Религиозная преступность: уголовно-правовые и криминологические проблемы тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.08, кандидат юридических наук Башкатов, Леонид Дмитриевич

Диссертация и автореферат на тему «Религиозная преступность: уголовно-правовые и криминологические проблемы». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 109145
Год: 
2001
Автор научной работы: 
Башкатов, Леонид Дмитриевич
Ученая cтепень: 
кандидат юридических наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
12.00.08
Специальность: 
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
Количество cтраниц: 
224

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Башкатов, Леонид Дмитриевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Развитие уголовного законодательства об ответственности за религиозные преступления в России.

§1. Церковно-государственный дуализм в истории уголовно-правовой борьбы с религиозной преступностью.

§ 2. Этап государственно-церковного монизма в уголовной политике

России.

§ 3. Советский и постсоветский этап в развитии уголовного законодательства об ответственности за религиозные преступления.

Глава 2. Религиозное преступление: понятие, виды, показатели, видовой состав.

§1. Понятие, виды и показатели религиозных преступлений.

§2. Проблема выделения видового состава религиозного преступления.

Глава 3. Криминологическая характеристика религиозных преступлений.

§1. Социальные причины и условия религиозной преступности и основные направления ее предупреждения.

§2. Индивидуальные причины и условия религиозного преступного поведения и отдельные методы профилактики.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Религиозная преступность: уголовно-правовые и криминологические проблемы"

Актуальность темы исследования. Определяется тем, что в период перестройки и постперестройки в России существенным образом изменились государственно-конфессиональные отношения — от самого строгого контроля со стороны государства за регистрацией и деятельностью различных религиозных конфессий до полного беспредела в этой сфере как в области правового регулирования, так и в практической деятельности государственных органов, призванных осуществлять контроль за законностью деятельности разных видов церкви. В частности, Закон РСФСР от 25 октября 1990г. № 267-1 «О свободе вероисповедания» в ст. 20 предусматривал упрощенный порядок регистрации новых религиозных объединений. Ст. 8 этого Закона предусматривает: «На территории РСФСР не могут учреждаться исполнительные и распорядительные органы государственной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализаций права граждан на свободу вероисповедания». Ст. 11 этого Закона устанавливает вместе с тем: «Государственный контроль за соблюдением законодательства о свободе вероисповеданий в РСФСР осуществляется Советами народных депутатов, а также соответствующими правоохранительными органами согласно установленной им Законом компетенции. Осуществление государственного контроля иными государственными органами, политическими партиями и должностными лицами запрещается». Результатом этого явилось обвальное распространение самых разнообразных религиозных объединений, в том числе и самых опасных из них - сатанинских, оккультных и пр.

В России исторически мирно сосуществовали такие мировые религии как буддизм, иудаизм, христианство, ислам. Массовое возникновение разнообразных религиозных конфессий вызвало и обострило существовавшие межрелигиозные противоречия и конфликты, которые требуют официального разрешения.

В уголовном законодательстве отсутствуют не только раздел, но и глава, которую можно было бы назвать как «религиозные преступления».

Изучение межрелигиозных, государственно-религиозных противоречий, выяснение механизма, работающего в направлении совершения религиозных преступлений и принятие соответствующих профилактических мер будет способствовать выявлению, устранению, нейтрализации и компенсации негативных явлений и процессов, функционирующих в духовной сфере общества.

Религиозная преступность, проблемы религиоведения, особенно в последнее время, стали объектом пристального внимания не только ученых -юристов, психологов, социологов, философов, религиоведов, теологов и богословов, но и журналистов, а их глазами - и средств массовой информации. Хотя бы в одной теле- или радиопередаче, журнальной или газетной публикации ежедневно появляется информация, чаще всего искаженная, ненаучная о религиоведческих проблемах общества. Подобное обстоятельство вовсе не снижает, а, наоборот, повышает актуальность именно научного исследования этого типа преступности. В связи с этим возрастает роль частной криминологической теории - криминотеологии, появление которой связано со спецификой детерминации и особенностями профилактики преступлений в духовной сфере общества.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена также потребностями разработки и реализации законодательства в этой сфере.

Степень научной разработанности проблемы. Можно выделить несколько направлений исследований, так или иначе затрагивающих объект диссертационного: 1) Прежде всего это работы авторов, посвященные методологическим проблемам криминологии - Алексеева А.И., Антоняна Ю.М.,

Бабаева М.М., Гилинского Я.И., Горяинова К.К., Гурова А.И., Гуськова В.И., Долговой А.И., Зелинского А.Ф., Иващенко А.П., Игнатенко В.И., Иншакова С.М., Карпеца И.И., Коробейникова Б.В., Кудрявцева В.Н., Кузнецовой Н.Ф., Лунеева В.В., Ноя И.С., Ратинова А.Р., Сахарова А.Б., Стручкова Н.А., Филимонова В.Д., Филимонова О.В., Хохрякова Г.Ф., Шаргородского М.Д., Шестакова Д.А., Шмарова И.В., Эминова В.Е., и др. 2) Криминологическим проблемам религии посвящены работы: Байдакова Г.П., Витвицкой С.С., Ен-галычева В.Ф., Карасева М.В., Касторского Г.Л., Касторской Е.В., Кондратюка Л.В., Лукьянова С.А., Старкова О.В., Тихонравова Ю.В., Хвыля-Олинтера А.И., Яковлева A.M. и др. 3) Религиозным уголовно-правовым системам, а также уголовно-правовому анализу религиозных преступлений посвящены работы дореволюционных и современных российских, а также зарубежных авторов - Белогриц-Котляревского Л.С., Боронбекова С., Еремина В.Н., Жалинского А.Э., Игнатова А.Н., Кистяковского, Ковалева М.И., Красикова Ю.А., Малкова В.П., Никулина С.И., Лохвицкого, Незнамовой З.А., Пилявца В.В., Побегайло Э.Ф., Познышева С.В., Решетникова Ф.М., Семерневой Н.Н., Таганцева Н.С., Фридмэна Л., Шевкопляс Е.М., Яцеленко Б.В., и др. 4) Преступность в сфере религии является объектом изучения и богословов - Дворкина А.Л., Кривельской Н.В., Куликова И., Кураева А. (диакона), Соколова (протоирея Федора), и др. 5) Проблемам криминотеоло-гии посвящены работы и психиатров - Былева А.Е., Демоновой Д.П., Кондратьева Ф.В., Овсянникова М.В., и др. 6) Следует выделить и работы религиоведов, так или иначе затрагивающих проблемы преступности —Манацкова И.В., Радугина А.А., Угриновича Д. М., Филимонова Э.Г., Чернышенко А.А., Яблокова И.Н., и др. 7) Государственно-правовым, историко-правовым и фи-лософско-правовым проблемам религиоведения посвящены работы Арсень-евой Г.В., Бокарева С.Н., Волкова Е.Н. и др.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что полученные в разные годы данные не носят характера абсолютной точности и непротиворечивости. Коррективы, вносимые социальными процессами и явлениями, требуют дальнейших научных изысканий в данном направлении.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является определение основных направлений предупреждения религиозных преступлений на основе уголовно-правового и криминологического анализа.

