка.// Философия и социология науки и техники./ Под ред. И.Т.Фролова. -М.гНаука, 1986. -С. 108 130.

13. Балакирев М.А. Записи Кавказской народной музыки в сб. "Воспоминания, письма" JL, 1962. - 479 с.

14. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие ( к теории вопроса.) // Музыкальное восприятие школьника. Белобородова В.К., Ригина Г.С, Алиев Ю.Б. М.: Педагогика, 1975. - С.9-18.

15. Белобородова В.К., Ригина Г.С, Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников. М.: Просвещение, 1975. -160 с.

16. Ьедяева-Экземшшрская С. О психологии восприятия музыки. Мм 1.923.

17. Бердяева Н.А. Эрос и личность. М.: "Прометей", 1989. -157 с.

18. Бестужев- М ар линек ий А.А. Полное собрание сочинений. -ЧЛ. СПб., 1838. Часть 9. Кавказские очерки. - 271 с.

19. Бибдер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI век. - М., 1991. - 412 с.

20. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Прогресс Л994.-343 с.

21. Брошевский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823.

22. Бонфельд М.Ш. Музыка как речь и как мышление. Автореф. дисс. .д-ра искусств. М., 1992. - 40 с.

23. Бгажноков Б А. Черкесское игрище: Сюжет, семантика, мантика. -Нальчик, "Адыгскаяэнциклопедия", 1991. 188 с.

24. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. -Нальчик: "Эльбрус", 1983. 229 с.

25. Бочкарев JIJI. Проблемы психологии музыкальных способностей. (Пути и перспективы исследований) .//Художественное творчество: вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, 1983. - С.51-165.

26. Березовчук JI.H. Значение мотивационных факторов для восприятия музыкальных стереотипов.//Музыка. Язык. Традиция. Сб.науч. трудов, вьш.5 С. 84-116.

27. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.гНаука, 1983. -412 с.

28. Введение в научные исследования по педагогике: учебное пособие ддя студентов пед. институтов. /Ю.К.Бабанский, В.И.Журавлев, В.К.Розов и др.; под ред. В.И.Журавлева. М.: Просвещение, 1988. - 239 с.

29. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. - 413 с.

30. Венгер Л .А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969.уЛ

31. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 283 с.

32. Вопросы Кабардино-Балкарского музыкознания. Сб. статей. Нальчик: "Эльбрус", 1995. - 72 с.

33. Восприятие музыки. Сб. статей под ред. Максимова В.Н. -М., 1980.-256 с.

34. Выготский Л.С. История развития высших психических функций.//Собр.соч.: В 6 т. Т.З. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

35. Выготский Л .С. Мышление и речь.//Собр.соч.: В 6 т. Т.2. -М.: Педагогика, 1983. - С.5-361.

36. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрастем/Хрестоматия по возрастной и педагогическойпсихологии. Под ред. И.И.Ильясова, В.ЯЛяудис. М.: Изд-во Мое. ун-та, 1980. - С.67-72.

37. Гаврилова Н.А. О диалектике национального и интернационального в сочинениях композиторов Моравии.//Чешская музыка как национальное европейское явление. Новосибирск, 1987. - 127 с.

38. Гадагатель А. Героический эпос "Нарты" и его генезис. -Краснодар, 1975.

39. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. - 699 с.

40. Гальцева Т.Б. Этнокультурная специфика музыкального восприятия. Автореф. дисс. .канд искусств., 1994. 23 с.

41. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: "Новое литературное обозрение", 1996.

42. Голубева Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей. /Вопросы психологии, 1980. с.23-37.

43. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. - 306 с.

44. Гнесин М.Ф. Статьи, воспоминания, письма. М.:Музыка, 1961.-324 с,

45. Гнесин М.Ф. Черкесские песни. /Народное творчество, №12 М., 1937. - С.29-33.

46. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. М.: Знание, 1982. - 224 с.

47. Гребнев А.Ф. Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодии. М.-Л.: Искусство, 1941. - 220 с.

