Религиозная тема в Русской художественной культуре XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологических наук Малеева, Екатерина Николаевна

  • Малеева, Екатерина Николаевна
  • кандидат культурологических науккандидат культурологических наук
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 173
Малеева, Екатерина Николаевна. Религиозная тема в Русской художественной культуре XIX века: дис. кандидат культурологических наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2008. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологических наук Малеева, Екатерина Николаевна

Введение.

Глава 1. Религиозность в посттрадиционной культуре.

1.1 Место религии и церкви в процессах модернизации культуры.

1.2 Религия как государственная идеология в России XIX века.

1.3 Внеинституциональные религиозные практики XIX века и феномен русской интеллигенции.

Глава 2. Церковная художественная культура в России XIX века: нормы и правила официального заказа.

2.1 Образ храма как образ власти: Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, храм Христа Спасителя в Москве.

2.2 Проблема канона в православной церковной живописи XIX века.

Глава 3. Религиозная тема как постановка предельных вопросов: феномен внеинституциональной религиозности в культуре России XIX века.

3.1 Мотив чуда в художественном произведении как постановка проблемы веры и неверия.

3.2 Образ старчества в художественной культуре XIX века.

3.3 Путь к страданию и страсти Христовы в светских произведениях XIX века: поиски идеала.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозная тема в Русской художественной культуре XIX века»

Диссертация посвящена проблеме трансформации религиозности как типологической характеристике культуры посттрадиционного периода, раскрытой в анализе религиозных сюжетов, мотивов, образов на широком круге памятников художественной культуры XIX века.

Актуальность темы вызвана необходимостью научного переосмысления типологической характеристики посттрадиционной культуры в аспекте места и роли в ней религиозности. Примечательно, что именно в период активной модернизации культуры, важный этап которой пришелся на XIX век, творческая интеллигенция, будучи носителем нового сознания, с неподдельным интересом стала обращаться к христианской тематике, проявлять участие к проблемам религиозного характера. Особенно значимо это явление для культуры России.

Долгое время было принято считать, что в посттрадиционный период религия уходит на второй план, уступая место безверию и, тем самым, проблема религиозности практически не обсуждалась как существенная черта данного типа культуры. В постсоветской науке, напротив, религиозность XIX столетия получила гипертрофированную оценку, так, словно ни о чем кроме веры и не помышляли деятели художественной культуры. Между тем, изучение религиозной темы в художественной культуре XIX века, уяснение значений и коннотаций религиозных сюжетов и мотивов, позволяет делать выводы об особом — трансформированном состоянии религиозности в культуре посттрадиционного типа, а также о самом характере такой трансформации, связанной, прежде всего не с упадком или, напротив, ростом веры, а со сменой религиозных приоритетов внутри одной конфессии.

Принято считать, что в культуре посттрадиционного периода выделяются два основных типа религиозности: церковный (или институциональный), опирающийся на вероучение церкви, и внецерковный (внеинституциональный), возникший как форма индивидуального религиозного опыта. Это позволяет рассмотреть религиозную тему в двух плоскостях, тем самым, раскрывая проблему необходимой полнотой.

Объектом настоящего исследования является феномен религиозности в русской культуре XIX века.

Предмет — воплощение религиозного опыта русской интеллигенции в художественной культуре.

Цель исследования — показать значимость религиозной темы в русской художественной культуре XIX века, проанализировать способы воплощения в художественных памятниках институциональной и внеинституциональной религиозности.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

1) Определить место церкви и характер религиозной жизни в посттрадиционном типе культуры, обозначить характер трансформации, религиозности;

2) выявить особенности институционального (церковного) и внеинституционального (внецерковного) типов религиозности в русской посттрадиционной культуре;

3) показать круг мотивов, сюжетов, образов в трактовке религиозной темы, значимых для выявления религиозной проблематики, волновавшей художественную интеллигенцию;

4) проанализировать характер официального заказа на произведения искусства, предназначенные для церкви и церковных ритуалов;

5) выявить специфику понимания религиозного канона в произведениях русской художественной культуры XIX века;

6) проанализировать особенности выбора тем и трактовки событий евангельской истории в произведениях, созданных по личной инициативе мастеров художественной культуры.

Степень научной разработанности

Исследованию религиозной проблематики посвящен большой корпус работ в области богословия, философии, социологии, истории искусства, литературы. Основой для выявления типологической характеристики культуры периода модернизации и определения в ней места и характера религиозности стали исследования Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, У. Бека, М.М. Бахтина, А. Вебера, М. Вебера, Р. Гвардини, К. Гирца, Н.Я. Данилевского, М.С. Кагана, Т. Парсонса.

Изучению церковности и религиозности в русской культуре посвящены исследования Н.Бердяева, В. А. Гура, И.М. Гревса, О. А. Добиаш-Рождественской, Л.П. Карсавина, И.В. Кондакова, Г.Л. Левиной, Н.О. Лосского, В.Г. Федотова, И.В. Цукановой. Вопросами государственной идеологии в России и, связанной с ними проблемой взаимодействия церкви и государства занимались В.М. Живов, А.Л. Зорин, В.А. Карташев, Ю.М. Лотман, Н. Никольский, Б.А.Успенский, Р. Уортман, А.Шмеман.

Проблеме религиозности русской интеллигенции уделено внимание в трудах и монографиях ученых прошлых столетий и современности: Ю. Арнаутовой, С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, С.М. Климовой, А.С. Лаврова, A.M. Панченко, В.С.Ткачева, Б.А. Успенского, Г. Флоровского, Т. Щепанской. Феномену старчества — в исследования О.Н. Ординой, О.Ю. Пузриной, работа Н.П. Рузановой.

Большой пласт исследований посвящен изучению религиозной проблематики в различных видах искусства. В литературоведении тема религиозного поиска писателей XIX века освещена в монографиях П.Е. Бухаркина, В. Воропаева, А. Гачевой, С.А. Гончарова, А.А. Звозникова, И. Золотусского, Е.Н.Лебедева, A.M. Любомудрова, Ю.В. Манна, К.В. Мочульского, А.В. Моторина, С. Сальвестрони. Религиозная тема, воплощенная в произведениях пластических искусств, рассматривается в фундаментальных трудах Аленова М.М., И.Э. Грабаря, П.П. Гнедича, в монографиях М.В. Алпатова, Б.В. Асафьева, Н.В. Будур, И. Бусевой-Давыдовой, С. Дурылина, С.П. Домогацкой, П.Е. Бухаркина, Г.К. Вагнера,

А.В. Верещагина, М.М. Дунаева, В.М. Зуммера, А.В. Ремезова, Г.Ю. Стернина, М.Н. Цветаевой, А.В. Шило, Н.А. Яковлевой.

Методология исследования

Характер исследования предполагает опору на историко-типологический подход, применяемый в культурологии в качестве одного из основных методов исследования. В данном случае он используется для выявления типологических черт посттрадиционного типа культуры и помогает раскрыть специфику религиозности XIX века. Герменевтико-феноменологический метод дал возможность интерпретации религиозной темы в русской художественной культуре XIX века, используется при исследовании феномена религиозности. Биографический метод позволил обосновать индивидуальную позицию творческой интеллигенции, отраженную в художественных произведениях. Также использованы методы стилистического анализа произведений архитектуры, литературы, изобразительного искусства.

Источниковой базой исследования послужили: художественные произведения русской культуры XIX века, мемуары, воспоминания современников, письма, дневники, исторические документы и материалы, официальные документы XIX века.

Научная новизна исследования

1. Поставлена проблема существенной роли религиозности в русской культуре посттрадиционного типа, одним из этапов которой выступает XIX столетие.