Основными задачами исследования являются:

- изучение понятия, видов, показателей и закономерностей религиозной преступности;

- проведение криминологического анализа социальных, внутренних и внешних, причин и условий религиозной преступности;

- изучение индивидуальных, внутренних и внешних, причин и условий религиозного преступного поведения;

- исторический уголовно-правовой анализ проблемы религиозных преступлений в России;

- определение видового состава религиозного преступления на основе анализа действующего уголовного законодательства.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем на основе эмпирического исследования и теоретического анализа предлагается установить:

1. К религиозным преступлениям, вероятно, следует относить только те, где содержится упоминание «религии» в том или ином ее аспекте. Предлагается впервые обосновать, что следует выделять три их вида: а) групповые, т.е. составы, где содержится упоминание совершения религиозного преступления группой лиц, объединением, смешанной группой или против группы лиц по их отношению к религии (ст. 239, 357, 136 УК РФ); б) религиозные преступления, совершаемые исключительно по мотиву «религиозной ненависти или вражды» (ст. 105 ч,2 п. «л», 111 ч.2 п. «е», 112 ч.2 п. «е», 117 ч.2 п. «з», 244 ч.2 п. «б» УК РФ); в) посягательства на религиозное равноправие граждан (ст. 136, 282, 148 УК РФ).

2. Из анализа истории развития уголовно-правового регулирования религиозной сферы российского общества впервые предлагается выделять пять стилей: 1) церковно-государственный дуализм или «Богоизбранная и Бого-мудрая двоица», что означает равноправие церкви и государства - решения церкви являются государственными, а государственные, в свою очередь, в то же время и церковными. Этот период продолжался с момента начала триумфального шествия православия по территории России и объяснялся сильным византийским влиянием не только в сфере духовных отношений, но и правовых. 2) этап государственно-церковного монизма, что означает безусловное верховенство государства над церковью - церковь терпима государством по стольку, по скольку реализует государственную политику. Этот период продолжался с момента принятия Воинских артикулов 1715г. Петра I и до 1918г. 3) период воинствующего государственного атеизма, который начался с момента принятия Конституции РСФСР 1918г. и УК РСФСР 1922г., официально названный как этап провозглашенной свободы совести -церковь отделяется от государства, школа от церкви, государственной "религией" становится атеизм. 4) этапы относительной религиозной свободы, которые продолжались с УК РСФСР 1960г. до принятия Закона РСФСР от 25 октября 1990г. «О свободе вероисповедания», а затем опять с принятием УК РФ 1996г. и Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" 26 сентября 1997г., что означает религиозную свободу для всех религиозных культов, не посягающих на права, свободы, интересы граждан. 5) период абсолютной религиозной свободы, который продолжался с момента принятия Закона РСФСР от 25 октября 1990г. «О свободе вероисповедания» и по 1997г., когда в религиозной сфере не действовали практически никакие правовые запреты, в результате чего получили развитие самые опасные, например, сатанинские, секты.

3. Впервые в диссертации обосновывается, что в УК РФ следует выделить главу и, соответственно, в теории уголовного права видовой состав религиозного преступления. Тогда видовой объект религиозного преступления - это религиозная свобода. Следует проанализировать объективную сторону всех религиозных преступлений и выделить ее общие черты, а также доказать, что субъект видового уголовно-правового состава религиозного преступления это по действующему уголовному законодательству, как правило, лицо физическое, вменяемое, достигшее возраста 16 лет, не обладающее признаками специального субъекта.

4. Субъективная сторона видового уголовно-правового состава религиозного преступления, вероятно, должна заключаться прежде всего в форме прямого умысла, который означает, что лицо осознает, что посягает на религиозную свободу граждан, предвидит, что в результате этого посягательства возможно или неизбежно будут нарушены права и законные интересы граждан, в частности, на жизнь и здоровье, вероисповедание, равноправие и т.п. и желает, чтобы эти последствия наступили. В результате уголовно-правового анализа необходимо сделать предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства.

5. Социальные причины и условия предлагается делить на внутренние причины религиозной преступности и в качестве таковых впервые проанализировать противоречия в сферах социального религиозного бытия и религиозного общественного сознания. Внутренние социальные условия религиозной преступности рассмотреть в качестве как объективных, так и субъективных проблем, трудностей, недостатков развития религии в нашем обществе. Внешние общесоциальные причины преступности в стране раскрыть в качестве подрывной международной деятельности разведывательных и иных специальных служб других государств, результатом которой являются религиозный терроризм и иные политические и религиозные преступления; транснациональная религиозная преступность и др. Внешние общесоциальные условия религиозной преступности следует раскрыть как воздействие на противоречия сферы общественного бытия через создание экономических трудностей для развития страны и тем самым содействие выходу политической энергии людей в религиозной сфере, прежде всего в экстрасенсорной, сектантской; религиозное давление со стороны, например, США с целью внедрения протестантизма и мн. др.; а также как воздействие на противоречия в сфере общественного сознания через клевету на православие и вообще христианство, на ислам, буддизм, иудаизм, разжигание межрелигиозных противоречий и др.

6. Впервые предлагается установить уровень латентности религиозной преступности; удельный вес членов сатанинских и языческих сект, являющихся преступниками; отношение к возможному наказанию; место в латентной преступности сектантов преступлений, предусмотренных ст. 244, 228, 117,158, 243, 163 УК РФ.

