Религия и политика в русской религиозно-философской рефлексии: диалог В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Шаненкова, Ирина Алексеевна

  • Шаненкова, Ирина Алексеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Орел
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 165
Шаненкова, Ирина Алексеевна. Религия и политика в русской религиозно-философской рефлексии: диалог В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Орел. 2009. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шаненкова, Ирина Алексеевна

Введение.

Глава I. Религиозно-философские основания воззрений B.C. 13 Соловьева на религию и политику.

§ 1. Немецкая классическая философия и идеи А. Шопенгауэра в становлении воззрений B.C. Соловьева на религию и политику.

§ 2. Влияние русской философии на формирование религиознополитической концепции B.C. Соловьева.

Глава II. Идейные истоки религиозно-философской концепции

Н.А. Бердяева.

§ 1. Немецкая философия - важнейший источник политических и религиозно-философских воззрений Н.А. Бердяева.

§ 2. Место русской философской традиции в формировании религиозно-политического учения Н.А. Бердяева.

Глава III. Учение B.C. Соловьева и Н.А. Бердяева о взаимосвязи религии и политики.

§ 1. Сущность воззрений B.C. Соловьева на религию и политику: эволюция и противоречие.

§ 2. Основные идеи о религии и политике в учении Н.А. Бердяева.

§ 3. Общее и особенное в учениях в.С. Соловьева и Н.А. Бердяева на проблему взаимодействия религии и политики.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религия и политика в русской религиозно-философской рефлексии: диалог В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева»

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества в условиях культурной глобализации возникает потребность в переосмыслении закономерностей становления социально-гуманитарного знания в целом и его религиозной и политической компоненты в частности. Анализ творчества B.C. Соловьёва и Н.А. Бердяева позволяет определить целый ряд религиозно-философских оснований духовной культуры и теоретических положений для реальной практики строительства современной России: важность сохранения национальной формы государственности и её укрепления как главенствующего фактора развития русской культуры, религии как её духовного ядра, необходимость воссоздания «русской национальной идеи», понимание значимости объединения усилий России, Запада и Востока по сохранению духовно-нравственных основ цивилизации.

Масштабное объединение Европы в конце XX - начале XXI веков, активный поиск ценностных оснований общеевропейского единства и распад СССР проблематизирует дальнейшее существование национальных государств как наиболее распространённой институциональной формы общежития народов, стимулируя появление многочисленных моделей будущего политического жизнеустройства человечества. К этой проблеме ещё в конце XIX - начале XX веков обращались B.C. Соловьёв и Н.А. Бердяев, акцентируя внимание, в первую очередь, на исследовании государства, нации, религии, церкви и других системообразующих элементов общества.

Русская культура всегда была направлена на освоение внутреннего мира человека, на строительство его души. Её идеальная устремлённость коренится в православной этике, на что также указывали B.C. Соловьёв и Н.А. Бердяев, рассматривая через нравственные принципы и придавая им характер универсальных, религию и политику. Нравственность — важнейшая черта русской религиозной философии, а нравственный максимализм — одна из основных ценностей российского духовного опыта. В условиях разрушения общечеловеческих ценностей вопросы новой «глобальной» этики вновь становятся на повестку дня.

Русская мысль всегда была пессимистична в отношении к настоящему и одновременно несла в себе глубокую веру в будущее России, которое, в отличие от настоящего, находится «по ту сторону катастрофы». Эсхатологическая окраска русской идеи, её обращённость к предельному, конечному сближает B.C. Соловьёва и Н.А. Бердяева. Распад прежней системы ценностей и государственности вызвал естественное стремление обрести новую национальную идею, опираясь на которую можно было бы придти к возрождению России. Все её современные варианты, так или иначе, основываются на концепциях, разработанных этими философами.

Степень научной разработанности проблемы. Говоря о разработанности данной проблемы в научной литературе, необходимо выделить ряд моментов: с конца 1980-х - начала 1990-х гг. в России стали издаваться труды многих известных философов, эмигрировавших или высланных из нашей страны. В научной среде и у широкого круга общественности возрастает интерес к феномену русской религиозной философии; изданы фундаментальные труды по истории русской философии В.В. Зеньковского, Н.О. Лосско-го, Г.П. Федотова, Г.В. Флоровского, Г.Г. Шпета; появляются в печати исследования представителей русской религиозной философии, долгое время находившихся под запретом - Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, К.Н. Леонтьева, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, Г.В. Флоровского и других.

Выявление персоналий, тематическое структурирование, содержание концепций, статусное определение данного направления как особого, достаточно оригинального периода развития отечественной философской мысли отражено в работах таких известных авторов, как В.А. Кувакин, В.Н. Аку-линин, Н.П. Полторацкий, П.П. Гайденко, К.В. Фараджев, Б.В. Яковенко, а также у ряда зарубежных исследователей, например, Вл. Вейду, Дж. Копл-стон, Дж. Клайн и др.

В научной литературе появляются работы, посвящённые объективному и глубокому освоению особенностей русской религиозной философии, исследованию предпосылок развития и формирования источниковедческой базы, предметного поля этого направления. Это монографии Е.Н. Некрасовой, Г.С. Киселёва, С.А. Нижникова, а также статьи Е.В. Барабанова, А.И. Абрамова, Т.Б. Длугача, В .Я. Перминова, С.А. Чернова, В.А. Жучкова.

Исследованием творчества B.C. Соловьёва занимались отечественные и иностранные авторы: А.Ф. Лосев «Владимир Соловьёв», Е.М. Бабосов «Истина и богословие», С.С. Хоружий «Наследие Владимира Соловьёва сто лет спустя», В.Ф. Асмус «Владимир Сергеевич Соловьёв», Л.М. Лопатин «Философские характеристики и речи», Е.Н. Трубецкой «Миросозерцание Вл. Соловьёва», Л.Е. Шапошников «B.C. Соловьёв и православное богословие», К.В. Мочульский «Гоголь, Достоевский, Соловьёв», П.П. Гайденко «Владимир Соловьёв и философия серебряного века», а также статьи X. Даама «Свет естественного разума в мышлении Вл. Соловьёва», Дж. Л. Клайна «Гегель и Соловьёв», П.П. Гайденко «Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьёва», А.В. Гу-лыга «Русская идея и её творцы», А. Дианина-Хаварда «Владимир Соловьёв: вера, разум и сердце», В.Н. Поруса «В. Соловьёв и Л. Шестов: единство в трагедии», Ю.Н. Сухарева «К исследованию жизни и творчества Вл. Соловьёва». Анализ политических и религиозных воззрений B.C. Соловьёва затрагивают диссертации Е.Г. Тонковой «Культурфилософский анализ национальной идеи B.C. Соловьёва», К.Л. Алексеева «Проблема взаимосвязи культуры и политики в философии Вл. Соловьёва», Е.К. Гусева «Анализ преемственности историософских воззрений славянофилов и Вл. Соловьёва». При этом необходимо отметить, что все они рассматривали в первую очередь историософские аспекты творчества русского философа, а проблема взаимосвязи политических и религиозных воззрений мыслителя ещё недостаточно изучена. t

Анализу творчества Н.А. Бердяева посвящены работы И.И. Евлампие-ва «История русской метафизики в XIX - XX веках», Л.И. Шестова «Николай Бердяев (гнозис и экзистенциальная философия)», Н.О. Лосского «История русской философии», О.Д. Волкогоновой «Интеллектуальная биография Н. Бердяева»; статьи Н.И. Осмоновой «Назначение человека в философии И. Канта и Н.А. Бердяева», Р.Н. Ким «Н.А. Бердяев о конкретных условиях национального бытия».

