Религиоведение в Дагестане: становление и развитие тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Воронина, Татьяна Евгеньевна

  • Воронина, Татьяна Евгеньевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 153
Воронина, Татьяна Евгеньевна. Религиоведение в Дагестане: становление и развитие: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Махачкала. 2002. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Воронина, Татьяна Евгеньевна

Глава

I. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ ДАГЕСТАНА В УСЛОВИЯХ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

§1. Проблемы религии и атеизма как предмет научных исследований

§2. Субъективистские просчеты и успехи религиоведения в советском обществе

Глава

II. СООТНОШЕНИЕ НАУЧНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЗГЛЯДОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЕННОГО ПЕРИОДА

§1. Эволюция взглядов на религию и атеизм

§2. Перспективы развития религиоведения в Дагестане

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиоведение в Дагестане: становление и развитие»

Актуальность темы исследования. Проблемами религиоведения в Дагестане стали заниматься относительно недавно. После победы революции, в период установления Советской власти, в первых декретах большевиками был взят курс на преодоление религии согласно марксизму, как ложного, превратного мировоззрения, и воспитание нового человека, лишенного религиозных предрассудков, стоящего на научных воззрениях на мир, природу, общество и человека. Это означало - создать новый идеологический стереотип, дать новый путь, который приведет общество к процветанию. Ставилась задача формирования у людей научно-материалистического понимания таких духовных ценностей и нравственных идеалов, которые способны были освободить сознание человека от бесплодных иллюзий и несбыточных ожиданий. В XX веке научно объяснить происходящее и привести общество к желаемому результату можно было, задействовав позитивную сущность и гуманистический потенциал научного атеизма. В условиях социализма и господства коммунистического мировоззрения и идеологии, отсутствия частной собственности, эксплуатации человека человеком религия была лишена социальных и иных причин своего воспроизводства. Атеистическая работа пронизывала идеологию государства. Онаилась с учетом индивидуальных особенностей верующих, требовалаго научного подхода, основывалась на диалектическом единстве действия объективных и субъективных факторов1.

Процесс секуляризации религии в СССР был обусловлен решением ряда принципиальных задач: 1) исходя из понимания, что религия является частным делом по отношению к государству, религия была отделена от государства, а школа от церкви; 2) обеспечение свободы совести в ее

1 Научный атеизм, религия и современность. Москва, "Наука", 1987.-С.4. 4 марксистском понимании: исповедовать любую религию или быть атеистом, то есть не исповедовать никакой; 3) рассматривать борьбу с религиозной идеологией как составную часть классовой борьбы, которая способствовала бы построению социалистического общества; 4) не делать различия между верующими и неверующими, а добиваться их союза в построении социализма; 5) вести постоянную работу по формированию у трудящихся научного мировоззрения.

Религия и атеизм относятся к сфере духовной культуры. Формированию атеистического сознания посвящено немало работ советских обществоведов, но уровень наших знаний о социальных и гносеологических корнях, механизмах и динамике становления атеистического сознания, его особенностях в различных социальных и национальных средах, об объективных и субъективных факторах, противоречиях и сложностях еще недостаточен1»,-пишет С.Ш. Муслимов.

На современном уровне переосмысление проблем свободомыслия и религии как особой формы общественного сознания представляется важным и необходимым. Свобода совести является, как известно, неотъемлемой частью демократических прав и свобод человека. Она включает: право исповедовать любую религию или не исповедывать никакой; равенство религий перед законом; невмешательство государства во внутренние дела религиозных организаций; невмешательство религиозных организаций в дела государства. Эти основные элементы свободы совести закрепляют право гражданина пользоваться юридическими и фактическими гарантиями исповедания религии, любого ее направления, или быть неверующим, исходя из убежденности в истинности своей веры или своего безверия, в их нравственных преимуществах.

1 Муслимов С.Ш. От свободомыслия к научному атеизму: процесс секуляризации и атеизации общественного сознания народов Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, изд-во РГУ, 1987. - С. 3. 5

Свободен ли человек в выборе своего мировоззрения? Свободен ли он выбирать способы постижения истины? Обладает ли он свободой изменить свое мировоззрение? Ответить на эти вопросы помогает принцип историзма. История философии свидетельствует о поливариантности поиска идеалов свободы в философии, религии, политике и правосознании. Спинозовское понимание свободы выбора как существующей «по одной необходимости своей собственной природы» во многом определило искания последующих мыслителей в главном: что право на свободу совести не зависит от каких-либо идеологических, политических норм.

Исследование религии как феномена, отличающегося прежде всего включением нравственной регуляции поведения, позволило понять возникновение религии как важную ступень духовного развития человека, его самопознания. Таким образом религия включается как звено в цепь культурного развития человека, ведущего к последующим шагам -возникновению философии и затем - науки, а не выпадает из этой цепи.

В современных условиях ни одна религия уже не может насильственно навязывать свое вероучение. Между тем религия обладает определенным миротворческим потенциалом, который необходимо развивать.

