Регионализация музыкального образования в учреждениях культуры и искусства: основные направления, тенденции, перспективы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Яковлева, Елена Николаевна

  • Яковлева, Елена Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 177
Яковлева, Елена Николаевна. Регионализация музыкального образования в учреждениях культуры и искусства: основные направления, тенденции, перспективы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2010. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Яковлева, Елена Николаевна

Введение.

Глава 1. Историко-теоретические и методические аспекты музыкального воспитания и образования в российских регионах.

1.1. Специфика регионального воспитания и образования на современном этапе.

1.2. Музыкальное краеведение как структурный компонент в системе художественно-эстетического воспитания и образования.

1.3. Музыкальное учебное заведение в регионе: тенденции функционирования.

1.4. Основные направления и методы учебно-воспитательной работы с учащимися.

1.5. Музыкальная культура г. Курска: прошлое и настоящее.

Глава 2. Проблема регионализации образования в сфере кульпры и иск) сства.:L)

2.1. Экспериментальное изучение деятельности профессионального музыкального учебного заведения (констатирующий этап).

2.2. Экспериментальное исследование состояния музыкально-краеведческой работы в современных учебных заведениях сферы культуры и искусства.Л

2.3. Содержание обучающего этапа эксперимента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Регионализация музыкального образования в учреждениях культуры и искусства: основные направления, тенденции, перспективы»

Актуальность исследования. Определяющей тенденцией развития российского общества конца XX - начала XXI века стало преобразование российской государственности, предполагающее реформ) федеративного устройства страны. Был предпринят комплекс мер экономического и правового характера, обеспечивающих самостоятельность регионов при руководящей роли центра. Тенденция регионализации сформировала социальный заказ, определила ведущую роль образования и его стратегию.

Согласно Концепции художественного образования в Российской Федерации «художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культ)ры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности. интеллектуального и эмоционального богатства». Основными задачами художественного образования провозглашаются: «сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессиональною образования в облает искусства; приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной отечественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества».

На современном этапе ключевой задачей является подготовка компетентного специалиста, всесторонне развитой личности, обладающей высокой гуманитарной культурой, развитым творческим потенциалом, способностью применять знания, умения и навыки в различных сферах деятельности, ставить и системно решать разного рода профессиональные задачи.

Подготовка квалифицированных специалистов, призванных пропагандировать культуру родного края, требует знания национально-региональной специфики, этнопедагогических особенностей, широкого использования краеведения, которое прочно утвердилось в современной педагогической теории и практике не только как средство развития познавательной и творческой деятельности, но и как фактор, способствующий нравственному, духовному воспитанию российской молодежи.

В образовательном пространстве Российской Федерации художественно-краеведческая деятельность в системе профессионального регионального образования выполняет важную роль в изучении, сохранении и пропаганде национальных культурных традипий, что является непременным условием формирования и развития общественного сознания молодежи, ее культуры и нравственности. Как отмечал С.О. Шмидт, «краеведение - это школа воспитания культурой; оно облегчает выработку Форм творческого общения людей разных поколений, разного уровня образования и специальной подготовки (научной или художественной, в области ремесла)»1.

Проведенное исследование показало, что краеведение как вид деятельности и общественное явление имеет итересную и богатую исгорию.

В России организационным и общеметодическиы пен,ром краеведческой работы являлось созданное в 1922 г. Центральное бюро краеведенп, (ЦБК) при Академии наук, в состав которого входили М.И.Богословский.

Н.Я. Марр, С.Ф. Ольденбург, С.Ф. Платонов, А.Е. Ферсман. В это же время выходили журналы «Краеведение» и «Известия, ЦБК». Краеведение. педагогические основы которого были разработаны Н.П. Блонским.

Н.К. Крупской, М.Н. Покровским, С.Т. Шацким, нашло признание в общественной жизни и образовании.

В рамках исследований различных проблем регионализации образования можно выделить несколько направлений, характеризующих степень разработанности проблемы. Среди них работь, В.Н. Аверкиной. ■ ■ гавкина, В.А. Сластенина, В.А. Штурбы, „оказывающие значение этого процесса, направленного на удовлетворение образовательных потребностей граждан региона с учетом его специфики, определяющей развитие российского образования в направлении модернизации и демократизаций.

Особое внимание исследователей обращено к вопросам краеведения в школе, ссузе и вузе, выступающего сегодня в качестве атрибутивного "в^оврем^ отечественной педагогики (В.В. Краевский, Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники, - Тверь 1W -С 6

СпЛб45В:АСР9.''ИОНМИЗШ1И" 0брш0"ания К*»»" —реф. лнсс. . канд. не;, наук.

