Рекрутский обряд: структура и семантика: На материалах севера и северо-запада России XIX - XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурол. наук Кормина, Жанна Владимировна

  • Кормина, Жанна Владимировна
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 171
Кормина, Жанна Владимировна. Рекрутский обряд: структура и семантика: На материалах севера и северо-запада России XIX - XX вв.: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2000. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Кормина, Жанна Владимировна

Введение

1. ория изучения рекруого обряда и характерика очников

1.1. ория научного и общвенного интер к рекруой обрядни: этнографичие опния

1.2. Фольклорные очники

- причитания

- чушки

- рекруие пи

1.3. Эедиционные материалы

2. Рекруая обряднь (опние и интерпретация)

2.1. Гуляния. Спбы репрезентации лиминальногоат рекрута

2.2. Прием наужбу

- жеребьевка

- измерение

- забривание

- прга

2.3. Проводы

- благовение

- избавление от ти

- меры, направленные на то, чтобы рекрут верну

- «память» по рекруту

- прощание

3. Ритуал ициально-оричий конте (к проблеме коруирования обряда)

3.1. Отношение к военнойужбе

3.2.Рекруий обряд встеме обрядов жизненного цикла

3.3. Проводы в армию:временный вариант

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рекрутский обряд: структура и семантика: На материалах севера и северо-запада России XIX - XX вв.»

Настоящая работа посвящена анализу рекрутской обрядности, т.е. комплекса обрядовых действий, сопровождавших отправление молодого человека на армейскую службу.

В отечественной науке рекрутский обряд не был предметом специального исследования. Несмотря на то, что некоторые сюжеты, имеющие отношение к этой проблематике, неоднократно обсуждались как в отдельных работах, так и рамках научных дискуссий1, все же к рекрутской обрядности обычно прибегали лишь для иллюстрации определенных теоретических построений [Байбурин, Левинтон 1985; Бернштам 1988: 211; Байбурин 1993: 63-65]. Между тем, обряд проводов на военную службу предоставляет в некотором роде уникальную возможность для антропологического исследования, ориентированного на изучение функционирования традиционных когнитивных схем. В настоящей работе на материале рекрутской обрядности исследуются принятые в данной культуре способы семиотического конструирования реальности.

Рекрутская обрядность принципиально отличается от других обрядов жизненного цикла - родильно-крестинных, свадебных, похоронно-поминальных. Перечисленные ритуалы составляют некий обрядовый континуум, в котором пребывает носитель традиционной культуры, континуум, в рамках которого прохождение следующего ритуала предполагает участие в предыдущем [Байбурин 1993]. Логика этих обрядовых практик диктуется необходимостью постоянной коррекции между биологическим и социальным, направленной на подтверждение социального статуса носителя культуры.

В отличие от названных обрядов жизненного цикла, ритуал проводов в армию не является «естественным» следствием существования человека как биологического существа - рождающегося, стареющего и умирающего. Он появляется в конкретное историческое время и представляет собой реакцию традиционной культуры на ситуацию, задаваемую извне.

Поводом для возникновения обряда проводов в армию стало введение в начале XVIII века Петром I рекрутской повинности. Первоначально служба была пожизненной. В 1793 году срок действительной службы был сокращен до 25 лет; затем в 1834 году - до 20 лет. По окончании войны 1854-55 гг. нижние чины должны были служить 12 лет. На деле они

1 В частности, длительную историю имеет дискуссия об обрядах инициации у славян [Чернышев 1887; Колева 1974; Левинтон 1979; Хорватова 1989; Балушок 1993; 1996].

2 И, надо думать, исчезнет с изменением способа комплектования армии (например, в том случае, если армия станет профессиональной). служили меньше узаконенных сроков, и ко времени введения в 1874 году всеобщей воинской повинности фактический срок службы под знаменами (то есть действительной службы) составлял около 7 лет [Редигер 1913: 132-133]. В 1874 году институт рекрутства был заменен всеобщей воинской повинностью с развитой системой льгот по семейному положению. В армию в мирное время попадала приблизительно треть всех мужчин3. Срок действительной службы составлял 6 (на флоте 7) лет. В 1876 году этот срок был сокращен до 5 лет и впоследствии неоднократно изменялся, то сокращаясь (до 3-4 лет), то увеличиваясь (до 5 лет). С установлением Советской власти в армию стали призываться только «трудящиеся»; все прочие граждане выполняли воинскую обязанность иными способами. Только введение всеобщей воинской обязанности в 1936 году сделало службу в армии обязательной для каждого мужчины. На этом историческом фоне в традиционной крестьянской культуре сложился комплекс представлений о службе в армии, её месте в жизни индивидуума и социума, а процесс проводов молодых мужчин на службу получил ритуальное наполнение.

Поскольку материалы по рекрутской обрядности не были ранее собраны и систематизированы, одна из задач настоящей работы состоит в выявлении и описании таких материалов. Первая глава диссертационного исследования представляет собой опыт описания, систематизации и критики имеющихся источников. Их состав весьма разнороден: от статистических сводок и государственных законов, которые используются как фоновая информация, до результатов современных полевых опросов методом интервьюирования. Особое внимание уделяется анализу фольклорных материалов. В частности, ставится вопрос о соотношении определенных социокультурных реалий (сроков службы, льгот, способа организации набора и пр.) и описаний этих реалий в фольклорных текстах - причитаниях, рекрутских песнях, частушках, а также в прозаических жанрах, т.е. вопрос о «достоверности» фольклорных источников как исторических свидетельств.

Во второй главе предпринимается попытка по возможности наиболее полного и последовательного описания обряда с момента начала выполнения рекрутом его ритуальной роли до собственно проводов. Значительная часть главы посвящена исследованию способов репрезентации лиминального статуса рекрута в период рекрутских гуляний. Для носителей культуры основной интеллектуальной проблемой, связанной с уходом члена сообщества на службу, является определение статуса уходящего. Различные способы решения этой проблемы - установление связи с уходящим на службу и контроля над ним в обряде благословения, «резервирование места» в социальном пространстве через изготовление

3 Здесь имеется в виду крестьянское сословие. памяти» по рекруту, обряды, направленные на избавление от тоски и т.п. - приурочены к дню проводов и рассматриваются особо.

В третьей главе ставится вопрос о механизме конструирования обрядовых практик. Сама постановка этой проблемы неизбежно влечет рассмотрение всего поля данных в диахроническом аспекте. Специфика предмета исследования не предполагает точных датировок; для сравнения берутся два состояния традиции - конца XIX - начала XX вв. и второй половины XX вв. и рассматривается, во-первых, отношение носителей традиции к службе в армии и, во-вторых, место рекрутского обряда в системе других обрядов жизненного цикла.

