Роль Д.С. Мережковского в формировании культуры Серебряного века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат исторических наук Тараскина, Вера Николаевна

  • Тараскина, Вера Николаевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Саранск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 179
Тараскина, Вера Николаевна. Роль Д.С. Мережковского в формировании культуры Серебряного века: дис. кандидат исторических наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саранск. 2004. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Тараскина, Вера Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Д.С. МЕРЕЖКОВСКИЙ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ l^1 1.1. Д.С. Мережковский в истории русской философской культуры и литературы.

1.2. Эволюция мировоззрения Д.С. Мережковского.

Глава 2. РЕЛИГИОЗНЫЕ, НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО fa? 2.1. Влияние нравственно-эстетического творчества Д.С. Мережковского на символизм Серебряного века.

2.2. Религиозная основа духовно-нравственного поиска Д.С. Мережковского.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль Д.С. Мережковского в формировании культуры Серебряного века»

Актуальность темы исследования. Изучение богатого творческого наследия Дмитрия Сергеевича Мережковского, в котором ярко проявились характерные черты религиозно-философской и этической мысли, настроения, сомнения, интересы, духовные и эстетические поиски эпохи Серебряного века, весьма актуально, поскольку способствует более глубокому постижению русской культуры.

Д.С. Мережковский оказывал влияние на эпоху, пробуждая интерес к религиозному поиску, насыщая его творческой силой, поднимая проблемы, актуальные для отечественной литературы и философии.

Особый интерес для изучения представляет духовный мир представителей эпохи Серебряного века, отражающий противоречие между потребностью и неспособностью верить, стремление к преодолению скептицизма и обретению веры. Обозначенные тенденции нашли отражение в произведениях писателя, в созданной им религиозной концепции Царства Третьего Завета, или Религии Святой Троицы, которая должная была способствовать возвращению истинного смысла христианства, возрождению в церкви духа свободы и творчества.

Д.С. Мережковский неустанно подчеркивал основополагающее значение религии для духовной, нравственной, общественной жизни. Особый исследовательский интерес представляют такие аспекты религиозно-философских взглядов Д.С. Мережковского, как поиск универсального религиозно-нравственного идеала, утверждаемая им ценностная система, своеобразие подходов к решению «проклятых вопросов» бытия. Изучение, анализ и интерпретация перечисленных аспектов актуальны в контексте наиболее болезненных духовных проблем современности: роста религиозного экстремизма и догматизма, потери высших духовных ориентиров, душевного опустошения, доминирования психологии потребительства.

Согласно выводам некоторых современников Д.С. Мережковского и историков русской философии и культуры, его творчество посвящено одной теме - нравственно-религиозной. Выявление нравственно-религиозной проблематики и морального значения творческих и духовных устремлений Д.С. Мережковского актуально в связи с поиском в современном мире оснований для положительных ценностных систем. Для нашей страны данная проблема особенно остра еще и потому, что эти ценностные основания во многом некритично импортируются из доминирующих в социально-политическом плане культурных центров мира при разрушении и отрицании опыта ценностного строительства в России. При этом современная культурная и геополитическая ситуация отчетливо показывает неверный путь решения ценностных, религиозных и в целом смысложизненных задач в доминирующих странах мира, что заставляет нас более пристально вглядываться в имеющийся у нас опыт такого рода деятельности. Поэтому плодотворным представляется обращение к изучению «новой религии» Д.С. Мережковского, которая утверждает систему ценностей религиозно-этического характера - мир, свободу, любовь, правду, истину, справедливость.

Д.С. Мережковский значим для нас как мыслитель, рассматривавший проблемы вечных ценностей. «Предельные» или «проклятые» вопросы бытия, касающиеся смысла жизни, ценности человеческой личности, свободы, поиска идеальной любви на земле, преодоления зла в работах философа нашли своеобразную интерпретацию, позволяющую раскрыть их для современного человека с новой стороны.

Степень изученности проблемы. Творчество Д.С. Мережковского необычайно многосторонне. Он был поэтом, литературным критиком, публицистом, историческим романистом, драматургом, религиозным мыслителем. Этим объясняется значительное количество посвященных ему работ историко-философского, историко-культурного, литературоведческого, биографического характера.

Мировоззрение Д.С. Мережковского в контексте духовной культуры Серебряного века представлено в работах историков русской философии Н.А. Бердяева [20-24], Б.П. Вышеславцева [40;41], В.В. Зеньковского [72], С. А. Левицкого [81], Н.О. Лосского [82-84], Г.В. Флоровского [157; 158] и др. Современные историки русской философии (И.И. Евлампиев [66], М.А. Маслин [85]) также рассматривают символистские, религиозно-философские взгляды Д.С. Мережковского в контексте литературных, религиозно-философских, духовных поисков в российской культуре конца XIX - начала XX в.

Значительный исследовательский интерес представляют работы, в которых творчество писателя осмыслено в историко-культурном плане. И.В. Кондаков обращается к анализу нравственно-эстетических взглядов писателя и мыслителя как представителя русского Культурного Ренессанса конца XIX-начала XX в. [76], A.M. Эткинд раскрывает влияние мистических настроений эпохи Серебряного века, деятельности общинных сект на формирование утопического сознания Д.С. Мережковского, развитие его неохристианских взглядов [170]. Английская исследовательница русского символизма А. Пайман изучает различные аспекты деятельности Мережковского как одного из предтеч русского символизма [120].

Анализ литературной составляющей творчества писателя, его поэзии, исторических романов, критики представлен в трудах известных литературоведов Ю.И. Айхенвальда [2], С.А. Венгерова [37], А.С. Долинина [63] и др.