В.А. Сластенин, В.Э. Тамарин и др.). Музыкальная специфика краеведения отражена в работах современных исследователей - Л.А. Тарасовой и Н.Р. 1уравец, которые заложили теоретико-методическую основу этого направления. Однако большой вклад в разработку этой проблемы внесли российские ученые XX века.

В диссертации рассматриваются работы отечественных авторов, связанные с проблемой музыкального краеведения (Б.В. Асафьев, Н.А. [Мещерякова, А.Н. Сохор, B.C. Штейнпресс, М.А. Этингер и др.). Обращается внимание на то, что проблема музыкального краеведения была поставлена еще в двадцатые годы прошлого столетия. Так, в 1924 году М.П. Алексеев отмечал, что «у нас не существует еще музыкальной истории городов, какие написаны для ряда городов и провинции Италии, Германии, Франции (Болонья, Флоренция, Веймар, Марсель и др.), между тем такая история, в некоторых случаях, могла бы сообщить ряд существенных данных для истории общественной и культурной жизни вообще»3. В конце 1990-х годов профессор В.В. Медушевский утверждал, что «всеобщая история музыкальной к>льтуры России еще не написана»4. Десятилетия, лежащие между датами этих высказываний, как показывает анализ историографии провинциальной музыкальной культуры, крайне мало внесли в решение проблемы изучения музыкального наследия регионов.

В сложившейся сегодня ситуации, когда в российском обществе наблюдается определенная девальвация духовно-нравственных устоев, возрастает удельный вес так называемой «поп-культуры», представленной низкопробными образцами музыкальной (телевизионной, кинематографической и др.) «продукции», особенно важна акцентуация национальных духовных и эстетических ценностей. Этим обстоятельством должна определяться парадигма деятельности музыкальных учебных заведений сферы культуры и искусства.

Возникает противоречие между большим потенциалом региональной музыкальной культуры, потребностью в специалистах, призванных развивать

3 Алексеев М.П. Из истории музыкальной жизни русской провинции первой половины XIX века // История русской музыки в исследованиях и материалах. Т. 1 / иод ред. К.А. Кузнецова. - М.: Гос. издательство. Муз. сектор. 1924. - С.7.

Медушевский В. О предмете и смысле истории музыки // Музичжысторичш копцепцп у минулому i сучасносп: матер1али / редактори-упорядники О. Зжькевич. В. Сивохш. -Льв1в: Сполом. 1997. - С. 10. традиции родного края, и неготовностью выпускников средних специальных учебных заведений к осуществлению музыкально-краеведческой деятельности. Проблема исследования заключается в выявлении условий и конкретных путей регионализации музыкального образования.

Этим объясняется актуальность выбранной темы диссертационного исследования «Регионализация музыкального образования в учреждениях культуры и искусства: основные направления, тенденции, перспективы».

Объект исследования - музыкально-педагогпческий процесс в региональном учебном заведении.

Предмет исследования - направления, тенденции и специфика регионализации музыкального образования в учреждениях культуры и искусства.

Цель исследования - разработать теоретико-методические основания и перспективы регионализации содержания музыкально-профессиональной подготовки студентов средних специальных учебных заведений.

Задачи исследования:

1) выявить специфику деятельности региональных музыкальных учебных заведений на современном этапе и обосновать необходимость адаптации системы музыкального образования к условиям регионов при сохранении централизованного управления образовательным процессом в России;

2) определить теоретико-методические позиции регионализации музыкального образования в учреждениях культуры и искусства;

3) проанализировать состояние музыкально-краеведческой работы в учреждениях культуры и искусства и экспериментально проверить эффективность разработанных в исследовании рекомендаций по регионализации музыкального образования.

Гипотеза исследования. Процесс регионализации музыкального образования в учреждениях культуры и искусства будет эффективным в том случае, если:

1) неотъемлемой частью содержания подготовки профессиональных музыкальных кадров (исполнителей, педагогов, музыковедов) станет музыкальное краеведение; заведен . ГаЩеНИе ФУНКЦИЙ профессиональных музыкальных учебных

Ленин вопросши региональной музыкальной культуры ^ в устойчивые тенденции: а) муМкалъно-о6Разоеате:,ЬНая будет вктючать комплекс специальных музыкально-краеведческих знаний, умений и навыков Id ЭРУДИР°ВаННЫХ выпускников; б) художественно. росеетительстя музыкальную культуру родного KpM как н

- Г~ музыкального искусства в работу по повыщению общекультурного уровня в социуме; в) ^„^оеа^ая исследования процессов, явлений и феноменов региональной музыкальной

У туры в содержание работь, студенческого научно-исследовательского шества, в тематику курсовых рефератов и дипломных работг) - установление творческих взаимосвязей контактов (по горизонтали И ПО RenTHKam.l

