Рок-культура как современное воплощение традиции героев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Доронин, Владимир Викторович

  • Доронин, Владимир Викторович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Тюмень
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 159
Доронин, Владимир Викторович. Рок-культура как современное воплощение традиции героев: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Тюмень. 2011. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Доронин, Владимир Викторович

Введение.

Глава 1. Рок-культура - рефлексия современности.

1.1. Этапы становления рок-культуры на Западе и в России (Общее и особенное).

1.2. Рок-культура как традиция саморассказа.

Глава 2. Методологические основания исследования рок-культуры.

2.1. Рок как творчество.

2.2. Рок как поиск знания о мире.

Глава 3. Рок-культура в контексте героической традиции.

3.1. Архетип рок-героя и понятие о традиции как основы рок-культуры.

3.2. Основные черты героической традиции и ее связь с рок-культурой. 119 Заключение 142 Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рок-культура как современное воплощение традиции героев»

Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема методологического основания и осмысления природы явления, которое именуется рок-культурой, приобрела особую актуальность. В нашей стране, да и на Западе, научным комплексным осмыслением рок-культуры и тем, что является ее методологическим основанием, практически никто не занимался, а те исследования, которые имеются, носят фрагментарный характер. Основную часть материалов, посвященных данной теме, составляют популярные, в лучшем случае научно-популярные издания. Авторами публикаций являются люди, либо далекие от рок-культуры, либо не из научной среды. Отсюда критерии научности - проверяемость, возможность предсказания, доказательность - оказались размытыми, а главное, происходит искажение понимания рок-культуры, как явления. В связи с этим необходима концептуальная проработка ряда важных проблем. Таковыми являются: определение природы рока и осмысление сущности рок-культуры в контексте культуры в целом.

Возникает проблемная ситуация, которая выражается в противоречиях понимания сущности и природы рок-культуры. Материалы исследований в этой области требуют синтезированного, комплексного осмысления и объединения в единую концепцию.

Одной из главных отличительных черт данной работы является то, что в ней дано определение рок-культуры в целом, а не только рок-музыки. Рок-культура - явление, которое представляет собой реализацию стремления к вечности и свободе в культуре, опирающееся на ценностные ориентиры героической традиции и реализующееся в форме современного мифотворчества.

В работе над темой учитывалось, что развитие рок-культуры Запада и в России происходило разными этапами. Западная рок-культура не однородна, потому что существует Запад в лице американского континента и есть Европейская рок-культура. Европейская рок-культура основана на своей собственной национальной традиции, корни которой уходят глубоко в фольклор и язычество. Русская рок-культура в контексте мировой рок-культуры находится, в некотором смысле, особняком. У русской рок-культуры имеются общие точки соприкосновение и с Западной, и с Европейской, но особенности национального менталитета делают ее при этом самостоятельным и самобытным явлением.

Язык - это главная форма бытия культуры, поэтому рок-культура воплотилась, в большей мере, в виде сочетания поэзии и музыки. Характер культуры зависит от акцента, который делается на те или иные ее элементы. Отсюда, если эстетический стержень западной рок-культуры — это ритм, то для Европейской таковым эстетическим стержнем стало слово. В силу своих национальных особенностей Русская рок-культура стала эквивалентом слова, «пропущенного» через чувство. Ни для одного народа в мире, как для русского, не значило столь много понятие - душа. Поэтому отличительной особенностью русской рок-культуры, можно сказать, стало слово, пропущенное через ритмику чувств.

Итак, данная работа приводит рок-культуру к определенной системе, прослеживает закономерности ее развития и причину ее уникальности. Условий существования и развития системы может быть множество. Этапы развития культуры можно рассматривать как переход от одного уровня организованности к более высшему. Между ними существуют переходные стояния - хаос или кризис, которые обуславливают дальнейшее развитие культуры.

Необходимо найти источник саморазвития, выявить, что движет рок-культурой, к чему она стремится, как пытается себя реализовать и вообще существует ли в ее установке проекция будущего. Также следует определить, нацелена ли она на настоящее и содержит ли в себе проекцию прошлого.

В каждой культуре есть моменты устойчивости и изменчивости. Устойчивость характеризуется постоянством (долговременностью), а изменчивость -временностью (сиюминутностью) существования каждого отдельного ее явления. Отсюда интерес к рок-культуре с точки зрения времени: прошлого, настоящего - то есть современности, будущего и вечности.

Время сопряжено с пространством в единый континуум и, следовательно, современность, прошлое и будущее сопряжены с местом. Место (регион) в свою очередь несет непосредственную связь с традицией. Рок-культура, являясь определенной традицией, также развивается в пространстве и во времени. Отсюда можно предположить, что рок-культура -это некая рефлексия современности, и она носит неизбежный региональный характер.

Настоящее исследование находится на стыке нескольких традиций, так как рок-культуру необходимо рассматривать с разных позиций, учитывая взаимообуславливающие ее связи.

Степень научной разработанности проблемы. За годы существования рок-культуры внимание исследователей привлекали ее различные аспекты: музыковедческий, филологический, исторический, культурологический, социологический. С недавнего времени, появились новые работы, посвященные изучению рок-культуры с позиции религиоведения. Однако важно отметить, что этих материалов все равно недостаточно для полномасштабного изучения такого многогранного явления, как рок-культура, и в научной литературе эта проблема по-прежнему недостаточно изучена ни в теоретическом, ни в практическом планах. Очень мало работ, представляющих рок в философском аспекте. Чаще всего рок-культура рассматривалась лишь в рамках изучения либо контркультуры, либо молодежных субкультур, что не совсем верно, так как рок-культура сама по себе намного шире, и считать ее одним из проявлений контркультуры можно только на начальном этапе ее развития.

В основном авторы в своих исследованиях рассматривают рок-музыку не в целом, а отдают свое предпочтение изучению нескольких отдельных направлений. По мнению автора данной работы, рок-культуру необходимо, в первую очередь, рассматривать именно в целом, как одно из уникальных, сложных, многомерных и противоречивых явлений, которое преподнесла нам культура XX в. Многомерность рок-культуры заключается в том, что она проявилась в различных областях: музыке, поэзии, живописи, кинематографе и т.д. Поэтому рок-культуру необходимо рассматривать в комплексе ее различных аспектов, как это уже делали в своих работах: Е. А. Савицкая, П. Викке, Г. С. Кнабе, М. Гнедовский, А. Троицкий, А. Дидуров, А. Козлов, И. Кормильцев, О. Сурова, И. Л. Набок, Е. Овчинников, Е. В. Дуков, А. Р. Тугушева, Г. В. Шостак, А. А. Васильева, А. И. Чижова, Т. В. Чередниченко, Ф. Крамаржа, В. Н. Сыров, С. Усачева, О. Ю. Панова, Ю. В. Доманский, С. В. Свиридов, Р. Паттисон, И. Циммер, Р. Фрипп, Д. Чиарди, А. Голдман, Т. Жаспер, Б. Хеландер, Д. МакДональда, Дж. Паскаль и др.