48. Г48. Горюнова Л.В., Николаева Б.В. К вопросу о методике измерения уровней музыкального развития школьников. //ш

49. Вопросы подготовки учителя-музыканта и музыкальное воспитание детей. Сб.трудов. М.: МПГИ им. В.И.Ленина, 1974 -с. 147-199.

50. Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия.// Проблемы музыкального мышления. М.:Музыка, 1974 - с.230-250.

51. Готсдинер А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: Диес. .д-ра псих.наук. -М.,1989. 444 с.

52. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: NB, Магистр, 1993. - 192 с.

53. Гродзенская Н.Л. Слушание музыки в школе. М.; Изд. Акад. Пед.Наук РСФСР, 1961. - 92 с.

54. Гусейнова; Ш.-Х. Формирование музыкального восприятияучащихся. Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1989. - 16с.

55. Дидактика средней школы./Под ред. Данилова М.Л., Скаткина М.Н. М.:Просвещение, 1976. - 303 с.

56. Добряков Г.О. О колыбельных песнях.//Вестник воспитания. М., 1914.-е. 154-156.

57. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: Теоретические основы Саратов: СГУ, 1990. - 4.1. - 140 с., 4.2- 160 с.

58. Далькроз Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства: Изд-во 2-е. Мм 1907. 129 с.

59. Запорожец А.В. Особенности и развитие процесса восприятия.// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М.: Изд-во Мое. ун-та, 1980. - С.265-276.

60. Запорожец А.В. К проблеме психологии восприятиямузыки.//Вопросы музыкознания. Т.З. М.: Музыка, 1960. -С.302-323.

61. Зинченко В.П. Живое знание. Самара, 1998.

62. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. -М.: Тривола, 1994. 333 с.

63. Звененцев В.А. Язык и лингвистическая теория. М., 1973.

64. Золтан Денеш. Этос и аффект. История философии музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., 1977. - 370 с.

65. История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней. В 2-х т. Т. 1-2. М.: Наука, 1967. - 482 с.

66. История советского языкознания. Некоторые аспекты общей теории языкознания: Хрестоматия. М., 1981. - 351 с.

67. Инал Ш. Исторические корни древней культурной общности кавказских народов.//Сказание о нартах эпос народов Кавказа. - М.: Наука, 1969. - 547 с.

68. Каган М.С. Лекции по марксистко-ленинской эстетике. -Л.,1971.-498 с.

69. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979. - 48 с.

70. Квеско Р. Б. Философия образования: Учебное пособие. -Томск, 1998.

71. Коган Г.М. Избранные статьи. М.: Музыка, вып. 3, 1985. -184 с.

72. Кечхуашвили Г. К вопросу развития музыкального восприятия.//Развитие музыкального восприятия школьников. -М.: Педагогика, 1971. с.76-85.

73. Кечхуашвили Г. О роли установки в оценке музыкальных произведений. // Вопросы психологии, 1973, №5. с.69-76.

74. Кечхуашвили Г. Из опыта экспериментального исследования музыкального восприятия.// Художественное восприятие. Л.: Музыка, 1971. - с.348-353.

75. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.Просвещение, 1980. - 159 с.

76. VII. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие: Проблема адекватности. Автореф. дис. .док.искусств. М., 1997. - 36 с.

77. Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства.//Вопросы философии, 1996, №10. С.46-57.

78. Костюк А.Г. Культура музыкального восприятия. /Художественное восприятие. Вып.1 Л.,1971, с.334-347.

79. Костюк А.Г. О многообразии форм музыкального восприятия./ Материалы Ш Всесоюзного съезда общества психологов СССР. T.I. М.,1968. - с. 130-132.

80. Костюк А.Г. Восприятие мелодии: мелодические параметры процесса восприятия музыки. Киев: Наукова думка, 1986. -189 с.

81. Крупное Е.И. Древняя история и культура Кабарды. М., Изд-во АН СССР, 1957. - 176 с.