F " " по вертикали) с учеоными заведениями и

Учреждениями культуры и искусства своего и других регионов

3) содержание музыкально-краеведческой работы в учебныч авед будет опираться соместную творческую педагогичос ю конце иолнительскук,, исследовательскую публицистическую Деятельность обучающихся и преподавателей. состав1ГРеТИКО"МеТОДОЛ°ГН"еСКУЮ °СН0ВУ дитееР^«ион„он работы составляют: идеи о целостности педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, ■

В*. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин „ „р)-представления о ведущей роли образования в современном мире (Б-С. Гершунский, Н.Д. Никандров и др.); фундаментальные научные труды в области художественного образования (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, облает ЯР " ДР ); те°Рет™|е воззрения ведущих ученых в области краеведения (Д.В. Кацюба, Д.С. Лихачев, С.О. Шмидт и др )- идеи азвития музыкального краеведения как раздела краеведения и ча знания (Б.С. Штейнпресс, М.А. Этингер и др.); современные подходы бразовании - теория и практика музыкального краеведения в систем ;^~ного образования (Л.А. Тарасова), региональный компонент профессионального музыкального образования (Н.Р. Туравец) краеведчГ^' ИССЛеД°ВаНИЯ: ана™ педагогической, музыковедческой и м иГ ' ЛИТеРаТУРЫ П° ПР°бЛеМе «я; изучение архивных

ГвГГГ СВЯЗаННЬ'Х С ДеЯТеЛЬН0С™ региональных музыкальных учебных аведении; ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности; целенаправленное педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование и интервьюирование педагогов и обучающихся; констатирующий и формирующий эксперименты; сравнительный анализ; статистическая обработка данных.

Научная новизна исследования

На основе анализа историко-теоретических и методических аспектов музыкального воспитания и образования в российских регионах определено теоретическое основание регионализации музыкального образования в учреждениях культуры и искусства - музыкальное краеведение, возрастающая роль которого обусловлена социальной ситуацией развития художественной культуры и образования в российских регионах.

Систематизированы основные направления в деятельности современного музыкального учебного заведения (как высшего, так и среднего звена), суть которых в решении стратегических целей и задач:

1) всесторонняя, универсальная, многоаспектная подготовка будущих специалистов; 2) готовность к художественно-просветительской деятельности в широком смысле слова; 3) акцентуация региональных, духовных и эстетических ценностей как неотъемлемой части ценностей общенациональных; 4) интегративные взаимосвязи и контакты ' между учебно-образовательными и культурными учреждениями регионов;

5) системное освоение региональных художественных н культурных ценностей.

Выявлены основные функции деятельности профессиональных музыкальных учебных заведений (музыкально-образовательная, художественно-просветительская, научно-исследовательская, интегративно-коммуникативная) и тенденции их обогащения вопросами региональной музыкальной культуры, что обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов в области музыкального искусства, формирование единого духовного пространства, связь поколений, развитие художественной культуры российских регионов.

Теоретическая значимость исследования

Выявлена региональная специфика музыкальной подготовки специалистов в учреждениях культуры и искусства, заключающаяся в акцентуации национальных духовных и эстетических ценностей. Доказана возможность использования традиций и опыта прошлого в современных условиях, особое внимание уделено традициям, релевантным требованиям времени и задачам, стоящим перед профессиональными музыкальными учебными заведениями.

Проведен теоретико-методический анализ деятельности региональных музыкальных учебных заведений на современном этапе, обосновано критическое отношение к узкопрагматической, локальной по своему характеру и масштабам практике обучения и воспитания, и уточнены аспекты теории и методики преподавания, направленного на универсальную, многоуровневую подготовку специалистов, на их способность к смене различных видов и форм профессиональной деятельности.

Определены ресурсы повышения эффективности учебно-воспитательной работы и обозначены перспективы регионализации музыкального образования, суть которых в установлении творческих взаимосвязей, координации, кооперации и интеграции деятельности учебных заведений разного типа (музыкальных училищ, колледжей, детских музыкальных школ, институтов культуры и искусств, музыкальных факультетов педвузов, консерваторий) как своего, так и других регионов.

Предложенные пути регионализации содержания музыкального образования студентов средних музыкальных учебных заведений способствуют активизации эмоционально-ценностного отношения к региональному художественному наследию, повышению уровня освоения художественных и культурных ценностей, существенному развитию когнитивности студентов, духовному, эстетическому воспитанию учащейся молодежи и готовности молодых специалистов к предстоящей трудовой деятельности.

Практическая значимость исследования

Основные положения и результаты исследования, равно как и разработанная систематизация основных направлений, тенденций и перспектив регионального музыкального образования в учреждениях культуры и искусства, способствуют повышению качества подготовки специалистов.

Конкретные рекомендации, связанные с применением музыкально-краеведческого материала в различных учебных заведениях региона, ведут к обогащению содержания учебного процесса, вносят весомый вклад в изучение и сохранение музыкальной культуры страны.