2. Показан особый трансформированный характер религиозности в культуре России, проявившийся в двух основных пластах религиозной темы — институциональном (церковном) и внеинституциональном, (внецерковном).

3. Раскрыто специфическое понимание церковного канона в художественных произведениях, созданных для церкви.

4. Показана значимость религиозной темы для поисков национальной художественной формы, национального языка искусства;

5. Выявлен круг сюжетов, мотивов, образов, характеризующих трансформацию религиозности во внеинституциональной сфере: мотив чуда, образы странничества старчества, образ Христа, сюжеты страстей Христовых. В них раскрыты попытки поиска компромисса между верой и наукой, поиска нового идеала верующего, открытие и актуализация в догматических заветах нравственно-этических ценностей.

Гипотеза. Религиозная тема является существенной составляющей русской художественной культуры XIX века, воплощает в себе сложную проблематику религиозности и тем самым дает возможность представить с наибольшей полнотой типологическую характеристику культуры посттрадиционного типа. Рассмотрение того, как представлена религиозная тема в двух основных типах религиозности, дает возможность выявить важные особенности индивидуального религиозного опыта представителей мыслящей прослойки общества, а также проследить характер влияния государственной идеологии на художественную культуру. Положения, выносимые на защиту:

- Трансформация религиозности является важной типологической чертой культуры в процессах модернизации; религиозность в русской культуре XIX века существовала в двух основных своих вариантах институциональном (церковном) и внеинституциональном (внецерковном);

- Институциональная религиозность означает принятие церковных догматов, соблюдение принципов и правил церковной жизни, участие в обрядах и таинствах церкви. В художественной культуре России XIX века институциональная религиозность нашла отражение в памятниках, созданных по заказу государства и церкви. Ее трансформация заключалась в активизации обрядовой, церемониальной стороны церковной жизни, приводящей к обрядоверию, утрате духовной связи между священнослужителями и прихожанами. Творческая полемика представителей художественной культуры в рамках институционального церковного заказа сосредотачивалась преимущественно вокруг художественных, а не собственно религиозных проблем.

- Религиозный канон, которым руководствовались мастера, создававшие произведения для церкви, и священнослужители, его контролировавшие, охватывал, прежде всего, иконографию, т.е. сюжет, набор персонажей, жестов, атрибутов, изображаемых на иконе, структуру храмового пространства, вмещающего все необходимые для выполнения обрядов элементы. Вопросы художественной формы канонические правила обходили стороной, что позволило к XIX веку воспринимать европейский язык художественного творчества (прямую перспективу, светотеневую моделировку, пластику и жестикуляцию фигур; архитектурный ордер, скульптурное оформление, классический европейский декор) как соответствующий канону.

- Основной проблемой XIX столетия, поставленной в рамках соответствия/ несоответствия канону, была проблема национальной художественной формы. Поиск национальной формы церковной живописи стимулировал изучение неклассического художественного наследия, послужил одной из важных причин «открытия» русской средневековой иконы. Поиск национальной архитектурной образности был важной причиной переосмысления ордерной античной архитектуры как универсальной художественной формы и обогащения языка русской архитектуры.

- В трактовке религиозной темы в русле индивидуального религиозного опыта определяется круг важных для творческой интеллигенции мотивов, образов: мотив чуда, странничество, старчество, образ Христа.

- Индивидуальное осмысление Евангелия определило динамику религиозных сюжетов в художественной культуре XIX века, связанных с образом Христа: от явления Христа народу; изображения Христа-мыслителя, духовного борца, до сюжетов страстей Христовых.

- Внеинституциональный тип религиозности в XIX веке представлен личным религиозным опытом художественной интеллигенции. Трансформация индивидуального религиозного опыта русской интеллигенции, связана с недоверием к церкви и церковным догматам, главным образом, к Божественной природе Христа, к чудесам, о ней свидетельствовавшим. Изменения внеинституциональной религиозности связаны с желанием примирить науку и веру, неуклонными поисками идеала, сочетающего в себе божественную святость и высшие нравственные качества, стремлениями постичь истину путем личной выстраданности трагедийных сюжетов из жизни Христа, с актуализацией, прежде всего, нравственной стороны христианского учения.

Теоретическая значимость: Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и культурологическом осмыслении, накопленной в результате различных исследований информации о месте и роли религиозной темы в русской культуре XIX столетия и в русской художественной культуре. Обусловлена концептуальным решением проблемы типологической характеристики русской художественной культуры XIX века. В диссертации предложена характеристика трансформированной религиозности как типологической черты русской художественной культуры посттрадиционного типа. Показаны пути осмысления этой проблемы, которые могут формировать стратегию исследования религиозной темы в художественной культуре других исторических эпох, отдельных регионов.

Практическая значимость: полученные в результате исследования выводы и предложенный аналитический материал могут быть использованы при разработке учебных курсов и составлении учебных пособий по истории культуры России, по истории художественной культуры, истории искусства, в музейно-педагогической и экскурсионной работе.

Апробация исследования: основные положения диссертации были представлены в ходе участия в научных конференциях: в Международной конференции ЧГПУ им. И.Я. Яковлева г. Чебоксары, 2007 г.; в IX Всероссийской конференции-семинаре молодых ученых «Науки о культуре в XXI векЪ> (РИК г. Москва, 2007 г.), в Международной конференции в рамках IX Кирилло-мефодиевских чтений «Два града культуры. Метаисторическое и конкретноисторическое в культурном развитии» (СПбГУКИ, Санкт-Петербург, 2008). Обсуждались на теоретических семинарах аспирантов кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А.И. Герцена. Изложены в сборниках научных трудов. Всего по теме диссертации подготовлено 6 статей.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Малеева, Екатерина Николаевна

Заключение

Диссертация посвящена проблеме трансформации религиозности как типологической характеристике культуры посттрадиционного периода, раскрытой в анализе религиозных сюжетов, мотивов, образов на широком круге памятников художественной культуры XIX века.

Первая глава посвящена общей характеристике культуры XIX века как важного этапа периода активной модернизации. Определено место религии и церкви в данном типе культуры. Выявлена специфика религиозности посттрадиционного типа культуры.

Важной типологической чертой культуры посттрадиционного периода, выдвинувшей в качестве абсолютной истины научное, атеистическое мировоззрение, является трансформация религиозности. Ее изменение осуществлялось в двух направлениях: институциональном (церковном) и внеинституциональном (внецерковном), связанном с личным религиозным опытом художественной интеллигенции, выходом в мистицизм, эзотерические учения, русское сектантство, а также обращение к менее радикальным формам — к аскетическому опыту пустынников, странников, старцев. Церковная религиозность, главным образом, в России трансформировалась вследствие активизации обрядовой, церемониальной стороны церковной жизни, усиления догматизма, что привело к утрате духовной связи между церковным клиром и ищущими духовной помощи прихожанами, развитию обрядоверия.

Вера в идеал не потеряла своей значимости, она стимулировала процесс религиозных поисков истины, идеала. Христианство, главным образом, в России сосредоточилось в жизни внутренней, стало глубоко личным, индивидуальным, выступая своего рода протестом против позитивизма и, тем самым, продолжая романтическую духовную традицию.

Доминантными чертами русской творческой интеллигенции как феномена русской культуры XIX века выступали склонность к рефлексии, к осмыслению бытия человека в мире, неудовлетворенность нравственноэтическим состоянием общества, к поискам «абсолютного добра», нравственного идеала, поискам истины, смысла жизни. Поиск духовной опоры русской интеллигенции в связи с утратой ею традиционной формы религиозности вывел ее к внецерковным религиозным практикам: более радикальным формам — с начала XIX века к мистицизму, эзотерическим учениям, русскому сектантству, а также к обращению к аскетическому опыту пустынников, странничеству, старчеству. Обращение к религиозным темам являлось одним из путей решения нравственных вопросов, вопросов о смысле жизни.

