Региональный роман в творчестве Джордж Элиот тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Маслова, Наталья Викторовна

  • Маслова, Наталья Викторовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2001, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 186
Маслова, Наталья Викторовна. Региональный роман в творчестве Джордж Элиот: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Санкт-Петербург. 2001. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Маслова, Наталья Викторовна

Введение.

ГЛАВА I. Историко-культурный контекст и философская почва творчества Дж.Элиот.

§1. Региональный роман в Англии: история формирования и развития жанра.

§2. Мировоззренчнские и эстетические установки

Дж. Элиот.

§3. Особенности регионального романа Дж.Элиот.

ГЛАВА II. «Деревенские» романы Дж.Элиот.

§1. «Адам Бид»: конфликт природы и человека.

§2. «Сайлас Марнер»: единение человека и общины.

ГЛАВА III. «Городские» романы Дж.Элиот.

§1. «Мельница на Флоссе»: протагонист в кругу семьи.

§2. «Феликс Холт»: протагонист как политический реформатор.

§3. «Миддлмарч»: поражение протагониста.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Региональный роман в творчестве Джордж Элиот»

Джордж Элиот (настоящее имя Мэри Энн Эванс, I8I9-I880) - видная представительница английского реализма второй половины 19 в. Ее творческое наследие обширно и многообразно. Она была переводчицей философских работ Д.Ф.Штрауса «Жизнь Христа» («The Life of Jesus, Critically Examined», 1846) и Л.Фейербаха «Сущность христианства» («The Essence of Christianity», 1854). Перу Элиот принадлежит ряд эссе и литературно-критических статей, написанных ею в бытность помощником редактора влиятельного издания «Вестминстер Ревью» в начале 50-х годов. Среди созданных ею художественных произведений семь романов - «Адам Бид» («Adam Bede», 1859), «Мельница на Флоссе» («The Mill on the Floss», I860), «Сайлас Марнер» («Silas Marner», 1861), «Ромола» («Romola», 1863), «Феликс Холт» («Felix Holt», 1866), «Мидд-лмарч» («Middlemarch», I87I-I872) и «Даниель Деронда» («Daniel Deronda», 1876); цикл повестей «Сцены клерикальной жизни» («Scenes of Clerical Life», 1858), а также несколько поэтических работ и образцов малой прозы. Несмотря на разнообразие литературных родов и жанров, в которых работала писательница, в историю литературы она вошла как автор романов.

Романы Дж.Элиот принято делить на две группы - ранние и поздние. К ранним принадлежат «Адам Бид», «Мельница на Флоссе» и «Сайлас Марнер», а также повести. Позднее творчество представлено романами «Ромола», «Феликс Холт», «Миддлмарч» и «Даниель Деронда». Традиция такого деления была заложена на рубеже 19-20 вв. Между 1890 и 1940 г. сложилось литературоведческое клише, согласно которому ранние работы Элиот представляют собой достаточно несложные в эстетическом отношении романы о жизни крестьян и ремесленников, адресованные столь же непритязательной читательской аудитории, в то время как поздние ее книги опираются на мощную философскую базу и ориентированы на гораздо более искушенную публику. Так, в 1885г. в рецензии на книгу Дж.Кросса «Жизнь и письма Дж.Элиот» «Эдинбург Ревью» писало: «(к 1863 году - Н.М.) она исчерпала запас впечатлений и оригинальных идей, скопившихся в ее сознании за годы мечтательной и амбициозной юности. Теперь настроение изменилось. Другие сферы жизни и другой уровень развития привлекают ее отныне»/1/. Как замечает Г.Остер, «кажется, что автор сожалеет о том, что запас ее провинциальных впечатлений истощился так скоро»^/. Сожаление обозревателя отражает бытовавшую в то время точку зрения, согласно которой ранние произведения романистки, не отягощенные чрезмерной философской нагрузкой, были более удачными. Существование той же точки зрения в 20 в. подтверждает Матильда Парлетт: «Критики творчества Дж.Элиот солидарны в одном: ее работы делятся на две группы - раннюю реалистическую прозу и поздние философские романы»/3/.

Традиция деления творческого наследия писательницы на раннюю и позднюю прозу сохранилась и поныне, однако оценка двух периодов карьеры романистки претерпела значительные изменения. Еще в 1920 г. Вирджиния Вулф охарактеризовала «Миддлмарч» как «один из немногих английских ро

1/ «The Life and Letters of George Eliot» Anon. // Edinburgh Review.-CLX1, 1885.-P.546.

2/ Auster H. Local Habitations. Regionalism in Early Novels of George Eliot.- Cambridge, 1971.-P.7.

3/ Parlett M. The Influence of Contemporary Criticism on G.Eliot // Studies in Philology. - XXX, 1933. - P.68. манов для взрослых»/1/. За прошедшие с тех пор десятилетия репутация поздних романов Элиот, и в особенности «Мидллмарча», как лучшей части творческого наследия романистки утвердилась окончательно.

Критическая литература по творчеству Дж.Элиот огромна. Однако интерес к работам писательницы не всегда был одинаково стабильным. Взлеты и падения исследовательского интереса точно отражают судьбу творческого наследия романистки. Чрезвычайно популярная при жизни, Дж.Элиот, как, впрочем, и большинство ранне- и средневикторианских писателей, была забыта через каких-нибудь десять лет после смерти. В начале 20 в. вошло в моду снисходительно-презрительное отношение к викторианской литературе, что сказалось как на качестве, так и на количестве работ об Элиот. В большинстве своем работы эти выражали предвзятый подход к литературе, основанной на миметическом принципе изображения. Основное заблуждение исследователей первой половины 20 в. состояло в подходе к исследованию реалистической литературы с набором критериев, разработанных для модернистской прозы.

Положение стало меняться в 40-е годы. Именно тогда было опубликовано «пионерское эссе»/2/ Ф.Р.Ливиса «Великая традиция» ("The Great Tradition»), в котором автор, стремясь пересмотреть «великую традицию» английского романа, ставит Дж.Элиот в один ряд с Дж.Остен и Дж.Конрадом, видя именно в их творчестве наиболее яркое ее проявление. «Суждения Ливиса глубоки и в основном справедливы, но порой он склонен к упрощению и преуве

1/ Woolf V. G.Eliot// WoolfV. Collected Essays. In 4 v-s. V.l.-L.,1968.

P.201.

2/ AusterH. Op.cit.- P.9. личиванию»/1/.

1950-1960-е годы увидели своеобразный ренессанс викторианской культуры. На волне общего интереса ко всем проявлениям английской жизни середины 19 в. возникает масса исследований реалистической литературы и творчества Дж.Элиот в том числе. В тот период были написаны работы, которые принято считать основополагающими для элиотоведения: «Романы Дж.Элиот: изучение формы» Б.Харди ( G.Eliots Novels, 1959), «Искусство Дж.Элиот» У.Дж.Харви ( The Art of G.Eliot, 1961), «Ценностная структура романов Дж.Элиот» Я.Милнера (The Structure of Values in G.Eliot, 1968), «Ранние романы Дж.Элиот: пределы реализма» У .К. Кнепфльмахера (G.Eliots Early Novels: the Limits of Realism, 1968).