Материалы исследования могут быть продуктивно использованы в научных изысканиях, при составлении образовательных программ и учебных курсов, для оптимизации воспитательно-образовательного процесса в современных музыкальных учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации работников образования и художественной культуры.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена опорой па широкий круг научно-литературных источников в области педагогики, музыковедения, краеведения; соответствием способов исследования его проблематике, предмету, цели и задачам; применением современных теоретических и методологических подходов к решению ключевых проблем диссертационной работы; проверкой основных положений и выводов исследования в ходе опытно-экспериментальной работы. Эксперимент проводился автором диссертации.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в Курском музыкальном колледже имени Г.В. Свиридова, па факультете искусств Курского государственного университета, в МОУ ДОД «Детская школа искусств № 2» города Курска. В работе было задействовано свыше 300 испытуемых - учащихся и преподавателей детских музыкальных школ, студентов и преподавателей среднего специального учебного заведения и вуза. Участниками экспериментов стали обучающиеся разных музыкальных специальностей: пианисты, струнники, духовики, народники, теоретики, дирижеры-хоровики, руководители народного пения.

Этапы исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в период с 2004 по 2009 гг. Первый этап (2004 -2005 гг.) -постановка проблемы; определение цели и задач исследования. Второй этап (2005 -2006 гг.) — разработка основных теоретических положений, выявление региональной специфики подготовки' специалистов в области музыкальной культуры и искусства. Третий этап (2007-2009 гг.) - эксперимент по апробированию методов учебно-воспитательной работы, адекватных основным целевым установкам, намеченным в гипотетических положениях настоящей диссертационной работы. При проведении эксперимента автор исходил из положения важности акцентуации национальных духовных и эстетических ценностей в деятельности современных региональных музыкальных учебных заведений. Четвертый этап (2009 г.) - анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы. их интерпретация, обработка результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, в том числе: «Гуманитарная наука в центральном регионе России: состояние, проблемы, перспективы развития» (Тула, 2005); «Эмоциональный компонент содержания эстетического образования» (Т\ла, 2006); «Краеведение в Курском крае: прошлое и современность. Межрегиональные связи» (Курск, 2006); «Современное музыкальное образование - 2006» (Санкт-Петербург, 2006); «Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен» (Санкт-Петербург, 2008); «Методологические проблемы современного музыкального образования» (Санкт-Петербург, 2009); «Развитие личности через музыку, язык, общение» (Белгород, 2009) и др., на заседаниях кафедры методики преподавания музыки и изобразительного искусства Курского государственного университета, на заседаниях лаборатории музыкального искусства в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования».

Материалы исследования были использованы при разработке содержания лекций для студентов факультета искусств Курского государственного университета, учебных занятий в Курском музыкальном колледже имени Г.В. Свиридова.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Теоретико-методическим основанием регионализации содержания музыкального образования выступает музыкальное краеведение, определяющее и расширяющее тенденции функционирования средних специальных учебных заведений: музыкально-образовательную, художественно-просветительскую, научно-исследовательскую, интегративно-коммупикативную.

2. Основными направлениями регионализации музыкального образования в учреждениях культуры и искусства являются: а) всесторонняя, универсальная, многоаспектная подготовка будущих специалистов, б) готовность к художественно-просветительской деятельности в широком смысле слова; в) акцентуация региональных духовных и эстетических ценностей как неотъемлемой части общенациональных; г) интегративные взаимосвязи и контакты между учебно-образовательными и культурными учреждениями регионов; д) системное освоение региональных художественных и культурных ценностей.

3. Опора на национальные духовные и эстетические ценности, на традиции и исторически сложившуюся и передающуюся из поколения в поколение культуру того или иного края (области, региона) определяет парадигму деятельности музыкальных >чебных заведений и эффективность художественно-эстетического и нравственного воспитания учащихся-музыкантов. Совместная творческая деятельность обучающихся и преподавателей (педагогическая, концертно-исполнительская, исследовательская, публицистическая) способствует формированию единого духовного пространства, активизирует системное освоение культуры родного края, создает необходимые предпосылки для установления связи поколений, взаимопонимания людей разных возрастов.

4. В условиях российских регионов существенно возрастаю г роль и значение художественно-просветительской деятельности выпускников средних и высших музыкальных учебных заведений. Практикой ориентированное обучение в стенах учебных заведений является одновременно моделированием будущей художественно-просветительской деятельности: музыкальная молодежь в процессе учебы осваивает формы, методы, приемы и способы ее проектирования и осуществления.

