Реконструкция традиций в реквиеме романтической эпохи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Булавинцева, Юлия Валерьевна

  • Булавинцева, Юлия Валерьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 184
Булавинцева, Юлия Валерьевна. Реконструкция традиций в реквиеме романтической эпохи: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2009. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Булавинцева, Юлия Валерьевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I.

ЖАНР РЕКВИЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ-РОМАНТИКОВ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

1.1.Романтический реквием как исторически обусловленный феномен.

1.2. Стабильные и мобильные составляющие традиции жанра реквиема.

1.3. Формы диалога с традицией в романтическом реквиеме.

Глава II.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СТАРИННЫХ СТИЛЕЙ В РОМАНТИЧЕСКОМ РЕКВИЕМЕ.

2.1. Традиционные элементы Средневековья. а)приемы респонсорного и антифонного способов псалмодирования. б) элементы средневековой монодии. в) воплощение приемов псалмодического пения. г) религиозная символика. д) традиция мужского хорового пения. е) gradual как автономный раздел цикла.

2.2. Стилевые элементы Возрождения. а) звучание хора a cappella. б) элементы строгого стиля. г) хоральный склад изложения. д) хоральный тематизм.

2.3 Претворение элементов эпохи Барокко. а) пространственная полифония, диалог исполнительских групп. б) символическая трактовка инструментов. в) форма записи партитуры. г) музыкальная риторика. д) форма basso ostinato. е) форма фуги.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реконструкция традиций в реквиеме романтической эпохи»

Актуальность исследования

Жанры церковной музыки в последнее время все больше привлекают внимание исследователей. На рубеже XX-XXI веков, после длительного периода всевозможных ограничений и запретов у отечественных музыковедов появились новые возможности для фундаментальных исследований христианской музыкальной культуры и ее традиций. В контексте межкультурного диалога особый интерес вызывают вопросы, касающиеся духовных жанров прошлых столетий и их роли в формировании современной музыкальной культуры. В отечественном музыкознании большинство трудов в этом научно-исследовательском направлении посвящено русской церковной музыке, однако, в последние годы исследователи все чаще начинают обращать свой взгляд и к концептуальным проблемам музыкальной традиции западной Церкви. В числе таких работ можно отметить диссертации С. Кожаевой , Ю. Москвы , М. Румянцевой .

Область исследования традиций церковной музыки обширна. Особое внимание авторов привлекает культовый аспект отдельно взятых жанров: обрядово-действенная функция частей богослужения, атрибуты, порядок ведения службы, взаимосвязь ритуала и музыки. Такого рода проблематика отражена в статьях: Ю. Холопова4, Ю. Москвы5,

Определенный интерес исследователей вызывает заупокойная месса (missa pro defunctis) - реквием, однако число работ, обращенных к этому древнему литургическому жанру пока очень незначительно. Музыковеды чаще концентрируют внимание на внекультовой трактовке жанра, или же

1 Кожаева С.Б. Антиномия сакрально-обыденного и ее воплощение в западной и русской музыкальной традиции: дисс. канд. искусствовед. - Н. Новгород. 2004

2 Москва Ю.В. Модальность григорианского хорала на примере мессы францисканской традиции: дисс.док. искусств. - М., 2007.

3 Румянцева М.А. Эволюция гармонической вертикали западноевропейского многоголосия XIII-XV веков: дисс.канд. искусствовед. - M., 2007.

4 Холопов Ю.Н. Месса //Григорианский хорал, сб. науч. тр. МГК им. Чайковского - Вып.20 .- М., 1997.

5 Москва Ю.В. Оффиций //Григорианский хорал, сб. науч. тр. МГК им. Чайковского- Вып.20. - М., 1997. отмечают отдельные попытки реконструкции традиции в образцах XX века

П Q диссертации Н. Моховой, В. Карнауховой , статьи А. Крыловой , О. Лосевой 9).

В статье К. Жабинского10 и диссертации украинского музыковеда А.

Ефименко11, обращенных к реквиему XIX века, акцент сделан в основном на идейной и художественной трактовке образцов, на мировоззренческой позиции авторов в концептуальном выражении темы смерти. В работе О. 12

Муравской «Немецкий реквием» Брамса рассматривается с точки зрения типологической жанровой модели немецкой лютеранской погребальной музыки.

Вопросы, связанные с традицией жанра затрагиваются в работах лишь косвенно. В 60-е, 70-е годы XX столетия к жанру реквиема обращались в основном зарубежные музыковеды. Среди них наиболее известны труды А. Робертсона13 и X. Ульриха14, где авторы дают широкую панораму образцов этого жанра от средневековья до XX столетия на примере творчества композиторов различных школ и направлений. Изучение жанровых и стилевых особенностей церковной музыки стало одной из важных и необходимых задач современного музыкознания. Исследование проблемы

6 Мохова Н.К. Реквием послевоенных лет (Проблема старинных хоровых жанров в современной музыке): дисс. канд. искусствовед. -М., 1985.

7 Карнаухова В.А. Хоровые жанры в творчестве М. Регера: дисс. канд. искусствовед. -Н. Новгород, 2003.

8 Крылова А. Реквием Э. Денисова. (К вопросу обновления старинных жанров) //Музыкальный язык в контексте культуры: сб. науч. тр. ГМПИ им. Гнесиных. - Вып. 106. -М., 1989.

9 Лосева О.В. От церковной музыки - к музыке духовной. Эскиз новой истории реквиема//Западное искусство XX века. - С - Пб., 2001.

10 Жабинский К.А. Против течения: реквием Г. Берлиоза и эволюция жанра заупокойной мессы в XIX столетии //Музыка в пространстве культуры: - Вып.2. - Ростов-на-Дону,- 2003. п Ефименко А.Г. Эволюция жанра реквиема в аспекте трактовки темы смерти (реквием эпохи романтизма): дисс. канд. искусствовед. - Киев, 1996.

12 Муравская О.В. Немецкая траурная погребальная музыка лютеранской традиции как феномен европейской культуры XVII-XX веков: автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. искусствовед. -Одесса, 2004.

13 Robertson, A. Requiem. Music of mourning and consolation. - N. Y., Washington, 1967.

14 Ulrich, Homer A survey of choral music. -N. Y., 1973. реконструкции церковных традиций в контексте всеобщего возрождения христианской музыкальной культуры в нашей стране выглядит сегодня особенно актуально. Глубокое понимание и переосмысление «былого для будущего» во многом определило выбор данной темы диссертации.

Объект исследования в предлагаемой диссертации составляет феномен реквиема романтической эпохи.