На протяжении 70-х, 80-х и 90-х гг. творчество Дж.Элиот продолжает оставаться предметом устойчивого интереса исследователей разных школ и ориентаций. Общий корпус работ можно поделить на несколько групп в соответствии с тематикой исследований. Во-первых, существует давняя традиция биографий, сочетающих информацию о жизни и творческом пути писательницы с кратким анализом ее произведений. Одна из наиболее ранних и заслуживающих внимания работ этого плана принадлежит перу Дж.Беннет и называется «Дж.Элиот: внутренний мир и творчество» ( G.Eliot: Her Mind and Her Art, 1948). К этой группе можно отнести работы У.Аллена «Джордж Элиот» (G.Eliot, 1967), «Дж.Элиот и ее мир» М. Ласки ( G.Eliot and Her World, 1973), «Путеводитель по Дж.Элиот: литературные достижения и современное значение» Ф.Б.Пиниона ( A G.Eliot Companion: Literary Achievement and Modem Significance, 1983) и другие. Наиболее интересной представляется нам попытка

1/Auster H. Op.cit.- P.9.

Р.Боденхаймер возвести часто повторяющиеся мотивы, типологически сходные образы и сюжеты романов писательницы к наиболее важным событиям ее биографии, исследованным через личную переписку: «Настоящая жизнь Мари Энн Эванс: Джордж Элиот, ее письма и проза» ( The Real Life of Mary Ann Evans: G.Eliot, Her Letters and Fiction, 1994).

Исследователи давно обратили внимание на существенную связь между философскими интересами писательницы и ее творчеством. Следующую группу работ об Элиот мы определили бы как попытки прочесть ее романы в контексте какой-либо из философских систем, оказавших влияние на романистку. К ним относятся: «Дж.Элиот: ее убеждения и творчество» Н.Робертса ( G.Eliot: Her Beliefs and Her Art, 1975). «Эволюционирующее сознание: гегелианское прочтение романов Элиот» С.М.Путцель-Кораб (The Evolving Consciousness: an Hegelian Reading of the Novels of G.Eliot, 1982), «Дж.Элиот и Спиноза» Д.Аткинс ( G.Eliot and Spinoza, 1978).

Необычайная творческая и личная судьба писательницы издавна привлекает внимание поборников женской темы в литературоведении. Солидный блок исследований посвящен этой тематике: «Женщины-романистки от Фанни Берни до Джордж Элиот» М.Мейфилд, ( Women-novelists from Funny Burney to George Eliot, 1934), «Литературные дамы. Фанни Берни, Джейн Остен, Шарлотта и Эмили Бронте, Элизабет Баррет Браунинг, Джордж Элиот» Л.Л.Хинкли ( Ladies of Literature. Funny Burney, Jane Austen, Charlotte and Emily Bronte, Elizabeth Barret Browning, George Eliot, 1946), «Женщины-писательницы 19 в.» М.А.Бальд ( Women Writers of the 19th Century, 1968), «Женская дружба и общины: Шарлотта Бронте, Джордж Элиот, Элизабет Еаскелл» П.Нестор ( Female Friendships and Communities: Charlotte Bronte, George Eliot, Elizabeth Gaskell, 1985), «Интеллектуальные женщины и викторианская патриархия: Харриет

Мартино, Элизабет Баррет Браунинг, Джордж Элиот» Д.Дэвид ( Intellectual women and Victorian Patriarchy: Harriet Martineau, Elizabeth Barret Browning, George Eliot, 1987), «Подавляющая узость»: Изучение женских общин в ранней прозе Дж.Элиот» Н.Б.Алмквист («Oppressive Narrowness»: A Study of the Female Community in G.Eliot's Early Writings, 1992).

Исследователей давно занимал вопрос об особенностях эстетики Дж.Элиот. Отсюда еще одно направление элиотоведения - попытка определить роль и место писательницы в современно1\1 ей литературном процессе. Такую попытку предпринимали: Ю.А.Андреева «Место Дж.Элиот в развитии английского реалистического романа второй половины 19 в.» (1974), Л.К.Путыкевич «Проблемы становления художественного метода Дж.Элиот» (1976), А.Л.Луйгас «Проблемы натурализма в английской прозе второй половины 19 в.: Дж.Элиот, Джордж Мур, Джордж Гиссинг, Артур Моррисон», (1991).

Кроме того, следует упомянуть исследования, посвященные восприятию творчества писательницы в иноязычных культурах: О.Р.Демидова «Ш.Бронте, Э.Гаскелл. и Дж.Элиот в России» (1990), Дж.Ф.Кауч «Дж.Элиот во Франции» (G.Eliot in France, 1967).

Предпринимались также попытки изучить жанровую специфику романистики Дж.Элиот: F.Остер «Места обитания. Регионализм в ранних романах Дж.Элиот» ( Local Habitation. Regionalism in the Early Novels of G.Eliot, 1971), А.Минц «Дж.Элиот и роман призвания» ( G.Eliot and the Novel of Vocation, 1978). А.Л.Луйгас «Мельница на Флоссе» Дж.Элиот как «Bildungsroman» 19 в.»(1988), Б.М.Проскурнин «Проблемы эстетики Дж.Элиот. «Феликс Холт» как политический роман» (1996).

Среди огромного количества работ, посвященных самым разным аспектам творчества писательницы, удивительно мало трудов, имеющих дело с лежащей буквально на поверхности темой регионализма в прозе Элиот. А ведь уже сама периодизация работ писательницы частично отражает ту роль, которую региональная тематика играет в творчестве Элиот, поскольку на деревенской , то есть региональной, тематике романов «Адам Бид», «Мельница на Флоссе» и «Сайлас Марнер» основано выделение их в особую группу.

В зарубежном элиотоведении региональный аспект романов писательницы наиболее подробно исследовал в уже упомянутой работе «Места обитания. Регионализм ранних романов Дж.Элиот» Г.Остер. Материалом исследования служат «Сцены клерикальной жизни» и три первых романа писательницы. Все эти произведения связаны общей темой, пространством, и социальной структурой изображаемой в них общины. Анализ каждого произведения базируется на авторском видении провинциального существования, взаимодействия общины с окружающим ландшафтом и роли, которую община играет в жизни индивида. Отмечая, что «к регионализму в английской литературе как к теме для серьезного исследования принято относиться с презрением»/1/, Остер делает попытку разрушить это предубеждение. Для этого он посвящает первую главу своего исследования рассмотрению регионализма как литературного явления, помещая его в определенный историко-литературный контекст и определяя круг составляющих его явлений.

Исследователь указывает на существование непосредственной связи между регионализмом Элиот, ее философскими убеждениями и эстетической программой. «Она стремилась вдохнуть в свои романы чувство реальной жизни», воссоздать среду, которая казалась бы осязаемой и аутентичной, и харак

1/ Аш1ег Н. Op.cit.-P.VII. теры, которые были бы убедительны и правдоподобны»/1/. В то же время «моральный детерминизм. правит в ее художественном мире»/2/.

Г.Остер ограничивает свое исследование ранней прозой Элиот, полагая, очевидно, что «отказ от неспособных к самовыражению характеров, скромных форм существования и преимущественно деревенской среды обитания ранних романов ради исследования «заурядных причин» в жизни персонажей, обладающих исключительной широтой взглядов, большими амбициями и способностью к духовному развитию и самопознанию»/3/ демонстрирует отход писательницы от региональной тематики.

В действительности же изучение региональной тематики в творчестве t

Дж.Элиот без двух поздних романов, «Феликс Холт» и «Миддлмарч», является односторонним, поскольку ранняя проза имеет дело преимущественно с сельской стороной провинциальной действительности, тогда как поздние произведения отражают жизнь промышленных городов, составляющих неотъемлемую часть региона как его видит сама писательница.

Еще одна работа, неизбежно привлекающая внимание любого исследователя английского регионального романа, - «Региональный роман на Британских островах» Л.Леклера ( Le Roman Régionaliste dans les Isles Britanniques, 1954). Этот монументальный труд содержит информацию о развитии регионального романа в Англии с 1800 по 1950 год. Автор делит его развитие на три периода: I) 1800 - 1830 гг., когда под влиянием Марии Эджуорт и Вальтера Скотта появляются шотландские и ирландские «национальные» романы;

1/AusterH. Op.cit.-P.38.