5. Перспективы регионализации музыкального образования в учебных заведениях разного типа заключаются в активном установлении творческих взаимосвязей и контактов с учебными заведениями и учреждениями культуры и искусства (музыкальными училищами, колледжами, детскими музыкальными школами, институтами культуры и искусств, музыкальными факультетами педвузов, консерваториями) как своего, так и других регионов на уровне координации, кооперации, интеграции.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Работа иллюстрирована графиками, таблицами, диаграммами. Содержание диссертации изложено па 177 страницах машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Яковлева, Елена Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях очевидна несостоятельность узкоцеховой, локальной по масштабам подготовки учащихся-музыкантов. Региональные музыкальные учебные заведения призваны выступать в качестве центров социально ориентированной, кульгурно-просветительской деятельности и решать значительно более широкие и многообразные цели и задачи. В связи с этим особую значимость приобретает регионализация музыкального образования.

Основными направлениями регионализации музыкального образования в учреждениях культуры и искусства являются: а) всесторонняя, универсальная, многоаспектная подготовка будущих специалистов, б) готовность к художественно-просветительской деятельности в широком смысле слова; в) акцентуация региональных духовных и эстетических ценностей как неотъемлемой части общенациональных; г) интегративные взаимосвязи и контакты между учебно-образовательными и культурными учреждениями регионов; д) системное освоение региональных художественных и культурных ценностей.

Теоретико-методическим основанием регионализации содержания музыкального образования выступает музыкальное краеведение, которое, будучи сложносоставной отраслью знания, включает в себя изучение музыкальных традиций края (области, региона), анализ творчества композиторов и исполнителей, сбор лучших образцов музыкального фольклора, работу с архивными материалами и многое другое.

Внедрение музыкального краеведения в систему профессионального музыкального воспитания и образования, акцентуация национальных духовных и эстетических ценностей в совместной творческой деятельности учащихся и преподавателей (педагогической, концертно-исполнительской, исследовательской, публицистической) способствуют формированию единого духовного пространства, системному освоению культуры родного края, создают необходимые предпосылки для установления связи поколений, взаимопонимания людей разных возрастов. Практико-ориентированное обучение в стенах учебных заведений является одновременно моделированием будущей художественно-просветительской деятельности: музыкальная молодежь в процессе учебы осваивает формы, методы, приемы и способы ее организации и осуществления.

Опора на музыкальное краеведение расширяет тенденции функционирования средних специальных учебных заведений: музыкально-образовательную, художественно-просветительскую, научноисследовательскую, интегративно-коммуникативную функции, обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов в области музыкального искусства и развитие художественной культуры российских регионов.

Перспективы регионализации музыкального образования в учебных заведениях разного типа заключаются в установлении творческих взаимосвязей и контактов с учебными заведениями и учреждениями культуры и искусства (музыкальными училищами, колледжами, детскими музыкальными школами, институтами культуры и искусств, музыкальными факультетами педвузов, консерваториями) как своего, так и других регионов на уровне координации, кооперации, интеграции.

Обновленная парадигма деятельности музыкальных учебных заведений на основе традиций, исторически сложившейся и передающейся из поколения в поколение культуры того или иного края (области, региона) позволяет достичь высокого уровня усвоения музыкально-краеведческих знаний, активизирует эмоционально-ценностное отношение студентов к региональному наследию и способствует художественно-эстетическому и нравственному воспитанию учащихся-музыкантов.

Список основной литературы и неопубликованных источников

Архивные (неопубликованные) источники

Центральный государственный исторический архив (СПб) (ЦГИА) Фонд 408. ИРМО

Государственный архив Курской области (ГАКО) Фонд 309. Губернского отдела народного образования

1.1. Анкетные листы // ГАКО. - Ф. Р-309. - Оп. 3. - Д. 294. - Л. 69.

1.2. Анкетный лист // ГАКО.- Ф. Р-309. - Оп. 4. - Д. 198. - Л. 339.

1.3. Доклад завуча Решетинского // ГАКО. - Ф. Р-309. - Оп. 9. - Д. 224. -Л. 35.

1.4. Докладная записка Народному комиссару просвещения Курского государственного музыкального техникума им. Луначарского // ГАКО. -Ф. Р-309.-Оп. 10.-Д. 23.-Л. 11.

1.5. Докладная записка Курского музыкального техникума им. Луначарского народному комиссару просвещения А.В. Луначарскому // ГАКО. -Ф. Р-309. - Оп. 10. - Д. 23. - Л. 11 об.

1.6. Завгубоно в музтехникум на № 2024 от 14 ноября 1924 года // ГАКО. -Ф. Р-309. - Оп. 6. - Д. 152. - Л. 8.

1.7. Отчет Губпрофобра за период с 1-го декабря 1921 года по 1-е ноября 1922 года // ГАКО. - Ф. Р-309. - Оп. 4. - Д. 45. - Л. 76.

1.8. Отчет о деятельности Курского музыкального техникума за 1924/25 учебный год//ГАКО. - Ф. Р-309.-Оп. 8.-Д. 213.-Л. 102.