Сразу же следует подчеркнуть, что в данном исследовании термин «романтический реквием» (реквием романтической эпохи) и реквием XIX века будут выступать в качестве синонимов. Понятие «романтизма» в данном случае локализируется, умещаясь в хронологические рамки этого столетия. Романтизм как художественный феномен здесь не обсуждается, поскольку представляет слишком сложную и специальную проблему, а трактуется как доминирующее музыкальное течение, оказавшее в той или иной степени свое заметное влияние практически на всех композиторов XIX века - периода, который представляет собой сложное и разнородное явление15. Все выбранные для исследования образцы реквиема охватывают период с 1836 по 1893 годы, то есть не выходят за хронологические пределы XIX века. Вместе с тем, несмотря на наличие в них реконструктивных предпосылок, они, в соответствие со сложившейся музыковедческой традицией, интерпретируются как образцы романтической музыки, а их авторы условно называются композиторами-романтиками, без учета отдельных особенностей и направлений в творчестве каждого из них.

Материал исследования включает широкий круг образцов романтического реквиема, принадлежащих перу выдающихся мастеров: Керубини, Берлиоза, Брукнера, Шумана, Верди, Листа, Сен-Санса, Гуно,

15 XIX веку, как явлению сложному, заключающему в себе множество разнообразных и противоречивых тенденций, посвящена работа Д.Р. Петрова «"Девятнадцатый век" как понятие истории культуры. Опыт музыкознания 1960-1990» -М., 1999.

Форе, Дворжака. Многие из этих сочинений представляют собой малоизвестные образцы жанра реквиема и предстают в качестве материала для исследования в отечественном музыковедении впервые (реквиемы Гуно16 и Сен-Санса).

Предметом исследования является реконструкция церковных традиций в реквиеме композиторов-романтиков. Авторский ретроспективизм в недрах одного из наиболее ярких по своей внецерковной трактовке жанров XIX столетия представляет собой обширное поле для исследования проблемы реконструкции традиций. Подобного рода явление наблюдалось и в других жанрах культовой музыки романтической эпохи, однако, именно в образцах заупокойной мессы, композиторов XIX века оно проявилось более интенсивно и колоритно. Романтический реквием рассматривается как исторически обусловленный феномен, с учетом всех закономерностей его эволюции. В этой связи будет детально рассмотрена музыкально-историческая ситуация, сложившаяся в культовой музыке XIX столетия, с акцентом на «цецилианское» течение, возникшее в недрах этой эпохи и повлиявшее на взгляды отдельных композиторов-романтиков.

Реконструктивные тенденции в каждом из исследуемых образцов заупокойной мессы не лежат на поверхности, и не являются самой заметной чертой реквиемов романтического периода. Находясь в недрах этой жанровой модели, они зачастую требуют специальных усилий для их выявления и изучения. Особый интерес вызывает диалог композиторов-романтиков с традицией, как более широкая эстетическая категория. Механизм соединения «прошлого» и «настоящего» в работе специально не рассматривается. Реконструкция в данном случае представлена как результат подобного диалога, как одно из средств его воплощения. Исследование выдвинутой проблемы в контексте диалога композиторов-романтиков с прошлым позволяет глубже изучить сам феномен реконструкции в недрах

16 Исследуется реквием, написанный в последний год жизни композитора (1893 г.) этой жанровой модели, увидеть многообразие подходов композиторов к проблеме сохранения и возрождения церковной музыки, отметить как их противоположные взгляды, так и точки соприкосновения в вопросах реконструкции. В данном случае романтический реквием выступает как некое единое пространство, внутри которого, не разрушая высшей целостности, предполагаются моменты спора и согласия сторон. Различные формы диалога с традицией помогают также ощутить различные тенденции переустройства и переосмысления старых церковных традиций в новых исторических условиях музыки XIX столетия. При этом следует подчеркнуть, что моделирование старинных элементов — шаг всегда намеренный, но не всегда осознанный. Зачастую это — плод художественного намерения, формирующегося интуитивно как результат стихийного стремления композиторов прикоснуться к глубинным пластам прошлого.

Различие реконструктивных подходов композиторов поднимает проблему классификации всех исследуемых образцов, которая в свою очередь требует теоретического осмысления параметров происходящего диалога. Вводимые в исследовании параметры континуальности и дискретности, и контраста помогут выявлению сущности подобного диалога с традицией в различных образцах романтического реквиема.

Цель данного исследования заключается в теоретическом осмыслении процесса реконструкции старинных стилей и приемов письма различных эпох в рамках романтического реквиема, а также возникающего при этом диалога композиторов-романтиков с прошлым церковной музыки.

Для осуществления поставленной цели необходимо было решить ряд конкретных задач.

1. Обосновать историческую закономерность реконструктивных тенденций в романтической музыке и заупокойной мессе этого периода.

2. Рассмотреть традицию жанра с позиции ее стабильных и мобильных элементов.

3. Представить читателю анализ малоизученных или почти совсем неосвоенных в отечественной традиции партитур.

4. Выстроить классификацию всех рассматриваемых образцов с точки зрения разных типовых решений диалога с традицией.

5. Выявить в партитурах романтического реквиема традиционные элементы различных эпох: Средневековья, Возрождения, Барокко.

6. Дать научное описание конкретных приемов реконструкции элементов старинных жанров в романтическом реквиеме.

Методология определяется избранным в диссертации ракурсом исследования. Он потребовал использования некоторых общих методологических оснований, уже принятых в теоретическом музыкознании. Среди них метод сравнительного анализа, который позволил сопоставить партитуры реквиемов романтической эпохи и выявить индивидуальное отношение авторов к традиции. Параллельно использован историко-контекстный анализ, совершенствующий технику отбора стабильных и изменяемых традиционных элементов в процессе эволюции жанра. Одним из конкретизирующих методов музыкального исследования стал метод историко-стилистического анализа, с помощью которого заимствованные авторами конкретные ретроприемы рассматриваются в качестве сигнификатов того или иного стиля, эпохи.

К числу источников, оказавших заметное влияние на авторскую позицию, заявленную в диссертации, принадлежат труды отечественных музыковедов, обращенных к проблеме семантических стереотипов и заимствований. Особое значение приобрели работы, раскрывающие принцип реконструкции прошлого в новых исторических условиях. В цикл таких

17 1Й 10 работ входят статьи Е. Поповой , А. Крыловой, А. Климовицкого .

17 Попова Е. Поэтика заимствованных смыслов в художественной семантике Брамса //Проблемы историзма и современные методы исследования в искусствознании и музыкознании. Тезисы докладов к научно-теоретической конференции - Горький, 1986.

Методологической базой послужили также диссертации, в которых проблема реконструкции традиций затрагивается в контексте исторического мышления авторов XIX столетия. Среди них особое внимание заслуживают работы Т. 20 21

Бочковой , С. Антоновой , а также, труд А. Броновицкой , где автор поднимает проблему историзма в английской художественной культуре второй половины XIX века.

Проблема моделирования различных стилевых элементов прошлого в реквиемах романтического периода исследуется с позиции семиотического

23 подхода . В этом случае каждый отдельно взятый стилевой элемент представляет собой сигнификат конкретной «знаковой системы», частью которой он является, и ассоциируется с определенным стилем или эпохой. В этой связи в процессе исследования заметную помощь оказали работы затрагивающие вопросы семантики музыкального языка (И. Стогний24, В. Медушевского ), а также труды М. Арановского А. Коробовой , В.