Большое значение для диссертационного исследования имеют произведения Е.Н. Трубецкого, X. Дама, Дж. Клайна, А. Кожева, С.С. Хоружего, П.П. Гайденко, Л.М. Лопатина, А.Ф. Лосева, В.Н. Лазарева, Г.В. Флоровско-го, А.В. Гулыги и др. Вместе с тем, учёные, изучающие творчество Н.А. Бердяева рассматривали его историософские и этические взгляды, не касаясь анализа религиозных и политических воззрений. Следует отметить, что творчество Н.А. Бердяева нашло отражение и в работах иностранных исследователей: К. Рёселера, М. Велена, Ф. Нуче, С. Пеноса, В. Дугласа, С. Говарда, О. Клемента.

Несмотря на то, что в современной философской литературе появилось большое количество работ, изучающих персоналии русских религиозных мыслителей конца XIX начала XX веков, тем не менее, специальных работ, посвященных исследованию религиозных и политических воззрений B.C. Соловьёва и Н.А. Бердяева неоправданно мало. Изучение проблемы взаимосвязи религии и политики у отдельных представителей русской религиозной философии ещё недостаточно исследовано и требует комплексного и сравнительного их анализа. В нашей диссертационной работе мы постараемся восполнить данный пробел и осуществить анализ религиозных и политических идей B.C. Соловьёва и Н.А. Бердяева. Данный факт позволяет оценивать тему диссертационного исследования как новационную.

Объектом данного диссертационного исследования выступает кулъ-турно-религиозное наследие и политические идеи B.C. Соловьёва и Н.А. Бердяева.

Предметом диссертационного исследования является философско-кулътурологический аспект воззрений B.C. Соловьёва и Н.А. Бердяева на религию и политику в их эволюции и взаимосвязи.

Цель диссертации: раскрытие сущности религиозно-политических воззрений В. С. Соловьёва и Н.А. Бердяева в философском диалоге.

Для достижения представленной в диссертации цели предполагается решить следующие задачи:

- выявить культурно-исторические и философские предпосылки формирования взглядов.В.С. Соловьёва и Н.А. Бердяева на религию и политику;

- раскрыть понимание сущности религии и политики B.C. Соловьёвым и Н.А. Бердяевым на основе компаративистского анализа, выявляя общее и особенное в позиции философов;

- показать значимость религиозно-философского и политического наследия B.C. Соловьёва и Н.А. Бердяева для. современной духовно-нравственной и политической жизни общества.

Теоретико-методологические основы исследования. Сложность объекта и предмета исследования обусловливает разнообразие его теоретико-методологических основ.

Диалектический метод. Исследование исходит из эволюции воззрений B.C. Соловьёва и Н.А. Бердяева на религию и политику, основанной на классической трактовке диалектического сочетания противоположных начал, закономерностей «отрицание отрицания». Последнее прослеживается в отношении философов к идеи «христианского государства», в позициях B.C. Соловьёва и Н.А. Бердяева по отношению к воззрениям представителей немецкой классической философии, философским идеям А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, концепциям славянофилов, Ф.М. Достоевского, Н.Я. Данилевского амбивалентна и сама русская религиозная философия, представителями которой являются B.C. Соловьёв и Н.А. Бердяев, в которой присутствует диалектика общего и особенного, традиции и новации. Диалектический метод структурно включает в себя культурно-историческую динамику.

Метод комплексного, системного и целостного подхода является важнейшим в философско-культурологических исследованиях, ибо для них свойственно стремление объединить, синтезировать материалы отдельных наук, но не путём механического соединения, а на базе обоснованных концепций, обобщения множества фактов в контексте междисциплинарного единства.

Важнейшей основой методологии философско-культурологического познания являются сравнительно-культурные, т.е. компаративистский или кросс-культурный методы исследования, которые проводят сравнительный анализ культурных явлений, ценностей, идей и выделяют как общие их свойства, так и особенное специфическое в каждом из них.

Идеографический метод - важнейший метод «наук о культуре», описывающий уникальные и индивидуальные особенности явлений культуры, исторических событий, исторических личностей.

Концепция интегральной истории русской философии. Эта концепция, выдвинутая М.А. Маслиным, предполагает осмысление русской философии как «многообразия в единстве», не допускает абсолютизации отдельных течений и проявлений, отвергает видение отечественной философии с позиций политико-идеологической оценки, связана с принципом толерантности и диалектическими методами исследования культурно-исторического процесса.

Герменевтический метод исследования позволяет использовать при изучении воззрений B.C. Соловьёва и Н.А. Бердяева на политику и религию правила интерпретации философских, психологических, культурных и религиозных «текстов».

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- определены важнейшие культурно-исторические и философские источники формирования взглядов B.C. Соловьёва и Н.А. Бердяева на религию и политику: немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг), идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, марксизм, русская философия (славянофилы, Н.Я. Данилевский, Ф.М. Достоевский);

- раскрыта эволюция религиозно-политических воззрений B.C. Соловьёва (от преклонения перед теократическим государством до понимания невозможности его существования) и Н.А. Бердяева (от марксистской теории происхождения государственности до перехода на религиозно-философские экзистенциальные позиции понимания его сущности), что позволило показать взаимосвязь религии и политики, определить роль религиозного фактора в обществе, точки сближения и разъединения общетеоретических позиций философов в определении степени допустимости религиозности в политике;

- показано значение религиозно-философских и политических идей B.C. Соловьёва и Н.А. Бердяева в решении духовно-нравственных и политических проблем жизни современного общества: важность сохранения национальной формы государственности; укрепления нравственных основ политической жизни; значимость церкви в политической системе общества.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Основными источниками формирования религиозно-политических воззрений B.C. Соловьёва и Н.А. Бердяева являются идеи «всеединства», «категорического императива», «гражданского общества», религиозных основ государства и политики в немецкой классической философии; взгляды А. Шопенгауэра о роли воли в государственно-политической деятельности; понимание творчества человека как его внутренней свободы в воззрениях Ф. Ницше; концепция марксизма об определяющей роли экономических отношений, о перспективах возникновения в будущем бесклассового общества и отмирания государства; учение о христианском государстве как совершенной его форме, о равенстве государства и церкви в системе общественных отношений, о народном характере российского государства, о своеобразии русской цивилизации, о мессианской роли русского народа, об аморальности революции в философии славянофилов, Н.Я. Данилевского и Ф.М. Достоевского.