Религия и атеизм представляют собой мировоззренческие концепции, касающиеся природы человеческих ценностей и путей их реализации. До сих пор считается, что религия и атеизм находятся на полярных позициях по отношению к познавательному потенциалу общества, противоположны по содержанию, отражают различные мировоззренческие позиции, разные мировоззренческие ориентации. Религия - социальное явление. И хотя она не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на социально-политическое развитие общества, но в середине XX века наметилась тенденция к сближению позиций и достижению цивилизованных отношений между различными конфессиями. Примечательно, что происходит 6 реабилитация религиозных деятелей Дагестана, например,

А.-Г. Акушинского. Путем дискуссий, обмена мнениями преодолевается предвзятость в отношении оценок научных работ прошлых лет, критики религии. Основу религиоведения Дагестана составляют научные исследования прежде всего ислама, а также иудаизма и христианства, которые исповедуются народами Дагестана, к тому же они в силу своей внутренней связи имеют много общего в мировоззрении, догматике и вероучении в целом. Но ряд проблем теории и практики религиоведения пока еще остается вне поля зрения исследователей, так как не получил сколько-нибудь подробного рассмотрения и анализа. Среди таковых можно отметить вопрос о структуре и соотношении духовного и божественного, о месте и роли религии в жизни общества, о роли науки, объясняющей связь и обусловленность временных и пространственных характеристик в жизни общества в контексте религиозного вероучения.

Большой объём работы в решении этой важной идеологической задачи выполняют дагестанские учёные - обществоведы, литераторы, представители научной интеллигенции. Они вносят огромный вклад в становление религиоведения, хотя в их деятельности в разные годы были и серьёзные просчёты, обусловленные конъюнктурными соображениями.

В 90-е годы XX столетия отношение к религии коренным образом изменилось. В период распада СССР философия, религия, культура помогли осмыслить перемены, которые принесло новое время, заставив себя уважать и относиться к себе именно как к составляющей духовной культуры общества. Из множества вопросов, касающихся этих проблем, мы акцентировали внимание на достижениях и на недостатках в процессе формирования религиоведения, эволюции взглядов учёных-религиоведов Дагестана на религию и общество. Данные проблемы рассматриваются в историческом процессе с чёткой временной хронологией.

Материализм и атеизм взаимосвязаны в своём развитии. Атеизм в Дагестане в XX столетии перерастает в один из аспектов материалистической философии. Сегодня уровнем её развития определяется последовательность и наступательность атеизма. В СССР, в течение всего периода существования этой формы государственности, атеизм выступал не только как "закрепощение", но и как подлинное духовное начало освобождения человека. Он выражал его стремление к познанию мира и овладению им, к самосознанию и самоутверждению, теоретическому и практическому.

Дагестанские ученые, исследуя исторический и современный материал, стремились оправдать государственную политику, обвиняя в обострении отношений религиозные организации. Говоря о кризисе религии, ученые И. Макатов, М. Абдулаев, М. Вагабов, А. Гаджиев, Л. Авшалумова, Г. Абдуллаев и другие подчеркивали, что в исторически кратчайший срок в СССР был претворен в жизнь ленинский план строительства социализма. Были ликвидированы эксплуататорские классы, частнособственнические отношения в промышленном и сельском хозяйстве. Общественная собственность в форме общенародной и кооперативно-колхозной стала прочной экономической основой общества. Культурная революция сыграла свою положительную роль, окончательно подорвав социальные корни религии. Произошло резкое ослабление влияния религии, сократилось число верующих, широкие массы овладели научно-атеистическим мировоззренйемГНо пробуждение в конце XX века исламского мира, активное участие в преобразовании и переустройстве жизни и деятельности государств ближневосточного региона, активное влияние этих государств на кавказские и среднеазиатские регионы, борьба за передел сферы влияния в этих регионах - не могли не привести к ослаблению социального и экономического положения населения, создав базу для сепаратизма, национализма и военных конфликтов на Кавказе. Религиоведы Дагестана не остались в стороне от событий. Публикуя научные статьи, ведя 8 просветительскую работу, они помогли обществу, руководителям республики обратить внимание на многие опасные процессы, особенно на проблему ваххабизма в республике и на Кавказе. Необходимо было преодолеть узкий диапазон критики этого направления в исламе. Надо было прямо сказать о том, что исламский экстремизм сводит на нет усилия России и государств Центральной Азии, направленные на демократизацию общественных процессов, создание условий для возрождения религиозных и духовных ценностей. Исламский экстремизм на Кавказе действует как деструктивная сила, как дестабилизирующий фактор, действия которого направлены на обострение межрелигиозных отношений, раскол мусульманского общества, раскачивание взаимоотношений между региональными и федеральными властями. Россия вступает в XXI век с огромными экономическими, политическими проблемами, решение которых невозможно без участия мусульманского мира. Однако успешное решение этого стратегического плана во многом зависит от преодоления негативных последствий экстремизма, выступающего под исламскими лозунгами. На протяжении прошлого столетия народы республики, этого сложнейшего этноконфессионального региона на Кавказе, были участниками различных политических и культурных событий. В период советского государства народы республики смогли по-настоящему вздохнуть и ощутить воздух свободы, что способствовало развитию культуры, творческих возможностей, возрождению обычаев и традиций каждого народа на основе взаимопонимания и доверия. Религиозный фанатизм был прёодолён с помощью активной атеистической работы, в чём немалую роль сыграли наука, идеология, культура и просвещение.