В поиске идеала православной святости и нравственно-религиозного идеала русская интеллигенция устремилась в места паломничества, к христианским святыням. Важное место в духовной жизни художественной интеллигенции занимал христианский опыт старчества. Большим авторитетом у художественной интеллигенции пользовалась подвижническая жизнь старчества в монастырских скитах Оптиной Пустыни. Опыт старчества в русской культуре XIX века представлял собой пограничную форму православного религиозного верования, совмещая в себе признаки церковной жизни (жизнь в монастыре, хождение на церковную службу, следование церковным обрядам) и личный религиозный опыт (связан с личным пониманием христианского пути: наставничеством как духовным окормлением молодых послушников, достижением идеала нравственности через очищение собственных помыслов, индивидуальным подходом к молящим о помощи, выдвижением ценности духовной беседы с ними превыше церковных обрядов). Оптина Пустынь была своего рода духовным центром подвижнической жизни, местом . паломничества русской интеллигенции, вступившей на личный религиозный путь в поиске совершенства.

Вторая глава выявляет характер отражения институциональной религиозности в художественных произведениях русской культуры XIX века, посвящена анализу произведений, выполненных по официальному заказу, в рамках которого ставились как религиозные, так и художественные проблемы, определяет характер восприятия религиозного канона в художественных произведениях, освещает проблему соответствия / несоответствия церковного произведения XIX века канонической традиции, выявляет основное направление развития художественного языка произведений, созданных по государственному заказу.

Образы двух главных храмов XIX века, построенных по государственному заказу — Исаакиевский собор в Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве — демонстрировали особое «усердие русских» и, главным образом, государя в православной вере, утверждая, тем самым, государственный официальный характер институциональной религиозности. Вместе с тем их художественные формы представляли два пласта государственной идеологии. Один, выраженный классицистической, ампирной архитектурой, непосредственно продолжал и завершал общеевропейский образ абсолютной монархии. Другой открывал образ г власти, укорененной в национальной истории, в национальной культуре,

I отражая, тем самым, направление государственной идеологии на национальную самобытность. Оба храма своими формами воплощали незыблемость российского самодержавия, соперничая по красоте и величию со значимыми памятниками европейской и русской культуры, а также обладали необходимыми атрибутами, декором, скульптурным и живописным оформлением, славящими царя, православную веру и народ. Если в художественном образе Исаакиевского собора больший акцент уделялся поддержке православного облика государя, то в образе храма Христа Спасителя значимость придавалась православной силе народа и национальному облику самодержавия.

Сосуществование в одном историческом промежутке двух различных по художественному оформлению религиозных памятников указывает на индифферентность церковного архитектурного канона к художественной форме, поскольку до середины XIX века классический язык архитектуры воспринимался как универсальный и, соответственно, каноничный. Важностью для русского церковного канона обладала обрядовая сторона и организация церковного пространства.

Религиозный канон представлял собой гибкую систему, охватывавшую лишь, так называемую, структуру, схему художественного произведения, которая включала в себя: иконографию (сюжет, набор персонажей, их типов, жестов, атрибутов, структуру храмового пространства, вмещающего все необходимые для выполнения обрядов элементы), обходя при этом вопросы художественного языка: стиля, манеры художественной обработки материала. Это позволило русской культуре к XIX веку воспринять европейскую манеру художественного творчества (прямую перспективу, светотеневую моделировку, пластику и жестикуляцию фигур; архитектурный ордер, скульптурное оформление, классический европейский декор) как соответствующую канону.

В русле институциональной религиозности в рамках соответствия / несоответствия канону в русской культуре ставилась проблема национальной художественной формы, поиски которой стимулировались государственной программой официальной народности и послужили одной из важных причин изучения неклассического художественного наследия русской культуры, переосмысления языка европейской культуры как универсального и обогащения русского художественного языка национальными мотивами. Также поиски национальной формы послужили одной из важных причин постепенного «открытия» художественной значимости русской средневековой иконы, окончательно осуществившегося в начале XX века. Своеобразным этапом осознания ценности древнего русского иконописного мастерства стало появление так называемой программной эклектики — новой манеры письма, сочетающей национальный художественный язык с классическим академическим (росписи М.В. Нестерова и В.М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве).

Третья глава посвящена выявлению религиозной проблематики в художественных произведениях, отразивших индивидуальный религиозный опыт художественной интеллигенции.

Одной из проблем, поставленных в произведениях художественной культуры XIX века, напрямую связанной с трансформацией религиозности, было отношение к чуду. В художественных произведениях чудо могло отсутствовать там, где оно должно было быть, по причине нежелания художника его изображать. В иных случаях автор уклонялся от чуда, не отрицая, но и не утверждая его существования. Наконец, важным проявлением отношения к чуду было его рациональное переосмысление.

Такое отношение к чуду можно связать с утверждением истинности и возможности веры без чудес, а также формированием так называемой религиозности, не нуждающейся в сверхъестественном проявлении божественного, не требующей чудес в силу выхода на нравственную проблематику через религиозную тему. Это в свою очередь приводило русскую интеллигенцию к неортодоксальным религиозным выводам, которые относительно веры церковной имели характер «безрелигиозного 286 христианства» и связывались с попытками увязать в сознании веру и науку, выйти на более демократичный, рациональный характер религиозного учения, что в свою очередь могло привести к своему собственному религиозному учению, подобному «толстовству».

Образ старчества в русской художественной культуре XIX века являлось воплощением так называемого идеала подвижнической жизни, созданного на основании авторского воображения, представления об идеале святости и реально существовавших в XIX веке святых странников. Главным достижением художественной культуры XIX века в изображении религиозной подвижнической жизни было создание образа «светлого» инока-старца, проповедовавшего веру в Бога через любовь к нему, тогда как в

286 Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи: Очерки русской культуры XII — XX веков. — М., 1997. реальной жизни духовные отцы основывали свою веру на страхе перед Богом. Обращение к образу старцев видится попыткой поиска идеала на земле и земной христианской святости.

Индивидуальное осмысление Евангелия определило динамику религиозных сюжетов в художественной культуре XIX века, связанных с образом Христа: от явления Христа народу; изображения Христа-мыслителя, духовного борца, до сюжетов страстей Христовых, отражающих нарастание сильных духовных страданий, и завершающихся изображением наивысшего физического страдания в теме казни на кресте. Таким, образом, творческая интеллигенция актуализировала, прежде всего, человеческую природу Христа, проявляющуюся в сомнениях, поиске правильного выбора, душевных переживаниях, муках, физических страданиях. Такая трактовка евангельского образа позволила глубоко прочувствовать его в моменты сопереживания и страдания вместе с ним.

Обращение к теме страдающего Богочеловека объясняется попытками спроецировать евангельский сюжет на собственные душевные переживания, общую тенденцию к сомнениям, внутренней борьбе между верой и знанием.

Решение через художественные произведения поставленных русской интеллигенцией проблем, отразило основной характер трансформации внеинституциональной религиозности, представленной как индивидуальный, личностный религиозный опыт. Трансформация внеинституциональной религиозности выражается в отказе от веры в церковные догматы, главным образом, в Божественную природу Христа, в чудеса, о ней свидетельствующие; в стремлении самостоятельно переосмыслить учение Христа как религию свободной, самоценной личности, найти компромисс между христианской верой и научным знанием, постичь идеал, характеризующийся сочетанием христианской святости и нравственно совершенной земной сущности путем личной выстраданности и переживания трагедийных сюжетов из жизни Христа; в актуализации, прежде всего, нравственной стороны христианского учения.