2. Взгляды B.C. Соловьёва и Н.А. Бердяева на политику и религию прошли длительный, противоречивый эволюционный путь: у B.C. Соловьёва от преклонения перед теократическим государством и православием, увлечения католицизмом и идеей необходимости создания вселенской церкви до отрицания- любой религиозной формы- государства; у Н.А. Бердяева от марксистских идей до перехода на религиозно-философские экзистенциальные позиции. В:С. Соловьёв и Н.А. Бердяев, рассматривая- проблемы государства, нации (политики) в-их взаимосвязи с религией, подчеркивали важность сохранения национальной формы государственности как главного фактора укреплениям развития русской культуры, русской» нации; её духовного ядра - православной религии; необходимость воссоздания «русской национальной идеи»; значимость России в объединении Запада и Востока^ для сохранения цивилизации на Земле. Вместе с тем, в их позиции имеются» существенные различия. Первоначально, по мнению B.C. Соловьёва, возможно создание «христианского государства», в котором Церковь выполняет функции духовного наставника, третейского судьи в споре народа и власти и поэтому, её положение высокое и значимое. Н.А. Бердяев отрицает возможность существования «христианского государства», потому что «государство - явление порядка природного, а не благодатного».

3. B.C. Соловьёв и Н.А. Бердяев жили и творили в переломные периоды истории России, когда решалась её судьба, поэтому их религиозные и политические идеи приобретают особую значимость в условиях духовного кризиса современного общества: необходимость сохранения национальной формы государственности как главного фактора развития русской культуры; важности укрепления нравственных оснований политики; воссоздание особого места Церкви в политической системе российского общества, «русской национальной идеи» и роли России в формировании будущего цивилизаци-онного мироустройства.

Теоретическая значимость диссертационного исследования. Материалы и выводы диссертационного исследования позволяют более глубоко и развёрнуто осмыслить философские концепции B.C. Соловьёва и Н.А. Бердяева и их значимость.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её основные положения имеют методологическое значение в области политической теории и практики и могут служить основой для проведения социально-философского исследования проблем взаимодействия человека и общества в различных парадигмах отечественной и зарубежной философии.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что её положения могут быть использованы при чтении курсов лекций по «Религиоведению», «Социальной философии», «Истории русской философии», «Философии религии», «Политической философии», «Истории политический учений», а также при разработке специальных курсов и учебных пособий.

Апробация диссертационного исследования. Отдельные положения и основные выводы диссертации получили апробацию на следующих конференциях: I Международная научная конференция (памяти С.Н. Булгакова) «Булгаковские чтения» (Орёл, 2007 г.); «Дни науки философского факультета» (Киев, 2007 г.); II Международная научная конференция (памяти С.Н. Булгакова) «Булгаковские чтения» (Орёл, 2008 г.); III Международная научная конференция (памяти С.Н. Булгакова) Философские, культурологические и социально-исторические проблемы общественных наук (Орёл, 2009 г.); Всероссийская научно-практическая конференция: «Человек в изменяющейся России: философская и междисциплинарная парадигма» (г. Белгород, 4-7 октября^ 2006 г.); Всероссийский конгресс «Проблемы нравственно-эстетического воспитания молодёжи: современное состояние и перспективы» (Орёл, 2005 г.), на научно-теоретических и научно-практических семинарах кафедры логики, философии и методологии науки, философского факультета ОГУ. Результаты исследования использовались в процессе преподавания философских дисциплин, положения и выводы диссертационного исследования отражены в 10 авторских публикациях в различных научных изданиях, в том числе 2 из списка ВАК.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры логики, философии и методологии науки Орловского государственного университета и на кафедре философии Белгородского государственного университета.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Шаненкова, Ирина Алексеевна

Заключение

Религия и политика — важнейшие формы общественного сознания, определяющие эволюцию общества фактически на всех её этапах. Они попеременно брали на себя роль реальной исторической силы, воздействующей на формирование личности и её мировоззрения. Поэтому при определении исторических перспектив развития как Запада, так и России политические и религиозные проблемы всегда находились в центре внимания.

Многие мыслители прошлого и настоящего в своих философских исследованиях пытались определить место, роль религии и политики в духовной жизни общества и закономерности их взаимосвязи. Русские философы B.C. Соловьёв и Н.А. Бердяев также обращались к осмыслению этих проблем. По-разному оценивая сущность религии и политики, они указывали на их особую значимость в истории России, акцентируя внимание, в первую очередь, на исследовании государства, нации, религии, церкви и других системообразующих элементов общества.

В процессе исследования было выявлено понимание сущности религии и политики B.C. Соловьёвым и Н.А. Бердяевым, показано, что религия и политика взаимосвязаны и религиозное определяет политическое.

На формирование религиозно-политических воззрений B.C. Соловьева и Н.А. Бердяева значительное влияние оказали представители немецкой философии. Ряд их идей восприняли и творчески переосмыслили русские фис лософы: идеи «всеединства» (Г. Гегель, Ф. Шеллинг), «категорического императива» (И. Кант), «гражданского общества» (Г. Гегель), «воли» (А. Шопенгауэр), идею творческого начала человека как внутренней свободы (Ф. Ницше), бесклассового общества и отмирания государства в будущем (марксизм).

В диссертационном исследовании рассматриваются религиозные и политические воззрения B.C. Соловьёва и Н.А. Бердяева в контексте русской философской традиции в лице славянофилов, Н.Я. Данилевского и Ф.М. Достоевского. B.C. Соловьёв и Н.А. Бердяев опирались на их учения о христианском государстве как совершенной форме политического устройства, о гармонии государственности и церкви в социуме, о своеобразии русской цивилизации, мессианской роли русского народа, о негативной роли революции в истории.

Эволюция взглядов B.C. Соловьева и Н.А. Бердяева на религию и политику была длительной и противоречивой. Воззрения B.C. Соловьева прошли путь от идеализации теократического государства до его отрицания; от преклонения перед православием до его увлечения католицизмом и мечтой о вселенской церкви.

Творческий путь Н.А. Бердяева также был сложен и противоречив: от увлечения марксизмом до отрицания всех революционных идей и повороту к религиозной философии.

И B.C. Соловьев, и Н.А. Бердяев, не оперируя термином «политика» в его классическом понимании, стали авторами ряда важнейших теоретических положений: о сохранении национальной формы государственности как главного фактора укрепления и развития русской нации и культуры, а также православной религии - как ее духовного ядра. Философы впервые в отечественной истории наиболее четко заговорили о необходимости воссоздания русской национальной идеи, основанной на определении роли и места России в процессе интеграции Запада и Востока для сохранения цивилизации на Земле.