2/ Ibid.-P.34.

З/Ibid.-Р.35.

2) 1830 - 1870 гг., годы «бессознательного» развития жанра; 3) 1870 - 1950 гг., годы зрелости и наибольшей популярности жанра. Корни английского литературного регионализма Леклер обнаруживает в романтическом движении, влиянии идей Руссо, творчества Вордсворта и Крэбба.

Труд Леклера включает в себя статьи обо всех наиболее видных региональных романистах Англии данного периода. Однако количество авторов слишком велико для детального освещения роли каждого из них в становлении и развитии жанра. Так, статья о творчестве Дж.Элиот содержит лишь информацию биографического характера, а также соотнесение изображаемого ею региона с его реальным коррелятом и замечания об использовании ею диалекта.

Многие исследователи близко подходили к теме регионального романа в творчестве Элиот, занимаясь смежными проблемами. Так, Ян Милнер в книге «Ценностная структура романов Элиот» ставит своей задачей анализ системы этических и эстетических воззрений писательницы и их отражения в ее творчестве. Главным элементом анализа становится изучение взаимоотношений героя и социума, поскольку именно «героическая» фигура наиболее адекватно и концентрированно отражает систему ее моральных ценностей»/1/. Проблема отношений героя и окружающей его провинциальной среды неизбежно приводит исследователя в сферу, граничащую с тематикой регионального романа.

У.ККнепфльмахер в монографии «Ранние романы Дж.Элиот. Пределы реализма» утверждает, что романистка, вопреки своему неоднократно выраженному в статьях и ранних произведениях намерению изображать жизнь детально и достоверно, на самом деле «организовывала элементы реальности таким образом, чтобы сложившаяся в результате картина подтверждала ее собст

1/ Milner I Structure of Values in G.Eliot. - Praha, 1968. - P.2. венные убеждения»/1/. По мнению автора, убеждения писательницы подчинены двум противоположным импульсам. С одной стороны, Элиот полагает, что человек не может избежать влияния времени, в котором живет, и потому она стремится как можно подробнее и точнее воспроизвести приметы конкретной эпохи. В то же время романистка «хочет уверить их /читателей - Н.М./ и саму себя в том, что неизбежное подчинение человека течению времени никак не влияет на его веру в справедливость, порядок и прогресс»/2/. Эта вера обусловила постоянный поиск Элиот такой жанровой формы, которая смогла бы примирить ее разнонаправленные убеждения.

В период с 1857 no 1861 год она экспериментировала с пасторальным романом. Но уже в «Мельнице на Флоссе» ей впервые приоткрылась более обширная сфера, в которую после 1862 года она переносит свои эксперименты с жизнью персонажей в историческом времени.

В поисках смысла бытия в вечно меняющемся мире Элиот регулярно возвращалась к 30-м годам 19 в., «эпохе реформ и всеобщего волнения, которую она, как и многие викторианские пророки, рассматривала в качестве вехи, отмечающей вхождение Англии в век сомнений и нестабильности»/3/.

Тема исследования отношений человека и времени является одной из основных для любого регионального романа, поскольку законом последнего является связь времени и пространства: регион не может быть изображен иначе, чем в конкретный момент своего существования.

1/ Knoepflmacher U.C. G.Eliot's Early Novels. The Limits of Realism. -Univ. of California Press, 1968. - P.l.

2/ Ibidem. /3/ Ibid. - P.2.

Н.Робертс в работе «Дж.Элиот: Ее убеждения и искусство» ставит своей целью изучить преломление в прозе писательницы современных ей философских идей, прежде всего Огюста Конта, Людвига Фейербаха, Герберта Спенсера. Одним из аспектов исследования Н.Робертса является выяснение вопроса: «каковы истинные взаимоотношения человека с присущим ему чувством собственной значимости и безличных законов мира, в котором он живет?»/1/ Иными словами, исследователя интересует тема взаимоотношений человека и природы и человека и общества в романах писательницы.

Оппозиция «человек - природа» как вариант универсальной оппозиции «цивилизация - природа», лежащей в основе любого регионального романа, является одним из объектов внимания в настоящей работе.

Наконец, чрезвычайно близко к исследованию региональной тематики подходит в 7-й гл. книги «Искусство Дж. Элиот» У.Дж.Харви. Эта глава посвящена изучению роли второстепенных персонажей в формировании судьбы и характеров главных героев. Поскольку второстепенные персонажи составляют общину, во взаимодействии с которой изображается протагонист, постольку данная работа пересекается с трудом ученого.

Прежде чем перейти к анализу регионального романа в творчестве Дж.Элиот, необходимо прояснить ряд основных понятий: регионализм, регион, региональный роман. Под регионом понимается «такая территория или составная часть государства, которая с исторической, социальной и географической точек зрения может быть рассмотрена как относительно единая»/2/.

1/ Roberts N. G.Eliot: Her Beliefs and Art. - Univ. of Pittsburgh Press, 1975.-P.27.

2/ Mecklenburg. - Erzählte Provinz. - Köningsburg, 1982. - S.10.

Термин «регионализм» впервые был использован провансальским поэтом де Берлкж-Перюсси в 1874 г., но вошел в речевой обиход не раньше 90-х годов 19 в. Изначально это был политический термин, обозначавший «автоно-мизирущие общественные движения в различных европейских регионах с 19 в.» /1/. Первое мощное региональное движение возникло во Франции, в Провансе. Именно там появились первые политические организации, ставившие своей целью борьбу против государственной централизации - например, «Ансьон режионалист».

Не следует полагать, что регионализм как общественно-политическое движение ограничивался только борьбой за политический контроль. Стремление к свободе шло рука об руку с попытками сохранения языка, диалекта, фольклора, традиций и так далее. Подобные тенденции получили на рубеже 1920 вв. распространение в таких странах и провинциях, как Богемия, Ирландия, Каталония, Хорватия, Словения, Уэльс. Развитие политического регионализма шло от реакции на централизацию управления современным государством через неприятие нивелирующего влияния мегаполисов на любую культурную деятельность в провинции и к протесту против стандартизирующего эффекта современной цивилизации.

Регионализм не аналогичен национализму, так как «признает высшую форму национальной организации и общенациональные интересы превосходящими привязанность к региону»/2/. Не совпадает он и с так называемым «сек-ционализмом», поскольку базируется не исключительно на региональной эко

1/ Mecklenburg. Op.cit. - S.9.

2/ Hintze Н. Regionalism // Encyclopeadia of Social Studies. N.Y., 19311935. V.13.-P.209. номике или классовых интересах, но включает этнические факторы, такие как культурные и лингвистические особенности.

В первой половине 20 в. регионализм политический перерастает в целую тенденцию европейской мысли, которая наряду с уже упомянутым общественно-политическим движением включает развитие региональной концепции как одного из методов географии, а также расцвет региональной литературы.

Региональная концепция в географии представляет собой метод изучения географических данных. Давно уже признано, что на Земле осталось крайне мало сугубо естественных регионов - большинство из них претерпели изменения в результате человеческой деятельности. Активность человека и ее результаты давно стали неотделимы от понятия региона. Региональная география изучает ландшафты «как совокупный результат деятельности природы и человека»/!/.

Сегодня регионализм как культурный феномен является объектом изучения различных научных дисциплин, начиная с географии, истории и социологии и заканчивая антропологией и философией. Так, историческая наука пользуется термином «регион» для обозначения любого особым образом развивающегося и находящегося в особом положении территориального единства. В более широких философских рамках понятие «регионализм» может быть интерпретировано как «ответ» на специфический вызов нашей современной ци-вилизации»/2/.