Представления о личности Д.С. Мережковского, его вкладе в культуру Серебряного века помогают сформировать воспоминания, статьи, биографические, литературоведческие, философские, критические работы его современников - Г. В. Адамовича [1], А. Белого (Б.Н. Бугаева) [16-18], А. А. Блока [29], В.Я. Брюсова [31], В.И. Иванова [74], И.А.Ильина [75], В.В. Розанова [131-136], П.П. Перцова [125], Ф. Сологуба (Ф.К. Тетер-никова), С.Л. Франка, В.Ф. Ходасевича [65], К.И. Чуковского [164], Л. Шеетова (Л.И. Шварцмана) [168]. Особое место в этом ряду занимают дневники, статьи, воспоминания З.Н. Гиппиус [45-54].

Важное значение имеют труды западных ученых. Э. Клаус [78] и Б. Ро-зенталь [172] исследовали ницшеанские мотивы в творчестве Д.С. Мережковского, О. Матич рассматривает суть религиозного утопизма мыслителя [171], Т. Пахмусс принадлежит заслуга опубликования произведений, хранившихся в парижских архивах Мережковского [121-124], А. Ханзен-Леве обращается к творчеству писателя, исследуя особенности русского символизма [ 160; 161].

Наконец, с целью объективного и всестороннего изучения творчества Д.С. Мережковского необходимо обратиться к статьям и работам современных исследователей литературы и философии Серебряного века, анализирующих символистские взгляды Д.С. Мережковского, - Е.А. Андрущенко [7], О.В. Дефье [59-62], В.А. Келдыша, Л.А. Колобаевой [64], О.Н. Михайлова [112], З.Г. Минц [109-111], С.Н. Поварцова [127-129], В.В. Полонского [130] и др.

Религиозно-философские взгляды Д.С. Мережковского в контексте «нового религиозного сознания» как течения религиозно-философской мысли в России нашли отражение в работах современных исследователей: П.П. Гайденко [42-44], В. А. Кувакина [80], Я. В. Сарычева [142; 143].

Новейшее осмысление особенностей многогранного творчества Д.С. Мережковского представлено в коллективной монографии «Д.С. Мережковский: мысль и слово», изданной по материалам первой международной конференции, посвященной писателю и мыслителю (1998 г.). Работа Я.В. Сарычева «Религия Дмитрия Мережковского» является качественно первой попыткой осуществить целостный анализ творческого наследия писателя в системе и на основе методологии, наиболее соответствующей интерпретации данной творческой системы.

Анализ имеющейся литературы позволяет сделать вывод о том, что несмотря на большое количество исследований, посвященных конкретным аспектам творчества Д.С. Мережковского, в настоящее время оно изучено недостаточно полно. В частности, требует научной разработки проблема вклада Д.С. Мережковского в формирование культуры Серебряного века на основе осмысления его эстетических и нравственно-религиозных поисков в комплексе, системной целостности и единстве, в контексте эпохи.

Настоящая работа представляет собой попытку объективного и беспристрастного анализа творчества Д.С. Мережковского, его «универсального религиозно-нравственного идеала», и утверждаемой им системы религиозно-этических ценностей в контексте эпохи Серебряного века.

Рассмотрение творчества Д.С. Мережковского в системной целостности позволит более глубоко исследовать те стороны его наследия, которые до сих пор не являлись объектом изучения историко-культурной, литературоведческой, историко-философской науки.

В качестве объекта исследования выступают работы

Д.С. Мережковского, а также посвященные ему труды современников и современных исследователей. Предметом исследования является комплекс нравственно-религиозных взглядов Д.С. Мережковского в социально-историческом контексте времени, его роль в формировании культуры Серебряного века.

Целью настоящей работы являются выявление роли Д.С. Мережковского в формировании культуры Серебряного века, анализ и интерпретация его религиозно-этических взглядов в их развитии и всестороннем единстве.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить место и роль Д.С. Мережковского в духовной культуре Серебряного века, своеобразие и значение его творчества; осмыслить философскую проблематику творчества писателя и мыслителя;

- проанализировать исследовательские оценки наиболее важных сторон творчества Д.С. Мережковского для определения исходных позиций в рассмотрении его мировоззрения;

- установить основные этапы развития религиозно-этических взглядов Д.С. Мережковского, определить духовную основу его творческой эволюции, научно-философские источники, обусловившие формирование мировоззрения мыслителя и ставшие основой для его религиозно-философской доктрины;

- рассмотреть символистские взгляды Д.С. Мережковского, пронизывающие все сферы его многогранного творчества, определить особенности (религиозное понимание символа, акцентирование нравственного значения искусства, его религиозной основы);

- проанализировать «новую религию» Д.С. Мережковского как универсальный религиозно-нравственный идеал, утверждающий систему религиозно-этических ценностей - Царство Божье на земле, мир, свобода, любовь; выявить своеобразие нового религиозно-нравственного идеала мыслителя в сравнении с существовавшими до него;

- выделить основные нравственно-религиозные проблемы, нашедшие отражение в творчестве Д.С. Мережковского, прежде всего, проблемы происхождения зла, оправдания Бога (теодицея), критериев разграничения добра и зла, преодоления зла в мире; проанализировать феномен идеальной любви, наряду со свободой, занимающей в его системе ценностей высшее положение.