B.C. Соловьев и Н.А. Бердяев, являясь представителями разных направлений русской религиозной философии, имели много общего в воззрениях на религию и политику и в понимание проблем всеединства, и роли соборности в жизни российского социума (выступали за формирование гражданского общества). Общность идей философов отмечается в видении духовно-нравственного базиса политической жизни, духовности русской культуры, поиске национальной идеи - духовно-идеологического основания всех сфер жизнедеятельности государства, мессианской роли российской нации.

Вместе с тем, в вопросах взаимодействия государства и церкви позиции B.C. Соловьева и Н.А. Бердяева были различны. У B.C. Соловьёва государство должно подчиниться Церкви, оно средняя общественная сфера между церковью и обществом, у Н.А. Бердяева, эти взгляды эволюционируют от полного подчинения церкви государству, затем государства церкви и, в конце концов, он приходит к выводу, что церковь и государство не могут быть ни «соединены», на «разделены». При этом Церкви отводилась важнейшая роль духовного наставника нации, третейского судьи в диалоге народа и власти.

B.C. Соловьев и Н.А. Бердяев создавали свои труды в период глубочайших перемен, приведших к российским революциям начала XX века и изменению политического устройства российского государства. Многие из мыслей, высказанных в те годы философами, не потеряли актуальности и в наши дни, когда в число национальных приоритетов вновь возведены идеи о необходимости сохранения и укрепления государственности - главного фактора развития русской культуры и общества, о важности усиления позиций Церкви в духовной жизни, о значимой роли России в современном и будущем мировом культурном пространстве.

150

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шаненкова, Ирина Алексеевна, 2009 год

1. Абрамян, J1.A. Кант и проблема знания Текст. / JI.A. Абрамян // отв. ред. П.П. Гайденко. - Ереван: Изд-во АНАрм ССр, 1979. - 259 с.

2. Акулинин, В.Н. Философия Всеединства. От В.С.Соловьёва к П.А.Флоренскому Текст. / В.Н. Акулинин // отв. ред. Г.А. Антипов. -Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1990. 158 с.

3. Андреев, A.JI. Искусство, культура, сверхкультура Текст. / A.JI. Андреев //- М.: Знание, 1991. 63 с.

4. Андреева, И.С., Гулыга, А.В. Шопенгауэр. Текст. М.: Мол. гвардия, 2003.-367с.

5. Безносов, В.Г. «Смогу ли уверовать»: Ф.М. Достоевский и нравственно-религиозные искания в духовной культуре России кон. 19 нач. 20 века Текст. СПб., 1993. - 199 с.

6. Безносов, В.Г. Ф.М. Достоевский и нравственная философия в России кон. 19 нач. 20 в.: Автореферат дис. докт. филос. наук. - Спб, 1994.

7. Бёме, Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении Текст. / Я. Бёме. -Репринтное изд. Мусагет, 1914 г.; пер. А. Петровского; ред. Д.М. Носов. -М.: Политиздат, 1990.-415 с.

8. Бердяев, Н. Русская идея Текст. / Н.А. Бердяев // М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. - 832 с.

9. Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма Текст. Изд-во: М., Директ-медиа Паблишинг, 2002. 329 с.

10. Бердяев, Н.А. / Философский дебют Н.А. Бердяева (письма 1899 1900) Текст. / Н.А. Бердяев // Вопросы философии. - 1993. - № 4. - С. 150 — 156.

11. Бердяев, Н.А. Диалектика Божественного и человеческого Текст. / Н.А. Бердяев; сост. и вступ. ст. В.Н. Калюжного. М.: ООО Изд-во ACT; Харьков: Фолио, 2003. - 620 с, [4] с. - (Philosophy).

12. Бердяев, Н.А. Дух и реальность Текст. / Н.А. Бердяев; вступ. ст. и сост. В.Н. Калюжного. М.: ООО Изд-во ACT; Харьков: «Фолио», 2003. -679, [9] с. - (Philosophy).

13. Бердяев, Н.А. Духовные основы русской революции. Опыты 1917 — 1918 гг. Текст. Подготовка текста и комментарии Е.В. Бронниковой. — СПб.: РХГИ, 1998.-432 с.

14. Бердяев, Н.А. Духовный кризис интеллигенции Текст. / Н.А. Бердяев; сост. и коммент. В.В. Сапова. М.: Канон +, 1998. - 400 с. - (История философии в памятниках).

15. Бердяев, Н.А. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Алексей Степанович Хомяков Текст. / Николай Бердяев. -М.: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 445, [3] с. - (Философия. Психология).

16. Бердяев, Н.А. Миросозерцание Достоевского Текст. / Николай Бердяев. — Москва: ACT: Хранитель, 2006 (Ульяновск: Ульяновский Дом печати -254, 1. е.; 17 см. (Философия. Психология: ФП).

17. Бердяев, Н.А. Марксизм и религия: религия как орудие господства и эксплуатации Текст. / Христианство, атеизм и современность — 2 изд. — Париж, УМКА-ПРЕСС, 1969. 175 с.

18. Бердяев, Н.А. Новое религиозное сознание и общественность Текст. / Н.А. Бердяев; сост. и коммент. В.В. Сапова; ред. Ю.В. Божко, А.Б. Гофман, В.В. Сапов. М.: Канон +, 1999. - 464 с. - (История философии в памятниках).

19. Бердяев, Н.А. О назначении человека Текст. / Н.А. Бердяев, автор, вступит. ст. П.П. Гайденко; примеч. Р.К. Медведевой. М.: Республика, 1993. - 383 с. - (Библиотека этической мысли).

20. Бердяев, Н.А. О русской философии. В 2-х т. Т. 2. Текст. / Н.А. Бердяев; сост., вступит, ст. и примеч. Б.В. Емельянова, А.И. Новикова. — Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. 240с.

21. Бердяев, Н.А. Опыт парадоксальной этики Текст. / Н.А. Бердяев. М.: ООО Изд-во ACT; Харьков: Фолио, 2003. - 701 с.

22. Бердяев, Н.А. Русская религиозная психология и коммунистический атеизм Текст. Париж, УМКА-ПРЕСС, 1931. - 48 с.

23. Бердяев, Н.А. Самопознание Текст. / Н.А. Бердяев; сост. А.А. Ермичев; редакт. Т.Н. Зенюк, Г.И. Кряжевских. JI: Лениздат, 1991. - 398 с.

24. Бердяев, Н.А. Судьба России. Самопознание. Текст. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1997. - 544 с.

25. Бердяев, Н.А. Творчество и объективация Текст. / Сост. А.Г. Шиман-ского, Ю. О. Шиманской. Мн.: Экономпресс, 2000. - 304 с.

26. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. Текст. / Н.А. Бердяев. М.: Изд-во Правда, 1989. - 608 с.

27. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т.1. Текст. / Н.А. Бердяев; вступит, ст., составл., примеч. Р.А. Гальцевой; ред. Л.Р. Мариупольская. М.: Искусство, ИЧП Лига, 1994. - 542 с. -(Русские философы XX в.).

28. Бердяев, Н.А. Я и мир объектов. Текст. / Н.А. Бердяев. М.: Республика, 1994.-480 с.

29. Бердяева, Л.Ю. Профессия: жена философа Текст. / Л.Ю. Бердяева;ч

30. Сост. Е.В. Бронникова. М.: Молодая гвардия, 2002. - 262 с.

31. Бори, П.Ч. Новое прочтение «Трёх разговоров» и повести об антихристе B.C. Соловьёва, конфликт двух универсализмов Текст. // Вопросы философии. 1990. - № 9. - С. 27 -36.

32. Вадимов, А.В. Николай Бердяев: изгнание Текст. / А.В. Вадимов // Вопросы философии. 1991. - № 1. - С. 160- 165.

33. Вадимов, Александр. Жизнь Бердяева. Россия Текст. / А. Вадимов // Вопросы философии. 1993. - № 12. - С. 118 - 119.

34. Василенко, Л.И. Введение в русскую религиозную философию. Курс лекций Текст. М., Изд-во: Православный Свято Тихоновский Богословский институт, 1999 г. - 413 с.

35. Вахтомин, Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта Текст. / Н.К. Вахтомин. М.: Наука, 1986. - 208 с.

36. Вехи. Интеллигенция в России Текст. М.: Молодая гвардия, 1991. -462 с.

37. Введенский, А.И., Лосев, А.Ф., Радлов, Э.Л., Шпет, Г.Г. Очерки истории русской философии Текст. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991.-592 с.

38. Водзинский, Е.И. Русское неокантианство конца XIX начала XX в. Текст. / Е.И. Водзинский. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1966.-80 с.

39. Волкогонова, О.Д. Н.А. Бердяев: Интеллектуальная биография Текст. -М.: Изд-во МГУ, 2001. 112 с.

40. Гайденко, П.П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века Текст. / П.П. Гайденко; ред. И.И. Блауберг. М.: Прогресс - Традиция, 2001.-472 с.

41. Гайденко, П.П. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьёва Текст. / П.П. Гайденко // Вопросы философии. -1998. № 4. - С. 75 - 93.

42. Гегель и философия в России. 30-е гг. XIX в. — 20-е гг. XX в. Текст. / Сборн. ст.; редк., вступит, ст. В.Е. Евграфов и др. М.: Наука, 1974. -264 с.

43. Гегель, Г.В.Ф. Работы разных лет. В двух томах. Т. 1. Текст. / Г.В.Ф. Гегель. Сост., общая ред. А.В. Гулыги. М., «Мысль», 1972. -668 с.

44. Гегель, Г.В.Ф. Работы разных лет. В двух томах. Т. 2. Текст. / Г.В.Ф. Гегель. Сост., общая ред. А.В. Гулыги. М., «Мысль», 1973. -630 с.

45. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. Текст. / Г.В.Ф. Гегель. Отв. Ред. Е.П. Ситковский. Ред. Коллегия Б.М. Кедров и др. М., «Мысль», 1977. - 471 с.

46. Гвардини, Р. Человек и вера Текст. Брюссель, 1994. - 146 с.

47. Гвардини, Р. Спаситель в мифе, откровении и политике: теолого-политические раздумья Текст. // Философские науки. 1992. - № 2. - С. 132- 165.

48. Гершензон, М.О. Славянофильство / М.О. Гершензон Текст. // Вопросы философии. 1997. - № 12. - С. 68 - 72.

49. Гройс, Б. Поиск русской национальной идентичности / Б. Гройс Текст. // Вопросы философии, 1992 г. № 9. - С. 57.

50. Гулыга, А.В. Русская идея и её творцы Текст. М.: Соратник, 1995 г. -306 с.

51. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия. 2-е изд. испр. и доп. М.: Айрис Пресс: Рольф, 2001.-413 с.

52. Даам, X. Свет естественного разума в мышлении Вл.Соловьёва Текст. / X. Даам // Вопросы философии. 1992. - № 8. - С.133 - 144.

53. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа Текст. / Сост., послесловие и комментарии С.А. Вайгачева. М.: Книга, 1991. 574 с. (Историко-литературный архив).

54. Дымерская, JI. Томас Манн и Николай Бердяев о духовно-исторических истоках большевизма и национал-социализма Текст. / JI. Дымерская // Вопросы философии. 2001. - № 5. - С. 62-77.

55. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. 4.2 Текст. / И.И. Евлампиев. — СПб.: Алетейя, 2000. 413 с.

56. Евлампиев, И.И. История русской метафизики XIX XX вв. Русская философия в поисках абсолюта. 4.1 Текст. / И.И. Евлампиев. - СПб.: Алетейя, 2000. -415с.

57. Евлампиев, И.И. История русской философии: учебное пособие для вузов / ред. О.В. Кирьязев. Текст. М.: Высшая школа, 2002. - 584 с.

58. Евлампиев, И.И. От религиозного экзистенциализма к философии православия: достижения и неудачи Ивана Ильина Текст. / И.И. Евлампиев //

59. Ильин И.A.: pro et contra; сост. И.И. Евлампиева. СПб.: РХГИ, 2004. -С. 7-66.

60. Емельянов, Б.В. и Новиков, А.И. Н.А. Бердяев о русской философии Текст. // Бердяев Н.А. О России и русской философии. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - С. 3 - 18.

61. Замалеев, А.Ф. Лекции по истории русской философии Текст. /

62. A.Ф. Замалеев; изд. 2-е, допол. и перераб. СПб.: Изд-во СПетербургского ун-та, 1999. - 312 с.

63. Зеньковский, В.В. Основы христианской философии Текст. / В.В. Зеньковский; ред. В.М. Бакусев, Ю.В. Божко и др. М.: Канон +, 1997. - 560 с. - (История христианской мысли в памятниках).

64. Зернов, Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьёв Текст. -М.: Мысль, 1995. -214 с.

65. Зернов, Н. Русское религиозное возрождение 20 века Текст. Париж: ИМКА-Пресс, 1991.-368 с.

66. Из глубины: Сборник статей о русской революции / С.А. Аскольдов, Н.А. Бердяев, С.А. Булгаков и др. Текст. М.: Издательство Московского университета, 1990. — 298 с.

67. История русской философии: Учеб. для вузов Текст. / Редкол.: М.А. Маслин и др. М.: Республика. - 2001. - 639 с.