Под региональной литературой, расцвет которой имел место в начале

1/ Morgan F.W. Three Aspects of Regional Consciousness// The Sociological Review. Jan., 1939. V.XXXI. №1. - P.77.

2/ Mecklenburg N. Op.cit. - S.9.

20 века, понимается не «динамическая общность развития большой группы литератур , сходство историко-культурного типа и основных эстетических форм которых обусловлено общностью социально-исторических, историко-культурных и общественно-политических факторов»/1/.

К региональной литературе относят иногда определенные образцы литературы тривиальной, неотъемлемой чертой которых является местный колорит. Такие произведения имеют обычно некоторую связь с романом воспоминания или историческим романом, поскольку их авторы «населяют любимые места ушедшей из них жизнью, оживляют заброшенные деревни, разрушенные мельницы и покинутые дороги. и придают характерам столько романтического и героического, сколько понравится читателям»/2/. Однако этот аспект значения термина «региональная литература» также исключен из сферы нашего исследования.

И, наконец, еще одно значение, вкладываемое порой в словосочетание «региональная литература»: «авторская манера, при которой узкая жизненная сфера становится первичным жизненным материалом»/3/ и, добавим, остается конечным интересом писателя; то есть литература узко провинциальная. Это значение тоже не будет подразумеваться в нашей работе.

Региональная литература, как мы ее понимаем, - это, с одной стороны, «любая литература, темой которой является определенный регион, то есть тер/1/ Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. - М., 1976. - С.196.

2/ Leclaire L. Le Roman Régionaliste dans les Isles Britanniques. - Paris, 1954.-P.254.

3/ Mecklenburg N. Op.cit. - S. 10. ритория, отличающаяся определенными особенностями ландшафта, климата, физического и духовного склада ее обитателей и более или менее четко отграниченная»/!/, но, поскольку нас интересуют такие проявления региональной литературы, в которых воображение писателя не остается узко провинциальным, то под региональной литературой мы будем понимать такую сферу, «которая определяется как земельно-провинциальная, но при этом в структурном и идейном отношении более широкая»/2/.

Литературный регионализм не ограничивается рамками одного жанра. Изначально он имеет нечто общее с другими литературными сферами, такими, как идиллия или буколика. С ними особенно тесно взаимодействуют давно сформировавшиеся жанры деревенской повести и крестьянского романа.

В то же время наиболее благоприятным для развития региональное™ жанром остается роман, поскольку его эпический размах позволяет автору вместить все необходимые пейзажные зарисовки, исторические экскурсы, описания быта, традиций и характера населяющей регион общины, являющиеся неотъемлемой принадлежностью региональной литературы.

Наряду с термином «региональный роман» («regional novel» (англ.), «roman regionaliste» (фр.), «regionaler Roman» (нем.)) часто используется понятие «провинциальный роман» («provincial novel» (англ.), «roman provincial» (фр.), «Provizroman» (нем.)) значение которых практически полностью совпадает, так как в любом региональном романе изначально подразумевается провинциальный регион.

Вместе с тем существуют другие определения, подчеркивающие, по ме

1/ Mecklenburg N. Op.cit. - S.10 /2/ Ibidem. ре надобности, другие черты жанра, связанные либо с особенностями регионального образа жизни: «сельский», «деревенский», «пасторальный», «природный», или, напротив, «роман провинциального города», «роман индустриального города»; либо со специфическими чертами рода занятий общины: «пастушеский роман», «рыбацкий роман», «шахтерский роман».

О региональном романе говорят как о достаточно легко узнаваемом жанре, вместе с тем четкого определения его не существует до сих пор. Так, Л.Леклер попытался дать отрицательное определение жанра: «к этому жанру принадлежат те произведения, действие которых не могло бы происходить где-нибудь в другом месте, кроме того, где его расположил автор»/1/. Очевидно, что это определение можно распространить на огромное число существующих произведений. Единственная позитивная черта определения - это акцентирование особой роли пространства в региональном романе.

Н.Мекленбург в своем исследовании поэтики литературной провинции отталкивается от следующего определения жанра: «если на протяжении какого-либо романа все время изображается провинция, то можно назвать этот роман региональным»/2/. Данное определение существенно сужает сферу применения термина, но все же не делает ее достаточно конкретной, поскольку не всякое произведение, действие которого разворачивается в провинции, можно назвать региональным.

Словарь литературных терминов» определяет региональный роман как «произведение с подчеркнуто документальной точностью воспроизводящее особенности географии, языка и традиций определенного места с более серьез

ZI/ Leclaire L . Le Roman Regionaliste.- P.259.

2/ Mecklenburg N. Op.cit. - S.8. ной целью, нежели просто предоставление фоновой информации. Среда часто используется для объяснения характеров и поведения персонажей»/1/. Явным недостатком данного определения является употребление понятия «среда», размывающее границу между собственно региональным романом и романом натуралистическим.

Ввиду недостаточности любой попытки определения жанра приходится согласиться с Н.Мекленбургом, полагавшим, что все существующие определения не учитывают в достаточной степени историчности этого феномена. «Суть этого жанра можно узнать только через его историю, через его развитие в мировой литературе в ходе 150 последних лет»/2/.

Особые содержательные признаки, «искушающие исследователей упорядочить региональный роман как жанр»/3/ - региональное пространство, его связь с определенной исторической эпохой, населяющая его община, герой, основой характера которого служат наиболее выдающиеся черты регионального характера - могут рассматриваться как важные, но лишь в применении к конкретным литературным произведениям, где они подчинены какой-либо единой очевидной концепции.

Учитывая тот факт, что в элиотоведении не находит адекватного разрешения одна из ключевых проблем прозы писательницы - проблема использования ею жанра регионального романа в качестве формы, позволившей ей совместить стремление к реалистичности изображения с представлениями о законах развития общества, сформировавшимися под влиянием философии пози

1/ А Dictionary of Literary Terms. - Harlow, 1994. - Р.243.

2/ Mecklenburg N. Op.cit. - S.14. /3/Ibid.-S.13. тивизма, сформулированы цель и задачи работы. В диссертации предполагается рассмотреть проблематику и поэтику прозы Элиот в ее связи с историко-литературной ситуацией первой половины и 50-70-х гг. 19 в. и с предшествующей литературной традицией - в частности и в особенности с художественным опытом романтизма. Именно на такой основе оказывается возможным определение органичности использования писательницей жанра регионального романа, органичности, предстающей в каждом конкретном художественном произведении как сложный синтез передовых для того времени взглядов романистки с английской литературной традицией.

Постановка проблемы идейного и художественного единства прозы Элиот определяет актуальность и научную новизну диссертации, которая является первым монографическим исследованием жанра регионального романа в творчестве писательницы в целом.

Объектом исследования выступают: три ранних романа писательницы -«Адам Бид», «Мельница на Флоссе», «Сайлас Марнер» и два романа, относящихся к позднему ее творчеству - «Феликс Холт» и «Миддлмарч». Мы оставляем за рамками исследования «Сцены клерикальной жизни», поскольку эти произведения не удовлетворяют формальному требованию, предъявляемому нами отбираемому материалу - они являются повестями, а не романами. Кроме того, сюжетные положения, конфликты и характеры персонажей «Сцен.» во многом предвосхищают более поздние произведения, поэтому подробный анализ региональных повестей привел бы к многочисленным повторам. Исключены из сферы наших интересов романы «Ромола» и «Даниель Деронда» как не имеющие ничего общего с региональной тематикой.