Религиоведение в Дагестане имеет богатый пропагандистский и воспитательный опыт. Население Дагестана должно иметь представление о том, какую эволюцию прошла наука о религии. Религиоведение можно охарактеризовать как особую разновидность гуманитарного знания, 9 изучающего религиозное поведение. Будучи комплексным знанием, религиоведение в Дагестане носит системный характер.

Проблемы свободы совести, неопределенность понятия единства бога-творца, претензии каждой религии на монополию своего бога затрудняют компромисс и сближение позиций различных религий. Все перечисленные обстоятельства обусловили актуальность проблемы и выбора данной темы диссертантом, так как возникла экстраординарность ситуации, из которой общество никак не может найти выхода. При этом указывается также на недостаточную исследованность ряда проблем религиоведения, отсутствие аналогов в истории религии их решения, а также на односторонность и недостаточность прежних исследований, возможно, причастных в некотором роде к такой ситуации.

Степень научной разработанности. Религиоведение является предметом исследования как зарубежных, так и русских и советских ученых. В силу своей специфики предмет религиоведения изучался как философами, так и социологами, политологами, историками, журналистами и т.д.

Религиоведение, отмечает диссертант, в первую очередь раскрывает сущность атеизма как специфическое явление духовной жизни людей, его отличие от других форм критики религий, закономерности развития и органическую его связь с материализмом. Особое значение имеет выяснение места атеизма в системе научного мировоззрения, изучение функций атеизма в жизни общества и личности.

В теоретическом плане автор опирался на фундаментальные идеи и выводы классиков марксизма: К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина. В работе использовались работы таких зарубежных авторов как: В. Бартольд, Аш-Шахрастани, ат-Тамими Мухаммад ибн Сулейман, А. Мец и др. На основе трудов русских и советских философов: М. Пиотровского, М. Покровского, А. Петрушевского, Н. Бердяева,

10

Е. Ярославского, Д. Угриновича, И. Яблокова, П. Климовича, В. Гараджи анализируются теоретико-познавательные и социологические аспекты этого понятия. Основная часть исследования строится на работах дагестанских и других ученых-религиоведов, которые в той или иной степени причастны к развитию и становлению религиоведения в Дагестане. Здесь следует назвать ряд фамилий дагестанских философов-религиоведов, чей вклад в науку неоценим.

М. Абдуллаев1, Р. Абдулатипов2, Л. Авшалумова3, А. Агаев4, Б. Алиева5,3. Арухов6, М. Вагабов7, Н. Вагабов8, С. Гаджиев9, А. Исмаилов10, 3. Магомедов11, Н. Самурский12, Т. Савина13, А. Тахо-Годи14, Г. Шайдаева15, А. Шихсаидов16 и другие.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в изучении условий, обстоятельств и проблем формирования

1 Абдуллаев М. А. Философская и общественно-политическая мысль в досоветском Дагестане. Махачкала, 1996,- 84с.

2 Абдулатипов Р.Г. Россия: состояние и перспективы федеративного устройства. Москва, "Славянский диалог", 1996,-253с.

3 Авшалумова JI.X. Религия и духовная культура. Махачкала, ДГУ, 2000.

4 Агаев А.Г. Философия совести. Махачкала, Дагиз, 1995. -336с.

5 Алиева Б. А. Теория двойственной истины. М., «Мысль»1972.-128с.

6 Арухов З.С. Джихад - путь единения мусульман // «Народы Дагестана», №1,- 1994.

7'8Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам как мировая религия. Махачкала, Дагиз, 1999.

9 Гаджиев С.М. Сущность идеологии ислама и пути её преодоления. М., 1959.

10Исмаилов А.Ш. Православие: особенности вероучения и культа. ИПЦ ДГУ, Махачкала, 1999.

1 'Магомедов З.С. Социализм и судьбы горцев. Дагиз, Махачкала, 1976. 12Самурский Н. Дагестан. Госиздат, 1925. вСавина Т.Б. Всегда ли существовала и будет существовать религия?

Махачкала, Дагиз, 1965. 14Тахо-Годи А. Журнал "Советский Дагестан", №1.-1990. 15Шайдаева Г.М. Исламская мораль: иллюзии и реальность. Дагиз, Махачкала, 1990.

16Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане, Махачкала, Дагиз, 1969.

11 религиоведения в Дагестане. В соответствии с этим определены задачи: рассмотреть процесс развития религиоведения в условиях Дагестана; исследовать роль и место религии в жизни дагестанцев в XX веке; отразить эволюцию взглядов дагестанских ученых на проблемы религии; определить видимые перспективы развития этой науки; выявить особенности и тенденции развития религиоведения в Дагестане в современных условиях.

Научная новизна диссертации заключается в следующем: впервые делается попытка провести историографический анализ становления и развития религиоведения в Дагестане в период XX века; рассматриваются методы борьбы с религией в период воинствующего атеизма; впервые исследуются истоки и закономерности развития религиоведения в XIX -XX веках с участием зарубежных, русских и советских ученых; перегибы и ошибки, допущенные в отношении духовенства и верующих; теоретически и логически анализируется связь событий в период присоединения Дагестана к России; показаны место и роль религиоведения в системе общественных наук; анализируется и аргументируется процесс демократизации социальной оценки религии в Дагестане; анализируется деятельность модернистов ислама, богословов-ортодоксов, фальсифицирующих марксистское понимание свободы совести; впервые определены возможные перспективы развития религиоведения в XXI веке.