1.9. Отчет о деятельности Курского музыкального техникума за 1924/25 учебный год // ГАКО. - Ф. Р-309. - Оп.8. - Д. 213. - Л. 103.

1.10. Отчет о деятельности Курского музыкального техникума за 1924/25 учебный год // ГАКО. - Ф. Р-309.-Оп. 8.-Д. 213.-Л. 103.

1.11. Отчет об открытии классов // ЦГИА. - Ф. 408. - On. 1. - Д. 671. - Л. 25.

1.12. Отчет работы Курского музтехникума за период октябрь, ноябрь и декабрь месяцы 1924/25 года//ГАКО. - Ф. Р-309. - Оп. 8. - Д. 212. - Л. 4.

1.13. Письмо в Курский музыкальный техникум на № 713 от 24 октября 1925 года//ГАКО. - Ф. Р-309. - Оп.8. - Д. 213. - Л. 17.

1.14. Положение о Курском музыкальном техникуме // ГАКО. - Ф. Р-309. -Оп. 4.-Д. 194.-Л. 34 об.

1.15. Протокол заседания коллегии Губпрофобра Курского губнаробраза от 8 августа 1921 года // ГАКО. - Ф. Р-309. - Оп. 4. - Д. 36. - Л. 297.

1.16. Протокол заседания членов концертного бюро Курской музыкальной школы Губпрофобра от 7 декабря 1921 года // ГАКО. - Ф. Р-309. - Оп. 3. -Д. 386. - Л. 189.

1.17. Сведения о преподавательском и обслуживающем персонале Курского государственного музыкального техникума им. А.В. Луначарского за № 925 от 2 ноября 1930 года // ГАКО. - Ф. Р-2647. - Оп.З. - Ед. хр. 47. -Л. 83 об.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Яковлева, Елена Николаевна, 2010 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: учебное пособие / научный редактор В.А. Сластенин. М., 1990. - 316 с.

2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего педагогического образования: автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1991. - 38 с.

3. Алексеев М.П. Из истории музыкальной жизни русской провинции первой половины XIX века // История русской музыки в исследованиях и материалах. Т. 1 / под ред. К.А. Кузнецова. М.: Гос. изд-во. Муз. сектор, 1924.-370 с.

4. Апраксина О.А. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы // Музыкально-педагогическая подготовка учителя: сб. тр. М., 1973. - С. 4-16.

5. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 110 с.

6. Асафьев Б.В. Великие традиции русской музыки // Избр. ст. о муз. просвещении и образовании / ред. Е. Орлова. -М.; Л., 1965.-С. 140-143.

7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1973. - 144 с.

8. Асафьев Б.В. О задачах современного музыкознания // Наш музыкальный фронт / Ред. С. Конев. М., 1930. - С. 242-244.

9. Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века. 2-е изд. Л., 1979. -340 с.

10. Асафьев Б.В. Теория музыкально-исторического знания // Задачи и методы изучения искусств / Ред. И. Глебов. Пг., 1924. - С. 63-81.

11. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода: лекция в слайдах: авторская версия. М: Исследоват. центр проблем качества подгот. спец. - 2004. - 30 с.

12. Баренбойм Л.А. Антон Григорьевич Рубинштейн / Л.А. Баренбойм. -М.: Музыка, 1982.- 160 с.

13. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -Л., 1969.-330 с.

14. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки. Статьи. Материалы. -Л.: Советский композитор, 1989. 220 с.

15. Беляев С.Е. Музыкальное образование на Урале: Истоки, традиции. -Екатеринбург: УИФ «Наука», 1995. 79 с.

16. Брежнева Т.А. Аркадий Максимович Абаза: «Гимн Святым братьям Кириллу и Мефодию». Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2004. - 13 с.

17. Брежнева Т.А. История становления и развития музыкального образования в Курском крае (вторая четверть XIX начала XX века): автореф. дисс. . канд. ист. наук. - Курск, 2005. - 26 с.

18. Брежнева Т.А. Матвей Петрович Гердличко — организатор музыкального образования в Курске. «Рысь»: Кавалерийский марш. Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -15 с.

19. Брежнева Т.А., Горлинская С.Е. Музыкально-общественная деятельность Аркадия Максимовича Абазы Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2004.-141 с.

20. Брежнева Т.А., Горлинская С.Е. Музыкально-общественная деятельность Аркадия Максимовича Абазы. Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2004. - 68 с.

21. Бугров Ю. А. Наши знаменитые земляки: Композитор А. М. Абаза // Курская неделя. 1980. - 22 авг.

22. Бугров Ю. А. Развитие музыкально-сценической культуры и массовых зрелищ в российской провинции в середине XVHI начале XX вв. (на материалах Курской губернии): автореф. дисс. . канд. ист. наук. - Курск, 2004.-207 с.