С изменением определенных условий (сроки службы, обязательность службы и пр.) происходит и переосмысление самого события - отправления на службу (и собственно службы в армии): если в конце XIX века уход на службу концептуализируется прежде всего в терминах похоронной обрядности (как «неправильные похороны») и противопоставляется свадьбе, то в середине XX века служба оценивается, скорее, как функциональный аналог инициационного обряда (и как предшествующий свадьбе этап). В результате всех этих процессов происходит трансформация отношения носителей культуры к службе в армии: армейский опыт оценивается как обязательный для каждого мужчины и связывается с обретением статуса взрослого мужчины. Вместе с этим (и вследствие этого) происходит изменение статуса этого события в структуре мужского жизненного сценария (системы обрядов жизненного цикла в мужском варианте культуры).

Основой для диссертационного исследования послужили фольклорные и этнографические материалы, собранные, главным образом, на севере и северо-западе России в конце XIX - XX вв. Особую часть источниковой базы работы составляют результаты моих собственных полевых исследований, проведенных в рамках фольклорно-этнографической экспедиции факультета этнологии ЕУСПб в 1997-1999 гг. в Новгородской, Ленинградской и Вологодской областях.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Кормина, Жанна Владимировна

Заключение

Настоящая работа представляет собой анализ обряда проводов в армию (рекрутского обряда) как нового ритуала, появившегося в историческое время и при этом конструируемого посредством традиционных для крестьянской культуры обрядовых действий.

Опыт выявления и систематизации источников по рекрутской обрядности показал, что для изучения круга проблем, связанных с обрядом проводов на службу, недостаточно одних этнографических свидетельств. Так, чтобы определить место военной службы в жизни деревенского сообщества, необходимо учитывать динамику изменения исторической ситуации, нашедшую отражение в мемуарной литературе, статистических сведениях и законодательных актах. Важным источником являются фольклорные тексты, которые не только отражают реальность, но и в определенной мере ее конструируют. Без учета столь разнообразных свидетельств невозможно определить место рекрутского обряда в системе других обрядов, а также проследить изменение в восприятии института воинской службы и способах конструирования события - проводов в армию.

Рекрутская обрядность являет собой пример адаптации социально-исторической ситуации к традиционному образу жизни. Событие - отправление на службу - осмысляется носителями культуры в привычных им в терминах. В такой обязательной части обрядового сценария, как рекрутские гуляния, центральным становится период лиминальности. Средствами реализации идеи лиминальности рекрута является, с одной стороны, антиповедение, особенно характерное для периода святок (травестия, бесчинства и пр.) и, с другой стороны, обычная для деревни пореформенного времени демонстрация высокого социального статуса молодого человека как представителя своей семьи (в норме приуроченная к праздникам, но в случае рекрутских гуляний - ежедневная). При этом если традиционно репрезентация себя в наилучшем виде нацелена на матримониальную перспективу, то в контексте рекрутских гуляний молодые люди выступают в роли невостребованных женихов. Видимо, этим объясняется приписываемая им склонность к сексуальной агрессии.

Ярким примером реализации традиционных когнитивных схем (стереотипов восприятия и репрезентации события) являются фольклорные тексты, описывающие мероприятия по призыву на службу. В них подчеркивается ситуация пересечения границы: приемная описывается как место превращения некрута в солдата, острижение волос (обязательно в приемной) и измерение - как момент такого превращения; начальники наделяются характеристиками нечистой силы; реакция рекрута на известие о его годности описывается в терминах временной смерти и т.п.

В русской традиционной культуре обряд проводов в армию осмысляется, прежде всего, в терминах ритуала «последнего отделения» (final departure ritual) 304., примером которого является похоронная обрядность. Представители старшего поколения участников обряда строят свое ритуальное поведение почти исключительно в соответствии с этой моделью. В обрядовом тексте молодого поколения (ровесников рекрута) значительную роль также играют элементы молодежной культуры: за счет символических средств из этой сферы конструируется лиминальность рекрута в период гуляний.

День проводов представляет собой квинтэссенцию обряда проводов в армию: с одной стороны, продолжает реализоваться логика обряда «последнего отделения», прослеживающаяся в различных способах обозначения границы (избавление уходящего и остающихся от тоски и др.); с другой стороны, предпринимаются действия, призванные обеспечить безопасность уходящего и его благополучное возвращение (напр., благословение с наделением уходящего разного рода апотропейными средствами).

В обряде проводов в армию обозначается проблема неопределенности социального статуса уходящего с точки зрения его сообщества. Эта проблема возникает в результате совмещения разных когнитивных и поведенческих стратегий в отношении уходящего (и уже ушедшего), что создает специфическую атмосферу напряжения, которая может быть разрешена либо с его возвращением, либо с известием о его смерти. На существование этой напряженности указывают и высокая значимость темы писем в обрядовом фольклоре, и появление рассказов, близких по сюжету быличкам о «приходящих покойниках» (в роли нечистой силы выступает ушедший в армию) и т.п.

Рекрутский обряд представляет собой развернутый обряд прощания с длительным лиминальным периодом (рекрутские гуляния) и детально разработанной ритуалистикой дня проводов. Анализ обряда проводов в армию на структурном, морфологическом и функциональном уровне организации обрядового текста показывает, что первые два уровня являются в традиционной культуре достаточно устойчивыми и изменяются на протяжении времени минимально. Трансформация обряда включает, в первую очередь, изменение его функциональных характеристик, выражающихся в том, какое место он занимает в структуре обрядов жизненного цикла, с одной стороны, и какое значение придается службе в армии на уровне жизненного сценария отдельного человека, с другой.

По данным второй половины - XIX - начала XX вв. в рекрутской обрядности реализуется неполная ритуальная схема: в ней присутствует стадия отделения индивидуума от сообщества и обозначается период его пребывания вне социума. Во второй половине XX

304 Термин JI.Xohko [Honko 1993]. века схема рекрутской обрядности становится трехчастной, соответствующей классической инициационной, однако последняя часть этой схемы, ресоциализация (т.е. возвращение со службы) не получает в культуре такой разработки, как проводы.

Несмотря на то, что служба в армии в поздней традиции нагружается инициационным смыслом, в морфологии обряда не разрабатывается соответствующий способ репрезентации этого события. Очевидно, в этом не возникает необходимости, поскольку «организацию инициации» берет на себя государство (армия). Показательно, что речевые формулы, позволяющие судить о придании институту обязательной воинской службы функции юношеской инициации происходят из сферы официального дискурса, в рамках которого возмужание связывается напрямую с «отдаванием долга» Родине.

Интерпретация события, т.е. способ его осмысления посредством выбора тех или иных символических средств из арсенала культуры, очевидно, определяется несколькими параметрами: во-первых, смыслом обряда, во-вторых, спецификой локальной конфигурации культуры и, в третьих, социально-историческим контекстом, в котором происходит обрядовое действо; при этом под смыслом обряда предлагается понимать его содержание (что происходит: похороны, тушение пожара, излечение от болезни и т.д.), а термин «конфигурация культуры» означает набор предпочитаемых в данной локальной традиции ритуальных практик305.