Методология и основные источники исследования. Методологической основой диссертационного исследования является научный принцип историзма и диалектический подход к анализу взаимосвязи социальных структур и явлений культуры. Теоретической базой исследования послужили фундаментальные труды классиков науки по истории, философии, религии, культуры, а также газетные и журнальные публикации отечественных и зарубежных исследователей.

Объект исследования - состояние и перспективы развития религиоведения в Дагестане.

12

Предмет исследования - исторические и социальные факторы, влияющие на эволюцию взглядов ученых, на перспективы развития религиоведения в Дагестане.

Эмпирическая база исследования. В значительной своей части диссертационная работа выполнена в философском и историческом плане, основанном на изучении реальной ситуации в республике и в стране. Использован опыт работы в журналистике.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы как региональный материал органами государственной власти и местного самоуправления в плане регулирования процессов, происходящих в республике, при написании пособий и чтении курсов религиоведения, социологии, истории, политологии для учебных заведений.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в научных, газетных и журнальных публикациях.

Диссертация обсуждалась на кафедре основ религиоведения Дагестанского государственного университета.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав (четыре параграфа), заключения и библиографии.

13

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Воронина, Татьяна Евгеньевна

Выводы, сделанные в работе.

Первый: атеизм и религия представляют собой мировоззренческие концепции, касающиеся природы человеческих ценностей и путей их реализации. Они противоположны по содержанию, отражают, различные мировоззренческие позиции, разные мировоззренческие ориентации, выступающие как компоненты различных форм общественного сознания.

Второй: религия - социальное явление и поэтому она не может не выполнять социальных функций. В условиях социализма в результате секуляризации общественного и индивидуального сознания людей. Лишенная классовой базы, религия не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на социально-политический развал страны. Она сосредоточивает внимание на проблемах семейно-бытовых отношений людей, их личностной жизни. Регулятивная роль религиозных норм сохраняется лишь в рамках религиозных объединений, различных групп, семей верующих, в сознании части людей, испытывающих потребность в религиозном восполнении действительности.

133

Как пишет профессор И.Н. Яблоков, "главным в религиоведении является философское содержание. Эти философские понятия и теории оказывают методологическую помощь конкретным наукам. Во вторых, исследование религии неизбежно обращается к философско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе"1. Только строго научное мировоззрение, опираясь постоянно на достижения всех естественных и общественных наук, способно поднять обыденное сознание до уровня теоретического, т.е. всесторонне осмысленного понимания.

1 Яблоков И. Н. Лекции по религиоведению. Изд-во МГУ, Москва, 1988.- С.7

134

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Демократические преобразования во всех областях жизни общества вызвали в нашей стране бурный рост национального самосознания входящих в нее народов. Возрос интерес к национальной истории, культуре и религии, которые в определенной мере способствовали консервации национальных обычаев и традиций в силу тесной взаимосвязи религиозного и национального в сознании людей.

Религиоведение Дагестана стремится осмыслить прошлое, переживает эпоху активного развития, изучает предмет, интересующий теологов, философов, политологов. Они выражают разные взгляды, придерживаются различных точек зрения.

Религия вызывает неоднозначное отношение, и религиоведение складывается порой из противоречивых философских установок, различных научных взглядов. Религиоведение ищет свое место в аналитическом процессе, и условно здесь можно обозначить два пути: 1) когда исследователь ощущает субъективную связь с предметом изучения; 2) когда исследователь относится к предмету религиоведения нейтрально.

Проведенное исследование помогло сделать ряд выводов.

Атеизм, проверенный временем, составлял основу идеологии государства. Научное, марксистское понимание сущности атеизма и антирелигиозной пропаганды проявлялось у атеистов 20-30-х годов в том, что они никогда не подходили к атеистической работе односторонне, не ограничивали ее лишь критической стороной, а подкрепляли передачей положительных знаний о природе и обществе. Развивая мысль о гуманистическом, позитивном содержании научного атеизма в борьбе с "грубым материализмом", ученые сделали попытку показать положительную роль духовенства в период установления Советской власти. Книги, статьи,

135 высказывания Н. Самурского, А. Тахо-Годи, С. Габиева не утратили своего значения и в настоящее время.

60-е годы отмечены как период наиболее активной борьбы с религией. Ислам был введен в надлежащие исторические рамки, установлена периодизация истории ислама в Дагестане.

В 80-90-е годы возрос интерес к суфийской идеологии, являющейся традиционной для большинства народов Дагестана. Под ее знаменами прошли события XIX века, связанные с национально-освободительным движением, а также движением периода революции 1917-го года и гражданской войны.

Религиозно-политическая идеология - ваххабизм - также привлекла внимание ученых: была запрещена, так как способствовала разжиганию войны. Но надо помнить, что эта идеология имеет своих последователей. Догматы этого вероучения таковы, что они не могут быть востребованы населением Дагестана.