Так, в частности, исследования Е.А.Савицкой, В.Н. Сырова носят музыковедческий характер, в которых дается подробный анализ различных направлений рока с выявлением предпосылок формирования, особенностей звучания, принципов стилеобразования, сходства и различия рока и классической музыки. i> *

И.Л. Набок, Г. В. Шостак изучают в своих работах рок-культуру в рамках контркультуры либо молодежных субкультур.

Труды Г.С. Кнабе, Т. В. Чередниченко, А.И. Чижовой представляют собой культуролого-исторический подход и посвящены изучению причин зарождения рок-культуры, ее культурологических особенностей, тенденций развития.

К философски-культурологическим можно отнести работу А. Р. Тугушевой, которая предлагает рассматривать рок-культуру с позиции постмодернизма.

A.A. Васильева, С.И. Левикова, Д.В. Петрова, Г.М. Иващенко, Т.Б. Щепанская исследуют рок-культуру с социологических позиций.

Научный интерес представляет работа диакона А. Кураева, рассматривающая рок-культуру в религиозном аспекте.

Исторический подход демонстрирует А. Козлов, который главную свою задачу видит в показе развернутой общей картины того, что произошло в мире популярных видов музыки второй половины XX столетия. Его работа представляет собой взгляд на историю рока, на все многообразие его направлений, а также на многообразие связанных с ним терминов и названий. По истории советской рок-музыки хотелось бы отметить книги А. Троицкого и Е. Федорова.

В филологическом аспекте исследователи - С. Усачева, О.Ю. Панова, C.B. Свиридов, Ю.В Доманский рассматривали текстовую составляющую рок-культуры, так называемую «рок-поэзию». Основу их материала составляют анализ непосредственно текстов песен, выявление их образности, интертекстуальности, идеологической базы и т.д. К этой области исследований можно отнести работу И. Кормильцева и О. Суровой, которая посвящена русскоязычной рок-поэзии как особому жанру.

Хотелось бы отметить, что российские исследователи большее внимание уделяют русскому року, поскольку данный уникальный феномен обладает неповторимыми особенностями. На западе вопросами рока занимаются уже довольно давно и рассматривают проблему рок-культуры более вдумчиво. Зарубежные исследования таких авторов, как Б. Хеландер, Р. Фрипп, Д. МакДональд посвящены исследованию рок-музыки и рок-культуры с позиций исторического и социального анализа, выявлению причин и следствий появления рока.

Фундаментальная научная проблема: героическая традиция как движущая сила в развитии рок-культуры.

Объектом данного исследования является - героическая традиция, а также составляющие элементы - вечность и свобода в контексте идеалистических ценностей. Рок-культура рассматривается как творчество, критерием оценки, которого является его ценность с точки зрения вечности. Для героической традиции или, другими словами, для героики - вечность является трансцендентным, сакральным идеалом, цель его - достижение внутреннего преображения героя. Через поиск вечности в творчестве обретается свобода, а героизм здесь нужно рассматривать не в утилитарном смысле, а как процесс преодоления для достижения идеала. Рок-музыкант в этом контексте становится современным продолжателем рыцарской традиции и субъектом рок-культуры.

Предмет исследования - рок-культура. Данное исследовании делает акцент на том, что ее нужно понимать не только как музыкальное направление, а как сложное многоуровневое явление. Это целая система, которая проявляется в различных областях культуры в целом и которая сама уже оказывает на нее заметное влияние.

Цель работы заключается в раскрытии и анализе сущности рока на основе теоретического обобщения трансформационных процессов рок-культуры, с учетом исторического опыта и сложившейся практики.

Достижение данной цели требует постановки и решения следующих задач:

- исследования и обобщения теоретических положений о рок-культуре;

- выявления специфических условий, повлиявших на процессы становления и развития рок-культуры, а также раскрытия динамики изменения развития рок-культуры;

- выявления общих закономерностей рок-культуры России и Запада;

- определения рок-культуры и анализа детерминирующих оснований рок-культуры;

- исследовать структуру рок-культуры;

- определить место рок-культуры в культуре в целом и дать оценку рок-культуре как современному продолжению традиции героев, показав ее вероятные перспективы.

Гипотеза: Предполагается, что рок-культура - явление, являющееся результатом реализации стремления к вечности и свободе, с присущими ей чертами героической традиции в совокупности, которые делают ее современным мифотворчеством. Исходя из этого, рок-культура, как культурный феномен, существовал во все культурные эпохи, но имел разные формы проявления.

Методологическое основание: При изучении такого сложного и неоднозначного явления, как рок-культура, невозможно пользоваться каким-то одним методом, поэтому требуется комплексный подход. Методологическими принципами нашего исследования стали: диалектический метод, сравнительный, аналитический в исторической ретроспективе, интегративный, герменевтический метод, синкретический, феноменологический, комплексный, а также метод ойкуменальности, как метод понимания рефлексии культуры по поводу своей временности, проходящности и пограничности. Изучая рок-культуру как современное продолжение традиции рыцарской героики и современного мифотворчества, нельзя было обойтись без опоры на исследования в области традиции, мифологии и лингвистики.

Новизна исследования:

1. Выявлено, что рок-культура до настоящего момента исследовалась в основном в публицистическом аспекте, и у нее не были определены методологические принципы. В данной работе такие принципы были найдены, обоснованы и показаны пути их реализации.

2. Выявлена истинная природа рок-культуры.

3. Дано определение явления, которое в XX в. было названо роком.

4. Найдены качественные характеристики, конкретизирующие понятие рок-культуры, дающие возможность избежать искаженного о нем представления, и обозначена область его применяемости.

5. Выявлены особенности того, что не является рок-культурой, а схоже с ним только по внешним атрибутам.

6. Зафиксированы особенности взаимосвязи рок-культуры и культуры в целом, а также представлены возможные перспективы развития рок-культуры.

Автор выносит следующие положения на защиту:

1. Рок-культура не является однородной по характеру. Если в рок-культуре процессы движутся к завершению, к стагнации, она является проявлением классицистской культурной программы. С позиции романтистской программы, рок-культура воплощается в бунте. Цель бунта -преображение. Свобода практически всегда реализуется через бунт, а на более тонких планах, через поиск. Одной из целей рок-культуры -требование свободы, требование получения уважения, а главное -самоуважение. Рок-культура в своем стремлении ориентированная на будущее - это проявление культуры модернизма. В эпоху постмодерна рок-культура - это рефлексия современности по поводу ее неустойчивости в данный момент.