2R

Холоповой , касающиеся теории и истории развития музыкальных жанров.

18 Крылова А. Жанры старинной музыки в системе современного языка (на примере мадригала) //Музыкальный язык в контексте культуры: сб.н. тр. ГМПИ им. Гнесиных. - Вып. 106. -M.,- 1989.

19 Климовицкий А.И. Культура памяти и память культуры. К вопросу о механизме музыкальной традиции (Д. Скарлатти, И. Брамса) //Проблемы историзма и современные методы исследования в искусствознании и музыкознании. Тезисы докладов к научно-теоретической конференции - Горький, 1986.

20 Бочкова T.P. Немецкая органная музыка XIX века и традиция романтического бахианства: дисс.канд. искусствовед. - М., 2000.

21 Антонова С.Е. Историзм музыкального мышления и его проявление в симфоническом творчестве И. Брамса и А. Брукнера: автореф. дисс. .канд.искусствовед. - Н. Новгород, 2007.

22 Броновицкая А.Ю. Творческий метод Эдварда Берн-Джонса и тенденции историзма в английской художественной культуре второй половины XIX века: дисс.канд. искусствоведения. - М., 2004.

23 Теоретическая база такого подхода разработана в работах В.В. Медушевского, М.Г. Арановского

24 Стогний. И.С. Инвариант как семиотическая проблема//Музыкальный язык в контексте культуры: сб.н. тр. ГМПИ им. Гнесиных-Вып. 106.-М., 1989.

25 Медушевский. B.B. Музыкальный стиль как семиотический объект//Советская музыка 1979. -№3 .

26 Арановский. М.Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке//Музыкальнын современник. 1987. - №6 .

27 Коробова А.Г. Теория жанров в музыкальной науке - М., 2007

28 Холопова B.H. Формы музыкальных произведений. - С-Пб., 1999.

Ограничения исследования

Одним из «краеугольных» камней данного исследования является установка собственно хронологических рамок «традиции» жанра. К числу традиционных отнесены модели заупокойной мессы Средневековья, Ренессанса и Барокко. Характерные черты именно этих стилевых систем будут рассматриваться в качестве элементов традиции жанра заупокойной мессы. Основным критерием такой периодизации выступает обрядово-действенная функция реквиема, его непосредственная взаимосвязь на протяжении этих трех эпох с заупокойным ритуалом. В этот трехфазовый период становления и развития заупокойной мессы не входит классическая эпоха. Подобного рода ограничения обусловлены начавшимся в XVIII столетии процессом обмирщения этого жанра, его постепенным уходом из культовой сферы к новым формам концертного исполнения. Минимальный хронологический разрыв так же не дает необходимой дистанции для выстраивания диалога композиторов XIX столетия с прошлым. В ходе выдвинутой в исследовании проблемы, необходимо в первую очередь выявить наиболее очевидные и контрастные - то есть исторически более отдаленные - элементы возрождаемой романтиками традиции. Классицистские приемы как отражение относительно близкой исторической эпохи в этом отношении менее показательны.

Не все музыкальные произведения, наделенные авторами заголовком «Requiem», будут рассмотрены в данном исследовании. Так, еще один реквием Керубини, написанный в 1806 году (c-moll) являет собой яркий образец классической модели жанра и не представляет первоочередного интереса для исследования выдвинутой проблемы. Сочинение Р. Шумана «Реквием по Миньоне» (1849г.) не относится, по-сути, к жанру заупокойной мессы, так как автор использовал не литургический текст, а стихотворение Гете. Реквием М. Регера (1914 г.), который в какой-то степени можно было бы причислить к образцам романтического реквиема, также написан на поэтический текст (стихи Геббеля), и не умещается в заданные жанровые и хронологические рамки.

Научная новизна работы.

В диссертации впервые представлены результаты системного теоретического изучения реконструкции ушедших традиций. Проблема возрождения и моделирования старинных стилей и приемов письма на примере одной жанровой модели культовой музыки специально не ставилась, и каких-либо значительных разработок в этой области музыкознания пока еще нет. Впервые популярные реквиемы Верди, Брамса, Дворжака, Берлиоза представлены в совершенно ином для них качестве, и будут рассматриваться не в рамках привычной романтической трактовки жанра, а с позиции авторского ретроспективизма. Редко исполняемые заупокойные мессы Листа, Брукнера, Сен-Санса Гуно сами по себе представляют интересный материал, который в данной работе получает отсутствовавшее до сих пор в отечественной литературе подробное освещение.

Интерес исследователей к искусству XIX столетия никогда не угасал. Сложность и противоречивость эстетической природы этого столетия отмечены в работах разных исследователей: И. Соллертинского29, М. Арановского30, А. Михайлова31, Д. Загорского32, Д. Петрова33. В этой связи следует отметить, что романтический реквием мы впервые пытаемся представить как культовый жанр, на примере которого можно увидеть наиболее характерные тенденции церковной музыки XIX столетия, ее устремленность к обновлению, преобразованию. Внешне эти преобразования

29 Соллертинский И.И. Романтизм и его общая музыкальная эстетика - М., 1962.

30 Арановский М.Г. Романтизм и русская музыка XIX века //Вопросы теории и эстетики музыки. - Вып.4. -М., 1985.

31 Михайлов А.В. Романтизм //Музыкальная жизнь 1991 -№5. - С. 20-23, №6 - С. 20-23.

32 Загорский Д. Романтическая концепция. Жизнь как роман, роман как жизнь //Пространство и время в музыке: сб. тр. ГМПИим. Гнесиных - Вып. 121.-М., 1991.

33 Петров Д. Р. "Девятнадцатый век" как понятие истории культуры. - М., 1999. выразились в секуляризации, внутренние — в тяготении авторов к реконструкции «отодвинутых» временем и заново осмысляемых традиций. Таким образом, романтический реквием будет рассмотрен как феномен церковной музыки XIX столетия, как своего рода «индикатор» процессов, происходящих в церковной музыке этого исторического периода. Впервые в рамках этого жанра также будет затронута выдвинутая и разработанная другими авторами проблема историзма мышления композиторов-романтиков XIX столетия.

Практическая значимость работы.

Результаты исследования могут быть использованы в курсе истории западной хоровой музыки, содержание которого предполагает изучение отдельных образцов романтического реквиема. Как отмечалось, объем вспомогательной литературы по данному вопросу весьма мал, и, как правило, не входит в учебные пособия или другие методические разработки, предназначенные для высших учебных заведений. Данная работа могла бы оказать существенную помощь в этом направлении, так как круг вопросов, касающихся эволюции жанра реквиема в его романтическую фазу рассматривается обычно только лишь с позиции «дегерметизации» его жанровых канонов. Данные предлагаемого исследования могут послужить и в качестве накопительной базы для дальнейшего углубленного изучения проблемы диалога с традицией в других жанровых сферах романтической эпохи.

Структура исследования включает в себя две главы, Введение, и Заключение. Логика плана выстроена по принципу движения от общего к частному, от исследования общих закономерностей диалога с традицией к изучению конкретных старинных приемов, внедряемых композиторами-романтиками в партитуры романтического реквиема.