68. Каменский, З.А. Философия славянофилов. Иван Киреевский и Алексей Хомяков Текст. / З.А. Каменский. СПб.: РХГИ, 2003. - 536 с.

69. Кант и философия в России Текст. / Отв. ред. З.А. Каменский,

70. B.А. Жуков. М.: Наука, 1994. - 271с.

71. Кант, И. Метафизические начала естествознания Текст. / И. Кант; под ред. В.Ф. Асмуса и др. М.: Мысль, 1999. - 1712 с. - (Классическая философская мысль).

72. Кант, И. Соч. В 6-ти т. Т.З. Текст. / И. Кант; под ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И.Ойзермана. — М.: Мысль, 1964. 799 с.

73. Кант, Иммануил Сочинение в 6 т. Т.4, ч. 1 Текст. / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана, М., «Мысль», 1965 г. I 544с.

74. Кантор, В.К. Владимир Соловьёв: имперские проблемы всемирной теократии Текст. / В.К. Кантор // Вопросы философии. 2004. - № 4. - С. 126-145.

75. Клайн, Дж. JI. Гегель и Соловьёв Текст. / Дж. Клайн // Вопросы философии. 1996. - № 10. - С. 84 - 93.

76. Клайн, Дж.Л. Гегель и Соловьёв Текст. / Дж.Л. Клайн; пер. с англ. О. Д. Волконоговой // Вопросы философии. 1996. - № 10. - С.84 - 93.

77. Кожев, А. Религиозная метафизика Владимира Соловьёва Текст. /

78. A. Кожев //Вопросы философии. 2000. - № 3. - С. 104 - 135.

79. Козырев, А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьёва и гностические параллели Текст. / А.П. Козырев // Вопросы философии. -1995.-№7.-С. 59-78.

80. Кони, А.Ф. Очерки и воспоминания: (Публ. чтения, речи, ст. и заметки) Текст. / А.Ф. Кони, Санкт-Петербург: тип. А.С. Суворина, 1906, 892 с.77. «Критика чистого разума» Канта и современность Текст. /

81. B.А.Штейнберг, Т.И.Ойзерман, М.Бур и др.; отв. ред. В.А. Штейнберг. -Рига: Зинатне, 1984. 286 с.

82. Кувакин, В.А. Религиозная философия в России: начало 20 в. Текст. / В.А. Кувакин. М.: Мысль, 1980. - 309 с.

83. Кудрявцев, Ю.Г. Бунт или религия (о мировоззрении Ф.М. Достоевского) Текст. / Ю.Г. Кудрявцев. М.: Изд-во Московского университета, 1969. - 170 с.

84. Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века Текст. / В.Н. Кузнецов - М.: Высшая школа, 1989.-480 с.

85. Лазарев, В.В. Этическая мысль в Германии и России. Кант — Гегель — B.C. Соловьёв Текст. / В.В. Лазарев. РАН Ин-т философии. — М.: ИФРАН, 1996.-305 с.

86. Лазарев, В.В. Этическая мысль в Германии и России. Шеллинг и Владимир Соловьёв Текст., // В.В. Лазарев; РАН Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 2000.-165 с.

87. Лазарев, В.В. Шеллинг Текст. / В.В. Лазарев. М.: Мысль, 1976. - 199 с.

88. Лазарева, А.Н. Идеи соборности и свободы в русской религиозной философии Текст. / А.Н. Лазарев. М.: ИФ РАН, 2003. - 153 с.

89. Леонтьев, К.Н. Восток, Россия и славянство: философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872 1891) Текст. / К.Н. Леонтьев. — М.: Республика, 1996. - 799 с.

90. Лопатин, Л.М. Философские характеристики и речи Текст. / Л.М. Лопатин. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 496 с. - (Классическая философская мысль).

91. Лосев, А.Ф. B.C. Соловьёв Текст. / А.Ф. Лосев; ред. В.Г. Сукач. М.: Мысль, 1983. - 208 с. - (Мыслители прошлого).

92. Лосев, А.Ф. Владимир Соловьёв и его время (Предисловие А.А. Тихо-Годи Текст. / А.Ф. Лосев. М.: Молодая гвардия, 2000. - 613 с.

93. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура Текст. / А.Ф. Лосев; авт. вступит ст. А.А. Тихо-Годи. -М.: Политиздат, 1991. 525, 1. с. - (Мыслители XX века).

94. Лосев, А. «Я сослан в XX век.» в 2-х т. Т. 1. Текст. / А. Лосев. М.: Время, 2002. - 574 е.; т. 2. - М.: Время, 2002.

95. Лосский, Н.О. История русской философии Текст. / Н.О. Лосский; пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.

96. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики Текст. / Н.О. Лосский. М.: Политиздат, 1991. - 368 с. - (Библиотека этической мысли).

97. Лосский, Н.О. Учение о перевоплощении; Интуитивизм Текст. / Н.О. Лосский; ред. И.И. Блауберг. М.: Издательская группа Прогресс, VIA, 1992.-208 с.

98. Мареев, С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс) Русская философия «серебряного века» персонализм Н.А. Бердяева, электронный ресурс. / Режим доступа: http://society.polbu.ru/mareevhistphilosophy/chl45i.html

99. Марков, Б.В. Ницше в России и на Западе электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.nietzche.ru/look/markov.php

100. Марков, Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории Текст. / Б.В. Марков. СПб.: Изд-во Лань, 1997. - 384 с.

101. Мелих, Ю.Б. Утверждение и осуждение индивидуализма, у Фридриха Ницше и Владимира Соловьёва Текст. / Ю.Б. Мелих // Вопросы филот софии. 2002. - № 2. - С. 97 - 101.98. Матфей XXVIII, 16-20.

102. Моторина Л.Е. Философия B.C. Соловьёва: идея всеединства. Текст. / Л.Е. Маторина // Материалы международной научной конференции Иваново 17 — 19 мая 2000 «Владимир Соловьёв и философско-культурологическая мысль XX века». 286 с.

103. Мочульский, К. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. Текст. / К. Мочульский. / Сост. и послесл. В.М. Толмачёва. М.: Республика, 1995. - 607 с. - (Прошлое и настоящее).

104. Мочульский, К.В. Вл.Соловьёв. Жизнь и творчество Текст. / К.В. Мочульский // Соловьёв Вл.С.: pro et contra; сост. В.Ф. Бойкова. -СПб.: РХГИ, 2000. С. 556 - 829.

105. Нагорная, Jl.К. Богочеловечество в русской религиозной философии (сер 19 — нач. 20 в.) Текст. / Л.К. Нагорная. — Барнаул, Изд-во Алтайского университета, 1994. 143 с.

106. Некрасова, Е.Н. «Живая истина». Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX в. Текст. / Е.Н. Некрасова. М.: Мартис, 1997.-С. 160.

107. Нерсесянц, B.C. Философия права Текст. / B.C. Нерсесянц. М.: Норма, 2004. - 656 с.