Конкретная культурная форма - фольклорный текст или обряд, или какая-то вещь -являются памятником своего времени и в ее интерпретации необходимо учитывать социально-исторический контекст; в определенном смысле такая интерпретация и является интерпретацией конкретной исторической ситуации - «эпохи» [Geertz 1993: 21]. Так, рассматривая обряд проводов в армию, мы неизбежно касаемся вопросов экономической ситуации в деревне, политики государства в отношении крестьян, официальной пропаганды, направленной на формирование новой идентичности и связанной со строительством национального государства и т.д.

Существенную роль в формировании отношения носителей культуры к службе в армии сыграло изменение структуры самоидентификации крестьян в XX веке. Продолжая осознавать себя членами локального сообщества (деревни, прихода), крестьяне начинают ощущать себя также гражданами своей страны. В построении отношений с государством, частным, но наиболее ярким примером которых является служба в армии, начинает

305 Ср.: «всякий ритуал существует в густом [thick] контексте социальных обычаев, исторических практик и повседневной рутины, которые, наряду с уникальными факторами, работающими в какой-то конкретный момент во времени и пространстве, влияют на то, исполняется ли ритуальное действие и каким образом оно исполняется» [Bell 1997: 171]. доминировать идея долга перед Родиной, неизвестная крестьянской культуре конца XIX -начала XX вв.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Кормина, Жанна Владимировна, 2000 год

1. Агренева-Славянская 1887-1889 Агренева-Славянская О.Х. Описание русской крестьянской свадьбы в 3-х частях. Отдел II: Голошение по рекрутам и рекрутские песни. М. 1887-89. С.71-87.

2. Азадовский 1922 Азадовский М.К. Ленские причитания. Чита. 1922.

3. Азадовский 1960 Ленские причитания // М.К.Азадовский. Статьи о литературе и фольклоре. М.-Л. 1960. С. 114-174.

4. Александров А. Грамотность и пьянство в Поморье // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1911. №8-9. С.687-695.

5. Альбинский 1887 Альбинский. Призыв 1886 года по Новгородскому уезду. СПб. 1887.

6. A.М-ский 1903 А.М-ский. Развлечения нашего народа // Псковские Епархиальные ведомости. 1903. №3 (1фев.). Ч. неоф. С.78-83.

7. Арсенова 1999 Арсенова Е.В. Представления об «особом» знании и способах его передачи у восточных славян // Проблемы социального и гуманитарного знания. Вып. 1. СПб. 1999. С. 185-194.

8. Архангельский 1879 Архангельский Г. (свящ.). Речи к новобранцам перед принятием ими присяги// Владимирские епархиальные ведомости. 1879. №4. С.79-84.

9. Архангельский 1890 Архангельский А. Песни и причеты Дмитровского прихода, Пошехонского уезда//Ярославские губернские ведомости. 1890. №41.

10. Ахутин 1986 Ахутин Н.И. Современные народные песни // Новгородские губернские ведомости. Ч. неоф. 1896. № 50.

11. Бажов 1986 Бажов П.П. У старого рудника // Бажов П.П. Собрание сочинений в 3-х тт. Т.П. М. 1986.

12. Базанов 1945 Базанов В. За колючей проволокой. Из дневника собирателя народной словесности. Петрозаводск. 1945.

13. Базанов 1962 Базанов В.Г. Причитания Русского Севера в записях 1942-1945гг. // Базанов

14. B.Г., Разумова А.П. Русская народно-бытовая лирика. М.-Л. 1962. С.3-44.

15. Байбурин 1981 Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология. Сборник Музея антропологии и этнографии. 1981. Т.37. С.215-226.

16. Байбурин 1993 Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: Наука. 1993.

17. Байбурин, Левинтон 1984 Байбурин А.К., Левинтон Г.А. К проблеме «у этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов» // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л. 1984. С.229-245.

18. Байбурин, Левинтон 1985 Байбурин А.К., Левинтон Г.А. Похороны и свадьба // Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд. Тез. докл. М. 1985. С.5-9.

19. Байбурин, Левинтон 1990 Байбурин А.К., Левинтон Г.А. Похороны и свадьба // Исследования вобласти балто-славянской культуры. Погребальный обряд. М.: Наука. С.64-99.

20. Байбурин 1999 Байбурин А.К. Тоска. Доклад, прочитанный на конференции «Представления о смерти в традиционной культуре Северной Европы» (Отделение славистики, Сорбонна, Париж-1У. Май 1999). Рукопись.

21. Балашов 1963 Народные баллады. Вступительная статья, подготовка текста и примечания Д.М.Балашова. М.-Л. 1963.

22. Балов 1897 Балов А. Экскурсы в область народной песни. II. Коротенькие песни, или «припевки» // Этнографическое обозрение. 1897. №2. С.93-104.

23. Балушок 1993 Балушок В.Г. Инициации древних славян (попытка реконструкции) // Этнографическое обозрение. 1993. №4. С.57-66.

24. Балушок 1996 Балушок В.Г. Древнеславянские молодежные союзы и обряд инициации // Этнографическое обозрение. 1996. №3. С.92-98.

25. Балашов 1963 Народные баллады. Вступительная статья, подготовка текста и примечания Д.М. Балашова. М.-Л. 1963.

26. Баранов 1999 Баранов Д.А. Образ ребенка в представлениях русских о зачатии и рождении (по этнографическим, фольклорным и лингвистическим материалам). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. На правах рукописи. СПб. 1999.

27. Барсов 1867 Е. Б-ов. Заплачка обонежского народа при отправке сына в рекруты // ОГВ. 1967. №10. С.159-160.

28. Барсов 1997 Причитания северного края, собранные Е.В.Барсовым. Т.2. Рекрутские и солдатские причитания. Свадебные причитания. Издание подготовили Б.Е.Чистова, К.В.Чистов. СПб.: Наука. 1997.

29. Бахтин 1969 Бахтин В. 1000 частушек Ленинградской области. Записи 1954-1968 гг. Л. 1969.

30. Белоруссов 1887 Белоруссов Н. Об особенностях в языке Вологодской губернии // Русский филологический вестник. 1887. №4. С. 193-289.

31. Берлинских 1996 Берлинских В.А. Народ на войне. Киров. 1996.

32. Бернштам 1983 Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX - начале XX в. Л. 1983.

33. Бернштам 1988 Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX -начала XX века. Половозрастной аспект. Л.: Наука. 1988.

34. Бернштам 1999 Бернштам Т.А. Духовный статус «отрочь» возраста и его святые символы на Руси // Пограничное сознание. СПб. 1999. С. 116-146.