Исключение чудес из жизни Христа позволяло относиться к религиозному пути, главным образом, как к нравственному самосовершенствованию, базирующемуся на соблюдении Христовых заповедей и не противоречившему сознанию личности XIX века. Русская культура XIX века породила личные «христианские концепции», которые могли перерасти в самостоятельное учение, подобное толстовству.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологических наук Малеева, Екатерина Николаевна, 2008 год

1. Агеев П.Я. Старинные руководства по технике живописи // Вестник изящных искусств. Т.5. - СПб., 1887. — С. 5 — 25

2. Академия художеств и православная церковь: Сб. научн. Статей. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры, 2004. — 79 с.

3. Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях / И.А. Виноградов. М.: XXI Век-Согласие, 2001. - 774 с.

4. Аленов М.М. А.А. Иванов. М.: Изобразительное искусство, 1980. — 260 с.

5. Анатолий (Мартыновский), епископ. О иконописании. М.: Унив. Тип., 1845.- 136 с.

6. Антокольский М.М.: Его жизнь, творения, письма и статьи / Под. ред. В.В. Стасова. СПб.; М.: т-во М.О. Вольф, 1905. - 1047 с.

7. Артемов В.В. Чудеса в Православии и будущее России. М.: Вече, 2006.-320 с.

8. Архитектура в истории русской культуры. Вып.5. Стиль ампир. — М.: Рохос, 2003.- 152 с.

9. Архитектура в истории русской культуры. Вып.5. Стиль ампир. М.: УРСС, 2003.-152 с.

10. Бакушннский А.В. Палехская иконопись // Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. — М.: Советский художник, 1981. -351 с.-С. 235-249.

11. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. — М.: Мысль, 1987. -348 с.

12. Безносов В.Г. «Смогу ли уверовать»?: Ф.М. Достоевский и нравственно-религиозные искания в духовной культуре России конца XIX нач. XX века. - СПб.: Изд-во РНИИ «Электростандарт», 1993. - 200с.

13. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну/Пер, с нем. В. Седельника и Н. Федоровой; Послесл. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 384 с.

14. Беккер И.И. Академия художеств. Исторический очерк. — JI.-M.: «Искусство», 1940. — 160 с.

15. Велик А.П. Художественные образы Ф.М. Достоевского. Эстетич. очерки. М.: «Наука», 1974. 224 с.

16. Белый А. Лев Толстой и культура // О религии Льва Толстого. — М.: Путь, 1912. —С. 142—171.

17. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - 173 с.

18. Бердяев Н.А. Человек и машина. // Вопросы философии. — 1989. №2. — С. 143- 162.

19. Бернштейн Б.А. Иванов и славянофильство // Искусство. — 1959. № 3. -С. 58-66.

20. Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского и прил. СПб.: тип. А.С. Суворина, 1883. - 839 с.

21. Бобров Ю.Г. История реставрации древнерусской живописи. Л.: Художник РСФСР, 1987. - 162 с.

22. Божерянов И.Н. Памятник Петру Великому и Исаакиевский собор: Исторические очерки И.Н. Божерянова. СПб.: Ред. журн. «Вестник учителей рисования», 1909. — 30 с.

23. Борисова Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. — СПб.: ГИИС, 1997.-314 с.

24. Боткин М. Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка 1806 — 1858 гг. СПб.: Изд. М. Боткина, 1880. - 478 с.

25. Бродский И.А. Новое о Репине. Статьи и письма художника. Воспоминания учеников и друзей. Публикации. — Л.: «Художник РСФСР», 1969.-435 с.

26. Брюллов К.П. В письмах, документах и воспоминаниях современников. Сост. книги и авт. Предисл. Проф. Н.Г. Машковцев, Изд 2-е, доп. М.: Издво Акад. художеств СССР, 1961. — 318 с.

27. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. — М.: Терра: Ассоц. Совмест. Предприятий междунар. об-ний и орг., 1991. — 413, 2. с.

28. Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 т. / Журн. «Вопросы философии». Том 2: Избранные статьи М.: Наука, 1993. — (Серия «Из истории отечественно философской мысли»). — 750, 1. с.

29. Булгаков Ф.И. Альбом русской скульптуры. Произведения профессора М.М. Антокольского. Фототип. изд. СПб.: тип А.С. Суворина, 1893. - 8 с.

30. Булгаков Ф.И. В.В. Верещагин и его произведения. — СПб.: тип. А.С. Суворина, 1905.- 198с.

31. Булгаков. С.Н. Героизм и подвижничество. М.: «Русская книга», 1992. -528 с.

32. Бурдье П. Практический смысл: Пер. с фр. / Пьер Бурдье. СПб.: Алетейя; М.: Ин-т эксперим. социологии, 2001. - 562 с.

33. Бусева-Давыдова И. К проблеме канона в православном искусстве // Искусствознание №2. М., 2002. - С. 269 - 277.

34. Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской иконописи. — М.: тип Глачева, 1866.- 106 с.

35. Бутиков Г.П. Государственный музей «Исаакиевский собор». — СПб., 1998.- 137 с.

36. Бутиков Г.П. Неповторимый памятник архитектуры Исаакиевский собор. // Музеи России. 1992. - № 1. С. 3-7.

37. Буторов А.В. Храм Христа Спасителя: История стр-ва и разрушения. — М.: Юн. художник, 1992. 48 с.

38. Бухарев A.M. О картине Иванова «Явление Христа миру». — СПб.: тип. М.О. Вольфа, 1859. 29 с.

39. Бычков В. Религиозно-эстетическое сознание в России XIX XX веков: Пролегомены к Тексту о современном этапе поисков духовного в искусстве // Вопросы искусствознания X. - № 1. - 1997. - С.317 - 340.

40. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М., 1995. -200 с.

41. В раздумьях о России (XIX век). Сборник статей. М.: Археографический центр, 1996. - 441с.

42. Вагнер Г.К. В поисках истины = In search of Truth: Религиозно-философские искания русских художников, середина XIX -нач. XX в. -М.: Искусство: Рос. фонд культуры, 1993. — 175 с.

43. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб.: Издательство «Университетская книга», 2001. - 416 с.

44. Васнецов В.М. О русской иконописи. Доклад Б.м., 1904. - 19 с.

45. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб.: Университетская книга, 1998. — 585 с.

46. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

47. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные труды. М.: Прогресс, 1990. — С. 61—415.

48. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира. // Вебер М. Избранное: Образ общества. М.: Юрист, 1994. - С. 7 - 42.

49. Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох: Воспоминания. — М.: Отчий дом, 1994. 448 с.

50. Верещагина А. Евангельские сюжеты и темы в русской живописи второй половины XIX века // Вопросы искусствознания X. 1997 № 1. -С. 291-304.

51. Верещагина А.Г. Историческая картина в русском искусстве: Шестидесятые годы XIX века. М.: Искусство, 1990. - 229с.

52. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи, XIX век. — М.: Искусство, 1986. 382с.

53. Вигель Ф.Ф. Записки: в 2-х т. Т.2. — М.: артель писателей Круг, 1-я Образцовая тип. Госиздата, 1928. 355, 1. с.

54. Виктор Васнецов: Письма. Новые материалы. СПб.: АРС, 2004. -317с.

55. Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. — М.: Искусство, 1987. 496 с. — (Мир художника)

56. Властитель дум: Ф.М. Достоевский в русской критике конца XIX нач. XX в.: Сб. избр. Ст.. - СПб., 1997.

57. Волынский А. Достоевский. — СПб.: Академический проект Издательство ДНК, 2007. 464 с.