23. Бугров Ю. А. Развитие музыкально-сценической культуры и массовых зрелищ в российской провинции в середине XVIII начале XX вв. (на материалах Курской губернии): дисс. . канд. ист. наук. - Курск, 2004. -207 с.

24. Бугров Ю. А. Свет Курских рамп: Очерки истории культуры Курского края. Кн. первая. Курск: Сейм, 1995. - 300 е.; Кн. вторая. - Курск: ООО «Учитель», 2002. - 280 е.; Кн. третья. - Курск: ООО «Учитель», 2002. -84 с.

25. Высший музыкальный колледж. Новое в профессиональном художественном образовании. Магнитогорск-Новосибирск, 1992. - С. 3.

26. Гайдеек Г. Из писем // Музыка в школе. 1990. - № 1. - 59 с.

27. Гейко Б.С. Из истории музыкального образования на Тамбовщине. -Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та, 1999. 54 с.

28. Гердличко М. П. Об открытии музыкальной школы в Курске // Прибавление к Московским губернским ведомостям. 1842. - 22 августа.

29. Гинзбург. Г.Р. Статьи. Воспоминания. Материалы / сост. М. Яковлев. -М., Сов. композитор, 1984. -288 с.

30. Глуздовский В.Е. Родиноведение и учитель. Чита; Владивосток: Госкнига, 1923. - 219 с.

31. Гольдштейн М.Э. Школа имени столярского (1933 1947). Одесса, 1947,- 16 с.

32. Горлшгский В.И. Модернизация системы музыкального образования и воспитания в современной России: актуальные проблемы переходного периода: автореф. дисс. . докт. пед. наук. М., 1999. - 59 с.

33. Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода. Монография. М., 1999. - 333 с.

34. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Региональная политика РФ в области высшего профессионального образования. Саранск, 1995. - Вып. 4. -С. 62-90.

35. Государственный стандарт среднего профессионального образования. -М., 2002.-99 с.

36. Грива Т. Жила рядом с гением // Курская правда. 2000. - 6 января.

37. Григорович JI.A., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2006. - 480 с.

38. Дубинина Ю.В. Восприятие музыкальной культуры региона как педагогическая проблема (в условиях внеклассной работы вобщеобразовательной школе): автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 2008. -22 с.

39. Ефимов Ю.Л. Ивановское музыкальное училище. Ярославль: Верхнее Волжское кн. изд-во, 1979. - 70 с.

40. Зауторова Э.В. Информационные технологии в художественно-эстетическом образовании // Искусство и образование. М., 2006. - № 4. — С.101-105.

41. Звягинцев Е.А. Локализация учебного материала // Народная жизнь в школе. Вып. 1.-М., 1915.- 15-25 с.

42. Зорькин Е.Н. Подготовка будущего учителя начальных классов к осуществлению туристско-краеведческой деятельности с младшими школьниками: дисс. . канд. пед. наук. М., 1997. - 182 с.

43. Иванов П.В. Краеведение в системе учебной и воспитательной работы средней школы: автореф. дисс. . докт. пед. наук. Петрозаводск, 1967. -38 с.

44. Иванов П.В. Краеведение в системе учебной и воспитательной работы общеобразовательной школы: — дисс. докт. пед. наук. Петрозаводск, 1966. -547 с.

45. Иванов П.В. Педагогические основы школьного краеведения. -Петрозаводск, 1966. 182 с.

46. Ильина З.Д. Из истории культурной жизни Курска второй половины XIX века // Из истории культуры Курского края. Ч. 1. / отв. ред. и сост. АЛО. Друговская. Курск: КГМУ, 1995. - С. 82- 88.

47. Ильина З.Д. Культурная политика и духовные потребности горожан Центрального Черноземья. Курск: Изд-во КГПУ, 1996. - 299 с.

48. Историческое краеведение: Вопросы преподавания и изучения: сб. науч.-методических тр. Тверь: Изд-во Твер. уни-та, 1991. - 128 с.

49. Ишук Г.Н. Школьное краеведение как фактор социализации учащихся: дисс. канд. пед. наук. СПб., 2000. - 203 с.

50. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1984 . 130 с.

51. Казак С.В., Лемберская С.М. Горьковскому музыкальному училищу 100 лет. 1873-1973 (Очерк). Горький, Волго-Вятское кн. изд-во, 1972. - 56 с.

52. Кантор Г.М. Оперный театр в Казани дооктябрьского периода: автореф. дисс. канд. искусствоведения. Л.:ЛОЛГК,1972. - 18с.

53. Кацюба Д.В. Внеклассная работа по истории: краеведение. -М., 1975.- 178 с.

54. Кацюба Д.В. Историческое краеведение: школьное историко-краеведческие музеи. Кемерово, 1969. - Ч. 1. - 283 с.