2. Аксиологическим полем и одним из главных условий существования и развития культуры является движение и единство в борьбе противоположностей, то есть борьбы устойчивого момента и не устойчивого. Когда культура находится в переходном состоянии, ее выходу из кризиса может помочь обращение к фундаментальным, устойчивым основам, то есть к традиции. Рок-культура является традицией, в основе которой лежит

1 / стремление к абсолютным, вечным ценностям и таким образом противостоит ценностям временным. Противоположностью рок-культуре является то, что сиюминутно, популярно у подавляющего большинства («попса» - как жанр в современном искусстве, направленный на популяризацию, массовое признание и коммерческий успех), у которого нет направленности на ценности абсолютные и вечные, которое не может сопротивляться своей временности. Рок-культура по своей природе иррациональна и направлена на обретение духовных, а не материальных ценностей. «Попса» же, напротив, не заботится о совершенствовании, тем самым десокрализует творчество стремлением к утилитарности, массовости, конвейеру, популярности и моде. Мода трактуется как нечто подавляющее свободу, являя преднамеренность пути. Моде противоположна традиция. Традиция обуславливает устойчивость в культуре.

Таким образом, рок-культура имеет мало общего с массовой культурой, если рок-культура становится ее частью, то чаще всего утрачивает свою природу. В массовой культуре сосредоточена суетность, «стадность», безликость, представление о ней не вяжется с романтическим образом любой эпохи. Массовая культура девальвирует рок-культуру внешне схожими с ней атрибутами, но ценностные ориентиры у них различны.

3. Рок-культура связана непосредственно с традицией примордиальной. Таковыми являются доктрины Regnum - власть и знания, воплощенные в силе и доктрина Impirium - связь, основывающаяся на теории непроходящности и вечности (aeternitas) аллегорического Рима. Империя -воплощение активной жизни (vita active) с ее внутренней духовностью. По Гесиоду, в мифологии существовало четыре века: «золотой» - век высших властелинов, наследников знания примордиальной традиции, символизм золота выражал идею центральности, стабильности, несокрушимости и недоступности, то есть идей «царства высшего центра мира» - Regnum; «серебряный» - век жрецов, век перехода к духовности; «бронзовый» - это люциферицеское или титаническое восстание, прометеическое стремление узурпировать олимпийский огонь, для него характерны отказ от религиозности, гордыня, насилие и воинственность. «Последний век - это «век железный», в терминах индуистской традиции, «темный век». Появляется десакрализованная цивилизация, знающая и прославляющая только земное и человеческое. В противовес такой форме упадка возникает идея цикла возможной реставрации, который Гесиод называет «циклом героев» или «веком героев». «Темный век» - это век потери духовности, утраты вечных ценностей, то есть эпоха деградации, когда слово «человек» больше не звучит гордо - это и есть наша современность.

В этом случае термин «герой» нужно рассматривать в узком, чисто техническом и отличном от обычного смысле. У «поколения героев» существует возможность восстановить примордиальное состояние и дать жизнь новому «золотому» веку. Но чтобы реализовать эту возможность, которая остается только возможностью, а не обусловленной естественной стадией, необходимо преодолеть стадию духовного упадка эпохи «темного века».

Рок-исполнитель, являясь субъектом рок-культуры, становится персонифицированным современным воином или героем, а стремление к свободе и вечности нужно рассматривать как аллегорический поиск святого Грааля, связанного с принципом непроходящности, вечности, спасения, победы над силами «темного века». Под понятием «вечность» также должна рассматриваться возможность обретения знания, олимпийская трансформация, приобретение достоинства как в прямом смысле, так и в аллегорическом.

4. Поэтому главная цель и задача рок-культуры - найти и удержать связь этого принципа в истории, который и есть принцип вечности. Отсюда рок-культуру можно рассматривать как современное продолжение героической традиции. В ней существует тесная связь между двумя принципами - воинским и духовным, она характерна для всего «рыцарства», именно она предопределяет особенность и смысл совершаемых поступков и подвигов. 1

5. Рок-культура - это традиция, в основе которой лежат определенные знания и вечные ценности, проверенные временем. Проявления рок-культуры могут быть различны, но сама ее основа остается неизменной. Народные национальные корни - вот главная, общая черта всей рок-культры, поэтому ее можно считать «мостом между культурами».

Реализация рок-культурой стремления к вечным ценностям ведет ее к поиску вечности через духовность, а духовность, в свою очередь, выводит на религиозность. В религии атрибутами бога являются вечное, совершенное и неисчерпаемое. В этом контексте акт создания творчества рассматривается как «чудесное» и «божественное». Творящий человек подражает богу, своеобразно стремится уподобиться ему. В этом подражательстве можно увидеть попытку обрести качества, такие желаемые и не доступные человеку, - это вечное бессмертие и свободу.

Цель рок-культуры как творчества - поиск вечных ценностей, отсутствие которых наиболее негативно проявляется в пограничных состояниях культуры.

6. Поиск вечного ведет к поиску некой изначальности, то есть через поиск более точной и емкой метафоры ищется выход к изначальности слова. Поиск изначальности - это поиск знания о мире и его тайнах, ответы на которые сохранились в языке. Текст рассматривается как зашифрованный носитель информации, отсюда знаковость и символичность рока. Рок-культура - это собирание знаний о мире в аллегориях, символах и мифах разных эпох. Можно сказать, что этому критерию отвечает любое настоящее творчество, а рок-культура - это и есть настоящее творчество. Таким образом, пользуясь терминологией Хайдеггера, «эпохе» рока - это удержание места для вечности в пространстве, в определенный исторический период.

Научно-практическая значимость нашего исследования, в первую очередь, состоит в показе ценности и истинного «лица» рок-культуры. 1 Ценность рок-культуры заключается в том, что, каково бы ни было состояние культуры в целом - период подъема или стагнации, рок-культура всегда помогает обратиться к ценностям абсолютным, вечным, к истокам, к традиции, которые дают возможность поиска путей выхода из кризиса, дают возможность его преодоления.

Влияние рок-культуры на разные поколения людей огромно. В нее вовлечены представители различных слоев общества вне зависимости от стран и национальностей. Рок-культура не знает ни языковых, ни религиозных границ. Она повлияла и продолжает влиять на мировоззрение, формирование личности и ее качеств, задает и формирует ценностные ориентиры человека, а главное, устремляет и направляет его к абсолютным ценностям. Все это в очередной раз позволяет утверждать о важности исследований рок-культуры. В результате научного анализа нашей работы выявлены истоки и раскрыта сущность рок-культуры. Прослежены динамика и закономерности ее развития, что в совокупности позволяет объективно оценить это сложное историческое явление и подтвердить его уникальность. Многогранность и широта этого явления предполагают необходимость дальнейшего его изучения, а результаты и методы настоящей работы могут быть применены в различных областях науки, так как в рамках одного исследования целиком его охватить невозможно.