Методологические основания диссертации. Методологическое основание диссертационного исследования составляет этико-философский подход к рассмотрению творческого наследия Д. С. Мережковского в системной целостности в контексте духовной культуры Серебряного века. Кроме того, теоретической и методологической основой исследования являются фило-софско-этические работы, среди которых в первую очередь следует отметить труды Р.Г. Апресяна, О.В. Брейкина, А. А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, А.П. Скрипника, А.И. Титаренко. В диссертационном исследовании использован категориальный аппарат, разработанный названными специалистами в области этики. Методологической основой диссертации является также соединение этического и культурно-исторического подходов, обусловленное спецификой творческого наследия Д.С. Мережковского.

В качестве основных методов диссертационного исследования были применены:

1) сравнительно-исторический, используемый для определения своеобразия творчества Д.С. Мережковского, его места и роли в духовной культуре Серебряного века, анализа основных аспектов его религиозно-философской доктрины, выявления исторического значения деятельности литератора и мыслителя, а также современного понимания и значения его творчества;

2) историко-философский, позволяющий рассмотреть творчество Д.С. Мережковского в контексте основных системных разработок в сфере истории философии, в частности истории религиозной философии;

3) комплексного этического анализа, объединяющий функциональный и субстанциональный подходы к морали на основе непротиворечивого использования их научного аппарата;

4) аксиологический, способствующий выявлению системы религиозно-этических ценностей в религиозно-философской концепции Д.С. Мережковского.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые творчество Д.С. Мережковского рассмотрено в комплексе, как нравственно-религиозный поиск в контексте культуры Серебряного века. В более конкретной форме научную новизну диссертационного исследования можно определить следующими положениями.

1. Выявлена нравственно-религиозная проблематика, определено моральное значение творчества Д.С. Мережковского в контексте духовной культуры Серебряного века;

2. Обозначены основные этапы духовной и творческой эволюции Д.С. Мережковского^ в формировании универсального религиозного идеала христианской культуры. При периодизации творческой эволюции мыслителя мы опирались на комплекс представлений о взаимовлиянии развития истории и его эволюции.

3. Подробно проанализированы религиозно-этические взгляды Д.С. Мережковского, заключающиеся в формировании универсального религиозно-нравственного идеала - Христианства Третьего Завета, устанавливающего систему ценностей религиозно-этического характера, проведено исследование отличий этого идеала от иных, разрабатываемых в отечественной религиозной философии и культуре.

4. Исследовано своеобразие подходов мыслителя к решению основных моральных проблем (смысл человеческого существования, пути обретения веры, проблема критериев разграничения добра и зла, преодоления зла, обретение духовных основ существования, поиски идеальной любви); определена степень этической самостоятельности Д.С. Мережковского в ходе своеобразного диалога с мыслителями, оказавшими наибольшее влияние на духовную ситуацию Серебряного века (от Ф.Ницше до религиозных мыслителей того периода).

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Важнейшая роль Д.С. Мережковского заключается в том, что он во многом предвосхитил основные тенденции в развитии культуры Серебряного века и, прежде всего, способствовал сближению художественного творчества, философии и религии. Главной темой мыслителя является нравственно-религиозная - стремление к осуществлению универсального религиозно-нравственного идеала. Она предопределяет моральное значение творчества Д. С. Мережковского, которое посвящено важной этической проблеме - проблеме свободы, творчества, достоинства человека.

2. Взгляды Д.С. Мережковского последовательно развивались в направлении создания универсального религиозно-нравственного идеала хрии стианской культуры, в котором соединялись бы в совершенной гармонии языческий и христианский идеалы, разрешались противоречия в душах людей и в обществе. Рассмотрение этапов эволюции мыслителя (разочарование в позитивизме, обращение к античности, увлечение творчеством Ф. Ницше, поворот к христианству, стремление сформировать собственный идеал христианской культуры) невозможно без учета ее взаимосвязи с развитием российской и мировой истории и культуры.

3. Особая роль Д.С. Мережковского в русском символизме объясняется тем, что он создал культурную систему символизма, в основе которой лежит оригинальная трактовка символа как знака на пути к гармонизации различных сфер культуры и личности человека.

4. Откликаясь на духовные запросы эпохи, Д. С. Мережковский приходит к созданию новой религиозной системы Религии Святой Троицы или Третьего Завета, которая преодолевала недостатки исторического христианства, способствовала возрождению в Церкви духа Свободы и Творчества, сближая философию и культуру с христианством. В соответствии со своей религиозной доктриной, Д. С. Мережковский предлагает схему исторического развития, отражающую эволюцию религии и морали: Первый завет - религия Бога в мире, Второй завет — религия Бога в человеке, Третий Завет -религия Бога в человечестве, Религия Святого Духа, совершенного соединения любви и свободы.

5. Система религиозно-этических ценностей, утверждаемая «новой религией» Мережковского, представляет собой переоценку традиционных христианских ценностей, преодолевающую их аскетизм, превалирование «духа» над «плотью», направленность в потустороннее и выражает стремление к утверждению достоинства человека, его творчества и свободы. Утверждаемые «новой религией» Д. С. Мережковского ценности религиозно-этического характера (Царство Божье на земле, любовь, свобода, мир, правда), с одной стороны, являются традиционным для христианства, с другой, принципиальная новизна в их осмыслении заключается в стремлении писателя и мыслителя устанавливать не иерархическое их соподчинение, а осмысливать их в единстве и гармонии, разрешать традиционно возникающие противоречия свободы и любви, веры в Бога и свободы, любви и познания, веры и познания.

6. Зло в религиозной концепции Д.С. Мережковского лишено субстанционального начала. Оно трактуется как дух вечной середины, пошлости, плоскости, абсолютное небытие, ложное подобие Лика Божьего. Путь преодоления зла заключается в обретении идеала, внутреннего ценностного, творческого начала, в личном и общественном духовном совершенствовании.