58. Воробьев Т.А. К истории мастерской религиозной живописи в Академии художеств // Наследие и современность (Искусство России). Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. СПб., 1992.-С. 32-39.

59. Выскочков JI.B. Николай I. 2-е изд.,доп.- М.: Молодая гвардия, 2006. -694 с.

60. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры: Марксизм.с

61. Неосоциализм. Неолиберализм. — Нью-Йорк: Chalidze, 1982. 350 с.

62. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии 1994 -№1. С. 65-68.

63. Гагарин Г.Г. Краткая хронологическая таблица в пособие истории византийского искусства. Тифлис, 1856. - С IV — V.

64. Гагарин Г.Г. Строителям русских церквей. — СПб.: тип А. Бенке, 1892. -30 с.

65. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. -М.: Политиздат, 1991. 366, 1. с.

66. Гачева А.Г. Вера от разума или вера от любви? // Литературная учеба. — 1994.-кн. 4.-С. 129-142.

67. Гвардини Р. Конец нового времени. // Вопросы философии. 1990. -№4.-С. 127-137.

68. Ге Н.Н. Письма, статьи, критика, воспоминания современников / Вступит. Статья, сост. И примеч. Н.Ю. Зограф. М.: «Искусство», 1978. -399 с.

69. Глаголь С. М.В. Нестеров. Жизнь и творчество. М., 19. - 126 с.

70. Гоголь Н.В. Духовная проза: Сб. / Н.В. Гоголь. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 476 с.

71. Гоголь Н.В. и Православие. М.: «Отчий дом», 2004. - 527 с.

72. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Том 14. письма. 1848 1852. Ред. А.Н. Михайлова. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1940. - 487 с.

73. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте.- СПб.: Изд-во РГПУ, 1997. 338 с.

74. Григорьев А.А. Гоголь и его последняя книга // Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века / Подгот. текста, сост., вступ. статья и примеч. В. К. Кантора и А. Л. Осповата. М.: Искусство, 1982.

75. Гура В.А. Сакральное и секулярное в судьбах европейской цивилизации. -СПб., 2005.- 182 с.

76. Дамиан иеромонах. Недостатки русской иконописи и средства к их устранению. Историко-критич. очерк. СПб.: кн. маг. «Вера и знание», 1905.-60 с.

77. Дедлов В. Киевский Владимирский собор и его художественные творцы.- М.: кн. маг. Гроссман и Кнебель (И. Кнебель), 1901. 86 с.

78. Денисов Л.И. каким требованиям должна удовлетворять православная икона? Реферат, читанный 12 декабря 1900 года в заседании Церковно-археологического отделения при Обществе любителей духовного просвещения. М., 1901.- 15с.

79. Державин Н. Карл Павлович Брюллов (Биогр. очерк). Пенза, 1900.

80. Деяния Вселенских соборов Т.4: VI собор, VII собор: Собор Константинопольский 3-й, Вселенский шестой, Собор Никейский 2-й Вселенский седьмой. СПб.: Воскресение и др., 1996. — 645 с.

81. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта: Пер. с англ. / Послесл. П.С. Гуревича.; Рос. АН, Ин-т философии. -М.: Наука, 1993.-431, 1. с.

82. Династия Романовых в письмах митрополита Филарета: (Архивные находки). М.: Б.и., 1999. - 92, 2. с.

83. Дитерихс JI.K. В.Г. Перов, его жизнь и художественная деятельность: Биографический очерк. JI.K. Дитерихса: С портр. Перова и 8-ю снимками с его произведений — СПб.: тип Ю.Н. Эрлих, 1893. 80 с.

84. Доклады министра народного просвещения С.С. Уварова императору Николаю I. Публикация М.М. Шевченко // Река времен. Вып. 1. М.: Эллис Лак; Река времен, 1995. С. 67 - 78.

85. Домогацкая С.П. Религиозная живопись Николая Ге // Истина и жизнь. №5. - 2000. - С.52-63.

86. Достоевский и мировая культура: Альманах №13. — СПб.: «Серебряный век», 1999.

87. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти т. Л.: Издательство «Наука». - Т. 6. - 1973; Т. 8. - 1973;Т.9 - 1974; Т. 14. -1976; Т.29.-1986.

88. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в XVII — XX веках. — М.: Изд. Совет Русской Православной церкви, 2002.- 1055с.

89. Дунаев М.М. Православие и русская литература в XVII XX веках. В 644.3. М.: Храм св. Мученицы Татианы при МГУ, 2002. - 726с.

90. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи: Очерки русской культуры XII XX веков. - М.: Филология, 1997. - 221с.

91. Дунаев М.М.Православие и русская литература в XVII XX веках. В 644.4. -М.: Храм св. Мученицы Татианы при МГУ, 2003. 778с.

92. Дурылин С. Нестеров в жизни и творчестве. М.: Молодая гвардия, 2004. - 464 с.

93. Дыои Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека. — М.: Республика, 2003. 494 с.

94. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. науч. тр. — Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ун-та, 1994.

95. Егорова Н.В. Камень преткновения: (Ф.М. Достоевский и Православие) // Начало: Журнал ин-та богословия и философии. — 1999. № 7. - С. 71 -91.

96. Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры (Кошелев), 2002. - 758 с.

97. Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Льва репринтное воспроизведение изд. 1876 г.. — Тула: Приок. кн. изд-во, Б.г., 1991. — 216 с.

98. За что Лев Толстой был отлучен от Церкви. Сборник исторических документов. -М.: Издательство ДАРЪ, 2006. — 592 с.

99. Звозников А.А. «Гуманизм» и «христианство» в русской литературе XIX века. Минск: ЕГУ, 2001.-212 с.

100. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1. ч.1 Париж: YMCA-PRESS, 1948; Л.: «ЭГО», 1991. - 222 с.

101. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. — М.: Республика, 1997. 367, 1. с. - (Мыслители XX века).

102. Зеньковский В.В. Христианство как церковь. Ч.Ш. // Зеньковский В.В. Основы христианской философии. — М.: Изд-во Свято-Владим. Братства, 1992. 268с.

103. Знаменский Ф.А. Исаакиевский кафедральный собор в Санкт-Петербурге. (Ко дню 50-летия его) / Прот. Ф. Знаменский. — СПб.: типо-лит М.П. Фроловой, 1908. 16 с.

104. Золотусский И. Гоголь. — М.: Молодая гвардия, 2005. — 485 с.

105. Зорин А. Идеология «православия самодержавия - народности»: Опыт реконструкции (Неизвестный автограф меморандума С.С. Уварова Николаю I) // Новое литературное обозрение. - М., 1997 - № 26. - С.71-104.

106. Зорин А. Кормя двуглавого орла.: Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII — первой трети XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2001. — 416 с.

107. Зуммер В.М. О вере и храме Александра Иванова. Киев: Журн. «христиан, мысль», 1918. — 4., 60 с.

108. Из истории русской культуры, том IV (XVIII-начало XIX века). М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. — 831 с.

109. Из истории русской культуры: Сб.: В 5 т. 2-е изд.. Том V: XIX век. -М.: «Языки русской культуры», 1996. — 844 с.

110. Иконописный сборник. Вып. II-СПб., 1908.

111. Интеллигенция и церковь: прошлое, настоящее и будущее: Материалы XV Международной научно-теоретической конференции. Иваново: «Ивановский государственный университет», 2004. - 322 с.

112. Исаакиевский собор // Воскресный досуг. 1863. - № 19. - С. 291-294.

113. История иконописи: Истоки. Традиции. Современность: VI XX века -М.: АРТ-БМБ, 2002. - 287 с.

114. Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Ст. по философии рус. истории и культуры / Сост., вступ. ст. В.К. Кантора. — М.: Правда, 1989. 653, 1. с.

115. Каган М.С. Ведение в историю мировой культуры. Книга вторая. — СПб.: ООО «Издательство "Петрополис"», 2003. 320 с.

116. Кант И. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.5. — М.: «Мысль», 1968. — 564 с.

117. Кантор В.К. «Братья Карамазовы» Ф.Достоевского. — М.: Худож. лит., 1983. 192 с. - (Массовая историко-литературная библиотека).

118. Карсавин Л.П. Сочинения. Т 2.: Основы средневековой религиозности в XII XIII вв. - СПб.: Алетейя, 1997. - 420 с.

119. Касаткина Т.А. Характерология Достоевского: Типология эмоцион.-ценност. ориентаций. -М.: Наследие, 1996. — 335 с.

120. Кириченко Е.И. Запечатленная история России. Кн. 1.: Архитектурные памятники. М.: Жираф, 2001. - 352 с.

121. Кириченко Е.И. Русская архитектура в 1830-1910-х годов. М.: «Искусство», 1982. - 399 с.

122. Колотое М.Г. Исаакиевский собор. Изд. 2-е JI.-M.: Стройиздат Ленингр. отд-ние., 1966. - 87 с.

123. Кондаков И.В. Культурология: История культуры России. М.: Омега -Л.: Высшая школа, 2003. - 615 с.

124. Концевич И.М. Оптина Пустынь и ее время. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. — 667, 1. с.

125. Крамской И.Н. Переписка с художниками / подгот. к печати и примеч. Е.Г. Левенфиш и др. — М.: Искусство, 1954. — 668с.

126. Крамской И.Н. Письма, статьи. В 2-х т. Т.1 / подгот. к печати и примеч. С.Н. Гольдштейн. М.: Искусство, 1965. - 627с.

127. Крамской И.Н. Письма, статьи. В 2-х т. Т.2 / подгот. к печати и примеч. С.Н. Гольдштейн. — М.: Искусство, 1966. — 531с.

128. Кузин Н.Г. Плещеев. М.: Молодая гвардия, 1988. - 314, 2. с.

129. Кузьмина Л.И. Августейший поэт. К.Р.: Личность. Творчество. — СПб.: «Лики России», 1995. — 256 с.

130. Лавров А.С. Религиозность в отечественной историографии // Русская религиозность: проблемы изучения. СПб.: Журнал «Нева», 2000. — 269с.

131. Ливотов Е. Русский инок в романе Достоевского «Братья Карамазовы» // Странник. 1893. - Т.2., авг. - С.426 - 449

132. Линовский Н.О. Брызги моря житейского: повести, рассказы и эскизы. СПб.: тип. Муллер. Богельман, 1887.

133. Литература и культура в контексте Христианства: материалы IV Международной научной конференции. — Ульяновск, 2005. 319 с.

134. Литература и религия: проблемы взаимодействия в общекультурном контексте: Сб. науч. ст. / М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Бурят, гос. ун-т. Улан-Уде: Изд-во Бурят, гос. ун-та 1999. -167 с.

135. Литература и религия: Шестые Крым. Пушк. Междунар. чтения. Материалы, Мыс Фиолент, Георгиев, монастырь. Симферополь: Крым, архив, 1996. - 167 с.

136. Литературные мемуары. Гоголь в воспоминаниях современников. — М., 1952.

137. Лифшиц М.А. Очерки русской культуры: из неизданного. — М.: Наследие: ТОО «Фабула», 1995. 244 с.

138. Лихачев Д.С. О русской интеллигенции. Письмо в редакцию // Новый мир.- 1993. No2.- С. 3- 9.: http://www.libclab.info/libpage107619.html (08105.2005)

139. Лосский Н.О. Религиозность русского народа // Православие: pro et contra. -СПб.: РХГИ, 2001. С. 434 - 450.

140. Малый энциклопедический словарь. М., 2002.

141. Марков Е.Л., В храме св. Владимира в Киеве (путевые заметки)// Русский вестник. 1897, март. - С. 122-136.

142. Меликов М.Е. Заметки и воспоминания художника-живописца (18181853 гг.) //Русская старина. 1896; Июнь. - С.643-647.

143. Мир филологии. М.: «Наследие», 2000. — 384'с.

144. Мозаические образа-в Исаакиевском соборе // Странник. Том IV. 1869. Декабрь.

145. Монахиня Игнатия (Петровская). Слово о старчестве // Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1996. - №2/3 (9/10). - С. 165 - 208.

146. Монферран О. Соборная церковь Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге, по Высочайшему повелению возобновленная и увеличенная Его Императорского Величества Архитектором Августом Монферраном,

147. Королевско-Французского Почетного Легиона Кавалером. Перевел с французского и сост. предисл. В. Анастасевич. — СПб.: В типографии В. Плавилыцикова, 1820. — 19 с.

148. Мостовский М. Историческое описание храма во имя Христа Спасителя в Москве. М.: тип. С. Орлова, 1883. - 336 с.

149. Мочульский К. Духовный путь Гоголя / Сост. И.Ф. Владимиров. М.: Издательский дом «Наш дом - L'Age d'Homme», 2004. - 160 с.

150. Муратов А.Б. Великий князь Константин Константинович // К.Р. Времена года: Избранное. СПб., 1994. - С.5-28.

151. Мусин А. Богословие образа и эволюция стиля. К вопросу о догматической и канонической оценке русского церковного искусства XVIII-XIX веков // Искусствознание. 2002. - № 2. - С. 279 - 302.

152. Нестеров М.В. Воспоминания / Подгот. текста, вступ. ст. и коммент. А.А. Русаковой. — М.: Советский художник, 1989. 412с.

153. Нестеров М.В. Давние дни. Встречи и воспоминания. М.: «Искусство», 1959. - 399 с.

154. Нестеров М.В. Из писем. Л.: «Искусство», Ленингр. отделение, 1968. -451 с.

155. Нестеров М.В. О Пережитом. 1862 1917 гг. Воспоминания/ Вступ. статья, коммент. А.А. Русаковой и др. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 589 с.

156. Никитин Н.Н. Огюст Монферран. Проектирование и строительств Исаакиевского собора и Александровской колонны. Л., 1939. - 200 с.

157. Николаева Е. Духовный облик Гоголя // Возрождение. 1969. № 206 (февраль). - С. 81-93.

158. Никольский Н.М. История русской церкви. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.158.0диноков В.Г. Религиозно-этические проблемы в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н.Толстого // Русская литература и религия. — Новосиборск: "Наука", 1997. С.95 - 152.

159. Описание Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, составленное по официальным документам. СПб., 1867. - 52 с.

160. Описание общаго собрашя Императорской Академии художеств, бывшаго 17-го марта 1857 года, и Отчет Академии с 4-го октября 1855 по 17-е Марта 1857 года. СПб., 1857. - 52 с.

161. Описание общаго собрашя Императорской Академии художеств, бывшего 6-го апреля 1858 года. и Академический Отчет 1858 года. -СПб., 1858.-51 с.

162. Очерк царствования императора Николая I. — СПб., 1870. 54 с.

163. Очерки русской культуры XIX века. Т.6. Художественная культура. — М.: Изд-во Московского университета, 2002. 496 с.

164. Павленко Ю.В. История мировой цивилизации. Философский анализ. — К.: Феникс, 2002. 760 с.

165. Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Исследования и материалы. СПб.: Белое и черное, 1997. - Вып.6. - 2002. - 357 с.

166. Панарин А. С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. Москва: Русскш м1ръ: Московские учебники, 2005. - 430 с.