Знания религии, историй и культуры народов Дагестана служат новым идеям, которые зовут исследовать неисследованное. Все очевиднее факт, что необходимо изучение истории религий.

Этническое и религиозное у племен и народностей Северного Кавказа имеет длительную историю. Взаимодействие этнических и религиозных компонентов в историческом развитии привело к влиянию религии на культуру, политику, право, обычаи, традиции, на психологию народов Дагестана и Северного Кавказа. Национальные чувства кавказцев были настолько пропитаны религией, что мусульманское духовенство было способно придать их общественным и житейским оценкам в отношении других национальностей религиозно-идеологическую окраску, если бы не победа революции. Да и через религиозную призму проявлялось отношение к судьбе каждого народа, но не только чувство симпатии или антипатии.

136

Ислам по своей природе так же, как и христианство, идеализирует национальное как особую и неизменную духовную сущность, которая вносится в народ извне и выражается в неповторимых психологических формах1. Таким образом, содержание религии как мировоззрения не исключает ее из истории духовной культуры. На определенных этапах развития общества религия интегрирует, что и произошло в 90-е годы. Но этот же процесс ведет и к новому пониманию атеизма как науки. И.Н. Яблоков выделяет четыре положения религии в обществе: по его мнению, ислам попадает в первое, когда происходит объединение идей, норм, отношений, групп и институтов2. В этот период религиозное сознание доминирует, религиозная деятельность, религиозные отношения поддерживают социальные связи. Социальные институты соединяют в себе о власть религиозную и светскую, но трансформировать Дагестан в исламскую республику не могут. И этот социальный феномен не остается без соответствующих логических последствий. Дагестанцы за эти годы изменились настолько, что нет сомнения, - они прежде всего патриоты, а потом уже аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, кумыки и т.д. Гуманизация оценки и роли религии дает главный вывод о том, что Родина - одна, и это понятие свято для всех.

70 лет осуществления ленинской национальной политики в Дагестане помогли укрепить сознание того, что Дагестан является частью России, и каждый житель этой республики независимо, какой он принадлежит национальности, должен чувствовать себя дома. Поэтому России нужна общенациональная идеология, основанная на гуманизме. Необходимо расширить исследования в области христианства и иудаизма.

1 Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М. Политиздат, 1989. - С.40.

2 Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979. - С.115.

3 Ислам в СНГ. Сборник. - РАН. Институт востоковедения. М. 1998 - С.30.

137

Ученые-религиоведы стремятся преодолеть предвзятость былых подходов. От них сегодня не требуется, чтобы они "жертвовали" принципами, убеждениями. Исследования проводятся не в изоляции социальной среды. Что очень важно, ученые-религиоведы не отходят от линейно-эволюционистского понимания исторического процесса. И главное, сопоставление религий не содержит оценочных суждений, но дополняет ощущением современности.

XX век нес в себе мирную идею, не только идею конфликта. Поэтому представляется правомерным применение понятия нового времени1. Привычный мир, насыщенный бурными событиями, трансформируется и преображается. Раньше религия учила человека понимать жизнь как испытание, и поэтому человек вел себя так, чтобы это испытание преодолеть" . Теперь надо сделать выводы из религиозного ренессанса.

Как утверждают религиоведы, нет проблемы взаимодействия конфессий, но в науке и жизни только по религиозным методам познания ориентироваться нельзя. Почему? Ответ прост: для простых мусульман, трудящихся идеалы свободы и равенства не столь иллюзорны, чем может предлагать религия. Общество должно освободиться от иллюзорного представления единства с помощью науки, культуры, искусства. Роль религиоведения нельзя недооценивать. В мединский период арабской истории был период, который назван "золотой век". Рассказать об этом времени поможет наука, которая откроет этим новый путь к пониманию того, чем будет замечательна наша жизнь в XXI веке.

С женщинами в истории мира связаны понятия "медного", "бронзового", "серебряного" веков, традиция неприятия зла. Объяснением периода "золотого века" должен быть решен и женский вопрос. Это будет

138 новая политика России, которая откроет путь единства территорий бывшего СССР.

Еще одно актуальное направление: развитие атеизма. Здесь новый импульс для религиоведов. Чем это понятие объяснимо сегодня? Философией, культурой, антропологией? Или религией и властью? С ответа на эти вопросы начнется процесс возрождения атеизма. И тогда атеизм, как наука, методология которого основана на принципе историзма, приобретет новый эмоциональный заряд. Более того, мы получим ответы на многие вопросы, казавшиеся закрытыми. Целесообразно, считает Д.М. Угринович, выделить в рамках этой теории три крупных раздела: религиоведение, исследование атеизма и теорию научно-атеистического воспитания1. Но перспектива покажет конкретное время.

Политизации ислама на Северном Кавказе в немалой степени способствовала война в Чечне. Вопрос о роли в ней исламского фактора необходимо обстоятельно проанализировать. Первое: чеченский конфликт способствовал радикализации взглядов части мусульманского общества России, пробудил полузабытое чувство религиозной солидарности, особенно среди молодежи. И в этих условиях надо отдать должное мусульманской элите, которая приложила немало усилий для того, чтобы горячие головы не разыграли карту исламо - христианской войны. Тем более что такие попытки имели место. Второе: чеченский конфликт породил бунт ваххабитов в Дагестане. В противоборство им религии спасения - иудейство, христианство, ислам проходят путь совмещения признания общественно полезных функций.