55. Кацюба Д.В. Содержание, формы и методы внеурочной историко-краеведческой работы в старших классах средней школы: автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1966. - 24 с.

56. Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. -М„ 1978.-509 с.

57. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования // Региональная политики РФ в области высшего образования». Саранск, 1995. - Вып. 4. - С. 14 -18.

58. Ковалев В.В. У истоков национальной музыкальной педагогики // Проблемы реформы музыкального воспитания в общеобразовательной школе: материалы конф. Минск, 1990.-С. 10-14.

59. Коган П. Вместе с музыкантами. 2-е изд. М.: Сов. композитор, 1986. -272 с.

60. Коллар В.А. Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода города Горького. - Горький, 1976. - 176 с.

61. Конституция (Основной закон) РФ. М.: Россия, 1992. - 314 с.

62. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. 2002. - № 2. - С. 85 - 86.

63. Космовская М. Л. Из музыкального прошлого соловьиного края // Молодая гвардия. 1983. - 19 марта.

64. Космовская М.Л. Музыкальное образование в Курске в 1920-е годы и в конце XX века // Свиридовские чтения: Сб. докл. науч.-практ. конф. Курск,2001.-С. 38-42.

65. Космовская М.Л. С. А. Дегтярев крепостной музыкант // Молодая гвардия. - 1983. - 12 апр.

66. Космовская М.Л. Факты, первоисточники и музыкальное краеведение Курского края // Курский край: культура и культурно-историческое наследие: Научно-популярная серия: В XX томах. Том 15. Курск: ООО «Учитель»,2002.-С. 402-416.

67. Кузьмина В.М. Творческая интеллигенция Курского края в 1917-1941 гг.: автореф. дисс. . канд. ист. наук. Курск, 2003. -24 с.

68. Куприянов Б.В., Салина Е.А., Крылова Н.Г., Миновская О.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учебное пособие для студ. пед. вузов / под ред. А.В. Мудрика. М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 288 с.

69. Курганская О.А. Обучение игре на фортепиано в России: этапы и стадии (XIX-XX1 вв.): автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 2008. - 25 с.

70. Курск. Краеведческий словарь-справочник / Курская энциклопедия. -Курск: ЮМЭКС, 1997. 495 с.

71. Литвинов А. Воронежское музыкальное училище. 1904 1939. -Воронеж, музыкальное училище. - 1939. - 16 с.

72. Лихачев Д.С. Заметки о русском. М., 1981.-71 с.

73. Лихачев Д.С. Земля родная. М., 1983. - 256 с.

74. Лихачев Д.С. Любить свой край // Отечество: Краеведческий альманах. -М., 1990.-С. 31-54.

75. Лихачев Д.С. Память истории священна. М., 1986. - 314 с.

76. Маяровская Г.В. О некоторых проблемах формирования государственного стандарта среднего профессионального образования для учебных заведений культуры и искусства // Вести. М., 1996. - № 1. - С. 10.

77. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. - 254 с.

78. Медушевский В. О предмете и смысле истории музыки //Музично-юторичш концепци у минулому i сучасностк матер1али / редактори-упорядники О. Зшькевич, В. Сивохш. Льв1в: Видавництво «Сполом», 1997. -С. 10.

79. Методика формирования программ развития региональных систем высшего и среднего профессионального образования на территориях субъектов РФ // Региональная политика РФ в области высшего образования. Саранск, 1953. - Вып. 4. С. 130 -155.

80. Методические рекомендации по подготовке будущих учителей истории к краеведческой работе. М.: Смоленск, 1986. - 28 с.

81. М. М. Жизнь и искусство // Курская правда. 1922. - 30 апреля.

82. Музыкальная эстетика России XI XVIII вв. - М.: Музыка, 1973. -215 с.

83. Народное просвещение. Музыкальная школа 1-й ступени // Курская правда. 1926. - 14 августа.

84. Наследие и современность: Инф. сборник. Вып.2. Школьное краеведение: программы, идеи, опыт // под ред. А.В. Каменца. М.: Институт наследия, 1995. -234 с.

85. Натарова JI.E. Формирование эколого-краеведческих умений у будущего учителя: дисс. . канд. пед. наук. Челябинск. 2000. - 183 с.

86. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000. - № 2. - С. 14.

87. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога 4-е изд. - М.: Музыка, 1982. - 300 с.

88. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. М.: Музыка, 1988. - 240 с.

89. Некролог М.П. Гердличко // Современные известия. 1869. - 21 нояб.

90. Николаева Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец X середина XVII столетия. - М.: Владос, 2003. - 208 с.

91. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторов развития. М., 2000. - С. 147.

92. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) /под ред. З.И. Равкина. М., 1995. -С. 18.

93. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М: Русский язык. - 1984. -816 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.