82. Культура и быт адыгов. Майкоп:Адыгское книжное изд-во, 1981.-224 с.

83. Я 84. Лезов С.В. Теология Рудольфа Бультмана./ Вопросы философии. 1992, №11, С. 71-85.

84. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. -М.:Педагогика, 1981. 186 с.

85. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

86. Лосев А.Ф. Философия имени.// Из ранних произведений. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 269 с.

87. Лотман Ю.М. Лекции по структурной поэтике.// Ю.М. Лотман и тарту ско-московская семиотическая школа. М.: Тнозис", 1994. - С. 11- 245.

88. V89. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс, 1992. - 271 с.

89. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979. - 319 с.

90. Мазелъ Л.А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк об основах музыкального искусства и его эволюции. М.: Музыка, 1991. - 79 с.

91. Малкжов А.Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству. Автореф. .д.п.н. М., 1996. - 39 с.1. V93.

92. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1991.-350 с.

93. Мариупольская Т.Г. Совершенствование путей и методов эстетического воспитания на занятиях музыкой. Дисс. .канд.пед.н. М., 1981. -175 с.

94. Медушевский В.В. К теории коммуникативной функции. / Советская музыка, 1975, №1. С. 14-32.

95. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.гМузыка, 1976. - 254 с.

96. Медушевский В.В. Как устроены художественные средства музыки. //Эстетические очерки. Вып.4. М.гМузыка, 1977. - С,79

97. Медушевекий В.В. К проблеме семантического синтксиса./Советская музыка, 1979, №8. С. 14-21.

98. Медушевекий В.В. О содержании понятия "адекватное восприятие". //Восприятие музыки. /Под ред. Максимова. -М.гМузыка, 1980. -С. 141-155.njIOO. Медушевекий В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. - 265 с.

99. Ш1. Медушевекий В.В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя. Автореф. дисс. .канд. искусств. М., 1971. - 26 с.

100. Методы педагогических исследований./ Под ред. Пискунова А.Й., Воробьева Г.В. М.:Педагогшса, 1979. - 255 с.

101. Мозтт В.Г. Формирование эстетического сознания учащейся молодежи на современном этапе. Автореф. док. п.н. -М., 1996. -43 с.

102. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Что есть музьжальноеть?/Сов.музыка. №2, 1975. -С.81-85.

103. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Сб.статей. Сост. А.Г.Костюк. Киев: "Музична Украина", 1986. - 124 с.

104. Музыкальная энциклопедия: В 6 т. Т.З. - М.: Советская энциклопедия, 1976. - ПОЗ с.

105. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 383 с.

106. Назайкинский Е.В. Восприятие музыки как предмет музыкознания.//Восприятие музыки. Сб.статей. М.гМузыка, 1980. -С.91-Ш.

107. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность привосприятии музыки.// Восприятие музыки. Сб.статей. -М. .Музыка, 1980.-С. 195-228.

108. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. -М.гМузыка, 1982.-319 с.

109. Ш. Назайкинский Е.В. Речевой опыт и музыкальное воеприятие.//Эстетические очерки. Вып.2. М., 1967.

110. Налоев З.М. Профессиональная дифференциация джегуако.//Этюды по истории культуры адыгов. Нальчик:"Эльбрус", 1985. 269 с.

111. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов./Под ред. Е.В.Гиппиус. В 3 т. T.I. - М., 1981. - 231 е., Т.З. -М., 1986.-239 с.

112. Нартский эпос и кавказское языкознание./YI международный коллоквиум европейского общества кавказологов. Майкоп, 1994. - 383 с.

113. Нечаев С.Д. Отрывки из путевых записок о юго-восточной России. М.:"Московский телеграф", 1826. Часть 7.

114. Огарев Н. История народов Северного Кавказа конец ХУШ -1917. М., 19S8. - 221 с.

115. Орлов Г. А. Семантика музыки .//Проблемы музыкальной науки. Вып.2. М.гСоветекий композитор, 1973. - С. 434-479.