35. Беседы 1888 -Беседы об основных истинах христианского вероучения и нравоучения. (Пособие при ведении пастырских внебогослужебных собеседований с православным народом) 35. О благословении Исааком детей своих // Пастырский собеседник. 1888. №3637. С.6-8.

36. Беспрозванный 1913 Беспрозванный А. Новобранцы гуляют. (С натуры) // Архангельск. 1913. №230. 15 окт.

37. Бирюков 1936 Бирюков В.П. Дореволюционный фольклор на Урале. Свердловск. 1936. Бове 1900 - Бове A.M. В призывном участке // Разведчик. 1900. №520.

38. Богатырев 1971 Богатырев П.Г. Функции национального костюма в Моравской Словакии // Вопросы теории народного искусства. М. 1971. С.297-366.

39. Богданов 1995 Богданов К.А. Деньги в фольклоре. СПб. 1995.

40. Бор. 1915 Бор. С новобранцами. (От Холмогор до Архангельска) // Архангельск. 1915. №178. 12 авг.

41. Боржковский 1887 Боржковский В. "Парубоцтво" как особая группа в малорусском сельском обществе // Киевская старина. 1887. T. VIII. Август. С.765-776.

42. Бубновский 1917 Бубновский М. В бане // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1917. №6. С.243-261.

43. Бурцев 1911 Бурцев А.Е. Мой досуг. Художественно-этнографический сборник. Вып. 48. Припевочки и набирушки деревенские.СПб. 1911.

44. Бурцев 1914 Бурцев А.Е. Жизнь русского народа. Его нравы и обычаи. Вып.З. «Рекрута веселятся». СПб. 1914.

45. Быстров 1901 Народное творчество по песням крестьян Островского уезда Псковской губернии. Этнографический очерк. Псков: Тип. Губ. Правления. 1901.

46. Васильев 1983 Васильев И.А. Русская земля (В памяти живут люди). Л.: Лениздат. 1983.

47. Васильев 1889 Васильев М. Рекрутчина в малорусской песне (Этнографический очерк) // Киевская старина. 1889. T. XXVI. Август. С.354-376. Сентябрь. С.615-630.

48. Верещагин 1889 Верещагин Г.Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии // Записки ИРГО по отд. этнографии. 1889. Т. 14. Вып.З.

49. В.Б. 1890 В.Б. (свящ.) Поучение к поселянам перед вынутием жеребья // Избранные поучения на разные случаи. Изд-е 4-е. М. 1890. С.335-337.

50. В.Г. 1933 В.Г. Обеспечить призыв 1911 года боевой подготовкой // Голос колхозов. 1933. №73 (192).

51. Власова, Горелов 1965 Частушки в записях советского времени. Изд. подготовили З.И.Власова, А.А.Горелов. М-Л. 1965.

52. Власова 1971 Песня и частушка (к вопросу о сходстве и различии) // Русский фольклор. T.XII. 1971. С.102-122.

53. Волков 1905 Волков И.В. Свадебные причитания, записанные крестьянином, часто бывавшим сватом // Живая старина. 1905. Вып. I и II. С.203-225.

54. Гаген-Торн 1933 Гаген-Торн Н.И. Магическое значение волос и головного убора свадебных обрядах Восточной Европы. // Советская этнография. 1933. №5/6. С.76-88.

55. Герасимов 1894 Герасимов М.К. Некоторые обычаи, обряды, приметы и поговорки крестьян Череповецкого уезда Новгородской губ. // Этнографическое обозрение. 1894. №1. С.121-127.

56. Гороховский 1873 Гороховский П. Причитание матери по сыне-рекруте // ОГВ. 1873. №10. С.114.

57. Готье 1897 Готье Ю. «Вопи» Весьегонского уезда Тверской губернии // Этнографическое обозрение. 1897. №4. С. 112-120.

58. Громыко 1975 Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири. XVIII - первая половина XIX века. Новосибирск. 1975.

59. ГУ 1912 Горбатовский уезд. (Хулиганство) // Нижегородская земская газета. 192. №37. 20 сентября. С. 1044.

60. Даль 1994 Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: «ННН». 1994.

61. Даль 1996 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. СПб.: ТОО «Диамант». 1996.

62. Дементьев 1917 Дементьев Д.П. Из прошлого Пыщугской и Заводской волостей Ветлужского уезда // Труды Костромского научного общества по изучению местного края. Вып. 7. Кострома. 1917.

63. ДКСБ 1997 Морозов И.А., Слепцова И.С., Островский Е.Б., Смольников С.Н., Минюхина Е.А. Духовная культура северного Белозерья: этнодиалектный словарь. М. 1997.

64. Домбек 1935 Домбек Р.Л. Хочу быть красноармейцем // Голос колхозов. 1935. 22 сент. №78 (401).

65. Драгомиров 1903 Драгомиров М. (в рубрике «Обозрение» заметка №12) // Разведчик. 1903. №637. С.3-4.

66. Елеонская 1914 Сборник великорусских частушек. Под ред. E.H. Елеонской. М.1914.

67. Елеонская 1917 Елеонская E.H. К изучению заговора и колдовства в России. Шамординская пустынь. 1917.

68. Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. 4.1 // Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при имп. Московском университете. Т.XXX. Труды этнографического отдела. Кн.5. Вып.1. М. 1877.

69. Ефименкова 1980 Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть. М.: Советский композитор. 1980.

70. Журнал заседания 1915 Журнал заседания отдела этнографии ИРГО 16 октября 1915 г. Пг.1915.

71. Завойко 1914 Завойко Г.К. Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губернии // Этнографическое обозрение. 1914. №3-4. С.81-178.

72. Завойко Завойко Г.К. В Костромских лесах по Ветлуге-реке (Этнографические материалы, записанные в Костромской губернии в 1914-1916 гг.) // Костромской сборник. Вып.VIII. Кострома. 1917. С.3-40.

73. Зайончковский 1952 Зайончковский П.А. Военные реформы 1860-1870 годов в России. М. 1952.

74. Заленский 1912 Заленский Э. Что поет современная деревня Псковского уезда. Псков. 1912.

75. Захарова 1916 Захарова Л. Влияние трезвости на жизнь деревни Костромской губернии // Труды Костромского научного общества по изучению родного края. Вып. V. Костромская деревня в первое время войны. Кострома. 1916. С.27-42.

76. Зеленин 1902 Зеленин Д.К. Песни деревенской молодежи, записанные в Вятской губ. // Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1903 год. Вятка. 1902. Отд. 2. С.19-103.

77. Зеленин 1905 Зеленин Д.К. Сборник частушек Новгородской губернии // Этнографическое обозрение. 1905. № 2-3. С.164-230.

78. Зеленин 1915 Великорусские сказки Вятский губернии. Сборник Д.К.Зеленина // Записки ИРГО по отд. этнографии. T.XLII. Пг. 1915.