7. Важное место в религиозно-философской доктрине Д.С. Мережковского занимают поиски идеальной любви - «христианской влюбленности», в которой преодолеваются антиномии пола, недостатки традиционного брака. Любовь рассматривается Мережковским в метафизическом и этическом аспектах, которые не исключают, а дополняют и являются продолжением друг друга.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в комплексном анализе религиозно-нравственных идей Д.С. Мережковского в контексте духовной культуры Серебряного века. Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по этике и истории философии, социальной философии, истории религии, антропологии, культурологии, а также оказать помощь в дальнейшем изучении тех или иных аспектов разностороннего литературно-философского творческого наследия писателя и мыслителя.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Тараскина, Вера Николаевна

Заключение

Д.С. Мережковский являлся одной из центральных фигур Серебряного века русской культуры. Основные мотивы и тенденции развития культурной и социальной ситуации нашли своеобразный отклик в его художественном и философском творчестве, побудивший к оригинальному философскому ми-ровидению. Восприятие наиболее актуальных идей, отражавших социокультурную ситуацию эпохи^ пришедших с Запада и сформированных в рамках отечественной традиции (от Ф. Ницше до различных форм российской религиозной мысли) способствовали разработке основ новой религиозной концепции (Религии Третьего Завета). Эта концепция должна была преодолеть затруднения, с которыми столкнулись предшествующие религиозные (прежде всего христианские) формы, путем переосмысления и гармонизации оппозиций Духа и телесности, земного и небесного, божественного и человеческого. Пересмотр представлений об их глубинном антагонизме привел мыслителя к необходимости исторического понимания их взаимовлияния, в ходе которого должно кристаллизоваться «новое религиозное сознание», в котором они будут находиться в непротиворечивом единстве (своеобразное «религиозное» зеркало диалектики Гегеля).

Поиск гармонического единства заставил Мережковского решить ряд принципиально важных философских и культурных задач, прежде всего связанных с необходимостью переосмысления ценностей предшествующих периодов развития религии, с одной стороны, и необходимости сохранения христианства как важнейшей смысложизненной ценности и организующего начала жизни, с другой. Эта цель объясняет и своеобразную трактовку Мережковским роли язычества в истории культуры и его места в современной жизни, и попытки своеобразной «переоценки ценностей» в духе Ницше, и поиск ценностных моделей, которые позволили бы обновить мир семейных ценностей и ценностей любви. Способ, избранный Мережковским, был ориентирован, прежде всего, на мир литературы. Можно сказать, что он был своеобразным посредником между культурой и философией на рубеже веков.

Особенный интерес представляет моральная проблематика произведений, творческих стремлений Д.С. Мережковского. Он стремился «сказать правду о жизни, о земле», сформировать идеал христианской культуры, которая не отвергала бы земное, человеческое, а прославляла творчество человека, его свободу и любовь.

Творческая и духовная эволюция Д.С. Мережковского определяется стремлением к формированию универсального религиозно-нравственного идеала, утверждающего систему религиозно-этических ценностей любви, свободы, мира, творчества, правды, истины, справедливости. Своеобразие этой системы ценностей заключается в относительном религиозном имморализме Д.С. Мережковского, предлагавшего переоценку традиционных христианских ценностей, нивелированных историческим христианством, породившим обывательскую мораль; а также в попытках поиска разрешения извечных противоречий между ценностями любви и свободы, веры и познания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Тараскина, Вера Николаевна, 2004 год

1. Адамович Г. Мережковский // Одиночество и свобода. М.: Республика, 1996.-447 с.

2. Айхенвальд Ю. Мережковский о Лермонтове // Силуэты русских писателей: В 2 т. М.: Терра, 1998.- Т.1. -304 с.

3. Александрова Р.И. Социальная демонология в русской философии / Р.И. Александрова, Е.В. Мочалов // Отечественная философия: русская, российская, всемирная. Н. Новгород. - 1998. - С.344-347

4. Александрова Р.И. Россия: духовность, философия любви / Р.И. Александрова, Е.А. Курносикова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1999. -176 с.

5. Алексеев П.В. Философы России XIX -XX столетий. Биографии, идеи, труды. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академич. проект, 1999. -944 с.

6. Анастасьева И.Л. Эволюция религиозно-философской мысли в России рубежа веков (на примере книги Д. С. Мережковского «Иисус Неизвестный») // htpp:// gosha-p. narod.ru / Articles /Anastva. htm

7. Андрущенко Е.А. Критик, эстетик, художник / Е. А. Андрущенко, Л.Г. Фризман // Мережковский Д.С. Эстетика и критика: В 2 т. М.; Харьков, 1994.-T.I. - С. 7-57

8. Анненкова Н.В. Д.С. Мережковский-символист в контексте философии «Серебряного века» // Литература как форма существования русской философии. Екатеринбург, 2001. - 128 с.

9. Антихрист (Из истории отечественной духовности): Антология / Сост., коммент. А.С. Гришина, К. Г. Исупова. М.: Высш. шк., 1995. - 415 с.

10. Арапов А.В. Идея священного брака в русской философии Серебряного века // Вест. Воронеж, гос. ун-та. 1998. - № 2. - С. 223-230.

11. Арапов А.В. Социальные проблемы и духовная культура в творчестве русских софиологов Серебряного века // http://shaktism.narod.ru/soc.html

12. Арапов А.В. Западная инициатическая традиция и русская софиология // http://shaktism.narod.ru/soc.html

13. Басинский П. Хам уходящий: «Грядущий Хам» Д.С. Мережковского в свете нашего опыта // Новый мир. 1996. - № 11. - С. 212-228

14. Бельчевичен С.П. Философия истории Д. С. Мережковского: власть и религия // Культура и власть. Тверь, 1999. - С. 100-106

15. Бельчевичен С.П. Проблема взаимосвязи культуры и религии в философии Д. С. Мережковского. Тверь, 1999. - 130 с.

16. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. -528 с.

17. Белый А. Собр. соч. Воспоминания о Блоке. М.: Республика, 1995. -510 с.

18. Белый А. Мережковский. Силуэт (Из книги «Арабески»). Серебряный век. Поэзия. М.: Олимп, 1999. - 672 с.

19. Бенуа А. Мои воспоминания: В 5 кн. 2-е изд., доп. - М.: Наука, 1990. -Т.Н.-Кн. IV, V. - 743 с.

20. Бердяев Н.А. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. - 528 с.

21. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. - № 1. -С. 77-144; №2.-С. 87-154.

22. Бердяев Н.А. Новое христианство (Д. С. Мережковский) // Н.А. Бердяев о русской философии. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. -Ч. 2.-С. 127-148.

23. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 624 с.

24. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Канон +, 1999.-464 с.

25. Бибихин В.В. Новый ренессанс. М.: Наука, 1998. - 496 с.

26. Бибихин В.В. Добро, истина и несуществование у Вл. Соловьева // http://www.philosophy.nsc.ru/disc/library/lib5.html

27. Богданович В. Д.С. Мережковский как религиозный мыслитель // http://www.russianresources.lt/archive/Bogdanovich/Bogdan2.html

28. Богословский А.И. Мережковский: попытка авторецензии // Человек. 1999.- №6.- С. 141-142.

29. Блок А.А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. Проза 1903-1917. - М.; Л.: ГИХЛ, 1960-1965.-800 с.

30. Брейкин О.В. Становление нравственного идеала в культурах Древнего мира / Науч. ред. Р.И. Александрова. Саранск: Изд-во Мордов. унта, 1996. - 148 с.

31. Брюсов В. Д.С. Мережковский как поэт // Д.С. Мережковский: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. - 568 с.

32. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения / Подгот. текста и коммент. В. В. Сапова; Послесл. К.М. Долгова. М.: Республика, 1994.-415 с.

33. Бычков В.В. Эстетические пророчества русского символизма. М.: Полигнозис, 1999.-С. 83-104

34. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры. Sub specie aesthetica: В 2 т. Т. 2. Славянский мир, Древняя Русь, Россия. - М.: Универ. кн., 1999.-527 с.

35. Васильев В.Е. Метаисториософия Д. С. Мережковского // http://anthropology.ru/ru/texts/vasiljevve/ruseur09.html

36. Введенский А.И. Очерки по истории русской философии / А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.-591 с.

37. Венгеров С.А. Этапы неоромантического движения. Статья первая // Русская литература XX века (1890-1910): В 2 кн. / Под ред. проф. С.А. Венгерова. М.: ИД «XXI век - Согласие», 2000. - Кн. 1. - 512 е.; Кн. 2.-472 с.

38. Вислова А.В. На грани игры и жизни (Игра и театральность в художественной жизни «серебряного века») // Вопр. философии. 1997. -№ 12.- С. 28-38

39. Волкогонова О.Д. Религиозный анархизм Д.С. Мережковского. Образ России в философии российского зарубежья. М.: Росс, полит, эн-цикл., 1998.-325 с.

40. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / Вступ. ст., сост. и коммент. В. В. Сапова. М.: Республика, 1994. - 368 с.

41. Вышеславцев Б.П. Иисус Неизвестный // Д.С. Мережковский : Pro et cotra. Спб.: РХГИ, 2001. - 568 с.

42. Гайденко П.П. Соблазн «святой плоти» (Сергей Соловьев и русский Серебряный век) // Вопр. литературы. 1996. - Вып. IV. - С. 72-127

43. Гайденко П.П. Д.С. Мережковский: апокалипсис всесокрушающей религиозной революции // Вопр. литературы. 2000. - Вып. V. - С. 98126

44. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. 472 с.

45. Гиппиус З.Н. Автобиографическая заметка // Русская литература XX века (1890-1910) / Под ред. проф. С.А. Венгерова. М., 1914. - Т. 1. -Кн. II.-С. 173-177.

46. Гиппиус З.Н. Влюбленность; О любви; Арифметика любви; О женах // Русский Эрос, или Философия любви в России. М., 1991. - С. 174220.

47. Гиппиус З.Н. Живые лица: Воспоминания. Л.: Искусство. Ленингр. отд., 1991.- 198 с.

48. Гиппиус З.Н. Петербургский дневник. М.: Сов. писатель. - Олимп, 1991.- 128 с.

49. Гиппиус З.Н. Сочинения: Стихотворения. Проза / Вступ. ст., сост., подгот. текста и коммент. К.М. Азадовского и др. Л.: Худож. лит., 1991.-664 с.

50. Гиппиус З.Н. Опыт свободы / Подгот. текста М.М. Павловой, пре-дисл. и примеч. Н. В. Королевой. М.: Панорама, 1996. - 522 с.

51. Гиппиус З.Н. Дневники / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М.: ИПК «ИНТЕЛВАК» , 1999. - Т. 1. - 736 е., т.2. - 720 с.

52. Гиппиус З.Н. // Русская литература XX века (1890-1910) / Под ред. проф. С. А. Венгерова. М.: ИД «XXI век - Согласие», 2000. - Кн. 1. -512 е., кн. 2.-472 с.