Также данное исследование может представлять интерес и для непосредственных носителей рок-традиции в качестве теоретической базы. Выводы данного исследования могут использоваться в учебных заведениях при чтении курсов по культурологии, философии, философии культуры, истории и философии науки, искусствоведению, а также при чтении спецкурсов по традициологии, субкультурам и др.

Апробация исследования. Результаты исследования обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры философии ТюмГУ и ТГНУ. Имеется шесть публикаций по данной теме. Теоретическому исследованию предшествовала семнадцатилетняя практическая деятельность автора в этой области, которая продолжается и сейчас. "

Структура диссертации. Текст работы состоит из введения, трех глав, включающих по два параграфа, заключения и библиографии. Диссертация изложена на страницах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Доронин, Владимир Викторович

Заключение

Рок - уникальное и противоречивое явление XX в., проявившееся в различных областях культуры. Это причудливый сплав музыки, поэзии, философии, живописи, театра и др., который затронул широкий спектр культуры в целом, став ее неотъемлемой частью. В ходе данного исследования обобщены имеющиеся сведения и установлена природа рок-культуры, к ней вполне уместно применение идеи аватары (термин в религиозной восточной философии, подразумевающий цепь повторяющихся перерождений). В свете этого рок-культура может рассматриваться как циклически повторяющаяся героическая традиция, только в измененной форме. Основными ее векторами являются свобода и вечность.

Рок-культура воплощается в мифотворчестве, существуя в форме метарассказа (саморассказа), то есть нарратива. Народные, национальные корни - общая черта всего рока. Поэтому рок можно считать «мостом между культурами».

В эпоху постмодерна романтизм и идеи героической традиции нашли свое воплощение в музыкально-поэтическом жанре, названным роком, а рыцарство, как таковое, персонифицировалось в современного рок-героя, ставшего субъектом рок-культуры. Каждое новое десятилетие развитие рок-культуры приводило к появлению нового стиля и олицетворяющей его плеяды очередных рок-героев. Потребность рок-героя в свободе и вечности ведет к их поиску и тем самым связывают рок с примордиальной традицией человечества, которая противостоит разрушающему влиянию современного десокрализованного индустриального общества, названного в восточных доктринах «темными веками», то есть время духовного упадка и деградации. (Состояние общества и культуры на данный момент по многим показателям наталкивает на мыль о том, что, возможно, наша современность и является «темным» веком культуры.) Кульминацией в развитии рок-культуры стало превращение его в многоуровневое, но единое движение. Так продолжалось почти на протяжении полувека, пока рок был в конфронтации по отношению к официальной культуре, построенной на потреблении.

Все изменилось в конце XX века, когда с изменением политических и государственных границ стали во многом меняться ценностные ориентиры в обществе. Вследствие этого рок как единое движение прекратил свое существование, так как был девальвирован массовой культурой внешне схожими атрибутами. То, что по праву может называться роком в силу своей антикоммерческой и нонконформистской природы, сейчас опять находится в андеграунде, а под его названием предлагается выгодный коммерческий продукт, пользующийся массовым спросом. Хотя для рок-культуры наступили не самые лучшие времена, она по-прежнему продолжает развиваться, чему свидетельствует появление и развитие indi (независимых) направлений и коллективов. Однако развитие это носит обособленный, локальный и не повсеместный характер в отличие от «золотых» десятилетий рок-культуры.

К числу направлений, которые на данный момент являются одной из новых форм проявления рок-культуры как продолжение героической традиции, относится направление Dark-Folk.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Доронин, Владимир Викторович, 2011 год

1. Абеляр, П. История моих бедствий / П. Абеляр. - М.: Республика, 1992.-С. 296-323.

2. Августин, А. Исповедь / А. Августин ; пер. с лат. М. Е. Сергеенко ; общ.ред. и ст. А. А. Столярова. М. : Канон + : Реабилитация, 2000. - 462с.

3. Адорно, Т. Эстетическая теория / Т. Адорно ; пер. с нем. А. В. Дранова.

4. М.: Республика, 2001. 527с.

5. Айвазян, А. А. Рок : информ.-справ. изд. / А. А. Айвазян. СПб : Триал,1992.-391с.

6. Альтернативная культура: Энциклопедия / Сост. Д. Десятерик.

7. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005.

8. Античные мыслители об искусстве : сб. высказываний древнегр.философов и писателей об искусстве. М.: Искусство, 1938. - 242 с.

9. Арашавский А.Ю., Винн А.Я. Антиобщественные проявления вмолодежной среде // Социальные исследования. 1990. №4.

10. Арефьева Т. От хиппи до яппи // Крестьянка. 1994. №10.

11. Аристотель. Сочинения : в 4 т. / Аристотель. М.: Мысль, 1978.

12. Асмус, В. Ф. Античная философия (история философии) / В. Ф. Асмус.- 3-е изд. М. : Высш.шк., 2003. - 400с.

13. Банфи, А. Философия искусства / А. Банфи ; предисл. К. М. Долгова ;пер. с итал. Г. П. Смирнова. М.: Искусство, 1989. - 384с.

14. Барт, Р. Избранные работы : Семиотика ; Поэтика : пер.с фр. / Ролан

15. Барт. М.: Прогресс: Универс, 1994. - 615 с.

16. Бахтин, М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и другихгуманитарных науках : опыт философского анализа / М. М. Бахтин // Литературно-критические статьи / М. М. Бахтин. М., 1986. - С.

17. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. М., 1999.

18. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / H.A. Бердяев.1. М., 1989.

19. Бердяев, Н. А. Царство духа и царство кесаря / Н. А. Бердяев. -М., 1995.J

20. Бердяев, H. А. Человек и машина / Н. А. Бердяев // Вопросыфилософии. 1989. - №2. - С.

21. Бердяев, Н. А. О природе творчества / Н. А. Бердяев // Хрестоматия пофилософии / сост. П. В. Алексеев. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби : Проспект, 2005. - С. 313 - 330.

22. Бердяев, Н. А. Сочинения /сост., вступ.ст. и прим. А. В. Гулыги. М. :1. Раритет, 1994.-416с.

23. Бергер, П. Религиозный опыт и традиция / П. Бергер // Религия иобщество : хрестоматия по социологии религии / сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М. : Аспект Пресс, 1996

24. Блаватская, Е. П. Разоблаченная Изида : в 2 т. / Е. П. Блаватская. М.:1. Эксмо, 2007. 832 с.

25. Блаватская, Е. П. Тайная доктрина : в 4 т. Д. : Сталкер, 1997. - 480с.

26. Блаватская, Е. П. Фрагменты оккультной истины / Е. П. Блаватская. М.1. Эксмо, 2003.- 832с.

27. Блейк У. Песни невинности и опыта / У. Блейк ; вступ. ст. А.

28. Глебовская. СПб.: Азбука, 2000. - С. 5-21.

29. Боэций «Утешение философией» и другие трактаты / Боэций. М.:1. Наука, 1990.