79. Зеленин 1916 Отзыв Д.К.Зеленина о докладах И.И.Ульянова // Отчет ИРГО за 1915 год. Пг.1916. С.78-79.

80. Зеленин 1997 Великорусские сказки Пермской губернии. Сборник Д.К.Зеленина. Изд. подг. Т.Г.Иванова. СПб. 1997.

81. Зеленин 1914-1916 Зеленин Д.К. Описание рукописей ИРГО. Т. 1-3. Пг. 1914-1916.

82. Земцовский 1964 Земцовский И.И. Песенный быт костромской деревни // Русский фольклор. Т. IX. М.-Л. 1964. С.287-293/

83. Зимин 1920 Зимин М. Плачи по призванным на военную службу (Из записей в Ковернинском крае Костромской губ., в 1916 и 1919 годах) // Труды Костромского научного общества по изучению местного края: Второй этнографический сборник. Кострома. 1920. С.1-10.

84. Зиновьев 1987 Зиновьев В.П. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Новосибирск. 1987.

85. Зырянов 1958 Вишерские частушки. Собр. и сост. И.В.Зырянов. Пермь. 1958. Зырянов 1962 - Лирические народные песни. Собр. и сост. И.Зырянов. Пермь. 1962. Зырянов 1975 - Зырянов И. Прикамские посиделки. Пермь. 1975.

86. Иванов 1911 Иванов А.Г. Рекрутчина в низовьях Печоры // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1911. №6. С.489-498.

87. Иванова 1996 Вятский фольклор. Мифология. Сост. А.А.Иванова. Котельнич. 1996.

88. Иванович 1909 Иванович Н. Рекруты и их песни // Нижегородский листок. 1909. № 289.

89. Ивлева 1998 Ивлева Л.М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. СПб. 1998.

90. Избранные поучения 1890 Избранные поучения на разные случаи. Изд-е 4-е. М. 1890.

91. Известия и заметки 1889 Известия и заметки // Костромские епархиальные ведомости. 1889. Год III. 15 мая. №10. Отдел II. Часть неофиц.

92. Игнатьев 1915 Игнатьев И. Деревенская поэзия // Этнографическое обозрение. 1915. №1-2. С.18-36.

93. Ильинский 1897 Ильинский Я. «Причеты» Пошехонского уезда, Ярославской губернии // Этнографическое обозрение. 1897. №4. С.120-122.

94. Истомин 1892 Истомин Ф. О причитаниях и плачах, записанных в Олонецкой и Архангельской губ. // Живая старина. 1892. Вып. Ш, С.139-145.

95. Карский 1916 Карский Е.Ф. Белорусы. Т. III. Очерки словесности белорусского племени. 1. Народная поэзия. М. 1916.

96. Кастров А.Ю. Напевы Пудожских причитаний тирадно-строфической компрозиции // Русский фольклор. Материалы и исследования. T.XXIX. СПб. 1996. С. 192-240.

97. Кибардин 1848 Кибардин Н.Г. Извлечения из материалов, собранных для русского Географического общества по у. Слободскому // Вятские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1848. №15-16, 10 апр.; №17, 24 апр.; №18, 1 мая.

98. Князев 1912 Князев В. Под красной шапкой (статья о частушках) // Неделя «Современного слова». 1912. №236. С.2006-2008.

99. Князев 1913 Князев В. Жизнь молодой деревни. Частушки-коротушки С.-Петербургской губернии. СПб.: Изд. М.Г.Корнфельда. 1913.

100. Колева 1974 Колева Т.А. Весенние девичьи обряды у некоторых южно-славянских народов // Советская этнография. 1974. .№5. С.74-85.

101. Колпакова 1927 Колпакова Н.П. Песня на Шуньгском полуострове (Литературная эволюция) // Крестьянское искусство СССР. Искусство Севера. Вып. 1. Л. 1927. С. 121-146.

102. Колпакова 1928 Колпакова Н.П. Свадебный обряд на р.Пинеге // Крестьянское искусство СССР. Искусство Севера. Вып. 2. Л. 1928. С. 117-176.

103. Колхозный строй 1931 Колхозный строй. 1931. №48.

104. Кормина 1998 Мир живых и мир мертвых: способы контактов // Староладожский сборник. Сост. А.А.Селин. Санкт-Петербург - Старая Ладога. С. 145-155.

105. Кормина 1999 Кормина Ж.В. Институт крестных родителей в традиционной культуре // Проблемы социального и гуманитарного знания. Сборник научных работ. Вып.1. СПб. 1999. С.221-239.

106. Кормина, Штырков Кормина Ж.В., Штырков С.А. К вопросу о статусе покойника (два локальных варианта севернорусской традиции) (в печати).

107. Крестьянин 1912 Крестьянин. Новобранцы в деревне // Старый владимирец. 1912. №244. 6 ноября.

108. Криничная 1978 Северные предания (Беломорско-Обонежский регион) Изд. подг. Н.А.Криничная. JL: Наука. 1978.

109. Крицкий 1883 Крицкий П. Воинская повинность в Империи за десятилетие с 1874 по 1883 год (Статистическая заметка) // Военный сборник. 1883. №9. С.133- 151. №10. С.356-377.

110. Кулагина 1993 Кулагина A.B. (сост.) Русская частушка. М. 1993.

111. Кулагина 1996 Кулагина A.B. (вступ. статья, сост., прим. и общая редакция). Ветлужская сторона. Фольклорный сборник. Выпуск II. Шарьи, Кострома. 1996.

112. Куликовский 1890 Куликовский Г.И. Похоронные обряды Обонежского края // Этнографическое обозрение. 1890. №1. С.44-60.

113. Купчинов 1904 Купчинов И.П. Крестьянское самоуправление. Очерк законов, близких к крестьянской жизни. СПб. 1904.

114. Кушкова А.Н. Рассказы о "проклёнутых" и "сбранённых" в Хвойнинском районе Новгородской области {в печати)

115. Лазутин 1965 Лазутин С.Г. Русские народные песни. Пособие для вузов. М. 1965.

116. Левинтон 1977 Левинтон Г.А. Из лингвистических комментариев к славянскому обрядовому тексту // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста. М. 1977. С.325-348.

117. Левинтон 1979 Левинтон Г.А. К статье Д.К.Зеленина «Обрядовое празднество совершеннолетия девиц у русских» // Проблемы славянской этнографии. Л. 1979. С. 172-178.

118. Левинтон 1988 Левинтон Г.А. К вопросу о «малых» фольклорных жанрах: их функции, их связь с ритуалом // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. Тезисы и материалы к симпозиуму. М. 1988. С.148-152.

119. Левинтон 1991 Левинтон Г.А. Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука. С. 210-234.

120. Логинов 1993а Логинов К.К. Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья (конец XIX - начало XX века). СПб. 1993.

121. Логинов 19936 Логинов К.К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск. 1993.