7. Предлагается в качестве внутренней причины рассмотреть криминогенную ценностную ориентацию и впервые установить место такой ценности, как «зло, тьма, дьявол», его соотношение с равнодушием к жертве преступления в механизме религиозного преступного поведения; в качестве внутренних условий - профессиональное образование, наличие ученой степени или звания; отсутствие внутренней связи с семьей, слабое «Я» или эмоциональную нестабильность, слабое суперэго, самомотивацию, внешнюю естественность в поведении, тревожность; а в качестве внешней причины -управленческую религиозную криминогенную ситуацию, раскрыть ее структуру; в роли внешних условий - равнодушие окружающих, отсутствие потенциальных свидетелей, невозможность для жертвы оглашения этого факта и оказания сопротивления и др.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа направлена на дальнейшее развитие криминотеологии, формирование в конечном счете эффективной системы профилактики религиозных преступлений. Материалы исследования могут способствовать систематизации и развитию научных представлений о причинах и условиях религиозной преступности и религиозного преступного поведения, разработке видового состава этого вида преступлений на основе исторического и современного анализа уголовного законодательства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в нем выводы и предложения могут быть использованы в организации и функционировании системы профилактического воздействия, а также в учебном процессе, в системе переподготовки практических работников, при подготовке реформы религиозного законодательства.

Апробация результатов исследования. Выводы и рекомендации, касающиеся истории уголовно-правовой борьбы с религиозными преступлениями в России, их состава, причин и условий использовались в преподавательской деятельности в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова; докладывались на международной научно-практической конференции Российской криминологической ассоциации 3-4 апреля 2000г. в г. Москве по теме: «Преступность и власть»; опубликованы в монографии и статье.

Методология и методика исследования. В основу данного исследования положены системный, исторический, сравнительно-правовой методы. В работе широко использовалась литература по криминологии, социологии, религиоведению, теологии и богословию, нормативные документы по уголовному праву, публицистические материалы.

Объектом исследования выступают религиозные преступления.

Предметом диссертационной работы являются понятие, виды, показатели религиозных преступлений; история развития уголовно-правового законодательства в России, видовой состав религиозного преступления, причины, условия и профилактика религиозной преступности и преступного поведения.

Генеральной совокупностью являются все религиозные преступления, совершенные в России.

Выборочной совокупностью исследования являются преступления, совершенные членами религиозных сект на территории Рязанской и Московской областей. Место исследования было выбрано в связи с тем, что именно в этих регионах наиболее распространены тоталитарные секты, большей частью сатанинского и неоязыческого направления.

Исследование проводилось в два этапа. Первый этап - проведение разведывательного (поискового) исследования осуществлялось в 1999г. Основные задачи: уточнение объекта и конкретизация предмета исследования, апробация методов, определение и операционализация основных понятий. Реализация осуществлялась в Рязанской области. В процессе исследования осуществлялась корректировка его направлений. Применявшиеся методы: включенное и открытое наблюдение, анализ документов, контент-анализ, свободное интервью. Основными источниками информации первого этапа являлись: юридическая, психологическая, религиоведческая, теологическая и богословская, социологическая, криминологическая литература и нормативные акты, так или иначе регулирующие сферу духовной жизни общества; совершеннолетние мужчины - члены нелегальных религиозных сект, действовавших и действующих на территории Рязанской области.

Второй этап - аналитическое (основное) исследование. Основные его задачи: проверка основных гипотез исследования, раскрытие внутренних и внешних, социальных и индивидуальных причин и условий религиозных преступлений. Применявшиеся методы: анализ документов, включенное наблюдение, стандартизированное и свободное интервью, 16-ти Факторный вопросник Р. Кеттэлла. Основными единицами наблюдения второго этапа являлись: уголовное законодательство России с момента его возникновения и до наших дней; выборочное исследование - совершеннолетние мужчины, члены ряда тоталитарных сект в Рязани и Рязанской области, а также Москве и Московской области (всего исследовано 10 сект). Исследование осуществлялось в 1999-2000г. Было опрошено по стандартизированному и свободному интервью, разработанных автором, и 16-ти Факторному вопроснику Р. Кеттэлла 327 членов сект в Рязанской и Московской областях, из них 109, совершивших преступления. Стандартизированное интервью состояло из 25 вопросов, направленных на выявление причин и условий религиозного преступного поведения. Для изучения психических свойств личности был выбран 16-ти Факторный вопросник Р. Кеттэлла. Вопросник состоит из 187 вопросов. Сектанты предпочли компьютерный вариант. Р. Кеттэлл выделяет 16 первичных и 4 вторичных биполярных фактора, которые характеризуют разнообразные сочетания способностей, темперамента, мотивов и интересов. В целях получения максимально достоверных данных в методике предусматривалось наиболее оптимальное сочетание субъективных и объективных методов.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Свобода вероисповедания и религиозная свобода шире понятия свободы совести, которое, свобода совести, являясь более узким, чем предшествующие, все же более глубже их; свобода вероисповедания и религиозная свобода - понятия практически идентичные; нарушение, охраняемой уголовным правом свободы совести, не идентично понятию «религиозное преступление»; нарушение, охраняемой уголовным правом свободы вероисповедания и религиозной свободы, идентично понятию «религиозное преступление».

2. Из всех видов преступлений в ныне действующем УК РФ можно выделить всего десять религиозных (ст. 239, 357, 136, 148, 244 ч. 2 п «б», 117 ч.2 п. «з», 112 ч. 2 п. «е», 111 ч. 2 п. «е», 105 ч.2 п. «л», 282 УК РФ).

3. Есть только один «чисто» религиозный уголовно-правовой состав, т.е. посвященный исключительно посягательству на свободу совести и вероисповеданий, предусмотренный ст. 148 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий».

4. Следует выделить целую группу исключительно квалифицированных составов религиозных преступлений, когда в основном или общем составе религиозная специфика отсутствует (ст. 244 ч.2 п. «б», 105 ч.2 п. «л», 111 ч.2 п. «е», 112 ч.2 п. «е», 117 ч.2 п. «з» УК РФ).

5. Не только «мотив религиозной ненависти или вражды» должен фигурировать в качестве квалифицирующего обстоятельства, а совершение преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105, 111, 112, 117, 244 УК РФ в качестве «ритуала религиозного объединения».

6. Под религиозным преступлением следует понимать любое духовно-вредоносное, уголовно-противоправное, умышленное деяние, посягающее на религиозную свободу граждан или по мотиву религиозной ненависти или вражды, или в связи с исполнением религиозного ритуала.

7. Все причины и условия религиозных преступлений следует делить на социальные и индивидуальные, а те, в свою очередь, на внутренние и внешние.

8. Внутренние социальные причины религиозной преступности надо рассматривать как противоречия сфер общественного религиозного бытия и сознания; внутренние социальные условия — как проблемы, трудности, недостатки управления со стороны государства, общества, церкви духовной сферой общества; внешние социальные причины как религиозную преступность иностранцев, транснациональную и т.п.; внешние социальные условия в качестве внедрения со стороны зарубежных стран своих религиозных конфессий, пропаганды против православной церкви, ислама, иудаизма, буддизма, проповедуемых в России.