Первая глава представляет собой теоретическую часть работы, в которой разрабатываются основные принципы исследования, и включает три

раздела. Вторая глава — аналитический раздел диссертации, где проанализированы заимствованные стилистические элементы. Она также состоит из трех разделов, где каждый элемент традиции рассматривается в отдельном параграфе с позиции его семантического и стилистического значения, с учетом предпосылок формирования той или иной церковной традиции.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Булавинцева, Юлия Валерьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование реквиемов романтической эпохи показало, что каждый из рассмотренных образцов несет в себе стремление композиторов возродить стилистические элементы прошлого. В итоге открывается широкая панорама художественной ретроспекции в творчестве крупных композиторов XIX века, обнаруживает себя устойчивое и намеренное их обращение к старинным традициям сакральной музыки.

Моделирование элементов Средневековья, Возрождения, Барокко в образцах романтического реквиема подтверждает, что в рамках одного культового жанра композиторам-романтикам удалось выстроить определенную историческую ретроспективу, где «прошлое» реквиема предстало в виде некоего жанрово-исторического «среза», на поверхности которого виден целый спектр разнообразных стилевых элементов традиции.

Большая часть из них выявила мобильность, вариативность процесса развития самой церковной традиции. Остальные, неизменно повторяющиеся во всех образцах романтического реквиема элементы, обнаружили стабильные на протяжении нескольких веков признаки традиции, составляющие инвариант жанра реквиема и обеспечившие его сохранность в любых стилевых системах. Реконструкция различных стилистических элементов дала возможность увидеть и отдельные этапы развития жанра заупокойной мессы, начиная с древних способов ее исполнения и заканчивая приемами современной, романтической трактовки.

Обращение к старине было исторически обусловлено. Одним из первых композиторов, кто обратил свой взгляд в прошлое церковной музыки, был Бетховен, который, по словам Климовицкого, уже тогда попытался «.вступить в диалог с ценностями и достижениями иной художественной культуры» [68, 133]. Предпочтение, которое отдавали композиторы-романтики элементам Средневековья и Возрождения, говорит об их стремлении моделировать наиболее далекие, практически утраченные традиции. Однако следует заметить, что двигателем такого рода реконструктивных идей было не только стремление к обнаружению в прошлом новых приемов, и тем более не «.щеголяние новыми, откопанными из архивной пыли музыкальными способами выражения» [68, 155]. Во многом стилевые диалоги композиторов-романтиков с традицией не были простой формой «музейного реставраторства»1, а носили определенно характер общения, «беседы» с этим далеким прошлым, сквозь которые ощущался художественный, творческий дух самих авторов.

Чем дальше композиторы-романтики уходили от традиции, тем острее назревала проблема ее возрождения, особенно в тот период, когда секуляризация сакральных жанров приобрела тотальный размах, и реконструкция утраченных традиций стала важным и своевременным условием для дальнейшего развития западной церковной музыки. Можно сказать, что в процессе творческого поиска, открывая для себя «ценности и достижения иной художественной культуры», композиторы-романтики попытались философски и исторически переосмыслить их в контексте современной им культуры, осознав актуальность и назревшую необходимость такой реконструкции в культовой музыке XIX века.

Многовариантность подходов композиторов к реконструкции традиций, выявленная в процессе исследования, открыла и некоторые особенности авторской ретроспекции. Одни композиторы-романтики лишь отдавали дань старой традиции, используя различного рода «ретроприемы» в качестве «свежей краски» в своей романтической палитре. Другие были более последовательны в возрождении старины, выказывая, таким образом, более береясное отношение к традиции. Третьи преднамеренно и целенаправленно становились на путь реконструкции и в русле «цецилианского» движения пытались вернуть сакральной музыке ее былую чистоту, строгость и устремленность к вечным ценностям.

Это выражение использует А. Климовицкий. (см.: А. Климовицкий О творческом процессе Бетховена — Л., 1979 - С. 155.).

Диалог композиторов-романтиков с ушедшей традицией выявил наиболее выраженные и исторически обусловленные тенденции развития культовой музыки XIX столетия. В этом смысле романтический реквием был именно той жанровой моделью, на примере которой оказалось возможным наглядно и явно отметить проявление целого ряда скрытых на первый взгляд, порой полярных тенденций в развитии музыкального искусства этой эпохи.

Перечислим некоторые из них:

1. В исследуемых образцах заупокойной мессы проявилась свойственная эстетике романтизма антиномия мышления композиторов XIX века, как «противоположение "историзма" и "прогресса"»". Она нашла свое отражение в стремлении авторов к новым формал>1 неканонической трактовки жанра и их одновременному тяготению к реконструкции традиций.

2. Различия в способах внедрения и приемах комбинирования ретроэлементов по-новому осветили индивидуальное своеобразие авторских позиций композиторов-романтиков не только в сфере идейно-художественных решений, но и в их отношении к проблемам сохранения и возрождения церковных традиций в контексте современной им музыкальной культуры.

3. Рассмотрение реквиемов, созданных композиторами разных стран, способствовало выявлению некоторых национальных и конфессиональных особенностей в трактовке культовых жанров.

4. Обнаружение внедренных в «стилевую палитру» романтического реквиема элементов различных эпох позволило

2 Д. Петров. «"Девятнадцатый век" как понятие истории культуры. Опыт музыкознания 1960-1990» - М., 1999.-С. 20. выявить реальный меэюкультурный диалог композиторов-романтиков и художественных традиций прошлого.

5. Теоретическое осмысление процесса моделирования стилистических элементов Средневековья, Возрождения и Барокко в контексте истории музыки показало в некоторых образцах романтического реквиема «зачатки» более позднего феномена историзма музыкального мышления. Интерес вызывает и тот факт, что тенденции исторического мышления авторов можно распознать не только на примере образцов заупокойных месс Брамса, Брукнера, как наиболее очевидных фигур в этом направлении, но и в реквиемах Гуно, Форе, Сен-Санса, Листа.

Универсализм композиторов-романтиков, в лоне которого новые современные тенденции могут органично сочетаться с базовыми, традиционными приемами прошлого, представляет интерес и с точки зрения его исторической перспективности. В этом смысле определенно наметились дальнейшие пути развития «историзма» в музыке XX века. Своим обращением к ушедшим эпохам композиторы XIX века как бы «задали тон» последующим поколениям, подтверждая необходимость прогрессивного развития музыки с обязательной «оглядкой» на ее прошлое. Можно упомянуть целый ряд имен и направлений, связанных с «ретроспективизмом» уже в XX столетии: неоклассицизм Стравинского, Хиндемита, Прокофьева, полистилистика второй половины прошлого столетия, представленная творчеством А.Циммермана, Л.Берио, А.Шнитке, А. Пярта, а также движение новой сакральности (Sacre art), особенно ярко проявившееся в отечественной музыке (С.Губайдулиной Г.Уствольской и других композиторов).