Избранным объектом исследования определяется структура диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использо

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Маслова, Наталья Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев в основной части исследования проблематику и художественную специфику региональных романов Дж.Элиот, мы получили возможность сделать выводы об особенностях творчества писательницы.

Предложенный в диссертации ракурс рассмотрения творчества английской романистки, предусматривающий сочетание анализа текстов конкретных произведений с обобщениями широкого плана, с обращениями к культуре и философии эпохи, в известной степени продолжая линию элио-товедения, связанную с именами У.К.Кнепфльмахера, Г.Остера, Я.Милнера, Н.Робертса, позволяет вместе с тем по-новому осмыслить взаимосвязь между ранними и поздними произведениями писательницы, взаимодействие, включающее не только усвоение опыта предшественников, но и энергичное отталкивание от него.

Не ограничиваясь констатацией характерного для Дж.Элиот стремления совместить свои философские убеждения с присущей литературе эпохи тенденцией детального и достоверного изображения действительности, автор данного исследования, в отличие от своих предшественников, стремился рассмотреть возможности, которые жанровая форма регионального романа предоставила писательнице для сочетания собственных взглядов с литературными приоритетами времени в одном художественном целом.

Исследование жанра регионального романа в творчестве Дж.Элиот объясняет включение во введение, наряду с описанием существующей на сегодняшний день традиции элиотоведения, круга теоретических вопросов, связанных с понятиями «региона», «регионализма» и «регионального романа». В частности, «регионализм» рассматривается как явление культурной жизни Европы рубежа 19-20 вв., возникшее в результате усиления на протяжении 19 в. тенденций к национальному самоопределению, отразившееся в политическом, научном и художественном мышлении разных стран.

Под «региональной литературой» понимается, соответственно, отражение этой общекультурной тенденции в художественной литературе. Региональный роман как один из жанров региональной литературы в полной мере обладает стремлением к изображению региона во всей его историко-географической конкретности, однако, не являясь автономным жанром, обладающим достаточно четко выраженными характеристиками, позволяющими отграничить его от других жанров, региональный роман не может сводиться исключительно к провинциальной тематике. В каждом конкретном случае жанр используется как форма, позволяющая ввести в художественный мир произведения определенный комплекс авторских идей и представлений.

Первая глава работы наряду с кратким очерком развития регионального романа в английской литературе и определением места Дж.Элиот в историческом ряду, содержит исследование комплекса идей, присущего сознанию романистки. Мировоззрение писательницы сформировалось под влиянием естественнонаучных открытий и философских идей эпохи, особенно позитивизма О.Конта и синтетической философии Г.Спенсера. Это обусловило специфику авторского подхода к региональной тематике. Регион рассматривается ею как территориально, социально-экономически и культурно единое пространство, отличающееся от смежных областей прежде всего климатическими и топографическими особенностями. Характер регионального ландшафта оказывает влияние на формирование системы ценностей населяющей его общины. Сама община изображается как живой организм, развивающийся и функционирующий по законам природного мира.

Элиот видит регион как органическое единство двух взаимосвязанных сфер бытия - сельской и городской. Эта особенность авторского видения обусловила дальнейший ход и структуру исследования. Вторая глава диссертации посвящена «деревенским» романам Дж.Элиот («Адам Бид» и «Сайлас Марнер»), Деревенский роман издавна сохраняет связь с идиллией и пасторалью, проявляющуюся в изображении сельской жизни как гармоничной и самодостаточной. Эти качества деревенскому образу жизни придает его связь с природой.

Новаторство Дж.Элиот заключается в сознательном стремлении освободиться от влияния идиллической традиции. Большая реалистичность ее подхода к деревенской тематике проявляется, однако, не столько в откровенном изображении негативных сторон жизни деревенской общины, сколько в разрыве основополагающей для идиллии связи между социальным и природным мирами. Этот разрыв отражает один из аспектов мировоззрения писательницы, полагавшей, что между человеком и природой не может быть единства потому, что природа в состоянии удовлетворить все потребности человека, кроме духовных. Только единство с общиной может стать залогом духовного возрождения и развития индивида. Эта последняя тема находит особенно отчетливое отражение в романе «Сайлас Марнер».

Вместе с тем не всегда община в состоянии предоставить условия для полноценного духовного развития индивида. Тема конфликта обладающей значительным потенциалом личности и сковывающей ее возможности общины отражена в «городских» романах Дж. Элиот. Они стали материалом третьей главы диссертационного исследования. Согласно представлениям Элиот, провинциальное общество, подобно живому организму, проходит различные стадии развития, каждая из которых вносит свои коррективы в возможности самореализации личности в конкретных пространственно-исторических условиях. Община промышленного провинциального города эпохи парламентских реформ представляет собой переходную фазу общественного развития, характеризующуюся усилением динамики жизни во всех областях, с одной стороны, и сохранением старых, переживших свое время

173 воззрений на роль человека в жизни общества, с другой. Стремящийся к модернизации этих воззрений протагонист терпит поражение в конфликте с общественным мнением. С точки зрения автора, интенсифицировать процесс духовного развития общины влиянием извне невозможно. Духовный прогресс общины может осуществляться лишь путем постепенного приспособления к постоянно меняющимся условиям жизни социума. Отдельный индивид способен оказывать лишь опосредованное влияние на этот процесс.

Присущая региональному роману Элиот тенденция снижения роли индивида в общественном развитии является примером конкретной реализации характерного для эпохи стремления к дегероизации.

Региональные романы Элиот взятые как единое целое обнаруживают динамическое соответствие воззрениям писательницы на вопрос, занимавший ее современников: каково истинное положение индивида с присущим ему ощущением собственной значимости в природном и социальном мирах, управляемых одинаково имперсональными законами. Ответ на этот вопрос дает организация художественного мира романов писательницы, в которых постижение характера индивида все более и более становится возможным лишь через изучение его контактов с общиной. Провинциальная среда с присущими ей ограниченностью, консерватизмом и меркантильностью представляет собой идеальный медиум для «дегероизации» протагониста.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Маслова, Наталья Викторовна, 2001 год

1. Художественные тексты.

2. Eliot G. Adam Bede.- N.Y.: Doubleday, Page and Co., 1900-1904,- 482 p.

3. Eliot G. Felix Holt.- Edinburgh and London: Blackwood and Sons, /18./ In VI v-s. V.5. 430 p.

4. Eliot G. Middlemarch.- Edinburgh and L.: Blackwood and Sons, 1885. 621 p.

5. Eliot G. The Mill on the Floss. N.Y.: Doubleday, Page and Co., 1901-1904. -485 p.

6. Eliot G. The Scenes of Clerical Life. L. and Toronto: J.M. Dutton and Co., 1919.-485 p.

7. Eliot G. Silas Marner. L.: J.M. Dent and Sons, 1917.-262 p.

8. Eliot G. Essays of G.Eliot/ Ed. by Thomas Pinney. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1963.-476 p.

9. The George Eliot Letters/ Ed. by Gordon S.Haight. New Haven: Yale Univ. Press, 1954-1955.-vol. 1-7.

10. G.Eliot's Middlemarch Notebooks. A Transcription. Ed. by Pratt J.C. and Newfeldt V.A. Berkeley: Univ. of California Press,.{£79. - 305 p.

11. Элиот Дж. Мельница на Флоссе. М.; Л.: Гослитиздат, 1963. - 559 с.

12. Элиот Дж. Миддлмарч. М.: Правда, 1988. - 750 с.

13. Элиот Дж. Сайлас Марнер. М.; Л.: Гослитиздат, 1959. - 190 с.

14. Беннет А. Повесть о старых женщинах. М.: Худ.лит., 1989. - 622 с.