53. Гиппиус З.Н. Живые лица /Сост., вступ. статья и коммент. А. Николюкина. М.: Олма-Пресс, 2002. - 448 с.

54. Гиппиус З.Н. Новые материалы. Исследования / Ред. и сост. Н.В. Королева. М.: ИМЛИ РАН, 2002. - 384 с.

55. Гулыга А.В. B.C. Соловьев // Литературная газета. 18 января. -1989

56. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. - 310 с.

57. Гусейнов А. А. Этика /А. А. Гусейнов, Р.Г Апресян. М.: Гардарики, 2000. -472 с.

58. Гусейнов А. А. Этика / А.А. Гусейнов, Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2003. - 496 с.

59. Дефье О.В. Д. Мережковский и новое эстетическое сознание серебряного века русской культуры // Время Дягилева: Универсалии серебряного века: Третьи Дягилевские чтения. Пермь, 1993. - Вып. 1. - С. 167-176.

60. Дефье О.В. Путь к гармонии (Д. С. Мережковский) // Рус. Словесность. 1993. - № 5. - С. 82-85.

61. Дефье О.В. Мережковский: преодоление декаданса: (раздумья над романом о Леонардо да Винчи) / Моск. Гос. Пед ун-т. М., 1999. - 124 с.

62. Дефье О.В. Духовное всеединство Д. С. Мережковского // Педагогика. -2002.- №2.-С. 52-57.

63. Долинин А. Дмитрий Мережковский // Русская литература XX века (1890-1910): В 2 кн. / Под ред. проф. С.А. Венгерова. М.: ИД «XXI век - Согласие», 2000. - Кн. 1, - 512 е., кн. 2-472 с.

64. Д.С. Мережковский: мысль и слово / РАН, Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького; Редкол.: В.А. Келдыш и др. М.: Наследие, 1999. -349 с.

65. Д.С. Мережковский: pro et contra / Сост. А. Н. Николюкин. СПб.: РХГИ, 2001. -568 с.

66. Евлампиев И.И. История русской философии: Учеб пособие для вузов / И. И. Евлампиев. М.: Высш. шк., 2002. - 584 с.

67. Елисеев Н. О стихах Д.С. Мережковского //htpp://azbuka.gif.ru/authops/eliseev/

68. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. СПб.: Азбукаклассика, 2001.-496 с.

69. Зайцев Б. «Иисус Неизвестный» / Публ., вступ. ст., коммент. М. Мироновой // Наше наследие. 1990. - № III (15). - С. 91-92

70. Зайцев Б. Памяти Мережковского: 100 лет // Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М., 1991. - С. 483490.

71. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии (XI XX в.в.) / С. - Петербург, гос. ун-т. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: ИД «Летний сад», 2001.-396 с.

72. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т. Ростов -н/Д: Феникс, 1999. - 544 с.

73. Злобин В. Д. С. Мережковский и его борьба с большевизмом // Дальние берега: Портреты писателей эмиграции. М.: Республика, 1994. -383 с.

74. Иванов Вяч. Мимо жизни // Вяч. Иванов Родное и вселенское. М.: Республика, 1994.-428 с.

75. Ильин И. А. Одинокий художник. М.: Искусство, 1993. - 348 с.

76. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие. М.: Аспект-Пресс, 1997. - 687 с.

77. Коростелев О. «Россия без свободы для меня невозможна» (Статьи Мережковского эмигрантского периода) // Д. С. Мережковский Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. СПб.: РХГИ, 2001. - 656 с.

78. Клюс Э. Ницше в России. Революция морального сознания / Гуманитарное агентство «Академический проект». СПб., 1999 // http://www.nietzsche.ru/biograf/bg801 .htm

79. Крейд В. Рец. на кн. Дмитрий Мережковский. Тайна русской революции. Предисл., прим. А.Н. Богословского. М.: «Российский путь», 1998.- 141 с.

80. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. -М.: Мысль, 1980.-309 с.

81. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М.: Канон, 1996.-496 с.

82. Лосский Н.О. Характер русского народа. Кн. 2. М.: Ключ, 1990, 96 с. - (Репринт. 1957 г.).

83. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991.-559 с.

84. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994.-431 с.

85. Маслин М.А. История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. М.: Республика, 2001. - 639 с.

86. Мень А. Культура, христианство, церковь. Н. Новгород: Нижегородская ярмарка, 1995. - 671 с.

87. Мережковский Д.С. Полн. собр. соч.: В 24 т. М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1914. - Т. I-XXIV.

88. Мережковский Д.С. Собр. Соч.: В 4 т. / Сост. и общ. ред. О.Н. Михайлова. М.: Правда, 1990. - Т. I - IV.

89. Мережковский Д.С. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи / Сост., послесл. и коммент. С.Н. Поварцова. М.: Кн. палата, 1991.-352 с.

90. Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет / Сост. Е. Я. Данилова. М.: Сов. писатель, 1991. - 496 с.

91. Мережковский Д.С. Грядущий Хам. Больная Россия: Избранное. -Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. - 267 с.

92. Мережковский Д.С. Атлантида-Европа: Тайна Запада / Вступ. ст. В.Д. Цыбина. М.: Рус. книга, 1992. - 416 с.

93. Мережковский Д.С. Эстетика и критика: В 2-х т. М.: Искусство; Харьков: «Фолио», 1994. - 672 с.

94. Мережковский Д.С. О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы // Мережковский Д. С. Эстетика и критика: в 2-х т. М.: Искусство; Харьков: «Фолио», 1994. - С. 137-225

95. Мережковский Д.С. Вечные спутники. Роман. Стихотворения. Литературные портреты. Дневник. М.: Школа-пресс, 1996. - 736 с.