Реконструктивная направленность, в разной степени характерная для всех образцов романтического реквиема, как бы предопределила постепенный поворот этого жанра от тотальной секуляризации к сакрализации, указав перспективу его дальнейшего развития в музыкальном о искусстве XX столетия . Заглянув в глубину истории, романтики, уже тогда смогли уловить возникновение новой культурной установки еще на ранней стадии ее формирования. Можно сказать, что романтический реквием представляет собой «многогранник» только вызревающих в недрах романтического течения, но уже очевидных, тенденций музыкальной культуры XIX столетия, позволивших на примере одной жанровой модели распознать некоторые «механизмы» культурной стратегии этой эпохи. Как в художественно-эстетическом, так и в контекстно-историческом смысле модель романтического реквиема действительно представляет собой уникальное явление музыки XIX столетия.

Следует также подчеркнуть, что в разные периоды развития культовой музыки, проблема сохранения и возрождения традиций выступает в качестве ее «оберега». В этом смысле романтики, возвращаясь отчасти к историческим корням церковной музыки, внесли свой определенный вклад в борьбу за ее «очищение» от излишнего влияния «мирского», светского начала. Глубокое осознание культурных традиций прошлого в лоне церковной музыки романизма сыграло и свою немаловажную роль в последующем возрождении традиций общехристианской музыкальной культуры, независимо от ее конфессиональных разночтений.

В контексте широкого культурно-исторического пласта проблема реконструкции традиций предстает и как некая «культурная эстафета». Угасая, и поднимаясь в разные музыкально-исторические периоды с новой силой, она как бы «приоткрывает завесу» прошлого, показывая последующим поколениям красоту и достоинства ушедших эпох, сохранив, таким образом, неуловимую «нить» преемственности времен и поколений. Очень точно сказал об этом Венсан д,Энди, словами которого можно

3Проблема возрождения традиций в реквиемах XX столетия подробно освещена в диссертации Моховой Н.К. «Реквием послевоенных лет (проблема старинных хоровых жанров в современной музыке)». Дисс.канд. искусствовед,-Л., 1985. завершить наше исследование, «.искусство в своем вековом пути представляется нам микрокосмосом, переживающим вместе с обществом периоды молодости, зрелости, но никогда не умирающим, всегда обновляющимся. Это не замкнутый круг, а неизменно восходящая спираль. Мне хочется провести моих учеников по путям, которыми следовало наше искусство; таким образом, пережив за время своего обучения все те видоизменения, которые переживала музыка на протяжении ряда веков, они выйдут из школы отлично вооруженными для современных боев.» [117, 189].

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Булавинцева, Юлия Валерьевна, 2009 год

1. Аберт Г.В. Моцарт. Монография в 2-х ч., кн.1 (1783-1787) М.: Музыка, 1983.-517 с.

2. Алексеева И.В. Бассо-остинато и его роль в смысловой организации инструментальной музыки Барокко: автореф. дисс.док. искусствовед: 17.00.02/Алексеева Ирина Васильевна. М., 2006. - 54 с.

3. Алкон Е.М. Ритуал и его значение для формирования музыкального мышления (к проблеме миф-символ-ритуал) //Музыкальное мышление Востока и Запада. Континуальное и дискретное — В лад.: изд. Дальневост. универ., 1999 С. 74 - 103.

4. Амброс А.В. Шуман. Жизнь и творчество. Монография /пер. с нем. А.Н. Серова. -М.: Музыка, 1988. 59 с.

5. Антонова С.Е. Историзм музыкального мышления и его проявление в симфоническом творчестве И. Брамса и А. Брукнера: автореф. дисс.канд. искусствовед.: 17.00.02./Антонова Светлана Евгеньевна. Нижний Новгород, 2007. - 27 с.

6. Антонова О.А. Католицизм и искусство XX века. М.: Мысль, 1985. -175 е., илл.

7. Антонова О.А. Музыкальное искусство и религия /О.А. Антонова, З.М. Кузнецова. Томск, 1986. — 194 с.

8. Апель Вилли Григорианский хорал (в кратком изложении Т. Кюрегян) //Григорианский хорал: сб. науч. тр./МГК им. Чайковского. Вып.20. - М., 1998. -С. 8-37.

9. Арановский М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. - 342 с.

10. Арановский М. Г. Романтизм и русская музыка XIX века //Вопросы теории и эстетики музыки: сб. науч. тр. Вып.4. - М.: Музыка, 1985. — С. 87 -106.

11. Арановский М.Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке //Музыкальный современник. 1987. - №6. - С. 4 - 12.

12. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс, кн. вторая. Интонация. //Б.В. Асафьев. Избранные труды — М., 1957.-388 с.

13. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л.: Музыка. Лен. отд.,1980. - 215 с.

14. Бакеева Н.Н. Орган. М.: Музыка, 1977. - 144 с.

15. Баранова Т.Б. Из истории органной мессы: сб. науч. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 40.-М., 1978.-С. 142-161.

16. Барсова И.А. Орган в зеркале романтического оркестра. Австро-немецкие традиции //Музыкальная академия. — 1993. №2. - С. 91 - 97.

17. Барсова И.А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI -первая половина XVIII века) М.: Московская консерватория, 1997. - 571с.

18. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества 2-е изд. — М.: Искусство, 1986.-445 с.

19. Береснева Р. Эволюция жанровой модели реквиема. Сравнительный анализ выборочных номеров (А. Моцарт, А. Шнитке) //Культура Дальнего Востока России и стран АТР: сб. статей: Вып. 9. - Влад-к.: «Восток-Запад», 2004.-186 е., нот.

20. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Вып. 2. — Л.: Худ. лит., 1973567 с.

21. Берлиоз Г. Мемуары М.: Гос. Муз. изд., 1962. - 916 с.

22. Бодендорф В. Церковные сочинения Шуберта и католическая традиция его времени (пер. Н. Гладилиной) //Музыкальная академия. 1997. - № 3. — С. 183-187.

23. Бочкова Т.Р. Немецкая органная музыка XIX века и традиция романтического бахианства: автореф. дисс.канд. искусствовед.: 17.00.02. /Бочкова Татьяна Рудольфовна.- М., 2006. 22 с .

24. Булавинцева Ю.В. Религиозно-символическая трактовка инструментов в романтическом реквиеме //Семантика музыкального языка. Материалынаучной конференции 29-31 марта 2005г./РАМ им. Гнесиных- Вып. 3. М., 2006. - С. 255 - 262.

25. Верди Д. Избранные письма Л.: Музыка Ленингр .изд., 1973. — 351 с.

26. Виппер Б.Р. Искусство XVII века и проблема стиля Барокко //Ренессанс. Барокко. Классицизм. -М., 1966. С. 251-262.

27. Воинова М.В. Музыкальное служение в Лютеранской церкви: учеб. пособие для канторов Лютеранской церкви /М.В. Воинова, Т.А. Скобликова — М., 2002. — 32 с.

28. Вязкова Е.В. Некоторые современные концепции анализа средневековой монодии /Е. Вязкова, И. Лебедева //Эстетические проблемы музыкознания: сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 97. - М., 1988.- С. 93 - 111.