30. Вайнер, Д. Тайны соборов и пророчество великого Андайского креста /

31. Д. Вайнер, В. Бриджес. М. Эксмо, 2005. - 687с.

32. Васильева A.A. Российская рок-музыка 1970 1990-х годов каксоциокультурное явление: опыт культурологического анализа. Автореф. Челябинск, 1999.

33. Введенский, А. И. Логика, как часть теории познания / А. И.

34. Введенский. 3-е изд. - Петроград: Типогр. М.М. Стасюлевича, 1917. -430 с.

35. Вирт, Г. Священный Год / Г. Вирт Оккультные корни нацизма / Н.

36. Гудрих-Кларк. М.: Яуза : Эксмо, 2004. - 576 с.: ил.

37. Волкова, Е. В. Произведение искусства предмет эстетического анализа

38. Е. В. Волкова. М.: МГУ, 1976. - 286 с.

39. Волкова Е. В. Эстетика и искусствознание. М.: Знание, 1986. - 62 с.

40. Воронина, JI. А. Основные эстетические категории Аристотеля : учеб.пособие /Л. А. Воронина. -М., Высш. шк., 1975. 126 с.

41. Выготский, Л. С. Психология искусства : Анализ эстетической реакции /

42. Л. С. Выготский. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Лабиринт, 1997. - 416 с.

43. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики :пер. с нем. / Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. - 699 с.

44. Ганопольский, М. Г. Региональный этос: истоки, становление, развитие

45. М. Г. Ганопольский. Тюмень : ТюмГНГУ, 1998. - 160 с.

46. Гартман, Н. Эстетика / Н. Гартман. Киев : Никита-Центр, 2004. - 639 с.

47. Гегель, Г. В. Эстетика : собр. соч.: в 4 т. : Т. 1. М. : Искусство, 1968.312 с.

48. Гегель, Г. Ф. Работы разных лет / Г. Ф. Гегель. М, 1971.

49. Грицков, Ю.В. Образы страдания в страдающем сознании : (феноменстрадания и способы его осмысления в общественном сознании) : Монография / Ю. В. Грицков. Красноярск, 2004. - 120 с.

50. Громов A.B., Кузин О.С. Неформалы: кто есть кто? М.: Мысль, 1990.

51. Грот, Н. Я. Философия как ветвь искусства / Н. Я. Грот // Начала. 1993.-№3.

52. Гроф, С. За пределами мозга : Рождение, смерть и трансцендентность впсихотерапии / С. Гроф. М, 1993.

53. Гроф, С. Области человеческого бессознательного : опыт исследованийс помощью ЛСД / С. Гроф. М., 1994.

54. Гудрих-Кларк, Н. Оккультные корни нацизма / Н. Гудрих-Кларк. М.:

55. Яуза : Эксмо, 2004. 576с., илл.

56. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. М.:1. Эксмо, 2007. 736 с.

57. Гуревич, П. С. Социальная мифология / П. С. Гуревич. М. : Мысль,1983.

58. Гусев, С. С. Проблема понимания в философии / С. С. Гусев, Г. Л.

59. Тульчинский. -М.: Политиздат, 1985. 190 с.

60. Гуссерль, Э. Логические исследования : Картезианские размышления /

61. Э. Гуссерль. Минск. : Харвест, 2000. - 743 с.

62. Давидович, В. Е. Сущность культуры /В.Е. Давидович, Ю. А. Жданов.1. Ростов н/Д, 1979.

63. Даль, В. И. Толковый словарь живого великого языка / В. И. Даль.1. М.,1979.

64. Делез, Ж. Что такое философия? / Ж. Делез ; пер. с фр. С. Н. Зенкина.

65. Спб. : Алетейя, 1998. 286 с.

66. Делез, Ж. Различие и повторение / Ж. Делез. СПб. : Петрополис, 1988.-384 с.

67. Делез, Ж., Гватари Ф. Ризома ; Философия эпохи постмодерна. Мн.:

68. ИООО «Красино-принт», 1999

69. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева. М. :

70. АСТ-ПРЕСС : Галарт, 2000. 624с.

71. Добровольская, Г. Н. Федор Лопухов / Г. Н. Добровольская. Л.:1. Искусство, 1976. 319 с.

72. Евсюков, В. Г. Философия. Культура. Жизнь: Интерпретация ценностейи смыслов / В. Г. Евсюков. Новосибирск, 2003. - 214с.

73. Егорова Т.В. Работа с экстремистскими молодежными объединениями в Германии // Педагогика. 2006. №5.

74. Житинский, А. Путешествие рок-дилетанта / А. Житинский. Л. :1. Лениздат, 1990. 414 с.

75. Заботин П. С. Преодоление заблуждения в научном познании. М. :1. Мысль, 1979.- 189 с.

76. Западноевропейский эпос. // С-п.: Азбука-классика, 2002.

77. Звегинцев, В. А. Теоретическая и прикладная лингвистика / В. А.

78. Звегинцев. М., 1968. - 338 с.

79. Зиммель Г. Избранное : т. 1. Философия культуры / Г. Зиммель. М.:1. Юрист, 1996.-671 с.

80. Золотое десятилетие рок-поэзии / сост. А. Дидуров ; вступ. сл. А.

81. Кузнецов. -М.: Молодая гвардия, 1992. 157 с.

82. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм /

83. И. П. Ильин М.: Интрада, 1996. - 258 с.

84. История философии : энциклопедия / сост. и гл. ред. А. А. Грицанов.

85. Минск : Интерпрессервис-Книжный дом, 2002. 137с.

86. Каган, М. С. Системный подход и гуманитарное знание : избр. ст. / М.

87. С. Каган. Л. : ЛГУ, 1991.-383 с.

88. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб. : Петрополис,1996.-415 с.

89. Камю, А. Бунтующий человек : сочинения в 5 т.: т 3 / А. Камю.

90. Харьков : Фолио, 1998. 574с.

91. Кант, И. Сочинения : в 6 т. : т. 3 / И. Кант. М., 1964.

92. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант. М. : Искусство,1994.-365 с.

93. Кастальский С. Рок-энциклопедия. М.: АОЗТ «Ровесник», 1997.

94. Катаев С.Л. Социальные функции рок-музыки // Эстетическое сознаниекак фактор социального ускорения. Тезисы докладов. Запорожье, 1989

95. Кнабе Георгий, Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры, Кнабе Г.С. Избранные труды. Теория и история культуры. ,М,- СПб.:

96. Летний сад; М.: РОССПЭН, 2006, с. 20-50

97. Козлов А. Рок: истоки и развитие. -М.: Мега-Сервис, 1998.

98. Козловски, П. Культура постмодерна : общественно-культурныепоследствия технического развития : пер. с нем. / П. Козловски. М.: Республика, 1997. - 240 с.

99. Копнин, П. В. Идея как форма мышления / П. В. Копнин. Киев :

100. Киевский ун-т, 1963. 107с.