167. Панченко А.А. Религиозные практики и религиозный фольклор. // Русская религиозность: Проблемы изучения. СПб.: Фонд по изучениюистории Русской Православной церкви во имя Святителя Дмитрия Ростовского, 2000. С. 14 - 25.

168. Пастырство монастырское, или старчество // Альфа и Омега. М., 1999. -№2 (20).-С. 173- 184.

169. Петров Н.П. Профессор Т.А. Нефф // Северное сияние. 1862. Вып. 10. -С.607-618.

170. Петров П.Н. Сборник материалов для истории Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств за сто лет ея существования. Часть III. СПб. В типографии В.Спиридонова, 1866. — 450 с.

171. Петроченко В.В. Драма страстей Христовых: К.Р. "Царь Иудейский". — СПб.: Журн. "Нева", 2002. 287 с.

172. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. — СПб.: тип. Деп. уделов. -1892.-496 с.

173. Покровский Н.В. Лицевой иконописный подлинник и его значение для современнаго церковнаго искусства. СПб.: Столичн. Скоропеч., 1899. — 23 с.

174. Понкин И.В. Секулярные религии в светском государстве. М.: Ин-т гос.-конфес. отношений и права, 2003. — 81 с.

175. Порудоминский В.И. Иван Крамской. М.: Терра-Кн. клуб, 2001. — 364с.

176. Порудоминский В.И. Николай Ге. М.: «Искусство», 1970. - 270 с.

177. Поспелов Г.Г. О концепциях артистизма и подвижничества в русском искусстве XIX начала XX века // Советское искусствознание (1981). -М., 1982. — Вып.1. — С.141-159.

178. Православие, самодержавие, народность. -М.: тип. Филатова, 1905. 4 с.

179. Предтеченский А.И. Что разумнее: вера или неверие? Публичные чтения о неверии, преимущественно современном, с присовокуплениемстатьи: «О чудесах их месте и значении в системе христианства». — СПб.: тип. Деп. Уделов, 1864.

180. Прохоров Г. «Христос, величайший из атеистов.» Евангельский цикл И.Н. Крамского // Вопросы искусствознания. — 1997. № 4. - С. 122 — 164.

181. Пустильник JI.C. Жизнь и творчество А.Н. Плещеева. М.: Наука, 1988.-188, 2. с.

182. Рамазанов Н.А. Воспоминания о К.П. Брюллове. — М., 1852.

183. Ревзин Г.И. Очерки по философии архитектурной формы. М.: ОГИ, 2002. - 141 с.

184. Ремезов А.В. Жизнь Христа в трактации современного русского художника. К выставке картин академика В.Д. Поленова «Из жизни Христа». — Сергиев Посад: тип. Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, 1915. — 31 с. "

185. Ренан Э. Жизнь Иисуса. М.: «Издательство политической литературы», 1991. — 398 с.

186. Репин И.Е. Иван Николаевич Крамской: памяти учителя. СПб.: тип. B.C. Балашова, 1888. - 56 с.

187. Репин И.Е. Избранные, письма в 2-х т. 1867-1930. Т. 1-2. М., 1969. -918с.

188. Репин И.Е. Письма к писателям и литературным деятелям. 1880-1929. — М.: Искусство, 1950. 268с.

189. Репин И.Е., Толстой Л.Н. Переписка: В 2 т. Т.1 Переписка с Львом Толстым и его семьей. -М.-Л.: «Искусство», 1949. 146 с.

190. Романов К.К. Избранное: Стихотворения, пер., драма. М.: Сов. Россия, 1991.-334 с.

191. Руководственные для православного духовенства указы Святейшего правительствующего синода. 1721-1878 г. — М., 1879. — 1., III, 504 с.

192. Рункевич С.Г. Русская церковь в XIX веке. Исторические наброски.-СПб.: тип. А.П. Лопухина, 1901. 232 с.

193. Русская литература и религиозная живопись. (XIX век). Вып.1. 2002. -271с.

194. Русская религиозность: Проблемы изучения / Сост. А.И. Алексеев, А.С. Лавров. СПб.: Журнал «Нева», 2000.-269с.

195. Русский инок и его важное значение (по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы») // Воскресный день. 1888. - № 22. - С. 252 - 255.

196. Русское подвижничество: Сб. ст.: Посвящ. 90-летию со дня рождения Д.С. Лихачева. М.: Наука, 1996. - 571 с.

197. Русское церковное искусство нового времени = Russian ecclesiastical art modern times / Рос. акад. художеств. НИИ теории и истории изобраз. искусств. М.: Индрик, 2004. - 320 с.

198. Савельев Ю.Р. «Византийский стиль» в архитектуре России: вторая половина XIX начало XX века: альбом. - СПб.: Лики России - Проект-2003,2005.-271 с.

199. Салтыков-Щедрин М.Е. Об искусстве. Избр. статья, рецензии и высказывания. — Л. М.: «Искусство», тип. им. Володарского в Лгр., 1949.-400 с.

200. Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского/ пер. с итальянского. СПб.: Академический проект, 2001. - 187 с.

201. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX нач. XX века. -М.: АСТ-пресс: Галарт, 2001.- 301с.

202. Сахаров И.П. Исследования о русском иконописании: Кн. 1-2. СПб.: тип. Я. Трея, 1849. - 150 с.

203. Сводный иконописный подлинник XVIII века по списку Г. Филимонова. -М.: О-во древнерус. искусства, 1874 (обл.1876). — 435 с.

204. Сергиевский Н.Н. Августейший поэт. К.Р. Пг., 1915. - 49 с.

205. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. -М.: Православный паломник: журнал «Глаголы жизни», 1998. 525 с.

206. Слотердайк П. Критика цинического разума./ Пер. А.Перцева. -Екатеринбур: «Издательство Уральского университета», 2001. - 584с.

207. Снегирев Н.М. Взгляд на православное иконописание. Ст. 2. М., 1863. -44 с.

208. Собко Н.П. В.Г.Перов. СПб., 1914.

209. Собко Н.П. Василий Григорьевич Перов, его жизнь и произведения: Ст. Н.П. Собко. СПб.: Д.А. Ровинский, 1892. - 4., 84 с.

210. Соболев А.К. Евангельская эпоха в картине В.Д. Поленова «Христос и грешница». Опыт художественной критики и пояснение картины. — М.: Тип. А.К. Мамонтова и К°, 1887. 60с.

211. Соколов Б.В. Расшифрованный Достоевский. Тайны романов о Христе. Преступление и наказаниею. Идиот. Бесы. Братья Карамазовы. — М.: «Эксмо», «Яуза», 2007. 509, 2. с.

212. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ, отношений. СПб: «Издательство Русского Христианского гуманитарного Института», 2000.-1054 с.

213. Социоанализ Пьера Бурдье.-М.; СПб., 2001.

214. Сперанский А. Путеводитель по Исаакиевскому кафедральному собору. СПб.: С.-Петерб. Исаакиев. правосл. братство, 1898. — 31 с.

215. Стантон JI. Письма Оптинского старца Макария: таинство исповеди, откровение помыслов и прозорливость // Оптина Пустынь: монастырь и русская культура. М.: Помовский и партнеры, 1993. - С. 153-161.

216. Стасов В.В. Иван Николаевич Крамской. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1887.-23с.

217. Стасов В.В. Н.Н. Ге, его жизнь и произведения. М.: Кушнерев И.Н. и К°, 1904.-411с.

218. Стернин Г. Религиозное сознание в поэтике русской культуры второй половины XIX века // Вопросы искусствознания XI. — 1997. № 2. - С. 457-464.

219. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX века: 70 80-е гг. - М.: Наука, 1997. - 223 с.222. Стоглав. Казань, 1911.