96. Мережковский Д.С. Собр. Соч.: Иисус Неизвестный /Редкол.: О. А. Коростелев, А. Н. Николюкин, С. Р. Федякин. М.: Республика, 1996. -687 с.

97. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский / Д. С. Мережковский Избранное: Роман, стихотворения, эссе, исследования. Кишинев: Лит. Артистикэ, 1989. - 544 с.

98. Мережковский Д.С. Лица святых от Иисуса к нам / Редкол. О.А. Коростелев, А.Н. Николюкин, С.Р. Федякин. М.: Республика, 1997. -366 с.

99. Мережковский Д.С. Реформаторы: Лютер, Кальвин, Паскаль. -Томск: Изд-во Водолей, 1999. -448 с.

100. Мережковский Д.С. Наполеон. М.: Терра, 1999. - 416 с.

101. Мережковский Д. С. и др. Царь и революция. М.: ОГИ., 1999.224 с.

102. Мережковский Д.С. Леонардо да Винчи и мы. Духовный кризис Европы//Человек. 1999.- №6.- С. 142-154

103. Мережковский Д.С. Тайна русской революции (опыт социальной демонологии) // Человек. 1999. - № 5. - С. 150-166

104. Мережковский Д.С. Было и будет. Дневник. 1910-1914; Невоенный дневник. 1914-1916 / Сост., предисл. Е. Г. Домогацкой, Е. А. Певак; коммент. И. Л. Анастасьевой, Е. Г. Домогацкой, Е. А. Певак. М.: Аграф, 2001.-512 с.

105. Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. СПб.: РХГИ, 2001. - 656 с.

106. Мережковский Д.С. Тайна трех. Египет Вавилон. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.-560 с.

107. Мережковский Д.С. Полн. энциклопедич. собр: соч. М.: «Адепт», 2003

108. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т., т. 2, ч. 1. М.: «Прогресс-Культура», 1994. - 416 с.

109. Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Творчество А. А. Блока и русская культура. Блоковский сборник, III. Тарту, 1979. - С. 79-85. - (Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. - Вып. 459).

110. Минц 3. Г. О трилогии Д.С. Мережковского «Христос и Антихрист» // Мережковский Д.С. Христос и Антихрист: Трилогия. М., 1989. - Т. 1.-С. 5-26.

111. Ш.Минц З.Г. Блок и русский символизм: Избранные труды в трех книгах. СПб.: Искусство, 1999. - 727 с.

112. Михайлов О.Н. Пленник культуры (О Д. С. Мережковском и его романах) // Мережковский Д. С. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. - Т. I. - С. 3-22.

113. Михин А.Н. Аракчеев и Фотий // Благословенны первые шаги. -Магнитогорск, 1997. С. 50-63

114. Михин А.Н., Петрова И.В. Государь и цесаревич в драме «Павел I» Д. С. Мережковского // Благословенны первые шаги. Магнитогорск, 1997.-С. 32-50

115. Москалькова Т.Н. Противодействие злу в русской религиозной философии. М.: Проспект, 1999. - 128 с.

116. Некрасова Е.Н. Живая истина: Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. М.: Мартис, 1997. - 160 с.

117. Ницше Фридрих По ту сторону добра и зла: Сочинения. М.: ЭКСМО - Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. - 1056 с.

118. Одоевцева И. На берегах Сены: Мережковский и Гиппиус // Звезда. 1988.-№ 12.-С. 80-95.

119. Павлова М. Мученики великого религиозного процесса // Мережковский, Гиппиус, Философов Царь и революция. М.: ОГИ, 1999. -224 с.

120. Пайман А. История русского символизма /Авториз. пер. с англ. В.В. Исаакович. М.: Республика, 1998. - 415 с.

121. Пахмусс Т. «Зеленая лампа» в Париже // Лит. обозрение. 1996. -№ 2. - С. 70-72.

122. Пахмусс Т. Зинаида Гиппиус в «Числах» // Лит. обозрение. 1996. -№2.-С. 89-90.

123. Пахмусс Т. Лютер. Кальвин. Паскаль // Д.С. Мережковский Реформаторы. Лютер. Кальвин. Паскаль. Предисл.. - Томск: Изд-во «Водолей», 1999.-448 с.

124. Пахмусс Т. Творческий путь Зинаиды Гиппиус // З.Н. Гиппиус Новые материалы. Исследования. М.: ИМЛИ РАН, 2002. - 384 с.

125. Перцов П.П. Литературные воспоминания. 1890-1902 гг. М.: Новое лит. обозрение, 2002. - 496 с.

126. Платон Пир // Мыслители Греции. От мифа к логике: Соч. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. - 832 с.

127. Поварцов С. Траектория падения (О литературно-эстетических концепциях Д. Мережковского) // Вопросы литературы. 1986. - № 11. — С. 153-191.

128. Поварцов С.Н. Надо через нас пройти (о Д. С. Мережковском) // Литературная газета. 1990. - 17 января

129. Поварцов С.Н. Возвращение Д. С. Мережковского // Д. С. Мережковский. Акрополь. М.: Книжная палата, 1991. - 352 с.

130. Полонский В.В. Биографический жанр в творчестве Д.С. Мережковского 1920-1930-х годов: Автореф. дис. канд. филолог, наук. М., 1993.-26 с.

131. Розанов В. В. Мысли о литературе. М.: Современник, 1989. -607 с.

132. Розанов В.В.: pro et contra: личность и творчество Василия Васильевича Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология /Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Фатеева. СПб.: РХГИ, 1995. - Кн.1. - 520 е.; Кн.2. - 574 с.