122. Лотман 1960 Лотман Ю.М. Записи народных причитаний начала XIX века из архива Г.Р.Державина//Русская литература. 1960. №3. С.145-150.

123. Лурье, Тарабукина Лурье М.Л., Тарабукина A.B. Странствия души по тому свету в русских обмираниях // Живая стрина. 1994. №2. С.22-26.

124. Львов Львов А. Календарные запреты: попытка типологического описания (в печати).

125. Маеров 1873 Маеров М. Рекрутчина в Гдовском уезде. 1873. №2. С.14.

126. Майков 1882 Майков Л.Н. Причитания Северного края, собранные Е.В.Барсовым. Часть II. Плачи завоенные, рекрутские и солдатские // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1882. Окт. С.415-424.

127. Малевинский 1912 Малевинский Ф. Народные песни Тотемского уезда Вологодской губернии. Вологда. 1912.

128. Марков 1907 Марков Д.А. Частушки, собранные в Ветлужском уезде Костромской губернии // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском Университете. Т.XXIII. Вып.2. Казань. 1907. С. 110-131.

129. Мельницкий 1894 Мельницкий А. Рекрутчина//Живая старина. 1894. Вып.1. С.217-221.

130. Местные известия 1873 Местные известия. Гдов: сбор крестьян по делам рекрутчины // Гдовско-Ямбургский листок. 1873. №4. 26 янв. С.29.

131. Милорадович 1897 Милорадович В. Прощание рекрута и рекрутские песни в Лубянском у. Полтавской губ. // Киевская старина. 1897. Т. LVIII. Июль-август. С.80-95.

132. Минх 1890 Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губ., собр. в 1861 -88 гг. А.Н.Минхом. Записки ИРГО по отд. этнографии. 1890. Т. 19. Вып.2.

133. Наблюдатель 1912 Наблюдатель. Проводы новобранцев // Голос (Ярославль). 1912. №276.

134. Надеждин 1927 Надеждин В.А. Искусственные и притворные болезни. Изд-е 2-е. Л.: Военный вестник. 1927.

135. Нардов 1913 Нардов Н. Нерадостные дни. (Частушки «рекрутского» сезона) // Нижегородский листок. 1913. №269. 2 окт.

136. Нефедов 1920 Причитания, записанные Ф.Д.Нефедовым в Кологривском у., Костромской губ в 70-х годах // Труды Костромского научного общества по изучению местного края: Второй этнографический сборник. Кострома, 1920. С. 10 - 20.

137. НЗГ 1912 Нижегородская земская газета. 1912. №41. 18 октября.

138. Н.И. 1909 Н.И. Очерки народной жизни. «Рекрута гуляют» (Из Нижегородского уезда) // Нижегородская земская газета. 1909. №41. 22 октября.

139. Нигровский 1890 Нигровский И. (свящ.) Пастырские напутствования новобранцам // Пастырский собеседник. 1890. №33 и 34. С. 473-484.

140. Никифоровский 1897 Никифоровский Н.Я. Приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах. в Витебской Белоруссии. Витебск. 1897.

141. Никольский 1905 Никольский Н.В. Взгляд чуваш на рекрутскую повинность. Казань. 1905. (Отдельный оттиск из журнала «Православный собеседник» за 1905 год).

142. Н. Л-ов 1896 Н. Л-ов (свящ.) Поверья, приметы, предрассудки и заговоры русского простонародья Казанского уезда (Из памятной книжки приходского священника) // Пастырский собеседник. 1896. №28 и 29. С.471-475.

143. НП 1913 Народная песня в северной части Покровского уезда (Из записей старожила) // Старый владимирец. 1913. №244.

144. Обыватель 1917 Обыватель. Рекрутские частушки // Известия Костромского губернского земства. Вып. 2. 1917. 12 янв. С. 20-21.

145. Ончуков 1998 Ончуков Н.Е. Северные сказки. Книга 1,2. СПб.: Тропа Троянова. 1998.

146. О рекрутских жалобах 1873 О рекрутских жалобах // Гдовско-Ямбургский листок. №5. 2 фев. 1873. С.33-34.

147. Орнатская 1964 Орнатская Т.И. Современные записи традиционного обрядового фольклора //Русский фольклор. T.IX. М.-Л. 1964. С.294-306.

148. Осинцев 1982 Осинцев Л. Люблю этот жанр. // Советское Зауралье. (Курган). 1982. №177.

149. Остин 1986 Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. М. 1986. С.22-129.

150. Панченко 1998 Панченко A.A. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб. 1998.

151. Певин 1895 Певин П. Рекрутские обычаи и причитанья Олонецкой губернии // ОГВ. 1895. №80,81,84.

152. Песни 1937 Песни и сказки на Онежском заводе. Петрозаводск. 1937.

153. Писарев 1916 Писарев М. В солдаты // Нижегородский листок. 1916. №117. 1 мая.

154. Площук 1981 Площук Г.И. Традиционные народные песни о рекрутском наборе и частушка // Проблемы изучения русского народного поэтического творчества. Межвузовский сборник научных трудов. М. 1981. С. 127 - 144.

155. Поздняков 1898 Поздняков Т. Набор рекрутов. // Владимирские губернские ведомости. Ч. неофиц. 1898. 27 нояб. №48. С.4-7.

156. Преображенский 1853 Преображенский А. Волость Покровско-Сицкая Ярославской губернии Моложского уезда// Этнографический сборник. Вып.1. 1853. С.61-124.

157. Пропп 1996 Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб. 1996.

158. Путилов 1994 Путилов Н.Б. Фольклор и народная культура. СПб.: Наука. 1994.

159. Пюимеж 1999 Пюимеж, Ж.де. Шовен, солдат-землепашец. Пер. с франц. М.: Языки культуры. 1999.

160. Радищев 1992 Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. СПб. 1992.

161. Разумова 1998 Семейные рассказы. Предисловие и публикация И.А.Разумовой // Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой Дамы до семейных рассказов. Сост.

162. A.Ф.Белоусов. М.: Ладомир. С.618-650.

163. Редигер 1913 Редигер А. Комплектование и устройство вооруженной силы. Изд-е 4-е. 4.1. комплектование армий. СПб. 1913.

164. РЗ 1998 Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-93 гг. Ред. В.П.Аникин. М. 1998.

165. РНП Русские народные песни // Вятская газета. 1897. №33. 13 нояб. С.5-6.

166. Рогов 1880 Рогов. Проводы новобранцев из г.Повенца. // ОГВ. 1880. №94.

167. Рождественская 1941 Сказы и сказки Беломорья и Пинежья. Запись текстов, вступ. статья и комментарии Н.И.Рождественской. Архангельск. 1941.

168. РП 1937 Русские плачи (причитания). Вступ. статья Н.П.Андреева и Г.С.Виноградова. Редакция текстов и примечания Г.С.Виноградова. Л. 1937.