101. Корзун Н.В. Рок, игры, мода и реклама. М.: Сов. Россия, 1989.

102. Кормильцев И., Сурова О. г. Москва Рок-поэзия в русской культуре:возникновение, бытование, эволюция. // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 2005.

103. Костецкий, В. В. Экстаз как феномен культуры : философский анализтрансцендентального субъекта» : дис. на соиск. уч. степ, док.фил.наук / В. В. Костецкий. Тюмень, 1996. - 276 с.

104. Кремлев, Ю. А. О роли разума в восприятии произведений искусства /

105. Ю. А. Кремлев. М. : Музыка, 1970. - 72 с.

106. Кроули, А. Книга закона / А. Кроули. Пенза. : Алмазное сердце :1. Золотое сечение, 2005.

107. Крылова, Н. Б. Эстетические отношения : содержания и функции / Н. Б.

108. Крылова. М. : Знание, 1980. - 64 с.

109. Кузанский, Н. Сочинения : в 2 т. / Н. Кузанский. М.: Академия Наук

110. СССР : Ин-т философии : Мысль, 1980.

111. Кузнецов, В. Г. Герменевтика гуманитарного познания / В. Г. Кузнецов.-М. :МГУ, 1991.

112. Кушнир, А. «Золотое подполье» : (полная иллюстрированнаяэнциклопедия рок-самиздата 1967- 1994) / А. Кушнир. Нижний Новгород : Деком, 1994. - 366 с.

113. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. М.: Республика, 1993.383 с.

114. Кэмпбелл, Д. Тысячеликий герой / Д. Кэмпбелл. М.: Рефл-бук, 1997.-387 с.

115. Лайтман, М. Наука каббала : в 2 т.: т. 1. / М. Лайтман 3-е изд. - М.:

116. Древо Жизни : КаЬЬа1аЬлпГо, 2003. 640 с.

117. Лайтман, М. Наука каббала : в 2 т. : т. 2. / М. Лайтман. М.: Древо

118. Жизни : КаЬЬакИЛпй), 2004. 592 с.

119. Лайтман, М. ЗОАР / М. Лайтман. 2-е изд. М. : Древо Жизни :

120. Kabbalah.info, 2003. 704 с.

121. Лайтман, М. Каббала : Тайное еврейское учение : в 3 ч. / М. Лайтман.1. Новосибирск, 1993.

122. Лапицкий, В. В. Структура и функции субъекта познания / В. В.

123. Лапицкий. Л. : ЛГУ, 1983. - 159 с.

124. Ларин, Ю. В. Онто-логика культуры /10. В. Ларин. Тюмень : ТюмГУ,2004.- 164 с.

125. Леви, Э. Учение и ритуал / Э. Леви. М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 704 с.

126. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л.

127. Леви-Брюль. М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 462 с.

128. Леви-Стросс К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. М., 1980.

129. Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодернизма / Ж. Ф. Лиотар. М. : Ин-тэкспериментальной социологии : Алетейя, 1998. 159 с.

130. Лист, Г фон. «Тайны рун» : (главы из книги) / Г. фон Лист // Н. Гудрих

131. Кларк Оккультные корни нацизма / Н. Гудрих-Кларк. М.: Яуза : Эксмо, 2004. - 576с., ил.

132. Ломакин, С. К. Избранное : в 2 т. т 2. / С. К. Ломакин. Тюмень :1. ТюмГУ, 2002.-264 с.

133. Ломброзо, Ч. Гениальность и помешательство / Ч. Ломброзо. М. : Искусство, 1972. - 217 с.

134. Лосев, А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии / А. Ф. Лосев.-М., 1957.

135. Лосев, А. Ф. Знак. Символ. Миф / А.Ф. Лосев // Лосев, А. Ф. Труды по языкознанию / А. Ф. Лосев. Э., 1982.

136. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев.-М., 1976.

137. Маккалох, Д. А. Религия древних кельтов / Д. А. Маккалох ; пер. с англ. С. П. Евтушенко. М.: Центрполиграф, 2004. - 334 с.

138. Малахов В. С. Современная западная философия : словарь / В. С. Малахов, И. П. Филатов. -М.: ТОН-Остожье, 1998.

139. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. М., 1994.

140. Меньшиков, В. Г. Энциклопедия Рок-музыки / В. Г. Меньшиков. -Ташкент Узбекистон, 1992.- 368с.

141. Меркулов, И. П. Истоки сакрализации теоретической науки / И. П. Меркулов // Вопросы философии. 1998. - № 10. - С. 64-76.

142. Микешина, JI. А. Специфика философской интерпретации /Л. А. Микешина // Вопросы философии. 1999. - №11.- С. 3-28.

143. Мифология древнего мира / отв. ред. В. А. Якобсон. М.: Наука, 1977.

144. Мифы народов мира : т. 1. М.: Сов. энциклопедия, 1982.

145. Мэлори, Т. Смерть Артура / Т. Мэлори. М., СПб. : Наука РАН, 2005. - 899 с.

146. Мэнли, П. Холл : энциклоп. излож. масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии / П. Мэнли. М. : ACT : Астрель, 2004. - 479 с.

147. Новый Завет : Откровения Иоанна Богослова.

148. Ницше, Ф. О пользе и вреде истории для жизни ; Сумерки кумиров, или как философствовать молотом ; О философах ; Об истине и лжи во вненравственном смысле. М.: ACT, 2005. - 383 с.

149. Ницше, Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм ; Так говорил Заратустра ; Казус Вагнер ; Сумерки идолов, или Как философствуют молотом ; Антихрист ; Ессе Homo: сб. : пер. с нем. / Ф. Ницше. М.: Пушкинская б-ка : ACT, 2004. - 758 с.

150. Ницше, Ф. Воля к власти : Опыт переоценки всех ценностей (18841888) / Ф. Ницше. -М. : Транспорт, 1995.

151. Оборонко В.И. Западные молодежные субкультуры 80-х годов: Научно-аналитический обзор. М., 1990.

152. Ойзерман, Т. И. Существуют ли абстрактные истины? / Т. И. Ойзерман //Вопросы философии. 1999.-№ 6.-С. 13-25.

153. Орлов, М. Свердловский рок: памятник мифу / М. Орлов. -Екатеринбург : Пакрус, 2000, 173 с.

154. Орлова Э.А. Молодежные субкультурные объединения как фактор динамики культуры // Субкультурные объединения молодежи. М., 1987

155. Ортега-и-Гассет, X. Избранные труды: пер. с исп. / X. Ортега-и-Гассет ; сост., предисл. и общ. ред. А. М. Руткевича. М. : Весь мир, 1997. - 700 с.

156. Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия / X. Ортега-и-Гассет. М., 1991.