133. Розанов В.В. На чем может повернуться «религиозное сознание»? // Человек. 1999. - № 6. - С. 62-72

134. Розанов В.В. Представители «нового религиозного сознания» // Человек. 1999.-№ 6.-С. 56-61

135. Розанов В.В. Среди иноязычных (Д.С. Мережковский) // Д.С. Мережковский: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2000. - 568 с.

136. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени / Состав., вступ. ст. А. В. Малинова. СПб.: Азбука, 2001.-416 с.

137. Рудич В. Дмитрий Мережковский (1866-1941) // История русской литературы: XX век: Серебряный век.-М., 1995.-С. 214-225.

138. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995.-624 с.

139. Русский Эрос или Философия любви в России /Сост. и авт. вступ. ст. В. П. Шестаков; Коммент. А. Н. Богословского. М.: Прогресс, 1991. -448 с.

140. Рябов О.В. Женщина и женственность в философии Серебряного века. Иваново: Иванов, гос. ун-т, 1997. - 160 с.

141. Савельев С.Н. Д.С. Мережковский и 3. Н. Гиппиус. Предисл. и по-слесл. к сб. Мережковский Д.С. Больная Россия. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.-267 с.

142. Сарычев Я.В. Религия Дмитрия Мережковского: «Неохристианская» доктрина и ее художественное воплощение. Липецк: ИНФОЛ, 2001. -224 с.

143. Сарычев Я.В. Эрос в творчестве Д. С. Мережковского: Автореф. дис. канд. филолог, наук. Воронеж, 1998. - 23 с.

144. Семигин В. Д. С. Мережковский: от литературы к религии // Интер-нет-журнал«Ломоносов»//http://www.nature.ru/db/msg.html?mid= 115475 6&s= 121600000

145. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992. -350 с.

146. Серебряный век. Поэзия. М.: Олимп, 1999. - 672 с.

147. Солнцева Н. Третий Завет Дмитрия Мережковского / Мережковский Д.С. Вечные спутники: Роман, стихотворения, литературные портреты. М.: Школа-Пресс, 1996. - 736 с.

148. Соловьев B.C. Избранное. М.: Сов. Россия, 1990.-496 с.

149. Соловьев B.C. Избр. произв. Ростов н/Д: «Феникс», 1998 - 544 с.

150. Степун Ф. Россия накануне 1914 года // Вопросы философии. -1992. -№ 9.- С. 85-120

151. Степун Ф.А. Портреты / Сост. и послесловие А. А. Ермичева. -СПб.: РХГИ, 1999.-440 с.

152. Субботина З.А. Русский религиозно-философский ренессанс как социокультурный феномен // Отечественная философия: русская, российская, всемирная. Н. Новгород, 1998. - С. 414-418.

153. Терапиано Ю. Д. С. Мережковский // Дальние берега: Портреты писателей эмиграции. М.: Республика, 1994. - С. 109-115.

154. Философия любви / Под общ. ред. Д. П. Горского; Сост. А. А. Ивин. М.: Политиздат, 1990.- 4.1.-510 с.155^ Фирсов С. Экспроприация совести. Хулиганство как социальное явление//Звезда. 1997. - № 9.- С. 178-188

155. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи / П. А. Флоренский. М.: ACT, 2003. - 640 с.

156. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма / Пре-дисл. В. В. Сербиненко // Вопр. философии. 1990. - № 10. - С. 78-98.

157. Флоровский Г.В. Пути русского богословия // http: // traditional-lib.narod.ru/slovo/religio/christ/florovsk03-0.htm

158. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Этюд по теории психосексуальности // Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998.- 1040с.

159. Ханзен-Леве А. А. Русское сектантство и его отражение в литературе русского модернизма // Русская литература и религия. Новосибирск, 1997.-С. 153-226.

160. Ханзен-Леве А. А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. / Пер. с нем. С. Бромерло, А. Ц. Масевича и А. Е. Барзаха. СПб.: «Академический проект», 1999. - 512 с.

161. Хоружий С.С. София Космос - Материя: Устои философской мысли отца Сергия Булгакова // Вопр. философии. — 1989. - № 12. — С. 9098.

162. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопр. философии. 1991. - № 5. - С. 26-27.

163. Чуковский К.И. Тайновидец вещи // Мережковский Д. С.: Pro et contra / Сост., вступ. ст., коммент., библиогр. А. Н. Николюкина. Спб.: РХГИ, 2001.-568 с.

164. Чухина JI.A. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. 2-е издание, перераб.и доп. - Рига: Зинатне, 1991. - 303 с.

165. Чучвага А. А. Религиозная философия пола в журнале «Мир искусства» // Человек культура - общество. М.: Современные тетради. -2002.-С. 186-187

166. Швейцер А. Мистика апостола Павла // Швейцер Альберт Благоговение перед жизнью: Сб. работ. М.: Прогресс, 1992. - 572 с.

167. Шестов Л. Власть идей (Д. Мережковский Л. Толстой и Достоевский. Т. II.) И Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. С. 190-209.

168. Этика. Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. - 671 с.

169. Эткинд А. Хлыст: Секты, литература и революция. М.: Новое литературное обозрение, 1998. - 687 с.

170. Matich О. The Merezhkovskys' Third Testament and the Russian Utopian Tradition // Cristianity and the Eastern Slavs, II: Russian Culture in Modern Times. Berkeley, 1994.- P. 158-171.

171. Rosenthal B. G. Nietzsche in Russia: The Case of Merezhkovsky // Slavic Review. 1974. - Vol. 33. - № 3.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.