Структура диссертационной работы.

Цель и задачи исследования определили структуру работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения - стандартизированного интервью. Объем работы без библиографии и приложения составляет 203 страницы машинописного текста. Список использованной литературы включает 388 наименований.

Заключение диссертации по теме "Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право", Башкатов, Леонид Дмитриевич

В заключение данного диссертационного исследования следует сделать некоторые выводы.

Религиозная свобода должна включать в себя: право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию; право не исповедовать никакой религии; право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения; право действовать в соответствии с религиозными убеждениями; право пропагандировать религиозные убеждения и распространять их любым, не запрещенным законом путем; право осуществлять религиозное, атеистическое и т.п. воспитание и образование; право совершать религиозные обряды и культы; право менять религиозное вероисповедание; право создавать новое религиозное вероисповедание; право на благотворительную и любую, не запрещенную законом общественную деятельность; право на равенство всех граждан перед законом и правосудием независимо от религиозного вероисповедания.

Религиозное преступление - это духовно-вредоносное, уголовно-противоправное, умышленное деяние, посягающее на религиозную свободу граждан или по мотиву религиозной ненависти или вражды, или в связи с исполнением религиозного ритуала.

Признаками церковного преступления являются: нарушение канонов той или иной церкви, их переступление\ эти преступления могут совершать только члены той или иной церкви - священнослужители и прихожане; санкции церковные имеют особую специфику - это или ссылка на наказание после смерти, ад или рай и др.

Следует выделить такой вид религиозных преступлений как групповые, т.е. составы, где содержится упоминание совершения религиозного преступления группой лиц, объединением, смешанной группой или против группы лиц по их отношению к религии - (ст. 239 ч.1; 357; 136 УК РФ). Можно выделить религиозное преступление по мотиву «религиозной ненависти или вражды» - (ст. 105 ч.2 п. «л»; 111 ч.2 п. «е»; 112 ч.2 п. «е»; 117 ч.2 п. «з»; 244 ч.2 п. «б» УК РФ). Кроме того, есть посягательства на религиозное равноправие граждан - ст. 136; 282; 148 УК РФ.

Кроме того, из всех преступлений можно выделить всего десять религиозных (ст. 239, 357, 136, 148, 244 ч. 2 п «б», 117 ч.2 п. «з», 112 ч. 2 п. «е», 111 ч. 2 п. «е», 105 ч.2 п. «л», 282 УК РФ); в УК РФ нет ни специального раздела, ни отдельной главы религиозных преступлений — все они разбросаны практически по всем разделам и главам УК РФ (по четырем из шести разделов и по пяти главам из девятнадцати Особенной части УК РФ); есть только один «чисто» религиозный уголовно-правовой состав, т.е. посвященный исключительно посягательству на свободу совести и вероисповеданий, предусмотренный ст. 148 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий».

Из анализа официальных статистических показателей религиозных преступлений вытекает: зарегистрированные современные религиозные преступления малочисленны; обычно фактов в несколько раз больше, чем лиц, привлеченных к уголовной ответственности; осужденных за религиозные преступления или мало, или их совсем нет, необходимо создание специализированных подразделений по борьбе с ними.

Анализ истории уголовно-правового регулирования религиозных преступлений показывает, что в основе возникновения понятий «церковное» и «религиозное преступление» служит византийский Лишанский эдикт 313г. Константина и Лициния. Россия вместе с православием из Византии восприняла и ее церковно-светское право. Полный свод этого права назывался «Кормчие книги» и в различных списках включал в себя множество разнообразных источников.

Анализ Устава святого князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных (начала XI века, предположительно 995-1011г.) и других княжеских уставов законодательства Древней Руси приводит к некоторым выводам. Так, прежде всего в этих нормативных актах, как и в других, ему подобных, церковное преступление, преследуемое исключительно церковью и по церковному праву, приравнивалось с религиозным преступлением, регулируемым светскими законами. В период зарождения православия на Руси это вполне объяснимо. Данный стиль уголовно-правового регулирования назван как церковно-государственный дуализм. В этих уставах сделаны попытки уйти от влияния византийских Кормчих книг. Это проявилось во введении русской системы наказаний - преимущественно имущественные санкции и отказ от широкого применения телесных наказаний, смертной казни, практиковавшихся в Византии. Кроме того, это отразилось и на отдельных составах религиозных правонарушений - отказ от некоторых византийских составов и введение своих, русских, например, ссылка на воровство жены, в том числе в церкви, как основание для развода, отсутствует в византийских источниках. Вместе с тем, представляется удивительным столь древнее возникновение этих юридических источников, значительно раньше, чем у многих других народов, попытки кодификации правовых обычаев. Кроме того, привлекает внимание иногда очень интересная формулировка норм, например, «урекание», преследуемое только в трех видах - «бранным словом, обвинением в изготовлении зелий и в еретичестве» и т.п. Преследуются прежде всего древнерусские языческие обычаи, в частности, «кто молиться под овином, или в рощеньи, или у воды». Запрещаются различные формы влияния на людей, что церковь видит исключительно своей прерогативой, например, «зелейничество», ведь использование для лечения различных трав издревле было принято на Руси, но церковь полагает, что только она может лечить людей, и то, большей частью, духовно. Преследуются различные виды и разновидности колдовства. Иначе говоря, о религиозной свободе, тем более в период зарождения православия на Руси, говорить не приходится.

В Соборном Уложении 1649г. Алексея Михайловича впервые выделена самостоятельная глава, где объединены почти все религиозные преступления и называется она «Глава I. А в ней 9 статей о богулниках и о церковных мятежниках». Все религиозные преступления можно разделить на три типа: а) богохуление; б) церковный мятеж; г) совращение и вероотступничество.

Артикул воинский 1715г. Петра I посвящает религиозным преступлениям две главы и 17 Артикулов и можно выделить четыре типа религиозных преступления: 1) Чародейство (впервые устанавливался как материальный состав религиозного преступления) 2) В артикулах 3-8 детально регламентировано богохульство. 3) Церковный мятеж, т.е. нарушение общественного порядка, урегулированного церковными правилами. 4) Преступная деятельность священнослужителей (артикулы 14, 15). Таким образом оформился новый стиль уголовно-правовой охраны религиозной сферы, который можно назвать как этап государственно-церковного монизма, что означает безусловное верховенство государства над церковью. Церковь при этом государственный институт и реализует государственную политику. Этот период начался с момента принятия Воинских артикулов 1715г. Петра I и продолжался до 1906г.