Таковы явные видимые свидетельства и выводы религиозного ренессанса в Дагестане.

139

А это значит, что проблема взаимопонимания разных цивилизаций разрешима. Безусловно, религиозные методы познания человека играли и играют очень важную роль в формировании нашей жизни. Роль искусства и религий в усвоении и понимании целого ряда явлений бытия и сознания, которые до сих пор не могут служить объектами научного исследования, нельзя преувеличивать. Но, по мнению дагестанских религиоведов, путь к взаимопониманию людей лежит через науку. И этим ознаменуется новая эпоха развития гуманитарных знаний.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Воронина, Татьяна Евгеньевна, 2002 год

1. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы Федеративного устройства. М.: Изд-во Славянский диалог, 1996.-253 с.

2. Абдулатипов Р.Г. Гордиться своей многонациональной Родиной. Ассамблея Народов России. Информац. бюллетень. №1(6)/2001.-36с.

3. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1984. Авксентьев А.В. Книга о Коране. Ставрополь, 1984. Авшалумова JI.X. Из истории Библии. / Религия и атеизм: история и современность. / Сборник научно-тематических статей, Махачкала, ДГУ, 1992.

4. Авшалумова JI.X. Религия и духовная культура. ДГУ, Махачкала, 2000. 22 с.

5. Авшалумова JI.X., Вагабов М.В. История религии. Курс лекций. Махачкала, ИПЦ ДГУ, 1996. 272 с.

6. Агаев А.Г. Философия совести. Махачкала, Дагиз, 1995. 336 с. Агаев А.Г. Философия и методология науки. Махачкала, ДГУ, 1994. -112с.

7. Азизова Г.Р. Христианство в Дагестане: история и современность. Автореферат диссертации канд. философ, наук. Махачкала, 2001.—21с.

8. Алексеев В.А., Арутюнов С.А., Ахмедов А. Атеизм и религия: вопросы и ответы. М.: Политиздат, 1987. 256 с. Алиева Б.А. Теория двойственной истины. М.: Изд-во Мысль, 1972. - 128с.

9. Алиева Б.А. Ислам и наука. К критике соотношения знания и веры. Махачкала, 1978. 117 с. Алиев М.Г. Восемь десятилетий рука об руку. Дагестанская правда, 19 января, 2001.

10. Алкадари Г. Джираб ал-мамнун. Темир-Хан-Шура, 1912.

11. American Foreign Policy and the Search Religious Freedom. // U.S.

12. Department of State Dispatch. 1997. Nov. p. 8.

13. Арухов З.С. Вопросы войны и мира в исламе. // Мусульманскаяцивилизация, Махачкала. № 1. 1994.

14. Арухов З.С. Джихад путь единения мусульман. // Народы1. Дагестана. № 1. 1994.

15. Арухов З.С. Концепция джихада в раннем исламе. Автореферат диссертации канд. философ, наук. Махачкала, 1995. 25 с. Арухов З.С. Положение женщины в исламе. Наш Дагестан, № 1, 1994.

16. Арухов З.С. Наш Дагестан, № 2-3,1994. Архив, ф.1, от. 2, д. 198, л. 69.

17. Асланов Г.Г. Духовные последствия распространения ислама в Дагестане. // Религия и атеизм: история и современность. / Сборник научно-тематических статей. ДГУ, Махачкала, 1992. Атеизм в СССР: становление и развитие. Москва. Изд-во "Мысль", 1986. -238 с.

18. Атеизм и религия в современной идеологической борьбе. Махачкала, ДГУ, межвузовский научно-тематический сборник, 1988.

19. Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. М., Политиздат, 1985.-240 с.

20. Аширов Н. Эволюция ислама в СССР. М., 1974. 152 с. Аш-Шахрастани. Книга о религии и сектах. М., 1984. Бартольд В.В. Соч. в 9-ти томах, т.4. 1966. - 495 с. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965. - 280 с.

21. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Изд-во Мысль, 1990 г. 175 с. Библия. Любое издание.

22. Большаков О.Г. История халифата. АН СССР. Институтвостоковедения. Часть 1. М., 1989. 633 с.

23. Бонч-Бруевич В.Д. Воспоминания. М., 1955.

24. Булатов А.О. Пережитки домонотеистических верований народов

25. Дагестана в XIX, начале XX в.в. ДГУ, Махачкала, Дагиз, 1990.204 с.

26. Вагабов М.В. Ислам и семья. Махачкала, 1980. 208 с. Вагабов М.В. Ислам, женщина и семья. Махачкала, 1994. - 224 с. Вагабов М.В. Ислам и формирование атеистического мировоззрения молодежи. Махачкала, Дагиз. - 1984.

27. Габиев С. Мюридизм на Кавказе. Красный Дагестан. Махачкала, ноябрь 1926.

28. Габуния Г.Р. Критика суфизма важная сторона преодоления мусульманской идеологии. Атеизм и религия в современной идеологической борьбе. Межвузовский научно-тематический сборник. Махачкала, ДГУ, 1988.