29. Габай, Ю.Г. К проблеме семантического инварианта жанра (контекст жанра Passionsmusik) //Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки — Л., 1980. — С. 5 — 22.

30. Габай, Ю.Г. Романтический миф о художнике и проблемы психологии музыкального романтизма //Проблемы музыкального романтизма: сб. научн. тр.-Л.:ЛГИТМИК, 1987-С. 5-13.

31. Гальперович Т. Новый старый реквием (о реквиеме Шумана) //Культура. 1997.-№4(1 февр.)

32. Ганзбург Г.И. Три поколения композиторов-романтиков и их отношение к синтетическим жанрам: сб. науч. тр. Харьков: «Р-А-Каравелла», — 2002. — 268 с .

33. Ганс Галь Три мастера три мира. Брамс. Вагнер. Верди М.: Радуга, 1986.-480 с.

34. Гейрингер К. Иоганнес Брамс М.: Музгиз, 1965. - 432с., нот., илл.

35. Генова Т. Из истории basso ostinato XVII-XVIII веков (Монтеверди, Перселл, Бах и другие) //Вопросы музыкальной формы. Вып. 3 - М.: Музыка, 1977. - С. 123 - 156.

36. Герасимова-Персидская Н.А. Монодия как символ сакрального //Музыкальная академия. 1999. - №4. - С. 158-161.

37. Герцман Е.В. Гимн у истоков нового завета М.: Музыка, 1996. - 288 с.

38. Гофман Т. Старинная и новая церковная музыка //Музыкальная эстетика Германии XIX века. М.Музыка, 1981. - С. 8- 32 .

39. Гроув Д. Музыкальный словарь Гроува (Grove Dictionary of Music and Musicians) /пер. и доп. JI. О. Акопяна- М.: Практика, 2001. 1095 с.

40. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки: уч. пособ. для музыковед, отд. консерваторий. 4.1. М.: Музгиз, — 1956. —415 с .,нот, илл.

41. А. Дворжак /сост. Гинзбург М: Музыка, 1962. - 259 с.

42. Дворжак в письмах и воспоминаниях /сот. О. Шоурек. общ. ред. и вступ. ст. И. Белзы М.: Музыка, 1964. - 222 с.

43. Демченко А.И. Ференц Лист: вехи эволюции //Ференц Лист и проблемы синтеза искусств/сост. Г.Н. Ганзбург, под.ред. Т.Е. Веркиной .сб.науч. тр. — Харьков: «Р-А-Каравелла», 2002. - С. 25-42.

44. Денеш Золтаи Этос и аффект. М.: Прогресс, 1977. -371 с.

45. Долинская Е.Б. Музыкальный диалог времен //Советская музыка 1988. — №9.-С. 12- 16.

46. Друскин М.С. И. Брамс. Монография 4-е изд. Л.: Музыка. Лен. отд.,1988. - 95 с.

47. Друскин М.С. Пассионы и мессы И. С. Баха. Л.: Музыка, 1976. - 168 с. нот., илл.

48. Друскин, Я.С. О риторических приемах в музыке И.С. Баха. СПб.: Композитор, 2005. - 134 е., нот.

49. Дубравская Т.Н. Полифония эпохи Возрождения. М.: Музыка, 1996— 413 с.

50. Евдокимова Ю.К. Полифония средних веков и эпохи Возрождения. М.: Музыка, 1985. - 60 с. нот., илл.

51. Егорова В.Н. Антонин Дворжак. М., 1997. - 616 е., илл., нот.

52. Ефименко А.Г. Эволюция жанра реквиема в аспекте трактовки темы смерти (реквием эпохи романтизма): автореф. дисс.канд. искусствовед.:

53. Ефименко Аделина Гелиевна. Нац. муз. Акад. Украины им. П.И. Чайковского Киев, 1996. - 27 с.

54. Ефимова Н.И. Ранне-христианское пение в Западной Европе VIII-X столетия. К проблеме эволюции модальной системы средневековья. Монография. -М.: МГК, 1998.-281 е., илл., нот.

55. Жабинский К.А. Против течения: реквием Г. Берлиоза и эволюция жанра заупокойной мессы в XIX столетии /К. Жабинский, К. Зенкин //Музыка в пространстве культуры. Вып. 2. - Ростов-на-Дону., 2003- С.133 -145.

56. Житомирский Д.В. Роберт Шуман М.: Музгиз, 1960. - 42 с.

57. Загорский Д. Романтическая концепция. Жизнь как роман, роман как жизнь //Пространство и время в музыке: сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. — Вып.121.-М.: ГМПИ, 1992.-С. 28-39.

58. Зассе Г. На том стоим: Кто такие лютеране /пер. с англ. и ред. К.Комарова. СПб.: «Андреев и согласие», 1994. - 231 с.

59. Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII, первой половины XVIII веков. М.: Музыка, 1983. - 77с.

60. Зейфас И. Заметки об эстетике западноевропейского барокко //Советская музыка. 1975. - №3. - С. 99 - 106.

61. Иванов-Борецкий М.В. Очерк истории мессы М., 1910. - 26 с.

62. Католицизм. Словарь атеиста /общ. ред. Л.Н. Великовича М.: Политиздат, 1991.-320 с.

63. Карнаухова В.А. Хоровые жанры в творчестве М. Регера: автореф. дисс.канд. искусствовед. /Карнаухова Вероника Александровна. Нижний Новгород, 2003. - 25с.

64. Карл Пэрриш, Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха /Карл Пэрриш, Джон Оул. Л.: Музыка. Лен. отд., 1975. - 216 е., ил., нот.

65. Каре А. История оркестровки /пер. с англ., общ. ред. Н. Корндорфа. -М.: Музыка, 1989. 304 с.

66. Карцовник В.Г. О романтической рецепции средневекового хорала //Музыка. Язык. Традиция: сб. науч. статей /сост. В.Г. Карцовник. JL: Лен. издат.,1990. - С. 142-151.

67. Климовицкий А.И. Бетховен и традиция (К вопросу о феномене музыкальной наследственности) //Музыка. Язык. Традиция: сб. науч. статей. -Вып. 5.-Л: ЛГИТМИК, 1990. 192 с.

68. Климовицкий А.И. О творческом процессе Бетховена. Л.: Музыка, Ленингр.отд., 1979. - 176 с. нот., илл.

69. Кожаева С.Б. Антиномия сакрально-обыденного и ее воплощение в западной и русской музыкальной традиции: дисс.канд. искусствовед.: 17.00.02. /Кожаева Светлана Борисовна Н. Новгород, 2004. - 206 с.

70. Коляда Е.И. Библейские музыкальные инструменты в музыкальной практике и книжной традиции. Интерпретация библейского инструментария в истории переводов Священного Писания: дисс.док. искусствовед.: 17.00.02. /Коляда Елена Ивановна. М., 2005. - 361 с.

71. Конен В.Д. Ренессансная музыка как открытие XX века //Этюды о зарубежной музыке М.: Музыка, 1996. - С. 275 - 287.