116. Панкевич Г.И. Восприятие музыкального произведения и его структура. //Эстетические очерки. Вып.2. М.гМузыка, 1967. -С.12-31.

117. Петросян А. История народа и его эпос. М., 1989. - 207 с. »120. Потебня А.А. Слово и миф.// Эстетика и поэтика. - М.г "Искусство", 1989.-614с.

118. Потто В. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. СПб., 1SS8. - 371 с.

119. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. - 367 с.

120. Проблемы музыкального мышления./Сост. и ред. М.Г.Арановский. М.:Музыка, 1974. - 336 с.

121. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. -М.: Музыка, 1989. 141 с.

122. Ражников В.Г Некоторые вопросы теории музыкальных способностей в свете современной психологии и педагогики.//Психологические и педагогические проблемы музыкального образования./Отъ.ред.В.М.Цеханский. Новосибирск:ВГК, 1986. Вып.4. -С.56-69.

123. Развитее и диагностика способностей. /Отв. Ред. В.Н.Дружинин, В.Н.Шадриков. М.:Наука, 1991. - 181с.

124. Рахаев А.И. Архаическое музыкальное искусство Баякарйи и КарачаяУ/Вопроеы кабардино-балкарского языкознания. Нальчик:"Эльбрус", 1995. - С.5-15.

125. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. * М.:Академия, 1995. -159 с.

126. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М.:Учпедгиз, 1935. -480 с.

127. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. -М.:Педагогика, 1989. Т. 1. - 488 е.; Т.2. - 328 с.

128. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории.// Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М/.Педагогика, 1973. - С.220-235.

129. Самсонндзе Л.Р, Особенности развития музыкального восприятия.- Тбилиси: Мецниерба, 1987. 66 с.

130. Сказания и сказки адыгов. М.: Современник, 1987. - 319 с.

131. Старобинский С.Л. Теоретические основы слухового анализа музыкальных произведений школьниками-подроспсами в слушательской деятельности. Автореф. дисс.к.п.н. М., 1995. -16 с.

132. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. - 175 с.

133. Соссюр Ф.де. Труды по языкознанию. М., 1974. - 695 с.

134. Сухарев А.В. Этнопсихотералевтический подход в условиях современного кризиса его экосистемы.// Мир психологии и психология в мире. М.,1994. - С. 63-73.

135. Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблеме психопрофилактики и воспитания.// Вопросы психологии. 1996, №4, с.81-92.

136. Сорокин П.А. Причины войны и условия мира.//Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. -М.,1994.-С. 491-501.

137. Способности и склонности: комплексные исследования./ Под ред. Э.А.Голубева. М.: Педагогика, 1989. - 200 с.

138. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и музыкального восприятия.// Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: В 3 т. T.l - Л.:Сов.композитор, 1980. - С.212-234.

139. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства.// Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: В 3 т. Т.2 - Л.: Сов .композитор , 1981. - С. 11-230.

140. Тавхелидзе Н.Г. Некоторые вопросы природы восприятия музыки. (Особенности чувства музыкального стиля). Дисс. .канд. искусствовед. М., 1978. - 183 с.

141. Теория и практика педагогического эксперимента./Подред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. М.:Ледагогика, 1979. - 208 с.

142. Тараева Г.Р. О построении теории музыкального языка.//Музыкальное восприятие в контексте культуры. М.: Музыка, 1989.-С. 5-22.

143. Тарасов Г.О. О коммуникативной природе музыкальных страстей. //Вопросы психологии. 1987, №3, с. 115-121.

144. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. -М.: Педагогика, 1988. 176 с.

145. Танеев С.Й. О музыке горских татар.// Памяти Танеева. Сб.статей и материалов. M.-JL, 1947. - 196 с.

146. Теплов Б.М. Способности и одаренность .//Теплое Б.М. Избранные труды: В 2 т. Т. I - М.: Педагогика, 1985. - С.15-41.

147. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.// Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. Т. 1 - М.: Педагогика, 1985.-€.42-222.

148. Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.

149. Й52. Терентьев Д.Г. Взаимовлияние музыкального синтаксиса и семантики. Автореф. канд. искусствовед. Киев, 1984. - 23 е.

150. Торичная С.И. Познание музыкальных способностей студентов в процессе педагогического общения. Кишинев: "Штинца", 1989. - 124 е.

151. Тараканов М. Восприятие музыкального образа и его внутренней структуры .//Развитие музыкального восприятия школьников. М.: НИИХВ, 1971. - С.11-21.

152. Торопова А.В. Проблема бессознательного в музыкальной педагогике. К началам музыкально-психологической антропологии. М., 1997. - 106 с.

153. W 56. Торопова A.B. К проблеме обучения музыкальному языку на основе психосемантики.// Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: Взгляд в XXI век. Материалы Ш международной научно-практической конференции. М., 1996. -С.99-102.

154. Услар П.К. Древнейшие сказания о Кавказе. Тифлис, 1881. -581с.

155. Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.-366 с.

156. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. 2-е изд-е, доп. Нальчик: "Эльбрус", 1992.-345 с.

157. Хан-Гирей. Черкесские предания: Избр. Произведения. -Нальчик: "Эльбрус", 1989. 285 с.

158. Холопов Ю.Н. Гармония: теоретический курс: Учебник для студентов историко-теоретических отделений музыкальных вузов. М.:Музыка, 1988. - 510 с.

159. И62. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. В 2-х частях. Ч. 1 М.: МГК, 1990.- 138 с.v/163. Хомский Н. Язык и мышление. М: МГУ, 1972. - 122 с.

160. Цатурян К. А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала. Дис. .к.п.н. М., 1983.- 194 с.

161. Цукерман B.C. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования. М: Музыка, 1972. - 204 с.

162. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М.: Изд. МГПИ им. Ленина, 1975.- 105 с.v 167. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. Кн.1. М.: Сов.композитор, 1988. - 3841. С.

163. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М., 1994. - 374 с.

164. Ч ерноиваненко Н.М. Форимрование музыкального восприягия школьников./ Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. -М.:Музыка, 1982. -С. 111-114.

165. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. Корпорация "Логос", 1994. - 320 с.

166. Шахназарова Н.Г. О динамике национального в музыке.// Интернациональное и национальное в искусстве. М., 1974. -122с.

167. Шортанов А.Т. Адыгская мифология. -Нальчик: "Эльбрус", 1982.-194 с.

168. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. М., 1927.- 147 с.

169. Шпег Г.Г. Сочинения. М.: "Правда", 1989. - 601 с.

170. Шу Ш.С. Некоторые проблемы и задачи изучения музыкального фольклора адыгоВ.//С6. "Музыкальный фольклор адыгов". Майкоп, 1988. - 143 с.176.

171. Шзотц А. Повседневное мышление и научная интерпретация.//Современная зарубежная социология 70-80 годы. М.: ИНИОН, 1993. - С.107.

172. Юнг К .-Г. Феномен духа в искусстве и науке./ Собр. соч.в 19 т.: Т. 15 М.: Ренессанс, 1992. - 320 с.

173. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. - 297 с.

174. Юнг К.-Г. Психология бессознательного. / Собр соч. М.: Канон, 1994. - 320 с.

175. Юзбашян Ю.В. Национальная музыка как одна из основ музыкального воспитания учащихся начальных классов армянских школ. Автореф.лс.п.н. М., 1981. - 16 с.

176. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, письма. Сб. В 2-х тт. -М.,1972.

177. Якобсон P.O. Язык в отношении к другим системам коммуникации./Избранные работы. М.гПрогресс, 1985. - 455 с.

178. Якиманская И.С. Развивающее обучение. -М,:Педагогика, 1979. 144 с.

179. Bendy A. Musical ability in Children and its measurement. -London: Horrap, 1966. 151 p.

180. Gordon E. Psychology of Music Teaching. N-Y.:Brenlise Hall, 1971,-138 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.