Уголовно-правовое регулирование религиозной сферы имеет по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845г. несколько общих особенностей: 1) целый раздел посвящен религиозным преступлениям, причем, как и наиважнейший, ибо следует сразу же за общей частью и объясняется это тем, что Россия того времени была государством религиозным, преимущественно православным; 2) подавляющая многочисленность статей (81), частей статей, глав (5), которые в большинстве своем еще и разделены на отделения, при этом такого обилия статей не было ни в предшествующих, ни в последующих уголовно-правовых нормативных актов; 3) многие нормы содержат указания на наказания не только уголовные и исправительные, но церковные, а также телесные и типично гражданско-правовые; 4) в уложении выделено пять типов религиозных преступлений, названных в разделе втором «О преступлениях против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений». Затем следует анализ главы второй «О нарушении ограждающих веру постановлений» Уголовного уложения 1903г.

В УК РСФСР 1922г. (глава III) и 1926г. (глава IV) была выделена отдельная глава, посвященная религиозным преступлениям, которая имела одинаковое название: "Нарушение правил об отделении церкви от государства" и семь статей в УК РСФСР 1922г. и шесть статей в УК РСФСР 1926г. В ст. 121 УК РСФСР 1922г. определена уголовная ответственность за «преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах», а в ст. 122 УК РСФСР 1926г. к этому тексту добавлено лишь «или с нарушением установленных для этого правил». Здесь было закреплено равенство всех религий, т.е. свобода совести - ни одной не отдавалось предпочтения. Фактически лишь одна «религия» - атеизм, т.е. неверие в никакого Бога или Богов была провозглашена единственно верной, и это всячески, хотя и исподволь, подчеркивалось. Следующий состав преступления дублируется по двум УК -«совершение обманных действий с целью возбуждения суеверия в массах населения, а также с целью извлечь таким путем какие-либо выгоды» (ст. 120 УК 1922г. и ст. 123 УК 1926г.). Следующая норма также повторяется почти буквально - «всякое принуждение при взимании сборов в пользу церковных и религиозных организаций или групп» (ст. 122 УК 1922г. и ст. 124 УК 1926г.), но нет ответственности за принуждение при взимании сборов в пользу атеистической, антирелигиозной организации или группы. Новый состав преступления сформулирован также идентично - «присвоение себе религиозными или церковными организациями административных, судебных или иных публично-правовых функций и прав юридических лиц» (ст. 123 УК 1922г. и ст. 125 УК 1926г.). Эта норма лишала церковь любого вероисповедания иметь свое церковное право, церковную и судебную юрисдикцию, административную власть. Но, мало того, она лишала церковь и гражданско-правового статуса юридического лица. Пятый вид религиозного преступления также сформулирован одинаково - «совершение в государственных учреждениях и предприятиях религиозных обрядов, а равно помещение в этих зданиях каких-либо религиозных изображений» (ст. 124 УК 1922г. и ст. 126 УК 1926г.). Шестая разновидность - это «воспрепятствование исполнению религиозных обрядов, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан» (ст. 125 УК 1922г. и ст. 127 УК 1926г.). Данный состав преступления материальный. Ответственность наступает, если религиозный обряд был прерван. Этот состав единственно последовательно охранял свободу совести.

УК РСФСР 1960г. отражает тот же уголовно-правовой стиль, но, как и в УК 1996г., нет отдельной главы, посвященной религиозным преступлениям. Количество религиозных преступлений сократилось вдвое, и они размещены в двух разных главах. Вместе с тем, две нормы повторяются и появляется лишь одна новая, причем, их осталось всего три.

Из анализа видового состава религиозных преступлений вытекает: 1) Следует ввести в раздел VII «Преступления против личности» УК РФ главу «Религиозные преступления» и перенести туда нормы, предусмотренные ст.

148, 239, 244 и др. 2) Все религиозные преступления имеют один родовой объект - личность, один видовой - религиозная свобода (личности, общества, государства) и, по меньшей мере, два непосредственных: право на свободу совести, а другой - меняется - это или жизнь, или здоровье, или др. 3) В ст. 148 УК РФ следует расширить понятие организации до религиозного объединения с тем, чтобы уравнять в правах религиозные группы с религиозными организациями. 4) Воспрепятствование совершению религиозных обрядов в соответствии со ст. 148 УК РФ может осуществляться как относительно обрядов религиозных организаций, так и групп. 5) Норма, предусмотренная ч. 2 ст. 239 УК РФ, кроме деяния «пропаганда» нуждается в дополнении деянием «агитация». 6) Три нормы, предусмотренные ст. 282, 136, 357 УК РФ образуют три ступени нарушения религиозного равноправия граждан. 7) Деяние, предусмотренное ст. 136 УК РФ - нарушение равноправия граждан в зависимости от отношения к религии может заключаться как в действии - создании препятствий для реализации права или законного интереса, так и в бездействии - непредоставлении гражданам возможности реализовать свои права. 8) Если в результате возбуждения религиозной вражды была полностью или частично уничтожена религиозная группа, то действия по возбуждению религиозной вражды должны квалифицироваться как подстрекательство к геноциду по ст. 33 и 357 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 282 УК РФ не требуется. 9) Почти все составы религиозных преступлений формальные, если исключить квалифицированные, и один состав, предусмотренный ст. 136 УК РФ. 10) Субъективная сторона всех религиозных преступлений должна включать в УК РФ указание на мотив религиозной ненависти или вражды. 11) Поскольку ритуальное насилие представляет собой повышенную опасность, поэтому п. «л» ч. 2 ст. 105; п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «е» ч. 2 ст. 112, п. «з» ч. 2 ст. 117, п. «б» ч. 2 ст. 244. УК РФ должны быть дополнены «либо в соответствии с религиозным ритуалом». 12) Исторический и сравнительно-правовой анализ убеждают нас в том, что хищение священных или освященных с точки зрения той или иной конфессии предметов из церкви, молитвенного дома или иных подобных мест должно быть приравнено к хищению предметов, имеющих особую ценность и следует изменить ч. 1 ст. 164 УК РФ, добавив «или религиозную ценность»; кроме того, умышленное уничтожение или повреждение имущества, имеющего религиозную ценность, должно быть квалифицированным и следует изменить ч. 2 ст. 167, добавив «Те же деяния, совершенные относительно имущества, имеющего религиозную ценность, а равно.».