169. Крестьянская лирика 1935 Крестьянская лирика. Общ. ред. М.Казадовского. Вступ. статья Е.Гиппиуса. Ред. И примеч. Е.Гиппиуса и З.Эвальд. Л.: «Советский писатель». 1935.

170. Савченко Савченко Ф. Парубоцью та д1воцью громади на Украш1 // Первкне громадянство та його пережитки на Украпп. 1926. Вип.З.

171. Свирновская 1998 Свирновская A.B. Функции измерения в лечебной магии // Мифология и повседневность. Ред. К.А.Богданов и А.А.Панченко. СПб. 1998. С.239-247.

172. Святочные игры 1995 Святочные игры Камско-Вишерского междуречья. Публ.

173. B.А.Альбинского и К.Э.Шумова // Русский эротический фольклор. М. 1995. С.223-226.

174. Симаков 1913 Симаков В.И. Сборник деревенских частушек. Ярославль. 1913.

175. Симаков 1915а-Деревенские частушки, собранные В.И. Симаковым. В 12-ти вып. 1915.

176. Симаков 19156 Симаков В.И. Частушки про войну, немцев, австрийцев, Вильгельма, казаков, монополию, рекрутчину, любовные и т.д. Пг. 1915.

177. Смирнов 1917 Сборник великорусских сказок архива Русского Географического Общества. Издал А.М.Смирнов // Записки ИРГО по отд. этнографии. T.XLIV. Вып. 1-2. Пг. 1917.

178. Смирнов 1916 Смирнов Вас. Отношение деревни к войне // Труды Костромского научного общества по изучению родного края. Вып. V. Костромская деревня в первое время войны. Кострома. 1916. С.82-127.

179. Смирнов 1895 Смирнов Н. Русские народные песни новейшего времени. (Этнографический очерк). СПб. 1895.

180. Соболевский 1900 Соболевский А.И. Великорусские песни. В 7-ми тт. Т.6. СПб. 1900.

181. Соколовы 1999 Сказки и песни Белозерского края. Записаны Б. и Ю. Соколовыми. Книга I и II Пг.1915. СПб.: Тропа Троянова. 1999.

182. Срезневский 1989 Срезневский И.И. Материалы для словаря древне-русского языка по письменным памятникам. Т. III. Часть 1. М. «Книга». 1989 СПб. 1893.

183. С.П. 1904 С.П. Земные и небесные заступники в военном деле // Пастырский собеседник. 1904. № 10-11. С.82-86.

184. СРНГ 1981 Словарь русских народных говоров. Вып. 17. Л. 1981.

185. С.С.С. 1866 С.С.С. Разговор священника с прихожанином о военной службе - по случаю рекрутского набора в январе 1866 года // Владимирские епархиальные ведомости. 1866. №2. С.72-81.

186. Станкевич 1903 Станкевич В. Военная присяга//Разведчик. №629. 1903. С. 1005.

187. Степанов 1903 Степанов В.И. Деревенские посиделки и народные песни-частушки // Этнографическое обозрение. 1903. №4. С.69-113.

188. Степанова 1976 Степанова A.C. О собирании, современном состоянии и некоторых особенностях поэтического языка карельских причитаний // Карельские причитания. Сост. А.С.Степанова, Т.А.Коски. Петрозаводск. 1976. С. 5-38.

189. Суворовский 1907 Суворовский А. Вопли Новгородской губернии // Этнографическое обозрение. 1907. №3. С.87-94.

190. Табанин 1915 Табанин Гр.П. // Архангельск. 1915. №51. 6 марта.

191. Тагер 1924 Тагер Е. Искусство и быт Севера // На Северной Двине. Сборник краеведения. Архангельск. 1924. С.28-37.

192. Тернер 1983 Тернер В. Символ и ритуал. Пер. с англ. М. 1983.

193. Толстая 1999 Толстая С.М. Звуковой код традиционной народной культуры // Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М.: Индрик. С.9-16.

194. Толстой 1992а Толстой Л.Н. Поликушка // Толстой Л.Н. Собрание сочинений. Т.7. М. Терра -Terra. 1992. .

195. Толстой 19926 Толстой Л.Н. Песни на деревне // Толстой Л.Н. Собрание сочинений. Т.37. М.: Терра-Terra. 1992.

196. Толстой 1981 Толстой Н.И. Вербальный текст как ключ к семантике обряда // Структура текста-81. Тезисы симпозиума. М. 1981. С.46-47.

197. Толстой 1995 Толстой Н.И. Переворачивание предметов в славянском погребальном обряде // Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик. 1995. С. 213-222.

198. Толстые 1994 Толстой Н.И., Толстая С.М. О вторичной функции обрядового символа (на материале славянской традиции) // Историко-этнографические исследования по фольклору. М. 1994. С.238-255.

199. Тучкова-Огарева 1929 Тучкова-Огарева. Воспоминания. Л.: Academia. 1929.

200. Указатель 1971 Восточнославянская сказка. Сравнительный указатель сюжетов. Л. 1971.

201. Ульянов 1914а Ульянов И.И. Обрядовые причитания при проводах солдат на войну (по записям и личным наблюдениям). Пг. 1914.

202. Ульянов 19146 Ульянов И.И. Воин и русская женщина в обрядовых причитаниях наших северных губерний // Живая старина. 1914. Вып. 3/4. С.233-270.

203. Ульянов 1915а- Ульянов И.И. Рекрутские вечера летом 1915 года. Пг. 1915.

204. Ульянов 19156 Ульянов И.И. Клятвенные обещания в окопах (из материалов, лично собранных). Пг. 1915.

205. Ульянов 1915в Отчет И.И.Ульянова и собирании материалов, относящихся к войне. Ноябрь 1915г. // Отчет о деятельности отделения рус. яз. и словесности императорской Академии Наук за 1915 год. Сост. акад. В.Н.Перетц. Пг. 1915. С.72-73.

206. Ульянов 1916 Отчет И.И.Ульянова // Отчет о деятельности отделения рус. яз. и словесности императорской Академии Наук за 1916 год. Сост. акад. В.Н.Перетц. Пг.,1916. С.49-50.

207. Унин 1913 Унин С. Олончанин // Известия Архангельского общества изучения русского Севера. 1913. №1. С.26-36.

208. Успенский 1982 Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мириликийского). М. 1982.

209. Успенский 1889 Успенский Г. Новые народные песни // Русские ведомости. 1889. №110.

210. Успенский 1896 Успенский Д. Рекрутские причитания (в Тульской губ.) // Живая старина. 1896. Вып.1. С.242-248.

211. Устав 1897 Свод законов Российской Империи. Т.4. Устав о воинской повинности. СПб. 1897.