108. Носов, А.А. От «соловьёвских обедов» к религиозно-философскому обществу Текст. / А.А. Носов // Вопросы философии. - 1999. — № 6. -С. 85-98.

109. Павлов, А.Т. Философия Шеллинга в России XIX века Текст. /А.Т. Павлова // Вопросы философии. 2000. - № 10. - С. 181 - 184.

110. Полторацкий, Н.П. Бердяев и Россия: Философия истории России у Н.А. Бердяева Текст. / Н.П. Полторацкий. Нью-Йорк: Общество друзей рус. культуры, 1967. - IV, 262 с.

111. Попов, Л.А. В. Соловьёв о нравственном потенциале государства Текст. /Л.А. Попов // Социально-политический журнал 1997. - № 6. -С. 156 -163.

112. Ш.Порус, В.Н. В.Соловьёв и Л.Шестов: единство в трагедии Текст. / В.Н. Порус // Вопросы философии. 2004. - № 2. - С. 148 - 159.

113. Пушкин, В.Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке Текст. Учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей / В.Г. Пушкин // СПб.: «Лань», 2000. 447 с.

114. Пустарнаков В.Ф. Был ли когда-нибудь Фридрих Ницше «самым русским» из западных философов? Ф. Ницше и философия в России, электронный ресурс. Режим доступа: // http: www/nietzshe.ru /look/markov.php#n6

115. Рассел, Б. История западной философии Текст. / Б. Рассел // Ростов н/Д, «Феникс», 2002. 991 с.

116. Рашковский, Е.Б. Современное мирознание и философская традиция России: о сегодняшнем прочтении труда B.C. Соловьёва Текст. / Е.Б. Рашковский // Вопросы философии. 1997. - № 6. - С. 92 - 106.

117. Рашковский, Е.Б. Три оправдания: стержневые темы философии B.C. Соловьёва 1890-х годов Текст. / Е.Б. Рашковский // Вопросы философии. 2001. - № 6. - С. 94-104.

118. Рессель, Г. О типологии и актуальности восприятия Ницше и Соловьёва в русской философии Текст. / Г. Рассель // Вопросы философии. 2002. - № 2. - С. 28-41.

119. Россия и Вселенская Церковь: B.C. Соловьёв и проблема религиозного и культурного единения человечества / Ред. В. Порус. Текст. М.: Биб-лейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2004. — 312 с.

120. Русская идея Текст. / Сост. М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. -496 с.

121. Русские мыслители. Научный редактор И.Н. Лосева Текст. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 352 с.

122. Сапронов, П.А. Русская философия. Опыт типологической характеристики Текст. / П.А. Сапронов. СПб.: «Церковь и культура», 2000. -396 с.

123. Сборник: Владимир Соловьёв и философско-культурологическая мысль 20 века. Материалы Международной научной конференции г. Иваново, 17- 19 мая 2000 г.-286 с.

124. Сербиненко, В.В. История русской философии XI XIX вв.: Курс лекций. - Текст. /В.В. Сербиненко - М.: изд. Российского открытого университета. 1993. - 148 с.

125. Сербиненко, В.В. Русская религиозная метафизика (XX век): Курс лекций. Текст. / В.В. Сербиненко. - М.: Издательство РОУ. - 1996. -112с.

126. Сербиненко, В.В. Русская философия: Курс лекций: Учебное пособие по дисциплине «Философия» для студентов вузов, обучающихся по нефилософским специальностям и направлениям Текст. /В.В. Сербиненко. -М.: РГГУ: Омега-Л, 2005. 464 с.

127. Синеокая, Ю.В. Проблема сверхчеловека у Соловьёва и Ницше Текст. / Ю.В. Синеокая // Вопросы философии. 2002. - № 2. - С. 69 - 80.

128. Смирнов, И.П. «От марксизма к идеализму»: М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков Н.А. Бердяев Текст. / И.П. Смирнов. М.: Русское книгоиздательское товарищество, 1995. - 285 с.

129. Соловьёв, В. Философское начало цельного знания Текст. / В. Соловьёв. -Мн.: Харвест, 1999. 912 с.

130. Соловьёв, B.C. Вера, разум и опыт (предисловие А. Носова) Текст. / В. Соловьёв. //Вопросы философии. 1994. -№ 1. - С. 111 - 128.

131. Соловьёв, B.C. и философско-культурологическая мысль XX века. Материалы международной научной конференции Иваново: ИГЭУ, 2000. — 286 с.

132. Соловьёв, B.C. Избранное Текст. / B.C. Соловьёв //. М.: Советская Россия, 1990.-496 с.

133. Соловьёв, B.C. Смысл любви Текст. / В.С.Соловьёв. Избранное / Сост. А.П. Гулыги, С.Л. Кравца; Вступительная статья А.В. Гулыги; Примечания С.Л. Кравца. -М.: Сов. Россия, 1990. 196 с.

134. Соловьёв, B.C. Собрание сочинений Текст. / В. Соловьёв. Т.2 Санкт-Петербург. Издание товарищества «Общественная Польза» Б. Подьяческая, 39. — 387 с.

135. Соловьёв, B.C. Собрание сочинений Текст. / В. Соловьёв. Т.З Санкт-Петербург. Издание товарищества «Общественная Польза» Б. Подьяческая, 39. 388 с.

136. Соловьёв, B.C. Собрание сочинений Текст. / В. Соловьёв. Т.4 Санкт-Петербург. Издание товарищества «Общественная Польза» Б. Подьяческая, 39. 588 с.

137. Соловьёв, B.C. Собрание сочинений Текст. / В. Соловьёв. Т.5 Санкт-Петербург. Издание товарищества «Общественная Польза» Б. Подьяческая, 39. — 552 с.

138. Соловьёв, B.C. Сочинения в 2-х т. Текст. / В. Соловьёв. Т.1 Философская публицистика, М.: Изд-во «Правда», 1989 г. 688 е.; т. 2 Чтения о Богочеловечестве. Философская публицистика, М.: Изд-во «Правда», 1989 г.-735 с.

139. Соловьёв, B.C. Сочинения В 2-х т. Т.1 / B.C. Соловьёв; сост., общ ред. и вступит, статьи А.Ф. Лосева, А.В. Гулыги; примеч. С.Л Кравца, Н.А. Кормина; АН СССР, Инс-т философии, 2-е изд. Текст. М.: Мысль, 1990.-892 с.

140. Соловьёв, B.C. Чтения о Богочеловечестве Текст. / Соловьёв B.C. Сочинения.-М.: Раритет, 1994.-С. 13-169.

141. Столович, Л.Н. История русской философии. Очерки. Текст. / Л.Н. Столович. М.: Республика, 2005. - 495 с.