157. Ортега-и-Гассет, X. Эссе на эстетические темы в форме предисловия : электрон, ресурс. / X. Ортега-и-Гассет. режим доступа : http://opel.rsl/ru

158. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет. -М. : ACT, 2002. 509 с.

159. Павлов, А. В. Многомерность провинциализма : Гуманитарный вектор 1-2(10-11) / А. В. Павлов . Чита : Забайкальский гос. пед. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - 2002. - С. 5-15.

160. Павлов, А. В. Российский сюжет / А. В. Павлов // Социум и власть. -2004. №4. - С.87-96.

161. Папюс, Э. Ж. Каббала, или Наука о Боге, Вселенной и Человеке / Э. Ж. Папюс ; под ред. О. Диксона ; пер. Фр. Трояновского. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.-448с.

162. Платон. Избранные диалоги : пер. с дрнвнегреч. / Платон. М. : Худож. лит., 1965. - 440 с.

163. Платон. Собрание сочинений : в 4 т. / Платон ; общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994.

164. Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор : пер. с древнегреч. / Платон ; общ. ред. А. Ф. Лосева и др. М. : Мысль, 1999. - 864с.

165. Платон. Законы : пер. с древнегреч. / Платон ; общ.ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; авт. ст. в прим. А. Ф. Лосев ; прим. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1999. - 832с.

166. Платон. Диалоги / Платон. СПб.: Азбука, 2000 - 448 с.

167. Петров, Ю. А. Практическая методология / Ю. А. Петров, А. А. Захаров. М.: Диалог-МГУ, 1999. - 107 с.

168. Поппер, К. Открытое общество и его враги : в 2 т.: пер. с англ. / К. Поппер ; под ред. В. Н. Садовского. М. : Феникс : Культурная инициатива, 1992.

169. Праздников, Г. А. Художественное творчество как поведение / Г. А. Поздняков // Смысл культуры. СПб, 1996. - 346с.

170. Прокл. Первоосновы теологии. Гимны / Прокл. М., 1993.

171. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней : т. 1. Античность / Дж. Реале, Д. Антисери. СПб. : Петрополис, 1994. - 320 с.

172. Религия : Новая философская энциклопедия : в 4 т. М., 2001.

173. Рожко, К. Г. Формы общественной духовности и виды культуры: Метод, пособие / К. Г. Рожко ; отв. ред. М. А. Капеко. Тюмень : ТГИИК, 2002.-39 с.

174. Розанов, В. В. Апокалипсические секты : хлысты и скопцы / В.В. Розанов. СПб., 1911.

175. Роланд П. Рок и поп. М: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

176. Салтанович И.П. Музыка как элемент возрастной субкультуры: преемственность и конфликт поколений. Дис. канд. социол. наук.-Мн, 1994

177. Самохин, В. Н. Эстетическое восприятие / В. Н. Самохин. М.: Мысль, 1985.-208 с.

178. Саркитов Н.Д. Социальные функции рок-музыки и ее место в молодежной субкультуре. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1987

179. Сартр, Ж. П. Слова / Ж. П. Сартр. М. : Прогресс, 1964.

180. Сведенборг, Э. О небесах, о мире духов и об аде / Э. Сведенборг. -Киев : Украина, 1993. 335 с.

181. Свидерский, В. И. О диалектике отношений / В. И. Свидерский. JL : ЛГУ, 1983.- 137с.

182. Свидерский, В. И. О диалектике элементов и структуры в объективном мире и познании / В. И. Свидерский. М., 1962. - 275 с.

183. Свидерский, В. И. Бесконечность, абсолютность, относительность // В. И. Свидерский ; Конечное и бесконечное: Философский аспект проблемы /А. С. Кармин. -М., 1966. Гл. V - С. 165-170.

184. Скандинавская мифология : энциклопедия. -М. : Эксмо, 2004. 592 е., ил.

185. Селиванов, Ф. А. Логические формы, приемы и законы : метод, указания / Ф. А. Селиванов Тюмень : Изд-во гортипографии упрполиграфиздата, 1982. - 36 с.

186. Селиванов, Ф. А. Логика : учебно-методической комплекс для дистанционного обучения / Ф. А. Селиванов. Тюмень : ТюмГНГУ, 2001.-152 с.

187. Селиванов, Ф. А. Диалектика и ее альтернативы: учеб. псобие / Ф. А. Селиванов ; отв. ред. М. А. Капеко. 2-е изд. - Тюмень : ТГИИК, 2001. -41с.

188. Селиванов, Ф. А. Поиск ошибочного и правильного / Ф. А. Селиванов. Тюмень : ТюмГУ, 2003. - 196 с.

189. Селиванов, Ф. А. Благо, истина, связь / Ф. А. Селиванов. Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2008. - 260с.

190. Сен-Симон, А. Избранные сочинения / А. Сен-Симон. -М., 1948.

191. Смирнов, М. Ю. Мифология и религия : некоторые аспекты их соотношения / М.Ю. Смирнов // Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб, 1991.

192. Современный философский словарь / под общ ред. В. Е. Кемерова. -3-е изд., испр. и доп. М. :, Акад. проект, 2004. - 834с.

193. Соловьев, В. С. Сочинения : в 2 т. : т. 2 / В. С. Соловьев ; общ.ред. и сост. А. В. Гулыги, А. Ф. Лосева ; прим. С. Л. Кравца и др. М. : Мысль, 1988.-822 с.

194. Соловьев, В. С. Сочинения : в 2 т. : т. 1 / B.C. Соловьев. М. : Мысль, 1990.-892 с.

195. Соловьев, В. С. Понятие о Боге / В. С. Соловьев // Спиноза Б. Этика / Б. Спиноза. СПб, 1993.

196. Соловьев, В. С. Сочинения : в 2 т. / В. С. Соловьев. М., 1989.

197. Сорокин, П. А. Обзор теорий и основных проблем прогресса / П.А. Сорокин // Сорокин, П. А. Новые идеи в социологии / П. А. Сорокин. -СПб, 1914.

198. Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике / Ф. Соссюр де ; пер. с фр. общ. ред., вступ.ст. и коммент. Н. А. Слюсаревой. М. : Прогресс, 1990.-280с.

199. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию / Ф. Соссюр де. М., 1977. -695с.

200. Спенсер, Г. Опыты научные, политические и философские : пер. с англ. / Г. Спенсер ; под ред. Н. А. Рубакина. М. : Современный литератор, 1998. - 1408 с.

201. Степин, В. С. Теоретическое знание : структура, историческая эволюция / В. С. Степин. -. М. : Прогресс-Традиция, 2000. 743 с.

202. Троицкий, А. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е . / А. Троицкий. М. : Искусство, 1991.-206с.

203. Тугушева А. Р. Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук, Типография Издательства СГУ,г. Саратов, Астраханская, 83.

204. Франкл, В. Человек в поисках смысла. / В. Франкл М. : Прогресс, 1990.-366 с.