220. Сухотина-Толстая Т.Л. Воспоминания. М., 1950 // http://az.lib.ni/s/suhotinatolstaia t 1/text 0020.shtml (12.05.2008)

221. Тарасов Ф.Б. Поэма «Великий инквизитор»в истолковании русских философов конца XIX XX вв. // Лепта. - 1994. - № 23. - С. 161 -185.

222. Ткачев B.C. Идеалы русской интеллигенции. Сравнительный анализ общественной мысли России XVIII — нач. XX веков. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998.-232с.

223. Толстой Л. и Стасов В.В. Переписка. 1878-1906. Л., 1929.

224. Толстой Л. Три старца. Великие Луки: Издательство «Ясная Поляна», 2001.

225. Толстой Л. Христианское учение. — М.: Посредник, 1908. 104 с.

226. Толстой Л.Н. и Н.Н. Ге Переписка / Вступ. ст. и примеч. С.П. Яремича -М.-Л.: «Academia», 1930. 218 с.

227. Толстой Л.Н. Исповедь. В чём моя вера? / Вступ. ст. А. Меня, с. 5 31; Послесл. А. Панченко, с. 346 - 360; Подгот. текста и коммент. Г. Галаган. - Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1991.-410, [2] с.

228. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90-та т. Т.63. Письма 1880 -1886 -М.: Гос изд. худож. лит,1950. 328 с.

229. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22-х т. Т. 9. Анна Каренина. М.: «Художественная литература», 1982.

230. Тоффлер Э. Третья волна: перевод с английского. М.: ACT, 2004. -781 с.

231. Тренев Д.К. О русской иконописи по поводу вопроса о ней в государственной думе. — М., 1910.

232. Трофимова З.П. Гуманизм, религия, свободомыслие. М.: Изд-во МГУ, 1992.- 128 с.

233. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. — М.: ИнфоАрт, 1991.-112 с.

234. Тупеев М.А. Идея почвы и образ Христа в русской литературе XIX века (Ап. Григорьев, Ф.И. Тютчев, Ф.М. Достоевский). Автореферат диссертации на соискание уч. степени к. филологических наук. -Магнитогорск, 2004. — 18 с.

235. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем, в 28-ми томах. Том 13.-М.-Л., 1967.

236. Турчин B.C. Эпоха романтизма в России: К истории рус. искусства первой трети XIX столетия: Очерки. М.: Искусство, 1981. - 550 с.

237. Уортман Р.С. Сценарии власти: Мифы и церемонии русской монархии. В 2 т. Т. 1: От Петра Великого до смерти Николая I / Р.С. Уортман; Пер. с англ. С.В. Житомирской. М.: ОГИ, 2004. - 605 с.

238. Успенкий А. Значение иконописного подлинника в современной церковной живописи. Читано 12 декабря 1900 года в заседании Церковно-Археологического Отдела при Обществе Любителей Духовного Просвещения. М., 1901. - 8 с.

239. Успенский Б.А. Избранные труды. В 3-х томах. М., 1996.

240. Успенский Б.А. Этюды о русской истории. СПб.: Азбука, 2002. - 480 с.

241. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского. 1997. — 474 с. электронный ресурс. // режим доступа. — http://nesusvet.narod.ru/ico/books/ouspensky//

242. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы М., 1997. электронный ресурс. // режим доступа. -http://www.philosophy.ru/iphras/library/fedot mod.html (15.11.2006)

243. Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. 2000. № 4. - С. 3-15.

244. Флоровский Г. Пути русского богословия. — Париж, 1937., Вильнюс, 1991.-600 с.

245. Фудель С.Н. Наследство Достоевского: Явление Христа в современности // Вести. РХД. 1988. - № 1 - С.258-270.

246. Фуре В.Н. «Критическая теория» позднего модерна Энтони Гидденса электронный ресурс. // режим доступа. http://www.nir.ru/si/si/sj 1-01furs.html#

247. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Пер. с нем. — М.: Издательство «Весь Мир», 2003. — 416 с.

248. Хейзинга Й. Homo Ludens. / Человек играющий. Статьи по истории культуры. М.: Айрис-пресс, 2003. - 496 с.

249. Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск: Белорусская грамота, 1997. — 207 с.

250. Храм Христа Спасителя в Москве: История проектирования и создания собора. Страницы жизни и гибели, 1813 — 1931. — М.: «Планета» ТОО «Кузнецкий мост», 1992. — 279 с.

251. Храм Христа Спасителя: Сборник / Сост. Л.Д. Полиновская. М.: Моск. рабочий, 1996.-225, 1. с.

252. Христианство: Энциклопедический словарь: в 2 т.: Т.1. А-К. -М., 1993.

253. Художественный язык средневековья: Сб. ст. / АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры. М.: Наука, 1982. - 272 с.

254. Цветаева М.Н. Икона и авангард. К проблеме духовности в русском искусстве // Вестник РХГИ Вып. 4. СПб., 2001. - С. 57- 68.

255. Цветаева М.Н. К вопросу о христианских традициях в русском искусстве. Философия авангарда // ИНИОН РАН. 2000, № 21. 19 с.

256. Цомакион А.И. А.А. Иванов. Его жизнь и худож. деятельность. Биогр. очерк А.И. Цомакион. СПб.: тип Контрагентства ж.д., 1894. - 86 с.

257. Чеканова О.А. Опост Монферран. — СПб.: Стройиздат, 1994. 189, 2. с.

258. Четвериков С.И. Оптина Пустынь. 2-е изд., доп. Paris: YMCA-PRESS, 1988.-251 с.

259. Четвериков С.И. Правда христианства: Молдав. Старец Паисий Величковский: Его жизнь, учение и влияние на правосл. монашество. -М.: Крутиц. Патриаршее Подворье: О-во любителей церков. истории, 1998. — 419, 1. с.

260. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

261. Шило А.В. Загадки Репина. Очерки о творческой лаборатории художника. Харьков: Новое слово, 2004. — 278с.

262. Шингарев В. Священник. Основные идеи Православия в изложении Ф.М.Достоевского // Вера и разум. 1904. - № 20 (окт., кн. 2). - С. 391 -415.

263. Шкляревский А.С. «Великое и возвышенное» в художественных изображениях. «Спаситель в пустыне», картина И.Н. Крамского. Киев: лито-тип. т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1901. — 10 с.

264. Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX века. — М.: Издательство Московского университета, 1980. 416с.

265. Шмеман А. Исторический путь Православия. Глава 7. Русское Православие электронный ресурс. // режим доступа http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=304&cid=6 (2007)

266. Шмитт Ж.-К. Понятие сакрального и его применение в истории средневекового христианства. // Мировое Древо. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. Вып. 4. М., 1996. — С. 75-83.

267. Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса. -М.: Республика, 1992. 528с.

268. Шуйский В.К. Опост Монферран: История жизни и творчества. — М. -СПб., 2005.-413 с.

269. Щипанов И .Я. Философия и социология русского народничества. М.: Изд-во Московского университета, 1983.- 279с.

270. Юденкова Т. Еще раз о картине И.Н. Крамского «Христос в пустыне» // Вопросы искусствознания XI. 1997. - № 2. — С. 465- 475.

271. Яковлева Н.А. Иван Николаевич Крамской 1837-1887. Д.: Художник РСФСР, 1990.- 110с.

272. Якушкин И.Г. Общественная жизнь и культура в России XVIII-XIX веков. М.: Центр «Социальное партнерство», 2001. — 96с.

273. Ярославцева Н. Москва Виктора Васнецова: (История души художника). -М.: Фонд "Мир. рус. Души": ОАО «Тип. "Новости", 1998. 159 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.