142. Столович, Л.Н. Мудрость и знание Текст. / Л.Н. Столович // Вопросы философии.-2003.-№ 11.-С. 151-159.

143. Сухарев, Ю.Н. К исследованию жизни и творчества B.C. Соловьёва Текст. //Вопросы философии. 1991. -№ 2. — с. 136-150.

144. Сытенко, Л. и Т. В. Соловьёв в преемственности философской мысли. Текст. / Леонид и Татьяна Сытенко. Издательство «Экс-пресс-плюс», Казань, 2005. - 756 с.

145. Титаренко, С.А. Николай Бердяев Текст. / С.А. Титаренко // М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д; издательскитй центр «МарТ», 2005. 128 с.

146. Тонкова, Е.Г. Культурфилософский анализ национальной идеи B.C. Соловьёва. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук Текст. / Е.Г. Тонкова. М., 2004. - 23 с.

147. Трубецкой, Е.Н. Миросозерцание B.C. Соловьёва в 2-х т. Текст. / Е.Н. Трубецкой. М.: Изд-во «Медиум», 1995. Т. 1 - 606 е.; Т. 2 - 622 с.

148. Тутлис, В.П. И. Кант в России Текст. / В.П. Тутлис // Общечеловеческое и национальное в философии: II международная научно-практическая конференция КРСУ (27 28 мая 2004 г.) / Под общ. Ред. И.Н. Ивановой. - Бишкек, 2004. - С. 8 - 19.

149. Фараджев, К.В. Владимир Соловьёв: мифология образа Текст. / К.В. Фараджев. -М.: «Аграф», 2000. 160 с.

150. Фараджев, К.В. Русская религиозная философия Текст. / К.В. Фараджев. М.: Изд-во Весь мир, 2002. - 208 с. - (Весь мир знаний).

151. Философия Шеллинга в России XIX века / Под общ. ред. В.Ф. Пустарна-кова. Текст. СПб.: РХГИ, 1998. - 528 с.

152. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. -Текст. М.: Республика, 2001. 719 с.

153. Философы России XIX XX столетий: Биографии, идеи, труды Текст. / Гл. ред. П.В. Алексеев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Книга и бизнес, 1995.-751 с.

154. Франц, Н.П. Апокалиптические идеи у Фридриха Ницше и Владимира Соловьёва Текст. / Н.П. Франц // Вопросы философии. 2002. — № 2. -с. 42-51.

155. Хомяков, А.С. Сочинения в 2-х т. Т. 1 Работы по историософии Текст. / А.С. Хомяков // М.: Изд-во «Медиум», 1994. 590 с.

156. Хомяков, А.С. Сочинения в 2-х т. Т. 2 Работы по богословию Текст. / А.С. Хомяков // М.: Изд-во «Медиум», 1994. 590 с.

157. Хоружий, С.С. Наследие Владимира Соловьёва. Сто лет спустя электронный ресурс. / С.С. Хоружий // http: // www.synergia-isa.ru.

158. Хоружий, С.С. Ницше и Соловьёв в кризисе европейского человека Текст. / С.С. Хоружий // Вопросы философии. 2002. - № 2. - С. 52 -68.

159. Хохлова, Е.И. Человек и культура в творчестве С.Н. Булгакова Текст. / Е.И. Хохлова. Частное издательство А. Воробьёва. 1999. - 116 с.

160. Христианский социализм: споры о судьбах России / Ред. В.Н.Акулинин. Текст. —Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. -350 с.

161. Чулков, Г.И. Автоматические записи B.C. Соловьёва (предисловие к публикации М.В. Михайловой) Текст. / Г.И. Чулков // Вопросы философии. 1992. - № 8. - С. 121 - 132.

162. Шапошников, Л.Е. B.C. Соловьёв и православное богословие / Л.Е. Шапошников Текст. М.: Знание, 1990. - 64, [2] с. - (Новое в жизни, науке, технике. Атеизм и религия: история, современность).

163. Шеллинг, Ф. Система мировых эпох Текст. / Ф. Шеллинг. Изд-во: Томск, Водолей. 1999 г. 320 с.

164. Шеллинг, Ф. О мировой душе Текст. / Ф. Шеллинг Сочинения. М.: Мысль, 1987.-Т. 1. с. 89-181.

165. Шестов, Л. Николай Бердяев (гнозис и экзистенциальная философия) электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.vehi.net/shestov/berdaev.html

166. Шестов, Л. Умозрение и апокалипсис. Религиозная философия В. Соловьёва электронный ресурс. Режим доступа: http: // www/ magister.msk.ru.

167. Шопенгауэр, А. Избранные произведения. Текст. / А. Шопенгауэр; сост. И.С.Нарский. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1997. - 544 с.

168. Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность Текст. / А. Шопенгауэр // М.: Республика, 1992. 448 с.

169. Щукин, В.Г. Гжегож Пшебинда. От Чаадаева до Бердяева. Спор о Боге и человеке в русской мысли (1832 1922) Текст. / В.Г. Щукин // Вопросы философии. - 1999. - № 4. - с. 148 - 153.

170. Яковенко, Б.В. История русской философии Текст. / Б.В. Яковенко; пер. с чеш. Ю.Н. Солодухина. — М.: Республика, 2003. — 510 с.

171. Copleston, F. Russian religious philosophy: Sel. Aspects text. / F Copleston. Tunbridge, Wells, Kent: Search press, Notre Dame (Ind.): Univ. of Notre Dame press, 1988. - 257 p.

172. Clement, O. Berdiaev: Un philosophy russe en France text. / О Clement. Paris: Desclee de Brouwer, 1991. —241 p.

173. Nucho, Fuad. Berdyaev's philosophy: The Existential paradox of freedom and necessity: A critical study text. / F. Nucho. London: Victor Gollacz Ltd.,1967. 228 p.

174. Goerdt, W. Russische Philosophic, text. / W. Goerdt. Munchen, 1984.

175. Panos, S.D. Der Gostesbegriffbei Berdjajew text. / S. Panos. Munchen,1968.- 131 S.

176. Roseler, K. Das Weltbild Nikolai Berdjajews text. / K. Roseler. Gottingen, 1956.- 179 S.

177. Slaatte, Howard Alexander. Time, existence, and destiny : Nicholas Berdyaev's philosophy of time text. / Howard A. Slaatte.- New York : P. Lang, 1988. -201 p.

178. Sutton, J. The Religious philosophy of Vladimir Solovyov text. / J Sutton. -Hong Kong. 1988.

179. Vallon, Michel Alexander. An Apostle of Freedom: life and teaching of Nicolas Berdyaev text. / Michel Vallon. New York, 1960. - 326 p.

180. Wood, Douglas Kellogg. Men against time: Nicolas Berdyaev, T. S. text. / D.K. Wood. Eliot, Aldous Huxley and C. G. Jung. Lawrence: University Press of Kansas, 1982. 245 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.