72. Коннов В.П. Нидерландские композиторы XV-XVI веков Л.: Музыка, 1984.-95 с.

73. Костылева Ю. Слово и музыка в «Немецком реквиеме Брамса» (дипломная работа консерватории им. Глинки, науч. рук. док. искусств., профессор Валькова В. Б.) Н. Новгород, 1998. - 54 с .

74. Коробова А.Г. Теория жанров в музыкальной науке. М.: Научн. издат. центр «Московская консерватория», 2007. - 173 с.

75. Кремлев Ю.А. Камиль Сен-Санс. М.: Сов. Композитор, 1970. - 328 с.

76. Кривицкая Е.Д. История французской органной музыки. Очерки. М.: Композитор, 2003. - 344 е., илл.

77. Круглова Е.В. Традиции барочного вокального искусства и современного исполнительства (на примере сочинений Г.Ф. Генделя) :дисс.канд. искусствовед.: 17.00.02. /Круглова Елена Валентиновна.- М., 2007.-288 с.

78. Крылова А. Жанры старинной музыки в системе современного языка (на примере мадригала) //Музыкальный язык в контексте культуры: сб. науч. тр. ГМПИим. Гнесиных. Вып. 106.-М.: ГМПИ, 1989.-С. 116-133.

79. Крылова А. Реквием Э. Денисова. К вопросу обновления старинных жанров //Проблемы жанра в отечественной музыке: сб.науч. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 143. -М.: РАМ им. Гнесиных, 1998 - С. 93 - 109.

80. Кунцлер М. Литургия церкви в Зч. /пер. с нем. Е. Верещагин. — М.: «Христианская Россия», 2001. Т.З. — 303 с.

81. Кучер О.Н. Христианство. История и современность. — Ростов-на-Дону: «Феникс»; Харьков: «Торсинг», 2004. 317 с.

82. Ларош Г.А. Месса Р. Шумана, Реквием Верди //Избранные статьи /ред. А. Гозенпуд. Вып. 4. - Л., Музыка. Ленингр. отд., 1977. - С. 46-49, 141-149.

83. Лебедев С. Musica Latina: Латинские тексты в музыке и музыкальной науке /Сергей Лебедев, Римма Поспелова. СПб.: Композитор, 2000. - 256 е., нот.

84. Левая Т.Н. От романтизма к символизму //Проблема музыкального романтизма: сб. научн. тр. Л.:ЛГИТМИК, 1987 - С. 89-95.

85. Лесовиченко A.M. Западная музыкальная традиция и средневековое религиозное сознание: автореф. дисс.канд. искусствовед.: 17.00.02. /Лесовиченко Андрей Михайлович. М.:МГК, 1992. - 23 с.

86. Ливанова Т.Н. Из истории музыкознания за рубежом М.: Музыка, 1981.-238 с.

87. Ливанова Т.Н. Музыкальная драматургия Баха и ее исторические связи -М.: Музыка, 1980. 287 с.

88. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года Т.1. -М.: Музыка, 1982.- 669 с.

89. Лобанова М. Н. Барокко: связь и разрыв времен //Советская музыка. 1981 №6. - С. 116-120.

90. Лобанова М. Н. Музыкальный стиль и жанр в эпоху Барокко как проблема современной истории культуры (на примере мотета): автореф. дисс.канд. искусствовед.: 17.00.02./Лобанова Марина Николаевна. М., 1981.-23с.

91. Лосева О.В. От церковной музыки к музыке духовной. Эскиз новой истории реквиема //Западное искусство XX века. - С-Пб., 2001. - С. 155 - 174.

92. Маркус С.А. Романтизм и борьба романтических направлений //История музыкальной эстетики. Т.2. М.: Музыка, 1986. — 376 с.

93. Медушевский В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект //Советская музыка. 1979. №3. - С. 24 - 39.

94. Милыитейн Я.И. Ф. Лист. (1811-1886). 2-е изд.. М.-.Музыка, 1971.540 с.

95. Михайлов А.В. Романтизм //Музыкальная жизнь. 1991. -№ 5. С. 20 — 23., №6.-С. 20-23.

96. Михайлов М.К. Стиль в музыке Л.: Музыка: Ленин, отд., 1981. - 262 с.

97. Михайлов М.К. О классицистских тенденциях в музыке XIX-XX века //Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 2. — Л.: Музыка: Ленингр. отд., 1963.-С. 146-181.

98. Москва Ю.В. Модальность григорианского хорала на примере мессы францисканской традиции: дисс.на соискание ученой степени доктора искусствоведения. 17.00.02 /Москва Юлия Викторовна. М., 2007. - 655 с.

99. Мохова Н.К. Реквием послевоенных лет //Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки — Л., 1980. — С. 52 70.

100. Мохова Н.К. Реквием послевоенных лет (Проблема старинных хоровых жанров в современной музыке): автореф. дисс.канд искусствовед.: 17.00.02.

101. Мохова Нина Константиновна Д.: ЛГИТМ ИК им.Н.К. Черкасова, 1985. -23 с.

102. Музыка Австрии и Германии XIX века. кн. 3. Вагнер. Вольф. Брукнер. М.: Композитор, 2003. 451с.

103. Музыкальная энциклопедия /гл. ред. Ю.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1978. - Т.6. - 976 е., илл.

104. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения /сост. В.П. Шестаков. М.: Музыка, 1966. - 562 с.

105. Муравская О.В. Немецкая траурная погребальная музыка лютеранской традиции как феномен европейской культуры XVII-XX веков: автореф. дисс. канд. искусствовед. Одесса, 2004. — 26 с.

106. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: уч. пособ. для ВУЗов М.: ВЛАДОС, 2003. - 248 е., нот.

107. Немкова О. «Fin du siecle» в духовной музыке Листа //Искусство на рубеже веков. Материалы международной конференции — Ростов-на-Дону: РГК, «Гефест», 1999 С. 204-211.

108. Неф К. История западноевропейской музыки /ред. и доп. Асафьева Б.В. -Л.: Лен. гос. коне., 1930. 314 с.

109. Носина В.Б. Символика музыки И.С. Баха М.: Классика-ХХ1, 2006. — 53 с.

110. Петров Д.Р. "Девятнадцатый век" как понятие истории культуры. Опыт музыкознания 1960-1990. М.: МГК им. Чайковского, 1999. - 65 с.

111. Петров Ю.П. Символика и диалектика чисел в ХТК И. С. Баха (I том). Интерпретация клавирных сочинений И.С. Баха: сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 109. М.: ГМПИ, - 1990. - С. 5 - 32.

112. Попова Е. Поэтика заимствованных смыслов в художественной системе Брамса //Проблемы историзма и современные методы исследования в искусствознании и музыкознании. Тезисы докладов к научно-теоретической конференции. Горький, 1986. - С. 216 - 236.

113. Проскурин С.Г. Труба в эпоху Барокко: дисс. исс.канд. искусствовед.: 17.00.02./Проскурин Сергей Георгиевич. Ростов на Дону, 2005.-210 с.