205. Фрезер, Дж. Золотая ветвь : Исследование магии и религии / Дж. Фрезер. М. : ACT : Транзиткнига, 2006. - 781с.

206. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. М. : Просвещение, 1990-448 с.

207. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко. СПб., 1997.

208. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко; пер. с фр. Н. С. Автономовой, В. П. Визгина. СПб. : A-cad, 1994. - 405 с,

209. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления : пер. с нем. / М. Хайдеггер. М. : Республика, 1993. - 447 с.

210. Хайдеггер, М. Переписка 1920-1963=Briefwechesel 1920-1963 / M. Хайдеггер. M. : АД Marginem, 2001, - 415 с.

211. Хайдеггер, М. Положение об основании / М. Хайдеггер .; пер. с нем. О. А. Коваль. СПб. : Алетейя, 2000. - 290 с.

212. Хайдеггер, М. Пролегомены к истории понятия времени / М. Хайдеггер. Томск : Водолей, 1998. - 384 с.

213. Халин, С. М. Познание и метапознание : (проблема типологического единства) / С. М. Халин. Тюмень : ТюмГУ, 1998. - 244 с.

214. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон . М. : ACT,-603 с.

215. Хейзинга, Й. Осень средневековья / Й. Хейзинга. М., 1988.

216. Хейзинга, Й. HOMO LUDENS / Й. Хейзинга. М. : Прогресс, 1922.

217. Хижняк И.А. Парадоксы рок-музыки: мифы и реальность. Киев: Молодь, 1989.

218. Хойбнер Т. Вызов неприкаянных: Модные волны и молодежные течения теды, хиппи, панки, рокеры - в западном мире. М.: Мол. гвардия, 1990.

219. Чижова И.А.Рок-музыка как культурно-исторический феноменавтореф.дисс.канд.иск. М.,1993

220. Шабатура, JI. Н. Социогинез традиции / JI. Н. Шабатура. -Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2003. 209 с.

221. Шарпантье, JT. Тамплиеры : Справочный материал / JL Шарпантье ; пер. с фр. Е. Мурашкинцевой. М. : Астрель» : ACT, 2003. - 224 с.

222. Шацкий, Е. Утопия и традиция / Е. Шацкий M : Прогресс, 1990.

223. Шеллинг, Ф. В. Философия искусства : пер. с нем. / Ф. В. Шеллинг. -М. : Мысль, 1998.-608 с.

224. Широкова, Н. С. Культура кельтов и нордическая традиция античности / Н. С. Широкова. СПб. : Евразия, 2000.

225. Шмелев A.A. Молодежные культурные и социальные движения в России // Социологические исследования. 1998. №8.

226. Шопенгауэр, А. О воле в природе : Мир как воля и представление : Т. II.: пер. с нем. / А. Шопенгауэр. М. : Наука, 1993. - 669 с.

227. Шостак Г.В. Рок-культура как основа формирования молодежных субкультур (http://www.cheap-software-inegastore.com).

228. Шпенглер, О. Закат Европы : в 2 т. т. 1. / О. Шпенглер ; пер. с нем. И. И. Маханькова. М. : Айрис-пресс, 2003. - 528с.

229. Шрейдер, Ю. А. Равенство, сходство, порядок / Ю. А. Шрейдер. М. : Наука, 1971.- 252 с.

230. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этнографического исследования системы. СПб.: Наука, 1993.

231. Щербинин, M. Н. Искусство и философия в генезисе смыслообразования : 4.1. / M. Н. Щербинин. Тюмень : Вектор Бук, 2001.- 111 с.

232. Щербинин, M. Н. Искусство и философия в генезисе смыслообразования : 4.2. / M. Н. Щербинин. Тюмень : Вектор Бук, 2004.- 164 с.

233. Щербинин, M. H. Законы и категории диалектики на ступенях интеллектуального прогресса / M. Н. Щербинин // Вестник ТюмГУ. -1999.-№1.-С. 3-15.

234. Щербинин, M. Н. Эстетическая антропология / M. Н. Щербинин // Вестник ТюмГУ. 2005. - №5. - С. 135-152.

235. Эвола, Ю. Мистерия Грааля / Гудрих-Кларк Н. Оккультные корни нацизма / Н. Гудрих-Кларк. М. : Яуза : Эксмо, 2004. - 576 с. : ил.

236. Эко, У. Отсутствующая структура : Введение в семиологию / У. Эко. -М. : Петропополис, 1998. 432 с.

237. Энциклопедический словарь под ред. К.К. Арсеньева и Е.Е. Петрушевского. С.-Петербург: Типо - Литография И.А. Ефрона, излатели: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, - т. XXIII, 1898. - 961с.

238. Эолова арфа : Антология баллады / сост., предисл., коммент. А. А. Гугнина. М. : Высш. шк., 1989. - 671с.

239. Эстетика : Словарь / под общ. ред. А. А. Беляева и др. М. : Политиздат, 1989. - 447 с.

240. Юнг, К. Г. Понятие коллективного бессознательного / К.Г. Юнг // Юнг, К. Г. Аналитическая психология : Прошлое и настоящее / К. Г. Юнг. -М. : Мартис, 1995.

241. Ямвлих. О египетских мистериях / Ямвлих ; пер. и вступ. ст. Л. Ю. Лукомского ; коммент. Р. В. Светлова, Л. Ю. Лукомского. М., 1995.

242. Ямпольский М. Россия: культура и субкультура // Общественные науки и современность. 1993. №3.

243. Самиздатовская литература.

244. Дети Подземелья, 1982. статья «Канон»

245. Ухо. №4, 1983. статья «Новый Гесиод»

246. Зомби. №6, 1986. статья «Шаги не туда (история дипломатии музыки рок и движения КСП)»

247. Урлайт. №4, 1985. статья «Welcome to the machine»

248. Урлайт. №16, 1987. статья «Держаться корней»

249. Урлайт. №1, 1988. статья «Цветы на огороде»

250. Тусовка. №8, 1989. статья «Вниз по лестнице в небо»

251. Сибирская язва. №1, 1988. статья» Панки в своем кругу»

252. Ура-Бум-Бум. №6,1990. статья «Фирсология»

253. Контр КультУра. №1, 1990. статья «Статья №108»

254. Контр КультУра. №1, 1990. статья «Наверное, что-то случилось»

255. ДВР. №12, 1991. статья «Вожатый перепутал троллейбусные кольца»

256. Шумела Мышь. №2, 1991. статья «До редакции»

257. Связь времен. №1, 1993. статья «Что такое рок-поэзия и как с ней бороться»

258. Подробности взрыва. №2, 1993. статья «Уходят продукты»231. Зомби. №1,1984.

259. Сведения о данных изданиях и их подлинность подтверждены в книге А. Кушнира «Золотое подполье» (полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата 1967- 1994). Нижний Новгород, Издательство «Деком», 1994. 366с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.