29. Гаджиев А. Из истории осуществления ленинского декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" в Дагестане. Махачкала, Дагучпедгиз, 1975. 35 с. Гаджиев С.М. Мир глазами науки и Корана.Махачкала,Дагиз. -155с.

30. Гаджиев С.М. Сущность идеологии ислама и пути еепреодоления. Махачкала, 1959. 134 с.

31. Газета "Дагестанская правда", 12 июня 1962.

32. Газета "Дагестанская правда", 28 апреля 1963.

33. Газета "Дагестанская правда", 6 ноября 1990.

34. Газета "Дагестанская правда", 5 декабря 2000.

35. Газета "Ленин Елу", 8 октября 1963.

36. Газета "Махачкалинские известия", 19 января 2001.

37. Гараджа В.И. В поисках истины. // Вопросы философии, № 2,1997.

38. Гараджа В.И. Переосмысление. // Наука и религия, № 1, 1989. Гараджа В.И. Социология религии. М., Изд-во "Аспент пресс", 1996.-238 с.

39. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам: очерк истории. М., Изд-во "Наука", 1988. - 216 с. Пер. изд.: Classical islam / J.E. von Jrunebaum (London, 1970).

40. Гусейханов М.К. Некоторые особенности перестройкиатеистической пропаганды в национальных республиках. //

41. Религия и межнациональные отношения. / Межвузовскийнаучно-тематический сборник. Махачкала, 1990.

42. Девришбеков С.А., Абдуллаев Г.Б., Исмаилов А.Ш. Человек,религия, время. Дагиз, Махачкала 1987. 132 с.

43. Дугин А., Абдулгалимов Б. Священная география. Наука ирелигия, № 1, 1997.

44. Дунаев С. Наш Дагестан, № 2-3, 1994.

45. Дьяконов И. История эмоций. // Знание сила, № 5, 1988.1. Евангелие. Любое издание.

46. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М., Политиздат, 1989.- С.40. Журнал Московской патриархии, №4, 1957. Журнал Московской патриархии, №9, 1957

47. Зеркин Д.П. Основы политологии: курс лекций. Ростов н/Д: "Феникс", 1997.-544 с.

48. Ислам в России: традиции и перспективы. // Материалы всероссийской научно-практической конференции. Москва, 4-5 декабря. 1997.- 158 с.

49. Ислам в СНГ. Сборник РАН, Институт востоковедения. М., 1998.-176 с.

50. Исмаилов А.Ш. О возможной роли природного фактора в возникновении ислама. // Религия и атеизм: история и современность. / Межвузовский научно-тематический сборник. ДГУ, Махачкала, 1992.

51. Исмаилов А.Ш. Православие: особенности вероучения и культа. ИПЦ ДГУ, Махачкала, 1999.

52. Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. Баку, Изд-во "ЭЛМ", 1969. -109 с.

53. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. Москва "Наука", 1978.-223 с.

54. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., Политиздат, 1988. 286 с. Климович Л.И. Воинствующий атеист, № 2-3, 1931. Клочков В.В. Закон и религия. От государственной церкви в России к свободе совести в СССР. М., 1982. - 140 с.

55. Коммунизм и религия. Учебник для атеистических кружков. М., 1940.- 120 с.

56. Копьева Е.С. Первобытная мифология и религия. // Вестник

57. МГУ. Серия: философия, № 2, 1984. 80 с.1. Коран. Любое издание.

58. КПСС в резолюциях. Т.6. Москва, 1971.

59. Ленин В.И. Декрет СНК СССР "Об отделении церкви отгосударства и школы от церкви, опубликованный 23 января 1918г. // Поли. собр. соч., Т.43, 561 с.

60. Ленин В.И. Предложение к проекту постановления Пленума ЦК РКП(б) о пункте 13 Программы партии. // Поли. собр.соч.,т. 54, -863 с.

61. Ленин В.И. ПСС., т. 15, 583 с. Ленин В.И. ПСС., т.43, - 561 с.

62. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. ПСС, т.45. Магомедов A.M. Алибек Тахо-Годи. Махачкала, Дагиз, 1993 -512 с.

63. Маркс К., Энгельс Ф. Письмо К.Маркса. Немецко-французский ежегодник. // Соч., т.1, 698 с.

64. Маркс А., Энгельс Ф. Людвиг Фейербах. Конец немецкой классической философии. Соч., т. 14, 897 с. Маркс К., Энгельс Ф. Заметки о Германии. Соч., т. 18 - 600 с. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные письма. М., Госполитиздат, 1947.-535 с.

65. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т.21. 745 с. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23. - 907 с. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.45. - 633 с.

66. Митрохин Л.Н. Философия религии. М. Республика, 1993- 416 с. Монтгомери У. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 128 с.

67. Муслимов С.Ш. От свободомыслия к научному атеизму: процесс секуляризации и атеизации общественного сознания народов Северного Кавказа. Изд-во РГУ, 1987.- 176с. Научный атеизм, религия и современность. Москва, изд-во Наука. 1987.-334 с.

68. Научный сборник кафедры основ религиоведения. ДГУ, Махачкала, 1994.

69. Нурилова А.З. Философские проблемы аврааматического монотеизма. Автореферат диссертации канд. философ, наук. Махачкала, 2001.- 24с.