212. Феноменов 1925 Феноменов М.Я. Современная деревня. Опыт краеведческого обследования одной деревни. Приложение 5-е. Короткие песни, собранные в Гладышах в 1921-24 гг. д. Гладыши Валдайского уезда Новгородской губ. JT.-M. 1925. С.163-198.

213. Хорватова 1989 Хорватова Э. Традиционные юношеские союзы и инициационные обряды у западных славян// Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской культуры: источники и методы. М. 1989. С.162-173.

214. Христолюбова 1981 Христолюбова J1.C. Обряды, связанные с воинской службой, у удмуртов // Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. М.: Наука. 1981. С. 135139.

215. Чарушин 1914 Чарушин A.A. Отбывание народом повинностей (Натуральная повинность) // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1914. №5. С.147-153. №6. С.177-183.

216. Черепанова 1996 Черепанова O.A. Мифологические рассказы и легенды Русского Севера. СПб. 1996.

217. Чернышев 1887 Чернышев H.H. К вопросу о «парубоцтве», как особой общественной группе // Киевская старина. 1887.T.XIX. Ноябрь. С.491-505.

218. Чернышева 1982 Чернышева М.Б. Музыкальная культура русского населения Верхнекамья // Русская устная и письменная традиция и духовная культура. М. 1982. С.127-151.

219. Чистов 1998 Чистов K.B. Преодоление рабства. Фольклор и язык остарбайтеров. 1942-1944. М.: «Звенья». 1998.

220. Чистов 1960 Чистов К.В. Русская причеть // Причитания. М. 1960. С.5-46.

221. Чужой 1915 Чужой. Трогательный обычай // Архангельск. 1915. №110. 22 мая.

222. Чуковский 1915 Чуковский К. Заговорили молчавшие. Томми Аткинс на войне (о письмах английских солдат с войны). Пг. Издание т-ва А.Ф.Маркс. 1915.

223. Шайжин 1903 Шайжин Н. К материалам по народной словесности // ОГВ. 1903. №49.

224. Шахматов 1910 Мордовский этнографический сборник. Составлен А.А.Шахматовым. СПб. 1910.

225. Шейн 1902 Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения северозападного края. T.III. СПб. 1902.

226. Шерстобитов 1865 Шерстобитов И. Описание быта государственных крестьян, живущих в Чердынском уезде по правую сторону реки Камы // Пермские губернские ведомости. №13. 26 марта. Ч. неофиц. 1865. С.55-56.

227. Шишонко 1882 Отрывок из народного творчества Пермской губернии. Собрал В.Шишонко. Пермь. 1882.

228. Шмаков 1916 Шмаков П. По лицу земли. Очерки из жизни Прикамья. Оса. 1916.

229. Штырков 1998 Штырков С.А. Фольклорная несказочная проза: проблемы классификации и терминологии // Мифология и повседневность. Ред. К.А.Богданов и А.А.Панченко. СПб. 1998. С.196-210

230. Штырков 1999 Штырков С.А. исторические предания и перспективы изучения традиционных нарративных практик // Мифология и повседневность. Выпуск второй. Ред. К.А.Богданов и А.А.Панченко. СПб. 1999. С.22-35.

231. Шустиков 1892 Шустиков А. Троична Кадниковского уезда. (Бытовой очерк) // Живая старина. 1892. Вып.З. С.106-138.

232. Щапов 1906 Щапов А.П. Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия. Собрание сочинений. Т. I. СПб. 1906.

233. Щепанская 1998 Щепанская Т.Б. Драки и браки // Материалы полевых этнографических исследований. Вып.4 СПб. 1998. С.5-21.

234. Юшков 1925 Обычай проводов рекрута (Статья крестьянина с.Медянки Уинского района // Кунгурско-Красноуфимский край. 1925. №11-12. С.28-31.

235. Якушкин 1860 Русские песни, собранные Павлом Якушкиным. Санктпетербург. 1860.

236. Ярков 1897 Народные песни, записанные в Сысертском заводе Екатеринбургского уезда Вяч. П. Ярковым // Записки Уральского общества любителей естествознания. T.XVII, вып.П. Е-бург. 1897. С.332-342.

237. Frank 1992 Frank S.P. "Simple Folk, Savage Customs?" Youth, Sociability, and the Dynamics of Culture in Rural Russia, 1856-1914 // Journal of Social History. 1992. Vol. 25. Number 4. P. 711736.

238. Geertz 1993 Geertz C. Thick Description: toward an interpretive theory of culture // The interpretation of culture. Selected essays. 1973. Fontana Press. 1993. P.3-32.

239. Honko 1974 Honko L. 1974. Balto-fmnic lament poetry // Finnish Folkloristics 1. Studia Fennica 17. Helsinki. P.9-61.

240. Honko 1993 Honko L. The Conscript 11 The great Bear. A thematic Anthology of Oral Poetry in the Finno-Ugrian Languages. Ed. By L.Honko, S.Yiminen, M.Branch. Pieksamaki, 1993. P.405-413.1.ach E. Magical Hair // Myth and Cosmos. L.1967.

241. MacClancy, Parkin 1997 MacClancy J., Parkin R. Revitalization or Continuity in European Ritual? The Case of San Bessu // Anthropology Today. 1997. 3. P.61-78.

242. Nenola-Kallio 1982 Nenola-Kallio A. Studies in Ingrian Laments. Folklore Fellows Communication. No.234. Helsinki. 1982.

243. Paasonen 1891 Paasonen H. Proben der Mordwinischen Volksliteratur. Suomalais-ugrilaisen seuran Aikakauskirija. IX. (Journal de la Societe fmno-ougrienne). Helsingissa. 1891.

244. Paasonen 1947 Paasonen H. Mordwinische Folksdichtung. IV Band. Helsinki. 1947. Suomalais-ugrilaisen seuran toimituksia XCI. (Memoires de la Societe fmno-ougrienne).

245. Van Gennep 1977 Gennep A., van. The Rites of Passage. London and Henly. Routledge and Kegan Paul. 1977.

246. Wichmann 1931 Wichmann Y. Volksdichtung und Vilksbrauche der Tsheremissen. Helsinki. 1931. Suomalais-ugrilaisen seuran toimituksia LIX. (Memoires de la Societe finno-ougrienne).

247. Wirtschafter 1990 Wirtschafter E.K. From Serf to Russian Soldier. Princeton, New Jersey. 1990. Сокращения

248. AKAH архив Карельской академии наук

249. АРГО архив Русского географического общества

250. ИРГО Императорское Русское географическое общество

251. ЛАБ личный архив Бобровой Надежды Борисовны (пос. Хвойная Новгородской обл.)

252. ОГВ Олонецкие губернские ведомости

253. ПДА полевой дневник автора

254. СРНГ Словарь Русских народных говоров

255. ТА Тенишевский архив (Архив Русского этнографического музея, фонд №7)

256. ТФА Тихвинский фольклорный архив (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства, кафедра детской литературы)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.