15. БронтеШ. Шерли. М.: Гослитиздат, 1963.-631 с.

16. Бронте Э. Грозовой перевал. М.: Сов.пис., Знак, 1992. - 267 с.

17. Вордсворт У. Майкл // «Свободной музы приношенье.»:Европейская романтическая поэма/ Сост.А.В.Карельский, Л.И.Соболев.- М., 1988.-С.50-62.

18. Вордсворт У. Терн // Эолова Арфа. Антология баллады. М., 1989. -с.217-224.

19. Вордсворт У. Тинтернское аббатство // Поэзия английского романтизма. -М.: Худ.лит., 1975. с.230-233.

20. Гаскелл Э. Крэнфорд. М.: Худ.лит., 1973. - 206 с.

21. Гаскелл Э. Мэри Бартон. М.: Гослитиздат, 1963. - 471 с.

22. Гонкур Э. де., Гонкур Ж. де. Предисловие // Гонкур Э. де, Гонкур Ж. де. Жермини Ласерте. СПб.: Корвус, 1994. - с.26-27.

23. Скотт В. Ламмермурская невеста; Легенда о Монтрозе // Скотт В. Собр.соч. в 20 т. Т.7. М.: Терра, 1998. - 653 с.

24. Скотт В. Пират // Скотт В. Собр.соч. в 20 т. Т.12. М.: Терра, 1998. - 614 с.

25. Скотт В. Пертская красавица // Скотт В. Собр.соч. в 20 т. Т. 18. М.: Терра, 1999. - 759 с.

26. Скотт В. Роб Рой // Скотт В. Собр.соч. в 20 т. Т.5. М.:Терра, 1998. - 558 с.

27. Скотт В. Уэверли // Скотт В. Собр.соч. в 20 т. Т. 1. -М.:Терра, 1997. 638 с.

28. Скотт В. Эдинбургская темница // Скотт В. Собр.соч. в 20 т. Т.6. М.: Терра, 1998.-619 с.

29. Троллоп Э. Барчестерские башни. М.: Правда, 1990.-476 с.

30. Харди Т. Возвращение на родину; Мэр Кестербриджа// Харди Т. Собр.соч. в 3 т. Т.1.-М.: Худ.лит.,1989. 638 с.

31. Харди Т. В краю лесов; Тэсс из рода д:Эрбервилей // Харди Т. Собр.соч. в 3 т. Т.2. М.: Худ.лит., 1989.-638 с.

32. Харди Т. Джуд Незаметный.-М.: Худ.лит., 1973,- 415 с.

33. Харди Т. Под деревом зеленым; Вдали от обезумевшей толпы. М.: Худ.лит., 1970.-575 с.

34. Харди Т. Старший трубач драгунского полка Джон Лавдэ и его брат Роберт, моряк. М.: Худ.лит., 1971. - 344 с.

35. Bennett A. Anna of the Five Towns. Harmondsworth: Penguin books, 1976. -236 p.

36. Bennett A. The Old Wives' Tale. M.: Foreign Languages Publish House, 1962. - 672 p.

37. Bronte E. Wuthering Heights. -M.: ForLang. Publ. House, 1963. 270 p.

38. Bronte Ch. Shirley. M.: For.Lang. Publ. House, 1956. - 668 p.

39. Gaskell E. Cranford. L.: J.M.Dent and Sons, 1910.-256 p.

40. Gaskell E. Mary Barton. L.: Ward Lock and Co.,19. - 422 p.

41. Gaskell E. North and South. L.: Dent, 1967. - 424 p.

42. Hardy Th. Far from the Madding Crowd. N.Y.: New. Am. Libr.,197. -382 p.

43. Hardy Th. Jude the Obscure. M.: For. Lang. Publ. House, 1959. - 476 p.

44. Hardy Th. A Laodicean. -L.: Macmillan, 1920. 500 p.

45. Hardy Th. The Life and Death of the Major of Casterbridge. -L.: Macmillan, 1926. 406 p.

46. Hardy Th. A pair of Blue Eyes. L.: Macmillan, 1926. - 454 p.

47. Hardy Th. Tess of the d'Urbervilles. L.: Glasgow: Collins, 1972. - 448 p.

48. Hardy Th. The Trumpet-Major. L.: Pan Books, 1978. - 318 p.

49. Hardy Th. Under the Greenwood Tree. L. and Toronto: J.M.Dent and Sons, 1926.-256 p.

50. Hardy Th. The Woodlanders. -L.: Basingstoke, 1975. 494 p.

51. Scott W. Bride of Lammermoor / Scott W. Waverley Novels. In 30 v-s.V.14. Edinburgh, 1857.-235 p.

52. Scott W. Heart of Mid-Lothian / Scott W. Waverley Novels. In 30 v-s.V.13. Edinburgh, 1857.-421 p.

53. Scott W. The Fair Maid of Perth / Scott W. Waverley Novels. In 30 v-s.V.22. Edinburgh, 1857.-346 p.

54. Scott W. The Pirate / Scott W. Waverley Novels. In 30 v-s.V.24-25.

55. Edinburgh, 1857. 536 p. 54.Scott W. Rob Roy / Scott W. Waverley Novels. - In 30 v-s.V.4. Edinburgh, 1857.-293 p.

56. Trollope A. The Last Chronicle of Barset. -L.: Dent and Sons, 1912. 863 p.

57. Trollope A. Orley Farm. N.Y.: Knopf, 1950. - 729 p.

58. Wordsworth W. The Poetical Works of William Wordsworth. Oxford: Clarendon Press, 1944. - In 2 v-s.

59. Общие работы по теории и истории литературы и философии.а) Книги

60. Ауэрбах Э. Мимесис. М.: Прогресс, 1976. - 556 с.

61. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. М.: Наука, 1978. - 208 с.

62. Конт О. Курс положительной философии. Спб.: Посредник, 1900. - 208 с.

63. Меньшиков Г.Ф. Братья Гонкуры. Жизнь. Творчество. Эстетические взгляды. Самарканд, 1985. - 70 с.

64. Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма. М.: Изд-во моек, ун-та, 1960.-200 с.

65. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М.: Наука, 1976. - 352 с.

66. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. Из истории зарубежной литературы. 1830-1870. Западноевропейский реализм после 1848 г. -.Пермь, 1993,-Вып.З, 1996. 120 с.

67. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. M.; JL: 1965. - 499 с.

68. Реизов Б.Г. Французский роман 19 в. М.: Высш.школа, 1977. -250 с.

69. Словарь русского языка в 4 т. Т.2. М.: Русс.яз., 1986. - 736 с.

70. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев: Ника-центр, 1997. - 506 с.

71. Философская энциклопедия/Под ред. Ф.В.Константинова в 5 т. Т.З. М.:' Сов.энциклопедия, 1964. - 583 с.

72. Эпштейн М.Н. "Природа, мир, тайник Вселенной." Система пейзажных образов в русской поэзии. -М.: Высш.школа, 1990. 30 с.