Из первой группы социальных причин религиозной преступности следует выделить экономические противоречия общества: между развитием собственного, в частности, монастырского производства до производства и сбыта наркотиков, чем занимаются секты; между экономическими укладами различных видов церкви и религий и др. Политические противоречия общества между политикой государства и религиозных конфессий, что определяет: с одной стороны, наличие религиозных государств, которые, как правило, реакционны и апартеистичны - ограничивают в правах иноверцев, что порождает и подпитывает в религиозном сознании монотеизм; с другой — полное отделение церкви от государства вызывает преследование различных видов церкви, а тем более любых сект, что порождает и подпитывает в религиозном сознании воинствующий атеизм; в-третьих, так называемое демократическое государство создает основу для развития множества видов церкви или абсолютную религиозную свободу, в том числе самых античеловечных, сатанинских, а в религиозном сознании воспитывает политеизм; в- четвертых — частичная политическая связь одного вида церкви, например, православия, с политикой государства при отсутствии законодательного закрепления этого явления также подпитывает монотеизм и может стать основой для межрелигиозных войн, ибо демонстрирует неравенство религий в многорелигиозном государстве. Из второй группы - противоречий в сфере религиозного сознания - это борьба, вплоть до митингов и военных конфликтов между обрядами, ритуалами атеизма, монотеизма, политеизма; национализм и шовинизм; религиозная вражда, ненависть в общественном сознании, а равно исключительность, превосходство или неполноценность граждан по признаку их отношения к религии и др. Внутренние социальные условия религиозной преступности - объективные: географическое расположение России в Европе и Азии и поэтому впитание и развитие, причем, объективное, религиозной европейской и азиатской культуры; многонациональный и полирелигиозный состав населения и др.; субъективные условия: недействующие или плохо функционирующие экономические программы государства и, соответственно, проколы в управлении экономикой сказываются прежде всего в обнищании народа, в формировании его неверия ни в одну политическую, экономическую идею и уход в религию, ибо изначально религиозное сознание в обществе формировалось на основе страха людей перед неизвестностью, силами природы; управление религиозным или атеистическим воспитанием через а) систему государственной политики, б) средства массовой информации; охрана, регулирование, стимулирование развития религиозной свободы граждан государства через систему религиозного права, юридических норм; деятельность системы уголовной юстиции в борьбе с религиозной преступностью, учитывая то, что церковь в соответствии с Конституцией России отделена от государства. Внешние социальные причины религиозной преступности: деятельность спецслужб других государств, результатом которой являются религиозный терроризм, шпионаж и иные преступления; преступность иностранцев, выражающаяся в нарушении религиозного равноправия граждан, в возбуждении религиозной вражды, в геноциде, в организации религиозных объединений, посягающих на личность и права граждан и др. Внешние социальные условия религиозной преступности: 1) воздействие на противоречия сферы общественного бытия: а) создание экономических трудностей для развития страны и тем самым содействие выходу политической энергии людей в религиозной сфере, прежде всего в экстрасенсорной, сектантской; б) религиозное давление со стороны, например, США с целью внедрения протестантизма и мн. др.; 2) воздействие на противоречия в сфере общественного сознания, например, клевета на православие и вообще христианство, на ислам, буддизм, иудаизм, разжигание межрелигиозных противоречий.

Внутренней причиной религиозного преступного поведения является криминогенная ценностная ориентация, в которой ведущую роль играет вера во тьму, зло, Дьявола и равнодушие к потерпевшему; внутренними условиями - профессиональное образование, отсутствие внутренней связи с семьей, слабое «Я» или эмоциональная нестабильность, слабое суперэго, самомотивация, внешняя естественность в поведении, тревожность; внешней причиной - управленческая религиозная криминогенная ситуация; внешними условиями - равнодушие окружающих, отсутствие потенциальных свидетелей, невозможность для жертвы оглашения этого факта и оказания сопротивления. Из методов общей профилактики выделяются: решение кадрового вопроса среди ^сотрудников специализированного подразделения, если оно будет создано; судебно-религиоведческая экспертиза, консультирование и др. Из методов индивидуальной: выяление и изучение при помощи включенного наблюдения, интервью, тестов и т.п.; компьютерный учет всех нелегальных и легальных сект и их членов; оперативный контроль; переориентирование, задержание и др., учитывая то, что почти все члены нелегальных сект преступники.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Башкатов, Леонид Дмитриевич, 2001 год

1. Нормативные документы и комментарии

2. Конституция Российской Федерации. Сборник нормативных актов. М.: "Проспект", 1997.- 356 с.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №25. Ст.2954.

4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации //Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №2. Ст. 198.

5. Федеральный закон Российской Федерации "Об исполнительном производстве" от 4 июня 1997г. //Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №30. Ст.3591.

6. Федеральный закон Российской Федерации "О судебных приставах" от 4 июня 1997г. //Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №30. Ст.3590.

7. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР: Утвержден Законом РСФСР от 27 октября 1960г.// Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592. (с изм. и доп. на 1 января 1997г.). М.: "Проспект", 1997.-387с.

8. Закон РСФСР от 18 апреля 1991г. "О милиции"//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1992. № 16. Ст. 503.

9. Закон РСФСР "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы'У/Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992.№ 33. Ст. 1316, 1317.

10. Закон " О предприятиях и предпринимательской деятельности " от 25 декабря 1990 г. ( Ведомости Верховного совета РСФСР, 1990, № 30, ст. 418).

11. Федеральный закон "Об общественных объединениях " от 19 мая 1995 г. ( Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21,ст. 1930 ).

12. Федеральный закон " О благотворительной деятельности и благотворительных организациях " от II августа 1995 г. ( Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 33, ст. 3340 ).

13. Федеральный закон " О некоммерческих организациях " от 12 января 1996 г. ( Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145 ).

14. Федеральный закон " О свободе совести и о религиозных объединениях " от 26 сентября 1997г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465).

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. " О лицензировании отдельных видов деятельности " ( Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 1, ст. 69).

16. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Под общ. ред. Ю.И.Скуратова, В.М. Лебедева. М.: Издательская группа ИН-ФРАМ-Норма, 1996.-832 с.

17. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Под общ. ред. А.В.Наумова. М.:Юристъ,1996.-824с.

18. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А. В. Наумов. 2-е изд., перераб. И доп. - М.: 1999. - 864 с.

19. Уголовный кодекс Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрид. лит., 1998. 768с.

20. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юрид. лит., 1990.

21. Законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях: Сборник нормативных актов. М., 1994. - 210 с.

22. Седьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями / Милан, 26 августа-6 сентября 1985 г. /Нью-Йорк: Издание ООН, NR. 86. IV.I, 1986.- 246 с.

23. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948г.// Международное право в документах. М., 1982. С. 336.

24. Уголовный кодекс ФРГ/ Пер. с нем. М.: Изд-во «Зерцало», 2000.208с.

25. Уголовный кодекс Испании. Под ред. И с предисл. Н.Ф. Кузнецовой и Ф.М. Решетникова. М.: Изд-во «Зерцало», 2000.-218с.

26. Указ Президента Российской Федерации от 17 июня 1994г. "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлениях организованной преступности". Сборник нормативных актов . М.: "Проспект", 1996.-425с.

27. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930.

28. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3340.

29. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.

30. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990г.// Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.

31. Уголовный кодекс РСФСР. Петроград: Издание 4-е оффициальное Орготдела Петрогубисполкома, 1924. 117с.

32. Уголовный кодекс РСФСР. Комментарий. А. Трайнин, В. Меньшагин, 3. Вышинская. Под ред. И.Т. Голякова. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1946.-340с.

33. Уголовный кодекс РСФСР: Утвержден Законом РСФСР от 27 октября 1960г.//Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.

34. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР: Утвержден Законом РСФСР от 18 декабря 1970г.// Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1970. №51. Ст. 1220.

35. Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви// СУ РСФСР. 1918. № 18. Ст. 263.

36. Постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 марта 1966г. О применении статьи 142 Уголовного кодекса РСФСР// Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1966. № 12. Ст. 221.

37. Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах. Т.1. Законодательство Древней Руси. М.: Юрид. лит., 1984. 432с.

38. Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах. Т.2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М.: Юрид. лит., 1985. 520с.

39. Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах. Т.З. Акты Земских соборов. М.: Юрид. лит., 1985. 512с.

40. Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. М.: Юрид. лит., 1986. — 512с.

41. Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах. Т.6. Законодательство первой половины XIX века. М.: Юрид. лит., 1988. 432с.

42. Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах. Т.9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. М.: Юрид. лит., 1994.-352с.

43. Свод законов уголовных. Книга первая. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Издание 1866г. Санкт-Петербург, 1866.2. Книги

44. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М.: Академия МВД СССР, 1980.-528с.

45. Аванесов Г.А. Криминология. Прогностика. Управление. Горький: ГВШ МВД СССР, 1975.-221с.

46. Аванесов Г.А. Криминология. М.: Академия МВД СССР, 1984.568 с.

47. Административное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Козлова, Л. JI. Попова. М.: Юристъ, 1999. 728 с.

48. Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М.: Издательство «Щит-М», 1999. 340 с.

49. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть 1. М., 1995. 340 с.

50. Аликперов Х.Д. Преступность и компромисс. Баку: Элм, 1992.196с.

51. Андреева Л.А. Квалификация убийств, совершенных при отягчающих обстоятельствах. Уч. пособие. СПб: СПб юридический институт Ген. прокуратуры РФ, 1998.-56с.

52. Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М.: Изд-во Академии МВД СССР, 1973.-71 с.

53. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника /Неблагоприятное влияние на личность в микросреде/: Учеб. пособие. М.: Академия МВД СССР, 1975.- 159 с.

54. Антонян Ю.М. Психологическое отчуждение личности и преступное поведение: /Генезис и профилактика дезадаптивных преступлений/. Ереван: Айастан, 1987.- 206 с.

55. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии.- М.: Наука, 1987.-217с.

56. Антонян Ю.М., Ткаченко А.А. Сексуальные преступления: Науч.-попул. исслед. М.: Амальтея, 1993.-320с.

57. Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимости, 1905.

58. Балагушкин Е.Г. Критика идеологии и практики современного кришнаизма. М., 1984. 94 с.21 б.Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984.- 182 с.

59. Банд формирования всех стран Мира / Автор-сост. Н.Н. Макарова. Мн.: Литература, 1997. 640 с.

60. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939.- 281с.

61. Белогриц-Котляревский Л.С. Религиозные преступления в важнейших государствах Западной Европы. Ярославль, 1986.-315с.

62. Белогриц-Котляревский Л.С. Учебник русского уголовного права. Общая и особенная части. Киев Петербург - Харьков: Южно-Русское Книгоиздательство Ф.А. Югансона, 1903 - 618с.

63. Блувштейн Ю.Д., Яковлев A.M. Введение в курс криминологии. Учеб. пособие. Минск: МВШ МВД СССР, 1983.- 84 с.

64. Бойко И. Б. Самоубийство и его предупреждение. Рязань: Стиль. 1997.-304 с.

65. Бородин С.В. Борьба с преступностью: Теоретическая модель комплексной программы. М.: Наука, 1990.- 272 с.

66. Брычков А. С. Реакционная сущность сектантского экстремизма (Материал для лектора ). Вильнюс, 1985. 170 с.

67. Буайе Ж. Ф. Империя Муна. М., 1990. 120 с

68. Бхактиведанта Свами, А. Бхагавад-Гита как она есть. М. и др., 1990.-600 с.

69. Бхактиведанта Свами, А. Шримад Бхагаватам. Первая песнь. Ч. 1. М. и др., 1993.-437 с.

70. Варадинов Н. История Министерства внутренних дел. Восьмая, дополнит, книга ( история распоряжений по расколу ), СПб., 1863. 190 с.

71. Варташевич Э.М., Борисоглебский Е.И. Свидетели Иеговы. М., 1969.-68 с.

72. Водько Н. П. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью: Научно- практическое пособие. М.: Юриспруденция, 2000 80 с.

73. Воробьевский Ю.: Путь к Апокалипсису: Стук в Золотые врата. М., 1999.-396 с.

74. Воробьевский Ю.: Путь в Апокалипсис: Точка Омега. М., 1999 —396 с.

75. Воробьевский Ю.: Путь в Апокалипсис: Шаг змеи., 1999. 524 с.

76. Гернет М.Н. Избранные произведения. М.: Юрид. лит., 1974.-513с.

77. Герцензон А.А. Введение в советскую криминологию. М.: Юрид. лит., 1965.-227с.

78. Главари бандитских кланов / Автор-составитель В. Н. Сотников. — Мн.: Литература, 1997. 496 с.

79. Грассери Р. Психология религий. СПб., 1901. 149 с.

80. Гришанин П. Ф., Владимиров В. А. Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. М., 1962.- 230 с.

81. Гуили Р.Э. Энциклопедия ведьм и колдовства: Пер. с англ. М.: Вече, А. Корженевский, 1998. 672 с. (Энциклопедии. Справочники. Неумирающие книги).

82. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М.: Юрид. лит., 1990.- 304 с.

83. Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. М., 1995. 68 с.

84. Дворкин А. Введение в сектоведение: Учебное пособие к курсу «Сектоведение». Нижний Новгород: Издательство братства во имя святого великого князя Александра Невского, 1998. 464 с.

85. Девис Л. Терроризм и насилие. Террор и катастрофы/ Перевод с англ. А. Марченко, И. Соколова. Смоленск: Русич, 1998. - 496 с. («Omnibus Rebus»).

86. Денисов Ю. А. Общая теория правонарушения и ответственности (социологический и юридический аспекты ). Л., 1983. 280 с.

87. Ефимов М. Е. Борьба с преступлениями против общественного порядка, общественной безопасности и здоровья населения. Мн,1971 204 с.

88. Егорцев А. Тоталитарные секты: свобода от совести. М., 1997 —230 с.

89. Ельчанинов А., Эрн В., Флоренский П., Булгаков С. История религии. М.: Центр "Руник", 1991.-255с.-(Сокровищница культуры).

90. Игнатенко В.И. Основы предупреждения антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений несовершеннолетних (криминологические и пенитенциарные проблемы): Монография. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1996.-167с.

91. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений /проблемы социального контроля/. М.: Юрид. лит., 1980.176 с.

92. Игошев К.Е., Устинов B.C. Введение в курс профилактики преступлений. Горький: ГВШ МВД СССР, 1977.-112с.

93. Иллюстрированная история религий в двух томах/ Под ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1899. Издание второе. Т. 1. —411с.

94. Иллюстрированная история религий в двух томах/ Под ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1899. Издание второе. Т.2. -528с.

95. Иностранная печать о техническом оснащении полиции капиталистических государств. М.: ВИНИТИ, 1990. № 4. С. 3-17.

96. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М.: ИНФРА * М—НОРМА, 1997.-375с.

97. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. М., 1994-452 с.

98. Кайзер Г. Криминология. Введение в основы. М.:Прогресс,1979.515с.

99. Карпец И.И. Наказание. Социальные, правовые и криминологические проблемы. М.: Юрид. лит., 1973.- 288 с.

100. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М.: Юрид. лит., 1992.-432С.

101. Карпец И.И. Проблема преступности. М.: Юрид. лит., 1969.-167с.

102. Кириченко В. Ф. Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. М., 1970. 79 с.

103. Кистяковский А. Ф. Исследование о смертной казни. Тула: Автограф, 2000. 272 с.

104. Кетле А. Социальная система и законы, ею управляющие. СПб, 1866.-227с.

105. Кларк Р. Преступность в США. Замечания по поводу ее природы, причин, предупреждения и контроля/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1975.- 422 с.

106. Клочков В.В. Религия, государство, право. М., 1978. 137 с.

107. Ковалкин А.А. Латентная преступность и ее выявление органами внутренних дел. Киев: КВШ МВД СССР, 1985. -167с.

108. Ключевский В.О. Сочинения. Ч. 1. / Под ред. В.Л. Янина. М., 1987.-370 с.

109. Коган В.М. Социальный механизм уголовно-правового воздействия. М.: Наука, 1983.- 182 с.

110. Конев А.А. Реальное состояние преступности в России. Н. Новгород: НЮИ МВД РФ, 1993. 437с.

111. Корчагин А.Г., Номоконов В.А., Шульга В.И. Организованная преступность и борьба с ней. Владивосток: ДВГУ, 1995.-112с.

112. Красиков А.Н. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России. Саратов, 1996. 185с.

113. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М.: Фонд «БЛАГОВЕСТ», 1999.-269с.

114. Криминологические и уголовно-правовые проблемы наказания /У.С.Джекебаев, Р.Н.Судакова, С.А.Жанинова и др. Алма-Ата: Наука, 1983.208 с.

115. Криминология/Отв. ред.: В.К.Звирбуль, Н.Ф.Кузнецова, Г.М. Миньковский. М.: Юрид. лит., 1979.- 304 с.

116. Криминология. Учебник /Под ред. Б.В. Коробейникова, Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М.: Юрид. лит., 1988.- 384 с.

117. Криминология и профилактика преступлений: Учебник/ Под ред. А.И. Алексеева. М.: МВШМ МВД СССР, 1989.-431 с.

118. Криминология /Под ред. В.В. Орехова. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1992.-216 с.

119. Криминология /Под общ. ред. Кузнецовой Н.Ф., Миньковского Г.М. М.: Изд-во МГУ, 1994.-415 с.

120. Криминология /Под общ. ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М.: Юрист, 1995.-512 с.

121. Криминология /Под общ. ред. А.И. Долговой. М.: Издательская группа ИНФРА М—НОРМА, 1997.-784 с.

122. Криминология. Учебник для юридических вузов/ Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М.: БЕК, 1998.-566с.

123. Криминология. Учебник для юридических вузов/ Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб: СПб университет МВД России, 1999.-608с.

124. Криминология. Учебник для юридических вузов/ Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. СПб: Изд-во СПб Академии МВД России, 1998.-524с.

125. Криминология. Учебник для юридических вузов/ Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 1998.-512с.

126. Кристи Н. Пределы наказания/Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.176с.

127. Крылова Г.А. Свобода совести на весах правосудия. М.: «Олимп», 1998.-320 с.

128. Крысько В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) / Под общ. ред. А.Е. Тараса. Мн.: Харвест, 1999. 448 с. - «Коммандос».

129. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М.: Юрид. лит.,1968.-176с.

130. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976.- 286с.

131. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: Учеб. пособие. М.: Изд. группа «ФОРУМ—ИНФРА-М», 1998.-216с.

132. Куликов И. Новые религиозные организации России оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Изд-е дополненное и переработанное. Том 1. Сатанизм: исследование. Москва, 1999. 257 с.

133. Кураев А. Оккультизм в Православии. М.: ФОНД «БЛАГОВЕСТ», 1998.- 384с.

134. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. Т. 1. М., 1997. 311 с.

135. Кураев А. Православие и право. М., 1997. 236 с.

136. Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. М.: Изд-во МГУ,1969.-232с.

137. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М.: Изд-во МГУ, 1984.-312с.

138. Кузнецова Н.Ф. Современная буржуазная криминология. М.: Изд-во МГУ, 1974.-127с.

139. Кузнецова Н. Ф. Уголовная ответственность за нарушения общественного порядка. М., 1963.- 253 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 109145