114. Протестантизм. Словарь атеиста /под общ. ред. JI. Митрохиной. М.: Политиздат, - 1990. - 319 с.

115. Протопопов В.В. История полифонии: в 7-ми вып. Западноевропейская музыка XIX начала XX в. - Вып. 4. - М.: Музыка, 1986. - 319 е., нот.

116. Роговой С.И. Письма Иоганнеса Брамса: дисс.док. искусствовед. 17.00.02. /Роговой Сергей Игоревич. М., 2006. - 635 с.

117. Романовский Н.В. Хоровой словарь М.: Музыка, 2005. - 230 с.

118. Ромен Роллан Музыкально-историческое наследие — М.: Музыка, 1988. Т.4.- 256 с.

119. Раппапорт Л. Г. Антон Брукнер М.: Музгиз, 1963. - 104 с.

120. Румянцева М.А. Эволюция гармонической вертикали западноевропейского многоголосия XIII-XV веков: автореф. дисс.канд. искусствовед.: 17.00.02. /Румянцева Маргарита Алексеевна — М., 2007. 27 с.

121. Сабольчи Б. Последние годы Листа. Будапешт, 1959.

122. Сигитов С.М. Габриель Форе. М.: Сов. композитор, 1982. - 280 с.

123. Симакова Н.В. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М.: Музыка,1985.-360 е., нот.

124. Скребкова О.Л. Эстетические взгляды Листа//Вопросы музыковедения: сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. М.: ГМПИ, Вып. 1. - 1972. - С. 28 - 65.

125. Соллертинский И.И. Романтизм, и его общая музыкальная эстетикаМ. :Гос. муз. изд., 1962. -48с.

126. Соловцова Л. А. Джузеппе Верди: Монография 4-е изд..- М.: Музыка,1986.-399 е., нот.

127. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке//Вопросы социологии и эстетики музыки. Т.Н. Л.: Сов. композитор, 1981. - 295 с.

128. Статьи и рецензии композиторов Франции. М.:Музыка. Лен. Отд., 1972.-370с.

129. Стогний И.С. Инвариант как семиотическая проблема //Музыкальный язык в контексте культуры: сб.науч. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 106. -М.: ГМПИ,- 1989.- С. 23 - 42.

130. Требник. Конференция католических Епископов России.: Изд. Францисканцев. 2004. 45 с.

131. Тюлин Ю.Н. Натуральные и альтерационные лады. — М.: Музыка, 1971. -110с.

132. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: учеб. пособие для вузов. С-Пб. «Лань», 1999. - 496 с.

133. Холопов Ю.Н. Месса /Григорианский хорал: сб. научн. трудов. Вып. 20.- М.: МГК им. Чайковского, - 1998. - С. 38 - 66.

134. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х томах под. ред. С.С. Аверинцева и др. Т. 2. М: БРЭ, - 1995. — 671с.

135. Царева Е.М. Иоганнес Брамс. М.: Музыка, 1986. - 382 с. нот., илл.

136. Царева Е.М. Брамс у истоков нового времени //История и современность: сб. науч. статей.-Л., 1981. С. 139 — 145.

137. Царева Е.М. К проблеме стиля Брамса //Из истории зарубежной музыки. -М.: Музыка, 1971.-230 с.

138. Штейнгард В. Генрих Шютц М.: Музыка, 1980. - 72 с.

139. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собр. статей в 2-х т. М.: Музыка, 1975-294 е., нот., илл.

140. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм — М.: Музыка, 1964. -159 е., илл., нот.

141. Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк Жизнь и развлечения в средние века (пер. Некрасова М.Ю.) СПб.: Евразия, 1997. - 384 с. илл.

142. Floras Constantin. Brahms und Bruckner. Srudien zur musikalischen Exegetik. Weisbaden, 1980. - 248 s.

143. Cooper M. French music from the death of Berlioz to the death Faure -London., N.Y. Toronto: Oxford university press, 1951. 240 p.

144. Combarien J. Histoire de la musique. /J. Combarien et R. Dumesnil. Contrants et tendances au XIX siecle. T.III.- Paris, 1924. 740 p.

145. Erhardt L. Brahms. Krakow: Wydawicza, 1975. - 322 s.

146. L'art Harmonique aux XII & XIII siecles. Paris, 1861. - 33 p.

147. Messe du XIII siecle. Traduite en notation modem et recede diune introduction. Tournai, 1861. - 16 p.

148. Music from the Middle Ages to the Renaissance /Eoiter by F.W. Sternfelo, 1973. 524 pill., net.

149. Music in the XlX-th Century. London, New York.: Grand Richards, 1902. - 318 p.

150. Jungmann S. The Mass of the Roman Rite. /S. Jungmann, Andre Joseph (Burns, Oates) 1956. vol. 2.-531 p.

151. Prod 'Homme. Gounod (1818-1893) /Prod H., J.G., A. Dandelot. Paris, 1911.-281 p.

152. Prod' Homme. Hector Berlioz / Prod H., J.-G., A. Dandelot. Paris, 1913. -328 p.

153. Reese G. Music of the Renaissance. New York, London, 1955. -458 p.

154. Reese G. Music in the middle ages. With an introd on the music of ancient times -N. Y., W-ton, 1940. 502 p.

155. Robertson A. Dvorac London, 1962. - 253 p.

156. Robertson A. Requiem. Music of mourning and consolation N. Y., W-ton, 1967.-300 p. net,ill.

157. Robertson A. History of Music. Ancient forms to polyphony /А. Alec Robertson and D. Stevens. London: Casseu Cossell, v. I., 1960. — 334 p., ill., net.

158. Schnerich A. Messe und Requiem seit Haydn and Mozart. Leipzig. Stern. 1909.-178 p.

159. Schnerich A. Der Messen-Typus von Haydn bis Schubert. Wien, 1892. -245 s.

160. Schulze H. Antonin Dvorak. Leipzig - 1956. - 50s.

161. Ulrich H. A survey of choral music N.Y., 1973. - 245 p., net., ill.

162. Ulrich H. A history of music and musical style /Homer Ulrich and Payl Pisk. -N.Y.: Bulingame, Harcourt, 1963. 696 p., ill., net.

163. Wagner P. Geschichte der Messe. Bis 1600. Leipzig, 1913. (Wied. 1963). -368 p.

164. Wagner P. Eirfuhrung in die Gregorianischen Melodien. Freiburg: Universitaets-Buchhandlung. 1921. - T.3. - 540 p.Я1. ТАБЛИЦЫ

165. Ячейка таблицы отдельный номер цикла реквиема

166. Синий цвет столбца воплощение традиционных элементов

167. Розовый цвет столбца романтическая, авторская трактовка жанра

168. Фрагментарный способ внедрения традиции

169. Непрерывный способ внедрения с небольшим «удельным весом» традиционных элементов

170. Непрерывный способ внедрения с большим «удельным весом» традиционных элементовг/

171. Реквиемы с фрагментарным способом внедрения традиции

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.