73. Allen.W. The English Novel Harmondsworth: Penguin Books, 1953. - 384 p.

74. Bald M.A. Women novelists of the 19th century. - N.Y., 1963. - 300 p.

75. BeerG- Darwin's Plots. L.: Routledge and Kegan Paul, 1983. - 250 p.

76. Buckle Th. The History of Civilization in England. L.: John W. Parker and Son, 1857.- 854 p.

77. Cecil D. Early Victorian Novelists. Indianapolis; N.Y.: Bobbs - Merrill, 1935.-342 p.

78. Cecil D. The Fine Art of Reading and Other Literary Studies. L.: Constable, 1957.-221 p.

79. David D. Intellectual Women and Victorian Patriarchy. Ithaca (N.Y.), 1987.- 314 p.

80. A Dictionary of Literary Terms. Harlow: Beirut, 1994. - 526 p.

81. A Dictionary of Literary Terms and Literary Theory. Oxford: Blackwell,1992.- 1051 p.

82. Drabble M. A Writers Britain. Landscape in Literature. L.: Thames and1. Hudson, 1979.-281 p.

83. Garrett P.K. Scene and Symbol from G.Eliot to James Joyce. New Haven:1969.-318 p.

84. Hillis Miller J. The Disappearance of God. Harvard Univ.Pr.: 1963. - 374 p.

85. Hinkley L.L. Ladies of Literature. N.Y., 1946. - 223 p.

86. Kincaid J.R. Annoying the Victorians. N.Y.; L., 1955. - 223 p.

87. Knoepflmacher U.C. Nature and the Victorian Imagination. Berkeley: Univ.of California Press* 1977. 519 p.

88. Knoepflmacher U.C. Religious Humanism and the Victorian Novel.

89. Princeton Univ. Press, 1965. 315 p.

90. Leavis F.R. The Great Tradition. Harmondsworth, 1977. - 142 p.

91. Leavis Q.D. Fiction and the Reading Public. Bungay, 1979. - 211 p.

92. Leclaire L. A General Analytical Bibliography of the Regional Novelists of the

93. British Isles. P.: Les Belles Lettres, 1954. - 400 p.

94. Leclaire L. Le Roman Regionaliste dans les Isles Britanniques. P.: Les Belles1.ttres, 1954,- 301 p.

95. Malins E. English Landscaping and Literature. (1680-1840). L.: Oxford Univ.Press, 1966. - 186 p.

96. Marinelli P.V. Pastoral. L.: Methuen and Co., 1978. - 90 p.

97. Masefield M. Women novelists from Funny Burney to G.Eliot. - L., 1934.412 p.

98. Mecklenburg N. Erzählte Provinz. Koningstein: Athenäum, 1982. - 309 s.

99. Nestor P. Female Friendships and Communities. Oxford, 1985. - 121 p.

100. Novy M. Engaging with ShakespearetResponses of G.Eliot and other Women

101. Novelists. Athens; L., 1994. - 212 p.

102. Regionalism in America/ Ed. by Jensen M. Madison: The Univ. of Visconsin1. Press, 1951.-213 p.

103. Smith W.H. Architecture in English Fiction. New Haven: Yale Univ. Press,1934.-236 p.

104. Starkie E. From Gautier to Eliot. The Influence of France on English Literature.1851-1939.-L., 1960. -306 p.

105. Sutherland J.A. Victorian Fiction: Writers, Publishers, Readers. L., 1995. -221 p.

106. Tuckerman B. A History of English Prose Fiction from Sir Thomas Melory to G.Eliot.-L., 1882.-300 p.

107. Webster's New International Dictionary. In 4 v-s. V.l. Merriam-Webster, 1993.-460 p.

108. Williams R. Culture and Society. 1780-1950. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1958.-364 p.

109. Williams R. The Country and the City. L.: Chatto and Windus, 1973. - 335 p.

110. Williams R. The English Novel. From Dickens to Lawrens. St.Albans: Paladin, 1974,- 159 p.

111. Wilt J. Ghosts of the Gothic: Austen, Eliot and Lawrens. Princeton, 1980. -227 p.б) Статьи

112. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе //Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ.лит.,1975. - С.234-397.

113. Бернштейн И.А. Введение // История всемирной литературы. В 9 т. Т.7. -М.: Наука, 1991. С.232-252.

114. Луйгас А.Л. Региональный фон романов А.Беннета о Пяти городах// Уч. зап. Тарт. Hj. Труды по романо-германской филологии. Вып.З. Тарту, 1970. -С.46-51.

115. Проскурнин Б.М. Жанр как культурологический феномен и проблемы изучения литературы эпохи: викторианство и политический роман// Филология на рубеже 20-21 вв. — Пермь, 1996. С.12-17.

116. Beer G. Ch.Kingsley and the Literary Image of the Countryside// Victorian Studies. March, 1965.-V.9,№ 1.-P.45-59.

117. Craig D. Roberts M. Thomas T.W. Mr. Liddell and Dr.Leavis// Essays in Criticism. Jan., 1955.-V.5,№ 1.-P.65-66.

118. Dawson S.W. "Provincial": A Modern Critical Term// Essays in Criticism. -July, 1955. V.5, № 3. p.65-66.

119. Fawcett C.B. Natural Divisions of England// Geographic Journal. Feb., 1917. - V. 49 № 2. -P.125-133.

120. Hintze H. Regionalism// Encyclopaedia of the Social Sciences. N.Y., 1931-1935.-In 15 v-s, V.13. - P.208-209.

121. Morgan F.W. Three Aspects of Regional Consciousness // The Sociological Review.-Jan., 1939. V. U ,№ 1.-P.68-86.

122. Ransom J.C. Aesthetic of Regionalism// The American Review. Jan., 1934. - V.2, № 3. - P.296-305.

123. I. Критическая литература о Дж.Элиот а) Книги

124. Almqvist N.B. "Oppressive Narrowness":A Study of the Female Communities in Early G.Eliot's Writings. Uppsala, 1992. - 163 p.

125. Ashton R. George Eliot. Oxford Univ. Press, 1985.- 105 p.

126. Atkins D. G.Eliot and Spinoza. Univ. Salzburg, 1978. - 188 p.

127. Auster H. Local Habitations. Regionalism in the Early Novels of G.Eliot. -Cambridge: Harvard Univ. Press, 1970. 225 p.

128. Baker W. G.Eliot and Judaism. Salzburg Univ.Press, 1975. - 270 p.

129. Bennett J. G.Eliot. Her Mind and Her Art. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1948.-203 p.

130. Bodenheimer R. The Real Life of Mary Ann Evans: G.Eliot. Her Letters and Fiction. Ithaca: Cornell Univ. Press, 1994. - 295 p.

131. Bullett G.W. G.Eliot. Her Life and Books. L.: Collins, 1947. -256 p.

132. Carpenter M.W. G.Eliot and the Landscape of Time: Narrative Form and Protestant Apocalyptic History. -L.: Chapel Hill, 1986. 246 p.

133. Cooper L. George Eliot. L.: Longmans, 1960. - 146 p.

134. Couch J.Ph. G.Eliot in France. L.: Chapel Hill, 1967. - 234 p.

135. Emery L.C. G.Eliot s Creative Conflict: the Other Side of Silence. Berkeley: Univ. of California Press, 1976. - 235 p.

136. Hardy B. The Novels of G.Eliot: A Study in Farm. L.;N.Y., 1959. - 216 p.

137. Harvey W.J. The Novels of G.Eliot. L.: Chatto and Windus, 1961. - 255 p.

138. Knoepflmacher U.C. G.Eliot's Early Novels. The Limits of Realism. -Berkeley: Univ. of California Press, 1968. 256 p.

139. Laski M. G.Eliot and her World. L.: Thames and Hudson, 1973. - 119 p.

140. Milner J. The Structure of Values in G.Eliot. Praha, 1968. - 98 p.

141. Mintz A. Eliot and the Novel of Vocation. L.: Harvard Univ. Press, 1978. -193 p.

142. Noble Th. G.Eliot's "Scenes of Clerical Life". New Haven: Yale Univ. Press, 1965.- 194 p.

143. Pinion F.B. A G.Eliot Companion: Literary Achievement and Modern Significance. L.: Macmillan, 1983. - 194 p.

144. Purkis J. A Preface to G.Eliot. L.; N.Y.: Longman, 1985. - 197 p.

145. Putzel-Korab S.M. The Evolving Consciousness: an Hegelian Reading of the Novels of G.Eliot. Salzburg Inst, fur Anglistik und Amerikanistik, 1982. -140 p.