70. О вере и неверии. Мысли о религии и атеизме. Сост. М.Скибицкий. М.: Политиздат, 1982. 240 с. О недостаточной постановке антирелигиозной работы. Постановление ЦК КПСС. КПСС в резолюциях и документах. М., Политиздат, 1954.

71. Омарова М.М. Осуществление свободы совести в Дагестане: этапы и противоречия. Автореферат диссертации канд. философ, наук. Махачкала, 1995. 20 с.

72. Очерки научного атеизма. Махачкала, Дагиз, 1967. -116 с. Панова В., Бахтин Ю. Жизнь Мухаммеда. М.: Политиздат, 1990.-496с.

73. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. Изд-во Ленинградского университета, 1966. 400 с. Пинкевич В.К. Проблемы свободы совести в России в начале XX века. // М., Изд-во РАГС, 1999.

74. Попова М.А., Филиппова Е.И. Духовный мир личности и атеизм. М., 1979.- 61с.

75. Постановление ЦК КПСС "О недостаточной постановке антирелигиозной работы". КПСС в резолюциях и доктринах. М., Политиздат. 1954.

76. Постановление ЦК КПСС "О преподавании в вузах научного атеизма. КПСС в резолюциях и документах. М.: Политиздат, 1964. Приложение № 2. // Воззвание СНК "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока".

77. Савина Т.Б. Всегда ли существовала религия? Махачкала, Дагиз, 1963.- 12с.

78. Саидов С.М. Культ святых и особенности его проявления в исламе. Автореферат диссертации канд. философ, наук . Махачкала, 1997. 20с.

79. Самурский Н. Дагестан. M-JL, Госиздат, 1925. 63 с.

80. Самурский Н. Гражданская война в Дагестане. М., 1925.

81. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М., 1963. 244 с.

82. Собрание указаний и распоряжений от 19 декабря 1917 г., № 6.

83. Сорокин П. Система социологии. С-Петербург, 1920. Т.2. -500 с.

84. Стегун Ф.А. О построении рая на земле. // Вопросыфилософии, № 1,1997.

85. Тахо-Годи А. Советский Дагестан, № 1, 1990.

86. Тахо-Годи А. Советский Дагестан, № 2, 1990.

87. Тахо-Годи А. В борьбе за советскую школу в Дагестане. //

88. Просвещение национальностей, № 1, 1931.

89. Тахо-Годи А. Национальную школу на уровеньсоциалистического строительства. // Революция внациональности. / Совет национальностей ЦИК СССР икоммунистической академии. М. 1935.

90. Тахо-Годи. Революция и контрреволюция в Дагестане. М.1. Дагиз, 1927.-208 с.

91. Тахо-Годи. Национальную школу на уровень социалистического строительства. М. 1935.-43 с.ат-Тамими Мухаммад ибн Сулейман. Книга единобожия.- Баку: изд-во Абилова, Зейналова, 1997.-50 с.

92. Тематический список рекомендательной литературы по курсу основ религиоведения (для студентов, аспирантов и соискателей). Махачкала, ИЛУ ДГУ, 1998. 31 с.

93. Тойнби А.Д. Постижение истории. Сборник. М., 1991. 477 с.

94. Трофимчук Н.А. Защита религиозных свобод в контексте внешней политики США. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. / Изд-во РАГС, М., № 4. 1999. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. Изд-во "Мысль", М. 1985.-270 с.

95. Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии. М., 1965.

96. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами. ССКТ. Тифлис, 1970. 24 с.

97. Философия: учебник для высших учебных заведений.

98. Ростов-на- Дону: Феникс, 1997. 576 с.

99. Философия и религия на зарубежном Востоке XX в. М., 1985.

100. Фролова Е.А. Ранний ислам, его социальная сущность иисторическая роль. // Наука и религия, №10.-1971.

101. Хаксли Дж. Религия без откровения. М. "Знание", 1992. Переводизд.: Religian without revelation (Julian Huxley, New York).

102. Хрущев H.C. Сборник речей. M. 1958 г. 400 с.

103. Чанышев А.Н. Гегель о возникновении философии. // Вестник

104. МГУ. Серия: философия, № 1. 1974.

105. Шайдаева Г.М. Исламская мораль: иллюзии и реальность.

106. Махачкала, Дагиз, 1990. 159 с.

107. Шайдаева Г.М. Критика современных истолкований исламскогоучения о нравственности. // Атеизм и религия в современнойидеологической борьбе. / Межвузовский научно-тематическийсборник. ДГУ, 1988. 120 с.

108. Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.

109. Шах Идрис. Суфизм. М., 1994. 448 с.

110. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане. Махачкала., 1969.-28 с.152

111. Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М. Дагестанские исторические сочинения. М.: "Наука", 1993. 301 с.

112. Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992.

113. Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979. 182 с.

114. Яблоков И.Н. Лекции по религиоведению. Изд-во МГУ, Москва. 1988.- 138 с.

115. Яковлев А.Н. Коммунист. М., 1987. №8.-8 с.

116. Ярославский Е. Против религии и церкви. М., 1933. Т.2, 330 с.

117. Ярославский Е. Коммунизм и религия. М., ГАИЗ, 1941. 32 с.

118. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1966.-56с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.