146. Roberts N. G.Eliot: Her Beliefs and Her Art. Univ. of Pittsburgh Press, 1975. - 240 p.

147. Sprague R. G.Eliot: A Biography. Philadelphia, 1968. - 274 p.

148. Stump R.J. Movement and Vision in G.Eliot's Novels. Seattle: Univ. of Washington Press, 1959. - 232 p.

149. Thale J. The Novels of G.Eliot. -N.Y.: Columbia Univ. Press, 1959. 160 p.

150. Uglow J. G.Eliot. L., 1987. -312 p.

151. Welsh A. G.Eliot and Blackmail. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1985. -388 p.б) Статьи

152. Бочарова E. Концепция человека в ранней романистике Дж.Элиот// Всемирная литература в контексте культуры. М., 1966. - 8 Пушришевские чтения.-С166.

153. Бушканец И.Н. Дж.Элиот в оценке журналов Некрасова «Современник» и «Отечественные записки» // Уч.зап. казанского пед. ин-та. Вып. 149,сб.6. Казань, 1975. - С.36-40.

154. Гритчук М.А. Общественно-политическая тема романа Дж.Элиот «Феликс Холт»// Уч. зап. моек. гос. пед. ин-та им.В.И.Ленина. Зарубежная литература. М., 1964. - №218. - С.44-47.

155. Гритчук М.А. Особенности художественного метода Дж.Элиот// Сб. статей по зарубежной литературе /Ср. века, 19, 20 в./ Уч. зап. МГПИ им. В.И.Ленина. Вып.4. -М., 1959. С.55-58.

156. Ивашева В.В. У истоков английского натурализма// Ивашева В.В. «Век нынешний и век минувший». М.: Худ.лит.,1990. - С.341-394.

157. Кондратьев Ю.М. Главные особенности эстетической позиции Дж.Элиот// Сб. статей по зарубежной литературе. Уч. зап. МГПИ им. В.И.Ленина. М., 1996. - С.84-90.

158. Кондратьев Ю.М. Позднее творчество Дж.Элиот. Роман «Миддлмарч»// Сб. статей по зарубежной литературе. Уч. зап. МГПИ им. В.И.Ленина. -М., 1996. -№280. С.39-43.

159. Кузьмин Б.А. Творчество Дж.Элиот// Кузьмин Б.А. О Голдсмите, о Байроне, о Блоке. М.: Худ.лит., 1977. - С.76-133.

160. Нью П. Дж.Элиот и защита личности// Мировое древо. М., 1997. -Вып.5. - С.197-203.

161. Тугушева МП. На перепутье тяжелых времен. Дж.Элиот// Тугушева М.П. В надежде правды и добра,- М.: Худ.лит., 1990. С.209-252.

162. Adam 1. The Structure of Realism in «Adam Bede»// 19-th Century Fiction/ -Berkeley, 1975. V.30, № 1. - P. 127-149.

163. Anderson Qu. G.Eliot in «Middlemarch»// A Guide to English Literature/ Ed.by B.Ford. L., 1963. - V.6. - P.276-291.

164. Armstrong I. «Middlemarch»// Critical Essays on G.Eliot / Ed.by B.Hardy. -N.Y.: Barnes and Noble, 1971. P.l 19-129.

165. Bayley J. The Pastoral of Intellect// Critical Essays on G.Eliot/Ed. by B.Hardy. -N.Y.: Barnes and Noble, 1971. РЛ99-230.

166. Bissel Cl.F. Social Analysis in the Novels of G.Eliot// English Literary History. 9, 1951. P.221-239.

167. Carroll D.R. «Felix Holt»: Society as Protagonist//G.Eliot: A Collection of Critical Essays/ Ed. by G.R.Greeger. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice Hall, 1970. - P.124-140.

168. Flint K. Blood, bodies and «The Lifted Veil»//19-th Century Literature. -Berkeley, 1997. V.51,//c4. - P.457-460.

169. Good J. «Adam Bede»// Critical Essays on G.Eliot/ Ed. by B.Hardy N.Y.: Barnes and Noble, 1971.-P.19-36.

170. Greeger G.R. An Interpretation of «Adam Bede»// A Collection of Critical Essays/ Ed. by G.R.Greeger. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice Hall, 1970. -P.86-103.

171. Haddakin L. «Silas Marner»// Critical Essays on G.Eliot/ Ed. by B.Hardy -N.Y.: Barnes and Noble, 1971. P.37-58.

172. Hardy B. «The Mill of the Floss»// Critical Essays on G.Eliot/ Ed. by B.Hardy N.Y.: Barnes and Noble, 1971.-P.37-58.

173. Harvey W.J. Idea and Image In the Novels of G.Eliot// Critical Essays on G.Eliot/ Ed. by B.Hardy N.Y.: Barnes and Noble, 1971. - P. 157-198.

174. Hussey M. Structure and Imagery in «Adam Bede»/'/ 19-th Century Fiction/ -Berkeley, 1955.- Jc 10. P.l 15-129.

175. Kettle A. «Felix Holt»// Critical Essays on G.Eliot/ Ed. by B.Hardy N.Y.: Barnes and Noble, 1971. - P. 100-110.

176. Knoepflmacher U.C. «Middlemarch»: Affirmation through Compromise// Knoepflmacher U.C. Laughter and Despair: Readings in Ten Victorian Novels. Berkeley: Univ. of California Press, 1971. - P. 169-195.

177. The Life and Letters of G.Eliot//Edinburgh Review. -CLXI, 1885. P.546.

178. Levin G. Intelligence as Deception: «The Mill of the Floss»// G.Eliot: A Collection of Critical Essays/ Ed. by G.R.Greeger. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice Hall, 1970. - P. 102-123.

179. Loofbourow J. Realism in Anglo-American Novels: The Pastoral Myth. G.Eliot's «Adam Bede»// The Theoiy of the Novel. N.Y.; L.: 1974. - P.260-270.

180. Parlett M. The Influence of Contemporary Criticism on G.Eliot// Studies in Philology. XX, 1933. - P.63-75.

181. Roazen D.H. G.Eliot and Wordsworth: «The Natural History of German Life» and Peasant Psychology//Research Studies in Washington State University. -//41, 1973.-P.166-178.

182. Svaglic M.J. Religion in the Novels of G.Eliot//Journal of English and Germanic Philology.-V 53, 1954. P.145-159.

183. Tomlinson M. The Beginning of-G.Eliots Art//Sewanee Review. 27, 1919.-P.320-329.

184. Van Ghent D. On «Adam Bede»//Van Ghent D. The English Novel: Form and Ration. -N.Y.: Harper Torchbooks, 1961. P. 173-183.

185. Woolf V. George Eliot// Woolf V. Collected Essays. In 4 v-s.V.l. L.: The Hogarth Press, 1968. - P. 196-205.1.I. Авторефераты

186. Андреева Ю.А. Место Дж.Элиот в развитии английского реалистического романа второй половины 19 в.: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст.канд. филол. наук/ Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. -М., 1974. 22с.

187. Демидова О.Р. Ш.Бронте, Э.Еаскелл и Дж.Элиот в России/1850 1870/: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук/ Лен. гос. пед. ин-т им. А.И.Еерцена. - Л., 1990. - 20с.

188. Луйгас А.Л. Проблемы натурализма в английской прозе второй половины 19 в.: Дж.Элиот, Дж.Мур, Дж.Еиссинг и А.Моррисон:

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.